Карта: окружение славян в 7 — 8 веке

Расселение восточных славян – кратко — Русская историческая библиотека

Начальная русская летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу; она застает их уже на Дунае.

Из этой придунайской страны, которую составитель Повести о начале русской земли  [1] знал под именем земли Угорской и Болгарской, славяне расселились в разные стороны; оттуда же вышли и те славяне, которые поселились по Днепру, его притокам и далее к северу. Повесть приводит, этих восточных славян прямо с Дуная на Днепр и не помнит, чтобы они останавливались где-нибудь на этом пути.

Рассказывая о расселении славян, она различает две их ветви – западную и восточную. Славяне с Дуная расселились в разные стороны и назвались по именам мест, где поселились: одни поселились по реке Мораве и назвались моравой, другие – чехами. Это – западные славяне.

Обратите внимание

Восточную ветвь составляли хорваты белые, сербы и хорутане; от этих славян Повесть и производит те племена, которые заселяли Поднепровье.

Она рассказывает, что, когда волохи (по мнению некоторых исследователей, римляне при императоре Траяне) напали на славян дунайских и начали их угнетать, эти восточные славяне пришли поселиться на Днепр и стали называться одни полянами, а другие древлянами и т. д.

Но византийские и латинские писатели VI и начала VII в., рассказывая о задунайских славянах, чьё племенное имя появляется в византийских известиях в конце V в., дают понять, что восточные славяне не прямо расселились с Дуная на Днепр.

Эти писатели разделяют славян на две главные ветви: на антов, живших по Черному прибрежью от Нижнего Днестра до Нижнего Днепра, и на собственно славян, которые жили к северу от Дуная до Верхней Вислы и к востоку до Днестра. Так именно определяет границы расселения славян латинский писатель VI в.

, хорошо знакомый с миром задунайских варваров и сам варвар, родом с Нижнего Дуная, – Иорнанд, историк готов.

Значит, собственно славяне занимали тогда Карпатский край. Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне расселились в разные стороны. Эти карпатские славяне в продолжение всего VI в.

громили Византийскую империю, переходя за Дунай; следствием этих постоянных вторжений, начало которых относят еще к III в., и было постепенное заселение Балканского полуострова славянами.

Итак, прежде чем восточные славяне попали с Дуная на Днепр, они долго оставались на Карпатах; здесь была их промежуточная стоянка. Одно из восточнославянских племен, хорватов, знает на склонах Карпат, в Галиции, и наша начальная летопись даже в X в., при князе Олеге.

Продолжительный вооруженный напор карпатских славян на Империю соединял их в военные союзы. Мы находим следы одного такого союза, в состав которого входили именно восточные славяне.

Важно

Повесть о начале Русской земли составлена, очевидно, в Киеве; автор ее с особенным сочувствием относится к киевским полянам, да и знает о них больше, чем о других племенах восточных славян.

Он передает ряд вражеских нашествий, испытанных этими славянами, говорит о болгарах, обрах (аварах), уграх (венграх), хазарах; но до хазар он не помнит о судьбе своих полян.

Народные потоки, прошедшие по Южной России и часто дававшие больно чувствовать себя восточным славянам, как будто ничем не задели восточнославянского племени, ближе всех к ним жившего, – полян.

В памяти киевского повествователя XI в. уцелело от тех времен предание только об одном восточном славянском племени, но таком, которое в X в. не играло заметной роли в нашей истории. Повесть рассказывает о нашествии аваров на дулебов (в VI в.

): «Эти обры [авары] воевали со славянами и примучили славян-дулебов и насилие творили женам дулебским: если обрину надо было ехать, то не позволял он запрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь 3 или 4 или 5 жен, чтобы они везли обрина: так мучали дулебов. Были обры телом велики и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, не осталось ни одного обрина.

Есть по сей день поговорка на Руси: погибли как обры». Очевидно, благодаря этой поговорке в Повести и уцелело предание об обрах.

Но где были в то время поляне и почему одни дулебы страдали от обров? Неожиданно с другой стороны идет нам ответ на этот вопрос. В 40-х гг. X в., лет за сто до составления Повести о начале Русской земли, писал о восточных славянах араб Масуди в своем географическом сочинении Золотые луга.

Описывая восточные славянские племена, он рассказывает, что некогда одно из них, коренное между ними, господствовало над прочими, имело верховную власть над ними; но потом пошли между ними раздоры, союз их разрушился, они разделились на отдельные колена, и каждое племя выбрало себе отдельного царя.

Это господствовавшее некогда племя Масуди называет Valinana (волыняне): из летописи мы знаем, что эти волыняне – те же дулебы и жили по Западному Бугу.

Совет

Понятно, почему киевское предание запомнило одних дулебов из эпохи аварского нашествия: тогда дулебы господствовали над всеми восточными славянами и покрывали их своим именем, как впоследствии все восточные славяне звались русью по имени главной области в Русской земле, ибо Русью первоначально называлась только Киевская область.

Во время аварского нашествия еще не было ни полян, ни самого Киева, а масса восточных славян была расселена западнее, на склонах Карпат, в краю обширного водораздела, откуда идут в разные стороны Днестр, оба Буга, притоки Верхней Припяти и Верхней Вислы.

Итак, мы застаем у восточных славян в VI в. большой военный союз под предводительством князя дулебов. Постоянная борьба с Византией завязала этот союз, стянула восточные племена в одно целое. Вот факт, который можно поставить в начале нашей истории.

Со склонов Карпат восточные славяне постепенно расселились по нашей равнине. Это расселение – второй начальный факт нашей истории. Его можно уловить по некоторым косвенным указаниям. Византийские писатели VI и начала VII в. застают задунайских славян в состоянии необычайного движения.

Император Маврикий, долго боровшийся с этими славянами, пишет, что славяне живут, точно разбойники, всегда готовые подняться с места, поселками, разбросанными по лесам и по берегам многочисленных рек их страны.

Несколько ранее писавший историк Прокопий замечает, что славяне живут в плохих, разбросанных поодиночке хижинах и часто переселяются.

Славяне и их соседи в VII-VIII веках

Наша Повесть о начале Русской земли, не помня о приходе славян с Карпат, запомнила один из последних моментов их расселения по русской равнине.

Размещая восточнославянские племена по Днепру с его притоками, эта Повесть рассказывает, что были в ляхах два брата Радим и Вятко, которые пришли со своими родами и сели – Радим на Соже, а Вятко на Оке; от них и пошли восточнославянские племена радимичей и вятичей.

Расселение этих вышедших из нынешней Польши племен за Днепром показывает, что их приход был одним из поздних приливов славянской колонизации: новые пришельцы уже не нашли себе места на правой стороне Днепра и должны были продвинуться далее на восток, за Днепр.

Обратите внимание

С этой стороны вятичи очутились самым крайним племенем русских славян. Летопись говорит, что радимичи и вятичи «от ляхов»; это потому, что область указанного водораздела, древняя страна хорватов, в XI в., когда написана Повесть, считалась уже ляшской страной и была предметом борьбы Руси с Польшей.

Так, сопоставляя византийские известия с преданиями Повести о начале Русской земли, узнаем направление расселения восточных славян и время, когда оно началась.

Византийцы перестают рассказывать о вторжениях карпатских славян в пределы Восточной Империи со второй четверти VII в., потому что расселение этих славян в разные стороны сопровождалось прекращением их набегов на Империю.

Тогда славяне расселялись в Польше, Балтийском Поморье; тогда они начали расселяться и в Поднепровье.

По материалам произведений крупнейшего русского историка В. О. Ключевского. См. также Колонизация славянами Восточноевропейской равнины.

 [1] Так будем называть повествование, излагающее древнейшие предания о Русской земле и служащее введением в начальную русскую летопись XII в. Оно составлено около половины XI в. и носит в летописи сложное заглавие: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля стала есть». Эта повесть, как она читается в начальной летописи, переработана и пополнена составителем последней.

Источник: http://rushist.com/index.php/russia-children/2902-rasselenie-vostochnykh-slavyan-kratko

Восточные славяне в VI—VIII вв

Главная » Статьи » Статьи » Археология

Восточные славяне в VI—VIII вв.

 В VI в. часть Центральной и Восточной Европы от Эльбы до Днепра занимала пражская культура, уходившая корнями в пшеворскую. На западе она охватывала территорию современных Польши, Чехии, Словакии, Австрии, частично восточной Германии, Югославии. Славянская принадлежность этой культуры бесспорна: она сложилась на территории, где, согласно письменным источникам, в VI в. расселялись славяне. Поселения пражской культуры невелики, большинство их не укреплено. Укрепленные городища пражского типа появляются лишь в VII в. Тип жилища — полуземлянки с каменными печами. Сородичей хоронили в бескурганных могильниках по обряду трупосожжения. Позднее появляются курганы. Основной археологический материал культуры — глиняная лепная посуда так называемого пражского типа.  Пражская культура, вероятно, объединяла ряд родственных племен. Уже в конце VI в. к югу от Припяти и до Днестра, в северо-западных областях Украины и южных областях Белоруссии существовал особый вариант пражской культуры. Он получил название культуры корчак — по древнему поселению у с. Корчак под Житомиром. Здесь несколько поселений вместе располагались на приречных мысах. Такие группы поселений открыты у с. Корчак, Тетеревка, Райки и в других местах. Люди жили в полуземлянках, внутри находилась печь, сложенная из камней и глины. В VII в. появляются небольшие, круглые в плане городища, укрепленные невысоким валом: Хотомель, Бабка, Хильчицы. 
Известны могильники двух типов: грунтовые и курганные. Основной обряд погребения — сожжение. Бескурганные урновые сожжения открыты на всем пространстве культуры. Урны ставили в неглубокие ямки, покрывали каменной плитой или глиняной сковородкой. В курганах же погребались останки трупосожжения, произведенного на стороне. Курганы больше встречаются на восточной и юго-восточной окраинах ареала. 
Для культуры корчак характерна неорнаментированная посуда, специфическая по форме. Это мелкие, расширяющиеся в верхней части сосуды с коротким прямым или слегка отогнутым венчиком. Среди образцов посуды миски и глиняные сковородки. На поселениях довольно часто находят глиняные биконические пряслица. На основании археологических данных, а также данных славянской топонимики и летописных сведений культуру корчак связывают с существовавшим у восточных славян большим союзом племен дулебов, из которых вышли волыняне, древляне, дреговичи и поляне.
Читайте также:  Восстание декабристов 14 декабря 1825 года

 Рядом находилась область пеньковской культуры: на Днепре и его притоках, в междуречье Днестра и Прута, на Южном Буге. Пеньковские древности представлены в основном поселениями. Жилища, открытые на этих поселениях, разнообразны: наземные, углубленные прямоугольные с очагом или печью-каменкой, округлые.

Могильники обнаружены лишь в немногих пунктах — около с. Андрусовка на Днепре и около с. Дмитриевка на Северском Донце, где найдены останки сожжений, а также сравнительно много украшений, датированных VI—VIII вв. 
Основную массу находок на поселениях пеньковского типа составляют керамические комплексы.

Преобладает лепная посуда различных типов: серая гончарная, посуда с округлым и биконическим туловом, расширяющимся посередине, горшки с округлыми плечиками. В начале VII в. началось передвижение с севера носителей культуры типа корчак.

Важно

Местное население было ассимилировано, но элементы пеньковской культуры сохранялись вплоть до VIII в.
В третьей четверти I тысячелетия н. э. обозначился перелом в социально-экономическом развитии славянских племен.

Резко увеличилось количество железных орудий труда, прежде всего земледельческих, возникли металлургические центры, распространилась керамика, изготовленная на гончарном круге.

 
В это время славяне расширяли свою территорию к северу — в верховья Днепра, в бассейн Западной Двины и осваивали смежные с Поднепровьем земли, а также Волго-Окский бассейн. Однако на вновь осваиваемых славянами землях в ряде мест оставалось местное население — балтское и финно-угорское на северо-востоке.

 Вероятно, что в последней четверти I тысячелетия н. э. Киевское Поднепровье, Гомелыцину, Могилевщину и земли по Десне населяли прямые потомки зарубинецких племен. Постепенно изменяясь, позднезарубинецкая культура приобретала черты славянской раннесредневековой культуры.

Эти процессы изучены по материалам Новобыковского и Нижнетошицкого могильников и Колочинского городища на Гомельщине. Такой же процесс перерастания позднезарубинецкой культуры в раннеславянскую шел на Десне и Сейме.

 
В Верхнем Поднепровье на землях балтов, куда расселились славяне, известны также археологические памятники середины и второй половины I тысячелетия н. э., которые сочетают в себе как славянские, так и балтские элементы. Примеры такого типа — смешанные культурные древности на Лахтеевском и Демидовском городищах около Смоленска.

 
В культуре балтов распространяются славянские элементы: посуда, железные предметы. К концу I тысячелетия н. э. культура балтов приобрела славянский облик. Очевидно, к этому времени балты утратили и свой язык.

 
Таким образом, восточнославянская культура в середине и третьей четверти I тысячелетия н. э.

Совет

была явлением новым, сложившимся уже после крушения Рима, в эпоху Великого переселения народов. Она впитала многие достижения предшествующих культур, а также вобрала в себя балтские, аварские, аланские и другие элементы.

 В середине и второй половине I тысячелетия н. э. в результате расселения древних славян на территории балтов и разложения первобытно-общинных отношений складываются новые образования — территориально-политические союзы, знаменующие собой конец первобытной истории и процесс зарождения феодальных отношений.

 
Восточнославянские объединения конкретно упоминаются в «Повести временных лет». Они стали называться по племенам, возглавлявшим их. Внутри союзов складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о своей территории. В верховьях Днепра в это время создается объединение славянских племен — кривичей.

Их этническим признаком являются височные кольца с завязанными концами, которые находят в курганах X в. 
На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри — в них помещались останки трупосожжения.

В верховьях Немана и по Березине в болотистом полесье обитали дреговичи, по Сожу и Десне — радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселились на большой территории северяне, к юго-западу от них, по Южному Бугу — тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории по Ладоге и Волхову жили словены.

Многие из этих племенных союзов, особенно северные, существовали и после образования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее.

 
Различия между восточнославянскими племенами прослеживаются не только в конструкции курганов. Еще в конце XIX в. археолог А.А. Спицын заметил, что височные кольца — часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, — весьма специфичны.

По височным кольцам достаточно хорошо изучена территория расселения вятичей, кривичей, полян, северян и других племенных объединений.

Обратите внимание

В могилах племенного объединения радимичей височные кольца были семилучевые — от нижнего полукруга кольца отходило семь лучей; у древлян они были сделаны в виде перстня; северяне височные кольца делали из проволоки, загнутой внизу в плотную плоскую спираль; дреговичи украшали их приделанными бусинками из медных шариков; височные кольца вятичей были семилопастными — состояли из семи плоских лопастей, припаянных к нижней части кольца.

 Конец VIII в. на левобережье Днепра и в междуречье среднего течения Днепра и Верхнего Дона представлен археологическими памятниками роменско-боршевской культуры. Ее характеризуют полностью раскопанное Новотроицкое городище на р. Псел в Сумской области, городища Титчиха и Боршевское в Воронежской области. Поселения были расположены на высоких мысах, укреплены валом и рвом.

Люди жили в полуземлянках с бревенчатыми стенами. Внутри жилищ были устроены глинобитные печи. Рядом с жилым помещением находились ямы для хранения зерна. По остаткам зерен на дне ямы установлено, что жители поселков сеяли пшеницу, ячмень, рожь, просо. Земледелие было плужным: на поселениях найдены плужные ножи и лемехи.

Хлеб убирали железными серпами, а зерно размалывали ручными жерновами. Здесь разводили коров, лошадей и свиней. В культурных слоях поселений найдены привозные вещи и среднеазиатские монеты, свидетельствующие о развитии торговых связей. 
Несколько отличались по своей планировке городища в верховьях Дона. Например, древнее славянское поселение у с.

Боршево состояло более чем из 200 небольших прямоугольных жилищ, в которых селились отдельные семьи. Стены выкладывали из деревянных плах, в углу ставили каменную печь. Хозяйственный комплекс включал в себя жилой дом, хлебные ямы, погреба и ремесленную мастерскую. 
Роменско-боршевская культура имеет ряд особенностей.

Во-первых, ее лепная посуда особых форм, часто украшена по плечикам геометрическим узором из отпечатков гребенчатого штампа или узором в виде перевитои веревки.

Такой тип посуды отличается от распространенного в правобережном Приднепровье одновременно с ним, и от более древней посуды, во-вторых роменско-боршевские поселения занимали отроги высоких и крутых р берегов, укреплялись валом и рвом, в то время как на остальной территории поселения были неукрепленными.

 
Многие предметы роменско-боршевской культуры имеют прямые аналоги в культуре Древнерусского государства. 
В VIII в. на правобережье Днепра, на Житомирщине, складывается лука-райковецкая культура, унаследовавшая достижения пражской культуры, основной археологический материал — керамика: горшки со слабовыпуклым туловом и глиняные сковороды.

Важно

Сначала керамика была лепная, без орнамента, позже появился гончарный круг, сосуды стали украшать параллельными на резными линиями. Орнамент типичный для восточнославянской керамики. Для этой культуры характерны неукрепленные поселения, расположенные на небольших возвышенностях. Хорошо изучено поселение у с. Райки в Житомирской области.

Жилища представлены полуземлянками, внутри которых были печи из камня и глины. 
Отмеченные особенности в культуре славян возникли, по-видимому, при взаимодействии с другими этносами, на территории которых расселились славяне. Так, восточные балты во второй половине I тысячелетия н. э.

как бы «вросли» в восточнославянское население и были реальной культурно-этнической силой, оказавшей влияние на славян. Развитие этих территориально-политических союзов шло по пути превращения их в государственные образования.
В ходе раскопок установлено, что уровень развития производительных сил на обширной территории расселения восточных славян не был одинаковым.

У славянских племен, обитавших в лесостепной и степной зонах юга России, в Среднем Поднепровье в первые века I тысячелетия н. э. было развито производительное пашенное земледелие, они знали основные виды зерновых и огородных культур. У обитателей лесной зоны существовало трудоемкое и малопроизводительное подсечное земледелие, орудиями которого были топор, косарь (большой нож для рубки кустарника) и мотыга. Позже распространяется соха. Различие между плугом и сохой, этими двумя основными сельскохозяйственными орудиями производства, состоит в том, что соха рыхлит землю, а плуг отрезает и переворачивает пласт.

 
Таким образом, процесс развития хозяйства и разрушения первобытно-общинных отношений протекал наиболее интенсивно на юге восточнославянских земель, в районе Среднего Поднепровья, где политическая обстановка в соседних степях стимулировала образование государства. В этом процессе — сложения Древнерусского государства у восточных славян — приняли участие племена, известные по корчажской, лука-райковецкой, роменско-боршевской культурам.

 vk.com/rus_kievskaya

Категория: Археология | Добавил: admin (05.04.2016)

Источник: http://biblio-klad.ru/publ/stati/arkheologija/vostochnye_slavjane_v_vi_viii_vv/16-1-0-384

Племена славян: территория расселения

Начиная разговор о племенах славян, важно понимать одну простую вещь: на основе имеющихся на данный момент археологических и документальных источников можно судить о том, что государственность в ее нынешнем понимании у славян появилась не ранее IX века.

Однако, это вовсе не говорит о том, что до легендарного Рарога (он же Рюрик), которого по праву считают основателем славянской государственности, наши Предки представляли собой группу разрозненных и абсолютно независимых племен.

На основе летописных и документальных источников раннего средневековья (в частности, стоит упомянуть работы Ибн Фадлана), мы знаем, что до возвращения (именно возвращения, а не прихода) Рарога, племена славян структурно представляли собой конфедерацию, одну из наиболее редких форм государственного устройства.

Конфедерация подразумевает союз нескольких суверенных государств (в нашем случае – племен) с какой-либо конкретной целью (чаще всего так или иначе эта цель касается военной сферы).

В этом отношении одним из ярчайших примеров объединения славянских племен в конфедеративные структуры может служить союз Антов, который объединил представителей пеньковской и ипотешти-кындештской культуры еще в IV веке под властью князя Божа, каковой многие годы успешно «громил» готов и многие другие западноевропейские племена.

Совет

Кроме того, имеет смысл вспомнить так называемый «Союз семи племен», в западной литературе более известный как «Семь родов». Этот союз в VII веке объединил все славянские племена, населяющие балканский полуостров, став предтечей возникновения первого болгарского царства.

При этом, нельзя отрицать того факта, что до момента, когда Рарог в середине IX века объединил все восточные и западные славянские племена под одним стягом, существовало немало славянских родов, номинально и фактически сохранявших полную независимость.

Наиболее многочисленные племена восточных славян – это Кривичи, Северяне, Радимичи, Полочане, Тиверцы, Вятичи, Бужане, Червяне, Уличи, Болоховцы, Донские славяне, Словене, Белые хорваты. Обособленной группой выделяют Дулебских славян, четыре племени, которые объединились в торговый и военный союз еще в VI веке.

Это племена, населявшие территорию Западной Волыни: Древляне, Поляне, Дреговичи и Волыняне.

На западе часть славянских племен объединилась в первое польское государство под властью князя Мешко I в конце X века. Это следующие племена: Лендзяне, Мазовшане, Любушане, Гопляне, Серадзане, Куявы, Висляне и Западные поляне.

Важно понимать, что эти племена не были объединены под властью Киева в IX веке и с течением времени потеряли свой традиционный культурный базис, став органичной частью западной культуры.

Читайте также:  Оборонительная операция в белоруссии 1941 года (22 июня - 9 июля)

Также в отдельные племенные союзы или протогосударственные образования принято объединять Силезские племена (территория Силезии, которая на сегодняшний день «разделена» между Польшей, Германией и Чехией), Чешские племена (район так называемой Чешской котловины), Лютичей, Лужичан, Ободритов и Полабских славян.

В этом отношении наибольший интерес представляют Ободриты (жившие по берегам Одера) и Полабские славяне (расселившиеся вдоль Эльбы). Дело в том, что в середине IX века легендарный словенский князь Гостомысл выдал свою дочь Умилу за князя ободритов – Годислава.

Обратите внимание

Позже, когда даны, фризы и саксы, которым помогал союз Лютичских племена (да, это первые и единственные предатели среди славян, которые ныне составляют «костяк» польского народа) взяли штурмом Рарог, столицу бодричей, Умила увезла троих сыновей (Рарога, Седоуса и Трувора) к варягам, что населяли берега Балтики. Балтийское море, кстати, на тот момент называлось Варяжским.

Варяги, или как говорили восточные славяне, — варанги, представляли являлись наиболее сильным и могущественным северо-западным славянским племенем, их государственное образование называлось Вагрия и существовало приблизительно до XIII века, пока его не уничтожили объединенные племена все тех же данов, фризов, саксов и прочих «гостей с заката».

Тем не менее, варангли, или вагры («вагр» с древнерусского переводится как «защитник», либо «отважный», более точно этимологию этого слова невозможно определить) не погибли как народность, а лишь расселились по многочисленным балтийским островам.

И здесь стоит упомянуть один интересный факт: на данный момент нет никаких исторических свидетельств о том, что викинги и варанги воевали между собой. Логично предположить, что эти народы либо состояли в союзе, либо викинги попросту уступали варангам в плане военной силы.

Однако, это, как говорится, уже совсем другая история. На данный момент для нас важно другие.

Три брата, наследники погибшего в неравной схватке бодричского князя Годислава (по факту – просто преданного Лютичами) на протяжении многих лет воспитывались варягами, которые на тот момент представляли собой уже не конкретный этнос, а откровенно «разношерстное» объединение, в котором не было даже намека на государственность.

Фактически речь идет о наемниках, которых для своих «междоусобных разборок» нанимала даже Византия. Обо всем этом можно узнать из работ многочисленных раннесредневековых европейских хронистов, в частности – из трудов К. Мармье.

Известно, что Рарог (варяги на свой манер звали его Рюриком) стал могучим воином, который не раз организовывал военные походы против самых разных западноевропейских племен, доходя даже до Сицилии.

Важно

По легенде, престарелому уже Гостомыслу приснился некий сон, который он трактовал вполне однозначно: все славянские племена должны объединиться под властью его внука, Рарога, в противном случае они будут уничтожены. Гостомысл пригласил Умилу и ее детей в Ладогу (которую сейчас принято называть Старой Ладогой), город-крепость, который располагался в том месте, где Ладожка впадает в Волхов. Именно там на Вече Гостомысл разъяснил Рарогу, что только он, Рарог, имеет право объединить все славянские племена, потому что является наследным князем двух крупнейших славянских племенных объединений – ободритов (отец – Гостомысл) и словен (мать – Умила). Разумеется, не всех устраивал такой расклад, особенно – сына старшей дочери Гостомысла, которого звали Вадим Храбрый. Вадим, кстати, одолел в бою обоих братьев Рарога – Седоуса и Трувора, но в итоге Рарог-Рюриг превозмог великого воина и стал князем, владыкой первого славянского государства. Более подробно этого вопроса мы коснемся в других материалах, на данный момент важно то, что с конца IX века такое понятие как «славянские племена» фактически исчезает и ему на смену приходит понятие «Древнерусского государства».

Таким образом, возвращаясь к мысли о племенах славян, стоит отметить, что неприемлемо такое понятие как «основные славянские племена». Южные славяне, восточные славяне, западные славяне – исторически существовало достаточно большое число племен, а точнее – родов, которые, как уже было сказано, существовали обособленно, но имели устойчивые торговые связи и при необходимо объединялись в военные (и не только) союзы. В итоге, объединение славянских племен под властью законного наследника (а вовсе не какого-то норманна) Рарога (Рюрика) стало не только закономерностью, но и реальной необходимостью.

Купить обереги с символом перуница можно тут:

Цена:1800 руб. Метал: серебро Вес: до 6 гр. Цена:3000 руб. Метал: серебро Вес: 8-10 гр. Цена:27000 руб. Метал: золото Вес: до 12 гр. Цена:18200 руб. Метал: золото Вес: до 7 гр.

Смотрите так же:

Источник: http://radogost.ru/territorija-rasselenija-slavjan.html

Учебные материалы по Истории России

План ответа: 1) происхождение славян; 2) письменные источ­ники о восточных славянах; 3) территория расселения; 4) хо­зяйственный и общественный строй; 5) религиозные верова­ния; 6) отношения с другими племенами и народами; 7) предпосылки образования государства.

Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные пространства Евразии. Территорией расселения славянских племен первоначально были центрально- и восточноевропейские земли, а естественными границами — реки Одер на западе, Днепр — на востоке, побережье Балтики — на севере, Карпаты — на юге.

Значительный рост численности славян привел к их миграции в VI веке. Другой причиной перемещения славян стало начавшееся у них социальное расслоение, появление знати, которой во всевозрастающих количествах требовалась земля.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю.

Почву обрабатывали первоначально с помощью мотыги и сохи. Урожай убирали серпом.

Применение плуга с железным лемехом позволило значительно увеличить объемы производства, что привело к появлению излишков зерна и возможности применять наемную рабочую силу.

Религией восточных славян было язычество. Они обожествляли силы природы и поклонялись им. Богом неба и огня почитали Сварога, богом грозы — Перуна, скота — Велеса. В честь богов проводили обряды жертвоприношения.

Родовую общину вскоре сменила соседская, в основе которой лежали не родственные, а хозяйственные связи. В VI—VIII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (князьями).

Совет

Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбора дани объяснялась интересами содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников.

Наряду с этим шел процесс формирования нового господствующего сословия — крупных собственников земли: близкие князю люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, прежде принадлежавшие общине.

Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялась относительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др.

Все это создавало объективные условия для формирования Древнерусского государства.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=315

Восточные славяне в VI-VIII вв., образование Древнерусского государства

Рассмотрим период жизни восточных славян, когда они стали самостоятельной группой, отделившись от славянской общности.

Восточные славяне в древности (VI-VIII века)

В шестой-восьмой века новой эры у восточной ветви славян полным ходом шло разложение родоплеменного строя. Теперь община стала не родовой, а соседской (другое ее название – вервь). Тут же появляются зачатки частной собственности, когда у каждой общины есть свое личное имущество и блага.

Но, разумеется, леса и окружающие территории были общими для всех.

Как известно, первые люди, которые появлялись на какой-либо новой территории, обычно селились около рек или других водоемов. Не исключением были и наши предки. Жили восточные славяне в эти столетия еще в полуземлянках. Но ближе к девятому веку кое-где начинали появляться избы.

Это стало важным шагом вперед.

К шестому-восьмому векам восточные славяне прочно обосновались на землях Восточно-Европейской равнины. Процесс их расселения происходил без особых проблем. Соседские племена никак не противостояли этому. Да и смысла в этом не было.

Ведь плотность населения в то время была еще очень низкой, то есть земли хватало всем. Соседями славян были балты (тоже выходцы из индоевропейской семьи), финно-угры (эстонцы, финны, венгры, коми).

Но не стоит думать, что жизнь восточных славян была совсем безоблачной и беззаботной.

Например, с юга-востока они терпели набеги кочевников (тюрков), живших в степях.

Постепенно в всей совокупности восточных славян начали появляться люди, полномочия которых были больше, чем у других. Речь идет о вождях, старейшинах. Они принимали решения, участвовали в качестве судий в спорных вопросах.

Народное собрание (вече) хоть и продолжало существовать, но имело гораздо меньше прав. У племен были свои князья, которые занимали в нем главенствующее положение. Например, у полян его звали Кий. Появление князей стало первым небольшим шагом к государственности.

Обратите внимание

Но самым радикальным этапом в истории восточных славян стало образование так называемых племенных союзов (объединений племен) в восьмом веке. Знаменитый Нестор называл их в своей летописи «Повесть временных лет» племенными княжениями. Всего их существовало пятнадцать. Каждый такой союз занимал определенную территорию, у него был свой князь.

Существовавшие племенные союзы:

  • Кривичи.
  • Словене ильменские.
  • Волыняне.
  • Белые хорваты.
  • Поляне.
  • Древляне.
  • Дреговичи.
  • Северяне.
  • Радимичи.
  • Вятичи.
  • Тиверцы.
  • Уличи.
  • Бужане.
  • Дулебы.
  • Полочане.

Восточные славяне в VI-VIII веке: образование Древнерусского государства

Весь этот период был подготовительным для формирования первого восточно-славянского государства, которое еще называли Киевская Русь. Для княжения на Русь были призваны варяги (вторая половина девятого века).

Однако некоторые ученые и историки придерживаются антинорманнской теории. Согласно ей, государственность существовала у восточных славян еще до прихода варяг. Они лишь стали толчком к ее окончательному оформлению.

Сначала Рюрик и его братья, дружинники заняли основные города (Новгород, Киев). А уже в 882 году князем стал Олег, который объединил все земли под своей властью. С этих пор Киев стал столицей: «Киев – мать городов русских».

Кроме того, появляется система налогообложения (дань) и другие признаки государства. Одним из них стала религия. Христианство было принято в десятом веке князем Владимиром.

Характер и нравы, верования и занятия восточных славян

Наши предки были необычайно радушными хозяевами, отличались милосердием и добродушностью. Кроме того, для славянина было в порядке вещей помочь нуждающемуся в этом. Очень чтили и уважали восточные славяне своих предков, свой род. В их честь устраивали особые поминальные дни.

Занимались восточные славяне в VI-VIII веках земледелием, которое называется подсечно-огневым. Напомним, что оно предполагало срубание деревьев в лесу, сжигание пней и удобрение образовавшейся золой земли. И вторым наиболее значимым занятием в сельском хозяйстве было скотоводство. Уже в то время было распространено бортничество (пчеловодство).

Читайте также:  Русская философская мысль

Эти насекомые приносили много пользы: сладкий мед, прополис, а также воск. Еще одним занятием была охота и рыбалка. Леса средней полосы всегда славились богатой фауной. А меха пушных зверей (белки, куницы, соболя) шли на экспорт. Все эти занятия позволяли восточным славянам выживать, рожать и воспитывать детей, быть уверенным в завтрашнем дне.

Важно

Также были популярны и различные ремесла. Например, гончарное дело. Из глины делали посуду и другие предметы домашнего обихода. Из дерева могли делать абсолютно любые предметы: и посуду, и орудия труда для обработки земли, и детские игрушки. Женщины шили одежду, вышивали, ткали. У каждого было свое занятие, и никто не сидел без дела.

Прослеживалось разделение труда, которое тоже сыграло значительную роль в образовании государственности.

Мы уже сказали, что шестой век стал переломным для восточных славян. Их жизненный уклад претерпел крупные изменения. Однако все равно сохранялись такие понятия как вече, кровная месть.

Верования восточных славян назывались язычеством.

Оно было широко распространено как раз в шестом-восьмом веках. А потом, с принятием христианства, его стали искоренять. У славян существовало множество богов, в которых они верили, которых славили, которым приносили жертвы (требы). В их честь строили языческие храмы, совершали обряды и праздники.

В целом жизнь восточных славян в шестом-восьмом веке была похожа на жизнь и других племен, живших в это время. Конечно, где-то они отставали, но где-то были и первыми.

Реальное прошлое России.

Поделитесь с друзьями

Источник: http://slavculture.ru/istoriya/1257-slavyane-v-vi-viii-vv.html

Археология и славянский духовный центр 2 в. до н.э. — 8 в. н.э. (продолжение) Как произошло славянообразование?

 Изучением древнеславянской истории в Европе, зарождением славянства, археологической и исторической трактовкой процесса славянообразования занимались многие известные историки, археологи, языковеды, этнографы, философы из разных стран Европы, среди которых: Рыбаков, Седов, Кобычев, Артамонов, Шахматов, Петров, Шафарик, Нидерле, Фасмер, Топоров, Трубачёв, Третьяков, Даниленко, Русанова, Баран, Лер-Славинский, Костшевский, Ловмянский, Вернер, Годловський, Щукин, Филин, Козак, Терпиловский, Брайчевский, Винокур, Смиленко, Живка, Щимански, Хенси, Брайчевский, Ляпушкин, Попович, Сухобоков, Фёдоров и многие другие.

Полезность процесса исследований славянской истории в Европе в том, что этот процесс породил массу теорий о происхождении славян, о развитии славян, о расселении славян.

При очевидной разности подходов в предмету исследований, результаты такого труда быстро продвигали процесс изучения вперёд, концентрируя внимание на главном, на том, что ускоряло процесс исследований. В предыдущем материале «Археология и славянский духовный центр 2 в. до н.э. — 8 в. н.э.» — ( http://slavyanskaya-kultura.

Совет

ru/news/arheologija-i-slavjanskii-duhovnyi-centr-2-v-do-n-ye-8-v-n-ye.html ) было подчёркнуто, что в поисках ответов на вопрос славянообразования большинство учёных сходились на особом значении территории — Волыно-Карпатского региона.

В изложенном ранее материале были представлены археологические и исторические карты периода раннего славянства, с 3-2 в. до н.э. до 8-9 в. н.э. Карты выполнены по результатам работ ведущих советских, русских, зарубежных учёных. Но они не единственные. Есть и другие, представленные ниже.

На них, как и на представленных ранее картах, дополнительно ярким контуром выделены славянские культуры. Красным овалом указано место духовного центра славянского мира (по книге «Величие Дулибии Рось. Суренж» — http://slavyanskaya-kultura.ru/literature/book/velichie-dulibi-ros.html ).

Вот часть из этих карт. 

Ранние славяне по Л. Нидерле (из книги под редакцией Рыбакова)

Ранние славяне по Седову (из книги под редакцией Рыбакова)

Славянские культуры и расселение славян (Рыбаков, Нидерле, Фасмер, Баран)

Славянские культуры в 300 — 660 г.н.э.

Славянские культуры в 7 в.н.э. (Николаев В.В.)


Они (как и карты из первого материала) чётко говорят — Волыно-Карпатский регион сыграл важнейшую роль в становлении Европейского славянства, его становления, развития, укрепления. Но камнем преткновения для большинства исследователей был и остаётся вопрос двигательной силы самого процесса, его внутренних пружин, побудительной силы.

Почему?

До сих пор отсутствует чёткая информация о методах и способах славянизации центрально-восточной Европы (о причинах будет ниже). О чём же говорят карты. С момента выявления праславянских культур в Европе 2-1 в. до н.э., пятно славянского расселения в 1- 8 в.н.э.

постоянно растёт. Оно охватывая всё новые и новые территории.

Причём процес протекает неравномерно, и славянские очаги возникают на дальних территориях (на острове Рюген-Руян, на Ладоге и Волхове) раньше, чем туда доходит общеславянская археологическая волна.

Почему? Как такое возможно?

Другим вопросом остается довольно мирный ход процесса славянизации окружения славян : венедов, фракийцев, балтов, сарматов, финно-угров и других. Видно, что процесс не напоминает массовое переселение.

Он скорее напоминает трансформацию местных культур! Такие культуры как-бы перерождаються в славянские. Причём естественным образом, без воен и насилия.

Тоесть, выходит, славяне никого не окупируют. И не только это.

Они, собственно, мигрируют только небольшими группами. И постепенно вокруг них всё становится близким славянскому.

Но как? Как это происходит?

Тут следует вернуться к статье «Славянообразование в Европе: история просветительства» представленной на этом сайте ( http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/slavjanobrazovanie-v-evrope-istorija-prosvetitelstva.html ). В ней есть все ответы на поставленные вопросы.

Обратите внимание

Но если коротко повториться, то духовные Отцы славянства, рахманы и волхвы, возвращаются из длительного похода Азией по призыву родственников в следствии первой экспансии готов на Волынь и Прикарпатье.

Второй причиной стал отход местных братских народов от веры предков, насаждение врагами чуждого региону мировоззрения. Святые земли Волыни были в опасности.

С прибытием на святые земли Праотцов в Волыно-Карпатский регион, рахманы и волхвы поставили — сделать всё возможное для возрождения светлого мировоззрения от Ельбы и до Волги, от Чёрного до Балтийского и Белого морей (там где оно было ранее).

Эту область рахманско-волхвовского просветления можна увидеть на рисунке.

Область духовного воздействия рахманов и волхвов в 4-8 в.н.э.

На карте оранжевыми стрелками показаны внешние (мировоззренчески враждебные Прави) влияния на славянский мир. Зелёными стрелками — распостранение рахманско-волхвовского влияния. Ромбиками показаны рахманские подцентры. Овалом — главный славянский духовный центр на Волыни (Арта).

Узнать о продвижении рахманов и волхвов на прародину Отцов, о их борьбе во время пути, можна в статье «Расточье — путь рахманов» на этом сайте » ( http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/rastoche-put-rahmanov.html ).
Там же есть карта их маршрута.

Путь рахманов из Азии в Европу (540-97 г. до.н.э.)

Предыдущая карта есть расшифровкой части глобального маршрута Праотцов, за предыдущие 22 тысячи лет.
Она поясняет конечную фазу азийского похода рахманов и волхвов и собственно венедов — далее славян. Этот маршрут показан на карте по ссылке — http://rivne-surenzh.com.ua/images/additional/map5.jpg

Ну и собственно о главном. Каркасом славянообразования в Европе стала созданная в 3-8 в.н.э. система духовных подцентров: базисных рахманских и региональных волхвовских. К рахманским следует отнести Растоцкий, Подольский, Руянский, Ладожский, Бугский, Крымский.

Все они части главнейшего центра в Пересопнице действовавшего в связке со столичным Суренжом ( http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/surenzh-velikaja-taina-slavjanskogo-mira.html ). За период 400-500 лет вокруг главного центра в Пересопнице и подцентров в регионах было образовано до трьох сотен (!) волхвовских центров.

Их создатели (и ближайшее окружение) и есть теми загадочными росами-славянами (отрядами славян) поселившимися в среде венедов, балтов, фракийцев, сарматов, финнов, угров и проводившие просветительскую деятельность, возрождая утраченные знания Прави). Крупнейшие из них (в дальнейшем претендовавшие стать рахманскими) — Днепровский, Потисский, Моравский, Новгородский.

Важно

Внизу подана карта процесса создания системы просветления (несения знаний Прави) в Европе. Она каркас славянообразования в регионе.

Вот эта карта.

Образование рахманских подцентров в Европе та направления их деятельности в 3-11 в.н.э

Выводы, которые можна сделать, вполне очевидны:
1. Славянообразование — это процесс духовного просветления, обучения, возрождения утраченых знаний Прави на древних землях народов почитавших Правь тысячилетиями до этого (венедов, фракийцев, балтов, сарматов, финнов, угров и других). 2.

Потребность в повторном просветлении Центрально-Восточной Европы возникла в следствии отхода местных духовников от духовных заповедей Прави, через идеологические, военные, психологические удары духовных врагов. 3.

Просветление имело мирный характер и осуществлялось духовными Отцыми, носителями знаний Прави — рахманами, волхвами, священниками (росами), на духовных встречах, свободных беседах.

4.

Для проведения просветления была организованна действенная система духовных центров и подцентров, налажена система обучения кадров ( об этом в статье о Пересопнице — http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/slavjanskie-tainy-chto-takoe-peresopnica.html ).

Но что же помешало успешно завершить процесс просветления после 8 в.н.э.?

Почему единий славянский мир начал ламаться, начиная со своих удалённых областей?

Догадаться не сложно. Это результат войны двух миров: мира Прави, славянского, духовного и его врага — антимира, носителя злобы, паразитичности, гордыни, подлости, антропоцентричности, эгоизма. Последний через деятельность своих идейных носителей ( http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/prav-zakon-tvorca-i-fundament-mirovozrenija-nashih-predkov.html ).

Чтобы внести раздор в славянский мир идейные носители антимира обьектом атак избрали собственно рахманско-волхвовскую просветительскую систему. Первые существенные атаки, начавшиеся в 7-8 веках, особую силу преобрели в 9 веке (совместные координированные действия «элит» Византии, франко-германцев, норманов и Хазарии). Такие атаки не утратили силу и в 10 веке.

Они стали более изощрёнными. Так было вплоть до момента отхода от Прави и заветов Праотцов киевских Рюриковичей и созданием ими на востоке славянского мира (на теле Роського государства) собственного авторитарного образования ( http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/ros-i-rus-dva-gosudarstva-dva-mirovozrenija.html ).

Авторитарное государство Рюриковичей приложило максимум усилий (не без прямых влияний из-за пределов славянского мира) для уничтожения знаний Прави и физического уничтожения самой системы просветления (центров, подцентров, духовников). Это государство приложило максимум усилий для уничтожения артефактов, рукописей, книг роського, дулибского прошлого славян.

Совет

В конечном счёте, это образование в 1054 г. н.э. (на 66 году существования) распалось (что вполне естественно). Его последователи на два столетия вперёд утонули в распрях, в братоубийстве, в злобе к тём, кто напоминал им о незаконности их власти.

Процес уничтожения праотцовского, древнеславянского, роського длился ещё не менее 500 лет после монгольских заваеваний ( http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/volhvovskii-duh-i-korni-zaporozhskoi-sechi.html ).

Борьба с миром Прави, с его возрождением на Волыни в 10-13 веках, и в возникшем на такой основе Запорожской Сечи и государстве Украина 14-17 веков, продолжалось вплоть до конца 18 века, когда последние рахманы и волхвы покинули славянские земли и унесли с собой тайны этой великой борьбы ( http://slavyanskaya-kultura.

ru/slavic/history/roskie-zemli-pozdnego-srednevekovja.html ). Но они, как и «Велесовая книга», оставили нам пророчества. В них говорится, что придёт новое Небо и новая Земля. Закон Прави станет единственным законом нового времени и те кто будут жить в Праве, кто будет ведать Правь, кто будет славить Правь, смогут увидеть это новое Небо и новую Землю.

И последнее.

Время исполнения пророчества подходит. Задумаемся над этим!

Слава предкам!

На фото в начале статьи —

Дулибско-славянское городище в с.Искра духовного-просветительского комплекса Пересопницы.

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/archaeology/arheologija-i-slavjanskii-duhovnyi-centr-2-v-do-n-ye-8-v-n-ye-prodolzhenie-kak-proizoshlo-slavjanoobrazovanie.html

Ссылка на основную публикацию