Основные тенденции развития культуры россии в 90-е гг. xx века

Российская культура в 90-е годы

Вместе с кризисом политической системы с середины 80-х годов, сомнению подверглось и сложившееся мировоззрение населения.

Коммунистическая идеология утратила свою значимость на фоне распада мировой системы социализма в общем, и в СССР в частности. Осознание людьми своего места в мире приводило не только к отказу от коммунистических идей, но и от многих сложившихся ценностей и обычаев. В поисках себя часть граждан прибегала к помощи философских и религиозных концепций.

Замечание 1

Двигаясь по принципу «от обратного», на передний план в те годы стали выходить заимствованные у либерального запада индивидуальные и материальные ценности (а не коллективные и духовные, как это было ранее).

Что касается общественных ожиданий, то и здесь настроения менялись одно за другим.

Обратите внимание

Если изначально большая часть населения верила в официальную пропаганду, то по мере нарастания проблем в экономике, внутренней и внешней политике общественное настроение стало постепенно склоняться в сторону национальных ценностей, а не чуждых западных идеалов. Большое распространение получили идеи национализма.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Влияние религии и церкви на общественное сознание

Во все годы кризис общества, его сложившихся идеалов и ценностей напоминал людям о вере. Религиозные настроения в обществе с новой силой развернулись как раз в конце 80-х – начале 90-х годов.

На всей территории Российской Федерации началось активное восстановление храмов, монастырей, мечетей и синагог.

Замечание 2

Восстановленный за 5 лет храм Христа Спасителя стал своеобразным символом духовного возрождения России.

Однако в церковной среде не все было столь радужно, ведь распад СССР сказался и на ней:

  • В Прибалтийских странах власти потребовали передачи приходов и имущества РПЦ под управление Константинопольского патриархата.
  • На Украине и вовсе часть церковного руководства объявила о независимости своей православной церкви, что привело к расколу православия в этой стране.
  • Введение демократического начала в религиозной жизни привело к появлению и распространению в России различных сект, часть из которых была довольно радикальными.
  • Традиционные конфессии столкнулись с необходимостью сохранять свои позиции в борьбе за верующих.

Развитие искусства

Основными факторами в развитии российской культуры 90-х годов стало:

  • снятие ограничений на свободу творчества;
  • резкое сокращение государственного финансирования учреждений культуры;
  • серьезное снижение общекультурного уровня населения.

Произведения кинематографа

Многие культурные деятели стали работать в таких направлениях, как постмодернизм, неоавангардизм и концептуализм. Однако у этого процесса была и обратная стороны – подобное выражение искусства нашло признание лишь у узкого круга почитателей.

Произведения 90-х годов в традиционном стиле, напротив, получили международное признание.

Пример 1

Важно

Среди них стоит выделить, например, такие фильмы, как фильм Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем», награжденный «Оскаром» и его же «Сибирский цирюльник»; фильм С. Бодрова «Кавказский пленник», отмеченный специальным призом Каннского кинофестиваля; фильмы А. Балабанова «Брат» и «Брат-2» и т.д.

В это же время возродилось проведение Международного московского кинофестиваля, появился ежегодный всероссийский кинофестиваль «Кинотавр», проходящий в Сочи.

Литературное искусство

Российское литературное творчество также претерпело некоторые изменения.
К примеру, стал заметен кризис маститых литераторов прошлых лет, которые пережили в условиях распада единого государства кризис идентичности.

Для большинства писателей советского периода стало характерно создание публицистических произведений, в большинстве из которых подвергались критике общественные преобразования 90-х годов.

Литературная жизнь того времени также открыла много новых имен, некоторые из которых стали символами поколения.

Пример 2

К примеру, большую популярность обрел молодой писатель Виктор Пелевин, наиболее известными романами которого стали «Чапаев и пустота» и «Generation П».

Его творчество отличали как фантастические сюжеты, так и преувеличенное философски-метафизическое отношение ко всему советскому.

В поэзии признанными лидерами 90-х стали Александр Еременко («Громадный том листали наугад…») и Иван Жданов («Пророк»).

Замечание 3

К числу отличительных черт новой литературы относилась ирония над советским наследием и ценностями, а также постоянный поиск необычных форм самовыражения авторов.

Проблемы развития российской культуры в 90-е годы

Стоит отметить, что развитие российской культуры и науки в 90-е годы носило все же противоречивый характер, как и в целом положение в стране.

С одной стороны, в Россию пришла полная свобода творчества, больше не контролируемая государством.

С другой же – отсутствие государственной финансовой поддержки в условиях рыночной экономики и спад интереса граждан к потреблению культурных ценностей приводило к невозможности реализации новой российской культуры в полной мере.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/vnutripoliticheskaya_zhizn_rossiyskoy_federacii_v_90-e_gody_hh_-_nachale_xxi_vv/rossiyskaya_kultura_v_90-e_gody/

Развитие культуры России в 90-х годах

Отечественная культура и «перестройка»

Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для всех отраслей культуры.

В ходе «перестройки» (1985 — 1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом.

Исчез монолит «советской культуры», искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.

Совет

Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества.

Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития.

Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и «социалистического плюрализма» мнений.

Однако разрешенный сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического.

Для «перестройки» характерны идейные разногласия и политическое размежевание художественной интеллигенции, что раскололо некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в дискуссии. Появлялись новые группировки, хотя их организационное оформление сдерживалось трудностью раздела собственности, принадлежавшей союзам.

Нестабильность политической и экономической ситуации и облегчение процедуры выезда привели к новой волне эмиграции из страны. Нормализация отношений с Русским Зарубежьем и современные средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.

Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение «деформаций социализма», которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали «шестидесятники».

80-е годы — время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет прибегать к таким формам художественного образного мышления как притча, миф, символ («Плаха» Ч. Айтматова, фильм «Покаяние» Т. Абуладзе).

Обратите внимание

Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах.

За два-три года «толстые» литературно-художественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Граница между подцензурной литературой и самиздатом размывалась.

На экраны возвращались «полочные» (не пропущенные в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров — «старые новые» пьесы. Началась реабилитация диссидентов.

Характерным явлением духовной жизни конца 80-х годов стало переосмысление истории советского периода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое. Стали публиковаться документы, недоступные ранее даже специалистам. Наблюдался всплеск интереса к публицистическим произведениям и документальной прозе.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов — является возникновение мощного потока «возвращенной» художественной культуры.

Российская общественность получила возможность открыть для себя сознательно изгнанные ранее из отечественной культуры имена и произведения, широко известные на Западе: лауреатов Нобелевской премии Б.Л.Пастернака, А.И.Солженицына, И.

Бродского, а также В.В.Набокова, Э.Лимонова, В.Аксенова, М.Шемякина, Э.Неизвестного.

По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре.

Важно

Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западно-европейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

Вместе с тем ликвидация цензуры и политика «открытых дверей» в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР. На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция.

К концу перестройки государственная культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/34981.html

Презентация «Основные тенденции развития культуры в современной России», 11 кл

Инфоурок › Всеобщая история ›Презентации›Презентация «Основные тенденции развития культуры в современной России», 11 кл.

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Развитие культуры в современной России. Особенности культуры современной России
2 слайд Описание слайда:

Современная культура России 21 века требует многостороннего и глубокого рассмотрения. Она тесно соприкасается с прошедшими столетиями. Нынешнее её состояние культуры непосредственно связано с накопленным опытом.

Возможно, внешне она несколько отрицает его, в какой-то степени даже играет с ним. Далее подробнее разберемся, каково современное состояние культуры в России.
3 слайд Описание слайда:

Культура современной России является частью общемировой. Она трансформирует, перерабатывает и впитывает новые тенденции.

Таким образом, для того, чтобы проследить развитие культуры в современной России, нужно обращать внимание на мировые явления в целом.
4 слайд Описание слайда:

Сейчас проблемы современной культуры в России приобретают первостепенное значение. Прежде всего, речь идет о мощном факторе социального развития.

Культура проникает в каждый аспект человеческой жизнедеятельности. Это относится как к основам материального производства и потребностям, так и к величайшим проявлениям людского духа. Культура современной России оказывает все большее влияние на решение программных целей социальной сферы.

Совет

В частности, это касается построения правового государства, раскрытия творческих способностей человека, укрепления и формирования гражданского общества. Развитие культуры в современной России оказывает воздействие на многие области. Это касается личности, образа жизни общества, сферы мышления, досуга, быта, труда и так далее. Существуют особый институт – Управление культуры.

В зависимости от статуса, им решаются и координируются те или иные вопросы. Что касается ее социального влияния, то оно выступает, прежде всего, необходимым аспектом деятельности общественного человека. То есть наблюдается ее регулирование определенными правилами, которые аккумулированы в традициях, символических и знаковых системах, новых тенденциях.


5 слайд Описание слайда:

На сегодняшний день развитие культуры в современной России сопряжено с рядом вопросов. Их поставила сама жизнь общества. В настоящее время все ориентиры направлены на качественно новое. Таким образом, наблюдается крутой перелом в осмыслении инновационных и традиционных тенденций социального развития.

Читайте также:  Административные центры формирующейся государственной власти

С одной стороны, они требуются для того, чтобы глубоко освоить культурное наследие. С другой же – необходимо умение выходить за рамки привычных представлений, которые уже отжили свое. Соответствующие реорганизационные изменения должно претерпеть и Управление культуры. Также требуется преодоление ряда реакционных традиций. Они насаждались и складывались веками.

Эти традиции проявлялись в сознании, поведении и деятельности людей постоянно.

Для адекватного решения этих вопросов необходимо понимание того, как происходит развитие культуры в современной России

6 слайд
7 слайд Описание слайда:

Становление современного мира поспособствовало значительным изменениям в человеческом сознании. Взгляды людей обращены к пределам жизни.

Осознание себя превращается в тенденцию. Возобновилась ориентация на свои историко-культурные формы. Будущее видится прежде всего в процессах расширения международных связей. В мировой культурно-исторический процесс должны быть вовлечены все страны. Произошли значительные социальные изменения. Вопросы о самобытности и особенности культуры России выходят на первый план.


8 слайд Описание слайда:

Какие особенности культуры современной России можно увидеть сейчас? Есть круг определенных проблем. На первом плане – новаторство и традиции в культурном пространстве. Благодаря устойчивой стороне последнего происходит трансляция и накопление человеческого опыта с исторической точки зрения.

Обратите внимание

Что касается традиционных обществ, то здесь усвоение культуры осуществляется посредством вероисповедания образцов прошлого. В рамках традиций, конечно же, могут встречаться незначительные вариации. Они в данном случае представляют собой основу функционирования культуры. С точки зрения новаторства творчество значительно затрудняется.


9 слайд
10 слайд Описание слайда:

Что сейчас представляет собой культура в современной России? Кратко рассматривая ее содержание, можно отметить, что она подразделяется на несколько различных сфер: Религия. Все формы, в которых проявляется народный дух. Искусство. Техника. Наука. Судопроизводство.

Общественно-политическое устройство. Характер армии. Экономика. Постановка воспитания. Характер работы, поселений, одежды. Письменность и язык. Обычаи. Нравы.
11 слайд Описание слайда:

Сейчас культура находит свое воплощение во множестве создаваемых духовных и материальных явлений и ценностей.

Это относится к таким новым элементам, как: Произведения искусств (всех видов). Нравственные регуляторы и идеалы. Религиозные верования. Идеологические концепции. Научные идеи. Материальная инфраструктура. Питание. Средства труда.

12 слайд Описание слайда:

При ближайшем рассмотрении становится ясно, что сфера культуры не является однородной.

Дело в том, что у каждой составляющей есть общие границы — как хронологические, так и географические. Культура народов России, в частности, ее самобытность, неотделима. Она находится в постоянном взаимодействии. Между множеством самобытных культур происходит диалог. Взаимодействие осуществляется не только в настоящем времени. Оно также затрагивает ось «прошлое-будущее».


13 слайд Описание слайда:

Различение понятий цивилизации и культуры имело место уже в XX веке. Последняя, как и прежде, наполнена позитивным смыслом. Что касается цивилизации, то она имеет нейтральную характеристику. В некоторых случаях прослеживается прямое негативное «звучание». Цивилизация синонимична материальной структуре.

Важно

Речь идет о достаточно высокой ступени овладения силами природы. Это мощный технический прогресс. Он, безусловно, способствует достижению материальных благ. Цивилизацию в большинстве случаев связывают с развитием техники. Это может быть использовано для реализации самых разнообразных целей. В то же время культура максимально сблизилась с духовным прогрессом.


14 слайд Описание слайда:

Формирование нового образа культуры – один из наиболее интересных моментов. Что касается традиционного видения мирового наследия, то оно в первую очередь связывается с органической и исторической целостностью. Новой образ культуры может похвастаться множеством ассоциаций.

Это касается идей, с одной стороны, общечеловеческой этической парадигмы, а с другой – космического масштаба. Кроме того, формируется новый тип взаимодействия.
15 слайд Описание слайда:

Он выражается в отказе от упрощенной рациональной схемы решения проблем культуры. В настоящее время большее значение приобретает понимание чужих точек зрения.

То же самое можно сказать о следующем: Желании идти на компромисс. Умении строить диалогические отношения. Признании правомерности существования большинства истин. Принятии чужой культурной самобытности. Критическом анализе собственных действий.

16 слайд Описание слайда:

Речь пойдет о начале 90-х гг. прошлого столетия.

Национальная культура России до сих пор испытывает влияние того периода. События развивались под воздействием множества факторов. Происходил ускоренный распад единой культуры СССР. Формировалось множество национальных подразделений, для которых ценности совокупной культуры Советского Союза оказались неприемлемыми. Это также касалось и традиций.

Не обошлось и без резкого противопоставления различных национальных культур. В связи с этим напряженность нарастала. В итоге единое социокультурное пространство распалось. Система, которая раньше была органически связана с предшествующей историей страны, оказалась в новой экономической и политической ситуации. Кардинально изменилось многое. Это также касается взаимоотношений властей и культуры.

Государство больше не собиралось диктовать свои условия. Таким образом, культура лишилась гарантированных заказчиков.
17 слайд Описание слайда:

Совет

Общий стержень культуры исчез. Ее дальнейшее развитие стало предметом острых споров. Диапазон поисков был очень широким.

Это огромное количество вариантов — от апологии изоляционизма до следования образцам Запада. Объединенная культурная идея фактически отсутствовала. Определенная часть общества воспринимала эту ситуацию в качестве глубочайшего кризиса. Вот к чему пришла российская культура в конце XX века. В то же время некоторые считают, что плюрализм – естественная норма цивилизованного общества.


18 слайд Описание слайда:

Духовная культура современной России тесно взаимосвязана с ликвидацией идеологических барьеров того периода. Дело в том, что это дало благоприятные возможности для ее развития. Однако в ходе данного процесса произошла некоторая утрата национальных черт.

Это было обусловлено экономическим кризисом, который переживала страна, и сложным переходом к рыночным отношениям. В середине 90-х духовная сфера находилась в стадии острого кризиса. Стремление страны к рыночному развитию было приоритетным. Таким образом, отдельные сферы культуры попросту не могли существовать без поддержки государства.

Пропасть между массовыми и элитарными формами продолжала углубляться. То же самое относилось к старшему поколению и молодежной среде. Неравномерность доступа к потреблению благ, как культурных, так и материальных, резко усиливалась. Совокупность вышеописанных причин привела к тому, что в стране появилась «четвертая власть».

Речь идет о средствах массовой информации, которые стали занимать первое место в культуре. Что касается современности, то здесь самым причудливым образом переплелись следующие элементы: Анархия и государственность. Демонстративная аполитичность и огромная нарочитая политизированность. Эгоизм. Индивидуализм и соборность. Коллективизм.


19 слайд Описание слайда:

Возрождение культуры – важнейшее условие обновления общества. Данный факт является вполне очевидным. Что касается конкретных движений на этом пути, то они по-прежнему остаются предметами ожесточенных дискуссий. В частности, это касается роли государства в данном процессе.

Будет ли оно вмешиваться в дела культуры и регулировать ее? Или, возможно, она сможет самостоятельно найти средства для выживания? Существует несколько точек зрения по этому поводу. Некоторые считают, что культуре необходимо обеспечить свободу. Это также относится и к праву на самобытность.

Обратите внимание

Таким образом, государство возьмет на себя проработку стратегических задач для «строительства» культуры, а также обязанности по охране национального наследия. Кроме того, необходима финансовая поддержка ценностей. Тем не менее все эти вопросы пока еще не решены. Речь идет о конкретной реализации данных положений.

Многие считают, что государство еще не вполне осознало тот факт, что культуру нельзя отдавать на откуп бизнесу. Ее необходимо поддержать, так же, как и науку, образование. Это выходит на первый план в вопросах поддержания психического и нравственного здоровья страны. Отечественная культура имеет множество противоречивых характеристик.

Тем не менее общество не может допустить отрыва от своего национального достояния. Культура распадается, и она не приспособлена к преобразованиям.
20 слайд Описание слайда:

Что касается путей развития, то в данном случае существует множество противоречивых мнений. Некоторые говорят о возможном укреплении политического консерватизма.

То есть ситуация может быть стабилизирована на основе самобытности России. Кроме того, следует выделить особый путь страны в истории. Тем не менее он может снова привести к огосударствлению культуры. В данном случае речь идет об осуществлении автоматической поддержки наследия и традиционных формах творчества. Что касается других путей, иностранное влияние на культуру неизбежно.

Таким образом, любые эстетические новации будут существенно затруднены. Какую роль могут сыграть условия интеграции России? Стоит принять во внимание воздействие извне. Благодаря этому страна может быть превращена в «провинцию», если сравнивать ее с глобальными центрами. В отечественной культуре возможно доминирование чуждых тенденций. Хотя при этом жизнь общества станет более стабильной.

В этом случае большую роль играет коммерческая саморегуляция структуры.
21 слайд Описание слайда:

Конечно же, речь идет о сохранении самобытной национальной культуры. Также стоит отметить важность ее международного влияния. Культурное наследие внедряется в жизнь общества. Россия может включиться в систему общечеловеческих принципов.

В этом случае она станет равноправным участником мировых художественных процессов. Государство должно вмешаться в культурную жизнь страны. Присутствие институциональной регуляции является острой необходимостью. Только так культурный потенциал будет задействован в полной мере. Государственная политика в соответствующих сферах будет переориентирована коренным образом.

Важно

Так, внутри страны наметится ускоренное развитие многих индустрий. Также следует упомянуть о том, что физическая культура в современной России вышла из кризиса и развивается умеренными темпами.


22 слайд
23 слайд Описание слайда:

Для современной отечественной культуры характерно наличие многочисленных и противоречивых тенденций. В данной статье они были частично обозначены. Что касается нынешнего периода развития отечественной культуры, то он является переходным. Также можно с уверенностью сказать, что появились определенные пути выхода из кризиса. Что представляет собой мировая культура прошлого столетия в целом? Это весьма противоречивый и сложный феномен. Он также сильно усугубляется тем, что мир долгое время условно был расколот на два лагеря. В частности, это относится к идеологическим признакам. Таким образом, культурная практика обогатилась новыми идеями и проблемами. Глобальные вопросы заставили человечество принять вызов. Это отразилось на мировой культуре в целом. И не только на ней. То же самое можно сказать о каждом национальном наследии в отдельности. В данном случае диалог различных культур является решающим фактором. Что касается России, то здесь необходима выработка и принятие правильного стратегического курса. Стоит отметить, что обстановка в мире постоянно меняется. Решение «культурной» проблемы является очень сложной задачей. Прежде всего, речь идет необходимости осознания имеющихся глубинных противоречий, которые присущи отечественной культуре. Причем это относится ко всему ее историческому развитию. У отечественной культуры все же есть потенциал. Он является достаточным для того, чтобы дать ответы на вызов, бросаемый современным миром. Что касается нынешнего состояния российской культуры, то оно очень далеко от идеального. Существует необходимость изменения мышления. В настоящее время оно в большей степени ориентировано на максимализм. В данном случае нужен радикальный переворот. Речь идет о настоящем переустройстве всего и вся, причем в самые короткие сроки. Развитие отечественной культуры, безусловно, будет сложным и долгим.
Бесплатно

Читайте также:  Карта: районы, отведённые иваном грозным под опричнину

Общая информация

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-osnovnie-tendencii-razvitiya-kulturi-v-sovremennoy-rossii-kl-1900283.html

Духовная жизнь России в 90-х годах ХХ века. Влияние на развитие культуры политика гласности, отмена цензуры печати; исчезновение «железного занавеса»; — презентация

1 Духовная жизнь России в 90-х годах ХХ века

2 Влияние на развитие культуры политика гласности, отмена цензуры печати; исчезновение «железного занавеса»; возвращение культурного наследия досоветской России, доступ к творчеству диссидентов (что было под запретом в СССР ) Творческая свобода представителей культуры; Широкое развитие технических средств; Расширение представлений о мировой культуре; В ходе «перестройки» произошла ломка стереотипов во всех направлениях культурной жизни.

3 Государственная политика в сфере культуры Резко сократились размеры государственных ассигнований на нужды культуры. Законодательство РФ закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6% местного бюджета. Во всех сферах культуры утвердилось предпринимательство. В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании». Окрепла альтернативная образовательная система. Российская АН испытывала нехватку средств, были прерваны контакты с бывшими союзными академиями наук. С начала 90-х годов стала претворяться в жизнь федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства»

4 Архитектура 90-х: сохранение и реконструкция В соответствии с программой «Сохранение и развитие культуры и искусства» проводилась работа по сохранению памятников прошлого в Новгороде, Великом Устюге и других городах. Были реставрированы Гостиный двор и Большой Кремлевский дворец в Москве. В 1992 году решением ЮНЕСКО исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей отнесены к всемирному наследию. Какие архитектурные памятники были реконструированы в вашем регионе?

5 Архитектура 90-х Началась реконструкция храмов и культовых построек при участии частных и общественных средств. Несмотря на сложную финансовую ситуацию в девяностых, церкви стали восстанавливать одну за другой. Так был реконструирован Никольский собор г. Наро- Фоминска. Восстанавливались храмы не только за счет помощи администрации, известны многие примеры реконструкции храмов своими силами, в основном в провинциальных городах. Никольский собор г.Наро-Фоминск

6 Архитектура 90-х:строительство Парк Победы (в Москве) мемориальный комплекс Победы в Великой Отечественной войне гг. Был открыт 9 мая 1995 года к 50-летию великой Победы. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе в честь Победы в Великой Отечественной войне был заложен 9 мая 1994 г. Мемориальная синагога на Поклонной горе мемориал «Храм Памяти евреев жертв Холокоста» на Поклонной горе в Москве. (1998 г) Мемориальная мечеть на Поклонной горе мемориальная мечеть, построенная в память воинов-мусульман, погибших в Великой Отечественной войне. (1997)

7 Монументальная скульптура 90-х Возводились монументы в память о событиях в истории страны. «Маска Скорби» монумент высотой в 15 метров, посвящённый памяти жертв сталинских репрессии, которые были заключены в исправительно- трудовых лагерях ГУЛАГа на Колыме. Авторы: скульптор Эрнст Неизвестный, архитектор Камиль Казаев. Центральная скульптура представляет собой стилизованное лицо человека, из левого глаза которого текут слёзы в виде маленьких масок. Правый глаз изображён в форме окна с решёткой. На обратной стороне видны плачущие женщины и мужчина на кресте. Внутри монумента находится копия типичной тюремной камеры сталинских времён. Какие монументы 90-х годов есть в вашем регионе? Чему они посвящены? При каких обстоятельствах появились?

8 Узнайте больше об этих памятниках: Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» Памятник Александру Невскому Памятник Георгию Константиновичу Жукову

Совет

9 Литература 90-х Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е годы ХХ века появилось более 10 тыс. частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг ( Фрейд, Зиммель, Бердяев, Пастернак, др.). Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих аналитические работы. Сегодня в современном литературном процессе рождены или реанимированы такие направления, как авангард и поставангард, модерн и постмодерн, сюрреализм, импрессионизм, неосентиментализм, метареализм, соцарт, концептуализм и т. д. Назовите произведения 90-х, соответствующие названным направлениям.

10 Музыка 90-х Произошло серьезное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны, осуществивших новые постановки музыкальной классики XX в. Расширился репертуар ведущих российских оркестров. Они познакомили слушателей с произведениями А. Шнитке, С. Губайдуллиной, В. Артемова, Э. Денисова и других композиторов. Заметными явлениями культурной жизни были концерты классической музыки на больших открытых площадках (первый в России концерт такого рода состоялся на Красной площади Москвы в 1992 г.). Большой театр г.Москва, 90-ые года

11 Музыка 90-х В. Гергиев в 1999 г. организовал концерт Оркестра Мира на Красной площади, занесенный в книгу рекордов Гиннесса: около двухсот крупнейших музыкантов мира выступили с программой шедевров классической музыки. Признание и известность получили оперные певцы Д. Хворостовский и О. Бородина, артисты балета А. Волочкова и Д. Вишнева, А. Лиепа и Н. Цискаридзе, др..

12 Молодежная музыка 90-х 90-е гг. отмечены формированием молодежной музыкальной культуры. Первые музыкальные коммерческие радиостанции («Европа-Плюс», 1990; Радио «Максимум», 1991) ликвидировали дефицит музыкальной информации. С 1995 г. проводятся музыкальные фестивали «Максидром». В 90-е гг. в стране произошел бум танцевальной музыки, а рейв-дискотеки собирали до десяти тысяч участников. В 1999 г. был поставлен мюзикл «Met.ro», ставший заметным событием в музыкальной жизни Москвы. Москва 90-х гг. оказалась городом, открытым для молодых талантов со всей России. Некоторые популярные исполнители: Агата Кристи, Апрельский марш, Браво, Ва- банкъ, Моральный кодекс, Неприкасаемые, Ногу свело!, СерьГа, Странные игры, Чайф, Чиж & Co, Мумий Тролль.

13 Популярная музыка 90-х 90-е гг. стали переломными для отечественной рок-музыки. Популярный в советское время социальный рок (Ю. Шевчук, Б. Гребенщиков и др.) уступил место песням, драматизм которых отражает чувства, переживания, настроения молодежи — любовь, одиночество, страх, мечты, надежды и разочарования. Лидером этого направления молодежной музыкальной культуры стала группа «Мумий Тролль» (И. Лагутенко). Особенно популярна в молодежной среде «девочка с гитарой» — Земфира.

14 заключение Второй раз за столетие в России произошла настоящая культурная революция. В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции: Первая: тенденции разрушительные, кризисные, содействующие полному подчинению культуры России стандартам западной цивилизации. Вторая: тенденции прогрессивные, питаемые идеями патриотизма, коллективизма, социальной справедливости, традиционно понимаемыми народами России. Борьба между этими тенденциями, видимо, и будет определять основное направление развития отечественной культуры третьего тысячелетия.

15 Основные ресурсы:

Источник: http://www.myshared.ru/slide/334154/

Культурная жизнь России в 90-е годы XX – начале XXI в

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Культурная жизнь России в 90-е годы XX – начале XXI в.
Рубрика (тематическая категория) Культура

Развитие отечественной культуры осуществлялось в новых условиях.

Частное предпринимательство занимало все более прочные позиции в сфере культуры. Перестала существовать централизованная система управления культурной жизнью. Исчезли жесткий идеологический диктат и директивы ʼʼсверхуʼʼ. Была отменена цензура печати.

Задачи государственной культурной политики заключались в поддержке различных отраслей культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций литературы и искусства.

Социально-экономические реформы вызвали перемены в сфере отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи.

Обратите внимание

В первые годы нового столетия в Российской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа.

Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам.

Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.

Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале XXI в. они составляли 27–28% от общего числа вузов, в них обучались 8–12% всех студентов. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования.

В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку специалистов в сфере менеджмента[5]. Увеличивалось число выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менеджеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия.

Нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.

Значительные трудности в своем развитии переживала отечественная наука. Российская Академия наук (преемница АН СССР) испытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы.

Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну и продолжить работу за рубежом. В таких нелегких условиях ученые РАН трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых, в т.ч. международных научных программ. Продолжались исследования космоса.

Важно

С середины 80-х годов на околоземной орбите действовала международная космическая станция ʼʼМирʼʼ.

С конца 90-х годов положение дел в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех её отраслей. Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались государственные премии Российской Федерации за выдающиеся работы в сфере науки и техники.

Достижения отечественной науки получили высокую оценку мировой общественности. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали отечественные ученые Ж.С. Алферов, В.Л. Гинзбург и А.А. Абрикосов. Открылись новые возможности для развития общественных наук – философии, истории.

Так, исследователи получили доступ к документам по истории России, хранящимся в закрытых ранее архивах страны.

Культурная жизнь России в 90-е годы XX – начале XXI в. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Культурная жизнь России в 90-е годы XX – начале XXI в.» 2015, 2017-2018.

Читайте также:  Правление алексея михайловича

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/kultura/view/12424_kul_turnaya_zhizn_rossii_v_90_e_gody_xx_nachale_xxi_v

Развитие культуры России в 60-90-е годы 19 века. (литература, искусство)

Русская культура 60-90-х годов XIX в.

Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней буржуазные реформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в стране создали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русской национальной культуры.

Русская культура второй половины XIX в. отражала сложные противоречивые процессы, происходившие в обществе. Общественное движение, достигшее в это время невиданных ранее масштабов, стимулировало развитие демократических тенденций в просвещении, литературе, искусстве. Народное хозяйство страны настоятельно требовало широкого притока квалифицированных специалистов, развития научных исследований и технических разработок. Все эти новые явления вызывали глубокую озабоченность правительства, жестко контролировавшего все сферы культурной жизни, которое пыталось задержать распространение демократических идей, реально угрожавших прочности самодержавия. Борьба прогрессивной и консервативной тенденций пронизывала в эти годы весь процесс формирования и развития русской культуры.

Русская литература 60-90-х годов.

В пореформенные годы в русской литературе наступает расцвет критического реализма. Наша страна дала миру целую плеяду гениальных писателей, принесших славу национальной культуре. В это время писали Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, И.А.Гончаров, А.Е.Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов. Для литературы этого периода присуще пристальное внимание к человеку, глубокое проникновение в его внутренний мир и в то же время широта анализа русской действительности, протест против несправедливости и социального зла во всех сферах общественной жизни. Вершинами русской поэзии в эти годы было творчество поэта-демократа Н.А.Некрасова, тонких лириков Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова. Насыщенной была театральная жизнь страны. Целую эпоху в истории русского театра составили пьесы А.Н.Островского. Ведущими драматическими театрами России были в это время Малый театр в Москве и Александринский – в С.-Петербурге, на сценах которых выступали П.М.Садовский, М.Н.Ермолова, А.И.Южин (Сумбатов), П.А.Стрепетова, М.Г.Савина и многие Другие замечательные актеры.

Музыка.

Совет

Русская музыкальная культура развивала национальные традиции. Новаторство и демократизм отличали большую группу композиторов, создавших творческое объединение («могучую кучку»), идейным вдохновителем которого был известный критик В.В.Стасов. В это объединение вошли Л.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, Ц.А.Кюи, М.А.Балакирев.

Мировую известность получили симфонии, оперы, балеты, музыкальные пьесы крупнейшего русского композитора П.И.Чайковского.

Период расцвета переживали в эти годы русская национальная опера, балет, симфоническая музыка. Центрами музыкальной жизни страны становятся С.-Петербургская и Московская консерватории, директорами которых были А.Г. и Н.Г.Рубинштейны.

Изобразительное искусство.

В пореформенные годы в русском изобразительном искусстве продолжался процесс создания национальной художественной школы. В борьбе с рутинными канонами казенного официального искусства (носителем которого была в это время Академия художеств) крепнет реалистическое направление, завоевавшее прочные позиции в русской живописи. В 1863 г. группа выпускников Академии во главе с И.Н.Крамским отказалась принимать участие в конкурсе на золотую медаль. Вне рамок Академии ими была создана «Артель художников» – демократическое объединение, членов которого объединяли единые профессиональные и идейные взгляды.

Осенью 1870 г. Н.И.Крамской, В.Г.Перов, Н.Н.Ге и Г.Г.Мясоедов основали «Товарищество передвижных художественных выставок», просуществовавшее до 1923 г. Картины «передвижников» регулярно выставляя лись на выставках в различных городах России, вызывая широкий интерес демократической общественности.

Огромный общественный резонанс имели полотна знаменитого русского художника И.Е.Репина («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван» и др.), картины В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, В.В.Верещагина.

Крупнейшими русскими скульпторами в эти годы были М.М.Антокольский, А.М.Опекушин, М.О.Микешин.

Большую роль в развитии русского изобразительного искусства сыграли известные коллекционеры и меценаты. Так, трудами П.М.Третьякова в Москве была открыта художественная (Третьяковская) галерея, ставшая настоящей сокровищницей национальной живописи.

Архитектура.

Обратите внимание

Русская архитектура рассматриваемого периода постепенно осваивала новые строительные материалы и технологии (металлоконструкции, бетон и т.п.), что позволяло придавать зданиям качественно новый облик. С развитием капитализма в России новые требования стали предъявляться к постройкам утилитарного назначения. При строительстве заводских корпусов, вокзалов, доходных домов (в которых квартиры сдавались в наем) на первое место выходит целесообразность тех или иных архитектурных решений. Для сооружений 70-90-х годов характерно смешение стилей (эклектика), вместе с тем большое внимание уделяется национальным традициям, которые получили отражение в так называемом «псевдорусском» стиле. В эти годы быстро застраиваются целые кварталы в С.-Петербурге и Москве, возникают рабочие окраины в крупных промышленных городах, много внимания уделяется городской планировке (Одесса, Рига и др. города).

Русская культура пореформенного периода была теснейшим образом связана с теми огромными изменениями, которые произошли в экономической, политической и социальной сферах страны, опираясь на широкое демократическое движение, она сделала громадный шаг вперед, получила международное признание.

Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-i-otvety-po-otechestvennoj-istorii/177-razvitie-kultury-rossii-v-60-90-e-gody-19-veka-literatura.html

Параграф 53. Духовная жизнь России



Вопрос 01. Какие факторы повлияли на развитие культуры в 1990-е гг.?

Ответ. Факторы:

1) эйфория от свободы, охватившая и творцов;

2) необходимость реагировать на радикальные изменения в стране;

3) у российской культуры появился доступ к культуре мировой;

4) особенно остро проявилась необходимость коммерциализировать искусство.

Вопрос 02. Какие особенности в развитии музыкальной культуры 1990-х гг. вы можете выделить? Какие из них вы считаете наиболее важными?

Ответ. Наиболее важной считаю вторую особенность, так как сегодня с популярной музыкой мы сталкиваемся постоянно, и когда выбираем её сами, и даже когда этого не хотим (на общественных праздниках, в кафе, порой даже просто на улице и т. д.). В целом наблюдались такие особенности:

1) многие заслуженные деятели высокой музыкальной культуры иммигрировали (их, в отличие, скажем, от писателей, не останавливал языковой барьер);

2) расцвет и одновременно резкое падение качества популярной музыки (примитивные ритмы, тексты, состоящие в основном из повторов припева);

3) появление большого количества групп, изначально созданных продюсерами для получения прибыли;

4) популярность бедных но талантливых музыкантов из провинции, самостоятельно покоривших Москву.

Вопрос 03. Какие процессы в развитии отечественной литературы 1990-х гг. вы считаете наиболее важными? Почему?

Ответ. Процессы:

1) коммерциализация – писателям было сложно привыкнуть, что произведение должно быть не только честным, интересным и т. д., но также должно и продаваться, иметь коммерческий успех у публики (явление не всегда положительное – вкусы массового читателя порой оставляют желать лучшего);

2) расцвет политической сатиры – новое явление для российской жизни, терпимость к такой сатире является одним из показателей демократичности власти.

Вопрос 04. Какие тенденции проявились в развитии живописи России в 1990-е гг.?

Ответ. Тенденции:

Важно

1) исчезновение цензуры привело к одновременному появлению огромного числа стилей и направлений;

2) снова расцвела практика заказной живописи;

3) среди заказной живописи особенное место заняли портреты;

4) продолжало развиваться и монументальное искусство;

5) возродилась традиция меценатства;

6) появились галереи, основу которой составляли частные коллекции, подаренные городам или музеям;

7) российские музеи смогли вывозить свои коллекции в другие страны и принимать у себя иностранные выставки.

Вопрос 05. Что принципиально нового появилось в 1990-е гг. в развитии средств массовой информации? Как повлияли эти новшества на общественную жизнь?

Ответ. Новое:

1) свобода слова открыла дорогу к расцвету журналистики;

2) свобода слова предъявила новые требованию к идеалу журналиста;

3) появилось много новых жанров журналистики, включая политическую аналитику, а также ток-шоу;

4) радио и телевизионные СМИ перешли на международные стандарты передачи сигнала;

5) возникло множество редакций, радио и теле компаний, между ними развернулась острая конкуренция.

Источник: https://resheba.me/gdz/istorija/9-klass/danilov/53

Россия в 1990-е гг. и в начале XXI в.: основные тенденции развития

При подготовке данной темы необходимо рассмотреть характерные черты социально-экономического и политического развития России в этот период, а также основные направления ее внешней политики.

При этом основное внимание следует уделить характеристике отдельных этапов социально-экономических и политических преобразований, анализу их итогов. В заключение следует определить тенденции развития России в начале XXI в.

и ее место в современном мире.

Социально-экономическое развитие России.

В целом можно выделить два основных этапа.

Первый этап (январь 1992 — август 1998 г.): попытки проведения радикальных реформ с целью вывести страну из кризиса и создать основы рыночной экономики, падение уровня жизни большинства населения, общая экономическая нестабильность из-за крайне высоких темпов инфляции. Завершился дефолтом (государственным банкротством) 1998 г.

Ключевые даты

Январь 1992 г. — начало проведения правительством Е. Т. Гайдара радикальных экономических реформ методами «шоковой терапии». Основные мероприятия: либерализация цен, либерализация торговли и приватизация госсобственности:

  • 1 января — либерализация цен, т. е. фактически полная отмена государственного контроля за ценами на товары, которые должны были теперь устанавливаться при помощи рыночного саморегулирования. Итоги: за год цены выросли в 100 — 150 раз при росте зарплаты в 10 — 15 раз. Это позволило решить главную задачу — ликвидировать товарный дефицит. Но сделано это было не за счет увеличения производства товаров, а благодаря падению покупательной способности населения;
  • 1 октября — начало приватизации государственной собственности. По плану Е. Т. Гайдара и председателя Госкомимущества А. Б. Чубайса приватизация госсобственности должна была привести к повышению рентабельности экономики, ликвидации убыточных предприятий, увеличению выпускаемых товаров и улучшению их качества за счет конкуренции. Можно выделить два этапа приватизации:

1)1992 — 1993 гг. — ваучерная приватизация, осуществлявшаяся за приватизационные чеки (ваучеры) на сумму 10 тыс. руб., которые получал каждый гражданин РФ. Однако из-за гиперинфляции ваучеры мгновенно обесценились. Граждане получили возможность приватизировать свои квартиры и дачные участки;

2) 1994 — 1996 гг. — денежная приватизация, т. е. выкуп госсобственности за деньги.

Большая часть населения не смогла участвовать в приватизации из-за отсутствия свободных капиталов: в результате инфляции сбережения быстро обесценились. К 1996 г. более половины бывших госпредприятий перешли в частную собственность.

Совет

Однако в целом приватизация была проведена в интересах узкого круга лиц, связанных, как правило, с бывшей партноменклатурой и теневыми криминальными структурами.

Апрель 1992 г. — Россия стала членом Международного валютного фонда (МФВ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Декабрь 1992 г. — отставка Гайдара. Назначение главой правительства В. С. Черномырдина. Начало корректировки реформ, ставка на усиление государственного регулирования экономики. Правительство отказалось от жесткой кредитно-денежной политики Гайдара (она могла привести к полному развалу военно-промышленного комплекса, наукоемких отраслей, образования и здравоохранения).

У международных финансовых организаций были получены крупные кредиты. Для привлечения средств иностранных инвесторов были выпущены государственные краткосрочные обязательства (ГКО). Это в конечном итоге привело к гиперинфляции, финансово-валютному кризису и дефолту 17 августа 1998 г. вследствие отказа государства платить по ГКО, т. е.

финансовому банкротству и падению курса рубля в несколько раз.

Источник: https://gl-lib.ru/history/istoriia-rossii-v-20-21-v/rossiya-v-1990-e-gg-i-v-nachale-xxi-v-osnovnye-tendentsii-razvitiya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector