Самое интересное в истории Российского флота
Г.Н. Охрименко у обезвреженной им мины
Фотография военных лет
22 июня 1941 года — начались активные действия Черноморского флота по борьбе с минной опасностью. Она была создана фашистской авиацией во время налетов на базы флота ранним утром первого дня войны.
В целом же минно-заградительные действия на черноморском театре начались задолго до объявления войны. Еще в конце июня 1940 г. ВМС Румынии поставили крупные минные заграждения. На них 24 июня 1941 г.
подорвался и затонул лидер «Москва», лидер «Харьков» получил повреждение, а у болгарского побережья на минах погибли 3 наши подводные лодки.
В начальный период войны вражеская авиация сбросила на подходах к Севастополю, Очакову, Новороссийску свыше 210 донных мин. Они значительно осложнили развертывание сил флота.
В ходе обороны главной базы ЧФ на германских минах подорвалось 12 кораблей и катеров, а в Керчь-Еникальском проливе в 1942-1943 гг. — более 70. В 1941-1942 гг.
на Черноморском театре было уничтожено 245 донных мин, из них 177 — глубинными бомбами, 36 — электромагнитными тралами и 21 — шумами и ходом катеров. При этом на уничтожение одной донной мины приходилось в среднем 151,7 глубинных бомб.
Наши «оборонительные» минные заграждения
В первый же день войны 22 июня 1941 г. первый заместитель наркома ВМФ адмирал И.С. Исаков приказал ставить оборонительные минные заграждения.
С 23 июня по 21 июля корабли флота интенсивно минировали подходы к Севастополю, Одессе, Новороссийску, Туапсе, Батуми и Керченскому проливу. Всего Черноморский флот за время войны поставил 10745 мин.
Из них в оборонительных заграждениях — 8388 мин. Как и другие наши флоты, он вел минную войну оборонительного характера.
Развитие событий показало, что эти заграждения в основном создавали угрозу для нас. Они снизили оборачиваемость транспортного флота, затруднили деятельность боевых кораблей.
В результате этих непродуманных минных постановок и невысокой подготовки штурманов, командиров кораблей и капитанов судов, в 1941 г. на Чёрном море от своих мин погибли 3 эсминца, 18 транспортов, катеров и других плавсредств, один эсминец и 2 тральщика получили серьезные повреждения.
Большую опасность морские мины представляли и на Балтике, смотрите, например, статью об адмирале Кузнецове.
Командование ВМФ правильно оценивало значение авиационных мин. Однако на вооружении имелась лишь одна, устаревшая авиационная мина (АМГ-1). Поэтому наши союзники еще в 1941 г.
передали советскому флоту 2214 авиационных мин, а позднее еще 400 более совершенных мин. Летчики-черноморцы выставили за время войны только 682 мины.
Ограниченное участие авиации в минных постановках командование ВМФ объясняло господством противника в воздухе.
Подготовка мины перед установкой
Фотография военных лет
Высокая эффективность немецких минных заграждений
Серьезной проблемой стала защита кораблей от магнитных мин. Ее решением занимался заместитель Наркома по кораблестроению и вооружению адмирал Л.М. Галлер (о нем читайте здесь).
В июле 1941 года им был издан приказ немедленно приступить к безобмоточному размагничиванию подводных лодок. В Севастополь дважды прибывали английские специалисты, давшие ряд полезных рекомендаций и оказавшие практическую помощь.
Успешный эксперимент закончили 17 августа на «С-32», а затем — на «М-111». Размагничивание прошли все подводные лодки Черноморского флота.
Немцы очень активно старались закрыть минами подходы в порты Кавказа, Кубани, Керченского полуострова. В 1943 г. в Керченском проливе было 57 случаев подрыва кораблей, судов и катеров, 38 из них произошло во время высадки десантов.
Нашим кораблям удалось протралить лишь узкий проход через три линии мин. Остальные пять линий мин пересекались кораблями и катерами с десантом на борту без противоминного обеспечения.
В результате эти минные заграждения показали очень высокую эффективность — в среднем на одно потопленное плавсредство пришлось 25 якорных или 3,2 донных мины.
В первые годы войны данные минной разведки не отличались достоверностью. Лишь весной 1944 г. с потопленного румынского катера были получены карты минных заграждений в районе Сулины и Констанцы, у Варны и Бургаса.
Отсутствие точных сведений о координатах минных заграждений противника привело к гибели 14 наших подводных лодок. Еще пять получили повреждения, и вышли из строя на срок от 2 до 17 месяцев.
Таким образом, наши подводные лодки понесли тяжелые потери от устаревших контактных мин из-за отсутствия помощи со стороны минно-тральных сил.
Немецкая мина RMH. На такой мине предположительно подорвался линкор «Новороссийск».
В целом, меры противоминной обороны позволили обеспечить базирование сил Черноморского флота в освобожденных портах и плавание кораблей и подводных лодок в пределах своей операционной зоны. В 1941-1943 гг. силами Черноморского флота было уничтожено 175 гальваноударных, 403 неконтактных и 265 плавающих мин, всего 843 мины.
По мере наступления наших войск и освобождения северного побережья Азовского и Чёрного морей, росли темпы и масштабы траления. Однако полностью очистить от мин даже акваторию Севастопольского порта не удалось. В 1955 году на внутреннем рейде Севастополя на немецкой донной мине подорвался и погиб линкор «Новороссийск».
Подробности читайте в статье «Линкор «Новороссийск» — трагедия флота и страны».
Ликвидация минной опасности после войны
К началу октября 1945 г. входы практически во все советские порты, а также в Констанцу и Варну были открыты для плавания, за исключением Евпатории, Анапы, Темрюка и некоторых других.
Основной проблемой, кроме ограниченного количества мощных тральщиков, были неточные и ложные сведения румынской и германской сторон о поставленных ими минных заграждениях. Из-за этого приходилось многократно тралить большие районы.
Серьезную угрозу для корабельных сил флота составляли плавающие мины. Они могли быть занесены в любой район моря.
Уничтожение плавающей мины
Фотография военных лет
Известны 3 достоверных случая гибели наших кораблей на плавающих минах (одна подводная лодка и два торпедных катера), предположительно на них подорвались еще 6 кораблей.
В среднем один подрыв приходился на 20-40 обнаружений плавающих мин. В ходе войны нашими силами было обнаружено более 730 плавающих мин, из которых две трети уничтожено.
Особенно опасными считались обросшие водорослями и ракушками полузатопленные мины.
Проблема минной опасности на Чёрном море была решена лишь частично. Потеря на минах 145 кораблей и судов подтверждает это. В целом прямые и косвенные потери наших флотов от воздействия минного оружия оказались более серьезными, чем от воздействия других сил.
Это было вызвано недостатком минно-тральных кораблей, значительным отставанием от мирового уровня в развитии и применении минно-трального оружия и недооценкой опыта предыдущих войн.
Эти упущения пришлось решать в ходе длительного и трудоемкого послевоенного траления, продолжавшегося от трех лет на Тихом океане до 29 лет на Балтике.
С учетом военно-экономического потенциала, мощи ВМС вероятного противника, близости к границам России государств — членов НАТО, военно-политической обстановки в Украине, серьезная минная опасность наверняка будет создана внезапно, в течение нескольких часов. Поэтому роль противоминной обороны, знание и учет ее опыта несоизмеримо возрастает, особенно в условиях войны с применением обычных вооружений.
При написании статьи была использована публикация В. Йолтуховского «Черноморский флот: борьба с минной опасностью», журнал «Морской сборник» № 5 за 2015 год и некоторые другие материалы.
Борьба с минной опасностью на Черном море продолжалась в течение всей войны и еще несколько лет после ее окончания. Это потребовало большого напряжения тральных сил флота, мужества и самоотверженной работы черноморцев. А что Вы, уважаемый читатель, думаете о подвигах наших минеров?
Напишите свое мнение в комментариях. Это будет интересно всем!
Источник: https://korvet2.ru/minnaja-opasnost.html
Организация послевоенного боевого траления на Черном море
Конеев Алексей Николаевич
Харин Вадим Иванович
Сведения об авторах. Конеев Алексей Николаевич, заведующий кафедрой истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.
Кузнецова», доцент, кандидат военных наук, Харин Вадим Иванович- начальник курса Центра подготовки иностранных военнослужащих Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»,(г.
Санкт-Петербург, E-mail:nachalnik.sf@mail.ru).
Аннотация. Статья посвящена проблемам организации боевого траления на Черном море в послевоенный период и способам их решения. Рассмотрены тактические приемы применения сил, в зависимости от внешних условий, и типов мин, подлежащих уничтожению. Представлено краткое описание средств, применяемых для решения поставленных задач.
Ключевые слова. Послевоенное боевое траление; траление; тральные силы Черноморского флота; придонное траление; неконтактное траление; якорные мины; размагничивание.
About the authors.
Koneev Alexei Nikolaevich is Head of the Department «The history of wars and military art» of the Military Educational and Scientific Center «Naval Academy named after Admiral of the Soviet Union Fleet N.G.Kuznetsov». Сandidate of military Sciences. Associate Professor.
Kharin Vadim Ivanovich is Head of the course in the Training Center for foreign military personnel of the Military Educational and Scientific Center «Naval Academy named after Admiral of the Soviet Union Fleet N.G.Kuznetsov» (St Petersburg, e-mail: nachalnik.sf@mail.ru).
Annotation. The article discusses problems of navigation and hydrographic support of the post-war trawling at the Black Sea and ways to solve them.
The author describes tactics of application of forces depending on the external conditions and on the types of mines to be destroyed. The brief description of the tools used for solving problems is also presented.
Key words.
Post-war military trawling; trawling; trawling forces of the Black sea fleet; bottom trawling; non-contact trawling; anchor mines; demagnetization.
Организация послевоенного боевого траления на Черном море
The post-war trawling support at the Black Sea
Борьба с минной опасностью ВМФ СССР в 1945–1955 гг.
сводилась главным образом к организации и проведению послевоенного боевого траления и всех видов его обеспечения применительно к мирному времени, в первую очередь, навигационно-гидрографического, материально-технического и тылового. Еще в начале 1944 г.
англичане стали инициаторами создания «Международной организации по послевоенному тралению мин», которая осуществляла координацию действий и их общий учет. В её состав входило «Международное бюро по оповещению о минной обстановке и маршрутах судов».
После длительных переговоров, Европейские воды были разделены на 4 зоны. Непосредственные интересы СССР представлены в трех зонах, в т. ч. в 3-й зоне, куда входила акватория Черного моря. Советская зона в Черном море включала всю его акваторию за исключением территориальных вод Турции и пролива Босфор.
[1] 29 февраля 1944 г., приказом НК ВМФ № 0154, по примеру англичан, в составе ГМШ ВМФ был сформирован Отдел послевоенного траления, состоявший из 4-х отделений и 15 офицеров, с подчинением начальнику Оперативного управления ГМШ ВМФ. Этим же приказом на всех флотах, в т. ч.Черноморском, были образованы отделения ПБТ.
Своими постановлениями СНК СССР № 2779-791сс утвердил «Положение о международной организации по тралению мин в Европейских водах» и № 1147/81оп от 29.10.1945 председателем Зональной комиссии зон Баренцева, Балтийского и Черного морей назначен капитан 1 ранга Г. Б. Чубунов по совместительству.[2]
Источник: http://vvo.milportal.ru/organizatsiya-poslevoennogo-boevogo-traleniya-na-chernom-more/
Международные правила предупреждения столкновений на море — Приложение II. МППСС-72
Общее указание
Огни, указанные в этом Приложении, если они выставляются в соответствии с Правилом 26 (d), должны быть расположены на наиболее видном месте на расстоянии не менее 0.
9 м в сторону от огней, предписанных Правилом 26 (b) (I) и (c) (I), и ниже этих огней.
Эти огни должны быть круговыми и видимыми на расстояние не менее 1 мили, но на меньшее расстояние, чем огни, предписанные настоящими Правилами для судов, занятых ловом рыбы.
Сигналы для судов, занятых тралением
а) Суда, занятые тралением, независимо от того, используют ли они донные или пелагические снасти, могут выставлять:
- (I) когда они выметывают снасти – два белых огня, расположенные по вертикальной линии;
- (II) когда они выбирают снасти − белый огонь над красным, расположенные по вертикальной линии;
- (III) когда снасть зацепилась за препятствие − два красных огня, расположенных по вертикальной линии.
b) Каждое судно, занятое парным тралением, может показывать:
- (I) ночью − луч прожектора, направляемый вперед и в сторону другого судна этой пары;
- (II) когда суда выметывают или выбирают снасти или когда их снасти зацепились за препятствие, − огни, предписанные п. 2 (а) этого Приложения.
Выматываем снасти | Выбираем снасти | Снасти зацепились за препятствие |
Сигналы для судов, производящих лов рыбы кошельковыми неводами
Суда, производящие лов рыбы кошельковыми неводами, могут выставлять два желтых огня, расположенных по вертикальной линии. Эти огни должны попеременно давать проблески каждую секунду, причем продолжительность света и затемнения должна быть одинаковой. Эти огни могут быть выставлены только тогда, когда движение судна затруднено его рыболовными снастями.
Правило 27. Суда, лишенные возможности управляться или ограниченные в возможности маневрировать
а) Судно, лишенное возможности управляться, должно выставлять:
- (I) два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте;
- (II) два шара или подобных знака, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте;
- (III) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, − бортовые огни и кормовой огонь.
Идет на нас | Идет влево | Идет от нас | Не имеет ходаотносительно воды |
b) Судно, ограниченное в возможности маневрировать, за исключением судна, занятого работами по устранению минной опасности, должно выставлять:
- (I) три круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний − белым;
- (II) три знака расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте: верхний и нижний из этих знаков должны быть шарами, а средний — ромбом;
- (III) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным пунктом (I), − топовый огонь или огни, бортовые огни и кормовой огонь;
- (IV) если судно стоит на якоре, то в дополнении к огням или знакам, предписанным подпунктами (I) и (II), − огонь, огни или знак, предписанные Правилом 30.
Идет на нас | Идет вправо | Идет от нас | Не имеет ходаотносительно воды | Дневные знаки |
с) Судно с механическим двигателем, занятое такой буксировочной операцией, которая значительно ограничивает возможность буксирующего и буксируемого судов отклониться от своего курса, должно в дополнение к огням или знакам, предписанным Правилом 24 (а), выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (I) и (II) пункта (b) настоящего Правила.
Идет вправо | Дневные знаки |
d) Судно, занятое дноуглубительными работами или подводными операциями, когда оно ограничено в возможности маневрировать, должно выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (I), (II) и (III) пункта (b) этого Правила, и, если существует препятствие для прохода другого судна, должно дополнительно выставлять:
- (I) два красных круговых огня или два шара, расположенных по вертикальной линии, — для указания стороны на которой существует препятствие;
- (II) два зеленых круговых огня или два ромба, расположенных по вертикальной линии, — для указания стороны с которой может пройти другое судно;
- (III) если оно стоит на якоре, — огни или знаки, предписанные этим пунктом, вместо огней или знаков, предписанных Правилом 30.
Идет на нас | Идет вправо | Идет от нас | Дневные знаки |
Судно, занятое подводными поисковыми работами, может показывать сигналы МСС – “IR” и “PO”.
Судно, занятое сейсмическими наблюдениями, может показывать флаг «В», а ночью красный огонь в дополнение к предписанным огням.
Более подробная информация приведена в “Mariner’s Handbook”, где другим судам рекомендуется обходить упомянутые суда на достаточном расстоянии (предпочтительно – более 2 миль).
Зрительные сигналы для определения стороны прохода, поднимаемые дноуглубительным судном, не означают, что проход для судов около дноуглубительного судна разрешен, а указывают только на то, что дноуглубительное судно предполагает пропустить суда с того или иного борта.
При подходе к работающему дноуглубительному судну на расстояние 5 кбт судно с механическим двигателем должно иметь самую малую скорость, при которой судно не теряет управляемости, и дать один продолжительный (4—6 с) звуковой сигнал — запрос о возможности прохода.
С дноуглубительного судна, услышав продолжительный звуковой сигнал с подходящего судна, должны подтвердить сторону свободного прохода или занятости его звуковыми сигналами:
- один продолжительный звук — «Идите вправо по ходу»;
- два продолжительных звука — «Идите влево по ходу»;
- три продолжительных звука — «Проход закрыт, остановитесь».
Если дноуглубительное судно не дает ответного звукового сигнала, то судну следует считать, что проход закрыт с обеих сторон, и в соответствии с этим ожидать освобождения прохода.
е) Если размеры судна, занятого водолазными работами, практически не позволяют ему выставлять все огни и знаки, предписанные пунктом (d) этого Правила, оно должно выставлять:
- (I) три круговых огня, расположенных по вертикали на наиболее видном месте: верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний огонь — белым;
- (II) флаг А по Международному своду сигналов, изготовленный в виде жесткого щита высотой не менее 1 м. Должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага.
f) Судно, занятое работами по устранению минной опасности, в дополнение к огням, предписанным для судов с механическим двигателем Правилом 23, либо к огням или знаку, предписанным для судна на якоре Правилом 30, соответственно должно выставлять три зеленых круговых огня или три шара. Один из этих огней или знаков должен выставляться вблизи топа фок-мачты, а два других − на ноках фока-рея. Эти огни или знаки указывают, что другому судну опасно приближаться к судну, занятому работами по устранению минной опасности, на расстояние менее 1000 м.
Идет на нас | Идет вправо | Идет от нас | Дневные знаки |
g) Суда длиной менее 12 м, за исключением судов, занятых водолазными работами, не обязаны выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом.
h) Сигналы, предписанные этим Правилом, не являются сигналами судов, терпящих бедствия и требующих помощи. Такого рода сигналы приведены в Приложении 4 к настоящим Правилам.
Правило 28. Суда, стесненные своей осадкой
Судно, стесненное своей осадкой, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23 для судов с механическим двигателем, может выставлять на наиболее видном месте три красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии, или цилиндр.
Идет на нас | Идет влево | Идет от нас | Дневные знаки |
Правило 29. Лоцманские суда
а) Судно при исполнении лоцманских обязанностей должно выставлять:
- (I) на топе мачты или вблизи от него − два круговых огня, расположенных по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний — красным;
- (II) если оно на ходу, то дополнительно − бортовые огни и кормовойогонь;
- (III) если оно стоит на якоре, то в дополнение к огням, предписанным подпунктом (I), — огонь или знак, предписанный Правилом 30 для судна на якоре.
b) Лоцманское судно, не занятое исполнением лоцманских обязанностей, должно выставлять огни или знаки, предписанные для подобного судна соответствующей длины.
Правило 30. Суда на якоре и суда на мели
а) Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте:
- (I) в носовой части судна — белый круговой огонь или шар;
- (II) на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (I), — белый круговой огонь.
b) Судно длиной менее 50 м может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь вместо огней, предписанных подпунктом (а) этого Правила.
с) Судно на якоре может, а судно длиной более 100 м должно использовать также имеющиеся рабочие или другие равноценные огни для освещения своих палуб.
d) Судно на мели должно выставлять огни, предписанные пунктом (а) или (b) этого Правила, и, кроме того, на наиболее видном месте:
- (I) два красных круговых огня, расположенных по вертикальнойлинии;
- (II) три шара, расположенных по вертикальной линии.
Сухогруз Peak Bilbao
e) Судно длиной менее 7 м на якоре или на мели, когда оно не находится в узком проходе, на фарватере, месте якорной стоянки или вблизи от них, а также в районах, где обычно плавают другие суда, не обязано выставлять огни или знаки, предписанные пунктами (а), (b) или (d) этого Правила.
f) Судно длиной менее 12 м на мели не обязано выставлять огни и знаки,
предписанные подпунктами (I) и (II) пункта (d) этого Правила.
Предлагается к прочтению:
Средства навигационного оборудования
Электронная картографическая навигационная информационная система (ECDIS)
© 2019. Sea-Man.org
Копирование материалов сайта рарешается исключительно при условии указания активной и индексируемой ссылки на наш сайт!
Источник: https://sea-man.org/signaly-dlya-rybolovnyh-sudov.html
Нагрудные знаки «За выполнение боевых заданий»
Главная / Символика Флота после 1945 г. / За выполнение боевых заданий
Военным морякам даже в мирные дни очень часто приходится выполнять сложные боевые задания, связанные с риском для жизни и требующие высокого мастерства, огромного напряжения сил и воли. В некоторых случаях в память о выполнении этих заданий учреждались наградные либо памятные нагрудные знаки.
Известно, что в боевых действиях на морских и океанских театрах уже многие десятилетия широко используется минное оружие. В минувших мировых войнах от подрыва на морских минах погибли сотни боевых кораблей и судов.
А после окончания войн на ликвидацию минной опасности уходят годы, причем траление даже в мирное время было связано с большим риском.
Серьезной проверкой готовности к противоминным действиям личного состава нашего флота явилось траление мин в водах Республике Бангладеш и в Суэцком заливе.
В 1972 г. правительство Республики Бангладеш обратилось к нашей стране с просьбой оказать им помощь по вводу в строй главного порта страны Читтагонг. Акватория этого порта во время Индо-пакистанской войны 1971 г.
была заминирована, а фарватер и гавань оказались загроможденными затонувшими судами. В короткие сроки была сформирована экспедиция под командованием контр-адмирала С. П.
Зуенко, имевшего большой опыт руководства операциями по подъему затонувших судов и разминированию фарватеров.
В состав экспедиции включили тральщики и суда Аварийно-спасательной службы Военно-морского флота. Двадцать семь месяцев в сложнейших климатических условиях наши моряки поднимали затонувшие суда и уничтожали мины. Только в 1974 г.
Читтагонг был открыт для захода всех судов. От мин был очищен 30-мильный фарватер и поднято 17 затонувших судов.
Труд наших моряков получил самую высокую оценку не только со стороны нашего командования, но и со стороны правительства Республики Бангладеш.
Памятные и юбилейные знаки морских тральщиков:
1. «Артиллерист»; 2. «Гафель»; 3. «Контр-адмирал Хорошхин» — 10 лет; 4. «Веха»; 5. «Параван»; 6. «Якорь»; 7. «Наводчик»; 8. «Электрик»; 9. «Ракетчик». КЧФ; 10. «Яхонт». КСФ; 11. «Контр-адмирал Юрковский»— 20 лет. 1956-1976 гг.
В память об этих событиях к 10-летию возрождения Читтагонга изготовили нагрудный знак.
Он представляет два наложенных друг на друга пятиугольника, образующих десятиугольную звезду, в центре которой в круге — сюжет судоподъема, три якорные мины и надпись «10 лет возрождения порта Читтагонг».
По кругу, раскрашенному в белый и красный цвета, выбита надпись «Советская спасательная экспедиция — 1972-1974». С помощью кольца знак крепится к колодке в виде двух флагов: Республики Бангладеш и Военно-морского флота СССР. Этот знак был вручен всем участникам спасательной экспедиции.
Наши моряки участвовали и в боевом тралении в зоне Суэцкого залива. Отряд кораблей в составе противолодочного крейсера «Ленинград», большого противолодочного корабля «Скорый» и тральщиков Тихоокеанского флота под командованием капитана 1 ранга А. Н. Аполлонова прошел более 5 тыс. миль и 15 июля 1974 г.
приступил к выполнению боевой задачи — тралению мин. Сложности военно-политической обстановки в районе траления создавали атмосферу прифронтовой зоны. Работа осложнялась отсутствием точных данных о границах минных заграждений, типах мин, большим количеством рифов, тропической жарой и частыми штормами.
Памятные знаки морских тральщиков:
1. «Артиллерист». КСФ; 2. «Пулеметчик». КСФ; 3. «Разведчик» КЧФ; 4. «Связист». ДКБФ; 5. «Десантник». КЧФ; 6. «Машинист». КСФ; 7. «Гафель». ДКБФ; 8. «Железняков»; 9. «Дмитрий Лысов». ДКБФ
Используя опыт послевоенного траления, новые тактические приемы, часто работая круглосуточно, моряки добились того, что к 11 ноября 1974 г. залив был очищен от мин. За это время тральщики прошли более 17 тыс. миль.
Район площадью 1250 квадратных миль был объявлен безопасным для мореплавания.
За высокое мастерство, проявленное при боевом тралении в Бенгальском и Суэцком заливах, 167 офицеров, мичманов, старшин и матросов были награждены орденами и медалями.
Памятные знаки морских тральщиков (1980 г.):
1. «С. Рошаль»; 2. «Артиллерист»; 3. «Контр-адмирал Першин»; 4. «Аквамарин»
А 16 мая 1975 г. приказом министра обороны СССР был учрежден нагрудный знак «За боевое траление», которым стали награждать тех военнослужащих, которые принимали участие в боевом тралении начиная с 1972 г.
Награждение производилось приказом главнокомандующего Военно-морским флотом по представлению командующих флотами и флотилиями. Знак представляет собой фигурный золотистый щит, покрытый расходящимися от центра лучами.
В центре щита помещен круг, в котором изображен силуэт тральщика.
Ниже корабля в темно-синих волнах изображена всплывшая мина. Круг по периметру окаймлен белой полосой с надписью «За боевое траление». В нижней части этой полосы на зачерненном адмиралтейском якоре имеется пятиконечная звезда, покрытая красной эмалью.
От звезды по белому полю вправо и влево отходят дубовые ветви. Знак с помощью кольца крепится к металлической золотистой колодке, верхняя часть которой обтянута светлой серо-голубой муаровой лентой. Размер знака 45×35 мм.
Знак изготавливается из анодированного под золото алюминиевого сплава на заводе «Победа».
Памятные и юбилейные знаки:
1. Базового тральщика БТ-309 — 10 лет. СФ. 1967-1977 гг.; 2, 3. Базового тральщика «Корунд». ДКБФ; 4. Дивизиона тральщиков — 30 лет. Лиепая; 5. Бригады кораблей охраны водного района ДКБФ — 50 лет. 1991 г.; 6.
Дивизиона кораблей охраны водного района БФ. Таллин. 1957-1982 гг.; 7. Бригады кораблей охраны водного района — 40 лет; 8. Дивизии кораблей охраны водного района СФ— 40 лет. 1979 г.; 9.
Дивизиона кораблей охраны водного района — 50 лет. (Кронштадт)
У фалеристов в коллекциях имеется множество знаков, выпущенных в память юбилеев кораблей, частей и соединений охраны водного района, в состав которых входят в основном тральщики. Среди них есть знак в память 35-летия участия в трагическом переходе соединения тральщиков Таллинской военно-морской базы из Таллина в Кронштадт.
В центре этого знака на фоне разорвавшейся мины показан силуэт тральщика, а в нижней части на морских минах выбиты юбилейные даты — «1941-1976». Своей композицией этот знак напоминает о событиях, связанных с перебазированием флота в августе 1941 г. Несколько знаков было выпущено в память о службе на гвардейском тральщике Балтийского флота «Гафель».
В годы Великой Отечественной войны этот корабль под командованием Е. Ф. Шкребтиен- ко и А. В.
Соколова неоднократно проводил на боевые позиции подводные лодки, осуществлял проводку кораблей и судов через минные поля, выходил на постановку минных заграждений, участвовал в тралении мин, эвакуировал гарнизоны военно-морской базы Ханко и острова Осмуссар, нес дозорную службу и выполнял другие задачи. Когда в 1955 г. этот корабль был исключен из списков флота, его имя присвоили новому противоминному кораблю.
Памятные и юбилейные знаки:
1. Бригады кораблей охраны водного района ДКБФ. 1941-1966 гг.; 2. Соединения тральщиков. 1941-1976 гг.; 3. Бригады кораблей охраны водного района. ДКБФ; 4. Соединения тральщиков — 15 лет; 5. Дивизии ОВР ДКБФ — 40 лет; 6. Дивизии кораблей охраны водного района. Севастополь
Известны знаки в память 30-летия дивизиона тральщиков, базировавшихся на Лиепаю, 25-летия дивизиона тральщиков Таллинской военно-морской базы, 40-летия охраны водного района Северного флота и др.
Среди коллекционеров известен знак за ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Последствия этой трагедии, произошедшей в ночь с 26 на 27 апреля 1986 г., не ликвидированы и сегодня.
Но особенно напряженными были первые дни, недели и даже месяцы, в ходе которых шли локализация аварии, расхолаживание полуразрушенного реактора 4-го блока, дезактивация территории и эвакуация жителей из зараженной зоны. В этой опасной для жизни работе участвовали не только воины армии, но и военные моряки.
Многие из них были награждены орденами и медалями, а командующие некоторых округов, воинские части которых принимали участие в работах по ликвидации аварии, учредили нагрудные знаки в память об этих трагических событиях.
Один из таких знаков в 1987 г. был вручен воинам Ленинградского военного округа и Ленинградской военно-морской базы. Знак представляет собой вертикальный прямоугольник с усеченными нижними углами. В средней части знака на светло-зеленом фоне имеется золотое изображение атома с двумя наклоненными в разные стороны орбитами электронов.
Выше этого изображения расположена красная пятиконечная звезда с серпом и молотом. В верхней части знака на золотистой полосе слева изображен орден Ленина, правее которого выбита надпись «Лен(инградский) В(оенный) О(круг). Нижняя часть знака покрыта красной эмалью, по которой в четыре строки выполнена золотистая надпись «За ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС».
Размеры знака 44×26 мм. Изготовлен знак из алюминиевого сплава.
Второй знак командующий Ленинградским военным округом утвердил в 1989 г. Его вручали тем, кто в последующие годы принимал участие по устранению последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Знак представляет собой фигурный щит, края которого окаймлены золотистой полосой с симметрично расположенными на ней точками. В верхней части щита расположен круг, покрытый голубой эмалью, в середине которого имеется контурное изображение 4-го блока электростанции и символическое изображение атома.
На знаке имеется надпись «Участник ликвидации последствий аварии на АЭС». Выше круга расположено красное знамя с надписью «Лен(инградский) В(оенный) О(круг)». Слева изображен орден Ленина. Нижняя часть щита покрыта зеленой эмалью, на которой изображена красная пятиконечная звезда с серпом и молотом.
Снизу щит окаймлен красной лентой с надписью «Чернобыль». Размеры знака 50×35 мм. Изготовлен знак из алюминиевого сплава, анодированного под золото.
Источник: http://izhig.ru/znaki-i-zhetony/pamyatnyye-i-yubileynyye-znaki-za-vypolneniye-boyevykh-zadaniy.php
Морские мины и методы борьбы с ними. Часть 1
Легкие в развертывании и относительно дешевые морские мины и подводные взрывные устройства создают реальную угрозу флотам и коммерческому судоходству, ограничивая свободу движения на мелководье и в стратегических узких проливах и проходах. Способность обнаруживать, определять местоположение, классифицировать и нейтрализовывать эти угрозы остается ключевым требованием для флотов всего мира.
Технологическое развитие автоматических подводных и надводных аппаратов (АПА/АНА), а также сенсоров и исполнительных элементов в сфере противоминной борьбы позволяет западным флотам и промышленности разрабатывать на смену нынешним традиционным противоминным средствам сетевые автономные «системы систем», способные действовать на значительном удалении.
Система поиска мин Remote Mine-hunting System (RMS) компании Lockheed Martin является основным средством минной разведки для кораблей береговой обороны американского флота
Воспользуйтесь нашими услугами
Американский флот стал первым западным флотом, перешедшим на эту оперативную концепцию, обеспечивающую для экспедиционных сил штатные средства противоминной борьбы за счет принятия на вооружение винтокрылых и неспециализированных, но многозадачных платформ со специальным оборудованием.
Корабли береговой обороны классов «Freedom» и «Independence» ВМС США находятся на переднем краю таких возможностей, используя свои модульные отсеки, пилотируемые и беспилотные винтокрылые аппараты, надводные и подводные системы и другие встроенные средства для запуска, возвращения и работы необитаемых систем в море.
Текущей приоритетной программой американского флота предусматривается разработка так называемых функциональных комплектов Mission Package (MP), предназначенных для противоминной борьбы или MCM (Mine Countermeasures).
Первый этап MCM MP или Increment 1 включает дистанционную систему поиска мин Remote Mine-hunting System (RMS), которая представляет собой полупогружной дистанционно управляемый аппарат AN/WLD-1 Remote Multimission Vehicle (RMMV) компании Lockheed Martin, буксирующий гидролокатор Raytheon AN/AQS-20A, воздушную лазерную систему обнаружения мин AN/AES-1 ALMDS от Northrop Grumman и воздушную систему нейтрализации мин AN/ASQ-235 AMNS (Airborne Mine Neutralisation System) от Raytheon; последние две системы устанавливаются на борту палубного противолодочного вертолета Sikorsky SH-60S.
Еще тремя запланированными этапами будут введены новые системы противоминной борьбы. В рамках этапа Increment 2 будет обеспечено обнаружение мин в береговой полосе за счет задействования развернутого в настоящее время беспилотника MQ-8C Fire Scout компании Northrop Grumman, оборудованного системой разведки и анализа прибрежной зоны CBRAS.
Некоторые компоненты программы американского флота MCM MP: вертолет Sikorsky SH-60S и система поиска мин Remote Mine-hunting System (RMS). Внизу примерная схема боевого применения этих компонентов
Европейская деятельность
В рамках следующего этапа на вооружение поступит дистанционная неконтактная (многоимпульсная) тральная система Unmanned Influence Sweep System (UISS), разрабатываемая компанией Textron Systems, которая базируется на АНА, который в свою очередь является модификацией катера для удаленного уничтожения морских мин CUSV этой же компании. Этот аппарат буксирует длинный погруженный кабель, генерирующий магнитное поле, с акустическим генератором Mk.104, что позволяет дистанционно детонировать мины.
Четвертым этапом предусматривается поставка АПА Knifefish, разработку которого возглавляет General Dynamics Mission Systems.
Этот подводный аппарат является дальнейшим развитием АПА Bluefin-21, он будет оборудован гидролокатором бокового обзора, который обеспечит обнаружение заглубленных мин на скорости до трех узлов (5,5 км/ч) на глубинах до 275 метров.
Впрочем, основный компонент первого этапа MCM MP Increment 1, представляющий собой дистанционную систему разминирования RMS (Remote Minehunting System), имел проблемы с надежностью, что может задержать начальные эксплуатационные испытания и оценку проекта MCM MP и последующую выдачу контрактов на начальное мелкосерийное производство.
Хотя многие флоты мира смотрят на штатные многоцелевые/специализированные платформы, способные развертывать дистанционные системы противоминной борьбы, европейские судостроители сохраняют лидерство в проектировании и производстве судов противоминной борьбы, продвигая новые разработки и комплекты модернизации. Например, в 2011 году компания Thales получила от литовского министерства обороны контракт на модернизацию двух судов противоминной борьбы класса «Hunt» из наличия британского флота, которые были переданы литовскому флоту в июле 2013 года. Контракт включал модернизацию судов и интеграцию гидролокатора Thales Sonar-2193, системы управления противоминными действиями Thales M-CUBE, установку современного широкополосного миноискателя на борту и противоминных беспилотных подводных аппаратов разового применения K-STER EMDV (Expandable Mine Disposal Vehicle) компании ECA с управлением по оптоволоконному кабелю.
Устанавливаемый в корпусе гидролокатор Thales Sonar-2193 и гидролокатор переменной глубины Sonar-2093 вместе с модульным гидролокатором TSM-2022 Mk.III представляют собой современные решения в области противоминной борьбы
Силы и средства противоминной борьбы британского флота сегодня в основном состоят из восьми кораблей класса «Hunt» и семи класса «Sandown», которые поддерживаются в рабочем состоянии за счет ремонта платформ и внедрения нового оборудования, поставляемого компаниями BAE Systems и Babcock International.
Суда класса «Hunt» оборудованы гидролокатором Thales Sonar-2193, а суда класса «Sandown» гидролокатором переменной глубины Sonar-2093. В первом из этих гидролокаторов используется широкополосная технология, существенно повышающая эффективность против мин с низкой интенсивностью отраженного эхо-сигнала.
Соответствующим образом должны быть модернизированы и гидролокационные станции Sonar-2093 судов «Sandown» согласно контракту, выданному компании Thales в конце 2014 года.
На всех кораблях этих классов также имеется дистанционно управляемые подводные аппараты проверки и обезвреживания мин SeaFox производства Atlas Elektronik/Ultra Electronics.
Дистанционно управляемый подводный аппарат проверки и обезвреживания мин SeaFox MKII
С целью дальнейшего повышения возможностей британского флота в сфере противоминной борьбы за счет внедрения методов неконтактного обезвреживания мин на судах класса «Hunt» компания Atlas Elektronik получила контракт на проектирование и строительство прототипа надводного аппарата неконтактного минного траления, который способен развертываться с кораблей этого класса, с последующей его демонстрацией в полнофункциональном режиме. Пока подробности не раскрываются, но система должна базироваться на патентованном компанией Atlas Elektronik дистанционно управляемом надводном тральщике ARCIMS (Atlas Remote Capability Integrated Mission Suite). Система ARMICS, уже поставленная флоту не называемой ближневосточной страны, включает в свой состав опционально пилотируемый надводный аппарат производства ICE Marine, который может принять альтернативные модули противоминной борьбы.
Дистанционно управляемый надводный тральщик системы ARCIMS
Немецкая судоверфь Lürssen строит специализированные суда противоминной борьбы, с ней конкурирует компания Navantia, предлагая свои суда класса «Segura».
Компания Saab со своей стороны предлагает более крупный вариант своих минных тральщиков классов «Landsort» и «Koster», состоящих на вооружении шведского флота, а также судно класса «Bedok», которое входит в состав сингапурского флота.
Корпус нового варианта, получившего название «Enhanced Koster» удлинен на пять метров (до 52,5 метров), чтобы получить больше пространства для экипажа и систем и улучшить мореходные качества, а также иметь возможность проводить будущие модернизации.
Компания Thales, тем временем, завершила модернизацию судов класса «Bedok» в 2014 году, модернизировав систему противоминного контроля и управления, установив в корпусе корабля гидролокатор поиска мин TSM-2022 Mk.
III, противоминные подводные аппараты-тральщики K-STER EMDV и интегрировав буксируемый гидролокатор с синтезированной апертурой Thales DUBM-44, который позволяет сократить время, необходимое на обследование зоны на предмет наличия взрывоопасных угроз.
Компания Saab предлагает семейство полуавтономных дистанционно управляемых подводных аппаратов Double Eagle Mk.II/III ROV. Новейшее дополнение семейства – система нейтрализации мин Multi-Shot Mine Neutralisation System
В сентябре 2015 года польский промышленный консорциум, состоящий из Remontowa group, судоверфи города Гдыня и морского технологического центра CTM в качестве системного интегратора, в соответствии с программой Kormoran-II спустил на воду первый из трех минных тральщиков для польского флота.
Начальная поставка этих судов запланирована на ноябрь 2016 года.
Проект включает систему противоминного контроля и управления SCOT-M разработки CTM и систем обнаружения, идентификации и нейтрализации мин, включая гидролокатор Double Eagle PVDS (Propelled Variable Depth Sonar) от Saab и подводный аппарат HUGIN 1000 MR компании Kongsberg Maritime.
Имея давние традиции и большой опыт строительства судов противоминной борьбы из армированного стеклопластика и поставляя подобные суда в Австралию, Финляндию, Италию, Малайзию, Нигерию, Таиланд и Соединенные Штаты, итальянская судостроительная компания IMMSI в настоящее время участвует в качестве головного подрядчика в строительстве противоминного корабля для неназванного зарубежного заказчика в рамках контракта, подписанного с Orizzonte Sistemi Navali (совместное предприятие между Fincantieri и Finmeccanica) с опционом на строительство второго такого же судна.
По данным различных источников, противоминное судно со специальной системой управления от Selex и семейством дистанционно управляемых аппаратов поиска и нейтрализации мин семейства Pluto от Gaymarine, как ожидается, будет поставлено алжирскому флоту.
IMMSI также участвует в программе модернизации на среднем сроке службы восьми противоминных судов класса «Gaeta» итальянского флота, которая включает модификацию платформ и капитальный ремонт систем, внедрение новой системы противоминного контроля и управления от Selex, гидролокатора Thales Sonar-2093 и новейших дистанционно управляемых аппаратов Pluto Gigas компании Gaymarine.
Дистанционно управляемый аппарат поиска и нейтрализации мин семейства Pluto
Итальянская судоверфь также входит в международную промышленную группу, возглавляемую тайванской судостроительной компанией Ching Fu Shipbuilding. В октябре 2014 года американская компания Lockheed Martin объявила о поставке шести противоминных судов тайваньскому флоту.
Первое судно этого класса, оборудованное системой управления поиска мин и аппаратами-тральщиками производства Lockheed Martin, будет поставлено итальянской судоверфью на Тайвань и достроено местной компанией, тогда как следующие суда будут построены и оборудованы на месте при техническом содействии итальянской компании. Завершение поставок ожидается к 2024 году.
Рейдовый тральщик проекта «10750E», построенный Средне-Невским судостроительным заводом
Российский Средне-Невский судостроительный завод, входящий в Объединенную судостроительную корпорацию, спустил на воду в октябре 2015 года первый из двух кораблей противоминной обороны, заказанных казахстанским министерством обороны, – рейдовый тральщик проекта «10750E». Тральщики оборудованы различными средствами противоминной борьбы, включая систему управления, гидролокатор SeaBat от Teledyne Reson, одноразовые аппараты уничтожения мин K-Ster EMDV и управляемые подводные аппараты Alister-9.
Продолжение следует…
Поматериалам, topwar.ru
Источник: http://integral-russia.ru/2016/08/07/morskie-miny-i-metody-borby-s-nimi-chast-1/
1. общие сведения о развитии и конструкции минного оружия
Постановкой минных заграждений и минных полей решают следующие задачи
1) блокирование на определенный срок районов и пунктов базирования сил флота противника, портов, проливов, узостей, т.е. воспрепятствование выходу (входу) кораблей (судов) до ликвидации минной опасности;
2) срыв или стеснение плавания силам противника в его операционной зоне (в прибрежных районах, на входных и выходных фарватерах, в проливах и узкостях, на морских, океанских и внутренних путях сообщения);
3) прикрытие подступов к своему побережью, участкам прибрежных морских сообщений и отдельным районам театра с целью воспрепятствования выходу подводных лодок и надводных кораблей противника на позиции использования оружия ближнего и дальнего действия;
4) прикрытие в системе противодесантной обороны десантно-опасных участков побережья с целью воспрепятствовать или затруднить высадку десанта противника;
5) создание на театре постоянной минной опасности, требующей организации противоминной обороны и отвлечения сил и средств противника на противоминные действия.
Минные заграждения ставятся с наступательными и оборонительными целями в соответствии с этим они подразделяются на активные и пассивные.
Активные минные заграждения ставятся в водах, контролируемых противником, в целях уничтожения подводных лодок и надводных кораблей, нарушения морских коммуникаций, а также для осуществления блокады военно-морских баз, портов противника и отдельных районов театра.
Основным условием постановки активных минных заграждений является секретность постановки. Поэтому постановка активных минных заграждений должна осуществляться подводными лодками и авиацией. Мины в таких минных заграждениях должны иметь высокую противотральную стойкость.
Оборонительные минные заграждения ставятся в своей операционной зоне. К районам, в которых осуществляются минные постановки с оборонительной целью, относятся подходы к участкам побережья, удобным для высадки десанта.
Оборонительные минные заграждения подразделяются на противолодочные и противодесантные. Противолодочные минные заграждения, входящие в состав противолодочного рубежа, являются его основой и своими флангами упираются в побережье.
Вместе с минами в этих заграждениях могут ставиться
Противодесантные минные заграждения ставится в целях усиления противодесантной обороны и повышения её устойчивости, и также для нанесения потерь корабельному составу и высадочным средствам десанта на подходе к месту высадки, и для ее замедления. Постановка оборонительных минных заграждений производится надводными кораблями, действия которых обеспечиваются силами прикрытия. В ходе постановки используются средства навигационного обеспечения для наибольшей точности постановки.
По расположению мин в минных заграждениях последние могут состоять из отдельных мин, минных полос, минных банок, линий мин и вертикальных завес.
Минным заграждением из одиночных мин называется такое заграждение, в котором мины отстоят друг от друга на расстояние более 0,5 мили.
Минной полосой называется площадь, в пределах которой на различных интервалах расположены мины, сброшенные одиночным самолетом или группой самолетов за одно прицеливание.
Линией мин называется заграждение из последовательно» поставленных надводным кораблем или подводной лодкой мин с заданным интервалом и протяженностью более 0,5 мили (900 м).
Минной банкой называется минная полоса, или линия мин, протяженностью не более 0,5 мили (900 м).
Противолодочные минные заграждения создаются в виде вертикальных завес из якорных и донных мин. Завеса состоит из нескольких ярусов. Ярусом называется линия противолодочных мин, имеющих одно и то же углубление: Количество ярусов определяется толщей воды, Подлежащей перекрытию и ТТХ ставящихся мин.
Минным интервалом называется расстояние между минами в пиниях, полосах, ярусах и завесах.
Различают следующие виды минных интервалов: линейный интервал — расстояние между соседними минами в линии, полосе, ярусе, поле; вертикальный минный интервал-расстояние между соседними ярусами завесы в вертикальной плоскости временной минный интервал — время между сбрасыванием (выстреливанием) двух соседних мин.
Ширина заграждения () — размер заграждения в направлении, перпендикулярном оси фарватера или предполагаемому генеральному курсу движения кораблей противника (рис. 3.4).
Глубина заграждений () размер заграждения в направлении оси фарватера или предполагаемого генерального курса движения кораблей противника (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Ширина и глубина минного заграждения
Толщиной противолодочного минного заграждения () называется его размер в направлении от поверхности воды к грунту между верхней границей зоны реагирования верхнего яруса завесы и нижней границей зоны реагирования, её нижнего яруса (рис. 3.5).
Рис. 3.5 Толщина противолодочного минного заграждения
Размеры минного поля характеризуются не только шириной, глубиной и толщиной (для противолодочных МЗМ), но и площадью .
Источник: http://uverenniy.ru/1-obshie-svedeniya-o-razvitii-i-konstrukcii-minnogo-orujiya.html?page=6