Значение индустриализации для общества

Индустриализация в СССР

Индустриализация – период с 1928 по 1941 годы (прервана войной), в ходе которого Советская власть реализовала планы первых трех пятилеток, позволивших укрепить промышленность СССР, а также обеспечить независимость ВПК и основных элементов экономики от Западных стран. Начало индустриализации следует искать двадцатых годах прошлого века, приведших к внедрению НЭПа. Первый разговора о курсе на индустриализацию (хотя при этом подчеркивалось, что СССР всё ещё будет какое-то время оставаться аграрной страной) произошел в 1925 году.

Для правильного понимания сути происходящего, следует выделить 2 главные задачи, стоявшие перед индустриализацией:

  • Поставить СССР в экономическом и промышленном плане вровень с передовыми странами мира.
  • Полная модернизация военно-промышленного комплекса и его независимость от других стран.

Подготовка к индустриализации (период с 1925 по 1928 годы)

В целом путь к индустриализации был открыт на 14 съезде ВКПб 1925 года и 16-ой партконференции в апрель 1929 года, в результате которой произошло создание основных принципов развития.  На повестке дня было 2 плана индустриализации:

  •  «отправной». Показатели с необходимым минимумом.
  • «оптимальный».  Завышенные показатели, в среднем на 20%.

Мы знаем, что советская власть всегда бралась за невозможное. Поэтому выбрали «Оптимальный» план, который имел завышенные проценты. Следующее важно событие произошло в апреле 1926 года.

Впервые в партии Большевиков победила идея о построении социализма в СССР, без оглядки на другие страны. Напомню, что Ленин и Троцкий были сторонниками мировой революции.

Они считали, что сначала нужно свергнуть буржуазию везде где только можно, а уже потом заниматься социализмом. Сталин говорил, что СССР это уникальный продукт, им нужно дорожить и строить социализм здесь и сейчас. В конечном итоге подход Сталина и победил.

Обратите внимание

Но хочу отметить, что новый путь в корне противоречил идеологии марксизма.  Здесь важный момент заключается в том, что сама индустриализация стала не просто экономическим средством, но и политическим.

Осень 1926 года Большевики выдвинули новый лозунг (любили они это дело): «Догнать и перегнать капиталистические страны!». Сделать это в условиях НЭПа, который уже загнивал в своей либеральности и мелкой торговле, было невозможно. Поэтому все больше людей поддерживало идею начала индустриализации в СССР, как единственного средства, позволяющего догнать страны Европы и США.

В апреле 1929 очередной съезд партии утвердил «оптимальный» план на первую пятилетку. Выше мы уже говорили о том, что это за план. Главное в этом плане – строительство новых объектов промышленности (фабрики и заводы).

Всего планировалось построить 1200 новых крупных объектов. Сразу скажу, что в дальнейшем этот план пересматривался 2 раза в сторону уменьшения объемов, но об этом дальше. Приоритетом выступили объекты производства и тяжелая промышленность.

  На реализацию этой идеи выделялось 78% всех поступлений в бюджет.

Источники проведения индустриализации

Индустриализация требовала громадных денег. Это логично, потому, что построение промышленности требует больших денег и не дает ежеминутной отдачи. Но только так можно было спасти экономику СССР.  И руководство партии стало изыскивать средства для создания промышленности всеми доступными способами:

  • Внешняя торговля. Советская власть продавала в Европу нефть, лес, лен, золото, зерно. Наибольшим спросом пользовались зерно, лес и нефть. Всего они приносили ежегодно более 2 миллиардов рублей.
  • Коллективизация активно работала на индустриализацию. Продукция сельского хозяйства забиралась практически за бесценок и передавалась на нужды промышленности.
  • Полная отмена частной (розничной и оптовой) торговли. Все привилегии НЭПа отменялись. Случилось это в 1933 году. Напомню, что доля НЭПманов на розничном рынке была 75%.
  • Создание «дефицитов». Население целенаправленно ограничивали во всем, чтобы максимально все вложить в промышленность. В результате уровень жизни людей в СССР в 1933 году упал в 2 раза в сравнении с показателями 1928 года!
  • Идейная настройка граждан. Все партийные организации внушали людям чувство патриотизма и долга для того, чтобы те лучше работали. Что собственно и происходило.
  • Спецсредства.

Что такое спецсредства для индустриализации

Что имеется в виду под «спецсредсвами»? В 1917 году большевики провели массивную экспроприацию. Средства ушли в швейцарские банки (финансовый центр Европы), откуда они могли быть исопльзованы для нужд революции в других странах. Средства эти выделялись на конкретные счета и на конкретных людей. Это были представители Ленинской гвардии.

В период НЭПа деньги тоже получались, и они тоже уходили на счета в швейцарских банков. Было всего прядка 100 деятелей Ленинской гвардии, которые имели счета в зарубежных банках. Я повторяю это были не их личные деньги, но они лежали на личных счетах.

Поскольку мировой революции нет, они так лежали мертвым грузом. А суммы были огромные — в среднем по 800 миллионов долларов (нужно только помнить, что доллар тогда по сравнению с современным нужно умножить на 20-25).

То есть это были огромные суммы, и вот в 1930-е годы Сталин эти деньги получил и во многом благодаря им индустриализация в СССР прошла.

Личная разведка Сталина прошлась по западным банкам и, подкупая служащих, она вывела тех людей, которые имели деньги на счетах. Потому что Сталин этого знать просто не мог. Он не был в этой игре к тому моменту. Это делалось по другим линиям, например по Комментерну.

Тогда начался, так называемый сталинский террор, когда начали арестовывать представителей Ленинской гвардии. Сначала им давали очень умеренные сроки. Но мало кто знает, что эти сроки (5-7 лет) это был обмен на их средства в швейцарских банках.

Это и есть те самые спецсредства, которые решили много проблем.

В это же время в мире бушевал страшный кризис, который вошел в историю, как «Великая Депрессия». Благодаря этому кризису советской власти удавалось буквально за бесценок скупать объекты промышленности, которые им были нужны.

Важно

Есть и еще 1 момент, о котором очень редко говорят истории. В это же время США потерял рынок Великобритании и был вынужден искать новые. Одним из них стал именно рынок СССР.

Так, что частично индустриализации в СССР была проведена на деньги американских миллиардеров.

Ход индустриализации

Период до начала работы по первому пятилетнему плану

Фактически к 1928 году сложилась ситуация, при которой все имеющиеся ресурсы СССР бросало на создание промышленности. Сталин уже тогда говорил о том, что без промышленности СССР уничтожат и раздавят, скорее всего, войной (удивительно, но в своих прогнозах Сталин практически никогда не ошибался).

Для проведения индустриализации было выделено 3 пятилетки. Рассмотрим детально каждый пятилетний план.

План первой пятилетки (Реализован с 1928 по 1932 годы)

Техника решает все!

Лозунг первой пятилетки

Первая пятилетка должна была произвести до 60 крупных предприятий. Всего, напомню, изначально предполагалось построить 1200 объектов. Потом выяснилось, что денег нет на 1200. Выделили 50-60 объектов, но потом опять выяснилось, что и 50-60 объектов тоже очень много.

В конечном итоге был составлен список 14 объектов промышленности, которые должны были быть построены. Но это были реально крупные и нужные объекты: Магнитка, ТуркСиб, Уралмаш, Комсомольск-на-Амуре, ДнепроГЭС и другие, не менее значимые и сложные.

На их постройку вделалось 50% всех денег.

Всего были завялены следующие показатели в качестве оптимальных:

  • Выпуск промышленной продукции = +136%;
  • Производительность труда = +110%.

Первые 2 года первой пятилетки показали превышение плана, индустриализация шла полным ходом, в результате чего задания были увеличены на 32%, а затем еще на 45%! Руководители СССР предполагали, что бесконечное увеличение плана будет приводить ко все большей эффективности труда. Где-то так и получилось, но чаще всего люди стали заниматься «приписками», когда показатели давались заведомо ложные. Правда если это вскрывалось, то человека моментально обвиняли во вредительстве, и в лучшем случае дальше следовала тюрьма.

Первая пятилетка завершилась тем, что руководство СССР гордо рапортовало – план перевыполнен. На самом деле это даже отдаленно не напоминало реальность. Например, производительность труда выросла на 5%.

С одной стороны не плохо и прогресс есть, но с другой стороны говорилось то о 110%! НО тут я хочу предостеречь всех от поспешных выводов. Несмотря на то, что практически все показатели, заявленные перед пятилеткой, выполнены не были – рывок страна сделала гигантский.

СССР получил промышленность и отличную базу для дальнейшей работы и роста. И это самое главное. Поэтому результат первой пятилетки индустриализации в СССР должен быть оценен положительно.

План второй пятилетки (Реализован с 1933 по 1937 годы)

Кадры решают все!

Лозунг второй пятилетки

Первая пятилетка заложила фундамент, создала количественный показатель. Теперь же требовалось качество. И не случайно стройки первой пятилетки сразу вспоминаются, а вот стройки второй пятилетки – нет.

Дело не в том, что стали хуже строить или пропали амбиции, а в том, что индустриализация перешла на следующий уровень. Именно поэтому в эти годы уже на слуху не предприятия, а личности – Стаханов, Чкалов, Бусыгин и другие. И этот упор на качество дал результата.

Если с 1928 по 1933 году производительность труда выросла на 5%, то с 1933 по 1938 годы на 65%!

План третьей пятилетки (Реализован с 1938 по 1941 годы)

Третья пятилетка была начата в 1938 году, но была прервана в 1941 году, в связи с началом войны.

Третья пятилетка началась в 1938 году, а план на нее был утвержден на 18 съезде партии в 1939 году. Главный лозунг этого этапа развития СССР был – Догнать и перегнать западные страны по производству на душу населения. Предполагалось, что этого следует добиться без уменьшения затрат на военно-промышленный комплекс.

Но поскольку в Европе буквально меньше, чем через год, началась война – расходы были больше сосредоточены как раз на ВПК. Главный упор третьей пятилетки был сделан на химическую и электрическую промышленность. Мерило деятельности пятилетки – национальный валовой доход должен был увеличиться в 2 раза.

Совет

 Добиться этого не удалось, но причина тому война. Все-таки пятилетка была прервана за 2,5 года до своего завершения. Но главное чего удалось добиться Советской власти – ВПК стал полностью независимым от других стран, а рост промышленности вышел на стабильные +5/6 % ежегодно.

И это прямой результат индустриализации в Советском Союзе.

Что дали стране Пятилетки и их значимость для Индустриализации

Поскольку задача была в создании индустриального общества, то и результаты нужно оценивать исходя из ответа на главный вопрос. А звучит он так – «Стал СССР или нет полностью индустриальной страной?». На этот вопрос нельзя ответить однозначно. И да и нет, но в целом – задача решена была. Докажу на примере.

Официальные цифры говорят, что в национальном доходе 70% было получено от промышленности! Даже если предположить, что эти цифры завышены (любили это делать в руководстве ЦК КПСС) и доля промышленности в национальном доходе была 50% — это в любом случае колоссальные цифры, до которых далеко очень многим из современных держав.

А СССР этот путь прошел всего за 12 лет.

Также приведу некоторые цифры развития СССР в период с 1922 по 1937 годы:

  • Ежегодно запускалось в эксплуатацию до 700 фабрик и заводов (нижний показатель – 600).
  • К 1937 году рост промышленности в 2,5 раза опережал показатели 1913 года.
  • Объемы промышленности выросли значительно, и по их показателю СССР вышел на 2 место в мире. Напомню, что в 1913 году Российская Империя занимала по этому показателю 5 место в мире.
  • СССР стал полностью независимым государством в плане военном и экономическом от других стран. Без этого нельзя было победить в войне.
  • Полное отсутствие безработицы. Примечательно, что в 1928 году она составляла 12%, но благодаря индустриализации – в СССР работали все.
Читайте также:  Последствия первой мировой войны

Советское общество в период индустриализации

Рабочий класс и его жизнь

Главная идея индустриализации заключалась в том, чтобы обеспечить каждого человека работой и обеспечить жесткий контроль над ним. Добиться этого в принципе удалось, хотя полного контроля над умами рабочих не имело даже сталинское правление.

Начиная с 1932 года в СССР были введены обязательные паспорта для всех. В дополнении были ужесточены наказания за нарушение дисциплины на рабочем месте. Например, если человек не являлся на работу без уважительной причины – моментально увольнение.

На первой взгляд кажется, что жестоко, но дело в том что тогдашний советский рабочий это бывший крестьянин, который привык, что за ним наблюдают в селе, контролируют и говорят что делать. В городе он получал свободу, после которой многим «сносило голову». Поэтому и нужно было наводить социальную дисциплину.

Нужно правда сказать, что до конца социальную дисциплину в советском обществе даже сталинскому режиму не удалось решить.

В 1940 году (это было связано с подготовкой к войне) рабочий утратил право перехода на другое место работы без разрешения администрации. Это решение было отменено только в 1955 году.

В целом жизнь простого человека была крайне тяжелой. Карточная система была отменена в 1935 году. Теперь все покупалось за деньги, но цены были мягко говоря высокими. Судите сами. Среднемесячная зарплата рабочего в 1933 году составляла 125 рублей. При этом:

  • 1 килограмм хлеба стоил 4 рубля.
  • 1 килограмм мяса стоил 16-18 рублей.
  • 1 килограмм масла стоил 40-45 рублей.

А теперь подумайте, что мог себе рабочий позволить в 1933 году? К концу 30-х годов материальное положение рабочих несколько улучшилось, однако, они все-равно ощущали целый ряд проблем.

Интеллигенция при Индустриализации

Что касается интеллигенции и инженеров, то безусловно 30-е годы это был период, когда интеллигенция и инженеры жили очень хорошо. Практически у всех были домработницы, они получает хорошую зарплату.

Власть старалась той части интеллигенции, которая пошла на службу режима, обеспечить условия сопостовимые с 1913 годом. Напомню, что, например, в 1913 году профессор получал такое же жалование, как и министр.

Специедство и его особенность

Поскольку очень часто планы не выполнялись, то решили ввести такое понятие, как вредители, или люди, мешающие становлению Советской власти. В 1928-1931 годах развернулась компания «Специедство».

За время этой компании были изгнаны из страны до 1000 старых специалистов из различных областей. Их так же обвинили в непонимании задач социализма. И это стало одной из визитных карточек индустриализации.

Что такое специедство? Поясню на конкретном примере. Например, говорят инженеру, что нужна производительность 200%. Он говорит что это невыполнимо, техника не выдержит. Вывод советского чиновника — специалист мыслит буржуазными категориям, против социалистического строительства, значит нужно выгнать его из страны.

Обратите внимание

Параллельно с этим шел процесс создания новых рабочих и выдвижения новых кадров. Их так и называли «Выдвиженцы». Их число по итогам первой пятилетки составило 1 миллион человек.

Но к середине 1931 года выяснилось, что эти новые кадры являются одним из главных тормозов индустриализации.

И Сталин решил эту проблему – он вернул на должности старых специалистов, дали им хорошую зарплату, а выдвиженцам запретил вести отрицательную агитацию против этих специалистов. Так Специедство было прекращено, да и выдвиженцы практически закончились.

Экономика СССР к концу индустриализации

Очень интересно как комбинировались административные методы и методы хозрасчётов. В 1934 году повсеместно был внедрен хозрасчет. 2 года все было хорошо. Потом в 1936 году – опять жесткий административный контроль. И так по циклу. То есть шла постоянная комбинация административных методов и методов хозрасчета.

Первые пятилетки сделали главное – они создали промышленность и создали новую экономику. Благодаря этому у СССР появилось будущее. Но именно здесь и начинается главный тормоз – множество ведомств и министерств. Всего их было создано 21.

Промышленность разделили между монополиями и пока их было немного Госплану удавалось притирать их друг другу. Однако со временем это стало труднее, и создание плана постепенно превращалось в административный произвол.

И уже в 50-е годы плановое хозяйство в СССР было весьма и весьма условным.

В любом случае индустриализация в СССР это было крайне важный шаг, которы обеспечил страну промышленностью и реальной экономикой, которая имела действенную ориентацию, и которая была в состоянии жить вне зависимости от других стран.

Источник: https://istoriarusi.ru/cccp/industrializacija-v-sssr.html

Индустриальное общество. Урбанизация, монополия, буржуазия



Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

индустриальное общество – классовое общество, образовавшееся в результате индустриализации, в котором ведущую роль играют буржуазия, интеллигенция (особенно интеллигенция техническая) и пролетариат, причём последний численно преобладает;

индустриализация – произошедшая в результате промышленного переворота трансформация общества и экономики из традиционных в индустриальные;

урбанизация – процесс массового переселения из города в деревню, разрастания городов;

Важно

монополия – ситуация на рынке, при которой определённый товар или группу товаров предлагает лишь один поставщик;

буржуазия – класс собственников торговых и производственных предприятий.

1. Продумайте структуру и заполните таблицу «Изменение социальной структуры европейского общества в XVI-XIX вв.». Сделайте выводы.

2. В чём суть социального вопроса, возникшего в XIX в.? Какие пути его решения вы можете предложить?

Сутью социального вопроса стала бедность. Разорялось значительное число людей как в городе, так и в деревне, при этом деревенские жители приходили искать счастья, опять же, в город. Там большинство из них пополняло число пролетариев. Но жизнь последних была тяжёлой, заработной платы еле хватало на то, чтобы не умереть с голоду. При этом приходилось довольствоваться самым скромным жильём и скромной пищей. Некоторым из потерявших прежний заработок не удавалось найти и такой работы, они пополняли ряды нищих и криминальных элементов.

В ХХ веке было разработано довольно эффективное решение этой проблемы: социальное законодательство, которое, кроме прочего, регулирует и размер минимальной заработной платы, а также пособия по безработице, которое помогают прожить то время, когда человек ищет новую работу. Но все эти меры появились, когда стало понятно, что нищета вредит не только самим малоимущим, но и всей экономике в целом, снижая внутренний спрос. В XIX веке экономическая мысль до этого ещё не дошла.

3. Сравните промышленную революцию и индустриализацию. Выделите черты сходства и различия. Какое значение имела индустриализация для экономического развития Европы?

Индустриализация – это следствие промышленной революции, изменения в экономике и обществе, произошедшие в результате этой самой революции. Потому эти явления включают в себя разные процессы. При этом сходство между ними только одно – оба являются частью модернизации.

4. Подготовьте сообщение об одном из открытий или изобретений, сделанном в конце XIX в. Обратите внимание на его применение в экономике и повседневной жизни.

Рекомендуемая литература к докладу об изобретении телефона и роли этого изобретения в повседневной жизни и на производстве:

— Островский, А.В. История средств связи. – Спб.: СПбГУТ, 2009;

— Ватсон, Т.А. Как родился телефон // Электросвязь. – 1995. – №2. – С. 43-44;

— Быховский, М.А. Развитие телекоммуникаций. На пути к информационному обществу: история телеграфа, телефона и радио до начала XX века. – М.: Книжный дом «Либроком», 2012;

— Украинцев Ю.Д., Цветов М.А. История связи и перспективы развития телекоммуникаций. – Ульяновск: УлГТУ, 2009.

5. Составьте обобщающую таблицу «Этапы развития промышленного производства в Новое время».

В разных странах эти этапы наступали в разное время (хотя к концу из-за взаимовлияния европейских государств почти синхронизировались), потому в таблице нет датировок.

1. В чем причины демографического роста в XIX в.? Какие проблемы он создавал в Европе и как они решались? На основе материалов Интернета познакомьтесь с современной демографической ситуацией в мире, определите демографические проблемы и пути их решения.

Причины:

— развитие медицины уменьшило детскую и материнскую смертность;

— развитие медицины позволило большему числу людей доживать до старости;

— аграрная революция позволила избежать голодных лет, даже несмотря на рост населения;

— увеличение среднего уровня благосостояния позволило большему числу людей нормально питаться и другими способами избежать ранней смерти;

— в большинстве семей по традиции всё ещё было много детей.

2. На основе схемы «Миграция населения в XIX в.» составьте диаграмму, отражающую количество мигрантов в различные регионы мира. Постройте столбцы диаграммы в порядке убывания.

3. Проанализируйте графики роста заработной платы рабочих в Западной Европе во второй половине XIX в. и ответьте на вопросы: что означал для рабочих разрыв между стоимостью жизни и реальной заработной платой? В какие годы этот разрыв был наиболее резким? Предположите, с какими событиями в экономике это было связано. Почему линии номинальной и реальной заработной платы не совпадают?

Разрыв между стоимостью жизни и реальной заработной платой означал полунищенское существование тех, кто получал такую заработную плату, причём каждое увеличение данного разрыва означало ухудшение положения наёмных работников. Только к концу века эти показатели сравнялись, что означало нормальный уровень жизни соответствующего класса.

Особенно сильно данный разрыв увеличивался в середине 1850-х и начале 1870-х годов. Это происходило в годы экономических кризисов. В такое время предприниматели стремились сократить издержки и урезали заработные платы. Учитывая большое количество разорившихся предприятий, соответственно, свободных рабочих рук на рынке труда, пролетарии вынуждены были соглашаться на новые условия, так как пополнять армию безработных им не хотелось. Одновременно выжившие на рынке предприятия получали возможность повысить цены на свою продукцию за счёт разорения конкурентов. Это приводило к увеличению общей дороговизны, а значит – стоимости жизни.

4. Как изменился облик города к концу XIX в.? Найдите в художественной литературе описания европейских городов второй половины XIX в.; используйте их в ответе на вопрос.

Совет

В городах появились промышленные районы с многочисленными промышленными предприятиями. Именно из-за них в Лондоне стал образовываться знаменитый смог – внешне похожий на туман, это на самом деле были побочные продукты производственных процессов, прежде всего, горения – зачастую вредные для человеческого организма. Рядом с предприятиями выросли рабочие районы с максимально бедным и за счёт этого дешёвым жильём. Они описаны во многих романах Чарльза Диккенса, например – «Лавке древностей». Там показано, насколько грязной и тесной была эта жизнь, но писатель показывает именно в таких условиях честного и доброго героя своего повествования (правда, эпизодического).

Но остальной город также менялся. Он расширялся. На его улицах кроме частных карет и грузовых повозок, появился также и общественный транспорт. К концу XIX века значительная его часть ещё была гужевой. В романе Анны Сьюэлл «Чёрный красавчик» видна жизнь возницы наёмного транспорта, которая нелегка и зачастую подчинена прихоти как клиентов, так и судьбы. Но существовал транспорт и по-настоящему общественный. К концу столетия всё больше распространялись трамваи. И в «Белом клыке» Джека Лондона их звук приехавшему из провинции главному герою кажется похожим на крик рыси – для переселившихся в город сельских жителей многие его реалии казались странными.

Читайте также:  Крестьянское движение 1825 г.

Менялся и образ жизни горожан. В предыдущие века большинство людей занимались физическим трудом, или занятиями вроде танцев и войны. Именно в XIX веке в больших количествах стали появляться те, кого сегодня называют офисным планктоном. Им требовалось специально поддерживать свою физическую форму. Джером Джером «Троих в лодке, не считая собаки» хорошо показал, как город на выходных устремлялся на природу не по необходимости, а ради досуга, поддержания физической формы и свежего воздуха. Таким выездам способствовала и сеть железных дорог.

Но самые большие изменения не были столь заметны, потому что скрывались внутри домов или даже под землёй. Развитие науки внедрило в жизнь многочисленные бытовые приборы от электрического освещения до туалетов в водяным смывом. Последнее новшество требовало инфраструктуры – канализации. Её масштабы, к примеру, в Париже хорошо показаны в «Отверженных» Виктора Гюго. Это был грандиозный проект, представлявший из себя лабиринт подземных ходов, первоначально облицованных камнем, только со временем его стал заменять железобетон. Именно канализация с системой очистки сточных вод вместо их слива в ближайшую реку стала грандиозным новшеством, которое позволило много сделать для сохранения здоровья людей.

В целом город полностью преобразился. Это и не удивительно, ведь теперь он стал местом жизни большинства европейцев, вместо сельской местности.

5. Составьте логическую цепочку «Причины «Великой депрессии».

Развитие средств транспорта → снижение транспортных издержек → мясо и зерно из Америки, Австралии и Южной Африки оказалось для европейцев дешёвым → не выдержав конкуренции многие европейские фермеры разорились → фермеры перестали вносить свою долю внутреннего спроса → при сохранении прежних темпов производства возник кризис перепроизводства → крупные предприятия смогли снизить цену на свои товары, порой даже ниже себестоимости в ожидании лучших времён → многие другие предприятия не смогли или не успели снизить свои цены и разорились → в связи с таким преимуществом крупных предприятий, многие более мелкие стали объединяться → началось образование монополистического капитала.

6. Какие черты современной экономики родились в XIX в.?

Черты:

— зависимость обороноспособности и в целом мощи государства от уровня его индустриального развития;

— прямое влияние уровня торговли на состояние индустрии;

— прямое влияние транспортного обеспечение на уровень торговли;

— значительность роль банков и кредитования;

— разделение обществ с ограниченной ответственностью на открытые (акционерные) и закрытые;

— значительная роль акционерных обществ;

— стремление капиталов к добровольному объединению или поглощению более мелких;

— влияние внутреннего спроса на общее состояние экономики;

— периодические кризисы перепроизводства.

7. Выполните проект электронной энциклопедии «Средства транспорта от древности до конца XIX в.».

Примерный план энциклопедии:

I. морской транспорт традиционного общества –

1) первобытная эпоха –

а — первый опыт

(пояснение: появление водного транспорта от плывущего по воде бревна к плоту и настоящей лодке),

б — дальние странствия

(пояснение: самые впечатляющие примеры мореплавания первобытных людей – суда, благодаря которым они заселили Австралию, Океанию и острова Тихого океана);

2) робкие шаги первых цивилизаций –

а — Древняя Месопотамия,

б — Древний Египет

(пояснение: следует не забыть об опыте современной реконструкции – плаваниях Ра I и Ра II),

в — Древний Китай,

г — мезоамериканские цивилизации;

3) парусно-гребные суда на широких морских просторах

(пояснение: суда древних цивилизация также порой были парусно-гребными, но нет сведений, чтобы они совершали такие дальние плавания как финикийцы и другие герои этого раздела) –

а — финикийцы,

б — античные суда

(пояснение: их развитие и различные типы эпохи расцвета),

в — германцы

(пояснение: включает суда германских завоевателей Западной Римской империи, включая вандалов, также драккары викингов),

г — ломбардцы

(пояснение: суда торговых республик Северной Италии);

4) ловя ветер

(пояснение: суда, которые могли двигаться только с помощью парусов, не используя вёсла) –

а — арабские предтечи

(пояснение: первое использование косого паруса, а также объяснение, почему такая форма позволяла идти вперёд при боковом ветре),

б — роль Балтики

(пояснение: использование судов типа когг – прямых предшественников европейских кораблей Нового времени),

в — Великие географические открытия

(пояснение: суда той эпохи, сочетавшие форму когга, косые и прямые паруса),

г — расцвет парусного флота

(пояснение: европейские суда XVII-XVIII веков, их многочисленные типы),

д — последний всплеск перед исчезновением

(пояснение: парусные суда времён распространения пароходов, включая чайные клиперы);

II. гужевой транспорт традиционного общества –

1) изобретение

(пояснение: появление телеги и саней как таковых);

2) ездовые животные –

а — собаки

(пояснение: собаки были приручены первыми, но не известно, как давно их используют именно как ездовых животных),

б — быки

(пояснение: их использовали не только для получения мяса и вспашки земли, но и в качестве транспорта, правда, очень медленного),

в — ослы

(пояснение: до приручения лошади именно ослов запрягали в колесницы те же древние месопотамцы),

г — лошади

(пояснение: приручены относительно поздно, древневосточными цивилизациями используется вообще лишь примерно с ХХ века до н.э., но именно лошадь позволила многим народам перейти к по-настоящему кочевому образу жизни, совершать большие переходы),

д — верблюды

(пояснение: также одомашнены относительно поздно, но именно их приручение позволило изменить международную торговлю, позволило пересекать пустыни);

3) большую часть истории –

а — простые телеги и возы,

б — колесницы

(пояснение: разновидности колесниц, включая египетскую серпоносную, хеттскую тяжёлую, античную, британскую и т. д.),

в — всадники

(пояснение: включает также рассказ об эволюции колесниц во всадников через сдвоенных всадников, из которых правит одни),

г — кареты;

4) большие новшества

а — седло и стремена

(пояснение: история их изобретения и использования),

б — хомут

(пояснение: значение этого изобретения, которое позволило не привязывать лошадь к повозке за шею, а распределить вес на её грудь и плечи),

в — рессоры,

г — расцвет

(пояснение: виды гужевого транспорта Нового времени);

5) носите меня на руках

(пояснение: многочисленные виды носилок для знати в разных цивилизациях);

6) чудо-механизмы

(пояснение: первые опыты создание самодвижущегося транспорта до эпохи пара, на основе механики);

III. господство пара –

1) пароходы,

2) паровозы,

3) общественный транспорт,

4) рельсы не нужны

(пояснение: опыты по созданию автомобилей на паровой тяге);

IV. ростки будущего

(пояснение: технологии, которые к концу XIX века не играли значительной роли, но получили её в следующем столетии) –

1) больше развлечение, чем транспорт

(пояснение: воздушные шары, которые летели туда, куда дул ветер, потому транспортом в полном смысле не были);

2) по воздуху

(пояснение: снабжение воздушного шара двигателем позволило создать дирижабль, он транспортом уже являлся);

3) первые эксперименты с крыльями

(пояснение: развитие аэропланов и первые неудачные проекты самолётов);

4) важнее угля газ и нефть

(пояснение: изобретение двигателей внутреннего сгорания, появление благодаря этому автомобилей и переоснащение других видов транспорта).

8. А. Блок в поэме «Возмездие» писал:

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

В ночь умозрительных понятий,

Материалистских малых дел,

Бессильных жалоб и проклятий

Бескровных душ и слабых тел!..

Век расшибанья лбов о стену

Экономических доктрин,

Конгрессов, банков, федераций,

Застольных спичей, красных слов,

Век акций, рент и облигаций.

И мало действенных умов…

А человек? — Он жил безвольно:

Не он — машины, города,

Жизнь так бескровно и безбольно

Пытала дух, как никогда…

Какую проблему поставил А. Блок в поэме? Согласны ли вы с его точкой зрения?

Здесь поэт пишет о бездуховности нового общества и бездушности наступившего капитализма. Он человек – своего времени, эпохи модерна. Для культуры этой эпохи характерно чувство вины и за то, что делает сам человек, и за то, что делает общество; особенно характерно чувство вины за разрыв с традицией. Но сегодня видно, что бездушности и жестокости хватало на протяжении всей истории, а новая индустриальная эпоха выработала новые формы духовности.

Источник: https://resheba.me/gdz/istorija/10-klass/ukolova/18

Понятие и значение индустриализации

10-11 класс

Индустриализацияпроцесс создания крупного машинного производства, внедрение машинной техники во все отрасли хозяйства; процесс превращения главным образом аграрной экономики в преимущественно индустриальную.

Индустриализация была связана с определенным уровнем развития производительных сил и общественным разделением труда.

Предпосылки индустриализации сложились в рамках сельскохозяйственного производства, когда возникли первичные формы промышленного производства, основанные на ручном труде: домашняя, промышленная, кустарная промышленность, ремесленное производство, мануфактура. 

Ответить

Korobochka97 / 28 июля 2013 г., 4:16:42

Помогите!плииз 1) Каковы основные значения понятия «общество»? Как определяется общество в наиболее широком значении этого

Обратите внимание

слова? 2) В чем состоит различие между понятиями «социум» и «общество»? 3) Каковы основные уровни рассмотрения общества? 4) Как менялись представления людей о взаимосвязи общества и природы? Чем были вызваны эти изменения? 5) Покажите многозначность понятия «культура». 6) Какова роль культуры в жизни общества? 7) Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную. 8) Какие отношения философы считают общественными? 9) Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы

Katerina012 / 02 июня 2014 г., 7:50:16

Существуют различные значения понятия «общество» . Под обществом в широком смысле понимают

1) всё население Земли 2) весь мир в многообразии его форм и проявлений 3) единство живой и неживой природы 4) определенный этап исторического развития Понятие «личность» используется для характеристики 1) деятельности человека 2) неповторимого своеобразия человека 3) совокупности социально значимых качеств человека 4) человека как отдельно взятого представителя человеческого рода Бабушка объясняет, как правильно приготовить вкусный борщ. Какую форму общения иллюстрирует этот пример? 1) обмен мнениями 3) передача опыта 2) обмен информацией 4) выражение переживаний Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Существование общества во многом зависит от состояния природы. Б. Общество всегда негативно влияет на природную среду. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется 1) творчеством 3) социализацией 2) образованием 4) трудом Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире? А. Наука объясняет законы развития окружающего мира. Б. Наука раскрывает возможные перспективы развития общества. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Производительностью труда называют 1) количество продукции, произведенной за единицу времени 2) разницу между выручкой фирмы и общими издержками 3) разделение процесса производства на ряд отдельных этапов 4) процесс производства товаров и услуг Вернувшаяся из отпуска гражданка В. обнаружила, что за месяц цены на основные потребительские товары увеличились. Впоследствии она отметила дальнейший рост цен. Проявления какого экономического явления отметила гражданка В. ? 1) конкуренции 2) инфляции 3) предложения 4) спроса В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z носит командный (плановый) характер? 1) Вышедшие на пенсию работники получают пенсию по старости. 2) Большинство работников трудится на промышленных предприятиях. 3) Государство выступает в качестве монополиста по найму рабочей силы. 4) Государство осуществляет контроль над денежной массой. Верны ли следующие суждения о заработной плате? А. Зарплата работника зависит исключительно от его личных качеств. Б. Существуют различные формы оплаты труда работников. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Читайте также:  Изгнание немецко-фашистских захватчиков с территории ссср

Вы находитесь на странице вопроса «Понятие и значение индустриализации«, категории «обществознание«. Данный вопрос относится к разделу «10-11» классов.

Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «обществознание«.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Источник: https://obsestvoznanie.neznaka.ru/answer/1982436_ponatie-i-znacenie-industrializacii/

ЕГЭ. История. Кратко.Индустриализация в СССР

Индустриализация

Индустриализация – это

процесс с создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства страны, прежде всего в промышленности.

Начало индустриализации

Курс на индустриализацию в СССР был взят на 14 съезде партии в  декабре 1925 года, причём она проводилась форсированными, то есть сверхускоренными темпами.

Задачи по проведению индустриализации должны были быть решены  в период первых трёх пятилеток: 1928-1932 и 1933-1937 гг.Третья пятилетка- 1938-142 была прервана войной.

«СССР из страны, ввозящей машины и оборудование должен стать страной, производящей машины и оборудование».

Причины индустриализации

  • Отставание по многим экономическим показателям от стран Запада, хотя к 1928 году страна достигла уровня развития экономики 1913 года.
  • Необходимость увеличения военно-технической мощи страны

Условия, в которых проходила индустриализация

 

  • Сложное экономическое развитие, не были до конца устранены последствия разрухи, нанесённые гражданской войной.
  • Нехватка кадров
  • Слабые международные экономические связи
  • Потребность в машинах в основном удовлетворялась за счёт импорта, не налажено собственное производство.

Цели

  • Превращение страны в сильную индустриальную державу
  • Обеспечение технической и экономической независимости страны
  • Усиление оборонной мощи и безопасности государства
  • Улучшение жизненного уровня народа
  • Демонстрация превосходства социализма

Источники средств

  • Внутренние займы у населения
  • Перекачивание средств из деревни в город, из сельского хозяйства в промышленность
  • Преимущественное развитие тяжёлой промышленности за счёт лёгкой.
  • Трудовой энтузиазм народа( в годы первых пятилеток началось социалистическое соревнование, инициаторы- ленинградская партийная организация во главе с Кировым С.М. и горожане. Массовым стало перевыполнение плана: «Пятилетку в 4 года!», стахановское движение, его начал шахтёр Стаханов ,который осенью 1935 года в 14 раз перевыполнил норму. Инициативу поддержали кузнец А.Бусыгин, ткачихи Евдокия и Мария Виноградовы, машинист П.Кривонос и многие другие.
  • Дешёвая рабочая сила заключённых
  • Доходы от внешней торговли

Методы

  • Командно-административные
  • Инициатива народа

Основное содержание индустриализации

Первая пятилетка: 1928-1932

  • Построено более 1500 предприятий
  • Национальный доход увеличился в 2 раза
  • Построена электростанция Днепрогэс — крупнейшая в мире ( 1932)
  • Введены в строй металлургические заводы: в Магнитогорске(1932), Липецке и Челябинске ( 1933), Новокузнецке, Норильске, Свердловске- Уралмаш( 1933)
  • Тракторные заводы: в Сталинграде ( 1930), Челябинске и Харькове (1931), Нижнем Тагиле.
  • Автомобильные заводы: ГАЗ ( 1932) и ЗИС.
  • Создан Кузбасс
  • Введена Туркестано-Сибирская ж.д. (1930)
  • Построен Беломорканал в 1931-1933, это была первая масштабная стройка и использованием труда заключённых.
  • Ликвидирована безработица, введён 7-часовой рабочий день.
  • 2 –е место в мире по выплавке чугуна, добыче нефти, по машиностроению. 3-е место по производству электроэнергии.

Вторая пятилетка: 1933-1937

  • Построено 4500 крупных объектов
  • Строительство в Москве метро ( 1-я линия — в 1935 году)
  • Канал Москва-Волга(1937)
  • Новые военные заводы, развитие отечественной авиации.
  • 1934- установлена высшее степень отличия- Герой Советского Союза.

Третья пятилетка: 1938-1942

  • До июня 1941 года введено более 3000промышленных предприятий.
  • Угличская и Комсомольская гидроэлектростанции
  • Металлургические заводы: Новотагильский и Петровск-Забайкальский
  • Медеплавильные заводы: Среднеуральский и Балшахский
  • Уфимский нефтеперерабатывающий завод.

Пятилетка прервана войной.

Позитивные итоги индустриализации

  • Введено в строй 9 тысяч промышленных предприятий, оснащённых передовой техникой: Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы и др.
  • Созданы новые отрасли промышленности: тракторная, авиационная, автомобильная, химическая, станкостроительная
  • Рост валовой промышленной продукции в 6.5 раза
  • СССР по объёму промышленной продукции вышел на 1 место в Европе и 2- в мире.
  • СССР стал одной из немногих стран, в которых производились все виды промышленной продукции.
  • Изменилась демографическая ситуация в стране: стало 40 % городского населения
  • Возросло число рабочих и инженерно-технической интеллигенции
  • Исчезла безработица

Негативные итоги индустриализации

  • Ухудшение положения народа вследствие принудительных займов, слабого развития лёгкой промышленности
  • Ограбление крестьянства, насильно загнанного в колхозы, существенное отставание сельского хозяйства.
  • Тяжёлый труд рабочих, заключённых.
  • Окончательное формирование командно-административной экономики, сверхцентрализованного планирования.
  • Создана экономическая основа тоталитарного общества

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/117-istoriya-ege-teoriya/nachalo-20-veka/698-ege-istoriya-kratko-idustrializatsiya-v-sssr

Социологический словарь — значение слова Индустриализация

(от лат. in-dustria — промышленность)  — англ. industrialization; нем. Industrialisierung. 1.

Стадия  развития производства, характеризующаяся созданием крупного машинного производства стан- дартизированных продуктов(товаров) на основе сложного разделения труда  и специализации, использования разных видов энергии, применения науки и техники в организации производства. 2.

Переход от общества, основанного на сельскохозяйственном производстве к обществу, в к-ром преобладающей отраслью народного хозяйства является промышленность. И. характеризуется: концентрацией производства и населения; урбанизацией; изменениями в соц.

, профессиональной, квалификационной и др. структурах;  развитием  госуд. и промышленной бюрократии; системой ценностей, ориентированной на эффективность  и рациональность.  См. МОДЕРНИЗАЦИЯ,  РЕВОЛЮЦИЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ,  УРБАНИЗАЦИЯ. 

Смотреть значение Индустриализация в других словарях

Индустриализация — индустриализации, мн. нет, ж. (экон.). Перевод на индустриальную машинную технику. сельского хозяйства. страны (т. е. всей системы ее народного хозяйства).
Толковый словарь Ушакова

Индустриализация Ж. — 1. Создание крупной, технически развитой промышленности — и прежде всего отраслей, которые производят орудия и средства производства, — как основы и ведущего сектора в народном хозяйстве.
Толковый словарь Ефремовой

Индустриализация — целенаправленное развитие промышленности, создание крупного машинного производства в экономике или отдельной ее отрасли, значительное увеличение доли промышленного……..
Экономический словарь

Индустриализация Страны — перевод экономики страны на промышленные рельсы, значительное увеличение доли промышленного производства в экономике, создание крупного машинного производства во……..
Экономический словарь

Индустриализация — — перевод экономики страны на промышленные рельсы, значительное увеличение доли промышленного производства в экономике, создание крупного машинного производства……..
Юридический словарь

Индустриализация — процесс создания крупного машинного производства и наэтой основе переход от аграрного к индустриальному обществу. Источникамисредств для индустриализации могут……..
Большой энциклопедический словарь

Индустриализация — – процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства, и прежде всего в промышленности. Так называли линию КПСС на максимально быстрый……..
Исторический словарь

Индустриализация — (от лат. industria — усердие, деятельность) — процесс превращения агр. (агр.-индустриальных) стран (или отдельных р-нов уже промышленно развитых стран) в индустриальные (индустр.-аграрные)……..
Советская историческая энциклопедия

Индустриализация Социалистическая В Ссср — процесс создания в исторически короткий срок в условиях капиталистич. окружения крупного машинного произ-ва, прежде всего тяж. индустрии, необходимой для перестройки……..
Советская историческая энциклопедия

Социалистическая Индустриализация — см. ст. Индустриализация, Индустриализация социалистическая в СССР.
Советская историческая энциклопедия

Посмотреть в Wikipedia статью для Индустриализация

Источник: http://slovariki.org/sociologiceskij-slovar/2667

Индустриализация в СССР | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

1) Определение: индустриализация — это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях н/х и в первую очередь в промышленности.

2) Предпосылки индустриализации. В 1928 г. страна закончила восстановительный период, достигла уровня 1913 г., но западные страны за это время ушли далеко вперед. Вследствие этого наметилось отставание СССР. Технико-экономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую.

3) Необходимость индустриализации. Экономическая — крупная промышленность, и в первую очередь группа А (производство средств производства), определяет экономическое развитие страны в целом, и развитие с/х, в частности.

Социальная — без индустриализации невозможно развитие экономики, а, следовательно, и социальной сферы: образования, здравоохранения, сферы отдыха, социального обеспечения.

Военно-политическая — без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь.

4) Условия индустриализации: до конца не устранены последствия разрухи, не налажены международные экономические связи, не хватает опытных кадров, потребность в машинах удовлетворяется за счет импорта.

5) Цели, методы, источники и сроки индустриализации. Цели: превращение России из аграрно-индустриальной страны в индустриальную державу, обеспечение технико-экономической независимости, укрепление оборонной мощи и поднятие благосостояния народа, демонстрация преимуществ социализма.

Источники: внутренние займы, выкачивание средств из деревни, доходы от внешней торговли, дешевая рабочая сила, энтузиазм трудящихся, труд заключенных. Методы: государственная инициатива поддержана энтузиазмом снизу. Доминируют командно-административные методы. Сроки и темпы: Сжатые сроки индустриализации и ударные темпы ее осуществления.

Рост промышленности планировался — 20% в год.

6) Начало индустриализации. Декабрь 1925 г. — 14 съезд партии подчеркнул безусловную возможность победы социализма в одной стране и взял курс на индустриализацию. В 1925 г. закончился восстановительный период и начался период реконструкции н/х.

1926 г. — начало практического осуществления индустриализации. В промышленность вложено около 1 млрд. рублей. Это в 2.5 раза больше, чем в 1925 году. В 1926-28 гг. крупная промышленность выросла в 2 раза, а валовая промышленность достигла 132% от уровня 1913 г.

7). Негативные моменты индустриализации: товарный голод, продовольственные карточки (1928-1935 гг.), снижение заработной платы, нехватка высококвалифицированных кадров, миграция населения и обострение жилищных проблем, трудности с налаживанием нового производства, массовые аварии и поломки, как следствие — поиск виновных.

8) Довоенные пятилетки. За годы первой пятилетки (1928/1929 — 1932/1933 гг.), принятой 5 съездом Советов в мае 1929 г., СССР превратился из аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную. Было построено 1500 предприятий.

Важно

Несмотря на то, что первый пятилетний план оказался значительно недовыполнен практически по всем показателям, промышленность совершила огромный скачок. Были созданы новые отрасли — автомобильная, тракторная и др.

Еще больших успехов промышленное развитие достигло в годы второй пятилетки (1933 — 1937 гг.). В это время было продолжено строительство новых заводов и фабрик, резко возросла численность городского населения.

В то же время велик был удельный вес ручного труда, не получила должного развития легкая промышленность, мало внимания уделялось строительству жилья, дорог.

Основные направления хозяйственной деятельности: ускоренные темпы развития группы А, годовой прирост промышленной продукции — 20%. Главная задача — создание второй угольно-металлургической базы на востоке, создание новых отраслей промышленности, борьба за овладение новой техникой, развитие энергетической базы, подготовка квалифицированных специалистов.

Главные новостройки первых пятилеток: Днепрогэс; Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы; Криворожский, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты; автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде; каналы Москва-Волга, Беломоро-Балтийский и др.

Трудовой энтузиазм. Роль и значение моральных факторов были велики. С 1929 г. развивается массовое социалистическое соревнования. Движение — «пятилетку в 4 года». С 1935 г. основной формой социалистического соревнования становится «стахановское движение».

9) Итоги и значение индустриализации.

Итоги: введено в действие 9 тыс. крупных промышленных предприятий, оснащенных самой передовой техникой, созданы новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, авиационная, танковая, химическая, станкостроительная. Валовая продукция промышленности возросла в 6.5 раз, в том числе группа А — в 10 раз.

По объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и на второе место в мире. Промышленное строительство распространилось на удаленные районы и национальные окраины, изменилась социальная структура и демографическая ситуация в стране (40% городского населения). Резко возросло число рабочих и инженерно-технической интеллигенции.

Средства для индустриального развития были взяты путем ограбления загнанного в колхозы крестьянства, принудительных займов, расширения продажи водки, вывоза за границу хлеба, нефти, леса. Невиданного уровня достигла эксплуатация рабочего класса, других слоев населения, заключенных ГУЛАГа.

Ценой огромного напряжения сил, жертв, хищнической растраты природных ресурсов страна вышла на индустриальный путь развития.

Источник: http://uclg.ru/education/otechestvennaya_istoriya/9_klass/sssr_na_putyah_stroitelstva_novogo_obschestva/lecture_industrializatsiya_v_sssr.html

Ссылка на основную публикацию