1.2 Этапы установления крепостного права в России
Тема
1.2 Основные этапы установления крепостного
права в России.
Выполнила
студентка 1 курса Головлева Ольга, ФМФИ,
гр. И-11
Даты | Документы | Содержание | Последствия |
1497г. | Судебник 1497 г. Статья 57 «О христианском отказе» | Ограничение права крестьянского перехода от одного землевладельца к другому. | Условием перехода была уплата пожилого − компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук. Причем, если крестьянин прожил год, он платил четверть этой суммы, если два года, то половину, если три, то три четверти, а за житье в течение четырех лет платилась вся сумма целиком. Пожилое составляло большую, но не одинаковую сумму в лесной и степной зонах. |
1581 – 1582гг. | Перепись населения. Указ Ивана IV Грозного «О заповедных летах» | Введение запрета на крестьянские переходы в Юрьев день | Лишившись права перехода, крестьяне стали бежать, оседая на «вольных» землях на окраинах российского государства или в вотчинных хозяйствах. |
1597 г. | Указ Федора Ивановича «Об урочных летах» | Устанавливался 5летний срок сыска беглых крестьян. | Если беглый крестьянин не был найден в течении определённого срока, то он официально признавался свободным. |
1637 — 1641гг. | Указы Михаила Федоровича | Увеличение срока государственного сыска до 9, а затем до 15 лет. | |
1646 − 1648гг. | Подворная опись крестьян и бобылей при царе Алексее Михайловиче. | Изменен порядок взимания платежей и несения повинностей. | Вместо прежнего, поземельного принципа сбора налогов их стали собирать по наличному количеству крестьян в поместьях и вотчинах, что избавило дворян от необходимости платить за пустующие участки и увеличило обложение крупных земельных владений. Правительство полагало также увеличить доходы казны, перенеся центр тяжести с прямых на косвенные налоги. |
1649 г. | Соборное уложение. «Суд о крестьянах» | Крестьяне были окончательно прикреплены к земле. Отмена «урочных лет», введение бессрочного розыска и возвращения беглых. Установление наследственности крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. В случае, если владелец крестьян оказывался несостоятельным по своим долговым обязательствам, для возмещения его долга взималось имущество зависимых от него крестьян и холопов. Землевладельцам было предоставлено также право вотчинного суда и полицейского надзора над крестьянами. Крестьяне не имели права самостоятельно выступать в судах со своими исками. Заключение браков, семейные разделы крестьян, передача по наследству крестьянского имущества могли происходить только с согласия землевладельца. Также крестьянам запрещалось держать в городах торговые лавки, им можно было торговать лишь с возов. Укрывательство беглых наказывалось штрафом и даже битьем кнутом и тюрьмой. За убийство чужого крестьянина помещик должен был отдать своего лучшего крестьянина с семьей. За беглых крестьян платежи должен был производить их владелец. Крепостные крестьяне в то же время несли повинность в пользу государства. Владельцы крестьян обязаны были наделять их землей и инвентарем. Было запрещено лишать крестьян земли путем превращения их в холопов или отпуска на свободу, нельзя было насильно отбирать имущество у крестьян. Сохранялось также право крестьян жаловаться на господ.Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостное право распространилось на черносошных и дворцовых крестьян. | |
1721 г. | Указы Петра I | Владельцы мануфактур могли покупать к своим предприятиям крепостных. | Было положено начало применению крепостного труда в промышленности. |
1722 г. | Владельцы мануфактур получили право не возвращать помещикам беглых крестьян, овладевших мастерством. | ||
1718 – 1724гг. | Перепись крестьянства | Подворное обложение было заменено подушной податью. | Размер подати определялся арифметически. Сумму военных расходов делили на количество душ и получалась сумма в 74 коп. с крестьян и 1 руб. 20 коп. − с посадских людей. Подушная подать приносила казне больше, чем подворное обложение.В процессе проведения подушной реформы был образован новый разряд крестьян, получивших название государственных. |
30-40е гг. XVIII в. | Указы Елизаветы Петровны | Прощены недоимки за 17 лет, а также снизились размеры подушной подати. | Крестьянам разрешено заниматься различными промыслами и торговлей, что позволило им зарабатывать себе на пропитание. |
1742 г. | Помещичьим крестьянам запрещено добровольно записываться в солдаты. | ||
1785 г. | «Жалованная грамота городам и дворянству» Екатерины II. | Согласно указу горожане делились на 5 разрядов: купцы, мещане, дворяне и чиновники, духовенство. | Шестой разряд − крестьяне, проживающие в городах, в число горожан не включали, хотя подати брали с них в двойном размере − и по селу, и по городу. |
1775 г. | Указ Екатерины II. | Купцам и крестьянам предоставлялось право заводить предприятия. | Из крестьян вышли такие промышленники как Гучковы, Морозовы, Бутримовы. Однако развитие капиталистического уклада тормозилось крепостным правом. |
1801 г. | Закон, принятый Александром I. | Возможность крестьянам приобретать в собственность ненаселенные земли, брать в аренду землю у помещиков. | Внутри самого класса крестьянства начинается процесс расслоения. Появилась сельская буржуазия в лице крестьян-собственников (главным образом в среде государственных крестьян). |
1803 г. | Указ «О вольных хлебопашцах» | Освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию крестьян и помещиков. | Практические результаты этого указа были ничтожны. За 1803−1825 гг. было заключено всего 160 сделок, по которым выкупились на волю 47 тысяч душ крестьян (0,5%). Причиной этого явилось то, что за душу надо было уплатить около 400 руб. серебром. |
1804 г. | «Положение о лифляндских крестьянах» | Крестьяне-дворохозяева объявлялись пожизненными и наследственными держателями своих земельных наделов, за которые они должны были отбывать владельцу земли барщину и оброк, при этом размеры барщины и оброка существенно увеличивались. | Ограничивалась власть помещика над крестьянами. Положение не распространялось на безземельных крестьян-батраков. |
10 марта 1809г. | Указ Александра I. | Отмена права помещика ссылать своих крестьян в Сибирь за незначительные проступки. | Теперь с разрешения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами. |
1816−1819 гг. | Указ Александра I. | Предоставление личной свободы крестьянам Прибалтики (без земли). | |
19 февраля 1861г. | Манифест об отмене крепостного права(Александр II). | Крестьяне получили личную свободу и гражданские права. | Крестьяне за отводимые им земельные наделы (пока они их не выкупят) должны были отбывать рабочую повинность или платить деньги, поэтому назывались «временно обязанными». За наделы крестьяне должны были выплатить своему помещику такую сумму денег, которая, будучи положена в банк под 6%, приносила бы ему ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Крестьяне по закону должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной. Остальную часть выплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму ежегодными платежами в течение 49 лет. |
Соседние файлы в папке Таблицы
Источник: https://StudFiles.net/preview/4191116/
Этапы закрепощения крестьян
21.02.2018
На протяжении веков влияние на положение крестьянства оказывали многие факторы и события. Закрепощение крестьян можно разбить на четыре основных этапа, от первых указов, легализующих крепостничество, и вплоть до его отмены.
Первый этап (конец XV — конец VXI вв.) — Юрьев день
Из-за роста господских повинностей крестьяне всё чаще уходят от помещиков на другие земли. Власть государя еще не настолько велика для введения жёстких запретов.
Но необходимость сохранить лояльность дворянства требует принятия мер.
Поэтому в 1473 году Иван 3 издает Судебник, согласно которому уход от помещика теперь возможен только после окончания пахатных работ, 26 ноября, в течение недели до Юрьева дня и недели после, при условии выплаты «пожилого».
В 1581 году на фоне тяжелых разорений страны царь Иван 4 Грозный издает Указ о введении «заповедных лет», временно запрещающий крестьянам уходить даже в Юрьев день.
Второй этап (конец XVI в. — 1649 г.) — Соборное уложение
В эпоху Смутного времени удержать крестьян от бегства становится все труднее. В 1597 г. издается указ о введении 5-летнего срока сыска беглых крестьян. В последующие годы срок «урочных лет» увеличивается. В обязанности местных администраций входит сыск беглых и дознание, которому подвергаются все пришлые крестьяне.
Соборное Уложение 1649 года окончательно признаёт крестьян собственностью землевладельцев. Крепостнический статус утверждается как наследственный — дети отца-крепостного и свободные люди, вступающие в брак с крепостными, также становятся крепостными. «Урочные лета», объявленные Иваном Грозным, отменяются: в силу вступает указ о бессрочном сыске беглых.
Третий этап (середина XVII — конец XVIII вв.) — полное укрепление крепостничества
Самый тяжелый этап закрепощения крестьян. Помещики получают полное право распоряжаться крепостными: продавать, подвергать телесным наказаниям (нередко приводящим к гибели крестьян), без суда ссылать на каторгу или в Сибирь. К этому времени крепостные фактически ничем не отличаются от чернокожих рабов на плантациях Нового Света.
Четвертый этап (конец XVIII вв. — 1861 г.) — разложение и отмена крепостного права
К началу этого периода становится всё более очевидной упадочность крепостнической системы. Развитие либеральных идей среди дворянства приводит к формированию негативного отношения передовой его части к явлению крепостничества.
Понимание неэффективности и позорности самого явления крепостной зависимости постепенно укрепляется и на самом верху. Попытки изменить существующее положение предпринимает Павел 1, затем Александр 1.
Но лишь спустя полвека Александр 2 издает Манифест, дающий крепостным право распоряжаться своей свободой, по своему усмотрению менять виды деятельности и переходить в другие сословия.
Интересные факты
- Крепостничество в России распределялось по территориям неравномерно. Известно, что на западных территориях процент крепостных был значительно выше, чем в других районах. В то время как в Сибири и Поморье крепостного права как такового не было.
- Извечная вера простого народа в «доброго царя» послужила причиной того, что содержанию Манифеста Александра II многие крестьяне не поверили. Почти сразу после оглашения реформы возникли многочисленные слухи о том, что текст истинного Манифеста от них скрыли, а зачитали подложный: свободу получали сами крестьяне, но их земли оставались в собственности у барина. Крестьянин же являлся пользователем и стать владельцем мог, только выкупив свой надел у помещика.
- Генетически сформировавшаяся психология крепостных порой приводила к тому, что после реформы крестьяне отказывались от воли просто потому, что не знали, что с нею делать: «Здесь мой дом. Куда я пойду?» Известно, что добросердечные человеческие отношения с барином и ранее зачастую тоже вызывали нежелание бывших крепостных покидать его. Например, воспетая Александром Сергеевичем Пушкиным няня, Арина Родионовна, тоже будучи крепостной и получив свободу, отказалась уходить от своих господ, которых любила всей душой.
Источник: https://IstoriyaKratko.ru/pravlenie-romanovyh/reformy/etapy-zakreposhheniya-krestyan.html
Крестьяне и крепостное право. Словарь. История Российской Империи / Энциклопедия. 10 сюжетов и словарь. :: Студия Виталия Комарова. Новоуральск
СЛОВАРЬ
Крестьяне и крепостное право. Слово крестьяне в нашем языке сравнительно позднего происхождения. В первый раз земледельцы названы крестьянами (христианами) в уставной грамоте, данной в 1391 году митрополитом Киприаном Константинопольскому монастырю. В той же грамоте они иначе именуются «сиротами» — эпитет, впоследствии весьма часто употреблявшийся крестьянами в их челобитных.
В древней Руси земледельцы не имели постоянного общего названия, потому что не составляли замкнутого сословия, тем более такого, к которому подошла бы характеристика «сироты»; пахари вместе с людьми других профессий именуются в старинных памятниках литературы словами: «народ, людие, земяне», однако уже тогда среди общей массы равноправных людей выделяются лица, стоящие выше других сограждан — «лучшие мужи», с течением времени образующие сословие бояр.
К началу XI столетия имущественное неравенство между различными слоями общества становится весьма значительным: так, в 1018 году Ярослав Новгородский, собирая деньги на поход против Святополка, получает от бояр по 18 гривен, от старост по 10 гривен, а от простых людей по 4 куны, что составляет для первых сумму в 135 раз большую, чем для последних. В Русской правде крестьяне составляют хоть и свободное, но низшее сословие: вира (штраф) за убийство крестьянина — смерда много меньше виры, положенной за убийство человека знатного сословия.
Но гораздо важнее то, что к этому времени среди крестьян складывается группа, которая добровольно, в силу экономических условий, ставит себя в зависимость от богатых бояр. Это — ролейные закупы (по Русской правде). Это — люди, поселяющиеся на чужой земле и часто берущие при этом ссуду от землевладельца в форме скота для обработки земли и хлеба на посев и пропитание до урожая. «Закупы» были обязаны работать на того, на чьей земле они селились; или обязывались отдавать ему половину сбора с занимаемой ими земли. Если они получали ссуду, они могли уйти от господина, только уплатив стоимость полученного — «покруту», серебро с процентами за время пользования — «пожилым». «Закуп», бежавший без расчёта, обращался в полного раба (см. рабство в России). Уходить «закупы» могли только по окончании периода сельскохозяйственных работ, осенью, в Юрьев день или (по Псковской судной грамоте) «о Филиппове заговенье». Вотчинник, «господин» не должен был обижать «закупа»: если он убивал его, он платил виру как за убийство свободного смерда; если он посягал на имущественные интересы «закупа», брал себе из сбора больше, чем следовало, или урезывал землю «закупа», он должен был вернуть несправедливо присвоенное и уплатить за обиду 60 кун. Положение тех крестьян, которые не брали ссуды и лишь садились на землю, уже бывшую под обработкой, избавляясь таким образом от труда по вспахиванию нови, было без сомнения значительно лучше против положения «серебренников» уже в силу того, что они должны были лишь оставить занимаемую землю и тем свергали с себя всякую зависимость от вотчинника. Ещё независимее были земледельцы, садившиеся на дикую землю: они получали при поселении значительные льготы, могли от себя приглашать новых поселенцев и от себя сдавать им землю.
Рядом с крестьянами, сидевшими на чужой земле — боярской, монастырской или дворцовой, существовал весьма обширный класс независимых от частных лиц земледельцев; они работали свою землю собственным инвентарём и платили дань только князю. Земли их назывались чёрными и считались принадлежащими князю, однако не как частному лицу, но как правителю, и с утратой им княжеского стола переходили к новому государю. Вся земля состояла в общинном владении и делилась между общинниками или по потребностям и силам каждого, или равномерно в том случае, когда вся земля была уже вспахана и представляла ценность сама по себе. Каждый общинник мог свободно располагать своими земельными правами, мог передавать их временно и навсегда другому лицу и, пока пользовался землей, должен был, в соразмерности с её площадью и качеством, участвовать во всех повинностях, лежащих на общине — тянуть все разрубы и размёты. Кроме крестьян пашенных, в свободных общинах были и крестьяне, имевшие недостаточное количество полевых угодий или совершенно лишённые их — бобыли, казаки, подворники, захребетники, подсуседники, задворные люди, но до XVI столетия число их было ничтожно, да и в XVI столетии редко превышало 10% общего числа крестьянских дворов.
Крестьяне чёрные управлялись в своих делах вполне самостоятельно. В XVI столетии незаконные поборы и притеснения «наместников, волостелей, праветчиков и их пошлинных людей» побуждают Иоанна Грозного передать всё местное управление выборным от обществ старостам, «которых между собой крестьяне излюбят и выберут всей землёй»; старосты чинят управу, собирают все доходы и сами привозят в Москву. Однако это не было вполне общей мерой: полное самоуправление являлось привилегией — за отставку наместников, волостелей и праветчиков нужно было платить откупные. Многие волости или не могли платить, или находили для себя новый порядок неудобным и оставались при прежнем устройстве управления.
На вотчинных и монастырских землях крестьяне также пользовались значительным самоуправлением. В монастырских вотчинах суд творил «прикащик» со священником и 5-6-ю крестьянами — добрыми и средними. Оброк был часто точно определён, также как и чрезвычайные платежи (с браков, с продажи лошади, коровы, избы). Раскладка казённых платежей (разрубов) совершалась волостью через выборных людей от всех разрядов, на которые распадалось по своему благосостоянию крестьянство: по 2 человека от «больших или лучших людей», по 2 от «средних», от «меньших» и от казаков. Экономический быт крестьян в докрепостное время является мало обследованным. Вероятно, вследствие увеличения цен на скот и хлеб возросла денежная стоимость ссуды и размер неустойки, которую платил крестьянин, уходя с чужой земли. Во второй половине XVI века крестьянин, проживший на чужой земле 10 лет, должен был, уходя, уплатить, по вычислению Ключевского, до 300 рублей на деньги конца XIX века. Естественно, что крестьянин редко был в состоянии разом внести такую сумму, поэтому освободиться от зависимости для большинства представлялось невозможным. Им оставалось только переходить от одного вотчинника к другому; от частного владельца к монастырю, платящему меньшие подати, освобождённому от них и потому довольствующемуся меньшими повинностями; от владельца старых земель к помещику, получившему поместье на дикой земле и представляющему новым поселенцам значительные льготы; от бедного и слабого к сильному и богатому.
Право ухода превращалось фактически в право перехода, в увоз. Крестьянин обязывался нести повинности другому вотчиннику, и тот, уплатив за «серебряника» подмогу и неустойку старому вотчиннику, увозил крестьянина на свои земли. Часто вотчинники не давали увозить от себя крестьян, требовали большей платы за пользование ссудой (несмотря на то, что размер платы был ограничен законом) или прибегали к открытому насилию. С другой стороны, переход крестьян от бедных вотчинников к богатым подрывал благосостояние первых и лишал их возможности исправно являться на службу «конны, людны и оружны».
Эти обстоятельства, побуждают правительство прикрепить крестьян навсегда к тем вотчинникам, за которыми они числятся. Указ 24 ноября 1597 года (см. Фёдор Иоаннович, Борис Годунов) объявляет всех крестьян, ушедших от своих господ не более как за 5 лет до 1 сентября 1597 года, беглыми и приписывает возвращать их с женами, детьми и со всем имением на прежние места.
Закон принял за исходный пункт 1592 год потому, что в 1592-3 годах составлялись писцовые книги, отмечавшие на какой земле кто сидит и дававшие основу для разрешения пререканий о прежнем жительстве «закупов» и прежнем вотчиннике.
Ещё большее значение, чем закон 1597 года, имел указ 9 марта 1607 года, принятый в смутное время, прямо предписывающий всем крестьянам «положены быть за теми, за кем писаны». Таким образом, уход и увоз были объявлены недействительными, сама зависимость устанавливалась навсегда в силу одной записи в писцовой книге.
Правительство назначало за приём беглых, помимо обязанности вознаградить потерпевшего вотчинника за убытки, ещё денежный штраф в пользу казны по 100 рублей (на деньги конца XIX века) с каждого принятого двора или крестьянина.
Однако главная сила, ведшая к установлению нового порядка, лежала не столько в узаконениях, сколько в частных нарядных грамотах, которые под давлением крайности писались крестьянами так, что и помимо закона прикрепляли их навсегда к вотчиннику.
В этих добровольных грамотах первоначальный заём крестьянин обязывался выплачивать в виде обязанности быть навеки крепким вотчиннику — «государю», как стали его именовать в XVI-XVII столетиях крепостные наравне с холопами.
В XVII столетии принижается и положение прежде свободных крестьян дворцовых и чёрных: подобно тому, как владельческие крестьяне были прикреплены к вотчиннику, дворцовые и чёрные прикрепляются к земле. Беглых крестьян этих разрядов Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года предписывает возвращать «на старые их жеребьи» по писцовым книгам.
В то же время Уложение запрещает крестьянам под страхом строгого наказания приобретать в городах тяглые дворы и торговые заведения. Указ Петра I от 7 августа 1685 года идёт ещё дальше и запрещает вообще приписывать крестьян, отпущенных на волю, к посадам: крестьянин, следовательно, обязан навеки остаться земледельцем и, как таковой, человеком зависимым.
Последующим важным фактом в жизни крестьян является введение подушной подати и связанной с ней первой ревизии, предписанной указом Петра I от 26 ноября 1718 года. Важное значение имел указ от 5 января 1720 года, по которому, с одной стороны, крестьян сравняли с холопами, записанными наравне с крестьянами в оклад.
Раньше положение холопов близко подходило к состоянию полного рабства. С другой стороны, указы, сделав вотчинников ответственными за поступление подати, заставили правительство предоставить помещикам большую власть над крестьянами и содействовали полному принижению положения крепостных.
И действительно, в 1742 году было запрещено крестьянам уходить в солдаты, т.е.
уничтожен был единственный оставшийся для них исход из тяжелого положения; в 1747 году помещикам было предоставлено право сдавать крестьян в рекруты; в 1760 году разрешено вотчинникам ссылать крепостных людей в Сибирь на поселение; в 1765 году позволено помещикам отдавать крестьян в каторжные работы; в 1767 году крестьянам запрещено подавать на помещиков челобитные.
Вместе с тем стала расти и численность крепостных, так как в 1729 году было предписано всех вольных гулящих людей или сдавать в солдаты, или записывать за помещиков, у которых они живут. В то же время стали в награду за заслуги жаловать заселёнными поместьями из государственных имений, и этим путём обращали прежде государственных крестьян в крепостных частного лица.
Далее, законом 3 мая 1783 года крепостное право было распространено и на Малороссию, где его ранее не существовало; законом 12 декабря 1796 года — на губернии Екатеринославскую, Воскресенскую, Таврическую, Кавказ и Донскую область.
Ещё ранее того были ограничены общие гражданские права крестьян: им было запрещено приобретать недвижимую собственность (в 1730 г.
, отменено в 1801 г.), вступать в подряды и откупа (в 1731 г., отменено в 1774 г.), обязываться векселями (1761 г.).
В конце XVII — начале XVIII века стали раздаваться голоса в пользу значительных изменений в положении крестьян.
Могущественный фаворит правительницы Софьи Алексеевны, князь Голицын предлагал отнять у дворянства крестьянские земли, предоставив ему взамен твёрдое жалованье от правительства, а все повинности крестьян обращать непосредственно в казну. Посошков, известный крестьянин-писатель и механик, современник Петра Великого, находил необходимым установить вполне точные размеры повинностей крепостных и запретить всякие отрезки от крестьянских земель.
Проекты к улучшению быта крестьян, возникавшие во 2-й половине XVIII столетия, имеют ввиду в большей части личное освобождение крепостных и мало заботятся о земельном обеспечении крестьян.
Первым шагом к нормированию положения крестьян является указ императора Павла I от 5 апреля 1797 года, предписывающий освобождать крепостных от работ по воскресным дням и выражающий желание, чтобы помещики не заставляли крепостных работать на себя более 3-х дней в неделю, как это обыкновенно и было принято в Великороссии (в Малороссии крестьяне работали до указа большей частью даже меньше — всего 2 дня).
По поводу записки Румянцева, пожелавшего освободить своих крестьян на известных условиях, император Александр I издал 20 февраля 1803 года общий «Закон о свободных землепашцах», имевший целью поощрить добровольное освобождение и устроить быт освобождённых от крепостной зависимости. В 1852 году были освобождены и зачислены в свободные землепашцы всего 115.734 души 384 владельцами.
При императоре Николае I наблюдение за законным обращением вотчинников с подвластными было возложено на предводителей дворянства, и сам порядок надзора был точно определён. В 1839 году был составлен 2-й комитет для пересмотра Закона о свободных землепашцах и было выработано положение об обязанных крестьянах. Этим положением помещикам было предоставлено право по их усмотрению вступать в сделки с крестьянами об отдаче им определённых участков в пользование за точно установленные повинности; однако этим правом воспользовались всего три помещика (князья Воронцов, Витгенштейн и граф Михаил Потоцкий). В 1841 году было запрещено продавать крепостных отдельно от семейств. В 1843 году было возбранено отчуждение крестьян от земли. Законом 8 ноября 1847 года было предоставлено крестьянам право при продаже имения с публичных торгов выкупать себя на волю с землёй, причём они получали на землю право собственности и зачислялись в государственные крестьяне. Дополнительным указом 19 июля 1849 года было, однако, постановлено, чтобы крестьяне в подобных случаях обязательно испрашивали согласия прежнего владельца продаваемого имения; в целом эти путём получили свободу и право собственности на землю всего 964 души. В 1848 году крепостным было разрешено приобретать, с согласия помещиков, в собственность незаселённые недвижимые имущества.
Указами 26 мая 1847 года и 29 декабря 1849 года введены в Киевском генерал-губернаторстве «инвентари», определявшие точно повинности крестьян и ограничивающие права помещиков на труд крестьян.
Такие инвентари существовали в литовских землях ещё со времён Литовского статуса, но с присоединением Литвы к Польше, затем к России, перестали соблюдаться. В 1852 году с назначением киевского генерал-губернатора Бибикова министром внутренних дел действие инвентарей было распространено на Витебскую и др.
западные губернии, однако такая мера, ввиду различия в почвенных и экономических условиях, оказалась нецелесообразной и со вступлением на престол Александра II распоряжение было отменено.
Взойдя на престол, император Александр II нашёл возможным немедленно приступить к подготовке полного уничтожения крепостного права. С этой целью 3 января 1857 года был открыт особый комитет по крестьянскому делу. 20 ноября 1857 года был обнародован Высочайший рескрипт на имя Виленского генерал-губернатора Назимова, в котором дворянским сословиям Ковенской, Виленской и Гродненской губерний разрешалось приступить к составлению проектов об улучшении быта крестьян. В каждой губернии должен был быть открыт приуготовительный комитет под председательством губернского предводителя дворянства, состоящий из выборных депутатов от дворянства, по одному от уезда, и двух помещиков по назначению губернатора. Свои проекты комитеты должны передать в общую комиссию в Вильне. Проекты должны были исходить из следующих руководящих начал: крестьяне выкупают усадьбу в собственность, полевую землю они получают в определённом размере в пользование и отбывают за неё работы или платят оброк; за помещиками сохраняется вотчинная полиция; устройство крестьян должно обеспечивать исправное отбывание повинностей и податей. В том же году (по ходатайству дворянства) были образованы подобные же комитеты со сходными наказами в губерниях Санкт-Петербургской, Нижегородской и Московской, а в течение 1858 года и в остальных губерниях. Комитеты закончили работу к сентябрю 1859 года.
Выработанные губернскими комитетами проекты передавались на предварительное рассмотрение комиссии из 4-х лиц: министра внутренних дел Ланского, министра юстиции графа Панина, министра государственных имуществ Муравьева и генерал-адьютанта Ростовцева. Затем положения комитетов должны были подвергнуться пересмотру в главном комитете по крестьянскому делу. Последний был открыт 18 октября 1858 года. Ввиду того, что большинство проектов значительно расходилось между собой и недостаточно отвечали предначертаниям правительства, были учреждены 17 февраля 1859 года особые редакционные комиссии (юридическая, административная и хозяйственная) под председательством генерал-адьютанта Якова Ивановича Ростовцева для приведения в систему проектов и изготовления общего положения. Местным комитетам было предоставлено право по составлении проекта послать в Петербург для представления объяснений до двух представителей; в августе 1859 года в столице собрались депутаты от одной группы (21) губерний, в январе 1860 года от другой группы (18 губерний). 7-го февраля 1860 года скончался Я. И. Ростовцев. Председателем редакционных комитетов был назначен граф Панин. В октябре 1860 года комиссии закончили свои работы.
10 октября положение, изготовленное комиссиями, поступило на рассмотрение главного комитета и 14 января уже было передано на обсуждение Государственного совета. Здесь рассмотрение его продолжалось с 28 января по 16 февраля.
Источник: http://www.ref-history.ru/hard/ref-krestyane.htm
Таблица этапы закрепощения крестьян в России
Этапы закрепощения крестьян в России
(Создание системы крепостного права)
Дата
Название документа или события
Характеристика
X – XI вв.
Образование в Киевской Руси феодальных вотчин.
Оно шло несколькими путями:
1)для организации управления на землях покорённых племён назначались бояре-наместники с предоставлением им права сбора дани и права владения землёй в виде кормлений
2)для упрочения власти и государства передача киевскими князьями своих земель в руки бояр-дружинников в качестве вознаграждения за службу
3)для упрочения власти и государства передача киевскими князьями своих земель монастырям и церкви
4)с целью ослабления местного сепаратизма передача киевскими князьями земли в руки местной знати – земским боярам.
В результате резко возросла потребность феодалов в рабочей силе, поиск которой тоже шёл несколькими путями:
1)закабаление свободных крестьян-общинников в виду их неспособности возвратить долг феодалу
2)феодалы стали «сажать» на землю рабов (холопов).
Это говорит о начале формирования категории феодально-зависимого крестьянства
XI – начало XIII вв.
«Русская правда» — свод древнерусского феодального права
Она чётко определяла положение феодально-зависимых людей:
1)закупы (отрабатывали полученную от феодала денежную ссуду или зерно, скот)
2)рядовичи (обязывались выполнять сельские работы на хозяина по договору, чтобы избежать холопства)
1497 г.
«Судебник» Ивана III – свод законов, созданный в целях централизации и унификации судебно-административной системы деятельности на территории единого государства
В связи с тем, что было создано централизованное государство, возникла необходимость увеличения вооружённых сил – т.о. происходит создание широкого слоя служилых людей – дворян. Государство стремиться обеспечить дворян-помещиков землёй (без права продажи и дарения) и рабочей силой, за несение военной службы.
В результате 57 статья «Судебника» установила в качестве общегосударственного закона правило, по которому устанавливалось ограничение права крестьян уходить от своего феодала на другие земли единым для всей страны сроком: неделей до Юрьева дня (26 ноября) и неделей после, причём с выплатой «пожилого» — платы за прожитые годы.
1550 г.
«Судебник» Ивана IV – новый свод законов, направленный на централизацию и усиление государства
В «Судебнике» были подтверждены сроки перехода крестьян от одного владельца к другому (Юрьев день), но увеличились размеры «пожилого»
1581-1582 гг.
Указ о «заповедных летах»
В связи с затянувшимся экономическим кризисом, государство стремилось защитить экономические интересы дворян-помещиков: в поместьях не хватало рабочей силы, т.к.
крестьяне сбегали на окраины государства в результате террора опричников, а также уходили на вотчинные земли, где налоговый гнёт и степень эксплуатации были ниже, чем в поместьях. Поэтому государство приняло меры по ограничению переходов крестьян: 1581-1582 гг. были объявлены «заповедными годами» — т.е.
на этот период запрещался переход крестьян в Юрьев день. Фактически произошла отмена Юрьева дня. С 1592 г. «заповедные лета» распространяются на всё государство.
1597 г.
Указ о пятилетнем сроке сыска и возвращении беглых крестьян («урочные лета»)
Для дальнейшего преодоления хозяйственного кризиса, вызванного опричниной, Борис Годунов издаёт указ об «урочных летах» — срок, на протяжении которого помещики имели право сыска своих беглых крестьян. Указом от 24 ноября 1597 г. устанавливался срок в 5 лет.
1607 г.
Указы о «добровольных холопах» и о 15-летнем сроке сыска крестьян
Для того, чтобы заручиться поддержкой дворян в борьбе с восставшими под предводительством И. Болотникова и с самозванцами Лжедмитриями, Василий Шуйский пошёл на значительные уступки дворянам: в т.ч. был увеличен срок возвращения беглых крестьян к своим прежним владельцам до 15 лет.
1649 г.
Соборное уложение – свод законов, выработанных Земским собором
Царь Алексей Михайлович Романов вынужден был созвать экстренный Земский собор для выработки уступок дворянам и посадским людям. Они временно объединились, защищая каждый свои интересы: 1)дворяне требовали бессрочного сыска беглых крестьян, т.к. они продолжали бежать в вотчины и на окраины
2)городское население требовало снижения налогов и отмены «белых слобод».
В результате, в принятом Соборном уложении был установлен бессрочный сыск беглых крестьян, провозглашалось неограниченное право помещиков на имущество и личность крестьян, право передачи поместий по наследству. «Белые слободы» тоже были ликвидированы.
Т.о. в России была юридически оформлена система крепостного права, просуществовавшая до 1861 г.
Источник: https://infourok.ru/tablica_etapy_zakreposcheniya_krestyan_v_rossii-396004.htm
Как жили крепостные крестьяне на Руси
Сегодня мы расскажем о том, как жили крепостные крестьяне на Руси. В том числе для того чтобы многие кто жалуются на жизнь в наше время, поняли, что время то нынче не такое и плохое…
Перед тем как мы осветим суть крепостного права — давайте представим масштабы.
Перед отменой крепостного права (с 1857 по 1859 год) была проведена 10-я народная перепись.
«Если в целом по России доля крепостных накануне отмены крепостного права составляла 34,39 %, то в отдельных губерниях, например в Смоленской и Тульской, она составляла 69 %. Так, численность населения на указанный период составляла 67 081 167 человек, из них крепостных 23 069 631″.
То есть Русь больше чем на половину была крепостной, причем жили в таком состоянии русские люди несколько веков. Вдумайтесь — люди принадлежали на правах собственности другим людям! Сегодня у нас даже хомячки не принадлежат хозяину…
«Помещичьи крестьяне — крепостные крестьяне, принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам. Являлись наиболее многочисленной среди других категорией крестьянства Российской империи — в 1859 — 23 млн. человек обоего пола.
……
Крепостное право в России — существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца-крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.
В Киевской Руси и Новгородской республике несвободные крестьяне подразделялись на категории: смердов, закупов и холопов. В царской России крепостничество широко распространилось к XVI веку, официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года, отменено 19 февраля 1861 года (3 марта 1861) царским манифестом».
Историю и исторические понятия знают многие из нас, кто не прогуливал школу. Хотелось бы рассмотреть именно жизненный аспект жизни людей, принадлежавших на правах собственности более знатных особам, а не исторический.
В нашем сегодняшнем мире не укладывается, как вообще возможно такое, что один человек может принадлежать другому и быть ему рабом.
Однако крепостное право, существовавшее на Руси почти 9 веков, 2 века в активной форме, — это реальность, из века в век оно укоренялось, обвивало Русь своими цепкими руками, а вот 150 лет после отмены крепостного права — это еще лишь путь к демократизации, слабенький, некрепкий, где личность человека то превозносится, то обнуляется ниже плинтуса — по инерции, тяготея к историческим корням крепостничества, либо это будет всегда, унижение и превозношение идут рука об руку во все времена и пространства.
Сама суть крепостного права, когда живой человек может на правах собственности будто на бездушный объект (а ведь так было фактически) принадлежать более знатному хозяину, противоречит всем сегодняшним конвенциям о правах человека, конституциям и прочим международным правовым актам. Это немыслимо, чтобы человек на правах скота жил при дворе и принадлежал хозяину словно авто или часть дома.
Однако в той же Библии, Новом Завете — есть понятие «раб», «хозяин», «служение господам»:
«Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по его воле, бит будет много» (Лк. , 12:47)
«Рабы, во всем повинуйтесь господам (вашим) по плоти, не в глазах (только) служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь бога» (к Фил. , 4:22).
«Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым, но и суровым» (1 Пет. , 2:18).
«Рабы, повинуйтесь господам (своим) по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (к Еф. , 6:5).
Да и все мы рабы Бога… согласно христианству.
Более того — ряд историков, исследователей склонялись к тому, что крепостное право в разных его проявлений на Руси — это издержки русского характера, это норма, это в крови русского человека, так всегда было и будет — одни служат другим, а знать должна заниматься образованием, реализацией власти, в общем, быть «белоручками» и «зазнайками». И если этого нет — общество ищет альтернативы и загоняется в угол отсутствием привычной системы. То есть привычная система для нашего общества (хоть нам и сложно это принять) — это когда есть слуги и есть господа.
И тотальная демократизация, когда, простите, кухарке дают власть, а она только и может что пересолить борщ, превращая это в революцию необразованных слоев — принесет только зло.
Но народ, не привыкший к власти, словно Адам и Ева в Эдеме, падок на льстивые зазывы и обещания быть равными Богу, вкусив запретный плод, поверив в то что и они смогут править миром и быть свободными наравне с господами.
Кто-то даже сравнивал отмену крепостного права с пришествием Христа и провозглашением Нового Завета после Ветхого, когда простым смертным дали возможность спасения (свободы).
Но сегодня же есть такая каста как «обслуживающий персонал, рабочий класс, гувернантки, няни, дворники, помощницы по хозяйству, сиделки и прочие. То есть, получив свободу, не все подались в знатные господа, не все занялись интеллектуальным трудом, образованием.
Но в чем разница? Те кто моют полы, согласно нынешним законам, личность и никто не вправе этого отнять у человека.
За убийство любого человека предусмотрено уголовное наказание, а не штраф, и никто не может делать рабом другого, и владеть человеком на правах собственности.
На самом деле в вопросе крепостного права не все так просто, нельзя однозначно сказать, что крепостное право это зло.
Злом былом самоуправство и наглость, цинизм помещиков, дворян, издевавшихся над подневольными, убийства и жестокое обращение с последними, обесценивание жизни слуги и право собственности на эту жизнь, а само по себе крепостное право как работа одних, менее образованных людей и более трудолюбивых, на других, зажиточных и умных — не зло.
Ведь таким образом одни имели работу, а другие содержали свои поместья в хорошем состоянии, занимались образованием и правлением.
Но человеческая природа, склонная к неуемной власти, к вседозволенности по причине безнаказанности — не смогла помещикам дать возможность относиться к своим слугам как к людям, с уважением.
Крепостных, а крепостное право на Руси особенно активно процветало в 16-17-18 века, стало возможно со временем не только продавать, покупать, наказывать, бить плетьми, но и убивать, насиловать….
В 1765 году помещики получили право ссылать крестьян на каторгу, а в 1767 году жалоба крепостного на помещика стала уголовным преступлением, теперь по закону хозяин мог не только убить крепостного, все остальное было можно. К концу столетия дворяне (1 % от всего населения) владели 59 % всех крестьян. Образованный и знатный род считал крестьян чуть ли не животными и вообще не людьми, неразумными созданиями.
Рекомендация по образу жизни для крестьян в 1942 году были такие: подъем в 4 часа утра, весь день работать до 20-21 часу, по субботам баня, по воскресеньям церковь, избегать лени поскольку она приводит к разбоям и воровству. (информация из документального фильма)
Самое суровое наказание за убийство крепостного штраф (около 5 гривен), перед отменой КП он составлял несколько рублей, а уж наказание плетьми — это была реальность, каждодневная, будничная, пороли, били за плохо вымытые полы, провинность и просто так.
Учитывая, что жизнь крестьянина по сути равнялась нулю, убить помещики своих слуг не боялись, и если и убивали — это было устрашающей и превентивной мерой для остальных.
Вспомним чего стоил террор Салтычихи — Салтыковой Дарьи Николаевны, помещицы, барыни в 18-м веке «прославившейся» издевательствами над крестьянами, пусть даже он излишне приукрашенный, однако таких Салтычих на самом деле было много, не все они стали известны своими злыми делами…
Насиловать, убивать крестьян было нормой.
Говорить правду о беспределе помещиков и гнете крепостных тогда решались единицы.
А царицы и цари нередко, во избежание народного бунта, предпочитали дать просимое знатному народу, потому ужесточение отношения к крестьянам — закономерный итог «поблажек» дворца для знати.
Говорить правду поперек воли дворца каралось. Потому всех кто даже пользовался авторитетом и пытался осветить реальность крепостничества так или иначе обесценивали.
Пример тому — Радищев с „Путешествием из Петербурга в Москву“.
Великая книга, смело описывавшая крепостные нравы и жестокость помещиков тех времен (1790), была так оценена по наставлению императрицы: «Картины бедствия крестьян, описанные Радищевым в „Путешествии из Петербурга в Москву“, — следствие помрачения рассудка автора, искажающего восприятие социальной действительности».
Радищева приговорили к смертной казни, несмотря на то что он пользовался авторитетом и сам был знатного рода, однако в последний момент заменили приговор на 10-летнюю ссылку в Сибирь, а его литературные творения были признаны лишенными здравого смысла и покушающими на честь государеву.
Крестьянину лучше при помещике! И нигде такой «сладкой» жизни нашему русскому подневольному человеку не будет как с помещиком! И у наших русских крепостных не жизнь, а рай. Это девизы и лозунги императрицы и всего ее кружения тех времен.
Крестьянам вбивалось в головы что лучшей жизни они нигде не найдут, да и возможности искать ее у несчастных не было, где ж тут: подъем в 4 утра, до 9 вечера работа, если что грешное на ум взбрело или появился ропот на помещика — значит. мало работы было, надо больше себя загружать, если избил хозяин — за дело, лучше работать надо было.
Если купец разорялся — его слуг могли продавать с аукциона, нередко всю семью разъединяли и они не могли видеться, что было для них большой трагедией. Молодых девиц часто насиловали их хозяева, однако жаловаться на это было нельзя, поскольку считалось, что даже путем насилия, но девушка исполнила волю господина.
На сайте медуза.ру, в статье «Это рабство? Крестьян можно было бить? Стыдные вопросы о крепостном праве» — есть калькулятор стоимости потенциальных крепостных «сколько бы вы стоили до 1861 года». (с 1799 по 1802 год)
Например, крепостного в начале 19-го века можно было купить за 200-400- рублей рублевыми ассигнациями.
В основном крестьяне были бедными, крайне редки случаи нормальной, средней по материальным меркам, жизни крепостных. Однако история говорит о таком крестьянине как Николай Шипов, разбогатевший на перегонах стад овец и писавший на лоне спокойствия литературные мемуары.
Да, кстати. 1861 год — не конец мытарств крепостных. Крестьяне по-прежнему остались зависимы от крестьянской общины, которая «регламентировала их хозяйственную деятельность, часто запрещала переезжать (из-за круговой поруки в платеже податей и выкупных платежей) и так далее.
Получить землю в настоящую личную собственность и оставить ее в наследство своим детям стало возможным только после закона 14 июня 1910 года».
…
Спустя около 150 лет от отмены крепостного права, когда людям дали свободу, прошлое воспринимается современным поколением как исторические зверства, о которых можно снимать кино либо как неправдоподобные события, излишне приукрашенные. И наша сегодняшняя жизнь, ее уровень — часто нам кажется тупиковыми, мол, беспредел везде, коррупция. Сильные мира сего гнобят слабых и т. д., зарплаты маленькие, перспективы плачевные…
Что касается трагедий, войн, уносящих жизни людей — это всегда страшно, независимо от времени в которое люди живут. Но уклад жизни, уровень перспектив во времена крепостного права, возможность быть личностью а не букашкой сегодня и тогда — несравнимы.
Вам также может быть интересно:
Источник: http://droplak.ru/?p=9115
Это рабство? Крестьян можно было бить? Стыдные вопросы о крепостном праве И калькулятор вашей стоимости до 1861 года! — Meduza
Sovfoto / Universal Images Group / REX / Vida Press
19 февраля 1861 года в России закончилось рабство: Александр II подписал манифест об отмене крепостного права.
«Медуза» попросила просветительский проект InLiberty, который считает тот день одной из семи ключевых дат в истории России, ответить на стыдные вопросы о крепостном праве, а также рассчитать, за сколько можно было бы купить или продать читателей «Медузы», если бы они жили в Москве два века назад и были бы крепостными.
Все расчеты калькулятора — приблизительны и сделаны на основе объявлений в газете «Московские ведомости» с 1799 по 1802 год.
Разработка — Дмитрий Швед, дизайн — Настя Яровая, продюсер — Екатерина Кронгауз, автор — Илья Венявкин
Да, как минимум для многих современников крепостного права. В знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев писал: «Земледельцы и доднесь между нами рабы; мы в них не познаем сограждан нам равных, забыли в них человека».
Было ли крепостное право похоже на американское рабовладение? Не совсем. Закон формально (но далеко не всегда на практике) защищал крепостных от чрезмерных поборов и насилия владельца.
Крепостные, в отличие от рабов, которые находились в полной личной собственности владельца, содержали себя сами, отдавая часть своего дохода — деньгами или продуктами — владельцам земли, к которой были прикреплены.
Слово «рабство» со временем заменяют «крепостным состоянием», а затем — «крестьянским вопросом». Однако сути дела это не меняет — если человека можно купить или проиграть в карты, для описания его статуса не нужно искать сложных слов.
В основе крепостного права не было какого-то одного закона, оно складывалось постепенно и в итоге так глубоко укоренилось в сознании и повседневной жизни людей, что помыслить иное положение вещей для многих было очень сложно.
В том числе поэтому его было так трудно отменить. Можно сказать, что крепостное право было следствием специфической ситуации с собственностью в России: вся земля принадлежала князю и раздавалась в качестве вознаграждения за военную или гражданскую службу.
Крестьяне, жившие и работавшие на этой земле, закреплялись (именно отсюда происходит слово «крепостной») за ее хозяином.
Окончательно крепостное право сложилось к середине XVII века — по Соборному уложению 1649 года владельцы земли получили право на бессрочный розыск беглых крестьян. Так у крестьян появились хозяева.
Практики продажи крестьян без земли Уложение еще не фиксирует, но у государства того времени не было ни необходимости, ни желания ей препятствовать. Уже в конце XVII века продажа, обмен или дарение людей стали обычным делом.
Сколько людей в России были крепостными? Крепостными были только подданные Российской империи или можно было себе купить африканских рабов?
К 1861 году в России 23 миллиона крепостных крестьян. Были и другие — «государственные», прикрепленные к земле, которая принадлежала казне, или «удельные», принадлежавшие императорской семье.
По данным ревизии 1857 года, их было еще 29 миллионов человек, а всего в стране проживало немногим больше 60 миллионов.
В некоторых губерниях крепостных было почти 70%, как в Смоленской и Тульской, в других их почти нет (в Сибири крепостных — около 4 тысяч человек).
Николай Неврев «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого»
Закон никак не регламентировал владение чернокожими рабами, хотя известно, что в аристократических семьях в XVIII веке было модно иметь чернокожих слуг.
Однако поскольку юридически института «рабства» в империи не существовало, находились они на положении лично зависимых домашних слуг, то есть дворовых. Впрочем, некоторые выходцы из Африки имели и статус свободных людей.
Все знают про прадеда Пушкина, «арапа» Петра I Абрама Петровича Ганнибала, который служил царю в качестве секретаря и камердинера, а затем дослужился и до одного из высших генеральских чинов.
Крепостного можно было бить — и ничего не будет? А разделять семьи? А насиловать?
Битье крепостных было скорее в порядке вещей. Закон формально запрещал жестокое обращение с крепостными, но правительство закрывало на это глаза.
Со времен Елизаветы Петровны дворяне получили право наказывать крепостных, ссылая их в Сибирь, и это была распространенная практика. В 1827–1846 годах помещики сослали в Сибирь почти четыре тысячи человек. Сосланные засчитывались за рекрутов, то есть помещик был волен «очищать» свои владения от тех, кто ему не нравился, и еще и ничего при этом не терять.
Телесные наказания крепостных (особенно порка) были широко распространенной практикой.
Свод законов 1832–1845 годов смягчил возможные наказания крепостных — за помещиками оставили следующие: розги — до 40 ударов, палки — до 15 ударов, заключение в сельской тюрьме до 2 месяцев и в смирительном доме до 3 месяцев, отдача в арестантские роты на срок до 6 месяцев, а также в рекруты и удаление навсегда из имения с предоставлением в распоряжение местной государственной администрации.
Государство наказывало помещиков за злоупотребление властью и крестьян за неповиновение примерно в одинаковых масштабах — в 1834–1845 годах по всей России было осуждено 0,13% крестьян и 0,13% помещиков от общего числа тех и других в стране.
Перечислять разнообразные способы издевательств не хочется — достаточно сказать, что среди них — изнасилования, домашняя пыточная, домашний тир с непосредственным участием крепостных, травля собаками и так далее. Но особые зверства и садизм были скорее исключением.
Здесь больших «успехов» добилась помещица Дарья Салтыкова, замучившая разными способами несколько десятков крепостных.
Среди излюбленных средств наказаний были порка, обливание кипятком, горячие щипцы для завивки волос, вырывание волос, а также избиение провинившихся поленом.
Екатерина II решила сделать из следствия по делу Салтыковой пример. Следствие велось в отношении 138 возможных убитых и покалеченных крестьян, точно доказанными считались 38 смертей от руки Салтыковой. Приговор писала сама императрица — после публичного наказания у позорного столба Салтыкову поместили в монастырь, где она и умерла, проведя в заточении 33 года.
Крепостной мог быть богатым человеком? Как можно описать уровень жизни среднего крепостного крестьянина? Мог ли он сам себя выкупить и перестать быть крепостным?
История знает примеры разбогатевших крестьян. Одним из них был крепостной Николай Шипов, оставивший после себя мемуары (это большая редкость).
Шипов обладал, судя по всему, немалым предпринимательским талантом: вместе с другими крестьянами из своей слободы Шипов перевелся на оброк и отправился в башкирские степи, чтобы покупать и перегонять оттуда стада овец.
Это принесло ему такой доход, что он — вместе с другими крестьянами — предложил помещику выкупиться из зависимости. Барин отказался. Шипов вспоминал:
«Однажды помещик, и с супругою, приехал в нашу слободу. По обыкновению богатые крестьяне, одетые по-праздничному, явились к нему с поклоном и различными дарами; тут же были женщины и девицы, все разряженные и украшенные жемчугом.
Барыня с любопытством все рассматривала и потом, обратясь к своему мужу, сказала: „У наших крестьян такие нарядные платья и украшения; должно быть, они очень богаты, и им ничего не стоит платить нам оброк“. Недолго думая, помещик тут же увеличил сумму оброка.
Потом дошло до того, что на каждую ревизскую душу падало вместе с мирскими расходами свыше 110 руб. асс оброка».
Слобода, в которой жил Шипов, платила помещику 105 тысяч рублей ассигнациями в год. Это огромная сумма — по ценам начала XIX века, времени, о котором рассказывает Шипов, крепостного можно было купить за 200–400 рублей рублевыми ассигнациями (за 125 рублей Пущин в это время купил телегу, а Пушкин получил за «Евгения Онегина» 12 тысяч рублей гонорара).
В книге «Беседы о русской культуре» Юрий Лотман приводит эпизод из воспоминаний Николая Шипова и пишет:
«Интересно, однако, что помещик стремится не столько к своему обогащению, сколько к разорению крестьян. Их богатство его раздражает, и он готов идти на убытки ради своего властолюбия и самодурства.
Позже, когда Шипов убежит и начнет свою „одиссею“ странствий по всей России, после каждого бегства с необычайной энергией и талантом вновь изыскивая способы развивать начинаемые с нуля предприятия, организовывая торговлю и ремесла в Одессе или в Кавказской армии, покупая и продавая товары то у калмыков, то в Константинополе, живя то без паспорта, то по поддельному паспорту, — барин будет буквально разоряться, рассылая по всем направлениям агентов и тратя огромные деньги из своих все более скудеющих ресурсов, лишь бы поймать и жестоко расправиться с мятежным беглецом».
С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупаться у помещиков сразу целыми деревнями и вместе с землей.
За время царствования Александра I была заключена 161 сделка и освобождено около 47 тысяч человек мужского пола, или менее 0,5% всего крестьянского населения. За 39 лет, с 1816 по 1854 год, свободу получили 957 тысяч человек.
Как пишет историк Борис Миронов, всего за первую половину XIX века коллективно и индивидуально от крепостного права освободились около 10% помещичьих крестьян.
В 1842–1846 годах, в период новых скромных попыток законодательно облегчить жизнь крепостных, крестьяне получили право выкупаться на волю как при согласии помещика, так и без его согласия, правда лишь в том случае, если помещичье имение продавалось на аукционе.
Константин Маковский «Крестьянский обед в поле»
Почему часть общества считала, что крепостные — это в порядке вещей? Какие у этого могут быть аргументы? А были случаи, что крестьяне хотят оставаться крепостными?
На самом деле разговор о том, что крепостное право аморально и неэффективно, начинается довольно рано.
Екатерина II разделяла мнение, что человек не может владеть человеком, при Александре I дискуссия принимает еще более очевидный оборот, а ко времени царствования Александра II в необходимости отмены крепостного права уже почти никто не сомневался, спорили в основном об условиях и сроках.
Другое дело — что сто лет дискуссии о крепостничестве никак не приводили к ощутимым результатам. Аргументов тут было несколько: и пресловутая неготовность людей к свободе, и экономическая сложность процесса (неясно было, где крестьянам взять деньги на выкуп), и размер империи.
Попадались случаи совсем причудливой логики. В 1803 году Дмитрий Бутурлин, дипломат и вольтерьянец, пишет: «Есть что-то такое отеческое и нежное во взаимных отношениях барина и крепостного, в то время как отношения хозяина и нанятого слуги кажутся мне чисто корыстными.
Свободный рынок — это обмен услуг на мои деньги, и, едва заплатив, я нахожу, что полностью освобожден от любых обязательств, поскольку выполнил все, что обещал. Мимолетная сделка, которая проходит, не оставляя по себе малейшего следа.
Она не несет ни для одной из сторон ни воспоминаний о прошлом, ни надежды на будущее. Наш обычай велит признавать за детьми услуги, оказанные их отцами, — вот вам и прошлое. Обеспечивать существование старым слугам, которые не трудятся уже по возрасту, — вот и будущее.
Все это куда человечнее и добрее, чем простой денежный рынок».
К середине XIX века к дискуссии императорского дома и либерального дворянства подключается даже охранка. С 1827 года созданная Николаем I политическая полиция готовит для императора ежегодный отчет о положении в стране. Если читать эти отчеты подряд, хорошо видно, с какой скоростью отношение к «крестьянскому вопросу» менялось в среде высшей российской бюрократии:
- 1827 год. Среди крестьян циркулирует несколько пророчеств и предсказаний: они ждут своего освободителя, как евреи своего Мессию, и дали ему имя Метелкина. Они говорят между собой: «Пугачев попугал господ, а Метелкин пометет их».
- 1839 год. Толки всегда одни и те же: царь хочет, да бояре противятся. Дело опасное, и скрывать эту опасность было бы преступлением. Простой народ ныне не тот, что был за 25 лет перед сим. Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством…
- 1847 год. …Главным предметом рассуждений во всех обществах была непонятная уверенность, что Вашему Величеству непременно угодно дать полную свободу крепостным людям. Эта уверенность поселила во всех сословиях опасение, что от внезапного изменения существующего порядка вещей произойдут неповиновения, смуты и даже самое буйство между крестьянами.
- 1857 год. Дворяне беспоместные, писатели и люди разных сословий… все с восторгом прославляют мысль об уничтожении крепостного права. Они доказывают — и весьма справедливо, — что положение крепостного человека есть состояние неестественное, противное разуму и христианской вере, что человек в рабстве перестает быть человеком и делается вещью…
Сами крепостные относились к происходящему по-разному: 23 миллиона человек довольно сложно считать однородной группой. Среди крепостных были более или менее предприимчивые люди, более или менее готовые к радикальной смене в своей каждодневной жизни, более или менее знающие, что делать дальше; были те, кто любил своих господ и предпочитал продолжать службу.
Крестьянскую реформу называют «ущербной» и видят в этом одну из предпосылок революции. Что в ней было ущербного? Это вообще хорошая реформа или плохая?
Манифест и «Положение о крестьянах» даровали крепостным личную свободу, но являлись компромиссными (и потому половинчатыми) результатами почти четырехлетней работы над законопроектом губернских комитетов, специально учрежденного Главного комитета по крестьянскому делу и так называемых Редакционных комиссий (предполагалось, что комиссий будет две — общая и региональная, но на самом деле работа шла в одной комиссии, которой от первоначального замысла досталось множественное число в названии).
Реформа считалась для царской России почти безупречной: более-менее впервые в процесс были вовлечены совсем разные люди с разными идеологическими взглядами — Александру II было важно, чтобы инициатива реформы исходила не от него, а от дворян.
Так она и началась: 30 марта 1856 года, выступая перед уездными и губернскими предводителями московского дворянства, Александр в первый раз пытается внушить им эту мысль: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
Так начинается реформа — не вполне снизу, но настолько, насколько можно себе представить: роль инициаторов реформы берут на себя литовские дворяне, отчасти вдохновленные самим императором через виленского генерал-губернатора Владимира Назимова.
20 ноября 1857 года, в ответ на прошение дворян, император направляет Назимову рескрипт, разрешающий дворянству заняться разработкой проектов «об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», что предполагало создание в губерниях специальных комитетов во главе с дворянским предводителем.
Григорий Мясоедов «Чтение Положения 19 февраля 1861 года»
Законы 19 февраля 1861 года дали крестьянам основные гражданские права и освободили их от унизительной личной зависимости от помещиков. Но вот найти простое решение земельного вопроса реформаторам не удалось.
Предполагалось, что крестьяне могут выкупить у помещика надел земли, получив на 49 лет от государства ссуду под 6% годовых. Но до перехода на выкуп бывшие крепостные считались «временнообязанными», то есть, по сути, «арендовали» землю у помещика и продолжали платить за нее плату в виде барщины или оброка.
Переход к выкупу земли занял в целом более 20 лет — с 1883 года оставшиеся временнообязанные в основном переводились на выкуп принудительно.
Дополнительную пикантность ситуации придавало и то, что, освободившись по манифесту 1861 года от помещиков, крестьяне остались «зависимы» от крестьянской общины, которая регламентировала их хозяйственную деятельность, часто запрещала переезжать (из-за круговой поруки в платеже податей и выкупных платежей) и так далее.
Возможность получить землю в настоящую личную собственность и оставить ее в наследство своим детям пришлось ждать очень долго — до закона 14 июня 1910 года.
Была ли реформа «плохой» или «хорошей»? Наверное, можно себе представить какой-то более правильный процесс с более точным результатом, но очевидно одно: после 19 февраля людей уже нельзя продать и купить — и это ее главный итог.
Говорят, что окончательно крестьяне освободились в 1974 году, когда им впервые дали паспорта, говорят, что реформа и ее неполноценность явились предпосылками революции 1917 года, — это все так, но где-то должно быть начало, и это начало — 19 февраля, когда в России наконец отменили рабство.
«Медуза» и InLiberty благодарят за консультацию Игоря Христофорова, профессора Высшей школы экономики и старшего исследователя Принстонского университета, и старшего научного сотрудника НИУ ВШЭ Елену Корчмину
Источник: https://meduza.io/feature/2018/02/19/eto-rabstvo-krestyan-mozhno-bylo-bit-stydnye-voprosy-o-krepostnom-prave