Расселение славян после распада праславянской общности

Первые формы государственности славян после распада их общности

Первое государственное объединение славян известно из сообщения Фредегария — хрониста франков, донесшего до нас известия о создании в VII в. частью южных славян племенного союза под предводительством князя Само. Об этом Само известно крайне мало.

Вроде бы он был этническим франком, занимался торговлей, оказал славянам ряд ценных услуг в борьбе против авар, за что его выбрали в верховные вожди.

Характерна еще одна деталь: государственный союз Само имел исключительно матримониальное свойство — держался на браках Само с дочерями нескольких влиятельных славянских князьков. После смерти Само его «государство» мгновенно распалось.

Обратите внимание

Более или менее достоверные сообщения о возникновении государственности у славян появляются к IX в., когда расселение их заканчивается, а сами они переходят прочно к оседлому образу жизни. Столь поздний по времени генезис государственности можно объяснить только одним — невероятно сильным гнетом авар на славян.

Только тотальное уничтожение Карлом Великим этого разбойничьего народа — факт, засвидетельствованный Нестором-летописцем, открыл дорогу славянам к собственной государственности. Огромным по важности катализатором этого процесса стало принятие славянами христианства.

Как известно, северные славяне, особенно упорные в своем язычестве и неприятии Христа, так и не смогли создать даже в позднейшую эпоху стойкого государственного союза, что и послужило причиной их гибели.

Ранняя государственность славян носила ярко выраженный отпечаток эпохи варварства. Наряду с элементами центральной государственной власти здесь еще долго давали о себе знать пережитки родового быта.

Род, территория, которую он занимал, продолжали оставаться главным элементом основы ранней государственности.

Во главе родов стояли жупы — родовые старейшины, которых упоминает под именем АльфаРоХиОмегаНиТауАльфаЙота (царьков) император Маврикий в своем военном трактате.

Именно конкуренция среди этих «царьков» на политическом поприще позволяет возвыситься кому-то одному из них и утвердить свою власть, что характерно, не силой оружия, а авторитетом собственного опыта и знания. Это очень хорошо видно из легенды о создании древнего чешского государства, сообщенной Нестором, чехов — Козьмой Пражским.

Легендарная Любуша — прародительница чехов — санкционирует своим авторитетом власть легендарного князя Пржемысла: «Имя же этому человеку Пржемысл; он выдумает много законов, которые обрушатся на ваши головы и шеи, ибо по латыни это имя означает «наперед обдумывающий», «сверх обдумывающий». Потомки же его будут вечно править в этой стране» (Козьма Пражский. 1962. С. 41).

Важно

Власть жупа пока еще непоколебима. Он первый судья для своих сородичей, но власть государства уже дает о себе знать в институте круговой поруки. Институт круговой поруки (ruka spolecna, ruceni spolecne, т.е.

universalis fidejussio) исходит из института родовых отношений, что хорошо видно на примере института кровной мести.

Другой причиной его появления и укрепления в эпоху государства становится замена кровной мести крупными денежными штрафами, которые заплатить не под силу пусть даже и очень богатому человеку. Ему в уплате штрафа помогают родственники, члены одной с ним общины.

Институт круговой поруки регулировался законодателем по-разному в разных раннесредневековых славянских государствах. В Болгарии, например, нередки были случаи отмены круговой поруки и установления вместо нее принципа личной ответственности, но не в ее абстрактном смысле, а по конкретным видам преступлений.

Так, в грамоте царя Константина Асеня Вирнинскому монастырю X в. читаем: «Вражду, разбои и конску вражду да вси взьма црьква на своих си людех, и тия вражды да су не взимают на селех; разве исчцих и то судом». За убийство, грабежи и конокрадство монастырь должен был взыскивать не со своих сел вообще, а только с виновных в том сельчан.

Статья 51 Законника Стефана Душана (сербско-хорватского государя XIV в.) также знает ограничение круговой поруки только близкими родственниками: брат за брата, отец за сына и т.п.

Статья 70 этого же памятника ограничивает круг лиц по территориальному признаку — теми, кто живет в одном доме: «И кто зло учинит, брат или сын, или родом, кои су у единои куке (что живут в одном доме. — М.И.), въсе да плати господарь куке или да даст, кои е зло учинино (или выдаст преступника. — М.И.)».

В Чехии круговая порука исчезает уже к концу XIV в., не без влияния немцев-колонистов. В Польше круговая порука держалась дольше, чем в других государствах, но и здесь она приобрела исключительно финансовый характер — источник пополнения казны князя.

Несмотря на варварский характер ранней государственности славян, можно с определенной долей уверенности говорить о становлении у них в эту эпоху такой отрасли права, как ius publicum, содержание норм которого пополняется частью за счет развития обычая, частью за счет текущего законодательства.

Особенно это заметно на примере норм, регулирующих власть князя. Так, строго монархический принцип обоснован Козьмой Пражским в его «Чешской хронике», в номенклатуре прав князя, перечисленных легендарной Любушой.

Совет

Князь является собственником всей территории (dominius et haeres), все и вся зависят от его воли. Уже обычное право регулирует порядок функционирования аппарата княжеской власти, различая, например, суд князя и суд его наместника — тиуна и т.п.

Более того, земский принцип — сохранение и развитие таких форм народной демократии, как вече, собрании людско по свидетельству летописей, у славян получает весьма сильное развитие, не уступая в силе власти князя.

Своими постановлениями (sad, nalez, oriel) собрание часто развивает и дополняет право, способствуя появлению в славянских языках такого юридического термина, как «закон», в формальном смысле. Знает публичное право той поры такой институт, как «княжий мир».

Под миром понимаются участки территории, как правило, публичная дорога (лат. via publicum; ср. др.-рус. гостиньць), на которой власть присутствует постоянно и берет на себя обязательство по охране мира и порядка на ней. Преступление, совершенное на такой территории, наказывается очень жестко.

§ 2. Генезис государственности восточных славян

Восточные славяне выделились из праславянской общности приблизительно к началу VIII в. Считается, что племенная группировка антов являлась своего рода зародышем восточнославянского субстрата. Однако это положение недоказуемо, так как не известен язык антов (диалект праславянского); сам же этноним антов явно иранского происхождения: санскр.

antas — «конец», «край», осетин. att'tya — «задний», «позади». Буквально antyas — «находящиеся, живущие на краю». Эта этимология, кстати, до сих пор служит украинским историкам-националистам одним из доказательств древности украинского народа. Логика проста, если анты — «окраинные жители», значит, они «украинцы».

На самом деле этот этноним говорит, что славяне в древности находились в теснейшей связи с племенной группировкой алан (савроматов), а еще ранее с племенем скифов. Доказано иранское происхождение в русском языке таких слов, как курган, бугор, чертог, шатер, собака, топор.

Еще более сильное влияние в области религии — славяне позаимствовали от иранцев названия таких богов, как Хорс (бог Солнца, иранск. «Кереш»), Семаргл, Мокошь.

Не менее сильное влияние в культурном отношении на славян (антов) оказали готы, поскольку славяне прямо входили в державу Германариха: «Эти венеты… ныне известны под тремя именами: венетов, антов и склавенов. Хотя теперь по грехам нашим они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха» (Йордан. Getica. 119).

Обратите внимание

Недолгое господство готов было сменено гуннами. Зафиксированы славянские имена среди военачальников в армии Атиллы; византийских послов, посланных к этому вождю гуннов, по пути угощали квасом: «Следующие за нами служители получали просо и добываемое из ячменя питье, которое варвары называют камос» (Приск Пинийский. 8).

Тризна по погибшим вождям гуннов называлась «страва». В период между эпохой гуннов и авар (середина V — конец VI в.) славяне усиливают натиск на Византию. Натиск по своим последствиям почти равноценный погрому, который учинили германские племена в западной части Римской империи.

Как писал настоящий антик на троне — византийский император Константин Порфирогенит, к VIII в. «вся Эллада ославянилась». Однако приход авар оказал самое печальное воздействие на генезис славянского общества. Под ударами авар антская племенная группировка распалась.

По всей видимости, ее северо-восточная часть (дулебы) послужила впоследствии исходным материалом для формирования племенной группировки восточных славян, номенклатура племен которой с исчерпывающей полнотой дана Нестором-летописцем.

Вместе с тем следует отметить, что формирование государственности восточных славян протекало в весьма сложных условиях установившейся в Причерноморских степях гегемонии Хазарского каганата. Хазары, безусловно, сыграли свою роль в становлении Древнерусского государства хотя бы по двум причинам.

Первая: они не пустили арабов в Восточную Европу. Весь VIII в. они вели с халифатом изнурительную и жесточайшую войну, ареной которой были современное Закавказье и степи Северного Кавказа. А опасность была велика. Так, во время самого удачного похода арабов против хазар в 737 г.

их полководец Мерван дошел до Дона, где, по сообщениям арабских источников, захватил и обратил в рабство несколько десятков тысяч пленников из народа, которого арабы называли «сакалиба» (т.е. славян). Присутствие поселений славян в это время на Дону подтверждено археологическими раскопками.

Вторая: хазары, оказав своеобразное давление на славян, вольно или невольно способствовали консолидации племени полян, становлению в месте их расселения в Среднем Поднепровье самого древнего центра русской государственности. Освобождение этого центра из-под власти хазар в начале IX в.

стало отправной точкой зарождения древнерусской государственности.

Нестор сообщает: «Наидоша я козаре, седящая на горах сих, в лесех и рекоша казаре: «Платите нам дань». Здумаше же поляне и вдаша от дыма меч. Внесоша козаре ко князю своему и старейшинам своим и реша им: «Се налезохом дань новую». — «И что суть дали?» Они же показа меч.

Важно

И реша старцы козарстии: «Не добра дань княже. Мы доискахомся оружьем одиною стороною, рекша саблями, а сих оружье обоюдоостро, рекша мечи: си имут имать на нас дань и на иных странах». Пророчество это сбылось: «якоже и бысть: владеют бо козары русстии князи и до сегодняшнего дня» (ПСРЛ. Т.

XXXVIII. С. 15).

Исключительно важную роль в становлении Древнерусского государства сыграл загадочный народ, который дал свое имя названию огромной страны — России.

Источник: http://lektsia.info/1×3096.html

Три гипотезы прародины славян | Про славян

Ученые давно установили, что истоки современных славянских народов уходят в глубокую древность и что связаны они со значительно меньшей по размерам изначальной территорией. Древнейшую территорию формирования славян как особого этноса называют славянской прародиной.

Между тем мы никогда не сможем с большой долей определенности установить, гдé же было первоначальное, исходное место формирования того или иного этнического сообщества, поскольку речь идет о событии, отдаленном от нас на многие тысячи лет.

Древнейшие места обитания славян располагают только в Европе и к тому же на территориях, так или иначе соседствующих или же расположенных не столь далеко друг от друга.

И тем не менее разнобой в установлении конкретных ареалов обитания достаточно велик, а это значит, что проблема так и остается нерешенной и что мы можем говорить лишь предположительно о первичных местах формирования славян как особой этнической общности.

С единственной лишь разницей: одним гипотезам, учитывая приводимые в их пользу доказательства, мы можем доверять больше, другим – меньше либо вовсе никак.

Читайте также:  Лозаннский мир: официальный распад османской империи

О славянской прародине стали размышлять еще в древности – об этом мы знаем по летописям, затем этот интерес передался средневековым авторам. Попытки научно осмыслить вопрос предпринимаются лишь с конца XVIII – первой половины XIX веков.

За более чем два века были выдвинуты десятки гипотез, большинство из которых сразу или же с течением времени были отвергнуты, иные вызывали интерес на протяжении длительного времени. В настоящее время актуальными можно считать по крайней мере висло-одерскую, среднеднепровскую и дунайскую (дунайско-балканскую) гипотезы.

1. Висло-одерская (одрская) гипотеза прародины славян

Совет

В известной степени висло-одерская гипотеза прародины славян противостоит среднеднепровской гипотезе и в то же время соприкасается с нею в некоторых вопросах. Ее истоки восходят к концу XVIII века.

Интенсивно эта гипотеза стала разрабатываться в 20-30-е годы XX века: земли между реками Висла и Одра объявляются исконно славянскими. Основные представители гипотезы – это польские ученые: Ю. Костшевский, Я. Чекановский, М. Рудницкий, К. Яжджевский, Л. Козловский, Т. Лер-Сплавинский и другие.

Со времен СССР эту точку зрения отстаивали археологи Ю.В. Кухаренко, В.В. Седов, языковед В.В. Мартынов.

Сторонники висло-одерской гипотезы используют данные различных наук – археологии, антропологии, языкознания, палеоботаники и т.д. Наиболее полно сущность этой гипотезы изложил Т. Лер-Сплавинский в книге «О происхождении и прародине славян» (1946 год). Опираясь на археологические данные, Т. Лер-Сплавинский таким образом представил этапы формирования славян:

  • до II тыс. до н.э. Северо-Восточная Европа (до Силезии и Поморья) была заселена финно-уграми, создателями так называемой культуры гребенчатой керамики;
  • со II тыс. до н.э. из Центральной Европы на восток двигаются племена культуры шнуровой керамики (до Среднего Поволжья и Северного Кавказа) – одна из групп индоевропейских племен;
  • финно-угры и индоевропейцы, взаимодействуя, формируют балтославян (прабалтов), создавших в середине II тыс. до н.э. Лужицкую культуру, которая в основе принимается за славянскую, поскольку у славян и у носителей этой культуры совпадают форма и приемы строительства жилищ, места поселений, погребальные обряды (трупосожжение);
  • наступает распад общности на праславян и прабалтов, причем славяне сложились как особая этническая группа к середине I тыс. до н.э. между Вислой и Одрой.

Лингвистические аргументы сводятся к следующему:

  1. Бассейны Вислы и Днепра характеризуются общностью гидронимики, причем в районе Днепра те же самые гидронимы встречаются обычно в уменьшительной форме, то есть выступают с уменьшительными суффиксами, что является показателем вторичности и более позднего происхождения.
  2. Наличие слова море во всех славянских языках свидетельствует о том, что славяне жили на берегу моря, а таковым могло быть только Балтийское, куда впадают и Висла, и Одра.
  3. Наличие в праславянском языке заимствованных слов из древнегерманского, которые явились следствием длительных контактов, идущих от позднего праиндоевропейского языка, то есть с того самого периода, когда славяне отделились от него. Датируются эти контакты приблизительно рубежом двух эр.

В.В.

Мартынов обращается к славяно-германским, славяно-италийским, славяно-кельтским и славяно-иранским контактам в пограничных с предполагаемой висло-одерской прародиной областях, полагая, что выделившаяся из индоевропейской общности протобалтская со временем распадается на западную и восточную ветвь балтов, а позднее из одной из них формируются «протославяне», т.е. славяне производятся от балтов.

Висло-одерская гипотеза вызывала и продолжает вызывать возражения, разумеется, тех ученых, которые разрабатывают или поддерживают иные точки зрения. Большое число противников у нее среди тех, кто отстаивает среднеднепровскую гипотезу. Их контраргументы сводятся к следующему:

  • Топонимия висло-одерского ареала наряду со славянской содержит неславянские топонимы, не поддающиеся расшифровке.
  • Слово море не только славянское, оно более древнее – восходит к индоевропейскому *mori/*mōri. Но например, в древнегерманском это слово обозначало не ‘море’, а ‘стоячая (пресная) вода, болото, болотистое место’.

2. Среднеднепровская гипотеза прародины славян

Эту гипотезу, противостоящую висло-одерской (хотя отстаиваемые ими «прародины» сопредельны), разрабатывают в основном восточнославянские ученые. К ней близки точки зрения, например, российско-немецкого слависта М. Фасмера о «припятско-волынской прародине», польских ученых Я.

Розвадовского, обнаружившего на основе анализа гидронимов большой их процент славянского происхождения между Днепром и Двиной, К.

Мошинского, пришедшего к следующему заключению: праславяне на рубеже двух эр жили на территории от Западного Буга до Среднего Днепра на востоке, на юге они занимали правобережные лесостепные просторы, а на севере – южную часть Белоруссии и северную Украину – на западе от Днепра.

С.Б. Бернштейн (1961 год) географически отметил местопрародины – среднее течение Днепра. Ф.П. Филин (1972 год) акцентировал внимание на территории между средним течением Днепра и Западным Бугом.

Этот вариант славянской прародины можно назвать среднеднепровско-западнобужским. Однако главные аргументы Ф.П. Филина лингвистические. Он основывается на анализе состава и географического распространения некоторых слоев праславянской лексики.

Это названия особенностей ландшафта, деревьев, животных, пресноводных, птиц.

Таким образом, делается вывод: «По предварительным данным праславянской лексики, праславяне занимали (по крайней мере, во второй половине I тысячелетия до н.э. – в начале новой эры) лесистые земли умеренного климата, обильные реками, озерами и болотами».

Именно такой ландшафтной зоной, по мнению автора, является Среднее Поднепровье, где произрастают анализируемые растения и водятся соответствующие животные. Отсюда, опираясь также на исследования польского ученого К. Мошинского Ф.П.

Обратите внимание

Филин делает вывод о том, что праславянскому языку были чужды слова, обозначающие реалии степей, гор и морей, так как в большинстве своем они являются в славянских языках либо заимствованиями из других языков, либо возникли позднее.

Все это аргументируется следующим образом:

  • слово степь появляется в письменности только в XVII веке; по свидетельству О.Н. Трубачева, оно было заимствовано из языка ираноязычных племен юга России;
  • слово поле является многозначным и его применение к степи неисконно;
  • слово гора в праславянском языке имело, как считает автор, переносные значения либо является заимствованием;
  • слово море имело первоначальное значение ‘болото’, ‘озеро’.

Таким образом, лингвистические аргументы создателей среднеднепровской гипотезы базируются исключительно на лексическом материале, возводимом к праславянской эпохе. Разумеется, только этого недостаточно для решения проблемы, отстоящей от нас многие тысячи лет назад.

Среди прочих дискуссионным остается вопрос: знали ли все-таки праславяне о горах? О.Н. Трубачев еще в 70-е годы XX века писал, что ошибочно вычитать из того, что знали праславяне, горы и горный рельеф, ибо им были слышны и видны Карпаты даже со Среднего Поднепровья.

Слабым аргументом среднеднепровской гипотезы О.Н. Трубачев считает также отрицание древности степи, указывая на наличие названий степных птиц куропатки и дрофы, в основе которых лежат древнейшие праславянские корни.

3. Дунайская (дунайско-балканская, центральноевропейская) гипотеза прародины славян

Это самая старая гипотеза из всех существующих. Возникла она в раннем средневековье и отражена уже в древнерусской летописи «Повесть временных лет», которую приписывают летописцу Нестору и обычно датируют XII веком, хотя есть основания полагать, что составлялась она еще в XI веке, а может быть, и ранее.

Однако популярная в течение многих веков, эта гипотеза в начале XX века была объявлена устаревшей. «Точку» на ней поставил, объявил ненаучной, чешский археолог Л. Нидерле. В течение указанного века большинство исследователей высказывались о вторичности славян на Балканах, то есть об их заселении уже в историческое время – в IV-VII веках.

В «Повести временных лет» летописец сообщает:

«С незапамятных времен осели (сидели) славяне по берегам Дуная, где ныне Венгерская земля и Болгарская. И от тех славян разошлись по земле и прозвались своими именами…»

Следует, что по берегам Дуная славяне жили всегда.

«Венгерская земля» – это историко-географическая область Паннония, заселенная славянами и другими индоевропейскими народами и колонизованная в конце IX века предками венгров; «Болгарская земля» – страна болгар на Балканах. Таким образом, речь здесь идет о сопредельном дунайско-паннонско-балканском ареале как о первоначальном месте проживания славян.

Примечательно, что в раннее средневековье были популярными легенды и мифы об исходе славян из Паннонии, то есть с юга на север, и, наоборот, с севера – на юг.

Так, в XIII веке среди поляков и чехов была распространена легенда о славянском праотце Пане и его сыновьях Лехе (Ляхе), Чехе и Русе (Мехе), которые когда-то жили в Паннонии, после чего они вместе со своими соплеменниками двинулись на север и северо-восток: Лех отправился туда, где ныне Польша, Чех – где Чехия и Рус – где Россия.

Важно

О.Н. Трубачев возродил дунайскую гипотезу в работах 80-90-х годов XX века. Он считал, что «в ‘Повести временных лет’ Нестора написаны слова, которым навсегда суждено остаться краеугольным камнем теории славянского этногенеза». Где же он локализует прародину? В Центральной Европе, на Среднем Дунае и в Паннонии (Западная Венгрия).

Основная аргументация Трубачева – лингвистическая. Разумеется, он прибегает и к данным других наук. Так, он прислушивается к мнению археологов о том, что не существовало как общей, единой индоевропейской, так и славянской археологических культур. Однако не соглашается с утверждениями о том, что славянская материальная культура (памятники пражского типа) не древнее VI века н.э.

Археологи обычно ищут непрерывную культурную преемственность, однако в бассейне Среднего Дуная, который был проницаем для всяческих, в том числе и культурных, влияний, ожидать такой непрерывности нет резона.

Более того, по некоторым данным, славянская керамика поселений Великой Моравии VIII-IX веков, как и раннеславянская пражская керамика, изготовлялась в соответствии с римскими мерами жидких и сыпучих тел.

Наиболее весомым археологическим аргументом в пользу юга как исхода индоевропейских, а позднее и славянских племен является трупосожжение. Акт трупосожжения возник, без сомнения, на юге как мера против вспышек эпидемий. Его распространение к северу – дань прежде всего уже утвердившейся традиции.

Трубачев обращает внимание на надгробную надпись Мартина Бракарского св. Мартину Турскому (оба уроженцы Паннонии). Последний жил в IV веке и совершал христианские миссии среди славян Паннонии, что дает основание считать присутствие славян до указанного времени очевидным фактом.

Трубачев интересно использовал аргумент этнической памяти:

«Чем были вызваны вторжения славян в VI веке в придунайские земли и далее на юг? Может быть, толчок к ним дали устойчивые предания о древнем проживании по Дунаю? Может быть, тогда вся эта знаменитая дунайско-балканская миграция славян приобретает смысл обратного завоевания? Чем иным, как не памятью о былом житье на Дунае, отдают, например, старые песни о Дунае у восточных славян – народов, заметим, на памяти письменной истории никогда на Дунае не живших и в раннесредневековые балканские походы не ходивших?»

Действительно, почему летописец Нестор уверенно написал, что сидевшие на Дунае славяне именно оттуда расселились по разным землям?

В народной славянской традиции Дунай становится центром мира. В одних преданиях он оказывается райским местом: например, призыв Сына Божия в одной из песен середины XVIII века: «Гребите вниз по батюшки по тихому по Дунаю, от краю други до краю до небеснова до раю».

Совет

Пересечение Дуная воспринималось как символ брака: мотивы Дуная в русском свадебном фольклоре, мотив выдачи замуж «за Дунай» в русской и польской фольклорной традиции и т.д. Кроме того, Дунай в некоторых устных народных традициях является также местом смерти и погребения.

В древнерусском (восточнославянском) эпосе XII века «Слово о полку Игореве» есть такие слова из известного «плача Ярославны» (в современном переводе): «На Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкой безвестной рано кукует. «Полечу, – говорит, – кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле».

Читайте также:  Второе заседание съезда советов

Дуличенко А.Д. «Введение в славянскую филологию», 2016 г. 

Источник: https://proslavyan.ru/istoriya-slavyan/drevnyaya-istoriya/tri-gipotezy-prarodiny-slavyan/

Происхождение и расселение славян

Происхождение и расселение славян

Историография о прародине славян 

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, на своей исторической территории был монах Киево-Печерской лавры Нестор – автор «Повести Временных Лет» (далее по тексту «ПВЛ» – С. Ф.).

Нестор определил территорию славян по верхнему течению Дуная (отсюда и упоминание в летописи римской провинции Норик – «…Норики – это и есть славяне»). Именно с Дуная и начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет об их миграции.

Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой «миграционной» теории происхождения славян, известной в историографии как «дунайская». Она была весьма популярна в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов XIIIXIV вв.

Это мнение долгое время разделялось и историками XVIII – начала XX вв. (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и т. д.). Например, В. О.

Ключевский считал,  что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, и история России начинается в VI веке на северо-восточных предгорьях Карпатских гор, где образовался обширный военно-политический союз во главе с дулебами (волынянами), которых, согласно рассказам Нестора в ПВЛ, притесняли авары (обры).

Отсюда восточные славяне в VIIVIII вв. расселились на восток и на северо-восток до Ильмень-озера. Таким образом, В. О. Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле. Сторонники дунайской версии происхождения славян есть и среди современных историков (Кобычев В. П.).

                Большинство современных отечественных историков склонны искать славянскую прародину  в гораздо более северных широтах (Шахматов, Гумилев, Паранин и т. д.). При этом одни полагают, что территория, на которой славяне сформировались в особую этническую общность, находилась в Среднем Поднепровье и Поприпятье, другие считают таковой междуречье Вислы и Одера.

            К эпохе средневековья восходит зарождение и распространение еще одного варианта миграционной теории происхождения славян – «скифо-сарматской», впервые зафиксированной «Баварской хроникой» в XIII веке, воспринятой западными историками XIVXVIII вв.

Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад  и юго-запад.

            В начале XX века вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил российский историк А.

И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой этнической предшественницей славян на территории Восточно-Европейской равнины была группа племен иранского происхождения (скифского корня).

Позже эта группа ассимилировалась с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтики, откуда затем славяне и расселились по исторической территории.

            Иной вариант миграционной теории предложил выдающийся российский историк и языковед А. А. Шахматов.

Обратите внимание

Первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв от кельтов имя венедов, продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж IIIII вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла) была вторая прародина славян.

Наконец, когда готы ушли из Причерноморья под давлением гуннов, то часть славян – восточная и южная их ветви, двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена восточных и южных славян. Таким образом, по этой «прибалтийской» теории славяне были пришлым населением на территории, на которой позднее образовали свои государства.

            Согласно миграционным теориям славяне изображались как довольно-таки поздние пришельцы на своей исторической территории (VIVIII вв.). В противоположность миграционным теориям существовали и автохтонные теории (М. В. Ломоносов).

            Предыстория славян уходит в глубокую древность. Их далекие предки существовали еще до того, как сложилась славянская общность. Именно они, отдельные предки протославян в результате своего сближения и дали славянство, и корни этого процесса прослеживаются с III тысячелетия до нашей эры.

В славянской истории можно выделить три периода:

1.      Протославянский период:

Предки протославян жили матриархатом, но уже владели навыками земледелия и скотоводства.

Археологами установлено, что в рамках IV тысячелетия до нашей эры скотоводческо-земледельческие племена носителей Балкано-Дунайской культуры занимали области нижнего Днестра и Южного Буга. Следующим этапом славянской истории было расселение «трипольских» племен (III тысячелетие до нашей эры).

Это были племена с развитой для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, представители которых обитали в больших глиняных поселках (археологи называют их городами). На рубеже IIIII тысячелетия до н. э. у этих племен состоялся переход от неолитических орудий каменного века к обработке бронзы и плужному земледелию.

Развитие скотоводства у трипольских племен привело к повсеместной борьбе за стада и пастбища и переходу к патриархату.

Пастушеские племена, носители культуры «шнуровой керамики и боевых топоров» в XVIII веке до нашей эры расселились на обширных пространствах Центральной и Восточной Европы от Рейна до Волги, достигнув на севере берегов Балтийского моря. Движение их приостановилось в XV веке до нашей эры.

В это время предки славян, балтов и германцев представляли собой этническое единство. Если признать прародиной славян широкую полосу Центральной и Восточной Европы (в эпоху бронзы), то восточный предел ее образовывали Припять, Средний Днепр, верховья Днестра и Южный Буг.

Эта праславянская земля совпадает с ареалом обитания тшинецкой культуры (XVXII вв. до н. э.), которая в первом тысячелетии до нашей эры перешла к железу.

2.      Праславянский период (конец I тысячелетия до н. э. – IVV вв. н. э.

) – это время установления культурной и языковой общности славян при известном племенном своеобразии.

С VIII века до нашей эры первые историографы обратили внимание на южные районы Восточной Европы (Причерноморье), где античный мир вошел в контакт со скифами.

Восточная группировка праславян, обитавшие в междуречье Днепра, Днестра и Буга, оказалась оторванной от основной этнокультурной праславянской общности, и попала в середине I тысячелетия до н. э.  в ареал скифской культуры. Это и были те самые геродотовы «скифы-пахари» или «сколоты».

Важно

Археологически их местопребывание соотносится с ареалом обитания подольской и милоградской археологическими  культурами. Скифская культура разорвала непрерывность славянской тшинецкой культуры.

Когда Скифская держава пала под ударами сарматов, менее всего пострадали племена западных и северо-западных славян междуречья Днепра и Днестра, которые быстро освободились от скифского господства, хотя влияние его на праславянскую культуру и было велико.

Эта часть праславянства быстрее всех возродила традиции праславянской культуры и стадия праславянского единства продолжалась – пшеворская культура на западе и зарубинецкая культура на востоке (первая четверть первого тысячелетия нашей эры).

Племена зарубинецкой культуры сыграют важнейшую роль в восточнославянском этногенезе, но уже после Великого переселения народов IVV вв., когда гуннское нашествие изменило политическую карту Европы. Если у кельтов, фракийцев, германцев складывается государственность, то славяне живут родовым строем.

Славяне распадаются на локальные группировки (данные археологии). Выдвижение семьи и образование территориально-соседской общины, то есть появляется социальная организация характерная для распада первобытнообщинного строя и формирования новых предгосударственных образований.

Представляется возможным, что после падения под ударами гуннов в середине первого тысячелетия нашей эры культуры  славянской оседлости (черняховская культура), потомки носителей зарубинецкой культуры стали расселяться на юг. В области Среднего и Верхнего Поднепровья праславяне объединившись с северянами, бужанами и уличами (третья четверть I тысячелетия) создают одно из первых восточнославянских предгосударственных образований – «Русская земля», в которую вошли лежавшие рядом земли древлян, дреговичей, волынян (дулебов), хорватов.

В сложных условиях формировалась северная часть восточнославянского суперэтноса – вятичи, кривичи, словене новгородские – потомки носителей зарубинецкой культуры, которые включили в свой этногенез кроме славянского  еще и балтийский и финно-угорский элементы. В VIVII вв. завершается период праславянской истории. Широкое расселение славян по территории Восточной Европы привело к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка. Происходит складывание современных славянских народов.

3.      Славянский период (расширение племенных союзов и образование славянских государств – период с VIII по IX вв.).

Академик Б. А. Рыбаков склонен, на основании новейших археологических данных, объединить оба варианта прародины славян. По мнению ученого праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы.

По мнению академика Б. А. Рыбакова славяне принадлежали к древнейшему индоевропейскому единству. Геометрический центр первоначального индоевропейского единства 4 – 5 тысяч лет тому назад находился на северо-востоке Балканского полуострова и в Малой Азии.

В IIIII тысячелетии до нашей эры в северной половине Европы (от Рейна до Днепра) развивается пастушеское скотоводство. Борьба за пастбища в первой половине II тысячелетия до нашей эры приводит к широкому распространению по территории Восточной Европы пастушеских племен.

К середине II тысячелетия до нашей эры расселение пастушеских племен прекращается. На первое место в экономике выходит земледелие, ведущее к оседлости. Осевшие племена образуют большие этнические массивы.

Один из этих массивов – праславяне заселили территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от северных склонов Карпат на юге до широты Припяти на севере (тшинецко-комаровская культура XVXII вв. до н. э.).

По мнению Б. А. Рыбакова задолго до Киевской Руси приднепровская часть славянского мира дважды была накануне  перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу и образованию государства.

Первый культурный и политико-экономический взлет славянского мира соответствует чернолесной археологической культуре (XVII вв. до н. э.). Этим, кстати сказать, и объясняется появление в общеславянском фольклоре легенд о Змее Горыныче, которых можно идентифицировать с киммерийцами и скифами.

Наследниками носителей чернолесной культуры Б. А. Рыбаков называет скифов-пахарей (сколотов) на среднем Днепре. Возможно, у них уже была и государственность, ибо они вели активную внешнюю торговлю и политику. Падение Скифии в III веке до нашей эры привело к падению и сколотских царств.

На смену им пришла примитивная зарубинецкая культура.

Второй взлет славянского мира произошел в начале нашей эры в период со II по IV век, когда славяне Среднего Поднепровья  и Причерноморья установили тесные экономические связи с Римской империей. Поступательное развитие славянского мира было нарушено вторжением гуннов.

Источник: https://doc4web.ru/istoriya/proishozhdenie-i-rasselenie-slavyan.html

Расселение славян

Вопрос о прародине славян составляет предмет давнего спора в отечественной исторической науке. Предки славян являются коренным населением центральной и восточной Европы.

Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, в которую входят также германская, балтская, романская языковые группы, а также языки многих народов Среднего Востока и Индии. На рубеже IV и III тысячелетий до н. э.

древние индоевропейцы постепенно расселяются на значительной территории Евразийского континента, достигая на севере районов Прибалтики и Скандинавии, на западе доходя до Атлантики, на востоке осваивая территории Ирана и Индии, а на юге v Средиземноморья.

Читайте также:  Сепаратизм в постперестроечной россии

Территория прародины славян в соответствии с различными концепциями помещалась то в Среднем Подунавье, то между Одером и Вислой, Днепром и Одером. Наконец, ее искали в Припятском Полесье .

Вопрос о происхождении (этногенезе) славян и их выделении как особого этноса является также дискуссионным в научной литературе. Время выделения этнических славян датируется от III тысячелетия до н. э. до первых веков н. э. Сложность этой проблемы заключается в том, что под своим именем («словене») славяне появляются лишь в источниках, датируемых VI веком н. э.

Совет

Согласно версиям, представленным археологами, древнейшие славянские племена проживали на территории Восточной Европы уже с середины I тысячелетия до н. э. а к концу II века до н. э. на территории южных и центральных районов современной Польши и западнее локализуется пшеворская культура .

носители которой (особенно ее восточной части) относятся к праславянам. Происходит постепенное продвижение памятников пшеворской культуры к Поднестровью и Днепру. Во II веке формируется черняховская археологическая культура, которая, по мнению ряда современных исследователей, также является праславянской.

Она охватывала значительную территорию лесостепной и степной зоны в полосе от левого берега Днепра до низовьев Дуная. Судя по всему, черняховская культура наряду с праславянами содержала элементы ираноязычных народов, проживавших на этой же территории.

К последним относятся племена, которые на рубеже новой эры оказались в Северном Причерноморье вместо скифов, — сарматы. Уступив со временем другим ареал своего проживания другим племенам, эти ираноязычные народности сместились на Северный Кавказ, где их потомками стали современные осетины. В конце II века н. э.

из низовьев Вислы к северным берегам Черного моря переместились германские племена готов и гепидов.

С конца IV века н. э. племена Восточной Европы оказываются вовлеченными в грандиозное миграционное движение, полностью перекроившее как этническую, так и политическую карту континента на протяжении IV — VIII веков. Это явление носит название Великого переселения народов.

Начало активизации миграционных процессов положили тюркоязычные кочевники v гунны, вторгшиеся из Центральной Азии в Причерноморские степи в конце IV века. Разбив готов, готы заставили их уйти на Балканы, а затем в Центральную и Западную Европу (в пределы Римской империи).

Овладев Северным Причерноморьем, гунны, кочуя между Волгой и Дунаем, образовали огромное воинственное государство. в котором были объединены покоренные ими многочисленные племена.

Обратите внимание

Наибольшую известность в середине V века приобрел гуннский предводитель Атилла, совершавший опустошительные походы от Константинополя до Галии и Северной Италии. После 453 года могущество гуннского союза племен в результате междоусобиц и восстаний покоренных народов стремительно падает.

Вместо гуннов из Азии в VI веке на просторы причерноморских степей выдвигается новое тюркоязычное племя v авары, сохранявшие своЕ могущество в Причерноморье и на равнинах в современнрй Венгрии до VIII века.

Одновременно к VI веку археологическими данными достоверно определяются собственно славянские археологические культуры v пражско-корчакская и пеньковская. Именно со второй половины VI века славяне становятся главным действующим лицом Великого переселения народов, которое примерно с VI v VII веков в исторической литературе именуется расселением славян .

Расселение славян во второй половине I тысячелетия на европейском континенте проходило по трем основным направлениям: на юг v Балканский полуостров, включая Пелопонесс, на восток и север v по Восточно-Европейской равнине; на запад v в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы.

На всех направлениях в процессах миграции участвовали носители как пражско-корчакской, так и пеньковской археологических культур. В результате славянского расселения ими были заселены обширные пространства Восточной, центральной и Юго-Восточной Европы.

В ходе расселения по Восточно-Европейской равнине славянские племена пришли в соприкосновение с проживавшими в VI веке к северу от Припяти, десны и в верхнем течении Оки балтоязычными племенами. А в междуречье Волги и Оки и далее не север и северо-запад обитали финно-угорские племена (предки современных эстонцев, финнов, карелов, марийцев, мордвы, вепсов и др.).

Проникновение славянских племен в северные районы Восточно-Европейской равнины носило в основном мирный и постепенный характер. Мирное сосуществование славян с балтами и финно-угорскими племенами приводило к их ассимиляции.

В ходе перемещений и расселения (VI v VIII века) у славян. так же как и у германцев, шла постепенная ломка родоплеменных отношений. Одновременно расселение по Европе служило и мощным толчком к активной дифференциации славян.

Согласно лингвистическим данным, на рубеже VII-VIII веков происходит распад праславянской языковой общности и начинается формирование отдельных славянских языков. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, носившие уже исключительно территориально-политичесий характер.

Важно

Их название чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, поляне v живущие в поле; древляне v живущие в лесах) или названия реки (например, бужане v от реки Буг, мораване v от реки Моравы).

Структура этих общностей была двухступенчатой: несколько относительно небольших образований, которые условно можно определить как «племенные княжества «, составляли, как правило, более крупные — «союзы племенных княжеств».

Три направления расселения славян предопределили постепенное разделение их на три основные ветви: восточные, западные и южные. На территории Восточно-Европейской равнины, как известно из летописных источников, к VIII v IX векам сложилось 12 славянских союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье обитали поляне. К северо-востоку от них жили древляне.

Западнее древлян, вплоть до Западного Буга, — волыняне (бужане). В верховье Днестра поселились хорваты (часть крупного праславянского племени, распавшегося в VI v VII веках на несколько частей). Ниже по Днестру v тиверцы, а южнее полян в Поднепровье v уличи.

На днепровском Левобережье в бассейнах рек Десна и Сейм располагался союз славянских племенных княжеств, носивший наименование Север, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра, севернее Десны) жили радимичи, а на Верхней Оке v вятичи. Между Припятью и Двиной. к северу от древлян, обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги v кривичи.

Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе озера Ильмень и рек Волхов и Мста до Финского залива, носила название словене, совпадающее с общеславянским самоназванием.

Источник: http://co-i.ru/rasselenie-slavyan-rossiya-russia/

Билет 3. Восточные славяне VI-VII вв

Билет 1. Древнейшие сведения о славянах.

Проблема этногенеза славян вплоть до наших дней остаётся предметом дискуссий, так как её изучение сталкивается с рядом препятствий:

А) отсутствие достоверных эпиграфических сведений ранее VI в. н.э.

Б) сложность атрибуции ряда археологических культур как праславянских(до V-VI вв. н.э. )

В) остаётся неразрешённой гипотеза о балто-славянском единстве, а также вопрос о хронологии выделения праславянской общности.

Г) не установлена точная локация этногенетических процессов.

Совет

Период этногенеза славян, согласно существующим гипотезам, охватывает промежуток не ранее сер. II тыс. до н.э. – первые века н.э. Самой ранней из культур, возможно связанной с пра-балто-славянами, является Тшинецкая культура(XIX-XI вв. до н.э.

), развившаяся из культур шнуровой керамики на востоке Польши и оттуда распространившаяся на территорию нынешних Украины и Белоруссии.

Однако, согласно господствующим в современной археологии представлениям, генезис славянской общности протекал в постоянном взаимодействии с неславянскими культурами(кельтов, германцев, финно-угров, и.т.д.), что создаёт дополнительную проблему разграничения арх.

культур по этнической принадлежности или же демонстрирует их полиэтничность(примеры: чернолесская культура IX-VII вв. до н.э., пшеворская культура рубежа н.э., черняховская и киевская культуры II-IV вв. н.э.).

Достоверно славянскими культурами V-VI вв. н.э.являются:

пражско-корчакская(между верховьями Эльбы и средним Днепром)

пеньковская(от среднего Днестра, до Северского Донца; возможно связана с антами)

колочинская(бассейн Десны и верховья Днепра, зона смешения балтов и славян)

Место формирования славянского этноса также точно не установлено. Для решения этой задачи используются средства языкознания, реконструирующие праславянскую лексику.

Её анализ показывает, что славяне не были знакомы с морскими терминами, не приближались к степной зоне, и им не были знакомы названия некоторых растений(бук, пихта,и.т.д.).

На основании этих аргументов одной из возможных прародин славян была выведена территория южной Белоруссии и севера Украины(район Припяти).

Самое раннее эпиграфическое свидетельство о племенах, живших к северу от Чёрного моря принадлежит Геродоту, упоминавшего о племени невров, жившего в верховьях Днестра и Южного Буга и граничившего со скифами.

Плиний Старший, Тацит и Птолемей в I-II вв. н.э. упоминают о венедах, живших на территории нынешней Польши, Украины и Белоруссии, но не определяют их этническую принадлежность(знак равенства между венедами и славянами поставил только Иордан в VI веке).

В середине VI века появляются первые надёжные источники о древних славянах – работы готского историка Иордана и византийца Прокопия Кесарийского.

Обратите внимание

Они впервые упоминают о трёх славянских племенах – венедах, склавинах, и антах, причём анты и венеды упоминаются ретроспективно в событиях IV века, когда после смерти готского вождя Германариха произошла война готов с этими племенами(около 375 г. н.э.).

Авторы не поясняют, каковы различия между этими племенами, разделяя их лишь географически(анты и склавины – по берегам Дуная, примерно восток Сербии и Румыния, о чем говорится и в Стратегиконе Маврикия(или же по Иордану, между Днепром и Днестром) венеды – см. выше).

Однако это разделение а также первый крупный набег 545 года, о котором сообщает Прокопий, позволяет поставить точку в древнейшем периоде славянской истории.

Билет 2. Эпоха славянского единства и его распад

С VI века начался распад славянской общности на три ветви – западных славян(нынешние поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), восточных(предки русских, украинцев, белорусов и русинов) и южных(нынешние словенцы, сербы. хорваты, болгары, боснийцы, черногорцы и македонцы)

(фактически повторение 1 билета, но с опорой на внешние факторы)

Основные события:

VI век – раскол славянского ареала в ходе аварского нашествия

VI-VIII вв. – колонизация Восточных Альп и Балкан – выделение южных славян

Билет 3. Восточные славяне VI-VII вв.

(повтор упоминаний славян у Иордана и Прокопия)

С VI века славяне начали колонизацию Восточно-Европейской равнины, расселяясь по рекам, ставшими одновременно природными границами между племенами и торговыми путями.

Славяне расселились по всей равнине:

1) ПОЛЯНЕ – по среднему Днепру, Киев, жили в степной местности.

2) ДРЕВЛЯНЕ — жили северо-западнее от полян в лесах.

3) ДРЕГОВИЧИ — р. Припятью и Двиною, в болотистой местности.

4) ПОЛОЧАНЕ — р. Полоть.

5) КРИВИЧИ — по верху Волги, Двины, Днепра, Смоленск.

6) СЛОВЕНЕ — Ладога, Новгород, жили у оз. Ильмень.

7) СЕВЕРЯНЕ — берега северных рек.

8) ВЯТИЧИ — берега р. Оки, названы по имени вождя Вятко.

9) РАДИМИЧИ – верхнее междуречье Днепра и Днестра по течению Сожа, названы по имени вождя Радима

10) ДУЛЕБЫ, УЛИЧИ и ТИБЕРЦЫ – Днестр

11) БУЖАНЕ — берега Западного Буга.

Каждое племя имело свой городской центр. Восточные славяне – оседло-земледельческий народ. Поселки восточных славян были разбросаны в лесистых районах вблизи водоемов, рек.

Опасаясь набегов, славяне укрепляли свои поселения – эти поселения называли городищами. Более всего городищ – к Востоку от Днепра, по левым его притокам Дон, Ока. Укрепленные поселения – небольшие.

Часто рядом с укрепленным было неукреплённое поселение.

Важно

Как следствие, негладкие отношения с соседями. Авары – кочевники, хазары (кочевники, подчинили, обложили данью), печенеги (юг), варяги (С-З). Эта внешняя опасность стимулировала процесс образования государства. Другие соседи – литовцы – более конструктивная роль: кривичи – синтез Руси и Литвы, финно-угры – приняли участие в складывании государства.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/16425.html

Ссылка на основную публикацию