Москва в xvi веке

Древняя Москва XVI — XVII веков

(Древний город Москва. XVI век. Картина А. Васнецова)

Кремль продолжал расширяться ещё со времен Ивана Калиты, когда его южные стены, вероятно, стояли почти у реки-Москвы, вытеснив посад на «подол» к востоку от 2-й Безымянной башни, а в конце XV века — на территорию Китай-города, названного этим именем в 1534-1538 гг.

Указ III от 1495 года об освобождении к югу от кремлевских стен пространства на 110 саженей (234 метров) от всяких построек, вероятно, был распространен и на территорию современной Красной площади, что способствовало образованию последней.

1508 г. — Вырыт глубокий крепостной ров вдоль восточной кремлевской стены, со стороны Красной площади.

1534—1538 гг. — Возводится каменная стена вокруг Китай-города.

(Площадь в городе перед церквью. XVI век. Картина А. Васнецова)

Китай-город был окружен каменными стенами, стоявшими по линии современных площадей Революции, Театрального проезда, Новой и Старой площадей, Китайгородского проезда и Москворецкой набережной.

1554—1560 гг. — Постройка Покровского собора (храма Василия Блаженного).

1564 г. — Иван Федоров печатает в Москве книгу «Апостол».

1586—1592 гг. — Постройка стен Белого города по линии теперешнего Бульварного кольца.

(В посаде Китай-Городе. XVI век. Картина А. Васнецова)

Обратите внимание

Каменными стенами по современному Бульварному кольцу был окружён также и Белый город, как его называли в XVII — XVIII веках. Он был между бульварами, Кремлем и Китай-городом.

1591—1592 гг. — Сооружение деревянных стен и земляного вала по линии тепереш​них Садовых улиц.

Борис Годунов, фактически правивший государством при Фёдоре Ивановиче, в 1592—1593 гг. огородил крепостным земляным валом со рвом ближайшую окрестность з Белым городом и за Москвой-рекой, уже значительную к этому времени застроенную и заселенную.

Так появился Земляной город, вал которого был срыт только в начале XIX века и на месте его прошли улицы Садового кольца.

Стены же Белого города были сняты в конце XVIII века, а с 1934 года начали сносить стены Китай-города, расширяя шедшие возле них улицы.

Ворота Кремля, Китай-города, Белого и Земляного городов, построенные на выходе их улиц, в свою очередь сыграли большую роль в направлении извне улиц к ним и от них.

В XVI — XVII веках переулки были заполнены слободами, не поместившимися на главных улицах. Постепенно в состав города включались села и деревни, находившиеся на окраинах.

(Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. Картина А. Васнецова)

1601—1603 гг. — Голод в Москве.

1605 г. — В Москву въезжает Лжедмитрий — ставленник польских панов.

1606 г. — Народ поднимается против польских интервентов. Свержение Лжедмитрия.

1610 г. — Бояре-изменники тайком впускают в Кремль иноземные отряды.

1611 г. — Народ поднимается на борьбу против польских интервентов. Уличные бои. Поляки поджигают Москву. Под натиском москвичей польские паны от​ступают в Кремль.

1612 г. — Народное ополчение под водительством Минина и Пожарского освобождает Москву от польских захватчиков.

1625 г. — Над Спасскими воротами Кремля надстроена высокая стрельчатая башни и на ней установлены часы «с перечасьем» (боем).

(Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. Картина А. Васнецова)

Слободы XVII века разделялись на дворцовые, обслуживавшие царский двор, военные, монастырские, иноземные и «чёрные» — ремесленные и торговые. Они занимали главным образом центр современной Москвы в пределах Садовых улиц.

За ними с конца XVI века появилось пять ямских слобод, несколько монастырских и сёла Кудрино, Сущево, Напрудное, Красное и другие, которые к XVIII веку станут городскими предместьями.

1633 г. — Сооружен первый кремлевский водопровод. Вода поднимается на Свиблову (Водовзводную) башню и оттуда отводится в Кремль.

1634 г. — В Москве выходит азбука — первый русский учебник—»Букварь языка словенского, сиречь начало учения детям».

(Красная площадь во второй половине XVII века. Картина А. Васнецова)

1654 г. — Провозглашено воссоединение Украины с Россией.

1673 г. — Первое театральное представление в Москве.

1682 г. — Основание Славяно-греко-латинской академии.

1687—1692 г. — Сооружение Большого Каменного моста через Москву-реку.

(Московский Кремль в конце XVII века. Картина А. Васнецова)

Важно

Сооружать мост начали в 1643 году указом царя Михаила Фёдоровича. Взялся за работу Страсбургский мастер Ягорн Кристел. Мост брало начало от Всехсвятских ворот, но не был достроен, так как его строительство сочли слишком затратным.

Только в 1682—1687 годах инициатором возобновления строительства стала царевна Софья и Василий Голицын по старым проектам того же Ягорна Кристела, который оставил после себя образец деревянного моста.

Сначала мост получил имя Всехсвятский, потом назывался Берсеневский и Новый каменный и лишь спустя время утвердился названием Большой каменный мост.

Источник: https://MoscowChronology.ru/XVI-XVII.html

Царская Москва во второй половине XVI в

В 1547 г. Московский князь Иван IV Грозный был венчан на царство в Успенском соборе Московского Кремля и принял царский титул из рук митрополита Макария. В годы его правления Москва стала столицей Российского царства.

Территория и география Москвы

Васнецов А. Московский застенок. Конец XVI века  

Территория города сильно уступала современной площади столицы. Её центром продолжали оставаться Кремль с прилегающим к нему районом Китай-города. К концу столетия Москва значительно увеличилась: к ней были присоединены территории Земляного города и Белого города.

Белый город включал такие районы, как Занеглименье (то есть располагавшийся за рекой Неглинной), Кулишки и Кучково поле – современные территории Лубянской площади, Сретенки, Маросейки, Покровки и некоторых других улиц. Земляной город проходил по линии современного Садового кольца: он существовал и раньше, но только в 1593 г. был включен в состав города.

Белый город и Земляной город – это были крепостные стены столицы.

Во второй половине XVI в.

в Москве были построены новые дома, хозяйственные постройки и церкви: стены Белого города (, собор Покрова на Рву (Собор Василия Блаженного – по имени святого, похороненного на этой территории), церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в бывшем селе Дьякове (сейчас это юг Москвы), колокольня церкви Георгия Победоносца в Коломенском, собор Донской Божией Матери, храм Никиты Мученика на Швивой горе за Яузой (сейчас это Таганский район). В эту эпоху была сооружена гигантская Царь-пушка – всемирно известный памятник русской артиллерии. В городе заработала первая русская типография, которая располагалась на Никольской улице.

Население столицы состояло из представителей разных сословий: в ней проживал царь, его приближенные, представители некоторых княжеских родов, боярство, духовенство, ремесленники, торговцы и простые холопы – слуги богатых господ. Всего в Москве проживали около 100 тысяч человек (в наши дни примерно такую же цифру составляет число жителей района Хамовники).

Знаменательным событием эпохи Ивана Грозного было учреждение Московского патриаршества. Первым русским патриархом был избран Иов. Это событие было неслучайным: Москва претендовала на главную роль в христианском мире и даже называлась современниками «третьим Римом» (после классического Рима, павшего от рук варваров, и Константинополя – столицы прекратившего существования Византийского государства). В Средневековье такие идеи были очень распространены, ведь считалось, что вся власть в государстве имеет божественное происхождение, и статус Москвы в подобном случае повышал её авторитет в глазах современников.

Иван IV Грозный стремился к объединению всей власти в своих руках. Для этого он ожесточенно боролся с боярами и знатью (и даже создал «государство в государстве» – Опричнину: опричники чинили всякий произвол и боролись с теми, кто выступал против власти царя). Для того, чтобы устранить любое неповиновение царь покинул столицу, обосновался в Александровской слободе (современный город Александров в Подмосковье) и начал требовать от знати полного подчинения. 

Ремезов А.В. Александровская слобода 

Совет

На короткий период (1565-1581 гг.) Москва фактически перестала быть столицей русского государства. Царь вернулся в город только в 1581 г., когда многие из представителей знати были уже казнены. Иван Грозный снискал славу очень жестокого и страшного человека, поэтому его и прозвали «Грозным».

Вторая половина XVI в. – это время раздоров и войн. В 1547 г. в Москве вспыхнуло восстание горожан против княжеского рода Глинских, которых обвиняли в случившемся раннее пожаре. В 1571 г. на город совершил набег крымский хан Девлет-Герай, который хотел вернуть земли (Астраханское и Казанское ханства), захваченные ранее Иваном Грозным. Москвичам удалось отразить этот набег, но крымский хан успел поджечь город.

Трагичные события не прошли даром для Москвы. К сожалению, многие постройки того времени не сохранились до наших дней (во многом из-за многократных пожаров, ведь многие дома были сооружены из простого дерева), но мы можем почитать встретить их описания в воспоминаниях современников, увидеть их на древних схемах и рисунках.

В годы царствования Ивана Грозного и его сына Фёдора Москва превратилась в столицу не просто княжества, как было ранее, а крупнейшего на континенте Русского царства. Этот город являлся важнейшим культурным, религиозным и торговым центром. В Москве проживал сам царь, в ней происходили знаменитые Земские соборы, на которых принимались общегосударственные решения (например, на нём был принят сборник законов «Судебник») и церковные собрания. Именно в столицу чаще всего приезжали иностранные гости, которые посещали знаменитые московские ярмарки и торжества. Искусство

«Нападение хана Девлет-Гирея на Москву» (Миниатюра Лицевого летописного свода) 

Живопись эпохи Ивана Грозного и его сына Фёдора Иоанновича всецело подчинялась церкви и государству. Это означало, что картины писались преимущественно на религиозные темы или такие темы, которые возвеличивали личности царя, митрополита и патриарха (то есть высшую власть в государстве). В живописи существовали определённые каноны, по которым следовало писать картины, а в середине столетия даже были утверждены специальные трафареты, по которым следовало писать лики святых и художественные композиции.

В то же время мастера живописи постепенно начинали отходить от строго установленных сюжетов и стали уделять внимание сюжетам из истории Московского царства и некоторых других государств (например, Византии). Так, художники обращались к темам принятия христианства и венчания Владимира Мономаха.

Только в редких случаях живопись того времени была представлена в виде отдельных картин. Большинство из работ – это настенные росписи каких-либо зданий: Благовещенского собора Московского Кремля, Золотой палаты Кремлевского дворца и т.п. Если же обращаться к картинам, то одной из главных являлась картина под названием «Церковь воинствующая», которую специально написали по случаю присоединения Казанского ханства к территории Московии. На этой картине было изображено торжественное шествие русского войска во главе с Иваном Грозным, а среди его воинов можно было узнать древнерусских князей и святых (Бориса и Глеба, Александра Невского, Дмитрия Донского), которые жили в более раннюю эпоху. Идеей такой картины было возвеличивание царя и победы его войска над Казанским ханством.

Литература

Знаменательным событием царской эпохи Ивана IV Грозного являлось открытие первой русской типографии на Никитской улице в Москве. В 1564 г. была напечатана первая книга «Апостол».

Обратите внимание

Фрагмент Московского Апостола 

Конечно, из-за того, что подавляющее число грамотного населения не только столицы, но и всего русского царства не умело ни читать, ни писать, а центрами обучения грамоте оставалась церковь, все первые печатные книги, в основном, были духовными (например, книга «Часовник» с текстами молитв и песнопений).

Обратите внимание

В то же время появлялись книги светского содержания: например, «Домострой» – сборник предписаний на все случаи жизни (о семейном быте, приготовлении пищи и т.д.), сочинения писателя Ивана Пересветова «Человеколюбие», «Описание пути от Москвы до Царьграда» путешественника Трифона Коробейникова, статьи-заметки о длительности дня и ночи Ивана Рыкова.

Обратите внимание

Религиозные книги или книги с авторским сюжетом – это одно из наследий эпохи. Но до наших дней дошли еще и такие интересные тексты, как переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (приближенным царя) и даже английской королевой Елизаветой I!

Декоративно-прикладное искусство

Во второй половине XVI в. Москва стала крупным центром декоративно-прикладного искусства. Как торгово-ремесленный город, столица была заполонена мастерами, занимавшимися ювелирным делом, изготовлением посуды и росписью икон.

Обратите внимание

Царь Иван IV Грозный лично покровительствовал искусству и вкладывал средства в его развитие. Так, например, на его деньги был сделан золотой оклад на иконе Андрея Рублёва «Троица». А вообще же московские мастера славились лучшей чеканкой по золоту и серебру, украшавшей различные священные предметы и мебель.

Обратите внимание

В эпоху Ивана Грозного мастера расшивали драгоценными камнями царскую одежду: здесь были и редчайшие камни времён Древнего Египта, и особо ценные изумруды, и рубины, и сапфиры.

Многообразие камней попадало на платье из самых разных уголков мира!

Церковная утварь и посуда различных слоёв общества отличались между собой: так, царское окружение имело именную посуду, выполненную из золота и серебра; более бедные люди пользовались предметами, выполненными из олова и меди; малоимущее население – деревянной посудой. Московские умельцы достигли большого успеха в искусстве чеканки, работы с эмалью и драгоценными камнями. Они передавали свои секреты мастерства из поколения в поколение и снискали славу по всей стране.

Читайте также:  Казачество в xiv - xvii вв. и его роль в русской истории

Музыка

Музыкальная жизнь

Начало данного исторического периода связано с напряжением в обществе, что не могло не отразиться и на развитии музыкальной культуры. Стоглавый собор 1551 г., определивший содержание и характер реформ Ивана IV, вновь поднял тему борьбы со скоморошеством в Москве. Этим же документом было определено и обязательное изучение церковного пения в начальной школе, что свидетельствует о всеобщности музыкального образования. Неистребимость и популярность скоморошеского искусства была подтверждена самим Иваном Грозным, который в 1571 г., спустя 20 лет после издания Стоглавого собора, производит массовый набор скоморохов для выступлений при дворе.

В данный исторический период при дворе продолжает действовать государева Потешная палата. В 1589 г. царица Ирина, жена царя Федора Ивановича, получила в подарок от английской королевы Елизаветы I орган и вирджинал (клавесин), что говорит о продолжении развития традиции светской музыки. Царь Борис Годунов, в период своего правления, специально выписывал из-за границы европейские музыкальные инструменты.

Источник: https://um.mos.ru/period/tsarskaya-moskva-vo-vtoroy-polovine-xvi-v/

Москва и Московия. Политическая история. — Москва в XVI веке — Зачет без хлопот

Страница 12 из 26

Москва в XVI веке

В XVI в. Москва стала свидетельницей многих бурных событий, связанных с процессом укрепления центральной власти в условиях еще не до конца изжитой феодальной обособленности отдельных земель. За столетие в Москве сменилось несколько царей [Царь (от лат. caesar) – официальный титул главы государства в России с 1547 г. по 1721 г.].

Первым русским царем стал Иван Грозный. Петр Великий сменил царский титул на титул императора, однако первый неофициально продолжал существовать вплоть до Февральской буржуазной революции 1917 г. Борьба с остатками феодальной раздробленности с особой силой развернулась в то время, когда на престол вступил Иван IV Васильевич, прозванный впоследствии Грозным.

Как известно, после смерти его отца, Василия III, т.е. после 1533 г., вся власть сосредоточилась в руках Елены Глинской – матери малолетнего Ивана. Продолжая политику Василия III, присоединившего к Москве города Псков и Смоленск, правительство Елены Глинской привело к покорности двух крупнейших удельных князей – Андрея Ивановича Старицкого и Юрия Дмитриевича Дмитровского.

Эти дядья Ивана Васильевича были брошены в темницу.

На Руси тогда имели хождение разные монеты. Самыми распространенными были новгородская деньга и московская “сабляница”, на которой был изображен всадник с мечом.

Новгородская монета содержала почти в 2 раза больше серебра, чем московская. Была проведена денежная реформа, в результате которой появилась единая монета – “копейка”.

По весу она была такая же, как новгородская, но изображался на ней всадник с копьем в руке.

Важно

Сразу после смерти Елены Глинской в 1538 г. (по слухам, она была отравлена) власть в стране захватили представители крупнейших боярских фамилий. Разные кланы бояр вели между собой борьбу за право проводить в стране выгодную для себя политику. Борьба долгое время велась между двумя группировками боярства.

Одна группировка во главе с князьями Шуйскими стремилась упрочить влияние княжеско-боярской знати при великокняжеском дворе. Другая во главе с князьями Бельскими продолжала политику единодержавия, проводившуюся Василием III. Боярские распри тяжело отражались на положении страны, в первую очередь на горожанах и крестьянах.

В деревнях и городах усилились вспышки народных движений. Одна из них произошла в Москве в 1542 г. В обстановке этих интриг подрастал Иван, будущий царь Иван Васильевич IV Грозный.

Ко времени его совершеннолетия власть в стране перешла в руки ближайших родичей молодого монарха – князей Глинских, которые неуемным стяжательством и притеснениями вызвали недовольство и простых москвичей, и представителей других боярских кланов.

В 1547 г. состоялась церемония венчания на царство Ивана Василь­евича. Великий князь Иван IV стал отныне именоваться “царем всея Руси”. Это укрепило его политические позиции и помогло справиться как с некоторыми боярами, так и с крупнейшим городским восстанием XVI в.

– восстанием в Москве. Поводом к нему послужило страшное московское бедствие – большие пожары. Еще в апреле выгорела часть торга в Китай-городе, а в июне произошел пожар, превзошедший все случавшиеся до той поры. Современники называли его “великим”.

Был сильный ветер, поэтому пожар, начавшись в Китай-городе, быстро распространился по всему городу: за 10 часов сгорела почти вся столица до черты позднейшего Земляного города. Выгорело 25 тыс. дворов. Без крова осталось более 80 тыс. человек, почти все население столицы.

Пожар расстроил снабжение Москвы. Начался голод.

Бедственным положением воспользовались враги Глинских, родичей матери Ивана IV: они начали усиленно распространять слухи, что Москву подожгли сами Глинские.

23 июня Иван Васильевич приехал в Новинский монастырь (находился в районе нынешнего Новинского переулка, выходящего на Садовое кольцо) навестить митрополита Макария, пострадавшего во время пожара. Находившиеся там бояре в присутствии царя при молчаливом сочувствии митрополита начали обвинять в поджоге столицы его бабку Анну Глинскую.

Совет

А через два дня возбужденная толпа москвичей собралась перед Успенским собором в Кремле. Сюда же явились и бояре под предлогом производства следствия о виновниках пожара. Собравшиеся требовали на расправу Глинских. Говорили, что Анна Глинская, оборотясь птицей, кропила кровью дома, от чего они тут же загорались.

Под воздействием этих суеверных слухов толпа расправилась с первой жертвой – дядей царя Юрием Глинским. Затем были разграблены дворы Глинских и их сторонников. 29 июня толпа московских посадских людей отправилась к Ивану Васильевичу, находившемуся тогда в селе Воробьеве.

Они потребовали выдать Анну (бабку царя) и Михаила Глинского (второго дядю царя). С большим трудом царю удалось убедить народ, что Глинских он не прячет. Только тогда восставшие покинули Воробьево. Иван Грозный впоследствии с ужасом вспоминал об этих событиях.

Восстание еще раз показало остроту социальных противоречий в столице, необходимость серьезных перемен. Реформы начал проводить образовавшийся к началу 1549 г. правительственный кружок во главе с любимцем царя Алексеем Адашевым и протопопом Благовещенского собора Сильвестром.

Этот кружок позднее был назван Избранной радой (Ближней думой). В конце февраля того же года в царских палатах состоялось торжественно обставленное собрание представителей столичной знати, дворянства и духовенства.

На этом “Соборе примирения” выступил Иван IV, призвавший собравшихся к совместной согласованной деятельности. На Соборе было объявлено о подготовке к проведению реформ.

Земский собор (собрание представителей “всей земли”) отныне становился важнейшим правительственным учреждением. Россия превращалась в сословно-представительную монархию.

Преобразована была и армия: этого требовала активная внешняя политика Ивана Грозного. Русское войско до реформы состояло из дворянской конницы, вооруженной саблями и луками со стрелами. Дворянство – привилегированное сословие в эпоху феодализма, возникшее в XII-XIII вв.

Обратите внимание

как менее привилегированная по сравнению с боярством часть феодального военно-служилого сословия. С XIV в. получало за службу земельные наделы. При Екатерине II привилегии этого сословия были закреплены Жалованной грамотой дворянству 1785 г. С середины XVII в. – главная опора российского самодержавия.

Исчезло в результате пролетарской революции (октябрь 1917 г.). В 1550 г. закладывается основа постоянного стрелецкого войска, которое набирали из посадских людей. Вооружены они были более современным огнестрельным оружием – пищалями. Издавались также специальные постановления, прекращающие споры из-за “мест”, т.е.

споры воевод при назначении на высшие командные должности. Правительство разработало проект наделения землей (испомещения) тысяч служилых людей – помещиков, которые должны были стать опорой Ивана Грозного в его политике.

Нехватка свободных земель в районе столицы не позволила осуществить намеченную реформу, но ее замысел позднее был использован при создании опричнины.

Крупнейшей заслугой Избранной рады была выработка в 1550 г. нового общерусского законодательного кодекса (Судебника). Судебник усиливал роль центральных органов управления: ограничивалась власть наместников, подтверждалось право крестьянского выхода в Юрьев день, были отменены некоторые привилегии монастырей.

Наступление на монастырское землевладение и рост еретического вольномыслия заставили церковь созвать в Москве в 1551 г. церковный собор, получивший название Стоглавого (его решения записаны в книге, состоявшей из 100 глав).

Церковные соборы – съезды высшего духовенства христианской церкви, начавшие свое существование с III в. Предназначены для решения вопросов по христианской догматике, церковному управлению и дисциплине; разделяются на вселенские и поместные.

На соборе была провозглашена незыблемость земельных богатств церкви и намечался ряд реформ, направленных на укрепление церковного благочиния.

Государственные преобразования продолжались и во второй половине XVI в. В это время в основных чертах была завершена перестройка центральных органов управления, за которыми закрепилось наименование приказов.

Были созданы Посольский приказ, ведавший внешней политикой; Поместный приказ, занимавшийся поместным землевладением; Разрядный приказ, в ведении которого находилось дворянское войско. Функции контроля исполнял Челобитный приказ, разбиравший “челобития”, т.е. жалобы и прошения.

Была проведена реформа местного управления, в ходе которой суд по важнейшим делам был изъят из рук наместников и передан губным старостам, выбиравшимся обычно по уездам из провинциальных дворян. Губные старосты подчинялись особому Разбойному приказу в Москве.

Все эти реформы, особенно военные, позволили России добиться крупных внешнеполитических успехов: 2 октября 1552 г. русские войска штурмом взяли Казань; в 1556 г. вошли в Астрахань, несколько позже началось освоение Сибири. В 1558 г.

Важно

Россия начала длительную Ливонскую войну за приобретение удобного выхода в Балтийское море, что было жизненно необходимо для развивавшегося государства. Однако здесь Россия столкнулась с коалицией крупных европейских держав – Польши, Швеции, Дании. Правительству Адашева пришлось подписать в 1559 г. невыгодное для России перемирие.

К тому же Адашев и его сторонники настаивали на активизации борьбы в первую очередь с Крымским ханством. Это вызвало гнев Ивана Грозного, а в 1560 г. правительство Адашева пало.

В 1565 г. царь ввел опричнину. Произошло это так: 3 декабря 1564 г. царь со своей семьей покинул столицу и отправился на богомолье в Коломенское. Подобные выезды были обычны. Но на этот раз царь приказал наиболее преданным ему лицам следовать за собой и забрал свою казну. Цель выезда хранилась в строгой тайне.

Через месяц из дворцовой Александровой слободы (ныне город Александров) Иван Васильевич отправил в Москву “гневную” грамоту митрополиту и “слезную” посадскому люду. В них он дотошно перечислял “измены” и “вины” церковников и бояр и объяснял свой отъезд гневом на них, утверждая, что на остальных москвичей “обиды не держит”.

Москвичи, опасавшие ся, что с отъездом царя боярский произвол усилится, как это было уже не раз, потребовали от бояр вернуть царя, в противном случае угрожали расправиться с ними. К царю были отправлены специальные посланники, просившие его вернуться в столицу. Иван Грозный, приняв депутацию, согласился, но при условии введения опричнины.

Этим словом обозначался удел, выделявшийся в особое управление (“опричь” – кроме). Все государство оказалось разделенным на две части: опричнину, находившуюся под непосредственным управлением царя, и земщину основную часть русского государства, не включенную в опричнину, которой ведала Боярская дума. Центром земщины являлась Москва.

Управлялась земщина земской Боярской думой и приказами. Учреждался специальный корпус опричников, набиравшийся из наиболее преданных царю дворян. Москва также была разделена на две части. В опричнину вошел район от впадения реки Черторыя в Москву-реку до Никитской улицы, в том числе Волхонка, Арбат и левая сторона Никитской.

Здесь находились дворы дворцовых слуг Ивана IV. В опричнину также включили ряд дворцовых слобод, прилегавших к Воронцову полю(теперь улица Обуха). В опричной части Москвы царь соорудил свой новый дворец.

Совет

В годы опричнины Москва стала свидетельницей многих трагических событий. Сразу же после возвращения Ивана Грозного в столицу были казнены бояре, которые еще в 1553 г., во время болезни царя, поддержали кандидатуру Владимира Старицкого, претендовавшего на престол, и отказались присягать грудному наследнику Дмитрию Ивановичу. В 1566 г.

группа бояр и дворян на Земском соборе выступила с протестом против опричных репрессий. Ответом на это были новые казни. В Успенском соборе митрополит Филипп произнес проповедь, обличавшую кровавые деяния опричников, – его отправили в заточение, где он был задушен Малютой Скуратовым. В 1570 г.

произошли массовые казни на Поганой луже (ныне район Чистых прудов), превзошедшие по своей жестокости все ужасы, которые видела на своем веку русская столица. Проявляя крайнюю жестокость в расправе с мирным населением, опричники оказались бессильными на поле боя. В 1571 г. Москву постигло страшное несчастье.

Воспользовавшись слабостью обороны русских границ на юге, крымский хан Девлет-Гирей прорвался к Москве и 24 мая сжег ее дотла. Во время похода Девлет-Гирея выявилась полная небоеспособность опричного войска. Гнев Ивана Грозного обрушился на руководителей опричного двора. И после того, как летом 1572 г.

соединенные земские и опричные войска под командованием земского воеводы князя М. Воротынского нанесли сокрушительный удар по полчищам Гирея, опричнина была отменена.

Читайте также:  Увеличение денежной эмиссии в эпоху перестройки

В 1583 г. закончилась длительная Ливонская война, которая так и не привела к решению балтийского вопроса. Россия была вынуждена не только отказаться от Ливонии, но и потеряла Полоцк, Ям, Копорье, Иван-город.

Так завершился определенный этап формирования единого государства с централизованным правлением.

18 марта 1584 г. умер царь Иван Грозный. На престол вступил его сын Федор. И опять встал вопрос о том, к кому перейдет реальная власть в стране.

Обратите внимание

Наибольшим влиянием при дворе пользовались старый земский боярин Никита Романович Захарьин (дядя царя), оружничий Богдан Бельский, активный сторонник опричной политики, а также близкий к нему осторожный и умный политик Борис Годунов, на сестре которого Ирине был женат царь Федор Иванович. Восстание горожан в Москве в 1584 г.

, поддержанное служилыми людьми, показало, что возврата к опричной политике быть не может. Богдан Бельский был отправлен в ссылку. Новый взрыв недовольства произошел в Москве весной 1586 г. после смерти Никиты Романовича Захарьина. Дело дошло до того, что правительство некоторое время сидело в Кремле, в осаде от “мужиков”.

Однако к этому времени положение царского шурина Бориса Годунова при дворе упрочилось так, что ему удалось подавить волнение в столице. Семь видных торговых людей были казнены на Пожаре (Красная площадь), а замешанные в волнениях политические противники Годунова князья Шуйские и другие отправлены в ссылку.

15 мая 1591 г. при невыясненных обстоятельствах в Угличе погиб младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. По официальной версии, он в припадке падучей закололся ножом. Но в народе ходили слухи, что царевич был убит людьми, подосланными Борисом Годуновым.

И в самом деле, смерть Дмитрия освобождала Годунову дорогу к русскому престолу или во всяком случае укрепляла его положение как правителя Русского государства.

Волнения, вспыхнувшие в Угличе и Москве в связи со смертью царевича Дмитрия, без труда были подавлены правительством Годунова.

С середины XVI в. Москва переживала бурный подъем. Столица Российского государства стала за этот период одним из крупнейших городов Европы. Кремль и Китай-город остались уже только центральными частями Москвы.

На север и восток от них образовался ряд новых районов, слобод, улиц, что позволило польскому историку того времени М. Меховскому считать, что Москва вдвое больше Праги, а английский путешественник XVI в. Р. Ченслер отмечал, что Москва больше, чем Лондон с предместьями. По некоторым данным, в Москве проживало около 100 тыс.

человек (для сравнения – второй в то время по величине русский город Новгород насчитывал примерно 28 тыс. жителей).

Важно

Москва находилась в центре развития общественно-политической мысли страны. Одним из наиболее крупных политических мыслителей XV в. был Иван Семенович Пересветов. Он излагал смелые проекты преобразования Русского государства.

Их целью было укрепление самодержавной власти монарха, опирающегося на постоянное войско.

Пересветов бичевал праздных и коварных вельмож, погубивших Визан тию, и советовал царю держать бояр в повиновении, не останавливаясь перед суровыми репрессиями.

Источник: https://www.libsid.ru/kraevedenie/moskva-i-moskoviya-politicheskaya-istoriya/moskva-v-xvi-veke

Москва в XVI веке. Территориальный рост и городские кварталы

Карта Москвы с указанием кварталом. 1610 г.

Рост  политического значения Московского государства,
централизация управления, способствовали в XVI веке быстрому росту его
столицы.

Москва как средоточие государственной и земской жизни притягивала
массы нового населения. Немалое значение имела и деятельность правительства по
переселению в Москву ремесленников, купцов и служилых людей из других городов.

В
середине XVI в. Москва насчитывала уже около 100 тыс. жителей. О быстром росте ее
территории свидетельствуют воздвигаемые вокруг посадов (торгово-ремесленных
кварталов) все новые линии городских
укреплений.

Старый
посад, расположившийся главным образом к востоку от Кремля на площади в 92 га,
получает название Великого посада. В 1534-1538 гг. он окружается каменной
стеной, получившей название Китай-Города. Восточную часть Китай-города занимали
огромные торговые ряды, примыкавшие на западе к Красной площади. Они являли
собой сердце всей московской торговли. Зарядьем, назывался район Китай-города,
расположенный далее к востоку от Кремля, сразу за торговыми рядами. Основное
его население — купцы, торговцы, мелкие приказчики и ремесленники.

Новый посад,
возникший вокруг Кремля и Китай-города в середине XVI века, был укреплен
земляным валом, шедшим по линии современного Бульварного кольца. В 1585-1593 гг.
на месте земляного вала была возведена линия кирпичных стен.

Укрепление,
включавшее городские кварталы площадью 533 га, получило название Белого города
или Белого Царева города. «Царева», видимо потому, что значительную часть населения
этого района составляли бояре и дворяне, состоящие на царской службе.

Белого, может быть от цвета извести, которой были окрашены стены.

За
пределами Белого города, находились многочисленные деревни и слободы. Среди них были слободы ремесленников, выполнявших государственные заказы, были и такие, население которых, находилось в крепостной зависимости от московских
бояр и духовенства.

Рост и слияние этих деревень и слобод привели к возникновению нового сплошного
посада. Для защиты населения этой части города от татарских набегов в 1591-1592
гг. была построена уже четвертая по счету линия укреплений – деревянная
крепость Скородом.

Совет

Стены ее шли по линии современного Садового кольца и окружали
кварталы площадью 1878 га.

Скородомом
(от слова «скорый») крепость назвали за скорость постройки – она была возведена
всего за один год. В XVII
веке
в Скородом сгорел в одном из пожаров Смутного времени.

На месте его был насыпан
земляной вал. По нему квартал получил название Земляного города.

Источник: http://moscow-in-web.blogspot.com/2015/07/xvi.html

Население Москвы в 1538 году

?

well_p (well_p) wrote,
2017-03-29 13:40:00 well_p
well_p
2017-03-29 13:40:00 Categories:

  • россия
  • история
  • общество
  • Cancel

Одна из моих любимых тем — народонаселение древнего мира. Сегодня мы посмотрим сколько народу жило в Москве где то в 1538 году.По клику открывается в большом размере.
Книга : Трудолюбивая пчела : Генварь [- декабрь] 1759 года. — Вторым тиснением. — В Санктпетербурге : При Императорской Академии наук, 1780. — 767, [1] с.; 8° (22 см).Каждый номер имеет отд. тит. л.Переиздание журнала 1759 г.

Собственно вся эта информация не является секретной. В Вики написано: Кита́й-го́род — исторический район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Московского Кремля: Беклемишевской и Арсенальной.

Что бы вы лучше поняли : Китай-город на плане (1638) Маттеуса Мериана выделен жёлтым цветом.Т.е. до 1538 года вся Москва это только Кремль.Точнее Кремль город.Вон он у меня вначале поста.Почему город ? Потому, что раньше город=крепость. Нет, вокруг Кремля конечно жили люди, но их было не так много.Собственно в 16 веке в Европе это обычная практика.

Есть крепость-цитадель-детинец-кремль а вокруг него дома. При нападении жители их сжигают и уходят в Крепость вместе со своим животом-добром.В частности так делали жители Москвы, когда Крымские татары штурмовали Москву в 1571 году.Ну а теперь посмотрите еще  раз на план Кремля. Как вы думаете сколько человек в нем могло жить в  1538 году ? Думаю тысяча человек, ну две тысячи.

Вокруг Кремля еще тысяча, вряд ли больше, иначе они не поместились внутри стен при нападении противника,да еще вместе со всем своим скарбом. Вот это и было тогдашнее население Москвы.Но это по самым оптимистическим раскладам. Скорее всего не больше тысячи человек.В Европе все  обстояло точно также, не переживайте.

Более того, в середине уже 18 века Москва был самым большим мегаполисом Европы, по мнению самих европейцев. При том, что население составляло максимум 50 тыс человек. Но в остальных городах  Европе еще меньше. А вообще средний город в России в конце 17 века -200 дворов. Казань -312. Умножьте это максимум на 8( как советуют демографы)  и получите искомое народонаселение.

Тоже самое было и в Европе.Вот и представьте какие тогда были армии, что такие вот поселочки с первого раза взять не могли.Согласно демографам мужское население от 18 до 50 лет составляет 12-14 процентов.При том, что тогда воевали только дворяне, которые вообще 1 процент от всего населения страны.И это вместе женщинами и детьми.

Кстати а вам не кажется,что Москвы тогда не было? Был сначала Кремль -город. Потом Китай-город, Белый и наконец Земляной.А собственно Москва-город появился только уже в конце 16 начале 17 века, с появление Земляного города.Белый город                                                                                    Земляной город.

Если у вас возникли вопросы, а они у вас возникнут, то вам в сюда — цикл постов на тему — Население древнего мира — маленькие маленькие поселки. Я вас уверяю, там вы найдете ответы на все, все ваши вопросы.

Дополнение: Комент в тему :

А чего гадать, если документы созранились?

Царский двор, включая обслугу (шорники, дворники истопники) — 1418 человекПри взятии Казани (сгорела полностью) поминальные списки составили меньше 200 человекПри сожжении Москвы в 1571 году (сгорела полностью) оные списки составили чуть больше 200 человек.Во время Ливонской войны численность тамошних армий никогда не превышала 1000 человек, а в среднем насчитывали 200-300 человек.Для Молодинского сражения Разрядный приказ смог собрать со всей Руси 20408 воинов (могу ошибаться по памяти на сотню-другую человек.

Источник: https://well-p.livejournal.com/932263.html

Основание Москвы и главные вехи ее развития. Историческая справка

Второй этап преобразования Москвы был, главным образом, посвящен восстановлению городского хозяйства и улучшению условий обслуживания населения. В основном эти задачи были решены за первые послевоенные 5 лет.

Третий этап развития и реконструкции столицы характеризовался развертыванием массового жилищного и культурно бытового строительства на основе индустриальных методов возведение зданий и сооружении. Был принят десятилетний план реконструкции Москвы на 1951 1960 годы.

Этот градостроительный план основывался на идеях Генплана 1935 года, но и включал ряд новых предложений по улучшению планировки и застройки города, прежде всего — основных магистралей, въездов в Москву, освоению резервных территорий.

Обратите внимание

В Москве были разработаны типовые проекты для массового жилищного и культурно бытового строительства, создана индустриальная база, укрупнены строительные организации. Строительство осуществлялось, в основном, в новых крупных жилых районах – Юго Запад, Черемушки, Измайлово, Фили, Хорошово Мневники, Кузьминки и др.

В 1952 — 1957 годах впервые в Москве возвели 7 высотных зданий, уникальных по тем временам по своему характеру, размещению и качеству строительства. Их создание явилось знаменательной вехой в развитии отечественной архитектуры, важным градостроительным этапом формирования центра Москвы, положившим начало новым архитектурным ансамблям.

В 1955 — 1957 годах в Лужниках был создан крупнейший спортивный комплекс, в 1960 — 1962 годах была возведена телевизионная башня в Останкино, в 1961 году – открыт Дворец съездов в Кремле, в 1962 — 1968 годы построен Новый Арбат.

В 1958 году была расширена площадь Москвы за счет присоединения к ней некоторых резервных территорий с населенными пунктами: Никольский, Верхние Мневники, Хорошево, Раменки, Черемушки, Волхонка, Стрелка.

В 1960 году в черту Москвы были включены города: Бабушкин, Кунцево, Люблино, Перово и Тушино, а также рабочие, дачные поселки и сельские населенные пункты Московской области, находящиеся на территории, ограниченной Московской кольцевой автомобильной дорогой.

В 1971 году был принят новый Генеральный план развития Москвы. Он был рассчитан на 20 лет. Согласно этому плану прокладывались новые магистрали, строился ряд крупных общественных зданий: комплекс СЭВ (ныне здание мэрии), гостиница «Россия», дом Верховного Совета РСФСР («Белый дом»). В 1974 1986 годах улица Старый Арбат была объявлена заповедной и пешеходной зоной.

В 1973 году принял первых зрителей новый театр на Тверском бульваре, в 1976 1979 годы построили крытый велотрек в Крылатском, в 1977 году было введено и эксплуатацию здание Телеграфного агентства СССР на площади Никитских ворот, в том же году первые читатели пришли в новое здание Института научной информации АН СССР с фундаментальной библиотекой по общественным наукам, в 1980 году были введены в эксплуатацию новый жилой комплекс «Олимпийская деревня», спортивный комплекс «Олимпийский» на проспекте Мира и многое другое.

Читайте также:  Брусиловский прорыв или луцкая операция юго-западного фронта

На современном этапе развития город переживает капитальное архитектурное преобразование – строятся многоэтажные офисные здания, современная транспортная инфраструктура.

Важно

В последние годы были расширены и реконструированы здания Третьяковской галереи, Дарвинского музея, Музея личных коллекций.

Изменению облика города способствовало появление целого ряда уникальных сооружений: заново отстроены Храм Христа Спасителя и Гостиный двор, реконструирована Манежная площадь.

Отреставрированы и частично реконструированы ряд усадеб и жилых домов конца XIII — начала XIX веков, палаты XVII века на Пречистенке, в Гранатном и Лаврушенском переулках.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20090905/183709439.html

Сергей Платонов — Москва и Запад в XVI-XVII веках

Здесь можно скачать бесплатно «Сергей Платонов — Москва и Запад в XVI-XVII веках» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Москва и Запад в XVI-XVII веках» читать бесплатно онлайн.

«…В предлагаемом труде автор не имел претензии дать исчерпывающий очерк сложного и не во всем объеме исследованного вопроса европеизации России.

Его целью было указать на главные моменты этого культурного процесса; материалом же служил тот круг научных пособий, в котором слагался его университетский курс.

Автор почувствует себя вполне удовлетворенным, если внушит читателям убеждение, что связь Московской Руси с Европейским западом завязалась ранее и была крепче, чем обычно принято думать. На более ранние эпохи поэтому автор обратил в своем изложении наибольшее внимание…»

Сергей Федорович Платонов

Москва и Запад в 16–17 веках

В предлагаемом труде автор не имел претензии дать исчерпывающий очерк сложного и не во всем объеме исследованного вопроса европеизации России.

Его целью было указать на главные моменты этого культурного процесса; материалом же служил тот круг научных пособий, в котором слагался его университетский курс.

Автор почувствует себя вполне удовлетворенным, если внушит читателям убеждение, что связь Московской Руси с Европейским западом завязалась ранее и была крепче, чем обычно принято думать. На более ранние эпохи поэтому автор обратил в своем изложении наибольшее внимание.

Глава первая. XVI-й век и смута

I

Надо перестать верить старой басне о том, что в 1486 году некий немецкий рыцарь Поппель, странствуя по мало известным в Европе отдаленным краям, каким-то образом попал в Москву и, воротясь домой, рассказывал императору Фридриху III о Москве, как о своем политическом и географическом открытии; а пораженный будто бы его рассказом о могуществе Москвы император послал того же Поппеля в Москву просить у великого князя Ивана III руки его дочери для своего племянника и в вознаграждение за это предложить московскому князю королевский титул. Это сам Поппель хвалился в Москве, во второй свой приезд в 1488 году, что только от него в Германии узнали, насколько могуществен и богат «вельможный и борзомудрый государь» Иван III. Но похвальба эта была пустая и лживая. Она свидетельствовала о том, что Поппель был легкомысленный и неумный человек. Такие свойства Поппеля с особой яркостью выразились и в сохранившемся до нашего времени его наивном и невежливом письме к великому князю Ивану III (в 1490 году) с жалобами на бояр и с разными мелкими просьбами. Достаточно прочитать это послание, чтобы уразуметь всю несерьезность его автора и чтобы одобрить отзыв о нем москвичей, что Поппель «писал к государю к нашему свою грамоту не по пригожу», не так, как пишут великим государям. Когда Поппель рассказывал в Москве, что он открыл для Европы Московское государство, Москва была уже открыта для иноземцев. Аристотель Фиораванти уже построил в ней Успенский собор, освященный в 1479 году, и строил другие церкви, работал на пушечном дворе и чеканил монету. Иные мастера-иноземцы (Антон Фрязин, Марко Руффо, Пьетро Соларио, Алевиз) с участием того же Аристотеля строили Кремлевские башни и стены. Начиналась постройка каменных «палат» Кремлевского дворца. В Италию посылалось посольство за посольством для набора техников и мастеров всякого «дела». По приглашению из Москвы и без всякого приглашения ехали в Москву на службу итальянцы, греки и немцы («Ольберт немчин из Любка»). Для всех для них дорога шла на Русь через ту самую Германию, где будто бы только от Поппеля узнали о Москве. Лет за двадцать до откровений Поппеля московское правительство вело уже дипломатические сношения с итальянскими дворами и намечался брачный союз Ивана III с находившейся у папы греческой «деспиной» царевной Палеолог. С появлением же в Москве этой царевны Софии Фоминишны и ее свиты (1472 г.) было положено прочное начало московской иноземной колонии, из которой вышло немало великокняжеских дипломатов. Один из них – Марко Руффо вывез из Персии в Москву венецианского дипломата Контарини, едва не погибшего во время своего посольства. Попав в Москву (за десять лет до Поппеля – в 1476 году), Контарини нашел там много итальянцев и греков и свел со всеми ими тесное знакомство. Для него оказалось возможным снарядить из Москвы в Венецию посланца за деньгами, и он спокойно ожидал в Москве его возвращения, проведя там всю осень и часть зимы 1476 года. Наблюдая московскую жизнь, Контарини узнал, что «в Москве во время зимы съезжается множество купцов из Германии и Польши для покупки различных мехов». В начале 1477 года, ранее, чем он рассчитывал, Контарини был отпущен из Москвы частным порядком, без конвоя, с одним лишь «приставом» (un huomo del signore) и направился на родину через Литву, Польшу и Германию тем самым торным путем, каким ездили в Москву польские и немецкие купцы. На дороге, в Иене, он встретился со своим посланным, который вез ему из Италии деньги, и затем с ним вместе благополучно прибыл домой в Венецию. Все приведенные здесь мелкие подробности свидетельствуют ясно о том, что к исходу XV века сношения московского двора и рынка с Западом были уже завязаны, и Москва вовсе не нуждалась в том, чтобы ее «открывали» странствующие рыцари. Правда, эти сношения ограничивались потребностями политики и торговли и еще не разрастались в общую культурную связь. Но для такой связи почва не стала готова и двумя столетиями позже.

II

Совет

Если мы усвоим себе мысль о том, что Москва еще с XV века была знакома с иностранцами, сносилась с европейскими правительствами, допускала на свои рынки (в Новгороде и Москве) иностранных купцов, принимала на службу иноземных мастерови техников, – то для нас не будет ничего удивительного в той роли, какую принял на себя довольно известный авантюрист середины XVI века Ганс Шлитте. Он побывал в Москве в годы отрочества и юности Ивана Грозного, занимался там коммерцией, изучил русский язык и, как многие иноземцы той эпохи, стал агентом московского правительства по сношениям с Западом. Ему было поручено навербовать за границей всякого рода сведущих людей и доставить их в Москву. Шлитте обратился за этим делом в Германию и обставил его необычными атрибутами. Он выдал себя императору за посланника московского государя, имеющего дипломатическую миссию. От лица Ивана Грозного он предлагал Карлу V начать переговоры об унии православной церкви с католической. Правда, в грамоте Грозного не было и помина о соединении церквей: грамота содержала только просьбу разрешить проезд в Москву мастеров и ученых людей. Но для Шлитте было важно придать делу именно такую окраску религиозного характера. Нет нужды считать его утопистом и фантазером; у него, по-видимому, был чисто практический расчет на личные свойства императора Карла V и на обстоятельства того политического момента. Шлитте представился императору в Аугсбурге в дни наибольшего торжества Карла-католика над протестантскими князьями Германии. Происходя сам из Гослара, протестантского города, Шлитте должен был засвидетельствовать перед Карлом, для успеха своего дела, свою ортодоксальность. Он сделал это очень ловко, представив католическому монарху возможность торжества не только над протестантами в Германии, но и над православием в Москве. Льстивое средство подействовало: император дал разрешение Шлитте приглашать нужных ему людей под условием, что никто из них не проникнет к туркам, татарам и вообще в нехристианские земли. Шлитте набрал 123 человека, по современному известию, «докторов, магистров и других ученых, колокольных, рудокопных и золотых дел мастеров, зодчих, гранильщиков, колодезников, бумажников (papirmaker), лекарей, типографщиков и других подобных художников». Все они были доставлены в Любек для дальнейшего следования на Русь, но здесь задержаны. Сам Шлитте был даже арестован в качестве якобы неисправного должника до уплаты долга городу Любеку и посажен в тюрьму; а пока шло дело о его освобождении, собранные им люди разбрелись. Предприятие таким образом расстроилось.

Причина этого заключалась, конечно, не в задолженности Шлитте. Набор мастеров и ученых для Москвы, шедший в Германии, огласился очень быстро Хорошо знакомые с московскими делами ганзейские руководящие сферы не поверили тому, что Москва согласна на соединение церквей, и учли все возможные последствия свободного обмена людей между Москвой и Западом.

Из Ревеля официально писали в Любек, в центр Ганзейского союза, прося не пропускать Шлитте в Москву во избежание тех страшных бед, какие последуют не только для Ливонии, но и для всей немецкой нации, если московиты усвоят себе военное искусство и вообще технику Запада. Эта боязнь Москвы владела не одним Ревельским «ратом», но и другими соседями Москвы.

Когда, убежав из Любека, Шлитте возобновил свою интригу в пользу Москвы не только в Германии, но и в Риме, играя все на той же идее церковной унии, то против него выступило и польское правительство. Оно в 1553 году послало к императору и папе специальные посольства с тем, чтобы объяснить им всю тщету надежд на сближение с Москвой.

Совершенно справедливо поляки указывали на непримиримое отношение русских к папе и католичеству и на несбыточность союза с Москвой и против турок. Так же, как и ганзейцы, поляки боялись военного усиления Москвы и раскрывали перед папой те опасности, какие грозили бы Европе в случае чрезмерного усиления московского великого князя.

Таким образом, благодаря интригам Шлитте, перед Европой впервые конкретно стал вопрос о «русской опасности» и о необходимости вести в отношении Москвы политику изоляции и репрессий.

Как император, так и папа насторожились и на все те предложения союза и тесного сближения, какие Шлитте делал облыжно от имени Грозного, они отвечали или уклончиво, или же прямым отказом.

Ганзейские же и ливонские города твердо усвоили манеру не пропускать через Московскую границу ни людей, которые могли бы «цивилизовать» Москву, ни товары, которые могли бы усилить боевую мощь московского государя.

Обратите внимание

Москва протестовала против этой политики ливонских властей; в 1551 году она грозила им даже войной, если они будут стеснять на границах русскую торговлю и задерживать едущих в Москву иностранцев.

При таких условиях русским оставалось всеми способами добывать нужных им техников помимо гласных и официальных путей, и наиболее удобным обходным путем, по-видимому, они считали Данию, под флагом которой можно было провозить с меньшим риском необходимых людей и грузы.

Любопытен в этом отношении один случай, когда Москва получила необходимого специалиста именно от Дании. В 1535 году в войне с Литвой Москва впервые узнала прием штурма крепости посредством подкопа, мины: именно в этом году литовские войска взяли у Москвы город Стародуб с помощью «подкопа по подземелию ко граду».

Московский гарнизон Стародуба погиб потому, что «того лукавства подкопывания не познали, что наперед того в наших странах не бывало подкопывания». В Москве решили перенять и усвоить «лукавство подкопывания» и ко времени взятия Казани (1552) уже имели у себя в войсках «немчина хитра, навычна градскому разорению», у которого были уже и «ученики», ведшие подкопы под Казань одновременно с учителем-немчином. По имени этого учителя, – Размуссен (москвичи произносили: Размысл), – заключаем, что он был датчанином, добытым Москвой из Дании. Это, конечно, не единственный случай сношений такого рода с Данией: известно, например, что в начале 1553 года Грозный обращался к датскому королю Христиану III с просьбой пропустить к нему в Москву какого-то Арнда «с цесаревыми людьми». По условиям того момента «цесаревы люди» не могли проникнуть в Москву ни через Ливонию, ни через Литву; оставался путь через Данию.

Источник: https://www.libfox.ru/655274-sergey-platonov-moskva-i-zapad-v-xvi-xvii-vekah.html

Ссылка на основную публикацию