Читать
Владимир Духопельников
Ярослав Мудрый
В истории Древней (Киевской) Руси многие русские князья оставили заметный след. Ярослав Владимирович, прозванный Мудрым, среди них по праву занимает ведущее место.
Он, продолжив дело своего отца Владимира Великого, собрал воедино отпавшие после его смерти земли, восстановил территорию государства, укрепил государственный аппарат, заложил основы судебной системы, провел очень значительные культурные преобразования. При нем Киевская Русь стала крупнейшим государством Европы.
Все это дало основание историкам утверждать, что время правления Ярослава Мудрого (1019 (20) – 1054) – это время наивысшего расцвета Киевской Руси.
Ярослав был человеком, сумевшим преодолеть собственные недостатки. Не обладая большой физической силой, характерной для многих князей того времени, он показал себя смелым воином и бесстрашно вел войска в сражения.
Родившись в языческой среде, Ярослав стал истинным христианином. Отодвинутый историей на задворки, будучи лишь четвертым сыном Владимира, Ярослав сумел пробиться к великокняжескому столу и сохранить его в течение почти тридцати пяти лет.
При этом он был одним из образованнейших людей своего времени.
«Откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал править»
Далекое прошлое русской, а в настоящее время и украинской, истории вызывало раньше и продолжает сегодня вызывать многочисленные споры, порождает разнообразные, порой диаметрально противоположные точки зрения и выводы. И это вполне закономерно. Первые летописи на Руси начали составлять в Киеве и Новгороде, предположительно с конца X – начала XI столетия.
А дошедшие до нас летописи, включающие материал этих ранних свидетельств, датируются концом XIV–XVI столетием. Естественно, за это время на Руси утекло много воды, произошло много событий, изменивших конфигурацию государственных границ. Понятно, что летописцы, писавшие в поздние времена, видоизменяли тексты, вносили свои правки и дополнения.
Вспомним пушкинского монаха Пимена, который трудился в тиши монастыря. И труд этот был нелегким, об этом говорит и монах из Нижегородского княжества Лаврентий: «Радуется купец прикуп сотворив, и кормчий в отишье пристав, и странник в отечество свое пришед; так же радуется и книжный списатель, дошед конца книгам.
Тако ж и аз худый, недостойный и многогрешный раб Божий Лаврентий мних… А ныне, господа отцы и братья, оже ея [если] где описал, или переписал, или не дописал, чтите [читайте], исправляя Бога деля [ради Бога], а не кляните, занеже [так как] книги ветхи, а ум молод, не дошел». Это единственная сохранившаяся летопись, у которой имеется конкретный автор.
А начинается она с «Повести временных лет», написанной еще в начале XII столетия в Киеве монахом Нестором: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля».
Автор «Повести» начинает свое повествование рассказом о том, как разделена была земля между сыновьями Ноя. «По потопе [после потопа] трое сыновей Ноя разделили землю – Сим, Хам, Иафет.
И достался восток Симу… Хаму же достался юг… Иафету же достались северные страны и западные… Дунай, Днестр, Кавказские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в страны Сима.
В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы…» Далее автор рассказывает о племенах славян, которые в будущем составят Русское государство. «Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне (жили в среднем Поднепровье.
Здесь основан Киев), древляне (рядом с полянами, вдоль реки Припять), новгородцы, полочане (на территории современной Беларуси), дреговичи и радимичи (верхнее течение Днепра), северяне (современная Черниговская и часть Сумской области), бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами.
А вот другие народы, платящие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы – эти говорят на своих языках, они – потомство Иафета, живущее в северных странах».
Таким образом, летопись свидетельствует о том, что на этой стадии у славян существовали государственные образования, поскольку они собирали дань с соседних племен. Затем автор характеризует быт и нравы славянских племен: «Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав.
Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее – кто что даст.
А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах…»
Рассказывая о нраве и быте славян, летописец не забыл упомянуть и о том, что «жили они на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно». Здесь же помещен рассказ о возникновении на землях полян города Киева: «И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь.
Сидел Кий на горе, где ныне узвоз Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей.
И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев… и были те мужи мудры и смыслены…» Затем автор приводит другую легенду, вероятно, распространенную в его время: «Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: “На перевоз на Киев”».
Но эту версию он отбрасывает, говоря: «Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и ходил он к царю, и великие почести воздал ему, говорят, тот царь, при котором он приходил». Умер Кий, как и его братья и сестра, в Киеве.
После смерти Кия и его братьев, по версии русского летописца, в жизни восточных славян наступает черная полоса. Мимо Киева проходят то болгары, то обры, то угры [венгры]. На княжества восточных славян нападают кочевники – хазары.
В Новгородской земле хозяйничают норманны – варяги [жители северных стран]. Летописец пишет: «Варяги из-за морья взимали дань с чуди и со славен, и с мери, и со всех кривичей.
А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма».
Восточные славяне воюют друг с другом. Борьба происходит и внутри каждого княжения. Особенно остро она разгорелась на северо-западе, среди племен, живших около озера Ильмень. «И начали сами собой владеть, и не было среди них правды, – пишет летописец, – и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.
И сказали себе: «…поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти [прозывались].
Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске.
И от тех варягов прозвалась Русская земля…» Было это в 862 г. «Через два же года «умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро.
Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=193151&p=10
Ярослав Мудрый
Один из самых почитаемых древнерусских князей – князь Ярослав Мудрый, сын великого Владимира Святославовича (Крестителя). Прозвище Мудрый он получил за любовь к просвещению и создание первого известного на Руси свода законов, позже названного «Русской правдой».
Князь Ярослав Мудрый
А ещё он – отец, дядя и дед многих европейских правителей. При крещении Ярослав получил имя Георгий (или Юрий). Русская православная церковь почитает его как благоверного и даже внесла в святцы день его памяти.
В високосный год это 4 марта, а в обычный – 5-ое.
Детство и юность
О дате рождения Ярослава Владимировича и сегодня спорят. Но большинство историков и учёных склоняются к тому, что князь появился на свет в 978 году, хотя полной уверенности в этом нет ни у кого. День его рождения тем более неизвестен.
Его родителями стали Владимир Святославович, который принадлежал к роду Рюриковичей, и полоцкая княжна Рогнеда Рогволодовна. Хотя и тут согласия нет.
Например, известнейший историк Николай Костомаров сомневался, что именно Рогнеда была матерью Ярослава. А его французский коллега Арриньон и вовсе считал, что князя родила византийская царевна Анна.
Якобы именно это обстоятельство объясняет его вмешательство во внутривизантийские дела в 1043 году.
Владимир Святославович и Рогнеда Рогволодовна. Художник А. П. Лосенко
Но ради справедливости стоит отметить, что остальная масса историков склонна считать именно Рогнеду женщиной, которая дала жизнь известнейшему из древнерусских князей.
Всех четырёх отпрысков, рождённых в браке с Рогнедой, Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, великий князь Владимир отправил княжить в разные города. Ярославу достался Ростов.
Но так как мальчику едва исполнилось 9 лет от роду, к нему был приставлен кормилец и воевода Будый (в других источниках Буды).
Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника.
Правление
Этот период носит характер преданий и легенд. Время князя Ярослава Мудрого, как и саму личность, одни историки склонны идеализировать, другие – демонизировать. Правда, как водится, где-то посредине.
Ярослав Мудрый
Княжение Новгородом имело более высокий статус, чем управление Ростовом. И всё же новгородский властитель имел подчинённый статус по отношению к киевскому, то есть Владимиру.
Поэтому князь Ярослав Мудрый в обязательном порядке каждый год выплачивал отцу 2/3 собранной из Новгородских земель дани. Это была сумма 2 тысячи гривен. 1 тысяча оставалась на содержание самого вельможи и его дружины.
Надо сказать, что её размер лишь немного уступал дружине Владимира.
Наверное, именно это обстоятельство подтолкнуло сына взбунтоваться и в 1014 году отказаться платить огромную дань отцу. Новгородцы поддержали своего посадника, о чём есть сведения в сохранившихся летописях. Владимир разгневался и начал готовить поход для усмирения бунтарей. Но на тот момент он был в преклонных летах. Вскоре заболел и скоропостижно умер, так и не наказав сына.
Святополк Окаянный
Место отца занял старший сын – Святополк Окаянный. Чтобы обезопасить себя и удержать власть в руках, он уничтожил троих братьев: Бориса, которого особенно любили киевляне, Глеба и Святослава. Такая же судьба ждала и новгородского посадника.
Но тот сумел победить Святополка в кровавой битве под Любечем и в 1016 году вошёл в Киев.
Хрупкое перемирие между братьями, поделившими Киев по Днепру, время от времени переходило в «горячую» стадию.
Но в 1019-ом Святополка не стало, и Ярослав Мудрый начал безраздельное правление киевским престолом.
Огромной заслугой князя Ярослава Мудрого стала победа над печенегами. Это случилось в 1036 году.
Как говорят летописи, город был осажен кочевниками в тот период, когда правитель отлучился в Новгород, где принял участие в закладке храма.
Но получив известие об опасности, он быстро вернулся и разбил печенегов. С этого момента их опустошительные и кровавые набеги на Русь ненадолго прекратились.
Софийский собор, Киев
Началось «золотое» время Ярослава Мудрого. После одержанных побед вельможа взялся за грандиозное строительство. На месте блистательной победы над кочевниками был заложен Софийский собор. Он во многом был копией собора в Царьграде. Украшенный великолепными фресками и мозаикой, храм поражал красотой современников и радует глаз сегодня.
Вельможа не жалел средств на церковное благолепие и приглашал для отделки собора лучших греческих мастеров. А ещё в городе появились знаменитые Золотые ворота, повторившиеся такие же в Царьграде. Над ними выросла церковь Благовещения.
Внутренняя и внешняя политика
Правитель приложил немалые усилия, чтобы прервать зависимость русской православной церкви от довлевшей над ней Византией. Поэтому в 1054 году впервые в истории Руси её церковь возглавил русский, а не греческий митрополит. Звали его Илларион.
Ярослав Мудрый
Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности народа и искоренение остатков языческой веры. Христианская вера прививалась с новой силой. В этом сын продолжил дело своего великого отца, Владимира Крестителя.
Сын велел переводить греческие рукописные книги на славянский язык. Он сам любил читать и старался привить любовь к чтению и просвещению своим подчинённым. Духовенство начало обучать детей грамоте. В Новгороде появилось училище для мальчиков, которое приняло 300 первых учеников.
Количество книг быстро росло и книжная премудрость возводилась в своего рода моду того времени. Быть просвещённым становилось престижно.
Библиотека Ярослава Мудрого
В Повести временных лет говорится о некоем собрании книг и документов, которое принято называть Библиотека Ярослава Мудрого. Учёные говорят о разном количестве: от 500 до 950 томов. По некоторым данным, библиотека была передана князем (по иным сведениям – его правнуком) Софийскому собору.
Так как древние книги, которым тысяча лет, не найдены, то существует множество гипотез, где они могут храниться. Одни утверждают, что это могут быть подземелья Софийского собора, другие говорят о катакомбах Киево-Печерской лавры, третьи – о Выдубицком монастыре. Но есть и скептики, считающие, что бесценные фолианты не могли уцелеть после опустошительных половецких набегов и пожаров.
Ещё одна версия, имеющая право на существование, – Библиотека Ярослава Мудрого стала частью не менее легендарной Библиотеки Ивана Грозного.
Киево-Печерская лавра
Князь Ярослав Мудрый стоял у истоков появления первых русских монастырей, в числе которых главный – Киево-Печерский. Монастырь не только внёс огромную лепту в продвижение и популяризацию христианства и православия, но и сыграл огромную роль в просвещении. Ведь здесь составлялись летописи и переводились книги.
А ещё в это замечательное время появилась «Русская правда» Ярослава Мудрого. Это первый свод законов Руси, который последователи дописывали и приумножали.
Историки высоко оценивают и внешнюю политику вельможи, в которой он тоже добился огромных успехов. Кажется, он первым из русских князей сделал упор на дипломатию, а не силу оружия.
Ярослав Мудрый и его свод законов «Русская правда»
В то время главным способом наладить отношения с другими государствами считались династические браки.
А так как Киевская Русь за время правления Мудрого превратилась в просвещённое и сильное государство, то «породниться» с ней изъявили желание многие правители европейских стран.
Женой Ярослава Мудрого стала дочь короля Швеции Олафа – Ингигерда, получившая после крещения имя Ирина. От отца ей досталось богатое приданое – город Альдейгаборг (позже Ладога). Прилегающие к нему земли получили название Ингерманландия (что переводится как земли Ингигерды).
Ярослав-законодатель
Сын князя – Всеволод – женился на греческой царевне. Ещё двое отпрысков – на немецких княжнах. Сын Изяслав взял в жены сестру польского князя Казимира, а сам Казимир женился на сестре Мудрого – Доброгневе.
Такие же династические браки были у дочерей киевского вельможи. Елизавета была выдана замуж за норвежского короля Гаральда, Анастасия – за венгерского правителя Андрея.
Но наиболее известной и почитаемой оказалась дочь Анна Ярославна, ставшая супругой французского короля Генриха I.
В результате такой внешней политики князь Ярослав Мудрый оказался связан узами родства со множеством сильных соседей, ближних и дальних.
Основание городов
Князь Ярослав Мудрый основал Юрьев. Это случилось в 1030 году, когда он ходил походом на Чудь. Новый город, названный в честь своего ангела, появился на берегу Чудского озера. Сейчас он называется Тарту и является вторым по величине эстонским городом после Таллина.
Город Юрьев (сейчас — Тарту, Эстония)
Ещё один город Ярослава Мудрого – Ярославль, хотя некоторые историки считают факт его основания князем не бесспорным.
Есть ещё один Юрьев, который был основан князем. Этот город оказался одновременно и крепостью, которая входила в Поросскую оборонительную линию. Он был возведён для защиты Киева от кочевников. В 1240 году татаро-монголы его уничтожили, оставив лишь руины церкви. Вокруг неё и возродился город, получив название Белая Церковь. Он и сегодня так называется.
Личная жизнь
Многие историки сходятся во мнении, что жена Ингигерда, после крещения ставшая Ириной, имела огромное влияние на мужа и оставила заметный след в истории Руси. На полученных ею от отца в наследство землях в 1703 году Петром Первым был построен Санкт-Петербург.
В Киеве благодаря княгине Ирине появился первый женский монастырь. Он был сооружен при церкви Святой Ирины. Одна из его колонн «дожила» до середины ХХ столетия. Сейчас о существовании храма напоминает лишь тихая Ирининская улица.
Ярослав Мудрый и его жена Ингигерда
Как сложилась личная жизнь Ярослава Мудрого и Ингигерды-Ирины – сегодня сложно сказать. Известно лишь то, что в браке с ней родились 6 сыновей и 3 дочери. Супруга разделяла взгляды своего мужа и перешла в его веру, немало сделав для её продвижения.
Красавцем великий вельможа, кажется, не был. Сильно выступающий нос и такой же подбородок, резко очерченный рот и крупные глаза не добавляли привлекательности. А ещё он был хромым из-за разной длины ног. По одной версии – из-за поврежденных в бою тазобедренного и коленного суставов, а по другой – из-за наследственной болезни Пертеса.
Дочери Ярослава Мудрого
Существует историческая загадка-головоломка, на которую у разных историков существует своё мнение. Некоторые из них утверждают, что князь Ярослав Мудрый был женат дважды.
Его первой женой якобы была норвежка Анна. В этом браке даже родился сын Илья. Но в 1018 году он вместе с матерью был пленён польским королём Болеславом Храбрым и навсегда увезён в Польшу.
Эта версия якобы подтверждается тем, что имя Анны встречается в некоторых летописях.
Икона Ярослава Мудрого
Но есть и противники этой спорной версии. Они утверждают, что всё гораздо проще. Анна – это иноческое имя Ингигерды-Ирины. Якобы она в конце жизни постриглась в монахини, взяв себе это имя. В 1439 году архиепископ Евфимий причислил Анну к лику святых. Она считается небесной покровительницей Новгорода.
Примечательно, что сам князь Ярослав Мудрый был причислен к святым лишь в XXI веке.
Смерть
Последние годы жизни князь Ярослав Мудрый провёл в Вышгороде. Он скончался в праздник Торжества Православия на руках одного из своих сыновей – Всеволода, пережив на 4 года жену и на 2 старшего из сыновей, Владимира.
Памятник Ярославу Мудрому
Датой смерти князя считают 20 февраля 1054 года. Его похоронили в Софийском соборе в Киеве, в 6-тонном мраморном саркофаге. К сожалению, останки великого правителя исчезли. Известно, что саркофаг в ХХ столетии вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах. И делали это не всегда квалифицированно и добросовестно.
После вскрытия в 1939 году останки Ярослава Мудрого отправили в Ленинград, где учёные Института антропологии впервые подтвердили, что один из 3 скелетов (мужской, женский и детский) из вскрытого захоронения действительно принадлежит князю. По найденному черепу антрополог Михаил Герасимов сумел восстановить облик правителя.
Восстановленный облик Ярослава Мудрого
Останки вернули в Киев. Но в 2009 году гробницу снова вскрыли и обнаружили, что останков древнейшего из Рюриковичей нет. На месте нашли два женских скелета – один времён Киевской Руси, второй ещё более давний – скифского периода. А ещё в гробнице обнаружили газеты «Известия» и «Правда» 1964 года.
Многие историки и исследователи склоняются к версии, что останки следует искать в США. Якобы туда они были вывезены в 1943-м, когда отступали немецкие войска.
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/3556-iaroslav-mudryi.html
Елизавета Ярославна – мудрая королева викингов
На момент прибытия ко двору киевского князя Ярослава Мудрого, 16-летний молодой человек был не только суров, но ещё и весьма печален и очень зол.
Потому, что он, викинг, сын великого норвежского конунга, был вынужден покинуть родину.
Датский правитель Кнуд Великий убил его родного брата – короля Олафа II, отобрал трон и захватил родовые земли Харальда – территории, которые находились в юго-восточной части Норвегии.
Бездомный сын короля с отрядом верных ему варягов прибыл к Ярославу Мудрому и записался в его дружину. Однажды, во время большого христианского праздника он встретил у Десятинной церкви дочь киевского князя Елизавету.
Она была прекрасна: стройный стан, нежный румянец, бездонные глаза цвета неба и роскошная коса цвета спелых колосьев.
И Харальд, естественно, влюбился! И это естественно – на его месте влюбился бы любой мужчина! Даже и не княжеских кровей.
Через несколько дней Харальд попросил у Ярослава руки его дочери. На что тот ответил уклончиво.
Дескать, хоть ты и законный наследник скандинавского трона, но трона-то у тебя, парень, нет! И своего дома, кстати, тоже нет.
Не могу же я отдать свою дочь за первого встречного бездомного и бедного князя, так ведь!?… Вот повоюй немного, покажи себя в ратном деле, а я пока пригляжусь к тебе, да подумаю.
Надо отметить, что Елизавета тоже воспылала нежным чувством к рослому северному красавцу, и как-то шепнула ему, что если он прославится и разбогатеет, тогда она будет его навеки.
А как в те годы прославлялись и богатели воины? Правильно, с помощью меча и топора. Вот их и взял в руки храбрый викинг. Разгуляться ему на Руси особо не было где, и тогда он с дружиной в 500 человек отправился в Царьград – Константинополь.
И там этот варяжский отряд записался в наёмники к императору Византии Михаилу IV Пафлагонскому. Тому нужно было держать в повиновении своё огромное государство. Своим элитным наёмникам император платил весьма щедро, к тому же его воины в походах имели право на четверть от захваченной добычи.
А это, знаете, очень хороший стимул для воинских подвигов.
И Харальд эти воинские подвиги совершил. Причём многократно. Варяжская гвардия под его командованием выбила пиратов из порта Пирей в Эгейском море и разгромила множество банд морских разбойников в Малой Азии и Сирии. Дружина Харальда завоевала четыре города в Сицилии.
Причём, один из сицилийских городов он захватил с помощью той же хитрости, которую однажды применила княгиня Ольга в древлянском Искоростене. Вот как это описал в своей саге исландский скальд (поэт) и историк Снорри Стурлусон: «Он велел своим птицеловам ловить птичек, которые вьют гнезда в городе и вылетают днём в лес в поисках пищи.
Харальд приказал привязать к птичьим спинкам сосновые стружки, смазанные воском и серой, и поджечь их».
Варяжская гвардия под командованием Харальда сходила в дальний поход против арабов в Египет, разбила турок-сельджуков в Малой Азии и призвала к повиновению восставших против Византии болгар.
Причём, в одном из сражений Харальд лично убил болгарского царя Петра II Деляна, после чего его авторитет стал непререкаем, а воинская слава покрылась позолотой.
После подавления восстания болгар Харальд стал командиром всей византийской гвардии.
Удивительный факт: Харальд был не только отчаянным рубакой, отважным воином и авторитетным вождём, он был ещё и… поэтом!
Совершенно невероятное сочетание: суровый головорез и утончённый поэт, не правда ли!? Однако, до наших дней дошли несколько его вис – так скандинавы называли стихи в своих сагах.
Эти висы, в которых Харальд описывал свои военные подвиги и походы, были посвящены некой «девушке в Гардах». Этой девушкой в Гардах была далёкая киевская возлюбленная Елизавета Ярославна.
Гардарикой викинги называли Русь.
Харальд сочинил цикл из шестнадцати вис, каждая из которых заканчивалась одной и той же строкой, в которой автор сетовал на то, что «Не хочет девушка в Гардах чувствовать ко мне склонности» либо «А дева русская Харальда презирает».
Это был такой возвышенный и утончённый литературный приём страдающего влюблённого.
Дескать, вот посмотрите братцы-варяги, что делается! – я весь такой суровый, отважный и неустрашимый, передо мной трепещут враги и преклоняют колени целые народы, моей любви домогаются сотни женщин, а русская девушка, которую я безумно люблю и безмерно обожаю, почему-то отвергает меня и не чувствует ко мне склонности… Ну, почему, о други!?
Хотите, приведу несколько примеров древней скандинавской поэзии XI-го века? Пожалуйста! Итак, виса-четверостишие Харальда. Современный русский перевод в прозе.
«Корабль проходил перед обширной Сицилией. Мы были горды собой.
Корабль с людьми быстро скользил, как и можно только было желать.
Я меньше всего надеюсь на то, что бездельник будет нам в этом подражать.
Однако не хочет девушка в Гардах чувствовать ко мне склонности».
Или вот ещё один, более поэтичный и мелодичный вариант древнего вирша:
«Вокруг Сицилийских я плыл берегов,
Оружие наше блистало.
Мой черный дракон, преисполнен бойцов,
Стремил достающее жало.
Валы рассекая средь ночи и дня,
Всё взять я хотел своенравно.
Но Русская дева отвергла меня…»
А вот ещё один великолепный образчик старинной лирической пиратской песни:
«Мы, други, летали по бурным морям,
От родины милой летали далеко!
На суше, на море мы бились жестоко;
И море, и суша покорствуют нам!
О други! Как сердце у смелых кипело,
Когда мы, содвинув стеной корабли,
Как птицы неслися станицей веселой
Вкруг пажитей тучных Сиканской земли!
…А дева русская Харальда презирает…»
Вот какие красивые любовные послания писал «парень из армии» «девушке, которая его ждала». Эти письма он регулярно отправлял в Киев.
Дабы придать своим любовным запискам дополнительный вес и безмерное уважение, Харальд клал их в сундуки с богатой добычей. За годы службы Византийской империи Храбрый-Воин-и-Пылкий-Влюблённый отправил в Киев множество кораблей с шикарными гостинцами: златом-серебром, каменьями-самоцветами-жемчугами, оружием, ладаном, коврами, шелками да пряностями.
Эти богатые дары и достигнутая воинская слава очень впечатлили князя Ярослава Мудрого. И он выполнил своё обещание – выдал дочь замуж за отважного Харальда. После медового месяца молодой муж отправился возвращать себе отеческий трон. Деньги у него были – «заработал» морскими походами в Средиземке, а вот с воинами помог киевский тесть.
С помощью русского войска он выбил всех недругов и стал норвежским конунгом Харальдом Третьим по прозвищу Суровый.
Киевская княжна и норвежская королева Елизавета Ярославна прибыла к мужу на свою новую родину. И ей там очень не понравилось. Холодно, сыро, серо и уныло. После Киева – сплошная дикость, языческое варварство и унылое невежество.
Напомню, что скандинавы называли Русь Гардарикой – в переводе это означает «Страна городов». А вот их мрачные поселения городами сложно было назвать.
Деревни какие-то! Королевский дворец Харальда мало чем отличался от обычного дома рядового викинга – это был огромный сруб без окон, с очагом посередине и дырой в потолке для отвода дыма. Спальни в этом сарае устраивались в разных углах за перегородками.
После отцовских палат Елизавета очень долго привыкала к убогому нордическому быту и ужасным нравам.
Стоит ли говорить о том, что королева Елизавета была единственной грамотной и широко образованной женщиной во всём норвежском королевстве? И в датском, пожалуй, тоже.
Следует отметить, что все три дочери Ярослава Мудрого – Елизавета, Анастасия и Анна – умели читать и писать, а также знали иностранные языки, в отличие от многих монархов тогдашней Европы.
Средняя дочь Ярослава Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I, а младшая дочка Анна вошла в историю Франции и всей Европы как Анна Русская или Анна Киевская.
Кстати, Анна Ярославна, когда вышла замуж за короля Франции Генриха I и прибыла к нему на родину, то тоже ужаснулась местному быту, грязи и убогости города Парижа. А потом писала батюшке трогательные письма, смысл которых сводился к «И куда же ты меня отправил!?».
Говорят, что её муженёк Генрих, хоть и слыл храбрым и неутомимым воином, был совершенно неграмотным и все государственные бумаги подписывал крестиком. В тогдашней Европе «читать и писать» было уделом монахов в монастырях.
А короли и знать занимались войнами, осадами замков и городов, охотой, пирами и всяческими приятными плотскими утехами. Это мужчины. А благородные дамы коротали время за вышивкой и прочим рукоделием. Так что на фоне тогдашнего европейского дворянства дочери Ярослава Мудрого – грамотные, образованные и владеющие несколькими языками, выглядели ну просто академиками.
Королеве викингов Елизавете местные дикие скандинавские обычаи, вся их первобытная необустроенность и хамское бескультурье ужасно надоели, и она, как всякая нормальная женщина, стала капать мужу на мозги. Смею предположить, что это было примерно так:
Дескать, что ж ты за король такой, а!?…, ишь ты, Суровый Харальд, понимаешь,… тоже мне конунг нашёлся,… не могу я больше находиться в одной избе с твоими дружками-дружинниками, прячась от них за перегородкой!…
, надоело жить в этой грязище вместе со свиньями и овцами в одном загоне,… вон, полюбуйся на наших дочерей – княжны в навозе копошатся,… платьев ненадёванных у меня пять сундуков, а выйти в них некуда!…, потому как одни сараи в твоей убогой деревне!…
, короче, что хочешь делай, но построй мне хороший добротный дом, как у батюшки моего в Киеве,… а ещё лучше стольный город нормальный заложи!
И таки доклевала Елизавета своего Харальда. На третью годовщину царствования своей королевы, конунг приказал построить новый город-крепость в устье реки Ло. И назван тот город был Осло.
Вот как зародилась столица Норвегии – благодаря женскому влиянию русской княжны.
Елизавета Ярославна прочно обосновалась в новом городе вместе со своими дочерями. Когда Суровый муж уходил в военные походы, то всеми делами в его государстве заправляла она. Экономикой, строительством, торговлей и политикой занималась очень мудро. Потому, что «девичья фамилия» у неё такая была. От Мудрого папеньки доставшаяся.
Ещё раз повторю – русская королева Норвегии была грамотной и хорошо образованной. Она читала на кириллице и глаголице, прекрасно владела несколькими языками, знала математику и богословие. Когда она ехала в Норвегию царствовать, то прижимала к груди христианское Евангелие.
Приехав на новую родину, Елизавета столкнулась с упорным сопротивлением язычества. До этого в Норвегии уже были попытки насадить новую религию.
И делалось это жёсткой силой: того, кто отказывался креститься, калечили или даже убивали, уничтожались скульптуры древних богов, а языческие капища разрушались. Дочь Ярослава не стала насаждать христианство силой, кровью и мечом. Она в очередной раз поступила очень мудро. (Гены – они ведь такие).
Она взяла и пригласила в новую столицу Осло иностранных торговцев. Купцы считались личными гостями королевы, и поэтому любое нападение на них исключалось.
И по двум торговым путям «Из варяг в греки» и «Из варяг к персам» потекли всевозможные товары. Византийские и русские купцы завалили Осло дорогими одеждами, необычными тканями, приятными благовониями, небывалыми в тех краях специями и восточными сладостями.
Суровые викинги вдруг поняли, что достаток и богатство можно добыть не только с помощью оружия. Оказывается, можно еще и торговать! И тогда многие скандинавы, в первую очередь местные купцы, стали добровольно принимать христианство.
Новая вера значительно облегчала торговлю с другими европейскими странами.
Королева Елизавета применяла ещё один мудрый приём – на всех христианских праздниках она раздавала своим подданным подарки. И однажды, её любящий супруг преподнёс щедрый подарок ей самой – заложил в Осло храм Святой Марии.
То есть, фактически, широкое распространение христианства в Норвегии началось благодаря русской миссионерке из Киева.
В начале XX-го столетия в столице Норвегии городе Осло установили памятник основателю города – конунгу Харальду III Суровому. Но на его постаменте нет ни единого слова о Елизавете Ярославне – мудрой жене и мудрой королеве викингов.
P.S.
А.К. Толстой
Песнь о Гаральде и Ярославне
(в сокращении)
Гаральд в боевое садится седло,
Покинул он Киев державный,
Вздыхает дорогою он тяжело:
«Звезда ты моя, Ярославна!
И Русь оставляет Гаральд за собой,
Плывет он размыкивать горе
Туда, где арабы с норманнами бой
Ведут на земле и на море.
Веселая то для дружины пора,
Гаральдовой славе нет равной —
Но в мысли спокойные воды Днепра,
Но в сердце княжна Ярославна.
Нет, видно ему не забыть уж о ней,
Не вымучить счастья иного —
И круто он бег повернул кораблей
И к северу гонит их снова.
Он на берег вышел, он сел на коня,
Он в зелени едет дубравной —
«Полюбишь ли, девица, ныне меня,
Звезда ты моя, Ярославна?»
И в Киев он стольный въезжает, крестясь;
Там, гостя радушно встречая,
Выходит из терема ласковый князь,
А с ним и княжна молодая.
«Здорово, Гаральд! Расскажи, из какой
На Русь воротился ты дали?
Замешкался долго в земле ты чужой,
Давно мы тебя не видали!»
«Я, княже, уехал, любви не стяжав,
Уехал безвестный и бедный;
Но ныне к тебе, государь Ярослав,
Вернулся я в славе победной!
Как вихорь обмел я окрайны морей,
Нигде моей славе нет равной!
Согласна ли ныне назваться моей,
Звезда ты моя, Ярославна?»
В Норвегии праздник веселый идет:
Весною, при плеске народа,
В ту пору, как алый шиповник цветет,
Вернулся Гаральд из похода.
В ладьях отовсюду к шатрам парчевым
Причалили вещие скальды
И славят на арфах, один за другим,
Возврат удалого Гаральда.
A сам он у моря, с веселым лицом,
В хламиде и в светлой короне,
Норвежским избранный от всех королем,
Сидит на возвышенном троне.
Отборных и гридней и отроков рой
Властителю служит уставно;
В царьградском наряде, в короне златой,
С ним рядом сидит Ярославна.
И, к ней обращаясь, Гаральд говорит,
С любовью в сияющем взоре:
«Все, что пред тобою цветет и блестит,
И берег, и синее море,
Цветами убранные те корабли,
И грозные замков твердыни,
И людные веси норвежской земли,
И все, чем владею я ныне,
И слава, добытая в долгой борьбе,
И самый венец мой державный,
И все, чем я бранной обязан судьбе,-
Все то я добыл лишь на вено тебе,
Звезда ты моя, Ярославна!»
Источник: http://polzam.ru/index.php/istorii/item/528-elizaveta-yaroslavna-mudraya-koroleva-vikingov
Ярослав I Мудрый — Мудрый князь всей Руси
Ярослав I Мудрый (978-1054) правил в Ростове в 987- 1010 гг.), Новгороде в 1010-1034 гг., в Киеве с перерывами в 1016-1054 гг.
От брака крестителя Руси князя Владимира и взятой им насильно в жены полоцкой княжны Рогнеды родился Ярослав Владимирович. Он был хромым, но, несмотря на этот физический недостаток, участвовал в боевых походах, храбро дрался с врагами и отличался умом.
В годы его правления были построены такие города, как Ярославль на Волге, Юрьев (Тарту). Он составил первый свод законов на Руси, названный «Русская правда». Многие современники отмечали его редкую проницательность. За эти качества Ярослава прозвали Мудрым.
Ярославово Дворище -место резиденции Ярослава в Новгороде
Еще при жизни отца он получил в управление Новгород, но через пару лет отказался платить ему ежегодную дань в 2 тысячи гривен. Тот был в страшном гневе и собирался с войском прибыть в Новгород и наказать сына смертью.
Вообще, все 12 сыновей Владимира от разных жен, которым он раздал в управление земли, не дружили и проявляли строптивый характер. Они хотели большей самостоятельности, завидовали друг другу и отцу, готовы были с оружием в руках доказывать свои права.
И неизвестно, чем бы закончился денежный конфликт отца с сыном, если бы не неожиданная смерть Владимира. Он умер в своем загородном селении. И Ярослав оказался свободен от уплаты дани Киеву.
Справа: Святополк Окаянный (ок. 980-1019). Художник В. И. Шереметьев
После смерти Владимира началась жестокая и кровавая борьба братьев за киевский престол, для достижения которого оказались хороши все средства.
Ярослав знал из письма своей сестры Предславы, что три его брата, Борис, Глеб и Святослав, погибли от рук наемных убийц.
Заговор против них организовал их старший брат Святополк по прозвищу Окаянный, которого сразу после смерти отца киевляне выпустили из темницы и объявили своим князем.
Ярослав понял, что Святополк, зачинщик всех бед в семье, не успокоится, пока не убьет и его. Надо было упредить брата. Он решил пойти в Киев на Святополка. Ярослава поддерживала варяжская дружина, возглавляемая конунгом Эймундом.
В 1016 году между братьями состоялась битва недалеко от Любеча (Черниговская область в Украине). Войско Святополка было разбито, и он вынужден был спасаться бегством. Ярослав занял Киев, щедро наградил всех участников сражения, в том числе варягов — раздал по 10 гривен каждому.
Но на этом борьба братьев за киевский престол не закончилась.
Мученик Борис. Художник М. В. Нестеров. 1892 г. Мученик Глеб. Художник М. В. Нестеров. 1892 г.
В 1018 году Святополк пригласил польского короля Болеслава Храброго с войском и двинулся на Киев. Он разбил войска Ярослава и захватил Киев, но удержаться в нем не сумел.
Начавшиеся в городе погромы, грубое поведение поляков вызвали такое озлобление у киевлян, что они стали убивать поляков и прогнали Святополка. Ярослав же прибыл в Новгород, где ему местные жители обещали помощь и поддержку, если он еще раз пойдет на Киев.
Он собрал деньги, дружину, снова пригласил конунга Эймунда и отправился в Киев. В 1019 году Святополк вместе со своим воинством был разбит и едва спасся.
В том же году Ярослав женился на дочери шведского короля Шётконунга — Ингегерде, которую при крещении назвали Ириной. В приданое она получила город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими к нему землями.
Отсюда пошло слово — Ингерманландия. Но женитьба мало изменила жизнь Ярослава.
Из междоусобицы вышел только Святополк, другие братья не собирались прекращать борьбу, и Ярославу предстояли новые походы и новые сражения.
Памятник Ярославу Мудрому в Ярославле
В 1023 году Ярослав схватился с братом Мстиславом, известным своей удалью и силой. Мстислав оказался сильнее, он одолел Ярослава, и тот снова вернулся в Новгород. Но Мстислав не стал притеснять бра га, пошел княжить в Чернигов. В 1036 году он внезапно умер на охоте. И уже никого не было из братьев, кто бы претендовал на самый важный престол в Киеве, который в это время управлялся боярами.
С 1036 года Ярослав стал полноправным князем Киевским и в других русских землях. В 1038 и 1040 годах он предпринял военные походы в Литву и сумел заставить их платить ему дань. К тому же он выдал свою сестру замуж за польского князя Казимира, а тот, благодарный, вернул ему 800 русских пленных, захваченных в разных боях.
Ярослав Мудрый. Реконструкция по черепу М. М. Герасимова. 1939 г.
Ярослав был большим поборником христианства. Он, как и его отец, старался изжить корни язычества на Русской земле.
Во время голода в Суздальской земле волхвы распространяли слухи, будто это бабы скрывают зерно, и их надо пытать. Много женщин было убито. Ярослав поехал в Суздаль.
Он учил местных, что голод наступил не от чародейства, не от баб, а это — кара божья за то, что плохо сеяли, плохо убрали, плохо сохранили урожай.
В 1043 году Ярослав отправил своего сына Владимира в Византию. Воины плыли по Днепру, а когда вышли в море, то налетевшая буря разбила их суда и выбросила на берег. Владимир спасся, часть его воинства погибла, часть попала в плен к грекам. Только через 3 года греки отпустили всех захваченных пленных. Это был последний поход русских на Византию.
Памятник Ярославу в Киеве
В годы правления Ярослава началось интенсивное строительство городов, при этом все чаще использовалось не дерево, а камень, открывались новые монастыри, с помощью греческих зодчих поднялись высокие соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде, появилась своя митрополия, объединившая несколько епархий. Киев был отстроен практически заново, у него появилась яркая достопримечательность — Золотые ворота с церковью Благовещения над ними.
Активизировалось летописание . Известно, что Ярослав много читал и даже собирал библиотеку, следы которой утеряны. Ученые считают, что «библиотека Ярослава Мудрого» насчитывала около тысячи томов и хранилась в подземелье киевского Софийского собора.
Собор Святой Софии в Киеве
Был составлен первый свод законов «Русская правда». В его основу были положены преимущественно правовые обычаи жизни на Руси и княжеская судебная практика X-XI веков. Рассматривались случаи обид, нанесения вреда, побоев, убийств. Причем за убийство разрешалось мстить — брат за брата, отец за сына.
Если месть не принималась, то тогда надо было выплачивать так называемую «виру» — меру наказания за убийство, увечье. Ее величина зависела от богатства и общественной значимости убитого.
Свод законов «Русская правда» в начальной стадии отразил процесс становления на Руси феодализма, усиление зависимости сельских холопов от их хозяев, будущих феодалов и помещиков.
Чувствуя приближение смерти, Ярослав дал каждому сыну землю. В Новгороде он посадил княжить своего старшего сына, Владимира, но тот умер еще при жизни отца в 1052 году. В Туворе находился второй сын Ярослава, Изяслав, которому он после смерти Владимира отдал и Новгород. Ему же он решил отдать после своей смерти Киев.
Золотая медаль «Анна Ярославна — королева Франции»
В Чернигове был посажен Святослав, в Переяславле — Всеволод, во Владимире- Волынском — Игорь, в Смоленске — Вячеслав.
Когда Ярослав Мудрый умер, рядом с ним находился его любимый сын Всеволод. Тело князя было погребено в соборе Святой Софии в Киеве в мраморной гробнице.
Дочери Ярослава Мудрого стали женами королей: Елизавета — норвежского Харальда Сурового. Анастасия — венгерского Андраша I, Анна — французского Генриха I.
Источник: http://100grm.ru/srednie-veka/mudryj-knyaz-vsej-rusi/
Презентация к уроку ( класс) по теме: Ярослав Мудрый
Слайд 1
Услышав это, печален был Ярослав и об отце, и о братьях, и о дружине. Святые князья Владимир, Борис и Глеб. Икона середины 15 века
Слайд 2
На другой день, собрав остаток новгородцев, сказал Ярослав: «О милая моя дружина, которую я вчера перебил, а сегодня она оказалась нужна». Утер слезы и обратился к ним на вече: «Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и убивает братьев своих». А. Васнецов. Новгородское вече
Слайд 3
И сказали новгородцы: «Хотя, князь, и иссечены братья наши, можем за тебя бороться!». И собрал Ярослав тысячу варягов, а других воинов сорок тысяч, и пошел на Святополка». И. Архипов. Княжеская дружина
Слайд 4
Победа Ярослава над Святополком После нескольких сражений князь Ярослав в 1019 году на реке Альте, на том месте, где был убит святой Борис, одержал решительную победу над Святополком. Битва Ярослава со Святополком, миниатюра Радзивилловской летописи, конец 15 в.
Слайд 5
Святополк бежал и погиб в безлюдном месте «между ляхами и чехами». Смерть Святополка. Б.Чориков.
Слайд 6
А Ярослав «сел в Киеве, утер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик». Так свидетельствует летописец. Киев XII — XIII вв. Реконструкция Ю. С. Асеева
Слайд 7
Войны с братьями Но со смертью Святополка Окаянного не закончились братоубийственные распри между сыновьями Владимира. Наставление князя Владимира сыновьям. Фреска Грановитой палаты Московского Кремля
Слайд 8
Еще пять лет воевал Ярослав: сначала с племянником своим, полоцким князем Брячиславом, а потом и с родным братом, храбрым и гордым князем Мстиславом, прозванным Удалым. Брячислав Изяславович Мстислав Владимирович
Слайд 9
И хотя Ярослав потерпел жестокое поражение от Мстислава, братья примирились и поделили Русскую землю по Днепру: Мстислав взял себе восточную часть, со столицей в Чернигове, а Ярослав — западную, с Киевом. Древний Чернигов
Слайд 10
Это было в 1025 году. «И начали они жить мирно и в братолюбии, — говорит летописец, — и затихли усобица и мятеж, и была тишина великая в стране». И. Архипов. Город строится
Слайд 11
Войны с соседями После примирения с братом Ярослав начал усердно трудиться над приведением в порядок дел государственных и над защитой границ от соседей, поднявших было голову во время княжеских усобиц. И. Архипов. Войны с соседями
Слайд 12
Вместе с Мстиславом он освободил русские города, захваченные поляками при Святополке. Ярослав с Мстиславом отвоевывают у поляков Червеньские земли. Миниатюра Радзивилловской летописи, 15 век
Слайд 13
Через несколько лет в жестокой сече Ярослав разгромил печенегов, более полувека грабивших Русскую землю. Битва Ярослава Мудрого с печенегами под стенами Киева. Палех, крышка блокнота.
Слайд 14
Поражение печенегов было настолько полное, что с той поры они навсегда прекратили всякие набеги на Русь. Рисунок В. Назарука
Слайд 15
Война с Византией Во время княжения Ярослава произошло последнее военное столкновение с Византией. После крещения Руси греки жили мирно с русскими и свято соблюдали договоры, подписанные при Олеге и Игоре. Царьград
Слайд 16
Но однажды случилась драка на торгу в Царьграде, и один русский купец был убит. Ярослав пришел в гнев, собрал большое войско, посадил его на ладьи и отправил к Царьграду под началом сына своего Владимира и воеводы по имени Вышата. Воины Киевской Руси (X-XI вв.) 1 — воевода; 2 — воин старшей дружины3 — городской ополченец.
Слайд 17
Греческий царь Константин Мономах послал к Ярославу послов с предложением мира, говоря, что из-за такой маловажной причины не следует нарушать добрый и старый мир и вводить в войну два больших народа. Константин IX мономах. Мозаика св.Софии в Константинополе
Слайд 18
Ярослав ответил гневным посланием, что греки, конечно, почитают убийство русского маловажным делом и готовы отделаться дарами и деньгами, но Русь дешево не отдавала свою кровь и никаких обид не прощала. Русские корабли подошли к Византии.
Слайд 19
Гибель русских кораблей. Благородство воеводы Вышаты. Греческий писатель Михаил Пселл оставил в своей «Хронографии» подробнейшее описание этой морской битвы. Закончилась она плачевно для русских войск.
Слайд 20
«Сильный ветер поднялся с востока, возмутил море вихрем, который и устремил волны на русских и потопил часть их лодок тут же, а другие, загнав далеко в море, разбросал по скалам и утесистым берегам; Кораблекрушение. Айвазовский И.К. 1843
Источник: https://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2016/04/18/yaroslav-mudryy
Киевская Русь, часть 3: Ярослав Мудрый
Начало XI века выдалось относительно стабильное. Византия успешно подавила мятежи на окраинах, справилась с внутренними проблемами. Европа затихла, замерла, накапливая как хищник силы перед прыжком – в 1096 году начнётся Первый крестовый поход, но пока на западе Евразии относительно мирно, бароны и горожане занимаются хозяйством, поднимают экономику.
К слову, вполне успешно: уже к середине XI века этот расцвет соизволят заметить и Русь, и Византия (этим европейцы вообще неплохо обломают бока, когда ромеи попробуют вмешаться во внутренние дела Европы). А страны Восточной Европы, претендовавшие на роль центра европейской цивилизации, почувствуют, что у них появились конкуренты на западе, с которыми уже надо считаться.
Относительно стабилен пока ещё халифат Абассидов, южная ветвь Великого Шёлкового пути через него вполне процветает и конкурирует с маршрутом Булгар/Киев. На другой стороне в Китае худо-бедно, но правит династия Сун, которая сумела на пару столетий частично обратить процесс распада страны. В Японии – золотая осень эпохи Хэйан.
С обеих сторон Великого шёлкового пути есть и производство товаров на продажу, есть и те, кто желает заморские товары иметь.
Не зря примерно на эту эпоху приходится расцвет островной империи Шривиджайя (включала Суматру и часть нынешней Малайи и контролировала проливы, ведущие из Бенгальского залива и Андаманского моря в Тихий океан), которая претендовала на безраздельно владение морской торговлей Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
https://www.youtube.com/watch?v=i6ToY7l76BI
Именно в это время родился и вырос будущий Великий князь Ярослав Владимирович (Мудрый) (родился около 978 года). Судя по его дальнейшей биографии, характером и способностями он больше всех пошёл в отца. Умён, властолюбив, тщеславен, но без вредящей делу гордыни. Думаю, не в последнее очередь сыграло и образование.
Хорошее для своего времени, а ещё христианское и значит во многом византийское. Ибо с приходом христианства новая удобная азбука быстро начала теснить бытовавшие до этого виды письменности (древненорвежские руны, а также предположительное древнее письмо – четы и резы). Учили, естественно, в первую очередь по Библии и монахи.
Проповедовать же тогда ехали люди образованные, а уж Великий князь мог подобрать детям лучших. Именно от византийцев Ярослав наверняка и научился ждать и смирять натуру ради далеко идущих планов.
А ещё Ярослав был очень силён – медведь на гербе города Ярославля появился в честь истории, когда будущий киевский князь в одиночку заломал медведя.
В молодости отец отдал ему в управлении Ростовскую землю, тогда окраину страны и довольно глухое место.
Ярослав не только основал новый город в стратегически важном месте, но и мудрым управлением заложил основы грядущего процветания Ростово-Суздальской земли.
Во многом благодаря Ярославу через сто лег город с гордостью начнут называть Ростовом Великим. Неудивительно, что примерно в 1012 – 1013 году в управление Ярослава отдали второй по важности город земли русской. Новгород.
И тут же проявился властолюбивый характер Ярослава. Он быстро нашёл язык с местными «золотыми поясами» и с горожанами. Возможно, наобещал с три короба. В 1014 году Ярослав отказывается платить налоги Киеву и фактически провозглашает независимость.
А когда разъярённый Владимир собрался послать дружину для усмирения непокорного отпрыска, выяснилось, что Ярослав уже нанял викингов за деньги новгородцев. Вместе с ополчением, включавшим отряды купеческой стражи, войско получалось очень серьёзное. Малой дружиной такое не разгромить, надо собирать собственную армию.
Киевский князь так и сделал… Но в 1015 году печенеги начали вторжение на Русь. Армия вместо усмирения мятежного севера двинулась на юг, защищать свои земли и уберечь важнейшую торговую артерию Шёлкового пути. Возможно, Ярославу повезло.
Но хотя свидетельств не осталось, и вообще летописи рисуют «мужа благородного», пусть и буйного иногда нравом – судя по делам и биографии, Ярослав либо сам спровоцировал войну с печенегами… Либо, что более вероятно, знал про вторжение, но не поделился информацией с Великим князем, а старательно подгадал.
В пользу такого взгляда на характер Ярослава говорит следующий факт. Нанятые для войны варяги бесчинствовали в Новгороде. Новгородцы перебили наиболее наглых и виноватых. Ярослав, узнав об этом, послал горожанам весть: «Хоть и сделали вы большое зло союзникам моим, но их мне уже не воскресить. Приезжайте ко мне мириться».
Новгородцы поверили дружелюбию Ярослава, избрали лучших мужей (то есть наиболее богатых и влиятельных в политике) и отправили их в ставку князя. Ярослав же велел их всех перехватать и перебить. Но в ту же ночь Ярославу пришла весть от его единоутробной сестры Предславы: «Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве. Убил он уже Бориса и к Глебу послал убийцу.
Берегись его!» (Так и хочется всплакнуть: ну как всё удачно и точно совпало, прямо знак свыше.) Сильно встревоженный и опечаленный этим известием Ярослав собрал на другой день новгородцев на вече и сказал им: «Вчера, в безумии, перебил я многих из дружины моей, а сегодня пришла мне весть, что отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и убивает братьев моих.
Хочу идти на него! Пусть не будет между нами вражды, ибо за каждого убитого готов я откупиться золотом» (Подозреваю из подвалов тех самых перебитых мужей).
Новгородцы же отвечали: «Хотя, князь, и иссечены братья наши – можем за тебя биться!» В итоге князь и при армии ( четыре тысячи, из которых половина – отборные головорезы-северяне, очень серьёзная сила), и при деньгах, и без оппозиции за спиной.
Но это будет чуть позже, а пока после скоропостижной смерти Владимира великокняжеский стол занял Святополк I (наиболее вероятная версия – двоюродный брат Ярослава, по древним обычаям после смерти брата усыновлённый Владимиром).
Опираясь на помощь польского короля Болеслава I, совершил переворот, убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Опять же, некоторые летописцы утверждают, что Ярослав имел свою разведку в Киеве, уже после смерти Глеба и Святослава знал про следующее покушение, но его гонец «удачно опоздал».
Не очень боялся Ярослав и Святополка, человека не очень сильного волей и не очень хорошего управленца. В сражении под Любечем Святополк расположил свой стан между двумя озерами и, не ожидая нападения, всю ночь пил и веселился с дружиной. Новгородцы неожиданно ударили и прижали киевлян к озеру.
Разбитый Святополк бежал в Польшу к своему тестю Болеславу, Ярослав вступил в Киев.
А вот дальше вмешался политический гений и амбиции создателя Великой Польши Болеслава Храброго. При этом выдающемся правители Польша изрядно приросла землями и богатствам, не стесняясь лезла в дела соседей. Именно Болеслав первым из правителей получил титул короля.
Потому-то сразу увидел возможность зачерпнуть золота из богатого торгового потока – ведь под Киевом сходились Великий Шёлковый путь и путь из варяг в греки. Святополк же согласился признать вассалитет… Чем заработал себе прозвище «окаянный». Ибо официальная версия – за убийство братьев – не выдерживает никакой критики.
Тот же Владимир ради престола убил старшего брата, и ничего – святой. Резали родственников и после, но вот такой всеобщей анафемы, и церковной, и народной, другие князья не удостоились.
В 1018 году король Болеслав вместе со Святополком выступил на Ярослава. Ярослав ждал их на берегу Буга и проиграл. Польский король был храбрый воин и очень талантливый полководец, Ярослав же командиром был средним. Зато, даже проиграв сражение, умел выигрывать войну. С горсткой оставшихся людей Ярослав снова оказался в Новгороде.
И дальше летописи опять приводят красивую историю, как, дескать, Ярослав хотел из Новгорода бежать дальше за море, к варягам, но посадник Константин, сын Добрыни, вместе с горожанами изрубил все ладьи Ярославовы, говоря: «Хотим еще биться с Болеславом и Святополком!» У меня этот рассказ вызывает откровенное недоверие, ибо очень уж напоминает историю Рима во время вторжения Ганнибала. И запросто мог быть взят летописцем именно из истории. И новгородцы, и Ярослав прекрасно понимали: рисковать войском Болеслав не станет и на север не пойдёт, а без его мечей Святополк – пустое место. Скорее всего, Ярослав своим красноречием убедил купцов, что останься поляки в Киеве, они потеряют важный торговый маршрут. И Новгород опять тряхнул мошной для найма викингов.
В Киеве тем временем дела шли плохо. Недовольный вассалитетом и поведением чужаков город медленно закипал, Святополк тоже дурил, то задабривая старшин концов и бояр, мечтая отказаться от опеки тестя, то, наоборот, соглашаясь со всеми условиями Болеслава и казнил несогласных.
Болеслав очень быстро понял, что его идея провалилась: он хорошо знал историю и наверняка помнил, чем для викингов закончилась попытка силой включить в свои земли Новгород и оседлать торговлю с Византией. Армию вторжения вырезали до последнего человека. Потому, едва дошла весть, что Ярослав с новым войском идёт на Киев, поляки, похватав всё, что плохо лежит, поспешили убраться.
Святополк бежал к печенегам, попробовал с их помощью вернуть власть, но был разбит в жестоком сражении на Альте.
Заняв столицу, Ярослав был вынужден бороться с волной сепаратизма. Иногда военные победы оказывались за ним, иногда он вынужден был подписывать мир на «расширенных правах самоуправления» как со своим братом Мстиславом… в таких случаях Ярослав умел ждать, чтобы со временем всё равно повернуть дело к своей пользе.
Заодно в этих трудах он окончательно обрёл репутацию поборника единства земель русов и гаранта закона и порядка. Про то, что сам он начинал с такого же мятежа, никто и не вспоминал. Заодно усмирил новгородцев.
Едва в 1036 году Мстислав умер, не оставив наследников, Ярослав тут же завладел Черниговом, начал самовластно править Русской землей и силой посадил в Новгороде посадником своего сына.
Наверняка были несогласные… Но тут началось крупнейшее вторжение печенегов, собранные со всех земель дружины и ополчения сошлись с врагом под Киевом… Где вся оппозиция заработала себе вечную славу и память, оставшись на поле боя. Новгород усвоил урок хорошо, и из большой политики город исчезает на несколько поколений.
А вот дальше Ярослав стяжал себе известность не только как грамотный политик и неплохой главнокомандующий, но и великий государственный деятель. Именно с него начинается золотой век Киевской Руси, когда на карте Евразии появилась могучая сверхдержава, славная своими воинами и мастерами, которых звали на службу даже в златой град Константинополь.
Почти на полтора столетия Русь заспорила и с ромеями за гегемонию на Чёрном море, и со всей Восточной Европой за безграничную власть на Балтике. С великими князьями мечтали породниться правители от Тёплого моря, как на Руси называли Средиземноморье, до суровых норвежских фиордов.
Соответственно и к иноземцам на Руси относились чуть покровительственно и снисходительно, хотя принимать и не отказывались: трудовые мигранты были известны уже в ту эпоху. Славянские купцы не боялись ездить в дальние путешествия, ведь за ними стояла сила могучего государства.
Именно тогда активно началась колонизация Русского севера, русы заселили Биармию и Поморье (нынешние Карелия и Архангельский край), продвигались к сегодняшней Перми и делали первые попытки закрепиться вдоль Уральского хребта. Для защиты Киева с юга Ярослав велел рубить по реке Рось цепь крепостей – Юрьев, Торческ, Корсунь, Треполь и многие другие.
Именно Ярослав заложил новую систему образования, многочисленные школы при церквях и монастырях. Уровень грамотности как в Киевской Руси его наследник Московское царство повторно достигнет лишь в эпоху книгопечатания. Именно Ярославу принадлежит честь создания первой в Киеве настоящей княжеской библиотеки.
Именно Ярослав, хоть и насаждал христианство, фактически отделился в церковном плане от Константинополя, впервые продавив митрополитом славянина-монаха Иллариона. Ну и конечно именно Ярославу I Мудрому принадлежит следующий шаг от родового союза племён к устойчивому государству. Судебная реформа.
Титул правителя – князь – происходит от слов «кон» (закон) и «аз» (я).
То есть князь является хранителем родовых обычаев и главным их толкователем… Де-факто, судебная система того времени зиждилась на прецеденте: предки поступали так, и нам следует так же.
Это далеко не всегда соответствовало новым требованиям жизни (место в вертикали общественных отношений в первую очередь определялось близостью к князю, а уже потом родом), и это фактически ограничивало власть князя.
Созданный новый свод законов «Русская Правда» окончательно повернул государство в сторону римско-византийской системы законодательства, когда главным считался писанный закон.
И этот закон в ряде случаев был даже выше церковных требований. К тому же, новый судебник делил всё население не по племенной принадлежности, а по общественному положению.
Он же ограничивал кровную месть, заменив её денежной заповедью – то есть штрафами и вирами.
Итоги правления Ярослава Мудрого огромны. Разрозненные племена окончательно слились, очти стёрлись племенные границы. Даже в эпоху раздробленности и распада Киевской Руси не потерялась общность всех восточных славян, объединённых единой верой и единым законом.
Сохранилась память о великих деяниях мужей той эпохи. И пусть самой Киевской Руси давно нет, память и гордость за наших предков не угасла и поддерживает нас до сих пор. Ведь именно благодаря успехам Ярослава годы лихолетий не уничтожили славян, как случилось со многими народами.
Родилась новая нация, мы – русские.
Источник: https://author.today/post/3501