Социально-экономическое развитие восточнославянских земель в 6-9 вв.

История.ру

Князь, принимающий дань. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в.

На протяжении VI—IX вв. росли производительные силы, видоизменялись родо-племенные институты, шёл процесс классообразования.

В качестве важнейших явлений в жизни восточного славянства на протяжении VI—IX вв.

следует отметить развитие пашенного земледелия и выделение ремесла; распад родовой общины как трудового коллектива и выделение из неё индивидуальных крестьянских хозяйств, образующих соседскую общину; рост частной земельной собственности и формирование классов; превращение племенного войска с его оборонительными функциями в дружину, господствующую над соплеменниками; захват князьями и знатью племенной земли в личную наследственную собственность и использование ими родо-племенных органов управления в целях упрочения своей власти над рядовыми общинниками, уже утратившими родовую сплочённость.

Материалы сравнительного языкознания свидетельствуют, что земледелие издавна было основой хозяйства славян. Археологические данные о земледелии пока немногочисленны, но и они подтверждают господство земледелия в экономике восточных славян и знакомят нас с формами земледельческих орудий и видами сельскохозяйственных культур (рожь, пшеница, ячмень, овёс, горох, лён и др.).

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

Обратите внимание

Первое письменное свидетельство об озимых посевах относится к середине X в. Арабский писатель Ибрахим ибн Якуб говорит: «…

они (славяне) сеют в два времени года—летом и весною — и пожинают две жатвы».

Общие для славянских языков слова «яр», «ярина» и «озимь», «озимина» позволяют предполагать, что чередование озимых и яровых посевов в сельском хозяйстве славян применялось значительно раньше.

Наряду с земледелием у славян получило развитие скотоводство. В их хозяйстве разводились лошади, коровы, овцы, свиньи и пр. Распространёнными промыслами были охота, рыболовство и бортничество.

К IX в.

повсеместно на территории расселения восточных славян (включая я малоплодородную Новгородскую область) образовалась значительная площадь расчищенных от леса старопахотных земель, свидетельствовавшая о дальнейшем развитии производительных сил при феодализме. С каждым столетием сокращалась роль примитивной и трудоёмкой подсечной формы земледелия и неразрывно связанного с ней коллективного труда и хозяйства членов родовых общин.

Объединением небольших родовых общин, для которого характерно известное единство культуры, являлось древнеславянское племя. Таких племён, имена которых уже забыты, было на всей русской равнине, вероятно, 100—200. Каждое из этих племён собирало народное собрание (вече). Постепенно усиливалась власть племенных князей.

Развитие межплеменных связей, оборонительные и наступательные союзы, организация совместных походов и, наконец, подчинение сильными племенами своих более слабых соседей — всё это приводило к укрупнению племён, к объединению их в более значительные группы. Русский летописец Нестор не знал мелких восточнославянских племён, а говорил только о крупных их объединениях: радимичах, кривичах, древлянах, вятичах.

Описывая время, когда происходил переход от родо-племенных отношений к государству, Нестор отмечает, что в различных восточнославянских областях были «свои княжения». Это подтверждается и данными археологии. По особенностям погребального обряда можно судить о границах территорий, которые занимали как небольшие племена, так и обширные племенные союзы.

Образование раннефеодального государства, постепенно подчинившего себе все восточнославянские племена, стало возможным лишь тогда, когда несколько сгладились различия между югом и севером с точки зрения условий ведения сельского хозяйства, когда и на севере оказалось достаточное количество распаханных земельных пространств и потребность в тяжёлом коллективном труде по подсеке и корчёвке леса значительно уменьшилась. Вследствие этого произошло выделение крестьянской семьи как нового производственного коллектива из патриархальной общины.

Важно

О сдвигах в социально-экономических отношениях к IX — X вв. свидетельствуют изменения в характере погребальных обрядов и форм поселений, наблюдаемые почти во всех славянских землях.

Там, где были коллективные родовые усыпальницы, появляются индивидуальные или парные погребения под небольшой курганной насыпью.

Это означает, что отдельные семьи повсеместно выделились как производственные единицы, разорвав древние родовые связи.

Этот общий процесс мог быть только отражением новых явлений во внутренней жизни славян — возникновения сельских соседских общин и постепенного перехода к феодализму. Среди археологических памятников IX в. встречаются городища со многими сотнями изб. Это поселения широко разросшихся сельских общин.

Нарушение родовой сплочённости, уход отдельных смердов (крестьян) из общины в неукреплённые починки и заимки, разумеется, ослабляли их сопротивляемость напору дружинников и способствовали прямому подчинению или экономическому закабалению этих смердов.

Возможно, что одним из первых видов эксплуатации у восточных славян, как и у других народов, была эксплуатация рабов. Но, хотя рабы и работали в феодальных усадьбах на Руси, рабовладение не стало здесь основой производственных отношений.

Разложение первобытно-общинного строя у восточных славян происходило в то время, когда рабовладельческий строй уже изжил себя во всемирно-историческом масштабе.

В процессе классо-образования Русь пришла к феодализму, минуя рабовладельческую формацию.

Совет

В IX—X вв. формируются антагонистические классы феодального общества. Повсеместно увеличивается количество дружинников, усиливается их дифференциация, идёт выделение из их среды знати — бояр и князей.

Известно большое количество дружинных курганов, в которых зарыты оружие и дорогие вещи. Наибольший интерес представляют курганы, находящиеся вокруг больших городов, будущих княжеских столиц — Киева, Чернигова, Смоленска, Суздаля и др. Городские кладбища насчитывают иногда по нескольку тысяч могильных насыпей.

По богатству положенных с покойниками вещей и по размерам курганов можно разделить их на три группы: курганы простых дружинников, бояр и князей. В курганах двух последних групп встречаются наборы разнообразного оружия и доспехов, серебряные и золотые вещи, дорогие привозные сосуды, остатки сожжённых рабынь и рабов.

Для княжеских курганов характерно наличие предметов языческого культа — жертвенных ножей, идолов, священных турьих рогов Отсюда видно, что князья совмещали функции светских владык и верховных жрецов. Княжеские и боярские курганы представляли собой огромные земляные холмы, для насыпки которых требовался труд многих тысяч крестьян.

Интересную картину представляют, например, черниговские курганы.

В окрестностях древнего города Чернигова имеется несколько отдалённых друг от друга дружинных кладбищ, на которых находятся погребения рядовых воинов, я несколько крупных боярских курганов с захороненными в них ценными вещами.

Очевидно, часть дружины и боярства жила в самом городе близ князя, а некоторые бояре со своими воинами проживали в загородных сёлах, возможно, являвшихся их вотчинами.

Таким образом, на основании анализа погребальных памятников IX—X вв. можно сделать вывод о наличии в это время классового расслоения общества п об использовании господствующим классом феодалов труда зависимых крестьян.

К IX в.

у славян получило значительное развитие ремесло. Кузнецы научились изготовлять но только железо, но и высококачественную сталь. Появились серебряных дел мастера, гончары и ремесленники ряда других специальностей. Важным в истории возникновения феодализма является вопрос о времени появления на Руси городов, но он не решён ещё в полной мере историками.

В условиях родоплеменного строя существовали определённые .

Обратите внимание

центры, где собирались племенные веча, выбирался князь, совершалась торговля, производились гадания, решались судебные дела, приносились жертвы богами отмечались важнейшие даты года.

Иногда такой центр становился средоточием важнейших видов производства. В древнем Пскове, например, археологами обнаружено много железоплавильных горнов.

Большинство этих древних центров превратилось позднее в средневековые города. В IX—X вв. феодалы создали ряд новых городов, служивших как целям обороны от кочевников, так и целям господства над закрепощаемым населением. В городах концентрировалось и ремесленное производство.

Старое название «град», «город», обозначавшее укрепление, стало применяться уже к настоящему феодальному городу с детинцем-кремлём (крепостью) в центре и обширным ремесленноторговым посадом.

При всей постепенности и медленности процесса феодализации можно всё же указать определённую грань, начиная с которой имеются основания говорить о феодальных отношениях на Руси. Этой гранью является IX столетие.

Сведения восточных авторов, восходящие в своём большинстве к источникам IX в., дополняют данные археологии. Из арабских, среднеазиатских и персидских сочинений мы узнаём о том, что славяне занимались земледелием, что у них достигло значительных размеров бортничество (у одного владельца было до сотни ульев).

Особенно интересны данные о социальных отношениях у восточных славян. «У русов существует класс рыцарей»,— сообщает безымённый среднеазиатский географ. Другие авторы говорят о делении славян на простых и знатных, о князе, собирающем дань, творящем.суд, имеющем в своём подчинении «правителей отдалённых областей», распоряжающемся конницей.

Часть крестьян, как можно полагать на основании более поздних известий, эксплуатировалась князьями путём взимания дани, часть вносила оброк боярам и дружинникам или выполняла на их землях барщинные работы. Из источников можно вынести совершенно определённое впечатление, что в IX в. у восточных славян уже образовалось феодальное государство.

Источник: http://www.istoriia.ru/seredina-i-tysyacheletiya-n-e-seredina-ii-tysyacheletiya-n-e/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-vostochnyx-slavyan-v-vi-ix-vv.html

Европа и древнерусские земли 4 – 9 вв. Основы политической, социально – экономической и культурной организации восточных славян

В эпоху великого переселения народов в III — VI вв. н.э. славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне разделились на несколько групп:

1)Одна часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян

2)Другая часть славян переселилась севернее. Их станут называть западными славянами

Важно

3)Третья часть славян двинулась на северо-восток, на Восточно-Европейскую равнину. Позже они получат название восточных славян

Соседи восточных славян. Восточно — Европейская равнина ещё до прихода сюда славян была заселена различными племенами. На Балтийском побережье и на севере равнины проживали балтийские (литва, жмудь, пруссы, и др.

) и финно-угорские (финны, эстонцы, угры, коми, ханты, манси и др.) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением.
На востоке и юго-востоке ситуация была иной. Там к Восточно — Европейской равнине примыкала Степь.

Соседями восточных славян стали степные кочевники — тюрки (алтайская семья народов, тюркская группа).

-В середине VI в. в низовьях Волги находилось государство тюрков — Аварский каганат. В 625 г. Аварский каганат был разбит Византией и перестал существовать.

-В VII — VIII вв. здесь же появляется государство других тюрков

Булгарское царство. Затем Булгарское царство распалось.

-На нижней Волге и в степях между Каспийским и Азовскими морями полукочевые тюрки создали Хазарский каганат. Хазары установили свое господство над частью восточно-славянских племен, многие из которых платили им дань до IX века.

На юге соседкой восточных славян была мощная Византийская империя (395 — 1453) со столицей в г. Константинополе (на Руси его называли Царьград). На западе восточные славяне соседствовали с родственными чехами и поляками.

Территория восточных славян.

В VI — VIII вв. у восточных славян шел процесс разложения первобытнообщинного строя, зарождения феодальных отношений и складывания предпосылок для образования государства. В VIII — IX вв. они занимали обширную территорию от Карпатских гор на западе до Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере и до среднего течения Днепра на юге.

Занятия славян.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Славяне возделывали пшеницу, рожь, ячмень, также сажали репу и другие культуры. Южные районы опережали в своем развитии северные, так как здесь была более плодородная земля и мягкий климат.

Во II — V вв. у славян лесной полосы господствовала подсечно-огневая система земледелия: сначала деревья срубали, когда они высыхали, их поджигали и образовавшуюся золу использовали как удобрение.

В этих районах настоящей пахоты не велось, использовались орудия труда, которые взрыхляли почву: мотыга, борона
У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия — перелог: поле засевалось несколько лет подряд, затем несколько лет отдыхало, затем снова распахивалось и засевалось. Здесь использовались орудия труда для горизонтальной вспашки: соха, рало и плуг с лемехом из железа.

К IX в. пашенное земледелие у восточных славян стало господствующей отраслью хозяйства.

Совет

Немаловажное значение имело скотоводство (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот). Подсобное значение имели охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Важное место в хозяйстве занимало ремесло, но оно еще не отделилось от земледелия. Археологические раскопки показывают, что широкое распространение получило гончарное и кузнечное дело.

Читайте также:  Городская экономика. особенности национального рынка

Общественные отношения.

В VI-VIII вв. у восточных славян происходил переход от первобытнообщинного строя к феодализму. Феодальные производственные отношения основываются на собственности феодала на основное средство производства — землю и неполной собственности на феодально-зависимого работника.

Последняя стадия перехода от первобытнообщинного строя к феодализму у восточных славян получила название военной демократии. Важнейшие вопросы в жизни каждого племенного союза решались на народных собраниях, так называемых вечевых сходах, которые сохранились у славян и в средневековье. Вече из представителя знатного рода выбирало военачальника, князя.

С течением времени все чаще власть князя становилась наследственной. Следует отметить, что славяне жили в условиях постоянных войн, поэтому с самого начала русской истории роль князя в обществе становится необычайно высокой. Князь нуждался в военной силе, на которую бы мог опереться.

Рост прибавочного продукта позволял князю и племени содержать людей, основным занятием которых стало военное дело. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из княжеских управителей и послов. Они имели особо привилегированное положение, и им стала передаваться общинная земля. Младшие дружинники находились при князе.

В их обязанности входило ведение княжеского хозяйства и управление его двором. Итак, отношения князя и дружины строились на личных связях. Дружина была предана лично князю и не подотчетна народному собранию — вече. При этом князь выступал как «первый среди равных». Он зависел от своих дружинников не меньше, чем они от него. В военное время опорой князя становилось также ополчение.

Оно делилось на «полки» и «сотни». Во главе каждого подразделения стояли тысяцкие и сотские.
Со временем военно-дружинная знать, опираясь на военную силу, стала оттеснять родоплеменную верхушку от власти. В VIII-IX вв. военно-дружинная знать объявляет себя собственником всей общинной земли.

Отныне она существует не за счет военной добычи и добровольный приношений соплеменников, а за счет налога на землю — дани. Дань распределяется между всеми членами военно-дружинной знати. Поэтому важной функцией дружины был сбор дани. Она собиралась с подчиненных князю племен. Походы за сбором дани назывались «полюдье».

Так у восточных славян к IX в. начался переход к феодальным отношениям. Военно-дружинная знать окончательно захватила власть в обществе, общество раскололось на знать, дружину, простых общинников, что вызывало недовольство последних. Необходим был государственный аппарат для поддержания власти военно-дружинной знати.
Города.

Обратите внимание

В IХ в. у восточных славян было не менее 24 больших городов, окруженных крепостными укреплениями. Города обычно возникали у слияния рек, на высоком холме. В IХ в. возник великий торговый путь — «из варяг в греки». Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу.

Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути. Другой важной артерией был Волжский торговый путь, по которому можно было дойти до Каспийского моря, «из варяг в персы».

Благодаря этому торговому пути осуществлялась активная торговля со странами Востока.

Верования восточных славян.

В догосударственный период и в первые века существования Древнерусского государства у восточных славян было широко распространено язычество.
У восточнославянских племен был свой пантеон языческих богов. Славянские боги олицетворяли разнообразные силы и явления природы или отражали социальные и общественные отношения того времени.

У каждого крупного племени были свои, местные почитаемые боги и божества.

Наиболее яркой стороной языческого мира являлись обряды.

С принятием христианства в 988 г. язычество постепенно уступает православию свои лидирующие позиции.

К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально — экономических и политических предпосылок для образования государства:

1) социально-экономические — родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине; произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, происходил постоянный рост городов и внешней торговли; шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина;

2) политические — появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы; с конца VI в. известен союз племён во главе с Кием;

3) внешнеполитические — важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности; проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления на Восточно — Европейской равнине.

В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманнами, викингами, а на Руси — варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами.

Норманнская теория.

Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманнской теории образования Древнерусского государства.

Важно

В наши дни норманнская теория зачастую трактуется следующим образом: всё, что-либо значительное в России создано иностранцами и под руководством иностранцев. Русские к самостоятельному государственному творчеству неспособны.

Итак, сейчас полностью доказана научная несостоятельность норманнской теории, которая объясняет возникновение Древнерусского государства как результат иноземного вмешательства, а не объективных факторов внутреннего развития восточных славян.

Образование государства Русь имело огромное значение, прежде всего, для восточных славян.

Государство обеспечивало им условия для бытия среди других народов в мировой истории, позволило им со временем консолидироваться в уникальный и самобытный русский народ.



Источник: https://infopedia.su/2×5280.html

Восточные славяне в VI – IX вв.: общественное, экономическое и культурное развитие

Взгляды на происхождение славян. Происхождение славян является одной из наиболее дискуссионных проблем в исторической науке.

Кратко суть споров можно свести к двум положениям: 1) славяне являются коренным населением Восточной Европы, ведущими своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности; 2) славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо единого корня, то есть, основа славянской общности полиэтнична. Вопрос этот в науке не решен до настоящего времени.

Но очевидно, было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Однако, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает огромной роли других народов в славянском этногенезе.

Восточные славяне в VI — VIII вв. н.э. Быт, нравы, религия, политическая история. Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов. В VI веке н.э. славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию.

С этого момента можно говорить об окончательном формировании славянского этноса. Многие племена славян переселяются на Балканский полуостров, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевых племён авар в VI — VII вв. отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян.

Западные и восточные славяне разделились в предшествующую эпоху. Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье, местом формирования их этноса явились, судя по всему, области по среднему течению Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польши.

Этнической основой древнерусского государства — Киевской Руси — стали восточнославянские племена, которые консолидировались к середине 1 тысячелетия н.э.

Главным занятием славян было земледелие. На выбранном участке леса славяне сначала рубили деревья и кустарники. Целое лето сохли срубленные деревья, на следующий год сушняк поджигали. Тяжелым суком боронили новое поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и тогда сеяли зерно. Такое земледелие называлось подсечным, или огневым.

Совет

Когда после нескольких урожаев земля истощалась, засеивали новый участок на целине, а старое поле на многие годы забрасывали. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, разводили коров, лошадей, овец. Издавна они использовали железо — применяли железный топор, пахали сохой с железным наконечником (сошником).

Очень важно, что у славян рано развивалось пашенное земледелие — это было огромным шагом в развитии производительных сил. Оно стало по-настоящему возможным лишь после того, как люди овладели производством железа. Вообще изготовление железных орудий ознаменовало собой настоящую революцию в развитии производительных сил.

Появился железный сошник у сохи, плуг; железными топорами расчищали для земледелия лесные поросли.

Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба «жито» произошло от славянского слова «жить».

Славяне занимались также рыболовством и охотой. В лесах по Днепру в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось борью. Славяне занимались бортничеством, собирали мед диких пчел.

Жили славяне родовыми общинами, которые объединялись в племена, в небольших посёлках, часто укреплённых. Во главе племён стояли князья, особенно усилившиеся в период походов на Византию за счёт военной добычи. Ко времени начала второй половины тысячелетия н.э.

восточные славяне, судя по всему, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, переживая период так называемой»военной демократии», который характеризуется впервые ярко проявляющимся социальным неравенством, а также возросшей политической активностью и постоянными военными конфликтами.

В IX веке нам известен ряд походов славян на Византию, в Каспийское море. В основном походы предпринимались водные: сначала сплавлялись по рекам, затем — выходили в море и грабили побережья.

Обратите внимание

По летописям нам известны основные славянские племена этого времени- поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, белые хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене.

Современные историки сходятся на том, что в «Повести временных лет» — откуда происходят наши сведения -повествуется уже не о собственно племенах, а о более высоком типе объединений-союзах племён. Такие формы организации типичны для периода военной демократии и являются, по сути, предгосударственной стадией развития политической организации народов.

Религия славян была языческой. Они поклонялись как обожествлённым силам природы: солнце- Ярило, ветер -Стрибог, гроза -Перун, так и более абстрактным понятиям: небесному огню — Сварогу, прародителям всего живого- Роду и Роде и многим другим богам.

Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, в святилищах, куда посторонние не допускались. Были у славян и человеческие жертвоприношения, правда, осуществлялся этот обряд только в крайних случаях, когда все другие способы воздействия на высшие силы были исчерпаны.

Религия восточных славян несёт следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований и представлений об окружающем мире, так и специфически славянских, возникших во многом под влиянием окружающей среды.

Особенно это проявилось в вере в таких существ, как лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые и т.п.

В целом, можно сказать, что к концу IX века восточные славяне уже стояли на рубеже государственности.

Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя или союз племён станет центром восточнославянского мира и начнёт подчинение других.

Важно

Был возможен и вариант, при котором на территории Восточной Европы могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян.

VI — IX вв. — время, когда в среде восточнославянских племен зарождаются сложные социально-экономические процессы, приведшие к качественному скачку в развитии особой славянской цивилизации: появлению городов, письменности, новой социальной структуры и государства.

Данные археологии, а затем и письменные (византийские и арабские) источники позволяют проследить основные этапы и направления этого процесса в развитии восточнославянского общества. К середине I тысячелетия н.э. селища славян-земледельцев представляли собой патриархально-семейные общины в 150-200 человек.

Отдельные дома общинников концентрировались вокруг площади, где находились мастерские и общинные хранилища. Настоящей революцией стало открытие технологии выплавки и обработки железа (древнейшие известные в Центральной Европе железные изделия относятся к началу I тысячелетия до н.э.).

Читайте также:  В. и. ленин и а. а. богданов

Более позднее появление железа вызвано высокой температурой его плавления — 150°С, достигать которую еще не умели; поэтому в сыродутных печах-домницах восточнославянские умельцы получали сначала насыщенные железом пористые слиткикрицы, которые затем отковывали.

Зато железо, в отличие от меди, встречалось гораздо чаще (в болотных рудах), и производительность железных удин была намного выше каменных и бронзовых изделий, что давало возможность эффективнее вырубать леса и отвоевывать землю под пашню.

После потрясений эпохи Великого переселения народов славяне принесли в лесную зону новый хозяйственный уклад, основанный на пашенном земледелии и широком распространении ржи. Переход с VIII в. к трехпольной системе земледелия (включающей посев яровых, озимых и отдыхающий под паром клин) привел к выделению крестьянских семей, ведущих самостоятельное хозяйство в рамках соседской общины.

Такая перестройка делала сельское население более независимым и мобильным, давала возможность отдельным семьям и их группам выделиться и отправиться на освоение новых земель, что ускорило процессы колонизации славянами Восточно-Европейской равнины. Вся жизнь свободного общинника — людина протекала в рамках общины. Памятник древнерусского законодательства — «Русская Правда» XI-XII вв.

— говорит о том, что общнна – вервь (позднее она выступала в документах под названием «мир») объединяла своих членов круговой порукой. Каждый общинник имел право на надел пахотной земли, который можно было передать по наследству; угодья (выгоны, сенокосы, леса, воды) находились в общем и нераздельном пользовании всей общины. По известным с XIV в.

актам община выполняла важнейшие хозяйственные задачи: регулировала порядок пользования землей, разрешала споры из-за межей — границ надельных полос и занималась раскладкой повинностей между общинниками, т.е. определяла размер вклада каждого в выплатах землевладельцу (если располагалась на территории частных владений — вотчин), в расходах на общинные нужды.

Совет

Решались эти вопросы на общем сходе. Сход избирал (обычно на год) общинные власти — старосту, сотских и десятских; организовывал общие работы, распределял и собирал подати, разбирал споры и ссоры. Такая форма социальной организации оказалась поразительно устойчивой к внешним воздействиям и весьма эффективным средством сохранения традиционного уклада жизни.

Распад родового общества у восточных славян связан и с появлением, начиная с VIII в.

, первых протогородов, которыми становились и центры известных по летописи союзов племенных объединении или княжений полян, северян, кривичей, словен (Киев, Чернигов, Псков, Изборск, Полоцк) и поселения торгово-ремесленного характера на оживленных торговых путях (Старая Ладога, Рюриково городище под Новгородом, Гнездово в 12 км от нынешнего Смоленска).

Новым явлением стала концентрация в таких центрах ремесленных мастерских (кузнечных, ювелирных, гончарных — вместе с появлением в X в. гончарного круга — и др.), владельцев которых можно считать богатыми и уважаемыми людьми. Они владели дорогостоящим вооружением и участвовали в торговых операциях. К X в.

такие центры превращаются в средневековые города с укрепленным детинцем или кремлем в центре, окруженным торгово-ремесленным посадом. Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский, упоминая о вторжениях в империю славян-язычников, живших «в народоправстве», сообщал о выделении славянской знати — рексов и архонтов и о наличии у славян рабов.

Прокопий и другие хронисты называют имена таких восточнославянских князей, как Мезамир, Хильвудий, Лирогаст, которые, переходя на службу, становились в Византии полководцами и администраторами. Вместе с князьями выделяются и профессиональные воины-дружинники, о чем говорят их захоронения IX-X вв.

Ученый-географ и министр почт Арабского халифата ибн-Хордадбех рассказывал в своей «Книге путей и стран» (вторая половина IX в.), как из страны славян купцы «ар-Рус» привозили в Константинополь на кораблях или морским же путем на южный берег Каспия, а далее караванами в столицу халифата Багдад ценные меха и мечи. Ученый-энциклопедист начала X в. ибн-Рустэ знал о наличии у славян городов с искусными ремесленниками, знахарями-жрецами и о ежегодном сборе славянским князем («главой глав») дани с подданных «на свое содержание». По свидетельству еще одного арабского историка X в. аль-Истахри, на территории Восточно-Европейской равнины выделяются три центра русое во главе с «царями»: Куйяба (Киев), Славийа (новгородские словене) и загадочный город Арса (Артания). Появление таких политических образований свидетельствует о попытках государственного объединения восточнославянских союзов племенных княжений.

Таким образом, вторая половина I тысячелетия — это время, когда внутреннее развитие восточнославянских племен привело к появлению первых городов и торговли, усложнению социальной структуры общества, образованию межплеменных союзов и первых политических центров, стремившихся объединить эти племена.

Источник: https://studopedya.ru/2-43058.html

Восточные славяне в 6-9 веках

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв.

славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер.

Существовало 14 объединений восточных славян: поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане, бужане, волыняне, уличи, тиверцы, вятичи, кривичи, радимичи, белые хорваты, ильменские словене. Племенные объединения развивались неравномерно.

Обратите внимание

Наиболее развитыми были поляне (основавшие г. Киев), и ильменские словене (основавшие г. Новгород). Земля полян носила название «Русь». Возможно так называли племя, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне.

По языку славяне относятся к семье индоевропейских народов.

Основным занятием восточных славян было земледелие. В северных, лесистых районах основной системой земледелия была подсечно-огневая. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка, заступ, серп, цепа. В южных, степных районах ведущей системой земледелия был «перелог». Основными орудиями труда были соха, рало, плуг с железным лемехом.

Славяне занимались и скотоводством. Они разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот, В качестве тягловой силы использовали на юге волов, в лесной полосе – лошадей. Было распространено рыболовство, охота, бортничество.

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная (соседская) община. Общинников теперь объединяло не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Владения общины делились на общественные (пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья) и личные (дом, приусадебная земля, скот, инвентарь).

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати. Важные вопросы решались на народных собраниях (вече).

Города стали возникать рано. Обычно они строились на холме и состояли из 2-х частей.

Центральная часть города, защищенная валом, рвом и крепостной стеной, называлась детинец (позднее – кремль) в ней проживали князья, бояре, дружинники.

Вторая часть города – ремесленная – называлась посад, а отдельные его районы – слободами. Города являлись опорными пунктами власти феодалов, ремесленными, культурными и торговыми центрами.

Важно

Через Русь проходили транзитные торговые пути «из варяг в греки» и «из варяг в персы». Караваны купцов начинали свои путь из Балтийского (Варяжского) моря. Первый путь проходил через Ладожское озеро, р. Волхов, о. Ильмень, р. Ловать и далее по Днепру до Черного моря и г. Константинополь. Второй путь переходил на Волгу и по Каспийскому морю доходил до Персии.

Древние славяне были язычниками, у которых сложился свой пантеон богов.

У восточных славян сохранялись пережитки первобытно-общинного строя, главным из которых была кровная месть.

Военная организация и военное дело восточных славян

Военная организация славян строилась по родоплеменному признаку. Военную силу составляло мужское население, которое делилось на тысячи, сотни и десятки. В поход выступало либо все племя, либо отряд наиболее опытных воинов – дружина, возглавляемая князем.

Основой войска являлась пехота. Конница играла вспомогательную роль. Боевое построение славян представляло собой сомкнутые глубокие колонны.

На вооружении воины имели луки и стрелы с железными и бронзовыми наконечниками, мечи, копья, дротики, топоры, тяжелые большие щиты. Широко использовались каменные и глиняные шары диаметром 3-4 см, являвшиеся метательным оружием.

На вооружении славян находились осадные башни, катапульты и тараны. Оружие у славян ценилось очень высоко.

В военном деле славяне часто использовали защитные свойства местности и строили фортификационные сооружения. Со II по VII в. н.э. для обороны от кочевников на юге современной Украины строились так называемые «змиевы валы», протяженностью около 1000 км. Высота валов достигала 10-12 м, ширина – не менее 20 м. Перед ними выкапывались глубокие рвы.

С VI в. славяне использовали в военном деле флот. Славянские флотилии плавали в Черном, Эгейском, Средиземном морях.

Совет

Устройство Киевской Руси
Предпосылки образования древнерусского государства, его организация
Развитие России в конце 16 века, смутное время
Внутренняя и внешняя политика 17 в., вооруженные силы
Экономическое, политическое развитие в 17-19 веках, внешняя политика
Армия в 18-19 веке, общественные движения
Ситуация в России в начале 20 века
Политическое, экономическое развитие России в 20 в, внешняя политика
Оборона, армия СССР после II мировой, гонка вооружений
Внутренняя политика России после 1991 года
Социально-экономическая политика, международные отношения в 90-е гг



Источник: http://biofile.ru/his/13316.html

Социально-экономическое развитие славян



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема: Восточные славяне на территории Украины.

План:

1. Этногенез славян.

2. Социально-экономическое развитие славян.

3. Культура и быт.

Этногенез славян.

В исторической науке одной из важнейших является проблема происхождения народа (этногенез). Её решение даёт возможность определить ареал зарождения этноса, источники его культуры, языка, особенности мышления. То есть, те факторы, без которых не возможно представить движение народа в пространстве и времени.

В І тыс. н.э. в период Великого переселения народов на политическую арену стремительно выходят славяне – одна из основных ветвей древнеевропейского населения. Этногенез славян проходил в форме смешания родственных, соседних и пришлых племён.

Обратите внимание

Первые письменные свидетельства о славянах под именем венедов, антов, склавинов появились в античной литературе в І – ІІ веке н.э. в трудах Плиния Старшего, Тацита, Птолемея. Современные археологи считают, что становление славянского этноса начинается в междуречье Вислы, Днепра, Припяти и Карпатами. Постепенно славяне заселяют всю Восточную Европу и часть Балканского полуострова.

Становление и расселение славянского этноса проходило в период Великого переселения народов и войн, которые сопровождали эти грандиозные перемещения различных племён и народов.

Читайте также:  П. я. чаадаев и его философическое письмо

Большую роль в истории славянства сыграли племена готов, которые в ІV в. стали перемещаться из Прибалтики в Причерноморье. Нашествие готов раскололо славянские племена на венедов, антов, склавинов.

Вскоре готы, сыгравшие огромную роль в жизни славян, раскололись на две ветви: остготы (осели в низовье Днепра) и вестготы (осели между Днестром и Дунаем). В ІV в. готы сами оказались под давлением племён пришедших с Азии – гуннов.

Гунны заселили огромные территории от Дона до Карпат и создали мощное государство, которое стало прямой угрозой Римской империи. Но после смерти вождя гуннов Аттилы, государство гуннов приходит в упадок.

После гибели государства гуннов, славяне уже беспрепятственно смогли заселить к VІІ в. территории Южной Европы, в том числе Балканский полуостров.

Еще одно племя, с которым пришлось воевать славянам – это племя аваров, пришедшее в Северное Причерноморье из Азии. Авары создали на среднем течении Дуная своё государство, которое просуществовало с VІ по VІІІ вв. и погибло под ударами франков и угров. Однако и сам антский славянский союз распался в результате войн с аварами.

Славянская общность распалась на три ветви: западную (поляки, чехи, словаки, сербы), южную (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, черногорцы), восточную (русские, белорусы, украинцы).

На территории современной Украины в VІІ ст.

проживали племена полян (центральная Украина), древлян (северо-западная), северян (северо-восток), уличей и тиверцев (юго-запад), волынян и дулебов (запад).

Социально-экономическое развитие славян.

Важно

В период VІ – ІХ ст. в истории славян происходят глубокие изменения, которые способствовали возникновению в ІХ ст. государства – Киевская Русь.

Социально-экономическая сфера.

Основные занятия славян – земледелие, скотоводство, ремесло. Земледельческие культуры: пшеница, рожь, ячмень, овёс. Использовалась двупольная система земледелия. В обиходе были такие орудия труда как: серпы, косы, мотыги, рала с железными наральниками.

Рост продуктивности труда привёл к распаду родовых общин, возникновению территориальных общин, формированию отдельных семей, которые становились хозяйственными единицами общества.

Начинается социальное расслоение общества — племенная и военная знать всё больше концентрирует в своих руках ценности и богатства, произведенные рабами и обедневшими общинниками.

Постепенно землевладельцы превращаются в феодалов, а свободные общинники в — феодальное зависимое население, что обеспечило предпосылки для возникновения государства.

В ІV – VІІ ст. у восточнославянских племён активно розвиваються ремёсла – кузнечное, ювелирное, гончарное.

Наиболее развитыми были отрасли: добыча железной руды и обработка металла, как раз те отрасли, что определяли уровень развития общества, т.к.

от них зависело состояние двух жизнеобеспечивающих сфер – земледелия и военного дела. Увеличивается ассортимент (более 30 названий), совершенствуется технология.

Совет

В результате развития ремесла, происходит размежевание ремесла и сельского хозяйства, активизация торговли, возникновение «градов», усиление связей среди территориальных общин.

Активно развивается и внешняя торговля с Болгарией, Византией, Хазарским каганатом, это вело к дальнейшему обогащению родоплеменной знати, а так же к необходимости защищать торговые пути и как следствие — к созданию собственной государственности.

Политическая сфера.

Основой общественных отношений славян были племенные союзы. На кануне возникновения Киевского государства существовало 14 крупных племенных союзов. Постепенно с распадом родоплеменных отношений и появлением классов в VІІ – ІХ ст.

происходит объединение племенных союзов.

Так по свидетельствам арабских авторов появляются три центра восточнославянской государственности: Куявия (с центром в Киеве), Славия (с центром в Новгороде) и Артания (Ростово-Суздальская Русь).

Общественные отношения. В V – VІ ст. общественный строй славян находился на стадии распада первобытнообщинных и переход к классовым отношениям. Это был период военной демократии, когда реальная власть принадлежала племенным собраниям, а не племенной знати.

Однако в VІІ – ІХ ст. начинается активний процес создания государства. Этому способствовало:

1. Постоянная военная активность привела к тому, что особую роль начинает играть княжеская власть. Сначала выборная, а затем наследственная.

2. Усиление роли княжеской власти способствовало выделению дружины во главе с князем в особую привилегированную касту.

3. Социальное расслоение общества привело возникновению постоянных органов управления и принуждения.

Культура и быт.

Обратите внимание

Поселения у славян имели площадь 1 – 2,5 га располагались на берегах рек. Жилищем служили полуземлянки или землянки с очагом, а с V ст. – печкой-каменкой. В деревне могло быть от 5 до 70 изб. Деревни находились на расстоянии нескольких километров друг от друга. Керамика была лепною, иногда с узорами.

В связи с частыми набегами хазар строятся укрепленные крепости «грады» — центры ремесла, торговли, племенных сходов, культовых обрядов, а так же место, где можно было укрыться от набегов врага. Одним из самых крупных градов был Киев, основанный в к. V ст. полянскими князьями Кием, Щеком и Хоривом.

Выводы:

Изменения в общественной жизни восточных славян в VІ – ІХ ст., (совершенствование техники и технологий, развитие ремесла и торговли, распад родоплеменных отношений, классовое расслоение) способствовало созданию в ІХ ст.

мощного древнерусского государства.

Дальнейшее становление государственности у славян было закономерным результатом внутренней эволюции общества, хотя не малую роль сыграл внешний фактор: варяги, Хазарский каганат, своей агрессией подталкивавший к консолидации все славянские земли.

Контрольные вопросы:

1. Показать на карте расселение восточных славян.

2. Какие современные народы принадлежат к славянскому этносу?

3. Какую роль для славян сыграли балканские войны?

Литература Основная:

1. Бойко О.Д. Історія України. – К., 2004.

Дополнительная:

2. Давня історія України. – К., 1994.

3. Повість минулих літ. Літопис. – К., 1996.

Источник: https://megapredmet.ru/2-17323.html

Какими характерными чертами отмечено социально-культурное развитие восточно-славянских племен в 6-9вв

ID: 28799

Название работы: Какими характерными чертами отмечено социально-культурное развитие восточно-славянских племен в 6-9вв

Категория: Доклад

Предметная область: История и СИД

Описание: Предки славян принадлежали к древнему индоевропейскому единству. Одним из них и стали славяне. Позднее в славянском массиве возникают западные венеды и восточные анты ветви.

Язык: Русский

Дата добавления: 2013-08-20

Размер файла: 19.3 KB

Работу скачали: 20 чел.

Вопрос№5:Какими характерными чертами отмечено   социально-культурное развитие восточно-славянских  племен в 6-9вв?  

-Хозяйственная деятельность: земледелие, промыслы, скотоводство, торговля.

-Осваивается «путь из варяг в греки».

-Социальный уклад: соседская община.

-Происходит социальное расселение.

-Выделяется племенная знать.

-Религия: язычество.

Первый исторический документ — «Повесть временных лет» монаха Нестора.

Предки славян принадлежали к древнему индоевропейскому единству.  Постепенно среди индоевропейцев выделились родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из них и стали славяне. Позднее в славянском массиве возникают западные (венеды) и восточные (анты) ветви.

В конце 5 в. расселение славян прекратилось: восточная ветвь пришла на Днепр, постепенно расселясь до оз. Ильмень и верховьев р. Оки.

        поляне, древляне основались на правом берегу Днепра и его притоках.

        северяне, радимичи и вятичи — на левом берегу Днепра.

        кривичи — в верховьях Волги и Зап. Двины.

Хозяйственная деятельность основывалась на земледелии, оседлом скотоводстве, охоте, рыболовстве.

Каждое племя имело князя и Вече.

Удобство речных путей послужило тому, что между племенами поддерживались разносторонние связи и облегчено образование единого государства.

В нач. 1 тыс. Славяне жили родовыми общинами.

Важно

Однако достаточно высокое для своего времени развитие земледелия, наличие избыточного продукта привело к тому, что на смену родовой пришла соседская община, единство которой поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

С 6 в.

— процесс расслоения родовых отношений. Проявление имущественного неравенства, развитие продуктообмена вели к образованию отдельных  социальных групп. В 6-8 вв. появляются первые объединения восточных славян.

Язычество

Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов, включавший как местных, так и общеславянских богов.

Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства — Велес, бог огня — Сварог, бог грозы и войны — Перун, богиня земли и плодородия — Мокошь.

Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов.

Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун — бог грозы и войны — становится главным богом славянского пантеона.

Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Священным считался домашний очаг или печь как символ семьи. Огню молились обычно под овином, в котором сушилось зерно.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота.

Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека — рождение, свадьба, смерть.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами земляных насыпей — курганов.

Совет

Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.

Главным занятием восточных славян в известную нам эпоху было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами. Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы, тем более, что во внешней торговле особенно с развитыми странами Востока и Византией, особую роль играл именно экспорт различного пушного зверя, которым в ту пору был богат не только славянский север, но и более южные земли.

Славянские посёлки были невелики – от одного до пяти дворов. Населённые пункты в несколько десятков домов были, по-видимому, редким исключением.

Жизнь среди лесов и болот была нелегкой. Прежде чем срубить дом, нужно было найти сухое и сравнительно открытое место и расчистить его. Первоначально славянские поселки были редкими островками среди «лесного моря». Их жители вели хозяйство, применяясь к окружающим условиям. Главное место среди их занятий занимало земледелие.

но в VII в. славяне еще не знали ни двуполья, ни трехполья. У славян господствовала пере ложная (в лесостепях) и подсечно-огневая (в лесах) системы земледелия. При переложной системе на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения.

После этого участок забрасывали на 2 – 4 года, вплоть до полного восстановления травяного покрова. При лесном перелоге земля отдыхала 10 – 15 лет. Подсечно-огневая система названа так потому, что деревья подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затем выкорчевывали и сжигали.

Как и при переложной системе, участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый. Настоящей пахоты не велось – землю лишь рыхлили. Такая организация земледелия вынуждала славян время от времени переходить на новые участки, что делало неизбежным освоение все более отдаленных земель.

Лишь в VIII веке в степных и лесостепных районах наряду с переложным распространилось пашенное земледелие: землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром. В лесной полосе подсека господствовала вплоть до XIII века.

Обратите внимание

Основными сельскохозяйственными культурами были у славян пшеница, ячмень, просо, дававшие высокие урожаи при подсеке и перелоге. С продвижением на север и распространением пашенного земледелия увеличивались посевы ржи и овса, прежде занимавшие незначительное место.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=28799

Ссылка на основную публикацию