Венгрия между двумя войнами. 1920-1944 — ХОРТИ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЕНГРИИ В 20-30-е ГОДЫ
Сайт переезжает на новый адрес: www.horthy.ru
Но очень медленно… Приношу извинения за неудобства…
©1996,Б.Й. Желицкий, ,Новая и новейшая история №№2-3 1996.
В 20-30-е годы Хорти и его политическое окружение стремились преодолеть внешнеполитическую изоляцию, тот барьер, который возвели вокруг Венгрии страны Малой Антанты. Для венгерского правительства первой половины 20-х годов, по словам Бетлена, «единственно возможным было терпеливое выжидание»32
Хортистская дипломатия, однако, не бездействовала. Эту сферу политики Хорти держал под пристальным личным контролем.
Он стремился мирными средствами достичь ревизии Трианонского мирного договора33, однако его попытки поднять на международных переговорах вопрос о судьбе венгров, оказавшихся за пределами новых венгерских границ, встретили категорическое возражение Франции. В 1925 г.
венгерской дипломатии удалось заручиться поддержкой Англии, пообещавшей Венгрии, что в будущем можно будет «скорректировать» границы Венгрии с ее соседями34. Эти обещания, однако, не привели ни к каким результатам, и Венгрия по-прежнему оставалась во внешнеполитической изоляции, в основном из-за позиции стран Малой Антанты и поддерживавшей их Франции.
Бетлен еще в 20-е годы обращал внимание на опасное положение Венгрии между Германией и встававшим тогда на ноги «восточным гигантом», т.е. СССР.
Он неоднократно заявлял, что венгры не хотят стать вассалами ни Германии, ни СССР, однако как трезвый политик он выступал за налаживание выгодных для Венгрии торговых связей с обеими странами. Бетлен в 1924-1926 гг.
с учетом возможностей советского рынка предлагал Хорти наладить торговые связи с СССР. Ему импонировало то, что Москва не признала и даже резко критиковала всю Версальскую систему мирных договоров.
Идею Бетлена поддержали крупные предприниматели и министерство иностранных дел. Хорти же из-за своего антикоммунизма не согласился с ней. Он считал СССР источником «вечной красной опасности» для человечества и выступал против установления с ним всяческих связей35.
Выход из внешнеполитическое изоляции давался весьма нелегко. Первые попытки урегулирования отношении с северными и южными соседями не увенчались успехом. Пограничные страны, кроме Австрии, замкнули кольцо вокруг Венгрии.
Страны Малой Антанты не без основания полагали, что Венгрия не смирится окончательно с потерей той значительной массы этнического венгерского населения, которая компактно проживала тогда вдоль Границ в Румынии — 1 млн. 664 тыс., Чехословакии -1 млн. 72 тыс., Югославии — 459 тыс.
36, и будет искать возможности решения этого вопроса на международной арене
Бетлен летом и осенью 1926 г попытался вновь убедить Хорти в необходимости расколоть страны Малой Антанты посредством привлечения к сотрудничеству сербов и установления связей с Россией. Регент согласился на сближение с сербами, но отверг предложение по урегулированию отношений с СССР37. В конце августа 1926 г.
разговор с Белградом состоялся На юге страны с речью выступил Бетлен, который по случаю 400-летия битвы с турками под Мохачем напомнил о прошлом, о героической совместной странице истории венгров, сербов и хорват. Он говорил о необходимости найти взаимопонимание.
На речь премьера отреагировали, однако, не южные славяне, а итальянские политики! Они и помогли Венгрии выйти из внешнеполитической изоляции. 5 апреле 1927 г. состоялось подписание договора с Италией «о вечном мире и дружбе'.
ВеньерСК0Му правительству импонировала склонность Муссолини поддержать некоторые территориальные претензии Венгрии, что явилось тогда весьма важным фактором для прорыва внешнеполитической изоляции.
Мировой экономический кризис начала 30-х годов, повлекший за собой финансовый крах на будапештской бирже, снижение жизненного уровня трудящихся, повлиял и на политическую жизнь Венгрии. Бетлен считавшийся «правой рукой» Хорти во внутренней политике, в августе 1931 г. подал в отставку.
Хорти назначил премьером Дюлу Кароии, но дальнейшее ухудшение экономической конъюнктуры в стране сдвинуло политический маятник еще дальше вправо. В сложившихся условиях господствовавшие классы Венгрии считали, что на пост премьер-министра нужен человек «твердой руки».
Им оказался министр, обороны Дюла Гёмбёш, сформировавший 1 октября 1932 г. новое правительство.
Хорти знал Гёмбёша еще по сегедскому правительству, и, назначая его премьером, он осознавал, что этот энергичныи 47-летний офицер является «авторитарной личностью, на которую сильно влияет пример Гитлера и Муссолини». Тем не менее он надеялся, что Гёмбёш сумеет вывести страну из кризиса.
Назначение Гёмбёша, по воспоминаниям Хорти, в значительнои степени было вызвано внешнеполитическими причинами. Во-первых, Гёмбёш был ярым противником реставрации габсбургской монархии, а в Австрии тогда открыто начали говорить об этом.
Во-вторых, Хорти полагал, что Венгрии необходимо считаться с Германией в европейской политике, а Гёмбёш активно ратовал за углубление связей с Германией. Вместе с тем он выступал за нормализацию венгерско-советских отношений с целью проникновения венгерских товаров на советский рынок; что нашло поддержку у крупных венгерских предпринимателей38.
Гёмбёшу удалось убедить Хорти, и 6 февраля 1934 г. Венгрия первой из стран Центральной и Юго-Восточной Европы установила с СССР дипломатические отношения, что повлекло за собой и развитие экономических связей39.
Духовное и идеологическое родство Гёмбёша с Муссолини и Гитлером обусловило его сближение с диктаторами. От Гитлера он ожидал поддержки планам ревизии Версальской системы. Гёмбёш был первым из иностранных государственных деятелей, встретившимся в июне 1933 г. с фюрером и сумевшим завоевать его расположение.
Именно он первым употребил термин «державы оси» применительно к возникшему в октябре 1936 г. союзу между Берлином и Римом.
Гёмбёш считал, что Венгрия, сохраняя свою полную независимость, должна проводить такую внешнюю политику, которая, с одной стороны, опиралась бы на Берлин, а с другой — на Рим, но при принятии основополагающих внешнеполитических акций необходимо ориентироваться на Лондон»40.
Вслед за Италией именно Германия стала той страной, которая пошла на сближение с Венгрией. В объятия фашистских государств Венгрию толкала недальновидная политика великих держав и стран Малой Антанты.
Политика гитлеровской Германии, направленная на пересмотр условий Версальской системы мирных договоров, находила понимание и поддержку у Хорти и у других венгерских политиков, считавших, как и многие политические деятели Германии, эти договора несправедливыми.
Убедившись в том, что нет никакой надежды на поддержку со стороны стран Запада в деле решения проблем венгерских национальных меньшинств в соседних странах и что предпринятые ранее в этом направлении шаги не дали никаких результатов, венгерское правительство обратило взоры на гитлеровскую Германию и все больше склонялось к установлению контактов с ней.
После 1933 г. Хорти начал предпринимать активные шаги к сближению с Германией. Он видел, что влияние Германии в Центральной Европе стремительно растет и она становится фактором, с которым приходится считаться всем европейским государствам. В свою очередь германское руководство также внимательно следило за обстановкой в Центральной Европе, в том числе в Венгрии.
Со времени своего избрания регентом Хорти не покидал пределов Венгрии. Гитлер несколько раз приглашал его к себе, однако венгерский правитель все откладывал поездку.
Не желая ослаблять позицию Австрии на переговорах с Германией, он согласился встретиться с фюрером лишь после заключения 11 июля 1936 г. германо-австрийского соглашения о «параллельной политике». Только летом 1936 г., т.е.
после установления Гёмбёшем контактов с Гитлером, Хорти решился принять его приглашение.
Первая встреча Хорти с Гитлером состоялась в Берхтесгадене под Зальцбургом, куда регент был приглашен поохотиться, и носила ознакомительный характер, хотя при этом были затронуты и некоторые политические проблемы.
Главы двух государств нашли взаимопонимание в оценке германо-итальянского сближения, в вопросе о необходимости сплочения сил под знаменем антикоммунизма. Хорти рекомендовал Гитлеру установить дружбу с Англией и предостерегал его от вмешательства в дела Австрии.
Он воздержался от обсуждения вопроса о возможных в будущем совместных германо-венгерских акциях против Чехословакии, равно как отказался рассматривать аналогичные шаги в отношении Румынии41. В записях министра иностранных дел Германии К. Нейрата отмечалось, что в отношении этих стран «господин Хорти был весьма скептичен»42.
Визит Хорти к Гитлеру вызвал волну фантастических догадок в соседних странах, и там сразу же заговорили о распространении фашизма и опасениях в связи с этим за статус-кво в Европе.
В политическом окружении Хорти премьера Гёмбёша считали человеком, всячески стремившимся укреплять венгеро-германские отношения и подражать гитлеровским порядкам во внутренней политике. Премьер-министр вел переговоры и с Герингом — об изменениях внутриполитического устройства Венгрии — и имел с ним тайное соглашение о взаимной поддержке диктаторских режимов43.
Хорти, однако, далеко не во всем разделял устремления своего премьера и не следовал его примеру. Не доверял Гёмбёшу и граф Бетлен, с опасением наблюдавший за его действиями, особенно по сближению с Гитлером.
Бетлен не только сохранил дружеские отношения с Хорти, но и по-прежнему оказывал на него большое влияние, особенно при принятии важных политических решений. Гёмбёш, имея диктаторские наклонности, все решительнее выдвигал свою персону на передний план, вмешиваясь во все дела, даже находившиеся в компетенции правителя.
Эти черты премьера вызывали протесты как со стороны парламента, так и со стороны самого Хорти. Последний не поощрял амбиций Гёмбёша и старался ограничить поле его деятельности.
Хорти сначала поддерживал энергичную деятельность нового премьера и в чем-то даже шел ему на уступки, но категорически воспротивился коренному изменению прежнего политического курса, к которому стремился Гёмбёш.
Политическая концепция Гёмбёша, его стремление к фашизации страны не были популярны в Венгрии и не встретили поддержки ни у парламента, ни у Хорти, ни тем более у профсоюзов и поэтому были обречены на провал. Система государственного руководства и управления в 30-е годы в стране оставалась прежней, несмотря на упорные старания Гёмбёша изменить ее по германскому образцу.
Венгерский академик И.
Беренд, анализируя типологию и различные оттенки межвоенных политических режимов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, пришел к выводу, что существовавшую в 30-40-е годы в Венгрии политическую систему Хорти следует расценивать как «режим, заигрывающий с тоталитаризмом, ориентирующийся на Гитлера, но не порвавший ни с ограниченной парламентской системой, ни с лимитированными гражданскими правами и не прибегавший к фашистским массовым движениям»44. Это определение соответствует характеру и содержанию того этапа истории хортизма, когда правительство Венгрии в 1932-1936 гг. возглавлял Гёмбёш. Именно этот период характеризовался наиболее близкими к фашизму чертами, но фашистский режим в стране все же не был установлен. Хорти осенью 1936 г. уже готовился удалить Гёмбёша с поста премьер-министра, но тот тяжело заболел и в октябре скончался.
В 30-е годы Хорти весьма успешно выполнял роль некоего регулятора политического равновесия и гаранта стабильности в стране, оказывая воздействие на развитие отношений между различными политическими силами, и прежде всего между гёмбёшевской группой руководства с ее профашистскими устремлениями, с одной стороны, и консервативно настроенными классами крупной буржуазии и землевладельцев — с другой. Хорти не пошел на установление фашистской диктатуры, к которой особенно стремилась малочисленная партия отставного майора генштаба армии Ференца Салаши — партия национальной воли.
Новый премьер-министр Венгрии Калман Дарани, назначенный Хорти осенью 1936 г., с согласия регента предпринял ряд мер по сдерживанию активности крайних политических сил и движений, как левых — коммунистов, так и правых — фашистов. Последние начали тогда оказывать большое воздействие на мелкобуржуазную среду.
Салаши, этот армянского происхождения (Салашьян) военный и политический деятель за свои национально-социалистские устремления и подражание Гитлеру сначала был уволен из армии, а в январе 1937 г. арестован, побывал в кратковременном заключении, а его партия — распущена и запрещена.
Одновременно были проведены и репрессии против коммунистов, действовавших в глубоком подполье. В конце 1937 г. крайне правые силы возобновили деятельность своей партии под названием Венгерская национальная социалистическая партия, которая впоследствии стала известна как нилашистская партия («скрещенные стрелы»).
Эта партия из-за широковещательных программных обещаний, социальной демагогии, антисемитизма и антибольшевизма пользовалась успехом у небольшой части населения и старалась влиять на самого Хорти.
После того как Италия совершила агрессию против Эфиопии, а Гитлер овладел Рейнской демилитаризованной зоной, обстановка в Европе осложнилась. Хорти в этих условиях, рассчитывая на созыв международной конференции великих держав по европейским проблемам, 16 мая 1936 г.
обратился к новому королю Великобритании Эдуарду с письмом, в котором, касаясь проблем Центральной Европы, обращал его внимание на то, что если вновь будут приняты решения, не учитывающие мнения «страдающих народов», то новая катастрофа неизбежна45. Письмо Хорти призывало к мирной ревизии Версальной системы, но.
не встретило поддержки со. стороны Великобритании.
Приспосабливаясь к европейским реалиям, Хорти еще, накануне первой поездки к Гитлеру в памятной записке так выразил свое отношение к войне: «Мы не стремимся к войне, ибо осознаем ее последствия, Проигранная война смела бы Венгрию с политической карты мира»46. Эту записку предполагалось использовать.на тот случай, если Гитлер предложит Венгрии участие в войне с целью возвращения-населенных венграми территорий.
В 1936-1938 гг. Хорти совершил ряд зарубежных поездок с целью укрепления позиции страны в регионе. Он побывал в Италии и Австрии, а в феврале 1938 г. в Польше. Хортистская дипломатия тогда- начала работать над созданием «горизонтальной оси» — она искала пути образования союза Венгрии с Польшей и Югославией. 13 марта 1938 г. германские войска, перешли: австрийскую границу.
Хорти настороженно следил за драматической борьбой Шушинга. Он обратил внимание на то, что Италия не оказала тому обещанной в апреле 1937. г помощи, а поведение Югославии даже стимулировало Гитлера47.
Аншлюс изменил соотношение сил в Европе. Венгрия, Югославия и Италия стали непосредственными; соседями гитлеровской Германии. С этим новым соседством считался и Хорти, а это повлекло за собой соответствующие изменения как во.
внутренней, так и во внешней политике страны.
Хорти считал необходимым успокоить взбудораженную венгерскую общественность. В выступлении по радио 3 апреля 1938 г. он в качестве первостепенной задачи, стоящей перед страной, назвал укрепление обороны. К.началу 1938 г. армия Венгрии состояла всего из 85 тыс. солдат и офицеров.
Она была весьма слабо вооружена. Это обстоятельство в складывавшихся международных условиях подтолкнуло главу правительства Дарани к тому, чтобы 5 марта 1938 г; провозгласить программу вооружения Венгрии.
Это означало отказ от соблюдения тех ограничений в военной области, которые предписывались условиями Трианонского договора
На Хорти давили и праворадикальные, профашистские силы Венгрии, заявившие в конце 1937 г. о готовности взять власть в. свой руки и вынашивавшие планы тесного союза с Гитлером, что также влияло на расстановку политических сил в стране в целом.
В выступлении по радио Хорти предостерег правые силы от попыток «сеять беспокойство и раздор». «Мы уже однажды продемонстрировали, что сможем очистить страну и нацию от элементов, нарушающих порядок», — говорил он.
Тем не менее профашистские группы, рассчитывавшие на поддержку Гитлера, открыто стали восхвалять Салаши. Даже премьер Дарани, стал поддаваться их давлению. Хорти окончательно разочаровался в; нем и в мае 1938 г. вынудил его уйти в отставку.
Назначенный на его место Бела Имреди сразу же принял меры против нилашистов. Их лидер Салаши, обвиненный в антигосударственном подстрекательстве, вновь был приговорен к заключению, на сей раз на три года.
Источник: http://horthy.narod.ru/index/miklosh_khorti_chast_6/0-13
История России
Французские солдаты, освобожденные из немецкого плена Красной Армией. Германия. Фотография. Апрель 1945 г.
Под ударами вооруженных сил Объединенных Наций рушился гитлеровский «новый порядок» в Европе. Народы большинства оккупированных фашистами европейских государств обрели долгожданную свободу.
Близость окончания войны в Европе требовала неотложного согласования политики держав-победительниц в отношении Германии и послевоенного устройства мира. Перед странами антифашистской коалиции возникли и сложные проблемы их внутренней жизни, ждавшие своего решения.
В 1944 г. Красная Армия завершила освобождение родной земли от немецко-фашистских захватчиков. Война против гитлеровской Германии и ее сателлитов была перенесена за пределы Советской страны.
День окончательного разгрома фашизма был не за горами.
Советский общественный строй, порожденный Октябрьской революцией, социалистическая хозяйственная система на деле доказали свою непреодолимую силу и жизнеспособность.
На заключительном этапе войны главной функцией Советского государства продолжала оставаться военная функция.
Решению исторической задачи полного военного разгрома фашизма были подчинены деятельность Коммунистической партии, государственного аппарата, усилия всех советских людей.
Страна продолжала жить по суровым законам военного времени, и народ испытывал на себе все связанные с войной лишения и ограничения.
Конституционные начала строения органов Советской власти сохранились, но деятельность их в связи с войной претерпела существенные изменения. За время войны состоялось всего три сессии Верховного Совета СССР: одна — в 1942 г. и две — в 1944—1945 гг. На них обсуждались вопросы внешней политики, государственного устройства, утверждался государственный бюджет.
Президиум Верховного Совета СССР, председателем которого был М. И. Калинин, являлся постоянно действующим органом власти, но собирался он нерегулярно и не в полном составе. Многие из его членов находились в действующей армии и не могли практически участвовать в работе. Также нерегулярно собирались сессии местных Советов.
Полнота власти по-прежнему находилась в руках Государственного Комитета Обороны, осуществлявшего руководство всей военной и хозяйственной жизнью страны. Его решения проводились в жизнь партийными органами, государственным аппаратом и общественными организациями, но и он собирался нерегулярно.
Ленинские нормы партийной и государственной жизни нарушались. Постановления нередко выносились не коллективно, а единолично И. В. Сталиным. Это приводило в некоторых случаях к ошибочным и даже незаконным решениям. Так, в 1944 г.
по указанию Сталина были лишены национальной государственности калмыки, балкарцы, черкесы, чеченцы и ингуши. По отношению к военнослужащим, возвращавшимся из фашистского плена, были применены массовые необоснованные репрессии.
Тем не менее Государственный Комитет Обороны проделал за годы войны огромную работу, направленную на достижение скорейшего разгрома фашизма.
По мере освобождения Красной Армией районов, захваченных врагом, в них восстанавливались органы Советской власти. Исполкомы местных Советов формировались из имевшихся здесь депутатов, избранных еще в довоенное время. Законодательные органы советских республик возвращались из эвакуации и приступали к исполнению своих обязанностей,
1 февраля 1944 г. десятая сессия Верховного Совета по предложению Центрального Комитета партии приняла важный закон, расширявший права союзных республик в области внешних сношений.
Общесоюзные народные комиссариаты иностранных дел и обороны были преобразованы в союзно-республиканские.
Союзные республики получили право вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами и иметь собственные воинские формирования.
В связи с полным освобождением советской земли от немецко-фашистских захватчиков и перенесением военных действий за рубеж в 1944 г. при Правительстве СССР было создано Управление по делам репатриации. Еще до окончания войны на Родину вернулось свыше 2,5 млн. советских граждан, вызволенных из фашистской неволи.
Несмотря на неисчислимые бедствия и лишения, принесенные войной, уже в 1944 г. удалось добиться некоторого, хотя и незначительного, улучшения материально-бытового положения трудящихся.
Несколько возросли централизованные рыночные фонды продовольственных продуктов и товаров широкого потребления. Существенным подспорьем централизованному снабжению стали подсобные хозяйства предприятий и учреждений. Значительное развитие получило индивидуальное и коллективное огородничество.
В 1944 г. в обработке индивидуальных и коллективных огородов приняло участие 16,5 млн, рабочих и служащих.
В 1944 г. из государственного бюджета было израсходовано на социальнокультурные нужды 51,3 млрд. руб. против 37,7 млрд. руб. в 1943 г.
Были увеличены пособия многодетным матерям, расширилась сеть детских учреждений, значительно улучшилось продовольственное снабжение кормящих матерей. Большая помощь оказывалась семьям фронтовиков и инвалидам войны. В 1944 г.
в виде пособий и пенсий семьям погибших воинов и инвалидам было выплачено почти 13 млрд. руб, К концу 1944 г. более 900 тыс. инвалидов вернулось к трудовой деятельности.
Собравшаяся в апреле 1945 г. одиннадцатая сессия Верховного Совета СССР утвердила бюджет победы и мирного строительства. 64,6 млрд. руб. было ассигновано на народнохозяйственные цели, 66 млрд. руб.— на социально-культурные нужды.
В ходе войны с необычайной силой проявилась не только прочность и устойчивость социально-экономических основ советского строя, но и могучая сила коммунистических идей.
Тяжелые испытания войны еще больше укрепили единство советского общества, сплотили вокруг Коммунистической партии рабочих, крестьян и интеллигенцию, упрочили братскую дружбу народов СССР. О глубоких и тесных связях партии с широкими народными массами свидетельствовал быстрый рост ее рядов. Только в 1944 г.
было принято в кандидаты партии свыше 1 300 тыс. человек и в члены партии более 1 100 тыс. человек. К началу 1945 г. партия насчитывала в своих рядах 5 760 369 человек. Эта огромная армия коммунистов шла в авангарде борьбы против фашизма, показывая образцы воинской доблести и трудового героизма.
На исходе войны перед партийными организациями встали большие и сложные задачи в области идеологического воспитания масс. В 1944 г. в стране имелось 60 вечерних университетов марксизма-ленинизма, в которых коммунисты и беспартийные активисты изучали основы марксистско-ленинской теории и историю Коммунистической партии.
Во многих городах и районах открылись вечерние партийные школы и политшколы. Широкий размах приняла научно-просветительная пропаганда в виде лекций, докладов, издания популярных брошюр и т. д. В августе и сентябре 1944 г.
Центральный Комитет Коммунистической партии принял специальные постановления «О ближайших задачах партийных организаций КП(б) Белоруссии в области массово-политической и культурно-просветительной работы среди населения» и «О недостатках в политической работе среди населения западных областей УССР», в которых формулировались задачи политико-воспитательной работы в освобожденных районах, указывалось на необходимость решительного разоблачения буржуазно-националистической пропаганды.
Большую роль в идейно-воспитательной работе среди трудящихся играли литература и искусство. В 1944 г. в отличие от первых лет войны стали появляться крупные произведения художественной литературы. Вышли в свет первые главы романа М. А. Шолохова «Они сражались за Родину», новые главы поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин», «Возвращение в жизнь» А. О. Саксе и др.
По-прежнему большую роль играла публицистика. Писатели и поэты выступали в газетах и журналах со статьями, памфлетами, очерками, рассказами, стихами. Большую популярность приобрели в 1944 г. рассказ А. Н. Толстого «Русский характер», серия памфлетов И. Г. Эренбурга «В фашистском зверинце», очерки и статьи Б. Л. Горбатова, Б. Н. Полевого, К. М. Симонова, Л. С. Соболева, А. А.
Суркова и др.
В 1944 г. на экраны страны вышли такие патриотические фильмы, как «Зоя», «Нашествие», «Человек № 217», «В шесть часов вечера после войны», «Щит Джургая» и др.
Зрители увидели на экранах документальные фильмы «Победа на Правобережной Украине», «Битва за Севастополь», «Освобождение Советской Белоруссии», «Вступление Красной Армии в Бухарест» и другие, отражавшие важнейшие события Великой Отечественной войны. Значительным был вклад в духовное воспитание народа и деятелей театрального искусства.
Коллективы театров, не ограничиваясь показом спектаклей на стационарной сцене, выезжали в действующую армию, выступали на заводах и в колхозах. В составе театральных бригад находились лучшие артистические силы страны.
Источник: http://www.history-at-russia.ru/xx-vek/velikaya-otechestvennaya-vojna/vnutrennee-polozhenie-sssr-v-1944-1945-gg.html
Внутренняя и внешняя политика Германского нацизма в 30-е годы
Придя к власти, Гитлер потребовал ликвидации «версальского диктата» и «жизненного пространства» для Германии. В июле 1933 г. по инициативе итальянского диктатора Муссолини был подписан «Пакт четырех». Но Франция и Англия добились, чтобы в нем были ликвидированы статьи о ревизии мирных договоров и предоставление Германии прав вооружаться.
На Женевской конференции Германия вновь поставила вопрос о равноправии в вооружении, но и на этот раз ей было отказано. В знак протеста немецкая делегация 14 октября 1933 покинула конференцию по разоружению и через несколько дней заявила, что выходит из Лиги Наций. В 1935 г. Германии было возвращено Саарскую область.
Уступчивость Англии и Франции, молчаливое согласие США относительно действий гитлеровского руководства вдохновили нацистов к новым акциям. 16 марта 1935 фашистское правительство приняло закон о восстановлении в стране всеобщей воинской повинности. Через год, 7 марта 1936 г.
, Гитлер заявил, что Германия в одностороннем порядке отменяет пункты Локарнского соглашений и Версальского мирного договора. Немецкие войска захватили Рейнскую демилитаризованную зону. В конце января 1934 г. в Берлине между Германией и Польшей был подписан пакт о ненападении.
Позже немцы получили согласие от Англии на построение большого количества кораблей надводного и подводного военного флота.
В середине 30-х годов началось постепенное сближение Германии с Италией. 25 ноября 1936 в Берлине представители Германии и Японии подписали Антикоминтерновский пакт, к которому присоединилась Италия. Образовалась «ось» Берлин-Рим-Токио.
12 марта 1938 фашистские войска вступили в Австрию, и Гитлер объявил о «аншлюс» (присоединение) этой страны. Так в Европе вспыхнуло первый огонь войны. Версальский и Сен-Жерменского договора потеряли всякое значение.
После того, как Гитлер потребовал от пражского правительства передаче Германии Судетской области, где компактно проживали немцы, прямая угроза нависла над Чехословакией.
Англия и Франция не стали на защиту этого государства, поддержав Германию. 29-30 сентября 1938 г.
в Мюнхене состоялась конференция глав государств и правительств Германии, Италии, Англии и Франции, где Гитлер, Муссолини, Чемберлен, Деладье решили судьбу народов Чехословакии. Судеты переходили в Германию, часть земель в Венгрии и Польши. США не прореагировали на одну из постановлений мюнхенского сговора.
Не оказал помощи Чехословакии и Советский Союз, имел с ней договор о взаимопомощи.
В начале марта 1939 Чехословакия перестала существовать как независимое государство. Время Гитлер позволил фашистской верхушке начать войну и оккупировать Карпатскую Украину, которая провозгласила себя независимой. В Европе нарастала агрессия, Германия отобрала у Литвы Клайпеду, а Италия захватила Албанию. Альянс Гитлера и Муссолини становился все угрозой для всего мира. Это наконец поняли крупные европейские государства. 28 апреля 1939 фашистская Германия объявила о разрыве германо-польского договора. К началу второй мировой войны оставалось всего четыре месяца.
Источник: http://regesty.ru/vnutrennjaja-i-vneshnjaja-politika-germanskogo/
Германия во второй половине XIX — начале XX века
В германской истории второй половины XIX в. произошло два важнейших события: политическое объединение и превращение Германии в сильнейшую промышленную страну Европы. В то же время мощная Германская империя считала себя обделенной в колониальной сфере.
Объединение Германии
Попытка объединить Германию в 1848—1849 гг. оказалась неудачной. В последующие годы стремление к объединению усилилось. Ускорявшееся экономическое развитие требовало образования общегерманского рынка, свободного передвижения товаров и рабочих. Создание мощного государства соответствовало и политическим умонастроениям немецкого населения.
Но на этом пути существовало серьезное препятствие: соперничество между двумя крупнейшими государствами — Пруссией и Австрией. И та, и другая стремились занять господствующее положение в единой стране.
Конфликт между ними был неизбежен. Как заявил глава прусского правительства: «Германия слишком тесна для того, чтобы Австрия и Пруссия могли в ней поместиться обе».
В экономическом и военном отношениях Пруссия в это время была сильнее своей соперницы.
Объединение Германии произошло в 60 х гг. XIX в. В 1864 г. прусские и австрийские войска напали на Данию и захватили герцогства Шлезвиг и Гольштейн. Оба герцогства, в которых проживало в основном немецкое население, стали совместной прусско-австрийской собственностью. Шлезвигом стала управлять Пруссия, а Гольштейном — Австрия.
Затем в 1866 г. прусские войска на удивление быстро разгромили примерно равную по численности австрийскую армию. Решающая победа, ошеломившая всю Европу, была одержана 3 июля у чешской деревни Садова. Вскоре был заключен мирный договор, по которому Австрия отказалась от притязаний на гегемонию в Германии и уступила Пруссии Гольштейн.
После военного поражения в 1867 г. Австрия была преобразована в Австро-Венгерскую империю. Венгрия получила в ней значительные автономные права. Тогда же был создан Северо-германский союз, решающее слово в котором принадлежало Пруссии. Вне его границ находились лишь южные германские земли.
Их вхождению в состав союза всячески препятствовала' Франция.
Объединение Германии завершилось в результате победы Пруссии во франко-прусской войне 1870—1871 гг. 18 января 1871 г. в Версале была провозглашена Германская империя. Австрия в состав империи не вошла.
Главную роль во всех общегерманских делах стала играть Пруссия. Объединение немецких земель осуществилось «сверху», т. е. правящим классом, а не революцией.
Важную роль в разработке прусской политики того времени сыграл глава правительства канцлер Бисмарк, талантливый дипломат и верный слуга монархии и прусского юнкерства.
Бисмарк — «железный канцлер»
Экономическое развитие
После объединения экономическое развитие Германии значительно ускорилось. Произошло расширение внутреннего рынка. Присоединение Эльзаса и Лотарингии обеспечило германскую металлургию железной рудой. На 5-миллиардную французскую контрибуцию были построены сотни новых предприятий.
В 80-х гг. завершился промышленный переворот, начавшийся в 40-х гг. XIX в. Производство промышленной продукции с 1870 по 1913 г. увеличилось в 6 раз. Германия стала второй после США индустриальной державой мира.
В это время увеличилось число крупных предприятий, возникли мощные монополии, главным образом картели и синдикаты.
Заводы «пушечного короля» Крупна занимали господствующие позиции в военной промышленности. Рейнско-Вестфальский угольный синдикат контролировал половину добычи каменного угля. В начале XX в.
существовало 600 подобных монополистических объединений, т. е. в 10 раз больше, чем в Англии.
На угольной шахте в Германии
Под воздействием экономических сдвигов городское население по своей численности превысило сельское и составило около 60 % всех жителей. Выросли крупные города. В Берлине насчитывалось около 3 млн человек.
Капитализм глубоко проник и в сельское хозяйство. Помещики-юнкеры широко использовали труд батраков, которые за небольшой надел земли работали в имении.
Среди крестьян выделилась прослойка гросбауэров (крупных крестьян) со значительными участками земли. Но еще сохранялись остатки феодализма и обычаи прошлых времен.
Небольшому числу крупных помещиков принадлежало больше земли, чем миллионам крестьян.
Крестьяне могли выкупать феодальные повинности и освобождаться, но за это они должны были платить большие суммы денег или отдавать значительную часть своего земельного надела. Такой путь развития капитализма в сельском хозяйстве получил название прусского пути. Он был характерен не только для Пруссии, но также для Австрии, России и некоторых других стран.
Политический строй и внутренняя политика
В состав Германской империи вошло 22 монархических государства и 3 «вольных» города. По конституции империя представляла союз князей под главенством прусской династии Гогенцоллернов. Только представитель этой династии мог стать германским императором.
Предусматривались выборы парламента (рейхстага). Он обсуждал проекты законов и утверждал бюджет. Первым императором был прусский король Вильгельм I, но главную роль в государственных делах по-прежнему играл Бисмарк, ставший имперским канцлером.
Основной целью его политики было укрепление господства земельной аристократии и позиций Пруссии в Германской империи.
В то же время канцлер понимал, что нельзя было не считаться и с крупной буржуазией, которая приобретала все большее значение в экономической и политической жизни страны.
При Бисмарке в Германии был проведен ряд преобразований: введена единая денежная система, создан имперский банк, усилена армия.
Бисмарк крайне нетерпимо относился к любой оппозиции. Он преследовал буржуазных лидеров и католическое духовенство, которые выражали недовольство господством прусского юнкерства в государственном аппарате.
Но особую тревогу у него вызывали социалисты. Воспользовавшись покушением террористов на жизнь императора, в 1878 г. Бисмарк провел закон против социалистов, который действовал до 1890 г.
На основании этого закона запрещались социалистические организации и газеты.
В 1890 г. Бисмарк из-за разногласий с новым императором Вильгельмом II вынужден был уйти в отставку. При его преемниках основные направления внутренней политики существенно не изменились. На первом месте была защита интересов юнкеров и крупной буржуазии и подавление оппозиции. Но в ряде случаев правительство шло и на некоторые уступки рабочему классу.
Внешняя политика
В 70—80-х гг. Германия укрепляла свои позиции в Европе и принимала активное участие в разделе мира. Бисмарк стремился предотвратить создание антигерманских союзов и не допустить сближения России с Францией или Англией. Но, со своей стороны, он заключил союзный договор с Австро-Венгрией и Италией.
К колониальным захватам Германия приступила позже Англии и Франции. В 1884 г. была основана ее первая колония в Африке, получившая название Германская Юго-Западная Африка.
В том же году во владение Германии перешли Того и Камерун, а несколько позднее была образована колония Германская Восточная Африка. В Океании Германия захватила часть острова Новая Гвинея и еще несколько небольших островов.
Однако главное внимание Бисмарк уделял европейской (континентальной), а не колониальной политике.
В 90-х гг. обозначился переход Германии от континентальной к так называемой мировой политике. Ее главной целью было создание германской «мировой империи». Обосновывая колониальные захваты, немецкий дипломат граф Бюлов заявил: «Мы имеем свои интересы во всех частях света… Мы требуем создания Великой Германии».
Усилилось германское проникновение в Китай, некоторые районы Африки (Марокко), Океанию. Большое значение в Берлине придавали проекту строительства Багдадской железной дороги. Она должна была соединить Берлин с Багдадом и Персидским заливом и тем самым укрепить влияние Германии на Ближнем Востоке.
Рабочее и социалистическое движение
Увеличение численности германского пролетариата сопровождалось ростом его активности и организованности. В 60-х гг. возникают первые рабочие партии. В 1875 г.
они объединились в Социалистическую рабочую партию, которая позже стала называться Социал-демократической партией Германии (СДПГ). Ее возглавляли видные представители социалистического движения Август Бебель и Вильгельм Либкнехт.
Программа СДПГ провозгласила главной задачей германского пролетариата борьбу за социализм.
Рабочее движение становилось все более массовым. Большим влиянием в рабочих коллективах пользовались профсоюзы. Ежегодно проводились сотни забастовок. СДПГ стала одной из самых многочисленных социалистических партий Европы. Под ее руководством рабочие добились сокращения рабочего дня и некоторого повышения заработной платы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
О германском императоре Вильгельме II, который везде стремился быть первым и отличался большим честолюбием, говорили, что он «желает быть на каждой свадьбе невестой, на каждых крестинах — новорожденным, на каждых похоронах — покойником».
Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.
Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/germaniya-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-veka
Внутренняя и внешняя политика США в 1944 г
Президент не беспокоился о том, что должны были получить русские. Он думал, что их требования справедливы.
У. Леги. 1945 г.
Взгляды Рузвельта после Тегеранской конференции
Рузвельт в эти годы хотя и носил титул главнокомандующего, но никогда не надевал униформы.
Напротив, его обычная одежда была сугубо цивильной, никакого «подлаживания» к военному стилю: фланелевая рубашка, старая шляпа, беззаботно-небрежно завязанный галстук создавали впечатление о дядюшке, отправляющемся на уик-энд.
Но такие авторитеты, как Эйзенхауэр, были поражены его знанием карт боевых действий и быстротой оценки местности. Военные ценили закатанные рукава его рубашки — демократический президент руководил армией демократической страны. Рузвельт с одинаковой легкостью общался и с генералом и с рядовым.
И в армии много говорили о его поступке на Гавайях: президент попросил провезти его через палату инвалидов, лишившихся конечностей. Он не сказал им ни слова, только улыбался и махал рукой. Чувствуя их горе, он показывал своим видом, что все в жизни можно превозмочь, и нет места отчаянию.
Тегеран был поворотным пунктом в эволюции дипломатической стратегии президента Рузвельта. В ней обозначились, по меньшей мере, три новых акцента. Во-первых, Рузвельт теперь был полон решимости окончательно сокрушить мощь стран «оси».
В начале 1944 года в ответ на просьбы «смягчить» требование безоговорочной капитуляции, выдвинутое в отношении Германии, он подчеркнул свою непреклонность.
«Довольно долгие годы учебы и личного опыта в самой Германии и за ее пределами привели меня к убеждению, что философия немцев не может быть изменена декретом, законом или приказом. Изменение философии немцев должно пойти эволюционным путем и может по времени занять жизнь двух поколений».
Рузвельт хотел уничтожения Германии как силового центра. Он полагал, что если этого не сделать, то немцы после очередной паузы начнут третью мировую войну. В представлениях Рузвельта о будущем Западная Европа в целом должна была уступить лидерство другим претендентам.
Во-вторых, обозначились изменения в отношении китайской стратегии Рузвельта.
Благодаря американским победам последних месяцев война приблизилась к Японским островам, и теперь президент надеялся довести потери японского флота до 200 тысяч тонн, это оборвало бы связи между Японией и плацдармом японцев в Китае. Были намечены способы налаживания воздушного моста с Чунцином.
В январе 1944 года в американские ВВС начали поступать тяжелые бомбардировщики с большим радиусом действия. Сотни, а затем и тысячи самолетов уничтожали индустриальную мощь Японии.
Теперь Рузвельт не сомневался, что и без обольщения четы Чан Кайши он получит желаемый доступ к стране, которая еще недавно была почти вне пределов досягаемости. У Рузвельта крепнет уверенность, что, кроме США, никто не способен поставлять Китаю средства для модернизации, а значит, воздействие на китайский фактор можно считать гарантированным.
Третий новый элемент рузвельтовской стратегии связан с историческими событиями, происходившими в начале 1944 года на советско-германском фронте.
Советские войска, ликвидировав блокаду Ленинграда, вышли к довоенной границе с Финляндией, совершили бросок по Украине и достигли границы с Румынией. Война вступила в новую фазу. Забрезжила заря победы.
И в союзной дипломатии наряду с новыми надеждами (Тегеран) обозначились новые проблемы.
Глядя на Белый дом теперь, мы видим, как именно в 1944 году федеральная система начинает приспосабливаться к роли «правителя империи». Прежний аппарат президента разрастается, информация захлестывает его, военные ведомства, разведка и службы стратегических оценок превращаются в гигантские учреждения.
Проблемы, которые здесь рассматриваются, имеют глобальные параметры. Действия Объединенного комитета начальников штабов, Комитета военной мобилизации, Объединенного штаба планирования приобретают трансконтинентальный характер. Бюро федерального бюджета теперь распоряжалось колоссальными суммами.
Все эти многочисленные службы «замыкались» на помощниках президента.
Рузвельт в эти очень важные месяцы рубежа 1943 — 1944 годов, будучи, как обычно, внешне непринужденно общителен, по-прежнему разрабатывал дипломатическую стратегию в самом узком кругу.
Однако место заболевшего Гопкинса (у него обострилась язва) занял в качестве советника по военно-дипломатическим вопросам адмирал У. Леги, а в качестве советника по внутренним вопросам — Дж. Бирнс.
При этом крайне централизованный характер принятия решений стал устойчивой чертой Вашингтона военного времени. Выше уже говорилось, что Рузвельт презирал бюрократию и всегда стремился «спутать карты» строгого бюрократического подчинения.
Он выдвигал вперед то одного, то другого деятеля, создавая между ними конкуренцию и играя на ней. Так, военные проблемы он обсуждал то с Маршаллом, то со Стимеоном, и ни один не мог сказать, кто более за них ответствен.
Картина с изображением Франклина Рузвельта
Президент любил организовывать экстренные комитеты, рабочие группы, временные структуры и т. п. Именно таким образом он пытался избавиться от закоснелости мышления. При этом Рузвельт часто сознательно стремился к тому, чтобы одна организация не знала, чем занимается другая с параллельными целями.
В такой обстановке президент исключал всякую возможность оппозиции, дробил связи помощников, получал целый букет мнений, из которых финальное выбирал сам. Добавим к этому любовь президента к секретности. Рузвельт чувствовал себя в такой системе как рыба в воде.
Многих же прочих подобная система сбивала с толку.
Воспоминания об этом периоде говорят об ухудшении здоровья Рузвельта. Хотя его энергия продолжала изумлять, вечером его донимали головные боли. Временами по утрам он имел измученный вид. Десять лет назад его давление было 78 на 136, а теперь (март 1944 г.) — 105 на 188. Врачи отметили расширение сердца.
Страшное напряжение войны начало сказываться на президенте. Диагноз — гипертония, сердечная недостаточность. Прописано: не плавать в бассейне, диета в 2600 калорий, десятичасовой сон, отдых после обеда, ограничения в курении. Врачи просто не рискнули предложить ему недельный отдых.
Но Рузвельт сам решил принять приглашение Б. Баруха отдохнуть в его поместье в Южной Каролине. Он сократил свой рацион спиртного до полутора коктейлей перед ужином, число сигарет «Кэмел» уменьшил с тридцати до пяти.
Гопкинсу он пишет в эти дни, что наслаждается отдыхом, спит двенадцать часов в день, лежит на солнце, контролирует свой темперамент, «и пусть весь мир катится к черту».
А для проведения ответственной дипломатии президент был необходим как никогда прежде. Никто не мог заменить его во главе дипломатической службы великой державы. Это было критическое время.
Именно тогда, когда Рузвельт, основываясь на тегеранских договоренностях, поверил в возможности сотрудничества с СССР, в кругу его ближайших сотрудников начали доминировать те, кто шел противоположным курсом.
Вместо Гопкинса и Дэвиса главными советниками стали выступать Леги, Буллит, Гарриман.
Политика в отношении СССР
О взглядах У. Буллита говорилось выше. После Тегерана вместе с У. Буллитом позицию подозрительного отношения к СССР как к возможному политическому противнику стал разделять государственный секретарь К. Хэлл. В начале 1944 года он писал американскому послу в Москве А. Гарриману:
«Во все возрастающей степени меня охватывает беспокойство по поводу… действий советского правительства в области внешней политики». |
Сейчас мы знаем, что проект этого послания подготовил один из экспертов государственного департамента по Советскому Союзу Ч. Болен, будущий американский посол в СССР. Ч.
Болен писал, что отсутствие консультаций СССР с западными союзниками по поводу восточноевропейской политики будет воспринято в США как стремление идти своим путем, не обращая внимания на союзников.
(Как будто англо-американцы показали малейшую склонность учитывать пожелания Советского Союза в принятии капитуляции и обсуждении вопросов будущего Италии. Напомним, что аналогичные пожелания Москвы в отношении военно-политического контроля вызвали подлинный гнев у Рузвельта и Черчилля.
) Этот документ, посланный 9 февраля 1944 года, видится отправной точкой развития той линии американской дипломатии, которая по мере приближения развязки стала ориентироваться на жесткость в отношении восточного союзника.
Пока Соединенные Штаты не бросали Советскому Союзу вызов — это было немыслимо, именно Советский Союз нес ношу противоборства с Германией.
Пока американская дипломатия не затрагивала проблему границ, пока в государственном департаменте даже крайне антисоветски настроенные дипломаты не ставили под вопрос обеспокоенность СССР своей безопасностью в будущем.
Пока в Вашингтоне практически все считали, что ради участия СССР в войне против Японии можно (и нужно) пойти на любые уступки союзнику. Но уже возникает тенденция взять на себя ответственность за вопросы, возникающие крайне далеко от США, прямо касающиеся безопасности СССР и никак не касающиеся безопасности Соединенных Штатов.
Атмосфера секретности, которая окутала Белый дом, особенно касалась атомного проекта. Доклады от руководителя атомного проекта В. Буша к Рузвельту шли в одном экземпляре и никогда не «оседали» в архивах Белого дома. Президент не рассказывал о «Манхеттене» даже государственному секретарю.
Рузвельт лично позаботился о том, чтобы работа в трех ключевых лабораториях — в Оак-Ридже, Хэнфорде и Лос-Аламосе была полностью изолирована от внешнего мира.
И хотя в атомном проекте приняло участие огромное число лиц — более полутораста тысяч — на «официальную поверхность» в Вашингтоне эта тайна «не всплывала» никоим образом.
Нужно отметить широкое распространение практики, в общем и целом не характерной прежде для общественной жизни США: тщательная цензура переписки, подслушивание телефонных звонков, запрет даже намекать домашним на характер производимой работы, повсеместное использование личной охраны, кодирование имен.
С разработкой проблемы использования атомной энергии в Америку пришли атрибуты полицейского государства. Колоссальный по объему работ проект «Манхеттен» финансировался настолько хитроумным способом из разных статей военных ассигнований, что не вызвал подозрения у самых внимательных исследователей бюджета.
Рузвельт решил несколько расширить число лиц, осведомленных о работе, способной изменить сам характер американской дипломатии, только в феврале 1944 года, когда «посвященные» Стимсон, Маршалл и Буш встретились с лидерами конгресса — Рейберном, Маккормиком и Мартином. Руководители проекта обрисовали его возможности в самом общем виде. Прежняя практика глубокой секретности продолжалась, конгрессмены вотировали деньги, не зная их истинного предназначения.
Внутренняя политика, выборы
Значительная часть 1944 года, столь важного с точки зрения дипломатии, ушла у Рузвельта на усилия по переизбранию. В дипломатии много времени отняло решение «польского вопроса».
Дело в том, что Советская Армия 5 января 1944 года пересекла польскую границу, и польское эмигрантское правительство в Лондоне призвало к «максимально раннему восстановлению суверенной польской администрации на освобожденных территориях республики Польша, единственного и законного слуги и выразителя идей польской нации». По поводу этого заявления Сталин телеграфировал Черчиллю, что «эти люди неисправимы». В заявлении советского правительства от 11 января об эмигрантском польском правительстве говорилось как о «неспособном установить дружественные отношения с Советским Союзом». Ответное заявление «лондонских поляков» от 15 января 1944 года призывало США и Англию вмешаться в дискуссию с СССР по поводу «всех важнейших вопросов».
Но и Рузвельт и Черчилль должны были призвать эмигрантское польское правительство к реализму. Двадцатого января 1944 года Черчилль на встрече с лидерами поляков в Лондоне посоветовал им «принять «линию Керзона» за основу для дискуссий», поскольку им обещаны немецкие территории на западе вплоть до Одера.
Черчилль выступал в непривычной роли адвоката Советского Союза.
Потребности обеспечения безопасности СССР от еще одного сокрушительного германского наступления, объяснял Черчилль, а также «огромные жертвы и достижения русских армий» в процессе освобождения Польши дают русским право на пересмотр польских границ.
Со своей стороны Рузвельт, желая достичь компромисса, пообещал 7 февраля 1944 года Сталину, что после разрешения проблемы границ Польши ее правительство примет отставку своих наиболее известных антисоветских членов.
Рузвельт сделал несколько шагов, которые не часто попадают в поле зрения аналитиков, пытающихся спустя почти пятьдесят лет «развязать» польский узел.
Двадцать четвертого марта 1944 года он позволил выдать требуемые по советскому запросу паспорта двум американским полякам возможным кандидатам в новое польское правительство.
Эти и другие признаки говорили о том, что идея создания нового польского правительства не была чужда президенту. Черчиллю он писал о необходимости сбавить тон в дискуссиях о будущем Польши. «Главное — это вовлечь польскую военную мощь, включая силы подполья, в эффективную борьбу против нацистов».
Источник: http://biofile.ru/his/2954.html