Гордиенко Г.Н.,СДПР, по матер. эконом. изданий
Итак, что же послужило предпосылкой начала проведения «радикально-либерального курса ельцинских реформ»? Вспоминая события уже двадцатилетней давности, сегодня можно однозначно утверждать: предпосылкой либералистских реформ стал срыв «перестройки», провал связанных с ней начинаний и надежд.
Идейно-теоретический смысл «перестроечной» реформы, как известно, выражался формулой «больше социализма»; во главу угла намечаемых преобразований ставилось создание именно на социалистической основе «более мощных, чем при капитализме, стимулов экономического, научно-технического и социального прогресса».
Ключ к решению данной задачи виделся в обретении человеком труда статуса «подлинного хозяина» на своем рабочем месте, в коллективе и в народнохозяйственном масштабе.
Это предполагалось обеспечить путем предоставления трудовым коллективам и отдельным работникам широких возможностей распоряжаться общественным достоянием с одновременным адекватным повышением ответственности за эффективность его использования.
Речь шла, в частности, о достижении жесткой увязки личных доходов непосредственных производителей не только с их индивидуальными трудовыми вкладами, но и с итогами работы предприятий, а также с конечными народнохозяйственными результатами.
Активное задействование личных и коллективных экономических интересов, таким образом, мыслилось не в качестве альтернативы плановому хозяйствованию, а как органически «вписываемое» в эту систему.
При этом, однако, допускалось определенное развитие (при сохранении общенародной собственности на средства производства в ключевых сферах и отраслях) частных, в том числе частнокапиталистических, форм хозяйствования: в конце 80-х годов были приняты общесоюзные правовые акты о кооперации, предпринимательстве, об акционерных обществах, и др.
Прямо противоположные цели закладывались в реформу, разворачивавшуюся с начала 90-х годов: вектором экономических преобразований несомненно выступало создание в стране фундаментальных основ капитализма (хотя терминологически это оформлялось как задача «рыночной трансформации» экономики) и обеспечение необратимости капиталистического вектора развития России. Главным средством при этом была избрана форсированная тотальная приватизация госсобственности (декларативно нацеливаемая на утверждение массового слоя «эффективных собственников»). Повсеместное задействование частных экономических интересов и конкурентных принципов хозяйствования рассматривалось в качестве альтернативы народнохозяйственному планированию, причем априори отвергались даже такие его «умеренные» атрибуты, как макропрогнозирование и макропрограммирование.
Предпосылкой и отправным пунктом реального развертывания подобной реформы, следовательно, мог стать лишь срыв «перестройки» как плана «социалистического обновления» хозяйственной жизни, что, естественно, актуализирует проблему выявления причин этого провала.
В большинстве отечественных и зарубежных публикаций на сей счет упор, как известно, делается на факторы объективного характера, прежде всего на те трудности, с которыми советская экономика столкнулась на рубеже 70-х—80-х годов.
Действительно, в СССР снижались темпы роста производства и прироста национального дохода, возникала и усиливалась финансовая напряженность, замедлялось повышение реальных доходов населения. Уже в 70-х годах обнаружилось наше отставание от ведущих капиталистических стран в ряде областей научно-технического и технологического прогресса.
На фоне признанного лидерства Советского Союза в ракетно-космических и ядерных технологиях это усугубившееся в 80-х годах отставание, прежде всего по линии компьютеризации и в целом в сфере информационно-коммуникативных технологий, воспринималось особенно болезненно.
Исключительно важно, однако, подчеркнуть: сложившаяся в первой половине 80-х годов в СССР экономическая ситуация, согласно мировым стандартам, в целом не была кризисной. Падение темпов роста производства не перерастало в спад последнего, а замедление подъема уровня благосостояния населения не отменяло самого факта его подъема.
Отставание в компьютеризации народного хозяйства тогда еще не являлось необратимым, тем более, что сохранялся наш приоритет в других наукоемких сферах, прежде всего связанных с ВПК, уровень развития которого, собственно, и обеспечивал военно-стратегический паритет с США и с блоком НАТО.
В СССР функционировала эффективная система подготовки квалифицированных кадров, поддерживались высокие стандарты образования и науки.
Возникшая к концу 70-х годов финансовая напряженность снималась за счет средств, получаемых от расширения продажи на мировых рынках нефти и других топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, нараставший объем добычи которых позволял делать это без ощутимого ущемления интересов развития отечественного производства.
«К тому же на состоянии экономики и социальной сферы, начиная с 1985 г., позитивно сказались результаты небезызвестных мер по «укреплению дисциплины и порядка»: удалось в значительной степени компенсировать производственный спад первых лет одиннадцатой пятилетки (1981—1985 гг.).
В целом за ее годы национальный доход вырос на 17%, промышленное производство увеличилось на 20%. Динамично развивалась газовая промышленность: по объему добычи газа страна вышла на первое место в мире. Удвоился объем производимой на АЭС электроэнергии. Положительную производственную динамику продемонстрировало сельское хозяйство.
Оказались перевыполненными задания по вводу жилья, дошкольных учреждений и общеобразовательных школ».
О том, что обстановка в стране, сложившаяся к началу «перестройки», хотя и характеризовалась рядом серьезных социально-экономических проблем, не была, однако, ни кризисной, ни даже предкризисной, писали непредвзято настроенные зарубежные исследователи: «В начале 80-х годов… как по мировым стандартам, так и в сравнении с советским прошлым дела… были не столь плохи…»
Эта общая недраматичность состояния советской экономики, равно как и изначальная широкая социальная поддержка заявленного последним генсеком курса «перестройки», создавали вполне благоприятные предпосылки для его успешной реализации.
Говоря же о срыве «перестройки», приходится констатировать в первую очередь сугубо субъективные обстоятельства, связанные с конкретными экономико-политическими действиями руководства СССР (а затем и РСФСР).
В вину тогдашним руководителям страны можно поставить прежде всего откровенно слабую теоретическую проработку ключевых направлений и мер «перестройки», что на практике оборачивалось либо резким ослаблением заложенного в них позитивного потенциала, либо однозначно негативными, разрушительными следствиями ряда акций проводившейся экономической политики. Примером первого служит принятый в 1987 г. Закон СССР «О государственном предприятии», составивший основу изменения системы управления экономикой, трансформации этой системы в некую новую («планово-рыночную») модель. Данным актом резко, скачкообразно расширялись хозяйственные права «основного звена экономики», что не уравновешивалось ни должным усилением госрегулирования деятельности этого звена, ни повышением ответственности за нее управленцев и трудового коллектива предприятия. Отсюда и последовавшая массовая ориентация «основных звеньев» на рост заработной платы и прибыли на базе искусственного завышения цен и неблагоприятных для общества ассортиментных сдвигов при игнорировании воспроизводственных задач и договорных обязательств.
Что касается прецедентов однозначно негативного воздействия на экономику некомпетентных решений союзного руководства, то в этом отношении показательны многие тогдашние шаги в области бюджетной политики.
Так, в условиях роста потребности в финансовых ресурсах (связанного, с одной стороны, с запуском жизненно важной программы «ускорения», а с другой стороны, с падением мировых цен на нефть) была инициирована и стала энергично реализовываться пресловутая «антиалкогольная кампания», до основания потрясшая финансовую и денежно-кредитную систему страны.
Результатом этой абсурдной кампании, усугубляемым почти полной утратой контроля над доходами в связи с введением в действие недостаточно продуманных законов о госпредприятии, о кооперации и некоторых других, стало стремительное нарастание бюджетного дефицита, все чаще покрывавшегося посредством необеспеченной денежной эмиссии.
По этому поводу авторами уже цитированной публикации приводились следующие данные: «Если в 1981—1985 гг. среднегодовой бюджетный дефицит составлял всего 18 млрд. руб., то в 1986— 1989 гг. —уже 67 млрд. В 1960—1987 гг. в среднем за год выпускалось в обращение 2,2 млрд. руб., в 1988 г. — уже 12 млрд., в 1989 г. — 18 млрд., а в 1990 г. — 27 млрд. руб.
» Неудивительно, что при снижавшихся темпах экономического роста и при попытках удержать стабильность розничных цен, описываемая политика денежных властей провоцировала всеобщий дефицит товаров народного потребления и внедрение вариантов их карточного распределения, а в конечном счете — подрыв и развал потребительского рынка.
Источник: http://mrija2.narod.ru/sdpr43.html
Денежные реформы преобразование денежной системы (полное или частичное)
Преобразование денежной системы, осуществляемое государством с целью упорядочения и стабилизации денежного обращения; выражение финансово-экономической политики государства.
Необходимость Д. р. обусловлена экономич. и политич. причинами. В их числе: развал денежной системы в результате инфляции, изменения политич.
строя; создание нового государства или интеграционного союза ряда государств; необходимость сжатия излишка денежной массы в обращении с учётом реальной потребности хозяйственного оборота в деньгах; конфискация доходов, полученных преступным путём; повышение доверия к нац. деньгам. В зависимости от целей и методов Д. р. различают следующие их виды: 1) образование новой денежной системы в связи с изменением формы организации денежного обращения (напр., переход от биметаллизма к золотому монометаллизму с сер. 19 в., затем от золотого стандарта к неразменным кредитным деньгам с 1930-х гг.), перестройкой гос. строя (напр., в быв. колониях, завоевавших политич. независимость после 2-й мировой войны; а также в быв. сов. республиках после распада СССР в 1991), объединением денежных систем нескольких стран (напр., создание наднациональной денежной системы 12 стран Евросоюза, основанной на единой европ. валюте – евро); 2) частичное преобразование денежной системы: изменение порядка эмиссии, новое наименование денежной единицы и видов денежных знаков, преобразование органов регулирования денежного обращения; 3) стабилизация денежного обращения с целью сдерживания инфляции.
Для успешного проведения Д. р. необходимы предпосылки, создаваемые обычно в течение ряда лет. Осн. предпосылки Д. р.: экономич. рост, увеличение нац. произ-ва и товарооборота; стабилизация гос.
бюджета; стабилизация платёжного баланса, снижение внешней гос. и корпоративной задолженности, накопление золотовалютных резервов для регулирования курса нац. валюты и погашение долга; политич.
стабильность в стране, необходимая для повышения доверия участников рыночной экономики и населения к нац. валюте. При отсутствии этих условий Д. р. обычно не эффективны. Наиболее успешны Д. р.
, проводимые в завершение комплексной программы регулирования инфляции и стабилизации денежного обращения как составной элемент стратегии социально-экономич. развития страны.
Способы Д. р. зависят от их целей, экономич. и политич. положения в стране, темпа инфляции, политики государства. До 1930-х гг. Д. р. совпадали с методами стабилизации валют – нуллификацией, девальвацией и ревальвацией – и сопровождались возвратом к золотому или серебряному стандарту.
Нуллификация денег – объявление государством недействительными сильно обесцененных денег (напр., во Франции в кон. 18 в. вместо аннулированных ассигнаций и земельных мандатов были выпущены металлические и разменные на золото банкноты). С 1930-х гг.
нуллификация проводится с небольшим выкупом обесценившихся денег. Напр., в Германии в связи с обесценением марки во время и после 1-й мировой войны (в 1,6 трлн. раз) во время Д. р. 1924 обмен производился по соотношению: 1 новая марка за 1 трлн. старых марок; в Греции в нояб. 1944 – 1 новая драхма за 50 млрд.
старых драхм. После 2-й мировой войны в ряде стран Лат. Америки фактически была проведена нуллификация обесцененных денег. Иногда нуллификация сочетается с девальвацией. Девальвация – снижение курса нац. валюты по отношению к иностр.
валютам – сопровождалась снижением золотого содержания денежных единиц до его отмены в 1970-х гг. Ревальвация – повышение курса (прежде – и её золотого содержания) нац. валюты по отношению к иностранной – применяется, если инфляция развивается медленнее, чем в др.
странах, и платёжный баланс активен. Историч. примером может служить Д. р. в форме ревальвации в Великобритании в 1881, когда Банк Англии возобновил размен банкнот на золото по номиналу 1:1, восстановив его доинфляционную стоимость. Аналогично была проведена ревальвация доллара в 1879.
С прекращением размена кредитных денег на золото в 1930-х гг. девальвация и ревальвация утратили значение как методы Д. р. и используются как способ регулирования валютного курса.
Массовые Д. р. проводились после мировых войн. После 1-й мировой войны они растянулись с 1922 (Швеция) до 1930 (Япония). Преобладали девальвации и обмен денег по низкому курсу, близкому к нуллификации (в Германии, Австрии, Венгрии, Польше и др.).
Только в Великобритании в результате Д. р. методом ревальвации было восстановлено довоенное золотое содержание денег. Впервые Д. р. были проведены в некоторых странах (Польша, Австрия, Венгрия) с помощью иностр. стабилизац.
займов, полученных от США, Великобритании, Франции на тяжёлых условиях, включая назначение их экспертов в центр. банки для контроля за экономической, в т. ч. денежно-кредитной, политикой стран-должников. В период мирового экономич. кризиса 1929–33 Д. р.
оформили преобразование денежной системы – замену золотого стандарта системой неразменных кредитных денег.
После 2-й мировой войны в ряде стран были проведены Д. р. путём обмена обесцененных денег на новые. Обычно норма обмена была ограничена, остальная сумма зачислялась на блокированный банковский счёт или конфисковалась.
В отечественной истории первая Д. р. была проведена в 1535 в Рус. гос-ве Е. В. Глинской для создания общегосударственной унифицированной двухуровневой счётно-десятичной системы денежных знаков на основе серебряного рубля (весом 68 г), его долей (напр.
, 1/100 – серебряная копейка, называвшаяся «новгородкой», весом 0,68 г), а также серебряных производных от копейки («денги» и полушки). Все старые монеты были запрещены. После проведения реформы денежная система приобрела следующий вид: 1 руб.= 100 коп.
, полтина = 50 коп., полуполтина = 25 коп., гривна = 10 коп., алтын = 3 коп., 1 коп. = 2 «денгам» (по 0,34 г серебра) = 4 полушкам (по 0,17 г серебра). Денежные единицы выше алтына являлись только счётными понятиями.
В виде реальных монет существовали копейки (с изображением всадника с копьём), «денги» (с изображением всадника с саблей) и полушки (с изображением голубя). Известные в небольшом количестве алтыны кон. 16–17 вв.
в денежном обращении практически не участвовали, а были наградами, как и золотые «денги» и копейки.
В сер. 17 в. развитие товарно-денежных отношений, рост и укрепление рос. рынка, усиление гос. власти, дальнейшая централизация государства вызвали необходимость усовершенствования рос. денежного хозяйства. Задачами Д. р.
1654–63, проведённой правительством царя Алексея Михайловича, являлись введение в денежное обращение монет крупных номиналов, внедрение меди в качестве монетного металла, начало чеканки рубля, ориентированного на зап.-европ. талер (т. н. ефимок). В 1654 в обращение введены серебряные рубли (весом ок.
2 талеров; изготовлены путём перечеканки талеров), полуполтины (из разрубленных на 4 части талеров), медные полтины (весом в талер), алтыны и гроши (2 коп.). Все прочие монеты подлежали принудительному изъятию казной. В том же году в денежном обращении был установлен биметаллизм серебряных и медных монет.
С ним было связано обесценение медных денег (за 1 серебряную коп. требовали 15 медных коп.), за которым последовали отказ государства принимать медные деньги в счёт уплаты налогов и податей, рост цен. Это вызвало обществ. недовольство и привело к Медному бунту 1662.
В 1663 чеканка медных монет прекращена, а имевшиеся у населения в наличии их остатки были выкуплены казной по курсу 100 медных коп. = 1 серебряной коп.
Потребность в дополнит. средствах для ведения Северной войны 1700–21 и осуществления преобразований во всех сферах управления государства, а также необходимость обеспечить сопоставимость рос. и зап.-европ.
денежных систем в условиях развития внешней торговли стали причинами Д. р. 1698–1704, проведённой Петром I. В основу денежной системы был положен единственный принцип – десятичный (продолжает действовать до сих пор).
Все суммы стали исчисляться в рублях и копейках, счёт на «денгу» и алтын был отменён. В 1700–04 выпущена серия серебряных монет – 1 руб. (весом ок. 28 г), 50 коп., 25 коп., 10 коп., 5 коп. и 3 коп. В 1701 началась чеканка золотых монет, использовавшихся гл. обр.
при расчётах с крупными поставщиками, для заграничных платежей и нужд двора. Государством декларировалось равенство серебряных и медных монет. В сер. 1720-х гг. серебряная монета была осн.
платёжным средством, на её долю приходилось 88,5% общей суммы чеканки монет (на долю медной – 9%, золотой – св. 2%). Доходы казны от чеканки монет к 1724 превысили 10 млн. руб. (в ср. 423 тыс. руб. в год).
В 1769 Ассигнационными банками в Москве и С.-Петербурге в обращение были выпущены первые рос. бумажные денежные знаки – ассигнации. В результате их повышенных эмиссий для финансирования рус.-тур. войны 1787–91, рус.-швед. войны 1788–90 и др. гос.
расходов из обращения стали исчезать золотые, серебряные и медные монеты, на которые разменивались ассигнации. Массовый выпуск ассигнаций в связи с необходимостью средств на ведение Отеч.
войны 1812, а также большое количество фальшивых ассигнаций, напечатанных во Франции и распространённых в России, вызвали дальнейшее падение их курса. Очередная Д. р., проведённая в 1839–43 по инициативе и под рук. мин. финансов Е. Ф.
Канкрина, преследовала цель предотвратить постоянное колебание курса соотношения разл. видов денег, обращавшихся в России (гл. обр. серебряных монет и ассигнаций).
В ходе реформы был установлен серебряный монометаллизм: в основу денежного обращения положен серебряный рубль (весом 18 г), установлено обязательное соотношение: 3,5 руб. ассигнациями = 1 руб. серебром. В 1840–43 Депозитной кассой (учреждена при Гос. коммерч.
банке для хранения поступлений от гос. учреждений и вкладов от частных лиц в серебряной монете, с 1841 принимала слитки золота и серебра) выпущены билеты, получившие хождение наравне с серебряной монетой.
В 1843 началась замена прежних ассигнаций и билетов Депозитной кассы (первоначально поступавших только в казённые и банковские платежи, с 1844 обмен разрешён частным лицам) на новые гос. кредитные билеты. Они выпускались вновь учреждённой Экспедицией гос.
кредитных билетов Мин-ва финансов (в отличие от билетов Депозитной кассы были обеспечены серебром не на 100%, а на 1/6 часть), подлежали свободному размену на монету. В 1843 законодательно закреплено стоимостное соотношение: 100 руб. золотом = 103 руб. серебром = 103 руб. гос. кредитными билетами. Изъятие прежних ассигнаций прекращено в 1851, депозитных билетов – в 1853. В 1854 размен кредитных билетов был ограничен, в 1858 прекращён в связи с резким увеличением выпуска бумажных денег во время Крымской войны 1853–56.
Наиболее успешной в России считается Д. р. 1895–98. Готовилась министрами финансов Н. Х. Бунге, А. И. Вышнеградским и С. Ю. Витте (осуществлена последним; часто в литературе называется его именем) в ходе проведения политики индустриализации России. Целями этой Д. р.
было увеличение денежной массы, необходимой при экономическом росте, и обеспечение внешней конвертируемости рубля в связи с привлечением иностранного капитала в страну. Основное содержание реформы – установление золотого монометаллизма. В 1895 разрешено заключать сделки на золото, Гос. банк Рос.
империи стал принимать золотую монету на текущие счета. В 1897 вся денежная эмиссия была сосредоточена в Гос. банке. Проведена девальвация золотого рубля на 1/3: на империалах при сохранении их прежней формы и содержания золота чеканился новый номинал в 15 руб., на полуимпериалах – в 7 руб. 50 коп.
; нарицательная стоимость золотой монеты сравнялась с её фактич. курсом, что позволило установить стоимостное соотношение: 1 руб. золотом = 1 руб. ассигнациями. В основу денежного обращения положен золотой рубль, содержавший 0,774 г золота. Кредитные билеты стали обмениваться на золото без ограничений.
Эмиссия кредитных билетов обеспечивалась на 50%, если была менее 600 млн. руб., или на 100%, если превышала этот объём. В результате реформы изменилась структура денежного обращения: если в 1895 кредитные билеты составляли 91,7% общей денежной массы, то к нач.
1914 в общей денежной массе золото составляло 21,2%, серебро – 5,4%, кредитные билеты – 73,4%. 27.7(9.8).1914, накануне вступления России в 1-ю мировую войну, размен бумажных денег на золото прекращён и впервые после введения золотого монометаллизма рос.
правительство дало разрешение на осуществление крупной денежной эмиссии сверх золотого запаса. Во время войны подобные эмиссии осуществлялись постоянно, что вызвало обесценение денег и серьёзное нарушение товарооборота.
В ходе Гражданской войны 1917–22, последовавшей за Окт. революцией 1917, денежное обращение в стране было парализовано вследствие неустойчивости политич. ситуации, гиперинфляции, хождения множества видов денег и их суррогатов, выпускавшихся органами разл. правительств и даже обществ. организаций.
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/dieniezhnyie_rieformy_prieobrazovaniie_dieniezhnoi_sistiemy_polnoie_ili_chastichnoie
Денежные реформы — «Энциклопедия»
ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ, преобразование денежной системы (полное или частичное), осуществляемое государством с целью упорядочения и стабилизации денежного обращения; выражение финансово-экономической политики государства. Необходимость денежной реформы обусловлена экономическими и политическими причинами.
В их числе: развал денежной системы в результате инфляции, изменения политического строя; создание нового государства или интеграционного союза ряда государств; необходимость сжатия излишка денежной массы в обращении с учётом реальной потребности хозяйственного оборота в деньгах; конфискация доходов, полученных преступным путём; повышение доверия к национальным деньгам.
В зависимости от целей и методов денежной реформы различают следующие их виды:
1) образование новой денежной системы в связи с изменением формы организации денежного обращения (например, переход от биметаллизма к золотому монометаллизму с середины 19 века, затем от золотого стандарта к неразменным кредитным деньгам с 1930-х годов), перестройкой государственного строя (например, в бывших колониях, завоевавших политическую независимость после 2-й мировой войны; а также в бывших советских республиках после распада СССР в 1991), объединением денежных систем нескольких стран (например, создание наднациональной денежной системы 12 стран Евросоюза, основанной на единой европейской валюте — евро);
Реклама
2) частичное преобразование денежной системы: изменение порядка эмиссии, новое наименование денежной единицы и видов денежных знаков, преобразование органов регулирования денежного обращения;
3) стабилизация денежного обращения с целью сдерживания инфляции.
Для успешного проведения денежной реформы необходимы предпосылки, создаваемые обычно в течение ряда лет.
Основные предпосылки денежной реформы: экономический рост, увеличение национального производства и товарооборота; стабилизация государственного бюджета; стабилизация платёжного баланса, снижение внешней государственной и корпоративной задолженности, накопление золотовалютных резервов для регулирования курса национальной валюты и погашение долга; политическая стабильность в стране, необходимая для повышения доверия участников рыночной экономики и населения к национальной валюте. При отсутствии этих условий денежные реформы обычно не эффективны. Наиболее успешны денежные реформы, проводимые в завершение комплексной программы регулирования инфляции и стабилизации денежного обращения как составной элемент стратегии социально-экономического развития страны.
Способы денежной реформы зависят от их целей, экономического и политического положения в стране, темпа инфляции, политики государства. До 1930-х годов денежные реформы совпадали с методами стабилизации валют — нуллификацией, девальвацией и ревальвацией — и сопровождались возвратом к золотому или серебряному стандарту.
Нуллификация денег — объявление государством недействительными сильно обесцененных денег (например, во Франции в конце 18 века вместо аннулированных ассигнаций и земельных мандатов были выпущены металлические и разменные на золото банкноты). С 1930-х годов нуллификация проводится с небольшим выкупом обесценившихся денег.
Например, в Германии в связи с обесценением марки во время и после 1-й мировой войны (в 1,6 трлн. раз) во время денежной реформы 1924-го обмен производился по соотношению: 1 новая марка за 1 триллион старых марок; в Греции в ноябре 1944 — 1 новая драхма за 50 миллиардов старых драхм.
После 2-й мировой войны в ряде стран Латинской Америки фактически была проведена нуллификация обесцененных денег. Иногда нуллификация сочетается с девальвацией. Девальвация — снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам — сопровождалась снижением золотого содержания денежных единиц до его отмены в 1970-е годы.
Ревальвация — повышение курса (прежде — и её золотого содержания) национальной валюты по отношению к иностранной — применяется, если инфляция развивается медленнее, чем в других странах, и платёжный баланс активен.
Историческим примером может служить денежные реформы в форме ревальвации в Великобритании в 1881, когда Банк Англии возобновил размен банкнот на золото по номиналу 1:1, восстановив его доинфляционную стоимость. Аналогично была проведена ревальвация доллара в 1879. С прекращением размена кредитных денег на золото в 1930-е годы девальвация и ревальвация утратили значение как методы денежной реформы и используются как способ регулирования валютного курса.
Массовые денежные реформы проводились после мировых войн. После 1-й мировой войны они растянулись с 1922 (Швеция) до 1930 (Япония). Преобладали девальвации и обмен денег по низкому курсу, близкому к нуллификации (в Германии, Австрии, Венгрии, Польше и др.).
Только в Великобритании в результате денежной реформы методом ревальвации было восстановлено довоенное золотое содержание денег.
Впервые денежные реформы были проведены в некоторых странах (Польша, Австрия, Венгрия) с помощью иностранных стабилизационных займов, полученных от США, Великобритании, Франции на тяжёлых условиях, включая назначение их экспертов в центральные банки для контроля за экономической, в том числе денежно-кредитной, политикой стран-должников. В период мирового экономического кризиса 1929-33 денежные реформы оформили преобразование денежной системы — замену золотого стандарта системой неразменных кредитных денег.
После 2-й мировой войны в ряде стран были проведены денежные реформы путём обмена обесцененных денег на новые. Обычно норма обмена была ограничена, остальная сумма зачислялась на блокированный банковский счёт или конфисковалась.
В отечественной истории первая денежная реформа была проведена в 1535 году в Русском государстве Е. В.
Глинской для создания общегосударственной унифицированной двухуровневой счётно-десятичной системы денежных знаков на основе серебряного рубля (весом 68 г), его долей (например, 1/100 — серебряная копейка, называвшаяся «новгородкой», весом 0,68 г), а также серебряных производных от копейки («денги» и полушки). Все старые монеты были запрещены.
После проведения реформы денежная система приобрела следующий вид: 1 рубль равен 100 копейкам, полтина = 50 копейкам, полуполтина = 25 копейкам, гривна = 10 копейкам, алтын = 3 копейкам, 1 копейка = 2 «денгам» (по 0,34 г серебра) = 4 полушкам (по 0,17 г серебра). Денежные единицы выше алтына являлись только счётными понятиями.
В виде реальных монет существовали копейки (с изображением всадника с копьём), «денги» (с изображением всадника с саблей) и полушки (с изображением голубя). Известные в небольшом количестве алтыны конце 16-17 века в денежном обращении практически не участвовали, а были наградами, как и золотые «денги» и копейки.
Монеты, выпущенные согласно денежной реформе 1535:1- копейка; 2 — полушка.
В середине 17 века развитие товарно-денежных отношений, рост и укрепление российского рынка, усиление государственной власти, дальнейшая централизация государства вызвали необходимость усовершенствования российского денежного хозяйства.
Задачами денежной реформы 1654-63, проведённой правительством царя Алексея Михайловича, являлись введение в денежное обращение монет крупных номиналов, внедрение меди в качестве монетного металла, начало чеканки рубля, ориентированного на западноевропейский талер (так называемый ефимок).
В 1654 в обращение введены серебряные рубли (весом около 2 талеров; изготовлены путём перечеканки талеров), полуполтины (из разрубленных на 4 части талеров), медные полтины (весом в талер), алтыны и гроши (2 копейки). Все прочие монеты подлежали принудительному изъятию казной.
В том же году в денежном обращении был установлен биметаллизм серебряных и медных монет. С ним было связано обесценение медных денег (за 1 серебряную копейку требовали 15 медных копеек), за которым последовали отказ государства принимать медные деньги в счёт уплаты налогов и податей, рост цен.
Это вызвало общественное недовольство и привело к Медному бунту 1662. В 1663 чеканка медных монет прекращена, а имевшиеся у населения в наличии их остатки были выкуплены казной по курсу 100 медных копеек = 1 серебряной копейке.
Потребность в дополнительных средствах для ведения Северной войны 1700-21 и осуществления преобразований во всех сферах управления государства, а также необходимость обеспечить сопоставимость российской и западноевропейской денежных систем в условиях развития внешней торговли стали причинами денежной реформы 1698-1704, проведённой Петром I.
В основу денежной системы был положен единственный принцип — десятичный (продолжает действовать до сих пор). Все суммы стали исчисляться в рублях и копейках, счёт на «денгу» и алтын был отменён. В 1700-04 выпущена серия серебряных монет — 1 рубль (весом около 28 г), 50 копеек, 25 копеек, 10 копеек, 5 копеек и 3 копейки.
В 1701 году началась чеканка золотых монет, использовавшихся главным образом при расчётах с крупными поставщиками, для заграничных платежей и нужд двора. Государством декларировалось равенство серебряных и медных монет.
В середине 1720-х годов серебряная монета была основным платёжным средством, на её долю приходилось 88,5% общей суммы чеканки монет (на долю медной — 9%, золотой — свыше 2%). Доходы казны от чеканки монет к 1724 превысили 10 миллионов рублей (в среднем 423 тысячи рублей в год).
В 1769-м Ассигнационными банками в Москве и Санкт-Петербурге в обращение были выпущены первые российские бумажные денежные знаки — ассигнации.
В результате их повышенных эмиссий для финансирования русско-турецкой войны 1787-91, русско-шведской войны 1788-90 и других государственных расходов из обращения стали исчезать золотые, серебряные и медные монеты, на которые разменивались ассигнации.
Массовый выпуск ассигнаций в связи с необходимостью средств на ведение Отечественной войны 1812, а также большое количество фальшивых ассигнаций, напечатанных во Франции и распространённых в России, вызвали дальнейшее падение их курса. Очередная денежная реформа, проведённая в 1839-43 по инициативе и под руководством министра финансов Ε. Ф.
Канкрина, преследовала цель предотвратить постоянное колебание курса соотношения различных видов денег, обращавшихся в России (главным образом серебряных монет и ассигнаций).
В ходе реформы был установлен серебряный монометаллизм: в основу денежного обращения положен серебряный рубль (весом 18 г), установлено обязательное соотношение: 3,5 рублей ассигнациями = 1 рубль серебром.
В 1840-43 Депозитной кассой (учреждена при Государственном коммерческом банке для хранения поступлений от государственных учреждений и вкладов от частных лиц в серебряной монете, с 1841 принимала слитки золота и серебра) выпущены билеты, получившие хождение наравне с серебряной монетой.
В 1843 началась замена прежних ассигнаций и билетов Депозитной кассы (первоначально поступавших только в казённые и банковские платежи, с 1844 обмен разрешён частным лицам) на новые государственные кредитные билеты. Они выпускались вновь учреждённой Экспедицией государственных кредитных билетов Министерства финансов (в отличие от билетов Депозитной кассы были обеспечены серебром не на 100%, а на 1/6 часть), подлежали свободному размену на монету. В 1843 законодательно закреплено стоимостное соотношение: 100 рублей золотом равен 103 рублям серебром = 103 рублям государственными кредитными билетами. Изъятие прежних ассигнаций прекращено в 1851, депозитных билетов — в 1853. В 1854 размен кредитных билетов был ограничен, в 1858 прекращён в связи с резким увеличением выпуска бумажных денег во время Крымской войны 1853-56.
Ассигнация достоинством в 10 рублей. Конец 18 века. Российская империя.
Наиболее успешной в России считается денежная реформа 1895-98 годов. Готовилась министрами финансов Н. Х. Бунге, А. И. Вышнеградским и С. Ю. Витте (осуществлена последним; часто в литературе называется его именем) в ходе проведения политики индустриализации России.
Целями этой денежной реформы было увеличение денежной массы, необходимой при экономическом росте, и обеспечение внешней конвертируемости рубля в связи с привлечением иностранного капитала в страну. Основное содержание реформы — установление золотого монометаллизма.
В 1895 разрешено заключать сделки на золото, Государственный банк Российской империи стал принимать золотую монету на текущие счета. В 1897 вся денежная эмиссия была сосредоточена в Государственном банке.
Проведена девальвация золотого рубля на 1/3: на империалах при сохранении их прежней формы и содержания золота чеканился новый номинал в 15 рублей, на полуимпериалах — в 7 рублей 50 копеек; нарицательная стоимость золотой монеты сравнялась с её фактическим курсом, что позволило установить стоимостное соотношение: 1 рубль золотом = 1 рублю ассигнациями. В основу денежного обращения положен золотой рубль, содержавший 0,774 г золота. Кредитные билеты стали обмениваться на золото без ограничений. Эмиссия кредитных билетов обеспечивалась на 50%, если была менее 600 миллионов рублей, или на 100%, если превышала этот объём. В результате реформы изменилась структура денежного обращения: если в 1895 кредитные билеты составляли 91,7% общей денежной массы, то к началу 1914 в общей денежной массе золото составляло 21,2%, серебро — 5,4%, кредитные билеты — 73,4%.
27.7(9.8). 1914, накануне вступления России в 1-ю мировую войну, размен бумажных денег на золото прекращён и впервые после введения золотого монометаллизма российское правительство дало разрешение на осуществление крупной денежной эмиссии сверх золотого запаса. Во время войны подобные эмиссии осуществлялись постоянно, что вызвало обесценение денег и серьёзное нарушение товарооборота.
Империал. 1897. Российская империя.
В ходе Гражданской войны 1917-22, последовавшей за Октябрьской революцией 1917, денежное обращение в стране было парализовано вследствие неустойчивости политической ситуации, гиперинфляции, хождения множества видов денег и их суррогатов, выпускавшихся органами различных правительств и даже общественных организаций.
Источник: http://knowledge.su/d/denezhnye-reformy
Вопрос 2. Денежные реформы как средство перестройки
Поиск Лекций
ТЕМА 4. ИНФЛЯЦИЯ И ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ
Инфляция: сущность, формы проявления, причины и последствия.
Денежные реформы как средство перестройки денежной системы.
Вопрос 1. Инфляция: сущность, формы проявления, причины
И последствия
Инфляция (от лат.
іnflаtio – разбухание, раздувание) – переполнение каналов денежного оборота массой избыточных бумажных денег, которые вызывает их обесценивание, рост цен на предметы первой необходимости, снижение валютного курса и падение реальной заработной платы. Главной формой проявления инфляции в современных условиях стало обесценение дензнаков относительно стоимости обычных товаров, то есть падение их покупательной способности. Видами инфляции выступают (табл.1).
Таблица 1 – Классификационные признаки и виды инфляции
Классификационный признак | Виды | Содержание |
По форме проявле-ния инфляции | ценовая инфляция | проявляется в форме роста цен на товары и услуги |
инфляция сбереже-ний | обесценение денег проявляется в росте вынужденных сбережений при фиксированных государством ценах и доходах | |
девальва-ция | обесценение денег, проявляющееся в падении их курса к иностранным валютам | |
Виды ценовой инфляции по темпам обесценивания денег | ползущая | характеризуется ускоренным ростом массы денег в обращении с незначительным ростом цен – до 5% в год |
сдержан-ная или открытая | проявляется в ускорении обесценения денег в форме роста цен в пределах 5-20% в год | |
галопирую-щая | рост цен достигает 20-50%, а иногда и 100% в год |
Продолжение табл.1
Гиперин-фляция | характеризуется чрезвычайно высоким ростом цен – больше 100% в год. На этой стадии инфляции деньги не выполняют или выполняют не надлежащим образом свои функции, купюры низких номиналов и разменная монета исчезают из обращения, падает роль денег в экономике, распространяется бартер |
Необходимо различать внутренние и внешние причины инфляции. Среди внутренних факторов можно выделить:
1) неденежные – нарушение диспропорций хозяйства, циклическое развитие экономики, монополизация производства, несбалансированность инвестиций, государственно-монополистическое ценообразование, кредитная экспансия, экстраординарные обстоятельства социально-политического характера и т.п.;
2) денежные (монетарные) – кризис государственных финансов, а именно: дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, а также увеличение кредитных средств оборота вследствие расширения кредитной системы, увеличение скорости обращения денег и т.п.
Внешними факторами инфляции являются мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), рост цен на мировых рынках, нелегальный экспорт валюты.
Основными причинами инфляции в Украине выступают:
а) высоко затратная и высоко монополизированная экономика, унаследованная от СССР. Такая экономика не может работать за счет самофинансирования и требует дотаций. Последнее обусловлено применением устаревшего основного капитала и потерей (вследствие гиперинфляции) оборотного капитала;
б) реформа экономики и других сфер общества Правительством Украины чаще осуществляется путем «попыток и ошибок». В результате инфляция в Украине достигла довольно высокого уровня. В 1992г. уровень инфляции в стране составлял 2100%, в 1993г. – 10256% – это наивысший уровень инфляции в мире (до этого наивысшим был уровень инфляции в Перу в 1990г. и составлял 7432%);
в) высокая монополизация экономики;
г) давление внешнего долга на государственный бюджет, что ограничивает маневренность валютными ресурсами государства.
Чрезмерное затягивание инфляционного процесса на довольно высоком уровне (в среднем на 20%) без ощутимого влияния на экономический рост привело к тому, что инфляция приобрела формы стагфляции.
Она характеризуется общим застоем в государстве (застой в экономике, производстве, социальной сфере) и одновременно инфляцией, или, иначе говоря, одновременным повышением уровня цен и уровня безработицы.
Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса цен, который характеризует соотношение между покупательной ценой определенного набора товаров и услуг («потребительская корзина») для данного периода и совокупной ценой идентичной группы товаров и услуг в базовом периоде.
На практике рассчитывают различные индексы цен. Однако для измерения инфляции чаще всего применяется три их вида:
■ индекс цен потребительских товаров (индекс потребительских цен);
■ индекс цен на средства производства (индекс цен производителей);
■ индекс цен ВВП, или дефлятор ВВП.
Индекс потребительских цен(ИПЦ)характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары, услуги, которые покупает население для личного потребления.
Индекс цен производителейхарактеризует изменение во времени общего уровня цен на средства производства, которые покупают юридические лица для производственного потребления. Этот индекс выражает рост оптовых цен, темпы которого не всегда совпадают с темпами роста розничных цен, по которым определяется ИПЦ.
Дефлятор ВВПхарактеризует изменение во времени общего уровня цен на все товары и услуги, которые реализованы конечным потребителям.
Это наиболее широкий показатель, который характеризует инфляционные изменения всех цен. Дефлятор ВВП может заметно отличаться от двух предыдущих индексов, т.к.
он точнее учитывает реальную структуру личного и производственного потребления. Определить дефлятор ВВП можно по формуле:
(1)
где: Pt и PО – цены единицы товара (услуги), соответственно, в текущем и базовом году;
Qt – количество товаров в текущем году.
Для расчетов инфляции используется индекс покупательной способности денежной единицы, который показывает, во сколько раз обесценились деньги:
(2)
где: ІЦ – индекс цен.
Например, если индекс цен составил 125%, (т. е. цены возросли на 25% сравнительно с каким-то базовым уровнем), то покупательная способность денежной единицы за этот же период уменьшится на 20%.
; (1 – 0,8) х 100 = 20%.
Инфляция осуществляет негативное влияние на общество в целом, а также обусловливает резкое обострение кризисных факторов во многих сферах общественной жизни, прежде всего в социальной и экономической (рис.1).
Развертывание инфляционных процессов приводит к такому обострению экономических и социальных разногласий, что государства начинают принимать меры для преодоления инфляции и стабилизации денежного обращения. Основные формы борьбы с инфляцией – антиинфляционная политика и денежные реформы (суть последних – вопр.2).
|
Рис.1 – Основные примеры влияния инфляции на сферы
общественной жизни
Антиинфляционная политика – это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Цель антиинфляционной политики – установить контроль над инфляцией и достичь приемлемых ее темпов для экономики в целом.
Важной задачей в борьбе с инфляцией является преодоление экономической убыточности, кризиса неплатежей, снижение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры.
Большое значение в антиинфляционной политике имеет структурная перестройка экономики за счет демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве и сфере услуг и т.п.
Исторически сформировались два основных направления антиинфляционной политики:
■ дефляционная политика (регулирование спроса);
■ политика доходов.
Дефляционная политика базируется на методах ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.
п. Особенность действия дефляционной политики состоит в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и, даже, кризисные явления. Поэтому большинство правительств в 70-х годах выявляли сдержанность в ее проведении или даже отказывались от нее.
Политика доходов предусматривает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления границ их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.
В то же время опыт использования политики доходов свидетельствует об ограниченности ее результатов.
Во-первых, замедление роста цен вызвало дефицит на некоторые товары, во-вторых, рост цен сдерживался лишь на некоторое время, а с отменой ограничений снова ускорялся.
Варианты антиинфляционной политики выбираются в зависимости от приоритетов. Если конечной целью необходимо сдерживать инфляцию любой ценой, – параллельно используются оба метода антиинфляционной политики.
Особой формой борьбы с инфляцией, которую использовали некоторые страны (Польша, Израиль) при галопирующей инфляции, выступает «шоковая терапия».
Суть ее состоит в стимулировании развития рыночных отношений, свободном ценообразовании, отказе от регулирования цен и, как результат, в снижении (на начальном этапе) жизненного уровня населения.
Но, как показала практика, при правильном подходе шоковая терапия оправдывает себя.
Особенности инфляционных процессов в Украине, России и других странах СНГ предусматривают специальные подходы к осуществлению эффективной антиинфляционной политики, а именно: воплощение в жизнь комплексных государственных программ развития экономики, в первую очередь отраслей и предприятий, которые формируют конкурентное, высокотехнологическое и наукоемкое производство; проведение последовательной антимонопольной политики; усиление стимулов производственного накопления, включая субсидии, которые способны поддержать процесс накопления средств предприятий и населения; усовершенствование налоговой системы и др.
Вопрос 2. Денежные реформы как средство перестройки
Денежной системы
Среди комплекса мероприятий по оздоровлению и упорядочению денежного оборота особое место занимают денежные реформы. Они представляют собой полную или частичную перестройку денежной системы, которую проводит государство, с целью оздоровления или улучшения механизма регулирования денежного оборота согласно новым социально-экономическим условиям.
Денежные реформы можно классифицировать следующим образом:
1) создание новой денежной системы.
Эти реформы проводились при переходе от биметаллизма к золотому монометаллизму, от последнего к системе бумажно-денежного обращения в условиях создания новых государств (как это имело место в период падения колониальных империй или после выхода отдельных республик с состава бывшего СССР). Примером таких реформ является денежная реформа финансиста и государственного деятеля графа С.Ю.Витте в 1895-1897 г.г. в России;
2) частичное изменение денежной системы, когда реформируются отдельные ее элементы: название и величина денежной единицы, виды дензнаков. Пример – денежные реформы в СССР в 1922-1924 и 1947 гг.;
3) проведение специальных стабилизационных мероприятий с целью сдерживания инфляции или преодоления ее последствий.
Чем бы не была вызвана необходимость проведения денежной реформы, главной ее целью всегда является стабилизация денежного оборота. Для достижения этой цели недостаточно принять те или другие законодательные акты, а необходимо подготовить соответствующие экономические предпосылки.
Без этого деньги и после реформы могут обесцениваться.
Поэтому успешное проведение денежной реформы требует соответствующей подготовки: накопление золотовалютных и материальных резервов, сокращение или значительное уменьшение темпов роста денежной массы в обороте, оздоровление государственных финансов, улучшение структуры общественного производства, сбалансирование рынка и т.п.
Нередко денежной реформе предшествует деноминация дензнаков, то есть обмен всех старых знаков на новые в определенной пропорции с одновременным пересчетом в этой пропорции всех денежных показателей (цен, тарифов, заработной платы, балансовой стоимости фондов и т.п.).
Также, важное значение для успеха денежной реформы имеет правильный выбор метода стабилизации валюты в процессе реформы (табл.2). Согласно мировому опыту денежных реформ существуют следующие методы стабилизации валют: нуллификация, ревальвация (реставрация), девальвация, деноминация.
Таблица 2 – Методы стабилизации валют
Нуллификация | Ревальвация (реставрация) | Девальвация | Деноминация |
объявление государством обесцененных бумажных дензнаков недействительными. Проводится в условии чрезвычайно большого падения покупательной способности денег, когда становится нецелесообразным любой обмен их на новые деньги. В такой крайней форме применяется редко. Чаще обесцененные деньги изымаются из обращения путем обмена на новые знаки в чрезвычайно низкой пропорции, так что плата за них имеет сугубо символическое значение. Так, в СССР в 1922-1923 гг. 1 рубль новыми знаками обменивался на 1 млн руб. старыми, в 1924 г. в Германии 1 новая рейхсмарка – на 1 трлн. старых марок, в 1944 г. в Греции – 50 млрд. старых драхм на 1 новую. Во всех этих случаях по сути проводилась нуллификация обесцененных денег, хотя по форме она напоминала девальвацию | официальное повышение государством золотого содержания и валютного курса (или только валютного курса) национальной валюты страны. В первом варианте ревальвации валют проводились в эпоху свободного обмена банкнот на металл. Ими заканчивались усилия государства по восстановлению покупательной способности валюты после периода инфляции. В результате ревальвации, как правило, восстанавливался обмен банкнот на металл по паритету, который действовал до начала инфляции. Одновременно восстанавливался и предыдущий курс валюты. Поэтому такое средство в литературе иногда называют реставрацией. Денежные реформы на основе ревальвации проводились редко, т.к. они возможны при незначительном обесценении денег и быстром развитии экономики и восста-новлении стабильности рынка | официальное снижение государством металлического содержания и курса (или только курса) национальных денег относительно иностранных валют или международных расчетных единиц. После отмены размена банкнот на золото девальвации стали реже проводиться в пределах денежных реформ с целью стабилизации внутреннего денежного оборота, а прежде всего как метод валютной политики для регулирования внешнеэкономических отноше-ний, повышения конкуренто-способности и т.п. В этих условиях девальвацией стали называть любое законодательное снижение официального фиксированного валютного курса. С введением режима плавающих курсов валют этим термином стали называть продолжительное снижение рыночного курса валют | укрупнение денежной единицы без изменения ее наименования, которое проводится с целью обеспечения денежного оборота и обеспечения большей полноценности денег. Так, в 1961г. в СССР старые деньги были заменены на «новые» (1 «новый» рубль равнялся 10 «старым»). Благодаря деномина-ции значительно сокращается количество денежных купюр и монет в обороте. В Украине денежная реформа была проведена в 1996г. Эта реформа была «мягкого» типа (проведе-ние мероприятий по замене действующей денежной едини-цы, стабилизация новых денег без качественной перестройки системы денежного оборота) с деноминацией дензнаков (умень-шение на пять нулей), с измене-нием названия денежной едини-цы. Путем обмена денежных купюр укр. руб. на грн. были изъяты из оборота и обменены без ограничений старые дензна-ки на новые в пропорции 10:1 |
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s2393t6.html