Русская культура хiii—xv вв.

Русская культура XIII-XV вв

Культура Руси домонгольского периода

Культура Руси домонгольского периода включает в себя эпоху с IX по XIII вв., соответственно от образования Древнерусского государства до монголо-татарского нашествия. Основой любой культуры становится совокупность накопленного опыта предыдущих поколений.

Говоря о Древней Руси, мы имеем ввиду славянскую языческую культуру.

Обозначим наиболее общие особенности дохристианской славянской культуры: Дописьменный характер культуры Богатый фольклор Хорошо развитый политеизм Крепость общинных связей Отсутствие каменного строительства Важнейшим фактором, определяющим древнерусскую культуру, является принятие христианства в 988 году.

Известно, что христианизация Древнерусского государства шла по византийскому образцу. При этом необходимо четко осознавать, что византийское влияние не было простым копированием – христианские традиции и другие культурные особенности усвоились на Руси путем синтеза со славянской культурой.

Письменность

Обратите внимание

Первым и наиболее существенным следствием принятия христианства стало распространение на Руси славянской письменности. Основателями славянской азбуки в 863 году были византийские монахи Кирилл и Мефодий.

Их авторство подтверждают источники, например, сказание «О письменах» Черноризца Храбра: «Святой Константин Философ, нареченный Кириллом… нам письмена сотворил и книги перевел, и Мефодий, брат его».

Итак, после принятия христианства на Руси распространилась письменность, в первую очередь, она требовалась для освоения религиозной литературы и проведения богослужений.

Литература

С развитием письменности очень высокого уровня достигла литература Древнерусского государства. Большую часть составляли переводные сочинения, в основном, жития святых и другие религиозные тексты, но также переводили и античную литературу. Своя древнерусская литература появилась в X I веке. От домонгольского времени до нас дошли около 150 книг.

Древнейшая среди них — «Остромирово Евангелие». Оно было написано в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. В то время писали на пергаменте (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамент изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи.

Текст начинали писать с большой красной буквы — заставки (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшали рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»).

Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства. Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. К последней относилась знаменитая «Александрия», рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, византийские хроники и др.

Кроме переписки религиозных текстов и многочисленных переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались оригинальные сочинения древнерусских авторов. В отличие от европейских стран, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке. В Киевской Руси был создан целый ряд выдающихся литературных произведений.

Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси — «Повести временных лет», составленной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

Важно

В летописании периода раздробленности ведущей была идея преемственности и единения Русской земли со времен Киевской державы. Летописцы русских княжеств начинали с «Повести временных лет» и вели повествование до отделения своих земель от Киева. Затем шел рассказ о местных событиях.

Летописи каждой из земель отличаются друг от друга: как героическая военная хроника воспринимается «Псковская летопись»; описанием княжеских усобиц наполнена летопись Галицко-Волынской земли («Ипатьевская летопись»); летопись Новгорода — это своеобразная городская хроника.

Идея единой и сильной великокняжеской власти характерна для летописи Владимиро-Суздальской земли («Лаврентьевская летопись»). Различные летописные сочинения обычно назывались либо по месту, где они хранились, либо по имени автора или ученого, их обнаружившего. Например, «Ипатьевская летопись» названа так потому, что обнаружена в одноименном монастыре под Костромой.

«Лаврентьевская летопись» названа в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя. Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г.

Среди публицистических сочинений одно из первых мест в древнерусской литературе занимает «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (40-е годы XI в.), основной идеей которого было равноправие Руси с другими христианскими народами и государствами, в том числе и с Византией.

Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника и др., донесшие до нас важнейшие проблемы, которые волновали писателей того времени: призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и страну. Самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности — бессмертное «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы. Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.

Образование

Отличительной чертой общества Древней Руси является распространенная грамотность. Берестяные находки, в большом количестве обнаруженные в Новгороде, показывают, что уровень грамотности был высок среди различных слоев населения, включая детей и женщин. Естественно, что наряду с простым народом образованными были и правители, самый известный пример – Ярослав по прозвищу Мудрый.

Архитектура

Развитие архитектуры на начальном этапе Древнерусского государства шло под влиянием Византии. Во-первых, распространилось каменное строительство. Во-вторых, на Руси переняли форму храма – крестово-купольный тип. Однако затем архитектура стала принимать все более самобытные черты.

Примерами византийского влияния стали Десятинная церковь и собор Софии в Киеве. А Софийский собор в Новгороде, выстроенный под руководством сына Ярослава Мудрого Владимира, – образец строгой северной русской архитектуры.

Совет

С углублением раздробленности в государстве архитектура становилась все более вариативной: каждый князь радел о своей земле.

Изобразительное искусство

Техника изобразительного искусства на Руси также первоначально пришла из Византии. Одной из самых почитаемых стала икона Владимирской Богоматери, также византийская. Имя Алимпия Печерского олицетворяет развитие отечественной иконописи, его авторства, возможно, икона Ярославская Оранта. Новгородская школа иконописи явила миру такие шедевры как иконы Спас Нерукотворный и Ангел Златые власы.

Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т. п. сохранились в Софии Киевской. Мозаика — изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты.

В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты — специального стекловидного материала. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской. Необходимым украшением храмов были иконы (от греч. eikōn — изображение, образ).

Иконы того времени, как правило, являлись принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру. Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв.

Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галерее). Художнику великолепно удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины-матери: радость материнства, нежное любование своим ребенком и одновременно предчувствие мук, ожидающих ее дитя.

Владимирская Божия Матерь — одно из совершеннейших произведений мирового искусства. Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Нам известны имена русских иконописцев XI в. — Алимпий, Олисей, Георгий и др.

С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой. Монументальная скульптура языческих времен не получила значительного развития, так как православная церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах и языческой вере.

Обратите внимание

Зато широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении стен храмов. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались православной церковью. (Первые светские скульптурные памятники в России воздвигнуты лишь в XVIII в.

) Если развитие экономики, социально-политическая борьба позволяют судить об общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает результат этого процесса.

В этом плане взлет русской культуры в период раздробленности, когда на базе культуры Древней Руси складываются местные художественные школы, — яркое свидетельство движения Руси по восходящей линии. Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней.

Ремесло

Выдающееся развитие в те далекие времена получило ремесло. По подсчетам академика Б. А. Рыбакова, в древнерусских городах, число которых к моменту монгольского вторжения приближалось к 300, работали ремесленники более 60 специальностей.

Известно, например, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе; эти замки состояли более чем из 40 деталей. Большим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин металла, причем средняя пластина отличалась большей твердостью.

Прославились также русские ремесленники, занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы. С середины X в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи.

Значительное развитие получило производство оружия — кольчуг, колющих мечей, сабель. В XII—XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним.

русская культура XIII-XV вв.

После того как монголы разгромили Галицкого, Киевского и Черниговского князей на реке Калке, хотя силы русских превосходили ордынцев, бежавшие за Днепр князья не только бросили остатки своего войска, но и порубили свободные ладьи, а монголы перебили всех, кто не успел переправиться.

Владимирский князь Юрий Всеволодович не пришел на помощь рязанцам, когда хан Батый осадил Рязань, но и поплатился за это жестоко. Ордынцы не только захватили и разграбили Владимир, пока князь уже сам пытался получить помощь от северных княжеств, но и сожгли заживо во Владимирском соборе всю его семью. Позже погиб в битве и сам князь.

Важно

Для русской культуры, как и для экономики, монголо-татарское иго имело катастрофические последствия. Регулярные набеги приводили к новым опустошениям.

Дань выплачивалась не только в виде денег и драгоценностей, но и уводом в рабство наиболее видных, искусных ремесленников, что привело к утрате многих приемов и навыков, а некоторые виды ремесла были полностью утрачены.

И хотя историк 20 века Лев Гумилев называет иго монголо-татарских полчищ набегом на Русь, но за этот период были полностью разрушены такие культурные и политические центры как Киев, Переславль, Чернигов, Рязань, Владимир, Суздаль. Те же, что остались целыми, так же пострадали – ордынцы забирали в полон искусных мастеров: оружейников, камнерезов, шорников, кузнецов.

Многие мастеровые умельцы погибли, защищая свои города, поэтому некоторые прикладные ремесла даже исчезли совсем. Например, в ювелирном деле были утеряны некоторые техники, присущие только древнерусскому искусству. Ощутимо за время монголо-татарского ига пострадало древнерусское зодчество.

Жестокие варвары-кочевники предавали огню не только крепостные сооружения, но и прекрасные в архитектурном отношении русские церкви, соборы и монастыри.

Постройки горели вместе с вековыми древнерусскими, византийскими иконами, фресками замечательных русских живописцев, ценнейшими рукописными книгами, являвшимися памятниками древнерусской словесности. Зачастую дикая орда сжигала их вместе с укрывшимися там людьми.

Никого не щадили – ни женщин, ни стариков, ни детей и даже младенцев. В огне погибло не только большинство древних русских книг, но и прервалось летописание. В упадок пришла живопись и многие прикладные художественные ремесла.

Больше, чем на полвека прекратилось на Руси каменное строительство из-за отсутствия мастеровых, материалов для постройки и полного обнищания княжеской казны. Русская культура в результате монгольского нашествия потеряла несоизмеримо с тем, что смогла перенять у завоевателей.

Совет

Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского за­воевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская на­родности и их культуры.

В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Куликовская битва (1380).

Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г.

начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s3161t10.html

Русская культура XIII – XV вв

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII – XV ВВ.

Особенности русской культуры.

  • Поступательное развитие русской культуры было остановлено по причине монгольского нашествия. Утеряны многие секреты мастерства (перегородчатая эмаль, изготавливать цветное стекло, искусство каменного строительства возродилось только в конце XIII в. и ему было далеко до прежнего).
  • Возрождение русской культуры было связано с возвышением Москвы в XIV в..
  • К концу XV в. Москва стала политическим, религиозным и культурным центром.
  • Этому способствовало то, что Москва становится православным центром, из-за падения Константинополя в 1453 г. и женитьбы Ивана III на Софье Палеолог.
  • Культурное влияние Орды было незначительным, оно проявилось только в проникших в русский язык словах (сарай, кафтан, колпак и т.д.)
  • Некогда единая русская народность оказалась разделенной на три народности: белорусская, украинская и русская. Все они входили в состав разных государств это повлияло на различия языка, культуры. Развитие великорусской культуры началось в XIV в. и завершилось в XVI в.
Читайте также:  1 и 2 государственные думы

Устное народное творчество и литература.

Борьба против монгольского ига стала главной темой. Многие произведения на эту тему позднее легли в основу письменной литературы. Сказание о битве на Калке, разорении Рязани Батыем, о богатыре Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска – юноше Меркурии. В XIV в. наивысшего расцвета достиг новгородский цикл о купцах Василии Буслаевиче и о Садко.

К этому периоду относится появление нового жанра – исторической песни. Герои и события в ней более приближены к реальным событиям, чем в былинном эпосе. Песнь об Авдотье Рязаночке воспевает простую горожанку, которая спасает из полона жителей Рязани и заново отстраивает город, песня о Щелкане Дудентьевиче стала откликом на восстание в Твери в 1327 г.

Летописание в Новгороде не останавливалось, в других городах оно приостановилось. В начале XIV в. создаются новые летописные своды. Появляются новые центры, в том числе и Москва. В 1408 г.

Обратите внимание

была составлена Троицкая летопись – общерусский летописный свод, в 1480 г. – Московский летописный свод.

Эти летописи обосновывали историческую роль Москвы в процессе объединения страны.

Обеда на Куликовом поле дала мощный толчок к развитию русской литературы – «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», написанная Софронием Рязанцем в конце XVв. Характерная особенность этого произведения – это его связь со «Словом о полку Игореве».

Популярным продолжает оставаться житийная литература — «Повесть о житии Александра Невского», «Житие митрополита Петра», признанным мастером является Епифаний Премудрый (умер в 1442 г.), автор житий Сергия Радонежского и Стефана Пермского.

Особое место занимает в русской средневековой литературе «Хронограф» — сборник повестей о событиях всемирной истории, подготовленный в 1442 г. сербом Пахимием Логофетом.

Расширение экономических и политических связей Московского княжества отражает такой культурный памятник как путевой дневник тверского купца Афанасия Никитина – «Хождение за три моря», посвященный его путешествиям в Персию. Индию и другие страны в 1466-1472 гг.

Архитектура.

После монгольского нашествия прекратило существование каменное строительство, даже в Новгороде было построено только три деревянные церкви. Но уже в 1292 г. в Новгороде была построена церковь Николы на Липне небольшая, но типично новгородская каменная постройка.

Новый подъем строительства начался в Новгороде в XIV в. церковь Федора Стратилата, Спаса на Ильине – это сравнительно небольшие одноглавые, с одной апсидой. Отличительная черта этого периода – богатое декоративное украшение фасадов. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 г.

развитие самостоятельной архитектурной школы было прекращено.

Московская архитектура начинает складываться в конце XIV в., она соединила в себе черты владимиро-суздальского и новгородского зодчества, хотя одновременно шел процесс формирования самостоятельных приемов и традиций.

Важно

Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (1400), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423)

История строительства Москвы относится к XII в.

Первый деревянный Кремль был построен в Москве в 1156 г. на Боровицком холме, занимая первоначально небольшую его часть. В ходе нашествия монголов он был сожжен в 1238 г. его восстановление относится к XIV в. когда Москва становится столицей. Ко второй четверти XIV в.

относится начало строительства каменного Кремля в Москве на Соборной площади. При Иване Калите возводятся четыре каменных храма – кафедральный общерусский Успенский собор, повторявший Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковь Ивана Лествичника, церковь Спаса на Бору и Архангельский собор. Ни один из них не дошел до нас.

В 1367 г. при Дмитрии Донском строится первые крепостные каменные стены.

Сложившийся в XV в. архитектурный ансамбль Соборной площади свое строительство начинает во времена правления Ивана III:

  • ^ (1475-1479) – кафедральный храм, автор Аристотель Фиораванти
  • Архангельский собор (1506-1508) – усыпальница московских князей и царей, вплоть до Алексея Михайловича, архитектор Алевиз Новый
  • Колокольня Ивана Великого (1505-1508), архитектор Бон Фрязин, самое высокое здание – 81 м
  • Грановитая палата (1487-1491) – единственное гражданское здание на Соборной площади, главный зал которого имеет площадь 500 кв м, архитектор Марко Руффо и Антонгио Солари
  • Благовещенский собор (1484-1489) – домовая церковь московских государей, имеющая сложную конструкцию, с четырьмя пределами на краях, девятиглавый.
  • ^ (1484-1486) – домовой храм русских митрополитов.

Живопись.В изобразительном искусстве XIII – XV вв. выделяется творчество двух великих художников: Феофан Грека и Андрея Рублева. Этот период называют золотым веком настенной живописи.

^ (ок.1340- после 1405). Он приехал из Византии в 70-ые гг. XIV в. уже зрелым живописцем и работал сначала в Новгороде, а потом в Москве. Им была создана роспись храма Спаса на Ильине в Новгороде, вместе с Даниилом Черным — фрески московской церкви Рождества Богородицы и Архангельского собора (1399). Его образы суровые и аскетические.

На рубеже XIV – XV вв. в Москве складывается русская национальная школа живописи. К этому периоду относится ранний период творчества Андрея Рублева (ок.1370 — ок. 1430). В 1405 г. Рублев участвует в росписи Благовещенского собора Кремля.

Затем вместе с Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире, затем – Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре и Спасский собор в Андронниковом монастыре.

Его кисти принадлежат такие работы – икона «Троица» (для иконостаса Троицкого собора), работал так же над «лицевым письмом» к книжным миниатюрам.

В конце XV в. огромный вклад в развитие русской живописи внес иконописец Дионисий – самая известная работа — роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502-1503). Из мастерской Дионисия вышли такие иконы – московским митрополитам Петру и Алексею, Сергию Радонежскому, Дмитрию Прилуцкому, «Спас в силах».

Общественная мысль.

XIV – XV вв. – время острых религиозных споров на Руси. К этому времени относится распространение русских ересей.

В 70-ые гг. XIV в. появилась ересь стригольников (возможно среди еретиков много тех. Кто пошел на постриг) в Новгороде и во Пскове. Стригольники были рационалисты, пытались объяснить все с разумной точки зрения.

Они выступали против нравов царивших в церквях, разоблачали коррупцию священников. Они считали. Что священником может быть каждый образованный и праведный человек, не обязательно рукоположенный в сан. В 1375 г.

новгородские стригольники были казнены.

В XV в. ересь возродилась среди новгородских священников, а затем перекинулась на московских. Она вошла в историю как новгородско-московская или ересь жидовствующих. Последнее объяснялось тем, что их часто обвиняли, как приверженцев иудаизма, так как они не верили в святость икон и в Святую Троицу. Еретиков поддерживала невестка Ивана III Елена Стефановна.

Совет

Сам Иван III долго терпимо относился к ереси. Это объяснялось сложными отношениями между светской и духовной властью. Государство не прочь было провести секуляризацию церковных земель, но в самой церкви существовало по этому вопросу два течения: нестяжатели и иосифляне.

Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам полагается кормиться трудами рук своих и нельзя владеть деревнями и крестьянами. Их противники – иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями и крестьянами, для того, чтобы церковь могла заниматься благотворительностью.

Также иосифляне настаивали на беспощадной казни еретиков, а нестяжатели – считали. Что их нужно уговаривать, как заблудших вернуться в лоно церкви.

Иван III не зря относился терпимо к ереси. Ведь иосифляне настаивали на превосходстве духовной власти над светской. Это была посвящена «Повесть о белом клобуке», созданная в окружении епископа Геннадия, известного преследователя ереси.

В противовес было создана в Кремле «Сказание о князьях Владимирских», провозгласившее происхождение рода московских князей от самого императора Рима Августа.

После того как на церковном соборе Иван III в 1503 г. вынужден был под давлением иосифлян отступиться от идеи секуляризации, он прекратил поддерживать и нестяжателей. В 1504 г. они были сожжены по приговору церковного собора.

Теперь Иосиф Волоцкий по другому говорил о власти царя (раньше он утверждал – «священство преболе царства») – «почитати, а не сваритися с ним».

Источник: http://www.userdocs.ru/literatura/790/index.html

Культура Руси в XIII-XV вв

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности. Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к падению мастерства, но и к полному исчезновению некоторых сложных видов ремесленной техники.

Массовые разрушения почти на полвека задержали развитие каменного строительства.В ходе завоевания было уничтожено множество архитектурных и литературных памятников, произведений изобразительного и прикладного искусства. Куликовская битва 1380 г.

и более поздние победы над татаро-монголами способствовали подъему национального самосознания и сыграли важную роль в восстановлении прерванных монголо-татарскими завоеваниями связей с Византией и южнославянскими странами.

Обратите внимание

Всенародная борьба с иноземными завоевателями обусловила доминирующую роль патриотической тематики в культурной традиции Руси этого периода. Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между русскими землями. К концу XV в.

, когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно-политический и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усиливаются тенденции формирования единой общенациональной культуры.

После завоевания в 1453 г. турками Константинополя Русь стала оплотом мирового православия. В конце ХV в.

в Изложении пасхалии митрополита Зосимы было впервые сформулировано представление об истории как смене мировых царств и о Москве как новом центре мирового христианства, новом граде Константина. Это способствовало росту международного авторитета Руси и дало новый импульс культурному развитию.

Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одна из самых известных легенд этого периода — Сказание о невидимом граде Китеже, городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.

Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII-нач. XIV вв. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался новый подъем летописного жанра.

Патриотизм и идея единства русских земель являются характерной чертой всего русского летописания. Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания. После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Это проявилось как Троицкая летописи (начало XV в.

) — общерусском летописном своде московского происхождения, так и в собственно Московском летописном своде конца XV в., призванный обосновать историческую роль Москвы. Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях.

Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть О битве на Калке, Повесть о разорении Рязани Батыем, повести об Александре Невском, Повесть о Щелкане, рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г. Победе 1380 г. посвящен целый цикл исторических повестей: О побоище на Дону, Сказание о Мамаевом побоище, Задонщина.

Расцвет житийной литературы того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы.

Талантливые писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего великого московского князя в борьбе за престол и в борьбе с монголо-татарами.

Важно

Житийная литература в этот период представлена житиями не только подвижников церкви, но и государственных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произведениями. Дальнейшее развитие получила литература путешествий -хождения. В последней четверти XV в.

появилась новая разновидность этого жанра — светские хождения, наиболее яркий ее образец — записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию (Хождение за три моря). Это был первый европейский письменный труд о хозяйстве, обычаях и религии Индии.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории того времени. В сер. XV в. Пахомием Лагофетом был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с историей всех славянских народов.

Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем русской архитектуры начинается в конце XIV- начале XV вв.

Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство была Тверь, где уже в 1285-1290 гг. был возведен храм Спаса-Преображения. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327 г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства.

Новгород и Псков меньше других русских земель пострадали от монголо-татарского нашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе. Опираясь на архитектурные традиции домонгольского периода, новгородские и псковские мастера возводили на средства крупных бояр и купцов десятки небольших храмов.

Старые традиции сочетались с новыми творческими исканиями. Переход к новому стилю, отличающемуся обилием декоративных украшений, отразился в наиболее известных храмовых постройках этого периода: церкви Федора Стратилата и церкви Спаса на Ильине (конец XIV в.) в Новгороде. В Пскове новый стиль не получил большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости.

Читайте также:  Самые известные цари государства селевкидов

Большинство псковских храмов, ранним из которых была церковь Василия на Горке (нач. XV в.), выдержаны в суровом и лаконичном стиле, почти лишены украшений. Одновременно с культовым в Новгороде и Пскове велось и крупное гражданское строительство. В 1302 г.в Новгороде был заложен каменный Кремль, который впоследствии неоднократно перестраивался.

Для торжественных приемов и заседаний Совета господ новгородские мастера совместно с немецкими построили Грановитую палату (1433). В XV в. каменный Кремль был построен в Пскове. Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в.

Совет

Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества, но впоследствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской. Как и в предыдущий период, основным направлением в архитектуре было культовое строительство.

Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются: Успенский собор в Звенигороде (ок. 1400), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405). Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского Кремля, история которого начинается еще в XII в.

, когда на Боровицком холме были построены деревянные кремлевские стены, разрушенные монголо-татарами в 1237 г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые кремлевские стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными соборами, не сохранившимися до наших дней.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 г.
Во второй половине XV в., когда Москва стала центром единого Русского государства началась перестройка Кремля с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе. Создание ансамбля Московского Кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в конце XV-начале XVI вв. и стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства.

Основным направлением в развитии живописи по-прежнему была иконопись, что в значительной степени объясняется широким распространением на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи. Наряду с иконами широкое распространение получила и фреска. Начиная с XIV в.

усложняется ее сюжет, появляется пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения. Большое значение в живописи приобретает личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевает влияние местных традиций Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок.

1340-после 1405 гг.), приехавший из Византии. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором — Благовещенский собор в Кремле.

Наивысший расцвет Московской школы связывают с именем современника Феофана Грека, великого русского художника Андрея Рублева, канонизированного Русской Православной Церковью.

Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства — икона Троица, написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (хранится в Третьяковской галерее).
Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире и Благовещенского собора Московского Кремля.

Обратите внимание

Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процеса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета. Русская культура сохранила национальный характер.

Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.

Конец XIV-XV вв.

характеризуются началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: https://arhivinfo.ru/2-92809.html

открытая библиотека учебной информации

В русской культуре XIII—XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII—XV вв. явилась Куликовская битва (1380).

В случае если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 ᴦ.

начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.

Устное народное творчество. В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказаниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью.

Новые легенды (такие, как, к примеру, «Сказание о невидимом граде Китеже» — городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических исторических песен.

К их числу относится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о восстании в Твери в 1327 ᴦ.

Летописание. В условиях, когда шло восстановление хозяйства и наметился его подъем, всœе более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекли за собой ускорение письма.

На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав — более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму.

Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.

Важно

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII — начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 ᴦ. летописные записи стали вестись и в Москве.

В период складывания единого государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо «говорить по летописцам вины новгородские», т. е.

доказать на основе летописи необ- ходимость присоединœения Новгорода к Москве.

В 1408 ᴦ. был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 ᴦ., а к 1479 ᴦ. относят создание Московского летописного свода. В основе их — идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединœении всœех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всœемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — сочинœений по всœемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 ᴦ. Пахомием Логофетом.

Исторические повести. Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях.

Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста.

Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 ᴦ. посвящен цикл исторических повестей (к примеру, «Сказание о Мамаевом побоище»). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму «Задонщина», построенную по образцу «Слова о полку Игореве». Но если в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщинœе» — их победа.

В период объединœения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы.

Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелœей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице-Сергиева монастыря, поддержавшего великого Московского князя в борьбе с ордынцами, с чьим именем связано формирование русского национального самосознания.

«Хождение за три моря» (1466—1472) тверского купца Афанасия Никитина — первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гамой.

Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов.

Совет

Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильинœе улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове.

Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий.

Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV—XV столетиям.

Дошедшие до нас храмы: Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405) в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) — продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя — создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском, в 1367 ᴦ. При этом после нашествия Тохтамыша в 1382 ᴦ. кремлевские укрепления сильно пострадали.

Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV — начале XVI в.

ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красною кирпича, длина которой достигала 2,25 км, толщина стен — 3,5—6,5 м, а их высота — 5—19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши.

Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всœем правилам тогдашней фортификационной науки.

Обратите внимание

Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита͵ здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м).

В 1475—1479 гᴦ. был сооружен главный собор Московского Кремля — Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиораванти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире.

В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всœего владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени.

Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481—1489 гᴦ. псковские мастера возвели Благовещенский собор — домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей — Архангельский собор (1505—1509).

В случае если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487—1491). Она получила свое название от граней, украсивших наружные стены.

Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м.

Важно

Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись. Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII вв.

В XIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильинœе улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа.

Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «пробелами» создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителœей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека — гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV—XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника.

Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева.

Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества.

Кисти Андрея Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

Источник: http://oplib.ru/voennoe_delo/view/40015_russkaya_kul_tura_hiii_xv_vv

Глава 3. Русская культура II половины XIII-XV ввио

Монголо-татарское нашествие нанесло серьезный урон русской культуре. Военный разгром, тяжелая дань, увод в полон мастеров значительно обеднили культурный процесс. Однако традиция не прервалась.

Читайте также:  История османской империи

Более того, вряд ли можно говорить о сколько-нибудь заметном влиянии монгольской культуры на русскую, особенно на первых порах.

Долгое время степной мир монголов-кочевников и мир городов славян-земледельцев существовали отчужденно, потребовалось не одно столетие для взаимного сближения.

Совет

Батыево нашествие стало основной темой в литературе. Один из первых откликов на произошедшее — «Повесть о разорении Рязани Батыем». В «Повести» описывается гибель Рязани и рода рязанских князей. Монгольское нашествие воспринималось современниками как конец света, как «великая конечная погибель».

Отсюда трагизм, наполняющий произведения того периода. Мотив героической смерти является ведущим в литературе, посвященной нашествию. В «Повести» монголо-татары стали победителями не потому, что победили рязанцев, а потому, что их противников не осталось в живых.

Князь Федор Юрьевич, посланный к Батыю с дарами, отказывается отдать ему свою жену, говоря: «когда нас приодолееши, то и женами нашими владети начнеши», его убивают. Узнав о смерти мужа, княгиня Евпраксия вместе с маленьким сыном «ринуся из превысокого храма своего» и разбилась насмерть.

В решающей битве гибнут великий князь рязанский Георгий Ингоревич и его братья. Невозможность остаться в живых побежденным подвигла оказавшегося в момент главного сражения в отлучке Евпатия Коловрата с дружиной в 1700 человек напасть на войско Батыя.

В образе Евпатия сильны эпические черты: он побеждает в единоборстве родственника хана Хостоврула, татары одолевают его только при помощи стенобитных орудий.

Мотив предпочтения смерти бесчестию и признанию поражения лег в основу «Сказания об убиении в Орде князя Михаила Черниговского» и «Слова о Меркурии Смоленском». С религиозно-философским осмыслением постигшей Русь трагедии выступил епископ г. Владимира Серапион.

В Своих «Словах» и «Поучениях» он как проповедник старается извлечь урок из случившегося.

Продолжая идейную традицию провиденциализма русских книжников более раннего периода, Серапион Владимирский рассматривал нашествие как наказание, наложенное Богом за грехи, проявление «ярости Его».

Обратите внимание

Не менее опасным было противостояние с западноевропейским католическим миром. Борьба с «немцами», под которыми в Древней Руси понимали как собственно немецких рыцарей, так и представителей других германоязычных народов (шведов, норвежцев, датчан и др.

), является одной из ведущих тем «Жития Александра Невского», составленного в конце XIII в.

Самостоятельное значение имеет «Слово о погибели Русской земли» — небольшое произведение, которое древнерусские книжники, как правило, вставляли в качестве предисловия к этому житию.

Прошло более сотни лет и эпоха поражений сменилась эпохой первых побед. Откликом на Куликовскую битву стала «Задонщина» — поэтическое произведение, созданное рязанским боярином Софонием. Как образец стиля Софоний использовал «Слово о полку Игореве». В текстах обоих произведений можно найти множество параллелей.

Однако идейное наполнение «Задонщины» совершенно иное. Если неизвестный автор «Слова» относится к герою своего повествования князю Игорю отрицательно, то Софоний поет славу великому князю Дмитрию Ивановичу, его двоюродному брату князю Владимиру Андреевичу и «могучему городу Москве».

«Задонщина» проникнута торжеством за Русскую землю, сумевшую объединиться, отбросить распри перед лицом врага и победить.

Несколько в ином ключе передает те же события «Сказание о Мамаевом побоище». Оно, по видимому, было написано уже спустя довольно-таки большой срок после битвы. Автор его неизвестен.

В «Сказании» меньше поэтических метафор, но слог, тем не менее, весьма эмоционален и экспрессивен (особенно в изображении батальных сцен), изложение событий подробное и обстоятельное.

Много в «Сказании» сведений легендарного характера и сознательно допущенных искажений (например, митрополит Киприан, который был во враждебных отношениях с Дмитрием и отсутствовал в Москве, согласно «Сказанию» благословляет князя на битву).

Однако даже неточности в тексте «Сказания» служат исполнению общего замысла. Все подчинено двум главным идеям: идее патриотической, о необходимости борьбы против монголо-татарского ига, и идее политической, о том, что центром этой борьбы является Москва, и князья московские ответственны за эту борьбу.

Важно

Со II четверти XIV века зарождается московское летописание. Московская летопись быстро превращается в летопись общерусскую. В конце XIV в. был составлен «Летописец Великий Русский», а в 1408 г.

по инициативе митрополита Киприана — Троицкая летопись, ставшая основой последующего московского летописания. С самого начала московское летописание было тесно связано с процессами объединения русских земель вокруг Москвы, выполняло функцию идеологического обеспечения этих процессов.

В нем нашли яркое выражение идеи политической консолидации. Летописцы стремились показать роль Москвы как общерусского центра, собирательницы Руси. Те же идеи нашли отражение в «Сказании о князьях Владимирских», составленном в конце XV в.

«Сказание» повествовало о судьбе царских регалий (венца, барм и пр.

), якобы преподнесенных византийским императором Константином Мономахом русскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху и унаследованных московскими князьями, которые тем самым трактовались как преемники византийских царей и великих князей киевских. В «Сказании» содержалась вымышленная генеалогия московских князей, род которых возводился к «Августу-кесарю» — римскому императору Октавиану Августу.

Чрезвычайно велика была в духовной жизни русского общества роль церкви. Огромное значение для культурного и общественного развития имела деятельность подвижника и реформатора Сергия Радонежского (1321 — 1391).

Им был основан Троицкий монастырь (Троице-Сергиева Лавра), воплотивший в себе новые принципы монастырской жизни.

На смену келиотским монастырям, в которых монахи жили на особицу, сохраняя при себе все свое мирское имущество и ведя подчас совсем не подобающий инокам образ жизни, пришли монастыри общежитийные, в которых монахи не имели личного хозяйства, жили трудом и пользовались все в равной степени только тем, что давал монастырь. Авторитет Сергия был огромен. Дмитрий Донской, собираясь на битву с Мамаем, обратился к нему за поддержкой. Сергий (именно игумен Сергий, а не митрополит Киприан), благословив князя и все русское воинство, предрек победу.

Житие святого преподобного Сергия было написано монахом Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым (?-1420). Епифаний был выдающимся писателем своего времени. В своих произведениях, большинство из которых относятся к агиографическому жанру (жития святых) он демонстрирует мастерское владение популярным в XV в.

художественным приемом, который называется «плетением словес» и заключается в своеобразном «нанизывании» эпитетов.

Совет

Пример из «Жития Стефана Пермского», написанного тоже Епифанием: «Един тот был у нас епископ, то же был нам законодавец и законоположник, то же креститель и апостол, и проповедник, и благовестник, и исповедник, святитель, учитель…» и т. д.

XV столетие — время расцвета агиографического жанра. Помимо Епифания в это время работал выходец из Сербии Пахомий Логофет («Житие митрополита Алексея», «Житие Варлаама Хутынского»).

В конце XV или в начале XVI века получила литературную обработку (автор ее, возможно, московский священник и писатель Ермолай-Еразм) и была превращена в «Житие» легенда о Петре и Февронии Муромских. Это трогательная история любви князя и дочери простого бортника, отдаленно напоминающая западноевропейских Тристана и Изольду.

В отличии от большинства агиографических сочинений это «Житие» написано простым языком, безо всякого «плетения словес» и сохраняет в себе много фольклорных черт, напоминая более народную сказку, нежели богословское произведение.

Парадоксальным образом о глубоком проникновении христианства в сознание народа свидетельствуют распространение в XV в. всевозможных ересей («жидовствующие», «стригольники») и ожесточение религиозных споров. Только прочно укоренившись в культуре, христианская доктрина могла стать предметом размышлений для широких масс.

Одним из самых грандиозных являлось идейное противостояние «иосифлян» и «нестяжателей». Основным предметом спора был вопрос о монастырском землевладении, морально-этический его аспект.

По мнению Иосифа Волоцкого (в миру Иван Санин), основателя и игумена Успенского монастыря под Волоколамском, монастыри и церковь вообще должны иметь большие владения и пользоваться трудом работающих на земле крестьян.

Богатая церковь — это сильная церковь, а сильная церковь — залог процветания веры — такова была логика «иосифлян». Концентрированным выражением идеологии иосифлянства является «Просветитель», полемическое сочинение, автором которого был сам Иосиф.

Противоположную точку зрения высказывали «нестяжатели».

Обратите внимание

По мнению их духовного лидера Нила Сорского (в миру Николай Майков), жившего в скиту недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, монахи должны жить своим трудом, главная их задача — духовное самосовершенствование.

Он обличал корыстолюбие иосифлянского духовенства, их нежелание отказаться от мирских «прелестей», гордыню. Воззрения Нила Сорского испытали серьезное воздействие исихазма. Исихазм — религиозно-мистическое учение, пришедшее на Русь из Византии.

Основная идея исихазма — соединение человека с Богом путем отрешения от мирской суеты, самососредоточения сознания — «молчания» и особого вида медитации «Христовой молитвы». Нил Сорский оказал большое влияние на духовную культуру Руси XV-XVI вв., был причислен к лику святых.

В XV в. расширяется культурный, исторический и политический кругозор русских людей. Об этом свидетельствует возрождение интереса к произведениям, рассказывающим о путешествиях в дальние страны — «хожениям» или «хождениям».

Известен цикл повестей о русском посольстве на Ферраро-Флорентийский собор, закрепившем унию католической и православной церкви — «Хождение во Флоренцию». Получает распространение переводная «Христианская топография» византийского путешественника Козьмы Индикоплова.

Самым интересным и оригинальным произведением этого жанра следует признать «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Пустившись в дорогу по торговым делам, недалеко от Астрахани он оказался жертвой грабителей. Возвращение домой грозило полным разорением.

В надежде поправить положение Афанасий решает двигаться вперед в поисках выгодных закупок восточных товаров. «Три моря», за которые совершил свое вынужденное путешествие Афанасий Никитин, — это Каспийское, Черное и Индийский океан. С 1468 по 1475 г. он посетил Кавказ, Персию, Индию, Турцию, Крым.

Перед нами предстают восточные страны, увиденные глазами русского человека XV в., изложившего увиденное и пережитое простым безыскусным языком.

Важно

В середине XIV в. начинается возрождение русской архитектуры. Раньше всего каменное строительство возобновилось в Новгороде, менее всех пострадавшем от монгольского нашествия.

Новгородскими архитекторами были созданы оригинальные типы храмов, значительно отличавшиеся от византийских канонов.

Классическими памятниками этого периода считаются церкви Федора Стратилата на Ручью и Спаса на Ильине улице — небольшие одноглавые храмы, отличающиеся простотой и конструктивной ясностью.

В Москве первые монументальные здания возводятся при Иване Калите. В отличие от Новгорода и Пскова, где строительство велось по частным заказам бояр и купеческих артелей, здесь монументальное зодчество с самого начала приобрело государственный характер. Основной заботой московских князей было, конечно, украшение Кремля. В 1367 г.

Дмитрий Донской возводит вокруг города каменные стены (взамен старых деревянных) — белокаменный Кремль. Современный ансамбль московского Кремля в общих чертах складывается в эпоху Ивана III. Специально приглашенные итальянские архитекторы возводят храмы, дворцы и новые крепостные стены. В 1479 г. заканчивается строительство пятиглавого Успенского собора (арх.

Аристотель Фиорованти). По требованию великого князя за образец был взят владимирский Успенский собор. Постройка должна была символизировать переход статуса главного города от древней столицы Владимира к новой — Москве. В сочетании стилей древнерусского собора и итальянского дворца-палаццо выдержан Архангельский собор (1508 г., арх. Алевиз Новый).

Русские зодчие-псковичи построили в Кремле Благовещенский собор — домовую церковь великих князей. Вертикальной доминантой столицы стала колокольня Ивана Великого (1508 г., арх. Бон Фрязин).

Итальянскими мастерами Марком Фрязином и Пьетро Антонио Солари был возведен великокняжеский дворец, от которого до сегодняшнего дня сохранилась Грановитая палата (1491 г.). Этими же мастерами были построены и новые стены Кремля (1495 г.).

Высочайшего уровня развития достигает на рубеже XIV-XV веков русская живопись. Расцвет иконописного искусства в рассматриваемый период связан с деятельностью трех выдающихся мастеров: Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Феофан Грек (1340-1410 гг.

) — выходец из Византии, приехавший на Русь уже зрелым мастером. Работал в Новгороде, затем в Москве.

Совет

Роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице — единственная дошедшая до наших дней работа мастера, имеющая документальное подтверждение, ему также приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле.

Художественная манера Феофана ярко индивидуальна, узнаваема, отличается экспрессивностью и темпераментом. В палитре преобладают коричневые оттенки; особую силу образам придают — блики, нанесенные сочными мазками чистой белой краской на оранжево-коричневую основу.

Андрей Рублев (1360-1430 гг.) — величайший художник, монах, постриженник Троице-Сергиева монастыря. Первое летописное упоминание об Андрее Рублеве относится к 1405 г., когда они вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывают Благовещенский собор московского Кремля (не сохранившийся до сегодняшнего дня).

Кисти Рублева принадлежат иконы так называемого «Звенигородского чина» (Спас, Архангел Михаил и апостол Павел). В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный заново расписывают древний Успенский собор во Владимире. До нашего времени дошли фрагменты фресок и часть иконостаса.

Самым известным произведением Рублева является, конечно, знаменитая икона «Троица» (1420 г.), произведение, наполненное глубоким поэтическим и философским содержанием. Изображение трех склоненных ангелов вписано в круг, подчиняющий себе всю композицию, исполненную внутренней гармонии.

Краски прозрачные, светлые: голубец, изумруд, киноварь сливаются в тонко согласованную гамму.

Продолжателем рублевской традиции в московской иконописной школе был Дионисий (1440-1503). Им были расписаны церкви в Пафнутьево-Боровском и Ферапонтовом монастырях. Известность и славу мастера он получил уже при жизни.

Современники называли его художником, «пресловущим паче всех», т. е. знаменитым. В 1481 г. он выполняет почетный заказ: оформление кремлевского Успенского собора. С тех пор Дионисий становится олицетворением официальной столичной традиции в искусстве.

Композиции его произведений отличаются строгой торжественностью, светлыми красками, удлиненностью фигур.

Обратите внимание

Высокий уровень живописного мастерства, гуманистическая направленность, художественное совершенство произведений, создаваемых иконописцами XIV-XV вв. позволяют исследователям говорить о вступлении Руси в эпоху по многим чертам созвучную эпохе европейского Предвозрождения.

Источник: https://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/arts/russian-culture/istoriya-russkoj-kulturyi-s-drevnejshix-vremen-do-nashix-dnej/glava-3-russkaya-kultura-ii-polovinyi-xiii-xv-vv/

Ссылка на основную публикацию