Социалистическое право – источники и особенности

Социалистическое право: источники и особенности: система источников социалистического права уже не включала обычное

Система источников социалистического права уже не включала обычное право. Его источниками теперь стали: 1)

произведения марксизма-ленинизма; 2)

революционное правосознание и взгляды теоретиков (например, принципы социалистического права во взглядах ученых); 3)

нормативные акты советской власти (декреты, постановления, узаконения), к которым относятся:

0 Конституции 1918, 1924, 1936 гг.;

0 Гражданский кодекс 1922, 1964 гг.;

0 Уголовный кодекс 1926, 1964 гг.;

0 Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг гражданского состояния; Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. и т.д.;

0 иные акты Советского государства.

Особенности социалистического права: 1)

до 1936 г. акты партии не были источниками права; 2)

социалистическое право не имело иерархии законодательства; 3)

Обратите внимание

юридическая сила нормативных актов зависела от положения издавшего его органа. Наибольшей юридической силой обладали акты Всероссийского съезда Советов (впоследствии — Съезда Верховного Совета СССР).

Основные принципы социалистического законодательства: 1)

приоритет класса пролетариата; 2)

уничтожение личных и политических прав имущего класса; 3)

установление административно-распорядительной системы государственной власти.

Основными источниками установления советской власти являлись: декреты о земле, о мире, решение II Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов «Об отмене смертной казни»; постановления ВЦИК «Об образовании в армии революционных комитетов»; «О переходе власти к Советам»; «Об образовании Рабочего и Крестьянского Правительства»; инструкция «О правах и обязанностях Советов»; «Об организации местного самоуправления» и т.д.

Источники социалистического права в сфере национально-государственного устройства: 1)

Декларация прав народов России; 2)

Резолюция III съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики»; 3)

Договор об образовании СССР и др.

Источниками трудового законодательства и законодательства социального обеспечения являлись: 1)

Положение «О системе оплаты труда»; 2)

Декрет «О восьмичасовом рабочем дне»; 3)

Постановление СНК РСФСР «Об отпусках»; 4)

Кодекс законов о труде 1918 г.; 5)

Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и т.д.

Источники законодательства о развитии экономических отношений Советского государства: 1)

Декрет «О социализации земли»; 2)

Положение «О регистрации торговых и промышленных предприятий»; 3)

законодательство периода нэпа: Декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»; Положение о трестах; Декрет «Об обмене» и др.; 4)

Примерный устав сельскохозяйственной артели, утвержденный СНК СССР и Президиумом ЦИК Союза ССР и т.д.

Основы законодательного регулирования Красной армии: 1)

Декрет «О рабоче-крестьянской Красной армии»; 2)

Декрет «О рабоче-крестьянском Красном флоте»; 3)

Декрет «О принудительном наборе в рабоче-крестьянской Красной армии» и др. 64.

Источник: https://lawbook.online/istoriya-prava/sotsialisticheskoe-pravo-istochniki-28100.html

Cоциалистическое право: его источники и особенности

Система источников социалистического права перестала включать в себя обычное право.

Источниками создания советского законодательства являются:

  1. произведения марксизма-ленинизма;
  2. революционное правосознание и взгляды теоретиков (например, принципы социалистического права во взглядах ученых: «Признание – царица доказательства»; «Право при социализме – зеркальное отражение производственных отношений»);
  3. нормативные акты советской власти (например: декреты, постановления, узаконения).

До 1936 г. акты партии не были источниками права.

Социалистическое право не имело иерархии законодательства.

Юридическая сила нормативных актов зависела от положения издавшего его органа. Наибольшей юридической силой обладали акты съезда Советов. Меньшей, но весьма значительной юридической силой – акты съезда Советов РСФСР.

Основные принципы социалистического законодательства:

  1. приоритет класса пролетариата;
  2. уничтожение личных и политических прав имущего класса;
  3. установление административно-распорядительной системы государственной власти.

Система источников:

  1. Конституции 1918 г., 1924 г., 1936 г.;
  2. Гражданский кодекс 1922 г., 1964 г.;
  3. Уголовный кодекс 1926 г., 1964 г.

    ;

  4. Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг гражданского состояния»; Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. и т. д.

    ;

  5. иные акты Советского государства, изданные в различные периоды строительства коммунизма.

Основные источники установления советской власти:

  1. Декрет «О земле»;
  2. Декрет «О мире»;
  3. решение II Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов «Об отмене смертной казни»;
  4. постановление «Об образовании в армии революционных комитетов»;
  5. постановление «О переходе власти к Советам»;
  6. постановление «Об образовании Рабочего и Крестьянского Правительства»;
  7. Инструкция «О правах и обязанностях Советов»;
  8. постановление «Об организации местного самоуправления» и т. д.

Источники социалистического права в сфере национально-государственного устройства:

  1. Декларация прав народов России;
  2. Резолюция III съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики»;
  3. Договор об образовании СССР и др.

Источники трудового законодательства и социального обеспечения:

  1. Положение «О системе оплаты труда»;
  2. Декрет «О восьмичасовом рабочем дне»;
  3. постановление СНК РСФСР «Об отпусках»;
  4. КЗоТ 1918 г.;
  5. Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и т. д.

Законодательство о развитии экономических отношений Советского государства:

  1. Декрет «О социализации земли»;
  2. Положение «О регистрации торговых и промышленных предприятий»;
  3. законодательство периода НЭПа: Декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»; «Положение о трестах»; Декрет «Об обмене» и др.;
  4. «Примерный устав сельскохозяйственной артели», утвержденный СНК СССР и Президиумом ЦИК Союза ССР и т. д.

Основы Красной армии:

  1. Декрет «О Рабоче-Крестьянской Красной армии»;
  2. Декрет «О Рабоче-Крестьянском Красном флоте»;
  3. Декрет «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянской Красной армии» и др.

Дудкина Л.В. История государства и права России | Кушнир И.В. История государства и права России | Пашкевич Д.А. История государства и права России

Источник: http://5rik.ru/na5/63-23.php

63. Cоциалистическое право: его источники и особенности

Система источников социалистического права перестала включать в себя обычное право.

Источниками создания советского законодательства являются:

1) произведения марксизма-ленинизма;

2) революционное правосознание и взгляды теоретиков (например, принципы социалистического права во взглядах ученых: «Признание – царица доказательства»; «Право при социализме – зеркальное отражение производственных отношений»);

3) нормативные акты советской власти (например: декреты, постановления, узаконения).

До 1936 г. акты партии не были источниками права.

Социалистическое право не имело иерархии законодательства.

Юридическая сила нормативных актов зависела от положения издавшего его органа. Наибольшей юридической силой обладали акты съезда Советов. Меньшей, но весьма значительной юридической силой – акты съезда Советов РСФСР.

Основные принципы социалистического законодательства:

1) приоритет класса пролетариата;

2) уничтожение личных и политических прав имущего класса;

3) установление административно-распорядительной системы государственной власти.

Система источников:

1) Конституции 1918 г., 1924 г., 1936 г.;

2) Гражданский кодекс 1922 г., 1964 г.;

3) Уголовный кодекс 1926 г., 1964 г.;

4) Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг гражданского состояния»; Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. и т. д.;

5) иные акты Советского государства, изданные в различные периоды строительства коммунизма.

Основные источники установления советской власти:

1) Декрет «О земле»;

2) Декрет «О мире»;

3) решение II Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов «Об отмене смертной казни»;

4) постановление «Об образовании в армии революционных комитетов»;

5) постановление «О переходе власти к Советам»;

6) постановление «Об образовании Рабочего и Крестьянского Правительства»;

7) Инструкция «О правах и обязанностях Советов»;

8) постановление «Об организации местного самоуправления» и т. д.

Источники социалистического права в сфере национально-государственного устройства:

1) Декларация прав народов России;

2) Резолюция III съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики»;

3) Договор об образовании СССР и др.

Источники трудового законодательства и социального обеспечения:

1) Положение «О системе оплаты труда»;

2) Декрет «О восьмичасовом рабочем дне»;

3) постановление СНК РСФСР «Об отпусках»;

4) КЗоТ 1918 г.;

5) Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и т. д.

Законодательство о развитии экономических отношений Советского государства:

1) Декрет «О социализации земли»;

2) Положение «О регистрации торговых и промышленных предприятий»;

3) законодательство периода НЭПа: Декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»; «Положение о трестах»; Декрет «Об обмене» и др.;

Важно

4) «Примерный устав сельскохозяйственной артели», утвержденный СНК СССР и Президиумом ЦИК Союза ССР и т. д.

Основы Красной армии:

1) Декрет «О Рабоче-Крестьянской Красной армии»;

2) Декрет «О Рабоче-Крестьянском Красном флоте»;

3) Декрет «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянской Красной армии» и др.

Источник: http://bookzie.com/book_1979_glava_64_5.9._OBSHHIE_POLOZHENIJA_OB_OB.html

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России История государства и права России

^  советской власти в области социального обеспечения граждан состояли в том, что в октябре 1920 г. по постановлению СНК была полностью отменена плата за топливо, жилые помещения, воду, электричество, пользование почтой, телеграфом, телефоном.

Экономическая сфера общественной жизни страны также стала более социальной: с ноября 1918 г. по Декрету СНК об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства была утверждена обязательная поддержка неимущего населения страны.

Для этого Наркомпрод формировал специальный кооперативный аппарат. В него входили отдельные (местные) единые потребительские общества (ЕПО), к которым прикреплялись все граждане.

Потребительские кооперативы выдавали населению продовольствие и товарные пайки на получение предметов первой необходимости.

^

Система источников социалистического права перестала включать в себя обычное право.

Источниками создания советского законодательства являются:

1) произведения марксизма-ленинизма;2) революционное правосознание и взгляды теоретиков (например, принципы социалистического права во взглядах ученых: «Признание – царица доказательства»; «Право при социализме – зеркальное отражение производственных отношений»);3) нормативные акты советской власти (например: декреты, постановления, узаконения).До 1936 г. акты партии не были источниками права.Социалистическое право не имело иерархии законодательства.Юридическая сила нормативных актов зависела от положения издавшего его органа. Наибольшей юридической силой обладали акты съезда Советов. Меньшей, но весьма значительной юридической силой – акты съезда Советов РСФСР.

^ :

1) приоритет класса пролетариата;2) уничтожение личных и политических прав имущего класса;3) установление административно-распорядительной системы государственной власти.

^ :

1) Конституции 1918 г., 1924 г., 1936 г.;2) Гражданский кодекс 1922 г., 1964 г.;3) Уголовный кодекс 1926 г., 1964 г.;4) Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг гражданского состояния»; Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. и т. д.;5) иные акты Советского государства, изданные в различные периоды строительства коммунизма.

^ :

1) Декрет «О земле»;2) Декрет «О мире»;3) решение II Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов «Об отмене смертной казни»;4) постановление «Об образовании в армии революционных комитетов»;5) постановление «О переходе власти к Советам»;6) постановление «Об образовании Рабочего и Крестьянского Правительства»;7) Инструкция «О правах и обязанностях Советов»;8) постановление «Об организации местного самоуправления» и т. д.

^ :

1) Декларация прав народов России;2) Резолюция III съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики»;3) Договор об образовании СССР и др.

^ :

1) Положение «О системе оплаты труда»;2) Декрет «О восьмичасовом рабочем дне»;3) постановление СНК РСФСР «Об отпусках»;4) КЗоТ 1918 г.;5) Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и т. д.

^ :

1) Декрет «О социализации земли»;2) Положение «О регистрации торговых и промышленных предприятий»;3) законодательство периода НЭПа: Декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»; «Положение о трестах»; Декрет «Об обмене» и др.;4) «Примерный устав сельскохозяйственной артели», утвержденный СНК СССР и Президиумом ЦИК Союза ССР и т. д.

^ :

1) Декрет «О Рабоче-Крестьянской Красной армии»;2) Декрет «О Рабоче-Крестьянском Красном флоте»;3) Декрет «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянской Красной армии» и др.

^

Первые проекты национально-государственного устройства:

1) формирование внутри страны национально-культурных автономий, т. е. государство само по себе должно быть унитарным;2) создание федеративного государства, в состав которого должны войти самостоятельные, суверенные, независимые республики (этот проект получил большую поддержку, и именно эта форма была законодательно закреплена).Декларация прав народов России была принята СНК 2 ноября 1917 г. Она окончательно установила национально-государственного устройства.Декларация провозглашала основной принцип национально-государственного устройства – право наций на самоопределение.Декларация закрепила недопустимость самодержавия как политику натравливания одних народов на другие.

^ :

1) равенство и суверенность народов Советского государства;2) право на самоопределение распространяется вплоть до отделения народов;3) равенство прав народов на свободное развитие;4) все народы признавались равными по своему статусу, отменялись все прежние права и привилегии каких-либо народов.Правом на самоопределение вплоть до выхода из состава России воспользовалась только Финляндия, Польша и другие республики на практике стали полностью зависимыми от центра.Признание права на самоопределение народов было возможно только в отношении республик, в которых утвердилась советская власть. Например, независимость Украины была признана, только после того как она из Украинской Рады стала Украинской Советской Республикой.Декларация утверждала не только право на свободное самоопределение наций, но и право всех народов на вхождение в состав Советской России. Например, в состав России вошла Латвийская Советская Республика.

^ :

1) добровольное волеизъявление нации войти в состав Федерации;2) наличие в желающем вступить субъекте советской системы государственной власти.Основным реальным способом, в результате которого республики заявляли о вхождении в состав Советского государства, был вооруженный захват территорий и установление на них советской власти.Основная задача Декларации прав народов России – создание прочного союза советских народов в борьбе против «империалистско-аннексионистской буржуазии».

Декларация учреждала комиссию по делам национальностей – Народный комиссариат по делам национальностей (его возглавил И. В. Сталин).

^ :

1) суверенные республики;2) автономии (например, на правах автономных республик в состав РСФСР входили Туркестанская автономная республика, Терская автономная советская республика, Кубано-Черноморская и др.).Историческое значение Декларации прав народов России: она стала основой последующего формирования федеративного устройства Советского государства.Законодательное закрепление принципов национально-государственного устройства Декларации произошло с момента принятия резолюции III съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов «О федеральных учреждениях Российской Республики».

^

Идея созвать учредительное собрание возникла в программе-минимум, на II съезде РСДРП.

^  – это должен был быть представительный орган власти, поэтому он получил поддержку всех партий. Особенно широко идея формирования Учредительного собрания распространилась после Февральской революции.

Учредительное собрание было избрано в ноябре 1917 г. первыми всеобщими и повсеместными выборами. Эти выборы назначены еще Временным правительством, однако проводились уже в период победы советской власти, поэтому Учредительное собрание сразу после выборов не было созвано, так как в его составе процент большевиков был очень немногочисленный.

Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 г.Перед началом работы Учредительного собрания появилось постановление ВЦИК от 3 января 1918 г. «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти». Оно законодательно закрепляло власть только одной большевистской партии.

Совет

С момента начала работы Учредительного собрания Ленин предложил принять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Этот проект был отклонен большинством Учредительного собрания.После отклонения «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» В. И. Ленина Учредительное собрание было распущено 6 января 1918 г.

С этого момента функции высшего законодательного органа власти перешли к III Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, который 13 января 1918 г. объединился с III Всероссийским Чрезвычайным съездом крестьянских депутатов.

С этого момента появился единый верховный орган власти Советов – Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.III съезд Советов принял отклоненную декларацию 12 января 1918 г. Декларация окончательно закрепила единоличную власть Советов в стране.

Российская республика стала федеративной, формирующейся на основе всеобщего равенства всех народов России. Федеративное устройство Советского государства предполагало наличие единого верховного органа власти и органов власти в отдельных республиках.

^ :

1) политическая и социальная основа государства – республика Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;2) устанавливались главные задачи Советского государства и общие положения, отражающие суть советской власти;3) основы внешней политики страны;4) основы федеративного устройства.III съезд Советов принял решение о подготовке первой Конституции Советского государства, в основу которой была положена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Советская власть сразу же после официального своего утверждения на III съезде Советов стала устанавливать собственные принципы организации государственной власти и экономики в стране:

1) высший орган власти теперь был Рабочее и Крестьянское Правительство Российской Советской республики (постановление ВЦИК «О новом названии существующей верховной государственной власти»);2) утверждалась национализация государственных богатств: земли и ее недр (Декрет «О социализации земли»).

^

Проект Конституции 1918 г. готовился 4 месяца (апрель—июль 1918 г.). Окончательный текст Конституции принят 10 июля 1918 г. на V съезде Советов.

^ :

1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;2) общие положения Конституции РСФСР (они включали статьи о правах и обязанностях трудящихся, компетенцию ВЦИКа, СНК и т. д.);3) конструкция советской власти (организация советской власти в Центре и на местах);4) активное и пассивное избирательное право;5) бюджетное право;6) о гербе и флаге РСФСР.1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.Социальная основа советской власти – диктатура пролетариата. Политическая основа – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

^  – полная национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности. Конституция устанавливала монополию государства в сфере экономики. Высший Совет народного хозяйства – высший орган в сфере управления экономикой.

Устанавливался срок действия Конституции – переходный период от капитализма к социализму. Государственное устройство РСФСР по Конституции 1918 г. – Федерация. Субъекты Федерации – национальные республики.

^ :

1) всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов – высший орган законодательной власти.

Обратите внимание

Он был временным органом, в период между сессиями работы Съезда обязанности высшего органа власти исполнял Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), избираемый Съездом; ВЦИК – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган, т. е. принцип разделения властей в РСФСР действовал условно;

2) ^  – высший исполнительный орган власти. Он формировался съездом Советов;

3) Совет народных комиссаров. Был подотчетным Правительству РСФСР, в него входили народные комиссары, возглавлявшие отдельные отраслевые народные комиссариаты);

4) областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, их исполнительные комитеты – органы власти на местах (в городах и селах – городские и сельские советы).

Избирательная система по Конституции 1918 г.Активным избирательным правом обладали только представители отдельных социальных групп, «трудящиеся» (пролетариат, крестьяне).

^ :

1) лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли;2) граждане, живущие на «нетрудовые доходы» (от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами и т. п.);3) частные торговцы и посредники;4) представители духовенства;5) служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.Выборы в Советы были многоступенчатыми и основанными на принципах представительства и делегирования, т. е. граждане избирали прямо депутатов в сельские и городские Советы и делегатов на выборы всех последующих уровней.

^ : появилась правовая база для последующего создания советского законодательства и формирования механизма государственной власти и ее структур.

^

Причины создания Вооруженных сил:

1) Декрет о мире от 26 октября (8 ноября) 1917 г. объявил о необходимости вывода русских войск; Декрет о мире повлек заключение Брестского мирного договора (по нему Прибалтика, Белоруссия, Украина, Крым отходили к Германии), который в свою очередь повлек интервенцию стран Антанты;2) начало Гражданской войны.Первая программа по формированию армии Советского государства предполагала отсутствие армии как таковой в стране Советов, где должен был быть установлен вечный мир. В случае же возникновения угрозы со стороны врагов пролетариата предполагалось, что народные массы будут сразу же мобилизоваться по собственному революционному сознанию.В декабре 1917 г. началась полная демобилизация военнослужащих из армии.Была введена выборная система командования Красной армии (Декрет СНК «О выборном начале и об организации власти в армии» от 16 декабря 1917 г.). Одновременно все военнослужащие были уравнены в правах и отменены все чины и звания военнослужащих.Появились солдатские комитеты, которые осуществляли контроль за военными штабами.Декреты «О рабоче-крестьянской Красной армии» и «О рабоче-крестьянском Красном флоте» 1918 г. законодательно подтвердили необходимость создания новой рабоче-крестьянской армии.

Источник: http://userdocs.ru/pravo/643/index.html?page=13

63. Cоциалистическое право: его источники и особенности

Система источников социалистического права перестала включать в себя обычное право.

Источниками создания советского законодательства являются:

1) произведения марксизма-ленинизма;

2) революционное правосознание и взгляды теоретиков (например, принципы социалистического права во взглядах ученых: «Признание – царица доказательства»; «Право при социализме – зеркальное отражение производственных отношений»);

3) нормативные акты советской власти (например: декреты, постановления, узаконения).

До 1936 г. акты партии не были источниками права.

Социалистическое право не имело иерархии законодательства.

Юридическая сила нормативных актов зависела от положения издавшего его органа. Наибольшей юридической силой обладали акты съезда Советов. Меньшей, но весьма значительной юридической силой – акты съезда Советов РСФСР.

Основные принципы социалистического законодательства:

1) приоритет класса пролетариата;

2) уничтожение личных и политических прав имущего класса;

3) установление административно-распорядительной системы государственной власти.

Система источников:

1) Конституции 1918 г., 1924 г., 1936 г.;

2) Гражданский кодекс 1922 г., 1964 г.;

3) Уголовный кодекс 1926 г., 1964 г.;

Важно

4) Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг гражданского состояния»; Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. и т. д.;

5) иные акты Советского государства, изданные в различные периоды строительства коммунизма.

Основные источники установления советской власти:

1) Декрет «О земле»;

2) Декрет «О мире»;

3) решение II Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов «Об отмене смертной казни»;

4) постановление «Об образовании в армии революционных комитетов»;

5) постановление «О переходе власти к Советам»;

6) постановление «Об образовании Рабочего и Крестьянского Правительства»;

7) Инструкция «О правах и обязанностях Советов»;

8) постановление «Об организации местного самоуправления» и т. д.

Источники социалистического права в сфере национально-государственного устройства:

1) Декларация прав народов России;

2) Резолюция III съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики»;

3) Договор об образовании СССР и др.

Источники трудового законодательства и социального обеспечения:

1) Положение «О системе оплаты труда»;

2) Декрет «О восьмичасовом рабочем дне»;

3) постановление СНК РСФСР «Об отпусках»;

4) КЗоТ 1918 г.;

5) Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и т. д.

Законодательство о развитии экономических отношений Советского государства:

1) Декрет «О социализации земли»;

2) Положение «О регистрации торговых и промышленных предприятий»;

3) законодательство периода НЭПа: Декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»; «Положение о трестах»; Декрет «Об обмене» и др.;

4) «Примерный устав сельскохозяйственной артели», утвержденный СНК СССР и Президиумом ЦИК Союза ССР и т. д.

Основы Красной армии:

1) Декрет «О Рабоче-Крестьянской Красной армии»;

2) Декрет «О Рабоче-Крестьянском Красном флоте»;

3) Декрет «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянской Красной армии» и др.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_3970_chapter_64_63.Coialisticheskoe_pravo:_ego_istochniki_i_osobennosti.html

�сточники и особенности советского права. Создание основ советского гражданского права (1917 – 1921 гг.)

Революция 1917 г. дала начало рождению нового государства, нового общества, поэтому должно было появиться новое право для социалистического общества.

Важнейшие источники советского права:

1) Нормативные акты советской власти (обращения, воззвания, постановления, декларации – декреты). Для всех советских нормативных актов было характерно то.

Что они устанавливали лишь общие черты и принципы регулирования, надеясь. Что власти на местах сами разберутся. С 1917 г. по 1921 г.

Совет

было создано мало систематизированных документов: Конституция РСФСР, КЗОТ, КЗАГС, часть УК.

2) Старое законодательное право и инородческое право.

Старое законодательство несло общечеловеческие ценности, его можно было использовать в первое время и оно использовалось до лета 1918 г., т.е.

до принятия Конституции. �нородческое право признавалось, чтобы привлечь на свою сторону другие народы.

3) Революционное правосознание трудящихся. Т.е.

если не находилась нужная норма права для регулирования какой-либо ситуации, следовало руководствоваться революционным правосознанием, совестью, поступать так. Как полезно революции. Это часто приводило к массовому беспределу и разночтениям.

Особенности советского права:

1) Большевики смешивали право и управление. Право предоставляет возможность выбора, а управление – нет. Большевики подменяли право управлением.

2) Право носило ярко выраженный классовый характер. Привилегии для класса трудящихся, ущемления для класса эксплуататоров.

Обратите внимание

3) Праву придавался интернациональный характер.

Права и привилегии трудящихся распространялись на иностранных граждан (трудящихся), попавших на территорию России (в т.ч.

политические права). В свою очередь иностранных граждан из класса эксплуататоров, попавших в Россию, карали.

4) Сама система источников права тоже является особенностью советского права: правосознание народа больше нигде не является источником права.

С 1917 г. по 1921 г. советское государство не принимало кодифицированных актов гражданского права.

С помощью текущих актов ограничивали частную собственность и вводили социалистическую.

Национализация носила тотальный характер, производилась радикальными методами и средствами, шла в 3 этапа:

1) Октябрь 1917 г. – весна 1918 г. Национализирована земля (Декрет о земле), банки, крупные предприятия, железные дороги, подвижной состав, жилые строения в городах.

Важно

2) Весна 1918 г. – красногвардейская атака на капитал. Национализация отраслей (нефтяной, машиностроительной и пр.) и всего, что с ними связано.

3) С осени 1918 г. – национализировалось все, что не было национализировано до этого. Вне государственной собственности разрешалось иметь лишь предприятия, имеющие не более 1 двигателя и не более 5 человек рабочих.

Т.о., купля-продажа, дарение, залог, наследование для национализированного имущества уже не имело актуальности.

Оставалось только управление.

ВСНХ – высший совет народного хозяйства – руководил распределением продукции, выдачей денег, сырья и пр. предприятиям.

Обязательственное право резко сократилось, вдобавок установили государственную монополию на производство товаров первой необходимости: соль, спички, хлеб, ткань и т.п.

Административные методы – распределение (не продажа) товаров первой необходимости. Распределялось все по талонам и карточкам. Одно время денег не было вовсе.

Декрет о распределении товаров питания и первой необходимости (осень 1918 г.). Купля-продажа была заменена на натуральный обмен. Продажа за деньги считалась спекуляцией и жестко каралась.

Займ денег считался ростовщичеством и тоже карался. Максимальный размер дарения был установлен в 10 тыс. рублей.

Совет

27 апреля 1918 г. был принят Декрет об отмене наследования по закону и завещанию и введению наследования по принципу нуждаемости. Т.о. наследство переходило к государству и им распределялось.

Декабрь 1918 г. – Декрет о получении содержания из имущества лиц, объявленных безвестно отсутствующими и признании их умершими. Т.о. 2,5 млн.

военнопленных в австрийском и немецком плену были обобраны и по возвращении домой вынуждены были идти служить в ставшую профессиональной армию.

Все права собственности издателя на авторское произведение признавались недействительными, все архивы и произведения после смерти автора переходили в собственность государства.

Практически все частное право было подменено управлением.

Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 1143 | Нарушение авторских прав

Источник: https://mybiblioteka.su/tom2/8-51537.html

Возникновение и особенности социалистического права

Социалистическая правовая система возникает только в результате социалистической революции, которая независимо от того, к мирной или немирной форме она осуществляется, выражается в революционном взятии государственной власти трудящимися во главе с рабочим классом.

Социалистическая революция изменила экономическое основы жизни общества, посягая на частную собственность как таковую, а не только на отдельные ее формы. Такому глубокому перевороту в экономических отношениях неизбежно соответствовал столь же глубокий правовой переворот.

Речь идет об отмене и признании недействительными всех законов, охранявших и закреплявших существование старых органов государственной власти и старый правопорядок Этот переворот в правовой жизни выступал не как простое отрицание старого права, а как переход к высшему историческому типу права, включающий в себя некоторые старые правовые формы, которые использовались в интересах социалистического строительства.Слом старого права являлся составной частью, результатом и следствием слома эксплуататорской государственной машины. Слом политических учреждений предшествовал и в значительной мере предопределял слом правовых учреждений.

Обратите внимание

Советское право принадлежало к одной из трех основных правовых систем современного мира – к семье социалистического права, являясь ее первым и классическим образованием.

Правовые системы большинства стран, входивших в социалистический лагерь, ранее относились к романо-германской правовой семье, поэтому они сохранили с ней внешнее сходство.

Так, в обеих правовых семьях – и в романо-германской, и в социалистической – норма права всегда понималась как общее правило поведения.

Советская правовая система.

В советской юридической науке утверждалось, что в СССР реализуется принцип верховенства закона в системе источников права. На самом деле иерархия юридических актов выглядела иначе.

В пирамиде системы правовых норм находились правила, исходившие от Центрального Комитета ВКП(б) – КПСС либо от их подразделений – Политбюро (Президиума), Оргбюро, Секретариата, отделов. В силу сложившегося политического обычая эти нормы имели приоритет перед любыми другими правовыми актами.

Значительную конкуренцию законам составляло ведомственное правотворчество. Чтобы замаскировать вопиющие факты попрания авторитета закона, «верхи» стали расширительно толковать понятие «законодательство». Огромная масса циркуляров, правил, регламентов, инструкций сопровождала каждый шаг руководителя и вообще любого специалиста.

Таким образом, собственно законы в реальных правоотношениях оказались вытесненными с верхнего яруса в пирамиде источников права. Этому способствовало то, что самих актов законодательствования было принято очень мало.

Законодательные акты в СССР страдали отсутствием механизма реализации закрепленных в них норм.

Другой негативной чертой советского законодательства была его недостаточная систематизированность, а также труднодоступность нормативных материалов для граждан, учреждений, предприятий и организаций.

Особняком в системе источников советского права стояли судебная практика и обычаи. Следуя традициям романо-германской правовой семьи, советские юристы допускали существование обычного и судейского нормотворчества только в порядке исключения и при обязательном сохранении формального верховенства закона.

Суды, находясь в центре системы уголовной юстиции, выступали как органы расправы, репрессии, а не как органы правосудия, так как законодатель ставил перед всеми органами уголовной юстиции общую задачу борьбы с преступностью. Судьи состояли – практически поголовно – членами «правящей партии». Институт партийной ответственности стал еще одним орудием подрыва конституционной нормы о независимости суда.

Российская правовая система:понятие и характерные черты.

Источник: https://studopedia.net/7_45129_vozniknovenie-i-osobennosti-sotsialisticheskogo-prava.html

Тема 12. Социалистическое право как особый исторический тип права

/. Возникновение и особенности социалистического права. 2. Советская правовая система. 3. Европейские социалистические правовые системы. 4. Правовые системы социалистических государств Азии. 5. Правовая система Кубы. 6. Перспективы развития социалистического права.

1. Возникновение и особенности социалистического права

В течение почти всего XX столетия наряду с другими правовыми семьями развивалась еще одна правовая семья. Речь идет о социалистическом типе права, вызвавшем неодинаковую реакцию – от критики до признания.

Критическая оценка многих принципов и положений социалистического типа права или признание некоторого его сходства (по структуре, понятиям) с романо-германской правовой семьей не помешали видным компаративистам признавать данную систему как реальность, подлежащую сравнительному изучению.

Заслуживают внимания характеристики Р. Давидом социалистического права как разновидности правовых семей.)

Важно

Как справедливо отмечает Ю.А. Тихомиров, после распада Союза ССР и других социалистических государств произошла поспешная:;

перемена в оценках социалистического права. Фактическое его исчезновение дало повод считать данную систему не более чем историческим памятником. И ряд ученых-юристов, оценивая ее в критическом плане, поспешили вести речь о распространении на территорию бывшего Союза ССР принципов, институтов и норм зарубежного права, прежде всего романо-германской правовой семьи.

Другие обнаруживают преемственность в прошлом и настоящем и призывают к формированию новой правовой семьи, в частности славянской. Следует отметить, что фактически многие нормы социалистического права были признаны в России и сохраняют силу до сей поры при соответствии их Конституции.

В ряде стран – Куба, Китай, Северная Корея – действуют социалистические конституции и законы.

Социализм зарождался и строился в странах с разным уровнем экономического и общественного развития, резко различающихся между собой по укладам, историческим и национальным традициям.

Социалистические государства существенно различались территорией, численностью населения, историей правового развития.

Различны были история народов, населяющих эти государства, их религиозные верования и национальные традиции.

Между отдельными социалистическими странами существовали большие различия в экономике, культуре, праве, в путях и методах решения задач социалистического строительства. Эти различия свидетельствовали о разновидностях социалистических правовых систем.

Совет

Различия между социалистическими правовыми системами в основном были обусловлены: способом их возникновения и развития; тем обстоятельством, что они относились к разным этапам строительства социализма; особенностями социалистического пути развития.

В советской юридической науке социалистический тип права рассматривался как исторически наивысшая и последняя ступень в развитии права. Он как бы представлял собой логическое отрицание и антипод эксплуататорских типов права.

В социалистических правовых системах впервые в истории были разработаны юридические формы для таких явлений, как коллективные формы собственности, государственное руководство экономикой, плановое ведение народного хозяйства.

В социалистических правовых системах находили отражение их социальные цели и классовый характер, при этом особо подчеркивалось, что они суть средство выражения и закрепления интересов рабочего класса и всего трудового народа. Цели, на достижение которых направлена правовая система, а также средства их достижения формулировались в принимаемых правовых актах.

Идейную основу социалистических правовых систем составлял марксизм-ленинизм. К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И.

Ленин сформулировали основные характеристики социалистического права: его обусловленность социально-экономическим строем общества; классовость права как возведенной в закон воли экономически господствующего класса, орудия его политической власти; способность права оказывать значительное обратное воздействие на развитие социально-экономических и политических отношений. Они обосновали экономические, политические и идеологические предпосылки необходимости права в социалистическом обществе. Остро критикуя буржуазное право и доказывая необходимость его революционной отмены, они не выступали за ликвидацию в ходе пролетарской революции всякого права вообще. В.И. Ленин писал по этому поводу: «…не впадая в утопизм, нельзя думать, что, свергнув капитализм, люди сразу научаются работать на общество без всяких норм права, да и экономических предпосылок такой перемены отмена капитализма не дает сразу».

Социалистическая правовая система возникает только в результате социалистической революции, которая независимо от того, к мирной или немирной форме она осуществляется, выражается в революционном взятии государственной власти трудящимися во главе с рабочим классом.

Социалистическая революция изменила экономическое основы жизни общества, посягая на частную собственность как таковую, а не только на отдельные ее формы. Такому глубокому перевороту в экономических отношениях неизбежно соответствовал столь же глубокий правовой переворот.

Обратите внимание

Речь идет об отмене и признании недействительными всех законов, охранявших и закреплявших существование старых органов государственной власти и старый правопорядок Этот переворот в правовой жизни выступал не как простое отрицание старого права, а как переход к высшему историческому типу права, включающий в себя некоторые старые правовые формы, которые использовались в интересах социалистического строительства.

Слом старого права являлся составной частью, результатом и следствием слома эксплуататорской государственной машины. Слом политических учреждений предшествовал и в значительной мере предопределял слом правовых учреждений.

Социалистическая правовая система возникла не стихийно, а при воздействии революционной партии. Руководящая и направляющая роль марксистско-ленинской партии являлась главным условием становления социалистической правовой системы.'

Формы (пути) возникновения социалистической правовой системы были самыми разнообразными, в зависимости от конкретного соотношения классовых сил, степени сопротивления эксплуататоров, демократических юридических традиций и других специфических национальных особенностей той или иной страны.

При возникновении и развитии новых, социалистических правовых систем выявились и способы их возникновения, имеющие общее значение: во-первых, посредством создания новых правовых источников; во-вторых, посредством использования старых юридических источников, в которые вкладывалось новое содержание, чем придавалось им новое социальное значение.

На становление зарубежных социалистических правовых систем существенное влияние оказала первая социалистическая правовая система – советская.

Советская правовая система предложила конкретные образцы юридических норм и институтов, которые были восприняты полностью или послужили образцом для создания сходных норм и институтов в других социалистических странах. Такое влияние советского правового опыта нашло свое выражение уже при разработке и создании первых конституционных законов во всех социалистических государствах.

Зарубежные правовые системы являлись разновидностями социалистического типа права, отражающими различные формы реализации общих принципов социалистического права. Они наряду с общими чертами обладали конкретными, своеобразными, национальными свойствами, отличающими их друг от друга.

Победа социалистических революций в ряде стран Европы, Азии и Латинской Америки привела к созданию мировой системы социализма.

Важно

Его развитие сопровождалось совершенствованием правового регулирования отношений между социалистическими государствами.

Социалистическое право регулировало отношения не только внутри одного социалистического общества, но и между социалистическими странами. Оно превращалось в международное явление.

Становление советской правовой системы начинается после победы вооруженного восстания в Петрограде в феврале 1917 г.

и завершается во второй половине 30-х годов, когда государственная собственность безраздельно возобладала в экономике, а большевистская идеология столь же неоспоримо стала господствовать в духовной жизни общества, включая его правосознание.

Такие молниеносные темпы в оформлении принципиально новой правовой системы сопоставимы лишь со скоростью, с какой грандиозные потрясения Be-

ликой французской революции и наполеоновских войн утвердили на Европейском континенте новые правовые институты.

Обратите внимание

Советское право принадлежало к одной из трех основных правовых систем современного мира – к семье социалистического права, являясь ее первым и классическим образованием.

Правовые системы большинства стран, входивших в социалистический лагерь, ранее относились к романо-германской правовой семье, поэтому они сохранили с ней внешнее сходство.

Совет

Так, в обеих правовых семьях – и в романо-германской, и в социалистической – норма права всегда понималась как общее правило поведения. В них сохранялись также прежняя юридическая терминология и старое, досоциалистическое деление права на отрасли.

И тем не менее особенности социалистической правовой системы оказались настолько значительными, что она выделилась из романо-германской правовой семьи и образовала самостоятельную правовую семью – сначала в РСФСР – СССР, затем в странах Восточной Европы (1945–1950 гг.) и на Кубе (60-е годы).

После Второй мировой войны возникла восточноазиатская группа | социалистической правовой семьи – право КНР, Северной Кореи и Вьетнама, – развивавшаяся на основе средневекового китайского права, что обусловило ее своеобразие и особое положение по отношению к европейско-американской группе социалистического права.

Источник: https://studopedya.ru/2-11381.html

Ссылка на основную публикацию