Направленность городских востаний

История.ру

Современники называли XVII век «бунташным» временем. И действительно, в предшествовавшей истории феодально-крепостнической России не было такого количества антифеодальных выступлений, как в XVII столетии.

Крупнейшими из них в середине и второй половине этого века были городские восстания 1648—1650 гг., «медный бунт» 1662 г., крестьянская война под предводительством Степана Разина 1670—1671 гг.

Особое место занимает «раскол». Он начался как религиозное движение, нашедшее позже отклик в народных массах.

Обратите внимание

Городские восстания 1648—1650 гг. были направлены против бояр и правительственной администрации, а также против верхушки посадских людей. Общественное недовольство усиливалось крайней продажностью государственного аппарата.

Посадские люди вынуждены были давать воеводам и приказным людям взятки, «посулы». Ремесленников в городах заставляли бесплатно работать на воевод и дьяков.

Главными движущими силами этих восстаний были молодшие посадские люди и стрельцы. Восстания были городскими по преимуществу, но в некоторых районах охватили и деревню.

Волнения в городах начались уже в последние годы царствования Михаила Романова, но вылились в форму восстаний при его сыне и преемнике Алексее Михайловиче.

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

В первые годы его царствования фактическим правителем государства был царский воспитатель («дядька») — боярин Борис Иванович Морозов.

В своей финансовой политике Морозов опирался на купцов, с которыми был тесно связан общими торговыми операциями, так как его обширные вотчины поставляли поташ, смолу и другие продукты для экспорта за границу.

В поисках новых средств для пополнения царской казны правительство по совету думного дьяка Н. Чистого в 1646 г. заменило прямые налоги налогом на соль, подорожавшую тотчас же почти втрое. Известно, что подобный налог (габель) и во Франции вызывал в том же XVII в. большие народные волнения.

Ненавистный соляной налог был отменен в декабре 1647 г., но вместо доходов, г поступавших в казну от продажи соли, правительство возобновило сбор прямых на-| логов — стрелецких и ямских денег, требуя уплаты их за два года.

Важно

Волнения начались в Москве в первых числах июня 1648 г. Во время крестного хода большая толпа посадских людей окружила царя и пыталась передать ему челобитье с жалобой на насилия бояр и приказных людей.

Стража разогнала челобитчиков. Но на следующий день к посадским людям примкнули стрельцы и другие ратные люди. Восставшие ворвались в Кремль, кроме того, они разгромили дворы некоторых бояр, стрелецких начальников, купцов и приказных людей.

Думный дьяк Чистой был убит в своем доме. Восставшие вынудили правительство выдать Л. Плещеева, ведавшего московским городским управлением, и Плещеев был всенародно казнен на площади как преступник.

Восставшие требовали выдачи и Морозова, но царь тайно отправил его в почетную ссылку в один из северных монастырей.

«Посадские люди всею Москвою», поддержанные стрельцами и холопами, заставили царя выйти на площадь перед Кремлевским дворцом и дать клятвенное обещание выполнить их требования.

Московское восстание нашло широкий отклик в других городах. Там ходили слухи, что в Москве «сильных побивают ослопьем да каменьем».

Восстания охватили ряд северных и южных городов—Великий Устюг, Чердынь, Козлов, Курск, Воронеж и др.

В южных городах, где посадское население было немногочисленным, восстания возглавили стрельцы.

К ним иногда присоединялись крестьяне близлежащих деревень. На Севере главная роль принадлежала посадским людям и черносошный крестьянам.

Совет

Таким образом, уже городские восстания 1648 г. были тесно связаны с движением крестьян.

На это указывает и челобитье посадских людей, поданное царю Алексею во время московского восстания: «Весь народ во всем Московском государстве и в его порубежных областях от такой неправды в шатость приходит, вследствие чего большая буря подымается в твоем царском стольном городе Москве и в иных многих местах, в городах и в уездах».

Ссылка на восстание в порубежных местах позволяет предположить, что восставшие, возможно, были осведомлены об успехах освободительного движения на Украине под предводительством Богдана Хмельницкого, которое началось весною того же 1648 г.

Источник: http://www.istoriia.ru/seredina-xvii-xviii-v/gorodskie-vosstaniya.html

Глава 9. Начало 1960-х гг.: симптомы социально-политического кризиса / Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти 1953-1985 гг. // Козлов В. А. ≪ Scisne?

19 июля 1962 г. Президиум ЦК КПСС обсудил проект постановления Совета Министров СССР о дополнении статьи 40 Положения о паспортах. Список местностей, где запрещалась прописка лиц, отбывших лишение свободы или ссылку за совершение ряда особо опасных преступлений, был дополнен некоторыми городами юга России.

Часть городов из «запретного» списка были курортами Северного Кавказа, где любила отдыхать партийно-советская элита, другая часть представляла зоны повышенной социальной конфликтности. Там уже происходили или могли произойти в будущем массовые волнения и беспорядки — Краснодар, Грозный, Новочеркасск, Шахты[497] и другие.

Среди документов, собранных аппаратом ЦК КПСС к заседанию Президиума, оказались справки КГБ при Совете Министров СССР Они прямо говорили о симптомах социально-политического кризиса на территории СССР.

Приказ председателя КГБ «Об усилении борьбы органов государственной безопасности с враждебными проявлениями антисоветских элементов» (1962 г.

) констатировал: «В последние годы в некоторых городах страны произошли массовые беспорядки, сопровождавшиеся погромами административных зданий, уничтожением общественного имущества, нападением на представителей власти и другими бесчинствами.

Зачинщиками этих беспорядков, как правило, были уголовно-хулиганствующие элементы, однако в ходе беспорядков всплывали на поверхность и проявляли повышенную активность враждебно настроенные лица, бывшие немецкие каратели и пособники, церковники и сектанты, которые в ряде случаев своими действиями стремились придать стихийно возникшим событиям контрреволюционную направленность».[498]

Власти явно опасались «соединения» стихийных массовых волнений с деятельностью антисоветских групп и организаций, способных придать этим волнениям политическую направленность, превратить асоциальные волнения городских жителей в антисоветские восстания.

В свое время удар по инакомыслию, вдохновленному «венгерским синдромом» и растущей «внеструктурной» политической активностью отдельных групп населения после разоблачений XX съезда КПСС, сопровождался существенными уступками рабочим для снижения их потенциальной конфликтности. Недаром в конце 1956 г.

пленум ЦК КПСС принял решение о снижении норм выработки — фактически об увеличении зарплаты.[499] Политическая опасность «соединения» рабочего недовольства с интеллигентским инакомыслием была в значительной степени ликвидирована.

А жестокий удар по «бытовым антисоветчикам», среди которых оказалось много заурядных пьяниц и болтунов из рабочей и мещанской среды, позволил властям благополучно выйти из первого после смерти Сталина кризиса взаимоотношений с народом.

Обратите внимание

В начале 1960-х гг. то, что раньше было лишь миражем и фантомом, начало приобретать более отчетливые очертания реальной угрозы. Руководство СССР своими собственными размашистыми действиями спровоцировало конфликт и создало опасность «соединения» народного недовольства с идеологией политического протеста.

В короткое время, практически одновременно, были проведены денежная реформа 1961 г., повышение цен на основные продукты питания и пересмотр норм выработки в сторону их увеличения.

Все это вызвало массовое недовольство, которое сочеталось с обострением проблем социальной справедливости, массовой эгалитаристской критикой новых «советских бар» и «дачного капитализма». В итоге, как отмечалось в информации КГБ в ЦК КПСС от 25 июля 1962 r.

, «после длительного перерыва вновь начали рассылаться анонимные документы с восхвалением участников антипартийной группы. Значительно больше стало поступать писем, содержащих террористические намерения в отношении руководителей коммунистической партии и правительства».[500]

Общее количество так называемых враждебных проявлений в первом полугодии 1962 г. в 2–3 раза превысило уровень 1961 г.[501] Среди авторов антисоветских документов (писем и листовок) около трети составляли рабочие, почти половина была моложе 30 лет, 40 процентов имели среднее и высшее образование. В 1960–1962 гг.

на территории Советского Союза было распространено более 34 600 антисоветских анонимных документов, в том числе 23 213 листовок.[502] В начале 1960-х гг. заметно активизировалось создание подпольных антисоветских групп. В первом полугодии 1962 г. органы госбезопасности «вскрыли» 60 таких групп, а за весь 1961 г.

 — только 47.[503]

Источник: https://scisne.net/a-1018?pg=12

Пожар и восстание в москве. смерть глинского. русские городские восстания

Смерть Глинского

Русские городские восстания

Столица Российского государства — Москва привлекала не только удельных князей, бояр, но и ремесленников. В шумной и многолюдной столице легче было затеряться беглому холопу, владевшему каким-нибудь ремеслом.

Сюда устремлялись и разоренные долгами и налогами крестьяне.

«Прежде… сего Москва не такова бяше народна, якоже ныне народом умножися в лета благовернаго царя и великого князя Ивана Василиевича всеа Русии», — записал летописец, живший в это время в столице.1

В 1547 г. Москва оказалась ареной драматических событий. На второй день пасхи (12 апреля) в столице вспыхнул пожар. К счастью, он охватил небольшую часть города. Сначала загорелась лавка в торгу в москотинном ряду.

Потом вспыхнули лавки и в других рядах. По Никольской улице пожар перекинулся вплоть до стен Китай-города. Черного люда столицы больше коснулся следующий пожар, 20 апреля.

За Яузой вдоль Москвы-реки выгорели кварталы гончаров и кожевников.

Самым опустошительным был третий пожар, который начался 21 июня па территории Воздвиженского монастыря, «на Арбатской улице на Острове» (позднейшая Воздвиженка, ныне ул. Фрунзе). Из-за сильного ветра «потече огнь яко молния». Пожар на юге достиг ручья Чертолья (ныне Чертольский пер. у Кропоткинских ворот).

Важно

Загорелся и Кремль, где погибли все деревянные сооружения, в том числе Казенный двор, Оружейная и Постельная палаты. Дым в Кремле был настолько силен, что в Успенском соборе чуть не задохнулся митрополит Макарий, которого вывели по тайнику к Москве-реке. Однако и там «бысть дымный дух тяжек и жар велик». Митрополита обвязали веревками и стали спускать к самой реке.

Веревки оборвались, и чуть живого Макария отвезли в Новинский монастырь.

Один за другим разрывались со страшным грохотом кремлевские стены, где хранилось «зелие пушечное», далеко разлетались кирпичи, горела деревянная кровля на кремлевских стенах, ветер срывал горящую дранку и разносил ее за пределы Кремля.

Испуганные лошади вырывались из царских конюшен, сбивали все на своем пути, давя на бегу падающих в дыму людей. Суетились и кричали люди, устремляясь к единственным оплотам спасения — церквам. Но и их стены трескались от нестерпимого жара.

Огонь проникал внутрь, выжигая церковную утварь, уничтожая высоко почитавшиеся иконы Рублева и Дионисия, неся гибель укрывшимся там людям.

Дотла выгорел Китай-город, причем на этот раз не только торг, но и Большой посад, горели заморские ткани, плавилось драгоценное оружие. В пламени погибли Пушечный двор и все строения по Рождественской улице. Пожар свирепствовал больше 10 часов и истребил основную территорию столицы (примерно до черты нынешнего бульварного кольца).

Позднейшие летописцы сообщали, что выгорело 25 тыс. дворов и погибло 1700, 2700 или 3700 человек. Возможно, это преувеличение, но, действительно, такого колоссального пожара не помнило уже несколько поколений.

В городе, ранее изобиловавшем свежей рыбой, дичиной, говядиной, а теперь превратившемся в дымящееся пепелище, не хватало продовольствия, чистой воды. На пятый день после пожара черные люди Москвы «восколебашеся аки юроди».

Волнения охватили московский посад.

Смерть Глинского

Состав участников движения 26 июня не вполне ясен. Летописцы пишут то о «черных людях», то о «москвичах болших и черных людях». Курбский замечал позднее, что «бысть возмущение велико всему народу». «Возмущение» было направлено против Глинских, снискавших общую ненависть.

Об обвинениях родных Иван IV услышал 23 июня, когда для обсуждения чрезвычайного положения у постели больного митрополита в Новинском монастыре собралась Боярская дума. Здесь присутствовали благовещенский протопоп Федор Бармин, князь Ф. И. Скопин-Шуйский, И. П.

Федоров, князь Темкин- Ростовский, Захарьин и Ф. М. Нагой. От Бармина, Скопина-Шуйского и Федорова Иван IV услышал, что его бабка якобы «волхованием сердца человеческие вымаша и в воде мочиша и тою водою кропиша, и оттого вся Москва выгоре».

Совет

2 Недовольные всевластием Глинских и бесчинствами их слуг низы городского населения обвиняли Глинских в поджоге Москвы.

Позднее всю вину за смерть Ю. Глинского царь возлагал на бояр: «Наши изменные бояре… наустиша народ».3 Трудно, однако, поверить его словам. Грозный писал об этом спустя более 15 лет, в тот период, когда его взаимоотношения с боярами достигли крайней степени обострения.

Собравшись «вечьем», т. е. вспомнив исчезнувшую форму городского управления восставшие двинулись в Кремль. Юрий Васильевич Глинский, опасаясь народного гнева, спрятался в митрополичьем Успенском соборе.

Его там нашли, избили, связали и «едва жива» выволокли из придела Дмитрия Солунского, а потом всем «миром» убили камнями на площади. Тело его было положено на торжище, как «осуженника». Таким образом, действия восставшего городского люда приобретали характер общегородского «вечевого» суда.

Остальным Глинским удалось избежать расправы. Михаила, по-видимому, не было в Москве, а Анна спаслась бегством. Не обнаружив в Кремле других представителей ненавистной им семьи, черные люди направились ко дворам убитого ими князя Юрия, «людей княже Юрьевых безчисленио побиша и живот княжей разграбиша».

Одновременно с людьми князя Глинского пострадали и дети боярские, недавно прибывшие из Северских городов{7}.

По-видимому, 27–28 июня Москва была полностью во власти черного посадского населения. 29 июня движение приняло новые формы. «Многие люди черные» отправились в подмосковную царскую резиденцию — село Воробьеве, куда еще 26 июня Иван IV перебрался из самого центра пожара — с Арбатской улицы.

Читайте также:  Населения на территории россии и постсоветских республик в 4 - 3 тысячелетиях до н. э.

Они двинулись «скопом», в полном вооружении — «якоже к боеви обычай имяху». Дело в том, что 26 июня прошел новый слух, будто Глинские подожгли Москву, «норовя приходу иноплеменных», т. е. крымского хана. Прибывшая в Воробьево вооруженная толпа испугала нововенчанного царя. «Узрев множество людей», он «удивися и ужасеся».

Обратите внимание

Грозный писал даже, будто бояре «наустили были народ и нас убити». Через три года, вспоминая о событиях июня 1547 г., царь прямо говорил: «От сего… вниде страх в душу мою и трепет в кости моа и смирися дух мой».4 По-видимому, царь Иван не преувеличивал своих впечатлений от июньских событий. Однако особе монарха ничто не угрожало.

Восставшие по-прежнему были настроены только против Глинских. Они считали, «будто государь хоронит у себя их». Царю и его приближенным удалось разубедить возбужденную толпу. Поддавшись уговорам царского окружения, черные люди ни с чем отправились восвояси. А еще через несколько дней Иван IV повелел произвести тщательный обыск.

«Все повелевшие кликата», т. е. призывать народ к «возмущению», были захвачены и публично казнены.

Так закончилось движение посадских людей Москвы в июне 1547 г. Оно было первым в России XVI столетия массовым выступлением низов городского населения с программой защиты его от власти феодальной знати. Разгром движения обрек на временное бездействие верхи города, ускорил процесс сближения купеческой верхушки, в первую очередь московской, с царскими слугами.

Советские исследователи недавно поставили вопрос о двух путях развития экономики и социальных отношений России, которая в середине XVI в. могла пойти или по крепостническому пути или по пути развития зарождавшихся предбуржуазных отношений.

Для центра страны вопрос был решен: усиление крепостничества и самодержавия там опиралось на прочные позиции светских и духовных феодалов. Иначе и быть не могло в условиях страны, где экономическая консолидация отставала от политической.

Некоторая заторможенность экономического развития России была следствием более чем двухвекового ордынского ига.

Русские городские восстания

Неудача московского восстания отражала слабость городов центра. Зато города и посады Севера быстро развивались. Среди них видное место занимали Новгород, Углич. Последний имел большие возможности для участия в волжской торговле, с одной стороны, и в центрально-русской, с другой.

С востока поступали ткани, изделия восточного ремесла, с севера угличские купцы привозили столь дорого ценившуюся на рынках запада пушнину. Здесь быстрее и раньше определилось противоречие между верхами и низами города. В 1547 г.

новгородский архиепископ Феодосий направляет Грозному послание, в котором говорит о «великих» убийствах и грабежах, совершавшихся в городе и по погостам. Архиепископ требовал закрытия корчем, где часто собирался недовольный люд; по его просьбе они были в том же, 1547 г. закрыты. В 1549 г. «смутишася людие града Устюга».

Важно

Волнения были направлены не против великокняжеской администрации, как в Пскове или Москве, а против быстро богатевшей верхушки города. В 1550 г. движение городских низов началось во Пскове.

Здесь борьба развернулась в двух направлениях: все посадское население выступало против царской администрации, и в то же время сам посад разделился на два лагеря — меньшие, черный посадский люд, и верхушка, богатеи. Русские городские восстания, объективно направленные против феодального строя, влились в общую струю движений бюргерства и крестьянства Европы.

Европа конца 40-х годов XVI в. стала ареной массовых движений, участниками которых были горожане и отчасти крестьяне. Во Франции в 1548 г. отдача на откуп соляного налога, приведшая к увеличению податного бремени, вызвала на юго-западе страны — в Гиени, Керси, Димузене и Сентонже широкое движение, центром которого стал город Бордо.

Это движение было направлено против финансовой политики государственной власти. В 1549 г. Англия пережила массовые движения в Корнуэле, Девоне, Норфолке. Движущей силой этих восстаний было крестьянство, в Девоне — католическое, в Норфолке — протестантское. Хотя эти выступления проходили под религиозными лозунгами, они выражали протест крестьянских масс против наступления новых порядков, поддерживаемых государственной властью.

Выступления во Франции и Англии показали более высокую ступень классового самосознания крестьянства и бюргерства, более высокий этап народных движений.

Было, однако, нечто общее, что роднило движение бюргерства и крестьянства стран Европы, — это их направленность против усиления гнета со стороны централизованного или централизующегося государства.

Городские движения в России потребовали перемен системы управления.

Источник: http://www.bibliotekar.ru/3-1-48-ivan-4-grozniy/7.htm

Движения социальных низов и городские восстания в XVII в

Положение крестьян и городских низов

Крепостнические порядки всей своей тяжестью ложились на широкие народные массы, на крестьян и на посадское население.

Положение крестьян было тяжелым не только в хозяйственном, но ив правовом отношении. Помещики и их приказчики били крестьян плетьми, заковывали в кандалы за любую провинность.

Стихийным проявлением борьбы крестьян против угнетателей были нередкие убийства помещиков и крестьянские побеги.

Совет

Крестьяне покидали насиженные места, скрывались в отдаленные и малозаселенные области в Поволжье и на юге России, особенно на Дону.

В городе имущественные и социальные различия среди посадских людей подчеркивались самим правительством, делившим посадских людей по зажиточности на «добрых» (или «лучших»), «середних» и «молодших». Большинство посадских людей принадлежало к молодшим людям.

Лучшие люди насчитывались единицами, но им принадлежало наибольшее количество торговых лавок и промысловых заведений (салотопни, воскобойни, винокурни и пр.). Они опутывали долговыми обязательствами и нередко разоряли молодших людей.

Противоречия между лучшими и молодшими посадскими людьми неизменно проявлялись при выборах земских старост, ведавших раскладкой податей и повинностей в посадской общине.

Попытки молодших людей провести в земские старосты своих кандидатов встречали решительный отпор со стороны городских богатеев, обвинявших их в мятеже против царского правительства. Молодшие посадские люди, «чающие истины» и «от всех злых избавления и от властительских всяких насильств», жгуче ненавидели городских «мироедов» и принимали участие во всех восстаниях XVII в.

Крепостническое государство решительно подавляло всякую попытку протеста обездоленных народных масс. Доносчики немедленно сообщали воеводам и в приказы о «непригожих речах на государя». Арестованные подвергались пытке, которая производилась трижды.

Признавшие свою вину подвергались наказанию кнутом на площади и ссылке в дальние города, а иногда и смертной казни. Выдержавшие трехразовую пытку выходили на свободу обычно искалеченными на всю жизнь.

«Извет» (донос) по политическим делам был узаконен в России XVII столетия как одно из средств расправы с народным недовольством.

Городские восстания

Современники называли XVII век «бунташным» временем. И действительно, в предшествовавшей истории феодально-крепостнической России не было такого количества антифеодальных выступлений, как в XVII столетии.

Обратите внимание

Крупнейшими из них в середине и второй половине этого века были городские восстания 1648—1650 гг., «медный бунт» 1662 г., крестьянская война под предводительством Степана Разина 1670—1671 гг. Особое место занимает «раскол». Он начался как религиозное движение, нашедшее позже отклик в народных массах.

Городские восстания 1648—1650 гг. были направлены против бояр и правительственной администрации, а также против верхушки посадских людей. Общественное недовольство усиливалось крайней продажностью государственного аппарата. Посадские люди вынуждены были давать воеводам и приказным людям взятки, «посулы». Ремесленников в городах заставляли бесплатно работать на воевод и дьяков.

Главными движущими силами этих восстаний были молодшие посадские люди и стрельцы. Восстания были городскими по преимуществу, но в некоторых районах охватили и деревню.

Волнения в городах начались уже в последние годы царствования Михаила Романова, но вылились в форму восстаний при его сыне и преемнике Алексее Михайловиче. В первые годы его царствования фактическим правителем государства был царский воспитатель («дядька») — боярин Борис Иванович Морозов.

В своей финансовой политике Морозов опирался на купцов, с которыми был тесно связан общими торговыми операциями, так как его обширные вотчины поставляли поташ, смолу и другие продукты для экспорта заграницу. В поисках новых средств для пополнения царской казны правительство по совету думного дьяка Н. Чистого в 1646 г. заменило прямые налоги налогом на соль, подорожавшую тотчас же почти втрое.

Известно, что подобный налог (габель) и во Франции вызывал в том же XVII в. большие народные волнения.

Ненавистный соляной налог был отменен в декабре 1647 г., но вместо доходов, поступавших в казну от продажи соли, правительство возобновило сбор прямых налогов — стрелецких и ямских денег, требуя уплаты их за два года.

Волнения начались в Москве в первых числах июня 1648 г. Во время крестного хода большая толпа посадских людей окружила царя и пыталась передать ему челобитье с жалобой на насилия бояр и приказных людей. Стража разогнала челобитчиков.

Важно

Но на следующий день к посадским людям примкнули стрельцы и другие ратные люди. Восставшие ворвались в Кремль, кроме того, они разгромили дворы некоторых бояр, стрелецких начальников, купцов и приказных людей. Думный дьяк Чистой был убит в своем доме. Восставшие вынудили правительство выдать Л.

Плещеева, ведавшего московским городским управлением, и Плещеев был всенародно казнен на площади как преступник. Восставшие требовали выдачи и Морозова, но царь тайно отправил его в почетную ссылку в один из северных монастырей.

«Посадские люди всею Москвою», поддержанные стрельцами и холопами, заставили царя выйти на площадь перед Кремлевским дворцом и дать клятвенное обещание выполнить их требования.

Московское восстание нашло широкий отклик в других городах. Там ходили слухи, что в Москве «сильных побивают ослопьем да каменьем». Восстания охватили ряд северных и южных городов — Великий Устюг, Чердынь, Козлов, Курск, Воронеж и др.

В южных городах, где посадское население было немногочисленным, восстания возглавили стрельцы. К ним иногда присоединялись крестьяне близлежащих деревень. На Севере главная роль принадлежала посадским людям и черносошным крестьянам. Таким образом, уже городские восстания 1648 г.

были тесно связаны с движением крестьян.

На это указывает и челобитье посадских людей, поданное царю Алексею во время московского восстания: «Весь народ во всем Московском государстве и в его порубежных областях от такой неправды в шатость приходит, вследствие чего большая буря подымается в твоем царском стольном городе Москве и в иных многих местах, в городах и в уездах».

Ссылка на восстание в порубежных местах позволяет предположить, что восставшие, возможно, были осведомлены об успехах освободительного движения на Украине под предводительством Богдана Хмельницкого, которое началось весною того же. 1648 г.

«Уложение» 1649 г.

Вооруженным выступлением городских низов и стрельцов, вызвавшим замешательство правящих кругов, воспользовались дворяне и верхушка купечества, чтобы предъявить правительству свои сословные требования.

В многочисленных челобитьях дворяне требовали выдачи жалованья и отмены «урочных лет» для сыска беглых крестьян, гости и торговые люди добивались введения ограничений для торговли иностранцев, а также конфискации привилегированных городских слобод, которыми владели крупные светские и духовные феодалы.

Совет

Правительство вынуждено было уступить домогательствам дворян и верхушки посада и созвало Земский собор для выработки нового судебника (уложения).

На Земский собор, созванный 1 сентября 1648 г. в Москве, прибыли выборные от 121 города и уезда.

На первом месте по количеству выборных стояли провинциальные дворяне (153 человека)и посадские люди (94 человека).

«Соборноеуложение», или новый свод законов, было составлено особой комиссией, обсуждено Земским собором и напечатано в 1649 г. исключительно большим для того времени тиражом в 2 тыс. экземпляров.

«Уложение» составлялось на основании ряда источников, в числе которых находим «Судебник» 1550 г., царские указы и «Литовский статут». Оно состояло из 25 глав, разделенных на статьи.

Вводная глава к «Уложению» устанавливала, чтобы «всяких чинов людем от большого и до меньшего чину суд и расправа была во всяких делех всем ровна». Но эта фраза имела чисто декларативный характер, так как в действительности «Уложение» утверждало сословные привилегии дворян и верхушки посадского мира.

«Уложение» подтвердило право владельцев передавать поместье по наследству при условии, что новый помещик будет нести военную службу. В интересах дворян оно запретило дальнейший рост церковного землевладения. Крестьяне были окончательно закреплены за помещиками, а«урочные лета» для поисков беглых крестьян отменены.

Дворяне имели теперь право искать беглых крестьян в течение неограниченного времени. Это означало дальнейшее усиление крепостной зависимости крестьян от помещиков.

«Уложение» запрещало боярам и духовенству устраивать в городах свои так называемые белые слободы, где жили их зависимые люди, занимавшиеся торговлей и ремеслом; все люди, бежавшие от посадского тягла, должны были снова вернуться в посадскую общину.

Эти статьи «Уложения» удовлетворяли требования посадского населения, добивавшегося запрещения белых слобод, население которых, занимаясь торгами и промыслами, не было обременено посадским тяглом и поэтому успешно конкурировало с тяглецами черных слобод.

Ликвидация частновладельческих слобод была направлена против остатков феодальной раздробленности и укрепляла город.

«Соборное уложение» больше чем на 180 лет сделалось основным законодательным кодексом России, хотя многие его статьи были отменены дальнейшими законодательными актами.

Восстания в Пскове и Новгороде

«Уложение» не только не удовлетворило широкие круги посадских людей и крестьян, но еще более углубило классовые противоречия. Новые восстания 1650 г. в Пскове и Новгороде развертывались в обстановке борьбы молодших посадских людей и стрельцов против дворян и крупных торговых людей.

Читайте также:  Ссср в 1970 - 1980-е гг.

Поводом к восстанию явилась спекуляция хлебом, которая проводилась по прямому предписанию властей. Правительству было выгодно взвинтить цены на хлеб, так как происходившая в это время расплата с шведами за перебежчиков в Россию из территорий, отошедших к Швеции по Столбовскому миру 1617 г., частично производилась не деньгами, а хлебом по местным рыночным ценам.

Обратите внимание

Главное участие в псковском восстании, начавшемся 28 февраля 1650 г., приняли посадские люди и стрельцы. Они взяли под стражу воеводу и организовали собственное правительство в Земской избе во главе с хлебником Гаврилой Демидовым. 15 марта восстание вспыхнуло в Новгороде, и, таким образом, два больших города отказались повиноваться царскому правительству.

Новгород продержался не более месяца и покорился царскому воеводе князю И. Хованскому, который тотчас же посадил в тюрьму многих участников восстания. Псков продолжал бороться и успешно отбивал нападения подошедшего к его стенам царского войска.

Правительство восставших псковичей, во главе с Гаврилой Демидовым, провело мероприятия, улучшавшие положение городских низов.

Земская изба приняла на учет продовольственные запасы, принадлежавшие дворянам и купцам; во главе военных сил, оборонявших город, были поставлены молодшие посадские люди и стрельцы; казнены некоторые дворяне, уличенные в сношениях с царскими войсками.

Особенное внимание обратили восставшие на привлечение к восстанию крестьян и посадских людей в пригородах. Большинство пригородов (Гдов, Остров и др.) присоединилось к Пскову. В деревне началось широкое движение, охватившее громадную территорию от Пскова до Новгорода.

Отряды крестьян жгли помещичьи усадьбы, нападали на небольшие дворянские отряды, тревожили тыл армии Хованского. В самой Москве и других городах было неспокойно. Население обсуждало слухи о псковских событиях и выражало свои симпатии к восставшим псковичам.

Правительство вынуждено было созвать Земский собор, который постановил отправить в Псков делегацию выборных людей. Делегация уговорила псковичей сложить оружие, обещав амнистию восставшим. Однако вскоре это обещание было нарушено, и правительство отправило Демидова вместе с другими руководителями восстания в далекую ссылку. Псковское восстание продолжалось почти полгода (март — август 1650 г.), а крестьянское движение в Псковской земле не прекращалось еще несколько лет.

«Медный бунт»

Новое городское восстание, получившее название «медного бунта», произошло в Москве в 1662 г. Оно развертывалось в условиях экономических затруднений, вызванных длительной и разорительной войной России с Речью Посполитой (1654—1667), а также войной с Швецией.

Важно

Ввиду недостатка сереоряных денег правительство решило выпускать медную монету, приравненную по стоимости к серебряным деньгам. Первоначально медные деньги принимались охотно (их стали выпускать с 1654 г.), но медь стоила в 20 раз дешевле серебра, а медные деньги выпускались в чрезмерном количестве. К тому же появились «воровские», фальшивые деньги.

Они чеканились самими денежными мастерами, находившимися под покровительством царского тестя боярина Ми-лославского, замешанного в этом деле.

Медные деньги постепенно начали падать в цене; за одну серебряную деньгу стали давать 4, а потом 15 медных денег. Правительство само способствовало падению курса медных денег, требуя чтобы налоги в казну уплачивались серебряными монетами, тогда как жалованье ратным людям выдавалось медью. Серебро стало исчезать из обращения, а это повлекло за собой дальнейшее падение ценности медных денег.

От введения медных денег больше всего страдали посадские люди и служилые люди по прибору: стрельцы, пушкари и др. Посадские люди обязаны были платить денежные взносы в казну серебряными деньгами, а с ними расплачивались медью.

«На медные деньги не продают, серебряные негде взять», — говорили «подметные письма» , распространяемые среди населения. Крестьяне отказывались продавать хлеб и другие съестные припасы на обесцененные медные деньги.

Цены на хлеб поднимались с невероятной быстротой, несмотря на хорошие урожаи.

Недовольство посадских людей вылилось в большое восстание. Летом 1662 г. посадские люди разгромили в Москве некоторые боярские и купеческие дворы. Большая толпа пошла из города в подмосковное село Коломенское, где жил в это время царь Алексей, чтобы потребовать уменьшения налогов и отмены медных денег.

«Тишайший» царь, как лицемерно называли Алексея церковники, обещал расследовать дело о медных деньгах, но тотчас же вероломно нарушил свое обещание. Вызванные им войска учинили жестокую расправу с восставшими. Человек 100 утонуло в Москва-реке во время бегства, убитых, раненых, либо посаженных в тюрьму было больше 7 тыс.

Жесточайшие наказания и пытки последовали за первой расправой.



Источник: https://infopedia.su/12x34bd.html

Trojden | Особенности социальных движений в России в XVII—XVIII вв.: Данилов А. А. — 10 класс

Социальная политика властей. Причины социальных движений. Социальная политика властей в XVII—XVIII вв. имела один важнейший вектор — она была направлена на формирование и укрепление социально-экономической и политической опоры самодержавия, а затем и абсолютизма.

С этой целью формировался и разбухал административно-управленческий аппарат, расширялись привилегии дворянства и закрепощались крестьяне, усиливалось налоговое бремя городского населения и ограничивались свободы и привилегии казачества, велась борьба со старообрядцами.

Итогом такой социальной политики становилось не только укрепление мощи государства и власти монарха, но и усиление социального неравенства, увеличение разрыва между «верхами» и «низами» общества. Такая ситуация не могла не вызывать социального протеста «низов», их стремления вернуть прежние порядки.

Социальные движения особенно активизировались под влиянием Смуты и ослабления государственной власти в начале XVII в., который современники называли «бунташным».

Таким образом, главными причинами народных выступлений были:

— закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;

— усиление налогового гнета, ведение почти непрерывных войн (что сказывалось на благосостоянии населения);

— усиление приказной волокиты и бюрократизма;

— попытки ограничения казачьей вольности;

— церковный раскол и жестокое подавление инакомыслия.

Совет

Все это объясняло участие в выступлениях против власти представителей не только крестьянства (как это было прежде), но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоев духовенства.

Участие в борьбе с властью казаков и стрельцов, имевших не только оружие, но и опыт военных действий, придавало народным выступлениям характер ожесточенной вооруженной борьбы, вызывавшей большие человеческие жертвы.

В XVIII в. традиционные мотивы народных выступлений были дополнены политическим курсом Петра I и его наследников.

Северная война легла тяжелым бременем на плечи большинства населения страны. Крестьянство, помимо барщины и оброка, было обложено массой новых государственных повинностей и косвенных налогов. Кроме налогов в пользу государства, местные чиновники вводили дополнительные платежи и виды работ «на местные нужды».

Произвол чиновников и местной администрации также был причиной народного гнева. Создание регулярной армии потребовало ежегодных рекрутских наборов, отрывавших тысячи крестьян от их хозяйства.

Десятки тысяч крестьян были силком направлены на строительство Санкт-Петербурга, возведение укреплений Азова, Таганрога, Троицкого, на постройку Волго-Донского, Вышневолоцкого, Ладожского обводного каналов. Многие тысячи погибли на этих работах.

Освоение земель Поволжья, Приуралья, Сибири сопровождалось захватами земель у местного населения, введением для него новых налогов, насильственным насаждением православия. По-прежнему жестоко карались сторонники старообрядческой церкви. Много недовольства вызывало насильственное введение европейских традиций, обрядов и порядков.

Все это приводило на протяжении правления царя-реформатора к массовым выступлениям самых различных слоев населения против власти.

Крестьянские волнения. Самыми массовыми и страшными для власти были крестьянские выступления, хотя в них участвовали, наряду с крестьянами, холопы, посадский люд, казаки, служилые люди по прибору и др. Их масштаб и кровопролитие в XVII—XVIII вв. были беспрецедентны. В отечественной литературе со второй половины XIX в.

Обратите внимание

утвердился термин «крестьянская война». В советское время этим термином определяли четыре массовых народных выступления. Первым была Крестьянская война начала XVII в. (восстание Хлопка в 1603 г., восстание Илейки Муромца в 1605—1607 гг., восстание Ивана Болотникова в 1606—1607 гг.). Вторым — Крестьянская война под предводительством С. Т. Разина 1670—1671 гг.

Третьим — Крестьянская война под предводительством К. А. Булавина 1707—1709 гг. Четвертым — Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева 1773—1775 гг.

Историки, занимавшиеся изучением крестьянских движений, полагали, что крестьянская война отличалась от других народных выступлений относительной сплоченностью восставших, наличием общих лозунгов и единого центра движения.

В настоящее время историки не рассматривают массовые движения начала XVII в. и восстание под руководством Булавина как крестьянские войны, так как в них участвовали самые широкие слои населения.

Не подвергается сомнению определение «крестьянская война» в отношении движений Разина и Пугачева. Однако антифеодальный характер этих массовых крестьянских выступлений историки сегодня не поддерживают.

Они считают, что это были во многом стихийные выступления, вызванные последствиями войн, ослаблением центральной власти, падением жизненного уровня населения, неурожаями и т. п.

Массовые выступления крестьян, безусловно, влияли на корректировку внутренней политики правящего режима, изменение законодательства и т. п., но к расшатыванию основ феодального строя не вели.

Взятие отрядами Степана Разина Астрахани. Гравюра.

Городские восстания. Массовые и частые выступления городского населения были характерны преимущественно для XVII в.

Основным поводом к ним служили неупорядоченность налогов, служебных повинностей и форм их разверстки среди горожан.

Важно

Участники городских восстаний требовали ликвидации привилегий «беломестных слобод» и возвращения в посадское тягло закладчиков, ограничения произвола чиновников и расширения местного самоуправления.

Попытки власти быстро восстановить страну после Смуты были связаны в основном с усилением налогов и повинностей в отношении незакрепощенного населения городов.

Наиболее сильные восстания имели место в 1648 г. Кроме Москвы (Соляной бунт), они прокатились по 40 городам страны, заставив власти принять экстренные меры для наведения порядка. Соборное уложение 1649 г.

зафиксировало значительные уступки центральной власти дворянству и верхушке городского посада, однако совсем снять социальные противоречия, конечно, не могло.

Об этом свидетельствовали восстания в Новгороде и Пскове (1650), новое крупное восстание в Москве (Медный бунт, 1662 г.) и ряде других городов страны.

Несмотря на то что каждое из городских восстаний имело свою специфику, все они обладали общими чертами: стихийный характер, разрозненность выступлений, расправы с зажиточными людьми, уничтожение резиденций воевод и дворов знати.

Размах городских выступлений значительно ослаб в условиях формирования городского сословия, после принятия Уложения 1649 г., а затем и введения Петром I органов городского самоуправления. Однако они не прекратились и после этого. Примером тому стало Астраханское восстание 1705 г.

Окончательно крупные городские восстания в России прекратились после принятия в 1785 г. Жалованной грамоты городам, закрепившей формирование городского сословия. Немалую роль сыграло и усиление административно-полицейского аппарата власти.

Движения старообрядцев. Церковный раскол впервые привел к массовым религиозным выступлениям.

Совет

Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных социальных слоев, понимавших по-своему приверженность традициям своей веры.

Разнообразными были и формы протеста: от самосожжения и голодной смерти, отказа признавать никоновскую реформу, уклонения от повинностей и неподчинения властям до вооруженного сопротивления царским воеводам.

Только за 20 лет (1675—1695) в массовых самосожжениях погибли до 20 тысяч старообрядцев.

Крупнейшими вооруженными выступлениями борцов за веру были Соловецкое восстание 1668—1676 гг., движение раскольников во время Московского восстания 1682 г., выступление на Дону в 70—80-е гг.

Особо жестоко было подавлено восстание монахов Соловецкого монастыря. Кровавая расправа, учиненная воеводами над его защитниками, стала последним событием царствования Алексея Михайловича, умиравшего в страшных мучениях летом 1676 г. Народная молва связывала его мучительную смерть с Божьей карой за убийство невинных.

Однако выступления старообрядцев проходили вплоть до конца столетия, уже при Петре I. Продолжались они и позже, но размах их был намного меньше.

Национальные движения. По мере становления России как многонационального государства центральная власть стремилась максимально унифицировать положение и статус различных территорий и групп населения. На практике это вело к усилению экономического гнета и принудительной христианизации.

В 1713 и 1715 гг. Петром I были подписаны указы, требующие от служилых инородцев креститься под угрозой изъятия в пользу государства принадлежащих им православных крестьян с землей и имуществом.

В 1740 г. по указу Анны Иоанновны была основана Контора новокрещенских дел, задачей которой была христианизация мусульманского населения Поволжья. Елизавета Петровна в 1742 г. запретила строить новые мечети и приказала уничтожить «лишние» прежние.

Обратите внимание

В результате только в Казани и Казанском уезде были уничтожены за два года 418 мечетей. Хотя в указах царей обращалось особое внимание на неприемлемость насильственной христианизации, местные власти нередко действовали иначе.

При опоре на военную силу они сгоняли население нерусских деревень к рекам и насильно крестили. Не соблюдавших христианских обрядов подвергали наказаниям, отправляли в тюрьмы.

Часто осквернялись мусульманские и иные кладбища и святыни.

Результатом этого курса стало то, что уже к середине XVIII в. было крещено подавляющее большинство чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов, почти 9 тысяч татар.

В других, христианских национальных районах России на первое место выступала борьба за возвращение отнятых привилегий.

К примеру, на Украине — за казацкие привилегии, против ликвидации элементов местного самоуправления, попыток введения крепостного права.

Все это не могло не вызывать национальных выступлений. На протяжении всего XVIII в. по национальным районам России (главным образом, Украине и Поволжью) выступления на национальной и религиозной почве следовали одно за другим. Активное участие татары и башкиры приняли в выступлении Пугачева. Повстанцы под руководством Салавата Юлаева были одним из наиболее мощных отрядов восставших.

Читайте также:  Окончательный разгром германии. освобождение европы

1. Что составляло основу социальной политики властей России в XVII в.? 2. Какие объективные и субъективные факторы определяли такую ее направленность? 3. Какие слои населения были участниками социальных движений в XVII в.? 4. Изменился ли этот состав в сравнении с XVI в.? 5. Что такое крестьянская война? Чем она отличается от крестьянского восстания? 6.

К каким событиями XVII—XVIII вв. применимы эти термины? 7. Чем отличаются городские восстания XVII в. от аналогичных выступлений в предыдущий период? 8. Когда и в связи с чем прекратились массовые городские восстания в России? 9. Чем объяснить рост национальных движений на окраинах Российской империи в XVIII в.? 10.

Почему размах выступлений старообрядцев заметно ослаб в XVIII в.?

«Бунташным веком» назвали век XVII. Какие для этого были основания? Назовите крупнейшие крестьянские выступления в XVII—XVIII вв. Что видите в них общего? В чем разница? Согласны ли вы с приведенным выше утверждением?



Источник: https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-10-class-danilov-2007/23

Городские восстания середины XVII века — «соляной» и «медный» бунты

      «СОЛЯНОЙ БУНТ», Московское городское восстание 1648 г. — выступление московских посадских людей и стрельцов против усиления налогового бремени.
      После смерти царя Михаила Федоровича (1645 г.) новым государем стал его 16-летний сын Алексей Михайлович. Новое правительство испытывало острую нужду в деньгах. В 1646 г.

по инициативе боярина Б.И. Морозова царь издал указ о повышении пошлины на продажу соли, при этом некоторые другие налоги были отменены. Отныне в казну поступали 2 гривны с каждого пуда соли. Однако цены на соль выросли настолько, что народ перестал ее покупать. Казна пустела. В декабре 1647 г. соляной налог был отменен. Одновременно в 1648 г.

с тяглого населения началось взимание ранее отмененных налогов за три прошедших года.       Во многих городах посадское население роптало. В Москве же действия властей вызвали настоящее восстание, которое вошло в историю под названием «Соляной бунт». 2 июня 1648 г. огромная толпа недовольных собралась на Красной площади, а затем двинулась в Кремль.

Собравшись вокруг царского дворца горожане шумно требовали «выдать головой» главных виновников своего разорения — боярина Морозова, его шурина окольничего Петра Траханиотова и Леонтия Плещеева, также бывшего с ними в родстве. Двор боярина Морозова был разгромлен. При этом никто из погромщиков не позарился на богатство боярина.

«То наша кровь» — кричали москвичи и бросали боярское добро в огонь. Вслед за этим восставшие разорили двор думного дьяка Назария Чистого, возглавлявшего Посольский приказ. Сам хозяин был убит ударом дубины, а тело его брошено на навозную кучу.

Важно

Московские стрельцы, кроме наиболее приближенного к царю Стремянного полка, отказались выступить против восставших.       На следующий день разгрому подверглись дворы Траханиотова, Плещеева, а также князей Н. И. Одоевского, А.М. Львова, дьяка Г. Ларионова, купца В. Шорина и др.

В довершение всех бед в этот же день в Москве вспыхнул сильный пожар, в результате которого выгорели улицы Петровка, Дмитровка, Тверская, Никитская, Арбат, Чертолье. Положение в городе стало угрожающим. Плещеев и Траханиотов были выданы на расправу и убиты. Морозову удалось спастись лишь благодаря заступничеству царя Алексея Михайловича.

      Правительство пошло на уступки, объявив об отсрочке взимания недоимок. Стрельцам выдали по 8 рублей каждому. Царь лично руководил усмирением бунта, обращаясь к своим подданным с «увещеванием» за «непохвальное поведение».

автор статьи Волков В.

Медный бунт, Московское восстание   

Медная копейка царя Алексея Михайловича, которая выпускалась в 1650-х гг. вместо серебряной

Московское восстание 1662 года («Медный бунт») было вызвано финансовой     катастрофой в государстве и тяжёлым экономич. положением трудовых масс     города и деревни в результате резкого роста податного гнёта в ходе войн     России с Польшей и Швецией.

Массовый выпуск правительством медных денег (с      1654), приравненных к стоимости серебряных денег, и их значительное     обесценивание к сер. 1662 (в 6—8 раз) привели к резкому вздорожанию     продуктов питания, огромной спекуляции, злоупотреблениям и массовой подделке     медных монет (в чём оказались замешанными отд.

представители центр,      администрации). Во многих городах (особенно в Москве) разразился голод среди     основной массы горожан (несмотря на хорошие урожаи в предшествующие годы).      Большое недовольство вызвало также решение пр-ва о новом тяжелейшем     внеочередном сборе налога (пятине). Активными участниками М. в.

1662 были     представители городских низов столицы, иногородцы и крестьяне из     подмосковных сёл. В отличие от М. в. 1648 в движении 1662 массовое участие     приняли солдаты (особенно из полка Шепелева), значит, группы драгун из ряда     полков, часть стрельцов.

Восстание вспыхнуло ранним утром 25 июля, когда во     многих р-нах Москвы появились листовки, в к-рых виднейшие руководители пр-ва      (И. Д., И. М. и И. А. Милославские; Б. М. Хитрово, Ф. М. Ртищев) объявлялись     изменниками. Толпы повстанцев направились к Красной площади, а оттуда в с.      Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович.

Восставшие (4—5 тыс.      чел., в основном горожане и солдаты) окружили царскую резиденцию, передали     царю свою челобитную, настаивая на выдаче указанных в листовках лиц, на     резком снижении налогов, цен на продукты и т. п. Застигнутый врасплох, царь,      при к-ром было ок. 1000 вооруж.

Совет

придворных и стрельцов, не рискнул пойти на     расправу, пообещав повстанцам произвести расследование и наказать виновных.      Повстанцы повернули в Москву, где после ухода первой группы восставших     образовалась вторая и начался разгром дворов крупных купцов. В тот же день     обе группы объединились, прибыли в с.

Коломенское, вновь окружили царский     дворец и решительно потребовали выдачи руководителей пр-ва, угрожая казнить     их и без санкции царя. В это время в Москве после ухода второй группы     восставших в с.

Коломенское власти с помощью стрельцов перешли по приказу     царя к активным карательным акциям, а в Коломенское уже были стянуты 3      стрелецких и 2 солдатских полка (до 8 тыс. чел.). После отказа восставших     разойтись началось избиение в основном безоружных людей. В ходе расправы и     последующих казней было убито, потоплено, повешено и казнено ок.; 1 тыс.      чел., до 1,5—2 тыс. повстанцев сослано (с семьями до 8 тыс. чел.). Несмотря     на поражение, М. в. 1662 привело к отмене медных денег и другим уступкам     пр-ва.

В. Д. Назаров

Использованы материалы Советской    военной энциклопедии в 8-и томах, т. 5.

Описание «медного бунта» Птариком Гордоном

Июля 5 [Ошибка П. Гордона Медный бунт был     25 июля 1662 года]. Рано    утром, когда я обучал полк на поле у    Новоспасского монастыря, к нам явился    полковник Крофорд, сообщил, что в городе    великое смятение, и дал приказ выступать    к Таган­ским воротам.

Я осведомился, где    император [царь], и узнав, что он в Ко­ломенском,     советовал идти туда, на что полковник    никак не согла­шался и послал одного    русского лейтенанта разведать, в чем дело.

     Затем он сам поскакал к мосту, где    проходили мятежники, и подверг­ся бы    нападению, если бы не был спасен    выборными солдатами [два московских    выборных полка, сформированных в 1656 — 58 гг.],     кои его знают.

Мятежники толпою вышли из Серпуховских    ворот. Их было около 4 или 5 тысяч, без    оружия, лишь у некоторых имелись дубины    и палки. Они притязали на возмещение [убытков]     за медные деньги, соль и многое другое.

С    сею целью в разных местах горо­да были    расклеены листы, а один стряпчий перед    Земским двором читал лист, содержащий их    жалобы, имена не­которых особ, коих они    мнили виновными в злоупотреблениях, и    призыв ко всем идти к царю и добиваться    возмещения, а также го­лов дурных    советников.

Когда чернь собралась, иные пошли    грабить дом гостя или старосты по имени    Василий Шорин, но большинство    отправились в Ко­ломенское, где, пока Его    Величество пребывал в церкви, они домогались    у бояр и придворных обращения к царю.

     Наконец, когда царь вышел из церкви и сел    на коня, они весьма грубо и с громкими    вопля­ми настаивали, чтобы он загладил их    обиды.

Обратите внимание

Царь и кое-кто из бояр порицали их    за то, что пришли в таком беспорядке и    количестве, и объявили, что обиды будут    заглажены, а посему немедленно будет    созван совет — им должно лишь немного    потерпеть.

Тем временем при первом их    появлении был послан приказ двум    стрелецким полковникам идти со своими    полками как можно скорее в Ко­ломенское,     а прочим было велено подавить оставшихся    в Москве.

В сильном нетерпении я убеждал    полковника идти в Коломен­ское, но он все    не желал выступать без приказа.

У нас в    полку было около 1200 человек, в том числе 800     мордвин и черемисских татар, кои, верно,     не стали бы сочувствовать или примыкать к    мятежникам и бунтовщикам; остальные —     пестрая смесь из русских — не стоили    большого доверия.

Правда, за малым    исключением все они оставались под    знаменем, а офицеры хорошо за ними    надзирали. Я раздал порох и пули, каждому    по три заряда — все, что имел.

Наконец я добился от полковника    разрешения самому ехать в Коломенское    за приказом, что и сделал весьма спешно.     Однако бунтов­щики так обложили    дворцовые аллеи, что я никак не мог    подобраться и с большим трудом избежал    плена.

По пути назад на лугу стоял пол­ковник Аггей Ал[ексеевич] Шепелев со своим    полком, который сильно поредел, ибо    многие из его солдат участвовали в бунте.     Я спро­сил, какие им получены приказания;     он ответил — стоять на месте.

Чуть поодаль    я повстречал Артемона Сергее[еевича]     Матвее­ва, а затем Семена Фед[оровича]     Полтева на марше с их довольно    поредевшими полками. Оба сказали, что им    велено идти в Коломен­ское, но не могли    подать совет, что делать мне.

Важно

Князь Юрий Ивано[вич] Ромодановский,     один из главных наперс­ников и фаворитов    Его Величества, был послан в Слободу, или    Предместье Иноземцев, дабы привести их    всех в Коломенское. В Слободе поднялся    большой переполох. У одного купца брали    оружие, раздавали желающим, и все    выступали, кто на лошадях, кто пешком.

Добравшись до полка, который полковник    отвел от ворот и по­строил возле    монастыря, я убедил его идти вперед. Мы    дошли до Кожуховского моста, где    получили приказ остановиться, охранять    мост и захватывать беглецов.

К этому    времени два стрелецких полка яви­лись и    были пропущены через задние ворота    дворца, Они соединились со всадниками из    придворных и, произведя нападение через    большие ворота, без особого риска и труда    рассеяли [мятежников], одних загнали в    реку, других перебили и множество взяли в    плен. Многие к тому же спаслись.

Солдаты нашего полка поймали 13     отставших, кои вместе с прочими, взятыми    позже, были назавтра отправлены в    Коломенское. Из сих бунтовщиков    множество на другой день было повешено в    раз­ных местах, а около 2000 с женами и    детьми впоследствии сослано в дальние    края.

Все иноземные офицеры получили за сие    дело небольшие пожалованья или награды, а    мой полковник — весьма значительный дар,     наряду со стрелецкими полковниками, кои    вместе со своими офицерами были щедро    награждены.

Если бы полковник последовал    моему совету, мы явились бы в срок для    охраны Его Величества и вполне могли    разгромить бунтовщиков.

Мой полковник    потом часто сокрушался, что упустил столь    хорошую возможность ко своему и нашему    отличию.

Примерно тогда же возмутились    башкирские татары и стали тре­вожить    русские гарнизоны в Уфе, Осе и другие.     Земля эта лежит по пути в Сибирь, на юг от    реки Камы; реки Уфа, Сон и прочие, что    омывают их землю, впадают в Каму.

Совет

Повод к    сему бунту дали при­теснения и    вымогательства губернаторов. [Башкиры] —     хорошие на­ездники, вооруженные луками,     стрелами и копьями. Они язычники. Земля их    неплодородна, полна лесов и изобильна    рыбой и дичью.

Всего их менее 10 000 семей…

Мой полковник получил приказ выступить    с полком против сих дикарей.

Узнав об этом,     я заявил ему, что согласно моему договору    уже прослужил почти год майором; я не    намерен и не стану отправляться так    далеко от двора (свыше 1000 верст) в оном    чине, ибо мы, возможно, проведем [там]     несколько лет.

Поразмыслив об этом, и сам [не]     желая настолько удаляться от двора, к    тому же про­тив неблагородного врага,     полковник принял меры, дабы избавиться от    сего поручения. С региментом туда    отправился подполковник, произведенный в    полковники, меня же произвели в под­полковники    на его место.

Патрик Гордон. Дневник. Пер. Д.Г.     Федосова. М., Наука, 2002, стр. 119 -121

Литература:

Восстание 1662 г. в Москве. Сборник документов. М., 1964;

История Москвы. Т. .1. М., 1952;

Чистякова Е. В. Городские восстания в России в первой половине XVII века.      Воронеж, 1975;

Буганов В. И. Московское восстание 1662 г. М., 1964;

Бахрушин С. В. Научные труды. Т.. 2. М., 1954;

Смирнов П. П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века. Т. 2. М.—Л.

http://www.rusizn.ru/rom02_004.html

http://www.hrono.ru/dokum/1600dok/1662bunt.php

Источник: https://historicaldis.ru/blog/43049713952

Ссылка на основную публикацию