Культура ордынской руси

Культура ордынской Руси

Несмотря на разрушительные действия и потери, которые пришлось претерпеть русской земле во время нашествия татар, культура Руси после всех потрясений начинает возрождаться.

Характерный для начала XIII века дух сопротивления постепенно уступает место компромиссу и ассимиляции с культурой Орды, которые были необходимы для передышки и концентрации новых сил противостояния.

Идет процесс заимствования в нескольких сферах: военном деле и искусстве ведения дипломатических переговоров.   

Огромную роль в этот период стала играть церковь, которая выступила хранителем русских ценностей, духовности и нравственности, а также явилась источником подъема национального самосознания народа на рубеже XIV – XV веков. Такого положения духовенство смогло достигнуть благодаря веротерпимости татар. Они не препятствовали постройке новых церквей и монастырей и не мешали их деятельности.

Обратите внимание

После Куликовской битвы начинается рост патриотизма. Этот фактор нашел свое отражение в литературе того периода, прославлявшей честь, отвагу, смелость и доблесть русских воинов, сражавшихся и погибших в борьбе за освобождение своей родной земли.  Постепенно идет возрождение летописания, а также распространение письменности и повышение уровня грамотности населения.

ВекОбразование, наука, правоАрхитектура, строительство, ремеслаЛитература, искусствоДругие сферы
XIII Гибелькультурныхценностей Собор Спаса-Преображения в Твери
XIV Бумага вместоберестыи пергамента,«полуустав»вместо «устава» Крепость Изборск, каменный кремль Пскова, белокаменный Кремль в Москве, Грановитая палата в Новгороде. Церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору в Московском кремле,Грановитая палата в Московском кремле (Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари) Былинный эпос(ВладимирКрасноеСолнышко,ВасилийБуслаевич, Садко),историческиепесни,«Задонщина» (Сафоний Рязанец), «Сказание о Мамаевом побоище». Феофан Грек. Иконостасы
XV Общерусскоелетописание.Государственнаяидеология:« Москва—ТретийРим» Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы,колокольня Ивана Великого. Аристотель Фиораванти «Хождение за три моря» (Афанасий Никитин), Андрей Рублев, Прохор из Городца, Даниил Черный

 «Татарщина сказалась у нас не в одном лишь случайном и легком заимствовании некоторых татарских слов, но и в заимствовании некоторой доли самой татарщины; эти заимствованные слова были полным выражением того зверства диких татарских орд, которым сменилась правда, выработанная народом.

Татарщина откроется, когда история расскажет нам смену древней русской одежды на ту татарскую, которая покрывала наших предков с головы до ног: башмак, азям, армяк, зипун, чедыш, кафтан, учкур, шлык, башлык, колпак, клобук, тафья, темляк и т.д.

; когда увидим, как «правда по закону святу» вытесняется битьем и ругательствами, унаследованными от татар и живущими доселе в словах нам уже близких и родных: дурак, кулак, кулачное право, кандалы (кайданы), кат (палач), катувать, катать, бузовать, башка, карга и т.д.

; когда узнаем, как в русские обычаи входят: казна, казначей, караул, сундук, сарай, ям (откуда ямщик), харч (откуда харчевня); обращение права на правеж, заимствованный от татар; установление тархан, ярлыков, чинов, чиновников, тамги (откуда таможня), и, наконец, кабака, сменившего корчму». (И. Г. Прыжов, историк быта)

Русская культура во второй половине XIII — XV в.

В горящих русских городах и храмах погибли летописные своды, иконы, рукописные книги, а главное — ушли в вечность создатели духовных и материальных ценностей. Культура кочевников была ниже и монголо-татары «не подарили алгебры, как арабы Европе». (А.С.Пушкин)

Хранительницей русской культуры, духовности, языка, различных памятников стала православная церковь и особенно монастыри. В середине XIV в. был основан Троице-Сергиев монастырь.

Его основатель и игумен Сергий Радонежский (около 1321-1391) активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику Дмитрия Донского.

Монах псковского Елизарова монастыря Филофей считается автором государственной идеологии нарождавшегося Московского государства, которая в конце XV в. нашла выражение в формуле «Москва — третий Рим, второй Царъград».

В условиях ига произошел упадок просвещения, снижение уровня грамотности. Для книг использовался очень дорогой пергамент, что делало их доступными лишь ограниченному кругу княжеско-боярской знати.

Возобновившееся летописание освещало исторические события с московских позиций.

Литература представлена житиями святых, другой церковной литературой, некоторыми крупными произведе­ниями, такими как «Сказание о Мамаевом побоище» и т.д.

Важно

В архитектуре постепенно вырабатывался самобытный московский стиль. При Дмитрии Донском был построен Кремль из белого камня (известняка), одной из характеристик столицы Московского княжества стало слово «белокаменная».

При Иване III в Кремле были выстроены стены и башни из красного камня, сооружен ряд дворцов и соборов (Успенский, Благовещенский, Архангельский и др.).

Для работы в России был приглашен итальянский зодчий Аристотель Фиораванти.

Украшением соборов были произведения выдающихся иконописцев Андрея Рублева («Троица» и др.), Феофана Грека и др.

После страшного опустошения страны монголо-татарами только со второй половины XIV в. вместе с хозяйственным восстановлением русских земель началось культурное возрождение Руси, единой русской культуры. Важную роль играли культурные контакты России с другими странами, особенно с Византией и Италией.

Источник: https://histerl.ru/vse_mareriali/kultura/ordinskoi_rusi.htm

Культура периода ордынского нашествия

Для культуры всей Руси Иго Золотой орды оказалось достаточно серьезным испытанием.

В то время на Руси присутствовала междоусобица между князьями из-за власти и территории, а также существовала раздробленность государства. Это и стало главными причинами завоевания ее чужим народом.

Большинство городов, достопримечательности, памятники, церкви, храмы, соборы во время вторжения татаро-монгольского народа уничтожались, разграблялись. Возможности восприятия и передачи наследия культуры во многом были нарушены.

Период монголо-татарского нашествия 13-15 вв.

в истории делится на два периода:

  • 1240 год по середину 14 века. На Руси происходил общий упадок культуры во всех областях.
  • с середины 14 века – начало восстановления культурных традиций.

С момента вторжения и в первые десятилетия нашествия искусство и культура находились в сильном упадке. Не осталось никаких памятников, были разрушены все деревянные сооружения.

Ремесленники приостановили свои дела на долгие годы, многие техники были утеряны, такое прикладное искусство, как резьба по дереву или камню, чернь, стеклоделие перестали развиваться.

Даже со всеми тяжестями у культуры Руси получилось трансформироваться и продолжить развиваться во многих направлениях.

Просвещение. Литература

Просвещение продолжало свой путь в данный период на Руси. Стремительно развивалось книжное дело, в княжеских домах, монастырях, торговых городах поддерживалась грамотность и образованность. Именно поэтому обучение начинали уже с детства: с семи лет учили чтению, а немного позже – письму.

Во время проведения в Нижнем Новгороде раскопок было обнаружено значительное количество берестяных рукописей данного периода.

Книги стали доступными для людей за счет перехода на бумагу. Увеличилось число библиотек. Однако в наше время сохранилось не более 600 книг того времени. Все было уничтожено монголо-татарами.

Воинская повесть в то время была ключевым жанром. «Слово о погибели Русской Земли», «Повесть о разорении Рязани Батаем» – довольно патриотичные повести того времени.

Литература преследовала идею объединения и сплочения людей. Развивалось направление людей к централизованному государству.

Среди таких произведений «Задонщина», «Сказания о Мамаевом побоище».

Архитектура

Возрождение разоренной архитектуры началось в 13 веке. Основное строительство было сосредоточено на северо-западе, во Владимире и Москве. В Пскове возрождалась оборонительная архитектура.

Так к 14 веку были построены каменные стены крепости Изборск.

Храмы тоже строились, только в меньших количествах. В Москве шло строительство Кремля, соборы Чудова и Симонова монастырей. В Коломне возводился Успенский монастырь.

Сразу после победы в Куликовской битве каменное строительство начало активно развиваться.

Живопись

Замечание 3. Развитие живописи 13-15 вв. продолжило развитие домонгольского периода. Стали возрастать областные особенности искусства по причине изоляции от Византии. Появились школы живописи – московская, ростовская, новгородская, вологодская, псковская.

14 век знаменателен развитием монументальной живописи в Новгороде. На данную ситуацию особое влияние оказал Феофан Грек, который занимался росписью церкви Спаса на Ильине.

Культура Руси, несмотря на все трудности, смогла в отважных и героических условиях пережить время нашествия и направить сознание русского человека на путь объединение, освобождения и развития.

Статьи на тему:

Культура Древнерусского государства

Периодизация русской культуры

Домонгольская культура

Постордынский период русской культуры

Восточнославянское язычество и формирование культурной традиции

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/kultura-perioda-ordinskogo-nashestviya/

Культура периода ордынского нашествия

Иго Золотой орды – тяжелое испытание для всей культуры Руси.

Замечание 1

Одной из существенных причин завоевания Руси чужим народом была ее раздробленность и междоусобица князей из-за территории и власти.

В результате татаро-монгольского нашествия многие города, памятники, достопримечательности, культурные достояния, храмы, церкви, соборы были подвержены уничтожению, сожжению, разграблению, выдающиеся мастера искусства и ремесла взяты в плен или убиты, прервались связи передачи и восприятия наследия культуры.

В историческом периоде Руси монголо-татарского нашествия $13$ – $15$ вв. выделяют два этапа:

  • С $1240$-го года до середины 14 века. В это время отмечается существенный упадок всех областей культуры
  • Вторая половина $14$ века – новый этап, характеризующийся подъемом национального самосознания, восстановлением культурной традиции.

Первые десятилетия с начала татаро-монгольского ига культура и искусство пребывали в состоянии шока и упадка. Деревянные сооружения того периода почти не сохранились, никаких памятников не осталось.

Ремесла так же временно перестали служить своим целям или приостановили своё дело на долгие годы, такие виды прикладного искусства как перегородчатая эмаль, чернь, резьба по камню и дереву, стеклоделие были заброшены, а какие-то техники утеряны.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 2

Но не смотря на все тяжести, которые принесли с собой завоеватели, культура Руси смогла трансформироваться и развиваться в различных направлениях.

Просвещение. Литература

В этот период на Руси продолжило свой путь просвещение и книжное дело, распространялась грамотность и образованность, которую поддерживали княжеские дворцы, монастыри, торговые города. Детей начинали обучать с семи лет чтению, а позже – письму. При раскопках Великого Новгорода было найдено большое количество берестяных рукописей, относящихся этому периоду.

С переходом на бумагу дало возможность книгам стать доступнее, что повлияло на рост библиотек к $15$ в. До нашего времени дошло только около $600$ книг, остальные были уничтожены нашествием. К памятнику литературы того времени относится «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, который совершил путешествие по Волге, Каспию в Персию и далее в Индию.

Совет

К ведущему жанру данного периода относится воинская повесть. Весьма патриотично изложена «Повесть о разорении Рязани Батаем», «Слово о погибели Русской Земли».

Литература несла в себе и общую идею культурного и политического единения русских земель, повышая рост национального самосознания и стремления к единому централизованному государству. К этим произведениям относятся циклы о победе на Куликовом поле, «Сказания о Мамаевом побоище», «Задонщина».

Архитектура

К $13$ веку разорённая русская архитектура начало свою возрождение. В основном строительство возобновилось на северо-западе, во Владимирской земле и в Москве. В связи с географическим положением в Пскове была востребована оборонительная архитектура.

К $14$ веку были возведены каменные стены псковского детинца, крепость Изборск. Храмы были выполнены в небольших масштабах из камня.

В Москве началось строительство белокаменного Кремля, были заложены соборы Чудова и Симонова монастырей в Москве, Успенский монастырь в Коломне.

С момента победы на Куликовом поле каменное строительство развернулось в полную силу по всему государству.

Живопись

Замечание 3

Живопись $13$-$15$ вв. было представлено в виде продолжения линии искусства в домонгольский этап Руси. Из-за изоляции Руси от Византии и феодальная раздробленность появился большой импульс для роста областных особенностей искусства. Так возниклы школы живописи:

  • ростовская,
  • новгородская,
  • тверская,
  • московская,
  • псковская,
  • вологодская.

В $14$ веке отмечен расцвет монументальной живопись в Новгороде, на которую повлиял выдающийся живописец Феофан Грек. К его творению относится роспись церкви Спаса на Ильине.

В героических и отважных условиях борьбы от завоевателей, русская культура смогла пережить трудности и настроить русское национальное самосознание на путь освобождения, объединения.

Источник: https://spravochnick.ru/kulturologiya/kultura_drevnerusskogo_gosudarstva/kultura_perioda_ordynskogo_nashestviya/

Русская культура периода Золотоордынского ига (XIV – XV вв.)

Все статьи сайтаКультурологияКультура РоссииРусская культура периода Золотоордынского ига (XIV — XV вв.)

Тяжелейшим испытанием для древнерусской куль­туры стало иго Золотой Орды. Многие русские города были сожжены, разграблены, памятники искусства, уничтожены, художники убиты или уведены в плен. Ведущую роль в культуре этого периода играла церковь. Русский народ сумел осознать свои силы и подняться на борьбу за независимость.

Подъем национального са­мосознания во многом связан с деятельностью одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радо­нежского. Это он вдохновил московского князя Дмит­рия (Донского) на Куликовскую битву. Он заложил основание Троице-Сергиевой лавры, многих монастырей и храмов.

Читайте также:  Программа и трудности индустриализации ссср

Главной своей задачей Сергий и его ученики считали духовное воспитание народа.

Обратите внимание

Древнерусские города Новгород и Псков не знали монголо-татарского ига, но выплачивали посланным туда баскакам дань. Художественная жизнь здесь продолжа­лась. Здесь появилась повесть «Сказание о граде Ките­же», который стал символом России, прообразом зем­ного рая. Возрождение древнерусских городов начина­ется с середины XIV века.

Необходимость обороны кон­солидировала русские силы, способствовала объедине­нию русских земель, формированию русской народно­сти. В этом процессе главную роль играла Москва. Дело в том, что к этому времени Византийская империя была разгромлена турками, Константинополь как центр хри­стианского православия пал и был переименован в Стам­бул.

Установление турецкого владычества на Балканах было страшной угрозой для славян. Все это усилило значение Московской Руси как центра православия. Первое поражение татар, нанесенное полками Дмитрия Донского в 1378 г., а затем Куликовская битва 1380 г. были концом рабства.

Начинается быстрое объедине­ние русских земель, которое завершается в конце XV — начале XVI века под началом Москвы.

Троица «Андрея Рублева»

Центральным звеном древнерусского искусства были иконопись и храмовая архитектура. Подлинным шедевром этой живописи является икона «Троица» Андрея Рублева. Известны имена и таких мастеров ико­нописи как Алимпий Печерский и Даниил Черный. Их творчество сопоставимо с мастерами итальянского Воз­рождения.

В Новгороде и Пскове строятся каменные храмы: церковь Николы на Липне, церковь Успения на Волотовском поле, церковь Федора Стратилата и дру­гие. В Новгороде сложилась местная живописная шко­ла, на формирование которой оказал большое влияние великий византиец Феофан Грек. Будучи приглашенным на Русь, он принимал участие в росписях более 40 церквей.

Его живописная манера была своеобразна, не­повторима, его иконы, образы святых — Христа Пантократора и др. дышат страстностью, духовной энерги­ей и внутренним напряжением. Феофан Грек познако­мил русских мастеров с византийским искусством и стал огромным явлением в художественной жизни Москвы.

Он расписывал церкви и терема Московского кремля, работал вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца над росписями Благовещенского собора.

Важно

Определенное влияние на древ­нерусскую культуру оказали связи с кочевым Восто­ком. Русские и кочевники не только воевали, но и на­прямую торговали между собой. Хазары, скифы-сарма­ты, города Причерноморья, Закавказья и Средней Азии вступали в культурные контакты с Московской Русью.

Монгольское влияние на русскую культуру оцени­вается историками по-разному. Так, например, Карам­зин считает, что Москва обязана своим величием ха­нам, а С.М.Соловьев считает, что значительного влия­ния на русскую внутреннюю администрацию татаро-монголы не оказали.

Конечно, монгольское иго приос­тановило культурное развитие страны: были разорва­ны традиционные связи с Византией, уничтожено и угнано в плен большое количество населения, разру­шены города. Но только этим монгольское нашествие не ограничивается. Некоторые историки (Н.С.Трубец­кой) считают, что Московское государство возникло благодаря татарскому игу.

Дескать, монгольское иго вывело русский народ из бытия мелких разрозненных племенных и городских княжеств на широкую дорогу государственности (Б.Ширяев). Монголы, но его мне­нию, дали покоренным русским землям основы поли­тической культуры, централизм, самодержавие, крепостничество. Это привело к созданию нового этнотипа, психологии русского человека.

Но прямого воздействия монгольского права на русское не было. Какого-то спе­циального кодекса для Руси монголы не создали. Да и систематического управления Русью со стороны мон-голо-татар не было. У власти оставались русские кня­зья, они платили Орде дань. Но сама власть князей пре­терпела изменения.

Время от времени в тот или иной русский город назначался баскак для надзора, главным образом за сбором дани. Однако это не было системой, определенных функций баскаки не имели.

Конечно, монгольское иго привело к потере демок­ратического управления на Руси. Прекратили существо­вание городские собрания, народные вече (за исключе­нием Новгорода и Пскова). Но когда русские вассалы получили от хана право самим собирать для него нало­ги, компетенция Великого князя Руси расширилась.

Еще больше она выросла при Дмитрии Донском, кото­рый стал фактически единым и автономным правите­лем. За монгольский период великий русский князь стал более сильным правителем, чем его предшествен­ники. Таким образом, монголо-татарское иго было од­ним из факторов образования самодержавия на Руси.

Монголо-татары укрепили на Руси идею верховной власти. При этом власть монгольского хана была ничем не ограничена, носила абсолютный, деспотический ха­рактер.

Совет

И этот принцип единовластия стал все глубже внедряться в политическую культуру русского народа. Власть, стоящая в центре всего, сама порождает право, находится вне и над правом.

Царь стал понятием не правовым, а вероучительным (власть от бога).

Русская культура заимствовала у монголов такие черты воинской доблести, как храбрость, выносливость, и тактику использования конницы в военном деле.

В русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Монголы не оказали существенного влияния на рус­ское просвещение, т.к.

сами его не имели. Тоже самое можно сказать о русской архитектуре и искусстве.

Важным фактором сохранения русской культуры в эти тяжелые времена явилось православие. Монголы были веротерпимы и не трогали православные храмы.

Причины этого заключаются в язычестве монголов, а язычники все веры считают одинаковыми. Сами мон­голы были крайне суеверны и считали шаманов людь­ми, наделенными сверхъестественными свойствами.

В одном из указов Чингисхана было указание, что все веры должны быть терпимы.

Что еще дали монголы древней Руси? Принцип эти­кета дипломатических переговоров. Знакомство с мон­гольским способом ведения дипломатии очень помогло русским князьям в отношениях с восточными держа­вами, в особенности с преемниками Золотой Орды.

В целом важность и значимость монгольского влияния на русскую культуру не следует преувеличивать. Сама по себе русская культура, пойдя в «степь», стала циви­лизующим фактором.

Многие татары со временем при­шли в христианство и стали видными деятелями рус­ской культуры, например, Карамзин, Чаадаев, Булгаков.

Источник: http://www.mudriyfilosof.ru/2013/01/xiv-xv.html

13.4. Культура периода золотоордынского ига

В середине XIII
века раздробленную Русь постигла
страшная беда, которая почти на полтора
века задержала закономерный процесс
интеграции отдельных русских княжеств
в единую державу.

Разрушительное
монголо-татарское нашествие серьезно
затормозило прогресс древнерусской
культуры и цивилизации и уничтожило
немало достигнутого.

Татаро-монгольское
нашествие заставило сосредоточить
внимание на одном – сохранении политической
самостоятельности, восстановлении
независимости и свободы.

Обратите внимание

Татаро-монголы
существенным образом повлияли на
демографическое, хозяйственное,
социальное, политическое и культурное
развитие древнерусских земель. Сам факт
господства татар над русской землей
определенно содействовал разделению
Руси на две половины: на северо-восточную
и юго-западную.

В 1240 году татары взяли
Киев и разрушили его практически до
основания. Через пять лет итальянские
монахи, ехавшие в ставку Великого Хана,
описали полное запустение на месте
когда-то большого и прекрасного города.

По подсчетам археологов, из 74 русских
городов 49 были разорены татаро-монголами,
14 из них перестали существовать навсегда,
а 15 превратились в сельские поселения.

Подсчитано, что с
1228 г. по 1462 г. в летописях сообщается о
90 случаях междоусобных войн, причём в
35 случаях говорится о взятии городов
на Руси.

Междоусобица, это страшное
наследие периода феодальной раздробленности,
– сохранялась и изживалась с трудом.

Но
теперь она поощрялась монгольскими
ханами, использовавшими политическую
зависимость русских княжеств для своих
политических игр, стравливая князей
друг с другом в борьбе за «ярлык» ‑
право на княжение.

Монголы обложили
Русь непомерными поборами. На пахаря
была возложена дань сперва по 1/2 гривны
с сохи, но после ряда восстаний дань
была снижена – «по рублю с 2 сох». 1 гривна
в то время – золотой или серебряный
брусок весом 195 граммов.

Одна серебряная
гривна равнялась примерно 200 беличьим
шкуркам, один раб стоил 5 гривен. 1 рубль
равнялся 97,5 г, то есть приравнивался к
половине гривны.

Важно

Московский князь платил
дань 5 000 рублей, то есть 4,8 тонны золота,
новгородский – 1 500 рублей.

К дани добавлялись
всевозможные (числом до 14) поборы,
«подарки», «поминки» и прочие разовые
сборы – «кормленье», «становое»,
«поклонное», «выездное». Но самое главное
культурное достояние страны – это люди.

Монголы угоняли в «полон», продавали в
рабство тысячи русских людей – их покупала
«цивилизованная» Европа. Через
черноморские порты поток русских
невольников потек из страны.

На торговле
рабами обогащались причерноморские
города-государства, крымские татары,
генуэзские купцы.

На Руси в результате
татарского нашествия исчезли многие
отрасли ремесла, была забыта техника
перегородчатой эмали, производство
стеклянных бус, черни, зерни, скани
(художественной обработки благородных
металлов). В других ремёслах произошло
опрощение и огрубление технических
приёмов. Почти на целое столетие
прекратилось каменное строительство
в русских городах.

Результатом
монгольского нашествия явились:
уничтожение сотен городов, тысяч
поселений, дворцов, кремлей, церквей,
монастырей. Были убиты или угнаны в Орду
десятки тысяч ремесленников.

Уже сами названия
летописей XIII – начала XV вв.

привлекают
внимание к главному ‑ трагедии
народа, теме патриотизма: «Слово о
погибели русской земли», «Повесть о
разорении Рязани Батыем», «Сказание об
убиении в Орде князя Михаила Черниговского
и его боярина Фёдора», «Задонщина»,
«Летописная повесть о Куликовской
битве», «Сказание о Мамаевом побоище»,
«Повесть о нашествии Тохтамыша». Этому
же посвящены и легенды того времени:
«Легенда о граде Китеже» повествует о
том, что разорённый и разграбленный
Батыем прекрасный город Китеж стал
невидим на берегу озера Светлояр вплоть
до «пришествия Христа».

Русская литература
продолжала развивать две глобальные
темы – борьба русского народа против
монголо-татарского ига и политическое
объединение русских земель.

Совет

Духовным вождем
русского народа в деле национального
освобождения от монголо-татарского ига
не без основания считается Сергий
Радонежский. Воспетый в житийной
литературе Сергий Радонежский (ок.
1321‑91) был основателем Троицкого
монастыря в 70 км к северу от Москвы (ныне
г. Сергиев Пасад).

Эта святая обитель
сыграла большую роль в формировании
русского самосознания, русской культуры,
стала образцом сплоченного монашеского
духовного братства. Ученики Сергия
Радонежского Андроник, Савва, Кирилл,
Ферапонт и другие стали основателями
сети монастырей по всей Руси. Сам Сергий
отказался от сана митрополита Московского.

Именно он благословил князя Дмитрия
Ивановича на Куликовскую битву.

Следует сказать,
что победа на Куликовом поле (1380) вызвала
национальный подъем духа, укрепление
великорусской народности. Зона русского
влияния распространилась и на юго-восточные
земли, закрепила результаты Синеводской
битвы (около 1363 года), высвободившей
Правобережную Украину из-под ига Орды,
что, несомненно, содействовало
великорусско-украинскому сближению.

Освобождение от
татаро-монгольского ига и усиление
государства способствовало подъему
национального самосознания, все больше
ощущалось этническое единство.

Великое
княжество Московское становится
идеологическим центром воссоединения
Северо-Восточной Руси. Начало употребляться
понятие «Россия» и производное от него
«российский».

Слово «русский» применяется
для обозначения принадлежности к русской
народности, а слово «российский» –
принадлежности к Российскому государству.

Однако проблема
монголо-татарского нашествия в современной
литературе остается. До сих пор не
существует единого взгляда на значение
этого события для истории России.

Официальная версия гласит, что
монголо-татарское завоевание стало
резким тормозом в столь успешном развитии
всего древнерусского государства, как
в культурном, так и в политическом, и в
экономическом отношениях.

Обратите внимание

Но наука не
была бы наукой, если бы не выдвигала
иные точки зрения, тем более что материалов
по истории культуры Древней Руси,
неисследованных в достаточной степени
до сих пор или сознательно замалчивавшихся
в угоду официальным трактовкам, достаточно
много. Согласно версии Л. Н.

Гумилева,
видного ученого-этнографа, создателя
этническо-пассионарной концепции
развития человечества, существует много
вопросов и неясностей, касающихся самого
процесса завоевания Руси монголо-татарами,
ибо захватчики действовали слишком
необычно для своей роли.

Несмотря на
иго, Русь не стала частью Орды, ни один
хан не был направлен для управления
захваченными территориями, монголо-татары
никоим образом не стремились насаждать
свою культуру в покоренной Руси и не
подавляли ее культуру. По большому счету
они требовали от русских только ежегодной
выплаты определенной дани.

Фактом, однако,
остается то, что дальнейшее развитие
культуры было прервано, и, прежде всего,
внешними факторами. Но культура не
исчезла. Она была сохранена, сбережена
народом и стала воссоздаваться вновь,
но уже вокруг другого центра – Москвы.

Таким образом,
первоначальный духовно-нравственный
опыт восточных славян складывался в
диалектике христианского и языческого,
канонического и неканонического,
универсального и национального начал
традиции. Так, крещение и христианизация
Руси означали возникновение
государственности и церковности,
письменности и книжности, а также
становление идеалов гуманизма, любви,
милосердия, соборности.

Христианство стало
для Руси не только религией и идеологией,
но и универсальной культурой, в понятиях
и терминах которой начало проявляться
и отражаться ее новое самосознание,
выступавшее до того в форме сознания
племенного и мифологического.

Читайте также:  Ссср в 1970 - 1980-е гг.

С принятием
христианства осознание восточными
славянами своей общности и единства
стало перерастать прежние рамки
языческого мифологического оформления.

Можно сказать, что христианство на смену
языческой идеологии с ее разноплеменным
многобожием, уже не отвечавшим потребности
в межплеменном общегосударственном
единстве, принесло русским племенам
монотеистическую мифологию, которая
была воспринята и усвоена именно потому,
что соответствовала потребностям племен
в объединении под единой государственной
властью и выработке единой культуры.

Важно

Делая вывод, можно
сказать, что геополитическое положение,
а также христианизация по восточному
образцу способствовала трансформации
сознания восточных славян от родоплеменного
и разноземельного к народно-государственному
и общенациональному, от язычески
мифологического к эпическому и
одновременно с ним – просвещенно-книжному,
а затем и к цивилизационному. Разумеется,
эта трансформация не была мгновенной.
Она осуществлялась во времени, и процесс
этот был достаточно длительным.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1472210/page:4/

Влияние золотой орды на культуру древней руси и современной россии

ВЛИЯНИЕ  ЗОЛОТОЙ  ОРДЫ  НА  КУЛЬТУРУ  ДРЕВНЕЙ  РУСИ  И  СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ

Сергеева  Ольга  Евгеньевна

студент  3  курса,  кафедра  музееведения,  ФГБОУ  ВПО  «УлГПУ  им.  И.Н.  Ульянова»,  г.  Ульяновск

E-mail: 

;

Шинкарова  Наталья  Владимировна

научный  руководитель,  канд.  филол.  наук,  доцент  кафедры  музееведения,  ФГБОУ  ВПО  «УлГПУ  им.  И.Н.  Ульянова»,  г.  Ульяновск

Введение

Данная  работа  посвящена  изучению  влияния  культуры  Золотой  Орды  на  культуру  Древней  Руси.

Изучением  Истории  Золотой  Орды  занимались  многие  ученые  XIX—XX  веков,  такие  как  Н.М.  Карамзин,  С.М.  Соловьев,  В.О.  Ключевский,  С.Ф.  Платонов,  П.Н.  Савицкий,  А.Н.  Насонов  и  др.  При  этом  тема  культурного  наследия  татаро-монгольского  государства  практически  осталась  без  внимания.

Актуальность  работы:  в  силу  многонациональности  нашей  страны  и  культуры,  неубывающей  остроты  национального  вопроса,  проблем  толерантности,  а  также  возрождения  религий  —  ислама  и  христианства  в  России,  после  атеизма  советского  периода,  возникает  потребность  в  изучении  двух  культур.

  В  современной  общественной  мысли  всё  острее  становится  понимание  того,  что  живя  рядом  сотни  лет,  наши  культуры  (культура  предков  татаро-монгол  и  культура  славян)  хоть  и  остались  очень  различными,  но  все  же  имели  взаимовлияния  друг  на  друга.

  В  частности,  в  этой  работе  рассматривается  влияние  татаро-монгол  на  культуру  Древней  Руси.

§  1.  К  вопросу  изучения  истории  Золотой  Орды.  (Улус  Джучи)

К  числу  земель  Золотой  Орды  относились:  земли  юго-восточной  Европы  от  Днепра  на  восток,  считая  Крым  и  Булгар,  Среднее  и  Нижнее  Поволжье,  Южный  Урал,  Северный  Кавказ  до  Дербенда,  Северный  Хорезм,  Западная  Сибирь.  Город  Сарай  («дворец»),  расположенный  в  низовьях  Волги,  был  столицей  Золотой  Орды.

Совет

Древняя  Русь  не  входила  в  состав  Золотой  орды,  а  попала  в  вассальную  зависимость  —  население  государства  платило  дань  и  подчинялось  распоряжениям  ханов.

В  середине  XIV  в.  Золотая  Орда  была  одним  из  самых  больших  государств  в  Европе  и  Азии.  Исторически  это  колоссальное  полугосударство-полукочевье  просуществовало  недолго  —  около  200  лет.  Самым  простым  было  государственное  устройство  Золотой  Орды.  Единство  Орды  держалось  на  системе  жестокого  террора  [2,  c.  163].

Падение  Золотой  Орды  было  предрешено  следующими  признаками:  огромная  территория,  населенная  народами  с  непохожими  культурой,  вероисповеданием  и  обычаями,  сепаратистские  тенденции  и  бесконечные  смуты  (так,  в  1361  г.

  на  золотоордынском  престоле  сменилось  шесть  ханов,  а  после  1362  г.  Золотая  Орда  фактически  распалась  на  две  части,  границей  которых  стала  Волга),  свирепым  походом  Тамерлана  в  1395  году,  Куликовской  битвой  и  др.

§  2.  Проявления  влияния  Золотой  Орды  в  разных  областях  современной  русской  культуры.

Негативные  последствия  монголо-татарского  нашествия  известны  всем,  поэтому  в  этой  работе  не  будем  останавливаться  на  данном  вопросе.  А  сразу  перейдём  к  положительным  следствиям  влияния  культуры  Золотой  Орды.

2.1.  Элементы  русской  бытовой  культуры,  сформировавшиеся  под  золотоордынским  влиянием.

За  200  с  лишним  лет  монгольское  иго  внесло  преобразования  во  все  сферы  жизни  русского  общества.  Привнося  свои  изменения  в  быт,  одежду,  украшения,  в  сферу  строительства  и  сферу  торговых  отношений.  Во  всю  культуру  в  целом.

Изменилась  одежда:  длинные  белые  славянские  рубахи  и  длинные  штаны  были  заменены  золотыми  кафтанами,  цветными  шароварами  и  сафьяновыми  сапогами.  В  обиход  вошли  такие  женские  украшения  как  бисер,  бусы,  раковины  и  т.  д. 

Они  привнесли  в  русскую  культуру  счеты,  которых  и  сейчас  не  знает  Запад,  валенки,  пельмени,  кофе,  тождественность  русского  и  азиатского  плотничного  и  столярного  инструмента,  сходство  стен  кремлей  Пекина  (Хан-Балыка)  и  Москвы  и  других  городов  —  все  это  влияние  Востока  [7,  c.  154].

Обратите внимание

Благодаря  монгольскому  владычеству  на  огромной  территории  мусульманские  науки  и  ремесла  были  перенесены  на  Дальний  Восток,  изобретение  китайцев  и  их  административное  искусство  стали  достоянием  Запада. 

Влияние  Востока  на  русскую  культуру  ярко  сказывается  в  танцах.

  В  то  время  как  на  Западе  в  танце  должно  быть  наличие  пары  —  дамы  и  кавалера,  в  танцах  русских  и  восточных  народов  это  не  важно.  Движениям  мужчины  дается  простор  для  импровизации.

  Аналогично  восточным  танцам,  русский  танец  носит  скорее  характер  состязания  в  ловкости,  гибкости  и  ритмичности  тела  [7,  c.  186].

Отметив  все  выше  сказанное,  можно  установить  как  исторический  факт,  что  монгольское  владычество  в  Азии  и  Европе  способствовало  не  падению,  а  в  какой-то  мере  подъему  культуры  Руси.

2.2.  Слова,  пришедшие  из  Золотой  Орды 

Проживание  по  соседству  и  постоянное  взаимодействие  русских  с  татаро-монголами  не  могло  не  повлиять  на  язык.  Его,  так  же  как  и  другие  сферы  жизни,  коснулись  существенные  изменения.  Под  влиянием  Золотой  Орды  в  русский  язык  пришло  множество  тюркских  слов.

Где-то  пятая-шестая  часть  словарного  запаса  тюркского  происхождения.  Они  давно  уже  стали  неотъемлемой  частью  русского  языка,  и  не  расцениваются  нами  как  заимствованные.

Сохранилось  много  монгольских  слов,  относящихся  к  государственному  (казак,  караул,  ярлык)  и  экономическому  (казна,  тамга  (откуда  таможня),  товар)  устройству.

  Другие  заимствования  относятся  к  таким  сферам  как  строительство  (жесть,  кирпич,  лачуга),  украшения  (бирюза,  жемчуг,  серьга),  огород  (арбуз,  ревень),  ткани  (бязь,  войлок,  миткаль,  тесьма),  одежда  и  обувь  (башмак,  кафтан,  кушак,  фата,  чулок,  штаны).

Важно

  Некоторые  другие  заимствования  этого  периода:  барсук,  булат,  карандаш,  кинжал,  мишень,  слон,  таракан,  тюрьма  [6].

Арбу́з  (заимств.  через  кыпч.  χarbuz,  тур.,  крым.-тат.  Karpuz,  из  перс.  χarbūza,  χarbuza  —  дыня)  —  большой,  круглый,  сочный,  сладкий  плод  огородного  растения  из  семейства  тыквенных  [4,  c.  103].

Кирпи́ч  (заимств.  из  тюрк.:  ср.  тур.  kirpiǯ,  тат.  kirpič  “кирпич”,  азерб.  Kärpχič)  —  искусственный  камень,  изготовляемый  в  виде  брусков  из  обожженной  глины  и  употребляемый  для  построек  [4,  c.  407].

Таракан  (тюрк.  taraqan)  —  Прямокрылое  всеядное  насекомое,  приносящее  вред  в  домашнем  хозяйстве  [5,  c.  246].

Многие  из  этих  слов  настолько  родны  и  знакомы,  что  нельзя  и  подумать, 

что  они  не  славянского  происхождения.  Тем  не  менее  они  уже  давно  вошли  в  обиход  и  не  считаются  иностранными.

2.3.  Пословицы  и  поговорки  о  времени  монголо-татарского  ига

Длительный  период  взаимодействия  Руси  с  Золотой  Ордой  не  мог  не  оставить  свой  отпечаток  и  в  фольклоре  русского  народа.  Из  иноземцев  самый  значительный  блок  пословиц  посвящен  татарам,  которые  у  русского  человека  ассоциируются  с  монголо-татарским  нашествием  и  последующим  игом.  В  пословицах  и  поговорках  народ  жалуется  на  тяготы  монгольского  ига. 

В  качестве  основного  источника  использовался  следующий  труд:  Пословицы  русского  народа.  Сборник  В.  Даля  в  двух  томах.  —  М.  Художественная  литература.  1984  [3].

«Бей  сполох,  татарин  идет»  (Поднять  тревогу,  обеспокоить,  взбудоражить).

«Это  сущая  татарщина»  (Воспоминание  татарской  власти;  насилие,  произвол).

«Рано  татарам  на  Русь  идти»

«Неволей  только  татары  берут»

«Не  пожелаю  и  злому  татарину»  (Так  худо).

«Злее  зла  татарская  честь»  (В  том  смысле,  что  цена  милости  вражеской  слишком  велика,  непомерна  для  благородного,  порядочного  человека)

«Незваный  гость  хуже  татарина»  (Говорится  обычно  с  досадой  о  человеке,  пришедшем  в  гости  без  приглашения  или  не  вовремя;  как  правило,  за  глаза)

«Злее  злого  татарина»  (Очень  злой)

«Много  нам  бед  наделали  —  хан  крымский,  да  папа  римский» 

«Старших  и  в  Орде  почитают»

«Не  учи  белого  лебедя  плавать  и  боярского  сына  с  татарами  биться»

«Пусто,  словно  Мамай  прошел»  (Вариант:  Здесь  как  будто  Мамай  воевал)

«Настоящее  мамаево  побоище»

«Остер  меч,  да  некого  сечь:  татары  в  Крыму,  а  Папа  в  Литве»

«Отошла  пора  татарам  (недругам)  на  Русь  ходить»

«И  сидячего  татары  берут»  (Бесчестность)

2.4.  Фамилии,  пришедшие  из  Золотой  Орды 

Изрядная  часть  русских  дворянских  родов  (около  15  %.)  считала  своими  основателями  выходцев  из  Золотой  Орды  [2,  c.  164].  Большая  их  часть  бежала  под  покровительство  Московского  государя  во  время  Великой  смуты  (Великой  Замятни)  в  Золотой  Орде,  которая  длилась  с  1359  по  1380  год. 

Влияние  служилой  тюркской  знати  на  историю  России  трудно  переоценить.  Выходцы  из  этой  среды  даже  становились  государями  всея  Руси.  Например,  царь  Иван  Грозный  был  татарином  по  матери,  крещеной  татарке  Елене  Глинской,  и  данное  обстоятельство  использовалось  им  при  покорении  Казани,  в  борьбе  за  казанский  престол.

К  проблеме  возникновения  татарских  фамилий  обращались  многие  исследователи,  среди  которых  наиболее  полно  и  детально  два  учёных:  историк  С.Б.  Веселовский  в  своей  книге  «Ономастикой.  Древнерусские  имена,  прозвища  и  фамилии»  и  Н.А.

  Баскаков  в  книге  «Русские  фамилии  тюркского  происхождения».  Их  работы  и  архивные  документы  использовали  в  Исследовательском  Центре  МГУ  имени  Ломоносова,  не  полный  список  Исследовательского  Центра  я  использовала  в  своей  работе.

Известнейшие  фамилии  русской  истории,  вышедшие  из  Золотой  Орды: 

1.  БУНИНЫ  (прим.  русский  писатель,  поэт  —  Бунин  Иван  Алексеевич)  От  Бунина  Прокуды  Михайловича  (умер  в  1595  году),  дед  которого,  вышедший  из  Орды  к  рязанским  князьям,  получил  земли  в  Ряжском  уезде  [1,  с.  19]

Совет

2.  КАРАМЗИНЫ  (прим.  писатель,  поэт,  историк  Николай  Михайлович  Карамзин)  В  официальном  родословии  отмечается  происхождение  фамилии  от  татарского  мурзы  по  имени  Кара  Мурза.  Этимология  прозвища  фамилии  Карамза  —  Карамурза  достаточно  прозрачна:  кара  «чёрный»,  мурза  ~  мирза  «господин,  князь»  [1,  с.  92].

3.  РАХМАНИНОВЫ  (прим.  российский  композитор  Сергей  Васильевич  Рахманинов)  От  Рахмана  (от  арабо-мусульм.  рахман  «милостивый»)  из  Орды.

4.  СКРЯБИНЫ  (прим.  русский  композитор  и  пианист  —  Алекса́ндр  Никола́евич  Скря́бин)  От  Сокур  бея  из  Орды.  Этимология  Сокур  бея  прозрачна  тюркская  —  «слепой  бей»  [1,  с.  168].

5.  ТУРГЕНЕВЫ  (прим.  русский  писатель  Иван  Сергеевич  Тургенев)  От  мурзы  Тургеня  Льва  (Арслана),  вышедшего  около  1440  году  из  Орды  к  Вел.  кн.  Василию  Ивановичу.

  Фамилия  Тургенев  имеет  совершенно  очевидную  тюркско-монгольскую  основу  —  качественное  прилагательное  turgen  монгольск.

  'быстрый',  'скорый',  'спешный',  'вспыльчивый'  [1,  с.  177].

6.  ЯЗЫКОВЫ  (прим.  известный  поэт,  друг  Пушкина  Николай  Михайлович  Языков)  От  Енгулая  Языка  из  Золотой  Орды.  Время  выхода,  очевидно,  следует  отнести  к  рубежу  XIV—XV  вв.,  так  как  в  XV  веке  Языковы,  как  российские  дворяне,  уже  хорошо  известны  [1,  с.  270]

И  ещё  многие  другие  учёные,  военные,  писатели  были  из  родов,  основатели  которых,  когда-то  вышли  из  Золотой  Орды.

Заключение

В  ходе  проведенных  исследований  удалось  прийти  к  следующим  выводам:

За  200  с  лишним  лет  монгольское  иго  внесло  изменения  во  все  сферы  жизни  русского  общества  —  социально-экономическую,  политическую,  культурную.  Преобразования  коснулись  русской  национальной  одежды,  украшений,  сферы  строительства  и  сферы  торговых  отношений. 

Обратите внимание

В  общем,  был  прерван  процесс  традиций  Киевского  государства.  Но  при  всем  трагизме  эпоха  монгольских  завоеваний  не  была  проста  и  однозначна.  Ученые  не  пришли  к  одному  мнению,  так  как  каждое  явление  имеет  и  плюсы,  и  минусы.

  Поэтому  абсолютно  негативное  отношение  к  монгольскому  завоеванию  и  всему,  что  с  ним  связано,  думается,  не  совсем  правомерно.

  В  какой-то  мере  монгольское  владычество  в  Азии  и  Европе  способствовало  не  падению,  а  подъему  культуры  Руси.

Читайте также:  Международная обстановка на кануне войны 1812 года

Нашествие  Золотой  Орды  принесло  множество  бед.  Разрушались  города,  погибало  население  от  голода,  пожаров  и  стрел.  Исчезали  многие  ремесла,  техника  некоторых  из  них  утеряна  навсегда.

  Погибли  многие  памятники  культуры  древности.  Но  страна,  по  историческим  меркам,  быстро  восстановилась.

  И  на  месте  старой  культуры  возникла  новая,  обновленная  и  дополненная  притоками  восточных  культур.

Обновился  язык,  как  история  покажет,  актуальными  словами.  Многие  из  которых  не  кажутся  сейчас  заимствованными. 

Русская  знать  сильно  дополнилась  во  времена  владычества  татаро-монгол.  Около  15  %  русских  дворянских  родов  считала  своими  основателями  выходцев  из  Золотой  Орды.

Важно

  Их  влияние  на  историю  России  трудно  переоценить.  Выходцами  из  той  среды  были  знаменитые  ученые,  музыканты,  писатели,  государственные  и  военные  деятели  и  т.  д.

  Без  них  невозможно  представить  Россию.

Подводя  итог  данной  работы,  следует  ещё  раз  подчеркнуть,  что  изучение  данной  темы  не  может  быть  односторонним,  а  оценка  влияния  Золотой  Орды  на  русскую  культуру  —  однозначной. 

Список  литературы:

  1. Баскаков  Н.А.  Русские  фамилии  тюркского  происхождения.  —  М.:  Наука,  1980.  —  279  с.
  2. Боханов  А.Н.,  Горинов  М.М.  История  России  с  древнейших  времен  до  конца  XX  века.  В  3-х  кн.  —  Кн.  I:  История  России  с  древнейших  времен  до  конца  XVII  века.  —  М.:  ACT,2001.  —  325  с.
  3. Даль  В.И.  Пословицы  русского  народа.  В  2  т.  —  М.  Художественная  литература.  1984.  —  196  с.
  4. Толковый  словарь  русского  языка:  В  4  т.  Т.  1  /  Под  ред.  Д.Н.  Ушакова.  Репринтное  издание.  —  М.,  2000.  —  424    с.
  5. Толковый  словарь  русского  языка:  В  4  т.  Т.  3  /  Под  ред.  Д.Н.  Ушакова.  Репринтное  издание.  —  М.,  2000.  —  432  с.
  6. Фасмер  М.  Этимологический  словарь  русского  языка:  В  4-х  т.:  Пер.  с  нем.  О.Н.  Трубачёва.  —  4-е  изд.,  стереотип.  —  М.:  АСТ,  2004.  —  Т.  2.  —  671  с. 
  7. Эренжен  Хара-Даван.  Чингисхан  как  полководец  и  его  наследие.  2-е  изд.  —  Элиста:  Калм.  кн.  изд-во,  1991.

Источник: https://sibac.info/studconf/social/x/32460

Культура Руси во времена татарского ига (стр. 1 из 2)

Восточные обычаи распространялись неудержимо на Руси во время монголов, принося с собой новую культуру. Изменилась общим образом одежда: от белых длинных славянских рубах, длинных штанов они перешли к золотым кафтанам, к цветным шароварам, к сафьяновым сапогам.

Большое изменение быта внесло то время в положение женщин:

домашний быт русской женщины пришел с Востока. Кроме этих крупных черт повседневного русского быта того времени, счеты, валенки, кофе, пельмени, однообразность русского и азиатского плотнического и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина и Москвы — все это влияние Востока

Церковные колокола, это специфическая русская особенность, пришли из Азии, оттуда и ямские колокольцы. До монголов в церквях и монастырях применяли не колокола, а “било и клепало”. Литейное искусство было развито тогда в Китае, оттуда и могли прийти колокола.

Влияние монгольского завоевания на культурное развитие традиционно в исторических трудах определяется как отрицательное. По мнению многих историков на Руси наступил культурный застой, выразившийся в прекращении летописании, каменного строительства и т.д.

Признавая наличие этих и других отрицательных последствий, следует отметить существование других следствий, которые не всегда можно оценить с негативной точки зрения.

Чтобы понять последствия благотворного влияния монгольского владычества на русскую культуру, необходимо отказаться от взгляда на Монгольскую державу как на государственное образование. Оно обязано своим возникновением и существованием грубой и необузданной силе многочисленной и дикой “орды”, у предводителей которой единственным приемом управления покоренными народами был жесточайший террор.

Если говорить по поводу пресловутой “жестокости” монголов, то следует заметить, что в числе приемников Чингис-хана на императорском троне встречались безусловно просвещенные и гуманные монархи.

По мнению всех исследователей, изучающих вопрос по первоисточникам, “управление Чингизидов было полезно для их подданных, и Чингизиды по образованию были выше своего века”.

Совет

Сам основатель империи в то жестокое, насыщенное людской кровью время, сумел оставить изречение, которое можно причислить к лучшим достижениям человеческой культуры: “Уважаю и почитаю всех четырех (Будду, Моисея, Иисуса и Магомета) и прошу того, кто из них в правде наибольший, чтобы он стал моим помощником”.

Благодаря монгольскому владычеству на огромной территории мусульманские науки и ремесла были перенесены на Дальний Восток, изобретение китайцев и их административное искусство стали достоянием Запада.

В опустошенных войной мусульманских землях ученые и зодчие дожили под монголами если не до Золотого, то до Серебряного века, а XIVв. в Китае был веком расцвета литературы и веком блеска – веком Монгольской династией Юань.

Этот время можно смело назвать Золотым веком, в особенности при просвещенном императоре Хубилае, внуке Чингис-хана. Только после монгольского завоевания европейские проповедники христианства могли рискнуть показаться в далеких азиатских странах. В XIII в.

в Китае впервые появились папские легаты, пользовавшиеся покровительством монгольских монархов. В 1299 г. в Пекине была построена первая католическая церковь, и преступили к переводу на монгольский язык Нового Завета.

В Поволжье остатки домов с облицовкой мрамором, водопроводы, надгробия, части серебряных вещей, венецианское стекло свидетельствуют о жизни монголо-татарских культурных сородичей ХIII-ХIVвв. И отношений с другими народами Востока.

Сила золотоордынской государственной традиции не была исчерпана в “великое столетие” Золотой Орды. Крупным фактором является двукратное возрождение государственно-политической традиции Золотой Орды.

Первое из них можно назвать Тимуровым возрождением (конец XIV – начало ХVвв.), второе – Менгли-Гивеевым или крымско-османским ХV-ХVIIIвв. Интересны сведения о жизни и быте золотоордынских столиц.

Обратите внимание

Город у села Селитреного является старым Сараем, город около Царева городища – новым Сараем (основан Узбеком).

Замечательны гидротехнические оросительные сооружения Нового Сарая. Город был пересечен каналами и орошен прудами (вода была проведена также в отдельные дома и мастерские). Одна из систем бассейнов располагалась по склону Сырта. Падение, воды использовалось заводами, устроенными около дамб.

Найдены остатки железных приводных колес. Старый Сарай во времена Узбека являлся по преимуществу промышленным центром: развалины горнов, кирпичный завод, целые городки керамических мастерских. Также и в Новом Сарае открыты остатки монетного двора, ювелирных, приводных сапожных, портновских и других мастерских.

В торговом квартале обнаружены остатки товаров происхождением из всех концов монголосферы, например, кофе, чем отвергается мнение, что кофе вошел в употребление только в XVII в. В деревянных конструкциях встречаются еловые бревна (ближайшие еловые леса отстоят от Сарая на несколько сот километров).

В обоих городах были районы, состоявшие сплошь из кирпичных построек. Технически хорошо оборудованы и благоустроены были жилые дома золотоордынского города: прекрасные полы и любопытная система отопления свидетельствуют о чистоте, теплоте и уюте. В окрестностях был расположены дворцы, окруженные садами.

В предместьях размещались шатры прикочевавших к городу степняков.

Влияние Востока наложило свой отпечаток на народное творчество. Значительная часть великорусских народных песен, старинных и свадебных обрядов составлена, в так называемой “пятитонной”, или “индокитайской” гамме.

Эта гамма существует, как единственная, у тюркских племен бассейна Волги и Камы, у башкир, у сибирских татар, у тюрков Туркестана, у всех монголов. В Сиаме, Бирме, Камбодже и остальном Индокитае она господствует и сейчас.

Эта непрерывная линия с Востока обрывается на великороссах.

Такое же своеобразие представляет и другой вид искусства – танцы. В то время как на Западе в танце должно быть наличие пары – кавалера и дамы, в танцах русских и восточных народов это не важно.

Важно

Танцуют в одиночку, а когда и парой, то присутствие дамы не обязательно, танцевать могут два кавалера вместе или по очереди, так что элемент соприкосновения не играет в них такую видную роль, как в западных танцах. Движениям мужчины дается простор для импровизации.

При движении ног заметно стремление к неподвижности головы, особенно у женщин. В чисто восточных танцах ноги движутся на носках, под ритм, а танцуют тело и руки. Красота танца на Востоке заключается в гибкости и пластичности движений корпуса и рук, а не в выплясывании ногами.

Подобно восточным танцам, русский танец носит скорее характер состязания в ловкости, гибкости и ритмичности тела.

Стиль русской сказки имеет аналогию со стилем сказок тюрок и кавказцев. Русский эпос по своим сюжетам связан с “туранским” и степным “ордынским” эпосом.

В Новом Сарае обнаружено немало христианских погребений. Там же развалины, приурочиваемые к древней русской церкви. В Сарае существовал целый русский квартал.

Главная доля монгольского ига на Россию относится к области духовных связей. Можно без преувеличения сказать, что православная церковь свободно вздохнула во время владычества монголов.

От платежа тяжелой татарской дани было избавлено все русское духовенство с церковными людьми.

Татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям, и русская православная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, но, наоборот, русские митрополиты получали от ханов особе льготные грамоты, которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковных имуществ.

Совет

В тяжелое время татарского ига церковь стала той силой, которая сохраняла и воспитывала не только религиозное, но и национальное единство русского христианства, противопоставлявшего себя поганству своих завоевателей и угнетателей, послужило впоследствии могучим средством национального объединения и национально-политического освобождения от ига “нечестивых агарян”.

Ханы выдавали русским митрополитам золотые ярлыки, ставившие церковь в совершенно независимое от княжеской власти положение.

Суд, доходы – все это подлежало ведению митрополита, и, не раздираемая усобицами, не обираемая князьями, постоянно нуждавшимися в деньгах для войн, церковь быстро приобрела материальные средства и земельную собственность и могла предоставить убежище многим людям, искавшим у нее защиты от княжеского произвола.

Вообще православное духовенство пользовалось у монголов почетом и покровительством. В 1270 г. хан Менгу-Тимур издал следующий указ: “на Руси не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиереев, иереев и т.д.

” Хан Узбек даже расширил привилегия церкви: “Все чины православной церкви все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами бога”.

Из немногих исторических фактов можно судить об отношении Золотой Орды к православию. Святой Александр Невский, поняв, что России не под силу бороться с монголами, стал служить хану не за страх, а за совесть.

Только в союзе с монголами он мог защититься от натиска воинствующего католицизма на православный Восток. Иначе в историю пришлось бы записать факт перехода русских в латинство. В этой исторической роли Золотая Орда явилась не только покровительницей, но и защитницей русского православия.

Иго монголов – язычников и мусульман – не только не тронуло душу русского народа, его православную веру, но даже сберегло ее.

Для характеристики отношения монголов к другим религиям подчиненных им народов интересен указ Чингис-хана – родоначальника всех золотоордынских ханов и основателя политики абсолютной веротерпимости. Этот указ был дан на имя главы даосского религиозного учения Чан Чуня, называемого по-духовному цю-шен-сянь.

“Святейшее Повеление царя Чингиса, Повеление начальникам всех мест. Какие есть у цю-шен-сяня скиты и дома подвижничества, в них ежедневно читающие книги и молящиеся Небу, пусть молятся о долгоденствии царя на многие лета.

Обратите внимание

Они да будут избавлены от всех больших и малых повинностей, оброков и податей, скиты и дома монахов, принадлежащих цю-шен-сяню во всех местах, да будут избавлены от повинностей, податей и оброков.

Вне сего кто будет ложно называть себя монахом, под незаконным предлогом отказываться от повинностей, того доносить властям наказывать по усмотрению и по получении настоящего Повеления, да не осмелится изменить и противиться оному. Для чего и дано это свидетельство”.

Источник: http://MirZnanii.com/a/332059/kultura-rusi-vo-vremena-tatarskogo-iga

Ссылка на основную публикацию