Советская внешняя политика в 1953-1991 гг.

Внешняя политика ссср в 1945-1953 годах

Внешнеполитический курс Советского Союза в послевоенные годы, ознаменовавшийся переходом к политике «холодной войны» и формированием социалистического блока государств.

Начало «холодной войны» и гонки вооружений

Победа в Великой Отечественной войне и разгром нацистской Германии сделали СССР одним из самых влиятельных государств на мировой политической арене. Это вызывало большую озабоченность западных держав. Подобные настроения отразились в речи бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, выступившего в американском городе Фултоне в марте 1946 года.

Признав, что советский народ стал одной из «руководящих наций мира», Черчилль заявил, что СССР стремится к «безграничному распространению своей силы и своих доктрин», поэтому США и Великобритания должны создать «ассоциацию народов, говорящих на английском языке», которые будут разговаривать с СССР с позиции силы.

При этом допускалось использование нового атомного оружия как средства устрашения.

Обратите внимание

В феврале 1947 года американский президент Гарри Трумэн развил позицию Черчилля в своем послании к конгрессу (оно получило название «доктрины Трумэна»).

В нем определялись две стратегические задачи по отношению к СССР: задача-минимум – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния Советов и его коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма), задача-максимум – заставить социализм уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма).

Каковы же были конкретные шаги для достижения этих целей? Была определена необходимость оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их тем самым в зависимость от США («план Маршалла»); создать военно-политический союз этих стран во главе с США (блок НАТО появился в 1949 году, туда вошли США, Великобритания, Франция, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Норвегия, Исландия, Португалия);  разместить у границ СССР сеть военных баз США; поддержать антисоциалистические силы внутри стран советского блока; в крайнем случае, использовать свои вооруженные силы для вмешательства во внутренние дела стран социалистического лагеря.

В то же время началась и гонка вооружений. В июле 1945 года США провели первые испытания атомного оружия, а 6 и 9 августа сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.

СССР рассматривал все происходящее как военную угрозу. В августе 1945 года был учрежден Специальный комитет для координации работ по исследованию атомной энергии во главе с Л.П. Берией.

В 1949  году Советский Союз объявил об обладании атомным оружием.

Создание социалистической системы государств

Действия СССР по созданию социалистического блока государств были адекватными мерам, предпринимаемым США.

Советский Союз по окончании войны способствовал утверждению социалистических порядков в Польше, Болгарии, Югославии (хотя та вышла из-под контроля СССР в 1948 году благодаря своему лидеру Иосифу Броз Тито), Албании, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Восточной Германии, Северном Вьетнаме, Северной Корее, Китае. Он развернул широкомасштабную помощь странам «народной демократии», для чего в 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Уже после смерти Сталина, в 1955 году СССР объединил часть этих стран в военно-политический союз – Организацию Варшавского Договора (ОВД). Советы активно помогали компартиям в капиталистических странах, способствовали росту национально-освободительного движения и созданию стран «социалистической ориентации».

Противостояние двух систем

Противоборство двух систем капитализма и социализма проявилось на судьбе побежденной Германии: в 1949 году произошел окончательный раскол страны на ФРГ (Западная Германия), куда вошли зоны оккупации США, Великобритании и Франции, и ГДР (Восточная Германия), куда вошла советская зона оккупации.  

Важно

Еще одним грозным примером подобного противостояния стала корейская война 1950-1953 годов. В 1949 году после длительной борьбы Чан Кайши и Мао Цзэдуна и победы последнего (чему также способствовала помощь СССР)  была образована Китайская народная республика.

После этого руководство Северной Кореи (Корейской народной демократической республики) предприняло вооруженную попытку свержения проамериканского режима Южной Кореи и воссоединения всей страны.

Вскоре в дело вмешались войска США под флагом ООН и противостоящие им вооруженные силы КНР («китайские добровольцы»). Советы же перебросили в Китай несколько дивизий истребительной авиации, которые в течение двух с половиной лет участвовали в отражении американских налетов на КНР.

Также СССР передал Китаю большое количество самолетов и другой техники, содействовал созданию танковых, артиллерийско-зенитных и инженерных войск. Он снабжал корейскую Народную армию и «китайских добровольцев» оружием, транспортом, продовольствием, медикаментами.

Война была прекращена в 1953 году, а Корея так и осталась разделена на два противоборствующих государства, став символом раскола на две системы в Азии. То же самое затем произойдет и с Вьетнамом.

Так начиналась  эпоха «холодной войны», продолжавшаяся до распада СССР в 1991 году.

Литература

  • Волокитина Т.В. “Холодная война” и социал-демократия Восточной Европы. 1944-1948 гг. (Очерки истории) // Славяноведение. 2000. № 2.
  • Зимонин В.П. “Холодная” война зарождалась в войне “горячей” // Россия XXI. 2013. № 3.
  • Зубок В.М. Неудавшаяся империя. Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева. М., 2011.
  • Корниенко Г.М. “Холодная война” – когда и почему она началась? // Дипломатический вестник. 1995. № 8.
  • Онищук Г.И. Деятельность советских военных советников и специалистов в КНДР в годы Корейской войны 1950-1953 гг. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 8.
  • Печатнов В.О. Сталин, Рузвельт, Трумэн: СССР и США в 1940-х гг. М., 2006.
  • Райкова В.А. “Истоки советского поведения”: конструирование образа врага. К вопросу о восприятии СССР американским обществом на начальном этапе “холодной войны” // Славянские диалоги на границе Европы и Азии. Историческая память: арена войны “национальных историй” или основа для диалога и взаимопонимания, сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. школы для молодежи (Екатеринбург, 23-24 ноября 2012 г.). Екатеринбург, 2013.
  • Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985 гг.). Новое прочтение / Отв. ред. Л.Н. Нежинский. М., 1995.
  • Сталинское десятилетие холодной войны: факты и гипотезы: (Сб. материалов конф., весна 1998 г.). М., 1999.
  • Торкунов А.В. Загадочная война: корейский конфликт 1950-1953 годов. М., 2000.
  • У истоков “социалистического содружества”: СССР и восточноевропейские страны в 1944-1949 гг. М., 1995.
  • Хобсбаум Э. История после 1945 года // Современная Европа. 2002. № 1.
  • Хоффман Д. “Мертвая рука”: неизвестная история холодной войны и ее опасное наследие. М., 2011.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/vnieshniaia_politika_sssr_v_1945_1953_godakh

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг

  1. Новое политическое мышление.
  2. Начало разоружения.
  3. Разблокирование региональных конфликтов.
  4. Распад социалистической системы.
  5. Результаты политики «нового мышления».

В марте 1985 г. М. С. Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике.

Однако вскоре оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». Горбачев призывал отказаться от представлений о расколе современного мира на две противоположные общественные системы и признать мир целостным и неделимым.

Он говорил о невозможности решения международных проблем силовыми методами и считал, что международные проблемы нужно решать на основе баланса интересов сторон.
Наконец, Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.

Совет

Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе.

Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток – Запад через разоружение, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря. Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы.

Начало разоружения

Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М. Горбачевым и Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем-старшим (ноябрь 1985 г. – Женева, октябрь 1986 г. – Рейкьявик, декабрь 1987 г. – Вашингтон, июль 1988 г. – Москва).

Результатом переговоров стало подписание 8 декабря 1987 г. соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия.

Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии сотрудничества, экономических отношений СССР с США.

Подписание договора 1987 г.

Конечно, внешнеполитические акции СССР преследовали и определенные пропагандистские цели. Таково, например, было предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г. И все-таки в целом это была новая политика. С 1988–1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику СССР.

Ухудшение внутриэкономического положения СССР заставило его руководство идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки. В мае 1987 г.

страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).

В июле 1991 г.

в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия. Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряженности.

Подписание договора 1991 г.

Разблокирование региональных конфликтов

Предпринимались усилия и по ослаблению региональных противостояний СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачева и Рейгана была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи противникам режима в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г.

произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, – завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск.
В том же году СССР начал вывод своих войск из Монголии.

Одновременно советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Все это устранило препятствия на пути урегулирования советско-китайских отношений. В мае – июне 1989 г. состоялся визит Горбачева в Китай. Было официально объявлено о нормализации двухсторонних отношений и налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

Обратите внимание

Советские представители сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение, снявшее многие преграды, мешавшие нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.

Отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа стал началом поисков национального согласия в этих странах. Значительно сократились объемы безвозмездной помощи союзным режимам и идейным единомышленникам.

СССР отказался также от поддержки режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиций поддержки Запада.

Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное влияние на ослабление международной напряженности, укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнерами – Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.

Распад социалистической системы

В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. Наряду с самим курсом на перестройку ослабление военного присутствия СССР в союзных странах вызвало активизацию антисоциалистических настроений. Начавшиеся в них процессы демократизации привели в конце 1989 – начале 1990 г.

к «бархатным» революциям в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. В результате проведенного в 1990 г. референдума ГДР вошла в состав ФРГ. Произошла смена руководства в Монголии.

Пришедшие к власти в этих странах силы выступили за радикальную и быструю смену модели общественного развития. В короткие сроки были осуществлены приватизация и акционирование производства, проведены аграрные реформы.

Многолетний советский диктат, военное присутствие в этих странах не могли не вызвать болезненной реакции: бывшие союзники отказались от ориентации на СССР и обратились за поддержкой к Западу.

Разрыв традиционных экономических и политических связей с Восточной Европой ударил по советским интересам, осложнил и без того непростую внутреннюю ситуацию в СССР.

Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора, завершивший распад социалистической системы. В декабре 1991 г. прекратил существование сам СССР.

Начало “бархатной” революции в Чехословакии

“Нежная” революция в Болгарии

Результаты политики «нового мышления»

За годы перестройки международная напряженность ослабла настолько, что в мире заговорили об окончании «холодной войны». В сознании людей как на Западе, так и на Востоке создававшийся десятками лет образ врага потерял былую силу и выразительность.

Впервые в истории началось не просто ограничение ядерных вооружений или их частичное сокращение, а ликвидация целых классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений. Ослабло региональное противоборство СССР и США, что дало народам многих стран мир и возможность самоопределения без вмешательства извне.

Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.

Важно

Наряду с безусловными позитивными переменами, происшедшими в мире, очевидно и другое – с окончанием «холодной войны», распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной Европе взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире. Из «холодной войны» вышла лишь одна сверхдержава – США.

Читайте также:  Брусиловский прорыв или луцкая операция юго-западного фронта

Вторая распалась под влиянием внутренних и внешних факторов. Возникла опасность утечки современнейших военных технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза.

Распад единой системы Вооруженных сил СССР не только снизил обороноспособность России, но и во многом способствовал эскалации межнациональных военных конфликтов (прежде всего на Кавказе и в Средней Азии). Рухнули и надежды на значительную западную помощь в решении внутренних проблем. Наконец, с распадом социалистического лагеря и отказом от поддержки традиционных союзников в «третьем мире» Россия оказалась в сложном положении, не обретя с западными странами тех союзнических отношений, на которые рассчитывала.

Международная ситуация потребовала от российского руководства выработки новых внешнеполитических и оборонных концепций.

Вопросы и задания:

Файл с выполненными заданиями и ответами на вопросы присылайте по адресу:cherenova.ts@yandex.ru

Источник: http://www.cherenova.ru/html/history2/history2_25.htm

Внешняя политика СССР 1985-1991 годов

С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А. Громыко произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением.

Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов.

Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы.

Мир признавался единым и неделимым. Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов.

Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики:

  • смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров;
  • урегулирование региональных конфликтов;
  • расширение экономических связей с мировым сообществом.

Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате которых были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. М.С. Горбачев и Д.

Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Был достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 г.

, СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек.

В апреле 1991 г. М.С. Горбачев нанес визит в Японию, чтобы подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 г.

В мае 1989 г. в результате визита советской делегации в Пекин произошла нормализация отношений с Китаем, были подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и завершился в феврале 1989 г.

Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы.

В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена – символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада.

Совет

1 июля 1991 г. был юридически оформлен роспуск Варшавского договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию.

Была решена самая большая проблема европейской политики – «германский вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г. Коля с М.С. Горбачевым.

В ходе переговоров было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО.

В марте этого же года в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партий.

В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.

В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран.

На Западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/vneshnyaya-politika-sssr-1985-1991-godov/

Внешняя политика СССР 1953-1984 г г

Поиск Лекций

46. Социально-экономическое развитие СССР в 1965–1985 гг. Миф о «застое». После смещения Н. С. Хрущева страной последовательно руководили: в 1964-1982 гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, в 1982-1984 гг. Ю. В. Андропов, 1984-1985 гг. К. У. Черненко. В 1977 г.

принята новая Конституция, закреплявшая главенство КПСС (партия по 6-й статье считалась руководящей и направляющей силой общества) при формальной демократии. Критика сталинизма была свернута. После смерти Брежнева Андропов пытался укрепить дисциплину, отдал под суд многих взяточников, но сама система осталась неизменной. При К. У.

Черненко пытались без видимых результатов вернуться к брежневским порядкам, но бесперспективность прежнего пути была очевидна. В 1965 г.

под руководством Косыгина началась экономическая реформа (ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства, расширение самостоятельности предприятий; отчет по проданной, а не выпущенной продукции; материальное поощрение передовиков и др.). Она была спущена на тормозах к 1970 г.

, ибо материальные стимулы оставались слабыми, самостоятельность ведомств при отсутствии конкуренции вела к выпуску однотипной и дорогой продукции. Попытка соединить на селе промышленные и сельхозпредприятия (агропромышленные комплексы) эффекта не дала.

При ценах, установленных государством на сельхозпродукцию, колхозы и совхозы постоянно были в долгах у казны, их работники не были заинтересованы в результатах своего труда. Правда, были расширены приусадебные участки колхозников. Основным источником доходов СССР стал экспорт сырья (рост жизненного уровня в 1960-1970-х гг. был обусловлен во многом мировым ростом цен на нефть). Уровень жизни населения (особенно городского) вырос. К концу 1970-х гг. проявилось отставание в экономике. Попытки улучшить командно-административную систему без использования принципов рыночной экономики были обречены на провал.

47. Отечественная культура второй половины XX в. В культуре еще сохранялось какое-то время вольнодумство хрущёвской эпохи (был опубликован роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”), но постепенно оно придавливалось властями. Вновь набрало силу искажение истины в угоду властям.

Обратите внимание

Любимым жанром властей был производственный роман, где описывались будни советской экономики, когда возникающие проблемы решаются мудрым партийным руководством. Был объявлен крупным писателем Брежнев, за которого были написаны его мемуары. Те, кто не был членом Союза писателей, почти не могли издаваться. И все же литература продолжала развиваться. В. Г.

Распутин, Б. А. Можаев, B. И. Белов, В. П. Астафьев талантливо и правдиво описывали жизнь советской деревни, страдающей от чиновничьего диктата и нарастающей бездуховности. По возможности доносили до читателей правду о войне В. В. Быков, Б. Л. Васильев, В. Л. Кондратьев. Традиции классической русской поэзии продолжал развивать в своей поэзии И. Бродский.

Окрепло движение поэтов-бардов (Окуджава, Высоцкий, Визбор), воспевавших общечеловеческие ценности дружбу, любовь, верность, милосердие, а не советский строй, а А. Галич едко высмеивал его пороки. Достиг расцвета кинематограф (комедии Э. Рязанова и Л. Гайдая, философские картины А. Тарковского, детские фильмы), театр (режиссеры Г. А. Товстоногов, А. В.

Эфрос, Ю. П. Любимов). Но многим деятелям искусства пришлось уехать за рубеж (Тарковский, Любимов, Бродский, Галич, Солженицын и др.).
В 1975 г. было введено обязательное 8-летнее образование. Слабой была специализация в школе, зарплата учителей низкой. Попытки обучить школьников производственным профессиям имели малый успех.

Но в целом уровень образования, как высшего, так и среднего, был высоким по мировым стандартам.

48. Перестройка в СССР. Экономические и политические реформы. К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более очевидным. Стране требовались реформы. В апреле 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв объявил о начале “перестройки и ускорения”. Но плана реформ он не имел.

Был легализован бизнес под видом кооперативов, но тут же обложен чрезмерными налогами. Расширилась самостоятельность предприятий, но ослабление централизации в системе и в таких условиях промедление с созданием нормальной рыночной системы привело в 1990-1991 гг. к развалу экономики.

Появилась свобода слова в крупных городах. Возобновилась реабилитация жертв сталинского (и не только) режима. Возобновилось разоблачение сталинизма, перешедшее в разоблачение коммунистической системы. В 1989 г.

собрался I съезд народных депутатов СССР, избранный на альтернативной основе (прежде выдвигался лишь один кандидат). В ходе выборов возникло антикоммунистическое движение “Демократическая Россия”, объединившее сторонников переустройства страны по западному образцу. Их поддерживала интеллигенция.

Важно

На съезде они организовали фракцию “Межрегиональная депутатская группа”. Её деятели возглавили с 1990 г. столичные города: Г. X. Попов Москву, А. А Собчак Ленинград (Санкт-Петербург). В 1990 г. из Конституции под давлением оппозиции убрали фразу о руководящей роли КПСС. Появились самые разные партии.

Постепенно власть стала переходить от партийных структур к избранным народом советам. В 1990 г. введены должности президента СССР (им стал Горбачёв) и РСФСР (член “Демократической России” Б. Н. Ельцин).

49. Новое мышление советского руководства во внешней политике. Годы перестройки стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств—таково было основополагающее положе­ние нового курса на международной арене.

Подчеркивалась необходимость шири кого взаимодействия Советского Союза со странами мира. В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М. С. Горбачев сформулировал новую концепцию советском внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми.

Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосударственных отношений. Появилось желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западными странами и положить конец «холодной войне». Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР.

Они позволяли огра­ничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступи­ли с поддержкой идей М. С. Горбачева.

50. Россия и страны СНГ: особенности взаимоотношений. В 1993 г. в состав СНГ входили кроме России еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними за­нимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты.

Были подписаны договоры, опреде­лившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж. Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992—1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ.

Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финан­совая задолженность России со стороны государств Содружества. По инициативе СНГ был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром в Москве.

Были подписаны соглашения об объединенных Вооруженных силах СНГ и о принципах обеспечения государств вооружением и военной техникой(1992 г). Межгосударственные отношения России с некоторыми бывши­ми республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом.

Совет

Экономические и стратегические интересы Рос­сии в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конст­руктивно развивались взаимоотношения между Российской Феде­рацией и Белоруссией.

52. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–2007 гг. В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государствен­ную Думу. объединения и партии: «Наш дом — Россия», КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». На политической арене появились новые политические движения: «Отечество — вся Россия» (лидеры —Е. М. Примаков, Ю. М. Лужков), «Союз правых сил» (С. В. Кириенко, Б. Е.

Немцов, И. М. Хакамада). 31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б. Н. Ельцин. 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президен­том Российской Федерации. Продолжало углубляться сотрудничество РФ с государства­ми — членами СНГ. Сложившееся Содружество не всегда отвечало интересам всех входящих в него стран.

На международной арене основными торговыми партнерами России оставались государства Европейского союза. В марте — апреле 1999 г. в связи с так называемым югославским конфликтом осложнились отношения между Россией и НАТО. В начале нового столетия замет­но активизировалась внешняя политика России.

Восстанавливались политические, экономические, культурные связи с ведущими страна­ми мира — США, Германией, Великобританией, Францией, Италией. Конкретные вопросы сотрудничества обсуждались на встречах Пре­зидента В. В. Путина с главами зарубежных стран. Существенное воздействие на развитие международных отноше­ний оказали события 11 сентября 2001 г.

В этот день террористы, завладев несколькими пасса­жирскими самолетами, направили их на здания Всемирного торгово­го центра в Нью-Йорке. Была достигнута догово­ренность с Европейским Союзом о совместном антитеррористиче­ском сотрудничестве. В мае 2002 г. в Москве во время встречи В. В. Путина с амери­канским президентом Дж.

Бушем была подписана декларация, на­правленная на расширение всестороннего сотрудничества между странами. Многосторонние и двусторонние договоры связывали Россию с государствами Западной Европы. Германия, Италия и Франция ста­ли наиболее крупными партнерами страны в области внешней тор­говли.

Читайте также:  Революционно-террористические организации в россии

Углублялись внешнеэкономические связи со странами Азиат­ско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Индией и Китаем. Рос­сия, как и прежде, оказывала помощь Индии в сфере энергетики и металлургии. В России действовали свы­ше 400 предприятий с китайским капиталом.

В соответствии с двусторонними договорами уве­личивались объемы торгово-экономических связей, росли поставки в страны СНГ российского газа и нефти. Осложнились отношения с Грузией и У кран ной. России велись переговоры с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании единого экономического пространства с еди­ной торговлей, налоговой и денежно-финансовой политикой.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s28423t4.html

Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг

Конспект по истории России

Конец 60-х – середина 70-х гг. знаменовались тем, что политика мирного сосуществования XXII съезда КПСС стала наполняться реальным содержанием. Программа мира была выдвинута XXIV съездом КПСС (1971 г.) и дополнена XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.) съездами партии.

В целом она содержала следующие основные положения: запрещение оружия массового поражения и сокращение его запасов; прекращение гонки вооружений; ликвидация военных очагов и конфликтов; обеспечение коллективной безопасности; углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами.

В конце 60-х – начале 70-х годов происходит установление военно- стратегического паритета между США и СССР, ОВД и НАТО. Дальнейшее накопление ядерного оружия стало бессмысленным и слишком опасным для судеб человечества. Руководители ведущих стран встали на путь разрядки – ослабления угрозы ядерной войны.

Разрядка: качественно новый этап развития международных отношений, который характеризуется переходом от конфронтации к укреплению взаимного доверия, разрешению конфликтов и споров мирным путем, отказом от применения силы и угрозы, невмешательством во внутренние дела других государств, более тесным сотрудничеством в различных областях. Важнейшие звенья процесса разрядки: улучшение отношений между СССР, США и Западноевропейскими державами; ФРГ и странами Восточной Европы; СБСЕ; окончание Вьетнамской войны и др.

Первые шаги на пути разрядки.

1) 1968 г. – Договор о нераспространении ядерного оружия

Обратите внимание

1971 г. – Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей, океанов и в недрах.

СССР и США (улучшение отношений между ними внесло решающий вклад в разрядку).

1. 70-е годы: возобновлены советско-американские встречи на высшем уровне (1972,1974 гг. – визиты Никсона в Москву; 1973 г. – визит Брежнева в США).

2. Договоры общего характера: “Основы взаимоотношений между СССР и США”(1972 г.), “Соглашение о предотвращении ядерной войны”, “Соглашение по мирному использованию атомной энергии”.

3. Снижение ядерного противостояния (ряд договоров, ставших важным шагом человечества на пути к безопасности).

– договора по ограничению стратегических вооружений – ОСВ-1 (1972 г.), ОСВ-2 (1979 г.) (в действие так и не вступил) – были установлены потолки наращивания стратегических вооружений;

– Договор об ограничении подземных ядерных взрывов (не выше 150 килотонн) (1974 г.);

– Договор о ядерных взрывах в мирных целях и др.

Вьетнамская война.

Одним из наиболее крупных столкновений СССР и США была война во Вьетнаме, где с 1966 по 1972 г. США использовал свои сухопутные и воздушные силы. Количество Американских войск в Южном Вьетнаме – 550 000 (1968 г.).

1972 г. – переговоры Брежнева и Никсона в Москве. СССР добился прекращения бомбардировок и войны в целом. 1976 г. – объединение Вьетнама.

В этот период происходит мирное урегулирование территориальных вопросов в Европе. В начале 70-х гг. ФРГ заключила договоры с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией, в которых признавалась нерушимость границ в Европе, сложившихся после второй мировой войны. В сентябре 1971 г. на основе четырехстороннего соглашения СССР, США, Великобритания и Франции был урегулирован статус Западного Берлина.

Переход к новому этапу разрядки напряженности, основы этого периода, заложило Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в Хельсинки.

Важно

Главы 35 государств (33 из Европы, а также США и Канады) подписали Заключительный акт, основу которого составила Декларация, содержавшая такие принципы мирного сосуществования государств, как суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств, добросовестное выполнение обязательств по международному праву и др. Последующие встречи участников СБСЕ стали называть Хельсинским процессом, или движением СБСЕ. СССР расценил Хельсинки как свою крупную победу.

Деятельность СССР по реализации Программы мира повысила авторитет советского государства. К сожалению, советской дипломатии был присущ и ряд недостатков: дефицит открытости и гласности; необоснованная секретность о наличии химического оружия в СССР; отстаивание принципа самоконтроля за вооружением.

СССР и страны социализма.

Взаимоотношения СССР с социалистическими странами имели как успехи, так и недостатки. Несомненными успехами стали:

а) Экономическое сотрудничество в рамках СЭВ, развитие интеграционных процессов, особенно в топливно-сырьевой и энергетической сфере (газопроводы “Дружба”, “Союз”, “Ямбург”; энергосистема “Мир”). В 1971 г. СЭВом была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего была прекращена.

б) Интернациональная помощь Вьетнаму от агрессии США.

в) Прорыв экономической и дипломатической изоляции Кубы.

г) Всеобщее признание суверенитета ГДР и прием ее в члены ООН.

д) Активное сотрудничество в рамках ОВД. Практически ежегодно в 70 – 80- е гг. проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 г. в рамках ОВД действовал Политический консультативный Комитет министров обороны.

Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией (политика сдержанного благожелательства).

Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния.

Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской «самостоятельностью».

Совет

Однако в отношениях с социалистическими странами имелись и недостатки:

а) Парадность и разговорный уровень решения проблем на многих встречах руководителей.

б) Ввод войск СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии (1968 г.) в Чехословакию, для подавления «контрреволюции».

в) Экономическая, политическая и военная помощь польскому руководству с целью подавления антиправительственных выступлений в начале 80-х гг.

г) Разногласия между СССР и КНР дошедшие до вооруженных конфликтов на границе в 1969 г.

д) Противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД в конце 70-х – начале 80-х гг.

В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

Взаимоотношения СССР и развивающихся стран в годы “застоя” были наиболее деформированными. Всесторонняя помощь СССР 45 бывшим зависимым странам осуществлялась, в основном, на безвозмездной основе.

Обратите внимание

Хотя наша страна и не участвовала в их колониальном ограблении, негативное здесь заключалось в следующем: идеологизированность, поддержка режимов, заявляющих о социалистической ориентации; недооценка уровня развития этих стран; использование военной силы в стремлении удержать страны третьего мира в сфере социалистического лагеря. Крупным просчетом советского руководства стал ввод войск в Афганистан в 1979 г., приведший к мировой изоляции СССР.

С конца 70-х гг. начался невиданный виток гонки вооружений.

1. 1979-1980 годы – попытки США развернуть в Западной Европе нейтронное оружие.

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria99.html

Учебные материалы по Истории России

Победа в Великой Отечественной войне, решающая роль во Второй мировой войне существенно укрепили авторитет СССР, его влияние на международной арене. СССР стал одним из создателей Организации Объединенных Наций, постоянным членом Совета Безопасности.

Столкновение внешнеполитических интересов СССР, с одной стороны, и его партнеров по антигитлеровской коалиции (США, Великобритания) — с другой, в сущности, было неизбежным.

Советское руководство стремилось с максимальной выгодой использовать победу для создания собственной сферы влияния в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые были освобождены Красной Армией (Польша, Румыния, Югославия, Чехословакия, Болгария, Албания и др.).

США и Великобритания расценивали данные действия как угрозу своим национальным интересам, попытку навязывания этим странам коммунистической модели. В 1946 г. в американском городе Фултоне выступил бывший премьер-министр Великобритании У.

Черчилль с речью, содержавшей призыв к сдерживанию советской экспансии объединенными усилиями англосаксонского мира («доктрина сдерживания»). В 1947 г. президент США Г. Трумэн предложил образовать военно-политический союз западных стран, создать на границах СССР сеть военных баз, развернуть программу экономической помощи европейским странам, пострадавшим от фашистской Германии («доктрина Трумэна). Реакция СССР была вполне предсказуема. Разрыв отношений между прежними союзниками стал реальностью уже в 1947 г. Наступила эпоха «холодной войны».

В 1946—1949 гг. при непосредственном участии СССР в Албании, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Румынии, Китае к власти пришли коммунистические правительства. Советское руководство не скрывало своего намерения направлять внутреннюю и внешнюю политику этих стран. Отказ югославского лидера И.

Броз Тито подчиниться планам СССР об объединении в балканскую федерацию Югославии и Болгарии привел к разрыву советско-югославских отношений. Более того, в компартиях Венгрии, Чехословакии, Болгарии и др. прошли кампании по разоблачению «югославских шпионов».

Важно

Нечего и говорить, что отказ от советской модели для руководства стран социалистического лагеря был попросту невозможен. СССР заставил их отказаться от финансовой помощи, которую предложили США в соответствии с планом Маршалла, и в 1949 г.

добился создания Совета Экономической Взаимопомощи, координировавшего экономические отношения внутри социалистического блока. В рамках СЭВа СССР на протяжении всех последующих лет оказывал весьма существенную экономическую помощь странам-союзникам.

         В этом же году была оформлена Организация Североатлантического договора (НАТО), а СССР заявил об успешном испытании ядерного оружия. Опасаясь глобального конфликта, СССР и США мерялись силами в локальных столкновениях.

Наиболее острым было их соперничество в Корее (1950—1953), завершившееся расколом этой страны, и в Германии, где в мае 1949 г.

была провозглашена ФРГ, созданная на основе английской, американской и французской зон оккупации, а в октябре — ГДР, вошедшая в сферу советского влияния.

         «Холодная война» в 1947—1953 гг. не раз приводила мир к порогу настоящей («горячей») войны. Обе стороны проявляли упорство, отказывались от серьезных компромиссов, разрабатывали военно-мобилизационные планы на случай глобального конфликта, включавшие возможность нанесения первыми ядерного удара по противнику.

         XX съезд КПСС (1956) одобрил новую внешнеполитическую доктрину СССР.

Наиболее важными новациями были: выдвижение принципа мирного сосуществования с капиталистическими странами и вывод о возможности предотвращения мировой войны; признание множественности путеи к социализму; оценка стран так называемого «третьего мира» как естественных союзников СССР в борьбе за мир во всем мире.

Соответственно во внешней политике СССР 1953—1964 гг. приоритетными были три направления: отношения с капиталистическими странами; отношения с союзниками по социалистическому лагерю; отношения со странами «третьего мира», в первую очередь членами движения неприсоединения (Индия, Египет и др.).

         Отношения с капиталистическими странами складывались противоречиво. С одной стороны, удалось несколько снизить уровень конфронтации. В 1955 г. был подписан государственный договор с Австрией, прекращено состояние войны с Германией, в 1956 г. — с Японией. В 1959 г. состоялся первый визит советского руководителя в США. Н. С. Хрущев был принят президентом Д. Эйзенхауэром.

Совет

С другой стороны, обе стороны активно развивали программу вооружений. В 1953 г. СССР заявил о создании водородной бомбы, в 1957 г. провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Запуск советского спутника в октябре 1957 г. в этом смысле буквально потряс американцев, осознавших, что отныне и их города находятся в зоне досягаемости советских ракет.

Начало 60-х гг. оказалось особенно напряженным. Сначала полет американского самолета-шпиона над территорией СССР был прерван в районе Екатеринбурга точным попаданием ракеты. Затем берлинский кризис, вызванный строительством по решению ГДР и стран Варшавского Договора стены, отделившей восточную часть Берлина от западной (1961). Наконец, в 1962 г.

произошел так называемый Карибский кризис, поставивший мир на грань войны. СССР разместил ядерные ракеты средней дальности на Кубе, США ответили угрозой вторжения на «остров свободы». Компромисс между Хрущевым и американским президентом Дж. Кеннеди был достигнут буквально в последний момент.

Ракеты с Кубы были вывезены, США, с свою очередь, гарантировали ее безопасность и демонтировали направленные на СССР ракеты в Турции.

         Непросто развивались отношения и со странами социалистического лагеря. В 1955 г. был создан военно-политический союз стран — участниц Варшавского Договора (СССР, Польша, Венгрия, Румыния, ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания), обязавшихся координировать свою оборонную политику и вырабатывать единую военную стратегию. Противовес НАТО наконец появился.

Урегулировав свои противоречия с Югославией, СССР заявил о готовности считаться с национальными особенностями стран социализма. Но уже в 1956 г. советское руководство пошло на попятную. Антикоммунистическое восстание в Будапеште было подавлено при помощи советских вооруженных сил.

Читайте также:  Начало второй мировой войны и события на территории беларуси

С этого времени СССР вернулся к чрезвычайно жесткой политике по отношению к социалистическим странам, требуя от них твердой приверженности советской модели социализма. Между тем критика культа личности Сталина не была поддержана руководством Китая и Албании. Китайская коммунистическая партия претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении.

Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский.

Обратите внимание

         В 1964—1985 гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников.

Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов. Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось.

Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния. В начале 1980-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом.

К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.

         Вторая половина 60-х — 70-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией.

В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Наконец, в 1975 г.

в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др.

         Разрядка была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась.

Важно

СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент.

Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг.

Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.

Обострение противоречий в послевоенные годы .Холодная война причины сущность последствия

После вторй мировой войны СССР не верил в возможность коллективной безопасности.

Он стремился к расширению своей территории и сферы своего влияния.Страны Запада стали проводить политику «сдерживания»СССР.Эта политика была пирнята Труменом в 1947-предложили экономическую помощь европейским гос-вам.Но страны Варщ.

договора от нее отказались.Начался расскол Европы.создание НАТО странами Запада и СЭВ.1950-корейская война –полигон для военных столкновений США и СССР.»Холодная война» расколола мир на две системы.

Появилось водородное оружие,межконтинентальные ракеты,атомные подв.лодки.

В СССР и США появился мощный ВПК. Затем  пришла оттепель, сост визит Хрущева в США. Иму удалось расширить влияние на лидеров независемых государств. у  Сов. Руководства возникли новые соблазны перейти к более жесткой политики, т.к в СССр была создана Ракета способ достиг территор США. Это предало сов.

Рукаводству уверенность в своих силах. Оттепель закончилась. В нач 60ых годов отнашения опять обострились → карибский кризис. 1962 – мир на гране катастрофы. 1969 периуд потепления. Но индо-китай опять обострил обстановку в мире. 1979 афган. 1980 СОИ-Рейгана. Распад СССР –1991→конец холодной войны.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=524

Международное положение и внешняя политика СССР в 1953-1985гг

Первое время после смерти Сталина членам «коллективного руководства» было не до внешней политики — шла ожесточеннейшая борьба за власть. Поэтому, несмотря на определенные расхождения в вопросах внешней политики (так, министр иностранных дел В. М. Молотов занимал гораздо более жесткую позицию по отношению к Западу, чем Г.М, Маленков (первым в мире (!) в марте 1954 г.

заявивший о недопустимости ядерной войны) или Н. С. Хрущев), всеми овладело желание взять своего рода «тайм-аут» в международных отношениях. Следствием этого стало определенное смягчение дипломатии СССР, выразившееся в урегулировании многих давних конфликтов. Так, 27 июля 1953 г. было достигнуто перемирие в Корее, положившее конец трехлетней кровопролитной войне, а в июле 1954 г.

в Женеве завершилась проходившая при участии СССР конференция по Индокитаю, которая оформила окончание боевых действий между вьетнамскими коммунистами во главе с Хо Ши Мином и французскими колониальными войсками генерала Леклерка. Была признана независимость Северного Вьетнама. В 1955—1956 г.

Совет

было заявлено о прекращении состояния войны с Германией и Японией (мирных договоров заключено не было, отсюда до сих пор открыт вопрос о Южных Курилах). В сентябре 1955 г. в ходе официального визита в Москву первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра были установлены дипломатические отношений между СССР и ФРГ, домой возвратились оставшиеся в живых немецкие пленные.

Незадолго перед этим, 15 мая 1955 г. страны-победительницы во II мировой войне договорились о выводе своих войск из Австрии в обмен на соблюдение ею строжайшего нейтралитета (подобное решение предлагалось и для Германии, но тут оно уже слишком запоздало). В июле 1955 г.

произошла первая после Потсдама личная встреча глав стран-победительниц: СССР (Хрущев), США (Эйзенхауэр), Великобритании (Иден) и Франции (Фор), закончившаяся, правда, безрезультатно. Наконец, 17 апреля 1956 г. был распущен Коминформ. Однако эти новые тенденции отнюдь не означали наступление «эры пацифизма» в советской внешней политике.

И после Сталина СССР по-прежнему жестко контролировал свою сферу влияния в Восточной Европе, не допуская там и малейших признаков неповиновения (советские войска в июле 1953 г. подавили волнения в Восточном Берлине) и увеличивал свои ядерные арсеналы (20 августа 1953 г.

было официально объявленио об испытании в СССР первой в мире водородной бомбы, таким образом СССР не только догнал США в ядерной гонке, но и вышел вперед). 14 мая 1955 г.

в ответ на вступление ФРГ в НАТО и воссоздание при поддержке западных держав, прежде всего США и Франции, немецкой армии (бундесвер), Советский Союз инициировал создание военного блока восточноевропейских держав — Организация Варшавского Договора (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия).

Так окончательно оформилась структура блокового противостояния между Востоком и Западом, расколовшая Европу. Окончательно рухнула надежда ряда умеренных политиков в обеих частях Европы о создании между противниками своеобразной «буферной зоны» из нейтральных государств (Швеция, Германия (-и), Австрия и Югославия).

Смерть Сталина вызвала пересмотр отношений с такими социалистическими государствами, как Китай и Югославия. Отношения с КНР стали теперь для Советского Союза едва ли не самым приоритетным вопросом, а после визита Хрущева, Булганина и Микояна в Пекин (сентябрь — октябрь 1954 г.) между двумя странами установлены равноправные союзнические отношения.

Обратите внимание

В качестве жеста доброй воли СССР отказался от своих прав на аренду Порт-Артура и эвакуировал с Квантунского полуострова свою военно-морскую базу, ликвидировал все смешанные советско-китайских предприятия с передачей их имущества в полную собственность Китая. Произошел также своеобразный раздел сфер влияния в мировом коммунистическом движении (СССР — Европа и Сев.

Америка, Китаю — «третий мир»). Казалось, между двумя крупнейшими социалистическими державами установились самые безоблачные отношения. В июне 1955 г. с визита все тех же Хрущева, Булганина и Микояна в Белград (несмотря на сопротивление Молотова) и их переговоров с Тито началась нормализация советско-югославских отношений, разорванных при Сталине (окончательная нормализация- визит Тито в Москву в июне 1956 г.).

В условиях смягчения глобального противостояния в нейтральных странах возникает (апрель 1955 г.) т. н. Движение неприсоединения, участники которого декларировали свое неучастие разделившем мир соперничестве великих держав. Прежде СССР очень скептически относился к политике нейтралитета, действуя по принципу «кто не с нами — тот против нас». Однако уже в ходе визита Хрущева и Булганина в Индию, Бирму и Афганистан (ноябрь — декабрь 1955 г.) Советский Союз официально одобрил эту инициативу.

 XX съезд КПСС официально утвердил идею о возможности и необходимости мирного сосуществования и соревнования двух систем, однако отнюдь не стал безоговорочным поворотом к сближению с Западом. Визит Хрущева в США в сентябре 1959 г.

, встречи советского лидера на улицах с простыми американцами, посещение большого числа американских городов, выступление в ООН (предложение о всеобщем и полном разоружении) и, наконец, выступление по телевидению, во время которого обращаясь к американской аудитории Хрущев заявил: «Ваши внуки будут жить при коммунизме!».

Однако в период «холодной войны» отношения между двумя сверхдержавами развивались по своеобразной синусоиде. Периоды обострения отношений, когда, казалось, дело вот-вот должно дойти до «горячей» войны, сменялись периодами потепления и взаимного сближения, а те, в свою очередь, новыми приступами враждебности. Не был исключением и рассматриваемый период.

Более того, американцы позднее говорили, что, несмотря на свою кажущуюся простоватость (а может быть как раз из-за нее), Хрущев был для них самым неудобным партнером (хуже Сталина!), так как в отличие от «отца народов» был, во-первых, абсолютно непредсказуем, а, во-вторых, азартен и не раз явно провоцировал американцев на враждебные действия.

Именно Хрущев спровоцировал два едва ли не самых острых за всю историю «холодной войны» кризиса — Берлинский (второй) и, особенно, Карибский.

Берлинский кризис. СССР в лице Хрущева с конца 50-х гг. настаивал на том, чтобы весь Берлин стал свободным демилитаризованным городом, отделенным от остальной Германии полноценной границей.

В конце 1958 г. Хрущев даже предъявил западным странам ультиматум, требуя принять его условия в течение 6 месяцев и обещая в противном случае предпринять односторонние меры.

Важно

СССР и ГДР придумали дикий по меркам цивилизованного мира, но абсолютно дипломатически корректный выход из этой тупиковой ситуации. 13 августа 1961 г.

за одну ночь силами строительных частей Немецкой Народной Армии (ГДР) по периметру Западного Берлина исключительно на принадлежащей ГДР территории была возведена стена, ставшая впоследствии зримым воплощением разделившего Европу «железного занавеса». Хрущев воспринял исход второго Берлинского кризиса как свою победу.

Хрущёв сделал вывод, что согласие с текущим положением дел США означает, что они бятся. Следствием этих ошибочных умозаключений стал острейший Карибский кризис 1962г.

Карибский кризис – чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962.

Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности «Юпитер», напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза, доставая до Москвы и основных промышленных центров.

Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолёт-разведчик США в ходе одного из регулярных облётов Кубы обнаружил советские ракеты средней дальности Р-12. 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы.

Вначале советская сторона отрицала наличие на острове советского ядерного оружия, затем — уверяла американцев в сдерживающем характере размещения ракет на Кубе.

В исполкоме всерьёз обсуждался силовой вариант решения проблемы и его сторонники убедили Кеннеди как можно скорее начать массированную бомбардировку Кубы.

Однако очередной облёт U-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, и что подобные действия неминуемо привели бы к войне.

Совет

Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро Председатель Совета Министров СССР и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Карибский кризис продолжался 13 дней. Он имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в Холодной войне и началом разрядки международной напряжённости, что выразилось, в частности, в заключении 5 августа 1963 г. Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах (кроме подземных). Это потепление сказывалась вплоть до 1968 г. и вошло в историю как «период разрядки».

Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-po-otechestvennoj-istorii-na-gosudarstvennyj-ekzamen/577-mezhdunarodnoe-polozhenie-i-vneshnyaya-politika.html

Ссылка на основную публикацию