Реформы александра ii 60-70 гг.

Исторический портрет Александра II и буржуазные реформы 60–70-х годов XIX века

Скоробогатова В. В., Рузанов С. В., Токарев Г. М. Исторический портрет Александра II и буржуазные реформы 60–70-х годов XIX века // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 295-297. — URL https://moluch.ru/archive/131/36275/ (дата обращения: 01.04.2019).



К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области.

«Царствование императора Александра II (1855–1881) ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь.

Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.» [1]

Александр II — Император Bcepoccийский, приходился старшим сыном Императору Николаю Павловичу и Государыне Императрице АлександреФедоровне, родился он в Москве 17 апреля 1818г.Его воспитателем был генерал Мердер. Мердер привлек к себе внимание как командир роты в основанной 18 августа 1823г. школе гвардейских подпрапорщиков. Как и все российские самодержцы Александр II с малолетства приобщался к военному искусству, и к 26-и годам стал «полным генералом». Таким образом, когда царский престол перешел к Александру II (бывшему уже в возрасте 37 лет) он уже был подготовлен к управлению государством.

Обратите внимание

Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать последствия Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении внешней политики Александр явился продолжателем «начал Священного Союза», руководивших политикой Александра I и Николая I. Кроме того, на первом приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов продолжать войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом, он продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на практике это оказалось не так: «повеяло мягкостью и терпимостью, характеристичными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее “, говорили, что «государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса. «В действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне, Александр потребовал «откровенного изложения всех недостатков». Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему сосредоточиться на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: «Да утверждается и совершенствуется внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности».

Так после отмены крепостного права возникла необходимость местного самоуправления.1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления — земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов: уездных и губернских земских собраний, и исполнительных: уездных и губернских земских управ. [2]

Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое. Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.

Одновременно с земской реформой, была подготовлена и судебная. Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меры наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участие присяжные заседатели, могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.

В 1861–1874 годах была проведена серия военных реформ. В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как более богатые могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20–25 % призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

Таким образом, можно сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения, это особенно заметно было во время управления военным министерством графом Д. А. Малютиным.

Проведенные реорганизации имели прогрессивный характер. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые. Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни. [3]

В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку. [4]

Литература:

  1. «История России» под редакцией Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов, Москва 1997 год.
  2. Великие реформы в России: Сборник / под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла — М.: Изд-во Мос. ун-та, 1992 год.
  3. «История России с древности до наших дней» под редакцией М. Н. Зуева, Москва, «Высшая школа», 1998 год.
  4. Шестопалов А. П. Великие реформы 1860–1870 гг. / А. П. Шестопалов // Основы государства и права. — 1998 год.

Основные термины (генерируются автоматически): воинская повинность, Россия, местное самоуправление, общественная жизнь, земство были, отмена крепостного, участие присяжных заседателей.

Источник: https://moluch.ru/archive/131/36275/

Причины и суть реформ Александра 2-го

«Великие реформы» (реформы Александра 2-го) – это реформы, проведенные в 60-70-х гг. 19-го в. и затрагивающие практически все стороны жизни Российской империи.

Предпосылки и причины проведения реформ

Россия оставалась феодальной страной дольше любых других развитых государств, кроме того, крепостное право сильно тормозило экономику страны и к началу 19-го в.

уже окончательно изжило себя, так как приносило стране только убытки. Еще с 18-го в. в стране назревал конфликт между крестьянами и властью, а к середине 19-го в. он достиг своего пика и грозил перейти в революцию.

Для того чтобы этого избежать, необходимо было срочно менять государственную систему.

Важно

С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала, домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук.

Читайте также:  Промышленность россии в первые послереволюционные годы

Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков, что вызвало волну бунтов. Помещики тоже были недовольны, так как крепостное хозяйство теряло свою экономическую привлекательность.

Государство с каждым годом получало все меньше денег, а экономика скатывалась в кризис.

В 1859-1861 гг. крестьянские бунты возникали уже по всей стране и достигли своего пика. Проигранная Крымская война, которая показала полную несостоятельность военной и экономической систем, усугубляла ситуацию – доверие народа к императору и правительству сильно упало. Именно в такой обстановке начались разговоры о необходимости срочно отменить крепостное право и реформировать страну.

В 1855 г. на престол взошел император Александр 2-й, который на одном из своих открытых выступлений перед дворянством заявил о том, что необходимо срочно упразднить крепостничество указом сверху, пока это не сделали крестьяне снизу путем революции.

«Великие реформы» начались.

Основные реформы Александра 2-го

Краткое содержание реформ Александра 2-го

Суть реформ Александра 2-го заключалась в перестройке государства на новый тип, который мог бы эффективнее вести экономику по пути индустриализации и капитализма.

Основной реформой этого периода можно назвать крестьянскую реформу, которая провозгласила отмену крепостного права в 1861 г.

Реформа готовилась на протяжении нескольких лет, и, хотя правящие классы не хотели свободы для крестьян, император понимал, что с крепостным правом дальше двигаться невозможно, поэтому изменения все же были осуществлены.

Совет

В результате реформы крепостное право было упразднено, крестьяне получили независимость и могли выкупиться от своего помещика, получив при этом надел для ведения домашнего хозяйства. Для осуществления выкупа крестьянин мог взять ссуду в банке на 49 лет.

Выкупившиеся крестьяне освобождались от административной и юридической зависимости от помещиков. Кроме того, свободные крестьяне получили ряд гражданских прав, могли вести торговлю и осуществлять сделки с недвижимостью.

Еще одна важная реформа – реформа судебной системы. Суд перестал ориентироваться на сословный принцип, и все граждане страны теперь имели равные права перед законом. Появился также суд присяжных, а судебная система полностью отделилась от административной и сформировалась в самостоятельный институт.

Земская реформа и городская реформа призваны были упростить управление государством и сделать его более эффективным.

Согласно новым законам, деревни и города теперь могли сформировать собственные органы самоуправления и заниматься решением хозяйственных вопросов, не ожидая приказа сверху.

Это позволило развить экономику регионов, так как управление стало ориентироваться на реальную ситуацию в той или иной губернии.

Военная реформа должна была сделать армию более эффективной, чтобы не повторилась ситуация с Крымской войной. Была введена всеобщая воинская повинность, армия получила новое вооружение, сменился принцип воспитания солдат. Открылось множество учебных заведений для военных.

Обратите внимание

Вместе с военными училищами стали открываться новые обычные школы и вузы. Ректора университетов получили больше прав и могли самостоятельно принимать решения, это помогло стране сделать скачок в просвещении общества.

Немаловажной была и реформа печати. Был провозглашен принцип гласности, пресса получила право обсуждать и даже критиковать решения правительства.

Итоги и последствия «великих реформ» Александра 2-го

Политические и финансовые реформы Александра 2-го названы великими благодаря тому, что они в относительно короткие сроки смогли полностью перестроить государственную систему на новый лад.

Кризис в экономике был преодолен, государство получило новую армию, которая могла противостоять захватчикам, выросло число образованных граждан.

В целом реформы помогли стране встать на путь капитализации и индустриализации, а также провозгласили зачатки демократии.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/velikie-reformy-aleksandra-2/

Россия в годы либеральных реформ Александра II (60 – 70-е гг. XIX в.): причины, характер, особенности, значение

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны вступил на престол 18 февраля 1855 года. Александр II короновался 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля.

В исторической науке традиционно 50 – 60-е гг. XIX в. считают революционной ситуацией, под которой понимают совокупность признаков, независимых от воли отдельных групп, классов или партий, делающих социальную революцию вполне возможной. Российская революционная ситуация 50-60-х гг. XIX в. имела свои особенности:

1) кризис феодально-крепостнической системы – этап разложения феодализма, когда крепостнические производственные отношения вошли в тупик и стали оковами в развитии капитализма;

2) необычайная острота аграрного (крестьянского) вопроса – вопроса об отношениях по поводу земельной собственности и связанной с этим социально-политической борьбой (по статистике, к середине XIX в. в России на 110 тыс. помещиков приходилось 22 млн. крепостных крестьян);

3) тяжелейшая национальная катастрофа – поражение в Крымской войне (1853 – 1855 гг.

): по Парижскому трактату (1856) Россия потеряла Южную Бессарабию и устье Дуная; ей запретили не только иметь на Черном море флот, крепости и арсеналы (т. н.

принцип нейтрализации моря), но и участвовать в борьбе славянских народов Балкан против турецкого владычества. Кроме того, война выявила техническое и военное отставание России от передовых европейских стран – Англии и Франции.

Таким образом, реформы были жизненной необходимостью, иначе революционная ситуация грозила перерасти в революцию, результат которой, учитывая особенности и специфику России, предугадать было невозможно. Неудачи в Крымской войне вызвали волну общественного недовольства.

Важно

Общественное движение заметно усилилось после смерти Николая I в феврале 1855 г. Как всегда, в России особые надежды возлагали на нового императора. Наступала т.н. “эра гласности”.

Действия правительства были ускорены развернувшимся после войны общественно-политическим движением за отмену крепостного права, поскольку эта проблема была первостепенной важности. В 1855 – 1857 гг.

литераторами, публицистами, учеными, государственными чиновниками императору было подано 63 записки с вариантами решения этого вопроса. Подход к проблеме и программа практических действий были разными, однако всех объединяло понимание необходимости коренных перемен. В общественном движении четко выделялись три главных направления.

1. Леворадикальное направление группировалось вокруг журнала “Современник” и зарубежных изданий А. И. Герцена. Сторонники этого течения подвергали критике весь общественно-политический строй России. На самом крайнем фланге находились Н. Г. Чернышевский и Н. А.

Добролюбов, отвергавшие всевозможные компромиссы и проекты освобождения крестьян сверху, действиями правительства.

Наиболее желательным они считали массовое движение крестьян и ликвидацию крепостного права снизу, поскольку были приверженцами социалистических идей и мечтали о новом социальном устройстве общества на базе равенства, справедливости и всеобщего вдохновенного труда.

2. Умеренно-либеральное течение было наиболее влиятельным и включало цвет тогдашней российской интеллигенции. По составу оно было разнородным и включало славянофилов (Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев), западников (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, А. М.

Унковский), а также многих крупных чиновников различных министерств и ведомств царского правительства. Программа либерального лагеря была изложена К. Д. Кавелиным в “Записке об освобождении крестьян в России”, предназначенной царю, но получившей широкую огласку.

Совет

В документе резко критиковались крепостнические отношения, являвшиеся “бомбой замедленного действия”, которая через несколько десятков лет “взорвет на воздух все государство”.

Поэтому правительству необходимо в короткие сроки уничтожить крепостное право, наделить крестьян землей по добровольному соглашению с помещиками и за выкуп, оказать финансовую поддержку крестьянам. Либеральная программа после некоторых колебаний стала основой правительственной политики по крестьянскому вопросу.

3. Консервативное направление поддерживалось большинством дворянства. Понимая необходимость перемен, оно считало, что это нужно делать постепенно, не ломая основы помещичьего земллевладения.

Конкретное воплощение консервативная программа получила в записках 1855 – 1856 гг. Александру II, составленных полтавским помещиком М. П.

Позеном: крестьяне получают за выкуп личную свободу; выкуп земли проводится только с согласия помещика; правительство должно для этого предоставить крестьянам кредиты.

Таким образом, последователи всех общественных течений сходились в необходимости перемен. Боязнь взрыва крестьянского недовольства, “новой пугачевщины”, объединяла либералов и консерваторов. Различия были в глубине, путях и темпах неизбежных реформ.

Ликвидация крепостного строя исторически созрела не только в ходе объективного развития страны, но и в умах людей. При существовавшем в России политическом строе реформы могли быть проведены по воле императора.

Бытующее в исторической литературе мнение о возможности освобождения крестьян “снизу”, путем всеобщего бунта нереально и привело бы лишь к хаосу и разрушению. Да и предпосылок всеобщего крестьянского восстания в то время не было.

Обратите внимание

Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. связаны с именем императора Александра II (1855 – 1881). В условиях российского самодержавного строя государь играл решающую роль. Есть разные мнения о характере и личных качествах Александра II. Он не был выдающейся личностью, подобной Петру I.

Воспитанник известного поэта В. А.

Жуковского, царь не обладал широким кругозором и не был убежденным реформатором, но реально воспринимал происходящие события и обладал достаточной решимостью, чтобы проводить коренные преобразования для упрочения и сохранения существующего самодержавного строя.

Наследник российского престола, воспитанный в духе европейского гуманизма первой половины XIX в., умел подбирать себе талантливых помощников, способных проводить в жизнь его идеи, а также прислушиваться к общественному мнению и менять при необходимости свои позиции.

Читайте также:  Письмо белинского гоголю

Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся система требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60 – 70-х гг. XIX в.

Судебная реформа (1864). Реформу готовили профессиональные юристы – Н. А. Будковский, С. И. Зарудный, К. П. Победоносцев, Д. А. Ровинский, Н. И. Стояновский.

Подготовка реформы началась в 1861 г. По новым судебным Уставам (20 ноября 1864 г.) судебный процесс организовывался как состязание адвоката (сторона защиты) и прокурора (сторона обвинения). Заседания проходили гласно. При рассмотрении уголовных дел присутствовали присяжные заседатели (12 чел.

), представлявшие общество (избирались из местных обывателей всех сословий). В очередные списки вносились мужчины в возрасте 25 – 70 лет, русские, владеющие собственностью не менее 200 руб., крестьяне, имеющие опыт работы в системе местного самоуправления.

Судьи назначались пожизненно и потому были независимы от администрации.

Вводился принцип бессословности суда (его решения не зависели от сословной принадлежности обвиняемых).

Основными судебными инстанциями являлись мировой суд (решал мелкие уголовные и гражданские дела): мировые судьи избирались всеми сословиями на уездных собраниях сроком на три года и утверждались правительством), а также коронный суд: окружные судьи, судебные палаты, правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда.

Важно

Земская реформа (1864). Реформу местного самоуправления разрабатывала комиссия при МВД с 1859 г. под председательством Н. А. Милютина и с 1861 г. – П. А. Валуева. Распорядительными органами земств являлись уездные и губернские собрания, члены которых назывались гласными.

Из состава гласных собрания избирали исполнительные земские органы – управы в составе председателя и нескольких членов), а также комиссии для разработки вопросов местного хозяйства: сбора государственных податей и налогов, заботы о здравоохранении и народном образовании и др.

Выборы в земства проходили один раз в три года. Избиратели делились на три курии (избирательные собрания): землевладельческую, городскую и крестьянскую.

Для участия в выборах по первым двум куриям нужно было иметь определенный имущественный ценз (от 500 руб. и выше).

Мелкие собственники, не имевшие полного ценза, могли участвовать в выборах через уполномоченных, которых они выбирали на своих съездах.

Число уполномоченных равнялось количеству полных цензов, которое давало сложение стоимости имущества мелких собственников. Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала избирались кандидаты, которые затем из своей среды выбирали необходимое число гласных.

Гласных губернского земского собрания избирали уездные собрания из числа своих членов.

Силами только одних гласных нельзя было реализовать все поставленные перед земствами задачи, поэтому земства получили право приглашать на работу специалистов по отдельным отраслям хозяйства – врачей, учителей, агрономов и т.д., – которые получили название земских служащих.

Совет

Вопреки ожиданиям правительства земства не замкнулись на решении местных хозяйственных дел, а активно включились в политическую борьбу, став основой либерального движения в России.

Городская реформа (1870). Ее подготовка велась одновременно с земской реформой. У ее истоков стояли Н. А. Милютин, Ю. Ф. Самарин и другие известные российские реформаторы. Основой управления городами была “Жалованная грамота городам” 1785 г. Новое “Городовое положение” было принято в 1870 г. Самоуправление городов строилось на тех же принципах, как и земское.

Представительными органами городского самоуправления были городские думы, избиравшиеся на четыре года из числа городских собственников – плательщиков городских налогов. Избиратели заносились в список по порядку уменьшения суммы налога, который они платят.

Затем список делился на три равные части, от каждой из которых избиралась треть депутатов (гласных) в городскую думу. Лица, не имевшие собственности и не платившие городских налогов, в выборах не участвовали.

Городская дума избирала членов городской управы и городского голову (исполнительные органы городского самоуправления).

Военные реформы (1862 – 1874). Были проведены под руководством Д. А. Милютина, в разработке проектов военных реформ участвовали Ф. А. Гейден, Н. А. Исаков, Н. Н. Обручев, Э. И. Готлебен. После поражения в Крымской войне и подписания позорного Парижского мира правительство было вынуждено предпринять ряд мер для улучшения армии и повышения ее боеспособности:

1) изменение системы руководства вооруженными силами (1862 – 1864 гг. – формирование военных округов и усиление централизации в управлении сухопутными войсками; 1865 г. – создание Главного штаба в качестве центрального звена управления армией; 1868 г. – реорганизация военного министерства);

2) перевооружение армии;

3) пополнение офицерского состава квалифицированными кадрами (расширение сети военных учебных заведений, создание юнкерских училищ в 1863 – 1866 гг.);

4) изменение тактических приемов (принятие новых воинских уставов);

Обратите внимание

5) отмена рекрутской системы комплектования армии (1874) и введение всеобщей воинской повинности;

6) сокращение срока службы (служба в сухопутных войсках и на флоте состояла из действительной (до 6 – 7 лет) и в запасе (3 – 9 лет). Положение семейное (единственный сын) и общественное (священнослужители, ученые), а также образование давали льготы на освобождение от военной службы или сокращение ее срока);

7) реорганизация армии (1871) с выделением полевых (действующих) и местных (вспомогательных, резервных) войск.

Реформы в области народного образования (1863 – 1864). За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей. В пореформенной России широкое развитие получило женское образование.

Были открыты женские гимназии, при которых создавались педагогические курсы. Для дочерей лиц духовного звания создавались епархиальные училища, готовящие педагогов для начальных школ. В 1878 г. общественные активисты во главе с профессором Петербургского университета К. Н.

Бестужевым-Рюминым добились открытия в столице Высших женских курсов, приравненных к университету. Такие же курсы были открыты в Москве под руководством профессора В. И. Герье. Было положено начало женскому медицинскому образованию.

Реформа в образовательной сфере породила новый тип российского интеллигента: широко образованного, критически мыслящего, стремящегося к активной общественной и практической деятельности.

Цензурная реформа (1865). Над первым проектом закона о цензуре работала комиссия под председательством кн. Д. А. Оболенского при Министерстве народного просвещения (А. В. Головнина), а второй проект составлен новой комиссией Д. А. Оболенского при МВД (П. А. Валуева).

Важно

Закон был введен в действие 1 сентября 1865 г. В двух городах империи – Петербурге и Москве – частично менялись порядок и условия выхода в свет книг и прессы.

Серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без предварительной цензуры с разрешения министра внутренних дел. В случае обнаружения в них “вредного” направления, виновные (автор, издатель, переводчик или редактор) преследовались судом.

Вводилась система административных взысканий – предостережения министра внутренних дел с правом приостановления периодического издания на срок до 6 месяцев или окончательного его запрещения по высочайшему решению.

23.Общественно-политическое движение 2-ой половины Х1Х в В общественном движении России 2-ой половины 19 в. шла борьба между различными политическими течениями, что и определяло характер

общественного развития.

Консерваторы. Самодержавие они объявляли важнейшим устоем государства, обеспечивающего величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни

народа и активно насаждалось. Они выступали за частную собственность, за укрепление позиций дворянства, за патриархальный образ жизни. Выступали за объединение всех славянских народов вокруг России – панславизм.

Либералы.

Отстаивали идею исторического пути по типу Западной Европы. Настаивали на введение
конституционных начал, демократических свобод, продолжения реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа расширения прав и функций местных органов самоуправления – земский либерализм.

Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Они приветствовали капитализм и свободу предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности. Требовали ликвидировать сословные привилегии, признать неприкосновенность личности.

Считали реформы главным методом социально-политической модернизации России.

Радикалы.

Стремились к насильственным методам преобразования России и к коренному переустройству общества (революционный путь). Они выражали интересы крестьян и рабочихСложилось 2 центра радикального направления. Один – вокруг редакции «Колокол. Он пропагандировал идею “общинного социализма”.

Второй – вокруг редакции журнала “Современник” в России. Он критиковал правительство, мечтал о социализме. Организация “Земля и воля” была первой революционно-демократической орг-й.

Главным требованием выдвигали передачу земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовку к будущим активным действиям.

В народничестве было три направления:
Бунтарское, во главе с Бакуниным призывало к бунту, который должны
совершить крестьяне, что приведет, по их мнению, к установлению социализма.

Пропагандистское направление, во главе с Лавровым считало, что народ надо готовить к социализму путем долгой пропаганды. Заговорщическое направление, во главе с Ткачёвым считало, что власть должна захватить революционная партия и внедрить социализм в русскую жизнь. В 1874 г.

движение.

Народовольцы выдвинули программу подготовки политического переворота, свержения самодержавия, созыва Учредительного собрания, установления демократическкого строя, уничтожения частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик – рабочим.

Реформы 60-70 гг. 19 в. привели к возникновению дворянского либерализма– проведение культурно-просветительной работы среди населения теория “малых дел”. Идеологом дворянского либерализма был Катков. Либералы выступали за свободу частного предпринимательства, за парламентскую монархию.

В конце 70-х – в начале 80-х гг. 19 в. в Росси зарождается рабочее движение. В 1883 г. создается группа “Освобождение труда” В 1895 г. образовался “Союз борьбы за освобождение рабочего класса” Под влиянием Союза начались стачки с требованием укорочения рабочего дня, своевременной оплаты труда.
Правительство пошло на уступки – раб.день сократили до 11,5 час.



Источник: https://infopedia.su/9×4089.html

Великие реформы 60 – 70 – х годов XIX века. План урока: 1. Личность Александра II. 2. Крестьянская реформа. 3. Земская и городская реформы. 4. Судебная. – презентация

1 Великие реформы 60 – 70 – х годов XIX века

2 План урока: 1. Личность Александра II. 2. Крестьянская реформа. 3. Земская и городская реформы. 4. Судебная реформа. 5. Военные реформы. Всеобщая воинская повинность. 6. Реформы в области образования и печати.

3 Александр II Освободитель ( ) Александр II Николаевич Романов (17 (29) апреля 1818, Москва 1 (13) марта 1881, Санкт-Петербург) император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский ( ).

4 Родители Александра II Великий князь Александр Николаевич Романов Мать – императрица Александра Федоровна Отец – император Николай I Павлович Романов ( )

5 Воспитатели и учителя Александра II Василий Андреевич Жуковский (наставник, учитель русского языка) Карл Карлович Мердер (военные науки) Михаил Михайлович Сперанский (юриспруденция) Егор Францевич Канкрин (финансы) Константин Иванович Арсеньев (история)

6 Семья Александра II Первая супруга Александра II – Мария Александровна (брак ), в девичестве принцесса Максимилиана-Вильгельмина-Августа-Софья- Мария Гессен-Дармштадтская ( )

7 Дети Александра II и Марии Александровны Александра ( ); Николай ( ), воспитывался как наследник престола, умер от воспаления лёгких в Ницце; Александр III ( ) император России в годах; Владимир ( ); Алексей ( ); Мария ( ); Сергей ( ); Павел ( ).

8 Семья Александра II Вторая супруга Александра II – Екатерина Михайловна Долгорукова ( ), (брак ), Светлейшая княгиня Юрьевская

Обратите внимание

9 Дети Александра II и Екатерины Михайловны Георгий Александрович Юрьевский ( ); Ольга Александровна Юрьевская ( ); Борис Александрович Юрьевский ( ); Екатерина Александровна Юрьевская ( ).

10 Покушения на Александра II На Александра II было совершено несколько покушений: Д. В. Каракозовым 4 апреля 1866 года. Когда Александр II направлялся от ворот Летнего сада к своей карете, раздался выстрел. Пуля пролетела над головой императора: стрелявшего толкнул стоявший рядом крестьянин Осип Комиссаров. Польским эмигрантом Антоном Березовским 25 мая 1867 года в Париже; пуля угодила в лошадь. А. К. Соловьёвым 2 апреля 1879 года в Петербурге. Соловьёв совершил 5 выстрелов из револьвера, в том числе 4 в императора, но промахнулся. Исполнительный комитет «Народной воли» 26 августа 1879 года принял решение об убийстве Александра II. 19 ноября 1879 года произошла попытка взрыва императорского поезда под Москвой. Спасло императора то, что он ехал в другом вагоне. Взрыв пришёлся на первый вагон, а сам император ехал во втором, так как в первом он вёз продукты из Киева. С. Н. Халтуриным 5 (17) февраля 1880 был произведён взрыв на первом этаже Зимнего дворца. Император обедал на третьем этаже, спасло его то, что он прибыл позже назначенного времени, погибла охрана (11 человек) на втором этаже.

11 Убийство Александра II 1 марта 1881 года

12 Великие реформы 60 – 70 – х XIX в. Отмена крепостного права 1861 г. Судебная реформа 1864 г. Военная реформа 1861–1874 гг. Земская реформа 1864 г. Реформа народного Образования 1864 гг. Городская реформа 1870 г.

13 Отмена крепостного права

14 Причины отмены крепостного права Причины отмены крепостного права Кризис феодально – крепостнической системы хозяйствования Рост крестьянских восстаний Военно – техническая отсталость России

15 Кризис феодально – крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность ее развития Проявление кризиса Сокращение экспорта русского хлеба за границу Крестьянские повинности – барщина и оброк – достигли наивысшего предела Кризис дворянства как сословия: 3,5% – беспоместные, 45,9% – имели менее 20 душ крепостных Социальная напряженность в стране и массовые крестьянские выступления за отмену крепостного права, принявшие в период Крымской войны форму самовольного ухода от помещика в ополчение, за участие в котором якобы полагалась свобода от крепостной зависимости Поражение России в Крымской войне, вызванное ее военно – экономической отсталостью, и общественное осознание необходимости реформ в стране

16 Разработка проекта отмены крепостного права 1857 – 1858 Секретный комитет Главный комитет Редакционные комиссии (во главе – Я.И. Ростовцев)

17 19 февраля 1861 года – Манифест об отмене крепостного права Законы от 19 февраля 1861 г. разрешили четыре вопроса: о личном освобождении крестьян; о земельных наделах и повинностях освобожденных крестьян; о выкупе крестьянами своих земельных наделов; об организации крестьянского управления.

18 Порядок обеспечения крестьян земельными наделами Устанавливался двухлетний срок составления уставных грамот (до 1863); крестьяне переводились на положение «временнообязанных» до их перевода на выкуп (в течение 9 лет); крестьяне осуществляли выплату выкупных платежей; по окончании выплаты земельные наделы становились собственностью крестьян.

Важно

19 Термины Временнообязанные – крестьяне, несущие повинности в пользу помещиков до начала выкупной операции. Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 года в пользу помещиков. Выкупные платежи – деньги, выплачивавшиеся бывшими крепостными, удельными или государственными крестьянами по условиям Крестьянской реформы 1861.

20 Организация жизни крестьян крестьяне каждого имения составляют сельское общество; общие хозяйственные вопросы решаются на сельском сходе; решения сельского схода исполняет избираемый на 3 года сельский староста; сельские общества волости волостные сходы; в сельской местности назначаются мировые посредники, назначаемы Сенатом из местных помещиков (цель – контроль).

21 Земская реформа 1864 г. Губернатор (Уездное земское собрание) Уездная земская управа Министр внутренних дел (Губернское Земское собрание) Губернская земская управа Суть реформы: Создание в губерниях и уездах выборных органов местного самоуправления – земств (собрания и управы). Срок деятельности – 3 года. Выборы: на основе сословно-куриальной системы выборов (землевладельческая, городская, крестьянская курии); половой, возрастной (с 25 лет) и имущественный цензы. Полномочия: вопросы местного хозяйственного значения. Материальная основа деятельности земств: специальный налог на недвижимость. Не были введены земства: в Архангельской, Астраханской, Оренбургской губерниях, в Сибири, Средней Азии, Польше, Прибалтике, на Кавказе, в Белоруссии и Украине.

22 Губернатор (Губернское Присутствие) Городская Дума Городская управа (Городской голова) Городская реформа 1870 г. Суть реформы: Введение городского самоуправления по типу земского (думы и управы). Срок деятельности – 4 года. Выборы: на основе сословно-куриальной системы выборов (крупные, средние и мелкие налогоплательщики); половой, возрастной (с 25 лет) и имущественный цензы (уплата городских налогов). Полномочия: вопросы местного хозяйственного значения; содержание полиции, тюрем и др.

23 Судебная реформа 1864 г. Принципы нового судопроизводства: равенство всех перед законом и судом; отделение суда от администрации и осуществления правосудия только судом; создание всесословного суда; гласность и состязательность (прокурор – адвокат) судопроизводства; несменяемость судей; прокурорский надзор; выборность (мировых судей и присяжных заседателей); создание суда присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.

24 Особое присутствие Сената 1872 для рассмотрения сложных политических дел

25 Военная реформа 1861 – 1874 гг. введена всеобщая бессословная воинская повинность (с года; с 20 лет); сроки действительной службы: в армии – 6 лет, на флоте – 7 лет; сроки службы в запасе: в армии – 9 лет, на флоте – 3 года; для лиц с образованием сроки службы сокращались: от 4 лет (начальные училища) до 6 месяцев (высшее образование); от службы освобождены единственные сыновья и кормильцы семьи; не подлежали призыву: народы севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири; создана широкая сеть военных училищ для формирования офицерского состава; осуществление перевооружения армии; введены новые воинские уставы; учреждена система военных округов (15 округов). Дмитрий Алексеевич Милютин ( ) – военный министр Российской империи (1861 – 1881)

26 Реформа в области народного образования 1864 г.

27 Значение реформ: 1. Великие реформы не были реализованы до конца. 2. Корректировалась судебная сфера. 3. Реформы не затронули верхние этажи власти. 4. Огромное положительное влияние на развитие России (рост производи- тельных сил, укрепление обороно- способности, развитие гражданского самосознания, улучшение качества жизни).

Совет

28 Домашнее задание: Название реформы Дата Основные положения 1. Крестьянская 2. Земская 3. Городская 4. Судебная 5. Военная Таблица «Реформы x гг. XIX в. в России». Выписать в тетрадь значение Великих реформ («плюсы» и «минусы»).

Источник: http://www.myshared.ru/slide/908840

Ссылка на основную публикацию