Баранов П.А.: История России в таблицах и схемах. 6-11 классы
Россия с древнейших времен до конца XVI века
Таблица 1. Расселение восточных славян
Таблица 2. Занятия восточных славян
Схема 1. Язычество
Таблица 3. Древнерусские князья
Схема 2. Управление Древнерусским государством в X—XII вв.
Таблица 4. Категории населения Древней Руси
Схема 3. Причины распада Древнерусского государства
Схема 4. Монгольское завоевание
Схема 5. Экспансия с Запада в ХIII в.
Таблица 5. Характер ордынского ига
Таблица 6. Московские князья и их политика
Таблица 7. Предпосылки объединения русских земель в единое государство
Таблица 8. Реформы середины XVI в.
Схема 6. Политика опричнины
Схема 7. Организация управления в годы опричнины
Таблица 9. Внешняя политика Ивана IV
Россия в XVII—XVIII веках
Схема 8. Смута в начале XVII в.
Таблица 10. Основные события Смуты
Таблица 11. Последствия Смуты
Таблица 12. Новые явления в российской экономике XVII в.
Таблица 13. Сословная структура российского общества в XVII в.
Схема 9. Управление Российским государством в XVII в. (высшие органы государственной власти)
Таблица 14. Социальные движения в XVII в.
Схема 10. Соборное уложение 1649 г.
Таблица 15. Становление крепостного права в России
Схема 11. Церковный раскол
Таблица 16. Внешняя политика России в XVII в.
Таблица 17. Преобразования Петра I (1682—1725)
Таблица 18. Основные направления внешней политики России в первой четверти XVIII в.
Таблица 19. Северная война (1700—1721)
Схема 12. Россия в период дворцовых переворотов
Таблица 20. Внутренняя политика Екатерины II (1762—1796)
Таблица 21. Основные события крестьянского восстания под предводительством Е. И. Пугачёва (1773—1775)
Таблица 22. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
Таблица 23. Внутренняя и внешняя политика Павла I (1796—1801)
Россия в XIX веке
Таблица 24. Внутренняя политика Александра I (1801-1825)
Таблица 25. Внутренняя политика Николая I (1825—1855)
Таблица 26. Отечественная война 1812 г.
Таблица 27. Движение декабристов
Схема 13. Восстание декабристов
Схема 14. Общественная мысль во второй четверти XIX в.
Схема 15. Присоединение Кавказа (1817—1864)
Схема 16. Крымская (Восточная) война (1853—1856)
Великие реформы 1860—1870-х гг
Схема 17. 1861 г. — Крестьянская реформа
Схема 18. Контрреформы 1880-х гг.
Общественные движения второй половины XIX в
Схема 19. Общественные движения второй половины XIX в.
Таблица 28. Основные направления и события внешней политики России в 1860—1890-х гг.
Россия в XX — начале XXI века
Схема 20. Государственный строй России в начале XX в.
Таблица 29. Сословная структура российского общества в начале XX в.
Схема 21. Промышленный подъём. Формирование монополий
Схема 22. Русско-японская война (1904-1905)
Таблица 30. Основные политические партии в России в начале
Схема 23. Революция 1905—1907 гг.
Таблица 31. Опыт российского парламентаризма (1906—1917)
Схема 24. Аграрная реформа П. А. Столыпина
Схема 25. Россия в Первой мировой войне (1914—1918)
Схема 26. Падение монархии
Схема 27. Временное правительство и Советы
Схема 28. Основные внутриполитические события
Схема 29. Октябрьское вооружённое восстание 1917 г. в Петрограде
Таблица 32. Ход Октябрьского вооружённого восстания
Таблица 33. Основные решения II Всероссийского съезда Советов (25-27 октября 1917 г.)
Таблица 34. Политика большевиков (1917—1918)
Таблица 35. Гражданская война и иностранная военная интервенция
Таблица 36. «Военный коммунизм». Новая экономическая политика
Схема 30. Образование СССР
Схема 31. Высшие органы государственной власти и управления СССР
Таблица 37. Дальнейшее национально-государственное строительство в СССР
Схема 32. Внутрипартийная борьба
Таблица 38. Фазы внутрипартийной борьбы
Таблица 39. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства
Схема 33. Коренные изменения в духовной жизни
Схема 34. Культ личности И. В. Сталина
Схема 35. Массовые репрессии
Схема 36. Высшие органы государственной власти и управления СССР
Схема 37. СССР в системе международных отношений в 1920-1930-х гг.
Схема 38. Великая Отечественная война (1941—1945)
Таблица 40. Основные этапы Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. — 9 мая 1945 г.)
Таблица 41. Советский тыл в годы войны
Схема 39. Партизанское движение
Таблица 42. Конференции лидеров ведущих стран антигитлеровской коалиции — СССР, Великобритании и США («Большая тройка»)
Схема 40. Послевоенное восстановление народного хозяйства
Схема 41. Идеологические кампании второй половины 1940-х — начала 1950-х гг.
Схема 42. «Холодная война» (1946—1990)
Таблица 43. Политическая жизнь страны в середине 1950-х гг.
Схема 43. Оттепель
Таблица 44. Реформы в социально-экономической сфере
Схема 44. Политика мирного сосуществования
Схема 45. СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг.
Таблица 45. Экономические реформы 1965 г.
Схема 46. Органы государственной власти и управления СССР (1977 г.)
Таблица 46. Внешняя политика СССР (1965-1985)
Таблица 47. Нарастание кризисных явлений в советском обществе
Таблица 48. Политика перестройки и гласности
Таблица 49. Социально-экономические преобразования
Таблица 50. Внешняя политика: новое политическое мышление
Таблица 51. Распад СССР
Таблица 52. Политический кризис осени 1993 г.
Схема 47. Органы государственной власти и управления РФ (с конца 1993 г.)
Таблица 53. Переход к рыночной экономике
Таблица 54. Политическое развитие современной России
Таблица 55. Экономическое развитие современной России
Таблица 56. Россия в системе современных международных отношений
Источник: https://trojden.com/ege/russian-history-tables-schemes-6-11-class-ege/
Логические схемы и таблицы в обучении истории
Чернух И. Н. Логические схемы и таблицы в обучении истории [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 237-239. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1895/ (дата обращения: 28.03.2019).
Одной из целей истории как науки является развитие способностей осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания прошлого и формирование специфических умений и навыков. В современной жизни значительно больше востребованы мобильные люди с развитым высоким интеллектом.
Интеллект человека, как известно, в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому важно добиваться развития у учащихся устойчивой памяти, собственных суждений, высокого уровня восприятия учебного материала, представления о реальном мире, и, конечно же, логического мышления.
Формированию всего вышеперечисленного способствует внедрение в урок принципа наглядности. На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности сформулировал в XVII веке и обосновал Я.А.
Каменский: «…все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»[1, c.106]. Этот принцип актуален и в наше время.
Он дает понять, что наглядность в обучении одно из самых важных звеньев. Применяя наглядность на разных этапах урока, преподаватель мотивирует учащихся, расширяет их кругозор, углубляет знания, учит делать собственные умозаключения, самостоятельности, что нередко впоследствии ведет их к желанию саморазвития и самообразования.
Одна из проблем, с которой сталкиваются преподаватели истории на уроках – это неумение учащихся последовательно, логически обоснованно освещать вопрос, раскрывать тему – базовое общеучебное умение. Содержание ответа ученика должно быть логично и аргументировано выстроено, изложено грамотно, образно и точно.
Неточность и запутанность выражений, как утверждал Чернышевский, свидетельствуют только о запутанности мыслей. Поэтому важную роль играет построение ответа, сообщения, доклада, реферата. Для этого совместно с учащимися составляется простой план-таблица по памятке, рекомендованной Н.И. Запорожцем [2,c.8]:
Памятка
-
Прочитайте текст, представьте мысленно весь материал.
-
Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
-
Озаглавьте части, подберите заголовки, замените главы именами существительными.
-
Прочитайте текст второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
-
Составьте план в виде таблицы.
-
Заполните требования к плану-таблице:
а) план должен полностью охватить содержание текста (темы);
б) в заголовках, пунктах плана не должны повторяться сходные формулировки.
Учащимся на уроках истории часто предлагается готовить сообщения, доклады, рефераты по предложенным темам. Для того, чтобы научить школьников самостоятельно справляться с такими заданиями, эффективно использовать на уроках прием «рокировка».
Ответь на шесть вопросов:
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Что? | |
2 | Где? | |
3 | Когда? | |
4 | Кто? | |
5 | Как? | |
6 | Почему? |
Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.
Еще один предлагаемый прием используется в тех случаях, когда текст необходимо сократить так, чтобы самое главное было узнано и понято. Для этого используется игра «Поработай редактором». Такая работа научит не только сжато и компактно выражать свои мысли, но и быстро улавливать смысл информации, отделяя главное от второстепенного.
Для такой работы используется ИКТ, представляя текст на слайдах с использованием таблиц и схем для общего обозрения обучающимися. Если эта игра проводится впервые, то такая работа выполняется совместно с учителем. Когда этот прием осознан, задание может использоваться индивидуально на карточках.
Интерес учителя истории к схемам и таблицам, к сожалению, не возродился в такой степени, как это было в эпоху старого регламентированного преподавания истории на основе классового подхода и теории общественно-экономической формации. К каждому уроку давались схемы в пособии: Е.В. Агибалова; Г.М. Донской. Методическое пособие по истории средних веков. – М.
, 1988.[3, с. 56] Также в преподавании появились новые аспекты, которые неосмысленны на теоретическом уровне. Причина этого – отсутствие абстрактного уровня обобщения данного материала, что отчасти может быть достигнуто с помощью схем.
Настораживают и существующие попытки возродить указанные средства, которые достаточно произвольны и сводятся к стремлению «уложить» всю историю в заданные рамки, например: С.К. Алиева «Всеобщая история в таблицах и схемах» – М., 1997. [4, с. 14].
Появление подобных работ было массовым и вызывало в целом отрицательное отношение у преподавателей истории, которое распространялось на схемы и таблицы.
Бесспорно, без схем и таблиц довольно сложно организовать полноценную работу на уроках истории, так как развитие логического мышления, логических суждений, а также установления причинно-следственных связей будет значительно затруднено.
А логика, как известно, – наука о законах и формах мышления, включающая в себя ход рассуждений, умозаключений, доказательств. Это разумность, закономерность каких-либо событий, мышление же – есть сам процесс. Мыслить – значит, работой мысли, ума сопоставлять данные опыта и обобщать уже ранее познанное.
В процессе обучения в жизни учащихся происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация, развитие, формируется учебная деятельность, которая является для них ведущей. На основе учебной деятельности развиваются психологические новообразования. Обучение выдвигает мышление в центр сознания школьника. Тем самым, мышления становится доминирующей функцией.
Схемы и таблицы на уроках истории помогают выделить главное, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем, таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщать исторический материал, приводить его в систему и графически изображать.
Однако, при всем сходстве схем и таблиц, они имеют четко выраженные различия. В таблицах, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.
Под схемами же понимается графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки, явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, подписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением и связываются между собой.
Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные.
Очень удобно применять логические схемы при изучении причин и последствий событий и явлений. Они помогают выявить причинно-следственные связи.
Эти схемы достаточно просты в исполнении ученикам, т.к. основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причинны и следствия, вытекающие одно из другого.
Применение логических схем на уроках истории помогает решать ряд задач: активизирует внимание учащихся, повышает интерес к предмету, экономит время на уроке, развивает логические суждения, т.к. ответы сопровождаются пояснениями и собственными умозаключениями учащихся.
Все это приводит к тому, что ученики, сами о том не подозревая, самостоятельно и без труда совершают мыслительные операции. Наконец, одним из следствий работы со схемами является то, что у учащихся появляется привычка, определенные навыки любой изучаемый материал представлять в подобном систематизированном виде, что упрощает задачу понимания, запоминания и применения.
Следовательно, на уроках истории для развития логического мышления и способности логически рассуждать, роль использования логических схем велика.
Логические схемы удобны тем, что их может применять педагог на любом этапе урока: на этапе изучения нового материала, закрепления и проверки знаний учащихся.
В подготовке к урокам преподавателям не всегда достаточно материала учебника и рабочей тетради, поэтому учитель обращается к другим источникам за дополнительным материалом, нередко проявляя личное творчество – это составление собственных схем и таблиц.
Приведу личный пример: изучая данную тему, составила логическую схему, которую можно применять на протяжении всего курса истории. Возьмем любые военные события (войны). Предлагаю рассмотреть составленную схему:
ПРИЧИНЫ, ПРИВЕДШИЕ К
ВОЕННОМУ СОБЫТИЮ
СОБЫТИЕ (ДАТА)
ПОБЕДИВШАЯ СТОРОНА (+ и –)
ПРОИГРАВШАЯ СТОРОНА (+ и –)
В ходе данной работы был сделан вывод, что только при систематическом применении таблиц, схем разного вида на уроке, особенно логических, можно поднять на более высокий уровень мотивацию учащихся, развить творческие способности, как педагога, так ряда учащихся.
Применение схем и таблиц повышает плотность урока, коэффициент усвоения материала, качество успеваемости по предмету. А эффективно разработанные приемы, применяемые в системе на уроках, формируют устойчивые знания, умения и навыки обучающихся.
Литература:
- Коменский Я.А.
Великая дидактика. М., 1969.
- Запорожец Н.И. Приемы формирования мыслительных умений школьников //Преподавание истории в школе. М., 1978. № 1.
-
Агибалова Е.В.; Донской Г.М.. Методическое пособие по истории средних веков. – М., 1988.
-
Алиева С.К.
«Всеобщая история в таблицах и схемах» – М., 1997.
Основные термины (генерируются автоматически): схема, урок истории, логическое мышление, таблица, этап урока, процесс обучения, преподаватель истории, учебная деятельность, высокий уровень, работа.
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен формировать и развивать мышление обучающихся. Об этом говорится в методической литературе, в учебных программах, в учебно-методическом комплексе.
Цели преподавания истории как предмета определяют содержание обучения по различной методике.
Так как каждый урок, являясь процессом обучения и системы содержания курса, относится к тому или иному типу — группе уроков, имеющей определенные интегральные…
Представлен опыт используемых графических символов на уроках учебной дисциплины БД.05. Обществознание.
У них развиваются память, логическое, аналитическое, пространственное мышление, достигается высокая степень усвоения материала, формируются чувство…
познавательная активность, учебная деятельность, интеллектуальный труд, познавательный интерес, проблемное обучение, отечественная история, критическое мышление, Казахстан, учащийся, развитие, класс…
интерактивные опорные схемы, логическое мышление, урок математики.
Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся… Какие уравнения в системе?
В процессе обучения важно эти свойства мышления развивать, как
Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.
Структурная модель тактических способов учебной деятельности(схема 3).
Урок — главная составная часть учебного процесса.
5-й этап —разработка плана урока. Подготовка учителя куроку.
4-й этап — изучение иподготовка имеющихся вшколе средств обучения по теме урока.
Развитие критического мышления на уроках истории в старших…
Формирование исторического мышления на уроках истории. Технические средства обучения дают возможность показать историческое событие в динамике.
Практические возможности использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения истории. Схема проведения урока предполагает несколько этапов.
Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1895/
Основные события войны в таблицах и схемах Ю.Н.Ночёвкин, МОУ Гаврильская СОШ. — презентация
1 Основные события войны в таблицах и схемах Ю.Н.Ночёвкин, МОУ Гаврильская СОШ
2 Репрессии в армии накануне войны среди командного состава Ошибки и просчёты в отношении сроков начала войны Военная доктрина, которая предусматривала военные действия только на чужой территории Опоздание с приведением войск в боевую готовность Демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе
3 Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от г. – программа превращения страны в единый военный лагерь Образование Государственного Комитета Обороны как чрезвычайного органа, сконцентрировавшего всю полноту власти в стране во время войны Создание Ставки Верховного командования (переименована в Ставку Верховного главнокомандования) Проведение всеобщей мобилизации. Введение военного положения Осуществление эвакуации. Перестройка экономики на военный лад Организация подпольного и партизанского сопротивления в оккупированных районах
4
5
6 5-6 декабря 1941 г. – начало контрнаступления Красной Армии под Москвой Январь 1942 г. – общее наступление Красной Армии Апрель 1942 г. – завершение Московского сражения, освобождение Московской и Тульской областей
7 Срыв блицкрига Первое крупное поражение Германии в ходе Второй мировой войны Укрепление морально – психологического настроя советских людей, рост партизанского движения Способствовала складыванию антигитлеровской коалиции и росту антифашистского движения в оккупированных Германией странах
8 Сталинградское сражение ( – гг.) Июль 1942 г. – создание Сталинградского фронта Июль 1942 г. – создание Сталинградского фронта Август – сентябрь 1942 г. – бои на подступах и в самом городе Август – сентябрь 1942 г. – бои на подступах и в самом городе ноября 1942 г. – наступление Красной Армии силами Юго-Западного, Сталинградского, Донского фронтов ноября 1942 г. – наступление Красной Армии силами Юго-Западного, Сталинградского, Донского фронтов 23 ноября 1942 г. – окружение 22 немецких дивизий (330 тыс.чел.) в районе г. Калач 23 ноября 1942 г. – окружение 22 немецких дивизий (330 тыс.чел.) в районе г. Калач 10 января – 2 февраля 1943 г. – ликвидация окружённой немецкой группировки 10 января – 2 февраля 1943 г. – ликвидация окружённой немецкой группировки
9 Cражение на Курской дуге ( – гг.) Оборонительные бои на Курской дуге, затем переход Красной Армии в наступление (12-15 июля 1943 г.) Оборонительные бои на Курской дуге, затем переход Красной Армии в наступление (12-15 июля 1943 г.) 12 июля 1943 г. – крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны под Прохоровкой – около 1200 танков с обеих сторон 12 июля 1943 г. – крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны под Прохоровкой – около 1200 танков с обеих сторон Освобождение г.Орла и г.Белгорода (5 августа 1943 г.) Первый салют в Москве. Освобождение г.Орла и г.Белгорода (5 августа 1943 г.) Первый салют в Москве. Освобождение Харькова (23 августа 1943 года) Освобождение Харькова (23 августа 1943 года)
10 Сражение за Днепр и освобождение Левобережной Украины ( – г.) Военные операции Чернигово — Припятская ДонбасскаяКиевская Значение коренного перелома – переход стратегической военной инициативы к Красной Армии
11 Вооружённая борьба против немецко – фашистских захватчиков на временно оккупированных территориях Центральный штаб партизанского движения, создан 30 мая 1942 г., действовал до 13 мая 1944 г. Формы борьбы Координация, руководство, снабжение Рейды по тылам противника Диверсии на коммуникациях Создание «партизанских краёв» Во время войны в тылу врага действовало свыше 6200 партизанских отрядов и подпольных групп, в которых сражалось более 1 млн. человек. С весны 1943 г. действия партизан стали координироваться с наступательными операциями Красной Армии
12 С. А. Ковпак А. Н. Сабуров А. Ф. Фёдоров П. П. Вершигора Д. Н. Медведев
13 Чрезвычайные меры Трудовой героизм народа Прикрепление работников к предприятиям Ужесточение санкций за нарушение трудовой дисциплины Движение скоростников (за выполнение 2-3 норм) и за овладение смежными профессиями Всё для фронта, всё для победы! Эвакуация промышленности на восток страны Введение обязательных сверхурочных работ, 11- часового рабочего дня, отмена отпусков Трудовая мобилизация приравнена к военной К концу 1943 года удалось превзойти утраченные военные мощности и бесперебойно снабжать армию
14 Военная операция Дата Снятие блокады Ленинграда января Корсунь – Шевченковская 24 января – 17 февраля Освобождение Крыма 8 апреля – 9 мая Наступление в Карелии и вывод из войны Финляндии 10 июня – 19 сентября Операция « Багратион » — освобождение Белоруссии 23 июня – 19 сентября Львовско – Сандомирская 23 июня – 29 августа Ясско – Кишенёвская 20 – 29 августа Освобождение Прибалтики 14 сентября – 24 ноября Освобождение Заполярья 7 – 29 октября
15 Сентябрь БолгарияРумыния Октябрь Югославия Октябрь 1944 г. – февраль 1945 г. Венгрия
16 Висло – Одерская военная операция 12 января – 3 февраля 1945 года. Освобождение Польши и перенос военных действий на территорию Германии Штурм Берлина 16 апреля – 2 мая 1941 года Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 года Танковый рейд советских войск Народное восстание в Праге Освобождение Чехословакии 5-9 мая 1945 года
17 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ Советско – английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии (12 июля 1941 г., Москва) Московская конференция министров иностранных дел СССР, США, Великобритании (29 сентября – 1 октября 1941 г.) Начало военных поставок в СССР по ленд-лизу из США Подписание Вашингтонской декларации 26 государств о целях войны против фашизма (1 января 1942 года) Советско – английский договор о союзе в войне против Германии ( 26 мая 1942 г., Лондон) Советско – американское соглашение о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии (11 июня 1942 г., Вашингтон) Советско – французский договор о союзе и взаимной помощи (10 декабря 1944 г., Москва)
18 Конференция Основные решения Тегеранская конференция – г. Сталин, Черчилль, Рузвельт Принята декларация о совместных действиях в войне против Германии Решён вопрос об открытии второго фронта в Европе в течение мая 1944 года Обсуждён вопрос о послевоенных границах Польши Готовность СССР вступить в войну с Японией после разгрома Германии
19 Конференция Основные решения Крымская ( Ялтинская ) конференция 04 – г. Сталин, Черчилль, Рузвельт Согласованы планы разгрома и условий безоговорочной капитуляции Германии Намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенной организации мира Приняты решения о создании в Германии зон оккупации, общегерманского контрольного органа и взыскании репараций Решено созвать учредительную конференцию по выработке устава ООН Решён вопрос о восточных границах Польши СССР подтвердил решение вступить в войну с Японией через 3 месяца после капитуляции Германии
20 Конференция Основные решения Берлинская ( Потсдамская ) конференция – г. Сталин, Трумэн, Черчилль – Этли Обсуждены основные проблемы послевоенного устройства мира Принято решение о системе четырёхсторонней оккупации Германии и об управлении Берлином Создан международный трибунал для суда над главными нацистскими военными преступниками Решён вопрос о западных границах Польши Передача СССР бывшей Восточной Пруссии с г. Кенигсбергом Решён вопрос о репарациях и уничтожении германских монополий = 4 «Д» Денацификация Денацификация Демократизация Демократизация Демилитаризация Демилитаризация Демонополизация Демонополизация = 4 «Д» Денацификация Денацификация Демократизация Демократизация Демилитаризация Демилитаризация Демонополизация Демонополизация
21 ИсточникиИсточникиИтогиИтоги Массовый героизм и самоотверженность людей Единство фронта и тыла Успехи партизанского движения Возросшее военное искусство полководцев Разгром фашизма Укрепление международного авторитета СССР Расширение границ страны Начало формирования мировой системы социализма
22 Потери в Великой Отечественной войне Путь к правдивым цифрам 1946 год, И.В.Сталин – 7 млн. чел год, Н.С.Хрущёв – 20 млн. чел год, М.С.Горбачёв – 27 млн. чел год, Б.Н.Ельцин – 26,6 млн. чел. 27 млн. чел. Потери в боевых действиях– 14 млн. чел. Потери среди мирного населения – 13 млн. чел. Соотношение погибших 1 германский солдат германский солдат2 русских солдата русских солдата : Военные потери Германии – 6,3 млн.чел.
Источник: http://www.myshared.ru/slide/73202
История России в таблицах и схемах, 6-11 класс, Справочные материалы, Баранов П.А., 2014
Словари, энциклопедии, справочники → История
СкачатьЕще скачатьСмотреть Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)История России в таблицах и схемах, 6-11 класс, Справочные материалы, Баранов П.А., 2014. В справочнике в виде доступных схем и таблиц представлены основные темы школьного курса истории России.Наглядная, простая и удобная форма изложения исторического материала способствует его лучшему пониманию, усвоению и запоминанию.Книга окажет эффективную помощь при изучении новых и повторении пройденных тем, а также при подготовке к единому государственному экзамену по курсу истории.
Характер ордынского ига.
Политическая сфера • Получение русскими князьями у ордынских ханов ярлыков (грамот-прав) на княжение. • Террор в отношении русских князей: уничтожение неугодных, заложничество. • Карательные набеги на русские земли (ок. 50 за время ига).
• Ужесточение русского законодательства: усиление личной власти великого князя и бесправие землевладельцевЭкономическая сфера • Уплата ежегодной дани — выхода (продовольствием, ремесленными изделиями, деньгами, невольниками), а также других платежей: запросы — внеочередные платежи, поминки — подарки хану, его родственникам, приближённым. • Содержание административного аппарата, ордынских послов и свиты в русских землях. • Выполнение натуральных повинностей: извоз, строительство, поставка русских воинов в монгольские войска и др. • Угон в Орду специалистов, ремесленников. • Создание привилегированных условий для ордынских купцов.
СОДЕРЖАНИЕ
Россия с древнейших времён до конца XVI векаТаблица 1. Расселение восточных славян.Таблица 2. Занятия восточных славянСхема 1. Язычество.Таблица 3. Древнерусские князья и их политикаСхема 2. Управление Древнерусским государством в X XII ввТаблица 4. Категории населения Древней РусиСхема 3. Политическая раздробленность Руси.Схема 4. Монгольское завоеваниеСхема 5. Экспансия с Запада в XIII вТаблица 5. Характер ордынского ига.Таблица 6. Московские князья и их политика.Таблица 7. Предпосылки объединения русских земель в единое государство.Таблица 8. Реформы середины XVI в. (реформы «Избранной рады).Схема 6. Политика опричниныСхема 7. Организация управления в годы опричниныТаблица 9. Внешняя политика Ивана IV
Россия в XVII-XVIII веках
Схема 8. Смута в начале XVII вТаблица 10. Основные события СмутыТаблица 11. Последствия СмутыТаблица 12. Новые явления в российской экономике XVII в.Таблица 13. Сословная структура российского общества в XVII вСхема 9. Управление Российским государством в XVII в. (высшие органы государственной власти).Таблица 14.
Социальные движения в XVII в.Схема 10. Соборное уложение 1649 г.Таблица 15. Становление крепостного права в РоссииСхема 11. Церковный раскол.Таблица 16. Внешняя политика России в XVII вТаблица 17. Преобразования Петра 1(1682-1725)Таблица 18. Внешняя политика России в первой четверти XVIII вТаблица 19. Северная война(1700-1721).Схема 12.
Россия в период дворцовых переворотов.Таблица 20. Внутренняя политика Екатерины II (1762-1796).Таблица 21. Основные события крестьянского восстания под предводительством Е.И. Пугачёва (1773-1775)Таблица 22. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.Таблица 23.
Внутренняя и внешняя политика Павла 1(1796-1801)
Россия в XIX веке
Таблица 24. Внутренняя политика Александра 1(1801-1825).Таблица 25. Внутренняя политика Николая I (1825-1855)Таблица 26. Отечественная война 1812 гТаблица 27. Движение декабристов.Схема 13. Восстание декабристов.
Схема 14. Общественная мысль во второй четверти XIX вСхема 15. Присоединение Кавказа (1817 1864).Схема 16. Крымская (Восточная) война (1853-1856)
Великие реформы 1860-1870-х гг.
Схема 17. Схема 18. Контрреформы 1880-х гг.
Общественные движения второй половины XIX в
Схема 19. Общественные движения второй половины XIX вТаблица 28. Внешняя политика России в 1860-1890-х гг
Россия в XX — начале XXI века
Схема 20. Государственный строй России в начале XX вТаблица 29. Сословная структура российского общества в начале XX вСхема 21. Промышленный подъём. Формирование монополий.Схема 22. Русско-японская война (1904-1905).Таблица 30. Основные политические партии в России в начале XX в.Схема 23. Революция 1905-1907 ггТаблица 31.
Опыт российского парламентаризма (1906-1917).Схема 24. Аграрная реформа П. А. Столыпина.Схема 25. Россия в Первой мировой войне(1914-1918)Схема 26. Падение монархии.Схема 27. Временное правительство и Советы. Схема 28. Основные внутриполитические события (апрель-октябрь 1917 г.).Схема 29. Подготовка Октябрьского вооружённого восстание 1917 г. в ПетроградеТаблица 32.
Ход Октябрьского вооружённого восстания.Таблица 33. Основные решения II Всероссийского съезда Советов (25-27 октября 1917 г.)Таблица 34. Политика большевиков (1917-1918)Таблица 35. Гражданская война и иностранная военная интервенцияТаблица 36. «Военный коммунизм». Новая экономическая политикаСхема 30. Образование СССРСхема 31.
Высшие органы государственной власти и управления СССР (1924 г.).Таблица 37. Дальнейшее национально-государственное строительство в СССР.Схема 32. Внутрипартийная борьба.Таблица 38. Фазы внутрипартийной борьбыТаблица 39. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйстваСхема 33. Коренные изменения в духовной жизниСхема 34. Культ личности И. В. Сталина.Схема 35.
Массовые репрессии.Схема 36. Высшие органы государственной власти и управления СССР (1936 г.).Схема 37. СССР в системе международных отношений в 1920-1930-х гг.Схема 38. Великая Отечественная война(1941-1945) Таблица 40. Основные этапы Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. — 9 мая 1945 г.)Таблица 41. Советский тыл в годы войны.Схема 39.
Партизанское движениеТаблица 42. Конференции лидеров ведущих стран антигитлеровской коалиции — СССР, Великобритании и США («Большая тройка») Схема 40. Итоги Великой Отечественной войныСхема 41. Послевоенное восстановление народного хозяйстваСхема 42. Идеологические кампании второй половины 1940-х — начала 1950-х гг. Схема 43. «Холодная война» (1946-1990)Таблица 43.
Внутрипартийная борьба в руководстве СССР в середине 1950-х гг.Схема 44. ОттепельТаблица 44. Реформы в социально-экономической сфере.Схема 45. Политика мирного сосуществованияСхема 46. СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг.Таблица 45. Экономические реформы 1965 г. Схема 47. Органы государственной власти и управления СССР (1977 г.).Таблица 46.
Внешняя политика СССР (1965-1985)Таблица 47. Нарастание кризисных явлений в советском обществе.Таблица 48. Политика перестройки и гласности.Таблица 49. Социально-экономические преобразования.Таблица 50. Внешняя политика: новое политическое мышление.Таблица 51. Распад СССР.Таблица 52. Политический кризис осени 1993 г.Схема 48.
Органы государственной власти и управления РФ (с конца 1993 г.)Таблица 53. Переход к рыночной экономике. Таблица 54. Политическое развитие современной РоссииТаблица 55. Экономическое развитие современной РоссииТаблица 56. Россия в системе современных международных отношений.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История России в таблицах и схемах, 6-11 класс, Справочные материалы, Баранов П.А., 2014 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Источник: https://nashol.me/2016050189210/istoriya-rossii-v-tablicah-i-shemah-6-11-klass-spravochnie-materiali-baranov-p-a-2014.html