Либеральные реформы александра ii (60-70 гг. xix в.)

Либеральные реформы Александра II (60-70 гг. XIX в.)

Александр II — один из самых знаменитых русских императоров, представитель династии Романовых, освободивший крестьян от крепостного права. Александр II воспитывался видными деятелями искусства, а за его обучение отвечал Жуковский, прививший будущему монарху либерально-демократические стандарты мышления.

В будущем Александру Николаевичу удалось воплотить все те реформы и проекты, которые не удались его предшественнику, отцу монарха Николаю I.

Характеристика реформыРезультаты
Плюсы Минусы
Земская реформа 1864г.Реформа городского самоуправления 1870г.
  • земские органы становились всесословными.
  • в ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, распределение государственных податей, назначение местных налоговых сборов, здравоохранение, народное образование, устройство благотворительных учреждений.
  • впоследствии земские учреждения стали центрами либеральной оппозиции правительству.
  • в соответствии с новым «Городовым положением» создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские Думы.
  • реформа способствовала развитию городского хозяйства, промышленности и торговли.
  • запрещались межгубернские объединения земств.
  • для содержания земских учреждений, а также их служащих был введен специальный налог – земский сбор.
Стабилизация финансовой системы
  • 1860г. – основание Государственного банка.
  • В.А. Татаринов настоял на гласности бюджета, осуществил «единство кассы», что означало проведение всех государственных выплат и поступлений через одну структуру – Министерство финансов.
  • с 1863г. вместо откупной системы вводилась акцизная, что означало продажу вина при условии выплаты акцизного сбора.
  • централизация финансовой и бюджетной сферы, установление гласности бюджета и финансового контроля, прогрессивные изменения налоговой системы.
народные волнения – «трезвенное движение» 1858-1859 гг.
Судебная реформа 1864г.
  • бессословность суда, равенство всех подданных перед законом.
  • независимость суда от администрации.
  • создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов).
  • создавался институт нотариусов.
Меры, направленные на ограничение судебной реформы:

  • следствие по делам о государственных преступлениях передается жандармским органам (1871г.).
  • учреждается особое присутствие Правительствующего сената (1872) для рассмотрения этой категории дел
Военные преобразования 1860-1870-х гг.
  • в 1862-1864гг. было образовано 15 военных округов.
  • была устранена излишняя централизация управления, военное министерство освобождалось от рассмотрения военно-административных вопросов местного уровня и характера → возросла оперативность в управлении войсками.
  • 1867г. – создание постоянных военно-судебных органов.
  • реформа военно-учебных заведений.
  • поступление на вооружение русской армии нарезного оружия.
  • введение с января 1874г. всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20 лет, срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках, 7 лет на флоте.
Реформа системы народного образования
  • 16 июня 1863г. утвержден новый Университетский устав (университет образовывали 4 факультета).
  • среднее образование стало открытым для всех сословий.
  • Женщины могли получить высшее образование на частных курсах
  • открытие прогимназий.
  • устав лишал студентов права создавать различного рода объединения.
  • установленная за обучение в гимназиях плата делала недоступным обучение в них детей несостоятельных родителей.
Цензурная реформа 1865г.
  • отменялась предварительная цензура для изданий объемом более 10 печатных листов.
  • от цензуры были освобождены правительственные и научные издания.

Император Александр II вошёл в историю под именем Освободителя, что связано не только с освобождением крестьян от крепостного гнёта, но и с проведением ряда либеральных реформ, нацеленных на устранение внутриполитических проблем в стране.

Реформы Александра II не ограничивались отменой крепостного права. За 20 лет своего нахождения у власти, правитель смог провести довольно грамотную финансовую и военную реформу, изменить положение судебных инстанций.

Работая над новыми реформами, Александр II использовал международный опыт, но не забывал и исторические особенности развития страны. Как и многие великие монархи, Александр II не был понят современниками, и в итоге был застрелен в 1881 году.

Обратите внимание

Однако проведенные им либеральные реформы оказали существенное влияние на облик России в будущем.

Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/liberalinie_reformi.htm

Либеральные реформы 60-70 годов 19 века. Великие реформы Александра II :

Важное место в истории России занимают реформы, осуществлённые в период правления Александра II.

Взойдя на престол в 1855 году, он получил в наследство от предыдущего царствования страну, погрязшую в Крымской войне, развалившуюся экономику и коррупцию, разъедавшую все ветви государственной власти.

Для выхода из столь тяжёлого положения требовались самые решительные меры, которыми и стали проведённые им реформы.

Причины, побудившие к отмене крепостного права

Основная причина крестьянской реформы Александра II заключалась в необходимости принятия срочных мер, вызванных назревшим к тому времени кризисом крепостной системы и участившимися крестьянскими волнениями.

Особую остроту массовые выступления приняли по окончании Крымской войны (1853 ─ 1856), поскольку крестьяне, откликнувшиеся на призыв правительства создавать ополчения, рассчитывали получить за это свободу и были обмануты в своих ожиданиях.

Весьма показательными являются следующие данные: если в 1856 году по стране было зарегистрировано 66 крестьянских бунтов, то через 3 года их количество увеличилось до 797.

Кроме того, существенную роль в осознании необходимости проведения подобной реформы играли ещё два аспекта, о которых не мог не радеть российский император, ─ это государственный престиж, а также нравственная сторона проблемы.

Этапы освобождения крестьян

Датой отмены крепостного права принято считать 19 февраля 1861 года, то есть день подписания царём своего знаменитого Манифеста. Его факсимиле приводится ниже. Однако эта великая реформа Александра II проводилась в 3 этапа.

В год выхода Манифеста свободу получили лишь так называемые частновладельческие крестьяне, то есть принадлежавшие дворянам. Они составляли около 55% от всех крепостных. Остальные же 45% подневольного люда находились в собственности царя (удельные крестьяне) и государства.

Они были освобождены от крепостной зависимости в 1863 и 1866 гг.

Документ, разработанный Секретным комитетом

Освобождение крестьян, как и все либеральные реформы 60 ─ 70 годов 19 века, являлось поводом для горячих дискуссий среди представителей широких слоёв российского общества.

Особую остроту они приняли между членами, созданного в 1857 году Секретного комитета, в обязанности которого входила проработка всех деталей будущего документа.

Его заседания становились ареной полемики, в которой сталкивались мнения сторонников прогресса и закоренелых консерваторов-крепостников.

Результатом работы этого комитета, а также целого ряда организационных мероприятий, стал документ, на основании которого крепостное право в России отменялось навсегда, а крестьяне не только освобождались от юридической зависимости в отношении своих бывших владельцев, но также получали от них земельные наделы, которые им предстояло выкупать.

Новые хозяева земли

Согласно принятым в тот период нормативным актам, между крестьянами и помещиками должны были заключаться соответствующие соглашения о покупке бывшими крепостными положенных им наделов.

До подписания этого документа крестьяне считались «временнообязанными», то есть продолжающими платить часть прежних оброков, поскольку, выйдя из личной зависимости, они не прекращали пользоваться господской землёй.

Важно

Для погашения земельного долга перед помещиками крестьяне получали от казны ссуду с рассрочкой платежа на 49 лет.

Следует отметить, что в результате этой важнейшей из всех либеральных реформ 60 ─ 70 годов 19 века крестьяне не только обрели свободу от крепостной зависимости, но, и стали собственниками почти 50% всей пахотной земли, являвшейся тогда в России главным производительным капиталом. Всё это дало стремительный толчок для повышения уровня национальной экономики.

Реформа системы государственных финансов

Либеральные реформы Александра II затронули и финансовую систему государства. Необходимость внесения в неё целого ряда изменений была продиктована переходом государственной экономики на капиталистический лад. Осуществлялась финансовая реформа при непосредственном участии министра финансов графа М. Х. Рейтера.

В рамках борьбы с коррупцией во всех ведомствах был установлен строгий порядок учёта прихода и расхода денежных средств, данные о которых публиковались и доводились до сведения широкой публики.

Контроль за всеми казёнными расходами возлагался на министерство финансов, глава которого затем отчитывался перед государем.

Важной стороной реформы стали также новшества в системе налогообложения и отмена «винных откупов», предоставлявших право продажи спиртных напитков лишь узкому кругу лиц и сокращавших тем самым поступление налогов в казну.

Реформа в сфере народного образования

Важной стороной либеральных реформ 60 ─ 70 годов 19 века стали новшества, введённые в системе высшего и среднего образования. Так, в 1863 году был утверждён университетский устав, предоставлявший самые широкие права профессорской корпорации и ограждавший её от произвола чиновников.

Четырьмя годами позднее в гуманитарных гимназиях страны ввели классическую систему обучения, а технические гимназии преобразовали в реальные училища. Кроме того, был сделан значительный шаг на пути развития женского образования. Не оказались забытыми и низшие слои населения. Кроме имевшихся ранее церковно-приходских школ, в царствование Александра II появились тысячи начальных светских.

Земская реформа

Немаловажное значение уделил российский император и вопросам местного самоуправления. Согласно принятому им закону, все землевладельцы и частные предприниматели, чьё имущество соответствовало установленному цензу, а также крестьянские сообщества, наделялись правом избирать сроком на 3 года своих представителей в уездные земские собрания.

Поскольку депутаты, или, как их называли ─ «гласные», собирались лишь периодически, для постоянной работы создавалась уездная земская управа, членами которой становились особо доверенные лица из числа депутатов. Земства, учреждавшиеся не только в пределах уездов, но и целых губерний, занимались вопросами народного образования, продовольствия, здравоохранения, ветеринарии и содержания дорог.

Судебная реформа Александра II

В ноябре 1864 года увидел свет новый Судебный устав, в корне изменивший порядок всего судопроизводства. В отличие от норм, установленных ещё при Екатерине II, когда заседания происходили за закрытыми дверями в отсутствие не только зрителей, но даже истцов и ответчиков, во времена Александра II суд стал гласным.

Решающее значение в определении виновности подсудимых получил вердикт, выносимый присяжными заседателями, назначаемыми из обычных граждан. Кроме того, важным элементом судопроизводства стал состязательный процесс между адвокатом и прокурором. Ограждение судей от возможного давления, обеспечивалось их административной независимостью и несменяемостью.

Военная реформа Александра II

Началась она в 1857 году с отмены военных поселений, учреждённых Александром I в 1810 году. Система, при которой военная служба совмещалась с производительным трудом, главным образом в сельском хозяйстве, на определённом этапе сыграла положительную роль, но к середине века полностью себя изжила.

Кроме того, в 1874 году был издан закон, разработанный комиссией под руководством военного министра Д.

Милютина, отменявший прежние рекрутские наборы и заменивший их ежегодными призывами в армию юношей, достигших 21-летнего возраста.

Совет

Однако даже из их числа в армию попадали не все, а лишь то количество, которое было необходимо государству на данный момент. Взятые же на службу проводили 6 лет в войсках и ещё 9 числились в запасе.

Военной реформой предусматривался также обширный перечень льгот для призывников, которые распространялись на лиц самых различных категорий.

Под них подпадали, в частности, единственные сыновья у родителей или единственные внуки у бабушек и дедушек, кормильцы семей, а также те, у кого при отсутствии родителей находились на иждивении малолетние братья или сёстры, и ещё многие другие молодые люди.

Реформа городского самоуправления

Рассказ о либеральных реформах 60 ─ 70 годов 19 века будет неполным, если не упомянуть о том, что, согласно закону, изданному в 1870 году, порядок местного самоуправления, установленный в уездах и губерниях, распространялся также и на города Российской империи. Их жители, платившие налоги с принадлежавшей им земли, промыслов или торга, получали право избирать гласных в городскую думу, осуществлявшую контроль за ведением городского хозяйства.

Читайте также:  Мирные договоры рюриковичей

В свою очередь, думой избирались члены постоянно действовавшего органа, которым являлась городская управа и её руководитель ─ городской голова. Важно отметить, что местная администрация не имела возможности влиять на решения городской думы, поскольку та подчинялась непосредственно сенату.

Итоги реформирования

Все те меры государственного преобразования, о которых шла речь в статье, позволили решить целый ряд наболевших к тому времени социальных и экономических проблем. Они создали необходимые условия для развития в России капиталистической экономики, и превращения её в правовое государство.

К сожалению, при жизни великий реформатор не удостоился благодарности соотечественников. Ретрограды осуждали его за излишний либерализм, а либералы упрекали в недостаточной радикальности.

Революционеры же и террористы всех мастей устроили за ним настоящую охоту, организовав 6 покушений.

В итоге 1 (13) марта 1881 года Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной в его карету народовольцем Игнатием Гриневицким.

По мнению исследователей, часть его реформ не была доведена до конца как в силу объективных причин, так и в результате нерешительности самого императора. Когда же в 1881 году к власти пришёл Александр III, то развёрнутые им контрреформы значительно замедлили прогресс, обозначившийся в предыдущее царствование.

Источник: https://www.syl.ru/article/328821/liberalnyie-reformyi—godov-veka-velikie-reformyi-aleksandra-ii

Либеральные реформы Александра II 60 – 70-х годов XIX века

Реформы управления и образования, реформа суда не были единственными в обширном списке преобразований, задуманных Александром II.

Все изменения, произошедшие в 60–70-е годы XIX века, были взаимосвязаны.

Реформирование только одной области не дало бы нужных результатов.

Поражение России в Крымской войне наглядно показало необходимость  технического переоснащения, улучшения снабжения, руководства русской армии.

Причины реформ в России

Либеральные преобразования Александра II в обществе не затрагивали войска. Солдаты по-прежнему почти не имели прав. Это грозило превратить армию из опоры самодержавия в его врага.

Обратите внимание

На содержание российской армии и её аппарата управления тратилось около 30 % от всего бюджета даже в мирное время. Для государства это было очень обременительно. Кроме того, зачастую средства расходовались нерационально.

Сложная для России международная обстановка (изоляция, агрессивная политика Пруссии, усиление экспансии иных европейских стран) требовала

введения новой комплектации и организации войск, при которой в армии

имелся бы обученный резерв на случай войны, а войска в короткие сроки смогли бы прибыть в нужное место.

Хотя преобразования в армии были начаты уже в ходе Крымской войны, качественных изменений удалось добиться не сразу. Многие представители высшего командования не видели смысла в реформах.

В 1861 году военным министром Российской империи стал Дмитрий Алексеевич Милютин. Именно им были разработаны основные положения военных реформ.  Их реализация заняла более 10 лет и затронула все стороны армейской жизни.

Следует отметить, что ещё в 1857 году были ликвидированы военные поселения. В 1859 году срок службы рекрутов был сокращён до 15 лет.

С 1856 по 1861 год численность армии была сокращена с 2,2 миллионов человек до 1,5 миллиона. Главным образом за счёт роспуска ополчения. Но эти действия не затрагивали основ устройства армии России.

В 1862–1867 годах была проведена военно-окружная реформа. Её главными задачами были децентрализация и упрощение военного руководства на местах.

Важно

При старой системе все распоряжения приходили из центра. Поэтому местные власти не могли  действовать самостоятельно.

В ходе реформы территория России была разделена на 15 военных округов – территориальных объединений войск.

Во главе округа находился командующий. Он управлял всеми войсками и военными учреждениями округа. В его обязанности также входила помощь гражданским властям в сохранении порядка.

В мирное время основной тактической единицей войск в округе признавалась дивизия, а не армия или корпус как прежде. Командиры дивизий руководили войсками на местах.

На военно-окружные штабы возлагалась задача снабжения и обслуживания войск.

Параллельно с военно-окружной реформой осуществлялась реформа военного министерства. Её необходимость объяснялась отсутствием единства управления министерством, одновременно с его строгой централизацией.

Процесс реорганизации военного министерства длился с 1862 по 1868 год.

В ходе реформы были чётко определены права и обязанности военного министерства и его подразделений. В ведении министерства остались только вопросы управления, которые имели значение для всей армии. Оно получило контроль над всеми нижестоящими органами военной администрации.

В составе министерства был образован Главный штаб, в задачу которого входило решение всех вопросов, связанных с руководством армией в мирное время, подготовкой войск к войне.

Был значительно сокращён штат офицеров и чиновников, бюрократическая переписка.

В результате реформ военного управления была проведена децентрализация  руководства российской армией. Ввиду реорганизации военного министерства упрощено руководство различными родами войск.

Повышена мобильность войск (после ввода военно-окружной системы, сроки мобилизации сократились с 6 месяцев до месяца).

Были значительно сокращены расходы на аппарат управления войсками.

Совет

В 1867 была начата военно-судебная реформа. В её основу легли положения судебной реформы 1864 года.

Новая система военных судов основывалась на принципах бессословности, гласности и состязательности. На отказе от прежней «палочной» системы наказаний.

При каждом полку учреждались полковые суды. Фактически они были аналогом мировых судов.

В округахвоенно-окружные суды. Они, как и полковые, были судами первой инстанции.

Верховным судом был Главный военный суд при военном министерстве.

В военное время при штабе армий учреждались главные полевые военные суды. При корпусах – временные полевые суды.

Начиная с 1863 года, по инициативе Милютина, в России началось реформирование в области военного образования.

Его основные причины были следующими:

— Нехватка офицерских кадров в российской армии (российские военные учебные заведения в год выпускали только около 600 подготовленных офицеров).

— Недостаточный уровень профессиональной подготовки многих офицеров (около 60 % получали звание по выслуге лет – эти офицеры были дворянскими детьми, получившими звание по праву рождения).

В основу реформы были положены следующие принципы:

— Отделение общего образования (общеобразовательные предметы) от специального военного.

— Создание ряда всесословных учебных заведений для подготовки младших офицеров.

— Подготовка новых учебных программ, ориентированных на получение практических военных навыков.

— Расширение сети высших военных учебных заведений для обучения дворян.

В ходе реформы была организована сеть военно-учебных заведений. Она включала четыре разряда.

Первый – заведения, дававшие высшее военное образование (Николаевская академия, академия Генерального  штаба, Военно-юридическая и иные). Всего – семь.

Ко второму разряду относились заведения среднего и профессионального военного образования (кадетские корпуса, военные училища, юнкерские училища). Всего – 25 учебных заведений.

Третий разряд – учебные заведения, дававшие общее образование. Ими были военные гимназии и прогимназии. Всего – 30.

Четвёртый разряд – специальные низшие учебные заведения для унтер-офицеров (современные сержанты). К ним относились школы военного ведомства, в которых готовили оружейных мастеров, пиротехников, фельдшеров и иных военных специалистов.

Реформа военного образования принесла положительные результаты.

Обратите внимание

Уже в 1870-х годах военные учебные заведения выпускали более трёх тысяч офицеров в год.

Это позволило решить проблему нехватки кадров в русской армии.

Одной из основных задач военных реформ былосокращение расходов на армию. Добиться этого предполагалось сокращением численности войск в мирное время. Для этих целей планировалось создать обученный резерв на случай войны.

Военные реформы

Добиться такого результата можно было переходом от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности.

Милютин представил императору план введения всеобщей воинской повинности ещё в 1870 году.

Но его обсуждение вызвало яростное сопротивление генералитета.

Оппоненты военного министра выступали против всесословного призыва.

Но внешние факторы ускорили проведение реформы. С 1870 по 1871 год шла франко-германская война. Франция потерпела в ней поражение.

В результате на западной границе России возникло новое мощное государство – Германская империя.

Пример быстрой мобилизации армии Пруссии показал преимущества всеобщей воинской повинности.

Военные реформы в России продолжилась.

В 1874 году был издан «Манифест о введении всеобщей воинской повинности».

Вслед за «Манифестом» появился «Устав о воинской повинности». В нём говорилось: «Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности».

Важно

Следует отметить, что рекрутская повинность была обязательной для всего податного населения России. После отмены крепостного права в рекруты по-прежнему забирали только крестьян и горожан.

Рекрутские наборы в России проводились ежегодно вплоть до 1874 года.

Согласно «Устав о воинской повинности» призыву на воинскую службу подлежало всё мужское население Российской империи в возрасте 20 лет (позднее в возрасте 21 года).

Поступление на службу определялось жребием, который тянули раз в жизни. Не попавшие под призыв зачислялись в ополчение. Срок службы в сухопутных войсках определялся в 15 лет. Из них 6 на действительной службе, 9 – в запасе.

 На флоте – в 10 лет. Из них семь лет действительной службы и три года в запасе.

«Устав» предусматривал льготы по образованию.

— Для выпускников высших учебных заведений срок службы составлял 6 месяцев.

— Средне-специальных – полтора года.

— Средних – 3 года.

— Для лиц имевших начальное образование – 4 года.

От службы в армии освобождались учёные, преподаватели вузов, деятели искусства, единственные сыновья и кормильцы в семье, неспособные к несению службы по состоянию здоровья.

Не подлежали призыву христианские священнослужители, некоторые представители мусульманского духовенства.

По национальному признаку от службы в российской армии освобождались народы Средней Азии, Сибири, финны, население Кавказа и Закавказья.

Введение всеобщей воинской повинности позволило значительно сократить численность российской армии в мирное время.

Совет

В России начал формироваться обученный резерв войск на случай войны. Армия стала более мобильной и боеспособной. Следует отметить, что всеобщая воинская повинность сильно изменила статус русского солдата.

Если прежние рекруты уходили служить практически пожизненно и часто их положение сравнивали с каторгой. То призывник был уже защитником Отечества. Его служба в армии приравнивалась к почётной обязанности.

По плану военных реформ Милютина было проведено техническое перевооружение российской армии.

В 1870 году на вооружение армии России поступила винтовка Бердананомер 2. Это оружие было одним из самых передовых на то время.

Винтовка была однозарядной, имела нарезной ствол, в ней использовались унитарные патроны с металлической гильзой – то есть, такой патрон объединял в себе пулю, заряд пороха и воспламенитель (капсюль), он заряжался в оружие в один приём.

Стрелковое оружие российской армии

Винтовка Бердана была казнозарядной – то есть заряжалась не через дуло, а с казённой части ствола (сзади).

Читайте также:  Замысел создания революционной организации в 1859 - 1861 гг.

В 1871 году на вооружение был принят револьвер системы Смита-Вессона. Ёмкость его барабана составляла 6 патронов.

Русская артиллерия получила на вооружение казнозарядные, нарезные орудия. Вместо чугуна и бронзы, они стали изготавливаться из стали. Их дальность стрельбы была почти втрое больше, а показатели меткости стрельбы на дальности километра были в пять раз лучше, чем у гладкоствольных.

Военно-морской флот России претерпел качественные изменения. Он стал паровым. Его корабли оснащались тяжёлой артиллерией и толстой бронёй.

Обратите внимание

Первый русский броненосец (тяжёлый артиллерийский корабль) был спущен на воду в 1872 году и носил имя «Пётр Великий».

Артиллерия российской армии

В ходе военных реформ изменилась боевая подготовка войск. Солдат стали больше учить практической стороне войны. Была введена физическая подготовка. Разработан ряд новых уставов и учебных пособий.

Военные реформы Милютина достигли поставленных целей. Они воссоздали одну из главных опор самодержавия – армию. Преобразования сделали армию Российской империи отвечающей потребностям времени.

По своим качествам она перестала уступать войскам европейских стран.

Преобразования Александра II были настолько масштабными и значимыми, что уже от современников получили название «великих реформ». Они коренным образом изменили многие стороны жизни государства и общества.

Но реализация «великих реформ» проходила очень сложно. Многие российские государственные деятели желали остановки реформ и возврата назад. Но сделать это было уже невозможно. Император не стал отступать от своего курса.

Ситуация осложнялась тем, что реформы Александра II изменили структуру российского общества, затронули все стороны жизни государства. Но при этом политическая система Российской империи осталась прежней.

«Великие реформы»

Сам император не был сторонником ограничения самодержавия. Он видел в нём гарантию спокойствия в стране.

Но ситуация внутри страны заставила Александра II изменить своё мнение. Революционные организации России развязали террор против государственных чиновников. В ходе их деятельности было совершено несколько покушений на Александра II.

На фоне этих событий в стране продолжало развиваться недовольство населения «незавершённостью» реформ. Их логическим продолжением виделось введение в России конституции.

Всё это вынудило императора принять меры по наведению в стране порядка.

Важно

При этом основным средством умиротворения, наравне с жёсткой политикой в отношении революционеров, было решено сделать расширение сотрудничества с обществом.

В 1880 году была образована Верховная распорядительная комиссиячрезвычайный государственный орган, призванный объединить усилия всех властей для поддержания порядка в государстве.

Главой комиссии был назначен граф Михаил Тариэлович Лорис-Меликов. Впоследствии министр внутренних дел России. Под его руководством в стране были проведены масштабные ревизии.

На их основе был сделан вывод о том, что главной причиной общественного недовольства стала незавершенность «Великих реформ».

В январе 1881 года Лорис-Меликов представил Александру II свой проект по привлечению общественности к решению государственных дел. Фактически это был план политической реформы. Впоследствии за ним закрепилось название «Конституция Лорис-Меликова».

Согласно «Конституции» предлагалось создать временные комиссии для подготовки законопроектов по финансовым вопросам, местному управлению, продолжению крестьянской реформы.

После – привлечь к обсуждению составленных проектов выборных представителей от земств и городов.

На следующем этапе допустить 10–15 «лучших» из этих представителей в Государственный совет Российской империи для выработки окончательной редакции законопроектов.

Совет

В итоге Госсовет стал бы прообразом парламента, а в государственном управлении утвердился бы важный конституционный принцип – принцип народного представительства.

1 марта 1881 года Александр II сообщил Лорис-Меликову, что 4 марта его проект будет обсуждаться на заседании Совета министров. Но в тот же день император был убит в ходе организованного на него покушения.

Следующий российский монарх, Александр III, отправил Лорис-Меликова в отставку.

Таким образом, в ходе военной реформы 1874 года Россия получила современную, боеспособную армию, способную решить основные задачи внешней политики государства.

Введение всеобщей воинской повинности стало продолжением реформ по переустройству российского общества. Она на практике показала, что у населения должны быть не только равные права, но и обязанности.

Изменилось положение русского солдата, его служба стала приравниваться к почётной обязанности. Ещё более укрепился статус армии, как главной опоры самодержавия.

Но претворение «Великих реформ» в жизнь было осложнено сопротивлением высших слоёв общества. Незавершённостью самих преобразований.

Попытка Лорис-Меликова начать переустройство государственного управления России на принципах народного представительства не увенчалась успехом.

Источник: https://videouroki.net/video/25-libieral-nyie-rieformy-alieksandra-ii-60-70-kh-ghodov-xix-vieka.html

Россия в годы либеральных реформ Александра II (60-70 гг 19 в), причины, характер, особенности, значение

Причины: Крестьянский вопрос в середине XIXв. стал первостепенной социально-политической проблемой в стране:

 1) крепостное право тормозило процесс промышленного развития России;

 2) крепостное право препятствовало преодолению военно-технической отсталости страны;

 3) мешал складыванию рынка свободной рабочей силы;

 4) не способствовал повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Обратите внимание

 После поражения России в Крымской войне, которое показало значительное отставание страны от уровня развития передовых европейских государств, стала еще очевиднее необходимость реформ для приведения экономической и социально-политической системы в соответствие с потребностями времени.

 О необходимости отмены крепостного права заявляла передовая российская общественность (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, декабристы, славянофилы и западники и др.). Всю первую половину XIX в. этот вопрос обсуждался и в правительственных кругах. Но даже попытки лишь смягчить крепостное право вызывали сопротивление помещиков.

 После 1856 г. критика самодержавно-крепостнической системы усилилась.

В данных обстоятельствах новый император Александр II (1855–1881) вынужден был начать процесс реформирования земельных отношений.

 Подготовка реформы

 В 1857 г. был создан Секретный комитет, который начал разрабатывать план освобождения крестьян. В 1858 г. он был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его члены должны были выработать общую правительственную линию по вопросу освобождения крестьян. В 1859 г.

при Главном комитете под председательством Я.И. Ростовцева были учреждены редакционные комиссии для рассмотрения проектов, которые были подготовлены губернскими комитетами, и для разработки проекта закона об отмене крепостного права. Представленные варианты проектов реформы в 1860 г.

поступили в Главный комитет, где были детально изучены.

Суть: 

 19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права.

 1. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права.

 2. Положения регулировали вопросы наделения крестьян землей.

 3. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел, но за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз.

 4. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.

 5. До выкупа земли крестьяне продолжали считаться временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности – барщину и оброк.

Важно

 Выход крестьян из крепостной зависимости обострил проблему малоземелья, наделы многих крестьян были очень малы, что препятствовало развитию сельского хозяйства.

 Большая часть дворян, которые привыкли паразитировать на труде крепостных, не смогла использовать деньги, полученные в качестве выкупа, на развитие своего хозяйства. Дворяне зачастую продавали земли, проматывали деньги.

 Но, несмотря на ограниченный характер, крестьянская реформа имела большое значение. Она дала простор развитию капитализма в России.

 Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны.

 Земская реформа 1864 г.

: 1) изменила всю систему местного управления; 2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий; 3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян; 4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами; 5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.

 Городская реформа 1870 г.: 1)была проведена по типу земской. В городах были созданы городские думы и городские управы;

 2) городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами;

 3) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность. Судебная реформа 1864 г.

 1. Эта реформа была наиболее радикальной из преобразований 1860–1870 гг.

 2. Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.

 3. Реформа вводила выборность некоторых судебных органов.

Совет

 4. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.

 5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

 6. Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

 Военная реформа:

 1) необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне;

 2) она проводилась до 1874 г.

В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет – 6 лет, во флоте – 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др. Реформы в системе образования:

 1) в сфере образования произошли значительные изменения;

 2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;

 3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.

 В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Обратите внимание

 Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

 Значение буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым).

 Но убийство в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.

Источник: https://students-library.com/library/read/17068-rossia-v-gody-liberalnyh-reform-aleksandra-ii-60-70-gg-19-v-priciny-harakter-osobennosti-znacenie

Либеральные реформы 60-70 годов Александра 2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Курганинска Краснодарского края

Конспект урока по истории России

на тему

«Либеральные реформы 60—70-х гг. 19 века».

подготовила

учитель истории

Боброва Светлана Валерьевна

Тема урока: Либеральные реформы 60—70-х гг. 19 века.

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с реформами 60-70-х годов, Выявить их либеральный характер.Сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60—70-х гг.

XIX в, изменения в системе местного управления; основные положения земской и городской реформы; функции органов местного самоуправления; сущность судебной реформы; основные направления военной реформы; изменения принципа комплектования армии;

2.

Продолжить формирование навыка работы с документами, умения анализировать, находить причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, давать собственную оценку историческим событиям.

3.Формировать активную жизненную и гражданскую позицию.

Основные понятия: земство; куриальная система выборов; гражданское общество; правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия.

Оборудование урока: документы учебника, рабочая тетрадь, презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Что такое изменения или преобразования в общественной жизни?

Какие види преобразований вы знаете.(На доске две стрелки ) Что этими стрелками учитель попытался передать)

Учащиеся должны вспомнить два вида преобразований: революция – идущая «снизу» от народа и реформа- «сверху»от правительства.

Читайте также:  Внешняя политика русского государства

Кто такой консерватор (тот кто придерживается старых порядков)

— Кто такой либерал? (выступал за внедрение чего-то нового.

Александр 2 начал с реформы отмены крепостного права, и на это не остановился. Какие сферы требовали изменений?

Дети пробуют назвать ( военная, образовательная, судопроизводство и т.д.)

1. Реформа местного самоуправления (земская и городская)

Отмена крепостного права привела к необходимости прове­дения буржуазных реформ и в других областях государствен­ной жизни.

В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бес­сословные выборные органы местного самоуправления — зем­ства. Они были призваны привлечь к решению местных про­блем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

Важно

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол­нявшие функции распорядительных органов, и земские уп­равы — исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах.

Избиратели (только мужчины) делились на три ку­рии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (го­родская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В зем­ские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сосло­вий; во главе стоял предводитель дворянства.

Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.

земства

земское собрание земская управа

(распорядительный (исполнительный орган,

орган, из представи- работал 3 года, избирался

телей всех сословий земским собранием)

в лице депутатов,

работал 3 года).

В ведении земств находились вопросы местного значения:

строительство и содержание дорог на местах;

открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

оказание продовольственной помощи населению в неуро­жайные годы;

оказание агрономической помощи крестьянам;

сбор статистических сведений.

Значение создания земств

1.Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве.

2. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппози­ционной силой бюрократии и самодержавию.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право изби­рать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владель­цы домов, торгово-промышленных заведений.

Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы.

Совет

В обще­ственном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались поли­тикой.

городское самоуправление

городская дума городская управа

(распорядительный орган, (исполнительный орган)

состоит из выбранных депутатов)

городские думы и управы веда­ли

в основном хозяйственными вопросами:

 благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

организация местного здравоохранения, открытие больниц;

забота о народном образовании, открытие школ;

открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

содержание полиции, тюрем;

организация противопожарных мер;

занятие благотворительностью.

Значение создания органов городского самоуправления

1.Способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.

2.Складывалась предпосылка для формирования в России гражданского общества и правового государства.

2. Судебная реформа.

По настоянию общественности в 1864 г. правительство про­вело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессив­ные юристы. До реформы суд в России был сословный, тай­ный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принци­пах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, со­стязательный, независимый суд, предусматривалась выбор­ность некоторых судебных органов.

Были учреждены две системы судов:

мировые — суды, которые рассматривали мелкие уголов­ные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создава­лись в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сена­том;

общие — окружные суды, создававшиеся обычно в преде­лах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколь­ко судебных округов. Окружной суд назначался императо­ром и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разбирала апелляции, должностные пре­ступления чиновников и политические дела.

Если реше­ние принималось с участием присяжных заседателей, то оно считалось окончательным. Если без них — то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей инстанцией являлся Сенат.

Он рассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, если эти решения нарушали за­конный порядок судопроизводства.

Обратите внимание

Судебная реформа была наиболее последовательной и про­грессивной из всех реформ этого периода. Большую попу­лярность в обществе получили выдающийся русский юрист А. Ф. Кони, специалист по уголовному праву Н. С. Таганцев, адвокаты Ф. Н. Плевако, В. Д. Маклаков.

Неоднократ­но судьи оправдывали подсудимых даже по политическим делам. Правда, оставались отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников.

Но вскоре народных судей и следователей стали отстранять от ведения политических дел, следствие по ним все чаще переходит к жандармским органам.

Система судов по новым судебным уставам (1864 год)

СЕНАТ

(Высшая судебная инстанция)

Мировой суд Общий суд

( рассматривал мелкие уголовные и

гражданские дела; создавался в окружной суд судебная палата

городах и уездах ;мировой судья (члены данного суда (рассматривала

вершил суд единолично; судьей мог назначались импера- апелляции по

стать «местный житель» с 25 лет; тором; рассматривали поводу решений

для судей устанавливался высокий уголовные и сложные окружного суда и

образовательный и имущественный гражданские дела с дела о должностных

ценз). участием 12 присяжных преступлениях

в возрасте от 25 до 70 лет). чиновников).

Новое судопроизводство означало:

одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, незави­симо от того, к какому сословию они принадлежали;

суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах;

вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;

присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кро­ме рабочих и прислуги), — 12 человек определяли винов­ность или невиновность подсудимого;

меру наказания определяли судья и два члена суда, а к смер­тной казни могли приговорить только специальные органы

(военный суд или Сенат);

 судьи назначались правительством, но уволить их можно

было только по суду — это важнейший принцип судебного

устройства, принцип несменяемости судей.

3.Военная реформа.

Поражение России в Крымской войне показало, что необхо­димо реконструировать всю военную систему. Комиссия «для улучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако к преобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин, высокообра­зованный и прогрессивный деятель. Военная реформа про­водилась до 1874 г.

Важно

Милютин исходил из принципиального положения о необ­ходимости сокращения армии в мирное время и ее значи­тельного увеличения во время войны за счет обученных ре­зервов. Были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданы Воен­ная юридическая и Морская академии.

В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все муж­чины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к служ­бе по здоровью. Срок службы в армии был значительно со­кращен: вместо 25 лет в пехоте — 6 лет, во флоте — 7 лет.

От военной службы освобождались: единственный сын, един­ственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири.

Для имею­щих высшее образование служба составляла полгода, для вы­пускников гимназий — полтора года, для окончивших город­скую школу — до трех лет, для получивших начальное образование — до четырех лет.

Была изменена система военного управления: в России вво­дилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Были отменены телесные наказа­ния, улучшено питание, переоборудованы казармы, солдат стали обучать грамоте. Происходило перевооружение русской армии.

Итог: В результате военной реформы Россия получила мас­совую армию современного типа.

4. Реформы в области просвещения.

            Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В.

Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы.

А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).   

Совет

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии.

Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения.

Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

Система образования после 1864 года:

начальное образование среднее образование высшее образование

(начальные школы

различных типов: гимназии

государственные,

земские, церковно-

приходские, воскрес- классические реальные Университеты

ные; срок обучения- (обучение 8 лет, (обучение 7 лет, (1864г.- новый

3 года). готовили моло- готовили к раз- университетский устав,

дежь для пос- личным отраслям который восстановил их

тупления в уни- промышленности автономию).

верситеты). и торговли; доступ

в университеты для

их выпускников был

закрыт).

Рефлексия. Что узнали нового на уроке? Каково было значение реформ Александра 2?

Воплощение реформы в жизнь проходило очень сложно. Реформы разрабатывали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы. Александр II стремился корректировать реформы, чтобы сохранить со­циальную стабильность в стране.

Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправления и суда.

Рефор­мы способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности. Резко выросло гражданское самосозна­ние населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни.

Россия сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм го­сударственности.

Домашнее задание.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/libieral-nyie-rieformy-60-70-ghodov-alieksandra-2.html

Ссылка на основную публикацию