Эпоха казачества в украинской историографии

Казачество в истории украины-1

yadocent

Историческая судьба Украины сложилась таким неблагоприятным образом, что большей частью эти земли и проходящие на них процессы находились на периферии общемировых.

В тех же случаях, когда здесь имели место действительно серьезные события международного значения, украинцы оказывались несамостоятельным в государственном плане элементом, тяготеющим к тому или иному державному центру.

Так формировался национальный комплекс неполноценности, а вместе с ним и желание доказать, что «мы — не хуже всех».

Обратите внимание

В итоге возникали мифы и легенды, весьма расцветившие историю Малороссийских земель, сильно тешившие национальное самолюбие, но имевшие мало общего с реальной действительностью. Наиболее распространенный героический эпос, растянутый в веках, — это история запорожского казачества, неверно называемого «украинскими».

Классическая работа советского историка Владимира Голобуцкого «Запорожское казачество» (1957), переизданная в дополненном виде на украинском языке в 1994 (уже после смерти автора), несмотря на некоторую устарелость, остается недостижимой вершиной историографии.

Ибо сегодняшняя украинская историческая наука жестко поставлена на службу государства по формированию «державнических концепций» и «патриотическому воспитанию», поэтому является крайне ангажированной.

Наглядным примером можно, например, считать изданный Киево-Могилянской академией двухтомный фолиант «Історія українського козацтва» (2006), весьма неудачно скомпонованный, ввиду чего довольно сложно в нем вычленить последовательную историю казачества.

Поскольку средневековая попытка получения Украиной государственной самостоятельности связана именно с казацкими восстаниями и Освободительной войной ХVII в, казачество рассматривается как ядро украинской державности, а Запорожская Сечь – как зародыш государства. Эта концепция, начатая дискуссией В.Смолия и А.

Гуржия в «Українському історичному журналi» еще в начале 90-х годов ХХ века (1990-1993), привела с течением времени к усвоению точки зрения диаспорных ученых (А.Оглоблин, Н.Полонская-Василенко и пр.) про «українську державницьку традицію, відновлену Богданом Хмельницьким» и канонизировала тезис о так называемой «Украинской национальной революции ХVІІ ст.

» и «Казацкой гетманской державе», которая ставилась вровень, например, с Англией времен буржуазной революции. Идеализация казачества особенно характерна как для дореволюционной (до 1917), так и для современной (с 1991) украинской историографии. Старательно изучаются биографии гетманов, причем преимущественно тех, чия деятельность носила антироссийский характер – Мазепы (С.Павленко, Т.Яковлева), Орлика (В.Матях), Выговского (Е.Апанович), Полуботка (В.Кононенко). Выходят также сборники биографий (Апанович, Т.Чухлиб, В.Замлинский, А. и М.Урывалкины, А.Реент и И.Коляда).

Национальные писатели-публицисты в порыве патриотических чувств расписывают Запорожскую Сечь как идеал и оплот демократии и очаг борьбы за независимую Украину. Отождествляя всех казаков без исключения с «украинцами», на этом основании рисуют карты «Этнографических границ Украины», включающие Кубань, Дон, Ставрополье, Воронежчину.

Однако реальная история весьма далека от этих идеалистических схем.

Задача объективного освещения происхождения, деятельности и роли казачества в исторических процессах, проходивших на малороссийских землях в средневековье, не решена до сих пор.

Важно

И вряд ли может быть решена в условиях крайней идеологизированности вопроса и весьма противоречивого характера исследуемого объекта.

Историю казачества на Украине принято отсчитывать с 1489 года (во времена «перестройки» и «национального возрождения» был пышно отпразднован 500-летний юбилей его возникновения).

Хотя даже сам основатель самостийнической школы Михаил Грушевский считал, что это «первое упоминание» у Мартина Бельского неаутентично и настаивал на дате 1492, указывая, что более ранние известия «кажуть про козаків неукраїнських, або ex post прикладають ім’я козаків до українських вояків» [1].

Дмитрий Яворницкий относит первое документальное свидетельство об украинских казаках к уставной грамоте великого князя Литовского Александра 1499 года [2]. При этом отметим, что на территории России (под Рязанью) «казаки» упоминаются гораздо раньше – в 1444 году [3].

Да и вплоть до середины ХVІ века “козацтво” было лишь образом жизни, техническим названием постоянной партизанской степной войны против татар. Этим занималась и польско-литовская шляхта, и мещане из приграничных городов Речи Посполитой и вольные русские уходники-хуторяне.

Напомним, что «Летописное повествование о Малой России» Александра Ригельмана весьма подробно описываетотличия малороссиян (украинцев) от запорожских казаков: «Сечевские козаки… сделали на Днепре засеку и в ней поставили шалаши великие, назвав их куренями и жить стали… каждый по склонности промысла своего в рыбе, звере и меду изобильствовал… многими своими самовольствами, безчиниями, бунтами и разбоями так имя свое оскаредили… храбрость оную в бунтовское свирепство обратили, ибо у себя самих непрестанные делали смущения междуусобием и часто себя убивали, от чего кошевой и старшина в великом страхе всегда были… При всем оном два устава, которые имели Запорожье: безженное житье да жестокое наказание домашним татем… Сии козаки везде грубы были. Напротив того украинские черкасы или малороссийский народ, как-то шляхетство, козаки и посполитые, ведут жизнь свою весьма инако. Они имеют порядочное селение в городах, местечках, селах и хуторах, производят хлебопашество, посев огородный, сады и багчи, делают всякое художество, ремесло и торги… В обхождении приятны и ласковы… Сей народ веселого нрава, любит музыку и прочие веселости. Они почти все плясать по-польски, а паче по своему черкаскому умеют» [4].

Лучший знаток украинского казачества, историк и археолог Яворницкий писал о его возникновении: «В 1469 году многочисленное татарское войско, создавшееся за Волгой из беглых разбойников и изгнанников и назвавшееся казаками, прошло от Волги за Днепр и опустошило Подолию» [5]. Тюркское происхождение самого слова «казак» (так же как и «байрак», «башмак», «майдан», «отаман») общеизвестно.

На протяжении первых 100 лет существования Запорожская Сечь и ее обитатели весьма мало беспокоились о воплощении в жизнь сколь-нибудь масштабных проектов, отдавая предпочтение набегам на Крым и Турцию с целью банальной наживы, или, выражаясь политкорректно, — добычи средств к существованию.

То есть речь шла о привычном для средневековья пиратстве (морском и сухопутном), которое в описываемые времена было сродни современному профессиональному спорту, то есть — рискованным, травмоопасным и порой даже смертельным занятием, но в случае успеха – весьма доходным и избавляющим от необходимости изнурительного труда на пашне или в ремесленном цеху.

Естественно, что в данной анархической вольнице не могло зародиться ни гражданское чувство, ни государственное начало, подразумевающее повседневную дисциплину, субординацию, ответственность и чувство долга перед окружающими.

Совет

Генрих Красинский в книге «Казаки Украины» (Нью-Йорк, 1985) справедливо отмечал, что запорожцев «можно сравнить…

с их современниками, знаменитыми флибустьерами XVІІ века» [6]. Не менее интересно описывал их житие знаменитый французский просветитель Вольтер: «Украина – это земля запорожцев – самого странного народа на свете. Это шайка русских, поляков и татар, исповедывающих нечто вроде христианства и занимающихся разбойничеством; они похожи на флибустьеров.

Они выбирают себе начальника, часто свергают и даже убивают его; они не терпят возле себя женщин, но крадут детей верст на сто кругом и воспитывают их в своих обычаях. Летом они всегда в походе, а зимой спят в обширных сараях, в которых помещается четыреста–пятьсот человек. Они ничего не боятся, живут свободными, идут на смерть из-за самой мелкой выгоды» [7].

Действительно, образ жизни, нравы, обычаи и тактика морских операций запорожских казаков и корсаров Вест-Индии имеют много общего. Свои разбойничьи рейды на Черное море запорожцы осуществляли на так называемых «чайках» — парусно-гребных судах, которые строились на Сечи. Это романтическое название происходит от итальянского «saіcca» или болгарского «шайка» — пиратский корабль.

Пытаясь как-то организовать эту стихию Польские короли начали в 70-х гг XVI века учреждать «реестры» (проще говоря, ведомости на выдачу жалования), превращая «вольных пиратов» в подобие наемных каперов. Естественно, что все первые казацкие военачальники – «гетманы» были поляками.

Достаточно просто перечислить имена: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Зборовский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пырский и т. п. Английский историк Э.Карр, автор фундаментальной 14-томной «Истории Советской России», считал поляком и самого Богдана Хмельницкого [8].

Знаменитый сподвижник «батька Хмеля» полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий. Другой соратник – киевский полковник Михаил (он же Станислав) Кричевский, погибший в 1649 в бою с литовцами. Многие историки, например Н.И.

Костомаров, писали о польском происхождении Мазепы, чье полное имя звучит так: Ян Стефанович Мазепа-Колединский.

Ура-патриотические заявления украинских историков типа В.

Обратите внимание

Сергийчука: «Походы на море были вызваны к жизни необходимостью защиты отечества — и это следует подчеркнуть,— а не грабительскими намерениями, как это иногда представляют отдельные исследователи» [9] имеют демагогический характер. Анализ многочисленных исторических документов XVІ — первой половины XVІІ вв.

свидетельствует о том, что в ранний период своей истории запорожские казаки руководствовались, прежде всего, своими корпоративными, а не национальными интересами. И это естественно, ведь их община была весьма пестрой в национальном отношении. Подробный анализ Реестра 1649 года, сделанный еще в 1978 советскими учеными, показывает большой интернационализм казацкого сословия.

Помимо значительного количества русских, украинцев, белорусов и поляков здесь нашлись сотни молдаван, сербов, болгар, десятки турок, татар, венгров, греков, чехов, немцев, шведов, латышей, албанцев, евреев, цыган, армян, грузин, черемисов [10]. По новым данным, к середине XVII в.

национальный состав Войска Запорожского Низового был таков: славяне (русские, украинцы, белорусы) – 34,2 %; азиаты (турки, татары) – 27,4 %; кавказоиды (армяне и др.) – 17,4 %; средиземноморские народы (евреи, греки и др.) – 21 % [11]. Анализ одного из первых Реестров 1581 года, проделанный немецкими учеными С.Любер и П.Ростанковски, дает такой состав: выходцы с Украины – 45%, из Беларуси – 40%, из России – 10%, попадаются также представители Польши, Молдавии, Крыма, Литвы, Сербии [12]. Яворницкий указывал: «в Сичи можно было встретить всякие народности, чуть ли не со всего света выходцев, как-то: украинцев, поляков, литовцев, белорусов, великорусов, донцев, болгар, волохов, черногорцев, татар, турок, жидов, калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан» [13]. Польский посол Л.Пясочинский в 1601 г. сообщал, что среди запорожцев были «и поляки, и московиты, и волохи, и турки, и татары, и евреи, и вообще люди всякого языка» [14].

В целом казачество в качестве коллективного выразителя национальных интересов начало восприниматься только с конца XVI века — с момента заключения Брестской унии 1596 г., которая поставила православных в положение угнетаемого меньшинства.

Этим бездумным актом Польское государство, само того не желая, способствовало первоначальной консолидации жителей «всходних кресов» в единый этнос, осознанию ими себя некой общностью.

А запорожцы, как ее вооруженный и организованный авангард, начали подумывать не только о том, как выбить из Варшавского круля зарплату побольше, но и о более высоких материях.

Под давлением властей малороссийская шляхта постепенно денационализировалась.

В условиях средневековья, когда единственной формой идеологии была вера, переход в другую религиозную конфессию означал потерю национальной идентичности. Усваивая польский язык, культуру, способ жизни, феодалы Малороссии превращались в поляков. Таким образом, возникающая украинская народность лишалась своей ведущей прослойки – знати.

Важно

Но ее место со временем занял новый социальный слой более демократического происхождения – казачество. Практически с самого начала оно формировалос как категория людей, стоящих вне рамок феодальных сословий. Казаки, соединяя шляхетство и поспольство, давали новое качество. Отсюда – широкая социальная база (шляхта, мещане, крестьяне, даже духовенство).

Вопреки утверждениям некоторых национально ангажированых историков, “козацтво” не является чисто украинским, “исключительным”, “самобытным феноменом”. Аналогичный отток подвижной (“пассионарной” по Л.Гумилеву) части населения на вольные южные земли в ХV в.

происходил и в России, о чем упомянул в одной из работ даже сам Карл Маркс [15]. Организации, подобные Запорожской Сечи, существовали, например, в Чехии (гуситский Табор), Хорватии (граничары). О.

Субтельный даже сравнивает казаков с американскими ковбоями как олицетворением национального самосознания.

Поскольку Запорожская Сечь являлась своеобразной формой квази-державы, существующей в деформированных условиях перманентного военного положения, примитивного экономического сектора и весьма пестрого этнического состава, объединяющим началом, кроме образа жизни, выступала разве что православная вера. Это, в свою очередь, способствовало регулярным обращениям «к царю великому восточному православному… служить своими головами попрежнему».

(окончание следует)

Источник: https://yadocent.livejournal.com/841606.html

Возникновение и генезис украинского казачества – История Украины Библиотека русских учебников

Главная История История Украины Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Одним из самых знаменитых периодов в истории Украины была казацкая эпоха

Казачеству как символа украинской истории, выразителю ее национального духа посвящено немало научных работ и популярной литературы. К этой теме обращались украинские. МИ. Костомаров,. ПО. Кулиш,. ВБ.

Читайте также:  Особенности развития российского капитализма

Антонов ич,. О. Апанович,. МС. Грушевский,. Чрезвычайно интересное описание казачества, его быта, обычаев дал в своей знаменитой трехтомных труде”История запорожских казаков”ДИ. Яворницкогоquot;. Д.І..

Яворницький.

Современные историки исследуют огромный пласт документов по истории казачества, архивы и музеи хранят и экспонируют реликвии той славной эпохи

Вопрос о происхождении казачества до середины XIX в оставалось мифом. Казацкие летописцы. Григорий и. Самойло. Величко выводили казаков от хазар или сарматов. Д балки -. Каменский, автор”исто ориы малой. России”в 1822 г писал, что казаки произошли от черкесов, что переселились с.

Кавказа на. Приднепровье. Действительно научным подходом к названным вопросам отличается труд. ВАнтоновича”исследований ие о казачества”, которая была опубликована в 1863 г. Антонович высказал взгляд, что казачество стояла в тесной связи с общественным, вечевым правительством древней.

Руси, и казацкие общины – это те же вечевой и общины, которые сохранились на. Киевщине и. Подолье под татарским и литовским господством в конце XV в.

Они сохранили свое вече, которое назвали советом, а их предводители, что когда-то назывались князьями, теперь стали гетманам князями, тепер стали гетьманами.

Совет

П. Кулиш в”Истории возсоединения. Руси”(1873), говоря о происхождении казачества, подчеркивал, что она была продуктом степной жизни,.

Казаки были воинами-добичникамы, они составляли ватаги под провод дом избранных атаманов и промышляли охотой и рыболовством.

Постоянная опасность приучила их хорошо владеть оружием и приспосабливаться к обстоятельствам степной борьбе с такими же как и они, добичникамы папы. РСК татарськими.

М. Грушевский в начале XX в также высказал свое видение проблемы возникновения казачества.

Он обобщил большое количество исторических трудов, синтезировал различные точки зрения, что и дало возможность выработать кон нцепцию, которая стала общепринятой в украинской исторической науке.

Грушевский отметил, что казачество, по сути, является старым бытовым явлением, вызванным соседством украинского народа с диким. Степаепом.

Она была результатом неустанной борьбы оседлого земледельческого народа с кочевым населением степи. Но казачество нельзя непосредственно выводить от аналогии жизни народа прошлых веков

Как отдельная общественная прослойка, со своим отдельным устройством, обычаями, организацией, казачество начала формироваться лишь в 16 в

Обратите внимание

Итак,. М. Грушевский считал главной причиной возникновения казачества необходимость защиты украинских земель от турецко-татарских набегов и колонизацию дикой степи, вызванной сугубо экономическим мы, хозяйственными причинами.

Опустошенные татарами бывшие земли. Киевской. Руси, лежали по. Днепру до самого. Крыма на юге были чрезвычайно плодородными привлекательными для земледелия и скотоводства, надзвич.

Ваше имущество богатыми на рыбу и зверя, приводило сюда целые артели охотников и рыбачаток.

Этих людей называли уходниками”Возвращаясь на зиму в свои дома и принося неоценимую добычу, заработанную трудом своих рук или отнятую от врага, – пишет.

ДДорошенко, – эти люди приносили с собой свободный дух степей, дух протеста против всякого принуждения, дух”произвола и не послушания”В глазах мирного жителя внутренних провинций эти люди выглядели скорее как некие свое свободные разбойники, чем. Обычн. Айни звероловы и рыболовы.

Этих людей уже в конце XV в умножились столько, что они состояли уже в отдельную общественную прослойку и имели свое особое название -“казакиему назву – “козаки”.

Ученые по разному датируют появление этого феномена истории. Однако большинство историков утверждают, что корни казачества достигают глубин XI-XIГ в. По мнению

О. Прицака слово”казак”впервые встречается в арабо-половецкой словаре 1245 г. и в половецком словаре”Codex Cumanicus”, составленном итальянцами еще в 1303 году, в смысле страж, конвоир р, воин. В XV веке это слово стали употреблять в отношении представителей татарского населения и по восточного славянства.

Важно

На наших землях слово”казак”утвердилось в понимании свободной независимого человека, одинокого воина, искателя приключений. Впервые на центральных украинских землях казаки упоминаются под 1489 г., когда они помогали догнать сыну польского короля догнать татарский отряд на. Брацлавщине.

В 1492 г к римский хан жаловался великому князю литовскому, что киевляне и черкасские разбили при устье. Днепра турецкий корабль и в ответ на это обещал потрясти казаков, а в 1499 г должны отдать десятину своей добычи, завоеванной под. Черкассами, киевскому воеводе.

Эти данные позволяют судить о ареал распространения казачества в конце XV в, что вин1 достигал. Средний. Поднепровье ' ст., що він1 сягав. Середнього. Подніпров'я.

В поисках воли украинские казаки продвигались все ниже по. Днепру и его южными притоками аж за небольшие пограничные заставы. Канева и. Черкасс.

На этих щедрых, но и опасных землях они организовува али уходи, есть охотничьи и рыболовные походы, а также занимались выпасом скота и лошадей.

Собственно во время этих длительных сезонных ис вглубь степи у них появляются первые элементы организацииії.

Среди экономических причин, кроме уходництво, можно выделить еще: желание избавиться феодальной зависимости; недостаток пахотных земель и необходимость колонизации свободных земель. Поднепровья и.

Дикого поля социо альные причины можно выделить следующие: усиление феодальной эксплуатации украинского населения со стороны литовских и польских магнатов и шляхты; юридическое оформление крепостного. Политические причины: стремление польской администрации привлечь казачество на службу для охраны южных границ от татарской угрозы; наступление на казацкие права и вольности.

Совет

Стратегические причины: постоянная опасность со стороны. Крымско го ханства и. Турецкой империи. Национальной причиной историки считают политику полонизации и наступление католической церкви на права православновної.

В казацких ряды вливались также поляки, белорусы, россияне, молдаване но подавляющее большинство составляли украинские.

По мере увеличения количества всех категорий свободных людей – уходники и в-земледельцев, мыслит ливцив, рыбаков, крестьян, искателей приключений и просто разбойников, на новых землях, теперь уже густо заселенных, начинает формироваться отдельная социальный слой – казачествао.

Свободные поселенцы – казаки создавали на новых местах и ??новую общественную организацию – казацкую общину

Основным источником казачества было местное поднепровское население, которое жило на территории южной Украины и среднего. Поднепровья. Кроме того казацкие ряды пополняли беглецы из. Галичины, западного. П. Подолье,. Волі.

Казачество в Украине формировалось из крестьян, мещан, которые шли на юг сначала с целью сезонного промысла, охоты, рыболовства, а затем объединялись и строили в. Диком поле небольшие защитные городка – прообразы января.

Каждый беглец считался свободным, он имел равные со всеми права, принимал участие в самоуправлении, пользовался угодьями. Но каждый обязывался охранять поселения и участвовать в военных похо одах.

Главными занятиями казаков были: организация походов против татар и турок, а также промыслы – охота, рыболовство, бортничество, скотоводство, добыча соли. Хлеб казаки покупали в обмен на свои о одукти.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/istoria/istoriya_ukrayini_-_levitska_nm/viniknennya_genezis_ukrayinskogo_kozatstva.htm

Существовало ли «украинское» казачество?

nampuom_pycu

Как украсть большой кусок истории?

Чтобы украсть что-то незаметно – лучше всего делать это на глазах у всех.

Вот так уже довольно давно и успешно у России воруют огромный пласт ее истории, который теперь к тому же вовсю против нее пытаются использовать.

Одним из самых известных символов Евромайдана стал “казак Гаврилюк” – выходец из Черновецкой глубинки, прославившийся благодаря аматорскому видео, на котором раздетый Гаврилюк стоит рядом с несколькими бойцами внутренних войск на Грушевского, один из которых дает ему подзатыльник, после чего “активист” отправляется в машину.

Это видео вызвало бурю возмущения, как среди майдановцев, так и на Западе. Произошедшее с Гаврилюком , которого достаточно быстро отпустили, назвали ужасными пытками. Угодил в СИЗО, а потом получил хоть и условный, но срок контрактник внутренних войск, давший ему подзатыльник, у которого есть маленький ребенок и беременная жена.

Обратите внимание

Никто не хотел слышать голоса силовиков, рассказывавших о том, что одежда Гаврилюка была пропитана смесью для коктейлей Молотова, а сам он попал в руки вэвэшников после того, как поджег и ранил ледорубом несколько милиционеров. Никого это не волнует.

Гаврилюк теперь – национальный герой Майдана и вроде бы даже командир нового карательного батальона, действующего на Юго-востоке. Личность Гаврилюка – тема отдельного разговора.

Меня заинтересовало другое. А именно – его казацкий статус. Гаврилюк родился и всю жизнь провел на Буковине – области впервые оказавшейся в составе Украины благодаря усилиям Иосифа Сталина в 1940 году. Тогда же ее жители узнали, что они, оказывается, украинцы…

После ослабления связей этого региона с Древнерусским государством, Буковина находилась в составе Золотой Орды, Венгрии, Молдавии, Австрии и Румынии.

Никакого казачества на этих землях никогда не было и быть не могло! Но в последние десятилетия в общественном сознании уверенно укореняется миф об органичной связи “украинства” и “казачества”.

Причем такой крепкий, что даже украинцы в первом-втором поколении (как я уже говорил, бабушки-дедушки буковинца Гаврилюка, скорее всего даже не догадывались о том, что они украинцы) присваивают себе право быть казаками. Настоящих казаков это, по меньшей мере, шокирует…

Казачество вообще превратилось в спасительную палочку для украинских националистов и национал-фашистов.

Как едва ли не единственный способ найти самостоятельные истоки у “украинской нации” и “украинского государства” до ХХ века.

Важно

Казачество, как феномен, вообще выдается за этап становления “украинской государственности” в учебниках истории Украины. Но, если разобраться в этом вопросе серьезно, то мы натыкаемся на наглую ложь и банальное воровство.

Давайте попробуем перечислить известные в истории казачества. Ну, Запорожское. Ну, допустим, недолго просуществовавшее Бугское. А дальше? Донское. Кубанское. Терское. Уральское. Амурское. Уссурийское. Волжское. Сибирское.

Существовала Якутское городовая казачья часть и Камчасткая городовая казачья конная команда! Список можно продолжать еще. Но общее представление о географическом аспекте казачьего феномена мы и так получили.

В составе территорий, на которых жили и действовали казаки, земли современной Украины не занимали и пяти процентов! Абсолютное большинство казачеств представляют собой явления именно русские!

Но откуда тогда такая символическая привязка к Украине? Имело ли Запорожское казачество какое-то основополагающее значение при появлении казачьего феномена? И какое отношение оно имело именно к Украине?

Давайте разберемся в истории вопроса. Историки не могут сделать однозначного вывода о происхождении казачества, как такового. Но практические все исследователи согласны с тем, что это явление уходит корнями либо во времена Древнерусского государства, либо – в еще более давние.

Одни видят в них потомков хазар, смешавшихся с русичами, и осевшими на Северном Кавказе и Дону после разгрома Хазарии. Другие – наследников черных клобуков. Третьи – потомков “славянизированных” ираноязычных кочевников – скифов и сарматов (об этом свидетельствуют в том числе и лингвистические данные).

Четвертые видят в них “внуков” древнерусских дружинников-пограничников, оставшихся жить на южном порубежье даже после распада государства…

А что говорят нам достоверные источники?

Совет

В летописях киеворусского периода прямых указаний на казаков нет, хотя есть немало косвенных.

В 1303 году слова “казак” в значении “страж” появляется в словаре половецкого языка.

1308-ым годом датируется текст из Сугдеи (Крым): “В тот же день скончался раб Божий Альмальчу, сын Самака, увы, молодой человек, заколотый казаками”.

В Псковских летописях от 1406 года упоминаются прозвища и фамилии – производные от слова “казак”.

С первой половины XV века казаки уже регулярно упоминаются в различных летописях. Возникают упоминания о “рязанских казаках”, оказавших помощь рязанцам и московитам против татар.

При всем желании – нет никакой привязки ни к Украине, которой еще и в проекте не было, ни даже к территории, сегодня входящей в ее состав…

Запорожское казачество по самым смелым прикидкам стало формироваться в конце XV – начале XVІ века.

Начало активной деятельности запорожцев относится ориентировочно к середине XVІ века.

А с конца XVІ века они начинают принимать активное участие в национально-освободительной (а, скорее, религиозно-освободительной) войне православного славянского населения Поднепровья против католической Речи Посполитой.

Обратите внимание

И тут начинается самое любопытное – и самое неудобное для современных украинофилов-евроинтеграторов.

В XVІ веке в результате Брестской и Люблинской уний большая часть территории современной Украины была объявлена польской, а Православная церковь на этой территории переподчинялась Папе Римскому, становясь “униатской” – частью католической. Простому населению – “гречкосеям” – жилось при “евроинтеграторах” несладко.

От пыток, казней и насильственной католизации оно бежало к казакам, которые считали себя принципиально другим сословием, но беглецов принимали. Благодаря общей вере. А также – благодаря тому, что считали их… такими же русскими (руськими), как и они сами!

Читайте также:  Особенности развития науки и культуры в годы второй мировой войны

За 70-80 лет поляки достали местных православных так, что на Сечи и Поднепровье началось глобальное восстание под руководством Богдана Хмельницкого.

После года успешных боев, в начале 1649 года Хмельницкий заявил полякам буквально следующее:

” я маленький, незаметный человек, но Богом дано мне, и отныне я единовладец самодержец руський … Я освобожу из польской неволи весь руський народ, если я воевал раньше за себя, то от ныне я воюю за нашу веру православную… … Свободно мне там распоряжаться, мой Киев, я хозяин и воевода Киевский, дал мне это Бог… с помощью моей сабли “.

Вот так вот! Ни много ни мало! Гетман Хмельницкий – считал себя русским! Впрочем, как, судя по всему, и всех остальных казаков. И земли современной Украины – тоже называл русскими… В учебниках истории Украины об этом сегодня не вспоминают…

Более того, еще с 1648 года Хмельницкий от имени запорожцев писал письма российскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять их “под свою руку”. В 1653 году по этим прошениям был дан “позитивный ответ”. И в 1654 году Войско Запорожское (вместе с “землей руськой”) по результатам Переяславской Рады ушло под руку российского царя.

Одним из самых гениальных творений о борьбе казаков против польского гнета является “Тарас Бульба” Николая Васильевича Гоголя, гениального российского писателя, родившегося в Полтавской губернии – и происходившем из старого казацкого рода гетмана Остапа Гоголя.

Важно

Напоминать сюжет повести, думаю, не нужно. Так вот. В ней ни разу (!) не упоминается слово “украинец”, как, впрочем, и “Украина”. Используется написание – “Украйна” (разница красноречивая). Зато территорию современной Украины казаки в ней неоднократно называют именно “Русской землей”. Есть вообще замечательная фраза:

” …как сделали они уже с гетьманом и лучшими русскими витязями на Украйне”.

А еще:

” Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь !”

“Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!”

Тарас Бульба, самый яркий литературный символ Запорожского казачества, искренне считал себя русским!

Но этого никто упорно не хочет видеть и замечать…

Сегодня, под предлогом “украинства” казачества горячие головы из “Правого сектора” и других подобных организаций заявляют претензии на Дон и Кубань. Мол, раз казаки, – то значит украинцы.

Но как отреагировали бы на такие претензии сами местные казаки? Открываем теперь Шолохова:

” Сидел  он  на  лошади  присущей  неказакам  неловкой посадкой, болтал  на  рыси  рваными  локтями  и,  провожаемый  назойливыми криками игравших на проулке казачат, ехал шибкой рысью.

– Хохол-мазница!

– Хохол!.. Хохол!..

– Упадешь!..

– Кобель на плетне!.. – вслед ему кричали ребятишки “.

Каково единение??? Сразу чувствуется украинский дух…

Или вот это:

“Оттого ездили на станцию по нескольку подвод вместе  и  тогда  уж,  встречаясь  в степи, не боялись вступить в перебранку.

– Эй, хохол! Дорогу давай! На казачьей земле живешь, сволочуга, да  ишо дорогу уступать не хочешь?

Несладко бывало и украинцам, привозившим к Дону на Парамоновскую ссыпку пшеницу. Тут драки начинались безо  всякой  причины,  просто  потому,  что “хохол”; а раз “хохол” – надо бить”.

Разница, конечно, скорее, не национальная – а сословная. Относились так к “не казакам”, пришлым с Запада крестьянам, но сам факт – очень характерный.

Казачество, большое казачество, в том числе и запорожское – нравится это кому-то или нет – явление русское. И к проповедуемому ныне в Киеве и Львове “евроукраинству” не имеет ни малейшего отношения.

Совет

И рядиться в казаки майдановцу Гаврилюку с Буковины – то же самое, что рядиться в пираты или ковбои.

Последнее, кстати, с учетом проповедуемых ценностей и происхождения спонсорской помощи – было бы куда уместнее.

Наша история – это часть нас. Причем – едва ли ни самая важная. Разрешая воровать ее – мы вкладываем неприятелю в руки оружие против себя самих. А, говоря правду, – побеждаем.

Источник.

Источник: https://nampuom-pycu.livejournal.com/53361.html

Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI–XVII веках

(окончание)

II. Казачество на окраинах Литовско-Польского государства формировалось довольно давно. С появлением Крымской Орды на степных границах литовско-польских стали появляться вольные общины казаков, как бы пограничная милиция для борьбы с татарами. Казаки не только отбивали татарские набеги на Литву и Польшу, но и сами нападали на Крым и Турцию.

Они считались подданными Литвы и Польши, но не повиновались своему государству. Их борьба с татарами вообще была полезна для государства, но их разбои на Черном море вели к крупным неприятностям для Польши со стороны Турции и Крыма. И то и другое обстоятельство заставляли польское правительство в XVI в.

серьезно думать о том, чтобы забрать казаков под надзор и контроль государства. Польские власти старались образовать из казаков свои правительственные отряды и с их помощью понемногу водворить порядок на степной окраине.

В то же время они поощряли шляхетскую колонизацию Украины, благодаря которой свободное население Украины – “казаки” – обращались в “хлопов” или крепостных крестьян, и на Украине водворялся обычный для Польши общественный порядок. Благодаря мероприятиям королей XVI в.

, у казаков, поверстанных на службу, развилось к концу XVI столетия известное самоуправление: они выбирали гетмана, войсковую старшину (судья, писарь, полковники и др.) и разделялись на полки (округи), но в полках было лишь определенное число (600) полноправных казаков, называемых реестровыми, т. е. занесенными в списки (реестры).

Остальное население Поднепровья считалось как бы простыми крестьянами. В 1590 г. против него были приняты особые стеснительные меры с целью обуздать его своеволие; нереестровых казаков включили в хлопство и начали вместе с землями отдавать польской шляхте, селившейся в казачьей Украине. А между тем от этого самого хлопства, от усилившегося гнета Польши и панов крестьянство спасалось именно на Днепре, выходя из Польши и Литвы.

Казак Мамай, герой украинских сказаний

Особенности польского строя водворились в Украине после Люблинской унии в 1569 г., когда она стала польской областью. Но в то же время эти особенности стали торжествовать и во всем Литовском государстве, а в самой Польше аристократический дворянский порядок обозначался все более и более резкими чертами.

Эти обстоятельства вызывали усиленное выселение недовольных людей из середины государства в южную степь, а польское правительство усиленно старалось завладеть этой степью. Таким образом, Украина переставала быть убежищем недовольных как раз тогда, когда число их возросло, и это вызвало крупные общественные беспорядки.

Обратите внимание

Нереестровые казаки от панских рук уходили все южнее, ближе к татарам, и образовали за порогами Днепра своеобразный оплот казачества – Сечь Запорожскую. Там окрепла казаческая традиция, продолжалась борьба с магометанским миром, туда стремились все недовольные государственными порядками в Польше и Украине.

Когда же Польша задумала наложить руку на Запорожье, поднялся ряд известных казачьих восстаний. Под предводительством своих гетманов (Косинский, Лобода, Наливайко, Тарас, Павлюк, Остраница) казаки бросались на Польшу, действуя во имя религиозной и гражданской независимости русской народности.

Эти восстания не удавались, и поляки разоряли даже Сечь, забирали крепче и крепче Украину, больше и больше давили народ. После усмирения возмущения обыкновенно усиливался прилив польского элемента – панов и ксендзов – в Украину, и казачество обращалось в холопов этих пришельцев.

Такой порядок, конечно, не мог удовлетворить жителей Украины, общая беда теснее связывала казаков с хлопами; восстания принимали характер не исключительно казачьих, а земских, и поддерживались крестьянами всей западной Руси.

К половине XVII в. недовольство не только за порогами, но и во всей Украине возросло до крайней степени. Когда в 1648 г. с помощью крымских татар войсковой писарь Богдан Хмельницкий поднял новое восстание казачества, на его сторону стала вся Украина – и казачья, и крестьянская.

Поднялась вся народность за народную свободу и веру. Сказались, словом, результаты религиозного и общественного польского режима. С помощью татар Хмельницкий победил поляков и под Зборовом заставил короля Яна Казимира согласиться на возвращение казачеству его прежних вольностей.

Число реестровых казаков было доведено до 40 000. Но это не могло удовлетворить Украину, потому что восстала вся Украина, а улучшилось положение одних казаков, остальные же русские и православные люди должны были снова стать под власть поляков.

Поэтому восстание поднялось снова, и во главе опять был Хмельницкий. Союзник казаков, крымский хан, изменил Хмельницкому, и под Белой Церковью был заключен с поляками невыгодный для казачества договор, уменьшивший число казаков на 20 000.

Важно

Для Хмельницкого было ясно, что этим дело не кончится: но ясно было и то, что у Украины нет сил одной бороться против Польши. Естественнее всего было искать помощи в единоверной Москве.

Богдан Хмельницкий вступает в Киев

В 1651 г. Хмельницкий обратился к царю Алексею с просьбой принять “Малороссию под свою руку”. В Москве не решились сразу на присоединение этой польской области и, стало быть, на войну с Польшей. Царь Алексей дипломатическим путем заступился за Малороссию, но это не привело ни к чему.

Хмельницкий был вынужден снова воевать и снова просил Москву о подданстве. Тогда Земский собор в Москве решил в 1653 г. принять Малороссию, и 8 января 1654 г. Украина присягнула царю Алексею. Число реестровых казаков определено было в 60 000.

Малороссии оставлено было ее общественное устройство и самоуправление, гетману – право дипломатических сношений (кроме польских и турецких). Соединенные силы Украины и Москвы нанесли полякам в 1654–1656 гг. ряд сильных поражений, поставивших Польшу на край погибели, тем более что на нее одновременно наступали и шведы.

Но Польша была спасена раздором России и Швеции и добилась перемирия с Россией, уступив малорусские и белорусские земли.

Переяславская рада 1654 г. Соединение Украины с Россией. Картина М. Хмелько, 1951

Так приобрела Москва русские земли, давно утерянные Русью. Но удержать эти земли было нелегко при тех затруднениях, какие создавались и самой Малороссией, и ее соседями. В Малороссии вся вторая половина XVII в. была временем смуты; в этой прежде неустроенной казачьей Украине в XVI и XVII вв.

под влиянием Польско-Литовского государства сложился известный общественный порядок; рядом с казачеством, вольным, записанным в реестры, появляется польское панство, закабалявшее себе казаков, не записанных в реестры; умножается городское население, получавшее особые права из среды самого казачества, выделяется класс более зажиточных и влиятельных людей – “старшина”, которая стремится отождествить себя с дворянством. Когда произошло отделение Украины от Польши и исчезло польско-литовское дворянство из Малороссии, новые владетели дворянских земель (“старшина”) стремятся выделиться из казачества “или в виде шляхты Польской, или в виде дворянства Московского”, по выражению С. М. Соловьева. Такое стремление их к преобладанию в стране встречает отпор в остальной массе освободившегося от панства казачества. Между казачеством демократическим и старшиной идет глухая борьба. Города малороссийские заботятся лишь об утверждении Москвой их прав, и там, где их интересы сталкиваются с казачьими, не жалеют последних. Духовенство поступает, как города. В Малороссии все идет врозь и каждая общественная группа добивается у Москвы лучшего обеспечения исключительно своих интересов в ущерб другим. В этой “войне всех против всех” Москве приходилось играть роль примирительницы и умиротворительницы, удовлетворяя одних и возбуждая недовольство других. Медленно справлялась Москва со своей задачей в Малороссии, не имея твердой опоры в стране и утверждая свое влияние лишь на симпатии демократических слоев, тогда как верхние слои населения большей частью тянули к Польше с ее аристократическим складом. Несмотря на постоянные смуты – “измену” малороссиян Москве, Москва крепко держится за Малороссию и все крепче и крепче привязывает ее к себе (особенно левый берег Днепра). Уже и в 1657 г. казачья старшина стала давать себя знать Москве. По смерти Богдана Хмельницкого гетманство было захвачено писарем Иваном Выговским, человеком польских симпатий, представителем казачьей старшины. Но против него встал полтавский полковник Мартын Пушкарь, простое казачество и Запорожье.

Читайте также:  Итоги правления ивана грозного

Гетман Выговский

Началось междоусобие, в котором погиб Пушкарь и восторжествовал Выговский. В 1658 г. Выговский передался Польше и нанес в 1659 г. страшное поражение московским войскам под Конотопом. Но он был свергнут самими казаками, и гетманом стал Юрий Хмельницкий (сын Богдана), который присягнул Москве, но, когда началась вторая война у Москвы с Польшей, передался полякам.

Совет

Однако левая сторона Днепра осталась верной Москве и избрала в 1662 г. особого гетмана, запорожца Брюховецкого. По Андрусовскому перемирию в 1667 г. между Польшей и Московским государством, левобережная Украина осталась навеки за Москвой. Брюховецкий явился покорным подданным и сам хлопотал об уменьшении малороссийской автономии.

Но это вызвало общее недовольство на Украине, которое увлекло самого Брюховецкого в 1668 г. к отпадению от Москвы. Не имея твердой политики, Брюховецкий скоро погиб в смутах, и население левого берега снова потянуло к Москве, не желая польских порядков. Представителем этих демократических симпатий явился гетман Многогрешный, которого старшина успел свергнуть, оклеветав в Москве.

Только с 1672 г., с гетманством Ивана Самойловича, наступило внутреннее спокойствие на левом берегу Днепра. Зато явилась внешняя опасность. Правая польская сторона Днепра от Польши передалась Турции. Турецкий султан Магомет IV в 1672 г. предпринял поход для покорения всей Украины, таким образом началась война Москвы с турками, продолжавшаяся до 1681 г.

; театром ее был правый берег Днепра, который Москве не удалось приобрести, зато она крепко завладела левым берегом. И в этом заключался уже громадный успех. Присоединение Малороссии было первым важным наступательным шагом Московского государства относительно Польши.

До сих пор Москва почти всегда оборонялась, и перевес сил был по большей части на стороне Польши; с этого же момента отношения соседок окончательно меняются. Москва, ясно, сильнее Польши и наступает на нее, мстя за прежние обиды и возвращая старинные свои земли.

Вместе с тем, еще недавно обессиленная смутой, она теперь с каждым годом вырастает в глазах прочих своих соседей и получает все больший и больший дипломатический вес, несмотря на внутренние свои затруднения. Московские дипломаты, действовавшие в то время, могли быть вполне довольны своей деятельностью.

Источник: http://rushist.com/index.php/platonov-lectures/1981-istoriya-ukrainskikh-kazakov

§ 5. Возникновение украинского казачества и первых сечей (учебник)

§ 5. Возникновение украинского казачества и первых сечей

1. Какими были основные состояния украинского обществав начале XVI века? 2 По картой определите, с какими государствами всередине XVI в. граничили украинские земли на юге. 3. Можносчитать, что украинская южное приграничье был центром противостояния христианскогои мусульманского миров? Обоснуйте свое мнение.

1.   Возникновениеукраинского казачества. Конец XV в. стал временем появления на исторической аренеукраинского казачества. Первое упоминание об украинских казаках встречается в источникахдатированная 1489

Термины и понятия

Казачество – С XV-XVI вв. собирательное название казаков вУкраина и пограничных государствах.

Слово «казак» тюркского происхождения, означающее«Свободный человек», «страж», «конвоир», «воиннайманець», «искатель приключений» и т.д. Оноупотреблялось применительно свободных людей, населявших южно-украинские степи.

Вследствие Национальновизвольнои войны украинского народа серединыXVII в. казачество стало привилегированным сословием.

Обратите внимание

Предпосылки возникновения казачества были связаны систорической ситуацией на украинских землях в конце XVI в.

В то времяюго-восточная граница расселения украинский достигала так называемого Дикого Поля – Необжитых оседлым населением степей между Доном,Верхней Окой и левыми протоками Десны и Днепра.

Это был большой массив свободныхземель, фактически не принадлежал ни одному государству. Природные условия Дикого Поля быличрезвычайно благоприятные для хозяйственной деятельности человека.

Документы рассказывают

Описание природных богатств Дикого Поля МихаиломЛитвином

Диких зверей и зубров, диких лошадей и оленейтакая сила по лесам и полям, на которых охотятся только ради кожи, а мясо черезбольшое их количество выбрасывают, кроме спинной части; ланей и диких кабановдаже совсем не употребляют. Дикие козы в таком большом количестве перебегаютзимой из степей в леса, а летом назад, что каждый крестьянин забивает их дотысячи в год.

По берегам рек в большом количестве встречаются дома бобров.Птиц такая удивительная сила, что весной мальчишки собирают целые лодки яиц дикихуток, гусей, журавлей и лебедей, а позже их выводками наполняют курятники.Вирлят закрывают в клетки для их перьев, которое цепляют к стрелам.

Псовкормят мясом диких зверей и рыбой, так как реки переполнены невероятным количествомосетров и другими крупными рыбами.

1. Каково отношение автора к тому, о чем онрассказывает? Почему вы так считаете? 2. Чем привлекало Дикое Поле украинский?3. Каким видам хозяйствования способствовали природные богатства Дикого Поля?

Желающие мещане, бояре и крестьяне создавали отряды уходников,которые отправлялись в Дикого Поля заниматься степными промыслами (охотой,рыболовством, пчеловодством).

Важно

Освоение Украинский населением этих территорий почтисразу натолкнулось на похожее явление со стороны вассалов Крымского ханства иОсманской империи ногайских татар, улусы (кочевые стойбища) которых былирасположены в южной части Дикого Поля.

Занятия промыслами в необжитыхстепях требовало от уходников отваги и определенных военных навыков, такдовольно часто возникали стычки между ними и татарскими шайками. Поэтому уходникиобъединялись в отряды, выбирали опытных главарей и соответственно вооружались.

Многочисленные конфликты между уходники и татарами обострялиотношения между ними. В 1475 г. Крымское ханство стало вассалом Османскойимперии и активизировало свою борьбу с соседними христианскими государствами.

Первыми жертвами татарских погромов стали южане Киевского иБрацлавского воеводств. Немногочисленны гарнизоны в местных замках не могли остановитьнападающих.

Местное население вынуждено было самостоятельно объединяться перед татарскимопасностью.

Со временем тех, кто в уходницьких ватагах отправлялся к ДикомуПоля, совершал походы в степь против татар или защищал от них собственные дома,стали называть казаками. К середине XVI в. большинство из них казачилитолько определенное время, а потом возвращались к своим основным занятиям.

Основными причинами возникновения украинского казачествастали процессы, связанные с освоением украинский степей Дикого Поля, инеобходимость организации защиты населения Южной Киевщины и Восточного Подольяот набегов татар.

2.   Появление первыхказацких сечей. ДеятельностьДмитрия Вишневецкого. С конца XV в. татарские набеги на украинскиеземли стали регулярными и достигали даже Волыни и Северной Киевщины.

Совет

Чтобыудержаться в Диком Поле, казаки-уходники стали строить деревянные укрепления -«Городки» и «сечи». В них жили уходники и находились отряды казаков, которые моглидать отпор врагу. Подавляющее большинство казацких сечей была расположена на ДнепровскомНизу.

Опираясь на них, казаки сначала вытеснили оттуда татарские кочевые стойбища,а затем постепенно освоили Большой Луг и Запорожье.

Термины и понятия

Днепровский Низ – Территории с обеих сторон Днепра, расположенные за его порогами.

Большой Луг – Пойма Днепра,простиравшейся с обеих его сторон от о. Хортица примерно на 100 км ишириной от 3 до 25 км. Общая площадь – более миллиона десятин земли. Сейчаспочти вся территория Великого Луга затоплена искусственным Каховским морем.

Запорожье – Земли в нижнем течении Днепра южнееДнепровских порогов.

В середине XVI в. литовское правительство решилоиспользовать опыт казаков и начать на юго пограничные строительствокрепостей при отражении татарских нападений. Однако реализовать эту идею за нехватки средствудалось лишь князю Дмитрию Вишневецкому.

Дмитрий Вишневецкий

Фигура в истории

Дмитрий Вишневецкий (1516-1563) – потомок великого литовского князя Ольгерда, один из первыхизвестных в истории главарей украинского казачества. Родился в г. Вишневце наВолыни. В начале 50-х гг XVI в. он уже был черкасским иканевским старостой и стал организовывать отпор турецким нападающим.

В этотвремя под руководством Д. Вишневецкого на о. Малая Хортица была построеназамок «городок», который считается предтеча Запорожской Сечи. Появление казацкойкрепости в татарских владениях стала неприятной неожиданностью для крымскогохана.

Закрепившись на Малой Хортице, возле важнейшей переправы через Днепр,князь взял под защиту козакивуходникив на Большом Луге и стал осуществлятьсмелые рейды против татарских и турецких крепостей в низовьях Днепра и ЮжногоБуга.

29 июня 1556 Вишневецкий с отрядом в 600 всадников и командойна 18 чайках взял приступом Очаков, а осенью того же года крепость Исламкермень.Захваченные у врага пушки князь установил в Хортицком замка.

В начале 1557 Хортицкий замоквыдержал 24-дневную осаду крымского хана. Однако осенью этого же года объединенныетурецко-татарские силы заставили князя оставить о. Малая Хортица.

Обратите внимание

В начале 1563 во время похода кМолдавии Вишневецкий попал в плен и был отправлен в Стамбул. Героизми мученическая смерть князя прославленные в народной думе «О казака Байду».

Остров Хортица

3.   Жизнь и бытказаков. В первой половине XVI в. в социальной структуренаселение Украины постепенно увеличивалось количество казачества,превращалось в отдельный межсословных прослойка. Казачество как бытовое явлениестановилось привычным для украинского общества XVI в. Сюжноукраинских замков и деревень уходили к степи ватаги за добычей.

Сначала«Ходить в казачество” означало, прежде всего, идти на Днепровский Низ («на низ»)за добычей. Позже, когда казачество стало прежде всего противодействовать в украинскийпограничные набегам татар, «казацким хлебом» стали называть военную службу.Привычные к военному делу казаки также нанимались на военную службу виноземных властителей.

Условия жизни козакивуходникив, которые сложились в степяхДикого Поля, были суровыми и простыми, требовали физической выносливости,способности выдерживать холод и жару, лишения военной жизни.

Казаки жили всамодельных шалашах, сплетенных из тростника и покрытых лошадиными шкурами. Одеждапростых казаков был с домотканого сукна и полотна.

Из него шили широкиешаровары, рубашку, поверх которых одевались широкополые кобеняки и плащи, чтоподпоясывались поясом. Обувью служили сапоги, а головным убором – шапка.

Казацкая пища была непритязательной, но питательной. Они готовилитюрю, тетерева, Щерба – вареные блюда из пшена, ржаной муки и рыбы,употребляли в пищу жареную дичь и вяленую рыбу.

Казацкое жизнь была оченьнасыщенным, ведь все они делали своими руками. Занятия разнообразнымипромыслами сочетались с военной службой, починкой оружия и снаряжения,приготовлением пищи, запасов для походов.

Важно

Однако в короткие минуты досуга казакилюбили спеть песню, послушать игру на гуслях или станцевать.

По завершении военных походов отряды возвращалисьс Днепровского Низа на отдых домой. Несмотря на то, что казаки защищалипограничья от татарских нападений, литовская и польская власть часто неодобряла их действий.

Нападая на владения турецкого султана и крымскогохана, казаки создавали немало проблем великому князю литовскому и польскомукоролю.

Поэтому на старост южных пристепном районов Киевского и Брацлавскоговоеводств возлагались обязанности контролировать казаков, чтобы не допускать их сбораи самостоятельных походов против татар.

Документы рассказывают

Из письма крымского хана СагибГирея кпольского короля Сигизмунда I (начало 40-х гг XVI в.)

… Приходят казаки черкасские и каневские,становятся на Днепре над нашими улусами и оказывают вред нашим людям. Я много разсообщал вам об этих казаков, чтобы их успокоили, но ваша милость непослушала.

Если хотите сохранить с нами дружбу, пришлите к нам тех, кто делалущерб, иначе не обижайтесь на нас, и мы не хотим сломать наши братскиеотношения и присягу, но на те замки – Черкассы и Канев – направим наше войско.

Как казацкие походы осложняли отношения между польскимкоролем и крымским ханом?

Выводы

– С конца XV в. в исторических свидетельствах появляютсясведения о появлении казачества на территориях южноукраинского степи. В условияхприграничья формируется своеобразный тип казака – человека, характерной чертой которойбыло сочетание в одном лице воина и труженика.

– Значение деятельности Д. Вишневецкого для становленияказачества заключается в том, что он, в отличие от других старостюжноукраинских городов, впервые развернул деятельность на Запорожье.

– Формирование своеобразного жизни и быта казаков способствовалопостепенному его превращению из межсословных прослойки в отдельное сословиеукраинского общества, возникшего в 70-80-х гг XVI в.

Вопросы изадачи

1. Каким годом датируется первое письменное упоминание оУкраинский казаков? 2. Что такое Дикое Поле? 3. Какими были причины возникновенияукраинского казачества? 4. Что такое Большой Луг? 5. На каком острове основалсвой замок «городок» Д. Вишневецкий? 6. Когда Д. Вишневецкий взял приступомкрепость Очаков? 7. Когда казачество стало отдельным состоянием украинского общества?

8. Какими были предпосылки и причины возникновенияукраинского казачества? 9. Какие факты подтверждают, что в первой половинеXVI в. Украинский казачество было межсословных социальным слоем? 10.Расскажите о появлении первых казацких сечей. 11. Охарактеризуйте деятельность Д.Вишневецкого. 12. Какими были особенности жизни и быта казаков?

13.

Совет

Известныйукраинский историк Крип'якевич писал об украинском казачестве, что «в степяхвыработался оригинальный тип хозяйки, а в его обороне новая военнаяорганизация; вновь под влиянием сеи хозяйки и в войне со степными ордамиродилась новая казацкая общественность, со своим отдельным бытом и отдельным мировоззрением ».Разделяете ли вы приведенную мнение? Приведите факты, которые ее подтверждают илиопровергают.

Источник: https://geomap.com.ua/ru-uh8/995.html

Ссылка на основную публикацию