Киевская русь после ярослава мудрого

Правление Ярослава Мудрого (кратко)

История России  /  Князь Ярослав Мудрый  /  Правление Ярослава Мудрого (кратко)

Ярослав был сыном великого князя киевского Владимира (Святославича) и княжны Рогнеды. Уже в ранней юности (987 год) отец назначил его князем Ростовским, а после кончины Вышеслава (старший сын Владимира) в 1010 году он становиться и князем Новгорода.

После того как Владимир Святославич умер началась борьба братьев за право на княжеский киевский престол.

Вначале Киев захватывает Святополк, убив собственных братьев (Бориса, Святослава и Глеба), после победы над которым Ярославу предстояла борьба с тмутараканским князем Мстиславом.

Обратите внимание

И хотя в этой борьбе победил Мстислав, после его кончины в 1036 году вся Русская земля соединяется в одних руках Ярослава.

Ярослав (Мудрый) взял в жёны дочерь шведского конунга Олава, Ингигерду. Это может сбить с толку, так как древнерусские летописи указывают два имени жён Ярослава – Анна и Ирина. Как утверждают исследователи, скорее всего Ингегерда получила имя Ирина при крещении, а имя Анна приняла, когда приняла постриг в монахини.

В период правления Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь смогла достичь расцвета и стать одним из сильнейших государств в Европе. Для того чтобы укрепить свои владения князь Ярослав решил построить несколько городов и обвести Киев каменной стеной, а основные городские ворота называли как тогда, так и сейчас «Золотыми».

Внешняя политика Ярослава была направлена на то, чтобы укрепить авторитет Руси среди других стран и народов. Князь совершил несколько важных военных походов против Польши и Литовского княжества, а в 1036 году смог одержать полную победу над печенегами, которую так долго не могла обрести Киевская Русь. На месте этой битвы была построена церковь святой Софии.

Также во время правления князя Ярослава случилось последнее столкновение Руси и Византии. Результатом его стало подписание мирного договора, который был подкреплён династическим браком. Сын Ярослава (Всеволод) взял в жёны греческую принцессу Анну.

Кроме того, особенностью внутренней политики Мудрого было повышение грамотности среди населения Руси. Для этих целей строились училища, где мальчиков обучали церковному делу. Также во время правления князя переводились и переписывались греческие книги.

Основным достоянием реформ Ярослава стала «Русская правда» — первый сборник законов. Также при этом князе появился церковный свод законов «Номоканон» (Кормчая Книга).

Умер Ярослав в семьдесят шесть лет (1054 год).

Основные события правления Ярослава Мудрого:

Интересные материалы:

Источник: http://student-hist.ru/knaz-yaroslav-mudriy/pravlenie-yaroslava-mudrogo-kratko/

Развитие Древней Руси при Ярославе Мудром

Восстановление единства Древней Руси при Ярославе Мудром

Владимир Святой, рассчитывая сберечь Русь от усобиц, еще при жизни разделил страну между своими сыновьями: Ярослав правил в Новгороде, Мстислав в Тмутаракани, Святополк в Туровской земле, Борис в Ростове, Глеб в Муроме, Святослав в древлянской земле.

15 июля 1015 г. Владимир Святославич скончался, прожив немногим более 50 лет.

Он разболелся в тот момент, когда готовился к походу на Новгород после того, как княживший там его сын Ярослав, начал против отца мятеж, перестал уплачивать в Киев положенную дань.

Ярослав, как когда-то Владимир, обратился за помощью к варягам, но в этот момент и пришло известие из Киева о смерти великого князя. Едва Владимир умер, как власть и Киеве взял Святополк.

Важно

Между тем Ярослав, который находился в это время в Новгороде, обратился за помощью к варягам, собрал войско со всего севера Руси. Он вел на Киев 40-тысячную рать. В 1016 г. Ярослав впервые занял Киев. Однако Святополк вернулся на Русь вместе с Болеславом I и польским войском. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород, Святополк с поляками снова занял Киев.

В это время Ярослав в Новгороде набирал новую рать. Богатые горожане оказали ему поддержку, пожертвовав большие средства на наем войска. Собрав достаточно сил, Ярослав вторично двинулся на юг. К тому моменту против Святослава велико было негодование киевлян, не простивших ему привод в Киев поляков, и Святослав бежал к печенегам. В 1019 г.

Ярослав разбил брата в битве на реке Альте и окончательно стал киевским князем.

Междоусобица показала, сколь непрочным еще было объединение Руси, сколь сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева. Эти стремления не могли притушить и сыновья Владимира.

Напротив сами они попадали под влияние той среды, в которой жили и правили.

Общую политику той или иной земли определяли не столько правители, сколько общий уклад жизни населения уровень его экономических, культурных, религиозных связей с центром.

На Руси, которая отличалась своими огромными территориями, по существу никогда не было и не могло быть такого прочного единства, как в небольших государствах Запада.

И уровень различия этих земель во всех отношениях, но в первую очередь в развитии хозяйства, культуры, во многом содействовал постоянной борьбе окраин против центра, децентрализации страны[1].  Закрепившийся, наконец, на великокняжеском престоле Ярослав Мудрый все время своего правления (1019т- 1054 гг.

) старался укрепить пошатнувшееся за годы усобиц единство Киевской Руси. Разослав во все города преданных ему бояр, князь жестоко карал нежелавших подчиняться Киеву.

Конечно, Ярославу не сразу удалось восстановить единство Руси. Его брат Мстислав подчинил к тому времени огромные территории на Северном Кавказе. В 1024 г. неподалеку от Чернигова он разбил войско Ярослава и отвоевал себе право на половину Руси.

Владения братьев теперь по договору между ними разделял Днепр. Своей резиденцией Мстислав сделал Чернигов. 12 лет Русь была расколота на два государства. В 1036 г. после смерти Мстислава Русь окончательно объединилась под властью Ярослава.

Долгая смута закончилась.

Социальная структура общества при Ярославе Мудром

Совет

Время княжения Ярослава Мудрого, — это годы подъема, развития Киевской Руси и Киева. При нем Русь достигла значительных успехов во всех сферах жизни.

Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов «Русскую Правду». Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в этом старейшем своде законов. Этот документ создавался на протяжении XI-XII вв. и получил свое название в 1072 г.

В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного деления. В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения.

Можно найти лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст. 1 Пространной Правды) и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст.

91 Пространной Правды)[2].

Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы «феодалами», можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

В «Русской правде» устанавливались размеры штрафов за убийство людей из разных слоев общества. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты — 12 гривен, а смерда или холопа — 5 гривен.

На вершине русского общества того времени находился князь, он опирался на свою дружину, которая делилась на старшую — бояре и младшую – они со временем все больше сливаются с аппаратом управления и превращаются в рычаг государственной власти.

При князе действовал совет (дума). В города назначались посадники, военными руководителями были воеводы. Во главе двора – княжеского ли боярского находился огнищанин.

Обратите внимание

Управляли хозяйством тиуны, они считались княжескими холопами, но занимали довольно высокое положение.

Великий князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы, нередко как верховный военоначальник шел впереди своего войска.

Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Его власть была разнообразной и комплексной.

И чем больше распадались, исчезали остатки старого родоплеменного строя тем больше возрастала роль великого князя и его аппарата управления в центре и на местах.

Княжеская власть как выражала интересы всего общества в целом, так как осуществляла оборону от иноземных вторжений, поддерживала порядок внутри страны, карала уголовные преступления, насилие против личности, защищала права собственности, на которых держалось и прогрессировало общество.

Процесс сословного деления шел быстрыми темпами. Высокое положение занимали свободные люди горожане и сельские жители. Большинство свободных людей принадлежало к общинам (вервям). При этом уже существовало несколько категорий зависимых людей, положение которых было неодинаковым – это был закупы, холопы, смерды.

В «Русской Правде» упоминается и такая социальная категория, как изгои (от слова «изгонять»). Это люди, выбитые жизненными условиями из своей социальной группы: сын попа, не знающий грамоты, промотавшийся купец, отпущенный на волю холоп. Изгои живут в княжеских или церковных селах, полностью зависят от князя и церкви.

Таким образом, всю социальную структуру общества составляли следующие группы населения:

Важно

1) высший слой — бояре — местная аристократия из потомков племенных князей и родовых старшин, ближайшее окружение князя («княжи мужи») и дружинники, со временем все более тяготеющие к земле.

2) средний класс — это городские ремесленники и торговцы, младшая дружина князя.

3) низший класс свободного населения – это основная масса свободных крестьян, рабочий городской люд, носившие общее название «смерды»[3].

Одной из важнейших забот Ярослава были церковные дела. С именем Ярослава связан церковный устав (Устав Ярослава), в котором права и привилегии церкви были значительно расширены. Началось основание монастырей. Крупнейшим из них был Киево-Печерский, который стал средоточием древнерусского аскетизма, святости и христианской культуры.

По указанию Ярослава в 1039 г. на общем собрании русских епископов священник Илларион, вопреки Константинопольскому патриарху, был избран митрополитом Руси. Таким образом, русская церковь освобождалась от влияния Византии. В Киеве к концу правления Ярослава было построено уже около 400 храмов.

По инициативе Ярослава на месте победы над печенегами в 1037 г. был заложен новый кафедральный храм в Киеве — собор святой Софии. Он повторил название главной церковной святыни Константинополя — Софийского собора и соперничал с ним по красоте, архитектурному изяществу и размерам.

При Ярославе Мудром больших успехов на Руси достигли культура и просвещение. В Киеве и других городах Руси основывались школы и библиотеки.

Многие книги древних авторов, сочинения византийских отцов церкви и историков были переведены на славянский язык. Собрание книг, устроенное Ярославом при главном Киевском храме св.

Софии, служило на пользу общую и было доступно всем любившим книжную мудрость.

Экономический строй Киевской Руси

С начала X до середины XI столетия Русь развивалась в сравнительно благоприятных условиях. Стабилизировалась экономика страны, осваивались новые пахотные земли, совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, торговые связи внутри страны и ближайшем зарубежными соседями, появились новые городские центры, а старые города быстро набирали силу.

Совет

Складывающаяся государственная власть способствовала всем этим переменам. В свою очередь прогрессивное развитие страны содействовало стабилизации власти, ее развитию и совершенствованию в связи с запросами времени.

Правление же Ярослава Мудрого — это время экономического процветания Руси.

Земля в те времена была главным богатством, основным средством производства. Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов.

На севере — сохой с железными лемехами, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.

Были известны двухпольный и трехпольный севообороты

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству.

Владельцем вотчины был князь или боярин. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие — тиуны и ключники, во главе всей вотчиной администрации стоял огнищанин.

В боярской или княжеской вотчине, как правило, работали ремесленники, обслуживавшие боярские хозяйства. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника.

Читайте также:  История османской империи

Ремесленники постоянно совершенствовали приемы домашнего ремесла: обработки льна, конопли, дерева, железа.

Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг.

Обратите внимание

В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди» — то есть феодально-зависимые крестьяне, эксплуатируемые государством путем сбора дани, размер которой теперь стал зависеть от количества и качества находящейся у крестьян земли, или феодалами путем взимания оброка или привлечения крестьян к барщине. Отсюда термин, означающий сбор дани, — «полюдье». Полюдье — институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором «в обнаженной форме выступают отношения господства и подчинения, равно как и начальная фаза превращения земли в феодальную собственность»[4].

Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. С развитием феодализма роль смердов в Киевской Руси уменьшалась.

Следует отметить, что источники очень мало сообщают сведений о смердах. Это обусловило появление самых разных точек зрения на данную категорию населения.

Одни видели в смердах особый разряд закрепощенного сельского населения, другие считали, что были смерды зависимые и смерды свободные, третьи, отстаивая идею о происхождении смердов от холопов, посаженных на землю.

Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категорий населения — закупы.

Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Никаких установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором.

Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Холоп – это был наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение было особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина.

Важно

Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство холопа взимался штраф как за уничтожение имущества либо господину передавался в качестве компенсации другой холоп.

Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было просто убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля).

Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа».

Челядь же — это рабы-пленники. Они были полностью бесправны.

Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Вообще процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западноевропейских образцов.

Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны — наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями.

Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

При Ярославе Мудром расширялись международные связи Киевской Руси, что, конечно же, повлекло за собой и расширение внешнеэкономических связей.

Совет

Торговля связывала Русь со многими странами, купцы и послы Ярослава плодотворно трудились во Франции, Польше, Венгрии, Германии и скандинавских странах. Из Руси вывозили продукты промыслов, изделия ремесленников и рабов.

Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло.

В результате заключения династических браков Русь оказалась связана практически со всеми сильнейшими европейскими государствами.

Таким образом, время Ярослава Мудрого — это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы, быстро догонявшим передовые страны в социально-политическом и культурном отношении. Самые могущественные государственные деятели Европы стремились в первой половине XI века к союзу с Русью.

Развитие древнерусских городов в IX–XIII вв
История образования русских городов в гербах и названиях
Развитие Древнерусского государства в Х-XII вв
Особенности права Древней Руси XII-XV вв
Правовые системы Новгородской и Псковской республики
Развитие европейских городов
Власть Мария и Суллы в Риме
Противостояние Гнея Помпея и Юлия Цезаря
Антоний и Октавиан в Древнем Риме
Развитие феодального хозяйства белорусских земель в XIII-XVI вв
Идеология немецкой социал-демократии в ЧСР в 1930 года
Французские философы-материалисты



Источник: http://biofile.ru/his/32080.html

2.4 Киевская Русь при Ярославе Мудром и его преемниках

После смерти Владимира между его сыновьями развернулась длительная война за овладение киевским престолом, после которой из десяти братьев (Вышеслав и Изяслав в ней не участвовали, так как к тому времени умерли) в живых осталось трое или четверо. В 1016 г.

после трех месяцев противостояния в битве под Любечем войска Ярослава нанесли поражение дружине Святополка, в 1019 г. в сражении на реке Альте Ярослав победил армию Святополка. С этой победой не был согласен старший брат Мстислав, разгромивший войска Ярослава под Черниговом. Военные действия продолжались до 1026 г.

, когда братья решили разделить Русь между собой: Правобережье отошло к Ярославу, а Левобережье — Мстиславу. Через 10 лет после смерти Мстислава — правителем всей территории стал Ярослав. По не совсем понятным причинам брата Судислава, находящегося в Пскове, Ярослав приказал бросить в тюрьму.

Тот провел более 20 лет в темнице, а после освобождения ушел в монастырь.

Княжение Ярослава, которого в народе прозвали Мудрым, стало периодом наивысшего развития Киевской Руси. При Ярославе границы Руси простирались от Балтийского моря до Черного, от Бассейна Оки до Карпат.

Обратите внимание

При Ярославе происходит дальнейшее укрепление древнерусской государственности: была укреплена княжеская власть, сохранилась система управления русскими городами через своих наместников — сыновей. Он установил закон старшинства в княжеской семье, согласно которому должны были распределяться земли в государстве (принцип ротации).

Законодательная деятельность той поры говорит о расширении и укреплении княжеской администрации, именно в этот период было кодифицировано русское право — «Русская правда» — стала первым писаным гражданским уставом и легла в основу законодательства Руси 11-13 вв.

Развитие торговли и денежных отношений привело к чеканке русской золотой (при Владимире) и серебряной (при Ярославе) монеты. Усилилась организация христианской церкви, меняется сам характер христианства, греческое духовенство принесло на Русь монашеско-аскетическую струю.

В1051 г Ярослав без ведома константинопольского патриарха назначил главой русской церкви Иллариона. Видимо, византийская патриархия слишком ревниво отнеслась к назначению митрополитом русича, потому что после 1052 г в Киев на этот пост направили из Константинополя грека, а Илларион исчез — возможно, опасаясь за свою жизнь, прятался в монастыре.

Ярослав старался поддерживать тесные дипломатические, династические и экономические связи с Германией, Францией и другими странами Западной Европы. Современники называли его «тестем Европы». В средневековой Европе престиж и могущество династии измерялось тем, насколько охотно другие авторитетные династии вступали с ней в брачные связи. И в этом смысле престиж его был воистину огромен.

Истинную, прочную славу принесли Ярославу его деяния на благо родины. Огромные средства тратились на строительство Киева. Взяв за образец столицу Византии — Царьград в Киеве возводятся Золотые Ворота, монументальный Софийский собор и другие храмы.

Четыре сотни храмов украшали город, появились первые монастыри, ставшие центрами просвещения, создаются школы, развивается русское летописание. Ярослав Мудрый умер в 1054 г. на 76 году жизни.

Через некоторое время после его смерти Киевская Русь перестала существовать как единое государство.

Важно

Киевские князья присвоили себе титул великих князей. Государство раздирали феодальные распри, лишь сильная личность смогла бы его объединить. В 1097 г. в Любече (под Киевом) состоялся съезд князей, они пытались найти путь к прекращению феодальных усобиц.

Одним из организаторов этого съезда был сын великого князя Всеволода — Владимир Мономах. (1113-1125). В Любиче принцип сеньората заменили родовым (принцип вотчины — наследственный). Тем самым ушла в прошлое централизаторская тенденция, и возобладал децентрализм.

Русь неумолимо превращалась в квазиконфедеративное образование. Ослабление княжеской власти вызывало возрождение древнего института самоуправления — вечей. После нескольких бурных собраний вече на киевский престол пригласили Владимира Мономаха.

В период наивысшего могущества он контролировал три четверти земель, находившихся под властью Ярослава Мудрого: границы Руси простирались от Дуная до Дона.

Он восстановил принцип верховенства великого князя Киевского, продолжил традицию династических браков с семьями европейских монахов (был женат на дочери английского короля, сын Мстислав — на дочери шведского короля, дочь Евфимия-супруга венгерского короля, дочь Мария — супруга сына греческого императора).

Владимир ограничил законодательно использование рабского труда, источники рабства. Особенно важным являлось решение о предельной прибыли ростовщиков — 150 %, хотя оно и нарушалось. В назидание потомкам князь оставил «Поучение детям» — в некоторой степени автобиографический труд.

Произведение проникнуто высокоморальными принципами любви, справедливости, милосердия, отвращения к убийству, защиты убогих, сирот, послушания старших, уважения к иностранцам. Ряд его положений актуален и сегодня. В частности Владимир Мономах взывал: «Лжи остерегайтесь и пьянства, от этого душа погибает и тело.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…Ленности ведь мати всему дурному…. «

Еще до своей смерти Владимир Мономах разделил Русь на пять подвластных ему княжеств: Киевское, Переяславское, Смоленское, Владимир-Волынское, Суздальское. Лишь номинально признавал верховенство великого князя вечевой Новгород. Союзниками Киеву считались Черниговское, Червенское, а Камская Булгария и Южная Эстония уплачивали дань.

Совет

В течение семи лет традиции отца пытался поддерживать его сын — Мстислав. После его смерти в 1132 г. хозяйственно самостоятельные княжества все больше замыкаются в своих пределах, не нуждаясь в протекции Киева. Сначала их стало 15 в том числе: Переяславское, Полоцко-Минское, Черниговское, Смоленское, Галицкое, Новгогодское.

Через сто с лишним лет количество княжеств возросло до 250.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/28919

Кратко: правление Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.)

Киевский князь Ярослав приходился сыном великому киевскому князю Владимиру Святославичу и его жене, полоцкой княжне Рогнеде. Ещё в отрочестве, в 987 году отец назначает Ярослава князем Ростова, а к 1010 году, после кончины Вышеслава, который являлся старшим сыном Владимира, Ярослав садиться княжить в Новгороде.

Борьба за киевский престол

После кончины Владимира начинается период междоусобной войны его сыновей за великий киевский престол. Вначале власть переходит к Святополку, который для достижения этого пошёл на братоубийство Святослава, Глеба и Бориса.

После победы над Святополком Ярослав был вынужден бороться за власть в Киеве с ещё одним братом, Мстиславом, который являлся на тот момент тмутараканским князем. В данной борьбе Мстислав победил брата.

Читайте также:  Государственные финансы, промышленность и сельское хозяйство

Однако, уже к 1036 году он скончался и с этого момента вся Киевская Русь была в руках Ярослава Мудрого.

Расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром

В годы правления данного правителя Киевская Русь смогла достичь своего расцвета, преобразившись в одно из самых мощных европейских государств. Для того чтобы укрепить границы Ярослав приказывает возвести несколько городов, а столица Руси Киев была обнесена при нём каменной стеной.

Внешняя политика Ярослава Мудрого

Во внешней политике Ярослав Мудрый проявил себя как сильный и достойный монарх. Он совершил несколько военных походов увенчавшихся успехом, укрепив авторитет государства, а в 1036 году он окончательно покончил с набегами печенегов, построив на месте сражения церковь святой Софии.

Также, в период правления этого князя состоялось последнее противостояние между Византией и Русью. Его итогом стало подписание мирного договора, который был скреплен династическим браком (сын Ярослава женился на принцессе Анне, греческой принцессе).

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Внутренняя политика князя носила просветительный характер. Он развивал народное образование, возводил города и храмы, а во главе русской церкви впервые оказался славянский митрополит Иларион.

Благодаря строительству церквей и храмов появляются живопись и зодчество, а для большего укрепления церкви была возобновлена так называемая церковная десятина, согласно которой десятая часть дани передавалась на церковные нужды.

Ещё одним великим достижением периода правления Ярослава Мудрого стала «Русская правда», представляющая собой первый в славянской истории написанный сборник законов. Также, при этом князе появляется «Номоканон» – сборник церковных законов.

Ярослав Мудрый скончался в возрасте 76 лет в 1054 году.

Видео-лекция: Киевская Русь при Ярославе Мудром

Проверь себя! Тест по теме: “Краткая история правления Ярослава Мудрого”

Источник: https://fox-calculator.ru/history/kratko-pravlenie-yaroslava-mudrogo-1019-1054-gg/

Русь во времена Ярослава Мудрого

Поиск Лекций

Выполнила:студентка группы 701-1

Мухина Марина

Яросла́вВлади́мирович (или Яросла́вМу́дрый; ок. 978 — 19 или 20 февраля 1054, Вышгород) — Ростовский князь (987—1010), Новгородский князь (1010—1034), великий князь Киевский (1016—1018, 1019—1054).

Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны РогнедыРогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы; в крещении получил имя Георгий (или Юрий — более поздняя форма имени Георгий, широко распространённая в древнерусском языке, в XI—XII веках оно имело вид Гюрьги). Вошла в историю работа князя «Русская правда», ставшая первым сводом законов на Руси.

Ростовский период

В первые годы XI века княжил в Ростове. Сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер.

С этим временем нередко связывают основание города Ярославля, названного в честь князя, который по легенде секирой убил священную медведицу и приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города.

Предполагают также, что Ярославль был основан в 1010 году Ярославом для защиты Ростова. Связывается это с крепостью на Стрелке — месте слияния Волги и Которосли. Однако впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом в связи с восстанием смердов, которое возглавляли два волхва из Ярославля.

Новгородский период

После смерти старшего брата Вышеслава (по некоторым данным — в 1011 году) был посажен отцом на княжение в Новгород. Причём его резиденцией вероятнее всего стал Княжин двор (позже названный Ярославовым Дворищем), до этого новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода.

В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, великому киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, Борису.

Обратите внимание

Владимир Святославич скончался в следующем году, готовясь к войне с Ярославом. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне.

В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.

Русь во времена Ярослава Мудрого

В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами. Из летописей: … И отпусти их всех домой,— и дав им правду, и устав списав, такорекши им: по се грамоте ходите, якожесписах вам, такоже держите

Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком: вскоре тот подступил к Киеву с печенегами, а в 1018 году польский король Болеслав Храбрый, приглашённый Святополком, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил в Киеве сестёр, жену Анну и мачеху Ярослава и, вместо того чтобы передать город («стол») мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. А Ярослав, после поражения вернувшись в Новгород, приготовился бежать «за море». Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились. Весной 1019 года это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал. Конунг Эймунд спросил у Ярослава: «прикажете ли убить его, или нет?», — на что Ярослав дал свое согласие: …— Ничего этого я не сделаю: ни настраивать никого не стану к (личному, грудь на грудь) сражению с Князем Святополком, ни порицать кого-либо, если он будет убит.

В 1019 годуЯрослав женилсяна дочери шведского короля Олафа Шётконунга — Ингегерде, за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид.

Ингигерду на Руси крестят созвучным именем — Ирина. В качестве дара от мужа Ингегерда получила город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды).

В 1020 году племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме, разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 году согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города Усвят и Витебск.

В 1023 году брат Ярослава — тмутараканский князь Мстислав — напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра, а в 1024 году Мстислав победил войска Ярослава под руководством варяга Якуна (Гакона) под Лиственом (возле Чернигова). Мстислав перенёс свою столицу в Чернигов и, направив послов к бежавшему в Новгород Ярославу, предложил разделить с ним земли по Днепру и прекратить войны: Садись в своем Киеве, ты — старший брат, а мне пусть будет эта сторона.

Важно

В 1025 году сын Болеслава Храброго Мешко II стал королём Польши, а два его брата, Безприм и Отто, были изгнаны из страны и нашли убежище у Ярослава.

В 1026 году Ярослав, собрав большое войско, вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с братом Мстиславом, согласившись с его мирными предложениями. Братья разделили земли по Днепру. Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом. Ярослав, будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036 года (года смерти Мстислава).

В 1028 году норвежский король Олаф Харальдсон, впоследствии канонизированный в Норвегии как Олаф Святой, был вынужден бежать в Новгород к Ярославу Мудрому. Бежал он туда вместе с пятилетним сыном Магнусом, оставив в Швеции его мать Астрид.

В Новгороде сводная сестра матери Магнуса, жена Ярослава и бывшая невеста Олафа — Ингегерда настояла, чтобы Магнусостался у Ярослава после возвращения Олафа Святого в Норвегию в 1030 году, где тот в этом же году и погиб во время битвы за норвежский престол.

В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов, изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев (ныне Тарту, Эстония). В том же году он взял Белз в Галиции.

В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов, попов и бояр.

В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен, завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось, а Мстислав на правобережье Днепра.

Незадолго до этого в том же 1031 году Харальд III Суровый, король Норвегии, сводный брат Олафа Святого, бежал к Ярославу Мудрому и служил в его дружине. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был со-руководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету.

Совет

В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего и самого младшего из Владимировичей — псковского князя Судислава — в темницу (поруб). Только после этих событий Ярослав решается переехать со двором из Новгорода в Киев.

Киевский период

В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя.

В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Киевской Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 — Всеслав Брячиславич.

В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Примерно в это время (1038—1043) от КнудаВеликого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник.

Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго — Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой.

Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде, в знак союза с Польшей.

В 1043 году, Ярослав, «за убийство одного знаменитого россиянина в Цареграде»[33] (в Константинополе), послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, — этот «не самый удачный» поход закончился миром, заключённым в 1046 году. В 1044 году Ярослав организовал поход[34] на Литву.

В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного.

В 1047 году произошёл разрыв Ярославом Мудрым союза с Польшей.

Обратите внимание

В 1048 году в Киев прибыли послы Генриха I Французского — просить руки дочери Ярослава Анны.

Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.

Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену и на два года старшего сына Владимира.

В надписи на стене Софийского собора, датированной 1054 годом говорится о смерти «царя нашего». В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б.

Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету — с полуночи, в быту — с рассвета.

Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была ещё суббота, а по другому, церковному, — уже воскресенье.

Читайте также:  Русская философская мысль

Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. В. К. Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 года.

Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования. Рост князя был 172—175 см.

Важно

Известно также, что он был хромым: по одной из версий — от рождения, по другой — в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов.

Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса.

Историческое значение

Основал Юрьев (ныне Тарту), который в 1061 году был отвоёван эстами, Ярославль, Юрьев Русский, Ярослав и Новгород-Северский.

При Ярославе Мудром Киев часто сравнивали по красоте с Константинополем. ТитмарМерзебургский считал уже в это время Киев чрезвычайно большим и крепким городом, в котором около 400 церквей и 8 рынков. Другой западный хронист того же века, Адам Бременский, называет Киев соперником Константинополя, «блестящим украшением».

При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»).

Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом.

Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост[47][48].

При нём появились монеты с надписью «Ярославле серебро». На одной её стороне был изображен Иисус Христос, на другой — Георгий Победоносец, покровитель Ярослава.

Известно, что для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра. Причём плата эта была слишком малой, скорее символической, но она обеспечивала мир с варягами и защиту северных земель. Ярослав первым издал закон о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата младшему.

Совет

М. Д. Приселков трактует один из переводов, что титул Ярослава — император. Митрополит Иларион называл его «каганом», а в граффити на стене Софийского собора в Киеве, повествующей о его смерти в 1054 году, Ярослав Мудрый назван кесарем.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s5197t10.html

Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная и военная деятельность

Великий киевский князь Ярослав (1019–54), прозванный Мудрым, в отличие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нём как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате.

Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вёл с братом Святополком. Правление Ярослава Мудрого — время расцвета Руси. На западном берегу Чудского озера был основан город Юрьев, киевляне ходили в Литву. Был заключён выгодный договор с Польшей, Русь оказала ей помощь в войне с Чехией.

Дружескими стали отношения Руси со Швецией (Ярослав женился на дочери шведского короля). В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели жестокое поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили новые кочевники — половцы. В 1046 г.

Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были отданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь поистине стала европейской державой, с ней считались Германия, Византия, Швеция, Польша и др. государства.

При Ярославе значительную роль в обществе стала игра церковь. В Киеве был воздвигнут величественный собор Святой Софии, который олицетворял мощь Руси. В середине 50-х годов XI в. под Киевом возник Печерский монастырь. По указанию Ярослава в 1039 г.

на общем собрании русских епископов священник Илларион, вопреки Константинопольскому патриарху, был избран митрополитом Руси. Таким образом, русская церковь освобождалась от влияния Византии.

В Киеве к концу правления Ярослава было построено уже около 400 храмов.

«Русская Правда» — первый письменный свод законов Древней Руси

Сложившаяся структура древнерусского общества нашла своё отражение в старейшем своде законов — «Русской Правде». Этот документ создавался на протяжении XI–XII вв. и получил своё название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г.

Обратите внимание

трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями.

В «Правде Ярослава» закон ещё допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом — вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин.

В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного деления. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, староста — 12 гривен, а смерда или холопа — 5 гривен.

Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству — старший в роду становился великим князем. «Русская Правда» регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь

Княжение Владимира Мономаха

В конце XI в. начинается процесс распада Руси. Основными причинами его являются следующие: утверждение феодальных отношений привело к образованию независимых местных политических центров и их борьбе с Киевом; рост крупных городов — Смоленска, Чернигова, Полоцка, Галича, Суздаля, Владимира и др., их соперничество друг с другом за лидерство.

В 1097 г. впервые в истории Руси крупные князья съехались в родовой замок внука Ярослава Мудрого — Владимира Мономаха — Любеч для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли, «каждый свою отчину держит».

За нарушение договора грозило наказание. Таким образом, Русь распалась на «отчины» — наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение Руси.

На время остановить распад Руси удалось великому киевскому князю Владимиру Мономаху. Прежде всего, он дал Руси новую «Русскую Правду» — «Устав Владимира Всеволодовича», в котором запрещалось долговое рабство, отменялась смертная казнь для холопов, беглых закупов. Устав упорядочил взимание ростовщических процентов, положение купцов и закупов.

Важно

Мономах снял социальную напряженность в обществе. За годы его правления (1113–25) были сделаны попытки восстановления единства Руси. Он заставил подчиниться многих князей. Своих сыновей направил в Новгород, Смоленск, Суздаль. Организовал поход против половцев, поддерживал отношения с Византией. При нём был создан новый летописный свод.

Владимир Мономах написал знаменитое «Поучение», обращенное к сыновьям. Главная идея этого произведения — единство Руси, борьба с межкняжескими усобицами. Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе и процветании земли Русской.

Молодым сыновьям своим он давал следующие советы: ешьте и пейте скромно; при стариках молчите; мудрых слушайте; будьте скромными; равнодушно относитесь к почестям.

Умер Владимир Мономах в 1125 г., 72 лет от роду. Его сыновья не сумели предотвратить процесс распада Руси на удельные княжества. В 30-е годы XII в. начинается процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма.

Феодальная раздробленность. Русь удельная

Источник: https://cyberpedia.su/8xbdfc.html

Киев в правление Ярослава Мудрого

Киев в правление Ярослава Мудрого. Наивысший расцвет Киева приходится на правление Ярослава Мудрого (1034—1054). Он заметно расширил территорию города и огородил его стеной и валом. Войти в город можно было через ворота: с северо-востока — Градские, с юго-запада — Золотые, с северо-запада— Жидовские (или Еврейские), а с юго-востока — Лядские.

Худ. Билибин И.Я. Великий князь Ярослав Мудрый, 1926

В самом городе было построено множество величественных сооружений, среди которых главнейшем был Софийский собор с домом митрополита при нем. Этот храм был создан на том месте,где в 1037 году русское войско.

Главным сооружением Киева в X столетии была знаменитая церковь Святой Богородицы, построенная в 989- 996 годах.

На содержание церкви и митрополии Владимир выделил десятую часть прибылей от своих владений, отчего она получила название Десятинной. Первый каменный храм поражал размерами и богатством интерьеров.

Летопись отмечала, что церковь украшали иконы, дорогая посуда и кресты, вывезенные Владимиром из Корсуня (Херсонеса). Стены покрывали фрески, роспись и мозаика.

Главнейшем был Софийский собор с домом митрополита при нем. Этот храм был создан на том месте, где в 1037 году русское войско одержало победу над печенегами.

Главным сооружением Киева в X столетии была знаменитая церковь Святой Богородицы, построенная в 989 — 996 годах. В 1039 году была восстановлена и заново освящена Десятинная церковь, серьезно пострадавшая во время пожара 1017 года. А общее количество церквей во времена правления Ярослава Мудрого достигало четырехсот.

Княжеские здания в этот период становятся все более роскошными.

Совет

Немецкий церковный деятель XI века Титмар Мерзенбургский (Саксония) в своей Хронике (1012-1018) характеризовал Киев как «крупный город, в котором свыше 400 церквей, 8 рынков, неисчислимое количество жителей».

А немецкий хронист XI века Адам Бременский назвал Киев соперником Константинополя. Сейчас археологам известно несколько дворцов: Западный дворец, двор в Княж-городе, Южный княжеский дворец и Ротонда.

В XI—XII столетиях город делился на две части: обнесенный стенами Старый Киев (Верхний город), центром которого был Софийский собор и постройки Киево-Печерского монастыря, и Подол (Нижний город), где жили ремесленники, мелкие торговцы ит.д. Площадь Подола составляла около 200 га.

Там располагался торговый центр — Торжище, городская вечевая площадь, каменные соборы, торговые лавки. Кварталы и улицы Подола получали свое название в зависимости от того, какие именно ремесленники на них жили: Гончары, Дегтярники, Кожемяки.

Возле Торжища располагался двор новгородских купцов, которые построили церковь Святого Михаила — Новгородскую божницу.

В самом центре, вокруг торговой площади, были построены храмы Пирогощи Богородицы, Святых Бориса и Глеба, а неподалеку — Туровская божница, которую основали купцы,  приезжавшие из Турова. Интересно, что храмы на Подоле строились обычно не для князей или монастырей, а по заказу торгово-ремесленных объединений.

Золотые ворота получили свое название потому, что над ними была построена церковь Благовещения, украшенная золотым куполом. Его было видно издалека. Золотые ворота считались «парадным» въездом в Киев.

После смерти Ярослава Киев постепенно стал приходить в упадок, причиной чего были разгоревшиеся княжеские междоусобицы. Этим воспользовались половцы, терзавшие Киевщину своими набегами. Владимир Мономах (время правления 1113—1125 гг.) некоторое время удерживал мир в государстве, но «золотой век» Киевской Руси уже прошел.

Источник: http://grandukraine.com/istoricheskie-zapiski/kiev-v-pravlenie-yaroslava-mudrogo.html

Ссылка на основную публикацию