12 тезисов о «сталинизме»
Этот термин не имеет одного общепринятого смысла, но вызывает ложные ассоциации с понятиями, обозначающими более или менее конкретные политические движения, — «коммунизмом», «марксизмом», «ленинизмом» и т.д.
Сталинский режим в реальности был деидеологизированной диктатурой, использующей в качестве маскировки абсурдную имитацию большевистской идеологии. «Сталинизма» как связного идеологического целого никогда не существовало. Существовал выстроенный Сталиным более чем своеобразный государственный режим.
2. Сталин не руководствовался никакими идеологическими соображениями, управляя созданным им режимом
Сталин был настолько ловким мошенником-мистификатором, что сумел на много десятилетий вперед заморочить голову всем желающим разобраться в его реальных целях, планах и способах их реализации. Созданная им для населения идеологическая система не имела ничего общего (кроме лексики) ни с большевистской идеологией времен захвата власти, ни с ее более поздней вариацией времени НЭП.
Сталинская «идеология» представляла собой набор все время менявшихся клише, предназначенных для заучивания, но не рассчитанных на обсуждения даже внутри партии.
Идеологической добродетелью при Сталине было механическое послушание и отказ от личных попыток обсуждать партийные установки.
Такая постановка вопроса изначально исключала верность какой-либо конкретной и логически формулируемой идеологии.
3. Сталинская коллективизация сельского хозяйства не ставила своей целью рост производительности крестьянского труда
Немногочисленные колхозы и совхозы 20-х годов (менее 1% сельского населения к 1928 году) в экономическом отношении себя полностью дискредитировали уже к началу 20-х годов. У советских плановых органов и партийной верхушки не было в 1929 году ни малейших иллюзий относительно экономических преимуществ колхозов перед единоличными хозяйствами.
Целью принудительной коллективизации была экспроприация всей собственности сельского населения в пользу Политбюро и создание максимального простого способа изъятия продуктов крестьянского труда государством.
Частное крестьянское хозяйство было гораздо более производительным, чем колхозное, но продукты его труда принадлежали крестьянам.
До коллективизации государство было вынуждено довольствоваться лишь налогами, пусть и тяжелыми, но недостаточными для реализации планов правительства.
4. Сталинская индустриализация не ставила своей целью подъем советской экономики
Наоборот, планирование индустриализации исходило из уничтожения гражданской экономики, мелкой промышленности (снабжавшей население всеми необходимыми для жизни товарами — едой, одеждой, обувью, предметами обихода), торговли, частной инфраструктуры обслуживания и развлечений.
Единственной целью сталинской индустриализации было строительство военной и тяжелой промышленности за счет концентрации для этого всех трудовых и материальных ресурсов страны. И, как следствие, снижения жизненного уровня населения до возможного минимума (и ниже).
Построенная в течение первых двух пятилеток промышленность в принципе не была рассчитана на удовлетворение нужд населения. Она была ориентирована исключительно на военные цели.
5. В сталинском государстве проблема нехватки рабсилы решалась превращением всего труда в стране в принудительный
Основным источником принудительного труда в СССР после 1929 года стало коллективизированное крестьянство. Во-первых, колхозы позволяли самым простым способом экспроприировать сельхозпродукцию.
Во-вторых, — изымать для нужд промышленного строительства и прочих государственных надобностей произвольное количество рабочих рук.
Это делалось в виде трудовых мобилизаций, принудительных вербовок, депортаций, «раскулачивания» и массовых арестов.
Ликвидация НЭП с последующим «обобществлением» городской экономики означала уничтожение частной мелкой промышленности, ремесел, торговли и высвобождение миллионов рабочих рук. Оставшиеся без средств к существованию люди были вынуждены наниматься на государственные предприятия. При этом возможности выбора мест и условий работы были сведены к минимуму.
Стремительно разраставшийся после 1929 года ГУЛАГ представлял собой нечто вроде «мобильных трудовых армий», использовавшихся там, где даже в создавшихся условиях невозможно было найти нужное количество рабочих рук.
Термин «социализм» (что бы под ним ни понимать) к такой системе общественных отношений не применим ни под каким видом.
6. Социальная структура сталинского государства характерна жестким кастовым расслоением
Общество было поделено на иерархические социальные слои с автономными системами обслуживания и обеспечения бытовыми благами. Такие системы функционировали втайне от нижележащих социальных слоев.
Структура советско-партийных привилегий существовала и в досталинскую эпоху, но тогда она размывалась относительной свободой частного предпринимательства и торговли.
После ликвидации НЭП обязанность обеспечивать население всем необходимым полностью взяло на себя государство, и система иерархического распределения благ стала герметичной.
В таком, примерно, виде она просуществовала до конца СССР.
7. Сталинская экономика была мобилизационной
Это значит, что в мирное время промышленность нацеливалась на производство максимально возможного количества вооружений и оснащения максимально большой армии. На эту цель работали все отрасли экономики страны.
Тотальная нехватка всего, что требуется людям для комфортной жизни, — еды, одежды, жилищ, медобслуживания — была плановой. Все ресурсы страны — материальные и трудовые — использовались для повышения боеготовности страны. Оборона таких усилий не требовала.
Вплоть до заключения пакта с Германией и развязывания с его помощью мировой войны в 1939 году у СССР не было внешних врагов, способных на агрессию против него.
Сталинское военное планирование того времени рассматривало в качестве «вероятных противников» потенциальные жертвы советской агрессии.
8. Сталинская внешняя и внутренняя политика были подчинены целям внешней экспансии
Первые варианты планов первой пятилетки 1926–27 годов исходили из продолжения НЭП и сбалансированного, взаимоувязанного роста сельского хозяйства и промышленности.
Переделка этих планов в 1927–29 годах ставила целью ускоренное строительство тяжелой (военной) промышленности за счет деградации остальных секторов экономики и падения уровня жизни населения.
В начале 30-х годов «вероятными противниками», то есть первыми объектами советской агрессии, числились все западные соседи СССР (и поддерживавшие их Англия и Франция).
С 1935 года Сталин начал делать авансы Гитлеру, которые закончились пактом 1939 года, разделом Европы между Сталиным и Гитлером и развязыванием мировой войны.
С этого момента целью военного планирования СССР была подготовка нападения на Германию, разгром которой открывал Сталину путь в Западную Европу.
В 1945 году внешнеполитические цели Сталина не изменились. После окончания Второй мировой войны в СССР началась лихорадочная подготовка к новой мировой войне, уже атомной. Формально она продолжалась до развала СССР в 1989 году.
9. Сталинское государство было неправовым
В сталинском СССР отсутствовало понятие «правосудия», независимого от правительственных интересов. Законы обслуживали планы партии и видоизменялись по мере изменения этих планов.
Следствие не ставило своей целью выяснение виновности человека. Судебные решения выносились в интересах и по указаниям партийного руководства, вне зависимости от законодательства.
Принятие новых репрессивных законов ставилось в зависимость от потребности лагерей в притоке новых рабочих рук.
Для сравнения, нацистская Германия была в гораздо большей степени правовым государством, чем СССР. В Германии были приняты антидемократические законы, но они работали.
Вина человека, заподозренного в антиправительственной деятельности, проверялась. Если подозрения не подтверждались, человека освобождали.
Судебные органы и полиция сохраняли определенную автономию от партийных органов, что в СССР было невозможно.
10. Массовые репрессии сталинского времени нет оснований в целом считать «политическими»…
…если под таковыми понимать расправу с политическими противниками.
Политические противники советской власти и внутрипартийные оппозиционеры составляли очень малую долю жертв репрессий сталинского времени. В целом политическими можно считать репрессии 20-х годов (эпохи Ленина и коллективного правления его наследников) вплоть до 1928 года. Так же, как и репрессии послесталинской эпохи.
Взрывной рост числа репрессированных разными способами людей (осужденных, ссыльных, спецпоселенцев, трудмобилизованных, депортированных и раскулаченных крестьян, выселяемых из крупных городов «лишенцев» и т.д.) начинается в 1929 году.
Он объясняется резким ростом плановой потребности рабсилы на строительстве объектов первой пятилетки. Большинство из них закладывалось в относительно безлюдных местах вблизи источников сырья и энергии.
Рабсилу планировалось доставляться туда в нужных количествах принудительно.
С помощью этнических депортаций Сталин также решал свои «геополитические проблемы», в частности очищал границы со странами — «вероятными противниками» от культурно близкого «противнику» населения.
«Большой террор» 1937–38 годов представлял собой своеобразную ротацию управленческих кадров на сталинский лад и «чистку» социальной структуры общества перед запланированной на ближайшее время мировой войной. С террором против политических противников он имел мало общего.
11. Официальная художественная культура сталинской эпохи была патологическим явлением
Свобода творчества есть обязательное условие полноценности художественной и культурной жизни общества. Общая культурная деградация отчетливо ощущалась в СССР и в 20-е годы (эпоху т.н. «авангарда»). Причиной этого были идеологическая цензура, политические репрессии и противоестественный характер общественных отношений.
С введением в 1932 году тотальной предварительной художественной цензуры естественная художественная эволюция в СССР остановилась. С этого момента опубликованные произведения искусства выражали взгляды и вкусы не их формальных авторов, а цензурных ведомств. Степени свободы индивидуального творчества были сведены к абсолютному минимуму (хотя в разных искусствах этот минимум был различным).
Технические умения, наложенные на казенные сюжеты, приемы и образы, мало что могли изменить в положении вещей.
«Социалистический реализм», объявленный общим творческим методом советских деятелей искусства, был понятием, лишенным содержания. Следование ему означало всего лишь соответствие результата творческих усилий сиюминутным и постоянно изменяющимся цензурным установкам.
12. В сталинском государстве порядочный человек мог выжить на свободе, только притворяясь непорядочным
Это выражалось в обязательной демонстрации лояльности режиму со всеми вытекающими из этого последствиями. Такие обстоятельства делали разницу между порядочностью и непорядочностью практически неразличимой со стороны. В постсталинское время ситуация в этом смысле не изменилась.
Источник: http://gefter.ru/archive/15572
Вклад Ленина и Сталина в марксизм — в вопрос о государстве
Вопрос о государстве в контексте теоретического вклада в марксистско-ленинскую науку В. И. Ленина и И. В. Сталина
Понятие государства — центральное в политическом учении марксизма. Маркс и Энгельс сформулировали научное определение всякого государства, открыли неизбежность революционного квазигосударства диктатуры пролетариата на переходном к коммунизму этапе социализма.
Сознательно опустим формальное определение, описывающее сущность и признаки государства, так как вопрос состоит в том, какие изменения в марксистской теории государства произошли.
Следует уточнить, что развитие марксистской теории государства прямо следует за развитием общества, классовой борьбы и главного инструмента этой борьбы – государства .
Основной акцент надо будет сделать на сталинском периоде, так как именно теоретический вклад Сталина в теорию государства является наиболее интересным и наиболее атакуемым буржуазией и оппортунистами.
Ленинский этап
Плеяда марксистов доимпериалистической стадии поголовно выступала пропагандистами учения Маркса-Энгельса и полностью повторяла учение о государстве классиков. С возникновением принципиально новой ситуации – государственно-монополистической стадии развития капитализма, Ленин доразвил теорию государства.
В частности, он вывел из империалистической стадии особенности и империалистического государства, которые во многом отрицают черты классического буржуазного государства времен Маркса и Энгельса.
Империализм потребовал огромного роста аппарата государства, прямого вмешательства во все сферы общественной жизни, расширения его функций в жизни общества, усиления военно-полицейского аппарата.
Это связано и с ростом классовой борьбы, и организованности этой борьбы, и производным от империализма ростом милитаризации, и обострением конкурентной борьбы между странами. С точки зрения политического режима, буржуазия все больше предпочитает авторитарные формы, лучше мобилизующие общество на борьбу с «внешним врагом» .
Также Ленину принадлежит заслуга в детальной разработке государства диктатуры пролетариата, которое у Маркса было очерчено лишь в общих чертах.
Ленин, согласно развитию теории революции, установил, что революция, скорее всего, победит в одной или нескольких странах и путем революционной диктатуры начнет строительство социализма.
Ленин определил социалистическое государство как квазигосударство, умирающее государство, которое призвано выполнить для рабочего класса определенные функции.
Диктатура пролетариата – это инструмент для борьбы, который продиктован переходным состоянием первой фазы коммунизма и внешним положением дел. Диктатура пролетариата – это форма классового господства огромных масс трудящихся, которые посредством обобществления, организации плановой экономики изживают «душу» классов – товарные отношения на основе разделения (противоположности) труда
Сталинский этап
При Сталине социализм победил и в основном был построен. Сталин говорил:
«Что касается товарооборота в стране, то купцы и спекулянты изгнаны вовсе из этой области. Весь товарооборот находится теперь в руках государства, кооперации и колхозов.
Народилась и развилась новая, советская торговля, торговля без спекулянтов, торговля без капиталистов
Таким образом, полная победа социалистической системы во всех сферах народного хозяйства является теперь фактом А что это значит Это значит, что эксплуатация человека человеком уничтожена, ликвидирована, а социалистическая собственность на орудия и средства производства утверждена как незыблемая основа нашего советского общества результате всех этих изменений в области народного хозяйства СССР мы имеем теперь новую, социалистическую экономику, не знающую кризисов и безработицы, не знающую нищеты и разорения и дающую гражданам все возможности для зажиточной и культурной жизни».
Отсюда следовало, что наступил момент, когда можно направить силы на воспитание нового человека, на формирование новых общественных отношений. Момент, когда экономическое развитие пошло по социалистическому пути.
Поэтому мы говорим, что особую остроту приобрело учение о социалистическом государстве. Учение же об империалистическом государстве в основном было закончено Лениным и успешно использовалось партией во главе со Сталиным в политической аналитике и определении курса мирового революционного движения
Вместе с тем с нарастающими победами коммунизма происходило обострение классовой борьбы, а значит, необходимо возрастала защитная функция диктатуры пролетариата. И.В. Сталин:
«Могут сказать, что такая постановка вопроса «противоречива”. Но разве не такая же «противоречивость” имеется у нас с вопросом о государстве? Мы за отмирание государства.
И мы вместе с тем стоим за усиление диктатуры пролетариата, представляющей самую мощную и самую могучую власть из всех существующих до сих пор государственных властей. Высшее развитие государственной власти в целях подготовки условий для отмирания государственной власти – вот марксистская формула.
Это «противоречиво”? Да, «противоречиво”. Но противоречие это жизненное, и оно целиком отражает марксову диалектику».
И еще:
«Некоторые товарищи поняли тезис об уничтожении классов, создании бесклассового общества и отмирании государства как оправдание лени и благодушия, оправдание контрреволюционной теории потухания классовой борьбы и ослабления государственной власти. Нечего и говорить, что такие люди не могут иметь ничего общего с нашей партией.
Это – перерожденцы, либо двурушники, которых надо гнать вон из партии. Уничтожение классов достигается не путем потухания классовой борьбы, а путем ее усиления.
Отмирание государства придет не через ослабление государственной власти, а через ее максимальное усиление, необходимое для того, чтобы добить остатки умирающих классов и организовать оборону против капиталистического окружения, которое далеко еще не уничтожено и не скоро еще будет уничтожено».
Когда речь идет об усилении государства перед его полным отмиранием, филистеры представляют дело в виде парадокса.
Нужно помнить, что государство диктатуры пролетариата – это государство-инструмент в руках большинства общества, созданный для подавления стихии борьбы буржуазии за свои права, которая происходит на основе буржуазных пережитков капитализма, мелкобуржуазной психологии масс и трудностей организации научно-планового хозяйства. Диктатура пролетариата – это лишь набор функций классового государства, необходимый для преодоления сопротивления и отсталости. Вот эти функции и усиливаются в пропорции обострения классовой борьбы в сфере их действия. Это естественная и правильная реакция на ситуацию. Чем слабее буржуазия, чем быстрее она сдастся, чем выше сознательность масс и чем лучше условия для развития социализма, тем меньше необходимость в усилении государства диктатуры пролетариата
О каких основных функциях можно вести речь? На начальном этапе победы революции это — три основные функции. Обратимся снова к Сталину:
«Первая функция – подавление свергнутых классов внутри страны.
Этим наше государство внешним образом напоминало предыдущие государства, функция которых состояла в подавлении непокорных, с той, однако, принципиальной разницей, что наше государство подавляло эксплуататорское меньшинство во имя интересов трудящегося большинства, тогда как предыдущие государства подавляли эксплуатируемое большинство в интересах эксплуататорского меньшинства.
Вторая функция – оборона страны от нападения извне.
Этим оно также напоминало внешним образом предыдущие государства, которые также занимались вооруженной защитой своих стран, с той, однако, принципиальной разницей, что наше государство защищало от внешнего нападения завоевания трудящегося большинства, тогда как предыдущие государства защищали в таких случаях богатство и привилегии эксплуататорского меньшинства. Была здесь еще третья функция – это хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная работа органов нашего государства, имевшая своей целью развитие ростков нового, социалистического хозяйства и перевоспитание людей в духе социализма. Но эта новая функция не получила в этот период серьезного развития»
В дальнейшем, с изменением классовой расстановки сил и хозяйственного положения, меняются функции:
«Вторая фаза – это период от ликвидации капиталистических элементов города и деревни до полной победы социалистической системы хозяйства и принятия новой Конституции.
Основная задача этого периода – организация социалистического хозяйства по всей стране и ликвидация последних остатков капиталистических элементов, организация культурной революции, организация вполне современной армии для обороны страны.
Сообразно с этим изменились и функции социалистического государства. Отпала – отмерла функция военного подавления внутри страны, ибо эксплуатация уничтожена, эксплуататоров нет больше и подавлять некого. Вместо функции подавления появилась у государства функция охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра.
Сохранилась полностью функция военной защиты страны от нападения извне, стало быть, сохранились также Красная Армия, Военно-Морской Флот, равно как карательные органы и разведка, необходимые для вылавливания и наказания шпионов, убийц, вредителей, засылаемых в нашу страну иностранной разведкой.
Сохранилась и получила полное развитие функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы государственных органов. Теперь основная задача нашего государства внутри страны состоит в мирной хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работе.
Что касается нашей армии, карательных органов и разведки, то они своим острием обращены уже не вовнутрь страны, а вовне ее, против внешних врагов.
Как видите, мы имеем теперь совершенно новое, социалистическое государство, не виданное еще в истории и значительно отличающееся по своей форме и функциям от социалистического государства первой фазы.
Но развитие не может остановиться на этом. Мы идем дальше, вперед, к коммунизму. Сохранится ли у нас государство также и в период коммунизма?
Да, сохранится, если не будет ликвидировано капиталистическое окружение, если не будет уничтожена опасность военного нападения извне, причем понятно, что формы нашего государства вновь будут изменены сообразно с изменением внутренней и внешней обстановки
Нет, не сохранится и отомрет, если капиталистическое окружение будет ликвидировано, если оно будет заменено окружением социалистическим».
Таким образом, мы видим, что Сталин последовательно продолжал вслед за Лениным развивать марксистскую теорию государства, исходя из ситуации и вопреки мнению троцкистов и буржуазных «ученых». Сталин раскрыл общие положения Маркса-Энгельса-Ленина о государстве на основе исторической практики СССР и стран социализма.
Иван ГРАНО ИСТОЧНИК
Источник: https://zabolshevizm.wordpress.com/2013/05/28/post585/
Политические взгляды И. В. Сталина
С середины 20-х гг. почти на три последующих десятилетия роль главного охранителя и толкователя ленинских идей, лидирующего теоретика большевизма присвоил себе Иосиф Виссарионович Сталин (1879—1953) — Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сейчас могут иметь место разные мнения относительно того, сколь успешно справился Сталин в целом с данной ролью.
Представляется, однако, очевидным: в области собственно политической теории и практики она ему (с незначительными, второстепенными оговорками) удалась. “Удалась” в каком конкретно смысле? В том, что Сталин действовал здесь, в упомянутой области, в соответствии с истинным пафосом ленинизма.
Не страдала сильным преувеличением формула, которая долго у нас культивировалась: “Сталин — это Ленин сегодня”.
Едва ли не наиболее яркая особенность интеллекта Сталина — упрощенное восприятие и изображение социального мира, самых различных общественных явлений. Он не был склонен видеть реальность многомерной, сложной и внутренне противоречивой.
Научно-теоретический анализ как таковой (со всеми присущими подобному анализу атрибутами) оказался делом, чуждым сталинской мысли. Ее органика — схематическое описание предметов и событий, безыскусное называние вещей, перечисление их сторон, свойств и уровней, формулирование дефиниций и проч.
Вследствие упрощенного восприятия и изображения Сталиным социального мира тексты, которые вышли из-под его пера, несут на себе печать догматизма. Отдельные положения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И.
Ленина используются в них как непререкаемые истины; отсутствуют фигуры сомнения, крайне редки гипотезы и их обсуждение; почти нет попыток выявить и по достоинству оценить сильные, конструктивные позиции оппонентов. Эти тексты насквозь пропитывает вера их автора в свою правоту и непогрешимость.
Они отличаются жестким категоричным слогом, что придает им форму чуть ли не официальных директивных документов, обязательных к принятию и исполнению.
Первоочередной интерес представляют работы Сталина “Об основах ленинизма” (1924), “К вопросам ленинизма” (1927), “О проекте Конституции Союза Сер” (1936), “Отчетный доклад на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКЩб)” (1939).
Сталинское кредо заключено в тезисе, согласно которому “ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности”. Сталин, чтобы не допускать никаких разночтений, затем уточняет: “…основным вопросом ленинизма, его отправным пунктом, его фундаментом является вопрос о диктатуре пролетариата”.
Далеко не случайно выпячивает Сталин идею диктатуры пролетариата. С расчетом выстраивает он по существу вокруг нее одной весь комплекс ленинских взглядов, а шире — спирает на нее марксизм в целом. Данная идея предоставила Сталину максимально благоприятные возможности для укрепления культа власти в послеоктябрьской России и вместе с тем для достижения упомянутой выше личной цели.
В диктатуре пролетариата Сталин выделяет несколько ее аспектов. Прежде всего и главным образом он усматривает в ней власть, которая жизнедействует как насилие, подавление, принуждение. Насилие в любых ситуациях остается имманентным и важнейшим признаком пролетарской диктатуры.
Верно, у Сталина встречаются заявления относительно того, что не всегда и не везде диктатура пролетариата суть исключительно насилие. Однако они — пустые фразы, употребляемые ради отвода глаз, прикрытия репрессивного большевистского режима.
Для верного ученика Ленина “диктатура пролетариата есть не ограниченное законом и опирающееся на насилие господство пролетариата над буржуазией, пользующееся сочувствием и поддержкой трудящихся и эксплуатируемых масс”. Господство, опирающееся на насилие и не ограниченное законом, неизбежно вырождается в голый произвол и тоталитарную власть, железная пята которой давит все и всех.
Еще один аспект диктатуры пролетариата, по Сталину,— организационный. Пролетарская революция, утверждает он, не достигнет намеченных целей, если не создаст “специального органа в виде диктатуры пролетариата в качестве своей основной опоры”.
Чем же в осязаемо-предметном воплощении является диктатура пролетариата теперь как “специальный орган” пролетарской революции? Она представляет собой “новое государство, с новыми органами власти в центре и на местах, государство пролетариата, возникшее на развалинах старого государства, государства буржуазии”. Обозначает Сталин и иные аспекты диктатуры пролетариата.
Например, социальный (союз рабочего класса с крестьянством), хронологический (“целая историческая эпоха” перехода от капитализма к коммунизму) и др.
Свой взгляд на природу государства вообще Сталин формулирует так: “Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников”. Весьма немудреная мысль.
Но предельно доходчивая, доступная разумению “простого человека”. Ему, собственно, она и адресована.
Под стать общей квалификации природы государства, механически повторенной Сталиным вслед за прежними поколениями марксистов, предложенная им оценка основных функций всякого допролетарского государства.
“Две основные функции характеризуют деятельность государства: внутренняя (главная) — держать эксплуатируемое большинство в узде и внешняя ( неглавная) — расширять теорриторию своего, господствующего класса за счет территории других государств, или защищать территорию своего государства от нападений со стороны других государств”.
В приведенных высказываниях государство, во-первых, неправомерно сведено к государственной машине, т. е. лишь к одной из его организационных структур; во-вторых, явно обеднена палитра выполняемых им функций: проигнорированы интеграция общества, ведение общесоциаль- ных дел и т. д.
На “развалинах старого государства”, учит Сталин, возникает советская власть, т. е.
пролетарская государственность, государственная форма диктатуры пролетариата. Конституируется советская власть в соответствии с иными принципами, нежели старое буржуазное государство. На мусорную свалку истории отправляет диктатура пролетариата, в частности, территориальный принцип организации государства, принцип разделения властей, “буржуазный парламентаризм” и др.
Советская власть объединяет законодательную и исполнительную власти в единой государственной организации, заменяет территориальные выборные округа производственными единицами (заводами, фабриками), связывает трудящиеся массы с аппаратом государственного управления, учит их управлению страной.
“Новый тип государства” есть вместе с тем новый исторический тип демократии — демократии пролетарской, советской, которая радикально отличается от демократии буржуазной и превосходит последнюю.
В чем выражается, по Сталину, это превосходство? Как и Ленин, он видит таковое в том, что советская власть привлекает массы к постоянному и решающему участию в управлении государством, чего трудящиеся были лишены в условиях буржуазно-демократического строя.
Собственное неприятие демократических норм и процедур политической жизни в советское время Сталин пытается оправдать якобы незрелостью тех, кто хочет иметь демократические порядки. Демократия “требует некоторого минимума культурности членов ячейки и организации в целом и наличия некоторого минимума активности работников, которых можно выбирать и ставить на посты.
А если такого минимума активности не имеется в организации, если культурный уровень самой организации низок — как быть? Естественно, что здесь приходится отступать от демократии…”. Однако сам Сталин отступает от демократии отнюдь не в силу только что обозначенных причин. Коренная причина — другая.
Критикуя оппозиционеров внутри большевистской партии, ведущих “безудержную агитацию за демократию”, он обвиняет их в “развязывании мелкобуржуазной стихии”. Ясно, что для ортодоксального ленинца “мелкобуржуазная стихия” (а следовательно, и демократия) — смертельный враг.
Для Сталина демократия не связана с реализацией индивидом всей совокупности принадлежащих ему гражданских и политических, социально-экономических и культурных прав и свобод. Индивида, отдельную личность он всегда считал величиной малой и нестоящей; человек был для него в лучшем случае “винтиком”. Еще в 1906 г.
в цикле статей “Анархизм или социализм?” Сталин утверждал, что масса — краеугольный камень марксизма и освобождение массы есть ключевое условие освобождения личности; отсюда и лозунг марксизма: “Все для массы”. Тридцать лет спустя, в 1936 г.
, Сталин в беседе с группой работников ЦК ВКЩб), отвечавших за подготовку учебников, подчеркнул: “Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы. Личное перед общественным — это почти ничего”. Сталинская версия демократии идеологически санкционирует уничижение индивида, превращает его права и свободы в пустые, никчемные категории.
Посредством каких методов “партия управляет страной” (а если прямее и точнее — осуществляет свою диктатуру)? “Ни один важный политический или организационный вопрос не решается” государственными организациями, общественными объединениями “без руководящих указаний партии”. Она (и только она) ставит на все мало-мальски значимые посты в государстве и обществе преданных ей людей (“номенклатура”). Партия подчиняет себе госаппарат также тем, что “вдвигает свои щупальца во все отрасли государственного управления”. Ослушникам ее воли грозит “карающая рука партии”.
Особо отстаивал Сталин ленинский тезис о том, что большевистской партии уготовано монопольно обладать всей полнотой захваченной ею власти. “Руководителем в системе диктатуры пролетариата является одна партия, партия коммунистов, которая не делит и не может делить руководства с другими партиями”. В данном вопросе Сталин пошел даже дальше Ленина. “Сталинская Конституция” (1936 г.) впервые на официальном уровне признает и юридико-нормативно закрепляет привилегированно-монопольное положение “боевого штаба рабочего класса” в советском обществе. Ст. 126 той Конституции гласила: коммунистическая партия есть “руководящее ядро всех организаций трудящихся как общественных, так и государственных”.
С включением такой записи в Основной Закон страны можно считать, что Сталин в общем завершил создание в рамках ленинизма идеологии тоталитарной политической системы. Его суждения о фазах развития и функциях советского государства, о национально-государственном устройстве Советского Союза, об отмирании социалистического государства (через укрепление карательных органов последнего) и некоторые другие принципиально ничего не меняют в этой идеологии. Она явилась закономерным результатом эволюции большевистской политической мысли.
Список литературы
Источник: http://www.neuch.ru/referat/3899.html
Иосиф Сталин (Джугашвили) (1879-1953) — История учений о государстве и праве Библиотека русских учебников
Главная Право История учений о государстве и праве Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
С его личностью связано то, что в течение почти 40 лет
(до конца 50-х годов) вся советская, в т ч и украинский, юридическая наука и практика государственного строительства и правоприменения развивались в рамках»сталинского учения о государстве и праве», то есть в жо орстких рамках, сформулированных им в виде директивно-категорических схем и дефиниций, обязательных для восприятия и неуклонного исполнения предписаний. Такие политико-правовые взгляды-директивы он изложил в трудах»Анархизм или социализм?» ленинизма»(1924),»Троцкизм или ленинизм?»(1924),»Октябрьская революция и тактика русских коммунистов»(1925),»К вопросам ленинизма»(1926),»О некоторых вопросах большевизма»(1931),» итуции. Союза PCP»(1936),»Краткий курс истории. ВКП (б)»(1938),»Марксизм и вопросы языкознания»(1950),»Экономические проблемы социализма в. СССР»(1952), а также в многочисленных речах, ах, выступлениях на партийных съездах и других массовых собраниеблеми соціалізму в. СРСР» (1952), а також у численних промовах, доповідях, звітах, виступах на партійних з'їздах та інших масових зібраннях.
Опираясь на собственные ключевые тезисы о том, что»ленинизм е теория и практика пролетарской революции вообще, теория и практика диктатуры пролетариата в частности», что»основным вопросом ленинизма, его от дправним пунктом, его фундаментом является вопрос о диктатуре пролетариата», то есть искусственно упрощая и сужая это учение,.
Сталин произвольно толковал и интерпретировал формулы, взятые из контекста и исторических х реалий, оставаясь внешне его неуклонным и ортодоксальным защитником. Именно диктатура пролетариата, на его взгляд, была основой всего учения марксизма о государстве и праве. В понимании.
Сталина, диктат ура пролетариата — это жесткая тоталитарная власть, главным содержанием которой является принуждение, подавление, насилие, то есть не ограничено ни одним законом, полное господство рабочего класса над буржуазией.
Это, по его мне ку, также»специальный орган», организационная основа социалистической революции, построения пролетарского государства, охватывающий по времени эпоху до построения»полного коммунизмаж до побудови «повного комунізму».
С помощью диктатуры пролетариата государство превращается в машину»для подавления сопротивления своих классовых противников», держит их»в узде»(внутренняя функция государства), расширяет границы своего господства я (внешняя функция).
Сталин решительно возражал буржуазный парламентаризм, принцип разделения властей, отмечал необходимость привлечения широких масс из числа трудящихся к управлению государством на основе ее единства, то есть слияние законодательной, исполнительной и судебной власти в едином верховном органу.
Именно это и является стержнем пролетарской демократии, приходит на смену буржуазной, которую.
Сталин понимал как»др ибнобуржуазну стихию»Индивид для него — это»винтик»огромной государственной машины, а потребности и интересы отдельного лица должны быть полностью подчинены общим потребностям и интересам»массы»Однако д ержавна машина диктатуры пролетариата (система советов), как и негосударственные организации (кооперативные, профсоюзные, комсомольские и т.д.), управляется и направляется авангардом общества — жесткая дисциплина ваною большевистской партией, которую. Сталин называл»орденом меченосцев»,»боевым штабом»,»ядром власти», понимая партийную структуру в военно-казарменном вариант;ядром влади», розуміючи партійну структуру у військово-казарменому її варіанті.
Впервые в истории советского конституционализма сталинскую доктрину роли партии как руководящего ядра всех государственных и общественных организаций было закреплено в ст 126. Конституции. СССР 1936 г.. В тот период д партия уже была надгосударственной структурой.
Сталину принадлежит формула об отмирании государства в коммунистическом обществе»через укрепление ее карательных органов»Официально сталинскую концепцию праворозумин ния было принято. Совещанием по вопросам науки. Советского государства и права в июле 1938.
Она основывалась на ортодоксальных доктринах юридического позитивизма отождествлялись понятия»право»и»закон»; един им источником права было признано санкционированную государственной властью»волю господствующего класса», единственным средством обеспечения правореализации -«принудительную силу государстваня правореалізації — «примусову силу держави «.
Чисто прагматическое отношение. Сталина к праву стало одной из основных причин ревизии им юридического учения. В.
Ленина, выводов об обострении классовой борьбы на этапе продвижения к социализму, тл лумачення федерализма только как временной формы советского государства, переходного этапа к»социалистическому унитаризма», настаивает на необходимости полного»захоронения двухпалатной системы парламентаризма», резкой критики парижских коммунаров»за излишнюю мягкость в версальцев», откровенных признаний, что в. СССР нет и не будет свободы слова и печати для оппозиции, в частности для меньшевиков и эсеров тоща для меншовиків та есерів тощо.
Опираясь на такую ??политико-правовую платформу в государственном строительстве,. Сталин допускал грубых ошибок. Еще до. Октябрьской революции он категорически отрицал программы культурно-национальной автономии ии;
впоследствии пытался провести собственную линию»автономизации», т.е. включение всех советских республик в состав. РСФСР на ограниченных автономных правах; неоправданно быстро свернул новую экономическую политику т т.д.. Сосредоточивая в своих руках власть, он так и не смог мудро, осторожно и взвешенно ней пользоваться.
Этому способствовали как отрицательные качества его характера (грубость, нетерпимость к другим мнениям, нелояльные во товарищам по партии, капризность, чрезмерное себялюбие, склонность к переоценки своих заслуг и др.), так и формирование окружения с подхалимов.
Демократические, коллективные принципы руководств а государством откровенно игнорировались, а на переднем плане был культ личности самого. Сталина, ставка на право силы, а не на силу прав на силу права.
В 30-е годы XX в в. СССР начали формироваться авторитарный режим и административно-командная система власти инициировала массовые репрессии, во время которых погибли сотни тысяч невинных граждан страшных пр рорахункив допустил. Сталин относительно сроков возможного нападения. Германии на.
СССР, что тоже привело к совершенно оправданных человеческих жертв и огромных материальных потерь в первые месяцы немецко советско й войны. Грубо были нарушены.
Сталиным общепризнанные принципы права народов: переселение поволжских немцев, крымских татар, чеченцев, ингушей, калмыков, преследования»безродных космополитов»и т.п.. Е кономични просчеты. Сталина стали причиной сокрушительного голода 1933,1947 гг во многих регионах. СССР, в т ч и в Украине.
Наука, духовность, культура, церковь тоже оказались в жестких тисках монопартийной диктатуры. Широко пропагандируемые и закреплены в конституциях политические свободы граждан, суверенитет союзных республик и право их свободного выхода из. СССР были пустыми декларациями. Культ личности.
Сталина, к омандно-административные методы его руководства государством, проявления авторитаризма и тоталитаризма были официально осуждены в. СССР, начиная с 1956Р, починаючи з 1956 р.
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Источник: http://uchebnikirus.com/pravo/istoriya_vchen_pro_derzhavu_i_pravo_-_mironenko_om/yosip_stalin_dzhugashvili_1879-1953.htm
12 тезисов о «сталинизме»
Мифотворец и мистификатор, победитель и мошенник, Иосиф Виссарионович остается одной из самых упоминаемых в медиа исторических личностей. Бурная жизнь вождя и тирана в списке целей, средств, методов и последствий.
1. Термин «сталинизм» в научной литературе неупотребим.
Этот термин не имеет одного общепринятого смысла, но вызывает ложные ассоциации с понятиями, обозначающими более или менее конкретные политические движения, — «коммунизмом», «марксизмом», «ленинизмом» и т.д.
Сталинский режим в реальности был деидеологизированной диктатурой, использующей в качестве маскировки абсурдную имитацию большевистской идеологии. «Сталинизма» как связного идеологического целого никогда не существовало. Существовал выстроенный Сталиным более чем своеобразный государственный режим.
2. Сталин не руководствовался никакими идеологическими соображениями, управляя созданным им режимом.
Сталин был настолько ловким мошенником-мистификатором, что сумел на много десятилетий вперед заморочить голову всем желающим разобраться в его реальных целях, планах и способах их реализации. Созданная им для населения идеологическая система не имела ничего общего (кроме лексики) ни с большевистской идеологией времен захвата власти, ни с ее более поздней вариацией времени НЭП.
Сталинская «идеология» представляла собой набор все время менявшихся клише, предназначенных для заучивания, но не рассчитанных на обсуждения даже внутри партии.
Идеологической добродетелью при Сталине было механическое послушание и отказ от личных попыток обсуждать партийные установки.
Такая постановка вопроса изначально исключала верность какой-либо конкретной и логически формулируемой идеологии.
3. Сталинская коллективизация сельского хозяйства не ставила своей целью рост производительности крестьянского труда.
Немногочисленные колхозы и совхозы 20-х годов (менее 1% сельского населения к 1928 году) в экономическом отношении себя полностью дискредитировали уже к началу 20-х годов. У советских плановых органов и партийной верхушки не было в 1929 году ни малейших иллюзий относительно экономических преимуществ колхозов перед единоличными хозяйствами.
Целью принудительной коллективизации была экспроприация всей собственности сельского населения в пользу Политбюро и создание максимального простого способа изъятия продуктов крестьянского труда государством.
Частное крестьянское хозяйство было гораздо более производительным, чем колхозное, но продукты его труда принадлежали крестьянам.
До коллективизации государство было вынуждено довольствоваться лишь налогами, пусть и тяжелыми, но недостаточными для реализации планов правительства.
4. Сталинская индустриализация не ставила своей целью подъем советской экономики.
Наоборот, планирование индустриализации исходило из уничтожения гражданской экономики, мелкой промышленности (снабжавшей население всеми необходимыми для жизни товарами — едой, одеждой, обувью, предметами обихода), торговли, частной инфраструктуры обслуживания и развлечений.
Единственной целью сталинской индустриализации было строительство военной и тяжелой промышленности за счет концентрации для этого всех трудовых и материальных ресурсов страны. И, как следствие, снижения жизненного уровня населения до возможного минимума (и ниже).
Построенная в течение первых двух пятилеток промышленность в принципе не была рассчитана на удовлетворение нужд населения. Она была ориентирована исключительно на военные цели.
5. В сталинском государстве проблема нехватки рабсилы решалась превращением всего труда в стране в принудительный.
Основным источником принудительного труда в СССР после 1929 года стало коллективизированное крестьянство. Во-первых, колхозы позволяли самым простым способом экспроприировать сельхозпродукцию.
Во-вторых, изымать для нужд промышленного строительства и прочих государственных надобностей произвольное количество рабочих рук.
Это делалось в виде трудовых мобилизаций, принудительных вербовок, депортаций, «раскулачивания» и массовых арестов.
Ликвидация НЭП с последующим «обобществлением» городской экономики означала уничтожение частной мелкой промышленности, ремесел, торговли и высвобождение миллионов рабочих рук. Оставшиеся без средств к существованию люди были вынуждены наниматься на государственные предприятия. При этом возможности выбора мест и условий работы были сведены к минимуму.
Стремительно разраставшийся после 1929 года ГУЛАГ представлял собой нечто вроде «мобильных трудовых армий», использовавшихся там, где даже в создавшихся условиях невозможно было найти нужное количество рабочих рук.
Термин «социализм» (что бы под ним ни понимали) к такой системе общественных отношений не применим ни под каким видом.
6. Социальная структура сталинского государства характерна жестким кастовым расслоением.
Общество было поделено на иерархические социальные слои с автономными системами обслуживания и обеспечения бытовыми благами. Такие системы функционировали втайне от нижележащих социальных слоев.
Структура советско-партийных привилегий существовала и в досталинскую эпоху, но тогда она размывалась относительной свободой частного предпринимательства и торговли.
После ликвидации НЭП обязанность обеспечивать население всем необходимым полностью взяло на себя государство, и система иерархического распределения благ стала герметичной.
В таком, примерно, виде она просуществовала до конца СССР.
7. Сталинская экономика была мобилизационной.
Это значит, что в мирное время промышленность нацеливалась на производство максимально возможного количества вооружений и оснащения максимально большой армии. На эту цель работали все отрасли экономики страны.
Тотальная нехватка всего, что требуется людям для комфортной жизни, — еды, одежды, жилищ, медобслуживания — была плановой. Все ресурсы страны — материальные и трудовые — использовались для повышения боеготовности страны. Оборона таких усилий не требовала.
Вплоть до заключения пакта с Германией и развязывания с его помощью мировой войны в 1939 году у СССР не было внешних врагов, способных на агрессию против него.
Сталинское военное планирование того времени рассматривало в качестве «вероятных противников» потенциальные жертвы советской агрессии.
8. Сталинская внешняя и внутренняя политика были подчинены целям внешней экспансии.
Первые варианты планов первой пятилетки 1926–27 годов исходили из продолжения НЭП и сбалансированного, взаимоувязанного роста сельского хозяйства и промышленности.
Переделка этих планов в 1927–29 годах ставила целью ускоренное строительство тяжелой (военной) промышленности за счет деградации остальных секторов экономики и падения уровня жизни населения.
В начале 30-х годов «вероятными противниками», то есть первыми объектами советской агрессии, числились все западные соседи СССР (и поддерживавшие их Англия и Франция).
С 1935 года Сталин начал делать авансы Гитлеру, которые закончились пактом 1939 года, разделом Европы между Сталиным и Гитлером и развязыванием мировой войны.
С этого момента целью военного планирования СССР была подготовка нападения на Германию, разгром которой открывал Сталину путь в Западную Европу.
В 1945 году внешнеполитические цели Сталина не изменились. После окончания Второй мировой войны в СССР началась лихорадочная подготовка к новой мировой войне, уже атомной. Формально она продолжалась до развала СССР в 1989 году.
9. Сталинское государство было неправовым.
В сталинском СССР отсутствовало понятие «правосудия», независимого от правительственных интересов. Законы обслуживали планы партии и видоизменялись по мере изменения этих планов.
Следствие не ставило своей целью выяснение виновности человека. Судебные решения выносились в интересах и по указаниям партийного руководства, вне зависимости от законодательства.
Принятие новых репрессивных законов ставилось в зависимость от потребности лагерей в притоке новых рабочих рук.
Для сравнения, нацистская Германия была в гораздо большей степени правовым государством, чем СССР. В Германии были приняты антидемократические законы, но они работали.
Вина человека, заподозренного в антиправительственной деятельности, проверялась. Если подозрения не подтверждались, человека освобождали.
Судебные органы и полиция сохраняли определенную автономию от партийных органов, что в СССР было невозможно.
10. Массовые репрессии сталинского времени нет оснований в целом считать «политическими»…
…если под таковыми понимать расправу с политическими противниками.
Политические противники советской власти и внутрипартийные оппозиционеры составляли очень малую долю жертв репрессий сталинского времени. В целом политическими можно считать репрессии 20-х годов (эпохи Ленина и коллективного правления его наследников) вплоть до 1928 года. Так же, как и репрессии послесталинской эпохи.
Взрывной рост числа репрессированных разными способами людей (осужденных, ссыльных, спецпоселенцев, трудмобилизованных, депортированных и раскулаченных крестьян, выселяемых из крупных городов «лишенцев» и т.д.) начинается в 1929 году.
Он объясняется резким ростом плановой потребности рабсилы на строительстве объектов первой пятилетки. Большинство из них закладывалось в относительно безлюдных местах вблизи источников сырья и энергии.
Рабсилу планировалось доставляться туда в нужных количествах принудительно.
С помощью этнических депортаций Сталин также решал свои «геополитические проблемы», в частности очищал границы со странами — «вероятными противниками» от культурно близкого «противнику» населения.
«Большой террор» 1937–38 годов представлял собой своеобразную ротацию управленческих кадров на сталинский лад и «чистку» социальной структуры общества перед запланированной на ближайшее время мировой войной. С террором против политических противников он имел мало общего.
11. Официальная художественная культура сталинской эпохи была патологическим явлением.
Свобода творчества есть обязательное условие полноценности художественной и культурной жизни общества. Общая культурная деградация отчетливо ощущалась в СССР и в 20-е годы (эпоху т.н. «авангарда»). Причиной этого были идеологическая цензура, политические репрессии и противоестественный характер общественных отношений.
С введением в 1932 году тотальной предварительной художественной цензуры естественная художественная эволюция в СССР остановилась. С этого момента опубликованные произведения искусства выражали взгляды и вкусы не их формальных авторов, а цензурных ведомств. Степени свободы индивидуального творчества были сведены к абсолютному минимуму (хотя в разных искусствах этот минимум был различным).
Технические умения, наложенные на казенные сюжеты, приемы и образы, мало что могли изменить в положении вещей.
«Социалистический реализм», объявленный общим творческим методом советских деятелей искусства, был понятием, лишенным содержания. Следование ему означало всего лишь соответствие результата творческих усилий сиюминутным и постоянно изменяющимся цензурным установкам.
12. В сталинском государстве порядочный человек мог выжить на свободе, только притворяясь непорядочным.
Это выражалось в обязательной демонстрации лояльности режиму со всеми вытекающими из этого последствиями. Такие обстоятельства делали разницу между порядочностью и непорядочностью практически неразличимой со стороны. В постсталинское время ситуация в этом смысле не изменилась.
Источник: Gefter.ru
ОТПРАВИТЬ:
Источник: http://www.chaskor.ru/article/12_tezisov_o_stalinizme_38870