Русская культура второй половины xix века

Русская культура во второй половине XIX — начале XX века

Отмена крепостного права, реформы 60—70-х гг., подъем общественного движения, утверждение капитализма — все это содействовало росту просвещения, дальнейшему развитию культуры. Ведущая роль в искусстве в пореформенный период принадлежала передовой разночинной интеллигенции.

Просвещение

В России во второй половине XIX в. наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование.

Наряду с церковноприходскими и одноклассными школами Министерства народного просвещения большое распространение получают земские школы, которые содержались за счет местных земств.

К концу века в сельской местности начальное образование охватывало несколько миллионов учащихся. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Но число грамотных в России составляло в 1897 г. всего лишь 21 % всего населения страны.

Обратите внимание

К концу 1914 г. в России насчитывалось около 124 тыс. начальных учебных заведений, в которых училось немногим более 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет (в городах — 46,6%). 

После жарких споров о характере среднего образования основой его стала классическая гимназия, в которой до 40 % учебного времени отводилось на изучение латинского и греческого языков. В 1862 г. открываются первые женские гимназии. Особым министерским циркуляром («О кухаркиных детях») был ограничен прием в гимназии детей малоимущих родителей.

Успехи в области высшего образования заключались как в увеличении числа высших учебных заведений, так и в росте числа студентов. В пореформенный период наряду с открытием новых университетов (в Одессе, Томске, Саратове) были открыты и другие высшие учебные заведения (Медикохирургическая академия в Петербурге, различные институты в Петербурге и Москве).

В 1913/14 учебном году в России насчитывалось 63 государственных высших учебных заведения, в которых обучалось более 71 тыс. студентов.

Литература

В пореформенный период литература продолжает занимать в русской культуре ведущее место. Реализм по-прежнему является в ней преобладающим направлением.

Особенностью реализма было постоянное стремление возможно шире отразить действительность, вскрыть и обличить общественную неправду. В то же время литература реализма утверждала положительные общественные идеалы.

Народность, патриотизм, защита прав и интересов народной массы и личности, борьба за социальную справедливость — вот характерные черты, присущие передовой русской литературе.

В сокровищницу мировой литературы навсегда вошли имена И. Тургенева, Н. Некрасова, Ф. Достоевского, И. Гончарова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А. Чехова. Передовая литература, откликавшаяся на важнейшие общественно-политические события того времени, оказала значительное влияние на развитие театра, музыки и изобразительного искусства.

Лев Николаевич Толстой

Театр

Русской театральной культуре второй половины XIX в. были присущи народность и гуманизм, идейное и эмоциональное богатство, глубокое воспроизведение человеческих характеров и историческая правда.

Продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, А.

Островский своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии (пьесы «Бесприданница», «Свои люди — сочтемся», «Гроза», «Доходное место» и др.).

Мария Николаевна Ермолова, актриса Малого театра. Худ. В. Серов

Центром театральной жизни России по праву был Малый театр. Ведущее место в его репертуаре занимали пьесы Островского. Великая актриса М. Ермолова создала на сцене театра немало запоминающихся женских образов. Среди них — образ Екатерины из «Грозы» Островского.

Музыка

С середины XIX в. музыкальная жизнь России все чаще оставляет стены салонов для избранных. В 1859 г. в Петербурге создается Русское музыкальное общество. В начале 60-х гг. М. Балакиревым была основана в Петербурге бесплатная музыкальная школа. В Москве и Петербурге открываются первые русские консерватории.

Тогда же вокруг композитора Балакирева в Петербурге складывается кружок композиторов, известный как «Могучая кучка» (М. Мусоргский, Н. Римский Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи). В свои симфонические и оперные произведения композиторы «Могучей кучки» включали мотивы народных песен.

Важное место в их творчестве занимали оперы на исторические темы: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Вершиной русского музыкального искусства второй половины XIX в. стало творчество П. Чайковского.

Важно

Его оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), романсы навсегда вошли в историю не только русского, но и мирового искусства.

Петр Ильич Чайковский, русский композитор; крупнейший симфонист, музыкальный драматург и лирик, реформатор балета

Живопись

На вторую половину XIX в. приходится время подъема и расцвета в России национальной реалистической и демократической школы живописи. В 1863 г. группа наиболее талантливых учеников Петербургской Академии художеств во главе с И.

Крамским потребовала свободы в выборе сюжета для выполнения выпускных работ. Получив отказ, они вышли из Академии и создали артель свободных художников. В 1870 г. по инициативе И. Крамского, Г. Мясоедова, Н. Ге, В. Перова в Петербурге было организовано Товарищество художественных передвижных выставок.

Идейным вождем передвижников стал Крамской, создавший целую галле- рею портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Высшие достижения русского реализма в живописи связаны с творчеством И. Репина («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») и В.

Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком»).

Развитие искусства во второй половине XIX в. в России — одна из наиболее замечательных страниц в истории русской и мировой культуры.

Начало XX века — «серебряный век» русской культуры

Российская культура начала нового столетия явилась достойной преемницей русской культуры XIX в., хотя ее развитие проходило в иных исторических условиях.

Начало XX века — это время творческого взлета русской науки, литературы, искусства, своеобразное культурное возрождение.

Оно как бы распадалось на несколько течений: с одной стороны, дальнейшее развитие лучших демократических традиций, с другой — сомнения, пересмотр старого, противоречивые и мятежные искания нового, попытки максимального самовыражения.

Во многом это была культура для «избранных», далекая не только от народа, но и от широких кругов интеллигенции. Но именно она положила начало новому направлению в искусстве России.

Совет

Новые направления в литературе. В начале XX в. литература по-прежнему играла исключительно важную роль в культурной жизни страны. Наряду с реалистическим направлением (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и др.) в русской литературе, особенно в поэзии, появляются новые направления.

Это было связано с именами Л. Андреева, А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, И. Северянина, В. Маяковского и др. Характерной особенностью новых направлений в поэзии — декадентства, символизма — являлся не только своеобразный протест и неприятие действительности, но и поиск новых путей самовыражения.

Александр Александрович Блок

Музыка

Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие годы, было тесно связано с именами композиторов — членов «Могучей кучки». Однако в русской музыке появляются и новые имена. В это время начинают свою композиторскую деятельность А. Глазунов, С. Рахманинов, А.

Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции связываются с активными поисками в области музыкальной формы. Немало замечательных певцов дала русская вокальная школа. Среди них звездами первой величины были Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А.

Нежданова.

Живопись

Для русской живописи, впрочем, как и для всего изобразительного искусства начала XX в., характерны две главные тенденции: традиционная реалистическая и модернистская. Реалистическое направление в живописи представлял И. Репин, написавший за 1909—1916 гг.

ряд портретов (П. Столыпина, Л. Толстого, В. Короленко, В. Бехтерева и др.), его ученик В. Серов, портреты которого — настоящие психологические характеристики писателей, артистов, врачей. К этому периоду относится и деятельность «поэта русской природы» И. Левитана.

Модернизм был связан с отходом ряда художников от устоявшихся норм в живописи и поиском новых художественных решений. Модернизм не был сугубо российским явлением в изобразительном искусстве. Он затронул все страны, особенно Францию и Италию.

В начале века в России получает развитие живопись импрессионизма. Ее приверженцами были К. Коровин, В. Борисов-Мусатов и др. Родоначальником модернизма в России можно считать М. Врубеля.

Тема Демона, в течение десятилетий бывшая основной в его творчестве, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека.

Подлинными лидерами абстракционизма не только в России, но и в мировой живописи стали В. Кандинский и К. Малевич.

Следует заметить, что культурную жизнь в России поддерживала плеяда российских меценатов (С. Дягилев, С. Мамонтов, С. Морозов и др.), сыгравших значительную роль в развитии русской культуры.

Обратите внимание

Всемирное признание русской культуры. Культура России начала XX в. достигла удивительных высот. Она способствовала не только росту самосознания народов России, но и оказала влияние на всю европейскую культуру.

Сергей Павлович Дягилев, русский театральный и художественный деятель

Русское искусство получило широкое международное признание. Организованные С. Дягилевым «Русские сезоны в Париже» (1906—1912) явились заметными событиями в европейской культурной жизни.

Так в 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которую Дягилев дополнил концертом русской музыки. Успех был потрясающий. В следующем году парижане могли познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. в Париже с исключительным успехом выступил Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов».

Поистине уникальным явлением явился взлет русского балета в начале века. С 1909 по 1912 г. в Париже ежегодно проходили «Русские се-зоны балета», ставшие событием мирового масштаба. На газетных полосах замелькали имена русских танцовщиков — Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Небывалый успех выпал на долю балетов И. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:

И. Репин в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» рисовал одного из казаков с известного русского писателя В. Гиляровского, автора книги «Москва и москвичи». Скульптор же Н. Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Н. Гоголя в Москве.

Несмотря на относительно невысокий уровень грамотности в России (менее 30 % к 1913 г.), газеты, журналы, книги получают все большее распространение. Накануне первой мировой войны в стране издавалось 2915 журналов и газет, а по количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии).

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/russkaya-kultura-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-veka

Культура во второй половине 19 века

Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов.

У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

Важно

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Читайте также:  Важнейшие события в таблицах и схемах

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Литература

Литература развивалась также активно, как и другие отрасли культуры. По всей стране стали издаваться многочисленные литературные журналы, в которых писатели публиковали свои произведения.

Наиболее заметными можно назвать «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская мысль». Журналы были разной направленности – либеральные, демократические и консервативные.

Помимо литературной деятельности авторы в них вели активную политическую дискуссию.

Наиболее яркими авторами этого периода были: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.Г Чернышевский, И.С. Тургенев и другие.

Живопись

Большую известность получили художники-реалисты – Е.И. Репин, В.И. Суриков, А.Г. Саврасов. Во главе с И.Н Крамским они образовали «товарищество передвижников», ставящее своей главной целью необходимость «нести искусство в массы». Эти художники открывали небольшие передвижные выставки в самых отдалённых уголках России, чтобы приучить народ к искусству.

Музыка

Образовалась группа «Могучая кучка» во главе с М.А. Балакиревым. В неё входили многие видные композиторы того времени — М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин.

В это же время творил великий композитор — П.И. Чайковский. В Москве и Петербурге в те годы открылись первые в России консерватории.

Музыка также становилась национальным достоянием, доступным для всех слоёв населения.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/kultura-vo-vtoroy-polovine-19-veka

Культура второй половины 19-го века

В середине 50-х гг. начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реформ стали причиной раскола в среде интеллигенции.

Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе.

В русской культуре конца 19-го в. выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное.

Совет

Представители консерваторов (В.П. Боткин, А.В. Дружинин, П.В. Анненков, А.Н. Майков, А.А. Фет) публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа».

Демократы (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.А. Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки».

Либералы (К.Д. Кавелин и Ф.И. Буслаев) печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник».

В русской литературе наиболее ярко проявили себя Л.Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), Н.Г. Чернышевский («Что делать»), Н.А.

Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), И.А. Гончаров («Обломов»), И.С. Тургенев («Дворянское гнездо»), А.П. Чехов («Степь», «Чайка»), В.И. Даль («Толковый словарь»), А.И. Куприн («Первый дебют»), М.

Горький («Макар Чудра»).

Революционные изменения произошли в живописи. По инициативе И.Н. Крамского 14 художников вышли из Академии художеств, проводившей консервативную политику, и образовали «Товарищество передвижников» (1870).

В это общество вошли художники-реалисты: Е.И. Репин («Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Бурлаки на Волге»), М.Е. Маковский («Осужденный», «Узник»), Н.А. Ярошенко («Студент») и др.

Суть передвижничества — популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жизнь России. Большое внимание художники уделяли крестьянству: Е.И. Репин («Крестный ход в Курской деревне»), Г.Т. Мясоедов («Косцы»).

Обратите внимание

В историческом жанре значимые работы создали В.И. Суриков («Утро стрелецкой казни»), В.Г. Перов («Суд Пугачева»), И.Е. Репин («Стенька Разин»), В.М. Васнецов («Царь Иван Васильевич Грозный»). Живописцы представили интересные работы: И.И. Шишкин («Дубовая роща»), А.К. Саврасов («Грачи прилетели»), А.Й. Куинджи («Ночь на Днепре»).

Во второй половине 19-го в. сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г. А.Г. Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г. М.А. Балакирев и Г.Я. Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866).

Во второй половине 19-го в. в России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П.И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры.

Глубокой реформе подверглось просвещение. Для соответствия потребностям времени в 1863 г. был принят Устав гимназий, который разделил гимназии на классические (гуманитарные) и реальные, основой программы которых было изучение точных наук. В 1863 г. были открыты женские гимназии и был принят новый университетский устав.

Произошли значительные открытия в науке и технике. В 1884 г. О.Д. Хвольсон издал «Популярные лекции об электричестве и магнетизме». А.С. Попов повторил опыты Г. Герца по получению электромагнитных волн, А.Г. Столетов создал фотоэлемент. 24 марта 1896 г. А.С. Попов продемонстрировал передачу сигналов на расстояние, передав первую в мире радиограмму.

Вторая половина 19-го в. — время творчества выдающихся ученых Д.И. Менделеева и А.И. Бутлерова.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/kultura-vtoroy-poloviny-19-veka/

Культура второй половины XIX века | Социальная сеть работников образования

Доклад по Истории

По теме:

Культура второй половины 19 века

Подготовил ученик 8  “Е” класса

Малахов В.В

Принял учитель истории

Янковская Н.В.

Оглавление:

1 страница…..Титульный лист

2 страница…..Оглавление

3 страница…..Просвещение и печать

4 страница…..Наука

5 страница…..Литература и Искусство

Просвещение и печать

В течение второй половины XIX в. значительно повысился уровень грамотности народа: в 1860-е гг. читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. — 21 %. В первые годы после крестьянской реформы бурно росло число церковных школ для народа. Впоследствии их вытеснили государственные и земские школы, лучше обеспеченные и организованные.

Там, где не было ни церковных, ни земских, ни государственных школ, крестьяне в складчину заводили свои школы. В распространении просвещения среди взрослых большую роль сыграли воскресные школы. Несмотря на все усилия, число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям молодого российского капитализма.

Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на нужды образования, и соперничество между светской и церковной школой.

Важно

Значительно шагнуло вперед среднее образование: его давали классические гимназии (в них упор делался на гуманитарные предметы) и реальные гимназии (впоследствии — реальные училища), в которых больше внимания уделялось естественным и точным наукам. Число гимназий и училищ во второй половине XIX в. значительно увеличилось.

Было основано в эту эпоху и два новых университета — Томский и Новороссийский (в Одессе) — однако главное внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям. Их было основано около тридцати, в том числе Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия и др.

В пореформенной России возникают и женские высшие учебные заведения — курсы профессора В.И.Герье в Москве и профессора К.Н.Бестужева-Рюмина в Петербурге.

Политика правительства в сфере просвещения характеризовалась значительными колебаниями. Университетская реформа 1863 г. вернула университетам автономию. Однако среднее образование уже в 1871 г.

подверглось реакционному переустройству: в классических гимназиях значительно усилилось преподавание мертвых языков (латыни и древнегреческого) , а реальные гимназии превратились в училища, из которых нельзя было поступить в университет.

Был ужесточен правительственный надзор за студенчеством, за земскими начальными школами.

В 1883 г. университеты вновь лишились автономии, гонениям подверглись женские курсы. В 1887 г. министр народного просвещения издал получивший скандальную известность «циркуляр о кухаркиных детях». На пороге XX в. правительство пыталось восстановить порядки Николая I, придавая образованию сословный характер.

С 1880-х гг. при поддержке правительства усиленно создавались церковные школы для народа — в них власти видели охранительную силу, пытались с их помощью вытеснить земскую школу. Колебания и зигзаги правительственной политики болезненно отражались на культурном развитии страны.

Совет

Распространению просвещения способствовали публичные библиотеки, музеи, всевозможные курсы и кружки, учреждавшиеся различными общественными организациями.

Радикальная интеллигенция нередко использовала просветительские организации для пропаганды своих взглядов, а правительство стесняло их деятельность.

В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев — Исторический музей и Третьяковская картинная галерея в Москве, Русский музей в Петербурге.

В 1890 г. Россия стала третьей в мире (после Германии и Франции) страной по количеству названий выпускаемой литературы. Издатели К.Т.Солдатенков, Ф.Ф.Павленков занимались популяризацией научных идей, публиковали авторов демократической ориентации. Магнат прессы А.С.Суворин

сосредоточил в своих руках крупнейшее издательство и популярную газету «Новое время». И.Д.Сытин выпускал дешевую литературу для народа.

Наука

Солидная база, созданная развитием науки и просвещения в первой половине XIX в., потребности капиталистической экономики в пореформенной России способствовали блестящим успехам естественных и точных наук во второй половине XIX в. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л.Чебышева, физиков А.Г.Столетова и П.НЛебедева.

Величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И.Менделеевым. А.М.Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии.

Психологию и высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.И.Сеченов и И.П. Павлов. И.И.Мечников работал в сфере бактериологии. Значительные успехи были достигнуты и в географических исследованиях: Н.М.

Обратите внимание

Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н.Миклухо-Маклай — Океанию.

Вторая половина ХГХ в. ознаменовалась рядом технических открытий: Г.Ш.Яблочков и А.Н.Лодыгин сконструировали электрические лампы, А.С.Попов — радиоприемник В 1880-е гг. была построена первая в России электростанция, электричество стало применяться при освещении городов. Входят в быт телеграф и телефон.

Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, науки, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев.

Иную позицию занимали позитивисты: они считали, что человек не должен задаваться общими философскими вопросами (например, о том, что первично — материя или сознание), а должен сосредоточиться на конкретных научных исследованиях. Позитивистами были многие либералы, в том числе видный философ К.Д.Кавелин, близок к этому течению был и Н.К.Михайловский.

Материалистам и позитивистам противостояли религиозные философы, наиболее яркими из которых были К.Н.Леонтьев (1831-1891) и Вл.С.Соловьев (1853-1900). И Соловьев и Леонтьев утверждали, что человек и весь материальный мир созданы Богом и подвластны ему.

Леонтьев обосновывал с помощью этой идеи необходимость самодержавной власти и общественного неравенства, говорил о неизбежности страданий и несправедливости. Соловьев же считал идею Бога основой для внесения в жизнь начал добра, справедливости, милосердия.

Во второй половине XIX в. на значительную высоту поднялась российская историческая наука. Великий историк С.М.Соловьев создал фундаментальную «Историю России с древнейших времен».

Следуя взглядам Гегеля, он изобразил русскую историю как борьбу противоположностей — созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов и др.). Ученик Соловьева В.О.

Ключевский, близкий по взглядам к позитивистам, больше внимания уделил народной жизни, быту, социально-экономической истории и изложил результаты своих исследований в блестящем «Курсе русской истории».

Литература и искусство

Важно

Литература пореформенной эпохи опиралась на традиции «золотого века» русской литературы — эпохи Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Социальная напряженность второй половины XIX в.

, предвещавшая грандиозные катастрофы, колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек пореформенной России, заставляли великих писателей задумываться над самыми глубокими вопросами — о природе человека, о смысле жизни, о сущности бытия. Вершиной русской литературы стали произведения Ф.М.

Читайте также:  Внешнеполитическая ситуация семилетней войны

Достоевского (1821-1881) — «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» и Л.Н.Толстого (1828-1910) — «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». Творчество Толстого и Достоевского неотделимо от их религиозных исканий.

Чутко реагировал на изменения в духовной атмосфере России И.С.Тургенев (1818-1883): его роман «Отцы и дети» отразил раскол между различными поколениями русского общества и выход на общественную сцену нового героя — интеллигента-разночинца.

Проникнуть в глубины народного миросозерцания стремился Н.С.Лесков: поприщем же М.Е.Салтыкова-Щедрина была сатира. В 1880-е гг„ известность приобрели произведения А.П.Чехова (1860-1904) и В.М.

Гаршина (1855-1888), отразившие уныние и растерянность, которые охватили в эти годы интеллигенцию.

Демократический дух 1860-х гг. с особой силой сказался в развитии русской живописи. В 1863 г.

группа выпускников Академии художеств отказалась от участия в конкурсе на золотую медаль, не желая создавать, как было принято, картины на религиозные и мифологические сюжеты. В 1870 г.

участники протеста организовали «Товарищество передвижных выставок»: следуя популярным в среде интеллигенции просветительским настроениям, они намеревались знакомить со своей живописью самые широкие слои русского общества.

Совет

К числу передвижников принадлежали И.Н.Крамской (1837-1887), мастер портретной живописи, В.Г.Перов (1833-1882), создававший сатирические и обличительные картины («Сельский крестный ход на Пасху» и др.). Крупнейшей фигурой среди передвижников был И.Е.Репин (1844-1930), поразивший современников такими полотнами, как «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Обращение к российской истории было весьма характерно для передвижников — оно стимулировалось их демократической ориентацией, интересом к разным аспектам народной жизни. Знаменитые картины на историческую тематику были написаны В.И.Суриковым («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»).

Большую роль в художественной жизни России играла деятельность богатых предпринимателей-меценатов, например, П.М. и С.М. Третьяковых, передавших свою галерею в дар Москве. Акции меценатов ярко свидетельствовали о повышении культурного уровня и общественного веса молодой русской буржуазии.

Демократический дух 1860-х гг. заметно отразился и на развитии музыки и театра. Композиторы М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, М.А.Балакирев, Н.А.Римсский-Корсаков (за ними утвердилось название «Могучая кучка», данное критиком В.В.Стасовым) создавали оперы, используя сюжеты из русской истории и народные песни. В Москве и Петербурге в 1860-е гг. открылись первые русские консерватории.

Наиболее крупным русским драматургом второй половины XIX в. был А.Н.Островский, пьесы которого бичевали общественные пороки. Творчество Островского неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М.Садовский, А.П.Ленский, М.Н.Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/05/31/kultura-vtoroy-poloviny-xix-veka

Русская культура во второй половине XIX века

Урок истории в 10 классе.

Учитель МОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»

Полозов Валентин Зиновьевич.

Русская культура во второй половине XIX века. (2 часа)

Задачи урока:

  • Углубить знания учащихся о культуре России второй половины XIX века.
  • Выявить противоречия между духовным содержанием российской культуры и общественно-политической средой, в которой она существовала.
  • Показать актуальность произведений литературы, поэзии, музыки, драматургии, изобразительного искусства второй половины XIX века.

Оборудование урока:

    1. выставка художественных произведений писателей – классиков русской литературы второй половины XIX века.
    2. Галерея портретов деятелей культуры России, имеющих мировое признание.
    3. иллюстрации произведений художников – передвижников.

Ход урока:

Вторая половина XIX века стала периодом, когда русская культура уверенно и навсегда заняла видное место в культурном ареале достижений человечества. Русская живопись, русский театр, русская философия, русская литература утвердили свои мировые позиции. Без них культурный багаж человечества был бы заметно беднее.

Слайд «Факторы, способствовавшие развитию культуры»

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально образованных рабочих).

Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры.

Обратите внимание

Сложился новый социальный слой – российская интеллигенция, для которой стала характерна не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служить обществу и народу

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около десяти процентов государственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую

Помощь и социальное призрение. Вторая линия была направлена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.

Просвещение и образование. Сообщение ученика.

Во второй половине XIX века углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные.

Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток

Наука. Сообщение ученика.

По ходу сообщения учащиеся самостоятеньно составляют таблицу:

Отрасли науки Имена ученых Достижения: идеи, открытия, внедрение

Работа с учебником. Конспект «Важнейшие составляющие отечественной культуры». Стр.438 – 439. Начать со слов: «Правильно понять важнейшие составляющие отечественного культурного процесса невозможно, если при рассмотрении игнорировать базовый духовный элемент».

Слайд «Художественная литература России во второй половине XIX века».

Вторая половина XIX века – новый этап развития реализма в русской художественной культуре. Он связан с проникновением в глубины человеческого сознания и чувства, в сложные процессы общественной жизни. Произведениям искусства, созданным в это время свойственен гуманистический пафос, высокие нравственные и эстетические идеалы.

Литература.

Русская литература второй половины XIX века продолжает традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается сильное влияние критики на литературный процесс, особенно магистерской диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности».

Важно

Его тезис о том, что прекрасное есть жизнь, лежит в основе многих литературных произведений второй половины XIX века. Отсюда происходит желание вскрыть причины социального зла.

Главной темой произведений литературы и, шире, произведений русской художественной культуры становится в это время тема народа, её острый социально-политический смысл. В литературных произведениях появляются образы мужиков – праведников, бунтарей и альтруистов-философов. Произведения И. С. Тургенева, Н. А.

Некрасова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского отличаются многообразием жанров и форм, стилистическим богатством. Отмечается особая роль романа в литературном процессе как явления в истории мировой культуры, в художественном развитии всего человечества.

«Диалектика души» стала важным открытием русской литературы этого периода. Наряду с появлением «великого романа» в русской литературе появляются малые повествовательные формы великих русских писателей, произведения А. Н. Островского и А.П. Чехова.

Сообщения учащихся о творчестве писателя.

Слайд «Изобразительное искусство России во второй половине XIX века».

Изобразительное искусство. Острое чувство гражданственности стало свойственно не только произведениям литературы, но и было характерной чертой изобразительного искусства пореформенной России. Самым ярким явлением второй половины XIX века стало создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников.

Их произведения отличались широтой тематики и многообразием жанров: от сатирических, построенных по принципу социального контраста, до философских, поэтических, полных раздумий о судьбах Родины, утверждающих достоинство и красоту человека. Передвижники продолжили традиции русских художников середины XIX века П. А. Федотова и А. А.

Иванова.

В творчестве передвижников большую роль играл бытовой жанр как более доступный широкому зрителю, как связанный непосредственно с повседневной жизнью. Тема народных страданий находит своё место в искусстве русского художника В. Г.

Перова («Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»). В его произведениях обнажённая правда жизни сочетается с проникновением личностью, лаконизмом, глубокой обобщенностью образов.

В эпическом звучании полотен особую роль играет пейзаж, подчёркивающий настроение героев полотен Перова.

Совет

Важную роль в творчестве передвижников играет портрет, который открывает зрителю нового героя – разночинца, демократа, духовно богатого, творческого, активного общественного деятеля.

Среди работ Перова хочется отметить портреты драматурга А. Н. Островского и писателя Ф. М.

Достоевского, в которых художник проникает в сущность творческой индивидуальности крупнейших представителей русской литературы.

Жизненной убедительностью, яркой индивидуальностью, глубиной и меткостью характеристик отличаются портреты И. Н. Крамского. Он навсегда умел охватить характерное, типическое в изображаемом герое, видел значение обстановки, вещей, деталей. Интересными являются портреты Л. Н. Толстого и П. М. Третьякова, на которых он запечатлел сложность духовной жизни, глубину характеров.

Вершиной творчества передвижников и началом нового этапа в развитии русской национальной культуры является искусство мастеров исторической живописи И. Е. Репина и В. И. Сурикова.

Свои исторические полотна Суриков пишет на сюжеты, позволяющие раскрыть мощную силу народа, передать достоверность исторических событий и приблизить прошлое к современности.

Атмосфера сложных противоречий и социальных конфликтов петровского времени отразилась в картине Сурикова «Утро стрелецкой казни», которую художник трактует как народную трагедию.

В другом историческом полотне («Боярыня Морозова») Суриков создаёт сложный противоречивый образ героини, чей подвиг, исполненный физической и нравственной красоты, пробуждает в народе несокрушимые силы.

Заметным историческим полотном является произведение И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», замысел которого возник как отклик на событие современности – казнь первомартовцев, как утверждение идеи безумия и преступности самодержавия как формы правления. Недаром эта картина Репина была арестована и не разрешалась к показу в Третьяковской галереи.

Обратите внимание

Глубиной характеристик отличаются портреты М. П. Мусоргского, П. Стрепетовой, Л. Н. Толстого, В. Стасова, принадлежащих кисти Репина.

Величием, богатством, лиризмом в картинах родной природы, песенностью наполнены пейзажи русских художников второй половины XIX века. В это время идёт становление реалистического пейзажа (А. Саврасов «Грачи прилетели», Ф. А.

Васильев «Оттепель», Н. Н. Шишкин «Рожь»), лирического и задушевного (И. И. Левитан «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода»), социально – философского (Левитан «Владимирка», «Над вечным покоем»).

Сообщения учащихся.

Рассказ о творчестве художника.

Слайд «Музыкальное искусство России во второй половине XIX века».

Музыка. В русской музыке второй половины XIX века прослеживается связь с демократическим движением эпохи. В России возникают два музыкальных центра. Один из них находится в Петербурге, Другой – в Москве. В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название «Могучая кучка». Московский центр музыкального искусства был представлен произведениями П.И. Чайковского.

Сообщение учащихся о творчестве композиторов «Могучая кучка» и П.И. Чайковском.

Слайд- вывод «Основные черты культуры России во второй половине XIX века».

Если говорить в целом, то достижения русской культуры второй половины XIX века получили мировое призвание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира.

В отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

Домашнее задание.

Сравните развитие культуры России первой и второй половины 19 века по предложенным вами критериям.

В чем проявилась преемственность культурного развития страны?

Какие культурные новации характерны для второй половины века?

Источник: https://multiurok.ru/files/russkaia-kul-tura-vo-vtoroi-polovinie-xix-vieka.html

Особенности русской культуры второй половины XIX века

Крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу.

Однако во второй половине XIX века Россия, сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания.

Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры, совпал с началом революционно-освободительного движения в России. Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами.

Важно

Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.

: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н.Гоголь, Н.Лесков, Ф.Достоевский и др. творили свои произведения в традициях, древнерусской религиозной культуры.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль.

Культурно-исторический процесс в России во второй половине XIX в.

имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное вышеотмеченными факторами. При этом с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке). А с другой — усложнение самого культурного процесса, т.е.

большее «соприкосновение» и взаимовлияние различных областей культуры, философии и литературы, литературы, живописи и музыки и т.д.

Важно

Необходимо отметить также усиление процессов диффузного взаимодействия между составляющими русской национальной культуры — официальной («высокой» профессиональной) культурой, опекаемой государством (церковь утрачивает духовную власть) и культурой народных масс («фольклорным» пластом»), которая берет начало в недрах восточнославянских родоплеменных союзов, формируется в Древней Руси.

Если в XVIII — первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. — разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Он проявляется, и том, что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

Источник: https://kultura-socio.ru/kratkaya-istoriya-otechestvennoj-kultury-s-drevnejshikh-vremen-do-nachala-xx-veka/475-osobennosti-russkoj-kultury-vtoroj-poloviny-xix.html

Культура России во второй половине XIX века

Просвещение

Грамотность в пореформенной России требовалась буквально на каждом шагу; она была необходима присяжному заседателю и новобранцу в армии, крестьянину, ушедшему на фабрику или в торговлю. Поэтому просвещение народа сделало после 1861 г.

огромный шаг вперед: в 60-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. — 21%. В России сложилось три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская.

В церковных школах учили прежде всего закону Божьему, церковному пению и церковнославянскому языку; в школах министерских и земских шире преподавались светские предметы. Огромный вклад в становление сельской школы внесло подвижничество земской интеллигенции.

Совет

Там, где не было ни государственных, ни земских, ни церковных школ, крестьяне вскладчину заводили свои «школы грамоты». Просвещать взрослое население помогали воскресные школы.

Количество начальных школ выросло в 17 раз — к 1896 г. их было около 79 тыс. с 3800 тыс. учащихся. И все же число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям времени. Две трети детей школьного возраста оставались вне школ. Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на образование, и соперничество между светской и церковной школами.

Развивалось и среднее образование: его давали классические гимназии, где упор делался на гуманитарные предметы и древние языки, и реальные гимназии — в них шире преподавались естественные и точные науки. Возникли женские гимназии. К концу 19в. в России было около 600 мужских средних учебных заведений со 150 тыс. учащихся и около 200 женских средних учебных заведений с 75 тыс. учащихся.

Совершенствовалось высшее образование. Во второй половине 19в.

был основан ряд новых университетов — Варшавский, Новороссийский, Томский; но больше внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям — их возникло около 30. Появилось высшее женское образование.

Число высших учебных заведений выросло за пореформенный период в 4 с лишним раза (с 14 до 63), в них обучались около 30 000 студентов.

Просвещение в Росси всегда было тесно связано с политикой и зависело от общего государственного курса.

В 60-е годы в высшей школе была дана автономия, средняя школа открывалась для всех сословий, военные и духовные училища сближались с общегражданскими, в начальном образовании сосуществовали школы разных типов.

В 80-е годы усилился правительственный надзор над просвещением, укреплялись сословные начало, замкнутость военных и духовных училищ; доступ женщин к высшему образованию был затруднён, в начальном образовании делался упор на церковные школы.

Обратите внимание

Число публичных читален выросло за полвека после крестьянской реформы в 3 с лишним раза (с 280 до 862). Во второй половине 19в. были основаны Исторический музей, Политехнический музей, Третьяковская галерея и Румянцевская библиотека, Русский музей.

2.2 Наука

Развитие просвещения создавало базу для расцвета науки. Мировую известность приобрели исследования математика П. Л. Чебышева, физиков А. Г. Столетова и П. Н. Лебедева. Ученица Чебышева С. В. Ковалевская стала первой женщиной — членом-корреспондентом Академии наук.

Великим открытием был периодический закон химических элементов, сформулированный в 1869 г. Д. И. Менделеевым. А. М. Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии; высшую нервную деятельность животных и человека изучали И. М. Сеченов и И. П. Павлов.

Значительные успехи были достигнуты в географических исследованиях: Н. М. Пржевальский изучал Центральную Азию, Н. Н. Миклухо-Маклай — Океанию. Пореформенная эпоха ознаменовалась рядом технических открытий: П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин сконструировали электрические лампы, А. С. Попов — радиоприемник. В 80-е годы была построена первая в России электростанция.

Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Иную позицию занимали позитивисты.

Позитивизм являлся самым популярным философским направлением второй половины 19в. Позитивистами были многие либералы, в том числе К. Д. Кавелин, известный трудами по философии и психологии. Во второй половине 19в. на значительную высоту поднялась русская историческая наука. Великий историк С. М.

Соловьев создал фундаментальную «Историю России с древнейших времен» в 29 томах.

Следуя взглядам Гегеля, он изобразил развитие России как органический, внутренне закономерный процесс, вытекающий из борьбы противоположностей — созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов, казачьей вольницы и др.).

Литература

Литература пореформенной эпохи принесла мировую славу русской культуре. Социальная напряженность второй половины 19в.

, колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие вопросы — о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия. Это ярко отразилось в романах Ф. М.

Важно

Достоевского — «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» — и Л. Н. Толстого — «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье».

Яркой чертой пореформенной литературы был реализм ─ стремление изобразить «правду жизни», обличение общественных пороков, демократизм, тяга к сближению с народом. Особенно отчётливо это проявилось в поэзии Н. А. Некрасова и сатирах М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иные взгляды отстаивал лирик А. А.

Фет, считавший, что искусство не должно непосредственно вмешиваться в реальность, а призвано отражать вечные темы и служить красоте. Борьба между сторонниками теории так называемого «чистого искусства» и искусства гражданского стало одной из важнейших тем литературных дискуссий первых пореформенных лет.

В ходе этой борьбы в русской литературе надолго утвердился культ социального, гражданского искусства.

Живопись и архитектура

Демократическо-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи он представлен движением «передвижников», в музыке — кружком «Могучая кучка», в театре — драматургией А. Н. Островского.

Ярким явлением передвижничества были сатирические, обличительные картины В. Г. Перова — «Сельский крестный ход на Пасху», «Чаепитие в Мытищах». Мастером портретной живописи был И. Н. Крамской — «Л. Толстой», «Некрасов». Н. А. Ярошенко создал образы молодых интеллигентов-разночинцев (картины «Студент», «Курсистка»).

Вершиной русской живописи были полотна И. Е. Репина (1844 — 1930), в творчестве которого совместились основные направления передвижничества — мысли о народе («Бурлаки на Волге»), интерес к истории («Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»), тема революции («Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»).

В архитектуре начался поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества 17в.

Совет

В 80-90-е годы этот курс поощрялся властями — примером может служить храм Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, воздвигнутый по проекту архитектора А. А. Парланда на месте гибели Александра II.

В «неорусском стиле» были выстроены здания Исторического музея в Москве (архитектор В. О. Шервуд), Верхние торговые ряды — ныне здание Гумма (А. Н. Померанцев), здание Городской думы Москвы (Д. Н. Чичагов) .

Театр и музыка

В развитии театра огромную роль сыграл корифей русской драматургии А. Н. Островский: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. Он бичевал общественные пороки, нравы «темного царства». Творчество Островского было неразрывно связано с Малым театром в Москве.

Здесь играли великие актеры П. М. Садовский, А. П. Ленский, М. Н. Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге. Опера и балет были представлены, прежде всего, петербургским Мариинским и московским Большим театрами.

Развивался театр в провинции, возникали частные и «народные театры».

Большие успехи были достигнуты в музыке. Продолжала развиваться русская национальная музыкальная школа, основанная М. И. Глинкой. Ее традиции продолжали композиторы Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи. Они создавали симфонии и оперы, используя народные мелодии, сюжеты из русской истории и литературы («Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова). В Петербурге (1862г.) и Москве (1866г.) открылись первые русские консерватории



Источник: http://biofile.ru/his/29199.html

Ссылка на основную публикацию