Реформы андропова начала 80-х годов

Реформы андропова таблица

Реформы Андропова проводились в начале 1980-х годов, между «расцветом эпохи застоя» и горбачёвской Перестройкой.

Такое расположение деятельности Андропова на «шкале времени» объясняет сущность его реформ.

Наследство, доставшееся Андропову

Глава могущественного КГБ стал лидером советской державы в ту пору, когда положение в ней продолжало ухудшаться. И дело не только в том, что упала производительность труда, останавливались предприятия и т. д. Снижение уровня жизни, отказ от начатых реформ, ужесточение государственного режима привели к всеобщему унынию.

Советские граждане уже не просто не верили в «светлое будущее», они не верили и в настоящее – потеряли интерес к учёбе, работе, творчеству. Восторжествовало то, что Юрий Андропов назовёт «разгильдяйством» и «тунеядством».

Их-то и вознамерился искоренить новый генсек в первую очередь, не вдаваясь в причины, породившие эти явления.

Борьба с тунеядством и разгильдяйством

Кампания по улучшению трудовой дисциплины мыслилась Андропову как широкомасштабная операция. Однако адекватной реализации её на первых порах не получилось.

В некоторых городах устраивались милицейские облавы в кинотеатрах, крупных магазинах и других общественных местах, направленные на задержание прогульщиков; однако нередко борьба за укрепление трудовой дисциплины сводилась к тому, что начальники «распекали» сотрудников, которые якобы «шатались по магазинам» в рабочее время.

Когда Андропову доложили о таких курьёзах, он усовершенствовал указ, и тогда кампания принесла свои плоды. Однако генсек понимал, что данная мера может привести лишь к кратковременным результатам, а чего-то серьёзного можно добиться лишь жёсткими реформами.

Экономические реформы

  1. Борьба со спекуляцией и нетрудовыми доходами в целом.
  2. Громкая борьба с коррупцией, которая привела к аресту ряда высокопоставленных руководителей; а начальник Главного управления торговли Мосгорисполкома был вообще расстрелян.

  3. Закон о трудовых коллективах: отныне члены трудовых коллективов имели право обсуждать планы, договоры, структуру заработных плат. Однако закон остался недоработанным, в результате собрания трудовых коллективов на деле либо вовсе не устраивались, либо носили формальный характер.

  4. Закон, расширявший права руководителей предприятий по расходованию фондов. Он, в частности, устанавливал зависимость зарплаты от объёма выпущенной продукции.

Результаты реформ

Андропов планировал масштабную модернизацию производства, транспорта, строительства, научно-технической сферы. Однако его стратегия Ускорения не была проведена в жизнь в полной мере. В целом можно констатировать, что реформы носили по большей части хозяйственно-дисциплинарный характер, в отношении же всего остального Андропов оставался большим консерватором.

Положительный результат правления Андропова – это, безусловно, искоренение коррупции жёсткими полицейскими методами.

Однако на этом плюсы андроповского режима заканчиваются: многие эксперты уверены, что правление этого руководителя не принесло стране ничего ни хорошего, ни плохого, оно лишь удержало расшатанную страну от полного распада.

Кроме того, полностью искоренить коррупцию не удалось – её позиции остались сильны в Узбекистане (знаменитое «хлопковое дело»).

Источник: www.ote4estvo.ru

Реформы Андропова начала 80-х годов

  • После периода застоя страна жаждала перемен. Прежние строгие порядки коммунистической власти остались в прошлом, а экономический кризис стал суровой реальностью. На Андропова же которого возлагались приличные надежды. Несмотря на довольно короткий период нахождения у власти, генеральному секретарю удалось провести несколько важных реформ, сказавшихся коренным образом на будущем страны.

Экономические реформы Андропова

  • Андропов понимал, что главная его цель — улучшить экономическое положение страны. Он ратовал за изменение отношения к труду, за борьбу с коррупцией и произволом в торговле. Какие же меры экономического изменения положения в стране использовал новый генеральный секретарь?
  • -Были ужесточены меры трудовой дисциплины, вплоть до того, что в местах общественного скопления проводились облавы с целью выявить прогульщиков и тунеядцев.
  • -Андропов вел активную борьбу со спекуляцией(скупка и перепродажа ценностей).
  • -Ужесточились меры борьбы с коррупцией и злоупотреблением в торговле.
  • -Андропов продолжал настаивать на наращивании экономического влияния отечественной продукции и полной ликвидации иностранных товаров.(Политика протекционизма).
  • Итог: Своеобразная политика генерального секретаря в экономическом секторе дала свои плоды. В частности, уже в 1983 году был достигнут прирост в объемах производства народного хозяйства в 6%. Однако меры, вводимые Андроповым носили временный характер, и они вряд ли могли обеспечить долговременный экономический прирост.

частности, после прихода к власти, Андропов заметно сократил численность аппарата государственного секретаря. В дальнейшем, 19 министров лишились работы, произошло переизбрание новых лиц коммунистической партии на самые ответственные посты.

Андропов, как и его предшественники, пытается сформировать вокруг себя некую группу сподвижников, готовых поддерживать все его реформы. Также генеральный секретарь привлекает к государственной деятельности видных ученых, докторов экономических наук.

В дальнейшем, деятельность лидеров коммунистической партии будет направлена именно на уменьшение количества лиц, причастных в государственному управлению, и на улучшение связей с интеллигенцией. ” width=”640″>

Деятельность в сфере партийной чистки

Реформы Андропова напрямую касались и устройства государственного аппарата.

В частности, после прихода к власти, Андропов заметно сократил численность аппарата государственного секретаря. В дальнейшем, 19 министров лишились работы, произошло переизбрание новых лиц коммунистической партии на самые ответственные посты. Андропов, как и его предшественники, пытается сформировать вокруг себя некую группу сподвижников, готовых поддерживать все его реформы.

Обратите внимание

Также генеральный секретарь привлекает к государственной деятельности видных ученых, докторов экономических наук.

В дальнейшем, деятельность лидеров коммунистической партии будет направлена именно на уменьшение количества лиц, причастных в государственному управлению, и на улучшение связей с интеллигенцией.

Реформаторские действия касательно внешней политики

  • Андропов придерживался более открытой модели внешней политики, нежели его предшественники. Однако отношения с США все еще оставались крайне натянутыми. В недолговременный период нахождения Андропова у власти произошло несколько ключевых событий, повлиявших на развитие внешнеполитической стратегии СССР.
  • -8 марта 1983 года — Рональд Рейган называет СССР «империей зла».
  • -1 сентября 1983 советский истребитель сбил пассажирский самолет с 283 пассажирами на борту, из-за чего в международной прессе стали проскальзывать моменты давления на советскую власть.
  • -Улучшение отношений с Китаем.
  • -Размещение США атомных ракет в Великобритании, ФРГ и Бельгии. Итог: Несмотря на то, что Андропов пытался добиться разрядки международных отношений, его реформы привели лишь к ухудшению положения СССР на мировой арене.

Вывод:

  • В итоге, можно сказать, что реформы Андропова были логичными и цельными, они были направлены на улучшение экономического и социального положения в стране. Однако сам генеральный секретарь не успел воплотить все свои идеи, поскольку уже осенью 1983 года состояние Андропова резко ухудшилось. Стране нужен был молодой и смелый правитель, способный направить СССР по совершенно новому пути развития. Однако стране предстояло еще несколько лет напряженно ждать глобальных изменений.

Источник: videouroki.net

Борьба за улучшение экономического положения государства, в ко­тором явственно прослеживались элементы стагнации, началась с ши­рокомасштабной кампании по наведению элементарного порядка и производственной дисциплины. Для Андропова она была «нулевым цик­лом» реформ. Без этого просто нельзя было приступать к реализации потенциала, который был заложен в общественно-политической сис­теме.

В стране обострилась демографическая проблема, и нужно было задействовать все трудовые ресурсы, направить их на магистральные направления, чтобы выполнить пятилетний план и Продовольственную программу, которая уже давала сбои.

На практике борьба за дисцип­лину оборачивалась курьезами, когда ретивые начальники на местах организовывали облавы на своих сотрудников, которые, например, в рабочее время «бегали по магазинам». Когда Андропову сообщили о таких местных инициативах, он смягчил свои «драконовские» меры. Кампания по наведению дисциплины и порядка, однако принесла по­ложительные результаты.

Уже в первом квартале 1983 г. был достигнут прирост объема производства на 6%. За весь «андроповский» 1983 г. прирост национального дохода составил 3,1%, а промышленное производство выросло на 4%.

Но Андропов понимал, что такими средст­вами можно достичь только незначительного и кратковременного эф­фекта и необходимо коренное совершенствование экономики и преж­де всего управления производством. Стала актуальной проблема много­укладности экономики.

Различные хозяйственные уклады уже давали о себе знать в теневой экономике СССР и в от­крытой экономике восточноевропейских социалистических стран — в сфере обслуживания и легкой промышленности. Андропов сознавал, что в таких отраслях частный сектор полезен и эффективен, и размышлял о его возможностях в СССР.

В первую очередь его привлекали эффек­тивная система перераспределения национального дохода в пользу бед­ных и средних слоев населения, развитая система социальной защиты и роль в ней профсоюзов. Концепция «социального партнерства» с ее признанием частной собственности была для Андропова как коммунис­та неприемлемой.

Важно

Размышляя о варианте Андропова, можно сказать, что реально он был ближе всего к модели реформ, которая была ап­робирована в Китае Дэн Сяопином.

Смысл китайской модели заключался в том, чтобы, сохраняя политические устои государства, посте­пенно вести преобразования на основе экономических реформ, развития многоукладной экономики, введения рыночных отношений под кон­тролем государства, пресекающего казнокрадство и коррупцию.

Андропов был, безусловно, апологетом традиционного социализма, который во многом неприемлем в современных реалиях 90-х гг. Спустя десять лет стало очевидно, что нельзя абстрагироваться от историчес­ких государственных, нравственных, культурных и в целом цивилизаци-онных корней России, забывать роль русского православия, цементи­рующего российскую государственность.

одновременно надо по­мнить об историческом уникальном советском опыте создания обще­ства социальной справедливости. Он оказался противоречивым и в чем-то не выдержал проверки временем, но это, на наш взгляд, не означает его отмены или полной дискредитации. В нем имелось здоровое рациональное ядро, которое не было востребовано послеандроповским полщическим руководством.

Андропов задумал настоящую перестройку экономики, начав этот процесс с осторожных шагов. По его мнению, сначала надо постепенно перестроить промышленность и сельское хозяйство и, только получив позитивные результаты, приниматься за реорганизацию политических институтов в направлении их демократизации.

Естественные границы этих процессов, по Андропову, определялись национальными глубин­ными интересами СССР — Великой России и сохранением потенциала социализма. Был принят ряд совместных постановлений ЦК КПСС и Совмина СССР о мерах по регулированию развития отраслей промыш­ленности на основе чисто экономических методов, о повышении роли трудовых коллективов.

Андропов ставил задачу частично децентрали­зовать экономику, придать плановой системе менее директивно-адми­нистративный и менее всеобъемлющий характер, резко усилить эко­номическую заинтересованность трудящихся и самих предприятий в эффективности производства, не изменяя ценностям социализма. Здесь особую роль приобретал творческий поиск новых методов и форм эко­номической деятельности.

Андропов санкционировал проведение круп­номасштабных экспериментов по подготовке новой экономической ре­формы. Для этого в ЦК КПСС был создан специальный экономический отдел, который возглавил Н.И.Рыжков. Вокруг Андропова стала скла­дываться группа ученых и специалистов, готовивших разработки новых путей развития экономики.

Сам Андропов выступил с фундаментальной статьей «Учение Карла Маркса и некоторые проблемы социалистического строительства в СССР», где были высказаны новые положения в области марксистской теории и критические оценки предшествующего социалистического развития.

Совет

В статье указывалось, что конкретные пути становления со­циалистического общества пролегли совсем не так, как предполагали основоположники. На июньском пленуме ЦК КПСС 1983 г. Андропов развил эту мысль: «Если говорить откровенно, мы еще до сих пор не знаем в должной мере общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно эконо­мические.

Поэтому вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок». Это высказывание Андропова фактически означало признание того, что объявленный «развитой социализм» был иллюзией.

Сделав такое заявление, Андропов теперь должен был дать новое определение общественного состояния, но для этого требовалось больше времени, чем он лично располагал вследствие состояния здоровья. Интеллигенция ожидала от Андропова ослабления режима, однако цензура усилилась; так был запрещен ряд новаторских постановок в театрах.

Читайте также:  Преобразования в государственном управлении

Это было связано во многом с тем, что идеологией занимались консерваторы К.У.Черненко, М.В.Зимянин, П.Н.Демичев. Андропов не стал форсировать реформы. На предложения ученых-консультантов ус­корить демократизацию он не без оснований ответил: «Надо сначала накормить и одеть людей».

Андропов возлагал особые надежды на де­мократизацию внутрипартийной жизни, которая была полностью фор­мализованной. Он считал, что в низовых парторганизациях за­ложен творческий потенциал, который поможет вывести партию и страну из непростого положения. Среди разочарованной интеллигенции стали распространяться по­говорки «Вот тебе и Юрьев день» и «поздние заморозки Юрия Долго­рукого».

В конце 1983 г. Президиум Верховного Совета СССР принял более жесткие указы об усилении ответственности за антисоветскую, антигосударственную деятельность. Возглавив страну и задумав ее постепенную и осторожную модер­низацию сверху, Андропов стал собирать команду деятелей-сподвиж­ников. Он ввел в высшее руководство региональных деятелей: М.С.Гор­бачева, Е.К.Лигачева, В.И.Воротникова, Н.И.

Рыжкова, В.М.Чебрикова, Г.А.Алиева, Г.В.Романова и др. Подбор кадров отвечал андроповской концепции перестройки, а не горбачевской. Это, может быть, объяс­няет, почему Горбачев в дальнейшем органично не смог сработаться с командой Андропова и полностью ее расформировал. Андропов, конечно, ценил Горбачева, предполагал, что он, возмож­но, станет его преемником. Но Юрий Владимирович видел не только его молодость и энергию, другие положительные качества, но также и недостатки: амбициозность, поверхностность, любовь к аплодисмен­там и славословию. Андропов разочаровался в Горбачеве к концу 1983 г. Он прямо говорил, что не ощущает реальной помощи Горба­чева в решении вопросов сельского хозяйства. Сохраняя определенное доверие к Горбачеву, Андропов вопреки имеющимся легендам не сде­лал никакого «завещания» о его будущем избрании генсеком. От услуг А.Н.Яковлева Андропов отказался сразу, туманно заметив, что он слиш­ком долго прожил в капиталистической стране. Андропов провел также умеренную и осторожную чистку партий­ного и государственного аппарата, включая органы безопасности. За пятнадцать месяцев его правления было сменено 18 министров СССР, переизбрано 37 первых секретарей обкомов, являвшихся политически­ми губернаторами на местах. Это насторожило политическую элиту, боявшуюся перемен и потери руководящих постов.

Он смог серьезно укрепить и расширить полномочия органов Госбезопасности. Вел активную борьбу с диссидентами и правозащитниками. Андроповым инициирована высылка инакомыслящих. Наиболее известна высылка и лишение гражданства А.И. Солженицына и академика Сахарова (в г. Горький, под надзор КГБ). Он оказал немалое влияние на принятие решения о вводе войск в Чехословакию в 1968 году, являлся сторонником ввода войск в Афганистан.

Источник: xn--80aaivjfyj3e.com

Источник: https://lesreinesdesalpes.com/reforma/reformy-andropova-tablitsa.html

Реформы Андропова начала 80-х годов

После периода застоя, связанного с нахождением у власти Брежнева, страна жаждала перемен. Прежние строгие порядки коммунистической власти остались в прошлом, а экономический кризис стал суровой реальностью.

После смерти Брежнева в ноябре 1982 года, на пост генерального секретаря был назначен Юрий Владимиров Андропов, на которого возлагались приличный надежды.

Простые люди видели в лидере сильного политика, способного продолжить линию партии, вернув стране былое могущество.

Обратите внимание

В кулуарах самой партии наоборот ходили расхожие мнения о том, что Андропов якобы слишком стар, и вытянуть государство из затяжного кризиса ему не под силу.

Несмотря на довольно короткий период нахождения у власти, генеральному секретарю удалось провести несколько важных реформ, сказавшихся коренным образом на будущем страны.

Экономические реформы Андропова

Как видный деятель коммунистической партии, имеющий представление обо всей подноготной государства, Андропов понимал, что главная его цель — улучшить экономическое положение страны. Он ратовал за изменение отношения к труду, за борьбу с коррупцией и произволом в торговле. Какие же меры экономического изменения положения в стране использовал новый генеральный секретарь?

  • Были ужесточены меры трудовой дисциплины, вплоть до того, что в местах общественного скопления проводились облавы с целью выявить прогульщиков и тунеядцев.
  • Андропов вел активную борьбу со спекуляцией и нетрудовыми источниками дохода.
  • Ужесточились меры борьбы с коррупцией и злоупотреблением в торговле.
  • Андропов продолжал настаивать на наращивании экономического влияния отечественной продукции и полной ликвидации иностранных товаров.

Своеобразная политика генерального секретаря в экономическом секторе дала свои плоды. В частности, уже в 1983 году был достигнут прирост в объемах производства народного хозяйства в 6%. Однако меры, вводимые Андроповым носили временный характер, и они вряд ли могли обеспечить долговременный экономический прирост.

Деятельность в сфере партийной чистки

Реформы Андропова напрямую касались и устройства государственного аппарата. В частности, после прихода к власти в конце 1982 года, Андропов заметно сократил численность аппарата государственного секретаря.

В дальнейшем, 19 министров лишились работы, произошло переизбрание новых лиц коммунистической партии на самые ответственные посты.

Андропов, как и его предшественники, пытается сформировать вокруг себя некую группу сподвижников, готовых поддерживать все его реформы.

Также генеральный секретарь привлекает к государственной деятельности видных ученых, докторов экономических наук. В этот же период наблюдаются послабления в плане государственного давления на интеллигенцию.

В дальнейшем, деятельность лидеров коммунистической партии будет направлена именно на уменьшение количества лиц, причастных в государственному управлению, и на улучшение связей с интеллигенцией.

Реформаторские действия касательно внешней политики

Андропов придерживался более открытой модели внешней политики, нежели его предшественники. Однако отношения с США все еще оставались крайне натянутыми. В недолговременный период нахождения Андропова у власти произошло несколько ключевых событий, повлиявших на развитие внешнеполитической стратегии СССР.

  • 8 марта 1983 года — Рональд Рейган называет СССР «империей зла».
  • 23 марта 1983 советский истребитель сбил пассажирский самолет с 283 пассажирами на борту, из-за чего в международной прессе стали проскальзывать моменты давления на советскую власть.
  • Улучшение отношений с Китаем.
  • Размещение США атомных ракет в Великобритании, ФРГ и Бельгии.

Несмотря на то, что Андропов пытался добиться разрядки международных отношений, его реформы привели лишь к ухудшению положения СССР на мировой арене.

В итоге, можно сказать, что реформы Андропова были логичными и цельными, они были направлены на улучшение экономического и социального положения в стране.

Однако сам генеральный секретарь не успел воплотить все свои идеи, поскольку уже осенью 1983 года состояние Андропова резко ухудшилось. Стране нужен был молодой и смелый правитель, способный направить СССР по совершенно новому пути развития.

Однако стране предстояло еще несколько лет напряженно ждать глобальных изменений.

Реформы Михаила Сергеевича Горбачева

Важно

Советский Союз середины 80-х гг. пребывал в довольно печальном состоянии. Наиболее верным определением, которым можно обозначить сущность происходившего, пожалуй, будет слово «стагнация».

В стагнации находились все сферы и отрасли жизни государства: политика, экономика, даже культурная и общественная жизнь.

С этим нужно было что-то делать, однако для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки неповоротливый государственный механизм, необходимо было, чтобы у власти оказалась сильная харизматичная личность. И такой личностью оказался М.С. Горбачев.

Причины перемен

Почему перемены были столь необходимы обществу? Попробуем «разложить по полочкам» основные элементы государственного устройства, которые требовали обновления

Наименование показателя Что наблюдалось к середине 80-х гг. 20 в.
Уровень жизни населения По продолжительности жизни СССР отставал от большинства развитых стран; по уровню детской смертности оказался среди развивающихся государств, в то время как провозглашал себя развитым
Производительность труда Это показатель в СССР был в 2, а некоторых отраслях и в 4 раза ниже, чем, например, в США
Обеспеченность товарами народного потребления Уровень обеспеченности был явно недостаточным, многие товары считались дефицитными

Но это была лишь «верхушка айсберга». Система изжила себя, она стала уже нежизнеспособной и приготовилась вот-вот рухнуть – необходим был лишь толчок извне. И Горбачев, ставший во главе государства, «подтолкнул» неустойчивый государственный колосс, стоявший на глиняных ногах. Что он предпринял и к чему это привело?

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/22833.html

Какие реформы хотел провести Андропов для спасения СССР

Какие реформы хотел провести Андропов для спасения СССР 

В середине 70-х годов тогдашний руководитель КГБ Юрий Андропов приблизил к себе группу советников.

В этом «интеллектуальном штабе» собрались советские либералы, среди которых «первые скрипки» играли академики Арбатов и Иноземцев, а также журналист Бовин.

 Усиливает группу и молодые по меркам СССР партийные функционеры, возраст которых был от 50 до 55 лет. Одним из сторонников главы КГБ был и будущий Генсек Михаил Горбачев.  

Поддерживал Андропова и Анатолий Черняев, возглавляющий международного отдела ЦК КПСС. В 2003 году он передал Агентство национальной безопасности США документ, в котором было написано, как Андропов и его штаб собирались преобразовать СССР после смерти Леонида Брежнева. Этими реформами команда хотела сохранить Союз и реорганизовать его закостенелую систему.  

Власть в партии принадлежала днепропетровским и молдавским выдвиженцам Брежнева. Поэтому своей первоочередной задачей андроповская команда считала устранения из властной системы всех функционеров Леонида Ильича. Лидеры партии также лишались шикарных дач, охотничьих угодий и многочисленной охраны, личных поваров и массажистов.  

Обеспечить советским республикам реальную автономию и наладить снабжение городов и промышленных центров за счет областных ресурсов.

Пустующие земли передать пенсионерам и всем кто пожелает получить свой участок. Сократить аппарат ЦК и поставить его отделы над министерствами. 80% советских министров необходимо отправить на пенсию.

 Покончить с пропагандой и дать прессе право критиковать власть. 

Совет

Прекратить независимость МИДа и поставить его в подчиненное положение по отношение ЦК.

Академик Сахаров и прочие советские диссиденты, в том числе и осужденные, могут свободно выехать за границу на постоянное место жительства. Такую же политику планировалось проводиться и в отношении евреев.

Антисемитизм должен караться по закону, а евреев, которые останутся в СССР следует внедрить в систему дружбы народов.  

СССР не могла соперничать с Западом в гонке вооружений. Продолжение противостояния может привести к возникновению в стране экономического и социального кризиса, поэтому Андропов собирался, не обращая внимания на шантаж США, сократить армию в 4 раза, вывести войска из Афганистана и убрать с территории Европы новейшие советские ракеты.  

Ослабить контроль над европейскими странами соцлагеря и дать им возможность самими определить свое будущее. Таким образом, команда Андропова рассчитывала сэкономить деньги и ресурсы, которые будут направлены на развитие экономики СССР и ее социальной сферы. 

Основными проблема в реализации плана Андропов считал не угрозу со стороны США, а сопротивление старых партийных боссов, большое количество безработных военных и «ученых», занимающихся идеологией и пропагандистскими науками. Преобразования следовала начать в первые годы прихода руководителя КГБ к власти, но из-за болезни у него ничего не получилось.  

16 июня 1883 года Юрий Владимирович стал Генсеком, а летом следующего года он уже сильно болел. Последнее заседание Юрий Андропов провел 1 сентября 1983 года, а в феврале 1984 после безуспешного лечения он умер. Всего у власти Андропов пробыл 15 месяцев  

Источник: https://russian7.ru/post/kakie-reformy-khotel-provesti-andropo/

Политика Андропова, её плюсы и минусы

Юрий Владимирович Андропов – советский государственный деятель, фактический правитель СССР в 1983-1984 гг. Родился в станице Нагутсксая Ставропольского края в 1914 году.

В 30-х годах начал трудовую деятельность: был рабочим на телеграфе, механиком кино-клуба, матросом на речных судах.

В 1936 г окончил Рыбинское речное училище, вступил в партию и был назначен комсоргом Рыбинской судоверфи.

Обратите внимание

С 1940 по 1951 – состоял на различных партийных должностях в Петрозаводске. В годы Великой Отечественной Войны участвовал в организации партизанского движения в Карелии.

На посту главы государства Ю. В. Андропов успел сделать немного, но запомнился, как последовательный и принципиальный политик. Большинство современников положительно отзываются о периоде его правления, но есть и те, кто считает Андропова тираном. Какие же плюсы и минусы были в политике генсека?

Читайте также:  Восточно-прусская операция 1945 года

Плюсы политики Андропова

Борьба с коррупцией

Будучи главой КГБ, Юрий Владимирович развивал агентурную сеть, которая контролировала практически каждую отрасль народного хозяйства.

Эта работа дала результаты: придя к власти, Андропов дал команду начать несколько громких коррупционных процессов.

Их фигурантами стали чиновники высшего ранга – первый секретарь Краснодарского обкома Медунов, министр внутренних дел Щёлоков, его заместитель Чурбанов.

Борьба со взяточничеством велась на всех уровнях власти и во всех сферах деятельности. Всего в 1983-1984 годах по коррупционным делам было осуждено 245 тыс. человек. Из них 31 был расстрелян.

Укрепление трудовой дисциплины

Другим важным начинанием Андропова было введение административной ответственности за уклонение от работы. К контролю над прогульщиками и тунеядцами были привлечены органы милиции.

Устраивались облавы в магазинах, кинотеатрах, местах общественного отдыха. Правонарушителям грозил штраф и увольнение.

Подобные меры положительно отразились на экономике страны: рост производства составил 6%, национальный доход увеличился на 3%.

Обновление политического и государственного аппарата

Андропов понимал, что бюрократический аппарат СССР во времена Брежнева сильно разросся. Чиновники, пользуясь властью, подолгу сохраняли свои места и не делали реальных шагов по улучшению ситуации в стране. Им было выгодно сложившееся положение дел, и они не стремились что-либо менять. В результате наблюдался застой во всех отраслях экономики.

Экономическое реформирование

В экономике страны Андроповым был взят курс на экспериментальную политику, основанную на предоставлении предприятиям широких полномочий в расходовании резервных фондов. Это дало возможность руководителям на местах эффективней распоряжаться экономической базой предприятия, в частности регулировать размер заработной платы, исходя из объёмов производства.

Рабочие, дававшие результат и обеспечивавшие высокие показатели, теперь стали получать ощутимую прибавку к зарплате. Подобные меры вызвали поддержку населения, и, по прошествии нескольких лет, вызвали положительную оценку экспертов.

Минусы политики Андропова

Борьба с инакомыслием

Андропов всю жизнь оставался консервативным политиком, строго придерживавшимся линии партии. Он не только не принимал других идеологических течений, но и жестоко карал всякие проявления антикоммунизма.

Во время правления Андропова отмечался всплеск политических судебных процессов, продолжалась высылка диссидентов за границу. Часто практиковались такие меры борьбы с инакомыслием, как принудительное заключение в психиатрическую лечебницу.

За подобные меры в народе Андропова нередко называли «вторым Сталиным».

Война в Афганистане

Несмотря на то, что Афганский конфликт был начат, когда у власти находился Л. И. Брежнев, Андропов принимал самое непосредственное участие в развязывании войны.

Он был сторонником свержения власти Амина и развёртывании геополитического влияния СССР на страны Ближнего Востока.

Придя к власти, привыкший к последовательности Андропов не только не стал предпринимать мер по выводу советских войск, но и увеличил их группировку на территории Афганистана.

Ухудшение отношений с «западом»

Во внешней политике Андропов придерживался политики наращивания стратегических вооружений. В 1984 на территории стран Восточной Европы, ГДР и Чехословакии, были размещены ракеты средней дальности.

Также Андропов грозился выдвинуть к берегам США группировку советских атомных подводных лодок.

Президент Америки Рональд Рейган негативно отозвался об этих событиях, назвал Советский союз «Империей Зла» и разместил крылатые ракеты на территории стран Западной Европы.

Итог

Подводя итог, можно сделать вывод, что время пребывания Андропова у власти было слишком непродолжительно для великих свершений. Однако политика Юрия Владимировича запомнилась гражданам и внесла свои предпосылки в становление будущего российского общества.

Источник: https://plusiminusi.ru/politika-andropova-eyo-plyusy-i-minusy/

Правление Андропова и Черненко: СССР в 1982—1985 годах

Добрый день, уважаемые читатели!

На этот раз мы с вами рассмотрим краткую характеристику деятельности Андропова Ю.В. и К. Черненко.

Их время «правления» было очень коротким и не ознаменовано никакими грандиозными событиями и изменениями, но, тем не менее, необходимо рассмотреть их небольшую роль в истории нашего Отечества.

Стоит сказать, что оба деятеля так же относятся к понятию «геронтократии» в Советский период. Андропов стал во граве страны в 68 лет, Черненко – в 73 года, и оба прекратили свою деятельность из-за смерти.

Ю.В. Андропов стал Генеральным Секретарем ЦК КПСС в ноябре 1982 года. С самого начало своей деятельности в качестве главы Союза он стал действовать активно. В своих докладах и работах он положительно отзывался о работе предыдущего Генерального Секретаря (Брежнева) и указывал на свои планы о продолжении государственной работы в том же направлении, но с бОльшим рвением. «Производительность труда растет тем­пами, которые не могут нас удовлетворить» подчеркнул Андропов в одном своем докладе. Для того чтобы стимулировать ленивое советское общество к продуктивной работе, он принял следующие меры:

  • Совершил кадровую перестановку в «верхушке» партии
  • Объявил о начале усиленной борьба с коррупцией, которая расплодилась из-за попустительского отношения Брежнева (вскоре борьба с этим видом правонарушения утихла)
  • Усилил меры по укреплению дисциплины (отлавливали опоздавших, гуляющих в рабочее время по улицам и магазинам и т.д.)
  • В июне 1983 года был принят закон «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» (но закон так и остался номинальным, так как в экономике по прежнему оставались в приоритете командно-административные методы управления)

9 февраля 1984 году Андропов скончался, на его место избрали К. У. Черненко.

Константин Устинович на тот момент уже был болен. Он отличался мягким характером и нерешительностью, был идеальной кандидатурой для «промежуточной фигуры».  Новый лидер продолжил свою деятельность в русле предыдущей главы правительства. В конце 1984 г. была опубликована программа «На уровень требований развитого социализма. Некоторые ак­туальные проблемы теории, стратегии и тактики КПСС», в которой отмечалось отставание СССР от капиталистических стран, и давалась установка на совершенствование социализма и подъема хозяйства страны. За свое недолгое пребывание на посту Генерального Секретаря ЦК КПСС он пытался бороться с теневой экономикой, начать политику ускорения и предпринять некоторые реформы. Стоит отметить, что именно при Черненко в 1984 году был введен всеми нами горячо любимый праздник День знаний (1 сентября). Также при нем сборная Союза отказалась принимать участие в Олимпиаде 1984 года, проходившей в Лос-Анжелесе, в ответ на бойкот Америки в 1980 году.

10 февраля 1985 года Черненко умер от остановки сердца. Его уход стал окончанием эпохи правления старцев, на его место назначили  молодого и энергичного Горбачева.

Источник: http://xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai/istoriya-rossii/sssr-82-85g.html

План Андропова. Существовал ли в реальности план Андропова

После распада Советского Союза и воцарившегося в стране хаоса, многие советские граждане были убеждены, что всё происходящее является частью плана Юрия Владимировича Андропова, одного из умнейших руководителей страны и главы комитета госбезопасности СССР.

Из уст в уста передавалась «секретная информация» о том, что это специально всё «замутили», для того, чтобы выявить чуждых советскому обществу элементов, которых впоследствии посадят или расстреляют. В очередной раз проявилась наивная вера русского народа в «доброго царя».

Уже минуло три десятка лет с тех времён, но глядя на то, что у руля государства находится офицер КГБ – ФСБ, а выходцы из этой структуры заняли почти все посты в верхних эшелонах власти и бизнеса, начинаешь думать, что «план Андропова» – это не такая уж и выдумка.

Так мог ли на самом деле существовать некий план, который разработало ведомство Андропова на закате существования Советского Союза? Если собрать в единое целое обрывки из высказываний высокопоставленных чекистов, в разное время проговорившихся об этом, то можно нарисовать вполне правдоподобную картину происходившего в те и последующие годы.

Важно

Андропов, стоявший во главе такой серьёзной организацией как КГБ СССР, знал всю ужасающую картину реального положения дел в стране.

Неэффективная экономика, коррумпированное партийное руководство, отсутствие у людей всякого желания строить «светлое будущее» и, как следствие, повальное пьянство населения.

Прибавьте сюда тотальный дефицит товаров и продуктов, и картина государства-монстра будет полной.

Обладая аналитическим умом и лишённый иллюзий коммунистических идей, Андропов в середине 70-х годов прошлого столетия поручил группе особо доверенных лиц разработать план реорганизации политической и экономической жизни страны.
Вспомните слова Путина, о том, что большевистский принцип федерализма оказался бомбой замедленного действия, подложенной под российскую государственность. А ведь впервые эту мысль высказал именно Юрий Андропов, предложив ликвидировать построение государства по национальному принципу. Новое государство, по идее Андропова, должно было базироваться на численности населения по регионам и производственной целесообразности административных границ. Роль образующей нации в новых районах должна была сведена к минимуму или погашена полностью. Таким образом, планировалось полностью избавиться от межнациональной розни, которая существовала всегда, даже во времена «дружбы народов», хотя и не в таких масштабах, как в наши дни.
Главную опасность для государства Андропов видел в партийной номенклатуре, которую называл «источником коррупционной и бюрократической язвы, заразившей Советский Союз». КГБ СССР в те годы был единственной структурой, куда эта зараза не проникла. Поэтому в первые годы реформ планировалось ввести жёсткую диктатуру, ключевые посты распределить между руководителями гос.безопасности, а деятельность КПСС – запретить. Народу можно было это объяснить тем, что партия переродилась и дискредитировала себя, её ряды нуждаются в жёсткой «чистке». Шестую статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС планировалось отменить.

Понятно, что это были бы не популярные (как бы сказали сейчас) меры. Вполне возможно они бы встретили сопротивление как у партийных кадров, у которых отбирались насиженные тёплые места, так и у простого народа, отвыкшего от строгой дисциплины. Поэтому было ожидаемо возрождение лагерной системы.

Но ужесточение политического режима являлось не самоцелью, а необходимым условием проведения масштабных экономических реформ, общий смысл которых заключался в радикальной перестройке народного хозяйства. Сегодня путь, по которому Андропов собирался направить страну, называют китайским.
Для проведения подобных реформ требовались специалисты новой формации, экономисты, лишённые идеологических догм, способные на основе производственных мощностей СССР выстроить новую, экономически эффективную модель государства. Было решено отобрать таких людей из числа советских молодых специалистов и отправить их для обучения в зарубежные университеты, естественно под неусыпным контролем «органов». Из наиболее известных людей, вошедших в эту группу можно назвать Чубайса и Гайдара.
Реформы, по замыслу Андропова, должны были начаться в десяти экспериментальных зонах, причём в каждой из них планировалось развивать разный сценарий. По результатам преобразований необходимо было выделить наиболее оптимальный путь реформирования страны.
Для осуществления столь грандиозных планов необходимы были колоссальные финансовые ресурсы. Поэтому, с начала 80-х годов, руководство советских спецслужб начало на специальных оффшорных счетах аккумулировалась часть экспортной выручки СССР.
Но что-то пошло не так. Придя после смерти Брежнева к верховной власти, Андропов принялся энергично наводить порядок в стране, отстраняя от власти коррумпированную партийную верхушку. В первую очередь необходимо было лишить парт.аппарат поддержки силовиков. Поэтому был выдан ордер на арест министра внутренних дел Щёлокова, ставший к тому времени символом прогнившей советской номенклатуры. Лишённый всех званий и наград Щёлоков успел пустить себе пулю в висок, до того, как за ним «пришли».
Семьи Андропова и Щёлокова жили в одном доме, в одном подъезде, на одной лестничной площадке. После самоубийства мужа, жена Щёлокова совершила покушение на Андропова. Подкараулив у дверей квартиры, она зашла с ним в лифт и произвела несколько выстрелов из пистолета, после чего застрелилась сама. Юрий Владимирович остался жив, но у него обострилось заболевание почек, приведшее к его скорой кончине.

Испуганная партийная верхушка избрала генсеком КПСС дряхлого и немощного Константина Черненко, поставив крест на всех начинаниях Андропова.

Его последователям пришлось уйти в подполье, сохранив финансовые накопления на офшорных счетах. Контроль над группой экономистов, обучающихся в зарубежных университетах, был утрачен.

Но Черненко был слишком стар, чтобы надолго задержаться у руля власти и вскоре «скоропостижно» скончался. Первым лицом государства стал Михаил Горбачёв, один из выдвиженцев Андропова. У Горбачёва было понимание о необходимости реформ в стране, но отсутствовала твёрдость духа для последовательности в их проведения . В итоге он стал марионеткой в руках сил, нелегально заработавших в последние годы СССР огромные состояния и желавших выйти из тени. Сил, которые жаждали стать новыми хозяевами страны.
Начался управляемый хаос, целью которого являлось разжигание недовольства у народа властью и подготовка правительственного переворота. «Молодые реформаторы», которых готовили для экономических преобразований, активно включились в разграбление госсобственности и уничтожение производственных мощностей Советского Союза.

Руководители советских республик вступили в сговор между собой и подписали «Беловежское соглашение», согласно которому республики объявляли о своём суверенитете и становились независимыми государствами. Таким образом, СССР прекратил своё существование.

Совет

Окружение Ельцина так торопилось получить в своё безраздельное пользование российские просторы, что совершенно не удосужилось проработать пункты о границах новых государств. В результате чего Крым, отвоёванный у Османской империи и ставший частью России ещё при Екатерине II, отошёл Украине.

До сих пор приходится разгребать последствия этого скорого дележа страны.

Но грош цена была бы нашей службе госбезопасности, если бы она сдала все свои позиции в великой некогда стране. Уйдя на «дно», кадровые разведчики сохранили силы и финансы для претворения в жизнь плана своего шефа, правда, уже в сильно трансформированном виде. Ведь ситуация в стране изменилась кардинально, и нужно было приспосабливаться к новой реальности.
Заметим, что сам Андропов не являлся догматиком и обладал гибким мышлением. Ещё в июне 1983 года он высказал такую мысль: «Если говорить откровенно, мы еще до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок»

Второй президент России, выходец из структур КГБ – ФСБ, Владимир Путин чётко следует трансформированному плану, разработанному когда-то в ведомстве Андропова.

Проведены все ключевые реформы — монетизация льгот, налоговая, образовательная, военная, медицинская, сейчас на очереди пенсионная. И хотя проходит это без реального общественного обсуждения, все они абсолютно либеральные.

Свой диктаторский ресурс Путин использует на полную, но он у него весьма ограничен. Президент не может распустить парламент, не может устроить полноценную номенклатурную чистку, много чего он не может.

Но он обеспечил максимальный уровень западничества и демократии, на которые была согласна силовая элита, которая, в свою очередь, обеспечивает проведение модернизации экономики. Это и есть план Андропова, только без ГУЛАГа и гражданской войны. Поэтому и эффект не такой впечатляющий.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии без проверки

Источник: https://free-rupor.ru/andropov_plan

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,442

1 Решетников О.М. 1 1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

1. Лукьянов А.И. Традиции русской политической жизни и современные реформы. – СПб., 1997. – С. 9.
2. Кротов Н.И.

Жизнь и удивительные приключения банкира Виктора Геращенко, сына банкира Владимира Геращенко, рассказанные им самим, его друзьями и коллегами, внимательно выслушанные и записанные летописцем Николаем Кротовым. – М.: Экономическая летопись, 2010. – С. 246.
3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 283–314.
4. Верт Н. История Советского государства: пер. с фр. – 3-е испр. изд.

 – М.: Издательство «Весь Мир», 2006. – С. 494.
5. Федоров Б.Г. Десять безумных лет с Борисом Ельциным / Борис Федоров. – М.: Алгоритм, 2011. – С. 17.
6. Новейшая отечественная история. XX – начало XXI века. В 2-х кн. Кн. 2. учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020700 «История» и 032600 «История» / под ред. Э.М. Щагина. – 2-е изд., испр, и доп. – М.

: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – C. 334.
7. Петраков Н.Я. В кн.: Кротов Н.И. Жизнь и удивительные приключения банкира Виктора Геращенко, сына банкира Владимира Геращенко, рассказанные им самим, его друзьями и коллегами, внимательно выслушанные и записанные летописцем Николаем Кротовым. – М.: Экономическая летопись, 2010. – С. 269.

В начале 80-х годов экономика СССР исчерпала возможности экстенсивного развития и встала перед необходимостью перехода на интенсивный его путь. Те преобразования в экономике страны, которые осуществлялись в 60–70-х годах, не сопровождались преобразованиями в политической жизни страны.

Начавшийся после XX съезда КПСС процесс демократизации общества не был доведен до конца, не пошел вглубь, а со второй половины 60-х гг. фактически приостановился. Причинами были ослабление демократической тенденции и укрепление сил консерватизма в 70-е годы. Партийно-государственным руководством страны принимались правильные решения.

«Однако эти решения оставались на бумаге в силу тех же самых причин». Консервация старой экономической системы, ее невосприимчивость ко всему новому была и в интересах чиновничества, а также диктовалась некоторыми объективными обстоятельствами, к числу которых относятся высокие в тот период мировые цены на нефть и газ.

В то же время было понятно, что нужны более серьезные, чем предусматривались, изменения и в экономических отношениях, и в политико-юридической надстройке, и в культурно-идеологической сфере. По мнению одного из руководителей советского государства А.И.

Обратите внимание

Лукьянова: «Стоял вопрос о необходимости глобальных экономической и правовой реформ, изменении и совершенствовании межнациональных отношений.

Была необходима реформа политической системы, охватывающей структуру и порядок формирования государственных органов, разделении функций партии и Советов, юридическом признании плюрализма и многопартийности, последовательной борьбе с бюрократизмом» [1]. Как вспоминает председатель ЦБ СССР В.В.

Геращенко, стало понятно и то, что «на старой системе, целиком основанной на госсобственности, выехать нельзя. Экономика страны стала достаточно большой, требования населения весьма разнообразны, всё из одной организации – Госплана в 80-е годы уже нельзя было расписать» [2].

В руках высших руководителей в центре и на местах была сосредоточена огромная власть, но они то и дело проявляли неспособность провести в жизнь собственные решения по актуальным вопросам жизни общества.

«Не внедрялись в полной мере в практику хозяйствования идеи о необходимости и возможности широкого использования при социализме организационно-экономических структур капиталистического обобществления» [3]. К началу 1980-х происходит осознание советской правящей элитой необходимости срочного принятия мер для устранения кризисных явлений в экономической и социальной жизни страны. Исходя из задач укрепления государственной мощи СССР, сохранения им статуса мировой сверхдержавы, прорыва на следующую постиндустриальную стадию развития наиболее прогрессивная часть советских руководителей ставит целью значительные преобразования в экономике. Главной лоббирующей силой этого плана в Политбюро и правительстве становятся военно-промышленный комплекс, КГБ и ГРУ, озабоченные медленным освоением советской промышленностью новейших достижений научно-технического прогресса, растущим отставанием от США по вооружению. Серьезной аргументацией необходимости преобразований стали события в Афганистане (1979–1989 гг.) и утверждение президентом США Р. Рейганом мер по разработке программы «звездных войн» (1983 г.).

С приходом к власти руководившего до этого КГБ СССР Ю.В. Андропова, «создалось впечатление, что он собирается осуществить ряд перемен, морально очистить партию, приступить к экономическим реформам.

В своей первой речи он установил срок в два года, чтобы провести ряд изменений, которые позволили бы приступить к выполнению следующей пятилетки в лучших условиях», – писал французский историк Н. Вирт [4]. И ожидания были подкреплены конкретными делами.

За короткий срок пребывания у власти новому руководителю страны в полной мере удалось сформировать команду для осуществления будущих реформ. В нее вошли такие партийные и государственные деятели, как М.С. Горбачев, А.Н. Яковлев, Е.К. Лигачев, Э.А. Шеварднадзе, известные представители советской интеллигенции Л.И. Абалкин, Г.А.

Арбатова, Г.Х. Шахназаров, А.Г. Аганбегян, А.Е. Бовин и др. В целях поиска новой модели экономического развития в 1982 г. был создан экономический отдел ЦК КПСС. Координаторами его работы стали М.С. Горбачев и Н.И. Рыжков. В число научных сотрудников вошли А.Г. Аганбегян, Г.А. Арбатова, О.Т. Богомолов, Т.И. Масловская, Л.И.

Важно

Абалкин, Р.А. Белоусов, Н.Я. Петраков, С.А. Старен. В тоже время, как пишет бывший министр финансов РСФСР Б.Г. Федоров: «В самом правительстве СССР реформам и реформаторам относились скептически и держали их в некем отстойнике – в комиссии по реформе, которая не имела реальной власти» [5].

В силу отсутствия возможности немедленно начать реформирование народнохозяйственного комплекса в нужном русле, важным компонентом андроповской политики стала борьба с коррупцией, наведения в стране элементарного порядка, укрепление плановой и трудовой дисциплины. «Хотя нельзя все сводить к дисциплине, – заявил Ю.В.

Андропов в декабре 1982 г., – но начинать надо именно с нее». Одновременно было дано указание готовить серьезные меры в сфере экономики. В 1983 г. был начат широкомасштабный экономический эксперимент в трех республиканских и двух союзных министерствах (Мин Тяжмаше и Минэлектропроме) [6].

Глубоко уверенный в возможности придать советской системе второе дыхание, Ю.В. Андропов с единомышленниками сделали попытку разработки программы реформ. Условием для этого должно было стать освобождение научной мысли от влияния устаревших догм.

Статья Андропова «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР» ставила задачу избавиться при изучении советского общества от господства цитат и перейти к анализу реальной жизни, видеть существующие в советском обществе противоречия, отказаться от необоснованных выводов теории развитого социализма в оценке уровня развития СССР. Наведение порядка, дисциплины и другие мероприятия, связанные с именем Ю.В. Андропова, дали и экономический эффект. По официальным данным, темпы роста экономики в 1983 г. составили 4,2 % (против 3,1 % – в 1982 г.); национальный доход вырос на 3,1 %; промышленное производство – на 4 %; производство сельскохозяйственной продукции – на 6 %.

В то же время, попытки Ю.В. Андропова повысить работоспособность бюрократической системы без проведения структурных изменений, только за счет использования мер организационно-административ¬ного характера не могли вывести страну из кризиса.

Отсутствие массовой поддержки населения, прямо заинтересованного в реформах, изначально обрекли консервативный, нерыночный вариант модернизации страны на неудачу. Форсировать же одновременно и политические реформы Ю.В. Андропов не хотел. Многие современные историки и публицисты полагают, что возглавивший в феврале 1984 г. после смерти Ю.В. Андропова партию и страну К.У.

Совет

Черненко свернул начатый его предшественником процесс реформирования. Борьба за дисциплину была прекращена, нити дел о коррупции оборваны на уровне среднего управленческого звена. Представители партийной и государственной элиты вновь оказались вне всяких подозрений. Забегая вперед, можно отметить, что коррупционные явления позднее проявились еще в больших масштабах.

По этому поводу академик Н.Я. Петраков вспоминал: «В 1988–1989 годах уже можно было купить любого чиновника. Абсолютно. Началось растление капиталом» [7].

Библиографическая ссылка

Решетников О.М. Ю.В. АНДРОПОВ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ 80-Х ГОДОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-1. – С. 41-43;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10541 (дата обращения: 02.04.2019).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10541

Ссылка на основную публикацию