Скифское царство в крыму

Скифское царство в Крыму

На последнем этапе своей истории скифы — это небольшое рабовладельческое государство. Территория его значительно сократилась по сравнению с прежней. Сокращается и число соседей.

Это тавры, потомки киммерийцев, на юге, в Крымских горах, это Боспорское царство на Керченском полуострове и Херсонес — греческий город на западном побережье (около современного Севастополя). Выход из Крыма в степи Украины закрывают сарматские племена.

Ольвия, оказавшаяся на периферии государства, постепенно теряет свое значение, все большую роль в торговле приобретает Херсонес, который скифы пытаются полностью подчинить.

Обратите внимание

Около рубежа нашей эры некоторую роль стали играть тавры, которые оказались втянуты в общую политическую жизнь Крыма и, по-видимому, уже не были такими дикарями, какими их рисовали греческие писатели. Из изучения погребальных памятников степного Крыма ясно виден тесный контакт скифов и тавров.

В погребениях скифов северного предгорья появляется ориентировка, свойственная таврской, и захоронения в скорченном положении[198]. В фунтовых могильниках у села Партизанского и в некрополе Неаполя Скифского встречаются коллективные захоронения, типичные для тавров. Археологами открыто немало коллективных захоронений рядовых скифов.

Это каменные ящики, сооруженные на поверхности земли, содержащие от 10 до 173 костяков. Интересно, что в этих могилах, как правило, отсутствует вооружение. Такие скифские каменные ящики встречаются только в предгорной части, то есть в соседстве с таврами.

Тесные взаимоотношения тавров и скифов сказываются не только в обрядовой стороне погребений, но и в инвентаре. В первые века нашей эры появился новый термин «тавроскифы». Это слово обнаружено на одной из боспорских надписей, что позволяет, по мнению некоторых исследователей, говорить о частичной ассимиляции тавров скифами.

Страбон считал, что такая терминология не отражает истинного положения вещей, а свидетельствует о незнании древними географами этнического состава населения[199].

Мнение Страбона, одного из самых достоверных авторов, к высказываниям которого историки древности прислушивались внимательно, заставляет не считаться с термином «тавроскифы», который как будто предполагает отдельный народ. Но появление этого термина, несомненно, свидетельствует о тесных связях обоих народов.

В Крыму были исследованы многие скифские поселения. Все они в той или иной мере носили античный характер, что сказывается и в системе укреплений, и в постройках.

Наиболее интересным и показательным является Неаполь Скифский — полуварварский-полугреческий город. Заслуживают также внимания исследования турецкого вала и рва, вероятно ограничивавших Крым по линии Перекопа.

Ров в древности соединял Черное и Азовское моря.

Важно

Скифская держава, потеряв значительную территорию и ослабев экономически, тем не менее пыталась вести в Крыму активную политику. Особенно доставалось от них Херсонесу; это заставило его искать поддержку на стороне. В 179 году до н. э.

был заключен договор с понтийским царем Фарнаком, который обещал защищать Херсонес от варваров. В самом конце II века до н. э. Херсонес опять был принужден обратиться за помощью к Понтийской державе. Преемник Фарнака — Митридат VI Евпатор — в 110 году до н. э.

послал в Крым армию под командованием Диофанта, разбившего скифов и тавров. Декрет в честь Диофанта, которым почтили его херсонесцы, упоминает о том, как скифский царь Паллак внезапно напал на город с большим войском. «Он [Диофант] поневоле принял битву, обратил в бегство скифов, считавшихся непобедимыми».

Несколько позднее, когда, как говорится в декрете, скифы, проявив врожденное вероломство, отложились от царя Митридата и изменили соотношение сил, Диофант овладел Керкенитидою и Стенами, которые были захвачены скифами, и приступил к осаде Прекрасной Гавани.

Война, как можно судить по документу, окончилась для скифов печально. Диофант взял Неаполь и Хавеи, полностью разгромил скифское войско и надолго спас Херсонес от скифского нашествия. Победе Диофанта посвятил несколько строк и Страбон.

Тяжелые для скифского царства в Крыму события не привели к его гибели, но создали превосходство греков. Может быть, этим объясняется более решительная позиция Боспора, о чем пишет Страбон. Касаясь взаимоотношений со скифами, он отмечает, что кочевники ведут войны из-за денег.

Они передают свою землю во владение тем, кто хочет ее обрабатывать, и довольствуются получением обусловленной платы, умеренной, необходимой для удовлетворения своих потребностей. Однако с теми, кто им не платит, кочевники воюют. А не платят кочевникам люди, уверенные в своей силе.

Так поступил боспорский царь Асандр (47—17 годы до н. э.), который, по сообщению Гипсикрата, построил на перешейке, поблизости от Меотиды, стену с башнями[200]. Следует помнить, что и сами греческие центры в это время попали в тяжелое положение. Восстание рабов на Бое-поре в 107 году до н. э.

Совет

привело к подчинению всех городов Митридату Евпатору и втянуло античные государства Крыма в борьбу Понта с Римом.

В это время степи были заняты одним из крупнейших племенных объединений сарматов — роксоланами. По-видимому, у них были не враждебные отношения со скифами.

Когда мы говорим о переходе центра и, конечно, части населения скифской державы в Крым, мы не должны забывать о проникновении вместе с ними туда и сарматских племен. Во всяком случае, погребения сарматов встречаются в Крыму. Несомненно, в Крыму происходили и события, описанные Страбоном. «Роксоланы, — пишет он, — воевали даже с полководцами Митридата Евпатора под предводительством Тасия.

Они пришли на помощь Поллаку, сыну Скилура, и считались воинственными. Однако любая варварская народность и толпа легко вооруженных людей бессильны перед правильно построенной и хорошо вооруженной фалангой. Во всяком случае, роксоланы, числом около 50000 человек, не могли устоять против 6000 человек, выставленных Диофантом, полководцем Митридата, и были большей частью уничтожены»[201].

Позднее, судя по тому, что скифы временами властвовали над Ольвией, сарматы не нарушали их кочевий в устье Днепра и возле Ольвии. Правда, защитить Ольвию от Митридата, а позднее от гетов скифы не смогли. Геты разгромили Ольвию в 1 веке до н. э.

, после чего, по желанию скифов, Ольвия была восстановлена, как об этом пишет Дион Хрисостом. Однако теперь новая Ольвия ничем не напоминала богатый и цветущий город прежних лет; была заселена только небольшая часть города. В середине I века н. э.

Ольвия существовала под протекторатом скифов и в знак своей зависимости выпускала монеты с именами скифских царей, Фарзоя и Инисмея, но скифы уже не могли влиять на общую политическую обстановку, и, когда во II веке римляне сочли необходимым включить город в свою империю, они без труда это сделали, разместив там свой гарнизон.

К этому времени скифская держава не могла вести сколько-нибудь самостоятельную политику. При этом иногда скифы проявляли активность и нападали на греческие государства. Так было в середине I века н. э.

, когда скифы вновь осадили Херсонес, которому на выручку отправился Плавций Сильван, римский легат Мезии, заставивший снять осаду.

Едва ли скифы этого времени были в состоянии противостоять римским войскам — лучшей европейской армии того времени.

Обратите внимание

В течение I—II веков н. э. также происходили нашедшие отражение в надписях конфликты между скифами и Боспором. Судя по отрывочным документам, перевес во всех известных случаях оказывался на стороне Боспора.

Скифская держава в первые века нашей эры теряла жизнеспособность. Ее экономика была окончательно подорвана. Пункты, через которые она могла бы вести внешнюю торговлю, были для нее теперь недоступны, последней была захвачена Римом Ольвия.

В это время усиливается давление варваров. По-видимому, большую роль тут сыграла держава Германариха, включившая в свой состав многие племенные объединения Северного Причерноморья.

Вместе с сарматами и праслявянами, оставившими такой памятник, как могильник Харакс[202] в Крыму, проникли в Крым готы. Вероятно, им и следует приписать разрушение в III веке н. э.

Неаполя и других скифских городов на западном берегу Крыма.

Этим была оформлена политическая смерть скифской державы, существовавшей с V, а может быть, и VI века до н. э. до III века н. э.

[198] Троицкая Т. Н. Скифские погребения в курганах Крыма. Симферополь, 1954. С. 14, 15.

[199]Страбон, География, I, 2, 27.

[200]Там же, VII, 4, 6.

[201]Там же, 3, 17.

[202] Смирнов А. П. К вопросу о славянах в Крыму. ВДИ. 1953. № 3. С. 32.

Источник: http://indbooks.in/mirror6.ru/?p=31664

Скифы в истории Крыма и их страна Скифия

опубликовано: январь 2016

Скифы на территории Крыма: ареал и этнический состав

Скифские племена появились в Восточной Европе в VII в. до н. э. Относительно их генезиса ученые выдвигают самые разные версии. Например, что скифы – это народность, произошедшая от населения Причерноморья, обитавшего в конце эры бронзы.

Или – что  эти кочевые племена пришли с азиатской территории. Современные исследования подтверждают версию о европеоидном типе скифов. Известно, что речь кочевников принадлежала к индоевропейским языкам. Если более точно, то к их иранской группе.

На сегодняшний день достоверно известно, что скифы обитали в Крыму с конца VII в. до н.э. Киммерийцы, вероятно, не захотели проливать кровь и добровольно уступили свои земли пришлым кочевникам. Самые старые, обнаруженные историками, памятники скифского периода истории Крыма — две курганные насыпи. Одна из них расположена на Перекопском перешейке, другая — на Темир-Горе, что возле Керчи.

Важно

Ранние скифы (VII–VI вв. до н. э.) — конные лучники, которые наводили страх на Передний Восток. Уничтожая все, что было на их пути, отважные воины доходили даже до Египта. В конце VI – начале V вв. до н. э. их количество в Крыму пополнилось, благодаря выходцам из Евразии. После чего начала формироваться новая Скифия.

В Степном Крыму обитали царские скифы, которые считали себя выше остальных кочевников. Их столицей было городище Ак-Кая (позже – Неаполь Скифский). В V в. до н. э. правители скифов активно занимались военным делом. Однако простые члены их общества все так же кочевали со своими стадами.

Возле Феодосии начинается постепенный переход скифов к оседлому варианту существования. В IV в. до н. э. деревни появляются в степных районах Крыма и на Керченском полуострове. Процесс формирования нового способа жизни связан с резким увеличением количества обитателей крымских земель.

В Присивашье постоянных селений не было. Но там найдены одиночные (реже парные) пещерные захоронения и следы временных стоянок скифов. Таким образом, на данной территории сохранялся кочевой образ жизни.

Большие курганы IV в. до н. э. под Симферополем и Белогорском были местом захоронения скифской аристократии, обитавшей в предгорной части полуострова, которая при жизни держала в своих руках власть в Крыму.

Люди, похороненные там, были рангом ниже правителей всей причерноморской Скифии, но могли претендовать на царский титул. Также известно, что некоторые представители скифской аристократии обитали в столице Боспорского царства.

Там же, в Пантикапее, располагаются их курганы Патиниоти и Куль-Оба.

Скифы практически исчезли с территории Крыма в конце первой трети III в. до н. э. Их обидчики – сарматы – пришли из-за Дона, разрушили сотни населенных пунктов, не пощадили даже обитающих рядом греков.

Казалось, что дни отважных скифских воинов сочтены, но они продолжали удерживать Нижнее Поднепровье и центральную часть крымского полуострова. В 130 гг. до н. э. скифы возвели укрепленное городище Керменчик. В 30–20-х гг. II в. до н. э. во главе Скифского царства на полуострове стоял Скилур.

Совет

Период его правления – это  расцвет позднескифского государства, который ознаменовался покорением Ольвии и владений херсонеситов.

Конец обитания скифов в Крыму связан с ударом, нанесенным Понтийским царством. Но на этом история Скифии не закончилась. Малая Скифия просуществовала в Добрудже до начала IV в. и была уничтожена гуннами.

Внешнеполитические и торговые связи Скифии

Древняя история Крыма – это переплетение взаимосвязей между разными племенами и народами. Уже в середине V в. до н. э. скифы стали союзниками греков. На территории Нимфеи найдено скифское курганное захоронение, похожее на те, которые расположены в Прикубанье. 

Взаимоотношения скифов с эллинами носили переменчивый характер. В 480 г. до н. э. скифы проиграли бой с армией Археонакта. Приблизительно тогда же вокруг античных городов строятся оборонительные сооружения. Вероятно, греки опасались нашествия скифов. И если большие населенные пункты могли себя защитить, деревни подвергались варварским разрушениям.

В начале IV в. до н. э. скифы вместе с Боспорским царством воевали против Феодосии. Во второй половине того же века военное противостояние было уже между недавними соратниками.

Вскоре конфликт прекратился. Спустя несколько десятков лет Скифия помогала Сатиру, пожелавшему сесть на боспорский престол.

Судьба не была к нему благосклонной, и победу одержал его брат Евмел, которого поддержали сарматы.

До скифов в горной части полуострова обитали тавры. Активное продвижение скифских племен, которое усилилось в V–IV вв. до н. э. породило появление так называемых тавроскифов.

Со временем они переселяются в степь и население Горного Крыма значительно сокращается.

Обратите внимание

Та часть тавров, которая не приняла скифские обычаи, вынуждена была отойти в Южный Крым или переселиться в отдаленные лесные районы.

Читайте также:  Административные центры формирующейся государственной власти

Археологи не обнаружили каких-либо денежных знаков, принадлежавших ранним скифам. В Скифии была менная торговля. Чаще всего товары приобретались в античных городах-полисах, куда привозилась греческая керамика, косметика, ткани, вина, стекло, изделия из мрамора и драгоценных металлов.

Дорогая, расписная посуда покупалась зажиточными скифами, а для простых кочевников греки предлагали сравнительно дешевую утварь, в большинстве своем изготовленную в Афинах. Все это скифы могли приобрести за продукты собственного хозяйства или меняя на рабов.

Эллины сильно влияли на скифскую культуру.

С IV в. до н. э. скифы начали торговать зерном. Хлеб поступал в порты Боспорского царства, а потом вывозился в Грецию и Малую Азию. Во время раскопок скифских городов и деревень неоднократно находили античные монеты.

Развитие сельского хозяйства и ремёсел крымских скифов

Основное занятие скифов архаического периода – кочевое скотоводство. Они держали овец и коз. Количество крупного рогатого скота было значительно меньшим. Волы запрягались в возы. Скифы также имели большие табуны лошадей. Племя оставалось на одном месте пока не исчерпывались запасы корма для скота.

С приходом зимы они часто локализовались возле Сивашских озер, вода в которых была пригодной для питья. В зимнее время животным приходилось добывать пищу самостоятельно: они подрывали ледяную корку и ели прошлогоднюю траву. Есть предположение, что летом стада перегоняли в Горный Крым.

Вероятно, так и произошла ассимиляция тавров.

Выше мы вспоминали о том, что наиболее бедные скифы постепенно перестали вести кочевой образ жизни, начали оседать рядом с греческими полисами. Они выращивали зерно, фрукты, держали домашних животных. Скотоводство тех времен носило придомный и пастушеский характер.

Первый вид выращивания скота практически ничем не отличается от существующего в наши дни. Второй примечателен тем, что живность выгонялась на пастбища и находилась там длительный период. Как правило, определенный сезон.

Оседлые скифы имели меньшее количество лошадей, чем их предки-кочевники, и начали активно разводить крупный рогатый скот.

На месте таких поселений найдены пряслица разных размеров, что доказывает существование ткачества.

Орудия труда и оружие скифов соответствует эпохе. Сохранилось немало образцов мечей, наконечников стрел, конской сбруи тех времен, сделанной из бронзы и железа.

Важно

Большинство скифских украшений выполнено в «зверином» стиле, но некоторые из них являются прекрасными источниками для изучения внешнего вида и быта населения Скифии.

Золотые и серебряные произведения искусств изготавливались на заказ, их делали греки.

Быт и религия жителей Скифии

Обычное население архаической Скифии жило в войлочных юртах, которые крепились на повозки. В большие скифские роды обычно входили отдельные парные семьи, которые имели небольшое стадо скота и занимались кочевничеством.

У простых скифов имелись глиняные сосуды, деревянные чаши, кожаные мешки. Реже – кувшины, миски и тарелки. Некоторые керамические изделия они делали самостоятельно, с помощью гончарного круга. Среди артефактов скифского периода истории Крыма часто встречаются греческие амфоры. Кочевники приобретали разлитое в них вино, а потом наполняли молоком, водой или кисломолочными продуктами.

В находках конца VI в. до н. э. все чаще встречаются скифы воинственной наружности. В курганах того времени обнаружены останки крымских варваров, одетых в железные доспехи. Их оружие имело драгоценные украшения, золотой декор. Примерно в этот период истории Крыма зарождалась скифская военная аристократия.

Параллельно возникло два типа скифских поселений. Археологи встречают небольшие хутора, в которых стояло по 2–3 плетенных дома, и целые поселки, расположенные на нескольких десятках гектаров. Вокруг основных жилищ располагались сады и огороды. Каменные дома имели по две-три комнаты, в них не только жили, а и содержали животных. Во дворах скифов располагались ямы для зерна.

В такие хранилища, как правило, засыпали до тонны урожая. Ученым также известны немногочисленные хранилища с большим объемом. Ямы использовались несколько лет, а потом засыпались бытовым мусором. Ненужные вещи также выбрасывались в районе зольников, которые располагались между домами.

Интересно, что эти небольшие холмы одновременно были и святилищами, служившими местом поклонения божествам, оберегавшим быт.

Скромные размеры скифских домов позволяют предположить, что семьи были небольшими. Подросшие сыновья отделялись от родителей и начинали вести собственное хозяйство. В Восточном Крыму найдены курганы того времени. Они располагались рядом с поселениями и служили местом погребения представителей одной семьи.

Совет

Скифские курганы представителей аристократии и небольшие могилы с насыпью простых кочевников и земледельцев, «ящики» и ямы, имеют общую черту – наличие вещей, которые использовались в повседневном обиходе. Это означает, что скифы верили в потустороннюю жизнь. Население крымской Скифии почитало Великую Богиню и мужское божество, которое изображали верхом на коне. У скифов существовал культ меча.

Ранее была написана серия статей о скифских городах-крепостях, расположенных на территории Крыма. Здесь мы не будем рассказывать о них и предложим читателю самостоятельно ознакомиться с уже размещенным материалом.

Таким образом, скифы начали проникать в Крым где-то в конце VII в. до н. э. и обитали на полуострове до III–IV вв. н. э. 

В VII–VI вв. до н. э. все скифы были воинами-кочевниками, но со временем из массы конных лучников отделилась военная аристократия. На территории Крыма жили так называемые царские скифы. Их первой столицей было городище Ак-Кая, позже, в III в. до н. э., появился Неаполь Скифский. 

Пока верхушка общества занималась военными делами, остальные члены племени продолжали кочевать вместе со своими стадами. В IV в. до н. э. крымские скифы начали переходить к оседлому образу жизни, а в первой трети III в. до н. э. они почти исчезли, так как на полуостров пришли сарматы.

Однако им удалось выстоять и Позднескифское государство просуществовало вплоть до прихода готов и гуннов, хотя серьезно ослабло во время военных противостояний с Понтийским царством в конце II века до н. э.

Лучшими источниками для изучения скифского прошлого Крыма являются курганные захоронения и руины укрепленных городищ того времени.

INLIGHT

Источник: http://krymkrymkrym.ru/skify-v-istorii-kryma-i-ikh-strana-skifiya

История.ру

Барельеф с изображением скифских царей Скилура и его сына Палака. IIв. до н.э. С прорисовки Бларамберга.

В IV—II вв. до н. э. многие кочевые скифские племена переходят к оседлому образу жизни и начинают заниматься земледелием.

Исчезают большие укреплённые поселения.

Вместо них на Нижнем Днепре и Южном Буге возникает ряд мелких городков, существовавших наряду с поселениями открытого типа.

Наиболее развитой областью Скифии становится степной Крым.

Обратите внимание

Здесь рядом с постройками, напоминающими кочевую юрту, появляются прочные каменные дома с черепичными крышами, не уступающие домам эллинских колонистов.

Разные типы домов п хозяйственной утвари, а также наличие богатых и бедных погребений в могильниках свидетельствуют о далеко уже зашедшем имущественном расслоении скифского общества.

В результате социального расслоения, развития рабовладения и формирования классов классов во второй половине III в. до н. э. складывается Скифское государство.

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

Наибольшего расцвета оно достигает во II в. до н. э. при царе Скилуре.

Северное Причерноморье в V — II вв. до н.э.

Столицей царства был город Неаполь, основанный, вероятно, Скулуром, на берегу Салгара (около современного Симферополя).

До сих раскопана лишь небольшая часть Неаполя, но и то, что вскрыто, показывает, что это был значительный по размерам город с густо застроенными кварталами, с мощными оборонительными сооружениями.

Стены Неаполя были построены из каменных глыб, связанных глиняным раствором.

Население города занималось земледелием о скотоводством; в жилых кварталах найдено много жерновов и зерновых ям с остатками пшеницы, ячменя, проса, а также большое количество костей домашних животных.

В городе существовало местное гончарное производство. Многочисленные предметы из Афин, Родоса, Египта, Пергама, Синопы, причерноморских городов указывают на развитие торговли. Наряду со скифами в городе жили и эллины.

Царь Скилур начал чеканить монету со своим именем; надписи на монетах .были сделаны uo-гречески и изображения имели чисто греческий характер —это должно было обеспечить монете Скилура хождение в эллинском мире.

Важно

Важное значение для изучения скифской культуры II в. до н. э. имеет расположенный в Неаполе рядом с городской стеной склеп-мавзолей, в котором сохранилось до 70 погребений скифской знати. Эти погребения очень богаты: в них найдено свыше 1 300 золотых украшений.

В архитектуре, строительной технике, живописи, орнаменте украшений много самобытных скифских черт.

Потребность в новых землях для полей и пастбищ, которая чувствовалась особенно настоятельно ввиду постоянного притока новых скифских племён из степей Северного Причерноморья, откуда их вытесняли сарматы, стремление скифских царей подчинить своей власти ближайшие центры торговли с внешним миром — всё это толкало Скифское царство к завоевательной политике, ближайшим объектом которой становятся Ольвия и Херсонес.

Источник: http://www.istoriia.ru/i-tysyacheletie-do-n-e-seredina-i-tysyacheletiya-n-e/skifskoe-carstvo-v-krymu.html

Читать

Алексей Смирнов

Скифы

Почему скифы?

Время скифов — это блестящий период нашей древней истории.

Именем этого народа назван период, охватывающий около пяти веков, в течение которого на территории Восточной Европы, Средней Азии и Южной Сибири в развитии общества произошли изменения первостепенного значения. Это время совпадает с возникновением и развитием античных государств Греции, сыгравших огромную роль в сложении европейской цивилизации.

https://www.youtube.com/watch?v=3pKP51JoNBU

Скифы были тесно связаны с греческим миром. Однако след в отечественной истории они оставили не только потому, что были посредниками в распространении греческой культуры на нашей территории.

Они сами создали высокую для того времени культуру, влияние которой сказалось на огромных пространствах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии.

Скифская держава, включавшая не только степи Северного Причерноморья и Крым, но и племена, населявшие лесостепную область, явилась звеном культурных и торговых связей между Передней и Средней Азией и Европой.

Скифы вовлекли в жизнь того времени, приобщив к передовым цивилизациям древности, даже Средний и Северный Урал и Приуралье. На стойбищах, расположенных на далеком Севере, встречаются вещи, созданные местными мастерами по античным образцам.

В области распространения ананьинской культуры, приписываемой предкам удмуртов, мари и коми, встречается много изделий из Ольвии и других мест Северного Причерноморья и раннеантичного и римского времени. Многие вещи, найденные под Пермью, повторяют скифские образцы[1].

Здесь находят предметы из области, где жили савроматы, и с далекого Кавказа[2]. Отсюда на юг, в область передовых государств того времени, шли ценные меха. Эти направления торговых связей сохранились и в последующее время, включая Средневековье. Приуралье оказалось связанным и с Центральной Европой.

Вещи гальштатского[3] типа из Центральной и Западной Европы проникают до Кавказа. С другой стороны, и изделия мастеров Передней Азии доходят до Западной Европы. В этих взаимных обменах основную роль играли скифские племена.

Отсюда ясно значение скифов в общеевропейском историческом процессе.

Совет

Скифское государство, втягивая окрестные племена в торговые связи, содействовало и развитию общественных отношений и культуры. Культурные связи возникли несколько раньше, в эпоху поздней бронзы и в киммерийское время, но культурное общение народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при скифах.

Может быть, покажется парадоксальным, но походы скифов с целью грабежа и захвата пленных, обращаемых в рабство, способствовали развитию строя военной демократии, выделению и укреплению положения племенной аристократии у ряда народов.

Несомненно, произведения скифских ремесленников, обладавших высокой по тому времени техникой, содействовали развитию техники на периферии скифского мира.

Без особого преувеличения можно сказать, что в истории цивилизации следующее место за греками и римлянами занимают скифы и кельты. Эти народы определили расцвет варварской Европы и наложили отпечаток на ее дальнейшее развитие.

Вот почему история скифов, их культура представляют для нас огромный интерес, хотя ни один из современных народов и не является их прямым наследником.

Легенды

Беря в руки пожелтевший документ или читая книгу, вышедшую 150—200 лет назад (не говоря уже о более старых), испытываешь почтительное чувство прикосновения к прошлому, сопричастности к истории.

Легко понять тех, кто предпочитает читать книги в их первом издании.

Мы не имеем возможности предложить читателю ознакомиться с первоизданием, чтобы в полной мере ощутить «аромат времени», но мы надеемся, что 2500 лет достаточно большой срок, чтобы вызвать интерес и внимание к ниже приводимому тексту.

«Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошел следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитай; родителями этого Таргитая они называют, по моему мнению, неверно, Зевса и дочь реки Борисфена.

Такого происхождения был, по их словам, Таргитай, а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали-де с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.

Обратите внимание

Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось. По его удалении подошел второй, но с золотом повторилось то же самое.

Читайте также:  Стратегическая оборона 1941 г. битва за москву

Таким образом, золото, воспламеняясь, не допускало их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство.

И вот от Липоксая-де произошли те скифы, которые носят название рода авхатов; от среднего брата Арпоксая — те, которые называются катиарами и трапиями, а от младшего царя — те, что называются паралатами; общее же название всех их — сколоты, по имени одного царя; скифами назвали их эллины.

Так рассказывают скифы о своем происхождении; лет им с начала их существования, или от первого царя Таргитая до похода на них Дария, по их словам, круглым счетом не более тысячи, а именно столько»[4].

Легенду эту сохранил для нас Геродот, древнегреческий ученый, именовавшийся «отцом истории». Отметим, кстати, что это почетное звание признается за ним и до сих пор. Родился он около 484 года, а умер около 425 года до н. э.

Есть веские основания предполагать, что он во время своих путешествий посетил Северное Причерноморье, скорее всего город Ольвию (на берегу Буго-Днепровского лимана), и мог близко наблюдать жизнь скифов. Таким образом, его сведения — это в какой-то степени свидетельство очевидца.

Вероятно, в Ольвии Геродот и записал приведенную легенду, хотя и не поверил ей. Сообщив еще кое-какие сведения о скифах и их стране и вновь напомнив, что все вышеизложенное рассказывают о себе скифы, Геродот пишет: «…а живущие на Понте (то есть на Черном море. — А. С.

) эллины повествуют…»[5] — и далее излагает вторую легенду. Послушаем.

«Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в страну, которую занимают скифы и которая тогда еще не была населена… и так как его застигла вьюга и мороз, то он закутался в львиную шкуру и заснул, а в это время его лошади каким-то чудом на пастбище исчезли».

Читатель сразу отметит несообразность: Геракл гнал быков, а пропали у него лошади. Это не должно смущать: в мифах о богах и героях еще и не такое бывает. А может, тут виноваты и не мифы и не Геродот, а переписчик труда Геродота, который был не столь внимателен, как читатель. Продолжим изложение легенды.

«Проснувшись, Геракл стал искать их и, исходив всю землю, пришел, наконец, в так называемое Полесье; тут он нашел в пещере смешанной породы существо, полудеву и полуехидну, у которой верхняя часть тела от ягодиц была женская, а нижняя — змеиная.

Важно

Увидев ее и изумившись, Геракл спросил, не видела ли она где-нибудь заблудившихся кобылиц; на это она ответила, что кобылицы у нее, но что она не отдаст их ему прежде, чем он не сообщится с нею; и Геракл сообщился-де за эту плату, но она все откладывала возвращение лошадей, желая как можно дольше жить в связи с Гераклом, тогда как последний желал получить их и удалиться. Наконец она возвратила лошадей со словами: “Я сберегла тебе этих лошадей, забредших сюда, и ты отплатил мне за это: я имею от тебя трех сыновей. Расскажи, что мне делать с ними, когда они вырастут; поселить ли здесь (я одна владею этой страной) или отослать к тебе?” Так спросила она, а Геракл, говорят, сказал ей в ответ: “Когда ты увидишь сыновей возмужавшими, поступи лучше всего так: посмотри, который из них натянет вот так этот лук и опояшется по-моему этим поясом, и тому предоставь для жительства эту землю, а который не в состоянии будет выполнить предлагаемой мною задачи, того вышли из страны. Поступая таким образом, ты и сама останешься довольна и исполнишь мое желание”.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=173898&p=26

Скифы в Крыму. Краткая история прибывания Скифов в Крыму

Скифы — величайший конгломерат племён, общность культуры которых, и, по мнению академика Бориса Пиотровского, прослеживается от Дуная на западе до Великой Китайской Стены на востоке.

Их поразительно одинаковые предметы конского снаряжения, железные короткие мечи – акинаки, трёхгранные наконечники стрел и украшения обнаружены на огромном пространстве между 40-й и 50-й параллелями, протянувшимся более чем на 7000 км. Этот широкий коридор между западом и востоком функционировавший в середине I тысячелетия до н.э.

подготовил знаменитый «шёлковый путь», который существовал до XV века и проходил от Средиземного моря через Иран, Среднюю Азию до берегов реки Хуанхэ.

Скифы просуществовали свыше тысячи лет и на заключительном этапе своей истории, когда границы их царства значительно сузились, обосновались в Крыму со столицей в городе Неаполе, руины которого находятся на окраине нынешнего Симферополя. В VII-IV вв.до н.э. центром скифского государства было городище на месте современного села Каменки Никопольского р-на днепропетровской обл. Ныне Каменское городище- памятник археологии международного значения.

Под ударами сарматов Скифия распалась, часть скифов обосновалась в Крыму. Центром познескифского государства (III в.до н.э.) становится Неаполь скифский, построенный на плато Петровских скал над долиной реки Салгир (юго-восточная окраина Симферополя). Этот город находится на скрещении основных торговых путей, проходивших через полуостров. Ему подчинилась и приднепровская Скифия.

Неаполис, как, впрочем, и многие другие древние памятники, был обнаружен случайно. На Керменчике (так в средние века называлась местность, некогда занимаемая столицей поздних скифов) был устроен в начале XIX века каменный карьер.

В 1827 году при очередной выборке камня были найдены рельеф скифа – всадника и мраморные щиты с надписями ( в последствии ученые установили, что на плитах высечены имя скифского царя X Скилура их посвящения богам Зевсу и Афине). Счастливый случай спас их для науки.

Совет

Затем последовали новые открытия: на Неаполе обнаружили клад римских монет и плиту с рельефом двух всадников.

Планомерное археологическое изучение столицы познескифского государства началось после окончания войны. Раскопки производились тавро-скифской экспедицией Академии наук СССР под руководством П.Н.Шульца с 1945 по 1959 гг.

В результате исследований открыты главные ворота города и южная оборонительная стена, мавзолей скифской знати с захоронением – предположительно – царя Скилура и его сына Палака, развалины общественного здания с фресками, обширное зернохранилище.

Плиты с рельефами, образцы штукатурки с росписью, украшения, бусы и предметы быта, найденные в Неаполисе, хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Учитывая неослабевающий интерес к древнему Неаполю, в Симферополе создан музей истории столицы поздних скифов, где экскурсанты смогут увидеть замечательные ювелирные изделия, дорогое оружие, богатую посуду и др. шедевры, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Скифское золото, которое имело огромный успех на выставках в США и западной Европе, представлено знаменитой вазой с изображениями, иллюстрирующими греческий мифологический рассказ о начале скифского царства, массивной шейной гривной, подвеской богини Афины, фиалой и обкладкой ножен меча, извлечёнными ещё 1830 году из кургана «Куль-Оба» близ г.

Керчи, золотым оленем из Прикубанья, некогда украшавшем щит война и представляющим собой классический пример характерного для скифов: так называемого звериного стиля; золотым гребнем со сценой боя скифов со львами из кургана «Солоха»; серебряной амфорой и золотой пекторалью из кургана «Толстая могила»; нагрудными украшениями из кургана «Большая Близница», что на Тамани…

Восстановить картину жизни столицы скифов на протяжении шести веков помогут интерьеры жилищ, предметы повседневного обихода и утвари, облачения скифских воинов, художественная роспись с показом играющего на лире музыканта, сцены охоты на кабана, всадника, внутренний вид мавзолея с полностью реконструированным погребением царя Скилура…

Обратите внимание

Да, это будет музей, притягательная сила которого, распространяется на многие миллионы экскурсантов. Неаполь скифский прекратил своё существование в III веке н.э., когда само государство Скифия или как называли его античные авторы «Царство Атея» было уничтожено вторгшимися в Крым кочевыми племенами сарматов, аланов и готтов, захваченными огромным водоворотом Великого Переселения народов.

Источник: demirdji.ru

Фото природы и гор Крыма 

Экскурсионные туры, походы, отдых в Крыму, активные туры

Назад в раздел

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Из Бахчисарая в Ялту — такой плотности туристических объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Вас ждут горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории, открытия и дух приключений… Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа удивляет.

Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.

Источник: https://www.svastour.ru/articles/puteshestviya/rossiya/krym/skify-v-krymu.html

Всемирная история. Энциклопедия (1956-1965). Скифское царство в Крыму

Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Скифское царство в Крыму

В IV-II вв. до н. э. многие кочевые скифские племена переходят к оседлому образу жизни и начинают заниматься земледелием. Исчезают большие укрепленные поселения. Вместо них на Нижнем Днепре и Южном Буге возникает ряд мелких городков, существовавших наряду с поселениями открытого типа. Наиболее развитой областью Скифии становится степной Крым.

Здесь рядом с постройками, напоминающими кочевую юрту, появляются прочные каменные дома с черепичными крышами, не уступающие домам эллинских колонистов. Разные типы домов и хозяйственной утвари, а также наличие богатых и бедных погребений в могильниках свидетельствуют о далеко уже зашедшем имущественном расслоении скифского общества.

В результате социального расслоения, развития рабовладения и формирования классов во второй половине III в. до н. э. складывается Скифское государство. Наибольшего расцвета оно достигает во II в. до н. э. при царе Скилуре. Столицей царства был город Неаполь, основанный, вероятно, Скилуром, на берегу Салгира (около современного Симферополя).

До сих пор раскопана лишь небольшая часть Неаполя, но и то, что вскрыто, показывает, что это был значительный по размерам город с густо застроенными кварталами, с мощными оборонительными сооружениями. Стены Неаполя были построены из каменных глыб, связанных глиняным раствором.

Население города занималось земледелием и скотоводством; в жилых кварталах найдено много жерновов и зерновых ям с остатками пшеницы, ячменя, проса, а также большое количество костей домашних животных. В городе существовало местное гончарное производство. Многочисленные предметы из Афин, Родоса, Египта, Пергама, Синопы, причерноморских городов указывают на развитие торговли.

Наряду со скифами в городе жили и эллины. Царь Скилур начал чеканить монету со своим именем; надписи на монетах были сделаны iio-гречески и изображения имели чисто греческий характер — это должно было обеспечить монете Скилура хождение в эллинском мире.

Барельсф с изображением скифских царей Скилура и его сына Палака. II в. до н. э. С прорисовки Бларамберга.

Важно

Важное значение для изучения скифской культуры II в. до н. э. имеет расположенный в Неаполе рядом с городской стеной склеп-мавзолей, в котором сохранилось до 70 погребений скифской знати. Эти погребения очень богаты: в них найдено свыше 1 300 золотых украшений. В архитектуре, строительной технике, живописи, орнаменте украшений много самобытных скифских черт.

Потребность в новых землях для полей и пастбищ, которая чувствовалась особенно настоятельно ввиду постоянного притока новых скифских племён из степей Северного Причерноморья, откуда их вытесняли сарматы, стремление скифских царей подчинить своей власти ближайшие центры торговли с внешним миром — всё это толкало Скифское царство к завоевательной политике, ближайшим объектом которой становятся Ольвия и Херсонес.

Ольвия в IV-II вв. до н. э.

В IV-III вв. Ольвия и Херсонес продолжали оставаться самостоятельными полисами. На периферии Ольвии и раньше имело место взаимодействие эллинов и скифов и даже сложилось смешанное (миксэллинское) население. Теперь это взаимодействие можно проследить в самом городе. Оно нашло отражение в материале ольвийских некрополей. Весьма симптоматично, что примитивная лепная керамика воспроизводит античные формы, а керамика, сделанная на гончарном круге, воспроизводит формы скифские. Переплетение эллинских и местных элементов заметно и в области прикладного искусства. О росте значения местных элементов говорят и негреческие имена, которые встречаются в ольвийских надписях.

Во второй половине IV в. в Ольвии обостряются внутренние противоречия и социальная борьба. Во время осады города Зопирионом в 331 г. до н. э. правящая олигархия Ольвии вынуждена была пойти на уступки требованиям народных масс: была произведена кассация долгов, для пополнения войска были освобождены рабы и наделены гражданскими правами чужеземцы. Только благодаря этому удалось отстоять Ольвию от врага.

Данные археологии показывают, что в III-II вв, ольвийское ремесло достигает высокого технического совершенства. Быстро развивается керамическое производство: процент местной керамики по сравнению с привозной заметно повышается. Все металлические предметы, употреблявшиеся в быту и в производстве, вырабатывались на месте. Высокого уровня развития достигли также строительное дело и архитектура, об этом свидетельствуют зрелые приёмы в планировке города и его благоустройство. Город имел крепостные стены с башнями, общественные житницы, два рынка, склады для товаров в гавани, мастерские для ремонта судов, причалы. Улицы были замощены каменными плитами и снабжены водосточными канавами.

Читайте также:  Этапы истории культуры русского средневековья. характерные черты российского развитого феодализма

Во внешней торговле Ольвии Афины отходят на задний план, зато укрепляются связи с эллинистическим Востоком — Пергамом, Египтом, с островами Эгейского моря — Родосом, Фасосом, с городами Южного Причерноморья — Синопой, Гераклеей и т. д.

Развитие рабовладельческого производства и товарно-денежных отношений в Ольвии сопровождалось теми же явлениями, что и в других греческих полисах: происходят усиленная концентрация земли и массовое разорение крестьянства, рост ростовщичества и задолженности значительной части гражданского населения. Чтобы предотвратить возможность демократических переворотов, богатые граждане уделяли часть своих средств на нужды города и подачки беднейшим слоям граждан.

Внутренние противоречия в Ольвии усугублялись внешними затруднениями. Натиск сарматов с востока привёл в движение скифские племена. Предводители кочевых племён требовали с Ольвии «даров», и городу приходилось не только откупаться от них дарами, но временами даже платить им дань. Бессильная бороться с возрастающим напором кочевников, Ольвия в середине II в. до н. э. подчиняется власти Скилура и начинает чеканить его имя на своих монетах.

Совет

Скифы были заинтересованы в существовании Ольвии как ремесленного и торгового центра в составе их царства. Прежний металлургический центр скифов на Днепре (Каменское городище) находился теперь вне владений крымских скифов, а их военное дело требовало большого количества металлических изделий. Вероятно, подобно тому как монетный двор Ольвии использовался для чеканки монеты Скилура, ремесленные мастерские Ольвии должны были удовлетворять нужды скифского войска.

Подчинение Ольвии было выгодно не только Скифскому царству, но в некоторых отношениях и самим гражданам Ольвии. Оно избавляло Ольвию от набегов кочевников и уплаты им дани. Жители Ольвии — ольвиополиты, как подданные скифского царя, могли пользоваться преимуществами в торговле с Неаполем, что отвечало торговым интересам ольвийской знати. Царство Скилура было первым местным государственным образованием Северного Причерноморья, которое подчинило своей власти эллинскую колонию.

Херсонес и его борьба со скифами

В отличие от Ольвии Херсонес упорно сопротивлялся скифам. Если в жизни Ольвии большую роль играли торговля и ремесло, то Херсонес был, в первую очередь, земледельческим поселением. Он обладал значительной территорией, расположенной в основном на Гераклейском полуострове (к югу от Севастопольской бухты). Эта территория распадалась на участки (клеры), принадлежавшие отдельным гражданам. В настоящее время одиниз клеров удалось обследовать археологически. Общая площадь этого клера — около 30 га. В центре его находилась усадьба. Клер делился, в свою очередь, на большое количество мелких участков (до 39), имевших различное хозяйственное назначение: виноградники, поля, сады ц подсобные участки. Виноградники и сады занимали больше половины площади клера. Это показывает, что сельское хозяйство Херсонеса имело в основном интенсивный характер.

Во второй половине III в. до н. э. скифы начинают теснить Херсонес. Для обороны от внешних нашествий в юго-восточной части города строится стена, которая должна была защищать портовую часть города, расположенную у современной Карантинной бухты. Кроме того, Херсонес обратился за помощью к Боспорскому царству. Боснор, однако, находился сам в состоянии упадка и не мог оказать достаточно действенной помощи. В 80-х годах II в., возможно через свою метрополию Гераклею, Херсонес сблизился с понтийским царём Фарнаком, стремившимся выставить себя защитником эллинских городов против окрестного варварского населения.

В 179 г. до н. э. между Херсонесом и Фарнаком был заключён специальный договор, фрагмент которого сохранился в херсонесской надписи. Этот договор был направлен против скифов: Фарнак обязался помогать Херсонесу, если соседние варвары нападут на город или подвластную ему территорию. Херсонесу договор был полезен; насколько можно судить при скудости источников, город на протяжении нескольких десятилетий пользовался относительным спокойствием. Наступление скифов возобновилось в конце II в. до н. э. К 110- 109 гг. владения Херсонеса на северо-западном берегу Крымского полуострова — Керкинитида, Прекрасная гавань — оказались под властью скифов. Продолжая своё наступление, скифы подошли почти к самому городу. Одновременно усилились нападения на Херсонес других его соседей — тавров. В этот критический момент херсонесцы прибегли к крайним мерам: они снова обратились за помощью к Понту, однако теперь уже не на основе союзнических отношений, как предусматривалось договором 179 г., а на условиях признания зависимости от понтийского царя Митридата VI, которого они провозгласили своим простатам (защитником). Между тем напор скифов на херсонесские владения не прекратился, а, может быть, ещё более усилился после смерти их царя Скилура (вероятно, в 110-109 гг. до н. э.), которому наследовал его сын Палак. Это побудило Митридата послать в Херсонес более крупные силы под командованием своего полководца Диофанта. Борьба скифов с Диофантом длилась несколько лет. В ходе этой борьбы царь Палак заключил союз с сарматским племенем роксоланов. Но, несмотря па численное превосходство скифов и роксоланов, победа в конечном счёте осталась за Диофантом благодаря применению им более совершенной эллинистической военной техники против армии Палака и его союзников.

В результате поражения скифо-роксоланская коалиция распалась. Скифы, повидимому, должны были отказаться от всяких притязаний на Херсонес и его территорию и даже заключить союз с Митридатом. В последующее время они участвовали в понтийской армии в качестве союзников.

Глубокие потрясения, испытанные Скифским царством во время войны с Митридатом (109- 107 гг.), и некоторое усиление Херсонеса, опиравшегося на помощь Понта, препятствовали восстановлению могущества Скифского царства. С этого времени до середины I в. н. э. оно играло второстепенную роль в истории Северного Причерноморья. Отсутствие ольвийских монет с именем Палака показывает, что Ольвия, повидимому, воспользовалась борьбой скифов с понтийским царём, чтобы освободиться от власти скифов.

С расширением власти понтийского царя в Северном Причерноморье Ольвия была включена в состав его державы. В середине I в. до н. э. она пережила опустошительное нашествие гетов. Город был совершенно разрушен и только спустя несколько лет восстановлен, но в значительно меньших размерах.

© 2000- NIV

Источник: http://history.niv.ru/doc/encyclopedia/the-world-history/articles/127/skifskoe-carstvo-v-krymu.htm

Скифы в Крыму

Скифский воин

В этой статье мне захотелось написать о наследии предков народов населяющих Крым.

Крымский полуостров  издавна считался перекрёстком культур и народов, много народов прошли через полуостров, оставив свой след, возможно, этому способствовал  благодатный климат, возможно, удобное географическое положение,  как перекрёстка дорог из Европы в Азию.

  Как заселялся полуостров в древние времена писменных документов нет, первые упоминания о нашем острове, называемом ранее Таврика встречаются у древнегреческого историка Геродота, жившего в 5-ом веке до новой эры и написавшем  свою знаменитую книгу «История», где описывал народы проживавшие в ту эпоху на земле.

Обратите внимание

  О нашем полуострове под названием Таврика писал, что на нём жили кочевники – киммерийцы и жестокие горцы Тавры, видимо от названия которых и пошло название полуострова-Таврика, а позднее Таврида.

Но Геродот вскольз упоминает об этих народах, в его повествовании больше говорится о Скифах, завоевавших эти земли, он пытается разобраться откуда пришли на полуостров эти завоеватели и кто они вообще такие.  Так как я в предыдущей статье рассказывала о  богатом золотом наследии предков, а именно скифов, мне захотелось рассказать и о самих предках крымчан, когда-то живших на полуострове и оставивших нам своё наследие.

Кто ж такие скифы?  По мимо истории Геродота есть о них упоминание и в библии, в книге пророка Иеремии «Народ сильный, народ языка которого ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его, как открытый гроб; все они люди храбрые.

И съедят они жатву твою и хлеб твой; съедять сыновей и дочерей твоих… разрушат мечом укреплённые города твои, на которые ты надеешься.» Учёные до сих пор не могут сказать точно происхождение скифов и откуда они ворвались в Тавриду.  Тем не менее с 7-ого века до новой эры есть доказательства, полученные при раскопках скифских курганов, о их проживании на полуострове.

Своего наибольшего развития Скифия получила при царе Атее, который сумел объединить под своей властью многочисленные племена скифов от Дуная до Дона, но после гибели скифского царя Атея в битве, владения скифов   начинает уменьшатся.

Ученые не могут пока сказать по каким причинам Скифы уходят с причерноморских степей и  поселяются в районе нижнего Днепра и нынешнего Крыма или Тавриды.     Из раскопок и артефактов, найденных в могильниках узнаём, что в Тавриде жили царские скифы – это самое доблестное и более многочисленное племя.

   Уже к началу нашей эры скифы  выступают на земле Тавриды, как собственники  своих земель, а не как завоеватели, то есть большинство скифов, уничтожив местное население, ранее жившее на полуострове, а где-то смешавшись с ним начинает переходить к оседлому образу жизни. Они переходят к защите этих земель, как своих собственных.

Столица скифов Неаполь скифский

В Тавриде возникает много поселений скифов, самое большое считается Неаполь скифский, которое находилось  на окраине нынешнего Симферополя. Сейчас здесь ведутся раскопки и находится музей под открытым небом, а также остатки крепости.

Археологи считают, что в этом  укреплённом городище была столица крымских скифов и здесь жил царь Скилур, здесь была найдена его могила.

У ворот Неаполя скифского археологами найден мавзолей, где располагалась гробница царя Скилура, в гробнице найден шлем, оружие, золотые украшения, детали костюма, свёрнутый стяг, обшитый золотыми бляшками.  Рядом с гробницей  были найдены останки четырёх лошадей и собаки.

Важно

Помимо  городища Неаполь Скифский, в Крыму много  встречается  так называемых царских курганов. В которых захоронены знатные скифы, эти курганы изучаются учёными. Знамениты царские курганы Куль – Оба на Керченском полуострове Крыма, раскопанный в 1830 году,  Чаян близ Евпатории, который был разграблен чёрными археологами в 1880 году

Очень интересен оказался курган Куль — Обы, который из-за найденных там артефактов получил всемирную известность. Этот курган находится недалеко от современного города Керчь, высота его достигала 10 метров.

В кургане была обнаружена гробница с захоронением скифского царя, в районе головы которого найдены остатки остроконечного головного убора из войлока, расшитого золотыми бляшками. На шею была одета массивная золотая гривна, на концах были фигурки скифских всадников. На руках были надеты пять очень красивых золотых браслетов.

Сохранился и костюм царя расшитый золотыми бляшками. В гробнице также была найдена массивная золотая чаша и украшенное золотом оружие. Рядом были найдены ещё два погребения, телохранителя царя с оружием и женщины возле которой было очень много золотых украшений, выполненных искусными мастерами. Это были настоящие произведения искусства.

Голову женщины украшала диадема, а шею  золотая гривна, на конце которой были головы львов.  Руки женщины были украшены браслетами. В этом захоронении была найдена пара золотых подвесок  с изображением головы богини Афины.  Очень интересной находкой был кубок, с изображением скифских воинов, где хорошо были видна одежда скифов.

  Раскопки этого захоронения были не закончены и временно прерваны.  Во время этого перерыва в могильник пробрались грабители, которые «закончили» раскопки, присвоив себе  все найденные ими золотые украшения, часть которых переплавили, а часть продали на чёрном рынке.

То что находилось археологами в захоронениях расположенных на крымском полуострове, помещалось в музеи полуострова. В Советское время эти артефакты были оформлены, как наследие скифов и выставлялось в музеях. О наследии царских скифов, проживавших в Крыму, можно прочитать здесь

Материалы раскопок захоронений поздних скифов, то есть живших  в нашу эру позволяют узнать картину жизни поздних скифов на полуострове, узнать их быт, какой посудой пользовались, их религию.

Совет

Скифы при погребальных обрядах обязательно клали в могильники утварь, драгоценности, одежду, они считали, что всё это пригодится умершему, в загробном мире. Во втором веке нашей эры скифы, жившие в Тавриде,  уже не имели  независимости, а были подчинены Боспорским царям.

О Тавриде можно прочитать здесь. В середине 3 – его века нашей эры на полуостров вторгаются жестокие германские племена,  делают набеги воинственные Алланы и скифские поселения уничтожаются, с этого времени скифы, как этнос прекращает своё существование.

Так что предками людей родившихся в Крыму можно считать многие народы, некоторые из них внесли вклад в развитие культуры полуострова, а некоторые из них внесли вклад в разрушение культуры полуострова.

Материалы для статьи взяты из книги «От киммерийцев до крымчаков» — под редакцией доктора исторических наук И.Н.Храпунова и Кандидата исторических наук А.Г.Герцена. 

Источник: https://krym-kraimoi.ru/skify-v-krymu/

Ссылка на основную публикацию