Преобразования в государственном управлении

Реформы Петра 1

Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможность торговых связей с Европой. Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.

Это событие в жизни молодого царя положило начало его преобразовательской деятельности. Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жизни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес музыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества, чем поверг его в шок.

Указом от 20 декабря 1699 г. Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января.

Внешняя политика Петра I

Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г. и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г.

30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.

В ознаменование достигнутого в Северной войне Сенат и Синод 20 октября 1721 г. наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.

Обратите внимание

В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря.

Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России. Очень много сделано великим царем, вот лишь основные реформы Петра I.

Реформа государственного управления Петра I

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. – Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган.

С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату.

В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

Административные реформы Петра I

Областная (губернская) реформа Петра I

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

Городская реформа (1699-1720 гг.)

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

Сословные реформы

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

Дворянство.

  1. Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.
  2. Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.
  3. Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.
  4. Табель о рангах (1722 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор – каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Крестьянство

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:

  • государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);
  • дворцовые, принадлежавшие лично царю;
  • посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

Городское сословие

Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия – наиболее богатые, 2-я гильдия – мелкие торговцы и зажиточные ремесленники. Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.

В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

Судебная реформа Петра I

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами.

Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат.

В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

Церковная реформа Петра I

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.

Финансовые реформы Петра I

Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).

В 1704 г. была проведена денежная реформа, по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.

Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.

Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.

Социальные реформы Петра I

Реформа образования Петра I

В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

Реформы Петра I в культуре

Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.

Медицинские реформы Петра I

Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. – первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.

В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.

Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.

Социально-экономические реформы Петра I

Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.

Реформы Петра I в армии

Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.

В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.

Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.

Итоги реформ Петра I

  1. В России установлен режим абсолютизма. За годы своего царствования Петр создал государство с более совершенной системой управления, сильной армией и флотом, стабильной экономикой. Произошла централизация власти.
  2. Быстрое развитие внешней и внутренней торговли.

  3. Упразднение патриаршества, церковь потеряла свою самостоятельность и авторитет в обществе.
  4. Был достигнут огромный прогресс в области науки и культуры.

    Поставлена задача государственной важности – создание российского медицинского образования, а также положено начало российской хирургии.

Особенности реформ Петра I

  1. Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества.
  2. Отсутствие системы проведения реформ.
  3. Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения.
  4. Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе.

Причины реформ Петра I

К XVIII веку Россия была отсталой страной. Она значительно уступала западноевропейским странам по объему продукции в промышленности, уровню образования и культуры (даже в правящих кругах было много неграмотных людей).

Боярская аристократия, стоявшая во главе государственного аппарата, не отвечала потребностям страны.

Русское войско, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, было плохо вооружено, не обучено и не могло справиться со своей задачей.

Предпосылки реформ Петра I

В ходе истории нашей страны к этому времени уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Город отделился от деревни, произошло разделение сельского хозяйства и ремесла, возникали промышленные предприятия мануфактурного типа.

Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Россия заимствовала у Западной Европы технику и науку, культуру и просвещение, но в то же время развивалась самостоятельно. Таким образом, почва для петровских реформ уже была подготовлена.

Источник: http://historykratko.com/reformy-petra-1

История.ру

Здание 12 коллегий в Петербурге. Гравюра М.И. Махаева. 1743 г.

Абсолютизм в России складывался во второй половине XVII в., но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в.

Абсолютная монархия осуществляла господство дворянства при наличии складывавшегося класса буржуазии.

Абсолютизм пользовался также поддержкой купечества и мануфактуристов, умножавших свои богатства благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности.

Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации и бюрократизации государственного аппарата и созданием регулярной армии и флота.

В проведении реформ государственного управления было два этапа.

Первый из них охватывает 1699—1711 гг.— от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената.

Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без четко разработанного плана.

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=”5810772814″>

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=”5810772814″>

Второй этап падает на более спокойные годы, когда самый тяжелый период Северной войны остался позади.

Важно

Проведению преобразований на этом этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось государственное устройство западноевропейских государств; с участием иностранных правоведов составлялись регламенты новых учреждений.

При их составлении были использованы шведские регламенты, соответствующим образом переработанные и дополненные применительно к русским условиям.

Петр I предупреждал: «Которые пуншу в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, к оные ставить по своему разсуждению».

В проведении реформ Петр I проявил выдающиеся способности, исключительную энергию и настойчивость в осуществлении намеченных планов.

Законодательные акты начала XVIII в. закрепили неограниченный характер царской власти: «Его царское величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен».

Вместо Боярской думы, к этому времени сократившейся в своем составе, был учрежден Правительствующий Сенат.

Первоначально Сенат был создан в качестве верховного органа управления па период отсутствия царя, лично участвовавшего в Прутском походе, но затем он превратился в высшее бюрократическое учреждение, непосредственно подчиненное царю.

В отличие от Боярской думы, комплектовавшейся по принципу знатности происхождения. Сенат состоял из немногих (9 человек) доверенных лиц, назначенных царем независимо от их родовитости.

Совет

Сенат подготовлял новые законы, ведал всей системой центрального и местного управления, занимался комплектованием армии и флота и сбором налога.

Одновременно с Сенатом для тайного надзора за исполнением указов был учрежден институт фискалов.

Фискалы в городах и губерниях подчинялись обер-фискалу Сената.

После организации Сената началась замена старинных приказов новыми центральными учреждениями — коллегиями.

Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами.

Если до того сбором налогов и их распределением ведало десятки разнообразных приказов, то со времени организации коллегий основные статьи бюджета находились в ведении двух учреждений — Камер-коллегии и Штате-контор-коллегии.

В составе новой коллегиальной системы появились ранее отсутствовавшие учреждения, ведавшие юстицией, промышленностью и торговлей.

Источник: http://www.istoriia.ru/seredina-xvii-xviii-v/preobrazovanie-centralnogo-i-mestnogo-gosudarstvennogo-upravleniya.html

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Николай I и его советники сделали из событий 14 декабря 1825 г. важный вывод: необходимо многое изменить во внутренней политике империи, в организации власти в России, чтобы не допустить, с одной стороны, подобного антиправительственного движения, а с другой – упрочить основы власти, улучшить работу государственной машины.

Еще в начале XIX в. в системе государственного управления произошли изменения. На смену учрежденным еще Петром I «коллегиям» пришли министерства, построенные не на коллегиальной основе, а на принципе единоначалия, строгой служебной вертикали подчиненности. В 1802 г.

были созданы первые восемь министерств: военно‑сухопутных сил, военно‑морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства.

Обратите внимание

Каждому министру предписывалось иметь канцелярию и заместителя («товарища»). В 1810 г. Министерство коммерции (торговли) было упразднено и его функции перешли к Министерству финансов.

На следующий год были учреждены еще два высших государственных органа: Главное управление ревизии государственных счетов (Государственный контроль) и Главное управление путей сообщения.

В 1811 г. вышло так называемое «Общее учреждение министерств» – нормативный акт, устанавливающий единообразие в организации и деятельности.

Каждое министерство получало следующую структуру: во главе стоял министр и его заместитель; при министре существовали канцелярия и совет. Аппарат каждого министерства включал несколько департаментов, делившихся на отделения, а последние – на столы.

Принцип единоначалия соблюдался неукоснительно: директоры департаментов подчинялись непосредственно министру, начальники отделений – директору департамента, а столоначальники – начальникам отделений.

Министры же находились в непосредственном подчинении у царя, регулярно докладывая тому о ходе дел в своем ведомстве. Лишь в начале XX в., после организации единого Совета министров, министры стали подчиняться и главе правительства.

В николаевскую эпоху в системе высших государственных учреждений принципиальных изменений не произошло – осуществлялись лишь некоторые дополнения и преобразования.

Возникли новые министерства: Императорского двора (1826), Государственных имуществ (1837). Особняком в ряду высших административных ведомств оказалось III отделение Собственной его императорского величества Канцелярии, учрежденное в 1826 г.

Важно

и сосредоточившее некоторые функции ряда министерств (юстиции, внутренних дел, просвещения).

В самом начале Николай I заявил, что желает, чтобы жизнь в стране регулировалась законом. В России ко времени его воцарения существовало огромное количество распоряжений, указов и других законодательных актов. Многие из них были изданы в такие давние времена, что о их существовании мало кто знал.

Николай I решил навести в этой области порядок, проведя кодификацию (систематизацию) законодательства. Эту важную работу он поручил Михаилу Сперанскому, который с группой помощников к 1830 г. завершил ее. В 1830–1832 гг. было издано «Полное Собрание законов Российской империи».

В 45 томах было собрано 30 тысяч законов, начиная с «Соборного Уложения» 1649 г.

Следующий этап работы состоял в том, чтобы из общей массы юридических актов отобрать лишь те, которые не потеряли свою силу и действовали на территории империи к началу 30‑х гг. XIX в.

Через три года появился 15‑томный «Свод законов Российской империи», законы в котором были уже расположены по тематико‑хронологическому принципу.

Царь считал, что в каждом государственном учреждении («присутственном месте») должно находиться собрание государственных норм и правил, поэтому свод отпечатали большим тиражом и разослали во все концы империи.

За труды и старания непосредственный организатор этих работ М. Сперанский в 1839 г. получил титул графа.

Работа по кодификации законодательства протекала под постоянным контролем Николая I, который внимательно все читал и делал замечания. Он принял решение, что отныне все новые законы должны немедленно публиковаться как продолжение «Свода законов».

Совет

Вторая важная задача, вставшая перед царем сразу по восшествии на престол, касалась состояния государственных финансов.

Еще во времена Екатерины II правительство начало в большом количестве выпускать в обращение бумажные деньги («ассигнации»). Первоначально стоимость бумажных и серебряных денег была равнозначной.

Но постепенно, по мере того как количество ассигнаций увеличивалось, их реальная стоимость стала падать.

К началу царствования Николая I один рубль ассигнациями стоил примерно четвертую часть серебряного рубля. Истинным бедствием при финансовых расчетах являлась произвольная оценка стоимости денег. Например, если крестьянин продавал на рынке овес и получал за него ассигнациями, скажем, по курсу 25 коп.

серебром за пуд, то покупая на том же рынке в лавке сукно, с него просили заплатить из расчете 30 коп. ассигнации за серебряный рубль. К тому же государство («казна») держало фиксированный курс и требовало, чтобы все государственные платежи налогов и сборов осуществлялись по курсу 29 коп. за рубль серебром.

Возникала финансовая неразбериха.

Положение складывалось совершенно ненормальное. Царь поручил министру финансов графу Е. Ф. Канкрину (1774–1845) исправить положение. За короткий срок министру удалось накопить большие государственные запасы драгоценных металлов (золота и серебра), что позволило установить твердое соотношение рублей.

С 1843 г. постоянный и обязательный курс составлял 3 руб. 50 коп. ассигнациями за серебряный рубль. Постепенно правительство начало изымать из обращения ассигнации, заменяя их новыми бумажными деньгами – кредитными билетами.

В период царствования Николая I в России впервые было введено регулярное пенсионное обеспечение. В 1827 г. царь издал указ, гласивший, что человек, находившийся на государственной службе 35 лет, после выхода в отставку имел право на государственную пенсию. На нее мог рассчитывать тот, кто прослужил без замечаний и нареканий («беспорочно»).

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/istoriya-rossii/15142-nikolaj-1-preobrazovaniya-v-gosudarstvennom-upravlenii

Реформы в центральных органах государственного управления

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История государственного и муниципального управления»

на тему: Преобразование Петром I центральных органов государственного управления.

Выполнила студентка

группы ДМГ – 101

Кварацхелия Анна

Научный руководитель

Швецова Елена Дмитриевна.

Москва,

2013 г.

Оглавление

Введение. 3

ГЛАВА 1. 5

1.1 Реформы в центральных органах государственного управления. 5

Введение.

Петр I является одной из самых главных личностей в истории Российского государства. Именно реформы Петра позволили России стать по-настоящему могущественной странной.

Различные историки до сих пор спорят о деятельности Петра. Одни считают, что Петр Алексеевич был тем, кого не хватало русскому народу. Вторые говорили, что реформы проводились спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств. Но есть и те, которые считают, что Петр разорил страну, сделал её бедной и уменьшил население страны на границах, из-за нескончаемых войн России.

В конце XVII в. Россия переживала кризис в развитии. В то время как европейские страны развивались во всех отраслях, начиная от экономики заканчивая образованием.

Обратите внимание

В то время Россия, особо нуждалась в изменении столь привычного, устарелого уклада жизни, страна нуждалась в человеке, который взглянет на нее с другой стороны, сделает ее самостоятельной страной, не зависящей от Европы. Таким человеком и был Петр I.

Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские преобразования носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

Личность Петра и его преобразования проработаны и описаны в разных литературных источниках. В каждом учебнике истории есть глава, которая полностью посвящена петровским реформам. Отдельное место занимает в этих трудах, несомненно, занимает преобразование центральных органов государственного управления.

Можно перечислять множество историков, в чьих трудах можно увидеть несколько слов или же целые труды о деятельности Петра: Ключевский В. О. , Исаев И.А, Милюков П. Н. , Соловьев С. М, Платонов С.Ф. и другие.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа выявить, роль преобразований Петра I в центральных органах государственного управления.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть реформы в центральных органах государственного управления.

2. Изучить процесс централизации государственного аппарата.

3. Дать характеристику перестройки центральных органов власти и управления.

Предметом исследования в данной работе являются реформы Петра I в области государственного управления и последствия этих преобразований.

Объектом исследования являются государственные органы управления.

В данной работе для решения поставленных задач используются диалектический метод, методы изучения правовых явлений: формально – логические (синтез и анализ, дедукция и индукция и т.д.) а так же исторический подход.

Все реформы Петра I были направленны на укрепление Российского государства и превращение правящего слоя к западноевропейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. В данной работе будут рассмотрены реформы связанные с преобразованием государственных органов государственной власти при Петре I.

ГЛАВА 1.

У Петра I поначалу отсутствовал план реформ государственного аппарата, но видя превосходство Европейских государств, Петр хотел восстановить страну, реформировать военную сферу, образование, торговые отношения с другими странами.

Важно

Но для начала Петру предстояло преобразовать страну изнутри, так как если нет спокойствия внутри страны, то ни о каких реформах речи быть не может.

Начнем с того что перечислим государственные учреждения которые были созданы в замен тех органов, которые были упразднены в время петровских реформ центральных органов государственного управления.

Реформы в центральных органах государственного управления.

С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось значение Боярской думы. В первые годы царствования Петра I Боярская дума формально существовала, но никакой власти не имела. Последние упоминание о Боярской думе было в 1704 году.

Ближняя канцелярия.

В 1699 году при царе была сформирована Ближняя канцелярия, но только 1701 году функции Думы перешли к «Ближней канцелярии», объединявшая работу важнейших государственных органов.

Лица, состоявшие в ней, именовались министрами, а их Совет затем получил название конзилии (или консилии) министров. Ближняя канцелярия координировала работу центральных органов управления. В нее входило от 8 до 14 министров.

В консилии был установлен определенный режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчеты и протоколы заседаний. Это был прообраз будущего Сената.

Сенат.

Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Формальной причиной создания такого органа власти, историки называют отъезд Петра на войну с Турцией.

1711 году 22 февраля Петр собственноручно написал указ о составе Сената.

1711 году 2 марта царь издал несколько указов: о компетенции Сената и правосудия, торговли, доходов государства и других отраслей государственного хозяйства.

Совет

Сенат получает функции высшего органа, координировавшего деятельность всех центральных органов управления и непосредственно рассматривавшего по поручению царя дела текущего управления.

Приказы

Сложный путь проделала система центральных отраслевых органов управления – приказов. Приказы[1]– органы центрального управления в России XVI – XVIII вв. В основе своей деятельности приказы имели судебную функцию. Стоявшие во главе приказов лица получили названия судей. Так же названия приказов носили стрелецкие полки.

Ликвидация приказной системы происходила во время петровских реформ аппарата управления, и лишь немногие приказы продолжали функционировать. Например, Сибирский приказ сохранился до 1763 года.

Коллегии

Коллегии – это центральные правительственные учреждения Российской империи. Среди них «первейшими» (государственными) были: военная (воинская) адмиралтейская и иностранных (чужестранных) дел.

Финансами должны были ведать три коллегии: камер-коллегия – собирала доходы, штатс-контора – следила за расходами, ревизион-коллегия – проверяла счета и осуществляла счета и осуществляла финансовый контроль.

Коммерц-коллегия и мануфактур-коллегия управляли торговлей и промышленностью, но за исключением горной и военной, которая относилась к ведению Берг-коллегиями. Вотчинная коллегия ведала земельными вопросами, регистрировала земельные сделки и решала земельные споры. Юстиц-коллегия возглавляла судебную систему.

В неё можно было обжаловать решения нижестоящих судов. Одновременно она была органом судебного управления. Наконец, в ряду иных коллегий была учреждения и Духовная коллегия как орган церковного управления. Несколько позже она была переименована в Святейший правительствующий Синод и выведена из-под юрисдикции Сената с непосредственным подчинением царю.

В результате учреждения Сената и коллегий возник четко организованный бюрократический управленческий аппарат, где функции каждой коллегии были определены, а власть (в пределах своей компетенции) распространялась на территорию всей империи.

Обратите внимание

Каждая коллегия имела свои местные органы в регионах, координировал и контролировал работу коллегий Сенат, хотя после того, как в его состав были включены президенты «первейших» коллегий, получалось, что сенаторы – президенты этих коллегий контролировали сами себя.

Впоследствии, Манифестом от 8 сентября 1802 года в России создавались первые 8 министерств. Коллегии вошли в их состав.

[1] Этот термин произошел от слова «приказ» употребляемого в смысле особого поручения.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/24513.html

Фламинго-НН

Краткая биография М. М. Сперанского

Михайло Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в деревне Черкутино в 40 километрах от Владимира и был сыном сельского священника. Первоначальное воспитание он получил в Суздальской духовной семинарии и довершил своё образование в Петербургской главной семинарии, которая при Павле I была преобразована в духовную академию.

Отлично окончив курс, он остался преподавателем академии; преподавал математику, потом красноречие, философию, французский язык и т.д. Все эти разнообразные предметы он преподавал с большим успехом.

Рекомендованный в домашние секретари князю Куракину, Сперанский при его протекции поступил в канцелярию генерал прокурора, которым тогда и стал этот вельможа. Так в 1797г. 25 – летний магистр богословия преобразился в титулярного советника.

Сперанский принёс в русскую неопрятную канцелярию XVIII века необыкновенно выправленный ум, способность бесконечно работать, отличное умение говорить и писать. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера.

По воцарении Александра он был переведен в новообразованный Непременный совет, где ему поручено было управлять экспедицией гражданских и духовных дел. Сперанский был назначен на пост статс-секретаря при государственном секретаре Трощинском, а в июле того же года получил чин действительного статского советника, дававший право на потомственное дворянство. В 1802 г.

он был переведен на службу в Министерство внутренних дел и назначен директором второго департамента министерства, в ведении которого находились “полиция и благосостояние империи”. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским как управляющим департаментом министерства внутренних дел.

В 1803 году по поручению императора Сперанский составил “Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России”, в которой проявил себя как сторонник постепенного преобразования самодержавия в конституционную монархию на основе продуманного плана.

Важно

В 1806 году, когда первые сотрудники императора удалялись от императора один за другим, министр внутренних дел Кочубей во время своей болезни послал вместо себя Сперанского с докладом к Александру. Встреча с ним произвела на Александра большое впечатление.

Император, уже знавший ловкого и расторопного статс-секретаря, был изумлен искусством, с каким был составлен и прочитан доклад. Сначала он приблизил к себе Сперанского как “делового секретаря”, а затем как ближайшего помощника: стал давать ему личные поручения и брать с собой в частные поездки.

Кроме военных и дипломатических сфер в поле зрения Сперанского перешли все стороны политики и управления Россией, а в конце 1808 г. Александр поручил Сперанскому составление Плана государственного преобразования России. Тогда же он был назначен товарищем министра юстиции.

План преобразований М. М. Сперанского

“Введение к уложению государственных законов”

Годы 1807-1812, составляющие второй период царствования императора Александра, характеризуются внутри государства влиянием Сперанского, а вне – союзом с Наполеоном.

Внешнеполитическая обстановка вынудила императора отвлечься от преобразовательных работ разорительные войны 1805-1807 гг.

подорвали престиж Александра 1, а унизительный и невыгодный для России Тильзитский мирный договор с Францией (1807) вызвал крайнее недовольство не только дворянские фронды, но и купечества.

К 1809 году недовольство правительством приобрело такой размах, что Александр 1 счел необходимым несколько скорректировать свой политический курс и начать новый этап реформ.

К концу 1809 года Сперанский по поручению императора подготовил план государственных преобразований. Для работы над проектом Александр I передал Сперанскому все материалы Негласного комитета (1801-1803 гг.), проекты и записки, поступившие в Комиссию составления государственных законов.

Совет

План реформ был представлен в виде большого документа, носившего название “Введение к уложению государственных законов”. Проект был готов и представлен Александру I в октябре 1809 г. Император признал его “удовлетворительным и полезным”.

Сперанский даже составил календарный план проведения его в жизнь (в течение 1810-1811 гг.)

Необходимость преобразований Сперанский обосновывал потребностью разрешить противоречия между уровнем социального и экономического развития России и устаревшей самодержавной формой правления.

Необходимо облечь самодержавие конституцией, осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и приступить к поэтапной отмене крепостного права.

Исходя из того, что Россия идет по тому же пути, что и Западная Европа, Сперанский фактически предлагал реформировать российскую государственность на европейских началах.

Сословия по плану М. М. Сперанского

Сперанский расчленял общество на основании различия прав. Дворянству Сперанский присваивает все категории прав, причем права политические “не иначе как на основании собственности”.

Люди среднего состояния (купцы, мещане, государственные крестьяне) имеют права гражданские общие, но не имеют особенных, а политические имеют “по их собственности”. Народ рабочий (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга) имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических.

Если вспомнить, что Сперанский имел в виду под общими гражданскими правами гражданскую свободу личности, а под политическими правами – участие в государственном управлении, то можно понять, что проект Сперанского отвечал самым либеральным стремлениям Александра: он отрицал крепостное право и шел к представительству.

Обратите внимание

Но вместе с тем, рисуя две “системы” коренных законов, Сперанский изображал одну из них как уничтожающую самодержавную власть в ее существе, а другую – как облекающую власть самодержавную внешними формами закона с сохранением ее существа и силы.

С другой стороны, в сфере “особенных” гражданских прав, принадлежащих одному дворянству, Сперанский сохранял “право приобретать недвижимою собственность населенную, но управлять ею не иначе, как по закону”. Эти оговорки сообщали будущему строю гибкость и неопределенность, которыми можно было пользоваться в любую сторону.

Устанавливая “гражданскую свободу” для крестьян помещичьих, Сперанский одновременно продолжает их называть “крепостными людьми”. Говоря о “народном представлении”, Сперанский и при нем готов определять существо верховной власти как истинное самодержавие. Очевидно, что очень либеральный по принципам проект Сперанского мог быть очень умерен и осторожен в своем исполнении.

Государственное устройство по плану М. М Сперанского

По проекту Сперанского принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России. При этом бы все власти соединялись в руках императора.

Предполагалось создать Государственную думу в качестве законосовещательного органа. Исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной власти сделать Сенат.

Из плана Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы.

Формы государственного управления представлялись Сперанскому в таком виде: Россия делится на губернии (и области на окраинах), губернии – на округа, округа – на волости.

В порядке законодательном в волости составляется из всех землевладельцев волостная дума, избирающая членов местной администрации и депутатов в окружную думу; в округе такая же роль принадлежит окружной думе, состоящей из депутатов дум волостных, а в губернии – губернской думе, состоящей из депутатов дум окружных.

Важно

Губернские думы посылают своих депутатов в Государственную думу, составляющую законодательное сословие империй. В порядке судном действуют суды волостные, окружные и губернские под верховенством Сената, который “есть верховное судилище для всей империи”.

В порядке исполнительном действуют управления волостные, окружные и губернские под руководством министерств. Все отрасли управления соединяются Государственным советом, который служит посредствующим звеном между державной властью и органами управления и составляется из особ, назначаемых государем.

Государственная дума ограничивала самодержавную власть, так как ни один закон не мог быть издан без ее одобрения. Она полностью контролировала деятельность министров, могла делать представления верховной власти о нарушениях основных законов.

За императором оставалось право распустить Думу и назначить новые выборы. Губернские думы избирали высшую судебную инстанцию – Сенат.

Предполагалось, что дума будет давать заключения по законопроектам, выносимым на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они выражать “мнение народное”. Избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей и капиталом, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали.

В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Реформатор предлагал осуществить реформу в несколько этапов, не объявляя сразу о конечных целях преобразований, и завершить ее к 1811 году.

Исполнение проекта Сперанского предполагалось начать с 1810 г.

Преобразование центрального управления по плану М. М. Сперанского

Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный подход к устройству нового государственного порядка.

Совет

3 апреля 1809 г. издан был указ о придворных званиях. Звания камергера и камер-юнкера не соединялись с определенными и постоянными должностными обязанностями, однако давали важные преимущества.

Указом представлялось всем, носившим это звание, но не состоявшим в какой-нибудь службе, военной или гражданской, в двухмесячный срок поступить на такую службу, заявив, по какому ведомству они желают служить.

Через четыре месяца, при окончательном распределении камергеров и камер-юнкеров по разным ведомствам и должностям, было подтверждено: всех остальных, не изъявивших желание поступить на службу, считать в отставке. Само звание обращалось впредь в простое отличие, не соединенное ни с какими служебными правами.

Указ 6 августа того же года установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс). Эти чины, которыми в значительной степени обусловливалось назначение на должности, приобретались не только заслугой, но и простой выслугой, т. е. установленным сроком службы.

Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу.

По этой программе от желавшего получить чин коллежского асессора или статского советника требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного, римского и гражданского, государственной экономии и уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистике Русского государства, в географии, даже в математике и физике.

Оба указа произвели тем больший переполох в придворном обществе и чиновной среде, что были изданы совершенно неожиданно. Они были выработаны и составлены Сперанским тайно от высших правительственных сфер.

Указы ясно и твердо выражали требования, каким должны удовлетворять служащие в правительственных учреждениях.

Обратите внимание

Закон требовал исполнителей “опытом и постепенным прохождением службы приуготовленных, минутными побуждениями не развлекаемых”, по выражению указа от 3 апреля, – “исполнителей сведущих, обладающих твердым и отечественным образованием”, т. е.

воспитанных в национальном духе, возвышающихся не выслугой лет, а “действительными заслугами и отличными познаниями”, говорится в указе от 6 августа. Действительно, требовались новые люди, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 г.

Государственный Совет

Указом 1 января 1810 г. был обнародован манифест об упразднении Непременного Совета и создании Государственного совета, и в тот же день состоялось его открытие.

Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти.

Государственный совет не законодательная власть, а только ее орудие, и притом единственное, которое собирает законодательные вопросы по всем частям управления, обсуждает их и свои заключения возносит на усмотрение верховной власти. Таким образом, был установлен твердый порядок законодательства.

В Совете председательствует сам государь, назначающий и членов Совета, числом которых положено было 35. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов – законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономии.

Для ведения делопроизводства Совета при нем была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Дела каждого отдельного управления статс-секретарь докладывал в своем департаменте, а всей канцелярией руководил государственный секретарь, докладывающий дела в общем собрании и представляющий журнал Совета императору.

Государственным секретарем был назначен Сперанский М. М, главный организатор учреждения, что давало право руководить всем Государственным советом.

Важно

Это детище М. М. Сперанского просуществовало до 1917 года. Призванный первоначально рассматривать и утверждать планы дальнейших преобразований, Государственный совет фактически сам стал противником реформ, затягивая их обсуждение.

Вскоре он переключился на рассмотрение многочисленных финансовых, судебных и административных вопросов. Значение Государственного Совета еще более снизилось, когда в 1816 году право доклада императору по делам Совета было передано А. А.

Аракчееву.

Учреждение министерств

Министерства, в которые сентябрьским манифестом 1802 г. были преобразованы петровские коллегии, работали весьма непродуктивно. Сперанский подготовил два важных акта, реформирующих их деятельность. В июле 1810 г. был обнародован манифест “О разделении государственных дел по министерствам”. А 25 июля 1811 г. было издано “Общее учреждение министерств”.

По новому распорядку упразднялось одно из восьми прежних министерств, министерство коммерции. Дела этого министерства были распределены между министерствами финансов и внутренних дел. Из ведения же министерства внутренних дел вопросы внутренней безопасности были переданы новому министерству, министерству полиции.

Кроме того, учреждено было несколько особых ведомств под названием “главных управлений” со значением отдельных министерств: “Главное управление ревизии государственных счетов” (или государственный контроль), “Главное управление духовных дел иностранных исповеданий” и еще раньше, в 1809 г., “Главное управление путей сообщения”.

Таким образом, отдельных центральных ведомств, между которыми были распределены дела в порядке исполнительном, т. е. административном, появилось одиннадцать вместо прежних восьми.

Во главе министерства стояли министры и их товарищи (заместители), им подчинялись директора департаментов, тем, в свою очередь, – начальники отделений, начальникам отделений столоначальники.

Министры назначались императором. Губернаторы, также назначаемые императором, стали чиновниками Министерства внутренних дел.

Совет

Но при преобразовании министерств так и не были осуществлены предложения Сперанского об ответственности министров.

Порядок, установленный Сперанским, оставался без изменений вплоть до 1917 года, а некоторые из учрежденных в 1811 году министерств действуют и сейчас.

Попытка преобразования Сената

Источник: http://flamingo-nn.ucoz.com/load/gdz/vseobshhaja_istorija/reformy_gosudarstvennogo_upravlenija_speranskogo/12-1-0-242

Ссылка на основную публикацию