Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в россии, её характерные черты

Причины возникновения сословно-представительной монархии в России

Как форма феодального государства сословно-представительная монархия соответствовала эпохе зрелого феодализма. Она складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства.

Власть монарха в этот период еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной. Монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшими удельными князьями и крупными боярами), противодействующей централизаторской политике московских государей.

Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан.

предпосылки образования сословно-представительной монархии в России:

1. Увеличение территории страны, возросшая численность населения и увеличение его плотности требовало реорганизацию местной власти.

Обратите внимание

2. Для ликвидации или по крайней мере ограничения монастырского землевладения требовалось усиление великокняжеской власти.

3. Рост барщины и оброка потребовали укрепления власти помещиков.

4. Развитие внешнеторговых связей России с Западом и Востоком требовало ликвидации Казанского ханства и Великого княжества Литовского.

5. В связи с предпосылками образования единого рынка для страны становилось жизненно необходимо преодаление пережитков феодальной раздробленности.

6. Дворцово-вотчинная система организации государственного аппарата не обеспечивала необходимого уровня государственного управления.

7. Система кормлений становилась серьёзным препятствием дальнейшего объединения страны.

8. Боярское правление показало необходимость усиления великокняжеской власти.

Особенности:привлечение царскойвластьюдля решения важнейших вопросов представителей не только господствующих сословий (бояр, духовенства, дворян), но и верхушки городского населения.

Царская власть была вынуждена обращаться за помощью к городской знати, прежде всего к купцам, богатым ремесленникам, так как без их поддержки (прежде всего финансовой) было невозможно ни дальнейшее укрепление государственного аппарата ни усиление репрессивной политики, ни проведение активной внешнеполитической деятельности и т.д. при этом главной опорой царя продолжало оставаться дворянство.

Государственный механизм сословно-представительной монархии.

В 1547 году при Иване Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу, постоянно действовавшую при царе.

В 1549 году в её составе была учреждена Избранная дума (Избранная рада) из доверенных лиц. Подготовку материалов для Думы осуществлял целый штат профессиональных чиновников, связанных с приказами.

Система приказовкак органов управления продолжала развиваться, и к середине XVII в. общее число приказов достигло 90.

Важно

Для работы приказов характерен жесткий бюрократический стиль: строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали).

Происходила достаточно частая реорганизация приказной системы, поочерёдное разукрупнение или слияние приказов.

В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жёсткое подчинение (по вертикали) и строгое руководство инструкциям и предписаниям (по горизонтали). Система управления приказами включала следующие приказы:

Поместный приказ, решавший вопросы, связанные с вотчинным и поместным землевладением, ведавший учётом поместного земельного фонда, раздачей земель дворянам, регистрацией вотчин и т.д. Поместный приказ рассматривал и судебные споры по земельным делам.

В связи с созданием стрелецкого войска был образован Стрелецкий приказ.

С проявлением специализированных постоянных военных частей возникли Пушкарский, Рейтарский приказы.

Полицейские функции и суд по “разбойным и татебным” делам осуществлял Разбойный приказ.

Московская полицейская служба и суд по важнейшим уголовным делам находились в руках Земского приказа. Он выполнял и другие функции — ведал переписями дворов, собирал подати с посадского населения Москвы.

Ряду приказов было поручено управление отдельными местностями Российского государства (Нижегородский, Владимирский, Галицкий, Казанский, Сибирский и др.). Они занимались также сбором налогов и судом.

Совет

Важную роль играли финансовые приказы. Приказ большого прихода ведал таможенными пошлинами, откупами, торговыми сборами. Прямые налоги с городского населения, занятого торговлей и ремеслом, собирал Приказ большой казны. Приказ с названием “Новая четверть” ведал питейными доходами.

Имелись приказы с довольно узкой специальной компетенцией — Приказ книгопечатного дела, Аптекарский приказ, Печатный(удостоверяющий правительственные акты с приложением к ним печати) и др.

В 1656 г. был учрежден Счётный приказ, проверявший (время от времени) расходные и приходные книги приказов, но делалось это крайне нерегулярно.

Приказ тайных дел, состоял непосредственно при царе и сосредоточил в своих руках контроль за деятельностью других приказов и политический сыск. Он же был и судебным органом по важным политическим делам.

Продолжала существовать значительная группа дворцовых приказов, в организации и компетенции которых имелись существенные пережитки дворцово-вотчинной системы управления.

Холопий приказ управлял дворовыми, кабальными и другими зависимыми людьми, их правовым положением, судом над ними.

Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся в период сословно-представительной монархии. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили: Боярская дума, Освященный собор (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов.

Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без её участия. Дворянство составляло основу царского войска и бюрократического аппарата, являлось главным служилым сословием.

Верхушка посадного населения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями объясняется присутствие представителей всех трёх социальных групп в Соборе.

Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.

Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики. законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом Собора.

Сословно-представительными органами на местах стали земские и губные избы.

Обратите внимание

Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции.

Читайте также:  Основные тенденции развития культуры россии в 90-е гг. xx века

Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царём, их штат состоял из «лучших» людей, сотских, пятидесятских, старост, целовальников, дьяков.

Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых возрастало.

В XVII веке происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков

Соборное уложение 1649 года

Соборное уложение было принято в 1649 г. в Москве Земским собором и царем Алексеем Михайловичем. Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разослан в приказы и на места. Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей.

В нем систематизировано и обновлено все российское законодательство, наметилось разделение правовых норм по отраслям и институтам. В изложении норм права сохранилась казуальность. Уложение открыто закрепляло привилегии господствовавшего сословия и устанавливало неравное положение зависимых сословий.

В Соборном уложении закреплялся статус главы государства — царя как самодержавного и наследного монарха. С принятием Уложения завершился процесс закрепощения крестьян, устанавливалось право их бессрочного сыска и возвращения прежнему владельцу. Соборное уложение 1649 г. регламентировало формы феодального землевладения.

Уложение содержало специальную главу, в которой закреплялись все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладения. Устанавливалось, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне. Определялся порядок наследования поместья сыновьями, часть земли после смерти владельца получали жена и дочери.

Важно

Дочери также могли получить поместье в качестве приданого. Соборное уложение разрешало обмен поместья на поместье или на вотчину Право свободной продажи земли, равно как и право ее залога, помещикам не было предоставлено.

В соответствии с Соборным уложением вотчина была привилегированной формой феодального землевладения. В зависимости от субъекта и способа приобретения вотчины подразделялись на дворцовые, государственные, церковные и, частновладельческие. Вотчинникам предоставлялись широкие полномочия по распоряжению своими землями: они могли продать, заложить, передать вотчину по наследству и т. д.

Источник: https://studopedia.net/4_3285_prichini-vozniknoveniya-soslovno-predstavitelnoy-monarhii-v-rossii.html

27. Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты

Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами.

Доцент С. М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает отказа от абсолютизма, от неограниченно-монархической формы правления.

В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы.

Предпосылки сословного представительства в России.

1. Экономические предпосылки: к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась:

1) появились мануфактуры;

2) расширялись торговые отношения с Западом.

Однако экономический подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата, а значит, увеличения государственных расходов на его поддержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований.

Царь находит выход в представительстве торговых людей в земских соборах, тем самым обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества, поступление необходимых средств при организации ополчения.

2. Политические предпосылки:

1) внешнеполитические – земские соборы как новый высший орган государства, в который входили представители бояр, дворянства, а также городского населения, но только имущие его части появились в связи с возросшей необходимостью поддержания крупных внешнеполитических мероприятий (ведения войны, торговых отношений с иностранными государствами и др.). Посредством представительных органов царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы;

2) внутригосударственные – восстание горожан в Москве в 1549 г. послужило первым толчком к созыву Земского собора примирения.

Царь и его приближенные тем самым рассчитывали на успокоение протестующих, как бы привлекая к управлению в государстве не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий.

Совет

Земские соборы включали царя, Боярскую думу, духовенство (Освященный собор), а также представителей от дворянства, верхов посадских людей (купечество).

Особенности сословно-представительной монархии в России:

1) непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время;

2) в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;

3) в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;

4) органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;

5) в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.

Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в России, является также опричнина как особый период правления Ивана Грозного, в течение которого террор против всех слоев населения был наиболее жесток. В период опричнины все учреждения или органы, так или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_3970_chapter_28_27.EHkonomicheskie_i_politicheskie_predposylki_obrazovanija_soslovno-predstavitelnojjmonarkhii_v_Rossii,_ee_kharakternye_cherty.html

Сословно-представительная монархия

  1. Предпосылки сословно-представительной монархии
  • Увеличение территории страны , возросшая численность населения и увеличение его плотности требовало реорганизацию местной власти .
  • Для ликвидации или по крайней мере ограничения монастырского землевладения требовалось усиление великокняжеской власти .

  • Рост барщины и оброка потребовали укрепления власти помещиков .
  • Развитие внешнеторговых связей России с Западом и Востоком требовало ликвидации Казанского ханства и Великого княжества Литовского .
  • В связи с предпосылками образования единого рынка для страны становилось жизненно необходимо преодаление пережитков феодальной раздробленности .

  • Дворцово-вотчинная система организации государственного аппарата не обеспечивала необходимого уровня государственного управления .
  • Система кормлений становилась серьёзным препятствием дальнейшего объединения страны
  • Боярское правление показало необходимость усиления великокняжеской власти .

Читайте также:  Окончательный разгром германии. освобождение европы

В основе объединения русских земель в единое национальное государство были свои особенности ,которые повлияли на процесс образования сословно-представительной монархии . Создание русского централизованного государства опередило процесс складывания единого всероссийского рынка и образование нации .

Объединение русских земель вокруг Москвы и формирование центролизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью .

Для осуществления этих внешнеполитических задач нужна была многочисленная и сильная армия с соответствующими ей учреждениями по комплектованию , содержанию и службе вооружённых сил .

Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты

Обратите внимание

Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами.

Доцент С. М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает отказа от абсолютизма, от неограниченно-монархической формы правления.

В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы.

Предпосылки сословного представительства в России.

1. Экономические предпосылки: к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась:

  • появились мануфактуры;
  • расширялись торговые отношения с Западом.

Однако экономический подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата, а значит, увеличения государственных расходов на его поддержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований.

Царь находит выход в представительстве торговых людей в земских соборах, тем самым обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества, поступление необходимых средств при организации ополчения.

2.

Политические предпосылки:

  • внешнеполитические – земские соборы как новый высший орган государства, в который входили представители бояр, дворянства, а также городского населения, но только имущие его части появились в связи с возросшей необходимостью поддержания крупных внешнеполитических мероприятий (ведения войны, торговых отношений с иностранными государствами и др.). Посредством представительных органов царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы;
  • внутригосударственные – восстание горожан в Москве в 1549 г. послужило первым толчком к созыву Земского собора примирения. Царь и его приближенные тем самым рассчитывали на успокоение протестующих, как бы привлекая к управлению в государстве не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий. Земские соборы включали царя, Боярскую думу, духовенство (Освященный собор), а также представителей от дворянства, верхов посадских людей (купечество).

Особенности сословно-представительной монархии в России:

  • непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время;
  • в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;
  • в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;
  • органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;
  • в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.

Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в России, является также опричнина как особый период правления Ивана Грозного, в течение которого террор против всех слоев населения был наиболее жесток. В период опричнины все учреждения или органы, так или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались.

  1. Государственный строй. Центральное и местное управление.

Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых Московским великим князем для бояр и вольных слуг. Вообще приказ – частное поручение, а не орган. Но в XVI–XVII вв.

эти «единоличные поручения» превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название «изб» или «приказов».

Выделение приказов происходило в результате постепенного перехода от дворцово-вотчинной системы управления.

Приказ происходит от слова «приказывать».

Возглавлялись приказы боярами, которым подчинялись дьяки, подьячие и повытчики, приказные чиновники.

Приказные люди, помимо управления, чинили суд. Главный судья – глава приказа (боярин).

Система приказной системы управления:

    • Казенный приказ (в его компетенцию входило управление казной Великого князя и его архивом, всеми торговыми людьми, мастерами серебряных дел и денежным двором);
    • Дворцовый приказ, или приказ Большого Дворца (управлял дворцовыми землями и их населением);
    • Конюшенный приказ (в его ведении находилось конное дворянское ополчение);
    • Разрядный приказ (осуществлял управление дворянскими войсками, учетом служилых людей, их чинов и должностей);
    • Посольский приказ (в его компетенцию входили все внешние взаимоотношения Русского государства);
    • Холопий приказ (включал в себя стольника и дьяка, управлял дворовыми, кабальными и другими зависимыми людьми, их правовым положением, судом над ними);
    • Разбойный приказ (возглавлял систему полицейско-сыскных органов, утверждал на должности губных старост, целовальников и дьяков, рассматривал дела по второй инстанции о разбоях);
    • Печатный приказ (заведовал вопросами книгопечатания, надзором за переписчиками и издателями книг);
    • Аптекарский приказ (занимался делами медицины);
    • Казанский, Сибирский и Малороссийский приказы (в их ведение входили соответствующие территории; они были сформированы после присоединения этих территорий к Российскому государству)
Читайте также:  История денежных реформ русского государства

Вся территория Русского государства в период сословно-представительной монархии делилась на уезды (наиболее крупные административно-территориальные единицы), которые в свою очередь делились нам станы, а последние – на волости. Устанавливались особые «разряды» (военные округа), а с 30-х г. XVI в. начала формироваться новая система местного самоуправления (губных учреждений), по которой образовывались новые судебные (губные) округа и округа местного самоуправления – земские.

Земские и губные учреждения назывались, соответственно, «земскими» и «губными избами», должностные лица которых избирались на должности. Контроль и регулирование их деятельностью осуществляли соответствующие приказы.

В период сословно-представительной монархии по-прежнему выделялось особое управление в отдельных вотчинах и поместьях.

Важно

Вотчина – это безусловное наследственное землевладение. В пределах вотчины ее владелец полностью самостоятельно осуществлял управление, мог назначать должностных лиц губных учреждений (они не избирались, как в иных частях Московского государства).

Поместье – это условное, даваемое за государственную службу землевладение на ее срок. В пределах поместья его владелец не обладал правами вотчинника.

Система губных учреждений

Переход к сословно-представительной монархии привел к существенному изменению местного управления. Были созданы земские органы самоуправления, одобренные Стоглавым собором 1551 г., вводившим в стране выборных старост, целовальников, сотских и пятидесятских.

Первым шагом в этом направлении было принятие Мало-Пинежской земской уставной грамоты, в которой предусматривалась замена суда кормленщиков судом выборных старост. Местное население как бы выкупало у государства право избавляться от кормленщиков и решать свои местные вопросы самостоятельно.

Аналогичные грамоты стали выдаваться многим местам северного Поморья, позднее последовало указание об отмене кормлений по всей стране и введении земского самоуправления.

К ведению земских органов относились сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривались губными органами. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел осуществляли без взимания пошлин с населения.

Система кормления заменилась новой, основанной на принципе самоуправления. Основой успешного функционирования губных органов стало принятие решения Стоглавым собором 1551 г.

о прекращении выдачи тарханов – грамот, которые предоставляли феодалам особые права и привилегии, в том числе право суда, освобождение от ряда повинностей, что приводило к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на определенной территории порядки по своему усмотрению и не соблюдать некоторые общегосударственные правовые нормы.

Совет

В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков вводились губные органы, которые выбирались из среды определенных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа – губного старосту, утверждаемого в должности Разбойным приказом. Аппарат губного старосты составляли целовальники, избиравшиеся посадскими и верхушкой крестьянства.

В начале XVII в. в дополнение к губным и земским органам были учреждены воеводы, назначаемые Разрядным приказом и утверждаемые царем и Боярской думой. В больших городах назначались несколько воевод.

В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население. Одна из основных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Воеводы осуществляли учет количества земли и доходности земельных участков.

Сборы налогов проводили выборные старосты и целовальники, но надзор за ними осуществляли воеводы.

Воевода составлял на служилых людей списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованиям Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на места службы. Он ведал также стрельцами и наблюдал за состоянием крепостей.

При воеводе имелась специальная приказная изба, где велись все дела по управлению городом и уездом. В процессе деятельности воевод им все больше подчинялись губные и земские органы.

Государственный строй. Единственной формой правления утверждалась монархия, при этом статус монарха меняется. Иван IV провозгласил себя царем, что отражает действительное возрастание силы монарха.

Значение Боярской думы изменилось, имея общую тенденцию к снижению. Тем не менее Боярская дума ограничивала монарха, даже введение опричнины принципиально ничего не изменило.

Обратите внимание

Опричнина не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа государственной власти, не пошатнула принципа местничества, ограждавшего привилегии знати. После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла. В 1610 г.

последовало свержение с престола царя Василия Шуйского, и вся власть временно перешла к Боярской думе («Семибоярщина»). Принципиально новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения.

Монарх нуждался в земских соборах для поддержания крупных мероприятий – ведения войны, изыскания новых доходов и пр. Цари, руководствуясь поддержкой земских соборов, могли через них проводить соответствующую политику даже поперек воли Боярской думы.

Приказная система. В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам.

Так, для управления стрельцами , был создан специальный приказ. Личным составомбоярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ. Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ.

Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками.

Появились специальные территориальные приказы, ведавшие делами территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы, а в дальнейшем – Малороссийский приказ, ведавший делами Украины.

Источник: http://student.zoomru.ru/history/soslovnopredstavitelnaya-monarhiya/281667.3336331.s1.html

Ссылка на основную публикацию