Перестройка и конец эпохи м.с.горбачева

Перестройка и конец эпохи М.С.Горбачева

Не все поняли и приняли суть преобразований. Прежнее значение и основные итоги перестройки были окончательно позабыты, когда начался «парад суверенитетов». В этом году состоялся XXVII съезд КПСС, на котором М. Горбачёв и ввёл сам термин «застой».

А когда реформы привели страну к рыночной экономике и развалу Советского Союза, то критиковать Горбачева стали еще больше.

Деятельность последнего руководителя СССР Михаила Горбачёва вызывает неоднозначную реакцию историков и политологов.

Обратите внимание

Одни дают ему высокую оценку за смелые шаги по либерализации экономики и общественной жизни. Другие обвиняют его в непоследовательности и неспособности управлять государством. Третьи считают Горбачёва главным виновником распада Советского Союза.

Есть и те, кто считают распад СССР важнейшим достижением его первого и последнего президента.

8 апреля 1896 года Михаил Горбачев едет в Тольятти на АвтоВАЗ. И именно при этом визите Советский лидер, впервые употребляет слово перестройка и говорит о новых задачах (масштабы которых беспрецедентны). Сохранение монополии КПСС на власть путем проведения незначительных косметических реформ в политической сфере и ликвидации наиболее одиозных черт командно-административной системы.

Стремление наиболее коррумпированной части номенклатуры реализовать свои корпоративные и индивидуальные интересы. Курс на ускорение социально-экономического развития в начальный период перестройки в СССР предусматривал научно-техническое обновление производства. Он же был уже ГОЛОВОЙ, а действовать не хотел (или не умел, не знал, не мог… и т.п.). Ну-у, чудеса!..

4. Сокращение Вооружённых сил СССР на одну треть (1,2 млн человек) и уменьшение непомерных военных расходов. 8. СССР добился крупнейших достижений в области науки и техники. 4. В результате непродуманной военной реформы огромное количество офицеров остались без работы, жилья и гражданской специальности.

8. При нём была построена Берлинская стена (1961), ставшая символом противостояния социализма и капитализма. В частности он предложил проводить тайные выборы по-настоящему тайно и включать в бюллетени не одну, а несколько кандидатур. В экономике тоже появились существенные новшества: разрешение создавать кооперативы в производстве, сфере услуг и общественного питания.

Большую свободу получили СМИ, начавшие печатать «не пропаганду», а правдивую информацию.Плюсы и минусы Оценка деятельности Михаила Горбачева всегда отличалась большой полярностью.

Важно

Если Запад рукоплескал новому советскому руководителю, то в собственной стране у Горбачева было много критиков.

Несомненные заслуги во внешней политике, уничтожение монополии на власть какой бы то ни было партии, устранение белых пятен в истории, демократия и гласность – все это плюсы его политики.

Основные предпосылки «перестройки» в СССР во второй половине 80-х — начале 90-х годов XX века

Но жизнь современной России, ее история началась не с чистого листа. А с того, на котором было написано – СССР. Было в этой истории плохое, было и хорошее. Но моральные ценности, которые выработали многие поколения советских людей, достойны того, чтобы мы, живущие в 21-м веке, помнили о них и этим обогащали свою память.

Экономические и политические итоги и успехи перестройки имели место, прежде всего, благодаря привлечению новых кадров.

Только молодые управленцы были способны понять сущность перестройки, ее предпосылки, цели и задачи. Идеология перестройки получила активное развитие в 1987 году.

С этого момента взят четкий курс к экономическим преобразованиям, перестройке политической системы, новому мышлению.

Новое мышление, гласность и ускорение» характеризуют содержание перестройки в отношениях с зарубежными странами – это отказ от деления на классы, улучшение и открытость взаимоотношений. Проблемы в экономике все более усугубляются, резко растет число недовольных и уровень криминала.

Появились первые частные рестораны, магазины и предприятия

Экономика эпохи брежневского застоя характеризуется простым и нехитрым выражением «в магазине — пусто, а дома — густо». Отсутствие безработицы и довольно слабое социальное расслоение общества. Дефицит и блат — как норма жизни простого советского потребителя. Гнетущий формализм съездов и партсобраний, бутафорские выборы.

Успехом перестройки в России считается современное ее состояние, формирование нового общества и его продолжающееся совершенствование.

Совет

Вместе с тем, на окраинах огромного государства возникают идеи сепаратизма и первые национальные столкновения, которые, в итоге, и привели к распаду СССР во времена перестройки.

Развал страны, непоследовательность в проведении реформ, увеличение дефицита на основные продукты и товары – его несомненные минусы.

Далее по этому вопросу:

Источник: http://naerewoks.ru/perestroyka-i-konec-yepokhi-m-s-gorbachev/

Перестройка” М.С. Горбачева. Распад СССР

После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере.

Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества.

Сложное положение СССР явилось причиной перестройки, а так же, изменения внешней политики страны. Современные историки выделяют следующие этапы перестройки:

· 1985 – 1986 гг.

· 1987 – 1988 гг.

· 1989 – 1991 гг.

В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в организации управления страной не было.

В регионах власть, по крайней мере, формально, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией.

Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Значительно уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США.

Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ.

Обратите внимание

В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти. Так, в декабре 1988 г., на 11 внеочередной сессии Верховного Совета принимается закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции».

Закон внес изменения в избирательную систему, введя принцип альтернативности.

Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым, событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии.

Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. Начинается ожесточенная борьба фракций. Критике подвергается не только сложившаяся в СССР ситуация, но и сами основы идеологии марксизма, а так же октябрьская революция 1917 г. Формируется множество оппозиционных партий и движений.

На фоне жесткой политической борьбы в этот период перестройки Горбачева начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву.

На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов.

Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается.

Пожалуй, ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет.

Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Так же, происходит обострение межнациональных отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя.

Важно

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг.

, привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.

Распад ссср, причины и последствия

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует.

Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение.

Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

· кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;

· неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;

· массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;

· все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;

· обострение национальных противоречий;

· ослабление центральной власти;

· авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске.

В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли.

В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств.

Совет

Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

• резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

• территория России сократилась на четверть;

• доступ к морским портам вновь осложнился;

• уменьшилось население России – фактически на половину;

• возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

• началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

• мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b151.html

М.С. Горбачев и перестройка

В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых, энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю.В. Андроповым. В марте 1985 г. Генеральным сек­ретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н.И. Рыжков. М.С.

Горбачев и поддерживающие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой “обнов­ления социализма”. Суть “обновления общества” его инициатор М.С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в установлении “лучшего социализма”.

Начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пле­нуме ЦК КПСС. На Пленуме шла речь о необходимости качественного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах его жизни.

Были намечены направления развития народного хо­зяйства и социальной сферы.

Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение со­циально-экономического развития страны.

Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децен­трализацией управления народным хозяйством, расширением прав пред­приятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям.

С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. На основе реформи­рованной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопро­сы, прежде всего жилищный и продовольственный.

Перемены в общественно-политической сфере начались с проведе­ния политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание но­вых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности насе­ления. Возникли многочисленные общественные объединения в под­держку “перестройки”.

Обратите внимание

Широкое обсуждение нового правительственно­го курса проходило на массовых митингах граждан. На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути об­щественного развития. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения.

Противники нового курса имелись среди ра­ботников партийно-государственного аппарата.

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность из­бранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономике, на обновление форм и методов работы .политических струк­тур.

Читайте также:  Срыв планов сепаратной капитуляции германии

Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи совершен­ствования социалистического общества.

В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государст­венной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конфе­ренция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сто­ронников и противников “перестройки” по вопросу о задачах развития страны.

Большинство делегатов поддержали точку зрения М.С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической системы общества. Конференция утвердила курс на соз­дание в стране правового государства.

Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заклю­чалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам.

Реализа­ция этого решения откладывалась до времени утверждения новых поли­тических структур общества.

Важно

Учреждался новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превра­щался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государст­венные структуры создавались в союзных республиках.

Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М.С. Горбачев).

В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г.

Первые годы “перестройки” мало затро­нули действующую экономическую систему. Одним из показателей тяжелого состояния экономики и царившей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС. Катастрофа на АЭС ускорила принятие экономической реформы (1987 г.).

Главная ее направленность заключалась в переходе от пре­имущественно административных к экономическим методам управления производством. Но существа административно-командной системы ре­форма не затрагивала. Принимались законодательные акты с целью совершенствования управления экономикой.

Упразднялись некоторые ми­нистерства и ведомства, расширялась самостоятельность предприятий. Несмотря на все принятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству показателей. Более того, усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления.

Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокраще­ние поступлений от экспорта нефти.

В конце 80-х годов большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития.

Совет

В качестве ее составных частей рекомендовались: сокращение государственного вме­шательства в управление народным хозяйством, обновление отношений собственности и становление рынка.

На рубеже 80-90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание коопера­тивов по производству нескольких видов товаров.

Широкими права­ми наделялись предприятия. На центральные планирующие организации возлагались обя­занности по определению контрольных цифр хозяйственного развития и размеров государственного заказа. Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию.

Однако отсутст­вие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения.

Произошли изменения в организации сельскохозяйственного произ­водства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс.

фермерских хо­зяйств, в которых производилось около 1% всей сельскохозяйственной продукции. Негосударственный сектор – в коллективах и частных фор­мах – получал все более широкое распространение в экономике.

Экономическая реформа не улучшила положение дел в народном хозяйстве. В 1989-1990 гг. резко сократились темпы роста производства промышленной продукции.

Годы “перестройки” стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств – таково было основополагающее положение нового курса на международной арене. В декабря 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М.С.

Обратите внимание

Горбачев сформулировал новую концепцию со­ветской внешней политики. Центральное место в ней отводилось при­оритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосу­дарственных отношений.

Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия.

Приостановилось развертывание ракет среднего радиуса дейст­вия в европейской части страны. Была выведена советская военная тех­ника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались вооруженные силы. Начались конверсия военного производства, перевод военных за­водов на выпуск гражданской продукции. В феврале 1988 г.

был завер­шен вывод советских войск из Афганистана.

Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали за­дачам внутриполитического развития СССР. Они позволяли ограничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Серьезные перемены произош­ли в отношениях СССР и государств Восточной Европы.

Экономиче­ский и политический кризис в этих странах, падение авторитета правя­щих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на “обновление социализма” привели к активизации оппозиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М.С.

Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора.

Обновленные подходы к решению междуна­родных вопросов явились основой широкого сотрудничества СССР с государствами мира.

Советское правительство приняло несколько законов, соответствую­щих международному законодательству в области прав человека, в ча­стности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был на­правлен на установление взаимосвязей между деятелями культуры раз­ных государств.

Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал преодо­лению последствий “холодной войны”, ликвидации неприязни и недове­рия в его отношениях с другими государствами.

Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-po-istorii-rossii/363-m-s-gorbachev-i-perestrojka.html

Первая и Вторая «Перестройка» — Хрущёва и Горбачёва — шаги одного пути развала СССР

Источник: inance.ru

Последуйте за тем, кто не просит у вас награды и кто на прямом пути!

651 год, «Коран», сура 36: 20/22

Если обычного среднестатистического человека, пережившего вторую половину восьмидесятых в сознательном возрасте, сегодня попросить кратко охарактеризовать это время, то в ответ в большинстве случаев можно услышать что-то вроде «перестройка — это ужас и позор». Естественно, человеку не видевшему те годы, требуется более подробное изложение событий.

Вторая «перестройка»

Большинство граждан погибшего СССР согласится с мнением, что перестройка М.С. Горбачёва стала катастрофой для десятков миллионов людей, а благо принесла лишь незначительной прослойке «новой буржуазии».

Сам М.С. Горбачёв, со свойственным ему красноречием, объяснял всегда столпившимся вокруг него «простым людям», что перестройка — это когда каждый делает своё дело. Возникал естественный вопрос: чем же все занимались до 1985 года? Но многоопытные советские граждане его не задавали.

Как и во времена предшествующие индустриализации СССР ощущал недостаток в модернизации и повышении уровня жизни. Пленум в октябре 1985 года поставил задачу роста индустриального производства на 70%. К девяностым годам планировался прорыв на мировой уровень, количественный и качественный.

Кадры и ресурсы для этого были. Почему это не произошло?

Важно

В партии появились свои демократы и радикалы, представляющие непримиримые идеологические направления. Тем временем привыкшая к покою и стабильности страна заволновалась. Воспитанные на коммунистических идеях представители старшего поколения болезненно воспринимали крушение своих представлений о справедливом обществе.

Люди зрелые, привыкшие к социальным гарантиям и уважению за свои трудовые достижения, испытывали материальные затруднения, усугубляемые видимым финансовым превосходством кооператоров — людей часто невежественных и грубых.

Молодёжь в период перестройки также ощущала духовный кризис, видя, что образование, полученное родителями, отнюдь не гарантирует достойной жизни. Устои рушились.

В августе 1991 года случился путч. Так закончилась перестройка, которая знаменовала развал СССР. Но это была вторая перестройка, вторая попытка Запада ослабить мощь нашего государства.

Но, прежде чем о ней говорить, необходимо вспомнить о первой «перестройке», которую возглавил Н.С. Хрущёв, и которая должна была уничтожить СССР ещё в 1960-е годы.

Однако тогда она до конца не прошла, общество не было готово к такому повороту событий и Хрущёва сместили, сменив планы.

Теперь ставка была сделана на медленное доведение общества до такого состояния, чтобы оно было нравственно готово ко второй «Перестройке» и «дикому капитализму» 90-ых годов. Как развивалась первая «Перестройка»?

Первая «перестройка» хрущёва — удар по будущему ссср

Для начала силы стоящие за Хрущёвым (не до конца обезвреженная «пятая колонна», так называемые «неотроцкисты», действовавшие по сути не только в интересах США и Великобритании, но того явления, что называют «мировой закулисой»), устранили И.В. Сталина и Л.П. Берию.

В этом деле Хрущёв опирался не только на «троцкистов», но и на многих деятелей «старой закалки», вроде Маленкова и Микояна. Они должны были отправиться на почётный отдых, на смену шли талантливые и получившие образование уже в СССР молодые кадры.

Сталин фактически начал кадровую реформу, когда на XIX съезде КПСС в октябре 1952 года он не только высказал идею выдвижения на высшие посты государства преданной делу и образованной молодёжи, но и по сути заменил Молотова, Микояна, Кагановича и Ворошилова.

Совет

Процесс смены кадров только набирал обороты, поэтому, вопрос, что делать с вождём, стал для партийных функционеров — барствующих партократов, уже привыкших жить на всём готовом, ребром.

Имела и ещё одна важная причина для ликвидации Сталина и его наследия. О ней обычно не вспоминают, хотя она имеет большое значение в деле понимания причин его убийства, поскольку для определённой категории людей свой карман важнее интересов государства и народа.

На октябрьском пленуме 1952 года Сталин высказал мнение, что примерно в 1962 — 1965 годах, при сохранении нынешних темпов развития народного хозяйства, станет возможным переход СССР от социализма к коммунизму. И начнётся этот переход с ликвидации в Союзе денег. Они останутся только для внешней торговли.

Понятно, что для значительной части номенклатуры это был бы сильный удар, хотя они и имели широкое материальное обеспечение за счёт государства.

При этом многие из этого особого чиновничьего класса уже имели круглые суммы в рублях или ломящиеся от разнообразного скарба квартиры (яркий пример — Жуков, вывезший из Германии 7 вагонов всякого добра).

Если через 10 — 15 лет в СССР наступит коммунизм, то, что будет с этими деньгами? Бежать за границу? Значит, потерять свой высокий статус, все награды, титулы будут аннулированы. Единственный выход — как можно скорее избавиться от Сталина и его последователей и закрепить свой достигнутый «статус-кво».

Избавиться от Сталина «врагам народа» надо было и ещё по одной важной причине — Иосиф Виссарионович выдвинул идею постепенного преобразования компартии: она должна была потерять роль «управленца» государством, став кузницей управленческих кадров, воспитательная функция партии должна была выйти на первый план. Естественно, что многие партократы не хотели терять рычаги управления государством, отдать реальную власть выборным советским органам (СССР шёл по пути установления настоящей народной власти).

Эти и другие мероприятия были задуманы ещё до войны и рассчитаны были на среднесрочную перспективу, но заставили многих высших деятелей партии испугаться. Именно поэтому в 1936 — 1938 годах троцкисты сорвали общенародные открытые выборы, которые подразумевала Конституция 1936 года (http://inance.

Обратите внимание

ru/2014/12/constitution/), запустив массовые репрессии, в жерновах которых многие из них были впоследствии перемолоты сами. Посредством репрессий им удалось остановить процесс передачи власти от партии Правительству Советов нашего народа (http://inance.ru/2015/06/perevorot-26-june-1953/).

Именно поэтому никто из старой ленинской гвардии не попытался остановить ликвидацию Сталина и Берии, или самостоятельно продолжить их дело строительства коммунизма. Их устраивало сложившееся положение и они хотели сохранить «статус-кво».

Понятно, что большинство высших партийных функционеров не имело отношения к заговору — их можно условно назвать «болотом». Некоторые знали о нём, другие догадывались, но их бездействие помогло активной группе заговорщиков (Хрущёв был вершиной «айсберга»).

Это был первый и самый важный шаг на пути скатывания с достигнутых высот, а значит и будущей «перестройки» Советского Союза на капиталистический лад.

Советский народ был лишён будущего, открывающейся блестящей перспективы, которая позволяла постепенно перевести человечество на новый этап развития, открыть своего рода «Золотой век» планеты.

СССР под руководством Сталина и его соратников мог и уже предлагал человечеству иную концепцию развития, более справедливую и человечную, чем Западная. Этим объясняется огромная популярность СССР и его модели развития в сталинскую эпоху.

Хрущёв и стоящие за ним люди перечеркнули эту возможность, отодвинули её более чем на 50 лет вперёд.

Вторым шагом, который нанёс страшный удар делу Сталина и образу СССР во всём мире, стал доклад Хрущёва о культе личности Сталина в феврале 1956 года на XX съезде компартии (об этом читайте цикл статей о Государственном перевороте 1953 года http://inance.ru/2015/02/iuda/).

Важно

Фактически этот доклад стал своего рода точкой отсчёта начала антисоциалистических, антинародных реформ и экспериментов Хрущёва. Этим актом был подорван фундамент всей советской государственности. Миллионы людей, как в СССР, так и за рубежом, искренне принявшие идеалы коммунизма, были разочарованы (http://inance.ru/2015/04/kommunizm/).

Читайте также:  Народы и древнейшие государства на территории нашей страны

Сильно упал престиж СССР и авторитет советской власти. Произошёл и определённый раскол в партии, многие коммунисты, возмущённые нападками на Сталина, стали выражать своё возмущение. В сердцах людей было посеяно недоверие к власти. В Чехословакии, Венгрии и Польше началось опасное брожение.

Раз курс Сталина был «преступным», зачем оставаться в социалистическом лагере? Западный мир получил прекрасный инструмент для информационной войны с СССР и соцблоком, стал умело подогревать «реформаторские», либеральные настроения.

С 1956 года первая «Перестройка» всё больше и всё увереннее начала набирать силу. Хрущёв, очевидно, не был гением разрушения, но за него хорошо поработали другие люди.

С какого конца взялся за своё разрушительное дело Никита Сергеевич? Понятно, что с наследия Иосифа Виссарионовича.

Чтобы советские люди разуверились и разочаровались в социализме, Хрущёв сразу нарушил основной его принцип: «каждому по его труду».

В целом удар, который хрущёвская перестройка нанесла по демографии, экономике и обороноспособности СССР, был страшен, но не смертелен. Хрущёва отстранили от кормила СССР и не позволили завершить разрушение Союза. Однако именно со времени Хрущёва СССР был обречён на гибель (его могли спасти только коренные меры).

Особенно страшную опасность представляло изменение сознания советского человека. Хрущёвские реформы, в частности уравниловка и привилегированное положение номенклатуры, привели к тому, что духовные ценности значительной части советского общества изменились в худшую сторону.

Совет

Вирус «западничества», потребительства стал постепенно убивать души людей СССР. Распространяло его и кино, пропагандирующее бессмыленные попойки (особенно этим грешили разнообразные комедии) и потребительское отношение к государству и обществу в целом.

Многие советские граждане, особенно молодые, стали считать, что труд на благо общества — это обман, наглая эксплуатация, которую навязывают средства пропаганды. Что мечта о коммунизме — это химера, миф, который никогда не сбудется. А чтобы хорошо жить, надо стать чиновником или партийным функционером.

В результате советскую вертикаль власти стали заполонять приспособленцы, карьеристы, люди у которых материальное благополучие было высшим идеалом. Мало что изменилось в психологии общества с тех пор, только окружающие декорации.

Источник: https://nstarikov.ru/club/67150

Эпоха Горбачева – конец СССР (1985–1991)

Михаил Горбачев

Приход относительно молодого 54‑летнего Горбачева к власти вызвал воодушевление в народе. Казалось, что новый динамичный, умный руководитель со всей энергией возьмется вытаскивать страну из болота, в котором она оказалась за последние десятилетия. И действительно, он сразу же заявил о нескольких важных направлениях политики.

Люди услышали старое, но наполненное новым содержанием слово «перестройка», узнали, что в экономике нужно «ускорение социально‑экономического развития» СССР за счет технического прогресса и включения «человеческого фактора».

Но вскоре оказалось, что конкретные меры по реализации этих призывов были старые: за качество начали бороться с помощью новой конторы – «госприемки». Почти сразу же Горбачев допустил ошибку. Непьющий генсек вдруг начал борьбу с извечными пороками советского общества – с алкоголизмом и «нетрудовыми доходами».

Это ознаменовалось «безалкогольными свадьбами», вырубками виноградников, усилением самогоноварения, давками в винных магазинах, отравлением людей разными суррогатами. А «борьба с нетрудовыми доходами» стала борьбой с приусадебными участками, кормившими полстраны.

Некоторое время власти особо уповали на введение на предприятиях «хозрасчета», предоставление им самостоятельности. Панацею от многих бед и дураков видели в свободных выборах директоров предприятий. По своему воспитанию, образу жизни и мышления Горбачев принадлежал к советской номенклатуре.

Он был марксистом, убежденным, что «ленинское учение всесильно», что причины хронических неудач в экономике и других сферах жизни – в плохой организации дела, в злоупотреблениях, а не в глубинных, принципиальных недостатках всей социалистической системы.

Невозможность и нежелание власти коренным образом менять эти основы в конечном счете и стали причиной краха Горбачева и вместе с ним Советского Союза. Горбачев стал продолжателем дела своих советских предшественников. Как и они, он был во власти утопии, искал один решающий рычаг, который мог бы перевернуть мир: ускорение, гласность, хозрасчет, поддержка Запада и т. д.

Обратите внимание

Но не все начинания горбачевского времени были напрасны и ушли в песок. Самым серьезным шагом Горбачева стало решение о свободе частного предпринимательства в виде кооперативов, об аренде земли, об образовании фермерских хозяйств, хотя при этом гарантий и прав у предпринимателей и фермеров не было никаких.

Они оказывались во власти местных партийных, государственных и позже – криминальных «феодалов». Как бы то ни было, в целом к 1990 г.

Горбачев довольно далеко продвинулся по пути либерализации экономики, предел которой он видел в создании «регулируемой рыночной экономики» при сохранении ведущей роли КПСС в экономической политике.

Но тут особенно отчетливо проявилась присущая Горбачеву нерешительность. Он оказался не в состоянии довести до конца ни одного кардинального экономического проекта. Так было с проектом «500 дней», разработанным учеными‑экономистами С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским.

Проект предусматривал приватизацию и установление свободных рыночных цен. Горбачев стремился, прежде всего, сохранить власть, не ссориться с либералами, но и не раздражать консерваторов в руководстве партии (во главе с Е. К. Лигачевым). А давление номенклатуры, разочарованной своим избранником, нарастало.

Тогда Горбачев взял курс на ротацию высших партийных кадров, отправив на пенсию многих партийных долгожителей. Только состав ЦК был обновлен на 85%. Это не помогло. Падала репутация Горбачева и в народе.

Его многословие, неконкретность, ставшая анекдотической фраза «Процесс пошел», видимое всеми желание уйти от прямого ответа на вопрос не нравились людям.

Но главное, начали сказываться полумеры, разрушение пусть и неважного, но порядка. Уровень жизни стал быстро падать, производство сокращалось, рубль обесценивался. На продукты и даже на курево ввели талоны, «отоваривание» которых в бесконечных очередях страшно раздражало людей. Начались невиданные с 1918 г. забастовки на предприятиях.

Перестройка

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/18234.html

Перестройка в СССР. М. С. Горбачев

Перестройка началась с попытки вывести экономику страны из кризисного состояния. В феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС была предложена концепция «ускорения социально-экономического развития страны». К 1990 г. стало очевидным, что политика ускорения социально-экономического развития СССР потерпела неудачу.

Но время для проведения реформы было упущено: шел распад экономики страны. К руководству страной пришли представители новой номенклатурной элиты: Е. К. Лигачев, Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев, понимающие необходимость проведения реформ. В марте 1990 г.

III съезд народных депутатов СССР принял решение о переходе к президентской форме правления и избрал президентом страны М. С. Горбачева.

Важно

Придя к власти в 1985, М. С. Горбачев начинает проводить политику реформ, развитие которой во многих направлениях, особенно ускорившееся с 1989, увлекает СССР на путь радикальных изменений. 14–16 февр. Горбачев в присутствии А. Сахарова говорит о «необратимости» перестройки. 25–26 июня. Пленум ЦК, на котором позиции М.

Горбачева еще более укрепляются. В отставку уходят 5 членов Политбюро, в том числе последний деятель брежневской эпохи В. Щербицкий, первый секретарь компартии Украины. 9-11 апр. Визит М. Горбачева в Чехословакию. 29 мая-2 июня. Встреча на высшем уровне Рейган-Горбачев в Москве. 2–4 апр. Официальный визит М.

Горбачева на Кубу. Генеральный секретарь ЦК КПСС вместе с Кастро заявляет о «неизменной братской дружбе» между двумя народами. 4–6 июля. Визит М. Горбачева во Францию, во время которого президент Ф. Миттеран призывает страны Запада поддержать перестройку. 25–26 июня.

Пленум ЦК партии, посвященный вопросам коренной перестройки экономики.

Причины перестройки в СССР

Начало крупных реформ в Советском Союзе, как правило, связывают с приходом к власти М. С. Горбачева. Вместе с тем, некоторые эксперты считают «отцом Перестройки» одного из его предшественников — Ю. А. Андропова.

Горбачев выступил против гигантских союзных министерств. Подобная политика расколола трудовые коллективы. Новая цель экономической реформы потребовала новых законов. Горбачев в 1986 — 1987 гг. придерживался несколько иной позиции. СССР, руководители России во главе с Б. Н. Ельциным.

Несмотря на то, что Перестройка закончилась пагубно, ряд важнейших изменений в жизнь СССР, а затем отдельных его республик, она все же принесла. Появилось такое понятие, как свобода слова и взглядов, а цензура стала не такой жесткой. Золотовалютный запас страны снизился в 10 раз, что вызвало гиперинфляцию.

Политика гласности

Одной из целей горбачевской Перестройки было достижение определенной степени открытости руководства перед народом. Стало возможным открытое высказывание своего мнения, публикация запрещенной в СССР литературы, возвращение диссидентов.

В духовной же и политической жизни ее главным лейтмотивом стала так называемая «гласность». Горбачев заявил, что демократия невозможна без «гласности».

В публицистике и высказываниях партийных идеологов стали фигурировать идеи смены «казарменного социализма» на социализм с «человеческим обликом». Особых оборотов политика «гласности» набрала в 1987 году.

К советскому читателю вернулось наследие литераторов 30-50-х годов, и труды отечественных философов.

В этот период происходит демонтаж коммунистического строя и всей системы государственной власти в Советском Союзе. К концу 1991 года происходит фактический коллапс союзной экономики. Смерть Андропова и приход к власти Черненко заморозили имеющиеся планы реформ.

Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении». Конференция по инициативе Горбачёва приняла решение о реформе политической системы.

Параллельно в крупных городах страны, в том числе Алма-Ате, где имелось русское большинство, несмотря на объявленный процесс коренизации, продолжалась реализация политики русификации. Вместе с тем, в первые два года горбачёвского правления внешняя политика СССР оставалась достаточно жёсткой.

Совет

Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. Ещё более красноречива была идеологическая кампания, направленная на свёртывание оборонной промышленности, созданной в СССР именно исходя из принципа сокращения страданий.

Объявив о формировании советского сообщества, правительство фактически начало разрушать традиционное хозяйство и быт многих народов государства.

Политика «гласности» дала зеленый свет для создания националистических и национальных общественных движений.

Усиление национальных движений, а также противостояния союзному Центру и власти Коммунистической партии стало определяющим фактором кризиса «верхов». Впервые со времен гражданской войны под националистическими лозунгами состоялись манифестации.

Вслед за гласностью новое руководство выдвинуло лозунг «ускорения», на первый взгляд, выглядевший вполне традиционно, как призыв к ускорению темпов социально-экономического развития. Речь шла о восстановлении роли Советов как органов социалистической власти и возвращении общественным организациям их первоначального значения. Весной 1990 г.

была определена новая цель реформы — создание правового государства, которое способно обеспечить переход к рынку и демократическому обществу. Стремление гарантировать права граждан и необходимость создания механизма правовой защиты экономических реформ стали основаниями для перехода к построению правового государства.

В период перестройки начинает меняться государственная политика в области духовной жизни. Правительственные и партийные органы стали отходить от административных методов руководства культурой. Это был курс на возрождение многопартийности в обществе.

Их экономическим и политическим планам в большей степени соответствовало не строительство новой, процветающей России, а поддержка сепаратизма в бывших советских республиках.

Обратите внимание

Во внешней политике Горбачев высказался в поддержку нового курса, получившего название «новое мышление». Горбачеву и его окружению пришлось объявить о переходе к политике гласности.

Однако гласность и демократизация поставили под сомнение монополию КПСС на власть, которая была основой советского государства. Экономические реформы (создание кооперативов, коммерческих банков) были не последовательны, часто вызывали резкое неприятие у общества.

К началу 1990-х годов доверие к политике перестройки и популярность Горбачева были подорваны.

В качестве «общечеловеческих» ценностей были признаны права человека, правовое государство, парламентаризм, разделение властей, политический плюрализм, многопартийность. Здесь же Ельцин публично сформулировал свой «фирменный» публичный лозунг: – «Борьба за социальную справедливость и ликвидацию привилегий бюрократической элиты».

Реформы политической системы, несмотря на имеющиеся разногласия, проходили под лозунгом «Вся власть Советам!». Воспользовавшись кризисом в КПСС, заметную роль в политической жизни страны стали играть Демсоюз, Либерально-демократическая и Демократическая партии.

Обострение экономической ситуации и политического противостояния вызвали рост сепаратистских настроений в национальных республиках и регионах. Инициатива в радикальном реформировании перешла к сторонникам рыночной экономики, выступающим за отказ от социалистических экспериментов.

После провала попытки государственного переворота начался заключительный этап распада СССР. М.С. Горбачев доказал свою полную несостоятельность как Президент СССР и реформатор.

Эти решения стали шагом на пути к организации альтернативной системы выборов. В состав съезда была включена легальная оппозиция.

Источник: http://estortenok.ru/perestroyka-v-sssr-m-s-gorbachev/

Перестройка М.С. Горбачева: содержание, основные этапы. Новое мышление во внешней политике

В 1985 г. Генеральным секретарём ЦК был избран самый молодой, 54-летний член Политбюро М. С. Горбачёв.

Читайте также:  Государственные финансы, промышленность и сельское хозяйство

Первые шаги перестройки поддерживали разные слои населения. Провозглашенные идеи гласности и нового политического мышления по меркам тоталитарного общества были по-настоящему радикальны.

Диссиденты были выпущены из тюрем и психбольниц, возвращен из горьковской ссылки академик А. Д. Сахаров, которого называли совестью нации. Впервые инакомыслие перестало считаться политическим преступлением.

Важно

Провозглашая приоритет общечеловеческих интересов над классовыми, М. С. Горбачев положил начало новому этапу духовного развития страны.

В апреле 1985 был провозглашён курс на «ускорение социально-экономического развития» за счёт более полного использования потенциала социалистической системы – укрепления трудовой дисциплины и интенсивной эксплуатации производственных мощностей. Началась кампания борьбы с «нетрудовыми доходами».

Серьёзный ущерб экономике и финансовой системе нанесла антиалкогольная кампания, приведшая к катастрофическому росту самогоноварения и токсикомании. Провал курса на «ускорение» вынудил Горбачёва и его сторонников выдвинуть в 1987 идею «перестройки» (модернизации) социализма.

Были разрешены «индивидуальная трудовая деятельность» и создание кооперативов в сфере услуг и производства потребительских товаров.

Закон о государственном предприятии, вступивший в силу с 1 января 1988, пытался соединить несоединимое – расширение прав предприятий при сохранении полномочий министерств и ведомств. Началось сокращение национального дохода, что отрицательно сказывалось на материальном положении населения.

В 1989 по стране прокатилась волна экономических забастовок. В этих условиях горбачёвское руководство признало необходимость постепенного перехода к рыночной экономике, но не предприняло никаких реальных мер в этом направлении.

Наталкиваясь на открытое и подспудное сопротивление старого партийного и государственного аппарата, горбачёвское руководство поставило в повестку дня осуществление реформы политической системы СССР. В 1987 Горбачёв заявил о необходимости введения в практику общественной жизни «гласности».

Реализация принципа «гласности» обеспечила идеологическую подготовку политической реформы. В печати, на собраниях и различного рода конференциях, в дискуссионных клубах обсуждались вопросы истории и перспективы развития советского общества. В 1988 осуществлена конституционная реформа.

Совет

Высшим органом власти становился Съезд народных депутатов, избиравший постоянно действующий Верховный Совет.

Выборы народных депутатов, проходившие на альтернативной основе (1989), показали резко негативное отношение к кандидатам, поддержанным партийными организациями, 1-й Съезд народных депутатов СССР (май – июнь 1989) избрал Горбачёва председателем Верховного Совета СССР. В 1990 Горбачёв стал президентом СССР.

Таким образом, вторая половина 1980-х гг. вошла в историю нашей страны под названием «эпоха перестройки». Она была инициирована новым советским руководством во главе с М. С. Горбачевым, пришедшим к власти в марте 1985 г. Столкнувшись с проблемой ухудшения социально-экономического положения в стране, М. С.

Горбачев выбрал путь реформирования государства и общества, который выразился в пересмотре исторически сложившихся политических, экономических и идеологических представлений о социализме. Начиная преобразования, названные вскоре перестройкой, Горбачев вовсе не собирался отказываться от социалистической модели развития.

Целью реформ было обновление социализма, совершенствование его политической и экономической системы. Но итоги перестройки оказались иными.

Глубина и масштаб кризиса социализма советского образца, отсутствие реалистичной и продуманной в деталях программы преобразований, неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура – все это привело к утрате реформаторами контроля над процессом реформ, краху социалистической системы и распаду СССР.

«Новое мышление» и перелом в советской внешней политике. С приходом к власти М. С. Горбачева советская внешняя политика претерпела радикальные изменения. В 1987 г. Горбачев опубликовал книгу «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».

Суть «нового мышления» в международных вопросах состояла в следующем: вся человеческая цивилизация тесно связана, в современном мире невозможно добиваться своих целей силовыми средствами, необходимо отказаться от конфронтации, основанной на идеологических различиях, и сосредоточиться на совместном решении стоящих перед человечеством глобальных проблем.

На практике «новое мышление» объяснялось стремлением избавить советскую экономику от непосильного бремени военных расходов и обеспечить получение западных кредитов, необходимых для проведения экономических реформ.

Обратите внимание

Решительный сдвиг был совершен новым руководством во внешней политике. Уже осенью 1985 г. М. С. Горбачев на встрече с афганским руководством заявил о необходимости вывода советских войск из Афганистана (сам же вывод начался лишь в 1988 г.).

Из новой редакции Программы КПСС, принятой в 1986 г. XXVII съездом партии, были исключены теоретические положения, рассматривающие мир как арену непримиримой идеологической борьбы социализма и капитализма. СССР взял твердый курс на уменьшение военных расходов.

Благоприятный международный резонанс получили программа полной ликвидации ядерного оружия во всем мире до 2000 г., сформулированная М. С. Горбачевым в январе 1986 г.

, договоренность в Рейкьявике о 50%-ном сокращении стратегических наступательных вооружений СССР и США, предложения о превращении Индийского океана в зону мира, о принципах безъядерного и ненасильственного мира (Делийская декларация, принятая в ноябре 1986 г.).

Благодаря новым подходам начался процесс уничтожения целого класса ядерного оружия – ракет средней и меньшей дальности, на новый уровень поднят диалог и взаимоотношения с ведущими мировыми державами – США, Великобританией, Францией, ФРГ. Напряженность в мире уменьшилась. СССР стал более открытым миру.

Итак, при Горбачеве появился термин «новое мышление». Отпала необходимость в разорительной гонке вооружений, вынуждавшую направлять огромные средства на создание и поддержание паритета с США и их союзниками по НАТО в военной области.

Завершился период раскола мира на две системы (произошло окончание   «холодной войны»).

Основные направления внутренней и внешней политики современной России.
           Распад СССР стал одним из крупнейших геополитических событий в мировой истории XX столетия.

Прекращение существования Союза кардинальным образом изменило военно-политическую конфигурацию мира. Но и в социально-экономическом отношении последствия этого события имеют глобальный характер.

Важно

Некоторые из них уже проявились в полной мере, другие пока не вполне очевидны и могут дать о себе знать через какое-то время.

25 декабря 1991 Верховный Совет утвердил официальное название Российского государства – Российская Федерация. Получив всю полноту власти, российское руководство с первых дней 1992 приступило к проведению экономической реформы.

2 января было объявлено о либерализации цен, что в условиях монопольного характера экономики и товарного голода привело к их многократному росту, а также к обесцениванию денег на счетах предприятий и вкладов населения в Сбербанке.

Практически одновременно началась форсированная приватизация государственной собственности, во многих случаях не подкреплённая необходимыми правовыми актами.

Приватизация не только не способствовала оживлению промышленного производства, но, напротив, привела к свёртыванию целых отраслей промышленности, породила такие явления, как коррупция, отток отечественных капиталов за рубеж и другие злоупотребления. В 1995 уровень внутреннего валового продукта снизился по сравнению с 1990 на 40%. Особенно ощутимым было сокращение производства в машиностроении и лёгкой промышленности, что было обусловлено низкой конкурентоспособностью производимой ими продукции.

Образованное после распада СССР Содружество Независимых Государств стало межгосударственным объединением ряда бывших союзных республик. Органы СНГ – Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея и др. – не обладают наднациональными полномочиями. Отношения между государствами – членами СНГ – развиваются по-разному.

В то же время между некоторыми его участниками наблюдалось и наблюдается стремление к установлению более тесного взаимодействия. Это привело к созданию Сообщества (1996), а затем и Союза Беларуси и России, Устав которого был подписан президентами двух стран 23 мая 1997 г.

В нем была зафиксирована политическая цель народов Беларуси и России – «последовательное продвижение к добровольному объединению государств – участников Союза». Уставом предусмотрены также гражданство Союза и его международная правосубъектность. Союз Беларуси и России является открытым для вступления в него других государств, как входящих, так и не входящих в СНГ.

Совет

В декабре 1999 г. был подписан договор о создании союзного государства, в котором предусмотрен ряд конкретных мер по объединению двух стран.

Внешняя политика.  Внешняя политика Российской Федерации характеризовалась стремлением развивать партнёрские отношения со странами «ближнего» (бывшие республики СССР) и «дальнего» зарубежья.

Был заключён ряд многосторонних и двухсторонних соглашений (с США, Германией, Францией и другими странами), отвечавших текущим и долговременным интересам России (соглашения о сотрудничестве с НАТО, ряд соглашений в области разоружения и др.).

Россия была принята в Совет Европы, традиционным стало участие российского президента во встречах «большой семёрки». За Российской Федерацией закреплено принадлежавшее СССР место в Совете Безопасности ООН.

Однако изменение геополитической ситуации, связанное с распадом СССР, объективно вело к сужению роли России на международной арене; эта тенденция усугублялась снижением экономического и военного потенциала России, а также ошибками и просчётами российской дипломатии, особенно характерными для её деятельности в первой половине 90-х гг.

Внешняя политика, проблемы.  При всех вариантах главным звеном в столкновении интересов является Россия, на которую приходятся 60 – 65% экономики СНГ, 85 % – ЕврАзЭс и 95 % экономики российско-белорусского союзного государства.

В зависимости от того, сможет ли она преодолеть свою мирохозяйственную периферийность и превратиться в растущую и привлекательную часть глобализируемой экономики, во многом будут развиваться события на постсоветском пространстве.

Надо отметить, что известные постдефолтные позитивные подвижки в РФ в некоторой степени улучшили атмосферу наших отношений со странами СНГ; поведение России становится более последовательным и предсказуемым, что находит адекватный отклик со стороны партнеров.

Обратите внимание

Но это не избавляет нас от весьма тяжелого выбора: на каком из реинтеграционных процессов сделать стратегический акцент – на СГРБ, ЕврАзЭс или на СНГ в целом? Одновременно двигаться по трем линиям в условиях активизации усилий по вступлению в ВТО, расширению сотрудничества с ЕС и АТЭС (в том числе с Китаем) не представляется возможным: даже ограниченный прогресс по какой-либо одной из них требует значительных интеллектуальных усилий и, разумеется, финансовых ресурсов. В то же время концентрация усилий на одном из направлений провоцирует ухудшение отношений в рамках других объединений.

В целом позиция России относительно трех объединений будет определяться соотношением внутренних и внешних экономических и политических факторов.

Среди них следует назвать: финансовое положение страны (которое при сложившейся реформационной модели в решающей мере определяется доходами от экспорта и расходами на обслуживание внешнего долга); остроту угроз со стороны исламского радикализма; оценку Евросоюзом и США политики России в регионе; условия вступления в ВТО; характер взаимодействия с ЕС; особенности проводимой макроэкономической политики (сохранение либералистского крена или усиление государственного регулирования).

Однако при любом прогнозе соотношения политических и экономических факторов очевидно, что полноценное интеграционное образование с участием всех постсоветских государств-членов СНГ в ближайшие 10 – 15 лет (а, скорее всего, и в более отдаленной перспективе) недостижимо. В этом временном горизонте СНГ как международная организация будет выполнять главным образом консультационно-координационные функции.

Война в Чечне и отношения России с Западом. Начало новой чеченской кампании осенью 1999 г. вызвало на Западе резко отрицательную реакцию. Россию обвиняли в неприемлемых методах ведения войны, в больших жертвах среди мирного населения. Особенно непримиримую позицию заняла Франция.

Российские политики обоснованно отвечали, что в Чечне Россия ведет борьбу с международным терроризмом и восстанавливает конституционный порядок на своей территории, в то время как НАТО в Югославии действовала на территории другого государства.

Недовольство Запада привело даже к приостановке деятельности российской делегации в Совете Европы.

Международный имидж России серьезно пострадал не только в результате войны в Чечне, но также в результате невыплаты долгов, множества коррупционных скандалов, активизации российских преступных групп за пределами России.

Важно

 В настоящее время, после смены президента, происходит налаживание новых отношений России с внешним миром, в том числе со странами Запада. Место России на международной арене в будущем будет зависеть не столько от ее военной мощи, сколько от того, насколько успешно возродится российская экономика, насколько прочными будут демократические основы российской государственности.

Особо следует отметить, что кризис отрицательно повлиял на демографическую ситуацию в стране: уменьшилось население – к середине 1999 г. его численность упала до 145,9 млн. чел., т.е. сократилось за десятилетие почти на 2 млн. чел. (это при том, что более 1 млн. чел. русскоязычных прибыло на постоянное место жительство из стран СНГ и стало гражданами России).

  

Итак, смена руководства страны на рубеже 1999-2000 гг. завершила определенный этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в ее общественно-политическом и экономическом развитии.

Новые государственные лидеры, опираясь на предшествующий исторический опыт России, направило свои усилия на консолидацию общества, укрепление ее стабильности и подъем экономики, повышение роли России на международной арене.

Источник: http://histor-ru.ru/jekzamen-po-istorii-otechestva-otvety-na-voprosy/567-perestrojka-m-s-gorbacheva-soderzhanie-osnovnye.html

Ссылка на основную публикацию