Особенности развития науки и культуры в годы второй мировой войны скородумов николай г. чита мбоу « сош 6» 11 а класс. — презентация
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Скородумов Николай г. Чита МБОУ « СОШ 6» 11 А класс
2 Наука Накануне войны ученым был задан вопрос : « Какие научные направления станут ведущими во второй половине XX в.?» Ни один из них не назвал тех научных разработок, которые стали ведущими в последующие десятилетия : лазерную и квантовую электронику, ядерную энергетику, полупроводники и т. п. В годы войны приоритетное развитие получили те научные исследования, которые могли дать результат для военных нужд.
3 Ядерное оружие А. Эйнштейн, Н. Бор, Э. Ферми, Б. Понтекорво вели успешные работы в области создания ядерного оружия. 2 декабря 1942 г. Впервые была осуществлена цепная ядерная реакция. ( Энрико Ферми ).
4 Разработки советских ученых В 1942 г. в небо поднялись первые самолеты с реактивными двигателями. Система защиты кораблей от магнитных мин. Под руководством В. Бармина были созданы первые в мире системы залпового огня ( катюши ).
5 Остальные государства. Германия : « Крылатые ракеты » Фау -1 и Фау -2 Д. фон Нейман сформулировал основы конструирования компьютера. Япония : опыты по созданию химического и биологического оружия. Франция : Открытие в 1939 годы химического элемента « франция » Великобритания : полиэтилен.
6 « Побочные изобретения »
7 Образование Работа образовательной системы Эффективность * СССР ++ Германия ++ Англия — США ++ В СССР занятия продолжались даже в осажденных Москве и Ленинграде. В последние дни войны в Германских школах обучались лишь младшие классы, т. к. старшеклассники были мобилизованы в военные отряды. *
8 Художественная культура. В художественной культуре военной поры отразилось противостояние демократического и тоталитарного начал. Начавшаяся война вызвала массовую миграцию и эмиграцию деятелей культуры. В Германии и Италии развитие художественной культуры проявлялось в возвеличивании национальных вождей Гитлера и Муссолини. В целом же в годы войны развитие культуры в воюющих странах испытало серьезные деформации, связанные как с изменением тематики произведений, так и с сужением жанрового разнообразия.
9 Значимые произведения культуры « Диктатор » Ч. Чаплин « Женщина моих грез » Г. Якоби « По ком звонит колокол » Э. Хемингуэй « Игра в бисер » Герман Гессе « Маленький принц » А. де Сент — Экзюпери « Скотный двор » Д. Оруэлла
10 Мастера культуры фронту. Нередко организовывались выставки трофейных материалах показывались либо жестокость противника, либо несовершенство политического и общественного строя во враждебной стране. Деятели культуры направляли значительные материальные средства на нужды армии, формировали общественные фонды помощи семьям военнослужащих.
11 Мастера культуры фронту. Большое значение имело производство кинохроник. Благодаря фронтовым кинооператорам мы имеем сегодня возможность видеть события военных лет. За годы войны только в СССР было создано почти 500 киножурналов. В изобразительном искусстве самым оперативным видом были плакаты. К их изготовлению были привлечены лучшие художественные силы. На стр проиллюстрированы работы художников созданные в военные годы.
12 Заключение. Основным направлением научных разработок в годы войны стало создание эффективных видов оружия и военной техники. Главным содержанием развития культуры в предвоенные годы стало формирование антивоенных, а в годы войны патриотических настроений в обществе.
13 Используемые материалы.
Источник: http://www.myshared.ru/slide/1017392/
Культура в годы Великой Отечественной войны и послевоенное десятилетие
В годы Великой Отечественной войны наша культура понесла огромные потери.
Всего было уничтожено свыше 82 тысяч школ, около 2 тысяч высших и средних специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тысячи Дворцов культуры и библиотек, украдено 180 миллионов книг, утрачено 564 тысячи художественных произведений, разграблено 430 музеев. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину.
В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев. Громадный ущерб был нанесен Ленинграду. В Сталинграде было разрушено 85% жилого фонда.
Более 80% жилых, общественных и производственных зданий было уничтожено гитлеровцами в Минске. Больших средств потребовало проведение эвакуации и реэвакуации культурных ценностей. Многие культурные потери восполнить было невозможно.
Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались фрески 12 века в Софийском соборе в Новгороде, уничтоженные фашистами, рукописи П.И. Чайковского, погибли в Сталинграде картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского. Невосполнимы были и людские потери.
Гитлеровцы проводили целенаправленную политику по уничтожению населения. Все это сказалось на развитии культуры после войны.
Наука и техника
С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной науки и техники. В 1943 году фронт получил новейшие самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, созданные выдающимися конструкторами С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В.
Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.Н. Микояном, А.С. Яковлевым и другими. Инженерно-технический персонал танковой промышленности совместно с конструкторами Ж.Я. Котиным, С.Н. Махониным, А.А.
Морозовым и другими создали новые модели танков, превосходившие аналогичную технику противника.
Конструкторы В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев, П.Я. Горюнов и другие совершенствовали и создали новые образцы стрелкового автоматического оружия. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали новый метод зашиты кораблей от мин.
Художественная культура. Литература
В годы Великой Отечественной войны искусство стало идейным оружием борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Многие писатели, поэты, художники ушли сражаться на фронт, в партизанские отряды и народное ополчение. Военными корреспондентами работали М.А. Шолохов, А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, Н.С. Тихонов, А.А.
Фадеев. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза. В годы войны были опубликованы быстро ставшие популярными повести М.А. Шолохова «Наука ненависти» и главы его романа «Они сражались за Родину», поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», стихи Н.С. Тихонова, К.М. Симонова, О.Ф. Берггольц, А.А. Суркова, М.В.
Исаковского и другие. В это тяжелое для страны время советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л.М. Леонова «Нашествие», К.М. Симонова «Русские люди», Е.Е. Корнейчука «Фронт» .
Для культурного обслуживания фронтовиков создавались бригады артистов, даже специальные фронтовые театры.
Киноискусство
В области кино особое внимание уделялось производству киножурналов документальных фильмов. Кинодокументалисты наиболее оперативно откликались на события. Всего за годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, среди которых «Секретарь райкома» И.А. Пырьева, «Два бойца» Л.Д. Лукова, «Она защищает Родину» Ф.М. Эрмлера.
Музыка
В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений 20 века — седьмая симфония Д.Д. Шостаковича.
Шостакович начал писать седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал работу в осажденном фашистами Ленинграде. Победоносный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашисты стояли на подступах к Москве.
«Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию» — таков был эпиграф к этому произведению.
Одним из ведущих жанров в музыке во время войны стала лирическая песня. «Землянка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь» и другие песни военных лет вошли в золотой фонд советской песенной классики. Подлинным гимном народной войны стала песня В.И. Лебедева-Кумача и А.В. Александрова «Священная война».
Графика и живопись
Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Прослеживаются два этапа в его развитии. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе «Родина-мать зовет» (1941) и В.Г.
Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942). На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На плакате Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой.
На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката; он проникнут оптимизмом, народным юмором. Л.А. Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину. С первых дней войны по примеру «Окон РОСТа» начинают выходить «Окна ТАСС».
Из мастеров старшего поколения в «Окнах ТАСС» сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура «Потеряла я колечко…
» (а в колечке 22 дивизии) — на разгром немцев под Сталинградом (1943).
В живописи военных лет в первую очередь развивается жанр портрета. Создавались как предельно скромные, так и парадные, даже патетические портреты, как, например, портрет маршала Г.К. Жукова работы П.Д. Корина (1945). В этом жанре в годы войны много работает П.П. Кончаловский.
Он создает жизнелюбивые оптимистические характеры в своей обычной декоративной, насыщенной цветом манере. Особой значительностью, монументальностью образа отличаются написанные в годы войны М.С. Сарьяном портреты интеллигенции (академика И.А. Орбели, 1943; композитора А.И. Хачатуряна, 1944; писательницы М.
С. Шагинян, 1944 и других).
В 1941 — 1945 гг. развиваются и бытовой, и пейзажный жанры, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А.А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в картине «Фашист пролетел» (1942).
Пронзительная по остроте чувств драма разыгралась в идиллическом русском пейзаже. Здесь оставил свой смертоносный след пролетевший фашистский самолет, расстрелявший мальчика-пастушка и коров, которых он пас. Боль, гневный протест вызывала эта картина у зрителей.
В последний год войны Пластов написал прекрасную картину «Жатва» (1945), где он изобразил ничем непримечательный эпизод крестьянской жизни: серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов. Это те, кто остался в тылу и кормил бойцов.
Победу Пластов отпраздновал холстом «Сенокос», где он передал праздничность цветущего луга.
В годы войны создаются и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром. Пример тому — картина К.Ф. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (1942). Она запечатлела тот памятный день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение — и погибали.
Батальный жанр разрабатывает А.А. Дейнека. Он создает большую панорамную композицию «Оборона Севастополя» (1942). Ясным, четким, напряженно-экспрессивным художественным языком Дейнека создает образ жестокой битвы.
Этому художнику принадлежит главная роль в утверждении военного пейзажа, отмеченного острым ощущением времени. В его картине «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.» (1941)изображены пустынные московские улицы со старыми домиками и противотанковыми заграждениями.
Художник передает незабываемую атмосферу тех грозных дней, когда враг рвался к Москве и был у ее порога.
В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности — Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли («Бегство фашистов из Новгорода», 1944 — 1946).
В исторической живописи появляются образы героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом. П.Д.
Корин создает триптих «Александр Невский» (1942-1943), в котором он соединяет исторические воинские мотивы с темами народных сказаний, с образами русской природы. Центральную часть триптиха занимает фигура А.
Невского, в рост, в доспехах, с мечом в руке на фоне Волхова, Софийского собора и стяга с изображением «Нерукотворного Спаса». В историческом жанре много работает старейший художник Е.Е. Лансере, создавший серию «Полтавская битва» (1942).
Скульптура
В скульптуре военных лет так же, как и в живописи, приоритетным является портретный жанр. Скульпторы стремятся, прежде всего, запечатлеть образ героя войны, сделать его правдивым. В.И. Мухина выполнила бюсты летчика-полковника И.Л. Хижняка, полковника В.Н. Юсупова, Н.Н. Бурденко.
Большую роль сыграли опыты Мухиной с различными современными материалами, такими, как алюминий, цветная медь, стекло. Значительные образы создает С.Д. Лебедева (бюст А.Т. Твардовского, 1943). Портреты героев Советского Союза выполнил Е.Е. Вучетич (портрет генерала И.Д.
Черняховского, 1945).
Источник: https://megaobuchalka.ru/8/1786.html
Наука и культура в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР внесла наука. Во второй половине 1941 г.
на восток были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Их деятельность направлял Президиум Академии наук, перебазированный в Свердловск. Здесь в мае 1942 г.
на общем собрании академии были обсуждены задачи, вставшие перед учеными в условиях войны. Ведущими направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты.
Так, в конце 1941 г. была создана комиссия по мобилизации ресурсов Урала, курирующая также запасы Сибири и Казахстана. Во главе комиссии стояли академики А. А. Байков, И. П. Бардин, С. Г. Струмилин, М. А. Павлов и др.
В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта. Несколько позднее специальная комиссия ученых во главе с академиком Е. А.
Чудаковым внесла важные предложения по мобилизации ресурсов Поволжья и Прикамья. Благодаря ученым-геологам А. Е. Ферсману, К. И. Сатпаеву, В. А. Обручеву и другим были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане.
Значительным был вклад ученых-математиков П. С. Александрова, С. Н. Бернштейна, И. М. Виноградова, Н. И. Мусхелишвили. Активно трудились на оборону физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, Л. И. Мандельштам, химики Н. Д. Зелинский, И. В. Гребенщиков, А. Н. Несмеянов, А. Е. Фаворский, Н. Н. Семенов.
Ученые А. П. Александров, Б/А. Гаев, А. Р. Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. В 1943 г. была разработана технология выделения плутония из облученного урана. Осенью 1944 г. под руководством академика И. В.
Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом «внутрь», а в начале 1945 г. был пущен комбинат по производству плутония.
Ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Они находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. Так, в восточных районах страны было в срочном порядке освоено возделывание сахарной свеклы.
Огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулева, Л. А. Орбели, А. И. Абрикосова, профессоров-хирургов С. С. Юдина и А. В. Вишневского и других, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. Доктор медицинских наук В. К.
Модестов сделал ряд важных оборонных изобретений, в том числе замену гигроскопической ваты целлюлозной, использование турбинного масла как основы для изготовления мазей и др.
Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г.
число вузов уменьшилось с 817 тыс. до 460 тыс., прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения составили 3-3,5 года. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню.
Важную роль в развитии педагогики в годы войны играла созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потемкиным.
В годы войны плодотворно трудились создатели оружия и военной техники. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и минометов. В этой области большая заслуга принадлежит ученым и конструкторам В. Г. Грабину, И. И. Иванову, М. Я. Крупчатникову, Ф. Ф. Петрову, Б. И. Шавырину и др.
Успехи в производстве стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н. Е. Бере-зина, С. В. Владимирова, В. А. Дегтярева, С. Г. Симонова, Ф. В. Токарева, Г. С. Шпагина, Б. Г. Шпитального. Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения.
Так, хорошо зарекомендовавшая себя 152-мм гаубица была сконструирована и изготовлена в 1943 г. за 18 дней, а массовый выпуск ее освоен за 1,5 месяца. Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоящих на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны.
Калибры танковой и противотанковой артиллерии увеличились почти вдвое, а бронепробиваемость снарядов — примерно в 5 раз. СССР превосходил Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов — в 5 раз, противотанковых орудий — в 2,6 раза.
Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров уральского «Танкограда», сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 г. стал нарастать перевес советских Вооруженных Сил в танках и самоходно-артиллерийских установках.
Отечественные танки и САУ по своим боевым характеристикам значительно превосходили зарубежные аналоги. Огромная заслуга в их создании принадлежала Н. А. Астрову, Н. Л. Духову, Ж. Я. Котину, М. И. Кошкину, В. В. Крылову, Н. А. Кучеренко, А. А. Морозову, Л. С. Троянову и др.
Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских боевых самолетов превосходили по своим характеристикам самолеты германских ВВС.
Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолетов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. В создание и совершенствование новых боевых машин внесли вклад авиаконструкторы А. А. Архангельский, М. И. Гуревич, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, В. М. Мясищев, В. М. Петля-ков, Н. Н. Поликарпов, П. О. Сухой, А. Н.
Туполев, А; С. Яковлев, создатели авиамоторов В. Я. Климов, А. А. Микулин, С. К. Туманский, А. Д. Швецов.
С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 г. печатались в центральных газетах и звучали по радио стихи Н. Н. Асеева, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, публицистические статьи А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова и других писателей и поэтов.
С 27 июня в Москве, а затем и в других городах вывешивались «Окна ТАСС» — агитационно-политические плакаты с целью оперативного доведения до населения обстановки на фронтах и в тылу страны. В их создании активное участие принимали поэты А. А. Адуев, Д. Бедный, С. И. Кирсанов, А. А. Жаров и другие, художники-графики и карикатуристы А. П. Бубнов, Н. А. Долгоруков, А. А. Радаков, М. М. Черемных.
В 1942 г. при ТАСС создается производственна» мастерская «Окна ТАСС» под руководством художников Н. Ф. Денисовского и П. П. Соколова-Скаля. Всего за годы войны было выпущено свыше 1200 «Окон ТАСС», которые распространялись и за рубежом — в С1ЙА, Швеции, Индии и других странах.
Содержание «Окон ТАСС» было разнообразным: информация о последних событиях на фронте; призывы к бдительности; к укреплению единства фронта и тыла; сатирические памфлеты на врага и т. д.
В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совин-формбюро и ТАСС: В. В. Вишневский, Б. Л. Горбатов, Б. Н. Полевой, Н. С. Тихонов, В. С. Гроссман, М. А.
Шолохов, А. А. Сурков, А. П. Гайдар, С. В. Михалков и др. В штатах фронтовых редакций работали В. А. Закруткин, Ю. П. Герман, А. С. Левада, И. Л. Андроников, М. С. Лисянский, С. П. Щипачев, Н. К. Чуковский и др.
В газетах впервые появились «Наука ненависти» М. А. Шолохова, «Народ бессмертен» В. С. Гроссмана, «фронт» А. Е. Корнейчука, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского, «Весна на юге» Б. Л. Горбатова и другие произведения.
Очерки и статьи являлись подготовительным этапом для создания рассказов, часто объединяемых в циклы: «Морская душа» Л. С. Соболева, «Март — апрель» В. М. Кожевникова, «Рассказы Ивана Сударева» А. Н. Толстого.
Главным героем этих циклов являлся простой человек, готовый к подвигу и совершавший его как естественный порыв души.
Проблема роста и мужания солдата в боях была решена в повести А. А. Бека «Волоколамское шоссе» (1943- 1944), Подвигам советских людей на фронтах войны и в тылу противника были посвящены романы М. А.
Шолохова «Они сражались за Родину» и А. А. Фадеева «Молодая гвардия» (1945). Широкую известность в военные годы получили произведения писателей союзных республик: «Священная кровь» Айбека, «Шиганак» Г.
Мустафина, «Царь Пап» С. Зорьяна и др.
Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особой популярностью пользовались песни «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача, «В лесу прифронтовом» М. В. Исаковского, «Шумел сурово Брянский лес» А. В. Софронова и десятки других. В стране и на фронте распространялись сатирические произведения (сказки-притчи, эпиграммы) С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Д.
Бедного. Наряду с этим большой успех имели лирические стихи К. М. Симонова, С. П. Щипачева, М. И. Али-гер, А. А. Ахматовой. Развитие получила и эпическая поэма: «Киров с нами» Н. С. Тихонова, «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц, «Зоя» М. И. Алигер и др. Труженикам тыла были посвящены произведения А. А. Пер-венцева «Испытание», А. А. Караваевой «Огни» и др.
В годы войны резко возрос спрос на историческую литературу. Среди произведений на историческую и военно-историческую тему особую известность получили «Багратион» С. Н. Горбатова, «Порт-Артур» А. Н.
Степанова, «Емельян Пугачев» В. Я. Шишкова и др. Важный вклад в воспитание советских людей внесли драматурги В. П. Ставский (пьеса «Война»), К. А. Федин («Испытание»), Л. М. Леонов («Нашествие») и др.
Для мобилизации армии и народа на борьбу с агрессором, разоблачения его' Пропаганды, разложения врага широко использовались листовки. Они издавались ЦК ВКП(б), политическими органами фронтов, армий и дивизий.
Основным направлением в деятельности кинематографа была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 г.
во фронтовых киногруппах находилось 129 операторов. Они подготовили спецвыпуски № 1-3 «Все силы на разгром врага» (режиссеры С. Н. Гуров, Н. Н. Кармазинский, Л. И. Степанова), «На защиту родной Москвы» (режиссер Л. В. Варламов, Р. Б. Гиков, Б. Р. Небылицкий, Н. Н. Кармазинский).
Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов, в том числе «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за нашу Советскую Украину» и др.
Всего в годы войны было отснято около 5 млн метров пленки, выпущено 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 номеров киножурнала «Новости дня», более 100 документальных
картин.
Художественные фильмы, созданные в годы войны, рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно вывезенных в Германию. В фильмах нашли отражение и примеры преданной дружбы и верности.
Одним из ведущих жанров оставалась комедия. Особой популярностью пользовались фильмы: «Секретарь райкома» (1942 г., режиссер И. А. Пырьев), «Радуга» (1944 г., режиссер М. С. Донской), «Человек № 217» (1945т., режиссер М. И. Ромм), «Два бойца» (1943 г., режиссер Л.
Д. Луков), «Жди меня» (1943 г., режиссер А. Б. Столпер), «Антоша Рыбкин» (1942 г., режиссер К. К. Юдин) и др. В этих и других фильмах снимались известные актеры и актрисы: Н. М. Ужвий, Е. А. Кузьмина, Б. Ф. Андреев, М. Н. Бернес, М. А. Ладынина, Б. Н. Чирков, С. А.
Мартинсон и др.
Одним из важных направлений кино оставалась историко-революционная тема. В годы войны на экраны вышли художественные фильмы «Оборона Царицына» (1942 г., режиссеры С. Д. и Г. Н. Васильевы), «Александр Пархоменко» (1942 г., режиссер Л. Д. Луков).
Одновременно создавались фильмы, посвященные знаменательным событиям отечественной истории, выдающимся деятелям науки, «искусства, полководцам и военачальникам: «Богдан Хмельницкий» (1941 г., режиссер И. А. Савченко), «Георгий Саакадзе» (1943 г., режиссер М. Э. Чиаурели), «Кутузов» (1944 г., режиссер В. М. Петров) и др.
Всего в годы войны было выпущено 102 разнообразных по тематике и жанрам художественных фильма.
С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара.
Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой.
Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характера советского человека, отечественная история и др.
Среди театральных постановок того времени широкую известность получили спектакли Малого театра «Нашествие» (1943 г., режиссер И. Я. Судаков), театра имени Вахтангова «Фронт» (1942 г., режиссер Р. Н. Симонов), МХАТа «Офицер флота» (1945 г., режиссеры А. М. Горчаков и И. М. Раевский) и др.
На сценах театров блестяще играли В. П Марецкая, А. Н. Грибов, Д. Н. Орлов, А. Д. Дикий, А. А. Хорава, В. Н. Пашенная, М. И. Прудкин и др.
Источник: https://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/social-sciences/history/istoriya-rossii/velikaya-otechestvennaya-vojna-1941-1945-gg/nauka-i-kultura-v-godyi-velikoj-otechestvennoj-vojnyi/
11.1. Зарубежная культура в годы второй мировой войны
Пройдя сложный путь поисков и борьбы, на ведущие позиции культурной жизни в мире накануне войны выходит реалистическое направление в литературе и искусстве, основывается прежде всего на стремлении правдиво показать жизнь людей, их мысли, чувства.
Чувствуя приближение войны, большая группа деятелей культуры своим творчеством начинает борьбу против фашизма. Значительное место в ней занимают писатели, критики и теоретики-реалисты Ромен Роллан (Франция), Кристофер Кодуелл и Ралф Фокс (Англия), Шон О’Кейсі (Ирландия) и др.
Однако военные годы закономерно внесли новые явления в реализме. В частности, значительная часть писателей США принимает участие в борьбе против внутренней реакции и германского фашизма, нарушает все более острые социальные проблемы. Голос протеста ощущается в творчестве Дж. Стейн-бека.
Активно влияет на жизнь общества наиболее известный представитель литературы «потерянного поколения» Е. Хемингуэй.
Новый тип героя, которого Хемингуэй ввел в литературу, не верит в отдаленные идеалы, является настоящим жизнелюбом, мужественным человеком при любой опасности, сдержанным и добрым героем, который умеет по-настоящему любить и самоотверженное дружить.
Крутой поворот происходит в идейном развитии Е. Хемингуэя. Его сочувствие борьбе американских трудящихся и особенно участие в антифашистской борьбе в Испании привело к тому, что он перерос литературу «потерянного поколения».
В романе «Иметь и не иметь», в пьесе «Пятая колена», в ряде новелл и повестей военной поры Хемингуэй создает поэтические и в то же время глубоко правдивые реалистические образы, рассматривает философские и нравственные вопросы современности.
Одним из самых выдающихся литературных представителей «потерянного поколения» в Германии был Е. М. Ремарк. В своем романе «Три товарища», написанном накануне войны, он пытался сохранить позицию политического нейтралитета, но позже резко выступил как непримиримый обвинитель злодеяний немецкого фашизма.
Для немецких прогрессивных культурных, в частности литературных, кругов характерной была борьба против фашизма в эмиграции.
После прихода Гитлера к власти, когда тысячи людей были убиты и десятки тысяч кын)то в концентрационные лагеря, а на улицах немецких городов пылали костры из книг, началась эмиграция мастеров культуры. За границу выехали Бы. Брехт, братья Т. и Г. Манн, Ы. Бехер, А. Зегерс, Л. Фейхтвангер, Э. М.
Ремарк, Л. Франк, А. Цвейг, В. Бредель. От фашистской диктатуры вынуждены были спасаться и консерваторе. Георге, А католики. Döblin и Ф. Верфель, австрийский монархист. Рот и др.
Фашистское человеконенавистничество — погромы, массовые убийства, проповедь расизма — заставляло даже умеренных и «мирнолібераль-них литераторов, при условии их гуманистической философии, бороться против фашизма.
Это подсознание определило необыкновенный подъем творческой активности немецких писателей-эмигрантов.
Выступая против фашистской диктатуры в Германии; они все глубже проникались ин-тере:ами своего народа, создавая художественные ценности, расширяя между-нарсдне признание немецкой культуры.
Особое место в этой борьбе занимала литература реалистического направления. Драматург и поэт Бы. Брехт, поэт, романист и теоретик искусства. Бехер, автор боевых песен и сатирических стихов Е. Войнерт, А. Зегерс, В. Бредель, Ф.
Вольф, Эгон Эрвин Киш и другие поэты, прозаики и драматурги стали проповедниками пролетарской, народной литературы, которая последовательно воспринимала реалистичный метод — баллады Брехта, философскую лирику и поэмы Бехера («Лютер»), А романы. Зегерс «Седьмой крест», В.
Бределя «Твой неизвестный брат» и тому подобное.
Фашизм негативно сказался на итальянской культуре. Влияние фашистской идеологии почувствовали на себе как либеральное настроенные к власти культуротворці, так и та их часть, которая осуждала фашизм.
Поборником фашистских идей и выразителем фашистской литературной политики было творчество Г. Д’аннунцио, в прошлом одного из самых известных итальянских писателей и поэтов. Однако восприятие им фашистской идеологии довольно быстро сделало из него «придворного» пишнослова-трубадура.
Негативно сказалась тогдашняя действительность в творчестве другого итальянского писателя — романиста и драматурга Л. Пиранделло.
В гнетущей атмосфере фашистской диктатуры творчество Пиранделло приобретает черты примирения с окружающей действительностью.
В его пьесах («Новая колония», «Легенда о подмененных сына») социальная проблематика почти совсем исчезает, а персонажи превращаются в невнятные символы.
Антифашистский лагерь не был в Италии настолько широким, монолитным как в Германии. Фактически скрытый протест против фашизма нашел отражение в творчестве Д. Джерманетто, представителей молодого поколения .писателей — А. Моравиа, Ф. Иовіне, Ч.
Павезе и некоторых других, их объединял интерес к судьбе интеллигенции в тогдашнем обществе, к их идейных поисков, их произведения были написаны с большим мастерством психоанализа и встречены официальной критикой довольно враждебно, поскольку они показывали настоящую уродство, что доминировала среди фашистского «поколение новых римлян».
Однако кроме духа оппозиции в творчестве этих писателей-антифашистов наблюдается настроение пессимизма и скепсиса, неуверенности в возможности борьбы со злом.
в Полной мере в годы второй мировой войны реализм доминирует в культуре славянских народов. Большую реалистичную болгарскую литературу представляют писатели Л. Стоянова, Г. Караславова, С. Даскалова, К. Григорова, Г. Стаматова и др. их творчество посвящено жизни простого народа, борьбе против зла, темноты, какого-либо гнета.
Большой отряд молодых писателей-реалистов входит в литературу Югославии. Среди них выделяются Б. Чопич («Под Грмечем»), Бы. Ну-шич («Покойник»). И. Андріч выступил с серией новелл, которые отличаются глубокой правдой и сарказмом относительно темных сторон действительности.
Смелыми антифашистскими произведениями завоевал себе славу чешский писатель К. Чапек.
Лучший из них — роман «Война с саламандрами» (1936), в котором фашистская опасность представлена в виде наступления бездумных, тупых, чрезвычайно быстро засвоюючих «сливки» технической цивилизации «саламандр» и подано резкую критику западных демократий с их политикой уступчивости фашизма.
Творчество еще одного представителя чешской литературы Я. Гашека была запретной в рейхе, а ряд его произведений и прежде всего «Приключения бравого солдата Швейка», написанного еще в 1923 p., фашистские власти в Германии объявили «библией саботажа» сожгли.
В Польше новый революционный подход к теме проявляется В творчестве В. Василевской, Бы. Ясенскому, Л. Кручковського.
В литературах стран Латинской Америки ведущая роль принадлежала жанру социального романа. На смену «романа о революции», произведений о трагической судьбе индейцев в военные годы приходит творчество литераторов, которые ищут причины нищеты, несчастий, войн.
Подобный поиск характерен для творчества великого венесуэльского писателя Ромуло Га-льєгоса.
В его творчестве в полный голос звучит антиимпериалистическая, антифашистская тема, начатая еще в довоенной «Донье Барбаре» и которая стала центральной темой для всей латиноамериканской литературы.
Значительное влияние на культурные процессы в странах Латинской Америки имело творчество выдающегося чилийского поэта и общественного деятеля Пабло Неруды.
Пройдя героическую борьбу в Испании, он не мог оставаться в стороне от борьбы с фашизмом в годы второй мировой войны.
«Песни Сталінградові» и «Новые песни любви Сталінградові» (1942— 1943) — страстные, боевые творения, в которых он воплощает свою ответственность перед людьми, временем, призывает к мужеству и уничтожения фашизма.
Неоднозначные литературные процессы происходили в странах Азиатского континента и Океании.
Наступает заметный спад литературного движения в Японии. Ведущие деятели культуры вынуждены были уходить в подполье. Часть писателей совершенно порывает связи с прогрессивной литературой и переходит на сторону реакции, другие создают «литературу поворота», в которой наблюдается отход от позиций пролетарской литературы.
После начала агрессивных действий Японии против Китая и особенно в период боевых действий против США в японской литературе усиливается шовинистический влияние.
Однако среди прогрессивных японских писателей наблюдаются антивоенные настроения (Исикава, Тацудзо), растет протест против реакции. В частности, деятелями культуры, которые ранее входили в пролетарский литературный движение (Накано Сігехару, Миямото Юрико и др.
), учреждается «литература сопротивления», их голос не дал умереть живому слову японской литературы.
Индийская литература, возбужденная реализмом выдающегося писателя, поэта, художника, гуманиста и просветителя Робіндраната Тагора, проникнутая глубоким лиризмом и широкими философскими обобщениями, характеризуется дальнейшим распространением демократического реалистического направления. Новое поколение писателей-реалистов (Вішвамбхарнахт Шарма, Яшпал, Кришан Чандар и др.) основную свою задачу видят в борьбе за освобождение индийского народа от колониализма.
В Индонезии художественная литература также была носителем освободительных идей и во многом способствовала формированию национального самосознания.
Журнал «Новый писатель» под редакцией Амир Шарифуддин, Ряса Такдіра Алішахбана, Армійна Господин, Сануси Пане и других известных деятелей национального движения смело критиковал колониальные голландские власти, что обеспечило изданию широкую читательскую аудиторию.
Вокруг журнала группировались передовые писатели, которые видели весь смысл своего творчества в достижении национальной независимости Индонезией.
Захватническая политика германского фашизма, пронімецька политика государственных властей внесли в ряды большинства турецких писателей настроения пессимизма и безнадежности.
В то время как выдающийся поэт, революционер, поэт-гуманист Назым Хикмет Ран выступил с рядом открытых антифашистских произведений («Письма к Таранта-Бабу», «У ворот Мадрида»), за что был осужден на 28 лет тюрьмы, значительная часть литераторов Турции проповедовала пассивное отношение к жизни, индивидуализм, аполитичность, смирение.
Недолгий творческий всплеск в странах Африки в 20-30-х годах, который дал возможность развить многожанровость литературной жизни, раскрыть самобытность национальных культур, меняется с началом войны усилением реакционных тенденций и упадком революционных настроений местной интеллигенции.
В частности, египетская литература вступает в полосу декадентских блужданий. Элементы символизма проникают в творчество многих писателей, которые начали свой путь как реалисты, Махмуда Теймура, Таха Хусейна, Тауфика аль-Хакима.
Писателям, которые остались на позициях реализма, стали свойственны пессимизм, индивидуализм, отказ от постановки общественных проблем.
Вторжение немецких и итальянских захватчиков в страны северной и северо-восточной Африки задержало активизации литературно-творческих процессов.
Фашистская идеология негативно сказалось на театральной жизни. В период диктатуры Гитлера и его приспешников театр был подчинен пропаганде фашистских идей и не представлял художественной ценности.
Фашисты насаждали в завоеванных странах развлекательную, псевдо-патриотическую арийскую драматургию милитаристского характера, одновременно уничтожая любые ростки реалистического национальное окрашенного театральной жизни.
Физический и моральный террор заставил лучших деятелей сцены Германии, Франции, Италии и ряда других стран эмигрировать, уйти в подполье или присоединиться к Движению сопротивления.
Однако живую струю творчества не прекратился даже в таких условиях. Действительно реалистичные элементы ощущались в творчестве итальянских драматургов Ауїджі Пиранделло, Раффаэле Вивиани.
Среди английских актеров наибольший след оставили Д. Гилгуд, Сек. Торндайк, Э. Эванс, А. Гиннесс. Они создали ряд прекрасных ролей в спектаклях классической и военной драматургии.
Во французском театре этих лет важные изменения были связаны с деятельностью независимых художественных коллективов под руководством режиссеров Л. Жуве, Ш. Дюлленій, Г. Бати, Же. Питоева.
Передовые принципы режиссуры и оформления спектакля утверждали в американском театре Д. Мільзенер, Ли Сінгонсон, Г. Мак Клінтік. В полную силу заявили о себе талантливые актеры Д. Баррімер, П.Робсон.
Свой вклад в борьбу против фашизма сделало киноискусство. В частности, в период Народного фронта во Франции режиссеры Же. Ренуар и Ле Шануа создали за народные средства ряд фильмов патриотического, прогрессивного, антифашистского содержания. Однако политика «умиротворения» захватчиков, которая проводилась правительством Блюма, свела это движение во французском киноискусстве нет.
Английское киноискусство был отмечен появлением ряда ярких и талантливых документальных фильмов школы режиссера Д. Грирсона, который положил в основу своей работы тезис о том, что «документальный фильм является творческой интерпретацией современной действительности».
В Италии и особенно в Германии в условиях диктатуры кино превратилось в орудие фашистской пропаганды. Практически все ведущие творческие работники вынуждены были эмигрировать.
Однако в искусстве в эти годы наблюдались как реакционные явления, обусловленные военной действительностью, так и прогрессивные тенденции, направленные против влияния формалистических явлений и распространение фашистских идей.
Итак, неоспоримым фактом истории является то, что в условиях войны, несмотря на весь ужас физического и морального террора со стороны фашизма, деятелям культуры удалось сохранить и даже поставить на более высокую ступень развития духовной жизни людей. Высокая духовность противников фашизма обеспечила им несокрушимую веру в победу над злом.
(Visited 285 times, 1 visits today)
Источник: http://jayo.ru/books/11-1-zarybejnaia-kyltyra-v-gody-vtoroi-mirovoi-voiny/
Наука в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР внесла наука. Во второй половине 1941 года на восток страны были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников.
Всю научную деятельность направлял президиум Академии наук в Свердловске. В этом городе в мае 1942 года на общем собрании академии были обсуждены задачи, вставшие перед учеными в условиях войны.
Ведущими направлениями научных исследований были разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для этого создавались межотраслевые комиссии и комитеты. В конце 1941 года была создана комиссия по мобилизации ресурсов Урала, курирующая также запасы Сибири и Казахстана. Во главе комиссии стояли академики А.А.
Байков. И.П. Бардин, С.Г. Струмилин, М.А. Павлов и др. В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы литья стали, скоростной плавки металла в мартеновских печах и достигли высокого качества.
Ученые А.П. Александров, Б.А. Гаев, А.Р. Регель успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. В 1943 году была разработана технология выделения плутония из облученного урана. Осенью 1944 года под руководством академика И.В. Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом «внутрь», а в начале 1945 года был пущен комбинат по производству оружейного плутония.
В эти годы ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. Так, в восточных районах страны было в срочном порядке освоено возделывание сахарной свеклы.
В этот период огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н.Н. Бурденко, А.Н. Бакулева, Л.А. Орбели, А.И. Абрикосова, профессоров-хирургов С.С. Юдина и А.В.
Вишневского, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. Доктор медицинских наук В.К.
Модестов предложил замену гигроскопической ваты целлюлозной, внедрил использование турбинного масла как основы для изготовления мазей.
Создатели оружия и военной техники в годы войны плодотворно трудились. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и миномётов. В этой области большая заслуга принадлежит ученым и конструкторам В.Г. Грабину, И.И. Иванову, М.Я. Крупчатникову, Ф.Ф. Петрову. Б.И. Шавырину и др.
Успехи стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н.Е. Березина, С.В. Владимирова, В.А. Дегтярёва, С.Г. Симонова, Ф.В. Токарева, Г.С. Шпагина, Б.Г. Шпитального.
Следует отметить, что около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоящих на вооружении в действующей армии в 1945 году, были созданы и пущены в серии за время войны. Калибры танковой и противотанковой артиллерии увеличились почти вдвое, а бронепробиваемость снарядов возросла примерно в пять раз.
В период войны СССР стал превосходить Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллеоии более чем в 2 раза, миномётов – в 5 раз, противотанковых орудий – в 2,6 раза.
Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров уральского «Танкограда» Челябинска, сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике.
К 1943 году стал нарастать перевес советских Вооруженных Сил в танках и самоходно-артиллерийских установках. Отечественные танки и САУ по своим боевым характеристикам значительно превосходили зарубежные аналоги. Огромная заслуга в их создании принадлежала Н.А. Астрову, Н.Л. Духову, Ж.Я.
Котину, МИ. Кошкину, В.В. Крылову, Н.А. Кучеренко, А.А. Морозову, Л.С. Троянову и др.
Со второй половины 1942 года неуклонно наращивался выпуск самолётов и авиадвигателей. Самым массовым самолётом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских самолётов превосходили по своим характеристикам самолёты германских ВВС.
Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолётов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. В создание и совершенствование новых боевых машин внесли вклад авиаконструкторы: А.А. Архангельский, М.И. Гуревич, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, В.М. Мясищев, В.М. Петляков, Н.Н. Поликарпов, П.О. Сухой, А.Н.
Туполев, А.С. Яковлев, создатели авиамоторов В.Я. Климов, А.А. Микулин, С.К. Туманский, А.Д. Шведов.
Образование в годы Великой Отечественной войны
Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах.
В 1941 году число студентов уменьшилось с 811,7 тысяч до 460 тысяч, прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения составляли 3 – 3,5 года.
Однако к концу войны количество студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилось к довоенному уровню.
Важную роль в развитии педагогики в годы войны играла созданная в 1943 году Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В.П. Потёмкиным.
Литература в годы Великой Отечественной войны
С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 года печатались в центральных газетах и звучали по радио стихи Н.Н. Асеева, М.В. Исаковского, А.А. Суркова, публицистические статьи А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова и многих других писателей и поэтов.
С 27 июня 1941 года в Москве, а затем и в других городах вывешивались «Окна ТАСС» — агитационно-политические плакаты с целью оперативного доведения до общественности обстановки на фронтах и в тылу страны. В их создании активное участие принимали поэты А.А. Адуев, Д. Бедный, С.И. Кирсанов, А.А. Жаров и др., художники-графики и карикатуристы А.П. Бубнов, Н.А. Долгоруков, А.А. Радаков, М.М.
Черемных. В 1942 году при ТАСС создаётся производственная мастерская «Окна ТАСС» под руководством художников Н.Ф. Денисовского и П.П. Соколова-Скаля. Всего за годы войны было выпущено свыше 1200 «Окон ТАСС», которые распространялись и за рубежом – в США, Швеции, Индии и других странах.
Содержание «Окон ТАСС» было разнообразным: информация о последних событиях на фронте; призывы к бдительности; к укреплению фронта и тыла; сатирические памфлеты на врага и т.д.
В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС: В.В. Вишневский, Б.Л. Горбатов, Б.Н. Полевой, Н.С. Тихонов, В.С. Гроссман, М.А.
Шолохов, А.А. Сурков, А.П. Гайдар, С.В. Михалков и др. В штате фронтовых редакций работали В.А. Закруткин, Ю.П. Герман, А.С. Левада, И.Л. Андроников, М.С. Лисянский, С.П. Щипачёв, Н.К. Чуковский и др.
В газетах впервые были напечатаны произведения: «Наука ненависти» М.А. Шолохова, «Народ бессмертен» В.С. Гроссмана, «Фронт» А.Е. Корнейчука, «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского, «Весна на юге» Б.Л. Горбатова и другие произведения.
Очерки и статьи являлись подготовительным этапом для создания рассказов, часто объединяемых в циклы: «Морская душа» Л.С. Соболева, «Март – апрель» В.М. Кожевникова, «Рассказы Ивана Сударева» А.Н. Толстого. Главным героем этих циклов является простой человек, готовый к подвигу и совершивший его как естественный порыв души.
Проблема роста и мужания солдата в боях была показана в повести А.А. Бека «Волоколамское шоссе» (1943-1944гг.). Подвигам советских людей на фронтах и в тылу противника были посвящены романы М.А. Шолохова «Они сражались за Родину» и А.А. Фадеева «Молодая гвардия» (1945г.)
Широкую известность в военные годы получили произведения писателей союзных республик: «Священная кровь» Айбека, «Шиганак» Г. Мустафина, «Царь Пап» С. Зорьяна и др.
Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особой популярностью пользовались песни «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача, «В лесу прифронтовом» М.В. Исаковского, «Шумел сурово Брянский лес» А.В. Софонова и многих других поэтов. В стране и на фронте распространялись сатирические произведения (сказки-притчи, эпиграммы) С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Д.
Бедного. Наряду с этим большой успех имели лирические стихи К.М. Симонова, С.П. Щипачёва, М.И. Алигер, А.А. Ахматовой. В этот период развитие получила и эпическая поэма: «Киров с нами» Н.С. Тихонова, «Ленинградская поэма» О.Ф. Бергольц, «Зоя» М.И. Алигер и др. Труженикам тыла были посвящены произведения А.А. Первенцева «Испытание», А.А. Караваевой «Огни» и др.
В годы войны резко возрос спрос на историческую литературу. Среди произведений на историческую и военно-историческую тему особую известность получили: «Багратион» С.Н. Горбатова, «Порт-Артур» А.Н.
Степанова, «Емельян Пугачёв» В.Я. Шишкова и др. Важный вклад в духовное становление советских людей внесли драматурги В.П. Ставский (пьеса «Война»), К.А. Федин («Испытание»), Л.М.
Леонов («Нашествие») и др.
Для мобилизации армии и народа на борьбу с агрессором, разоблачения его пропаганды, разложения врага широко использовались листовки. Они издавались ЦК ВКП(б), политическими органами фронтов, армий и дивизий.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s4665t1.html