Усиление обороноспособности ссср (1938 год — июнь 1941 года)
УКРЕПЛЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОЯ
Борьба советского народа за выполнение третьей пятилетки
После того как в СССР было в основном построено социалистическое общество и закончился переходный период от капитализма к социализму, страна вступила в новую полосу своего развития. Теперь перед советским народом встала задача завершения строительства социализма, создания развитого социалистического общества и постепенного перехода к коммунизму.
Для этого необходимо было укрепить и расширить материально-техническую базу социализма, обеспечить дальнейший подъем производительных сил страны, упрочить государственную и кооперативно-колхозную собственность на средства производства, воспитать у всех советских людей социалистическое отношение к труду и общественной собственности.
Первые шаги на пути решения этой задачи Советская страна делала в годы третьей пятилетки.
Основные задачи третьей пятилетки
XVIII съезд ВКП(б), состоявшийся в марте 1939 года, рассмотрел третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938 — 1942 годы), определил его основные задачи. Съезд уделил большое внимание задаче догнать и перегнать главные капиталистические страны в экономическом отношении, т. е.
по производству продукции на душу населения.
Это очень важная задача. От того, какое количество промышленной продукции приходится на каждого человека, зависит экономический уровень страны, благосостояние народа.
Между тем, если по объему производимой промышленной продукции СССР к 1939 году был впереди любой капиталистической страны, за исключением США, то по количеству продукции на душу населения наша страна уступала главным капиталистическим государствам. Например, в 1938 году в Советском Союзе было произведено около 15 млн.
г чугуна, а в Англии всего 7 млн. т. Но в Англии в расчете на душу населения чугуна приходилось 145 кг, а в СССР — 87 кг.
План предусматривал дальнейший рост технического вооружения всех отраслей народного хозяйства, неуклонное развитие тяжелой промышленности, непрерывное и значительное повышение производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве.
За годы пятилетки продукция промышленности должна была вырасти вдвое.
В восточных районах страны предусматривалось расширение угольно-металлургической базы, создание между Волгой и Уралом новой нефтяной базы — Второго Баку, строительство на Урале и в Сибири предприятий-дублеров.
Ввиду крайней напряженности международной обстановки одной из наиболее важных задач третьей пятилетки являлось всемерное развитие оборонной промышленности, создание значительных государственных резервов черных и цветных металлов, топлива, продовольствия.
Намечалось завершить механизацию всех основных сельскохозяйственных работ. Продукция сельского хозяйства должна была вырасти в полтора раза.
За годы третьей пятилетки в народное хозяйство предполагалось вложить 192 млрд. руб.- почти столько, сколько за две предыдущие пятилетки.
Борьба советского народа за выполнение третьей пятилетки
Рабочий класс и колхозное крестьянство с подъемом приступили к осуществлению третьей пятилетки.
Рабочие-новаторы Уралмаша, а затем и других предприятий начали движение многостаночников. Каждый рабочий обслуживал несколько станков. В результате в цехах сокращалось количество рабочих и росла производительность труда.
На Кировском заводе в Ленинграде переход на многостаночное обслуживание позволил высвободить для других предприятий более 100 квалифицированных рабочих.
В предвоенные годы большое внимание уделялось увеличению государственных резервов — создаваемых на случай войны запасов сырья, топлива, металла и продовольствия.
В связи с усилившейся угрозой войны Советское государство принимало новые меры, направленные на дальнейшее укрепление обороноспособности страны.
В 1940 году Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»
Этот указ встретил широкую поддержку трудящихся, на предприятиях укрепилась трудовая дисциплина, повысилась производительность труда, увеличился выпуск продукции, необходимой для обороны страны.
В 1940 году с целью планомерной подготовки квалифицированной рабочей силы для основных отраслей народного хозяйства была создана широкая сеть школ фабрично-заводского обучения, ремесленных и железнодорожных училищ, которые ежегодно обучали около миллиона городской и сельской молодежи.
В сентябре 1939 года Верховный Совет СССР в соответствии со статьей 132 Конституции СССР, провозглашавшей защиту Отечества священным долгом каждого гражданина СССР, принял новый закон «О всеобщей воинской обязанности», который обеспечивал увеличение численности Вооруженных Сил и создавал лучшие условия для овладения воинами Красной Армии сложной боевой техникой.
Коммунистическая партия, Советское правительство и весь наш народ всегда уделяли большое внимание укреплению Вооруженных Сил нашей страны. Большая работа по укреплению Вооруженных Сил была проведена в предвоенные годы. К июню 1941 года численность Красной Армии достигла 4 млн. 207 тыс. человек. С 1939 по 1941 год более чем вдвое выросли Советские Военно-Воздушные Силы. Однако многие воинские части находились в стадии комплектования людьми и техникой и проходили только начальную стадию обучения, новые боевые машины только осваивались. Большой ущерб боеспособности Красной Армии нанесли необоснованные репрессии против командных кадров.
В частях и подразделениях Красной Армии усилилась политическая работа. В день 21-й годовщины Советских Вооруженных Сил все военнослужащие приняли новую военную присягу: «Я всегда готов,- торжественно клялись советские воины,- по приказу Рабоче-Крестьянского правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Рабоче-Крестьянской Армии, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами».
Учитывая опыт боев на Халхин-Голе и советско-финляндской войны, а также внимательно изучая опыт начавшихся в Европе военных действий, командование Красной Армии проводило большую работу по подготовке Советских Вооруженных Сил к ведению современной войны.
Однако работа по увеличению численности Красной Армии, ее перевооружению и улучшению боевой подготовки проводилась недостаточно быстрыми темпами и к началу Великой Отечественной войны осталась незавершенной.
Из Обращения ВЦСПС
26 июня 1940 года
Ко всем рабочим, работницам, инженерам, техникам и служащим, ко всем членам профессиональных союзов
Товарищи!
Капиталистический мир вновь потрясен мировой войной. Вторая империалистическая война уже захватила в свою орбиту больше половины населения земного шара. Во всем капиталистическом мире — в Европе и Азии, Америке, Африке и Австралии — промышленность, транспорт, сельское хозяйство целиком подчинены интересам войны. До отказа завинчен пресс капиталистической эксплуатации, рабочий работает по 10-12 и больше часов в сутки, отменены все воскресные и праздничные дни. Путем такой всеобщей военизации хозяйства империалистические государства колоссально повысили производство всех видов вооружения.
Таким образом, возросла военная опасность для нашей страны, международная обстановка стала чревата неожиданностями…
Наша страна не может быть менее подготовлена в производстве предметов вооружения и других необходимых товаров, чем капиталистические страны. Мы должны стать во много раз сильнее, чтобы быть всесторонне готовыми, к любым испытаниям…
Для дальнейшего укрепления оборонной мощи своей Родины рабочий класс СССР должен пойти на необходимые жертвы. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов считает, что нынешний семи-шестичасовой рабочий день на наших предприятиях и в учреждениях в настоящее время недостаточен для выполнения задач, стоящих перед Советской страной. Если в капиталистических странах рабочий вынужден работать по 10-12 часов в сутки на буржуазию, то наш советский рабочий может и должен работать больше, чем сейчас, по крайней мере 8 часов, ибо он работает на себя, на свое социалистическое государство, на благо народа.
Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов считает, что в данных условиях должна быть увеличена продолжительность рабочего дня для рабочих и служащих во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях и доведена до восьми часов.
Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов вошел в Правительство СССР и Президиум Верховного Совета СССР с предложением об увеличении рабочего дня и доведении его до восьми часов, о переходе с шестидневки на семидневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений. Эти предложения Правительством СССР и Президиумом Верховного Совета СССР одобрены…
Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов выражает уверенность в том, что рабочие и работницы, инженеры, техники и служащие, все члены профессиональных союзов целиком и полностью поддержат эти мероприятия, честно выполнят перед социалистической Родиной свой долг…
Источник: http://hist-world.com/ehpoha-socializma/569-usilenie-oboronosposobnosti-sssr-1938-god-iyun-1941-goda.html
Ссср накануне войны (1938-июнь 1941 г.)
Внутренняя политика. Строительство предприятий-дублеров. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.
Внешняя политика. Англо-франко-советские переговоры 1939 г. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Пакт о нейтралитете между СССР и Японией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР. Укрепление дальневосточных границ.
Советское государство в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Московская битва. Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская и Курская битвы.
Битва за Днепр. Освобождение страны от немецко-фашистских захватчиков. Военные операции вооруженных сил СССР в Восточной и Центральной Европе. Битва за Берлин. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.
Советский тыл в годы войны. Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация производительных сил на Восток. Рост военного производства. Вклад науки в военную экономику.
Трудности сельскохозяйственного производства. Депортация народов. Борьба в тылу врага. Трудности начального этапа партизанского и подпольного движения. Герои-партизаны, партизанские отряды, зоны, рейды.
Рост партизанского движения. «Рельсовая» война.
Человеческие и материальные потери в ходе войны.
Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции «Большой тройки». Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.
Вклад деятелей культуры и искусства в победу в Великой Отечественной войне.
Значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.
СССР в середине 40-х — начале 50-х годов
Внешняя политика: СССР и новая расстановка сил на международной арене. Начало «холодной войны». Советская позиция по германскому вопросу. Вклад СССР в создание «социалистического лагеря». Образование СЭВ.
Внутренняя политика. Восстановление народного хозяйства. Засуха 1946 г. Трудности сельского хозяйства. Отмена карточной системы. Денежная реформа.
Общественно-политическая жизнь. Перевыборы Советов. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. «Ленинградское дело». Кампания против космополитизма. «Дело врачей». Смерть И.В. Сталина.
Советское общество в середине 50-х — первой половине 60-х годов
Социально-экономическое развитие: зерновая проблема и меры по ее решению. Облегчение положения колхозного крестьянства. Обострение продовольственных трудностей в СССР.
Курс на ускорение научно-технического прогресса и химизацию народного хозяйства. Реформа управления промышленностью и строительством. Жилищное строительство.
Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Расширение прав союзных республик. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов. Курс на строительство коммунизма, XXII съезд КПСС. Развитие литературы и искусства. Школьная реформа.
Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны «третьего мира». Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.
СССР в середине 60-х — первой половине 80-х годов
Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г. Ее содержание и причины неудачи. Превращение экономического пространства СССР в единый народнохозяйственный комплекс. Промышленность, сельское хозяйство. Программа развития Нечерноземья. Продовольственная программа на 80-е годы и причины ее провала.
Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.
Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма». Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е — начале 1980 гг.
Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов.
Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.
Советская культура и искусство в 1960 – первой половины 1980-х гг.
СССР в 1985-1991 гг.
Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Кризисные явления в экономике. Курс на перестройку политической и экономической систем. Реформирование политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса. Концепции перехода к рынку.
Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Республиканский сепаратизм. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Избрание президента РСФСР. «Новоогаревский процесс». ГКЧП и становление новой системы власти в России. Развитие культуры и искусства в годы «перестройки».
Распад СССР. Создание СНГ.
Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими мировыми державами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.
Вывод советских войск из Европы и Азии. Нормализация отношений с КНР.
⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒
Источник: https://stydopedya.ru/2_115720_sssr-nakanune-voyni—iyun—g.html
Ссср в 1939 — 1941 годах
Главной задачей советской власти, советской страны в эти годы было подготовиться к наступающей будущей войне. Весной 1939 г. на XVIII съезде партии была поставлена задача перестройка экономики СССР на военный лад и задача фактической готовности к будущей войне.
Экономика
Огромное количество ресурсов было брошено в военную промышленность. Военный бюджет, по разным оценкам, составлял от 45 до 50 процентов всего бюджета. Частного бизнеса в стране не было. В то же время усилилась роль командно-административного типа хозяйства.
Резко возрасли функции и права органов планирования. Госплан СССР (Государственный плановый комитет Совета Народных Комиссаров СССР) являлся государственным органом, осуществлявшим общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов.
Создается специальное министерство – Наркомат государственного контроля. Именно эти органы государственной власти призваны были следить за тем, как экономика готовится к войне. Началась структурная перестройка. Не только деньги вкладывались, не только контроль усиливался, с 1940 г.
заводы, которые производили оборудование и на которых можно было выпускать что-либо пригодное для войны, перешли на военные рельсы. Например, Сталинградский, Челябинский тракторные заводы стали выпускать танки вместо тракторов. Многие другие заводы стали делать винтовки, гранаты, патроны и т. д.
Разными методами шла перестройка экономики, разными методами власть пыталась добиться своих целей.
https://www.youtube.com/watch?v=uavU9YVidDE
Происходило ужесточение дисциплины. Указы, которые непонятны нам имели целью повысить дисциплину на производстве. Опаздывать можно было на время, не большее 20 минут. Три опоздания до 20 минут приравнивались к одному опозданию на 20 минут, 20-минутное опоздание – это прогул. За прогулы была введена уголовная ответственность.
Она применялась не так часто, в тюрьму сажали не всех, выгоднее было оставить человека на производстве и удерживать определенную сумму у него из зарплаты. Но сам факт, что такие наказания были введены, говорит о том, что государственная власть пошла на крайние меры.
Также существовало уголовное наказание за бракодельство, т. е. если работник не так что-то делал, неправильно изготавливал заготовку, испортил ее, то его могли посадить в тюрьму. Кроме этого, в сельском хозяйстве тоже были ужесточены наказания.
Фактически перед войной в колхозах было до минимума сокращено присутствие колхозников на своих приусадебных участках. Каждый колхозник был обязан отработать определенное количество трудодней, причем это количество увеличивалось в 1938–1940-х гг.
За невыработку человека также могли посадить в тюрьму.
Кроме мер репрессивных, власть пошла на экстенсивное увеличение производства, пытаясь добиться экономического роста экстенсивным путем.
До 6-дневной, до 7-дневной в отдельных случаях, была увеличена рабочая неделя. В других местах увеличивали рабочий день до 8 часов. На многих предприятиях была 6-дневка, но люди работали по семь часов.
Теперь они работали по 8 часов, в годы ВОВ рабочий день увеличился еще.
Одними увеличениями, одними репрессиями и даже перестройкой структуры экономики и увеличением финансирования добиться положительных сдвигов было бы достаточно сложно. Продолжалось социалистическое соревнование и стахановское движение рабочих, которые перевыполняли план.
Энтузиазм у рабочих перед войной был уже далеко не тот, как в 1920–1930-е гг. Многие старались перевыполнять план, но говорить о массовом энтузиазме советского народа уже все-таки нельзя.
Кроме этого, в производстве пытались применять научные разработки. Лучшие умы советской науки были направлены на разработку военных машин, аппаратов и т. д.
Именно перед войной были сконструированы танк Т-34, установка залпового огня «Катюша», введены в строй новые самолеты.
Подготовка к войне
Власть предполагала разные варианты развития событий. На востоке СССР, в Поволжье, в Заволжье, за Уралом создавался второй экономический район, резервный.
Именно туда переносилась часть оборудования, там строились новые заводы-дублеры. Если врагу удалось бы захватить западную часть нашей страны, тогда производство должно было быть эвакуировано в Поволжье, к Уралу.
По всей стране создавались склады продовольствия, медикаментов, припасов на случай войны.
В Москве в конце 30-х гг. было построено большое количество школ. Школы были отдельными для мальчиков и для девочек. Во многих школах были один-два кабинета, в которые никто не мог зайти, ни директор, ни завуч. Это были склады с медикаментами, чтобы в случае начала войны школа была готова к разворачиванию на ее базе военного госпиталя. Страна готовилась к войне.
Сделано было много. Пошла 3-я пятилетка. Успехи в 1939–1941 гг. были не такими значимыми как в предыдущие годы. Иссяк энтузиазм. В конце 1920–1930-х гг. большевики привыкли к темпам роста в 10–15 процентов в год. В 1939–1941-х гг. темпы роста значительно снизились, 2–5 процентов.
Страна готовилась к войне, но кое-что мешало. Мешали репрессии. Многие из советских ученых, А.Н. Туполев, С.П. Королев, оказались перед войной в лагерях. При невыясненных обстоятельствах погиб М.И. Кошкин, конструктор легендарного танка Т-34. Это сказалось на нашей технической готовности к войне.
Подготовка шла и в социальном плане. Людей готовили. Перед войной создавались многочисленные общества, кружки, организации, где людей готовили не только морально, но и материально. Школьники, старшеклассники, взрослые люди должны были получать вторую профессию, которая могла бы им пригодиться в случае войны. Таким образом, женщины-учителя могли становиться медсестрами.
Мужчины обязаны были уметь работать на станках. Деятели культуры, искусства должны были становиться военными журналистами или выбрать ту профессию, которая бы помогала стране в военные годы, – токарь, фрезеровщик и т. д.
Создавались социально-политические кружки: общество содействия авиации, армии, флоту, кружки, в которых девочек обучали медицинскому делу. Школьники, все молодые люди обязаны были сдавать нормы ГТО.
ГТО – «Готов к труду и обороне» – программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодежи.
Она охватывала население в возрасте от 6 до 60 лет. Значок «Ворошиловский стрелок», показывающий, что человек прекрасно владеет оружием.
Власть готовила людей к войне и идеологически. Пели песни, выпускали агитационные брошюры. Оптимизм преобладал, армия большая, танков много, самолетов много, мы разгромим врага. Примерно так настраивалось советское население в последние предвоенные месяцы. С середины 1930-х гг.
патриотические идеи вновь возвращаются, вернулась вновь русская история. В конце 30-х гг. С.М. Эйзенштейн, В.М. Петров, другие режиссеры снимают несколько великих исторических фильмов. Снят «Александр Невский», «Адмирал Ушаков», «Суворов», т. е.
те люди, которые ковали славу русского оружия, славу России.
Идеологическая смена вех произошла и в культе личности И.В. Сталина. Если раньше в конце 1920-х – начале 1930-х гг. больше говорилось о коммунизме, о том, что советский народ строит коммунизм, о светлом будущем, то в конце 1930-х гг. Сталин – это уже не коммунистический вождь, а отец народов, который руководит державой и защищает ее от возможного нападения врага.
Армия
Стоит сказать о том, какие изменения перед войной происходят в армии. Армия все больше начинает напоминать дореволюционную армию. Адмиральские, генеральские звания в армии возрождены. Полностью восстановлено единоначалие. С 1940 г. командир в армии опять один. Завершено комплектование армии по кадровому принципу. Снижен призывной возраст.
Теперь в армию шли ребята с 18 лет. Все эти меры позволили увеличить численность армии до пяти миллионов человек. Армия была вооружена техникой. Советская экономика смогла снабдить вооруженные силы десятками тысяч танков, тысячами самолетов, огромным количеством орудий, патронов и т. д.
Танков и самолетов действительно было много, но в каких-то отраслях Советский Союз отставал серьезно. Между танками и самолетами не было нормальной связи, раций. Высший и средний командный состав красной армии был репрессирован. Общая кадровая ситуация в армии была сложной.
Сказывались невысокий уровень образования командиров, отсутствие инициативы среди командиров, стремление не выделяться. С другой стороны, отчасти террор 1930-х гг. привел к тому, что в первые годы войны, несмотря на катастрофические поражения на фронте, массового антисоветского движения в тылу Красной армии так и не возникло.
Впоследствии именно это обстоятельство послужило оправданием массовых репрессий (прежде всего теми, кто имел к ним прямое или косвенное отношение).
Таким образом, готовность советского общества к войне определялась рядом факторов, важнейшим из которых была целенаправленная деятельность государства по подготовке страны к войне. Неизбежность войны с капиталистическим окружением вытекала из самой идеологической доктрины большевистской власти, нацеленной на мировую революцию.
Список литературы
- Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. История России, XX –
- начала XXI века, 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений; под. ред.
- А.Н. Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». –
- 7-е изд., — М.
: Просвещение, 2011. – 351 с.
- Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. XX – начало XXI века. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 304 с.
- Киличенков А.А. СССР в 1939–1941 гг. Новый исторический вестник.
– Выпуск № 12. – 2005. – УДК: 94(470).
- Минц М.М. СССР и начало Второй мировой войны: дискуссии о событиях 1939–1941 годов в современной исторической науке. Сборник «Труды по россиеведению»/Редкол.: Глебова И.И., Москва. – Выпуск № 3. – 2011.
Источник
Источник: https://helperia.ru/a/sssr-v-19391941-godah
Ссср в 1938 г. – начале 1941 г. — allrefers.ru
СССР в 1938 г. – начале 1941 г. — раздел История, ИСТОРИЯ РОССИИ
Это время характеризуется еще большим усилением культа личности Сталина, всевластием партийного руководства, дальнейшим укреплением бюрократизации и централизации управления. Культ Сталина насаждался его ближайшим окружением, многочисленными партийными работниками и государственными служащими.
В области экономики продолжала развиваться система государственного социализма – жесткого планирования, распределения и контроля во всех сферах хозяйственной деятельности. Были расширены полномочия Госплана, создан Наркомат государственного контроля.
Укреплялись командно-административные методы управления, которые, несмотря на их недостатки, сыграли важную роль в мобилизации экономических и людских ресурсов для отражения германской агрессии.
Советское правительство провело серию экономических, военных, социально-политических и идеологических мероприятий для укрепления обороноспособности страны.
Экономическая политика.Развитие СССР определялось заданиями III пятилетнего плана (1938–1942 гг.), утвержденного XVIII съездом ВКП(б) в марте 1939 г. Был выдвинут политический лозунг – догнать и перегнать по уровню производства продукции на душу населения развитые капиталистические страны. Эта установка была демагогической.
Она исходила из сфальсифицированных и завышенных показателей итогов выполнения II пятилетнего плана. Несмотря на несомненные успехи (в 1937 г. СССР по объему производства вышел на 2-е место в мире после США), промышленное (и особенно техническое) отставание от Запада не было преодолено. Наглядно проявлялись перекосы в экономике.
Передовые позиции, достигнутые в металлургической, химической, некоторых отраслях машиностроительной промышленности, сочетались с заметным отставанием в освоении новых технологий, и особенно в выпуске предметов народного потребления. В легкой промышленности планы были выполнены на 40–60% и не отвечали уровню потребностей населения.
Тяжелое положение наблюдалось и в сельском хозяйстве, где производство к 1938 г. резко снизилось по сравнению с концом 20-х годов.
Главные усилия в III пятилетке были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающих обороноспособность страны. Темпы их роста значительно превышали темпы роста промышленности в целом. К 1941 г. в эти отрасли направлялось до 43% общих капиталовложений.
В годы III пятилетки были осуществлены специальные военно-экономические мероприятия. На Урале, в Сибири, Средней Азии ускоренными темпами развивалась топливно-энергетическая база. Большое значение имело создание «второго Баку» – нового нефтедобывающего района между Волгой и Уралом.
Обращалось особое внимание на металлургическую промышленность – основу военного производства. Был расширен и модернизирован Магнитогорский металлургический комбинат, завершено строительство Нижнетагильского.
Были созданы так называемые «заводы-дублеры» (филиалы заводов европейской части СССР) на Урале, в Западной Сибири и Средней Азии – в районах вне пределов досягаемости авиации вероятного противника.
В сельском хозяйстве также учитывались задачи укрепления обороноспособности страны.
Расширялись посевы технических культур (сахарной свеклы и в первую очередь хлопка, необходимого для производства взрывчатых веществ), осуществлялись мероприятия по расширению посевных площадей и увеличению производства зерновых в Сибири и Казахстане. К началу 1941 г. были созданы значительные продовольственные резервы.
Особое внимание уделялось строительству авиационных, танковых и других оборонных заводов, переводу многих предприятий тяжелой и легкой промышленности на производство военной продукции.
В результате ее объем значительно увеличился, начался массовый выпуск стрелкового артиллерийского оружия и боеприпасов.
В первые месяцы войны стали производить автоматическое стрелковое оружие (пистолет-пулемет Шпагина – ППШ) и установки реактивной артиллерии БМ-13 («катюши»).
Вместе с тем политика в области вооружений имела отстающий от Запада и в первую очередь от Германии характер. Это определялось продолжающимся производством устаревшей военной техники. Создание современных для того времени видов вооружений затягивалось.
В годы III пятилетки были разработаны новые конструкции самолетов: истребители Як-1 и Миг-3, пикирующий бомбардировщик Пе-2, штурмовик Ил-2. Однако их широкое производство до войны наладить не сумели. Массовый выпуск современных танков Т-34 и KB к началу Великой Отечественной войны промышленность также не освоила.
На ускорение внедрения новой военной техники повлиял опыт советско-финляндской и начавшейся в 1939 г. Второй мировой войны.
Социальная политика.Социальные мероприятия также были обусловлены нуждами обороны. В 1940 г. была принята программа развития государственных трудовых резервов.
Она предусматривала создание широкой сети школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленных училищ для подготовки молодежи к трудовой деятельности. В 1940 г. был осуществлен переход на 8-часовой рабочий день и 7-дневную рабочую неделю.
Особый (круглосуточный) режим работы ввели на предприятиях оборонного значения. Был принят закон о судебной ответственности (вплоть до тюремного заключения) за самовольное увольнение, прогулы и опоздания на работу.
Ужесточались производственные отношения на селе. Увеличивались плановые показатели (введена погектарная разверстка) сдачи государству сельскохозяйственной продукции, устанавливался обязательный для каждого колхозника минимум выработанных трудодней и сокращались размеры приусадебных участков.
В результате социальной политики ухудшилось положение некоторых групп населения, снизился их жизненный уровень. Вместе с тем продолжалось совершенствование образовательной системы, расширялось жилищное строительство и бесплатное медицинское обслуживание.
Укрепление армии.Осуществлялись крупные мероприятия и в области военного строительства. Завершился процесс перехода к кадровой системе комплектования армии. Принятый в 1939 г. закон о всеобщей воинской обязанности позволил увеличить ее численность к 1941 г. до 5 млн человек.
После советско-финляндской войны особое внимание уделялось созданию отдельных бронетанковых и механизированных частей, развитию военно-воздушных сил. Развернулась учеба командных и инженерно-технических кадров в военных училищах и академиях. В 1940 г.
были установлены генеральские и адмиральские звания в армии и на флоте, введено полное единоначалие (отменен институт военных комиссаров), повышен авторитет высших офицерских кадров. Осуществлялся ряд мероприятий по совершенствованию организации и боевой подготовки войск. В 1940 г. был уволен в отставку нарком обороны К.Е.
Ворошилов и назначен маршал С.К. Тимошенко, несколько позднее начальником Генерального штаба стал генерал армии Г.К. Жуков, сыгравший выдающуюся роль в Великой Отечественной войне.
Среди населения развернулась оборонно-массовая работа: велась допризывная подготовка учащихся старших классов, активизировалась деятельность Общества содействия армии, авиации и флоту (Осоавиахим), работали кружки противовоздушной обороны, осуществлялось обучение медицинских сестер и санитаров.
Идеология.Идеологическая работа в массах основывалась на положениях, сформулированных в партийных документах конца 30-х годов.
В них декларировалось, что СССР вступил в новую полосу развития – упрочения победившего социализма и постепенного перехода к коммунизму. Вместе с тем на идеологическую политику влияли усложнение международной обстановки и реальная опасность приближавшейся войны.
XVIII съезд ВКП(б) обосновал главный принцип – необходимость сильной государствснной власти для отражения внешней угрозы. Продолжала развиваться «теория» обострения «классовой борьбы» и в период укрепления социалистического общества, оправдывавшая массовые репрессии.
Среди прочих была арестована пятая часть офицерских кадров (все командующие войсками военных округов и командиры корпусов).
Сталин уделял особое внимание патриотическому воспитанию народа. Оно велось на основе возвращения к историческим и культурным ценностям отечественной истории. Широко пропагандировалась деятельность Александра Невского, Дмитрия Донского, К. Минина, князя Д.М.
Пожарского, князя А.В. Суворова, князя М.И. Кутузова и др. Иоанн Грозный и Петр Великий провозглашались образцовыми государственными деятелями. В 1937 г. было торжественно отмечено 125-летие Бородинской битвы и 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина.
Официальная теория («царская Россия – тюрьма народов») сменилась новой установкой о положительном значении для многих народов их вхождения в состав Российской Империи.
Обосновывалась идея полнокровного расцвета всех наций и народностей при социализме, возрождался тезис о консолидирующей исторической роли русского народа.
Продолжали активно культивироваться моральные принципы, основанные на коммунистической идеологии. У руководства страны появилось новое понимание значения семейных отношений. Предпринимались меры, способствовавшие увеличению рождаемости, укреплению института брака.
Мероприятия в области экономики, военного строительства и идеологии свидетельствовали, что в стране велась всесторонняя работа по подготовке к будущей войне.
Однако культ личности Сталина, сложившаяся партийно-государственная бюрократическая система, породившие волюнтаризм и авторитаризм руководства, привели ко многим ошибкам, которые наглядно проявились в начальном периоде Великой Отечественной войны.
Источник: http://allrefers.ru/c2/46lin/p70/
Трагедия военной авиации СССР в 1941 году: случайность или закономерность
В.В. Ростопчин
Признание ошибок и есть тот могучий фактор, который дает возможность корректировать свои действия в нужную (т.е. правильную) сторону. Это своеобразная обратная связь, делающая процесс управления государством устойчивым.
Истоки проблем
Как известно, механический перенос опыта гражданской войны, политические чистки и уничтожение военной элиты в 1937-1938 годах, привели к сильному падению боевого потенциала РККА. Последовавшее за этим форсированное восстановление боевого потенциала РККА и авиации в том числе, как известно, было слабо подкреплено материальными ресурсами и положительного результата не дало. Например, если в 1937 году в Вооруженных Силах имелось 18 авиационных училищ, то на 1 мая 1941 года их насчитывалось уже 100 («Военные кадры накануне войны». Д.и.н., профессор Ф.Б. Комал. Военно-исторический журнал» №2, 1990 г.). Но на 1 января 1941 года школы и училища ВВС были укомплектованы преподавателями только на 44,1%. Кроме того, в этих учебных заведениях вместо 1276 самолетов СБ по штату на 1 сентября 1940 г. имелось лишь 535, а кабин Ф-1 с двойным управлением, вместо полагавшихся 743 — 217. Плохо обеспечивались они и горючим (на 41,4% потребности), часто менялись сроки обучения (с 1939 по 1940 г. — 7 раз) и количество часов налета.
Назначения и перемещения за один только 1939 год вовлекли в служебный круговорот 246626 человек, что составляло тогда 68,8% штатной численности начальствующего состава. За этот период в армии происходили огромные перемещения офицеров, особенно много было выдвижений на должности старшего и высшего начальствующего состава в 1938— 1939 гг. Это объясняется, во-первых, тем, что тогда формировались новые полки, дивизии, корпуса, армии и военно-учебные заведения. Во-вторых, в результате увольнения большого количества офицеров в 1937—1938 гг. образовался дополнительный некомплект в кадрах. Пустоты заполнялись новыми людьми, многие из которых сразу выдвигались на крупные руководящие посты, хотя большая часть из них не имела необходимых знаний и опыта. И то, что в этих условиях принималась доктрина наступательных боевых действий в любых условиях в случае агрессии со стороны, являлось свидетельством безграмотности руководства государством и вопиющей безответственностью. Как выяснилось очень скоро, уже во время Финской войны, ни один род войск не был готов к ведению не только наступательных, но даже оборонительных боевых действий.
Вполне закономерно, что в такой обстановке еще существовали: перекос в общих взглядах на войну, отрицание объективных законов ведения вооруженной борьбы в угоду авторитетному мнению, клановость в руководстве страны и вооруженными силами. Они привели к перекосам в идеологии формирования системы вооружений Армии, и авиации в том числе, в определении приоритетов в развитии вооружений и планировании боевой подготовки войск. Долгое время никак не могли определить роль бомбардировочной авиации дальнего действия, никак не могли прийти к общему мнению по поводу того какой истребитель нужен ВВС, сами ВВС были подчинены Сухопутным войскам и т.д. Никто не смотрел на ВВС как на сложную систему со своими объективными законами развития и функционирования, а соответственно и вопросы взаимодействия ВВС с другими родами войск были отработаны слабо.
Об элементарной некомпетентности, неорганизованности и безответственности, царивших в руководстве страны и ее ВС, свидетельствуют мемуары и, ставшие недавно доступными, многие приказы и документы того времени1. В конечном итоге именно это привело к поражению 1941 г. и трудностям 1942 г., хотя все признаки надвигающейся катастрофы были на поверхности уже в 1939 году.
Первый тревожный звонок прозвучал еще в мае 1939, когда первые дни боев у реки Халхин-Гол принесли просто удручающий результат: за 2 сбитых японских самолета было заплачено 18 наших. Дело дошло до того, что Нарком Обороны К. Е. Ворошилов в начале июня… запретил боевые вылеты (РГВА, Ф.32113, Оп. 1, Д.473). Положение изменилось только после приезда опытных летчиков, которые смогли обучить своих боевых товарищей тому, чему их недоучили в летных школах.
Первые же бои в небе над Финляндией самым жестоким образом рассеяли иллюзии относительно боевой готовности ВВС Красной Армии, особенно бомбардировочной авиации. 30 ноября 1939 г эскадрилья 35-го скоростного бомбардировочного полка вылетела для нанесения удара по важнейшим объектам неприятельской столицы — вокзала и электростанции, но в результате потери ориентировки сбросила свой смертоносный груз… на жилые и дипломатические кварталы Хельсинки (РГВА, Ф.34980, Оп.12, Д.1935). Прикомандированный к штабу Северо-Западного фронта комкор П.С.Шелухин писал Наркому Обороны2: «Состояние боевой выучки авиачастей находится на крайне низком уровне… бомбардировщики не умеют летать и особенно маневрировать строем. В связи с этим нет возможности создать огневое взаимодействие и отражать массированным огнем нападение истребителей противника. Это дает возможность противнику наносить своими ничтожными силами чувствительные удары. Навигационная подготовка очень слаба, что приводит к большому количеству блуждений (так в документе) даже в хорошую погоду; в плохую видимость и ночью — массовые блуждения. Летчик, будучи неподготовленным к маршруту, и в связи с тем, что ответственность за самолетовождение лежит на летчике-наблюдателе, небрежничает в полете и теряет ориентировку, надеясь на летнаба. Массовые блудежки очень пагубно отражаются на боеспособности частей, т.к. они ведут к большому количеству потерь без всякого воздействия противника и подрывают веру в свои силы у экипажей, а это в свою очередь заставляет командиров неделями выжидать хорошей погоды, чем резко снижается количество вылетов… Говоря о действиях авиации в целом, нужно больше всего говорить о ее бездействии или действии большей частью вхолостую. Ибо нельзя ничем иначе объяснить то обстоятельство, что наша авиация с таким колоссальным превосходством в течение месяца почти ничего не могла сделать противнику…» (Ф.34980, Оп. 12, Д. 1774, Л.23 об.).
За все время советско-финской войны СССР потерял 627 самолетов различных типов. Из них 37.6% было сбито в бою или совершили посадку на территории противника, 13.7% пропали без вести, 28.87% потеряно в результате аварий и катастроф и 19.78% получили повреждения, которые не позволили вернуть самолеты в строй. В то же время финская сторона потеряла сбитыми в бою 76 и поврежденными 51 самолет (K.Keskinen, K.Stenman Op.cit. p. 145.), хотя по официальным советским данным финны потеряли 362 самолета.
Прошедшая война показала серьезное отставание Советских ВВС как в технике так и в организации боевых действий и управлении войсками. Как ни печально, но урок из произошедшего извлекла не советская сторона, а финская.
Следует отметить проходящую во второй половине 30-х годов жесточайшую междоусобную борьбу партийно-правительственных чиновников, результатом которой было обвальное дробление основных управляющих структур СССР и наркомата оборонной промышленности (НКОП) на десятки мелких узкоспециализированных наркоматов («Эволюция системы управления советской оборонной промышленности в 1921-1941 годах и смена приоритетов «оборонки»», к.и.н. М. Мухин. Сокращенный вариант статьи опубликован в журнале «Отечественная история» №3, 2000 г).
Ухудшение внешнеполитической обстановки в Европе привело к некоторому пониманию у Советского руководства неизбежности войны с Фашисткой Германией. Очевидные ошибки и промахи «руководства» стали исправлять нагнетанием идеологического психоза с помощью патриотических лозунгов. Началось лихорадочное инвестирование предприятий оборонной промышленности, накопление материальных ресурсов в РККА и разворачивание новых воинских образований.
Посещение авиационных заводов Германии, закупки образцов техники и их детальное изучение выявили серьезное отставание отечественной техники, как по техническим показателям, так и по технологии. Тем более, что по заключению НИИ ВВС РККА германская авиационная техника обладала потенциалом для наращивания своих основных характеристик без существенного изменения конструкции. Было высказано предположение, что в боевых действиях с СССР Германия будет использовать не продемонстрированную технику, а ее модернизированные варианты с еще более высокими летно-техническими характеристиками.
К концу 1940 г. емкость советских аэроклубов достигла цифры в 100 тыс. летчиков с самостоятельным налетом до 20 часов в год на каждого обучаемого. Резкое увеличение численности и темпов подготовки летного состава в сочетании с уменьшением норм налета привело к беспрецедентному росту авиационных происшествий: до 2-3 катастроф и аварий в день3. Однако в отношении развития стратегии и тактики применения ВВС, совершенствования вопросов взаимодействия с другими видами войск ничего существенного сделано не было. Для повышения уровня технической оснащенности частей ВВС РККА и учета в отечественных конструкциях зарубежного (немецкого) опыта самолетостроения времени уже не осталось.
Источник: http://www.airpages.ru/dc/hist_1.shtml
Ссср накануне великой отечественной войны
В 1939—1940 гг. Советскому Союзу удалось присоединить большинство территорий бывшей Российской империи, утраченных после Первой мировой и гражданской войн. Предпринятые в этот период руководством страны меры по укреплению обороноспособности страны оказались недостаточными. СССР не смог всесторонне подготовиться к отражению агрессии гитлеровской Германии.
Причины и периодизация войны. Истоки самой страшной в истории человечества войны лежали в непримиримых противоречиях между мировыми державами. Руководство нацистской Германии рассчитывало не только вернуть утраченные по Версальскому договору территории, но и мечтало о мировом господстве.
Правящие круги Италии и Японии, недовольные результатами участия в Первой мировой войне, по их мнению недостаточными, ориентировались теперь на нового союзника — Германию.
Союзниками Германии стали и многие страны Центральной и Восточной Европы — Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия и Болгария, руководители которых примкнули, как им казалось, к стану будущих победителей.
Игравшие ключевую роль в Лиге Наций Англия и Франция не смогли остановить агрессоров, они во многом потворствовали их замыслам. Близорукими оказались попытки западных политиков направить агрессию Германии на восток. Гитлер воспользовался их стремлением покончить с коммунистической идеологией и ее носителем — Советским Союзом, чтобы обеспечить выгодные Германии условия для развязывания войны. Столь же близорукой оказалась и политика правящих кругов Польши, с одной стороны, вместе с Германией участвовавших в разделе Чехословакии, а с другой — рассчитывавших на действенную помощь Англии и Франции в случае гитлеровской агрессии. Советское руководство в грядущей войне рассчитывало вести боевые действия на территории противника. Победа Красной Армии могла подтолкнуть процесс крушения «мира капитализма». Сталин, накануне войны договорившись с Германией, надеялся — путем наращивания военной мощи и внешнеполитических маневров — включить в состав Советского Союза утраченные в годы гражданской войны территории бывшей Российской империи.
Во Второй мировой войне можно выделить четыре периода. Они отличались друг от друга тем, на чьей стороне была стратегическая инициатива, результатами военных операций, а также внутренним положением в воюющих странах.
Подготовка СССР к войне. Военный пожар, полыхавший в Европе, не мог обойти стороной Советский Союз. Это понимало руководство СССР, предпринявшее ряд мер по подготовке страны к войне. Однако при этом были допущены серьезные ошибки. Резкое увеличение военных ассигнований (с 25,6% расходной части бюджета в 1939 г.
до 43,4% в 1941 г.) оказалось недостаточно эффективным по причине просчетов при их распределении.
Так, несмотря на значительное увеличение капиталовложений, направленных в базовые отрасли экономики, рост производства таких важнейших видов продукции, как сталь, цемент, нефть, уголь, электроэнергия, строительные материалы, оказался незначительным.
Попытки советского руководства увеличить производительность труда в промышленности за счет использования административного ресурса не принесли ожидаемых результатов. Указ Президиума Верховного Совета СССР о переходе на восьмичасовой рабочий день, семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений, принятый в июне 1940 г., больно ударил не только по нарушителям дисциплины, но и по наименее социально защищенным слоям населения: матерям-одиночкам, работающей молодежи и т. п. Ситуацию в промышленности осложнили массовые репрессии конца 30-х годов, в ходе которых предприятия потеряли значительную часть управленческих и инженерных кадров. Молодые специалисты, пришедшие с институтской скамьи, не могли полностью заменить выбывшие кадры. Кроме того, погибли либо оказались в лагерях многие ведущие конструкторы военной техники. Только перед самой войной некоторые из находившихся в заключении (А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко, П. О. Сухой) получили возможность работать в закрытых конструкторских бюро. Таким образом, выпуск новой военной техники был затруднен, к тому же она слишком медленно внедрялась в производство. Например, с задержкой поступали в армию пистолеты-пулеметы В. А. Дегтярева и Г. С. Шпагина, танки Т-34 и КВ. Благополучнее обстояло дело с авиацией: накануне войны развернулось производство бомбардировщиков Ил-4, истребителей Як-1 и МиГ-3, другой техники. Замена территориально-милиционной системы формирования вооруженных сил всеобщей воинской обязанностью позволила более чем втрое увеличить численность Красной Армии. Однако репрессии, ослабившие командный состав, породили серьезные проблемы в управлении войсками. Квалификация офицеров, заменивших выбывших из строя товарищей, была низкой. Укомплектованность новых соединений техникой, средствами связи и другими материалами была недостаточной.
Советско-финляндская война. Заключив 28 сентября 1939 г. договор о дружбе и границах с Германией, СССР присоединил западноукраинские и западнобелорусские земли, а также населенную поляками Белостокскую область, входившие до Первой мировой войны в состав Российской империи.
Следующей после Польши страной, попавшей в сферу геополитических и державных интересов Сталина, стала Финляндия. Осенью 1939 г. советское руководство предъявило этой стране ряд ультимативных требований, главными из которых были установление новой границы на Карельском перешейке и предоставление в аренду острова Ханко.
Целью советских предложений было обеспечение безопасности Ленинграда и закрытие для судов вероятного противника входа в Ботнический залив.
В ноябре 1939 г., после того как Финляндия отказалась удовлетворить советские требования, началась война. Наступательная операция Красной Армии, имевшая своей целью продвижение в глубь территории противника, развивалась неудачно. Охваченные патриотическим порывом финские войска упорно оборонялись. Швеция, Англия, Франция, США оказали Финляндии помощь боеприпасами, военным снаряжением и техникой. На ее стороне сражались добровольцы из других стран.
Соотношение войск, принимавших участие в боевых действиях
СССР |
Финляндия |
|
Численный состав |
1 200 000 (45 дивизий) |
200 000 (9 дивизий) |
Танки |
1 500 |
— |
Самолеты |
3 000 |
270 |
Потери |
72 500 убитыми, 186 000 ранеными |
25 000 убитыми, 45 000 ранеными |
Наиболее ожесточенные бои шли в районе оборонительной «линии Маннергейма», перекрывавшей Карельский перешеек. Части РККА, не имевшие опыта прорыва долговременных укреплений, несли большие потери в живой силе и технике. Только в конце февраля 1940 г. советские войска под руководством командарма С. К. Тимошенко глубоко вклинились в оборону противника. Несмотря на то что Франция и Англия обещали Финляндии прислать на помощь свои войска, финны запросили мира. По Московскому мирному договору, подписанному 2 марта 1940 г., Финляндия уступила Советскому Союзу весь Карельский перешеек с Выборгом и район севернее Ладожского озера, СССР получил в аренду на 30 лет военно-морскую базу на полуострове Ханко. Карельская АССР была преобразована в Карело-Финскую ССР (в 1956 г. ей был возвращен статус автономной республики). Советско-финляндская война, прозванная современниками «зимней», негативным образом сказалась на внешнеполитическом положении СССР. Советский Союз как государство-агрессор был исключен из Лиги Наций. Многие люди на Западе ставили знак равенства между Сталиным и Гитлером. Результаты войны побудили руководство Финляндии выступить в июне 1941 г. на стороне Германии против СССР. Еще одним следствием стала возросшая убежденность фюрера и его генералов в слабости Красной Армии. Германское военное командование активизировало подготовку «блицкрига» против СССР. Между тем представления немцев о военной слабости СССР оказались иллюзорными. Советское руководство учло уроки трудной финской кампании. Наркомом обороны вместо К. Е. Ворошилова стал С. К. Тимошенко. Хотя мероприятия по укреплению боеспособности, предпринятые новым руководством Красной Армии, запоздали, в июне 1941 г. РККА была значительно более боеспособной силой, чем в начале «зимней войны».
Дальнейшее территориальное расширение СССР. Секретные договоренности с Гитлером позволили Сталину без особых проблем осуществить дальнейшие территориальные приобретения.
Вхождение в состав Советского Союза трех стран Прибалтики — Литвы, Латвии и Эстонии, а также Бессарабии и Северной Буковины явилось результатом как применения мер дипломатического и военного давления, так и использования ориентированных на СССР местных политических сил.
В сентябре 1939 г. СССР предложил странам Прибалтики заключить договоры о военной взаимопомощи. Дипломатическое давление на соседей было усилено развертыванием на границе с Эстонией мощной группировки советских войск, десятикратно превосходившей силы эстонской армии. Правительства Прибалтийских государств уступили нажиму и согласились подписать договоры. В соответствии с ними к маю 1940 г. в Эстонии, Латвии и Литве на предоставленных их властями военных базах были размещены части Красной Армии (67 тыс. человек), что превосходило общую численность армий Прибалтийских государств. В июне 1940 г., когда войска англо-французской коалиции терпели поражения на западе, наркомат иностранных дел СССР предъявил властям Прибалтийских стран обвинения во враждебной по отношению к советским гарнизонам деятельности. Не имея возможности получить помощь Запада, правительства Эстонии, Латвии и Литвы были вынуждены согласиться со вводом на их территорию дополнительных сил Красной Армии. Демонстрации, организованные левыми силами и открыто поддержанные советскими войсками, привели к смене правительств. В ходе парламентских выборов, проводившихся под контролем советских представителей, победу одержали прокоммунистические силы. Провозглашенные новыми законодательными органами власти Эстонская, Латвийская и Литовская советские республики в августе 1940 г. были приняты в состав СССР. В июне 1940 г. СССР потребовал от Румынии возвращения Бессарабии, утраченной в 1918 году, и передачи Северной Буковины, население которой составляли в основном украинцы. Румыния была вынуждена уступить эти территории Советскому Союзу. В августе 1940 г. Молдавская АССР вместе с присоединенной к ней Бессарабией была преобразована в союзную республику, Северная Буковина вошла в состав УССР. Внешнеполитические успехи позволили отодвинуть западную границу СССР, обезопасив этим промышленные центры Европейской части страны. Вместе с тем вскоре после начала Великой Отечественной войны проявились и негативные последствия столь стремительного территориального расширения. Оборонительные сооружения на старой границе были демонтированы, а возвести новые не хватило времени. Вследствие репрессий против населения присоединенных территорий тыл прикрывавших новую границу частей оказался ненадежным. Еще более протяженной оказалась и советско-германская граница, ставшая в июне 1941 г. исходным рубежом для наступления гитлеровцев в глубь СССР.
Однако наиболее серьезный просчет был совершен советским руководством в оценке сроков будущей войны с Германией.
Легкость, с которой Сталин воспользовался плодами раздела Восточной Европы на сферы влияния между СССР и Германией, позволяла ему рассчитывать, что неизбежную войну с могущественным западным соседом удастся оттянуть хотя бы до 1942 года.
Следствием этих расчетов стало то, что Сталин не хотел верить донесениям советской разведки о готовящемся нападении Германии. При этом СССР, несмотря на задержки платежей германской стороной, продолжал в полном объеме выполнять свои обязательства по поставкам в Германию стратегического сырья и продовольствия.
www.rusempire.ru / О.В. Волобуев «Россия и мир».
Источник: https://www.rusempire.ru/sssr/istoriya-sssr/518-sssr-nakanune-velikoj-otechestvennoj-vojny.html