Внутренняя политика в россии в первой половине xix века

Внутренняя политика России в первой половине 19 века

После смерти Павла 1 на престол вступил Александр 1 (1802-1825). Понимая причины неудач своего отца, Александр 1 с первых дней проводит либеральные реформы и умеренную политику.

Отменив наиболее одиозные указы Павла 1, он на деле доказал, что будет править государством по заветам своей бабки —Екатерины 2 Великой. Первым указом он вернул 12 тыс.

опальных дворян, дал право покупки земель представителям купечества, мещанам, государственным и удельным крестьянам (нарушив монополию дворян).

Обратите внимание

В 1803 г. указом о «вольных хлебопашцах» Александр 1 легализовал право отпуска крестьян на волю по обоюдному согласию помещика и крестьянина.

В 1804-1805 гг. было ограничено крепостное право в Прибалтике, В 1809 г. было отменено право ссылать крестьян в Сибирь.

Активными помощниками Александра 1 были представители молодого поколения дворянской знати: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. Ближайшим соратником императора стал будущий реформатор России М.М. Сперанский.

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. Основой системы образования должны были стать бессословные учебные заведения с бесплатным начальным образованием. В рамках развития системы образования были открыты Виленский, Казанский Харьковский и Петербургский университеты. Открывается Царскосельский лицей, лицеи в городах Одессе и Нежине.

Первые годы своего правления Александр 1 начал с реорганизации органов высшей и центральной государственной власти. В 1802-1811 гг.

была проведена министерская реформа, результатом которой стало появление министерств, заменивших созданные при Петре 1 коллегии. В министерствах вводились строгое единовластие и ответственность министров.

Для координации и совместной деятельности был учрежден «Комитет министров».

Параллельно был создан Сенат — высшая судебная инстанция и орган надзора, за администрацией, в 1810 г. — высший законосовещательный орган при императоре — Государственный совет.

Активное участие в политической жизни принимает бывший статс-секретарь государственного совета М.М. Сперанский (1772-1839). По поручению Александра 1 он подготовил план государственных преобразований (1809 г.

), в котором предлагал преобразовать самодержавие в конституционную монархию (разделение властей, выборность чиновников). При составлении проекта законодательного кодекса Сперанский заимствовал некоторые нормы французских гражданских законов.

Важно

Основные замыслы этих законов вызвали резкую оппозицию консервативного дворянства.

Писатель и историк Н.М. Карамзин подал царю «Записку о древней и новой России», где уговаривал Александра о сохранении самодержавия, которое, по его мнению, является гарантией от смут в России.

Симпатии Сперанского к французским законам вызывали большое недовольство в обществе. В марте 1812 г. он был освобожден от своих постов и сослан. Лишь в 1821 г. Сперанского оправдали и назначили членом Государственного Совета.

Война 1812 г. прервала внутриполитические преобразования. Очередные реформы Александр 1 провел в 1815 г., дав Польше самую либеральную в Европе конституцию. В 1816 г. крестьяне Латвии и Эстонии получили свободу.

Однако революционные события в Европе, волнения солдат Семеновского полка в России способствовали разочарованию Александра I в политике либерализма. Он остановил принятие новой конституции России и начал проводить резко реакционный курс во всех областях государственной жизни.

В 1822 г. было восстановлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Последовало строжайшее запрещение тайных организаций и масонских лож. Усилились гонения за вольнодумие, начался контроль за печатью, множество издательств были закрыты. В университетской среде начались гонения против либерально настроенного профессорского состава.

18.Участие России в войнах с Наполеоном. Внешняя политика Александра Павловича.

Двадцатичетырехлетний сын Павла I взошел на престол после убийства отца, 12 марта 1801 г., и царствовал до 1825 г. Внешнеполитическая ситуация вынуждала монарха лавировать между Францией и Великобританией, а также участвовать в нескольких войнах. При нем владени Российской империизначительно расширились за счет присоединенных территорий.


Война третьей коалиции

Новая антифранцузская коалиция была оформлена в 1805 г., и почти сразу император направился в действующую армию и, фактически, принял на себя ответственность за командование войсками.

Под его началом (хотя командующим формально был Кутузов) союзная армия России и Австрии потерпела поражение при Аустерлице, в результате которого Россия была вынуждена подписать перемирие и покинуть территорию Австрии. Затем, уже в 1806 г.

, был заключен русско-французский мирный договор, который император нарушил, объявив в ноябре того же года выступление против Франции.

В ход новой военной кампании Александр I вмешивался не так активно, тем не менее, российские войска были разгромлены, и императору пришлось начать мирные переговоры с Наполеоном.


Союз с Францией

Очередной мирный договор России и Франции был подписан 25 июня 1807 г.

Совет

Он стал известен как Тильзитский мир, и по его условиям Россия должна была заключить мир с Турцией, отозвать войска из Валахии и Молдавии, разорвать экономические отношения с Великобританией, а также признать территориальные изменения, произошедшие в Европе в результате недавних войн.

Император выполнил условия соглашения: в том же году он прекратил торговлю с Англией. Позднее сотрудничество с Францией продолжилось: в сентябре 1808 г. стороны подписали секретную конвенцию, по которой Россия получала Валахию и Молдавию в обмен на поддержку Франции в борьбе с Великобританией. Союз был разорван лишь в 1809 г.


Русско-шведская и Русско-турецкая кампании

В 1808 г. Российская империя начала войну со Швецией. Причиной послужило нежелание шведского короля вступить в антианглийскую коалицию. В ходе сражений шведы были оттеснены на север Финляндии, однако на помощь им пришел английский флот.

Затем, после смены главнокомандующего российской армией, наступления продолжились, и война закончилась в 1809 г. заключением невыгодного для Швеции мирного договора.

Согласно нему, Россия получала Аландские острова и Финляндию, то есть Александр I стал и Великим Князем Финляндским, а Швеция обязана была заключить союз с Францией и Данией, таким образом присоединившись к континентальной блокаде Англии.

Русско-турецкая война началась в 1806 г., однако формальный повод появился еще в 1803 г.

, когда были отправлены в отставку правители Валахии и Молдавии: по условиям договора смещать и назначать правителей в этих княжествах могли только с согласия Российской империи. В 1806 г. российские войска были введены на территорию княжеств.

В ходе войны было заключено несколько временных перемирий, тем не менее боевые действия растянулись на 6 лет, при этом положение России усугублялось обострением отношений с Францией.

Лишь в мае 1812 г. был заключен мирный договор, вошедший в историю под названием Бухарестского мира. Согласно его условиям, Россия приобрела восток Молдавского княжества, российские суда получили возможность свободно передвигаться по Дунаю, расширились русские владения в Закавказье. Дунайские княжества формально вернули Турции, однако была официально закреплена их автономия.


Война 1812 года

Безусловно, одной из самых известных и разрушительных войн для России во время царствования Александра I стала Отечественная война, начавшаяся в июне 1812 г. со вторжения в Россию армии Наполеона.

В начале войны была предпринята попытка мирных переговоров, однако она не увенчалась успехом, и император принял командование действующей армией на себя. Затем, в июле 1812 г.

, он оставил войско и вернулся в Москву, запретив мирные переговоры с противниками до тех пор, пока французская армия не покинет территорию России.

Результатом действий российской армии стало практически полное уничтожение армии Наполеона, а в 1813 г. боевые действия и вовсе переместились на территорию Франции и Германии. Эта победа высоко подняла авторитет России на международной арене и оказала значительное влияние на события, происходившие в Европе в течение нескольких последующих десятилетий.


Итоги

Во время правления императора были окончательно установлены границы империи на западе, территория государства расширилась за счет Грузии, Имеретии, Гурии, Мингрелии, Финляндии, части Польши, Бессарабии и Финляндии. Положение России в Европе упрочилось во многом благодаря победе над французами.

Обратите внимание

19.Восстание декабристов. Правление Николая Ι. Внешняя и внутренняя политика.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/17380.html

План-конспект занятия по истории (10 класс) на тему: Внутренняя политика России в первой половине XIX века

Раскрытие темы урока:

На доске проектор высвечивает портрет Александра I, учитель: «Перед вами портрет императора Александра I, который вступает на престол при весьма необычных обстоятельствах. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в здание Михайловского замка ворвались 12 гвардейских офицеров. Записываем дату. Смотрим, как это было».

Производится показ видеозаписи «Смерть Павла I» длительностью 3 минуты.

Учитель: «Как вы видели только что, в полпервого ночи группа из 12 офицеров ворвалась в спальню императора и, в результате возникшего конфликта, он был избит, получил удар в висок тяжелой золотой табакеркой и был задушен шарфом.

Вдохновителями заговора были Никита Панин и Петр Пален, а группу непосредственных исполнителей («пьяных гвардейцев») возглавляли Николай Зубов и Леонтий Беннингсен.

Причинами заговора было недовольство участников непредсказуемой политикой, проводимой Павлом I и, особенно, оскорбления и опала, которой были подвергнуты многие из них и под которую в любой момент могли попасть остальные — то есть желание сменить царя на более «покладистого». Той же ночью императором становится Александр I, который объявляет собравшимся у замка, что Павел скончался от апоплексического удара.

   Что касается первых мероприятий нового императора, то с первых дней он призвал лучшие умы помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н.

Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Запишите название, состав и годы собраний комитета.

     Первая реформа затронула собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет. 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты.

Важно

1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов») Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского).

Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов.

    8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который объявлял Сенат верховным органом в империи, но по факту сановники в Государственном Совете были куда выше сенатских, так что сути дела это не изменило.

     8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа — было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I:

иностранных дел,

военных сухопутных сил,

морских сил,

внутренних дел,

финансов,

юстиции,

коммерции,

и народного просвещения.

     По указу от 20 февраля 1803 года «О вольных хлебопашцах» помещики получили право отпускать за выкуп или исполнение повинностей своих крестьян вместе с землей, но мало кто воспользовался этим правом.

Далее 10 марта 1809 года — указ отменил право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь, а в 1822 году это право вновь вернули.

Александр даже пытался отменить крепостное право, поручал составлять проекты различных решений этого вопроса, но понимал – убьют, а документ сожгут.

    К тому же, в 1810-12 годах произошло увеличение налогов из-за дефицита бюджета.

Совет

      Прогрессивным характером отличалась политика в области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт).

    После Отечественной войны 1812 года внутренняя политика Александра I потеряла прежний либеральный налёт.

Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт «прикосновением к основам существующего строя». Как отмечали современники, с 1822 года император утратил интерес к государственным делам. В это же время первое место среди его советников безраздельно занял А.А.Аракчеев.

В стране был установлен режим аракчеевщины. Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникают военные поселения.

 В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. К 1825 году на поселения было переведено около трети всей армии.

Они составили особый корпус военных поселений под началом Аракчеева. Система военных поселений нарушала сложившиеся экономические структуры и вызвала усиленное сопротивление: вспыхнуло несколько восстаний военных поселенян. Самое известное из них произошло в 1819 году в городе Чугуеве.

Волнения наблюдались и в армии, к примеру, восстание солдат Семёновского полка (1820 год)».

                     Включаем презентацию «Декабристы». Далее учитель:

    «Александр I умирает 19 ноября 1825 года в Таганроге, завещая престол не старшему брату Константину (слайд 2), а Николаю. Пока это выясняется, все успевают присягнуть Константину. Переприсягу назначают на 14 декабря 1825 года. В процесс вмешиваются декабристы. У них было много причин (слайд 3). Запишите три основные, на ваш взгляд.

У них было несколько организаций (слайд 4), существовавших в разные годы и в разных городах, в их состав входили в основном офицеры (слайды 5-8). Выписываем руководителей и название организаций.   Они решают помешать присяге новому царю (слайд 9), а затем предъявить манифест с требованиями отмены самодержавия, то есть свержения царя, отмены крепостного права.

Читайте также:  Формирование командной административной системы 1920 - 1930-е гг.

Диктатором назначают князя Трубецкого. Но утром 14 декабря они не успели помешать присяге и к моменту их сбора сенаторы уже разъехались (слайд 11). Восставшие не шли на переговоры и царь разогнал 3000 восставших силой (слайд 12-13). Позднее состоялся суд, результаты которого вы видите на доске (слайд 14), однако царь смягчил приговор, приказав казнить лишь руководителей: П. И.

Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский. Значение этого восстания трудно себе даже вообразить (слайд 15), ведь это первое вооруженное восстание против самодержавия как формы правления.

Обратите внимание

Как вы думаете, какого значение этого восстания? Николай I никогда не забудет этого урока и до конца своих дней будет в зародыше давить все проявления вольнодумства. Каким же был сам император Николай I? Смотрим».

      Включаем видеозапись о Николае I c 1 минуты по 03:42.

Учитель: «Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М.

Сперанского были подготовлены (51 том) «Полное собрание законов Российской империи» за 1649-1826 годы (1830 год) и 15 томов «Свода законов Российской империи» (1833 год). Проводится денежная реформа.

Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.

В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х.Бенкендорф.

Высшее образование могли получать только дворяне. Число студентов ВУЗов ограничено до 300 человек В школах разрешили телесные наказания.

А если кому-то что-то не нравилось, то всюду была агентурная сеть, выявлявшая ненадежных людей. Жестоко подавлялось освободительное движение на национальных окраинах – Устима Кармалюка на Украине (1832-1835 годы), польское восстание (1830-1831 годы), восстание в Грузии (1841 год).

Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов.

Важно

Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота).

Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне, но об этом вы узнаете на следующем уроке. Вывод записываем самостоятельно».

 Учитель предлагает закрытии тетради и учебники, и вспомнить все пройденное за урок.

Рассматривают портрет

Записывают дату

Смотрят видеозапись

Слушают

Записывают название, состав и годы работы комитета

Записывают дату и содержание реформы

Записывают дату и содержание реформы

Записывают председателя совета

Записывают дату и содержание реформы

Записывают дату, содержание реформы и название министерств

Записывают год и содержание реформы

Записывают год и содержание реформы

Слушают

Записывают год и содержание реформы

Слушают

Записывают преобразования

Записывают даты восстаний

Записывают дату

Смотрят презентацию, записывают дату смерти

Выписывают основные причины

Выписывают основных деятелей и название организаций

Записывают требования декабристов и командующего восстанием

Записывают итог событий

Записывают имена приговоренных к смерти

Слушают

Отвечают на поставленный вопрос, идет обсуждение

Просматривают видеозапись

Записывают дату и названия собраний

Записывают дату и содержание реформы

Слушают, осознают

Записывают даты восстаний

Думают, записывают вывод

Повторение пройденного, быстрое перечисление событий

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2017/11/06/vnutrennyaya-politika-rossii-v-pervoy-polovine-xix-veka

Внутренняя политика России в 19 веке

После смерти Павла I на престол вступил Александр I (1802-1825). Понимая причины неудач своего отца, Александр I с первых дней проводит либеральные реформы и умеренную политику.

Отменив наиболее одиозные указы Павла I, он на делœе доказал, что будет править государством по заветам своей бабки — Екатерины Великой. Первым указом он вернул 12 тыс.

опальных дворян, дал право покупки земель представителям купечества, мещанам, государственным и удельным крестьянам (нарушив монополию дворян).

В 1803 ᴦ. указом о ʼʼвольных хлебопашцахʼʼ Александр I легализовал право отпуска крестьян на волю по обоюдному согласию помещика и крестьянина.

В 1804-1805 гᴦ. было ограничено крепостное право в Прибалтике, В 1809 ᴦ. было отменено право ссылать крестьян в Сибирь.

Активными помощниками Александра I были представители молодого поколения дворянской знати: П.А.Строганов, В.П.Кочубей, А.А.Чарторыйский, Н.Н.Новосильцев. Ближайшим соратником императора стал будущий реформатор России М.М.Сперанский.

В 1803 ᴦ. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. Основой системы образования должны были стать бессословные учебные заведения с бесплатным начальным образованием. В рамках развития системы образования были открыты Виленский, Казанский Харьковский и Петербургский университеты. Открывается Царскосœельский лицей, лицеи в городах Одессе и Нежинœе.

Совет

Первые годы своего правления Александр I начал с реорганизации органов высшей и центральной государственной власти. В 1802-1811 гᴦ.

была проведена министерская реформа, результатом которой стало появление министерств, заменивших созданные при Петре I коллегии. В министерствах вводились строгое единовластие и ответственность министров.

Для координации и совместной деятельности был учрежден «Комитет министров».

Параллельно был создан Сенат — высшая судебная инстанция и орган надзора, за администрацией, в 1810 ᴦ. — высший законосовещательный орган при императоре — Государственный совет.

Активное участие в политической жизни принимает бывший статс-секретарь государственного совета М.М.Сперанский (1772-1839). По поручению Александра I он подготовил план государственных преобразований (1809 ᴦ.

), в котором предлагал преобразовать самодержавие в конституционную монархию (разделœение властей, выборность чиновников). При составлении проекта законодательного кодекса Сперанский заимствовал некоторые нормы французских гражданских законов.

Важно

Основные замыслы этих законов вызвали резкую оппозицию консервативного дворянства.

Писатель и историк Н.М.Карамзин подал царю ʼʼЗаписку о древней и новой Россииʼʼ, где уговаривал Александра о сохранении самодержавия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, по его мнению, является гарантией от смут в России.

Симпатии Сперанского к французским законам вызывали большое недовольство в обществе. В марте 1812 ᴦ. он был освобожден от своих постов и сослан. Лишь в 1821 ᴦ. Сперанского оправдали и назначили членом Государственного Совета.

Война 1812 ᴦ. прервала внутриполитические преобразования. Очередные реформы Александр I провел в 1815 ᴦ., дав Польше самую либеральную в Европе конституцию. В 1816 ᴦ. крестьяне Латвии и Эстонии получили свободу.

Обратите внимание

При этом революционные события в Европе, волнения солдат Семеновского полка в России способствовали разочарованию Александра I в политике либерализма. Он остановил принятие новой конституции России и начал проводить резко реакционный курс во всœех областях государственной жизни.

В 1822 ᴦ. было восстановлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Последовало строжайшее запрещение тайных организаций и масонских лож. Усилились гонения за вольнодумие, начался контроль за печатью, множество издательств были закрыты. В университетской среде начались гонения против либерально настроенного профессорского состава.

Внутренняя политика России в 19 веке — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Внутренняя политика России в 19 веке» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/88944_vnutrennyaya_politika_rossii_v_19_veke

Внутренняя политика России в первой половине 19 века. — скачать презентацию

Слайд 1
Описание слайда:

Внутренняя политика России в первой половине 19 века.Слайд 2
Описание слайда:

   Внутренняя политика.    Внутренняя политика России формировалась под влиянием развития капиталистических отношений внутри страны и международных событий, происходивших в Европе и Америке.Слайд 3
Описание слайда:

   1).Происходит разложение натурального хозяйства под воздействием развития товарно-денежных отношений.    1).Происходит разложение натурального хозяйства под воздействием развития товарно-денежных отношений.    2).Ослабляется прикрепление крестьян к земле в результате ряда разрешений, правительственных указов, выразившихся в системе отходничества.    3).Происходит сокращение крестьянских наделов за счет увеличения барской запашки в черноземных губерниях и развитие промыслов в нечерноземных губерниях.    4).Наблюдается падение производства барщинного труда, что вызвало задолженность помещиков перед государством.    5).Переход в отдельных хозяйствах на интенсивный метод ведения производства (многопольный севооборот, применение сельскохозяйственных машин, элитных сортов в растениеводстве и т.д.).    6).Происходит рост расслоения среди крестьян, неравенства; на этой почве появляются новые экономические отношения.Слайд 4
Описание слайда:

Формирование российской буржуазии   Российская буржуазия формируется из представителей дворянства, купцов, зажиточных крестьян (Морозов, Рябушинский).Слайд 5
Описание слайда:

Наблюдается индустриальный рост городов, таких как Петербург, Рига, Москва, Харьков, Екатеринослав. Рост населения городов в 2-2,5 раза превышает рост населения.

Слайд 6
Описание слайда:

Новые виды транспортаСлайд 7
Описание слайда:

Появляется во внутренней торговле иностранная магазинная торговля и постоянные ярмарки. Вывоз из России превышал ввоз. Из нее вывозили хлеб, лен, кожи, щетину, лес, мед и многие другие товары. Появляется во внутренней торговле иностранная магазинная торговля и постоянные ярмарки. Вывоз из России превышал ввоз. Из нее вывозили хлеб, лен, кожи, щетину, лес, мед и многие другие товары.Слайд 8
Описание слайда:

На фабриках и заводах все больше применяется машинная техника.Слайд 9
Описание слайда:

   С 1804 по 1818г. была проведена крестьянская реформа в прибалтийских губерниях. Крестьяне здесь получили личную свободу, но без земли. С начала 19 века прекратилась раздача свободных крестьян помещикам. Государственные земли давались помещикам на определенный срок. С 1808-09г. запрещено продавать крестьян в розницу. Запрещалось ссылать крестьян в Сибирь за незначительные провинности.    С 1804 по 1818г. была проведена крестьянская реформа в прибалтийских губерниях. Крестьяне здесь получили личную свободу, но без земли. С начала 19 века прекратилась раздача свободных крестьян помещикам. Государственные земли давались помещикам на определенный срок. С 1808-09г. запрещено продавать крестьян в розницу. Запрещалось ссылать крестьян в Сибирь за незначительные провинности.Слайд 10
Слайд 11
Описание слайда:

. Реформой 1803-04 годов была создана единая система просвещения от начальной школы до университета.    1).Приходские одноклассные школы для низших слоев общества, где обучали чтению, письму и закону Божьему;    2).Трехлетние уездные школы;    3).Шестилетние губернские гимназии;    4).Университеты.Слайд 12
Описание слайда:

Александр I создал «непременный совет» и «негласный комитет» граф Строганов граф Кочубей кн. ЧарторыжскийСлайд 13
Описание слайда:

Важно

При Александре I происходит преобразование органов управления. В 1802г. указом царя Сенат был провозглашен верховным органом империи, в его руках сосредотачивалась административная, судебная и контролирующая власть. Но законы принимают силу закона только после утверждения царем. Также в 1802г. происходит реформа исполнительной власти.

Слайд 14
Слайд 15
Описание слайда:

Проект преобразования власти Сперанского. В основе проекта лежит принцип разделения властей при независимой судебной власти. Согласно проекту, политические права должно было получит средне сословие — буржуазия.Слайд 16
Описание слайда:

В основе положена идея о трансформации абсолютной монархии в буржуазную, и создание двухпалатного законодательного органа. На местах должны быть созданы выборные думы. В основе положена идея о трансформации абсолютной монархии в буржуазную, и создание двухпалатного законодательного органа. На местах должны быть созданы выборные думы. Александр I признал проект удовлетворительным и полезным, но против выступили сановники России, и проект был отклонен.Слайд 17
Описание слайда:

   После войны 1812г. с Францией царизм в России осуществил ряд реформ. С того года началась работа над проектом отмены крепостного права.    После войны 1812г. с Францией царизм в России осуществил ряд реформ. С того года началась работа над проектом отмены крепостного права.

Источник: https://mypresentation.ru/presentation/vnutrennyaya_politika_rossii_v_pervoj_polovine_19_veka

открытая библиотека учебной информации

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу, по праву занимавшую одно из ведущих мест среди европейских государств.

Отождествляя Россию с самодержавием, императоры Александр I (1801-1825) и Николай I (1825-1855) стремились, с одной стороны, укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с другой усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени.

По этой причине в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в.

доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и антиправительственных действий.

Важным рубежом во внутренней политике стал 1825 ᴦ., так как восстание декабристов привело к усилению ее реакционного характера.

Три проблемы: структура государственного управления, взаимоотношения помещиков и крестьян, система образования занимали центральное место во внутренней политике первой половины XIX в.

Решение первого вопроса правительство видело в углублении централизации административного аппарата͵ в создании кадров образованных, профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору и материально зависящих от получаемого жалованья.

Совет

При решении крестьянского вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную напряженность в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений. Для этого крайне важно было уничтожить наиболее уродливые проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой общественности и позорившие Россию перед Западной Европой.

О развитии образования правительство заботилось лишь постольку, поскольку это могло бы способствовать, во-первых, упрочению самодержавия и привилегированного положения дворянства, а, во-вторых, модернизации экономики, обеспечивающей обороноспособность страны и возможность проведения активной внешней политики.

Дискуссии при дворе и в обществе, принятие отдельных указов и проведение мероприятий по этим трем направлениям не изменили в первой половинœе XIX в. экономического и социально-политического строя России. Она осталась самодержавно-крепостнической страной, в которой власть опиралась на военно-полицейскую силу и на церковь, призывавшую подданных к беспрекословной покорности.

Читайте также

  • — Реконструкция Парижа XIX в.

    Новые материалы. Железобетон. Железобетон появился в 1868 г., когда садовник Монье применял железную сетку в качестве каркаса для бетонных цветочных горшков. Железобетон не находил широкого применения до 1990-х гг., когда его одновременно стали использовать в Америке Эргст… [читать подробенее]

  • Читайте также:  Гражданская война: военные действия 1917-середины 1918 годов

  • — Архитектура XIX в.

    Развитие архитектуры первой половины XIX в. характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. С начала XIXв. значительно более активно, чем раньше использовались металлы – чугун, кованое железо. Во второй половине XIX в. стала… [читать подробенее]

  • — Государство США в XIX — начале XX вв.

    С конца войны за независимость в 1783 г. до начала Гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз. В ходе «индейских войн» происходил захват земель коренного населения — индейцев. В 1803 г. Т. Джефферсон за 15 млн. долларов купил у Наполеона Луизиану -… [читать подробенее]

  • — ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОРОДА XIX ВЕКА

    ЗАПАДНО – ЕВРОПЕЙСКОЕ И АМЕРИКАНСКОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО II ПОЛОВИНЫ XIX В. – НАЧАЛА XX ВЕКА. ЛЕКЦИЯ 13 Рост промышленных центров Великобритании: Лондон, Глазго, Шеффилд, Бирмингем Франция: Париж, Лион, Лилль Германия: Берлин, Гамбург, Мюнхен, Кёльн Выросла… [читать подробенее]

  • — Расознавчі студії XVIII— першої половини XIXст.

    На початок XVIII ст. мандрівники та вчені-натура-лісти накопичили великий фактичний матеріал про фізичні риси населення найвіддаленіших куточків земної кулі. Цей доробок вимагав осмислення та систематизації. Одним із перших свою класифікацію запропонував К. Лінней,… [читать подробенее]

  • — В течение XIX века шло накопление экспериментального материала в биологии. В развитии эволюционных взглядов большую роль сыграли работы российских исследователей.

    Значение теории Ч. Дарвина Эволюционная теория Ч. Дарвина относится к величайшим естественно-научным открытиям XIX века. Идеи Ч. Дарвина оказали влияние на развитие эволюционной палеонтологии, эволюционной эмбриологии и сравнительной анатомии. Исследования в этих… [читать подробенее]

  • — Формирование буржуазного государства Франции в XVIII-XIX вв.

    Основные этапы Великой Французской революции: 1. 14 июля 1789 г. — август 1792 г. — приход к власти крупной буржуазии (фельянов) и установление конституционной монархии. 2. Август 1792 г. — июнь 1793 г. — приход к власти жирондистов, т. е. представителей средней торгово-промышленной… [читать подробенее]

  • — Третий период — вторая четверть XIX в.

    «Восточный вопрос»; основные задачи: укрепить влияние России в Ближневосточном регионе; добиться максимально выгодного для России режима в черноморских проливах; расширить черноморскую торговлю; максимально обезопасить южные границы империи; оказать поддержку… [читать подробенее]

  • — ТЕМА 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

    После гибели Павла на престол взошёл его старший сынАлександр.Воспитанный в либеральном духе, он многим прогрессивным и либерально настроенным людям внушил надежды на серьёзные изменения во внутренней политике страны в сторону её либерализации. Наиболее одиозные и… [читать подробенее]

  • — Тема 5: Российская империя в XIX в.

    1. Социально–экономическое развитие Российской империи в XIX в. 2. Внутренняя и внешняя политика России в правление Александра I 3. Внутренняя и внешняя политика России в правлении Николая I 4. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III. Внешняя политика… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/voennoe_delo/view/37393_lekciya_20_vnutrennyaya_politika_rossii_v_pervoy_polovine_xix_veka

    Сайт для учителей и учеников. | Сайт для учителей и учеников

    Классный час «Спешите делать добро!»

    Цель: формирование у учащихся нравственных категорий: доброта, милосердие, благотворительность.

    Задачи:

    ²  формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

    ²  вспомнить историю благотворительности на Руси;

    ²  рассмотреть случаи благотворительности в жизни каждого.

    Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация.

    Ход классного часа:

    Учитель: Время, в которое мы живём, многие называют бездушным, жестоким. Достаточно включить телевизор, как на зрителя с экрана потоком хлынут волны негативных сообщений: в новостях освещаются, в основном, различные происшествия и трагедии.

    Фильмы (боевики, «ужастики», триллеры) приучают к мысли о том, как легко можно лишить человека жизни. Передачи, в которых бы главные герои отличались отзывчивостью и благородством, практически исчезли с экрана телевизора. Интернет – ещё более худший помощник в воспитании милосердия.

    Невольно посещает мысль: действительно, наше время и люди, живущие сейчас, бессердечны.

    Сегодня мы порассуждаем, так ли это? У нас не просто классный час, а урок благотворительности. Как вы думаете, какова этимология данного слова?

    Ученики: благо – добро, творить – делать, т.е. благотворительность – «делание добра».

    Учитель: Приведите однокоренные слова.

    Ученики: благодарность, благодетель, благодеяние, благополучие.

    Учитель:  По Владимиру Ивановичу Далю «благотворительный, о человеке – склонный к благотворению; обычно разумеют: готовый делать добро, помогать бедным; об учреждении, заведении: устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых и неимущих, или ради попечения об них»; и еще «благотворец, благотворитель, м.б. благотворница, благотворительница — ж. — благодетель, благоподатель; творящий, делающий добро другим».

    Учитель: давайте послушаем одну из моих любимых музыкальных притчей в исполнении Светланы Копыловой: «Морские звёзды». (Слушают песню)

    Любил один философ размышлять,

    Гуляя в предрассветный час у моря,

    О смысле жизни, радости и горе,

    О том, зачем нам жить и умирать.

    Однажды ночью был большой прилив –

    На пляже он хозяйничал без меры —

    Но наступил отлив, и вдруг весь берег

    Усыпан стал плеядой звёзд морских.

    И звёзды, оказавшись без воды,

    Под солнцем обречённо высыхали,

    Прощаясь с жизнью, горестно вздыхали

    И ждали неминуемой беды.

    Философ думал: так и наша жизнь

    В одно мгновенье может оборваться.

    Наверное, не стоит и пытаться

    Разгадывать по звёздам высший смысл.

    Вдруг видит он: какой-то мальчуган

    Бросает в море гибнущие звёзды,

    И на глазах у мальчугана слёзы…

    Вот так придумал – звёздам помогать!

    — Глупыш, ведь ты не сможешь всех спасти!

    Тут высказал своё философ мненье, —

    Твои попытки – что они изменят?

    Здесь миллионы этих звёзд морских!

    Спасатель обернулся на ходу,

    Задумавшись лишь на одно мгновенье:

    — Для этой – очень многое изменят, —

    И бросил в море новую звезду.

    — Вот для чего наверно стоит жить, —

    Подумал вдруг растроганный философ.

    Быть может, создал Бог морские звёзды,

    В ребёнке чтобы жалость пробудить.

    Обратите внимание

    Учитель: Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд? Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не помо­жешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуж­дающихся»?

    Ученики: высказывают мнения.

    Учитель: Проведем т.н. «Мозговой штурм»: Какие действия человека можно отнести к благотворительным? (Приведите конкретные примеры)

    Ученики: помощь пожилым людям, сиротам, инвалидам; сбор денежных средств для детского дома, организация концерта для детей детского сада; помощь бездомным животным, зоопарку; сбор донорской крови, спонсорство и т.д.

    Учитель: сколько существует мир, столько же существует и добро. Вспомните из истории Российского государства какие благие дела совершались на Руси издревле до наших дней.

    Ученики:

    ·—  — бесплатные обеды, которые устраивал князь Владимир после крещения Руси;

    · — с незапамятных времён благотворительностью занимались монахи: в монастырях раздавалась бесплатная еда, оказывалась медицинская помощь;

    ·   -в бытность Петра I строились богадельни для стариков, инвалидов и детей-сирот;

    · — в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. – многочисленные примеры благотворительности (воспитание чужих детей-сирот, делились последним, милость к пленным и т.д.).

    Учитель: известные благотворители на Руси: (демонстрирует слайды с портретами)

    Учитель: Примеры благотворительных дел русских предпринимателей: (демонстрирует слайды)

    Учитель: ребята, а кто из вас сами получали ту или иную благотворительную помощь?

    Ученики:

    · — К. И. в составе делегации и Жигулёвска участвовал в Вахте Памяти, посвящённой Бородинскому сражению, а парадную форму ребятам помог приобрести один из спонсоров;

    ·  — С. М. на протяжении нескольких лет получает стипендию от Благотворительного Фонда «Созидание»;

    · — ещё в 3-м классе один из родителей устроил для всего класса бесплатную поездку в «Аквапарк».

    Учитель: Согласитесь: не менее приятно, чем получать какую-то помощь, оказывать её самим. Можете ли вы сказать, что и вам удавалось выступать в роли благотворителей?

    Ученики:

    · — например, П. С. участвовал в спортивных соревнованиях, сборы от которых шли на благотворительные цели;

    · — ежегодно ребята из нашего класса участвуют в акции «Маленький принц» по уборке мусора с территории Самарской Луки;

    · — вспомнили, как собирали игрушки для ребят из детского дома и книги для больных хосписа.

    Учитель: послушайте индийскую сказку «Награда».

    Как-то тигр охотился в джунглях и по­пал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:

    — Сжалься надо мной, человек! Выз­воли меня из неволи, я щедро тебя отбла­годарю.

    Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выско­чил наружу и говорит:

      — Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

      Страшно стало путнику.

      — Ох, тигр, — сказал он, — неужели это и есть награда, которой ты хотел от благо­дарить меня за добро?

      — Она и есть, — ответил тигр.

      — Какая же это награда — платить злом за добро? — возразил путник.

      — Давай спросим кого-нибудь — на­града это или нет?

      Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

      — Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

    — Злом! — ответило дерево. — Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои су­чья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.

     — Ну, теперь-то я тебя съем! — обрадо­вался тигр.

    — Давай еще кого-нибудь спросим! ­взмолился путник. Прошли они еще не­много. Видят: на пустоши пасется корова.

      — Эй, корова! — окликнули они ее. ­- Скажи, чем платят за добро?

    — Злом! — отвечает корова. — Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

    Выслушал ее тигр и сказал путнику:

    — Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя! — Подожди немного! — попросил человек.- Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тог­да, нечего делать, ешь меня…

    Важно

    Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спро­сили ее:

      — Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

      — Добром! — ответила птица. — Суди­те сами: утром люди, просыпаясь, наслаж­даются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем са­мым не давая нам погибнуть.

      Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

    Учитель: Сколько бы зла не было вокруг нас, надо видеть хорошее и самим стараться приумножить добро. Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать доб­рые поступки.

      В течение классного часа вы создавали плакат, отражающий тему нашего разговора. Пришло время посмотреть на ваше творение.

    Ученики: рассматривают плакат, обсуждают, вывешивают в классный уголок.

    Источник: http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&id=10362:2015-02-18-13-51-43&Itemid=68

    Россия в первой половине 19 века

    Александр I вступил на престол в 1801 г. после смерти императора Павла I. В первые месяцы своего правления Александр отменил многие из распоряжений Павла I: была объявлена широкая амнистия; восстановлены жалованные грамоты дворянству и городам; освобождены от телесных наказаний священники; Разрешено было выезжать за границу и пр.

    Важнейшей задачей своего царствования Александр I считал изменение государственного строя России в духе либерализма. В1801 — 1803 гг. в общих чертах была разработана программа преобразований. С 1807 г. влияние на императора оказывает М.М. Сперанский (1772—1839).

    Предложенный Сперанским план реформирования государственного управления был направлен на модернизацию системы гос. управления, некоторое ограничение самодержавия, более активное участие буржуазии в делах страны, что вызвало недовольство окружения императора. В конце концов в 1812 г. Александр I отправил Сперанского в ссылку, а в начале 20-х годов Сперанский вернулся в Петербург

    Во внутренней политике Александра I в первые годы его царствования можно выделить три основные группы мероприятий, касающиеся:

    1) системы гос. управления;

    2) социально-экономического развития страны;

    3) совершенствования системы образования.

    Реорганизация органов управления началась с Сената. В 1802 г. были восстановлены его права, однако фактически вся деятельность Сената находилась под контролем императора. Следующим шагом стала министерская реформа, проведенная в Два этапа. В 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь министерств. В 1811 г.

    министерства были реорганизованы: число их увеличено, функции точно определены, Для совершенствования кадрового состава государственных органов управления в 1809 г. были изданы указы о придворных званиях и о правилах производства в чины по гражданской службе. В 1810 г.

    был учрежден Государственный совет, высший законосовещательный орган при императоре.

    Совет

    В социально-экономической политике начала XIX в. одним и важнейших был крестьянский вопрос.

    С 1801 г. Александр сократил раздачу казенных крестьян в частные руки. В 1808—1809 гг. был издан ряд указов, ограничивавших произвол помещиков.

    Наряду с крестьянским вопросом одним из важных направлений социально-экономической политики было оздоровление финансовой системы государства — дефицит гос. бюджета. В 1802 г. было учреждено и министерство финансов, стремившееся укрепить курс бумажного рубля. Финансовая реформа начала осуществляться с 1810 г, то, что было сделано, позволило увеличить государственные доходы более чем в два раза.

    Среди других мероприятий — активное строительство в 1803—1810 гг. каналов, улучшивших транспортные связи Верхней Волги с Петербургом и Балтийским морем.

    Значительное место во внутриполитической деятельности Александра I занимало совершенствование системы образования в России. Реформа народного образования, проведенная в 1803—1804 гг.

    , основывалась на: бесплатное обучение (кроме высшего образования), доступность его для всех сословий, четкая вертикаль образования с преемственностью учебных программ.

    Читайте также:  Москва в xvi веке

    Однако образование осталось недоступным для основной массы населения.

    Важнейшие задачи внешней политики России в этот период были связаны с защитой границ и укреплением позиций в Европе, а также в Закавказье, на Черном море, на Балканах.

    Европейское направление российской внешней политики определялось сложной ситуацией, сложившейся в регионе в начале XIX в. Наполеоновская Франция стремилась к усилению своего влияния, захвату новых территорий.

    Действия Наполеона затронули интересы России. Она порвала дипломатические отношения с Францией, в 1805 г. сложилась 3-я антинаполеоновская коалиция, в 1806 г.

    сложилась 4-я антинаполеоновская коалиция, В июле был заключен мир.

    Обратите внимание

    В 1808—1809 гг. произошла последняя в истории русско-шведская война. В августе 1809 г. был подписан Фридрихсгамский мирный договор. В результате в составе России было создано Великое княжество Финляндское..

    На восточном направлении внешней политики России в 1801 — 1812 гг. важнейшую роль играли отношения с Османской империей (Турцией) и Персией (Ираном). Возросшая роль России не устраивала Турцию и Персию, а также Англию. В 1804 г.

    началась продолжительная русско-персидская (иранская) война, завершившаяся в октябре 1813 г. подписанием Гюлистанского мирного договора.

    К России были присоединены Дагестан и Северный Азербайджан, она получила исключительное право держать военный флот на Каспийском море.

    В 1806 г. началась русско-турецкая война. В мае 1812 г. война завершилась, был подписан Бухарестский мирный договор. Россия получила некоторые земли, России было предоставлено право покровительства христианским подданным Турции.

    Армия Наполеона вторглась в Россию июня 1812 г. В августе 1812 г. произошла Бородинская битва. Французам удалось оттеснить русские войска. В сентябре в деревне Фили близ Москвы состоялся военный совет.

    После обсуждения положения, поняв, что в ближайшее время армия не может быть обеспечена необходимыми резервами, Кутузов приказал оставить Москву. В сентябре 1812 г. Наполеон вступил в Москву, считая, что война кончилась. Москва была разграблена, большая ее часть выгорела. В октябре 1812г. французская армия оставила Москву.

    25 декабря 1812г. (6 января 1813г.) Александр I издал манифест об окончании Отечественной войны, однако война с Наполеоном еще не была закончена.

    Важно

    В январе 1813 г. началась зарубежная кампания (Пруссия, Англия, Австрия, Швеция) 1813—1814 гг. и в октябре в «битве народов» у Лейпцига войска Наполеона потерпели поражение. В марте капитулировал Париж, через несколько дней Наполеон отрекся от престола .

    В мае 1814г. новым французским правительством был подписан Парижский договор с Россией, Англией, Пруссией. Австрией; позже к нему присоединились Испания, Швеция, Португалия. Границы. Через два месяца в Вене предполагалось созвать конгресс для создания новой политической системы в Европе.

    Венский конгресс проходил с сентября 1814г. по июнь 1815 г. Все европейские государства, кроме Турции, принимали в нем участие.

    Подтверждались границы Франции, определенные по Парижскому договору; Бельгия присоединялась к Нидерландам; Австрия вновь получала итальянскую Ломбардию и Венецию, а также стала играть руководящую роль в Германии, Польша вновь потеряла независимость, большая ее часть вошла в состав России; Во время работы конгресса Наполеон бежал с острова Эльба и на 100 дней установил свою власть во Франции. в битве при Ватерлоо войска Наполеона были разгромлены, сам он вторично отрекся от престола. В сентябре 1815 г. в Париже между Россией, Австрией, Пруссией был заключен Священный союз

    Одним из острейших во внутренней политике 1815—1825 гг, — вопрос о положении крестьянства. С 1818г. шла секретная работа по подготовке проекта отмены крепостного права в российских губерниях. Однако в 20-е годы планы освобождения крестьян были отложены, власть помещиков усилена.

    Важным направлением внутренней политики Александра I в последнее десятилетие его царствования была организация военных поселений, в которых военная служба сочеталась с земледелием. Первая попытка в 1810 г., но оказалась неудачной. С осени 1816 г. попытки создания поселений возобновились.

    По мнению царя, образование должно было основываться на религиозных принципах. В 1817г. Министерство просвещения преобразовали в Министерство духовных дел и народного образования. Наряду с изменениями в системе образования происходило ужесточение цензуры. В 1822 г. были запрещены тайные общества и масонские ложи.

    19 ноября 1825 г. на 48-м году жизни Александр I неожиданно умер.

    Формирование декабристского движения было обусловлено историческим развитием Европы и России в XVIII — начале XIX вв. Они выступали за ликвидацию феодальных порядков, установление более прогрессивного политического строя.

    Совет

    Немалую роль в формировании идеологии декабристов сыграла Отечественная война 1812 г., подъем национального самосознания.

    Отказ царя от реформ, переход к религии вызвали разочарование, решимость бороться за спасение страны собственными силами.

    Для разработки новой тактики в январе 1818 г. был создан Союз благоденствия..Сообщение о том, что Александру I известно о его существовании, стало поводом решения о самороспуске в начале 1821 г.

    В марте 1821 г. возникла новая организация — Южное общество. В Петербурге начало формироваться Северное общество. Декабристы Северного общества решили воспользоваться моментом присяги Николаю, восстание было разгромлено. После подавления восстания началось следствие, продолжавшееся до июня 1826 г. Декабристы были казнены.

    Главными характерными чертами внутренней политики Николая 1 были укрепление самодержавной формы правления, бюрократизация страны, борьба с любыми проявлениями свободомыслия. Изменения в системе государственного управления были направлены на ее дальнейшую централизацию и бюрократизацию.

    Собственная его императорского величества канцелярия была создана в конце XVIII в. при Николае I она фактически становится центральным органом гос. управления. В составе Канцелярии за Ремя правления Николая I было образовано шесть отделений. В 1830г. было опубликовано «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. В 1833г.

    были созданы 15 томов «Свода законов Российской империи», излагавшего основные действующие законы.

    Наряду с Императорской канцелярией важнейшую роль в управлении страной играли всевозможные временные комитеты и комиссии, их деятельность способствовала бюрократизации государственного управления.

    Обратите внимание

    В социально-экономической политике Николая I одним из важнейших направлений было дальнейшее укрепление положения дворянства. Правительством предпринимались меры, направленные на улучшение положения дворянства. Наиболее острым вопросом оставалось положение крестьянства.

    При Николае I были осуществлены лишь частичные меры, улучшавшие положение крепостных крестьян. Наиболее значительным мероприятием правительства Николая 1 в решении крестьянского вопроса была реформа государственной деревни, проведенная в 1837—1841 гг. Безземельные и малоземельные крестьяне были наделены землей из гос.

    фонда, Однако система управления государственными крестьянами слишком громоздкой, забюрократизированнойВ 1841-43 гг. произошли массовые волнения. Более эффективными оказались мероприятия в сфере промышленности и торговли. В 1828 г.

    для содействия развитию промышленности при Министерстве финансов был создан Мануфактурный совет. При Николае 1 в 30—40-х годах в России начинается промышленный переворот, — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры — к фабрике. Началось также строительство железных дорог (1837 г.

    между Петербургом и Царским Селом) В несколько раз возросло пароходное сообщение, а в 1849 г. был основан Сормовский судостроительный завод близ Нижнего Новгорода.

    Правительством Николая I предпринимались меры и для стабилизации финансовой системы. Доходные статьи увеличивались за счет введения новых косвенных налогов, повышения ввозных таможенных пошлин и др.

    Большую роль в стабилизации финансовой системы сыграла денежная реформа 1839-43 гг. В результате денежная система стабилизировалась. Однако к концу царствования Николая I вырос гос.

    долг, кредитные билеты начали падать в цене.

     Системы просвещения. Вступив на престол, Николай I — в 1828 г. был утвержден новый устав для образовательных учреждений низшего и среднего звена — обучение стало сословным.

    Важно

    Наряду с системой образования важная роль в идеологической политике Николая I отводилась цензуре. В 1826—1828 гг. была разработана новая политика в области печати. С 1848 г.

    цензура еще более ужесточилась, дабы не допустить проникновение в Россию революционных идей из Европы.

    Одним из главных в первые годы правления Николая был польский вопрос. В конце 1830 г. в Польше началось восстание, главной целью которого было восстановление независимого государства в границах 1772 г., Царские войска разгромили восставших. Началось усмирение Польши.

    Одновременно с польским восстанием активизировалась национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа. В 1830 г. имам Гази-Магомед объявил России джихад священную войну, началась продолжительная Кавказская война.

    Окончательно подчинить народы Северного Кавказа России удалось уже при Александре II.

    В годы царствования Николая I, во внешней политике России основными направлениями оставались восточное и европейское, и появилось еще одно — среднеазиатское.

    На восточном направлении перед Россией стояли прежние задачи: укрепление позиций на Балканах, в Закавказье, на Черном море. Иран при поддержке летом 1826 г. первым начал войну с Россией, стремясь вернуть земли, утраченные по Гюлистанскому мирному договору. В феврале 1828 г.

    война закончилась победой России, был заключен Туркманчайский мирный договор. Николай I, просил турок прекратить военные действия против греков. В итоге русско-англофранцузская эскадра в октябре 1827г. в Наваринской бухте разгромила турецкий флот. Турция начала готовиться к войне.

    Совет

    Русско-турецкая война началась в апреле 1828г, сентябре 1829 г. был подписан Адрианополъский мирный договор. В начале 30-х годов Османская империя оказалась в сложном положении в связи с турецко-египетским конфликтом. Египет1832 г. начал военные действия против Турции, Россия предложила свою помощь, летом 1833 г.

    между Турцией и Россией был подписан Ункиар-Искелесийский договор о дружбе и взаимопомощи сроком на восемь лет. Были подтверждены предыдущие русско-турецкие соглашения, Россия обязалась оказывать Турции военную помощь, Турция устанавливала выгодный для России режим черноморских проливов. В ответ Россия осенью 1833 г.

    заключила с Австрией Мюнхенгрецкую конвенцию, предусматривавшую совместные действия в случае нового кризиса в Турции.

    В 1839 г. произошло второе восстание Египта против Турции.. В 1841 г. подошел к концу восьмилетний срок Ункиар-Искелесийского договора, и в Лондоне была подписана вторая конвенция между Турцией, с одной стороны, и Россией, Англией, Австрией, Пруссией и Францией — с другой.

    Был установлен международный контроль над черноморскими проливами: пока Турция находится в войне, они должны быть закрыты для военных судов всех держав; в мирное время Турция может пропускать через проливы суда той страны, с которой ей будет выгодно договориться.

    В результате черноморские проливы на десятки лет оказались закрытыми для русских военных кораблей и открытыми для враждебных России государств.

    На европейском направлении российской внешней политики главной была задача подавления любых революционных выступлений. В 1833 г.

    в Мюнхенгреце состоялся съезд монархов трех стран, и по его итогам между Россией, Австрией и Пруссией был заключен договор, предусматривавший возможность оказания взаимной помощи в случае внутренней или внешней опасности. В 1848 г.

    Обратите внимание

    произошла буржуазно-демократическая революция во Франции, за ней в 1848—1849гг. последовали революционные события в других странах. Россия помогла справиться с ними.

    Влияние России в Европе чрезвычайно возросло, Политическое усиление России вызывало недовольство и возмущение ведущих европейских держав, особенно Англии и Франции. Еще больше обострили отношения этих стран с Россией их противоречия с ней по восточному вопросу, ставшие основной причиной Крымской войны,

    Непосредственным поводом к началу войны стал спор между Россией и Францией о «палестинских святынях». В 1853 г.

    Россия предъявила ультиматум с требованием восстановить привилегии православной церкви в Палестине и признать русского царя покровителем всех православных подданных Османской империи. Ультиматум был отвергнут, и летом 1853 г.

    русские войска оккупировали подчиненные Турции Дунайские княжества.. В октябре 1853 г. Турция приступила к ответным действиям, война началась. В дальнейшем в нее включились Франция, Англия и с 1855 г. Сардинское королевство.

    Каждая из стран — участниц войны преследовала свои цели.

    В Крымской войне выделяются два этапа, первый (октябрь 1853 г. — апрель 1854 г.) характеризуется участием в войне только Турции и России. На Черном море в ноябре 1853г. русская в Синопской бухте одержала победу. В начале 1854 г. англо-французская эскадра вошла в Черное море, дипломатические отношения России с Англией и Францией были прерваны.

    В апреле 1854 г. начался второй этап Крымской войны — Англия и Франция включились в военные действия.

    Главным направлением удара главная база русского черноморского флота — Севастополь. Осада Севастополя, затянулась на 349 дней. Падение Севастополя 27 августа (8 сентября) 1855г. фактически означало прекращение военных действий в Крыму.

    Важно

    На Кавказе война еще продолжалась, но успешно для России. С конца 1855 г. начались мирные переговоры, завершившиеся в марте 1856 г. подписанием Парижского мирного договора. Однако произошло это уже при Александре II.

    Николай I не дожил до окончания Крымской войны, он неожиданно умер 18 февраля 1855 г.

    Важнейшая характеристика культурного развития России в первой половине XIX в. — завершение начавшегося в XVIII в. процесса формирования русской национальной культуры. В этот период окончательно складываются национальные школы в литературе, живописи, архитектуре, музыке, театре и др.

    Начинается демократизация культуры, растет ее критическая направленность, непосредственное участие в общественной жизни.

    Большую роль в развитии науки и просвещения играли музеи, библиотеки, издательское дело. В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж в Петербурге. Романтизм возник в Западной Европе в конце XVIII в. как своеобразное противопоставление классицизму. Для этого направления характерно стремление к идеалу, к свободе личности.

    

    Источник: http://biofile.ru/his/12403.html

    Ссылка на основную публикацию