Этапы истории культуры русского средневековья. характерные черты российского развитого феодализма

Основные черты русской средневековой культуры

Основные черты русской средневековой культуры определяются, с одной стороны, особенностями феодальной системы, свойственным ей способом производства, с другой — конкретно-историческими условиями развития России, своеобразием ее социального и политического строя, а также внешнеполитическими факторами.

Основу экономики этого периода составляло сельское хозяйство, главное место в котором занимали земледелие, хлебопашество со свойственными для того времени рутинностью техники, повторяемостью хозяйственных циклов. Большое значение имел опыт, накопленный предыдущими поколениями и передаваемый в форме традиций, обычаев, точное и неукоснительное следование которым обеспечивало успех хозяйственной деятельности.

Этим объясняется такая особенность мировосприятия средневекового человека, как представление о том, что в мире ничего не меняется, все в нем только повторяется, движение совершается по замкнутому кругу.

Обратите внимание

Консерватизм, господство традиции, высокий авторитет опыта прошлых поколений порождали и специфическую черту средневековой культуры — традиционализм.

Эта черта проявилась во всех сферах культуры (например, роль прецедента в праве, постоянная апелляция к старине в политической жизни, что предопределило особую роль летописания, и т. п.).

Однако не следует делать вывод о полной неподвижности средневековой культуры, о ее неизменности в течение веков.

Она развивалась, а в основе ее развития лежало естественное стремление человека к совершенствованию материального и духовного бытия.

Но все новое, что появлялось в культуре, всегда встречалось с недоверием и поэтому зачастую было вынуждено апеллировать к старине, рядиться в одежды старого.

Другая черта феодальной системы — господство натурального хозяйства.

Следствием хозяйственной обособленности была разобщенность людей, целых регионов, что определило характерные черты средневековой культуры: ее замкнутость, локальность, большую роль местных традиций.

Становление и развитие феодальных отношений, утверждение крепостной зависимости сформировали и соответствующее средневековью мышление с его авторитарностью — подчинением человека властям, догматам религии.

Хранительницей традиций являлась прежде всего народная культура. Эти традиции, уходящие в глубокую древность, питали и официальную культуру, придавая ей специфические, присущие лишь данной народности черты.

Важно

Наиболее заметная черта средневековой культуры — господство в ней религии, которая, пронизывая все ее сферы, выступала как интегрирующий элемент, придавала ей определенную цельность.

Деятельность церкви являлась одним из важных факторов, обеспечивавших и поддерживавших главенство религиозного мировоззрения.

Место религии в культуре средневековья во многом определялось силой и влиянием церкви на все сферы общественной жизни, что в первую очередь зависело от характера складывавшихся отношений между ней и государством.

При изучении конкретного материала по истории русской средневековой культуры неизбежно встает вопрос о влиянии церкви на культурно-исторический процесс, об оценке ее культурной деятельности. Однозначного ответа здесь быть не может.

С одной стороны, церковь стимулировала развитие отдельных сфер культуры (письменность, архитектура, живопись и др.), используя арсенал их средств для распространения религиозного мировоззрения.

С другой — подчинение этих сфер культуры ее интересам, установление строжайшего контроля и регламентации в конечном счете сковывали их развитие.

Оценка роли церкви в развитии культуры должна быть конкретно-исторической, она не может быть однозначной по отношению к разным периодам. Столь значительное место, которое занимала религия в средневековой культуре, не приводило, однако, к полному и безраздельному господству церкви в этой сфере жизни общества.

Во-первых, христианство не могло вытеснить язычество, потому что эти две религии отражали разные стороны жизни человека: язычество касалось взаимоотношений человека с природой, а христианство — взаимоотношений между людьми.

Совет

В средневековой культуре всегда сохранялся значительный пласт, связанный с языческими верованиями и представлениями.

Во-вторых, отражавшееся в религии бессилие человека перед лицом довлевших над ним природных и общественных сил никогда не было абсолютным, оно выступало лишь как одна из сторон общественного бытия, в котором всегда была другая сторона — тенденция к познанию и преобразованию объективного мира.

Наряду с религиозным всегда существовало, хотя бы в виде элементов, мировоззрение рационалистическое.

Поэтому и в средневековом обществе существовала культура, ориентировавшаяся на светское, рационалистическое мировоззрение, наследовавшая и развивавшая тот положительный опыт, который имелся в народной культуре и был результатом практической деятельности, прежде всего в сфере материального производства.

Противоречие между светскими элементами и преобладавшим религиозным миросозерцанием — основное противоречие в культуре средневековья, определявшее линию борьбы в ней разных направлений и тенденций и являвшееся источником ее развития. Эта борьба и привела в конце концов к победе светского направления в культуре. Большую роль в этом сыграли города.

Города в средневековье — центры ремесла и торговли, обмена товарами. Для ремесленного производства характерны меньшая зависимость от внешних сил природы, большая роль личного опыта ремесленника, его личной инициативы.

Круг общения горожанина, а следовательно, и его кругозор были значительно шире, чем у сельского жителя.

Ремесленные изделия, полученные в результате обмена, являлись носителями информации о новых технических приемах и технологиях.

Развитие торговли вело к необходимости совершенствования знаний в области математики, этнографии, мореплавания, строительного дела и т. п. Все это — область конкретного, практического знания.

Обратите внимание

Особенно велика была роль торговли в установле-
нии и развитии связей с культурами других народов, во взаимном обмене культурными достижениями.

Именно городская культура воплощала все новое, прогрессивное в средневековой культуре вообще. .

Материал создан: 30.04.2016

Источник: http://iamruss.ru/osnovnye-cherty-russkoj-srednevekovoj-kultury/

История средних веков — Записи по литературе

Термин «средние века» сравнительно новый. Он был введен историками-гуманистами XVI—XVII вв., заимствовавшими его в свою очередь у гуманистов-филологов, деливших латинский язык на древний, средний и новый (новый в смысле тогдашнего времени —Ренессанса, или Возрождения). Окончательно эта терминология утвердилась в XVIII в.

Средняя, или, как стали чаще называть, средневековая, история в разное время имела разные хронологические грани. Некоторые историки считали началом средневековья царствование Константина Великого (начало IV в.), а концом его — падение Константинополя в 1453 г. Историки XIX в. хронологическими границами чаще всего считали 476 г.— год падения Западной Римской империи и 1492 г.— год открытия Америки.

Марксистская периодизация всеобщей истории основана на совершенно иных принципах. В основе ее лежит представление о прогрессивной смене общественно-экономических формаций, которая происходит в результате ожесточенной классовой борьбы, завершающейся социальной революцией.

Человечество в своем историческом развитии проходило последовательно не¬сколько ступеней: первобытно общинный строй, рабовладельческий, феодальный и капиталистический. На смену последнему идет коммунизм, первая фаза которого — социализм уже полностью восторжествовал в нашей стране и успешно развивается в других социалистических странах.

Началом европейской средневековой истории является крушение Римской рабовладельческой империи, павшей в результате внутренних противоречий — кризиса рабовладельческого хозяйства, крайнего обострения классовой борьбы, ослабления и распада экономических и политических связей Италии и ее провинций— и внешних — массового нашествия варваров, завоевавших империю и образовавших на ее территории ряд варварских королевств. Эти королевства, образовавшиеся в V—VI вв. н. э., явились зародышами средневековых западноевропейских государств. Концом средневековья в марксистско-ленинской литера¬туре принято считать XVI и первые десятилетия XVII в., период глубокого разложения феодализма и формирования элементов капиталистического строя, что было связано также с резкими социальными, политическими и культурными переменами, характерными для Западной Европы этих веков. Английская революция 40-х годов XVII в., первая крупная буржуазная революция в Европе, составляет грань между историей средних веков и новым временем и вводит в курс новой истории.

История средних веков как период господства феодального способа производства. История средних веков есть история более чем тысячелетнего периода, когда народы Западной и Восточной Европы, равно как и народы Азии и Северной Африки, переживали особый этап в своем общественном развитии — феодализм.

Читайте также:  Послевоенное экономическое развитие, научно-технический прогресс и общественные движения

Если истории древнего мира в основном соответствуют первобытно общинная и рабовладельческая формации, если содержанием новой истории являются становление, расцвет и последующий упадок капиталистического строя, то средние века связаны с развитием феодальной формации.

Становление феодального строя, его расцвет и, наконец, его разложение и упадок составляют социально-экономическое содержание средневековой Истории; феодальный способ производства лежит в основе всей жизни средневекового общества. Основоположники марксизма-ленинизма в своих работах не раз давали характеристику феодального способа производства. Противопоставляя феодализм капитализму, В. И.

Важно

Ленин указывал на четыре характерные черты феодального способа производства: I) господство натурального хозяйства; 2) мелкое производство как основа феодального производства, причем в отличие от капитализма трудящийся не отделен от средств производства, а органически связан с ними; 3) внеэкономическое принуждение, при котором помещик принуждает крестьянина отдавать ему часть продуктов (оброк) или работать на своей, господской земле (барщина); 4) низкий, примитивный уровень техники, обусловленный мелким производством '. Феодальный способ производства носит прогрессивный характер по сравнению с предшествовавшим ему строем.

Основой феодального способа производства является собственность феодала на главное средство производства того времени на землю. Класс крупных землевладельцев — феодалов — является господствующим классом в феодальном обществе.

Классом основных производителей феодального общества являются крестьяне, которые живут на земле помещика — феодала и находятся от него в личной крепостной зависимости, не имея права покинуть без его разрешения территорию поместья. Крепостной крестьянин подвергается систематической эксплуатации со стороны земельного собственника — феодала.

Своим трудом и собственным инвентарем крестьянин обрабатывал барскую запашку, урожай с которой целиком поступал феодалу.

Если барщина была по тем или иным причинам незначительной или совсем отменялась (в более поздний период средневековья), крестьяне платили оброк — натуральный, в виде продуктов, или денежный.

Три вида феодальной ренты — отработочная, продуктовая и денежная — были тремя главными формами феодальной эксплуатации на протяжении всего средневековья, последовательно сменявшими друг друга, порой координировавшимися друг с другом. Правовое положение крепостного крестьянина было лучше положения раба.

В отличие от рабовладельца феодал не имел права убить крепостного. С переходом к денежной ренте постепенно исчезло прикрепление крестьянина к земле.

Само экономическое положение средневекового крестьянина существенно отличалось от положения раба.

Совет

Крестьянин в феодальную эпоху был самостоятельным мелким производителем Он владел земельным участком — наделом, который ему предоставлял феодал п который фактически переходил по наследству от отца к сыну; у крестьянина был собственный дом, двор, рабочий скот и различный, хотя и весьма примитивный, инвентарь земледельческих орудий.

Крестьянин имел свое хозяйство, чего не имел античный раб (если последний обзаводился таким хозяйством, то это было или признаком уже разложения рабовладельческой системы, или доказательством еще ее неразвитости, если дело шло о начальном периоде рабовладельческого строя); Наличие собственного хозяйства у крестьянина, связь его со средствами производства, возможность сохранения какой-то доли прибавочного продукта (за вычетом основной его части, следовавшей феодалу в качестве ренты) создавали для средневекового крестьянина известную заинтересованность в производстве. Это обстоятельство и составляет главное преимущество феодальной экономической системы по сравнению с предшествовавшей ей рабовладельческой; благодаря этому обеспечивалось более широкое и более быстрое развитие производительных сил в ионом (по сравнению с рабовладельческим), феодальном обществе, в недрах которого в дальнейшем смогли развиваться элементы капиталистического строя, являвшегося в свою очередь более прогрессивной эпохой по сравнению с феодализмом.

Хронологические рамки основных стадий развития средневекового общества и государства. История средних веков делится обычно на три больших раздела:

1)    Раннее средневековье — с Ун приблизительно до середины XI в.— время формирования феодального строя, образования феодального поместья — этой основной экономической клетки феодального общества, формирования феодального сословия п так называемой феодальной иерархии, распространения на всю Западную Европу влияния католической церкви как основной идеологической силы в средневековой Европе.

2)    Расцвет средневековья — середина XI—XV в, время не только полного развития феодального способа производства в деревне, но и развития успехов средневековых городов с их цеховым ремеслом и особым городским общественным строем, характеризующимся ранним освобождением городов из-под власти феодалов, образованием так называемых вольных городов или городов-республик. В противоположность политическом раздробленности первого периода средневековья для второю периода характерно образование централизованных крупных государств, сопровождающееся усилением авторитета королевской власти и возникновением сословно-представительных учреждений, образованием так называемых сословных монархий. Мощные крестьянские восстания, возникающие на почве начавшегося разложения феодализма, потрясают западноевропейское общество в XIV и XV вв., часто переплетаясь с движением низших, плебейских элементов города.

3)    Позднее средневековье — XVI в. и первая половина XVII в.

— время разложения феодализма и вызревания в его недрах элементов капитализма; период так называемого первоначального накопления капитала, сводящегося в основном к отделению самостоятельного производителя от средств производства, т. е.

к экспроприации средств производства у трудящихся; эпоха европейской реформации, период еще более бурных по сравнению с XIV и XV вв. крестьянских восстаний (крестьянские войны) и ранних буржуазных революций.

Главной политической формой государства этого периода в Европе был абсолютизм, опиравшийся на дворянство, которое было заинтересовано в усилении центральной власти для подавления борьбы народных масс, и находившийся также в союзе с буржуазией, еще недостаточно окрепший для того, чтобы захватить власть непосредственно в свои руки.

Значение средних веков в истории человечества. Когда-то

буржуазные историки (например, французские историки кануна французской революции XVIII в.) относились к истории средних веков с полным пренебрежением. Средневековье казалось им временем сплошного «варварства», «невежества», «фанатизма». Отношение к истории средних веков изменилось после французской революции.

Обратите внимание

Историки так называемой «романтической» школы, имевшей в первой половине XIX в. представителем во всех странах Европы, наоборот, смотрели на средневековое общество как на идеальное общество, представлявшее собой противоположность «испорченному», «цивилизованному», «новому» обществу.

В эпоху империализма преклонение перед средневековьем нашло свое выражение в произведениях фашистских «историков», восторгавшихся сословностью, воинственностью господством грубой физической силы и прочими чертами средневекового военно-феодального строя, Объективная, правильная оценка средневековья возможна только с точки зрения марксистско-ленинской методологии.

Марксизму-ленинизму чужда какая-либо идеализация средних веков, Острые классовые противоречия, жестокая крепостническая эксплуатация, бесправие трудящихся масс, многовековая культурная отсталость и слабое развитие науки, несомненно, характеризуют средние века.

Но вместе с этим марксизм отмечает, что по сравнению с античным рабством средние века были прогрессивной ступенью в поступательном развитии общества. Общественные условия при феодализме были более благоприятны для роста производительных сил, а следовательно и для развития культуры, чем при первобытно общинном и рабовладельческом строе.

Расцвет городов во второй период средневековья, ослабление, а местами исчезновение крепостного права уже в XIII— XIV вв.

(в передовых странах Западной Европы), усиление торговых связей европейцев с Востоком, стремительный выход их на океаны с конца XV и в XVI в. наглядным образом свидетельствовали об экономическом росте Европы.

Разложение феодализма подготовило в недрах феодальной формации элементы новой, более прогрессивной капиталистической формации, создавшей в дальнейшем предпосылки для возникновения социализма.

Читайте также:  Отражение агрессий с запада. александр невский

История западноевропейского средневековья интересна и в другом отношении. Она знакомит нас с конкретной историей зарождения и национального формирования современных европейских народов.

Французы, англичане, немцы, испанцы, итальянцы и другие современные народы Европы со всеми их национальными чертами и особенностями правильно могут быть поняты лишь при условии знакомства с их первоначальной историей, которая приходится как раз на средние века.

Важно

Это же нужно сказать и в отношении восточных, западных и южных славянских народов: русских, чехов, поляков, болгар, сербов и др.

Феодализм в странах Востока. Еще в первой половине и даже в середине XIX в. среди буржуазных историков Европы существовало мнение, что феодализм (понимаемый ими к тому же главным образом как политическая форма) есть явление исключительно европейское, точнее западноевропейское.

Даже в отношении русской истории и истории западнославянских стран высказывалось мнение, что здесь также не было никакого феодализма. Более тщательное изучение фактов истории стран Востока, а также истории России и славянских стран постепенно заставило наиболее передовых буржуазных историков отказаться от этого ошибочного воззрения.

Марксистская историография считает, что законы развития общественно-экономических формаций имеют всеобщее значение, что все народы мира проходят через те же фазы исторического развития, хотя и со своими особенностями, и в разное время.

Поэтому и феодализм марксистская историческая наука не может рассматривать как исключительно европейское или даже исключительно западноевропейское явление. Уже К. Маркс и Ф. Энгельс в своих работах не раз указывали на конкретные черты феодальных отношений различных стран Востока.

Особенно большую роль в освещении истории средневекового Востока как истории феодального периода со всеми его типичными и характерными чертами сыграли работы советских востоковедов, а также новейшие труды историков самих восточных стран (арабские государства, Индия страны Дальнего Востока). Советские востоковеды и ученые восточных стран, в частности, выяснили раннее зарождение феодализма на Востоке, который по времени оказался тем и более длительным, чем тот же общественный строй на Западе. Феодальные отношения продолжали существовать почти нетронутыми в подавляющем большинстве восточных стран даже и во второй половине XVIII в. и в течение XIX в. Причем феодализм в странах Востока имел ряд особенностей по сравнению с европейским. Из этих особенностей восточного феодализма необходимо отметить прежде всего две своеобразные черты.

Первой такой чертой являются значительные пережитки рабовладельческого строя в условиях восточного феодализма. Наличие известного количества рабов, составлявшего часто довольно значительный процент трудового населения той или иной восточной страны, позволяет говорить о длительном сохранении определенного рабовладельческого уклада в восточном феодализме.

Другая черта восточного феодализма — это своеобразие феодальной земельной собственности на Востоке в средние века.

Совет

В отличие от Европы, где феодальная собственность уже в первые столетия средневековья получила частный характер и где крестьяне в подавляющей массе зависели от землевладельцев-феодалов, в ряде стран Востока до самого позднего средневековья земля принадлежала феодальному государству в лице его главы — того или другого государя.

Крестьяне в таком случае оставались на положении крепостных государственных крестьян, плативших феодальную ренту — налог — непосредственно государству и управлявшихся непосредственно государственными чиновниками. Однако рядом с государственной собственностью в странах Востока существовала и развивалась за счет государственного землевладения и частная феодальная собственность.

Борьба этих двух видов феодального землевладения проходит через всю историю средневекового Востока. Она обнаруживает внутренние противоречия среди различных слоев господствующего класса феодалов, из которых каждый боролся за более удобные для него формы земельной собственности и способы эксплуатации зависимого крестьянства.

Само крестьянство также не оставалось безразличным к этой борьбе за формы земельной собственности. Многочисленные массовые крестьянские движения, происходившие на Востоке в средние века, оказывали также влияние на эволюцию земельной собственности, способствуя ликвидации или по крайней мере ограничению и видоизменению той формы землевладения, которая в конкретных условиях отдельной страны была для народных масс наиболее тяжелой.

Источник: https://xn—-8sbzdfdkkigfrhec4km.xn--p1ai/razdely/literatura/istoriya-srednikh-vekov

Особенности русского феодализма

 

Дисциплина:
История экономики
 

Тема:
Особенности русского феодализма
    
 

     Введение………………………………………………………………..…3

     Возникновение феодализма на Руси……………………………………..4

     Особенности феодализма……………………………………………..….5

     Заключение…………………………………………………………..……17

     Список 
используемой литературы……………………………………… 19

     
Введение

 

     Феодализм — это классово антагонистическая 
формация, сменившая рабовладельческий 
строй в большинстве стран, в 
т.ч. и у восточных славян, — первобытнообщинный строй. Основными классами феодального общества являлись феодалы-землевладельцы и зависимые крестьяне.

Наряду с феодальной собственностью существовала единоличная собственность крестьян и ремесленников на орудия труда и продукты частного хозяйства, основанного на личном труде.

Это создавало заинтересованность непосредственно производителя в повышении производительности труда, что определило более прогрессивный характер феодализма по сравнению с рабовладельческим строем. Феодальное государство существовало преимущественно в форме монархии. Крупнейшим феодалом – землевладельцем была церковь.

Классовая борьба наиболее резко проявлялась в крестьянских восстаниях и войнах. В России феодализм господствовал в 9-19вв. Крестьянская реформа 1891г. отменила крепостное право, но остатки феодализма были уничтожены лишь Октябрьской революцией в 1917г.

     
Возникновение феодализма на Руси

 

     « Начало российской истории (862—879гг.), — пишет Н.М. Карамзин в книге «История государства Российского» —  представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно 
уничтожают свое древнее народное правление 
и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями.

Везде 
меч сильных пли хитрость честолюбивых вводили самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи); в России оно утвердилось с 
общего согласия граждан—так повествует наш летописец: и рассеянные племена 
славянские основали государство, которое 
граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира.

     Варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения 
и насилия, брали дань легкую и 
наблюдали справедливость.

Бояре 
славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастие, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и славяне убежденные—так говорит предание,—советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов. Нестор пишет, что славяне новгородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам — руси, сказать им: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет — идите княжить и владеть нами.» Братья — Рюрик, Синеус и Трувор согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро в область финского народа веси, а Трувор в Изборск, город кривичей. Часть С.-Петербургской, Эстляндской, Новогородской и Псковской губерний была названа тогда Русью, по имени князей варяго-русских.

Обратите внимание

     Через два года, по кончине Синеуса и Трувора, старший брат Рюрик, присоединив их области к своему княжеству, основал российскую монархию.

«Таким образом вместе с верховною княжескою властию утвердилась в России, кажется, и система феодальная, поместная, или удельная, бывшая основанием новых гражданских обществ в Скандинавии и во всей Европе, где господствовали народы германские…»

     В своем изложении истории России Н.М. Карамзин продолжил просветительскую концепцию ее прогрессивного развития в едином контексте с другими 
европейскими странами. Отсюда его 
мысль о существовании на Руси «Системы Феодальной», которую он продолжал 
под названием «Уделов» до начала 14в. В то же время он рассматривал историю России и как особый объект исторического изучения, обладающий национальными особенностями.

     Особенности феодализма

 

     Феодальное 
государство представляет собой 
организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правового положения 
крестьян.

Читайте также:  Причины, итоги и хроника смутного времени

В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного 
преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в 
других оно образуется как непосредственный результат возникновения и утверждения 
частной собственности, появления 
классов, минуя рабовладельческую 
формацию (как например, у германских и славянских племен).

     В основе производственных отношений 
феодализма лежит собственность 
феодала на главное средство производства — землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина.

     Феодальная 
поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах: княжеский 
домен и вотчинное землевладение.

     Княжеский домен, т.е. комплекс населенных земель, принадлежащих непосредственно главе государства, главе династии.

Такие же владения появляются у братьев великого князя, у его жены, у других княжеских родственников. В XI в.

таких владений было еще не много, но их возникновение знаменовало наступление новых порядков, основанных на зарождении земельной собственности и появлении зависимых людей, живущих и работающих на земле, принадлежащей уже не им, а господину.

     К этому же времени относится образование 
собственных земельных владений, личных больших хозяйств бояр и дружинников.

Важно

Теперь же, с созданием единого 
государства в руках близких 
к князю бояр, старшей дружины, а также рядовых или младших 
дружинников, бывших оплотом военной 
силы князей, появилось больше возможностей для присвоения как населенных крестьянами 
земель, так и пустующих участков, которые, заселив, можно было быстро превратить в процветающие хозяйства.

     Одним из путей обогащения древнерусской 
верхушки стало предоставление великими князьями в первую очередь — местным 
князьям, а также боярам права 
на сбор дани с тех или иных земель. Мы помним, что свою дань с древлян 
собирал видный деятель времен князей Святослава, Игоря и Ольги, знаменитый воевода Свенельд. Эти земли с правом сбора с них дани давались князьям и боярам как бы в кормление. Это было средством их содержания и обогащения. Позднее в разряд таких «кормлений» перешли и города. А далее вассалы великого князя передавали часть этих «кормлений» уже своим вассалам, из числа собственных дружинников. Так зарождалась система феодальной иерархии. Слово «феод» (от лат. «feodum») означает наследственное земельное владение, которое сеньор жаловал своему вассалу за разного рода службу (военное дело, участие в управлении, судопроизводстве и т.д.). Поэтому одной из главных черт феодализма как системы является наличие отношений между сеньором и вассалом на многих уровнях. Такая система как раз и зарождалась на Руси в XI—XII вв. В это время появляются первые вотчины бояр, воевод, посадников, старших дружинников.

     Вотчиной (или «отчиной»)
называлось земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежащие владельцу на правах полной наследственной собственности.

Однако верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отнять ее у владельца за преступления против власти и передать ее другому лицу. К концу XI—XII в.

многие младшие дружинники также обзаводятся своими земельными владениями.

     С XI в. отмечены и появления церковных земельных владений. Великие князья предоставляли эти владения высшим иерархам церкви церквам.

     С течением времени правители стали 
жаловать своим вассалам не только право владения землей, но и право 
суда на подвластной территории.

По существу, населенные земли попадали под полное влияние своих господ:— 
вассалов великого князя, которые затем 
жаловали часть этих земель и часть 
прав на них уже своим вассалам.

Выстраивалась эдакая пирамида власти, в основе которой лежал труд работающих на земле крестьян, а также живущего в городах ремесленного люда.

     Но 
по-прежнему на Руси многие земли оставались еще вне притязаний феодальных владельцев. В XI в. эта система лишь появлялась.

Совет

Огромные пространства были заселены свободными людьми, жившими в так называемых волостях  над которыми был лишь один хозяин — сам великий князь как глава государства.

И таких свободных крестьян-смердов, ремесленников, торговцев было в то время в стране большинство.

     Что представляло собой феодальное хозяйство 
какого-нибудь крупного боярина, который 
сам жил на своем богатом дворе 
в Киеве, находился на службе близ самого великого князя и лишь изредка 
наезжал в свои сельские владения?

     Деревни, населенные крестьянами, пахотные земли, луга, огороды самих крестьян, хозяйственные 
земли, принадлежащие владельцу 
всей этой округи, в состав которых 
также входили поля, луга, рыбные ловли, бортные леса, сады, огороды, охотничьи угодья, — все это 
составляло хозяйственный комплекс вотчины.

В центре владений находился господский двор с жилыми и хозяйственными постройками. Здесь были хоромы боярина, где он жил по время приезда в свою вотчину.

Княжеские и боярские хоромы как в городах, так и в сельской местности состояли из терема (высокого деревянного здания — башни), где находились отапливаемое помещение — изба, «истобка», а также холодные горницы — повалуши, летние спальни — клети. Сени соединяли избу и летние неотапливаемые помещения, примыкающие к терему.

В богатых хоромах, в том числе в княжеских дворцах, на городских боярских дворах была еще гридница — большая парадная горница, где хозяин собирался со своей дружиной. Иногда для гридницы строилось отдельное помещение. Хоромы не всегда представляли собой один дом, нередко это был целый комплекс отдельных зданий, соединенных переходами, сенями.

     Дворы богатых людей в городах и 
в сельской местности были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами.

Обратите внимание

На дворе же находились жилища господского управителя — огнищанина (от слова «огнище» очаг), тиуна (ключника, кладовщика), конюхов, сельских и ратайных (от слова «орать» — пахать) старост и других людей, входящих в состав управления вотчины. Неподалеку располагались кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погребы, медуши.

В них хранились зерно, мясо, мед, вино, овощи, другие продукты, а также «тяжкий товар» — железо, медь, изделия из металла. В хозяйственный сельский комплекс вотчины входили поварня, скотный двор, конюшня, кузница, склады дров, гумно, ток.

     От 
конца XI в. до нас доходят сведения о княжеских и боярских замках, которые представляют собой центры вотчинных владений и являются настоящими крепостями, напоминающими английские и французские баронские земли. Замки моги быть трехъярусными, с тремя высокими теремами. В нижнем ярусе находились печи, жилье для челяди, клети для всяких запасов.

Во втором ярусе располагались княжеские хоромы. Здесь были выстроены широкие сени для летних сборов и пиров, рядом находилась гридница, где могли поместиться за столами до ста человек. Около дворца могла быть срублена небольшая церковь с кровлей, крытой свинцовыми листами. Замки были приспособлены для мощной и долговременной обороны.

Вдоль их стен, кроме клетей с припасами, стояли вкопанные в землю медные котлы для горячей смолы, кипятка, которые опрокидывали на врагов, идущих на приступ стен крепости. Из дворца, из церкви, а также от одной из клетей в стене шли подземные ходы, уводившие в стороны от замка. В тяжкий час по этим глубоким, скрытым от неприятеля ходам можно было тайно покинуть замок.

В таком замке его хозяин и 200—250 человек защитников могли продержаться только на своих припасах более года. А за стенами замка шумел многолюдный город, где жили торговцы и ремесленники, холопы, разная челядь, стояли церкви, кипел торг. Здесь было все, что нужно, для существования княжеской семьи.

     Феодальное 
владение, кроме своей вассальной подчиненности, имело еще одну характерную 
черту. Оно было неотделимо от труда 
зависимого населения. На господской земле, будь это земли князя, бояр, дружинников, церковных собственников, трудились 
жители сел и деревень, на которые 
распространялась владельческая власть феодала.

За право пользоваться собственными участками пахотной земли, лугами, лесами, реками, которые были отданы великим 
князем своему вассалу со всеми правами 
на эти территории, они должны были платить владельцу земли определенные платежи натурой. Дело в том, что 
торговое и денежное обращение в 
сельской местности было еще не развито 
и хозяйство являлось натуральным, т.е.

Важно

оно потребляло в основном то, что производило. Вот эту «натуру» — зерно, пушнину, мед, воск и другие продукты жители и должны были предоставлять 
в виде платежей своему господину.

Они 
также обязаны были исполнять 
подводную повинность — предоставлять по требованию господина телеги летом и сани зимой, запряженные лошадьми, исполнять различные работы, связанные с починкой дорог, мостов и т.д. Все обязанности, которые ранее население выполняло на великого князя, на государство, теперь выполнялись на нового господина — боярина, дружинника, церковь, монастырь.

Источник: http://stud24.ru/history/osobennosti-russkogo-feodalizma/144807-424814-page1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector