Внешнеполитическая деятельность правительства

Внешнеполитическая деятельность правительства

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Внешнеполитическая деятельность правительства
Рубрика (тематическая категория) Культура

Новые внешнеполитические принципы.

Годы перестройки стали временем перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств – таково было основополагающее положение нового курса на международной арене. В многочисленных выступлениях советского президента были изложены задачи СССР в сфере внешней политики.

Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государствами, в частности с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана.

В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной ассамблеи ООН Горбачев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосударственных отношений. В 1985 г.

новым министром иностранных дел СССР стал Шеварднадзе.

Конкретные мероприятия советского правительства подтверждали ᴇᴦο готовность следовать избранному внешнеполитическому курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западными странами и положить конец ʼʼхолодной войнеʼʼ.

Обратите внимание

Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. советско-американские переговоры.

В подписанном президентами двух стран документе констатировалось, что ʼʼядерная война недопустима и в ней не должна быть победителейʼʼ. Стороны заявляли о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом.

Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.

Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Приостанавливалось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. На 500 тыс.

человек уменьшались Вооруженные Силы. Начались конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В феврале 1989 г.

был завершен вывод советских войск из Афганистана (в течение ещё двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами).

СССР и страны Восточной Европы.Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Экономический и политический кризис в этих странах, падение авторитета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на ʼʼобновление социализмаʼʼ привели к активизации оппозиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами.

С первых дней пребывания у власти Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по ОВД. На встречах с руководителями этих стран он разъяснял причины, сущность и пути проводимой в Советском Союзе ʼʼперестройкиʼʼ. Делались попытки изменить формы экономического сотрудничества с государствами ОВД, акцентируя главное внимание на прямые контакты между предприятиями.

Внешнеполитическая деятельность правительства — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Внешнеполитическая деятельность правительства» 2015, 2017-2018.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/kultura/view/14629_vneshnepoliticheskaya_deyatel_nost_pravitel_stva

О государственной программе российской федерации «внешнеполитическая деятельность»

МИД России реализует утвержденную Правительством Российской Федерации в 2014 году государственную программу «Внешнеполитическая деятельность» (далее – Госпрограмма). Ответственный исполнитель Госпрограммы – МИД России, соисполнители – Минфин России и Россотрудничество, участники – Минобороны России, МЧС России, Минкавказ России, Минобразования России, Госкорпорация «Росатом».

Госпрограмма является документом стратегического планирования в сфере государственной внешнеполитической деятельности, содержащим комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и целей. Главная цель Госпрограммы – содействие всестороннему и эффективному обеспечению интересов Российской Федерации на международной арене, созданию благоприятных внешних условий для долгосрочного развития страны. К задачам Госпрограммы относятся: выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере международных отношений Российской Федерации; выполнение финансовых обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров и решений, принятых с участием Российской Федерации; содействие расширению российского культурно-гуманитарного присутствия в мире.

Госпрограмма включает в себя 4 подпрограммы: подпрограмма 1 «Осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации» (ответственный исполнитель – МИД России), подпрограмма  2 «Выполнение финансовых обязательств Российской Федерации по обеспечению деятельности межгосударственных структур, созданных государствами Содружества Независимых Государств» (ответственный исполнитель – Минфин России), подпрограмма 3 «Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию» (ответственный исполнитель – Россотрудничество) и подпрограмма 4 «Обеспечение работы с соотечественниками, проживающими за рубежом» (ответственный исполнитель – МИД России). В их рамках реализуются соответствующие основные мероприятия, мероприятия и контрольные события, выполняются конкретные задачи, связанные с решением ключевых проблем поддержания международного мира и безопасности, обеспечением внешнеполитическими средствами интересов Российской Федерации и ее граждан, укреплением сотрудничества с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, организациями и форумами, расширением российского культурно-гуманитарного присутствия за рубежом.

Важно

Госпрограмма постоянно совершенствуется и дорабатывается с учетом установок руководства страны, положений законодательных и других нормативных актов. Новая редакция Госпрограммы утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2018 года № 338-12.

Источник: http://www.mid.ru/activity/state_programs/-/asset_publisher/0v2mp2BUeZnQ/content/id/3190335

Международное положение СССР. Внешнеполитическая деятельность правительства

Наследие, которое досталось Брежневу в сфере международных отношений, осложнялось следующими обстоятельствами:

– во-первых, единый в прошлом социалистический лагерь находился в состоянии раскола из-за позиции Китая;

– во-вторых, сложные отношения между Востоком и Западом вследствие Карибского кризиса обострились из-за войны во Вьетнаме;

– в-третьих, рост влияния СССР в странах третьего мира не приносил ожидаемых результатов и не оправдывал колоссальных затрат.

Главной чертой, характерной для внешней политики СССР в середине 60-х-начале 80-х гг., стала еще большая ее идеологизация.

Наследники Хрущева отошли от его представлений о мирном сосуществовании и соревновании стран с различным общественным строем (хотя формально эта идея не отвергалась) В основу внешнеполитического курса была положена идеология конфронтации, согласно которой мирное сосуществование социализма и капитализма не могло носить длительного характера (в силу самой природы капитализма). Более того, в попытках оправдать отход от прежнего понимания принципа мирного сосуществования идеологи КПСС объявили его не более чем новой формой классовой борьбы между трудом и капиталом. С этого же времени введена в оборот идея о постоянном усилении идеологической борьбы двух систем.

Основными задачами во внешней политике оставались:

– устранение угрозы распада социалистической системы, ее сплочение в политическом, военном и экономическом отношениях;

– нормализация отношений между Востоком и Западом («сосуществование в сотрудничестве»). Этот курс был взят только после обострения в начале 70-х гг. конфликта с Китаем и начала сближения последнего с Соединенными Штатами, когда советские руководители почувствовали возникновение новой опасности;

– поддержка «дружественных» режимов и движений в странах «третьего Мира». Эта политика была особенно активна (иногда перерастала в прямую интервенцию) в отношении стран, находившихся в непосредственной сфере влияния СССР (например, Афганистан).

К концу 60-началу 70-х гг. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Франции Шарль де Голль.

Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Начиная с визита Р.

Никсона в Москву в мае 1972 г. и до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности. Политика разрядки состояла из экономических соглашений и соглашений об ограничении ядерных вооружений. В мае 1972 г.

в Москве был заключен временный договор, названный ОСВ-1, который ограничивал для обеих сторон число межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ).

В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении. В 1976 г.

Совет

заключен советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных взрывов в мирных целях. Подписана целая серия документов о развитии сотрудничества между СССР и США в других областях. Летом 1975 г.

состоялся совместный космический полет двух кораблей – «Аполлон» и «Союз». 414

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров тридцати трех европейских стран, США и Канады. Участниками был подписан Заключительный акт Совещания. Его основа — Декларация принципов, которыми государства должны руководствоваться во взаимных и межгосударственных отношениях:

– суверенное равенство;

– взаимный отказ от применения силы или угрозы силой;

– нерушимость границ;

– территориальная целостность государства;

– мирное урегулирование споров;

– невмешательство во внутренние дела;

– уважение прав человека и основных свобод;

– равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;

– сотрудничество между государствами;

– добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепринятых принципов и норм права.

Встреча стала событием огромного международного значения. Она заложила основы перехода к новому этапу разрядки напряженности, явилась важным шагом на пути закрепления принципов мирного сосуществования и налаживания отношений равноправного сотрудничества между различными государствами.

Непросто складывались отношения СССР со странами социалистического содружества. В большинстве стран Восточной Европы назревали, а в чем-то шли быстрее кризисные явления в политической и экономической жизни. Советская тоталитарная модель переставала работать и там.

Однако партийно-государственное руководство СССР делало все, чтобы удержать их в своей орбите, используя для этого родственное по духу партийно-государственное руководство стран Варшавского пакта.

В случае же, когда возникала «угроза социалистическим завоеваниям» и какая-то из стран грозила выпасть из сферы влияния руководителей СССР, принимались и военно-политические меры. Так, 21 августа 1968 г. части Советской Армии перешли границу ЧССР. Вместе с ними были части ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии.

Продолжали углубляться разногласия между руководством Советского Союза и Китайской Народной Республики, вызванные в основном субъективными причинами. Ситуация усугубилась вооруженными конфликтами на границе с Советским Союзом (1969 г.). Наиболее крупным из них стало вооруженное столкновение в районе о. Даманский на р.

Уссури (ныне, после демаркации границы, отошедшего к Китаю).

Обратите внимание

Во время кровопролитной войны США во Вьетнаме, достигшей своей кульминации в конце 60-начале 70-х гг., СССР оказал значительную военно-техническую, материальную помощь Демократической  Республике  Вьетнам подвергшейся массированным бомбардировкам американской авиации

Итак, если период 60-середины 70-х гг. был отмечен значительной международной активностью, то с конца 70-х до конца 80-х разрядка сменилась, новым витком гонки вооружений.

Окончательный крах разрядки произошел после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

Такое непродуманное решение было принято лишь несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым.

Хотя войска вводились по просьбе афганского правительства, а их использование в качестве военной силы на территории Афганистана не предусматривалось, очень скоро они вмешались в Гражданскую войну и вели боевые действия долгие девять лет.

В период перестройки произошли позитивные перемены во внешней политике СССР. Концепция нового политического мышления предусматривала:

– отказ от вывода о расколе мира на две общественно-политические системы;

– отказ от силовых методов решения международных проблем;

– отказ от принципов пролетарского интернационализма;

– переосмысление современного мира и проведение политики с позиции общечеловеческих ценностей.

Таким образом, начался медленный отход от идей «мировой революции».

Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. советско-американские переговоры.

В подписанном президентами двух стран документе констатировалось, что «ядерная война недопустима, и в ней не может быть победителей». Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.

В 1986-1987 и состоялось несколько встреч М.С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем). В июне 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Важно

Советское правительство приняло несколько законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности Указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.

Во второй половине 80-х гг. происходит нарастание кризисных явлений в политической и экономической жизни СССР и восточноевропейских стран.

Читайте также:  Ссср в 1970 - 1980-е гг.

Неуклонное падение доверия к руководству, политическая слабость правящих партий, несмотря на их значительную формальную численность, низкая эффективность экономических структур, их невосприимчивость к научно-техническому прогрессу, нарастание оппозиционных настроений в народных массах – все это означало объективную слабость существования политических режимов. Главным лозунгом антитоталитарных движений в странах Восточной Европы стало восстановление демократических свобод и борьба за права человека.

СССР на этот раз не стремился подавить силой антикоммунистические массовые движения в Восточной Европе. Если бы подобные действия были начаты, то они могли бы с большой долей вероятности привести к новой мировой войне.

Развал социалистической системы в Восточной Европе неизбежно привел к прекращению деятельности таких структур, как Организация Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи. Советские войска поспешно были выведены из ГДР, Польши, Венгрии, Чехословакии.

С согласия Советского Союза 3 октября 1990 г. произошло объединение Германии.

Советская внешнеполитическая доктрина характеризовалась усилением внимания ко всем странам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Особенно в этом направлении выделялись усилия для налаживания связей с Японией, чей огромный экономический потенциал может быть привлечен к развитию многих отраслей хозяйства нашей страны. Установлены дипломатические отношения с Южной Кореей.

В короткие сроки были решены многие спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи между Советским Союзом и КНР.

Специальной сферой внимания Советского Союза оставалась ситуация в Афганистане. Отказ от военных методов решения спорных международных вопросов привело в Женеву за стол переговоров правительства Афганистана и Пакистана при участии СССР и США.

Совет

Результатом этих переговоров стало подписание 14 апреля 1988 года Женевских соглашений по вопросам политического урегулирования положения вокруг Афганистана. Начиная с января 1987 г. советские войска практически прекратили наступательные боевые действия и вели бои только по поддержке боевых действий афганских войск.

Основные же усилия были сосредоточены на обеспечении подготовки и вывода войск из Афганистана, который и был завершен 15 февраля 1989 г.

Таким образом, в период перестройки внешняя политика СССР характеризуется принятием концепции «нового политического мышления». Рядом смелых инициатив СССР выступил лидером радикальной перестройки международных отношений, означающей окончание «холодной войны».

Особенности политического и духовного развития страны

в 60-70-х гг.

Источник: https://students-library.com/library/read/16649-mezdunarodnoe-polozenie-sssr-vnesnepoliticeskaa-deatelnost-pravitelstva

11.2 Внешнеполитическая деятельность советского правительства

2. Внешнеполитическая деятельность советского правительства в условиях

Второй мировой войны

В 1939 г. каждая великая держава рассчитывала на благоприятное для себя развитие событий:

 Англия и Франция стремились направить германскую экспансию на Восток, что должно было привести к столкновению Германии с СССР, их взаимному ослаблению, и упрочило бы положение Лондона и Парижа на мировой арене.

Советское руководство делало все, чтобы отвести угрозу втягивания в возможную европейскую войну, которая должна была ослабить Германию, Англию и Францию, что, в свою очередь, позволило бы СССР занять позицию своеобразного арбитра, от которого зависит исход войны, и максимально расширить свое влияние на континенте.

Германия, прекрасно понимая невозможность одновременного столкновения с коалицией великих держав, рассчитывала на локальную операцию против Польши, что улучшило бы ее стратегическое положение для дальнейшей борьбы за гегемонию в Европе с Англией, Францией и СССР.

Италия стремилась получить новые уступки от Англии и Франции в результате их конфликта с Германией, но сама не торопилась воевать.

США была нужна война в Европе, чтобы исключить возможность англо-германского союза, окончательно занять место Англии в мире и ослабить СССР, что позволило бы стать основной мировой силой.

Япония, пользуясь занятостью остальных великих держав в Европе, намеревалась закончить на своих условиях войну в Китае, добиться от США согласия на усиление японского влияния на Дальнем Востоке и при благоприятных условиях поучаствовать в войне против СССР.

Таким образом, Вторая мировая война была следствием взаимодействия множества объективных причин и субъективных факторов. В результате действий всех основных участников предвоенный политический кризис перерос в войну, развязанную Германией.

В кризисе основное значение имели цели и действия Англии, Германии и СССР. Весной и летом 1939 г. правительства этих государств активно вели между собой тайные и явные переговоры, в которых каждый из них решал свои задачи:

Германия, приняв решение начать войну, стремилась сорвать англо-франко-советские переговоры и заключить договор с СССР;

Англия и Франция хотели предотвратить возможное советско-германское сближение, демонстрируя сближение с СССР, достичь соглашения с Германией, втянуть Советский Союз в будущую войну и направить германскую агрессию на Восток. В переговорном процессе с СССР они стремились сохранить видимость переговоров, всячески затягивая их;

Советский Союз получил возможность выбирать, с кем ему договариваться:

1) Если будет заключен договор о взаимопомощи с Францией и Англией, то Германия откажется от Польши и станет искать союза с западными державами. Война будет предотвращена, но в дальнейшем события могут принять опасный характер для СССР.

2) Если будет заключен пакт о ненападении с Германией, то в случае ее нападения на Польшу вмешательство Франции и Англии в войну станет неизбежным. Произойдет желательное столкновение буржуазных государств. В этих условиях у СССР будет много шансов остаться в стороне от конфликта, и останется надежда на выгодное вступление в войну.

В итоге напряженной дипломатической борьбы советское правительство решило пойти на заключение более выгодного для него союза с Германией. Первоначально  было подписано торговое согла­шение (оно предусматривало кредит в 200 млн. марок под очень незначитель­ный процент).

23 августа в Москву прибыл министр иностранных дел Германии Риббентроп. В ходе переговоров со Сталиным и Молотовым в ночь на 24 августа были подписаны советско-германский пакт о ненападении сроком на 10 лет и секретный дополнительный протокол, определивший сферы интересов сторон в Восточной Европе.

Обратите внимание

К сфере интересов СССР были отнесены Финляндия, Эстония, Латвия, территория Польши к востоку от рек Нарев, Висла и Сан, а также Бессарабия.                                                                                                                  

Так же было подписано и советско-германское экономическое соглашение.

В обмен на сырье (зерно, руда, уголь) советская промышленность  получила уникальное оборудование (особенно для авиапроизводств), новейшие образцы военной техники, доступ к новейшим технологиям.

До сих пор историки спорят о значении договора для СССР, его влияния на дальнейшие события.

Руководство Советского Союза обвиняют в том, что оно развязало руки фашистам и спровоцировало начало войны, направило на несчастную миролюбивую Европу кровожадного Гитлера.

Думается, что для нашего государства  договор стал крупным успехом советской дипломатии:

– СССР впервые за всю свою историю получил признание своих интересов в Восточной Европе;

– удалось ограничить возможность англо-германского сотрудничества, что во многом снижало для СССР угрозу общеевропейской консолидации на антисоветской основе;

–- снижался риск перерастания  конфликта на Дальнем Востоке (бои на Халхин-Голе с японскими войсками достигли своего пика) в войну с Японией. Договор, подписаный без согласия с Японией, внес напряженность и недоверие в германо-японские отношения;

– Советский Союз отвел угрозу нападения Германии и получил возможность отодвинуть на запад свои границы, создав своеобразное предполье из прибалтийских государств, восточных территорий Польши и Румынии (устояла бы Москва, если бы фашисты начали наступление от старой границы?);

– получил необходимое для промышленности оборудование и технологии.

После банкета, состоявшегося в честь немецких «друзей», Сталин в узком кругу с облегчением заявил: «Кажется, нам удалось провести их». В еще большем восторге находился Гитлер. Получив известие из Москвы, он в маниакальном исступлении стучал кулаками по стене и кричал: «Теперь весь мир у меня в кармане!».

Одновременно в результате дипломатических контактов Германия убедилась, что серьезного участия Англии и Франции в германо-польской войне опасаться не следует. Германское руководство решило рискнуть, и рано утром 31 августа Гитлер подписал директиву № 1, которой устанавливалось, что нападение на Польшу должно начаться в 4.45 утра 1 сентября 1939 г.

Несмотря на стремление правящих кругов США, Великобритании и Франции толкнуть Германию на вооруженную борьбу против СССР, Вторая мировая война началась между империалистическими государствами.

Характер Второй мировой войны в силу конкретных исторических условий, в которых она велась, был не одинаков с самого начала.

Она началась как несправедливая, захватническая с обеих сторон. Однако в дальнейшем благодаря неуклонно возраставшей активности народных масс в борьбе против фашистских государств война со стороны стран, подвергшихся агрессии, стала приобретать справедливый, освободительный характер.

Великая Отечественная война Советского Союза против фашистской Германии была главной составной частью Второй мировой войны.

По характеру военных действий и военно-политическим результатам Вторая мировая война делится на пять периодов.

Первый период (сентябрь 1939 г.-июнь 1941 г.) агрессивные действия Германии и Италии в Европе и Африке, а Японии в Азии.

Второй период (июнь 1941 г.-ноябрь 1942 г.) нападение фашистской Германии на СССР, расширение масштабов войны, крах гитлеровской доктрины блицкрига и мифа о непобедимости немецкой армии, создание условий для коренного перелома в ходе войны и образования антифашистской коалиции.

Третий период (ноябрь 1942 г.-декабрь 1943 г.) коренной перелом в ходе всей Второй мировой войны, крушение наступательной стратегии фашистского блока, создание благоприятных условий для США и Англии в ведении вооруженной борьбы благодаря победам Советских Вооруженных Сил.

Четвертый период (январь 1944 г.-май 1945 г.) разгром фашистского блока, изгнание вражеских войск за пределы СССР, создание второго фронта, освобождение от оккупации стран Европы, полный крах Германии и ее безоговорочная капитуляция.

Пятый период (май-сентябрь 1945 г.) разгром империалистической Японии, освобождение народов Азии от японской оккупации и окончание Второй мировой войны.

Германо-польская война.Ко времени нападения фашистской Германии на Польшу вооруженные силы вермахта были полностью отмобилизованы и оснащены новым оружием и техникой.

Важно

За две недели польский вопрос был решен. 16 сентября немецкие моторизованные корпуса соединились в районе Влодавы и завершили окружение польских войск.

16 сентября польское правительство бежало в Румынию, оставив народ и страну на произвол судьбы.

Хотя Англия и Франция еще 3 сентября 1939 г. объявили Германии войну, никаких решительных действий на Западном фронте не велось. Оставаясь верными своей политике «умиротворения», правительства этих стран упустили уникальный шанс совместно с Польшей, имея 2-3-х кратное превосходство в силах и средствах, зажать Германию в тиски войны на два фронта и уже в сентябре 1939г.

нанести ей решающее поражение. Военно-политическое руководство этих государств надеялись направить фашистскую агрессию против СССР и выжидали начала войны гитлеровской Германии с Советским Союзом. Отказавшись воспользоваться сложившейся в самом начале войны обстановкой, западные державы не только покинули в беде Польшу, но и ввергли весь мир в пять лет разрушительной войны.

Советское руководствовнимательно следило за развитием ситуации в Польше и на основании пакта Риббентроп-Молотов начало собственные военные приготовления.

17 сентября СССР вступил во Вторую мировую войну, но не на стороне Германии, как полагают некоторые исследователи, а в качестве третьей силы, действующей в собственных интересах. Остатки польской армии оказалась зажатыми между германскими и советскими войсками.

Большая часть польских войск предпочла сдаться, но были и те, которые отчаянно сражались как против немцев, так и против русских.

К исходу четвертого дня операции советские войска в основном выполнили поставленную задачу и вошли в соприкосновение с германскими войсками. 28 сентября был заключен советско-германский договор «О дружбе и границе», закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Советский Союз получил территорию в 196 тыс. кв.

км (50,4% территории Польши) с населением около 13 млн. человек.

Одновременно СССР настоял на заключении соглашений с Эстонией, Латвией и Литвой, получив право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в усло­виях присутствия советских войск были проведены выборы в законодатель­ные органы, на которых одержали победу коммунистические силы.

В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

Совет

В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией. Цели войны:

Читайте также:  Революция и реформы (1905 -1914)

– создание в ней правительства прокоммунистической ориентации;

– необходимость обеспечения военно-стратегической безопасности Ленингра­да (перенесение советско-финляндской границы в районе Ка­рельского перешейка).

Приняв решение на проведение военного конфликта, И.В.

Сталин понимал, что крупномасштабные боевые действия могут накалить и без того напряженную международную обстановку. Необходимо было провести быструю и победоносную компанию, без привлечения значительных сил и проведения заметной подготовки.

Ставка была сделана на абсолютное превосходство в боевой технике (танках в 30 раз, авиации в 4, артиллерии в 2). Финны надеялись на созданную за 15 лет уникальную систему укреплений на Карельском перешейке (Линия Маннергейма).

С ходу выполнить задачу не удалось.

Во второй половине декабря советские войска перешли к обороне и занялись тщательной подготовкой к новому наступлению. Во второй половине февраля 1940 г. началось наступление, которое заставило финское правительство пойти на уступки. В марте 1940 г.

подпи­сан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский перешеек (граница передвигалась с 32 до 150 км), часть полуостровов Рыбачий и Средний, а так же в аренду на 30 лет полуостров Ханко с прилегающими островами.

Итоги войны оказались печальными:

– престиж СССР сильно пострадал (как агрессор он 14.12.39 года был исключен из Лиги Наций;

– война «разоблачила больше секретов Красной Армии, чем любознательный разведчик узнал бы за все 20 лет ее существования».

Неподготовленность Красной Армии дала повод Гитлеру утверждать, что российские вооруженные силы – «глиняный колос без головы». Поэтому фюрер настаивал на нападении на СССР уже осенью 1940 года.

Однако военное руководство Вермахта в лице Кейтеля и Йоделя сочли этот срок совершенно нереальным из-за неподготовленности своих войск;

— подтолкнула Финляндию в «объятия» Гитлера;

 — СССР понес тяжелые людские и материальные потери (264908 человек, из них 87506 погибло, 39369 человек пропало без вести). Финны потеряли 70 тыс. (25 тыс. убитыми).

Итоги и уроки боевых действий Красной Армии в конце 30-х годов заставили военно-политическое руководство страны критически посмотреть на действительное состояние армии.

Стало ясно, что для исправления положения требуются срочные неординарные меры, так как в условиях нарастающей военной опасности медлить нельзя. Необходимы коренная реорганизация Вооруженных сил, полная перестройка системы их боеготовности и подготовки. Такая программа была разработана. Однако до начала Великой Отечественной войны выполнить её в полном объёме не удалось.

Обратите внимание

Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила Со­ветскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину. Внешнеполитические акции сталинского правительства, осуществленные накануне войны, не учи­тывали интересы народов Восточной Европы. В состав СССР были включе­ны значительные территории с населением 14 млн.

человек, расширены гра­ницы страны (на расстояние от 300 до 600 км).

Бездеятельность англичан и французов была использована гитлеровской Германией для форсированного развития военной промышленности и приготовлений для дальнейшего расширения агрессии. В апреле 1940 г. она захватила Данию и Норвегию. В мае-июне неожиданно быстро оккупировала Францию, Бельгию и Голландию.

После успешного окончания войны с Францией немецко-фашистское командование разработало план высадки своих войск в Англии(«Зеелеве» – «Морской лев»). В июле-августе 1940 г. Германия провела подготовку к высадке на Британские острова своей ударной группировки войск, но она так и осталась нереализованной.

Героические действия летчиков  и мощный флот спасли Англию.

Уже во второй половине октября 1940 г. Гитлер потерял интерес к «Зеелеве», поскольку гитлеровская ставка решила напасть летом 1941 г. на СССР.

Таким образом, политика «умиротворения» и нерешительность англо-французских правящих кругов развязала руки Гитлеру, шанс создать единый фронт в борьбе с фашистской агрессией, был упущен.

Надежды на то, что Германия направит свою экспансию на восток, не оправдались.

Добившись обеспечения своих интересов в Восточной Европе благодаря пакту о ненападении, Советский Союз 17 сентября 1939 г. вступил во Вторую мировую войну, но не на стороне Германии, а в качестве третьей силы, действующей в собственных интересах. Германское руководство стремилось вовлечь СССР в войну с Польшей, чтобы продемонстрировать германо-советский «союз», но советское руководство успешно избежало этой опасности. Кроме того, удалось добиться того, что Лондон и Париж рассматривали действия СССР как меньшее зло по сравнению с германской оккупацией всей польской территории и оставались потенциальными союзниками. Советскому руководству удалось полностью обеспечить свои интересы, включив в состав Советского Союза почти половину Польши, Прибалтийские государства, Молдавию и часть финской Карелии.

Источник: https://studizba.com/lectures/15-istoriya/504-konspekt-po-otechestvennoy-istorii/8212-112-vneshnepoliticheskaya-deyatelnost-sovetskogo-pravitelstva.html

Раздел 2. Внешнеполитическая деятельность правительства в 1939-1975 г

Ф.Франко Баамонде находился у власти в Испании почти четыре десятилетия (1936-1975), быстро реагировал на изменения международной и внутриполитической обстановки, ловко приспосабливался к ним. Ф.Франко легко менял союзников, подделывая образ власти в соответствии с их симпатиями и одевая диктаторский режим в те одежды, которые были необходимы.

Примечательно, что одной из декораций, активно используемой Ф.Франко, было законодательство об организации государственной власти, то есть о том, что традиционно (в том числе и в Испании) являлось предметом конституционного регулирования.

Во франкистской Испании оно стало одной из «одежд» режима, свидетельствующей о его мобильности, предложением и одновременно гарантией сотрудничества с определенными иностранными государствами и политическими группами в своей же стране. Но при этом, и это может показаться удивительным, законодательство действительно становилось базой государственно-правовых реформ.

Важно

Именно этим, думается, и обусловлен феномен Ф.Франко, предопределивший столь длительное сохранение власти в его руках вплоть до его естественной смерти.

Испанские историки права различают несколько периодов в правлении Ф.Франко. Например, замечательный специалист Д. Санчес Ахеста выделял четыре периода, хронологические рамки которых — 1936, 1942, 1947 и 1958 гг. Sanchez Agesta D.

Curso de Derecho Constitucional comparado. Madrid, 1973. P. 467-468 Согласно иной популярной периодизации вехами в государственно-правовом развитии франкистской Испании стали 1936, 1942, 1955, 1967 гг. Torres del Moral A.

Constitucionalismo historico espanol. Madrid, 1999. P. 212

Приходу Ф.Франко к власти предшествовали серьезные изменения в политико-правовом развитии страны. После того как мятежные генералы 28 сентября 1836 г. договорились о назначении Ф.Франко главнокомандующим антиреспубликанских сил, на следующий день, 29 сентября, был издан декрет, сделавший его роль еще более значительной.

В акте говорилось: «Во исполнение соглашения, достигнутого Хунтой национальной обороны, Главой Правительства Испанского государства провозглашается сеньор генерал-майор дон Франсиско Франко Баамонде, который принимает на себя осуществление всех властей в новом государстве» (ст.1). Тексты нормативных актов приводятся по: Esteban J. Las Constituciones de Espana.

Madrid, 2000; Конституции буржуазных государств Европы / под ред. Г. С. Гурвича. М., 1957

Теперь 46-летний Франко был главой государства, главой правительства и генералиссимусом без каких-либо ограничений — неудивительно, что при такой полноте власти его вскоре стали называть в Испании «каудильо», что примерно означает «фюрер» или «дуче». У антифашистов всего мира появилось еще одно основание приравнивать его как диктатора к Муссолини и Гитлеру.

Впрочем, в самом начале Франко весьма существенно отличался от них. В момент появления на арене он не был вооружен, подобно современным ему королям черни, политической панацеей или мировоззрением. Он не был вознесен к вершинам власти массами фанатиков, через головы отдельных правителей или целых правительств.

Совет

Незыблемую основу своего признания в качестве главы государства, последовавшего далеко не сразу, так называемый каудильо искал и нашел в христианстве.

Его убежденность зрела постепенно и потребовала немалых усилий, поэтому от нее вряд ли можно отмахнуться, видя в ней лишь лицемерие, голый расчет или уловку.

Правда, такая перемена ввела в заблуждение многих наблюдателей, которые знали, что прежде Ф.Франко отнюдь не отличался глубокой религиозностью. Некоторые хронисты объясняют такую перемену влиянием супруги каудильо. Другие отмечают в этой связи усилия видных священников.

Несомненным все же является то, что Ф.

Франко предпочитал считать свое утверждение в новом качестве скорее проявлением милости Божьей, чем следствием малоубедительного вотума доверия со стороны генералитета. И в глазах многих людей каудильо, окутанный легкой дымкой некоторого мистицизма, также выступал в роли спасителя христианской Испании.

Подобно тому, как когда-то в результате реконкисты земли родины были вырваны из рук мавров, теперь настала очередь «священной войны» против большевиков. Гражданская война напоминала крестовый поход — una cruzada.

«Антихрист» неуклонно вооружался для борьбы.

Правда, Сталин уже приступил к уничтожению старой гвардии большевиков и офицеров; по-видимому, вряд ли он нашел бы разумным в настоящий момент направить советских генералов и современное вооружение в Испанию, где они могли дискредитировать проводимую Кремлем политику коллективной безопасности. Однако решение уже было принято.

Посол СССР склонил Асанью к тому, чтобы поручить Ларго Кабальеро сформировать кабинет, в который вошли бы два коммуниста. Это новое правительство вскоре утратило свой престиж, поскольку, опасаясь наступления войск Ф.Франко, бежало из Мадрида в Валенсию.

Тем не менее, большинство болтливых комитетов исчезло, и генералу Григорию Кулику удалось из отдельных частей милиции сформировать «народную армию».

Обратите внимание

Другой советский генерал, Ян Берзин, стал военным комендантом Мадрида, защита которого чисто формально была поручена хунте испанских республиканцев.

Националистическая пресса сообщила, что Ф.

Франко провозглашен Главой Испанского государства (Jefe del Estado Espanol). Лишь карлистская «Diario de Navarra» назвала Ф.Франко Главой Правительства (Jefe del Govierno del Estado Espanol), Престон П. Франко / пер. с англ. М., 1999. С. 146 отразив надежды монархистов на восстановление власти короля.

Так текст декрета и конкретная ситуация способствовали отождествлению должностей руководителя Правительства и главы государства. Примечательно, что назначение первого должностного лица было подкреплено упоминанием о новой государственности, иное обоснование учреждения новой власти придумать было трудно. Ее военное происхождение обусловило огромную политическую роль военных в политике. При этом вся власть юридически и фактически сконцентрировалась в руках одного из них — Ф.Франко. В условиях гражданской войны он нуждался лишь в простом ее оформлении и элементарной организации. Torres del Moral A. Constitucionalismo historico espanol. P. 213

Формально Ф.Франко был объявлен Главой «нового» государства лишь 1 октября 1936 г. в Бургосе в специальном «тронном зале» в присутствии дипломатов Италии, Германии и Португалии.

В тот же день он объявил о роспуске Хунты национальной обороны и создании Государственной Вспомогательной Хунты (Junta Tecnica del Estado). Положение о Хунте, принятое 5 октября 1936 г.

, закрепило его роль как органа, оказывавшего Главе государства помощь в ведении военных дел и управлении подведомственной зоной.

Краеугольными камнями идейной основы власти Ф.Франко стали: националистический дух, вера в особое предназначение Испании, идеализация ее самобытности, мечта о восстановлении империи, авторитаризм, антикоммунизм, католицизм.

Ф.Франко была необходима еще и социальная база.

Хартия труда (Fuero del Trabajo) была одобрена Правительством под председательством Ф.Франко 9 марта 1938 г. и объявлена им в тот же день. Впоследствии она была возведена в ранг «основных» законов франкистской Испании. Закон 9 марта 1938 г. был актом пропаганды, нацеленным на привлечение на сторону Ф.

Франко работников и работодателей Красиков А. Испания и мировая политика. Полвека дипломатической истории. М., 1989.

Важно

Кроме того, принятое в 1939 г. решение служило поддержанию мифа о том, что Ф.Франко подобен полководцам средневековых Пиренейских государств.

Как и они, он является воином Господним, крестоносцем, сражающимся против неверных. Диктатор нуждался в благословении своей деятельности со стороны церкви. Он добился признания за ним роли защитника религии.

В 1941 г.Ф.Франко даже получил от Ватикана право утверждать назначения испанских архиепископов и епископов.

В обмен на духовную поддержку позднее церкви были предоставлены различные финансовые льготы Ксенофонтов И. Н. Испания: новый этап борьбы. М., 1969. С. 94

31 июля 1939 г. Ф.Франко подтвердил, что Фаланга является единственной партией в стране. 8 августа 1939 г.Ф.Франко усилил свою роль актом, наделившим его правом издавать законы и декреты без консультаций с Правительством, «когда это диктуется безотлагательными соображениями» (ст. 7).

Читайте также:  17 съезд коммунистической партии

В таких случаях Глава государства лишь сообщает последнему об изданных актах. Законы от 30 января 1938 г. и от 8 августа 1939 г. подтвердили сосредоточение законодательной и исполнительной власти в руках Ф.Франко. Они были подтверждены Органическим законом 1967 г. и действовали до смерти Ф.

Франко.

В этих условиях Ф.Франко правил как истинный диктатор. В стране царил жесточайший террор, юридически подкрепленный Законом о политической ответственности 1939 г. и Законом о безопасности государства 1941 г. Гражданская война закончилась победой националистов. В истории Испании началась новая эра.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/3739

Внешнеполитическая деятельность правительства

Новые внешнеполитические принципы. Годы «перестройки» стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств — таково было основополагающее по­ложение нового курса на международной арене.

В многочисленных выступлениях советского президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государства­ми, в частности с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов.

Предусматривались уменьшение воен­ных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М. С. Горба­чев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми.

Независимость от идеологических разли­чий объявлялась одним из принципов межгосударственных отноше­ний. В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Сою­за стал Э. А. Шеварднадзе.

Совет

Конкретные мероприятия советского правительства подтверждали его готовность следовать избранному внешнеполитическому курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западны­ми странами и положить конец «холодной войне».

Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполи­тических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. советско-американские переговоры.

В подписанном президен­тами двух стран документе констатировалось, что «ядерная война не­допустима и в ней не может быть победителей». Стороны заявляли о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом.

Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.

Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Приостанавливалось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская во­енная техника с территории ГДР. На 500 тыс.

человек уменьшались вооруженные силы. Начались конверсия военного производства, пе­ревод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В февра­ле 1988 г.

был завершен вывод советских войск из Афганистана (правда, в течение еще двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами).

Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР. Они позволяли огра­ничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступи-

ли с поддержкой идей М. С. Горбачева и его ближайших соратни­ков. Но были и противники новых подходов к решению междуна­родных вопросов.

Обратите внимание

За сохранение прежнего курса в отношениях с За­падом ратовали многие деятели военного и внешнеполитического ведомств, часть работников партийного аппарата.

Будучи не в силах помешать начавшимся изменениям в области дипломатии, они по­полнили ряды оппозиции горбачевской «перестройке».

СССР и страны Восточной Европы. Серьезные перемены про­изошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Эко­номический и политический кризис в этих странах, падение автори­тета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на «обновление социализма» привели к активизации оп­позиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами.

С первых дней пребывания у власти М. С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по ОВД. На встречах с руководителями этих стран он разъяснял причины, сущность и пути проводимой в Советском Союзе «перестройки».

Делались попытки изменить формы экономического сотрудничества с государствами ОВД, акцентируя главное внимание на прямых контактах между предприятиями.

На первых порах руководители стран ОВД поддержали новый политический курс М. С. Горбачева. Однако углубление «перестро-ечных» процессов, кадровые перестановки в советском партийно-го­сударственном аппарате вызвали их неприятие. В ГДР и Румынии резко сократился объем публикуемой информации о преобразованиях в Советском Союзе.

Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против сущест­вующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результа­те свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше.

Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Алба­нии. В бывших социалистических странах произошла смена партий­но-государственных структур. На политическую арену в них вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались демократические органы власти.

Начались переход к рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий. В некоторых из стран эти меры привели к резкому обострению эко­номической ситуации. Крушение существующих порядков в Югосла­вии привело к кризису национальных отношений и распаду страны на несколько государств, В 1990 г.

состоялось объединение Восточ­ной и Западной Германии.

Важно

Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества. Прекратили дея­тельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Вар­шавского Договора (весна 1991 г.). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Евро-

пы. Если в конце 80-х годов их доля во внешнеторговом обороте Со­ветского Союза превышала 50%, то в начале 90-х снизилась до 16%.

Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объедине­ние Германии обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического курса.

СССР и страны мира. Обновленные подходы к решению меж­дународных вопросов явились основой широкого сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986—1987 гг. состоялись несколько встреч М. С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем). Принятые в итоге переговоров соглашения (1987 г.

) предусматривали уничтожение на территории Европы принадлежа­щих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стра­тегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Претворение в жизнь достигнутой договоренности вызывало разную реакцию в пра­вящих кругах обеих стран.

По мнению многих руководителей пар­тийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безо­пасности СССР.

Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Подписан­ные между ними соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудничества.

Советский Союз был при­нят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось всесторонним контактам с государствами Северной Европы — Шве­цией, Норвегией, Финляндией.

Была достигнута договоренность о со­вместном освоении ими природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

Совет

Нормализовались политические и экономические взаимоотноше­ния СССР и стран Юго-Восточной и Южной Азии. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии создал условия для урегулирова­ния отношений с Китайской Народной Республикой. В 1989 г. М. С. Горбачев посетил Китай с официальным визитом.

В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи. Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей. Достигнутая с нею дого­воренность предусматривала совместные работы по освоению при­родных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Расширялись экономи­ческие и общественные контакты с Израилем.

Они привели к восста­новлению дипломатических отношений между странами.

Советское правительство приняло несколько законов, соответст­вующих международному законодательству в области прав человека, в частности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями куль­туры разных государств.

Советский Союз занял четкую позицию во время войны в Пер­сидском заливе, причиной которой стал захват Ираком Кувейта. Он

поддержал резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждавшую дей­ствия иракских властей (осень 1990 г.). В ноябре того же года пре­зиденту СССР М. С. Горбачеву была присуждена Нобелевская пре­мия мира.

Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал пре­одолению последствий «холодной войны», ликвидации неприязни и недоверия в его отношениях с другими государствами.

РАСПАД СССР

Обострение межнациональных конфликтов.

В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркмен­ская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории прожи­вали свыше 270 млн.

человек — представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактиче­ское выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития.

Между тем непоследова­тельность национальной политики породила многочисленные проти­воречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кри­зис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

Обратите внимание

Неспособность центральных властей справиться с экономически­ми трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окру­жающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС.

Как и прежде, неудовлетворенность на мес­тах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера.

Силами, объединяющими местные оппозици­онные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР.

Руководство страны оказа­лось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональны­ми и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского дви­жения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против ру­сификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило на­значение Г. Колбина, русского по национальности, первым секрета­рем Компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии.

Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала об­народования советско-германских договоров 1939 г.

, публикации до­кументов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белорус­сия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтниче­ских конфликтов.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азер­байджаном из-за Нагорного Карабаха — территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Воору­женный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспых­нул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан).

Появление тысяч беженцев — таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение демо­кратических реформ и независимость Грузии.

Важно

За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР высту­пило абхазское население.

«Парад суверенитетов». С конца 80-х годов усилилось движение за выход из состава СССР в республиках Прибалтики.

На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения чис­ленности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти.

Теперь на первое место в их программах вышло требование обособ­ления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплек­са. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республи­канских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г.

на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г.

Декларацию о государст­венном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайд­жанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объяв­лениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законо­дательно закреплялся приоритет республиканских законов над союз­ными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президен­том— А. В. Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Со-

Источник: https://studlib.info/politologiya/567928-vneshnepoliticheskaya-deyatelnost-pravitelstva/

Ссылка на основную публикацию