Избрание никона патриархом. начало церковного раскола.

Церковный раскол — реформы Никона в действии

Ничто не поражает так, как чудо, — разве только наивность, с которой его принимают на веру.

Марк Твен

Церковный раскол в России связан с именем патриарха Никона, который в 50-х и 60-х годах 17 века устроил грандиозную реформу русской церкви. Изменения коснулись буквально всех церковных укладов. Необходимость проведения таких изменений была обусловлена религиозной отсталостью России, а также существенными описками в религиозных текстах.

Обратите внимание

Реализация реформы привела к расколу не только в церкви, но и в обществе. Люди открыто выступали против новых веяний в религии, активно высказывая свою позицию восстаниями и народными волнениям.

В сегодняшней статье мы поговорим о реформе патриарха Никона, как об одном из важнейших событий 17 века, которое имело огромное влияние не только для церкви, но и для всей России.

Предпосылки реформы

По заверениям многих историков, которые занимаются изучением 17 века, в России в это время сложилась уникальная ситуация, когда религиозные обряды в стране очень сильно отличались от общемировых , в том числе и от греческих обрядов, откуда и пришло христианство на Русь. Кроме того, часто говорится, что религиозные тексты, а также иконы, имели искажение. Поэтому в качестве основных причин церковного раскола в России можно выделить следующие явления:

  • Книги, которые вручную переписывались веками, имели опечатки и искажения.
  • Отличие от мировых религиозных обрядов. В частности, в России до 17 века все крестились двумя перстами, а в других странах — тремя.
  • Ведение церковных обрядов. Обряды велись по принципу «многоголосья», который выражался в том, что одновременно службу вели и священник, и дьяк, и певчие, и прихожане. В результате образовалась многоголосие, в котором тяжело было что-то разобрать.

Русский царь одним из первых указал на эти проблемы, предлагая принять меры для наведения порядка в религии.

Патриарх Никон

Царь Алексей Романов, который хотел реформировать российскую церковь, решил назначить на пост Патриарха страны Никона. Именно этому человеку было поручено провести реформу в России. Выбор был, мягко говоря, довольно странным, поскольку новый патриарх не имел опыта в проведение таких мероприятий, а также не пользовался уважением среди других священников.

Патриарх Никон в миру был известен под именем Никита Минов. Он родился и вырос в простой семье крестьянина. С самых ранних лет он уделял большое внимание своему религиозному образованию, изучаем молитвы, рассказы и обряды.

В 19 лет Никита стал священником в своем родном селе. В тридцатилетнем возрасте будущий патриарх перешел в Новоспасский монастырь в Москве. Именно здесь он и познакомился с молодым российским царем Алексеем Романовым.

Взгляды двух людей были достаточно схожими, что и определило дальнейшую судьбу Никиты Минова.

Патриарх Никон, как отмечают очень многие историки, отличался не столько своими познаниями, сколько жестокостью и властностью. Он буквально бредил идеей получение безграничной власти, которая была, например, патриарха Филарета.

Пытаясь доказать свою значимость для государства и для русского царя, Никон всячески себя проявляет, в том числе и не только на религиозном поприще.

Важно

Например, в 1650 году он активно участвует в подавлении восстания, являясь главным инициатором жестокой расправы над всеми восставшими.

Властолюбивость, жестокость, грамотность — все это сочеталось в патриархию. Это были именно те качества, которые были нужны для проведения реформы российской церкви.

Реализация реформы

Реформа патриарха Никона начала реализацию в 1653 — 1655 годах. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, которые выразились в следующем:

  • Крещение тремя перстами вместо двух.
  • Поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше.
  • Внесены изменения религиозные книги и иконы.
  • Введено понятие «православие».
  • Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо «Исус» писалось «Иисус».
  • Замена христианского креста. Патриарх Никон предлагал заменить его четырехконечный крестом.
  • Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки.

Все это подробно описывается в церковном Катехизисе. Удивительно, но если рассматривать учебники истории России, особенно школьные учебники, реформа патриарха Никона сводится только к первому и второму пункту из вышеизложенных. В редких учебниках говорится в третьем пункте. Об остальном даже не упоминается.

В результате складывается впечатление, что никакой кардинальный реформаторской деятельности русский патриарх не сделал, но это было не так… Реформы были кардинальными. Они перечеркивали все, что было до этого. Неслучайно эти реформы также называются церковным расколом российской церкви.

Само слово «раскол» указывает на кардинальные изменения.

Давайте рассмотрим отдельные положения реформы более детально. Это позволит правильно понимать суть явлений тех дней.

Писания предопределили церковный раскол в России

Патриарх Никон, аргументируя свою реформу, говорил о том что церковный тексты в России имеют множество опечаток , которые следует устранить. Говорилось о том, что следует обратиться к греческим источникам, чтобы понять первоначальный смысл религии. На самом деле это было реализовано не совсем так…

В 10 веке, когда Россия приняла христианство, в Греции существовало 2 устава:

  • Студийский. Главный устав христианской церкви. Долгими годами он считался основным в греческой церкви, поэтому именно студийский устав пришел на Русь. 7 веков русская церковь во всех религиозных вопросах руководствовалась именно этим уставом.
  • Иерусалимский. Является более современным, направленным единение всех религий и общности их интересов. Устав, начиная с 12 века, становятся в Греции основным, также он становится основным и в других христианских странах.

Показательным является и сам процесс переписывания российских текстов. Планировалось взять греческие источники и на их основе привести в соответствие религиозные писания. Для этого в 1653 году в Грецию был отправлен Арсений Суханов. Экспедиция продолжалась практически два года.

Он прибыл в Москву 22 февраля 1655 года. С собой он привез целых 7 рукописей. Фактически тем самым произошло нарушение церковного собора 1653-55 годов.

Большинство священников тогда высказались за идею поддержания реформы Никона только на том основании, что переписывание текстов должно было происходить исключительно из греческих рукописных источников.

Арсений Суханов привез только семь источников, тем самым сделав невозможным переписывание текстов на основе первоисточников. Следующий шаг патриарха Никона был настолько циничным, что пришел к массовым восстаниям.

Московский патриарх заявил о том, что если рукописных источников нет, то переписывание русских текстов будет производиться по современным греческим и римским книгам.

На тот момент все эти книги печатались в Париже (католическое государство).

Древняя религия

Очень долго реформы патриарха Никона оправдывались тем, что он сделал ортодоксальную церковь просвещенной.

Как правило, за такими формулировками ничего не стоит, поскольку подавляющее большинство людей с трудом представляет, в чем принципиальная разница между ортодоксальными убеждениями и просвещенными.

Действительно в чем разница? Для начала давайте разберемся с терминологией и определим смысл понятия «ортодоксальный».

Ортодокс (ортодоксальный) пришло из греческого языка и обозначает: ортос — правильный, доха — мнение. Получается что ортодоксальный человек, в истинном смысле этого слова, является человеком с правильным мнением.

Исторический справочник

Здесь под правильным мнением подразумевается не современный смысл (когда так называют людей делающих всё в угоду государству). Так называли людей, которые веками несли древнюю науку и древние знания. Ярким примером является иудейская школа.

Все прекрасно знают, что сегодня есть евреи, а есть ортодоксальные евреи. Они верят в одно и тоже, у них общая религия, общие взгляды, убеждения. Разница в том, что ортодоксальные евреи донесли свою истинную веру в ее древнем, истинном значении.

И это признают все.

С этой точки зрения гораздо проще оценивать действия патриарха Никона. Его попытки уничтожить ортодоксальную церковь, а именно это он и планировал делать и успешно делал, кроются в уничтожении древней религии. И по большому счёту это было сделано:

  • Были переписаны все древние религиозные тексты. Со старыми книгами не церемонились, их, как правило, уничтожали. Этот процесс на многие годы пережил самого патриарха. Например, показательными являются сибирские предания, в которых говорится, что при Петре 1 было сожжено огромное количество ортодоксальной литературы. После сожжение из костров было извлечено более 650 кг медных застежек!
  • Были переписаны иконы в соответствии с новыми религиозными требованиями и в соответствии с реформой.
  • Принципы религии изменены, порой даже без необходимого обоснования. Например, абсолютно непонятной является идея Никона, что Крестный ход должен идти против часовой стрелки, против движения солнца. Это вызвало большое недовольство, поскольку люди начали считать новую религию религией тьмы.
  • Замена понятий. Впервые появился термин «православие». До 17 века этот термин не использовался, а применялись такие понятия, как «правоверный», «истинная вера», «непорочная вера», «христианская вера», «божья вера». Различные термины, но только не «православие».

Поэтому можно говорить, что ортодоксальная религия является максимально приближенной к древним постулатам. Именно поэтому любые попытки кардинального изменения этих взглядов приводит к массовым негодованиям, а также к тому, что сегодня принято называть ересью.

Именно ересью многие люди и называли реформы патриарха Никона в 17 веке.

Именно поэтому и произошел раскол церкви, поскольку «ортодоксальные» священники и религиозные люди называли происходящее ересью, и видели, насколько принципиальное отличие между старой и новой религией.

Реакция народа на церковный раскол

Реакция на реформу Никона является крайне показательной, подчеркивая, что изменения были гораздо глубже, чем об этом принято говорить.

Доподлинно известно, что после начала реализации реформы по всей стране прокатились массовые народные восстания, направленные против изменений церковного уклада. Часть людей открыто высказывала свое недовольство, другие просто уходили из этой страны, не желая оставаться в этой ереси.

Люди уходили в леса, в далекие поселение, в другие страны. Их отлавливали, возвращали назад, они опять уходили – а так множество раз. Показательной является реакция государства, которое фактически устроило инквизицию. Горели не только книги, но и люди.

Совет

Никон, который отличался особой жестокостью, лично приветствовал все расправы над восставшими. Тысячи людей погибло, выступая против реформаторских идей Московского патриархата.

Реакция народа и государства на реформу является показательной. Можно говорить о том, что начались массовые волнения.

А теперь ответьте на простой вопрос, возможны ли такие восстания и расправы в случае простых поверхностных изменений? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо перенести события тех дней на сегодняшнюю реальность.

Давайте представим, что сегодня патриарх Московский скажет о том, что креститься теперь нужно, например, четырьмя пальцами, поклоны совершать кивком головы, а книги следует изменить в соответствии с древними писаниями. Как народ такое воспримет? Скорее всего, нейтрально, а при определенной пропаганде даже положительно.

Другая ситуация.

Предположим, что московский патриарх сегодня обяжет всех креститься четырьмя перстами, применять кивки вместо поклонов, носить католический крест вместо православного, сдать все книги иконы, чтобы их можно было переписать и перерисовать, имя Бога теперь будет например «Иисуус», а крестный ход будет ходить например дугой. Подобный характер реформы непременно приведет к восстанию религиозных людей. Изменяется всё, перечеркивает вся вековая религиозная история. Именно это сделала реформа Никона. Поэтому и произошел церковный раскол в 17 веке, поскольку противоречия между старообрядцами и Никоном были неразрешимыми.

К чему привела реформа?

Оценивать реформу Никона следует с точки зрения реалий того дня. Безусловно, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего хотел царь — привидение российской церкви в соответствие с международной религией. А там были как плюсы, так и минусы:

  • Плюсы. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами.
  • Минусы. Религия в России на момент 17 века была наиболее ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Всё это уничтожено ради интеграции с другими государствами, если говорить современным языком.
Читайте также:  Начало второй мировой войны и события на территории беларуси

Нельзя расценивать реформы Никона, как тотальное уничтожение всего (хотя именно этим большинство авторов и занимаются, включая принцип «все пропало»). С уверенностью можно говорить только о том, что московский патриарх внес существенные изменения в древнюю религию и лишил христиан существенной части их культурного и религиозного наследия.

Источник: https://istoriarusi.ru/car/cerkovnyj-raskol-reforma-nikona.html

Раскол русской православной церкви

Церковный раскол — в 1650-х — 1660-х гг. раскол в Русской православной церкви, из за реформы патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно-обрядовых нововведениях, которые были направлены на внесение изменений в богослужебные книги и обряды с целью их унификации с современными греческими.

Одним из наиболее глубоких социокультурных потрясений в государстве стал церковный раскол.

В начале 50-х годов XVII века в Москве среди высшего духовенства сложился кружок «ревнителей благочестия», члены которого хотели устранения разных церковных непорядков и унификации богослужения на всей огромной территории державы.

Обратите внимание

Первый шаг уже был сделан: Церковный собор 1651 года под нажимом государя ввел единогласное церковное пение. Теперь надо было сделать выбор, чему следовать в церковных преобразованиях: своей русской традиции или чужой.

Такой выбор делался в условиях уже наметившегося в конце 1640-х г. внутрицерковного конфликта, обусловленного борьбой патриарха Иосифа с усиливающимися украинскими и греческими заимствованиями, инициированными государевым окружением.

Церковный раскол — причины, последствия

Церковь, укрепившая свои позиции после Смутного времени, пыталась занять господствующее положение в политической системе государства.

Стремление патриарха Никона усилить свои властные позиции, сосредоточить в своих руках не только церковную, но и светскую власть. Но в условиях усиления самодержавия это вызвало конфликт церковной и светской власти.

Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

Начатые в 1652 г. патриархом Никоном нововведения церковной обрядности, исправление православных книг по образцу и подобию греческому привели к расколу русской православной церкви.

Основные даты

Основная причина раскола – реформы патриарха Никона (1633–1656 гг.).

Никон (мирское имя – Никита Минов) пользовался неограниченным влиянием на царя Алексея Михайловича.

1649 год – Назначение Никона Новгородским митрополитом.

1652 год – Избрание Никона патриархом.

1653 год – Церковная реформа.

В результате реформы: исправление церковных книг в соответствии с «греческими» канонами; изменение обрядов Русской православной церкви; введение троеперстия во время крестного знамения.

1654 год – На церковном соборе одобрена реформа патриарха.

1656 год – Отлучение от церкви противников реформы.

1658 год – Отречение Никона от патриаршества.

1666 год – Низложение Никона на церковном соборе.

1667–1676 гг. – Восстание монахов Соловецкого монастыря.

Непринятие реформ привело к разделу на сторонников реформ (никониан) и противников (раскольников или старообрядцев), в результате – появление множества течений и церквей.

Избрание митрополита Никон в патриархи

1652 год — после смерти Иосифа, кремлевское духовенство, и царь Алексей Михайлович Романов желали, чтобы на его место пришел новгородский митрополит Никон: характер и воззрения Никона, казалось, принадлежали человеку, который был способен возглавить задуманную государем и его духовником церковно-обрядовую реформу. Но Никон дал свое согласие стать патриархом лишь после долгих уговоров Алексея Михайловича и с условием отсутствия каких-то ограничений своей патриаршей власти. А такие ограничения создавались Монастырским приказом.

У Никона было большое влияние на молодого государя, который считал патриарха ближайшим другом и помощником. Отъезжая из столицы царь передавал управление не боярской комиссии, как это было принято раньше, а на попечение Никона.

Важно

Ему было дозволено именоваться не только патриархом, но и «государем всея Руси». Заняв такое неординарное положение во власти, Никон начал им злоупотреблять, захватывать чужие земли для своих монастырей, унижать бояр, сурово расправляться с духовенством.

Его занимала не так реформа, как утверждение сильной патриаршей власти, образцом для которой служила власть папы римского.

Реформа Никона

1653 год — Никон приступил к осуществлению реформы, которую предполагал проводить ориентируясь на греческие образцы как более древние. В действительности он воспроизводил современные ему греческие образцы и копировал украинскую реформу Петра Могилы.

Преобразования Церкви имели внешнеполитический подтекст: новая роль России и Русской церкви на мировой арене. В расчете на присоединение Киевской митрополии, русские власти думали о создании единой Церкви.

Это требовало сходства церковной практики между Киевом и Москвой, в то время как они должны были ориентироваться на греческую традицию.

Безусловно, патриарху Никону оказывались нужны не различия, а единообразие с Киевской митрополией, которая должна войти в состав Московской патриархии. Он всячески пытался развивать идеи православного универсализма.

Лишение Никона патриаршего сана

1658 год — патриарх Никон в результате размолвки с государем объявил, что больше не станет исполнять обязанности церковного главы, снял с себя патриаршее облачение и удалился в свой любимый Новоиерусалимский монастырь. Он считал, что просьбы из дворца о его скорейшем возвращении не заставят себя ждать.

Однако этого не произошло: даже если совестливый царь и сожалел о произошедшем, его окружение больше не хотело мириться со столь всеобъемлющей и агрессивной патриаршей властью, которая, по выражению Никона, была выше царской, «как небо выше земли».

Чья власть в реальности оказалась более значимой, продемонстрировали дальнейшие события.

Совет

Алексей Михайлович, принявший идеи православного универсализма, уже не мог лишить патриарха сана (как это делалось в Русской поместной церкви постоянно). Ориентир на греческие правила поставила его перед необходимостью созыва вселенского Церковного собора.

Исходя из устойчивого признания об отпадении от истинной веры Римской кафедры, вселенский собор должен был состоять из православных патриархов. Все они так или иначе приняли участие в соборе. 1666 год — такой собор осудил Никона и лишил его патриаршего сана.

Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, а поздней переведен в более суровые условия на Соловки.

Вместе с этим собор одобрил церковную реформу и предписал преследование старообрядцев. Протопопа Аввакума лишили священства, предали проклятию и отправили в Сибирь, где ему отрубили язык. Там он написал многие произведения, отсюда рассылал послания по всему государству. 1682 год — его казнили.

Но устремления Никона сделать духовенство неподсудным светским властям находили сочувствие у многих иерархов. На Церковном соборе 1667 года им удалось добиться уничтожения Монастырского приказа.

Раскол русской православной церкви интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы

Источник: https://places.moscow/interesting/raskol-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi/raskol-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi.html

Церковный раскол в России в 17 веке. Хотели, как лучше…

В 21 столетии в России не осталось ни одного социального института, которого бы не коснулись те или иные преобразования, за исключением самого консервативного из них – Русской Православной Церкви.

Споры и дискуссии о реформировании церковной жизни ведутся давно.

Вопросы о замене текстов с церковнославянского на русский язык, переходе на новоюлианский календарь, принятии устава для мирян широко обсуждаются в светских и православных средствах массовых информаций.

Однако необходимо вспомнить, хотя бы кратко о церковном расколе 17 века, когда Православная Церковь подверглась реформированию, результатом которого стал раскол русского народа, а его последствия не преодолены по сей день.

Причины проведения церковной реформы в 17 веке

Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия».

Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения.

Обратите внимание

Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие.

В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами и этому было несколько объяснений:

  • Стремление Российского государства упрочить свое международное положение среди православных стран. В правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в 15 столетии псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами.
  • В 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил способствовала бы процессу объединения России и Малороссии.
  • Стабилизация внутриполитической обстановки. Немного времени прошло с того момента как отгремели события Смутного времени, и в стране еще периодически вспыхивали небольшие очаги народных волнений. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правительству важным инструментом в поддержании национального единства.
  • Несоответствие русского богослужения византийским канонам. Внесение поправок в литургические правила, чем был и вызван церковный раскол, были второстепенными в проведении церковной реформы.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Так при каком царе церковный раскол русского народа произошел? При государе Алексее Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 годы. Он был деятельным правителем, старательно вникавшем во все вопросы, касающиеся России. Считая себя истинно православным, не мало внимания уделял и церковным делам.

Современники прозвали Алексея Михайловича Тишайшим, однако его правление пришлось на неспокойное и тревожное время, омраченное множеством войн и бедствий.

В России церковный раскол связан именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681 гг.). По воле родителей стал священнослужителем и на данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643 году он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Благодаря царской милости, впоследствии Никон получил сан Новгородского митрополита.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон — инициаторы церковной реформы в 17 веке

По повелению царя в 1651 году Никон был вновь возвращен в Москву и с этого момента его влияние на Алексея Михайловича еще больше возросло.

Он вошел в полное доверие к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти патриарха Иосифа.

С этого времени начинается подготовка церковной реформы, необходимость которой назревала давно.

Кратко о реформах патриарха Никона и церковном расколе

Первое, на что направил свою деятельность новый патриарх была редакция всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствие с греческими канонами.

Однако начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой.

Читайте также:  Переговоры в бресте

Кившенко А.Д. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги

Теперь остановимся кратко на реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними:

  • замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;
  • написание «Иисус» вместо «Исус»;
  • сокращение числа просфор для литургии;
  • во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;
  • движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;
  • в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.

Реформы, проводимые патриархом Никоном, стали главной и основной причиной церковного раскола 17 века.

Что такое церковный раскол и каковы его причины?

Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.

Если говорить кратко о причинах церковного раскола 17 века, оказавшего влияние на всю дальнейшую историю российского государства, то они были непосредственно связаны с недальновидной политикой светской и церковной властей.

Следует заметить, что негативно сказался на отношениях власти и церкви, церковный раскол, кратко охарактеризовать которые можно как охлаждение и конфронтация.

Важно

Причиной тому стали жесткие методы, которыми руководствовался патриарх Никон, осуществляя свою реформу. По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола.

В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь.

С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.

Репрессии против старообрядцев

Теперь более подробно рассмотрим причины и последствия церковного раскола:

  • способы, при помощи которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули значительную часть духовенства и простого народа, а именно насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;
  • резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению;
  • низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность приходского духовенства, не способного объяснить прихожанам в чем суть изменения литургии;
  • недобросовестный перевод отдельных текстов с греческого на русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от прежних старорусских. Наибольшего возмущения у верующих вызвали изменения смысла молитвы Символ веры, где в новой редакции о Царствии Божьем говорится в будущем времени, а не в настоящем, как было прежде;
  • отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу проводимых реформ. Как следствие среди духовенства появились противники нововведений, ставшие духовными лидерами старообрядчества.

Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в последствии заживо сожжен.

Милорадович С.Д.
Путешествие Аввакума по Сибири. 1898.

Причины и последствия церковного раскола кратко можно охарактеризовать как неприятие никоновских реформ значительной частью верующих, вылившегося затем в религиозную войну.

Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства.

Ответом староверов на церковную политику стали массовые самосожжения, называемые «гари».

В исторической литературе часто встречается определение церковного раскола как отправной точки для массовых народных волнений, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении 17-18 веков. Действительно старообрядцы нашли мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них стали собираться все недовольные существующими порядками в стране.

Значение церковного раскола

  • Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
  • Как итог церковного раскола — прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
  • Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.
  • Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.
  • Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Иванов С.В. Во времена раскола

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований.

Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке вовсе не в споре о поправках к богослужению.

Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/tserkovnyiy-raskol-v-rossii-v-17-veke-hoteli-kak-luchshe.html

Патриарх Никон и раскол в Русской православной церкви

В 1652 г. патриархом был провозглашен Никон — энергичный и авторитетный деятель, имевший громадное влияние на царя. Вес­ной 1653 г. патриарх начал проведение церковных реформ. Их целью были укрепление церковно-политических связей России с право­славными землями (книги и обряды исправлялись по греческим образцам) и унификация культа.

Значительная часть русского духовенства выступила против нововведений. В церкви возник раскол, главой которого стал про­топоп Аввакум.

Отделившиеся — раскольники-староверы — на­столько не переносили своих прежних братьев по вере (никони­анцев), что даже не хотели есть и пить из одной с ними посуды и ходить в те церкви, где служили по новым книгам.

К расколу примкнула часть как низшего духовенства, протес­товавшего против усиления гнета со стороны церковной верхуш­ки, так и высшего, недовольного стремлением Никона к центра­лизации и его самоуправством.

Совет

Основную часть сторонников «ста­рой веры» составляли посадские люди и крестьяне. Они связывали ухудшение своего положения и усиление крепостничества с но­вовведениями в церкви.

Многие бежали в глухие леса Поволжья и севера, на юг, в Сибирь.

При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал про­водить исправление богослужебных книг, изменил некоторые об­ряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйю» стали произносить не дважды, а триж­ды и т.д.). Реформа затрагивала внешнюю, обрядовую сторону рели­гии. Но вскоре выяснилось, что Никон стремился использовать реформу для усиления власти патриарха.

Постепенно между царем и патриархом назревали разногласия. Заявляя, что «священство выше царства», Никон пытался проти­вопоставить власть патриарха власти царя. В 1658 г. произошел от­крытый разрыв. Никон уехал в основанный им Новоиерусалим­ский Воскресенский монастырь под Москвой. Он рассчитывал, что царь вернет его, но этого не случилось. В 1666 г.

в Москве был созван большой церковный собор. Перед ним предстали патриарх Никон и протопоп Аввакум. Собор лишил Никона сана патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, а затем переведен в Кирилло-Белозёрскую обитель. В 1681 г. Никону разрешили вер­нуться, но в пути он скончался. Были отлучены от церкви, преда­ны анафеме как еретики и староверы.

Протопопа Аввакума отпра­вили в заточение, а позже он был сожжен заживо.

Расширение территории России.

В ХVII в. в состав России вош­ли обширные области Сибири. Основание города Якутска, центра русской власти на Лене, способствовало дальнейшему освоению края.

Один поток первопроходцев устремился на северо-восток на реки Яну, Индигирку, Анадырь, Колыму, на Чукотку и Камчат­ку. Большой вклад в освоение этого края внес землепроходец Се­мен Дежнёв. В 1648 г.

его корабль (коч) первым прошел по проли­ву между Америкой и Евразией. Так было сделано одно из вели­чайших географических открытий.

Другой поток первопроходцев устремился к Ламскому (Охот­скому) побережью и к Амуру. Василий Поярков в 1643 г. с отря­дом казаков перешел Становой хребет и спустился к Амуру. Летом следующего года экспедиция вышла к Охотскому морю и возвра­тилась в Якутск. В 1650 г.

Обратите внимание

Ерофей Хабаров захватил несколько го­родков местных племен по Амуру, а в 1652 г. ему самому при­шлось отбивать нападения отрядов маньчжуров, захвативших тог­да власть в Китае. В марте 1655 г. преемник Хабарова на Амуре А. Степанов выдержал тяжелый бой с 10-тысячным войском мань­чжуров. В 1658 г.

маньчжурское войско разгромило отряд Степано­ва. Но русские укрепились в верховьях Амура.

Внешняя политика.

Перед Россией после Смуты стояли задачи возвращения древнерусских земель, выход к морям, продолже­ние борьбы с Крымским ханством и стоявшей за ним Турцией. В апреле 632 г. в Речи Посполитой умер король, и разгорелась борьба за власть.

Земский собор решил начать войну с Польшей за Смоленск. Однако она оказалась неудачной. В 1634 г. Россия и Польша договорились о заключении «вечного мира».

Согласно положениям Поляновского мирного договора Россия отказывалась от земель, утраченных в Смутное время.

Особое внимание было уделено укреплению обороны южной границы от нападений крымских татар. В 1635 -1636 п. приступили к возведению оборонительных линий (засечных черт) и городов на южных границах.

К концу 40-х гг. ХVII в. было закончено сооружение грандиозной укрепленной линии от реки Ворсклы через Белгород и Воронеж до Тамбова и далее на восток, получившей название Белгородской засечной черты.

В 1637 г. донские казаки взяли турецкую крепость Азов. Oднако Россия не решилась начать войну с Турцией, и в 1642 г. казаки оставили Азов.

Важно

В 1648 г. в Речи Посполитой вспыхнуло национально-освободительное восстание против польско-католического гнета. Толчком послужило выступление запорожских казаков во главе с гетманом Войска Запорожского Богданом Хмельницким. К восстанию присоединилось большинство православного населения Украины и Белоруссии.

В 1648 -1649 гг. восставшие одержали крупные победы над польскими войсками. С первых месяцев восстания Хмельницкий обращался за помощью в Москву, предлагая Алексею Михайловичу взять Украину под свою власть. Это означало войну с Речью Посполитой.

Просьбы о помощи стали еще более настойчивыми после поражений повстанцев в 1651 г.

В 1653 г. Земский собор постановил принять в подданство Богдана Хмельницкого и Малороссию (так стали называть Украину), 8 января 1654 г. в Переяславле была собрана рада (совет), принявший решение о переходе Малороссии в подданство России. В 1654 г.началась русско-польская война.

В сентябре русскими войсками был взят Смоленск, овладели Могилевом, Витебском и Полоцком. Ле­том 1655 г. захватили Минск и Вильно. Но в это время в войну вмешалась Швеция, опасавшаяся усиления России. В мае 1656 г. Россия начала войну со Швецией.

Однако овладеть главными горо­дами Прибалтики не удалось. В 1658 г. русскому правительству пришлось пойти на заключение перемирия со Швецией, так как во­зобновилась война в Польше. Русско-украинская армия потерпела тяжелое поражение от польско-татарских войск. В 1661 г.

Читайте также:  Революционно-террористические организации в россии

был заключен мир со Швецией на условиях сохранения старых границ.

Война с Речью Посполитой продолжалась до 1667 г., истощив обе стороны. В деревне Андрусово было заключено перемирие. Рос­сия получала Смоленскую и Северскую земли, Левобережную Украину и Киев. Однако в 1672 г. Османская империя захватила у Польши Украину. В 1677 г.

начались активные боевые действия между Россией и Турцией. 120-тысячная турецко-татарская армия осадила город Чигирин — столицу Украины. Русская армия воево­ды Г. Ромодановского (60 тыс. человек) отразила наступление ту­рок. В июне 1678 г.

Совет

200-тысячное турецко-татарское войско вновь осадило Чигирин. Русско-украинские войска, насчитывавшие 120 тыс. человек, разбили турецкий заслон, но подошли к Чигирину слишком поздно. После ожесточенных боев гарнизон оста­вил крепость. Русская армия отступила за Днепр. В 1681 г.

в Бахчи­сарае был заключен договор о перемирии на 20 лет.

В 1686 г. между Россией и Польшей был подписан «вечный мир», подтвердивший переход к России Левобережной Украины и Киева.

Россия в эпоху петровских преобразований

Начало правления Петра 1.

После кончины царя Федора Алек­сеевича в 1682 г. бояре пытались провозгласить царем его 10-лет­него сводного брата Петра в обход старшего, но слабоумного Ивана. Это послужило поводом к восстанию стрельцов. Причиной стре­лецкого бунта 1682 г. было недовольство стрельцов тяготами служ­бы, насилиями и воровством командиров и приказных людей.

Были убиты многие бояре. Царями провозгласили Ивана и Петра при регентстве их старшей сестры Софьи. Софье удалось обуздать стре­лецкую вольницу и утвердиться у власти. В течение 7 лет правле­ния Софья продолжила укрепление центральной власти. После заключения в 1686 г.

«вечного мира» с Польшей Россия получила возможность начать активные действия на юге. Однако два похода (1687, 1689 гг.) в Крым войска во главе с фаворитом царевны князем В. В. Голицыным оказались безрезультатными. Это ускори­ло падение Софьи, которая была заключена в Новодевичий мо­настырь.

Опорой Петра стали Преображенский и Семеновекий полки, сформированные им в ходе «потешных» игр в подмосков­ных селах в период правления Софьи.

Петр до смерти матери в январе 1694 г. фактически не участво­вал в управлении страной. Его первым самостоятельным шагом стал поход на Азов. Первый Азовский поход 1695 г. был неудачен из-за отсутствия у России флота. В январе 1696 г.

на Дону под Во­ронежем по указу Петра начали строить морские военные кораб­ли. Летом 1696 г. Азов был взят. В 1700 г. между Россией и Турцией был заключен мирный договор. Россия сохранила за собой Азов и несколько новых крепостей.

Для продолжения борьбы с Турцией Россия попыталась за­ключить союз с противниками османов в Европе. С этой целью за границу отправилось Великое посольство (1697 -1698), в состав которого инкогнито входил царь Петр. Однако найти союзников не удалось.

Обратите внимание

Успешно была решена другая задача посольства: царь и его приближенные не только получили зримое представление о достижениях западноевропейских стран, но на службу были на­няты многие специалисты, закуплены оружие и многое другое, несколько дворян остались учиться на Западе. Сам царь учился кораблестроению в Голландии.

Были найдены союзники для войны со Швецией, закрывающей России выход к морю (Саксония, Речь Посполитая, Дания).

Первые преобразования.

Петру пришлось спешно вернуться в Россию после известия о восстании нескольких стрелецких полков. До приезда царя выступление стрельцов было подавлено. Однако он продолжил следствие по этому делу, завершившееся массовой казнью сотен стрельцов. Стрелецкие полки начали расформировывать. На смену им пришла регулярная армия.

В зависимости от потребности каждые 50, 100 или 200 крестьянских посадских дворов давали одного рекрута. Служба в армии был пожизненной. Армия нуждалась в вооружении и снаряжении. Большая часть металла, необходимого для литья пушек и ядер, поступала с Урала, где было создано несколько заводов.

Кроме того, возникли суконные, парусно-полотняные и другие мануфактуры.

Большая часть офицеров поступала в пехотные части после, службы в Преображенском и Семеновском полках. Инженеры и навигаторы готовились в Навигационной школе, учрежденной в 1701 г. Петр приглашал на службу офицеров-иностранцев.

Начались преобразования и в других сферах. Особенно поразило современников стремление царя изменить внешний вид подданных: он собственноручно брил боярам бороды, а затем запретил носить их, приказал одеться в платья западноевропейского образца.

Ход Северной войны.

Получив сообщение о перемирии с Турцией, Петр в 1700 г. начал войну со Швецией. Однако шведский король Карл ХП сразу разгромил Данию. Русские войска осадили Нарву, но бои затянулись.

32-тысячная шведская армия под командованием Карла ХII смелым ударом разгромила русских под Нарвой. Карл, посчитав, что с Россией покончено, двинулся c армией в Речь Посполитую.

Важно

Войска союзника Петра короля Августа II в сражениях терпели поражения, но избегали окончательного разгрома.

Тем временем Петр энергичными мерами восстановил армию. И зимой 1701/02 г. русские войска под командованием Б. П. Шереметева нанесли первое поражение шведам в Прибалтике. Была взята мощная крепость Нотебург (бывший русский Орешек) у истоков реки Невы.

16 мая 1703 г. на острове в устье Невы Петр заложил Петропав­ловскую крепость, положившую начало Санкт-Петербургу. Уже в 1703 г. были построены порт, биржа, торговые ряды и дом Петра 1. Зимой 1703/04 г.

на острове Котлин в Финском заливе основали крепость Кроншлот (Кронштадт). Петербург стал быстро застраи­ваться. Со всей России на строительство нового города, ставшего в 1712 — 1713 гг.

столицей России, собирались мастера различных профессий.

Летом 1704 г. русские войска штурмом овладели Нарвой и Дерп­том. В дальнейшем активные действия были развернуты на тер­ритории Речи Посполитой. В 1706 г. соратник и любимец Петра А.Д. Меньшиков разгромил шведов под Калишем. Однако вскоре Карл ХП нанес поражение Августу П.. Втайне от русских тот зак­лючил мир и отказался от польской короны в пользу ставленника Карла ХП Станислава Лещинского.

Карл ХП решил теперь расправиться с царем и двинул свою считавшуюся в Европе непобедимой армию на Россию. Русская армия отступила. Однако Карл не решился в последний момент идти на восток, а повернул на юг, на Украину. Он вступил в тайные переговоры с гетманом Иваном Мазепой. Мазепа обещал обеспечить его боевой силой и припасами.

Однако, получив известие об измене Мазепы, войска А.Д. Меньшикова уничтожили все приготовленные им для Карла припасы. Умелая политика Петра по отношению к соратникам гетмана при­вела к тому, что с ним к Карлу перешло ничтожное число укра­инцев.

Каждый город шведам приходилось брать с большими по­терями. В 1708 г. шведская армия начала осаду Полтавы, которая затянулась надолго. Карл очень надеялся на помощь, с которой к нему шел корпус генерала Левенгаупта.

Однако он был разбит Петром в битве при Лесной 28 сентября 1708 г.

Совет

Главное сражение Северной войны состоялось 27 июня 1709 г. под Полтавой. В бою шведские войска под командованием самого Карла ХП были наголову разбиты русской армией во главе с Пет­ром 1. Остатки шведов попали в плен. Карлу ХII и Мазепе удалось бежать во владения Османской империи.

От поражения под Полтавой Швеция оправиться так и не смогла. Русские взяли Ревель, Выборг, Ригу. В 1710 г. Карл ХII втянул в войну против России Турцию. Предпринятый Петром Прутский поход 1711 г. окончился неудачей. Царь добился перемирия с Тур­цией ценой уступки Азова.

Война со Швецией продолжалась еще 9 лет. Основные события развернулись на Балтийском море и по его берегам. Под руковод­ством Петра был создан Балтийский флот. Первой победой флота явилось Гангутское сражение. В 1714 г.

вышедшая из Кронштадта русская эскадра была остановлена у полуострова Гангут шведами. Петру обманом удалось разделить шведские силы. Русский галер­ный флот прорвался мимо главных сил шведов и атаковал отряд из одного фрегата и нескольких галер.

Шведы потеряли 10 кораблей.

После побед русского флота у острова Эзель в мае 1719 г. и у острова Генгам в июле 1720 г. шведское правительство убедилось в безнадежности продолжения войны. В 1721 Г.

был заключен Ниш­тадтски мирный договор, который закрепил за Россией все ее прибалтийские завоевания. Россия получала Лифляндию с Ригой, Эстляндию с Ревелем и Нарвой, острова Эзель и Даго, а также некоторые другие земли.

Результатом победы России в Северной войне стало закрепление выхода России к Балтийскому морю.

После заключения Ништадтского мира Петр 1 был провозглашен императором, а Россия стала империей.

Обратите внимание

Последней войной Петра 1 стали походы на побережье Каспийского моря. В 1722 -1723 гг. русская армия под его командованием совершила Каспийские (Персидские) походы в прикаспийские владения Ирана. Целью похода было обеспечение торговых связей России с восточными странами и пресечение турецкой агрессии в Закавказье. Западное и южное побережье Каспия отошло к России.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a5652.html

Церковный раскол (кратко) |

История России  /  Алексей Михайлович  /  Церковный раскол (кратко)

Церковный раскол (кратко)

Церковный раскол был одним из основных событий для России семнадцатого века. Данный процесс довольно серьёзно повлиял на будущее формирование мировоззрение русского общества. В качестве основной причины церковного раскола исследователи называют политическую ситуацию, которая сложилась в семнадцатом веке. А сами разногласия церковного характера относят ко второстепенным.

Царь Михаил, являющийся основателем династии Романовых и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, подвергшееся разорению в так называемое Смутное время. Благодаря им укреплялась государственная власть, восстанавливалась внешняя торговля и появлялись первые мануфактуры. В данный период происходит также законодательное оформление крепостного права.

Невзирая на то, что в начале правления Романовы вели довольно осторожную политику, в планах царя Алексея входило народов, проживающих на Балканах и на территории Восточной Европы.

По утверждениям историков, именно это создало барьер между царём и патриархом. К примеру, в России по традиции было принято креститься двумя перстами, а большинство других православных народов крестилось тремя, согласно греческим нововведениям.

Было лишь два выхода: навязать остальным собственные традиции или подчиниться канону. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович пошли по первому пути. Общая идеология была нужна в силу идущей в то время централизации власти, а также концепции Третьего Рима.

Это и стало предпосылкой к внедрению реформы, расколовшей российский народ на долгое время. Огромное количество разночтений, различные трактовки обрядов – всё это нужно было привести к единообразию.

Необходимо также отметить, что о такой необходимости говорили и светские власти.

Церковный раскол тесно связан с именем патриарха Никона, который обладал большим умом и любовью к богатствам и власти.

Важно

Церковная реформа от 1652 года стала началом раскола в церкви. Все изложенные изменения были полностью одобрены на соборе 1654 года, но слишком резкий переход повлёк за собой много его противников.

Вскоре Никон попадает в опалу, но сохраняет за собой все почести и богатства. В 1666 году с него снимают клобук, после чего его ссылают на Белое озеро в монастырь.

Этот же собор ещё раз одобряет все нововведения.

Сущность церковного раскола:

Интересные материалы:

Источник: http://student-hist.ru/alexey-mihailovic/cerkovniy-raskol/

Ссылка на основную публикацию