Пути формирования городов в деснинском регионе древней руси

Происхождение и развитие городов древней Руси (стр. 1 из 3)

Введение.

Вопрос о том, когда славяне появились на территории, где позднее сложилось Древнерусское государство, до сих пор окончательно не решен.

Некоторые исследователи считают, что славяне являются исконным населением этой территории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н.э.

Во всяком случае славянские поселения VI — VII вв. на территории современной Украины уже хорошо известны. Они расположены в южной части лесостепи, почти на границе степей.

Обратите внимание

По-видимому, обстановка здесь в это время была достаточно спокойной и можно было не опасаться вражеских нападений — славянские поселения строились неукрепленными. Позже обстановка резко изменилась: в степях появились враждебные кочевые племена, и здесь стали сооружать у города .

По всей видимости появление городов стало следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VIIIв., и было возникновение древнейших торговых городов на Руси. Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переславль. Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк.

В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси.

Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из Варяг в Греки», по линии Днепра — Волхова; только некоторые, Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне.

Ростов в области Верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям. Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства.

Мы видели, что восточные славяне расселялись по Днепру и его притокам одинокими укрепленными дворами. С развитием торговли среди этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли, для гостьбы, как говорили в старину. Такие сборные пункты получили название погостов.

Впоследствии, с принятием христианства, на этих местных сельских рынках как привычных людских сборищах прежде всего ставились христианские храмы: тогда погост получал значение места, где стоит сельская приходская церковь. При церквах хоронили покойников: отсюда произошло значение погоста как кладбища.

С приходами совпадало или к ним приурочивалось сельское административное деление: это сообщало погосту значение сельской волости. Но все это — позднейшие значения термина: первоначально так назывались сборные торговые, «гостинные» места. Мелкие сельские рынки тянули к более крупным, возникавшим на особенно бойких торговых путях.

Важно

Из этих крупных рынков, служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками, и выросли Наши древнейшие торговые города по греко- варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг них промышленных округов. Таковы два важных экономических последствия, которыми сопровождалось расселение славян по Днепру и его притокам:

1) развитие внешней южной и восточной, черноморско- каспийской торговли славян и вызванных ею лесных промыслов,

2) возникновение древнейших городов на Руси с тянувшимися к ним торгово-промышленными округами. Оба эти факта можно относить к VIIIв.

Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселениев отличие от веси или села — неукрепленной деревни.

Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу.

Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVIIв. этим словом часто называли сами оборонительные стены.

В древнерусских письменных источниках, особенно в летописях, имеется огромное количество упоминаний об осаде и обороне укрепленных пунктов и о строительстве крепостных сооружений — городов.

Укрепления раннеславянских градов были не очень крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать врагов стрелами. Да у славян в VIII— IX, а частично даже и в Х в.

, еще и не было возможностей строить мощные укрепления — ведь в это время здесь только слагалось раннефеодальное государство. Большинство поселений принадлежало свободным, сравнительно немноголюдным территориальным общинам; они, конечно, не могли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены или рассчитывать на чью-либо помощь в их строительстве.

Поэтому укрепления старались строить так, чтобы основную их: часть составляли естественные преграды.

Совет

Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота. По краю площадки строили деревянный забор или частокол и этим ограничивались. Правда, у таких укреплений имелись и очень существенные изъяны. Прежде всего в повседневной жизни очень неудобной была связь такого поселения с окружающей местностью.

Кроме того, размер поселения здесь целиком зависел от естественных размеров островка; увеличить его площадь было невозможно. А самое главное, далеко не всегда и не везде можно найти такой остров с площадкой, защищенной естественными преградами со всех сторон. Поэтому укрепления островного типа применялись, как правило, только в болотистых местностях.

Характерными примерами такой системы являются некоторые городища Смоленскойи Полоцкойземель.

Там, где болот было мало, но зато в изобилии встречались моренные всхолмления, укрепленные поселения устраивали на холмах-останцах. Этот прием имел широкое распространение в северо-западных районах Руси. Однако и такой тип системы обороны связан с определенными географическими условиями; отдельные холмы с крутыми склонами со всех сторон есть также далеко не везде.

Поэтому наиболее распространенным стал мысовой тип укрепленного поселения. Для их устройства выбирали мыс, ограниченный оврагами или при слиянии двух рек. Поселение оказывалось хорошо защищенным водой или крутыми склонами с боковых сторон, но не имело естественной защиты с напольной стороны. Здесь-то и приходилось сооружать искусственные земляные препятствия — отрывать ров.

Это увеличивало затраты труда на строительство укреплений, но давало и огромные преимущества: почти в любых географических условиях было очень легко найти удобное место, заранее выбрать нужный размер территории, подлежащей укреплению.

Кроме того, землю, полученную при отрывании рва, обычно насыпали вдоль края площадки, создавая таким образом искусственный земляной вал, который еще более затруднял противнику доступ на поселение.

К началу IXв. на Руси насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги (норманны), ходившие через эту территорию путями из варяг в греки или из варяг в персы называли Русь Гардарикой — страной Городов.

Обратите внимание

В центре древнерусского города, укреплённого естественным и (или) искусственным образом, находился детинец (кром- кремль), который окружали посады ремесленников, а на окраинах находились слободки (слободы).

Так строили восточные славяне свои укрепления вплоть до второй половины Х в., когда окончательно сложилось древнерусское раннефеодальное государство — Киевская Русь.

Роль городов в экономической политической и духовной жизни Руси

Становление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город — «очеловеченная», «окультуренная», отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации.

«В городах, — пишет В.П.Даркевич, — исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе. Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает состояние дезинтеграции.

Но при разрушении прежних органических коллективов, в которые включался каждый индивид, общество перестраивается на новой основе. В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности.

Солидарность и взаимопомощь — непременное условие выживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских вторжений. Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже в совершенно иных условиях».

Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни Древней Руси.

«Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма.

Читайте также:  Предпосылки объединения русских земель

Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы.

В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие».

Важно

В изучении городов домонгольской Руси отечественными историками и археологами достигнуты серьезные успехи.

Что же такое древнерусский город?

В то же время накопилось значительное число проблем, требующих своего разрешения. Первый вопрос, на который необходимо ответить: что такое древнерусский город? При всей своей «очевидности» ответ на него вовсе не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Если исходить из этимологии слова «город» (родственное «жердь»), то следует признать, что это прежде всего огороженное (укрепленное) поселение. Однако этимологический подход далеко не всегда может удовлетворить историка. Он фиксирует лишь наиболее раннюю стадию истории слова, но ничего не может сказать о том, что же собственно называлось городом в более позднее время.

Действительно, «городом» в древнерусских источниках до XVIв. назывались огражденные населенные пункты и крепости, независимо от их экономического значения. В более позднее время так стали называться ремесленно-торговые поселения и крупные населенные пункты (при всей нечеткости определения «крупные»), независимо от того, имели ли они крепостные сооружения или нет.

Кроме того, когда речь заходит об историческом исследовании, в нем под термином «город» имеется в виду не совсем то (а иногда и совсем не то), что подразумевалось под этим словом в Древней Руси.

Источник: http://MirZnanii.com/a/331831/proiskhozhdenie-i-razvitie-gorodov-drevney-rusi

История возникновения и структура древнерусских городов

nyaski.ru

Этому есть объяснение – повествовательных источников об этом этапе очень мало. Главный из них – древнерусские летописи в имеющихся сегодня списках или же изводах. Но созданы они спустя полтысячи лет после возникновения древнерусской государственности. Их сообщения о начале этого процесса крайне смутны и малоинформативны.

Отрывочны и сообщения древнескандинавских рукописей, византийских, арабских источников, западноевропейских хроник. Из них только определенностью следует, что в глазах путешественников древнерусские земли были застроены городами (или же, делают оговорку сегодня ученые, городищами). Гардарикой, «Страной городов» называют их скандинавские летописи.

На помощь приходят археологические данные. В первую очередь они важны для изучения материальной культуры. В том числе – древнерусских поселений, особенно городов. С помощью археологов удалось реконструировать внешний вид городов – ту часть древнерусского города, где жили ремесленники и торговцы, и ту, где обитала его верхушка.

Используя данные всех источников, историки реконструируют историю возникновения и структур древнерусских городов, их отличительные черты.

Список городов Древней Руси

Древнейшими согласно письменных и археологических данных, образованных в первый период древнерусского градостроения (до середины десятого века включительно), является следующие города Древней Руси, список :

  1. Белоозеро
  2. Великий Новгород
  3. Витебск
  4. Вышгород
  5. . Житомир
  6. Изборск
  7. Искоростен
  8. Киев
  9. Ладога
  10. Любеч
  11. Муром
  12. Пересечен
  13. Переяславль
  14. Полоцк
  15. Псков
  16.  Ростов
  17. Смоленск
  18. Суздаль
  19. Чернигов

Древнерусскими городами России из этого перечня являются:

  1.  Белоозеро
  2. Великий Новгород
  3. Изборск
  4. Ладога (Старая)
  5. Муром
  6. Псков
  7. Ростов
  8. Смоленск
  9. Суздаль

Самый древний город Руси по данным археологии – Киев. Его основание датируется рубежом пятого и шестого веков новой эры. И хотя эта дата периодически ставится под сомнение, она прочно вошла в массовое сознание еще на уровне школьного изучения древнерусской истории.

За звание древнейшего древнерусского города России «борются» сразу несколько претендентов. Наиболее вероятным из них является Великий Новгород. Но данные археологии к нему еще добавляют Изборск, Старую Ладогу, Белоозеро, Смоленск, Ростов, Муром. Все они возникают задолго до создания летописного свода, в результате факторов, определивших особенности их создания.

Особенности создания древнерусских городов

nyaski.ru

Комплексные данные позволяют выделить %особенности создания древнерусских городов% на первом этапе градостроения. Их несколько.

  1. Создаются они вдали от центров античной греко-римской цивилизации, самими восточными славянами, на основе существующих городищ антского периода (2 век – середина 7 в. н. э.).
  2. Древнерусские города возникают в результате развития сельского хозяйства, ремесла, обмена и торговли.
  3. Города возникают в результате усложнения социальной организации восточнославянского общества, создания и утверждения начатков древнерусской государственности.
  4. Расположение вдоль торговых путей, «водноторговый характер».

При этом таких торговых путей оказывается, по крайней мере, два:

  • •Волга – Ока – Днепр – Западная Двина; вдоль этого пути расположены Суздаль, Ростов, Муром, Смоленск, Полоцк;
  • Днепр – Лопать – Волхов (путь «из Варяг в греки») вдоль этих водных артерий расположились Киев, Смоленск, Новгород, Ладога.

Какова была роль города на Руси

Из особенностей создания древнерусских городов следует и роль, которую они играли в обществе той эпохи. Города являются:

  • центрами сельскохозяйственной округи,
  • сосредоточием ремесла, обмена и торговли;
  •  опорными пунктами в посреднической торговле;
  •  центрами потребления товаров и услуг;
  • очагами культуры;
  • центрами религии и культа; со времени принятия христианства – христианскими центрами;
  • оборонными твердынями, предназначенные для защиты горожан и жителей округи;
  • административными центрами нарождающегося государства;
  • окультуренной, отвоеванной у природы, упорядоченной территорией – ядром новой, организованной общественно-политической, культурной, религиозной жизни.

Из сказанного видно, что древнерусские города формировались как сложный экономический, социально-политический и культурный организм.

Социальная структура древнерусского города

nyaski.ru

В каждом древнерусском городе жили:

  • ремесленники,
  • купечество,
  •  холопы и другие категории зависимого населения,
  • нарождающаяся знать – городское боярство,
  • агенты власти князя из числа его друзей и родственников,
  • сам князь с его ближайшим окружением и дружинниками.

Внешний вид древнерусского города

На начальном этапе градостроения сил для постройки оборонительных сооружений всего поселения не хватало. Поэтому место для него старались выбрать защищенное самой природой.

Где это позволяли условия, он располагался на речных островках или на краю болот. Примером такого устройства могут служить городища славянских общин в Полоцкой либо же Смоленской земле.

В северо-западной зоне расселения восточнославянских племен. Городища строятся на холмах с обрывистыми, крутыми склонами.

Наиболее же характерным и распространенным стал тип мысовый. Ограниченный рукавами рек, их слиянием или же оврагами, мыс лишь с одной стороны нуждался в искусственных укреплениях. Таковыми, обычно, были рвы и возведенные из вырытой при их устройстве земли валы.

Центральная часть древнерусского города, защищенная земляным валом, являлась настоящей твердыней. Именно вокруг нее и под ее защитой и прикрытием выстраивался весь город.

В ней располагаясь палаты князя, бояр, представителей знати. Под прикрытием дружины устраивалась жизнь верхушки древнерусских городов.

Эта центральная часть древнерусского города, защищенная земляным валом, называлась «детинец».

sofiyskiy_sobor_24s

Позднее, с конца четырнадцатого века, он уже приобретает название «кремль», происхождение которого вызывает споры еще и сегодня. В Руси до монгольского нашествия «кремлей» или «детинцев» насчитывалось более четырехсот. Самые известные – Золотые ворота киевского детинца, Рюриково городище Великого Новгорода, Владимирский кремль и, разумеется, кремль Москвы.

Вокруг детинца выстраивалась остальная часть города. Улочки и переулки, иногда уже мощеные, простые в своей планировке дома создавали пока еще довольно простую, но, все же, с привнесением определенного порядка, структуру города.

Совет

Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась посадом. Часто, как это было, например, в Киеве, он располагался у подножья «верхнего города» и назывался «подолом». Его обитатели жили своей, часто весьма отличной от обитателей детинца, жизнью.

Читайте также:  Падение крепостного права в россии (реформа 1861 г.)

Упорядоченная жизнь древнерусских городов являлась благоприятной средой для развития всех форм общественной жизни. Как и в странах Западной Европы и Византийской империи здесь были сосредоточены основные богатства. Здесь отчетливее ощущался напряженный пульс все усложняющейся жизни.

В городах создавались условия для проникновения идей, обычаев и нравов из других стран. Здесь, в древнерусских городах, будут построены и первые христианские церкви, отсюда новое вероучение начнет свое победоносное шествие по всей Руси. Отсюда начнется крещение древнерусского народа.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/istoriya-voznikonoveniya-i-struktura-drevnerusskih-gorodov.html

Роль городов в политической и социально-экономической структуре Древней Руси

Становление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город — “очеловеченная”, “окультуренная”, отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации.

“В городах, — пишет В.П. Даркевич, — исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе. Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает состояние дезинтеграции.

Но при разрушении прежних органических коллективов, в которые включался каждый индивид, общество перестраивается на новой основе. В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности.

Солидарность и взаимопомощь — непременное условие выживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских вторжений. Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже в совершенно иных условиях”.

Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни Древней Руси.

“Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма.

Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы.

В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие”.

В изучении городов домонгольской Руси отечественными историками и археологами достигнуты серьезные успехи. В то же время накопилось значительное число проблем, требующих своего разрешения.

Обратите внимание

Первый вопрос, на который необходимо ответить: что такое древнерусский город? При всей своей “очевидности” ответ на него вовсе не так прост, как может показаться на первый взгляд. Если исходить из этимологии слова “город” (родственное “жердь”), то следует признать, что это прежде всего огороженное (укрепленное) поселение.

Однако этимологический подход далеко не всегда может удовлетворить историка. Он фиксирует лишь наиболее раннюю стадию истории слова, но ничего не может сказать о том, что же собственно называлось городом в более позднее время. Действительно, “городом” в древнерусских источниках до XVI в.

назывались огражденные населенные пункты и крепости, независимо от их экономического значения. В более позднее время так стали называться ремесленно-торговые поселения и крупные населенные пункты (при всей нечеткости определения “крупные”), независимо от того, имели ли они крепостные сооружения или нет.

Кроме того, когда речь заходит об историческом исследовании, в нем под термином “город” имеется в виду не совсем то (а иногда и совсем не то), что подразумевалось под этим словом в Древней Руси.

История любых населенных пунктов на планете начинается с момента появления в данном месте первых людей, а при необходимости учитываются и глубины прошлого всей живой природы и геологической истории.

На территории и в окрестностях многих средневековых городов, доживших до XXI века (Москва, Киев, Владимир и т. п.), выявлены разнообразные следы палеолита и последующих эпох.

Со времен неолита в округах будущих городов существуют сравнительно устойчивые поселения, состоящие из нескольких или десятков жилищ (протогорода трипольской культуры на землях будущей России включали и сотни жилищ).

В период энеолита поселения приобретают все более укрепленный характер, огораживаются или располагаются на возвышенных местах у водоемов. В начале железного века (задолго до нашей эры)всевозможных городищ различных археологических культур на территории будущей России — сотни.

Общеизвестно возникновение реальных античных городов на землях, затем вошедших в состав средневековой Руси: Ольвия, Тирас, Севастополь, Танаис, Фанагория, Корчев и т. п. Средневековые «древнерусские» города наследовали богатейшую историю отечественного градостроительства, преимущественно деревянного, символом достижений которого был античный Гелон.

Важно

Непосредственными предшественниками русских городов раннего Средневековья были укрепленные святилища и убежища типа детинца или кремля, которые воздвигали жители ряда соседских селений, разбросанных среди окружающих их полей и лугов.

Такой тип поселений характерен для археологических культур, предшествовавших Древнерусскому государству, например тушемлинской (IV—VII вв.), распространенной на территории Смоленского Поднепровья. Тушемлинская культура была, по-видимому, создана балтами[1]., и её селения погибли в огне в VII—VIII вв.

, возможно, в ходе наступления кривичей. Наличие мощных укреплений характерно также для поселений юхновской [2] и мощинской культур. Аналогичная трансформация типа поселений «от расположенных в низких местах незащищённых селищ — к городищам на высоких, естественно защищённых местах»[3] происходит в VIII—IX вв.

и у славян (Роменско-борщевская культура, поздняя Лука-Райковецкая культура).

В IX—X вв., наряду с городами-убежищами появляются и небольшие заселенные крепости, возле которых не ранее конца X в. появляются городские посады — поселения ремесленников и купцов.

Ряд городов представлял собой главные поселения того или иного «племени», так называемые племенные центры, на деле — центры «своих княжений», что подчеркивали летописи. Отсутствие письменных источников за VII—VIII в. и летописные свидетельства за IX—X вв.

не позволяют установить хотя бы приблизительное количество городов Руси той эпохи. Так, по упоминаниям в летописях можно установить чуть более двух десятков городов, но их список безусловно не полон.

Даты основания ранних городов Руси установить трудно и обычно приводится первое упоминание в летописях.

Однако стоит учитывать, что на момент летописного упоминания город являлся устоявшимся поселением, а более точная дата его основания определяется по косвенным данным, например, исходя из археологических культурных слоёв, раскопанных на месте города.

В некоторых случаях археологические данные противоречат летописным.

Например, для Новгорода, Смоленска, которые упоминаются в летописях под IX веком, археологами пока не обнаружено культурных слоёв старше X века или методика археологической датировки ранних городов недостаточно отработана. Приоритет при датировке пока отдаётся письменным летописным источникам, но все делается для дискредитации очень ранних дат в этих источниках (особенно — античных, уровня Птолемея).

С XI в. начинается бурный рост количества городского населения и количества древнерусских городов вокруг существующих городов-центров. Примечательно, что возникновение и рост городов в XI—XIII вв. происходит также и западнее — на территориях современных Чехии, Польши и Германии.

О причинах массового появления городов создано немало теорий. Одна из теорий принадлежит русскому историку Ключевскому и связывает возникновение древнерусских городов с развитием торговли вдоль пути «из варяг в греки».

Совет

Эта теория имеет своих противников, которые указывают на зарождение и рост городов не только вдоль этого торгового пути.

Тесная связь городской и сельской жизни характерна для ранних городов с глубокой древности, что сохранилось и на землях средневековой Руси, отчасти наследовавшей традиции Великой Скифии.

Археологические раскопки в русских городах IX—XII вв. подтверждают постоянную связь горожан с сельским хозяйством. Непременной принадлежностью хозяйства горожан были огороды и сады. Большое значение в хозяйстве имело животноводство — археологи обнаружили в городах кости многих домашних животных, в том числе лошадей, коров, свиней, овец и т. д.

Читайте также:  Советско-германский фронт летом, осенью 1944 года

В городах было хорошо развито ремесленное производство. В своих капитальных исследованиях, основанных на глубоком изучении вещественных памятников, Борис Рыбаков выделяет до 64 ремесленных специальностей и группирует их по 11 группам. Тихомиров, однако предпочитает несколько иную классификацию[3] и подвергает сомнению существование, либо достаточную распространённость некоторых из них.

Обязательной принадлежностью городов — как и в античности Северного Причерноморья — был городской рынок. Однако, розничная торговля в нашем смысле слова на рынке была слабо развита.

4й вопрос
международные связи древнерусских земель

Международные отношения на Руси как неотъемлемая часть и орудие внешней политики появились и развивались одновременно с зарождением и становлением русского государства, история которого ведется с образования Киевской Руси в IX веке. Приблизительно к половине IX в.

внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились в такую комбинацию, при которой охрана границ страны и внешняя торговля стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому и сделавшим Киевское варяжское княжество зерном Русского государства.

На просторах Восточной Европы начала складываться новая ведущая политическая сила — Древнерусское государство, или Русь, как его в ту пору именовали.

Киевская Русь — так называют историки государство древних славян с IX по XI вв. с центром в городе Киев. Но в понятие Киевская Русь входит не только город Киев с окрестными землями, но и все города и поселения восточных славян — предков украинцев, белорусов, и русских.

До XII в. границы Киевской Руси не были четко обозначены. И если на севере и юге они определялись по географическим рубежам Белого и Черного морей — то на западе и особенно на востоке они были весьма условными.

Обратите внимание

При этом часть границ на западе еще можно было считать более или менее определенными, поскольку они отделяли Киевскую Русь от ранее образовавшихся государств — Польши, Венгрии, Чехии. По всему остальному периметру не было никаких разграничений, т.к.

Русь окружали земли народов и племен, находившихся на более низкой ступени развития, которые не имели своей государственности, либо знали только ее начальные формы.

По свидетельству историков (С.Ф. Платонова, И.Я. Фроянова, В.О. Ключевского и др.

), объектами внешней политики и внешних связей Киевской Руси было в общей сложности около четырех десятков различных государств, княжеств, союзов и племен, из которых около трети составляли западноевропейские монархии и империи, почти полтора десятка — русские княжества и остальная часть — малые народности и племена. Подавляющее большинство соседних неславянских народов находилось в той или иной вассальной зависимости от Руси и платило ей дань. Другим, как, например, варягам и уграм, Киевская Русь платила дань сама. В соответствии с этим определялись и различные функции древнерусских международных отношений: одна в отношении соседних малых народов, не имевших своей государственности, другая — в отношении уже сформировавшихся государств.

Как отмечают большинство известных историков, такие как А.А. Шахматов, В.Т. Пашуто, В.О. Ключевский, Б.Д. Греков и другие, внешнюю деятельность первых киевских князей направлял преимущественно экономический интерес. И эта деятельность была направлена к двум главным целям:

1. к приобретению заморских рынков,

2. к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам.

Главное, чего добивалась древнерусская дипломатия на подвассальных территориях, — сохранения там внутренней структуры власти и развития торговли, а позднее — распространения христианства.

Иначе обстояло дело с ближними соседними государствами, с которыми «держава Рюриковичей» стремилась наладить выгодные связи. Олег (882 — 912) правил, «мир имея ко всем странам» (из «Повести временных лет»). Владимир Святославич (980 — 1015) имел добрые отношения с правителями Венгрии и Чехии.

Особенно тесные связи Киевская Русь поддерживала с Польшей. Оба государства, несмотря на разногласия из-за Пруссии, отказались участвовать во враждебных друг другу коалициях и сумели прийти к тесному союзу, скрепленному и подтвержденному серией договоров.

Устойчивые международные отношения сложились у Киевской Руси с государствами Поволжья — Булгарией и Хазарией, на Кавказе — с Дагестаном; на севере — со скандинавскими странами — Швецией и Данией.

Изредка прерываемые конфликтами, эти отношения неизменно возобновлялись и укреплялись династическими союзами с последующим ростом взаимных политических и торговых выгод. Менее регулярными и стабильными были международные связи с дальними странами — Германией, Францией, Англией и Италией.

2.христианизация
Между крещением князя Владимира и крещением всей Русской земли прошло немало времени. Лишь B 990 г. Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это было большое испытание для народа, особенно на Севере, где язычество было в большей силе и где языческие волхвы являлись выразителями умонастроения людей.

Важно

Вначале крещение приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все они — мужчины, женщины, дети — вошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей.

Первую из них — церковь святого Василия — он указал поставить на холме, где прежде возвышалось изображение Перуна. Следом за ЭТИМ началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет. Христианизация Новгорода была поручена дяде князя Добрыне. Языческий Новгород выступил против прихода Добрыни со священниками и крестами.

Лишь после ожесточенных стычек, в ходе которых язычники разгромили двор Добрыни и убили его близких, новгородскому наместнику удалось сломить сопротивление восставших. Много людей было жестоко наказано. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове и других землях. В сельских, лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции.

Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов, но и другими путями. В Киев из Византии привозились иконы, священные книги; был организован их перевод на славянский язык, повсюду воздвигались христианские храмы.

Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к народу, делало ее частью его духовной жизни, быта и культуры.

Владимир не мог не учитывать и еще одной особенности византийской церковной организации. Во главе ее стоял не церковнослужитель, как римский папа, а глава светской власти — император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь. В 996 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси — каменного собора святой Богородицы.

Строилась и украшалась эта церковь греческими мастерами и иконописцами. В этот собор Владимир передал церковную утварь и иконы, вывезенные из Херсонеса. Службу там вели херсонесские священники во главе с Анастасом. Возможно, он встал во главе всей русской церковной организации в качестве митрополита независимо от санкции константинопольской патриархии.

Тем самым Владимир как бы подчеркивал независимость русской церковной организации. На содержание этого храма Владимир дал десятую часть княжеские доходов. Поэтому с тех пор церковь стала называться Десятинной.

Вместе с христианством на Русь пришла грамотность, стали создаваться первые школы. Туда Владимир приказал забирать детей из «нарочитых», т. е. богатых, семей. Со страхом и плачами отдавали матери в учение своих детей, не ведая, для чего все это делается.



Источник: https://infopedia.su/1x2a8e.html

Ссылка на основную публикацию