Международные связи россии в 90-е годы

Международные отношения России в 90-е гг

После распада СССР интерес к нашей стране в мире уменьшается, Россия утрачивает статус «великой державы».

Окончилась «холодная война», прекратилось идеологическое противостояние в мире. На постсоветском пространстве и в Европе появились десятки новых государств. Россия стала правопреемницей СССР и унаследовала его место в международных организациях. В том числе, она стала членом Совета Безопасности ООН.

Однако международное положение России нельзя было назвать благоприятным. По уровню и количеству обычных вооружений и ядерного оружия Россия осталась второй державой в мире, но ее военные возможности сократились. Страна лишилась военных баз в бывших советских республиках.

Обратите внимание

Из-за нехватки денег пришлось уменьшить численность вооруженных сил и финансирование развития армии. Если по численности обычных вооружений СССР превосходил европейские страны НАТО, то к концу 90-х годов Россия уступала им по военным расходам в 20 раз.

Было неспокойно вдоль границ России: в некоторых бывших союзных республиках происходили военные конфликты. Страна потеряла традиционных союзников в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке.

В то же время изменились внешнеполитические реалии для России: страны Запада больше не являлись врагами, а страны Восточной Европы больше не являлись друзьями.

В этих условиях России пришлось разрабатывать новую внешнеполитическую концепцию и строить новые отношения с миром.

В течение 1992–1994 гг. постоянно сокращалась внешнеполитическая активность России на фоне развития кризисных явлений в экономике и нестабильности ее политического режима. Изменились направления внешней политики – сокращаются внешнеполитические связи с Африкой, Латинской Америкой, некоторыми азиатскими регионами. Активизация российской внешней политики начинается в 1995 г.

Главными чертами нынешней внешней политики России можно назвать «преемственность и последовательность» не только по отношению к курсу Б.Н. Ельцина, но и во многом – к советской дипломатии.

Основные направления внешней политики Российской Федерации в настоящее время остаются достаточно традиционными:

1) отношения с государствами «ближнего зарубежья»;

2) отношения со странами «бывшего социалистического лагеря».

3) отношения с государствами Западной Европы;

4) отношения с Соединенными Штатами Америки;

5) отношения со странами Азии.

Отношения с государствами «ближнего зарубежья» развивались неравномерно. Существенная активизация контактов начинается с 1997 г.

В 1998-2001 гг. происходит оживление отношений со странами «бывшего социалистического лагеря».

Важно

Отношения со странами Западной Европы развивались относительно равномерно в течение всего современного периода развития России.

Отношения с США характеризуются моментами «потепления» (совместная борьба с международным терроризмом и др.) и «похолодания» (выход США из договора по ПРО и др.).

В 1996-2001 гг. активизировались контакты России со странами Юго-Восточной и Передней Азии, а также странами Латинской Америки.

В 2006-2008 гг. произошло обострение отношений с ближайшими соседями РФ – Украиной и Грузией. Это было вызвано и экономическими и политическими проблемами. Главная политическая проблема заключается в желании этих стран войти в военно-политический блок НАТО.

Несмотря на то, что во время президентства В.В. Путина страна стала набирать свой внешнеполитический вес, перед избранным президентом РФ Д.А. Медведевым стоит проблема преодоления крайней размытости внешнеполитических ориентиров, определенной утраты Россией не только своих позиций в мире, но и традиционных союзников, а также поиска новых стратегических партнеров.

Отношения с Западом В 1992 году Президент Ельцин заявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на США и другие страны НАТО. Подписана декларация о прекращении «холодной войны». Взят курс на установление партнерских, дружественных отношений со странами Запада. В 1993 году между Россией и США заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

Две страны обязались к 2003 году сократить свои ядерные потенциалы на 66 %. В 1994 году Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», предполагающая возможность военного сотрудничества. В 1996 году Россия вошла в «Большую семерку», объединяющую группу семи самых развитых стран. Тем самым «Большая семерка» преобразована в «Большую восьмерку».

Начали выстраиваться глубокие экономические и политические отношения с Западом, Россия вошла в мировую экономическую систему. Ради установления партнерских отношений с бывшими врагами Россия часто шла на компромиссы и односторонние уступки. Однако эти уступки нередко воспринимались на Западе как признак слабости.

Совет

Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с Россией. Руководство РФ поняло это не сразу. Но во второй половине 90-х годов внешнеполитическая линия страны заметно изменилась.

С 1996 года Россия стала активно выступать против однополярного мира во главе с США и за создание многополярного мира, в котором исключена гегемония одной страны, а безопасность строится не на силе, а на праве.

Переломным моментом в отношениях России и Запада стал Балканский кризис 1999 года, когда НАТО вопреки решению ООН и протестам России развернуло военную операцию против Сербии, пытавшейся силой подавить сепаратизм в населенной албанцами сербской провинции Косово. Россия выступила резко против бомбежек самолетами НАТО сербских городов.

Впервые после распада СССР Россия и Запад заняли прямо противоположные позиции при решении острой международной проблемы. Кризис в отношениях углублялся и из-за позиции Запада по чеченскому вопросу. Многие западные политики и международные организации выступали за отделение Чечни от России или пытались навязать свое посредничество в урегулировании чеченской проблемы. В этих условиях внешнеполитический курс России претерпевал серьезные изменения, становясь более адекватной существующим международным реалиям.

Отношения с Востоком

В первой половине 90-х годов отношениям со странами Востока Россия придавала второстепенное значение. Однако вскоре российское руководство поняло ошибочность своей восточной политики. С 1996 года, после смены руководства МИД РФ, активизировались отношения со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Одним из крупнейших внешнеторговых партнеров России стал Китай. Расширялось сотрудничество с Индией, Вьетнамом, Ираном, Японией, Южной Кореей. В 1998 году Россия была принята в организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Это дало новый импульс развитию экономических связей России со странами региона и усилило ее политические позиции. Балканский кризис сильнее сблизил Россию и Китай. Две страны взяли курс на стратегическое партнерство, заявили о необходимости строить многополярный мир.

Отношения с бывшими республиками СССР

СССР распался, но сохранилась глубокая экономическая взаимозависимость, распад которой неизбежно привел бы национальные экономики к глобальным потрясениям. На базе глубокой интеграции предстояло построить новые экономические отношения. Кроме того, необходимо было принять меры, чтобы территориальные и политические противоречия не привели к войнам. Для решения этих задач в 1991 году было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). СНГ стало той площадкой, на которой бывшие союзные республики решали возникавшие противоречия и разрабатывали новые принципы сосуществования и сотрудничества. Было принято сотни совместных решений – в том числе Договор о коллективной безопасности (1992-1994), Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете и др. Однако СНГ все же не принесло того эффекта, который от него ожидали. Многие принятые решения так и остались на бумаге. Объемы торговли в СНГ сокращались. Нарастали новые экономические и политические противоречия. Нередко их раздували из-за рубежа: многие страны Запада не желали, чтобы бывшие советские республики вновь объединились в новое мощное государство. И делали все, чтобы развести их в разные стороны, включить их в орбиту своего влияния. В результате на постсоветском пространстве появлялись новые коалиции государств. В 1998 году при поддержке США и других западных стран образовался ГУУАМ – политический союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии. Он носил явно антироссийский характер, был нацелен на снижение ведущей роли России в Евразии. Однако ГУУАМ не выполнил своих задач, не оправдал ожиданий его учредителей и стоявших за ними некоторых стран Запада. Успешно решала Россия вопрос обеспечения стабильности вдоль своих границ. С помощью российских войск и при активном участии российской дипломатии удалось погасить военные конфликты в Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане, Карабахе, Приднестровье.

В целом благодаря усилиям России и других стран постсоветского региона удалось сохранить основные экономические и культурные связи между бывшими союзными республиками, избежать коллапса в экономиках республик и серьезных, неразрешимых конфликтов между ними.ной, земельной, банковской реформ.



Источник: http://biofile.ru/his/13338.html

Место и роль России в международных отношениях 90-х годов

Поиск Лекций

Практическое занятие № 2

«Внешняя политика России в 90-е годы. Национальный вопрос»

Цель: систематизация и расширение знаний обучающихся о экономическом кризисе в России в конце 90-х годов ХХ века.

Задание:внимательно изучите материал по теме и выполните по нему ОПОРНЫЙ конспект (на подобии того, что делали по культуре), отражающий новые тенденции внешней политики России в 90-е годы, конкретные изменения по каждому из направлений внешней политики и сложности национального вопроса.

Место и роль России в международных отношениях 90-х годов.

Принципиально новым фактором международных отношений после распада СССР стало окончание «холодной войны». Двуполюсная картина мировой политики, сложившаяся после окончания второй мировой войны, рухнула. США остались единственной сверхдержавой. Перед Российской Федерацией как правопреемницей Советского Союза встала задача выработки новой концепции внешней политики.

Необходимо было утвердить себя в качестве ядерной державы, взявшей обязательства по договорам, заключенным СССР, выстроить систему отношений c бывшими союзными республиками, активно стройвшими свою государственность и искавшими свое место в мировой системе, и, наконец, определить свои приоритеты во взаимоотношениях с зарубежными государствами в условиях фактически формирующегося однополюсного мира.

Обратите внимание

Начало 90-х годов в российской внешней политике — переходный, трудный этап. Требовалось время для выработки новых ориентиров и понимания новой ситуации, в которой оказалась Россия.

Делались первые попытки определить направления и приоритеты российской внешней политики. Значительно ослабли ближневосточная и африканская ниши российской внешней политики.

Были заморожены и почти не развивались отношения с Кубой, КНДР, Лаосом, Вьетнамом, Ираком и другими традиционными союзниками бывшего СССР.

Недовольно быстро обнаружились большие сложности и противоречия при проведении прозападной политики. Росло и разочарование в Западе, в его искренности и желании помочь российским реформам. Страны Запада укрепляли связи с бывшими республиками Советского Союза, и создавалось ощущение, что Россия вновь попадет в изоляцию.

Отрезвление от иллюзий ознаменовалось пониманием важности восточного направления в российской внешней политике и прежде всего связей с Китаем и Индией. С конца 1992 г. к западному вектору, который оставался основным, прибавился восточный, и у российской дипломатии проявилось стремление возродить свои утерянные позиции на Востоке.

В ноябре 1992 г. состоялся визит президента, Б Н. Ельцина в Южную Корею, а в середине декабря — в Китай. Оба визита были достаточно успешными. Вскоре после возобновления активности в восточном направлении российская дипломатия обратила свои взоры на север, а затем и на юг.

Визит А.В, Козырева в Иран и состоявшийся в конце июня 1995 г. визит Б.Н. Ельцина в Грецию, а так же некоторое продвижение на российско-турецком направлении, свидетельствовали о том, что и южному спектру внешней политики стало уделяться внимание. Таким образом, во внешнеполитической доктрине России определились все направления: и западное, и крепнущее восточное, и северное, и южное.

Однако цели и задачи, которые были поставлены перед внешней политикой на этом этапе, оказались в целом нереалистичными. Начавшаяся в 1994 г. война в Чечне нанесла серьезный удар по международному имиджу России.

Важно

С середины 90-х годов на внешнюю политику стал влиять еще один фактор — здоровье Б.Н. Ельцина. Его международная деятельность все более ограничивалась личными контактами с избранными лидерами—в формате «встреч без галстуков».

России приходилось отступать на всех дипломатических фронтах в дальнем зарубежье. Особенно на Западе.

С приходом в МИД Е.М. Примакова наметились изменения во внешнеполитических ориентирах. Россия стала более жестко отстаивать свои национальные интересы на международной арене. Опытный политик, в прошлом руководитель внешней разведки, Е.М.

Читайте также:  Основные тенденции развития культуры россии в 90-е гг. xx века

Примаков уже в первые месяцы ясно обозначил приоритеты своей деятельности на международной арене: проведение активной внешней политики с позиций великой державы в новой геополитической ситуации, укрепление позиций России в «Большой восьмерке», активная внешняя политика на всех направлениях, «по всем азимутам» и др.

Возросла внешнеполитическая активность России в ближнем зарубежье и на восточном направлении, которое стало восприниматься важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ. 26 апреля 1996 г.

в Шанхае главы пяти государств (Россия, Китай, Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан) подписали Соглашение об укреплении мер доверия в военной областив районе границы. Так возникла «Шанхайская пятерка».

После длительного перерыва наметился прогресс в отношениях и с латиноамериканскими странами — Уругваем, Кубой и др.

В целом к концу 90-х годов внешняя политика России приобрела более четкие очертания, учитывающие национальные интересы и приоритеты страны.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s41748t7.html

Внешняя политика россии в 1990-х годах

Внешняя политика России в 1990-х годах была направлена на адаптацию российского государства в новых международных реалиях и упрочение своих позиций в системе международных отношений.

Важнейшими направлениями на этом этапе были определение приоритетов во взаимоотношениях со странами Запада, а также с независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР, утверждение России в качестве ядерной державы.

Внешнеполитический курс России в 1990-х годах во многом определялся лично министрами иностранных дел страны А. В. Козыревым (1991–1996) и Е. М. Примаковым (1996 –1998). Хронологически он условно делится на два периода – «романтический», связанный с именем Козырева, и «прагматический», ассоциируемый с Примаковым и его преемником И. С. Ивановым.

Общие тенденции во внешней политике

Россия долго адаптировалась к новым реалиям на мировой арене. Внутриполитические проблемы – отсутствие консолидации в обществе, борьба за власть, глубокий экономический кризис – затрудняли процесс выработки нового внешнеполитического курса страны.

Совет

Процесс дипломатического признания России стартовал после августовских событий 1991 года, когда международное сообщество признало Россию правопреемницей СССР, а сама она взяла на себя все действующие международные обязательства распавшейся сверхдержавы.

Внешняя политика новой России во многом переняла и те тенденции, которые господствовали в эпоху «перестройки»: отказ от противоборства с капиталистическим Западом и, соответственно, от помощи социалистическим и «антиимпериалистическим» странам; сокращение вооружений; отказ поддерживать локальные конфликты в мире и т. д. Первый министр иностранных дел страны, молодой дипломат А. В.

Козырев, провозгласил идею стратегического союза России и США, что предполагало постепенную интеграцию России в западное общество и мировые экономические структуры и лояльность к западным ценностям в обмен на помощь в реализации либеральных реформ.

Несмотря на стеснение в средствах, уже за первые два года преобразований, к 1993 году, отечественной дипломатии удалось решить ряд проблем в связи с определением нового международного статуса России. Так, среди прочего, страна получила место в Совете Безопасности ООН, прежде принадлежавшее СССР, и заняла его место во всех международных организациях, унаследовала все его международные права и обязательства.

В начале 1996 года на посту главы МИД РФ Козырева сменил экс-руководитель Службы внешней разведки Е. М. Примаков. На новой должности Примаков объявил основным направлением своей деятельности Ближнее Зарубежье.

Он заявил, что не является «антизападником», а лишь защищает национальные интересы России. На Западе назначение Примакова, называвшего себя другом С. Хусейна, восприняли без энтузиазма, в России же его кандидатуру одобрили все политические силы.

При Примакове, а с 1998 года и при его преемнике И. С. Иванове, Россия сошла с пути уступок Западу.

«Западная политика»: взаимоотношения с США и НАТО

Президент США Д. Буш-старший ещё в декабре 1991 года поздравил американцев с победой в «Холодной войне». 1 февраля 1992 года Россия и США официально подписали декларацию о прекращении «Холодной войны».

Обратите внимание

Отношения с Западом развивались в военно-политической и экономической областях. Россия проводила политику уступок и открытости, идя навстречу стратегическим интересам США.

В ответ американские власти оказывали молодому государству международную поддержку.

3 января 1993 года президенты РФ и США подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), который предусматривал взаимное сокращение ядерного потенциала обоих государств к 2003 году до уровня 3500 ядерных боеголовок.

Российское общество неоднозначно отреагировало на договор, поскольку число боеголовок, которые страны обязывались уничтожить, было разным: у СССР на момент распада их было более 33 тысяч, тогда как у США – более 23 тысяч. Верховный Совет России счёл договор плохо проработанным и не ратифицировал его.

Позднее, в октябре 1996 года, против ратификации договора выступила и Государственная Дума.

Серьёзный удар по международному имиджу России нанесла начавшаяся в 1994 году война в Чечне. Запад применил экономические санкции по отношению России. Под давлением со стороны США и НАТО российская дипломатия ослабила свои позиции в связи с югославским конфликтом.

К середине 1990-х годов главным для российской дипломатии стал вопрос о расширении НАТО в восточном направлении. Руководители стран НАТО, некогда обещавшие Горбачёву не распространять влияние блока на Восток, слов не сдержали.

В конце 1994 году, несмотря на решительные возражения со стороны России, власти США приняли решение принять в НАТО бывшие страны Соцлагеря. 27 мая 1997 года в Париже был подписан Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО.

Важно

Стороны перестали рассматривать друг друга как противников, и НАТО официально заверило Россию, что не будет размещать на постоянной основе вооружённые контингенты на территории новых стран-членов блока.

В 1999 году отношения между Россией и Западом обострились в связи с событиями в Югославии и началом второй чеченской кампании. В марте 1999 года, когда силы НАТО начали бомбардировки Белграда, направлявшийся в США с визитом председатель правительства Е. М.

Примаков прямо в воздухе распорядился развернуть самолёт. Этот дипломатический жест вошёл в историю как «разворот над Атлантикой». Президент Ельцин согласился с демаршем Примакова. В телефонном разговоре с Клинтоном он сказал, что нельзя допустить, чтобы из-за действий одного президента Югославии С.

Милошевича гибли сотни и тысячи людей. В ночь на 12 июня 1999 года российские военные, не согласовывая свои действия с НАТО, первыми вступили на территорию Косова, откуда югославские власти под давлением Запада вывели свои силовые подразделения.

Ельцин впоследствии утверждал, что решение о марш-броске принял самостоятельно, и что это был продуманный «завершающий жест», а не спонтанный акт. Война в Югославии поставила крест на многолетних усилиях российской дипломатии в регионе.

На саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 года Ельцин выслушивал жёсткую критику со стороны лидеров западных стран по поводу возобновления военных действий в Чечне.

«Восточная политика»

После распада СССР в отношениях России с традиционными союзниками на Азиатском континенте – КНДР, Лаосом, Вьетнамом, Ираком – наступил период стагнации. Контакты были заморожены и практически не развивались. Не было прогресса во внешней политике на ближневосточном и африканском направлении.

В конце 1992 года восточный вектор стал активнее разрабатываться российской дипломатией: в ноябре Б. Н. Ельцин посетил Южную Корею, в декабре – Китай. В конце 1995 года А. В. Козырев посетил Иран. Лишь ко второй половине 1990-х годов России удалось добиться определённого прогресса в отношениях с большинством стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Совет

Развивались двусторонние отношения с Индией, Вьетнамом, Монголией. В апреле 1996 года в Пекине Б. Н. Ельцин и глава КНР Цзян Цземинь сформулировали курс на развитие равноправного доверительного партнёрства. Через год, уже во время визита китайского лидера в Москву, стороны подписали совместную Декларацию о многополярном мире и установлении нового международного порядка.

Этот документ продемонстрировал, что в сфере международных отношений концептуальные подходы России и Китая совпадают.

На протяжении нескольких десятков лет советско-японские отношения осложнял вопрос о принадлежности «северных территорий», то есть Южных Курил. Ещё в 1991 году, в ходе визита в Японию М. С. Горбачёва, советская сторона признала существование территориального вопроса между государствами.

Впоследствии Ельцин и Козырев, стремясь наладить экономические контакты с Японией, сделали ряд заявлений о необходимости решения территориальных споров с этой страной. В октябре 1993 года Б. Н. Ельцин и премьер-министр Японии М.

Хосакава подписали Токийскую декларацию, предполагавшую решение давней территориальной проблемы на основе законности и справедливости. Это стало важным шагом к нормализации двусторонних отношений.

26 апреля 1996 года в Шанхае главы России, Китая, Таджикистана, Казахстана и Киргизии подписали Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границы – появилась «Шанхайская пятёрка».

В 1997 году Россия подписала документы об экономическом и культурном сотрудничестве с Индией, Китаем, Японией, Израилем, Сирией, Вьетнамом и другими государствами. В 1998 году Е. М. Примаков, уже будучи председателем правительства РФ, выдвинул идею создания стратегического треугольника Россия – Индия – Китай.

В сотрудничестве трёх стран Примаков видел возможность противодействовать однополярности в мире. Однако реализовать данный замысел удалось лишь спустя несколько лет.

Взаимоотношения на постсоветском пространстве

Обратите внимание

После распада СССР геополитическая ситуация, в которой оказалась его преемница – Россия, – существенно изменилась.

Приоритет в отношениях с так называемым «дальним зарубежьем», и прежде всего со странами Запада, создавал дисбаланс во внешней политике. Необходимо было выстраивать отношения со странами ближнего зарубежья и Восточной Европы.

Именно на эти регионы делался акцент в новой концепции внешней политики России, утверждённой Б. Н. Ельциным в апреле 1993 года.

Курс на максимальную дезинтеграцию связей с Россией сразу же взяли Литва, Латвия и Эстония, устремившие свои взгляды в сторону Европы. Остальные бывшие советские республики оказались вместе с Россией в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).

Цели этого объединения не были чётко регламентированы, в рамках СНГ предполагалось заключить двусторонние договоры между суверенными государствами, а также проводить встречи и консультации по тем или иным вопросам.

Позднее было установлено поочерёдное председательство стран-членов СНГ, введён пост Исполнительного секретаря, создана Межпарламентская ассамблея, выработан Устав Содружества.

Ещё в 1991 году Россия заявила о том, что намерена остаться единственной ядерной державой на постсоветском пространстве. США, заинтересованные в сохранении надёжного контроля за ядерным оружием, высказались в поддержку этой инициативы.

На Алма-Атинской встрече глав постсоветских государств 21 декабря 1991 года было принято решение, что ядерные силы не будут разделяться и останутся под контролем и охраной командования Объединённых вооружённых сил СНГ, но базироваться будут на территории России.

Важно

Белоруссия и Казахстан сразу заявили о статусе неядерных держав, но четвёртая страна, на территории которой располагались советские ядерные боеголовки, Украина, не спешила этого делать. В июле 1993 года она объявила две тысячи боеголовок – примерно 20 % стратегического арсенала бывшего СССР – своей собственностью.

В ситуацию вмешался президент США Б. Клинтон. Он выступил в качестве международного гаранта притязаний Украины, выторгованных в обмен на передачу боеголовок России: в начале 1994 года США, Украина и Россия подписали трёхстороннее соглашение, по которому последняя обязывалась поставлять обогащённый уран для украинских АЭС. В том же году Б. Н.

Ельцин и глава МИД А. В. Козырев заявили, что всё постсоветское пространство является сферой жизненных интересов России, и та, как великая держава, будет всеми способами отстаивать свои интересы в пределах границ бывшего СССР.

Стали регулярно созываться органы, координирующие деятельность СНГ, такие как Совет глав государств и Совет глав правительств. Налаживалось взаимодействие между финансовыми и силовыми структурами.

Читайте также:  Самые известные цари государства селевкидов

Впрочем, быстро выяснилось, что не все страны Содружества глубоко заинтересованы в участии в интеграционном процессе. В 1994–1997 годах процессы размежевания в СНГ брали верх над процессами сближения.

Республики, обретя независимость, выстраивали свои властные и экономические структуры, формировали собственные вооружённые силы. Реальной интеграции между всеми государствами Содружества не происходило, поэтому на более тесное сближение решила пойти только их часть.

В 1995 году было положено начало формированию таможенного союза между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. В марте 1996 года эти страны подписали договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах.

В то же время происходило организационное оформление двустороннего Союза России и Белоруссии, «единого экономического пространства» Казахстана, Узбекистана и Киргизии, а также «ГУАМа»  – объединения Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии – в целях развития евроазиатско-транскавказского транспортного коридора.

Совет

В 1997 году, уже в бытность главой МИД Е. М. Примакова, Россия подписала двусторонние договоры с Белоруссией и Украиной. С Украиной удалось найти компромисс по вопросам статуса Севастополя, главной базы Черноморского флота РФ, и о разделе самого флота.

В 1992–1993 годах между государствами фактически возник территориальный спор, поскольку в России многие настаивали на незаконности передачи Крыма в состав УССР в 1954 году.

Окончательно вопросы в отношениях между странами были решены весной 1997 года во время визита на Украину президента Ельцина.

В начале 1992 года российские вооружённые силы вмешались в межнациональный конфликт в Приднестровье, пожелавшем выйти из состава Молдавии и провозгласившем свою независимость.

Приказ остановить противостояние молдавских войск и приднестровских сил получила дислоцировавшаяся в этом регионе 14-я армия под командованием генерала А. Лебедя. В апреле 1992 года она перешла под юрисдикцию России.

В 1994 году Россия также выступила в роли посредника в армяно-азербайджанском конфликте по поводу Нагорного Карабаха.

Итоги и оценки внешнеполитического курса России в 1990-х годах

Некоторые аналитики связывают внешнеполитический курс России с личной позицией возглавлявших МИД РФ при Ельцине А. В. Козырева и Е. М. Примакова.

Сам Ельцин, по замечанию ряда специалистов, был несведущ в вопросах дипломатии и во внешнеполитических предпочтениях нередко отдавал приоритет личным симпатиям к тому или иному лидеру. Как в своё время и М. С. Горбачёв, Ельцин установил тёплые приязненные отношения с рядом глав государств: президентом США Б.

Обратите внимание

Клинтоном, президентом Франции Ж. Шираком, канцлером Германии Г. Колем, премьер-министром Японии Р. Хасимото. Их он называл «друзьями» и периодически встречался с ними в неофициальном порядке.

Козырева обвиняли в проамериканской и прозападной политике, в том, что он действовал в ущерб национальным интересам. Одним из наиболее жёстких критиков его деятельности на посту главы МИД был его преемник Примаков. «Козыревский» внешнеполитический курс обвиняли в безынициативности.

Ему вменялись просчёты, допущенные в 1991–1992 годах в политике на Балканах и во взаимоотношениях со странами бывшего СССР. Контакты с преемниками на посту главы МИД РФ – Примаковым, И. С. Ивановым, С. Лавровым – Козырев не поддерживал.

В более позднем интервью экс-министр объяснял это тем, что все последовавшие за ним главы ведомства «стали проводить иной, во многом старый курс». Однако для Запада Козырев стал символом новой внешней политики России – именно по этой причине, по мнению историка Л. Ф. Швецовой, Ельцин затягивал с его отставкой.

Что касается Примакова, то в его назначении большинство аналитиков, напротив, усматривают символический отказ российских властей от курса на сближение с Западом, а самого министра характеризуют как сторонника возвращения России статуса сверхдержавы, «особого пути» российского государства.

Историки отмечают, что в первой половине 1990-х годов российская дипломатия была несвободна в своих решениях и на международной арене оказывала безоговорочную поддержку США, что подрывало её политическое влияние на Ближнем и Среднем Востоке, на Балканах.

К концу второй половины десятилетия, когда российская сторона стала проводить более независимый внешнеполитический курс, её отношения с Западом перешли в стадию глубокого кризиса. На Востоке России, напротив, удалось восстановить утраченные с распадом СССР позиции.

В целом, несмотря на все сложности в отношениях с Западом, к началу нового тысячелетия Россия уверенно встала на путь вхождения в «Большую Европу». Россия оформила свои отношения с НАТО, стала членом Европарламента и практически всех европейских структур.

Важно

Невзирая на череду ошибок российской дипломатии в отношениях с государствами постсоветского пространства, в целом на этом направлении тоже удалось многого достичь.

К очевидным внешнеполитическим успехам России периода 1990-х годов относят то, что благодаря взвешенной позиции Москвы становление новых независимых государств в ближнем зарубежье происходило относительно мирно; достижение безъядерного статуса Белоруссии, Казахстана и особенно Украины; налаживание конструктивного диалога с Белоруссией и заложение основ создания Союзного государства Белоруссии и России.

В целом к концу 1990-х годов внешняя политика России стала более прагматичной, в большей степени учитывающей национальные интересы и приоритеты страны.

Литература

  • Авен П. Революция Гайдара: История реформ 90-х из первых рук. М., 2013.
  • Козырев А. В. Преображение. М., 1995.
  • Короткевич В. И. История современной России 1991–2003. СПб., 2004.
  • Примаков Е. М. Минное поле политики. М., 2007.
  • Рябикин С. П. Новейшая история России (1991–1997). СПб., 1997.
  • Швецова Л. Ф. Режим Бориса Ельцина. М., 1999.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/vnieshniaia_politika_rossii_v_1990_kh_godakh

автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.15 диссертация на тему: Регион в системе международных связей России в 90-е гг. ХХ в

ВВЕДЕНИЕ СТР.

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНОВ

1. Россия после СССР: новые позиции страны в мире СТР.

2. Конституция и Федеративный договор СТР.

3. Договорная система Российской Федерации СТР.

4. Государственное регулирование внешних связей российских регионов СТР.

5. Координация международной и внешнеэкономической деятельности регионов СТР.

6. «Центр – регионы» создание механизма прямой и обратной связи СТР.

ГЛАВА II. ВНЕШНИЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Российские регионы: проблемы развития и перспективы внешних связей СТР.

2. Российские регионы и международные организации СТР.

3. Региональные ассоциации СТР.

4. Российские регионы и страны СНГ СТР.

5. Международная деятельность регионов с Дальным Зарубежьем СТР.

6. Российские регионы и инвестиции СТР.

ГЛАВА III. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ.

1. Значение Санкт-Петербурга и Ленинградской области для Российской Федерации в международном сотрудничестве СТР.

2. Проблема объединения области и города СТР.

3. Органы Санкт-Петербурга и Ленинградской области координирующие международную и внешнеэкономическую деятельность. СТР.

4. Санкт-Петербург, Ленинградская область и международные организации СТР.

5. Санкт-Петербург и Ленинградская область и внешние связи СТР.

6. Кредиты и Инвестиционная политика Санкт-Петербурга и Ленинградской области СТР.

Окончание холодной войны и крах Советского Союза в начале 90-х годов XX века привели к распаду биполярной структуры, сложившейся к тому времени в международных отношениях. Ведущей тенденцией общественного развития стало формирование многополярной системы.

Возникновение на постсоветском пространстве России, ставшей правопреемницей Советского Союза, не избавило страну от трудностей, связанных с необходимостью найти свою нишу в международных делах.

От российского государства в 90-е годы XX века потребовались значительные усилия по построению новых взаимоотношений в мире.

Особое значение приобрело то, что страна, двигаясь по пути демократии, обрела федеративное устройство.

Совет

Политические, правовые и экономические изменения, происходившие в России, выдвинули, в качестве одной из основных, проблему места и роли региона (субъекта Федерации) в международной деятельности Российской Федерации. Изменения, произошедшие после распада СССР, сформировали новый подход и к самому понятию «регион».

В условиях Российской Федерации «Основные положения региональной политики в РФ», утверждённые Президентом страны в 1996 году, под регионом подразумевают «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.

Регион может совпадать с границами территорий субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации».

1 В диссертации такое многоплановое понятие, как «регион» рассматривается в качестве субъекта права, то есть субъекта Российской Федерации.

В последнее десятилетие XX века российские регионы накопили богатый опыт участия во внешней деятельности России. Научное осмысление этого опыта, несомненно, обогатит историю международных отношений и внешней политики России. Настало время теоретического осмысления и конкретно-исторического обобщения того, что сделано регионами России в конце минувшего столетия.

Исключительно важен также вопрос влияния зарубежных связей регионов на внешнюю политику и внешнеэкономическую деятельность российского государства.

Взаимоотношение федеральных органов власти и субъектов Федерации, чёткое определение и разграничение их компетенции в сфере международных и внешнеэкономических связей, участие регионов во внешнеполитической деятельности России и процессах её интеграции в мировую экономику – все эти очень сложные, противоречивые и порой труднорешаемые проблемы построения федеративного государства и выработки единого курса на мировой арене нашли своё отражение в подписанных президентом концепциях внешней политики, национальной и информационной безопасности Российской Федерации.2

Изучение отношений «федеральный центр – регион» в вопросах зарубежной

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2756.

2 Концепция внешней политики Российского государстваУ/Независимое военное обозрение. 14 июля 2000. С. 3; Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года.

№ 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года. № 24). Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 52, ст. 5909.

Обратите внимание

деятельности Российской Федерации имеет большое значение в связи с углублением участия России в процессах глобализации мировой экономики и политики.

В этой связи исследование процессов регионализации во внешних связях России, ориентиров её движения в международной жизни и становление новой конфигурации международных отношений с участием России и её регионов приобретают особую актуальность.

Внешние связи субъекта Федерации с 1991 года оказались делом совершенно новым, причём их содержание постоянно расширялось. Опыта во взаимодействии с иностранными государствами, их регионами и международными организациями практически не было ни у одного субъекта Российской Федерации.

Исключение составляли лишь Москва и Петербург (Ленинград), да и то их контакты ограничивались, в основном, побратимскими отношениями с городами-партнёрами за рубежом, которые сводились преимущественно к обменам в области культуры и образования.

Однако даже эти весьма ограниченные связи находились под жёстким партийном контролем.

Десять лет прошло с тех пор, как субъекты Российской Федерации получили широкие права самостоятельной деятельности в своих связях с зарубежьем.

Это были непростые годы, когда выстраивалась новая конструкция взаимодействия регионов с федеральным центром в вопросах внешних связей, в том числе в такой традиционной для государства сфере, как внешняя политика.

Межгосударственные договорённости реализуются через деятельность на региональном и местном уровнях стран, подписывающих двухсторонние или многосторонние соглашения.

Важно

Регионы России (особенно Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская области, Республика Карелия и др.) стали своеобразными проводниками внешней политики России. Санкт-Петербургу принадлежат ведущие позиции в балтийском направлении международных дел Российского Государства.

Исследование опыта российских субъектов во взаимоотношениях с зарубежьем особенно важно для познания возросшей роли федеративных государств в мировой экономике и политике.

Сама Российская Федерация, заявляя о многовекторности своей внешней политики, отводит значительную роль тому или иному региону в осуществлении международной деятельности по всем азимутам, где имеются её национальные интересы.

Успехи и неудачи России в политико-территориальном обустройстве исключительно важны для тех государств, которые собираются вступить на путь федеративного развития, а также для тех стран, которые уже давно свой государственный строй основывают на федеративных отношениях.

К началу XXI века в мире существовало 24 федеративных государства.

Читайте также:  Лейпцигское сражение. французская кампания. взятие парижа

Далеко не в каждом из них политико-территориальное деление и реальное положение дел не вызывают критику и даже противодействие со стороны различных политических сил (например, в Индии).

Вот почему учёным/политикам и государственным деятелям всегда очень важно знать, что делается у соседа (соседей), чтобы избежать ошибок и использовать удачные находки в своей деятельности.

Исторический опыт показывает, что решение внутренних проблем -единственный способ повышения авторитета и престижа государства в мире. Но в

России ещё не завершился процесс внутреннего политико-территориального размежевания. В обществе до сих пор идут дискуссии относительно сокращения числа субъектов Федерации (сегодня их 89).

К сожалению, при обсуждении этой проблемы политики, государственные деятели и учёные не принимают в расчёт многие очень важные аспекты внутриполитической стабильности, а также международной деятельности.

Опыт взаимодействия российских регионов с федеральным центром в вопросах внешних связей следует учитывать также с точки зрения набирающего силу процесса формирования «Европы регионов»1.

Совет

Всё это и обуславливает выбор темы настоящей диссертации и её актуальность. Очень важно осмыслить то, что происходило в 90-е годы в международной сфере России, связанное с переменами в государственном, политическом и экономическом устройстве.

Необходимо изучить, что было позитивного и негативного в международной жизни России в эти годы и на этой основе предложить рекомендации для координации международной деятельности.

Целесообразно, чтобы положительный опыт действий руководящих органов в центре и на местах ложился в основу международных контактов субъектов Российской Федерации в дальнейшем. См.

например: предложения Псковской области о создании «еврорегиона», включающего Гдовский, Печорский, Псковский районы, город Псков, а также эстонские уезды с центрами Валга, Выру, Тарту, Пылва и ряда латвийских территорий.

Исходя из степени разработанности темы, основная цель работы состоит в глубоком и всестороннем осмысливании места, роли и накопленного опыта регионов Российской Федерации во внешних связях с другими странами.

Для этого в исследовании решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть, как складывалась позиция российского правительства в отношении роли региона во внешних связях России.

2. Исследовать взаимосвязь двух, казалось бы, взаимоисключающих процессов: укрепление целостности, единства Российского государства и расширения поля самостоятельности регионов.

3. Изучить основные направления участия регионов в международных отношениях Российской Федерации.

Обратите внимание

4. Показать на примере конкретных регионов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, как реализовывалась международная политика федерального правительства по данному вопросу, а также основные достижения и проблемы этих регионов в области внешних связей.

Начальной точкой отчёта является 1991 год, когда Советский Союз перестал существовать, а Россия стала полномасштабным субъектом международного права. Начиная с этого года, в стране происходят коренные изменения во всех областях жизнедеятельности, включая вопросы формирования новой региональной политики и международных отношений.

Это сложный и ещё незаконченный процесс, конкретные повороты и события которого являются частью нашей повседневной жизни.

Конечная дата диссертационного исследования 2000 год – рубеж века. 2000 г. подвёл по существу черту, предшествующему десятилетию развития России и, вобрав в себя самое лучшее, ознаменовался качественными структурными изменениями во всех областях деятельности, базирующимися на минувшем опыте в России конца XX века.

Большую роль в укреплении государственности и территориальной целостности, сыграло введение с мая 2000 г. семи федеральных округов, сцементировавших воедино 89 субъектов Российской Федерации. Внешняя политика России обрела уже к 2001 году чёткие принципы, направления и задачи, а также новое качественное содержание.

1

Поэтому важно изучить, что было позитивного и негативного в международной жизни России в те годы (1991 – 2000 г.г.) и на этой основе осуществить рекомендации для координации международной деятельности. Целесообразно, чтобы положительный опыт действий руководящих органов в центре и на местах ложился в основу международных контактов субъектов Российской Федерации в дальнейшем.

Цели и задачи исследования потребовали привлечь широкий круг источников и материалов. Изучение научной литературы, материалов конференций, текущих публикаций прессы и данных официальных органов власти, позволяют утверждать, что в прямой постановке вопросы всестороннего анализа темы «Регион в системе внешних связей России не рассматривались. Вместе с тем,

1 Концепция внешней политики Российского государства//Независимое военное обозрение. 14 июля 2000. С. 3 необходимо отметить, что отдельные аспекты, составляющие содержание этого процесса, изучались в исторической науке отечественными и зарубежными учёными и политиками. Имеющийся исследовательский материал по рассматриваемой проблематике можно условно разделить на две группы.

Первую группу составляют работы, в которых изучаются развитие и становление современного федерализма в России, новое положение страны в мире, а также вопросы, связанные с интеграционными процессами России в мировое сообщество.

К ним относятся труды российских государственных деятелей и политиков: первого президента Российской Федерации Ельцина Б.Н.1, Чрезвычайного и Полномочного Посла Кузьмина Э.2, советника Департамента МИД России по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическим организациям Романова С. Л.3 и др.

Работы философов и политологов представлены трудами Гаджиева К. С.4 Данкина Д.5, Проскурина С.

6 7 8

Важно

А. , Сергунина А. А. , Тавадова Г. Т. . Среди юристов и экономистов следует особо Ельцин Б.Н. Россия на рубеже эпох: О положении в стране и основных направлениях политики РФ // Российская газета. 1999. 31 марта. С. 3-6.

2 Кузьмин Э. Российский центр, регионы и внешний мир// Международная жизнь. 1998. № 11-12; Кузьмин Э. Международная жизнь регионов: Зарубежный опыт и Российские реалии//Президент, парламент, правительство. Июль 1998. №3. С.23-25

3 Романов С. Федерализм и внешняя политика // Красная звезда. 1999. 21 мая. С. 3; Романов С. Восточногерманские земли по-прежнему тяготеют к России // Международная жизнь. 1998. № 7. С. 75 – 80; Романов С. Германия в Балтийском регионе // Международная жизнь. 1999. № 1. С. 74 – 80; Романов С. Л. Межрегиональное сотрудничество на севере Европы// Международная жизнь. 1997. № 3.

4 Гаджиев К. С. Заметки о перспективах российской государственности// Вопросы философии 1994. № 9. С. 3-13.

5 Данкин Д. Международная сфера: явление и понятие// Власть. 2000. № 8.

6 Проскурин С. А. Геополитические вызовы и внешнеполитическая деятельность России// Власть. 2000. № 5. С. 70-76.

7 Сергунин А. А. Регионализация России: роль международных факторов// Международная жизнь, июль 1199. №З.С.76-87.

8 Тавадов Г.Т. Конституционные принципы российского федерализма// Социально-политический журнал. 1995. №6. С.40-51. выделить работы Добрынина Н. М.1, Елисеева Б. П.2, Лысенко В.Н.3, Пустогарова В. В.4, Толстых В. Л.5, Умнова И. А.

6, Чиркина В. Е.7, Гранберга А. Г.8, Гусева К., Федотова А.9, Давыдова О.10, Любимцева Ю.11 Парканского А. Б.12. Особое внимание заслуживают работы географов Алаева Э.Б.13 Гладкого Ю. Н., Чистобаева А. И.14 и историков Трояковой Т. Г.

15, Шило В.Е.16.

Совет

Современные интеграционные процессы в системе международных отношений, изменение роли государства и его новое положение в мире представлены в работе «Стратегия для России: Повестка дня для Президента-2000»,17 являющейся итогом исследования, проведённого Российским Советом по внешней и оборонной политике (СВОП)

1 Добрынин Н. М. Проблемы правового регулирования отношений края (области) с входящими в их состав автономными округами// Государство и право. 1997. № 7. С. 46-50.

2 Елисеев Б.П. Договоры и соглашения между Российской Федерации: решение или порождение проблем? // Государство и право. 1999. № 4. С. 5-13.

3 Лысенко В.Н. Развитие Федерации и конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право. 1997. № 8. С. 14-20; Лысенко В. Н. Устав области, края, города федерального значения, автономного образования: каким ему быть? // Государство и право. 1995. № 10. С. 62-67.

4 Пустогаров В. В. Провозгласить – не значит стать: Российский Федерализм и международное право // Российская Федерация сегодня. 1998. № 3. С. 20-21.

5 Толстых В. Л. О правовой природе международной деятельности субъектов Федерации// Русский юридический журнал. 1998. № 1. С. 58-61.

6 Умнова И. А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации// Государство и право. 1994. № 8-9. С. 43-51.

7 Чиркин В. Е. Федеральное принуждение: Россия и зарубежный опыт// Власть. 2000. № 6. С. 16-20.

8 Гранберг А. Г. Основы региональной политики. М., 2000.

Обратите внимание

9 Гусева К., Федотов А. Механизм взаимодействия Федерации и её субъектов при реализации инвестиционно-структурной политики // Экономист. 1995. № 6. С. 73-83.

10 Давыдов О. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион: перспективы торгово-экономического и интеграционного сотрудничества//Внешняя торговля. 1996. №3. Любимцев Ю. Российский Федерализм: проблемы и решения// Экономист. 1995. № 6.

12 Парканский А. Б. Регионализация международных связей// США. Экономика, политика, идеология. 1996. № 6. С.55-57.

13 Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. М., 1983.

14 Гладкий Ю. Н. Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб., 1998; Гладкий Ю. Н. Социально-экономическая география России. М., 2000.

15 Троякова Т. Г. Приморье – провинция КНР: качество отношений//Россия и АТР. 1999. № 3.

Источник: http://cheloveknauka.com/region-v-sisteme-mezhdunarodnyh-svyazey-rossii-v-90-e-gg-hh-v

Внешняя политика Российской Федерации 1991 – 2000

Главной задачей внешнеполитического курса Российской Федерации в этот период, было создание новой формы сотрудничества со странами ближнего зарубежья, входящими ранее в состав Советского Союза.

Несмотря на обобщенности интересов и задач, с 1993 года в отношениях между странами постсоветского пространства и Россией появились первые противоречия. В первую очередь, они касались раздела имущественной базы Советской армии.

Попытка создание единого войска СНГ потерпели крах. Вопрос раздела Черноморского флота стал предметом раздора с властями Украины. Договоренности были достигнуты только в 1997 году, когда правительство России вынужденно пошло на ряд существенных уступок.

Важно

Напряженность в отношениях с Украиной возникла и вопросе отказа от ядерного оружия. Киев долго оттягивал сдачу ядерного потенциала, который размещался на территории Украины. Только в 1994 году между США, Украиной и Россией был заключен трехсторонний договор о разоружении.

Дружеские отношения были установлены с Беларусью. С государством было создано единое экономическое пространство, заключены договора, которые исключали возможные конфликты в сфере международного содружества. Во второй половине 90-х годов правительства двух стран рассматривали вариант возможного объединения в единое союзное государство.

Рф и дальнее зарубежье

Россия, обладавшая статусом правонаследника СССР, в первой половине 90-х годов вынуждена была налаживать международные связи, которые были разорваны в период «холодной войны». В 1992 году между РФ и США была ратифицирована Декларация о завершении «холодной войны» Государства обязывались де-факто не рассматривать друг друга в качестве противников.

В 1994 году были подписаны договора о частичном разоружении, значительно сокращался ядерный потенциал мировых держав, в том числе и Российской Федерации. В 1996 году РФ стала членом Совета Европы. Однако, не смотря на заметное потепление в отношениях, в 1997 году между Россией и европейскими государствами возникли первые противоречия.

Российское правительство не поддерживало вступление некоторых восточных европейских государств (Польши, Чехии) в НАТО. Разногласия значительно усилились после ввода вооруженных сил НАТО на территорию Сербии.

В противовес натовским войскам, правительство РФ инициировало создание объединенной военизированной структуры с государствами постсоветского пространства.

Несмотря на то, что такая армия все же не была создана, Европа отреагировала весьма категорично: МВФ отказывался вести дальнейшую политику кредитования с РФ, было приостановлено членство в Совете Европы. Официальным объяснением таких жестких санкций было обвинение в нарушении прав и свобод человека в Чечне русским правительством.

Существенно усугубил кризис в дипломатических отношениях и косовский конфликт в первой половине 1990 года. Это стало первым крупным противостоянием России и НАТО с момента окончания «холодной войны».

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Духовная жизнь россиян 1991 – 2000 годов: влияние церкви и культура
Следующая тема:   Россия на пороге XXI века: экономика и внешняя политика

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/vneshnyaya-politika-rossii-1991-2000

Ссылка на основную публикацию