Иберия и колхида

Рис. 16. Колхида и Иберия — Грузины. Хранители святынь

Рис. 16. Колхида и Иберия

Скифы и киммерийцы переняли от них многие секреты кавказской металлургии, в частности элементы так называемого кавказского звериного стиля, а также другие прогрессивные местные формы технологии и способы земледелия.

Закрепившись в Грузии, скифы и киммерийцы продолжали движение на запад, юг и юго-запад. Они захватили Мидию, разграбили фригийско-мушкское царство правителя Мидаса и греческую колонию в Синопе. Затем они ворвались в Сирию и Палестину и вплотную приблизились к границам Египта, наводя ужас на население Израиля.

Об этом свидетельствуют упоминание Гомером киммерийцев и чудовищные образы Гога и Магога (в данном случае речь идет о скифах) в Книге пророка Иезекииля. Их появление подготовило почву для падения государств Ассирии и Урарту, причем последнее царство после захвата частично вошло в МидИйскую империю (в 585–590 гг. до н.

 э.).

Обратите внимание

Эти потрясения привели к изменениям в Колхидском царстве, Грузии, Северо-Западной Анатолии и во всем иберо-кавказском регионе, заселенном множеством родственных народов.

Государства, возникшие на основе древних племенных союзов типа мушки и диаухи, были раздроблены на множество мелких образований.

Стремясь уйти из-под гнета мидян и персов, предки современных грузин уходили в горы и заселяли труднодоступные ущелья.

Геродот пишет, что в царствование Дария и Ксеркса, то есть в период расцвета Ахеменидской империи, саспейры, алародии, мушки, табалы, мосинойки и другие соседние народы вошли в состав 18-й и 19 сатрапий Персидского государства, которому они платили ежегодную дань в размере 500 талантов серебра.

Описывая разношерстный состав армии Ксеркса, Геродот (VII, 78–79) перечисляет участвующих в параде представителей разных народов: месхов, туба-лов и мосинойков в деревянных шлемах с небольшими щитами и длинными копьями в руках, воинов из Колхиды, вооруженных саблями и щитами, обтянутыми воловьими шкурами. Каждые пять лет колхидцы «добровольно» отправляли дань персидским правителям в виде сотни мальчиков-рабов и сотни девушек.

В течение почти столетия, вплоть до 400 г. до н. э., власть Ахеменидской империи постепенно слабела из-за постоянных династических распрей и восстаний в Греции. Когда Ксенофонт и его десятитысячная армия вышли в Закавказье и перешли через Понтийские Альпы, он обнаружил, что древнегрузинские племена уже добились независимости от персов.

Однако теперь племена и отдельные кланы оказались под влиянием другого сильного соседа, которым стала Армения, быстро превратившаяся в одну из влиятельных сил на Востоке. До настоящего времени ученые не пришли к единому мнению о происхождении армян, хотя их язык относят к индоевропейской группе, но в нем есть и кавказский субстрат.

В армянском языке соединилось множество элементов, взятых у древних анатолийских народов, прежде всего у хурритов и других жителей Урарту. Между VII и II вв. до н. э. армяне утвердились как преемники государства Урарту, чью древнюю территорию они заняли и затем распространялись в различных направлениях.

Важно

Армянская экспансия, несомненно, сказалась на иберо-кавказских племенах, которые оказались отброшенными еще дальше на север от бассейна Черного моря и на северо-запад к Кавказским горам. Ксенофонт пишет, что к северу от озера Ван вытеснили племя диаухов, также оставшееся там со времен Урарту.

Страбон пишет в своей «географии», что иберийцы, или восточные грузины, потеряли обширные земли, расположенные в верховьях реки Мтквари (Куры), прежде всего провинцию Гогаренов, в то время как мосинойки и халибы лишились большей части своих исконных земель, расположенных к югу от Трапезун-да. Все эти территории перешли к набиравшему силу Армянскому царству.

Усиливавшееся давление с юга наряду с разнообразными политическими, социальными и экономическими факторами ускорило объединение разбросанных иберо-кавказских племен и образование трех огромных социально-политических объединений. Они и в наши дни проявляются в языковых различиях трех картвельских народов, где выделяют грузинскую, сванскую и мингрело-лазскую языковые группы, а также в существовании диалектов внутри каждой группы.

Мингрело-лазские носители являются потомками древних колхидцев, расселившихся по долине Фасиса (Риони). К этой же группе относятся народности, живущие в горах между Батуми и Трапезундом. Сваны заняли высокогорный район Главного Кавказского хребта к югу от Эльбруса, включая современную Сванетию, районы Ратши и Лечхуми, а также часть Имеретии на востоке Грузии.

Настоящие грузины, называвшиеся в древности иберийцами, образовали государство гораздо позже, чем их колхидские сородичи.

Их земли включали весь восток Грузии, включая Картли, район вокруг современной столицы Тбилиси, Кахетии, Самцхе, Триалети, Джавахети и Тао-Кларджети.

Мы уже говорили, что греческое наименование восточных грузин иверами происходит от названия народа балалов (тибаренов), так же как в названии Испир сохранился отзвук древнего народа саспейров, некогда населявших долину реки Чорох.

Во всяком случае, классическое Иберийское государство, объединенное общим грузинским языком, постепенно включило в себя ряд важных и древних этнических групп, таких, как диаухи (тайки), месхи (мушки), потомки жителей государства Урарту, группы скифов, мигрировавшие с Северного Кавказа, а также автохтонное население Закавказья, чьи предки жили здесь в течение нескольких тысячелетий.

Совет

Развитие и принятие единой государственной организации, общенационального языка и общей религии позволило грузинам благополучно дожить до современных времен и построить в течение столетий значимый политический организм и создать непревзойденную и своеобразную литературу и культуру.

Поскольку кавказский район представлял собой разнородное в этническом отношении сообщество, лингвистическая унификация имела жизненно важное значение. Свое значение она сохранила и в наши дни.

Спустя всего два тысячелетия Страбон пишет о том, что на рынках Диоскурии (современный Сухуми, расположенный на побережье Черного моря южнее Колхиды) представлено не менее 70 различных племен, «хотя некоторые, не заботящиеся о точности, обычно называют число 300». «Из-за своего упрямства и дикости они говорят на различных языках и живут разрозненными группами, не смешиваясь друг с другом», — продолжает он свое описание.

За исключением грузин, ни один из этих семидесяти кавказских народов не обладал своей собственной письменностью до тех пор, пока современные русские колонизаторы не обеспечили их алфавитами в XIX и XX вв. (фото 29).

С другой стороны, грузины и колхидцы имели великолепные образцы греческого и иранского (армазского) письма. Начиная с V в. н. э.

они ввели научно обоснованный собственный алфавит, который полностью отличался от кириллического и продолжает использоваться и сегодня.

Точки зрения ученых по поводу происхождения грузинского языка как одного из кавказских языков расходятся. Грандиозная яфетическая теория Марра, о которой шла речь выше, уже давно признана несостоятельной, хотя некоторые известные ученые продолжают верить, что у грузинского, баскского и некоторых кавказских языков общий предок.

Остальные верят в существование некоего протокавказского языка, от которого произошли картвельский, адыгейский, чеченский, ингушский и дагестанский языки, у которых действительно есть общие черты. Действительно, между картвельскими языками отмечается большое сходство.

Обратите внимание

В обобщенном виде его можно представить в виде следующей родословной схемы, основанной на работах профессора Герхарда Дитера.

Лазский и мингрельский языки являются производными от древнего колхидского или цанисского языков, на них широко говорили по всему Восточному Причерноморью. В раннее Средневековье, начиная с VII в. н. э., грузинские носители языка с востока, пройдя через Сурамский проход и Малый Кавказ, вошли в Колхиду и двинулись дальше к Черному морю, прямо в современные районы Гурии и Атшары.

В результате лазский и мингрельский языки разъединились и как отдельные языки стали развиваться по отдельным направлениям.

Расходятся и точки зрения на то, когда самобытный древнекартвельский язык распался на современные компоненты. Используя современные методы глоттохронологической датировки, советский лингвист Г.А.

Климов пришел к выводу, что грузинский и цанисский выделились из древнекартвельского примерно в XIX в. до н. э., то есть когда в Грузии был ранний бронзовый век, и примерно с VIII в. до н. э.

, во время раннего кавказского железного века, развивались самостоятельно.

Грузинский и цанисский обладают гораздо большим сходством друг с другом, чем со сванским, что позволяет предположить, если мы примем эту реконструкцию, что сванский непосредственно отделился от древнекартвельского раньше, во 2-м тысячелетии до н. э. Наши выводы совпадают с сообщением Страбона, который описывает сванцев как самостоятельную нацию, уже давно закрепившуюся на кавказском высокогорье достаточно далеко от зон расселения носителей других иберо-кавказских языков.

Хотя высказанные нами мнения и носят гипотетический характер, однако важно отметить весьма древние наименования исконно грузинских мест. Такие города, как Кутаиси (Цитаеан Эйя), Шорапани (Сара-пана), Цицамури (Севсамора), Армази (Армазцихе) и такие названия рек, как Арагви и Алазани, уже были известны древним грекам по их местным грузинским названиям или по их воспроизведениям.

Многие из этих иностранных имен, даже те, что давались в греческой транскрипции, явно местного, грузинского происхождения. Они могут быть легко установлены благодаря описательным наименованиям типа «Родополис» или «Ареополис» или прозвищам, например «обитатели деревянных домов» или «пожиратели вшей», которыми греки наделяли отдельные кавказские поселения или племена.

Важно

Изучение грузинской или кавказской топонимики позволяет подтвердить предположение, что значительная часть предков современных грузин были автохтонными жителями Кавказа или по крайней мере переселились туда в весьма отдаленный по времени период.

Эволюция и постоянное совершенствование форм правления и социальной организации в Грузии и прилегающих районах подпитывалась в последние столетия перед нашей эрой стремительными улучшениями в сельском хозяйстве и технологии.

Начал использоваться железный плуг и другие подобные орудия для обработки земли. Развивались практически все направления металлургии (рис. 17).

По всему Черноморскому побережью использовалась грузинская древесина для строительства лодок.

Глава 4 КАВКАЗСКАЯ ИБЕРИЯ И КОЛХИДА В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ | Грузины. Хранители святынь | Рис. 17. Эволюция грузинского плуга

Источник: https://www.e-reading.mobi/chapter.php/1007886/28/Leng_-_Gruziny._Hraniteli_svyatyn.html

Древняя Колхида: вымысел и реальность

Одним из первых государственных образований на территории современной Грузии и Абхазии было легендарное Колхидское царство. Оно занимало выгоднейшее географическое и экономическое положение, разделяя мир кочевников и земледельцев на территориях Закавказья, Каспийского региона и Ближнего Востока. Два крупнейших города Колхиды — порт Фасис и Диоскуриада — были средоточием закавказской торговли. Спустя некоторое время изначальные греческие колонии-поселения стали превращаться в самостоятельные государства (с местной ликвидной валютой «колхидки» III-II вв. до н. э.), а локальная аристократия получала все больше и больше власти. Благодаря выходу к морю Колхидское царство раньше крепнет как государственное образование по сравнению с восточным соседом — Иберией. И ко II веку на территории Колхиды появляется множество небольших племенных союзов с центрами-полисами по побережью Черного моря. Колхида занимала выгодное географическое положение

В исторической науке традиционно принято считать, что Колхидское царство располагалось на восточном побережье Черного моря, впервые появляясь в исторических сочинениях Пиндара и Эсхила в середине I тысячелетия до н. э. Между прочим, официальная грузинская историография полагает, что населявшие царство колхи обладали настолько высокоразвитой культурой, что смогли постепенно вытеснить греческих колонистов из сферы политического управления, разрешив им беспошлинную торговлю. Отметим, что многочисленные археологические экспедиции, проводимые в Восточном Причерноморье, не нашли каких-либо признаков существования государства на территории древней Колхиды. Несмотря на это, легендарная земля не раз упоминалась в перипетиях древнегреческой мифологии, становясь местом действия самых насыщенных и невероятных событий.

Мифологическая Колхида сыграла существенную роль в истории Греции, в первую очередь, благодаря легенде о хранителе золотого руна царе Ээте и его дочери-волшебнице Медеи. В одном из платоновских диалогов сказано: «земля чрезвычайно велика, и мы населяем только небольшую часть её от Фасиса до Геркулесовых столпов», т. е. от берегов реки Риони (одной из крупнейших водных артерий северо-западной Грузии) до Гибралтарского пролива. Помимо истории аргонавтов, с этой местностью связана и биография Прометея, сюжет которой поразительно напоминает древнейшее грузинское сказание об Амирани. Как и греческий персонаж, Амирани за свои «богоборческие» взгляды (научил людей ковать железо) был прикован к скале Кавказского хребта, где его печень постоянно клевал орел, и лишь преданный пес героя оставался подле хозяина, облизывая цепь, его сковавшую. Греки считали изобретателями железа колхское племя халибы

Многочисленные местные племена, располагавшиеся на территории Колхидского царства, с незапамятных времен вступали в самые тесные отношения, а в некоторых случаях имели даже генетические связи с древнейшим населением Эгейского бассейна и Малой Азии. Греки впервые встретили колхов, вероятно, еще в микенскую эпоху, задолго до старта масштабной греческой колонизации — в начале второй половины II тысячелетия до н. э.

Знаменитая легенда об аргонавтах рассказывает о том, что некогда в Эе-Колхиде (так это государство именовалось в греческих источниках) правил сын солнечного бога Гелиоса, могущественный царь Ээт. Помимо других несметных богатств, он обладал заветным золотым руном — овечьей шкурой с золотой шерстью. Античные авторы (в частности, историк Страбон) по-разному интерпретируют символический смысл сказания о «золотом руне». По-видимому, этот образ вобрал в себя целый ряд культурных достижений древнекартвельских племен: налаженная технология овцеводства и высокоразвитая металлургия. Искусство обработки железа и бронзы очень рано начинает развиваться в юго-восточном Причерноморье, населенном в основном колхскими племенами.

В древнегреческой традиции часто упоминается древнее племя халибов, занявшее территорию восточного побережья Черного моря и активно участвовавшее в этногенезе грузинского народа. Халибы славились своими необыкновенными навыками по обработке железа, так что греки именно их считали изобретателями железа. Помимо найденных на территории Колхидского царства железных и бронзовых артефактов (что косвенно подтверждает легенду о золотом руне), местные жители также преуспели в виноделии, выращивании фруктов, посадке и вырубке корабельного леса, производстве льна, воска, смолы и золотого песка, которое и покрыло драгоценным налетом руно, пролежавшее продолжительное время на дне реки.

Легенда о Прометее напоминает грузинский миф об Амирани

В конце VI — первой половине V веков до н. э. Колхидa попала в зависимость от Персии. В конце II века до н. э. Колхидское царство было подчинено Понтийскому государству, а в I веке до н. э. — Римской империи в качестве провинции Лазика. В III веке Лазика получила достаточно широкую автономию, и в конце столетия на её территории образовалось Лазское царство (Эгриси), которому постепенно удалось подчинить себе население Северной Колхиды. Начиная с III века, в Колхиде происходят значительные перемены, прежде всего, в экономическом плане — наряду с прежними колхидками, начали появляться золотые монеты на манер эллинистических. Исторические сведения относят этот период к распаду Колхидского царства и переходу некоторых правителей на иную форму чеканки.

Новое государственное образование — Лазское царство — просуществовало около 250 лет, пока в 562 году не было поглощено Византией, образовав на своей территории провинцию Лазика с центром в городе Фасис. В конце VII века в Лазику приходят арабы, которые устанавливают тут свою гегемонию. Поход Мурвана Глухого закрепляет власть арабов до Анакопии (древняя крепость). В IX веке, после ослабления арабского влияния в Закавказье, на территории древней Колхиды образуется Абхазское царство со столицей в городе Кутаиси.

Читайте также:  Репрессии 30-х годов

В пользу наличия у жителей Колхиды высокоразвитой культуры свидетельствуют и особенности генезиса грузинского языка. Существует грандиозная теория лингвиста Марра, посвященная сравнению грузинского языка и языков других кавказских племен с наречием испанских басков, где ученый приходит к выводу о возможном общем языке-предке (вероятно, этим объясняли схожесть названия одного из важнейших грузинских царств Иберии с Иберией Пиренейской). Современные лингвисты более склонны верить не в такое смелое сопоставление, но в морфологическую общность кавказской семьи и наличие древнего единого языка, на основе которого затем произошли картвельский, адыгейский, чеченский, ингушский и дагестанский языки.

Источник: https://diletant.media/articles/39127140/

Всемирная история. Энциклопедия (1956-1965). Колхида, Иберия и Албания в I — II вв. н. э

Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Колхида, Иберия и Албания в I — II вв. н. э.

Колхида под властью Рима

Установление римского господства в западных частях Передней Азии оказало серьёзное влияние на исторические судьбы Закавказья. Из закавказских областей более или менее прочно римская власть утвердилась только в Колхиде, входившей до того на протяжении нескольких десятилетий в состав Понтийского царства.

После поражения Митридата VI Колхида стала зависимой от Рима страной под управлением местных правителей, хотя формально она и входила в состав римских провинций — сначала Полемоновского Понта, а затем-Каппадокии. Греко-римское полисное устройство привилось в Колхиде слабо, страна попрежнему во многих отношениях жила самостоятельной жизнью. Связи с внешним миром были незначительны.

Поверхностная эллинизация затрагивала только господствующий класс, да и то незначительно. Римские гарнизоны стояли лишь в приморских городах.

Совет

Наместник Каппадокии при Адрианз Флавий Арриан объехал южное и восточное побережье Понта до Диоскуриады и составил описание своего путешествия, дополнив его сведениями об остальных берегах Чёрного моря.

Почти на всём протяжении от Трапезунта до Диоскуриады Арриан упоминает зависимых царей, получавших власть от римского императора. Римская власть в Колхиде опиралась, помимо зависимых царей, на укреплённые приморские города, в которых стояли римские гарнизоны.

К числу последних относились Фасис и Диоскуриада, переименованная — после частичного разрушения её окрестными племенами и последовавшего восстановления — в Севастополь.

Упадок Колхиды; новые этнические наименования

В целом период римского владычества был для Колхиды временем упадка. Гнёт римского господства ставил в тяжёлое положение население Колхиды.

1 реческие города приходят в упадок. Поверхностное политическое единство, существовавшее, возможно, ещё в начале эллинистического периода, окончательно исчезает. Страна была разделена на отдельные племенные княжества, причём преобладание получили теперь более отсталые племена, из которых многие ранее были вообще неизвестны. С этими процессами связано появление примерно с I-II вв. н. э.

на территории Колхиды новых этнических наименований, продолжающих затем фигурировать в истории Западной Грузии на протяжении всего раннего средневековья, а иногда и позже. Имя колхов сохранилось только за населением окрестностей Трапезунта.

Далее к востоку и затем к северу древние авторы упоминают множество других племён и среди них лазов (впервые у Плиния Старшего), имя которых позднее распространилось на всю Колхиду и стало таким же собирательным, как ранее имя колхов, а также абасгов (впервые у Арриана: абаски), предков современных абхазцев.

Абасги, жившие неподалёку от Диоскуриады, уже не принадлежали к числу картвельских племён.

Расцвет Иберии; отношения с Римом

Обратите внимание

По сравнению с Колхидой зависимость Иберии от Рима была гораздо менее прочной. В I-II вв. Иберия расширяется территориально и переживает период расцвета.

Иберскин царь считался «другом и союзником римского народа» и «другом кесаря»; фактически это был равноправный союз.

Рим имел на Кавказе в основном военно-стратегические интересы: Иберское и Албанское царства (албанский царь также считался «другом и союзником» римлян) были важны для Рима потому, что, с одной стороны, они помогали держать под ударом Армению и западные области Парфии, а с другой — контролировали важнейшие горные проходы, которые вели с Северного Кавказа в Закавказье.

Действительно, иберы и албаны в ряде случаев помогали Риму в борьбе против парфян. Участие в войнах было выгодно иберской знати. Войны на стороне Рима способствовали укреплению внешнего положения Иберии, расширению её влияния в прилегающих областях, сулили войскам богатую добычу и рабов.

Что касается защиты горных проходов Кавказа, то здесь интересы Иберии и Рима совпадали ещё больше. Кочевые скотоводческие племена Северного Кавказа время от времени совершали набеги на Закавказье и прилегающие области Передней Азии.

Эти набеги угрожали и восточным провинциям Римской империи и Иберии.

Поэтому для Рима было выгодно, что иберы защищают горные проходы, и он старался им в этом помогать.

В первое время зависимость от Рима была тягостна для Иберии, и, воспользовавшись гражданскими войнами после смерти Цезаря, иберы совместно с албанами подняли восстание против Рима. Римляне, однако, победили иберского царя Фарнабаза (36 г. до н. э.

) и заставили его вместе с ними принудить к покорности и Албанию. В дальнейшем, однако, после стабилизации римской границы на Востоке и некоторого ослабления военной мощи Рима, союз между Римом и Иберией стал покоиться на добровольных началах, на взаимных интересах римского правитель ства, с одной стороны, иберских царей и иберской знати — с другой.

Опираясь на союз с Римом, иберские цари на протяжении первых двух столетий нашей эры сумели сильно укрепить своё царство. В I в. н. э. в ходе войны с парфянами были подчинены влиянию Иберии Албания и некоторые пограничные области Армении.

Иберия во II в. н. э. в общественном строе

Во II в. внешнее положение Иберии ещё более укрепляется.

Важно

После ТОГО, как римский император Адриан отказался от завоевательной политики на Востоке, Иберия стала ещё более самостоятельной. Иберский царь Фарасман II организовал в конце правления Адриана грандиозный набег аланов, опустошивших Албанию, Мидию и угрожавших Армении и Каппадокии. Адриан, возможно, именно в это время предложил Фарасману явиться в Рим, но тот отказался.

Римское правительство задаривало иберского царя и иберскую знать подарками, чтобы сохранить союз Иберии с Римом: Фарасману Адриан послал слона и пятисотенный отряд. В семейных усыпальницах иберской знати сохранились предметы, которыми римские императоры одаривали её представителей; таковы серебряные блюда с рельефными портретами императоров Адриана, Антонина Пия и других.

При Антонине Пии римское влияние в Иберии укрепилось; Фарасман II с женой и сыном побывал в Риме. Владения Фарасмана были увеличены, ему было разрешено принести жертву на Капитолии — честь, редко оказываемая иностранцу,- и на Марсовом поло в Риме была поставлена его конная статуя.

Внешнее укрепление Иберии сопровождалось значительными изменениями в общественном строе.

В середине I в. до н. э. в Иберии, как уже указывалось, существовали раннерабовладельческое общество и государство. Здесь имелись рабы, выделился класс рабовладельцев, состоявший из представителей царского дома и жречества, часть крестьянства была поставлена в зависимость от царского дома и обеспечивала своим трудом существование знати.

В стране получает распространение парфянская серебряная монета. В целом, однако, классовые противоречия оставались ещё относительно неразвитыми. Большую часть населения Иберии составляло свободное крестьянство, «народ-войско» (эри). На протяжении первых веков нашей эры классовые противоречия углубляются.

Раскопками в Самтавро обнаружены богатейшие погребения знати, более скромные-средних слоев и беднейшие погребения в каменных ящиках. Высшие должностные лица носили титулы питиахшей, младших питиахшей, двороуправителей; упоминается в надписи и «полководец великого царя иберов».

Аристократия складывалась, с одной стороны, из представителей древней племенной знати (племенные различия не были здесь преодолены на всём протяжении рабовладельческой эпохи), с другой — в результате имущественного расслоения эри, из которых выделяются отдельные семьи, богатеющие в.результате грабительских войн, захвата добычи и рабов.

Совет

Постоянное участие в войнах и набегах позволяло части вчерашних крестьян перекладывать бремя сельских работ на плечи рабов, которых, возможно, как и в Армении, сажали на землю.

Эксплуатация рабского труда, невидимому имевшая место в сельском хозяйстве, особенно в интенсивном (виноградарство), на наделах, которые постепенно всё прочнее закреплялись за отдельными семьями, в свою очередь, способствовала обогащению этих семей и выделению их из остального народа.

На углубление имущественного неравенства в Иберии влияло и то, что через страну проходили транзитные торговые пути; торговое значение имели, в частности, упоминавшиеся выше горные проходы. В стране обращалась монета преимущественно римская и парфянская.

Особенно популярны были денарии Августа и ещё более тетрадрахмы парфянского царя Готарза II, ставшие объектом многочисленных местных подражаний. Последнее обстоятельство указывает на развитие в стране товарно-денежных отношений.

Различие между знатью и народом отражалось и на характере вооружения: знать сражалась на конях, в тяжёлых панцырях, крестьянство составляло пехоту.

Тяжёлое вооружение было доступно только богатым. В результате обогащения одних и обеднения других свободное население Иберии постепенно распадается на два слоя, на «знать» (царчинебулни) и «мелкий люд» (цврила зри), которые всё более обособляются друг от друга. Рядом с обогащением знати идёт постепенное разорение и закабаление крестьянства.

Разоряющиеся крестьяне не превращались, однако, в люмпенпролетариев, как это было в античных государствах. Они оставались в деревне и попадали в кабалу к знатным соседям.

В условиях относительно низкого развития товарно-денежных отношений закабаляемые земледельцы не отрывались от средств производства, а продолжали сидеть на своих участках, отдавая определённое количество продуктов или долю урожая. Они превращались, таким образом, не в кабальных рабов, а в зависимых крестьян.

Обратите внимание

Попадающее в зависимость от знати крестьянство, царские лаой и сажаемые на землю рабы постепенно в результате сходных условий существования стали сливаться в один слой — слой зависимых земледельцев.

Художественные изделия, найденные в погребениях I — III вв. н. э., свидетельствуют о высоком уровне местного ремесла и культуры.

В гробницах знати находят украшения из золота и серебра, оружие в художественной оправе, перстни с сердоликом, альмандином, бирюзой, из которых наиболее интересны так называемые геммы с портретами питиахшей. Наряду с предметами местного производства встречаются в большом количестве и привозные: художественные изделия из областей Римской империи, римские и парфянские монеты и т. д.

На основе арамейского алфавита в первые века нашей эры было создано особое армазское письмо, приспособленное к местному языку. Помимо надписей на сосудах и т. д. сохранились две армазские надписи на стенах: одна имеет греческий перевод, другая написана только армазским письмом и полностью ещё не разобрана. В первой из них упоминается царь Фарасман (II в. н. э.).

Иберская аристократия находилась под сильным влиянием Ирана. Имена большинства иберских царей — Фарнабаз, Митридат, Фарасман и т. д.- иранского происхождения.Получает распространение и культиранского солнечного божества-Митры.

Албания в I-II вв. н. э.

О внутренней жизни Албании в первые века нашей эры известно очень мало. Можно предполагать, что в это время происходит укрепление рабовладельческого государства. В связи с развитием ремесла и торговли появляются укреплённые города: свыше двух десятков албанских городов и поселений перечислены у Птолемея. Главным городом была Кабалака (Хабала — у Птолемея), расположенная в Ширваиской степи. В городах, как и в Армении, жили значительные группы пришельцев — греков, армян, сирийцев, иудеев. В целом по уровню развития Албания ещё значительно отставала от своих западных соседей — Иберии и Армении.

Внешняя история Албании известна несколько лучше. После похода Помпея албанский царь Ороз (имя его у древних авторов передаётся по-разному), был вынужден покориться Риму. Вскоре, однако, Албания освободилась из-под власти Рима и полководец Марка Антония Публий Канидий Красе покорил её заново. Август в своих «Деяниях» упоминает албанов в числе других народов, искавших дружбы Рима, а Тацит применительно ко времени Тибсрия говорит о царях Иберии и Албании как находящихся «под защитой римского величия». В 35 г. албаны вместе с иберами сражаются на стороне Рима против парфян в Армении. Невидимому, Албания находилась в это время в зависимости от Иберии. Вслед за тем, однако, происходит перемена: албаны начинают ориентироваться не на Рим, а на Парфию н зависимую от неё Мидию.

К концу I в. н. э. относится латинская надпись, недавно найденная на территории Азербайджана у горы Беюк-Даш, в 70 км от Баку. Она принадлежит центуриону логиона ХII Фульминаты, стоявшего в это время в Каппадокии. На основании этой надписи делали предположение о пребывании в Албании римских войск. Но гораздо более вероятно, что поставивший надпись центурион побывал в Албании с какой-то дипломатической миссией; для переговоров с царями и народами Востока римские полководцы обычно посылали именно центурионов. Если результатом этой миссии и могло быть временное укрепление римского влияния в Албании, то во второй половине II в. н. э. Албания освободилась от него.

© 2000- NIV

Источник: http://history.niv.ru/doc/encyclopedia/the-world-history/articles/608/kolhida-iberiya-i-albaniya.htm

Свободу Мегрелии или двойные стандарты грузинского патриотизма

?

vladimirkrym (vladimirkrym) wrote,
2017-09-10 01:35:00 vladimirkrym
vladimirkrym
2017-09-10 01:35:00

Свободу Мегрелии или двойные стандарты грузинского патриотизма.

О бедном мегреле замолвите словоГрузины внесли существенный вклад в победу как первого, так и второго майдана на Украине. Многочисленные, хорошо обученные и мотивированные группы грузинских волонтеров занимались как организационной работой и тренингом украинских участников, так и непосредственно участвовали в событиях. А грузинские добровольцы стали одной из самых многочисленные групп иностранцев в составе украинских добровольческих батальонов и армейских частей.Для грузинских патриотов поддержка свободы и независимости Украины, а самое главное её отрыв от России — это один из традиционных и важных элементов их политики.Эта поддержка была бы вполне похвальна, не исходи она от представителей народа, который вот уже больше столетия проводит насильственную ассимиляцию проживающих на своей территории народов. И если абхазов и осетин частично защищала полученная в советское время автономия, то мегрелы оказались под прессом грузинизации без всякой защиты.Причем, если учесть, что единое происхождение украинского и русского народа ни один вменяемый историк под сомнение не ставит, то отличие мегрелов от грузин несомненно. Разные языки (мегрельский и грузинские языки, несмотря на многие десятилетия грузинизации, признаются языками различных групп, а не диалектами одного языка), разные обычаи, разная культура, разная история. В результате грузины, видя соломку «национального угнетения» украинцев русскими, в упор не видят бревна реального угнетения ими самими народа мегрелов.Мегрел в национальной одежде

Читайте также:  Государство хорезмшахов и хорезм под властью монголов

Колхида и Иберия

Посмотрим вглубь веков. И увидим, что за редкими исключениями (о которых ниже), история Западной и Восточной Грузии идут совершенно различными путями.То, что грузины и мегрелы различные народы утверждают даже древнегрузинские летописи.

Так самый известный древнегрузинский источник «Картлис Цховреба», описывая историю происхождения грузинского народа писал: «Сперва упомянем о том, что у армян, картвелов, ранов, моваканцев, эров, леков, мегрелов и кавкасианов, у всех этих сородичей, был один отец по имени Таргамос…

» То есть армяне, грузины (картвелы), мегрелы и северокавказские народы (кавкасианы) представлены как родственные, но РАЗЛИЧНЫЕ народы.И в подтверждении этого историческое развитие этих территорий действительно шло параллельно практически не пересекаясь.

Так уже за несколько сот лет до нашей эры на территории мегрелов образовалось достаточно развитое раннеклассовое Колхидское царство известное из древнегреческих легенд про Золотое Руно. Территория же древнегрузинской Иберии оставалось ещё на этапе родоплеменного уклада.

Во времена персидской империи Ахеменидов территория Иберии непосредственно подчинялась персам (как часть 18 геродотовской сатрапии), а Колхида была вассальным царством.Впервые в состав одного государства Иберия и Колхида вошли во время Александра Македонского в конце 4 века до нашей эры.

По древнегрузинским легендам некий Азон с греко-македонским войском покорил все населяющие регион племена и стал наместником завоеванной территории.

Важно

Но во время войн диадохов посланный Селевком перс с местными корнями Фарнаваз победил Азона и был пожалован царским титулом став родоначальником грузинской государственности, а расселенные им военные поселенцы из числа персидских и греко-македонских воинов стали первыми азнаурами.

Но уже после его смерти Колхида отложилась от Иберии — таким образом первое объединение территории продолжалось лишь несколько десятилетий и представляло собой механическое объединение нескольких разноплеменных завоеванных территорий.Дальше история Колхиды и Иберии разошлись надолго и довольно существенно.

Так территория Колхиды, ориентированная на черноморскую торговлю, подпала под власть понтийского царя Митридата Евпатора, которого впоследствии сменила римская, а затем византийская власть, уже в третьем веке на её территории распространилось христианство.

Что же касается Иберии, то она стала ареной ожесточенной борьбы армян (а позже римлян и византийцев) с парфянами и сменившими их персами, при этом большую часть времени иберийцы находились под контролем именно восточных государств, а христианство пришло почти на столетие позже чем к западным соседям.

Во второй раз территории Мегрелии и Грузии вошли в состав одного государства почти через тысячелетие!!! И снова их объединило иностранное завоевание — на этот раз арабское. При этом завоевание, исламизация и последующие войны с хазарами привели к практически полному уничтожению христианского населения на территории современной Грузии.

Свободной осталась только территории Абхазии. И снова это объединение продержалось не более нескольких десятилетий. После ослабления арабской власти начался период восстановления местной государственности, аналогичный возрождению русских земель после ига.

И точно так же появилось несколько центров сбора земель — абхазы на севере, фанатики-христиане в горной Кахетии на востоке, поддерживаемые византийцами грузины из горной Тао-Кларджети на юге.

Абхазы (точно так же как и в будущем Великое княжество Литовское с славянскими землями) освободив от арабов территорию мегрелов попали под влияние её более развитой культуры, «мегрелизировалось» и основали царство Эгриси со сторицей в Кутаиси. В дальнейшем абхазской династии удалось покорить территорию Картли (центральная Грузия) и Кахети.

Совет

Но после смерти царя его сыновья начали выяснять кто из них главнее и закончилось это плачевно — были не только потеряны завоевания, но и пресеклась царская династия.В результате сполна использовали свой шанс правители Тао-Кларжети.

Вначале они поставили своего царевича Баграта правителем Картли (местные поддержали опасаясь прихода фанатиков из Кахетии), после пресечения династии в Эгриси Баграта призвали на царство (его мать была сестрой её последних царей), объединенное царство покорило Кахети. Правда в это время Тао-Клареджи было захвачено византийским императором и больше в истории Грузии эти территории не участвовали, хоть и были населены грузинами. Таким образом в конце 10 века территория современной Грузии впервые объединилась в рамках единого государства с местной династией (кроме Тбилиси с окрестностями, которые все ещё оставалась под мусульманами). Правда по факту это было механическое объединение в виде личной унии и через несколько лет после смерти Баграта развалилось — Кахети отложтилось, а Картли формально признавая его наследников фактически им не подчинялось.И только действительно Великий грузинский царь Давид IV в конце 11 века смог снова собрать три распавшиеся части, а созданное им госудратсво просуществовало почти 150 лет, пока после монгольского завоевания Эгриси не отделилась от остальных земель. Тот факт, что государство Давида было таким же механическим соединением двух разных территорий, подтверждает тот факт, что мятеж мужа Тамары русского князя Юрия был поддержан только в землях Эгриси, а остальные земли выступили против.Примерно через сто лет Грузия ещё раз захватила Эгриси и страны были объединены в виде унии (примерно как позднее Польша и Великое княжество Литовское), но через 150 лет их пути снова разошлись. При этом Эгриси попала под контроль Турции, а грузинские Картли и Кахети под контроль Ирана.

Под сенью дружеских штыков…

В следующий раз земли современной Грузии оказались в составе одного государства только через 300 лет в начале 19 века. И этим государством была Российская империя. Причем это был первый случай когда эти территории были соединены мирным путем!!! Картлийско-Кахетинское царство после погрома от иранцев согласилось войти в состав России в обмен на защиту от вторжений мусульман.

После этого одно за другим стали просится под российскую руку государства рассыпавшейся на части Эгриси. Они находились под турецким контролем и использовалась как источник рабов, поэтому к моменту присоединения к России практически обезлюдели. Уцелевшее население и значительная часть дворянства (те кому надоели постоянные постоянные конфликты и работорговля), поддержали присоединение.

Так к 1810 году вся территория современной Грузии вошла в состав Российской империи.Но даже в составе Российской империи земли мегрелов и грузин не входили в состав одной административной единицы!!! Вначале они включались соответственно в Имеретинскую область и Грузинскую губернию, позже в Кутаисскую и Тифлисскую губернии.

И только после провозглашения Закавказской федерации (после революции 1917 года) мегрелы и грузины снова оказались вместе, причем мегрелы на положении «грузинов второго сорта».С чем же было связано такое положение? С тем что именно на грузинских территориях появился агрессивный грузинский национализм.

Почему именно там? Тут есть несколько причин: большее население и соответственно больший процент дворянства и образованных людей на грузинских территориях; большее влияние дворянства на обычных людей (участие в работорговле на бывших турецких территориях привело к отчуждению местного дворянства от обычным людей, к которым они относились как к товару); размещение столицы Кавказского наместничества именно в Тифлисе, что привело к тому, что город стал интеллектуальным центром региона и местом притяжения образованных людей (в том числе из западных регионов), что приводило к попаданию под влияние грузинских националистов представителей других национальностей; наличие исторического основания в виде великого грузинского государства со столицей именно в Тбилиси; существенное давление в экономической плоскости на грузин Тифлисской губернии организованных армянских общин, что вызывало ответную реакции со стороны грузин в том числе копирование многих их методов (точно так же как рост агрессивного украинского национализма в Западной Украине стал ответом на агрессивный польский национализм).По этим причинам Тифлис стал местом, где зародился и получил весомую поддержку грузинский национализм. Причем за счет влиятельной и многочисленной грузинской общины в Петербурге у них была весьма большое влияние на общеимперские структуры. Что и позволяло достаточно агрессивно навязывать свою точку зрения на создание единого грузинского национального государства в границах времен грузинского царства Давида и Тамары. Все национальные меньшинства должны были или влиться в грузинское общество или подчинится ему. При этом мегрелы, сваны, чаны и другие родственные народы объявлялись «испорченными грузинами», которых с помощью образования и воспитания необходимо «вернуть в семью единого грузинского народа».Поэтому попытки развития мегрельской и сванской национальной культуры и языка жестко пресекались грузинскими националистами, а против российских чиновников, поддерживающих негрузинские меньшинства, разворачивалась форменная травля. Так за попытку организовать начальное образование на мегрельском и сванском языках затравили попечителя Кавказского учебного округа Кирилла Яновского.Грузинский национализм в той или иной степени стал мировоззрением абсолютного большинства грузинского бомонда. По вышеуказанным причинам его разделяло и абсолютное большинство выходцев из мегрелов. Именно с этим связана поддержка новой Грузинской республики (в том числе и на территории Мегрелии). При этом основной социальной опорой меньшевистского руководства Грузии стал как сейчас говорят «средний класс». Крестьянство и городской рабочий класс относились к ней пассивно, в результате чего не имевшая большой поддержки Грузинская республика рухнула при первом же нажиме большевиков, атаковавших весьма небольшими силами. Абсолютное большинство мегрелов (как впрочем и грузин) остались в стороне от революционных событий.Это отличает ситуацию от Абхазии и Южной Осетии — если сваны и мегрелы рассматривались как кандидаты на ассимиляцию, то абхазы и осетины признавались «негрузинскими народами» и соответственно теряли все свои политические права. Результатом стали мятежи и партизанщина с их стороны, сопровождавшие всю короткую историю независимой Грузии

Пасынки семьи народов.

И вот тут надо понять основную причину того, что даже в советское время, когда поддерживались все народы вплоть до самых мелких, мегрелы оказались за бортом.

Дело в том, что основная часть большевиков Грузинской ССР происходила точно из такой же социальной среды что и меньшевики Грузинской республики!!! Соответственно их отношение к другим народам было точно таким же!!! Только «негрузинские народы» вместо дискриминации получали автономию.

В результате политика грузинизации в советское время стала проводится в ещё больших масштабах, чем при Российской Империи и даже Грузинской республике. А учитывая урбанизацию и разрушение в советское время традиционных сельских общин (основы национальных традиций) и намного эффективнее, в результате чего численность мегрелов начала быстро сокращаться.

Тем не менее полностью ассимилировать мегрелов не удалось. Это ярко проявилось во время мятежа звиадистов, которых поддержали мегрелы в грузинской гражданской войне, что имело далекоидущие последствия в виде катастрофического поражения в Абхазии. По результатам войны мегрелы завоевали существенные права в грузинской политической системе при Шеварнадзе.

Обратите внимание

Правда именно мегрелы стали первой жертвой режима Саакашвили, после них была захвачена Аджария и только вмешательство российской армии помешало проделать то же самое с Южной Осетией.Но несмотря ни на что даже сейчас число людей считающих себя мегрелами составляет в Грузии около 400 тысяч человек (более 10% от численности населения).

Если же учитывать число грузинизированных мегрелов, то их численность около миллиона (примерно четверть населения Грузии).Но в Грузии до сих пор несмотря ни на что не признают мегрелов отдельным народом, их язык считают не более чем диалектом грузинского. Никакой речи про развитие и сохранение мегрельской культуры не идет, а уж про образование или газеты на мегрельском не приходится и мечтать.

И вот после проведения в течении более чем столетия политики ассимиляции и ущемления национальных, языковых и культурных прав проживающих на своей территории мегрелов и сванов, грузины что-то ещё заявляют по поводу «ущемления прав крымско-татарского народа и украинцев в Крыму» или про «насильственную русификацию»…Это даже не двойные стандарты, это какая-то национальная шизофрения.

Оригинал взят у colonelcassad в Свободу Мегрелии или двойные стандарты грузинского патриотизма.

Источник: https://vladimirkrym.livejournal.com/1111091.html

Иберия в дохристианский период

Иберия – это территория к востоку от Колхиды, центром которой была Горийская долина, Мухранская долина и долина Арагви. Но в её истории много неясного. Если Закавказье было окраиной цивилизации того времени, то Иберия была окраиной Закавказья и окраиной мира картвелоязычных народов.

Существует не вполне доказанная версия, которая звучит следующим образом. Некогда на востоке Малой Азии обитало картвелоязычное племя мушков. Они успели соприкоснуться с хеттской культурой и позаимствовали у них кое-какие представления.

Затем они мигрировали на восток и поселились на территории современной области Самцхе-Джавахети. Там они постепенно превратились в народ, известный сейчас как месхи. Продолжая расселяться далее на восток, они через Боржомское ущелье проникли на горийскую равнину и расселились по берегам реки Куры.

Там они основали поселения, впоследствии превратившиеся в города Мцхета, Уплисцихе и Урбниси.

Считается, что их мифология была близка хеттской и главным божеством был Армази, имя которого считается производным от хеттско-лувийского слова «Арма» (Луна).

Иберы должны были как-то пострадать от нашествия скифов в 650-е годы, но следов этих нашествий я лично не находил. При Ахеменидах Иберия попадает или в границы этой иранской империи, или просто оказывается под её влиянием.

Ахеменидский период

Ахеменидская эпоха в Грузии — это примерно V век и основная часть IV века. Этот период исключительно важен для всего хода грузинской истории. Народы Закавказья впервые познакомились с бюрократической системой, с налоговой системой, с деловой перепиской, с правилами, законами, приказами и отчётами. Так должно было быть и наверняка было, но подробностей мы не знаем.

Археологи накопали кое-что от тог времени. К нему относятся, например, курганы в Цалкинском районе. В 50-е годы их раскопал профессор Куфтин. Он же изучил городище Бешташени около одноимённого села. Сейчас там ничего уже не видно кроме симпатичного Бешташенского каньона.

Читайте также:  Имена городов с формантом «-ск» как топонимический источник политической истории древней руси

 

Остатки кургана ахеменидской эпохи

В 2007 году был раскопан объект Граклиани-Гора, в котором нашлось множество слоёв разных эпох, из которых самый интересный — ахеменидский. В этом слое нашли зороастрийские святилища, множество всяких предметов и, в частности, привозные предметы, даже каменного египетского скарабея. Это доказало, что торговля в ту эпоху цвела всеми цветами, и жители горийской равнины были знакомы с предметами всего Ближнего востока.

Легенда об Александре

В 329 — 326 годах Александр Македонский совершил свой знаменитые поход в Персию. В Закавказье он не заходил, а сразу повернул в Египет, откуда пошёл в Иран и далее в Афганистан. Горы Гиндукуш греки приняли за Кавказ и основали там город Александрия Кавказская. Наверное так возник миф, что Македонский бывал на Кавказе.

Из народного сознания Закавказья эта фаза история выпала полностью, и заполнилась мифологией. В III веке в Византии был написал «Роман об Александре», который уже в V веке перевели на армянский.

В X веке это фантастическое произведение попало в хронику «Обращение Картли», а затем в хронику летописца Леонтия Мровели. Так возникла легенда о походе Александра на Закавказье.

Она существует в грузинской и армянской версии. Звучит примерно так:

После этого усилился Александр и покорил все земли и явился в страну Картлийскую.

И нашел он в Картли сильными сии города-крепости: Цунда, Хертвиси на Куре; Одзрхе, воздвигнутую на скале Гадо; Тухариси над рекой Спери, которую называют Чорохи, Урбниси, Каспи и Уплисцихе; город великий Мцхета и окрестности его; Саркине — крепость большую и Занави — местность евреев; Рустави, Матерь-крепость и Самшвилде; Мтверскую крепость, которая есть Хунани, и города кахетские. Во всех этих крепостях и городах нашел воителей жестоких. Расчленил он войско свое и обложил все эти города и крепости, сам же стал во Мцхете. Приставил он войска с той и этой стороны, снизу и сверху, сам же стал на Ксани, в местечке, которое именуется Настакиси.

В Грузии в этот миф иногда верят, тем более, что он красиво звучит. В 2017 году инфа про осаду Александром крепости Хертвиси попала аж на инфостенд при крепости.

Что важно: этот сюжет в грузинских хрониках завершает мифологическую фазу истории. Все, что следует непосредственно за описанеим похода, уже относится к реальности.

Есть ещё теория, что Александр всё же заслал в Закавказье кого-то из полководцев, и тот разрушил несколько поселений. Например, выше упомянутое Граклиани-Гора, где археологи зафиксировали следы пожаров.

Первый грузинский царь

Согласно мифологии, около 300 года до нашей эры Иберией правил некий Азо, ставленник не то иранцев, не то понтийцев. Против него взбунтовался некий местный клан и после довольно жесткой войны к власти пришёл человек по имени Фарнаваз. Это произошло в 299 году.

Фарнаваз таким образом становится первым, хотя и полумифическим царем Грузии и основателем династии Фарнавазидов. Считается, что он сразу сделал очень много чего.

Разделил страну на административные единицы, создал систему управления, расширил ее территорию, присоединив части Аргвети и Колхиды, а так же создал письменность — шрифт асомтаврули.

Иногда Фарнаваза изображают вот так

Все это вполне могло быть. Было откуда брать пример – с Ирана. Что же касается письменности, то воспрос весьма сложен. В Иберии вполне могли использовать арамейский язык и арамейский алфавит — это был канцелярский язык империи Ахеменидов. Есть версия, что Фарнаваз слегка оптимизировал арамейский алфавит под нужды грузинского языка.

Важно

По другой версии, было создано некое сакральное письмо для культовых потребностей. Доказать все эти предположения пока нечем.

Фарнавазу так же приписывается сооружение города и крепости Армази. В хрониках об этом сказано одной строкой:

И после него царем стал Фарнаваз.

Он воздвиг большой идол на выступе [горы?] и дал ему имя Армаз, и обвел идолстеной со стороны реки, и называется это место Армаз. 

От той эпохи до нас дошёл археологический объект Цихиа-Гора. Судя по датировкам, это поселение существовало ещё при персах и могло быть административным центром внутри XVIII сатрапии, потом персы ушли и ещё лет 100 оно существовало внутри независимой Иберии. Фарнаваз мог там бывать.

Около ста лет существовала Иберия в таком виде, поддерживая хорошие отношения с греческой империей Селевкидов. Фарнаваз умер в 234 или 237 году, ему наследовал сын Саурмаг I, который был царем предположительно в 234—159 годах. В этот период произошли некоторые геополитические сдвиги. В 190 году римляне разгромили Селевкидов.

С этого момента обособилась Армения и начала стремительно расширяться. Началась та самая золотая для Армении эпоха, по которой многие армяне ностальгируют по сей день и иногда отказываются принять факт, что она уже прошла. Армения в те годы завоевала огромные территории от Сирии до южных областей Грузии.

Пространства к югу от Триалетского хребта стали армянской провинцией Гугарк. Около 100 года Митридат Понтийский завоевывает Колхиду.

В такой обстановке правили цари  Мириан и Фарнаджом. Последний вроде бы основал город Некреси в Кахетии. Из чего следует, что тогда Некреси относился именно к Кахетии, а не к Кавказской Албании.

Около 90 года царём стал армянин Аршак. Так Иберия временно перешла династии Арташесидов.

Совет

Это была эпоха армянского царя Тиграна Великого, который сумел завоевать едва ли не весь Ближний Восток.

При царе Артаге, сыне Аршака, Иберия Иберия ввязалась в  третью Митридатову войну на стороне Митридата. Когда римская армия разбила армянскую армию и армию Митридата, полководец Помпей совершил первый в истории Рима поход в Грузию.

Это произошло в 65 году до нашей эры. Римская армия захватила город Армази и построила на Куре каменный мост, который сейчас известен как мост Помпея, хотя едва ли там осталось что-то от Помпея. Разбив войска Артага, Помпей заключил с ним договор и ушел в Колхиду. Иберия условно становится частью Римской империи.

В 36 году Антоний Красс совершит еще один поход на иберов и снова ограничиться договором.

Почему грузины не буддисты

Примерно в 265 году ДНЭ произошло знаменитое: небольшой индийский культ Будды стал государственой религией империи Маурьев. Примерно через 100 лет он стал религией соседнего греческого Бактрийского царства. Бактрийские греки в отдельные моменты контролировали даже южный берег Каспия, а их миссионеры доходили до Греции.

Наверное, только слабая эллинизация Иберии — и, как следствие, слабо развитое богословское мышление — привела к тому, что буддийские проповедники около 150 года ДНЭ сюда не завернули и ничего исторического не сделали.

Но история могла вполне повернуться иначе, и мы бы сейчас могли ездить на экскурсии к статуям Армазо-Будды куда-нибудь в Гори.

Третья династия Фарнавазидов

В мире началась христианская эпоха, а в Грузии — эпоха третьей династии Фарнавазидов, хотя иногда ее почему-то считают Аршакидами. Царь Фарсман I правил с 1 по 58 годы новой эры.

Известно, что он участвовал в совместном с римлянами походе на Армению и приложил руку к разрушению города Артаксата — около современного монастыря Хор-Вирап.

После этого Фарсман назначил своего сына Митридата царем в Армении, но у Митридата возник конфликт с императором Калигулой, который арестовал Митридата. В 41 году Кулигула был убит, к власти пришел Клавдий, который отпустил Митридата.

Но на этот раз испортились отношеения Митридата с самим Фарсманом, который отправил своего сына Родамистуса с армией в Армению. Митридат отступил в Гарни, где сдался в 51 году. Последующая его судьба неизвестна. То ли он стал потом царем, то ли царем стал его брат с тем же именем.

Считается, что жена Фарсмана была из рода Арташесидов, и у них было три сына: Митридат, Родамистус и Амазасп. Предполагается, что имено при Фарсмане в Мцхете возникла первая христианская община и именно  тогда в Мцхету был принесён Хитон Христа.

В 1940 году в Армази была найдена стела с надписью на греческом и арамейском языках, известная теперь как «Армазская билингва». Арамейский шрифт на этой стелле очень необычен и иногда его считают отдельным «армазским письмом».

Текст в переводе выглядит так:

Я, Серафита, дочь Зеваха, младшего питиахша царя Фарсмана, жена Иодмангана-победоносца (военачальника) и много побед одержавшего(сделавшего) двороуправителя царя Хсефарнуга — сына Агриппы, двороуправителя царя Фарсмана. Горе тебе, которая была молодая. И столь хорошая и красивая была, что никто не был ей подобен по красоте. И умерла 21 году.

 Фрагмент той стеллы

 Сейчас считается, что упомянутый на стеле Фарасман — это именно царь Фарасман I.

Обратите внимание

После Фарасмана царем стал его сын Митридат, который правил Иберией предположительно с 58 по 106 год.

Его не упоминают средневековые грузинские хроники, зато его имя фигурирует на двух каменных плитах: одну такую нашли в Мцхете, вторую в Риме.

Митридат имел какие-то близкие отношения с императором Веспасианом, который предпринял некоторые меры по укреплению города Армази. У Митридата был брат Амазасп, который сопровождал императора Траяна в парфянском походе и умер в городе Нисибис.

К этой эпохе относится полумифическое путешествие Андрея Первозванного в Аджарию, затем через перевал Годердзи в Самцхе и оттуда через Боржомское ущелье куда-то на север.

Он посетил город Сосангети (современный Ацкури) и оставил там икону Богоматери, известную впоследствии как Нерукотворная Икона Ацкурской Богоматери. Возможно, именно тогда появился первый храм.

Отзвуком того события стал маршрут №2 боржомского национального парка, который называется «Тропа Святого Андрея». Известно, что Андрей умер в Греции в 70 году, из чего можно заключить, что его путешествие — это 60-е года первого века.

В 106 году царем стал сын Митридата, Амазасп I, который продержался у власти всего 10 лет.

В 116 году царем стал Фарасман II Доблестный, сын Амазаспа.

Известно, что он имел связи с императором-путешественником Адрианом, и сам посетил Рим, где принес жертву на Капитолии и где его конную статую установили в храме Беллоны (сейчас фундамент этого храма еще видно к северу от театра Марцелла).

Женой Фарсмана была Гадана, дочь армянского царя Вологеза.

Важно

В  132 году Фарасмана отравили парфяне и три года царём был его сын Гадам, имя которого иногда считают сокращением от Радамистус.

В 138 году Гадам умер, и его сын Фарасман III в детском возрасте стал царем при регентстве матери.

Иногда предполагается, что путешествие в Рим совершил именно он, а не его дед.

В 185 году Фарасман умер, царем стал его сан Амазасп II; при нём аланы прошли Двалетию и напали на Иберию. Согласно хроникам, Амазасп разбил их у Сапурцле и сам совершил поход за Кавказ.

В 189 году произошло восстание иберийского дворянства, которое поддержали армяне и аланы. Амазасп погиб в бою, и третья династия Фарнавазидов кончилась. Войну Фарасмана с аланами можно условно назвать первым грузинско-осетинским столкновением в истории Закавказья.

Царём стал родственник Амазаспа по матери (сын брата матери) Рев из рода Аршакидов. В 216 году его сменил царь Ваче,  в 234 царем стал Бакур, а в 265 — Мирдат II. Его сменил Аспарух I, при котором случилось иранское нашествие.

Это было первое в истории Закавказья иранское нашествие. С иранцами пришёл зороастризм. Очень может быть, что именно в эти годы был построен зороастрийский храм в городе Некреси.

В 284 царь бежал в Аланию, а власть в Иберии перешла к лицу иранского происхождения, известному как царь Мириан.

Шестиколонный зал в Армази. Многие вышеперечисленные цари могли жить именно в этом помещении. Или как минимум устраивать там торжественные мероприятия.

Мириан

В истории иберийского III века много неясного и непроверенного. Все имена и датировки очень условны. Прекращение династии Фарнавазидов тоже труднообъяснимо. Известно, что иранский царь Шапур I вёл ожесточенные войны с Римом и несколько раз разбивал римскую армию — например, при Барбалиссе в 255 году.

В 260 в плен к Шапуру попал император Валериан. Однако, мы не знаем, как эти войны затронули Иберию. В 273 году Шапур умирает и в Иране к власти начинают приходить сыновья и внуки Шапура. Правили они недолго и почти ничего исторического не совершили.

В 276 году будет казнен проповедник манихейства, пророк Мани, который считал себя преемником Иисуса, Зороастра и Будды одновременно.

Совет

Именно в такой смутной обстановке царем Иберии становится Мириан, которого часто называют сыном Шапура I. Это звучит убедительно, потому что сыновья Шапура (неопределенной численности) действительно в те годы стали царями различных частей мира. Однако, невнятности хронологии не позволяют что-либо доказать. Как именно Мириан стал царем, мы уже не знаем.

Имя Мириана так же читается как Мири, Мир, Мириани или, на персидском, Михр. Это персидское написание имени  божества Митра. Он считался сыном некоего мифического Хосро, поэтому порождённая им династия стала называться Хосроиды. Но его так же относят к династии Михранидов.

Михраниды — большой и знаменитый парфянский род, который стал служить Сасанидам после крушения Парфии. Михраниды дали Ирану несколько крупным полководцев. Михранидом был Бахрам Чобин, который сумел ненадолго стать шахом Ирана в 590 году. Одновременно с Мирианом стал царём Гогарены (сейчас Квемо-Картли) некий Михранид по имени Пероз.

В VII веке Михраниды станут царями Кавказской Албании, чем и прославятся. Можно сказать, что с IV по VII век Михраниды были в Закавказье везде и правили всем.

Именно при царе Мириане произошло Крещение Грузии.

царь Мириан и царица Нана на современной иконе в соборе Самтависи

Источник: http://travelgeorgia.ru/336/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector