Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса

Культура и научно-технический прогресс

Научно-технический прогресс и его влияние на развитие культуры

Техника как древнейший вид деятельности человека с момента своего возникновения является уникальным средством преобразования всей действительности. Исторически цивилизация возникла на Земле на основе преобразующей деятельности человека и общества. Именно преобразование среды, природы, самого человека и человеческого общества лежит также в основе развития культуры и цивилизиции.

Культура как процесс реализации духовных ценностей выражает вечное стремление человечества к постоянному освоению-преобразованию действительности, и она как поприще проявления сущностных сил человека отражает также его становление, самоутверждение как субъекта культуры.

Или, иначе выражаясь, культура — это процесс, связанный с «работой» сознания, его активностью для удовлетворения духовных потребностей и реализации духовных ценностей, на основе которого формируются определенные взгляды, идеи, учения людей об окружающей действительности и самих себе и создаются духовные ценности, что составляет духовное богатство или духовную культуру общества.

Обратите внимание

Культура общества включает в себя как материальную, так и духовную сферы, но и в материальной культуре воплощены духовные силы человека.

Культура же личности преимущественно есть его духовная культура, культура его души; культура как мера гуманизации человека, человеческих отношений должна проявляться в таких основных сферах духовной культуры, как познание, художественное творчество и нравственное поведение.

Существование человека как социального существа подразумевает его активное, преобразующее отношение к действительности, и вполне естественно, что это его существование развертывается на фоне «быть» и «иметь». Культура как средство и одновременно цель является поприщем, где проявляются эти важные качества человека.

Человек, ориентированный преимущественно на обладание (иметь), рассматривает познание как «приобретение», как «аннексию». С его точки зрения, ценность познания зависит от ценности предмета, которым он овладевает (таким образом трасформацию человеческого бытия на примерах явлений повседневной жизни проанализировал Э. Фромм в работе «Иметь или быть»).

С этих позиций подлинное познание отличается от мнимого знания тем, что первое имеет дело с подлинными предметами — подлинным бытием, идеями; второе же — с кажущейся действительностью, с небытием.

Но наука, научное познание, выражая процесс становления человека, его «очеловечивания», является важным элементом духовной культуры, и мы имеем полное основание для того, чтобы не считать познание предмета и достижение истины «аннексией» этого предмета.

Человеческое познание по своей природе социально; познание — это диалог с другими людьми, другими эпохами, ругими культурами; истинно познавательный интерес не имеет ничего общего с обладанием. Познание (как культура вообще) есть понимание в широком смысле — понимание предмета, природы, жизни. А понимание предполагает вслушивание, внимание к предмету.

Поскольку познание предполагает понимание и диалог, постольку оно выражает сущность человека; подлинная познавательная деятельность способствует гуманизации человека, хотя она не может быть гарантией того, что результаты познавательной деятельности не будут использованы во вред человеку.

Важно

Практика общественной жизни человечества подтверждает, что связь между научно-техническим прогрессом и культурой, особенно с ее квинтэссенцией — нравственностью, носит далеко не однозначный, не прямолинейный характер.

В связи с этим следует указать на то, что проблема взаимоотношения двух важнейших элементов духовной культуры — науки морали — вовсе не новая для философии и этики. Это одна из тех проблем, которые называют «вечными», традиционными.

Проблема взаимоотношения науки (знания) и морали (нравственности) выдвигалась в число злободневных философских проблем на каждом крутом историческом повороте. Одна из первых четко фиксируемых постановок проблемы представлена в античной философии.

Как известно, в работах софистов, Платона и Аристотеля намечена дихотомичность науки и морали (как учения о добродетелях и пороках), определено различие этих двух сфер духовной деятельности человека, их несовпадение и даже противоположность.

Размышляя об отрицательном влиянии современного научно-технико-индустриального прогресса на многие стороны человеческой жизни, следует обратить особое внимание на тенденцию нивелирования личности. В современном индустриально-прогрессивном мире развитие индустрии нуждается в человеке лишь как в производителе и потребителе.

И поскольку производственные операции в основном выполняются машинами, постольку человек должен свестись к «служащему» и превратиться в «придаток» машины. Индустриальный прогресс, как отмечает профессор З.

Какабадзе, нуждается, таким образом, исключительно в человеке как производителе и потребителе, все же остальные отношения и соответствующие особенности становятся лишними, «нерентабельными».

Именно подобной нерентабельной особенностью оказывается индивидуальность человека: эффективное функционирование индустриальных организаций требует единой дисциплины и единого режима, единая же дисциплина и единый режим идеально осуществляются лишь при абсолютной однородности характеров, наклонностей, обычаев, вкусов, участвующих в этой организации индивидов. Функционирующая в бешеном темпе индустриальная машина не терпит никаких опасностей отклонения. Поэтому-то она принимает специальные меры для уравнивания, нивелирования личностей. Весьма характерно в этом отношении, что современные общественно-государственные учреждения с необычайным усердием занимаются «воспитанием» граждан по всеобщим стандартам и образцам. Уличная реклама, телевидение, журналы, газеты упорно внушают гражданам образцы, нормы и стандарты поведения, образования, одежды, квартирной обстановки. И нужно подчеркнуть, что граждане современных индустриальных обществ в этом отношении слишком «благовоспитанны» — каждый из них необычайно чувствителен к тому, что делают, как себя ведут, как одеваются, как отдыхают, как развлекаются и как обставляют квартиру, что читают другие, вернее, большинство других: каждый хочет во что бы то ни стало жить по всеобщим стандартам, по «моде». В результате всего этого люди постепенно теряют свое индивидуально- своеобразное лицо и превращаются в анонимно-безликую массу.

Совет

В условиях современного научно-технического прогресса, в эпоху беспрецедентного развития науки и техники еще более резко выявилась характерная для западного общества тенденция фетишизации рациональности или разума, которая часто доходит до иррационализма.

Индустриальный прогресс различными средствами и путями приводит к нивелированию личностей, что означает резкое падение «качества содержания» человеческой жизни. Ибо для человека в конечном итоге невыносимо чувство потери индивидуально-своеобразного лица, т.е.

потери собственной «самости», превращения в безликую количественную единицу.

Научно-технико-индустриальный прогресс, уравнивая и нивелируя личности, способствует внутреннему разобщению людей, ибо внутреннее обращение людей предполагает их различие и индивидуальное своеобразие.

Билет 19

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/5738.html

Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса?

1. Научно-техническая революция (НТР) представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Начало НТР приходится на середину XX века, и уже к 70-м годам она увеличила экономический потенциал мирового хозяйства в несколько раз.

Достижениями НТР в первую очередь воспользовались экономически развитые страны, которые превратили их в ускоритель научно-технического прогресса.

Проблема осмысления бытия человека еще в античную эпоху являлась первейшей, главнейшей проблемой философии, однако с особой остротой она стоит сегодня, в эпоху кризиса человека и культуры. Необходимость философского осмысления бытия человека обусловлена множеством фактических обстоятельств:

Современная наука и техника раскрыли величие человеческого разума. Они изменили мир и представления о нем. Пытаясь представить себе то принципиально новое, что принесли современная наука и техника, К.

Ясперс отмечает, что наука уже по своему объему, богатству и многообразию занимает особое место во всей истории познания. История современной науки неисчерпаема по своей глубине. Она универсальна по духу.

Подробнее: students-library.com

Техника как древнейший вид деятельности человека с момента своего возникновения является уникальным средством преобразования всей действительности. Исторически цивилизация возникла на Земле на основе преобразующей деятельности человека и общества. Именно преобразование среды, природы, самого человека и человеческого общества лежит также в основе развития культуры и цивилизиции.

Подробнее: megaobuchalka.ru

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Религия, искусство и наука в пространстве культурыПонятие, значение и основные виды культуры.

Обратите внимание

Роль и место культуры в жизни человека. Развитие культуры в совокупности с религией, наукой и искусством. Сущность художественной культуры. Смысл науки и научной деятельности. Миф как особая форма культуры.

контрольная работа [31,7 K], добавлен 13.04.2015

Подробнее: otherreferats.allbest.ru

Научно-технический прогресс — это движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил производства на основе ознания и освоения сил природы, это объективная закономерность развития, результат- последовательное совершенствование техники , технологии и организации производства.

Одним из важнейших факторов, предопределивших развитие индустриальной цивилизации и культуры во второй половине ХХ столетия стала научно- техническая революция. Под научно-технической революцией понимается качественный переворот в производительных силах общества.

Ее влияние наблюдается во всех сферах материальной и духовной жизни. По широте и силе воздействия на общество, на производство культурных ценностей, на человека научно-техническая революция, превзошла все промышленные революции прошлого.

Она превратила науку в непосредственную производительную силу общества.

Подробнее: mybiblioteka.su

В культуре второй половины XX в. нашли продолжение тенденции, проявившиеся в предшествовавшие десятилетия, — демократизация, большая доступность художественной культуры для широких слоев общества, распространение массовой культуры на основе новейших технических достижений, развитие средств коммуникации, интернационализация культурной жизни.

В 60-е гг. XX в. в связи с развитием научно-технического прогресса рядом крупных ученых и государственных деятелей (Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, 3. Бжезинский, Ж. Фурастье и др.) активно разрабатывалась концепция индустриального, постиндустриального, технотронного общества, которая определяла главным фактором прогресса общества техническую вооруженность.

Современная наука и техника раскрыли величие человеческого разума. Они изменили мир и представления о нем. Пытаясь представить себе то принципиально новое, что принесли современная наука и техника, К.

Ясперс в книге «Истоки истории и ее цель» отмечает, что наука уже по своему объему, богатству и многообразию занимает особое место во всей истории познания. История современной науки неисчерпаема по своей глубине.

Она универсальна по духу.

Подробнее: anthropology.ru

Важно

2 Научно — технический прогресс Наступившая индустриальная эпоха принесла с собой серьезные изменения в мировоззрении, образе жизни, культуре, быте человека. Бурное промышленное развитие вызвало появление принципиально новых средств связи, новых видов транспорта. Преобразились города. Городских жителей перевозили трамваи, метрополитен, а позднее – автобусы, троллейбусы.

Подробнее: www.myshared.ru

Проблема осмысления бытия человека еще в античную эпоху являлась первейшей, главнейшей проблемой философии, однако с особой остротой она стоит сегодня, в эпоху кризиса человека и культуры. Необходимость философского осмысления бытия человека обусловлена множеством фактических обстоятельств:

Подробнее: www.bestreferat.ru

Скачать Презентации История Без класса Просмотр материала Участвуйте в дистанционных мероприятиях Страны талантов Творческие конкурсы Творческие конкурсы проводятся на темы острых социальных проблем страны для учащихся учреждений всех типов в возрасте от 5 до 25 лет.

Подробнее: stranatalantov.com

Термин культура – латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и т.д.), и каждая дает ей свое определение.

Не случайно в мировой литературе насчитывается до 500 определений культуры. Одно из них, наиболее часто наиболее часто встречается в общественных науках.

В самом общем смысле под культурой ученные обществоведы понимают все виды преобразовательской деятельности человека и общества, а также ее результаты.

Подробнее: referatnik.com

Проблема осмысления бытия человека еще в античную эпоху являлась первейшей, главнейшей проблемой философии, однако с особой остротой она стоит сегодня, в эпоху кризиса человека и культуры. Необходимость философского осмысления бытия человека обусловлена множеством фактических обстоятельств:

№ слайда 2 Описание слайда: Что такое культура? культура Возделывание почвы,(лат) Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты. Материальная Создается в процессе производства Духовная Духовное творчество Культура-мера человеческого в человеке!

Источник: http://www.chsvu.ru/duxovnaya-kultura-v-epoxu-nauchno-texnicheskogo-progressa/

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И КУЛЬТУРА

Беспрецедентный по своим темпам и размаху научно-технический прогресс является одной из наиболее очевидных реальностей нашего времени. Наука колоссально повышает производительность общественного труда, расширяет масштабы производства. Она добилась ни с чем не сравнимых результатов в овладении силами природы.

Именно на науку опирается сложный механизм современного развития. Страна, которая не в состоянии обеспечить достаточно высокие темпы научно-технического прогресса и использования его результатов в самых разных сферах общественной жизни, обрекает себя на состояние отсталости и зависимое, подчиненное положение в мире.

Читайте также:  Административные центры формирующейся государственной власти

Еще в недавнем прошлом было принято безудержно восхвалять научно-технический прогресс как чуть ли не единственную опору общего прогресса человечества.

Совет

Такова точка зрения сциентизма, то есть представления о науке, особенно о естествознании, как о высшей, даже абсолютной социальной ценности.

Вместе с тем быстрые темпы развития науки и техники порождают немало новых проблем и альтернатив.

Сегодня многие отрицают гуманистическую направленность развития науки.

Распространилось убеждение, что цели и устремления науки и общества в наши дни разделены и пришли в противоречие, что этические нормы современной науки едва ли не противоположны общечеловеческим социально-этическим и гуманистическим нормам и принципам, а научный поиск давно вышел из-под морального контроля и сократовский постулат «знание и добродетель неразрывны» уже списан в исторический архив.

Противники сциентизма апеллируют к вполне конкретному опыту современности.

Можно ли, спрашивают они, говорить о социально-нравственной роли науки, когда ее достижения используются для создания чудовищных средств массового уничтожения, в то время как ежегодно множество людей умирает от голода? Можно ли говорить о нравственности ученого, если чем глубже он проникает в тайны природы, чем честнее относится к своей деятельности, тем большую угрозу для человечества таят в себе ее результаты? Разве можно говорить о благе науки для человечества, если ее достижения нередко используются для создания таких средств и технологий, которые ведут к отчуждению, подавлению, оглуплению человеческой личности, разрушению природной среды обитания человека?

Научно-технический прогресс не только обостряет многие из существующих противоречий современного общественного развития, но и порождает новые. Более того, его негативные проявления могут привести к катастрофическим последствиям для судеб всего человечества.

Сегодня уже не только произведения писателей-фантастов, авторов антиутопий, но и многие реальные события предупреждают нас о том, какое ужасное будущее ждет людей в обществе, для которого научно-технический прогресс выступает как самоцель, лишается «человеческого измерения».

Прекрасную характеристику современной ситуации дает специалист по управлению, один из организаторов «Римского клуба» А. Печчеи. Он говорит о том, что триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу.

Он отмечает, что за последние годы результаты технического развития и их воздействие на нашу жизнь стали расширяться и расти с такой астрономической скоростью, что оставили далеко позади себя любые другие формы и виды культурного развития.

Обратите внимание

Человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но даже просто осознать и оценить последствия всего происходящего. А.Печчеи говорит о том, что техника превратилась в абсолютно неуправляемый, анархический фактор.

Даже в том случае, если нам удастся найти пути поставить ее под надежный контроль, все равно она уже принесла в наш мир и будет продолжать вызывать в нем поистине эпохальные изменения. И новый факт здесь состоит в том, что — на радость нам или на горе — техника, созданная человеком, стала главным фактором изменений на Земле.

Человеческое развитие вступило в новую эру. С незапамятных времен человек, изобретая остроумные, но относительно бесхитростные приспособления, облегчающие ему жизнь, медленно, со скоростью черепахи, полз но пути прогресса.

В начале текущего столетия темпы развития стали резко возрастать, машины стали больше и сложнее, но масштабы их все еще оставались соизмеримы с самим человеком.

Водораздел между двумя эпохами связан с появлением высокоразвитой техники и сложных искусственных систем в авиации и космонавтике, вооружении, транспорте, коммуникациях, информации, с использованием этих систем при сборе и обработке данных и т. д.

Захватывающие открытия сделаны человеком в области исследования космоса и тех сил, которые обеспечивают незыблемость вселенной, несмотря на ее вечное движение. Наши современники, не пользуясь ничем, кроме собственного разума, смогли сформулировать общую теорию относительности, теорию расширяющейся вселенной, открыть секрет происхождения элементов.

На другом конце спектра познания мы проникли в тайны бесконечно малых объектов. Расщепление атома, определение структуры ядра и обнаружение множества элементарных частиц, а также расшифровка генетического кода, синтез рибонуклеиновой кислоты и многие другие открытия — все это способствовало неумолимому разоблачению секретов материи и самой жизни.

Это феноменальное расширение границ наших теоретических знаний привело к открытию таких вещей, как лазер, мазер, антиматерия, голография, криогеника и сверхпроводимость. Параллельно с этим не менее революционные достижения были отмечены и в прикладной сфере.

Важно

Мы знаем их под именами витаминов, бульдозеров, пенициллина, инсектицидов, телевидения, радара, реактивных двигателей, транзисторов, карликовой пшеницы, противозачаточных пилюль и многими-многими другими именами.

Такое экспоненциальное накопление научных знаний и технических навыков, новых машин и новых видов продукции позволило человеку приблизить область фантазии к границам реальности и рассчитывать на еще более блестящее будущее.

Человек теперь может побеждать многие болезни, увеличить вдвое (по сравнению с предшествующими поколениями) продолжительность жизни, существенно улучшить свой быт и рацион питания.

Он усовершенствовал способы производства товаров и выпускает их теперь в невероятно массовых масштабах, он изобрел технические средства, которые могут быстро перенести его самого и его имущество через континенты и океаны, он может мгновенно связаться с кем угодно, в какой бы точке планеты он ни был.

Он повсюду настроил дорог, возвел дамбы, создал города, прорыл шахты, буквально завоевав и подчинив себе всю планету.

Почувствовав хрупкость и слабость собственного мозга, он взялся за работу и изобрел компьютер — верного электронного слугу, память, вычислительные возможности и скорость операций которого в тысячи раз больше тех, которыми располагает он сам. Наконец, в ослеплении гордыни он решился вступить в прямое состязание с Природой.

Сейчас он пытается овладеть огромной энергией материи, оседлав ядерную энергию; распространить свои владения за пределы Земли — первые шаги в этом направлении он уже сделал, вступив на поверхность Луны и послав приборы более детально исследовать солнечную систему; и, наконец, изменить самого себя с помощью человеческой инженерии и манипулирования с генетическим материалом человека.

«Точные науки и основанная на них техника достигли поистине гигантских успехов, однако науки о человеке, морали и обществе плетутся где-то далеко позади. И стала ли человеческая мудрость хоть в чем-то лучше, чем во времена Сократа?», — спрашивает А. Печчеи.

Он говорит, что из всего этого вытекает один непреложный и существенно новый факт. С оборонительных позиций, где он был полностью подчинен альтернативам самой Природы, человек стремительно перешел на позиции властелина и диктатора.

Совет

И отныне он не только может воздействовать и действительно воздействует на все происходящее в мире, но также, вольно или невольно, определяет альтернативы своего собственного будущего — и именно Человеку предстоит сделать окончательный выбор.

Иными словами, завоеванное им господствующее положение в мире практически вынуждает его взять на себя общие регулирующие функции. А они в свою очередь предполагают — хочет того человек или нет — уважение к тем сложным системам, в которых тесно переплетаются интересы человека и окружающей его природы.

Разгадав множество тайн и научившись подчинять себе ход событий, он оказался теперь наделен невиданной, огромной ответственностью и обречен на то, чтобы играть совершенно новую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете — включая и свою собственную жизнь.

Эта новая роль человека возвышенна и благородна. Ему предстоит выполнять те функции и принимать те решения, которые он ранее относил исключительно за счет мудрости Природы. Его роль, хочет он того или нет, в том, чтобы быть лидером эволюционного процесса на Земле, и ему придется взять на себя руководство этим процессом, с тем чтобы ориентировать его в благоприятном для всех направлении.

«Не вызывает никаких сомнений, однако, — говорит А.Печчеи, — что человек пока еще не выполняет этой роли. Он даже и не начал осознавать, что обязанности его круто изменились и толкают его именно в этом направлении.

Он все еще тратит значительную часть моральной и физической энергии на пустячную, случайную работу и мелкие перебранки, которые, возможно, и имели раньше какой-то смысл, но теперь, в его имперский век, тщетны, бесполезны и абсолютно ему не к лицу.

Он все еще склонен наделять технику почти мистическими свойствами, надеясь, что она может преодолеть любые трудности, решить практически любые проблемы, автоматически проложить путь к блестящему будущему.

Веря в почти безграничные возможности и всесилие техники, человек, однако, закрывал глаза на то, что при всем своем могуществе техника лишена интеллекта, не способна к рассуждениям и не умеет ориентироваться в нужном направлении. И именно человек — ее хозяин — призван моделировать и направлять ее развитие.

По мере того, как возрастало могущество современного человека, все тяжелее и ощутимее становилось отсутствие в нем чувства ответственности, созвучного его новому статусу в мире.

Обратите внимание

У него, так сказать, хватило ловкости похитить огонь у богов, но не было их мастерства и мудрости, чтобы им воспользоваться. И в этом он уподобился неловкому ученику чародея, вынужденному корчить из себя великого волшебника.

Могущество без мудрости сделало его современным варваром, обладающим громадной силой, но не имеющим ни малейшего представления о том, как применить ее.

Снова и снова размышляя над всем этим, я все более убеждался, что нынешний глобальный кризис — где все элементы человеческой системы оказались неуравновешенными друг с другом — является прямым следствием неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его новой могущественной роли в мире, осознать свои новые обязанности и ответственность в нем.

Проблема в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное решение ее связано с ним; и отныне квинтэссенцией всего, что имеет значение для самого человека, являются именно качества и способности всех людей. Этот вывод, который не раз подтверждался в моей, так сказать, промышленной жизни, оказывается справедливым и в гораздо более широком контексте.

Его можно выразить следующей аксиомой: наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества – и не качества отдельных элитарных групп, а именно «средние» качества миллиардов жителей планеты. С этими выводами А. Печчеи нельзя не согласиться.

В условиях демократического общества именно знания и воля миллионов людей должны определять направление общественного развития. Научно-технический прогресс порождает массу проблем.

Подобно любому историческому развитию, он необратим, и всякие заклинания по этому поводу не в состоянии его остановить. Но это никоим образом не значит, что людям остается лишь безропотно подчиняться развитию науки и техники, по возможности приспосабливаясь к его негативным последствиям.

Конкретные направления научно-технического прогресса, научно-технические проекты и решения, затрагивающие интересы и ныне живущих, и будущих поколений, — вот что требует широкого, гласного, демократического и вместе с тем компетентного обсуждения, вот что люди могут принимать, либо отвергать своим волеизъявлением.

Этим и определяется сегодня социальная ответственность ученого. Опыт истории убедил нас, что знание – это сила, что наука открывает человеку источники невиданного могущества и власти над природой. Мы знаем, что последствия научно-технического прогресса бывают очень серьезными и далеко не всегда благоприятными для людей.

Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные эффекты, которые потенциально заложены в результатах его исследований.

Важно

Ведь он благодаря своим профессиональным знаниям подготовлен к такому предвидению лучше и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо другой.

Наряду с этим социально ответственная позиция ученого предполагает, чтобы он максимально широко и в доступных формах оповещал общественность о возможных нежелательных эффектах, о том, как их можно избежать, ликвидировать или минимизировать.

Только те научно-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и морально оправданными. Все это показывает, сколь велика роль ученых в современном мире. Ибо как раз они обладают теми знаниями и квалификацией, которые необходимы ныне не только для ускорения научно-технического прогресса, но и для того, чтобы направлять этот прогресс на благо человека и общества.

Читайте также:  Династия ираклия и конец римской империи (610-717)

Источник: http://filosofedu.ru/index.php/voprosy-dlja-vstupitelnogo-jekzamena-po-filosofii/920-nauchno-tehnicheskij-progress-i-kultura

Научно-технический прогресс и культура

Началом эпохи научно-технической революции в культурологической традиции считается время, когда  техника становится  силой, определяющей динамику развития культуры.

Крупнейшие открытия рубежа XIX—XX  веков произошли в сфере биологии, медицины, средств связи и использования энергии, в области технических наук.

В середине ХХ века НТР становится глобальным явлением — она приобретает всесторонний характер, охватывает все сферы общественной жизнедеятельности, действует в мировом масштабе и в то же время вторгается в личную жизнь людей.

НТР — качественный скачок в познании природы и использование ее законов в производстве, коренная перестройка энергетической базы, предмета труда, появление качественно нового продукта труда, изменение орудий и средств производства и управления.

В основе НТР лежит прогресс техники. Техника (от греческого «techne’») — изобретенное человечеством средство для достижения целей. Сущность техники определяется двумя аспектами. Техника инструментальна, т.е. это орудие, приспособление, помогающее человеку выполнять поставленную задачу.

Техника «улучшает» человека, усиливает его биологический потенциал. Вместе с тем, техника способна выполнять свою культурную роль только тогда, когда ей пользуется  человек, т.е. техника антропологична. Эти черты присущи технике с древнейших времен, с эпохи первобытности.

В эпоху верхнего палеолита человек начинает осмысленно и ценностно относиться к применению технических приспособлений.            Технические инновации эпохи промышленных революций. Техника обладает потенциалом к изменению — совершенствуется человеком и изменяет человеческую натуру.

Совет

Такие перемены начинают качественно проявляться  в эпоху Нового времени, которая исторически предшествовала НТР.

Промышленные революции в Европе и России предшествовали НТР. В период XVI-XVII вв. в Европе происходил интенсивный рост мануфактурного производства и торговли.

В то же время ослаблялись объединения городских ремесленников — цехи, отживало патриархальное землевладение. Кризис феодального строя носил не только экономический, но и духовный, политический характер.

Капитализм — общественно-политический строй, использующий наемный труд, поэтому общественная потребность того времени  потребность в свободных гражданах, способных выступать на рынке вольнонаемного труда как товар.

Англия в этот период становится крупнейшим европейским центром развития промышленности, естественных наук, философии и правоведения. Ф.Бэкон разрабатывает здесь учение о методе (индукции) и необходимости обобщения экспериментальных данных, о критике предрассудков в науке. Культура Нового времени — культура торжества науки, рационалистического метода и опытных данных, время зарождения современного представления о правах человека и свободе личности, многообразии его выборов и возможностей в новой системе буржуазных отношений.

Новое время формирует человека буржуазной эпохи, личность, которая будет субъектом капиталистических производственных отношений, наемным работником и которая разовьет эти отношения до современного их состояния.

Человек Нового времени наследует активность преобразовательного отношения к миру человека эпохи Возрождения, но он более сложен, противоречив. Новое время ориентировало человека на поиск опытных, экспериментальных критериев совершенствования культуры. «Плодоносный опыт» (Ф.

Бекон так называл результаты экспериментальной работы) создает культуру промышленной революции, инновационную по духу.

Обратите внимание

Рационализм эпохи Нового времени сформулировал Рене Декарт в тезисе «Cogito, ergo sum», что значит, «мыслю, следовательно, существую». Мыслительная деятельность становится оправданием человеческого существования, а вклад человека в культуру измеряется ее результатами.

Источник: https://students-library.com/library/read/42537-naucno-tehniceskij-progress-i-kultura

Научно — технический прогресс Наступившая индустриальная эпоха принесла с собой серьезные изменения в мировоззрении, образе жизни, культуре, быте человека. — презентация

1

2 Научно — технический прогресс Наступившая индустриальная эпоха принесла с собой серьезные изменения в мировоззрении, образе жизни, культуре, быте человека. Бурное промышленное развитие вызвало появление принципиально новых средств связи, новых видов транспорта. Преобразились города. Городских жителей перевозили трамваи, метрополитен, а позднее – автобусы, троллейбусы.

3 Беспроволочный телеграф А.С. Попов Г. Маркони

4 Аэроплан братьев У. и О. Райт

5 Г. Форд

6 В самом характере промышленного производства произошел переход к массовой, стандартизированной, т.е. изготовленной по единому образцу, продукции с использованием самодвижущейся ленты – конвейера.

7 Н. Бор Э. Резерфорд К. Э. Циолковский Все эти события были подготовлены революцией в естественных науках.

8 Среди ученых- обществоведов не утихали споры по фундаментальным проблемам философии, истории, экономической теории. М. Вебер М. Острогородский Альфред Маршалл.

9 Альфред Бернхард Нобель (1833 – 1896). Почти все свое состояние этот ученый и промышленник завещал основанному после его кончины Нобелевскому комитету, который с 1901 г. оценивает представленные научные работы и литературные произведения, присуждая крупные денежные премии. По условиям завещания Нобеля они не могут быть присуждены посмертно, а также дважды одному и тому же лицу. С начала XX в. Выдающиеся достижения в физике, химии, литературе, медицине и борьбе за мир отмечаются Нобелевскими премиями.

10 Среди нобелевских лауреатов не мало наших соотечественников: Н.Г. Басов А. М. Прохоров Л. В. Канторович В. В. Леонтьев

11 В 1990 г. Нобелевская премия мира была присуждена первому президенту СССР М.С. Горбачеву И. А. Бунин

Важно

12 Как яркий и сильный отклик на перемены в жизни людей появился авангардизм. Авангардизм – особое направление в искусстве, сторонники которого призывали идти вперед к новому содержанию и формам ХХ в., отказавшись от культурных достижений прошлых поколений.

13 В литературе этого направления придерживались француз Г. Аполлинер, итальянец Ф. Т. Маринетти и наш соотечественник В. В. Маяковский ; в живописи – испанец П. Пикассо, итальянец А. Модильяни, россияне В. В. Кандинский и К. С. Малевич; в архитектуре – француз Ш. Э. Ле Корбюзье; в музыке – австриец Г. Малер и представитель России А. Н. Скрябин. Ф. Т. МаринеттиМаяковский Малевич Г. Малер А. Модильяни

14 РеализмСимволизм (Изображение суровой правды жизни без прикрас) (Заострение внимания на внутреннем мире героев) Б. Шоу, А. П. Чехов, М. Горький Г. Ибсен, М. Метерлинк

15 Вера Холодная Ч. Чаплин Д. Фэрбенкс М. Пикфорд

16 Особую популярность приобрел кинематограф, изобретенный в 1895 г. Французами братьями О. и Л. Люмьер

17 Первый фильм назывался «Прибытие поезда». Люди толпами осаждали залы, где шло необычайное зрелище – «живые картинки»

Источник: http://www.myshared.ru/slide/227499/

3. Искусство в эпоху научно-технического прогресса

В своем историческом развитии искусство и техника отражают взаимосвязи материальной и художественной культур общества. В древнегреческой этике понятие «технэ» означало одновременно и искусство, умение, мастерство, а также произведение, изделие.

Искусство и техника выступали как различные, дополняющие друг друга формы творческого преобразования окружающей среды, что было характерно для этапа развития труда, при котором человек и техника соединялись в едином технологическом процессе.

С разделением труда на частичные функции и операции и все большим отчуждением продуктов труда от их производителей техника отдаляется от искусства, за исключением соединения их вновь в деятельности отдельных личностей универсального творческого типа — первооткрывателей законов природы, изобретателей, художников и одновременно конструкторов.

Совет

Ярким примером такой личности в период Возрождения был Леонардо да Винчи. В Новое время и особенно в период научно-технической революции ХХ века искусство и техника вновь сближаются по своей эвристической творческой основе. В эстетике подчеркивается рациональность, целесообразность форм техники.

Появляются новые виды эстетической деятельности, порожденный научно-технической революцией — дизайн и его территория — техническая эстетика.

Вместе с тем интерпретация отношения искусства и техники зависят от понимания их сущности: ее направленность колеблется от крайности превознесения возможностей техники и урбанизма в эстетике техницизма до резкого неприятия мира техники, якобы изначально бездушного и противопоставленного миру человека, в сфере искусства.

Искусство и техника выступают как диалектическое единство художественно-образного постижения и преобразования окружающей среды и совокупность средств, необходимых для опредмечивания труда человека.

Поскольку техника не возникает и не существует обособленно от человека и общества, искусство в процессе своего развития отражает их соотношение в художественных образах, эстетически и социально определяет в каждом конкретном случае их общечеловеческое и гуманистическое начало, предостерегает от опасности утраты этого начала.

Эта роль искусства усиливается при расширении масштабов научно-технического прогресса, в ходе революционных социальных изменений в обществе, при решении в современных условиях таких глобальных проблем человечества как сохранение цивилизации на земле, которой угрожает мировая термоядерная война, преодоление экологического кризиса, предотвращение отрицательных последствий стихийного развития техники. Другой стороной связи искусства и техники является формирование и совершенствование технического потенциала самого искусства, художественного творчества. С развитием техники меняются образный строй и материальные возможности архитектуры, пластических искусств, музыки и т.д. Техническое накопление фактов, их систематизация и обработка при помощи компьютера, возможность репродуцирования многих произведений искусств полиграфически, в звуко- и видеозаписях активно воздействуют на структуру и развитие художественной культуры в целом, повышают критерии социально-эстетической значимости, репродуцируемых произведений искусства, эстетических идеалов и вкуса народа. В ходе научно-технического прогресса появляются новые виды и разновидности искусства — фотоискусства, кино, телевидение, электронная музыка и др., обогащающие и усложняющие эмоциональный мир человека. Термин «техника», нередко применяемый для характеристики навыков, приемов в различных видах человеческой деятельности, может выступать и как личное умение, мастерство авторов и исполнителей произведений искусства, пользующихся различными инструментами — от простейших до технически очень сложных или мастерски использующими свои физические возможности, в совершенстве владеющими своим телом. Так, мы говорим о технике живописи, исполнительского искусства музыканта, актера, танцора и т.д. В то же время как высокая степень мастерства, искусства в широком смысле слова может оцениваться совершенство технического исполнения отдельных элементов в спорте (эстетика спорта), в производственной деятельности (производственная эстетика), других видах человеческого труда. В наибольшей мере это сближается с искусством в условиях личного творческого соревнования по мастерству, приобретающего порой подлинно зрелищный характер, вызывающий эстетическое переживание, сходное с переживанием от восприятия искусства в собственном смысле слова (наиболее яркий пример — спортивные соревнования по художественной гимнастике, фигурному катанию, которые по своей природе смыкаются с видами зрелищных искусств). [6, с. 131]

В целом искусство эпохи научно-технического прогресса характеризуется синтезом наработанных, классических методов творчества с современными техническими разработками в различных областях творчества. Это создает предпосылки для появления новых видов искусства.

Особую роль играет бурное развитие компьютерных технологий, все в большей степени использующихся при производстве произведений кино, и давших толчок развитию новых разновидностей киноискусства — клипов и видеороликов (в частности, рекламных).

Обратите внимание

Мир меняется, и его новое «культурно-историческое» качество адекватно передает другой вид искусства, который тем самым становится репрезентативным.

Репрезентативность вида искусства обеспечивает непрерывность культурной традиции и способствует формированию культурного самосознания новой исторической эпохи.

Искусство не только образно отражают действительность и практику человеческой деятельности, но и художественно воспроизводят конкретно-историческую сущность индивида, демонстрируют человеку его человеческие качества. В той мере, в какой эта демонстрация схватывает исторически наиболее характерное для данной социокультурной ситуации, можно говорить о репрезентативности того или иного вида искусства. [7, с.256]

Эстетические потребности стимулируют развитие техники и средств массовой коммуникации. Телевидение, например, возникло из потребности сиюминутно, документально-наглядно, адекватно передать и идеологически нацеленно художественно обработать и истолковать информацию о современной жизни.

Телеизображение еще не вполне адекватно действительности: отсутствует объемность. Эстетические потребности, вызвавшие к жизни телевидение, в дальнейшем стимулировали рождение цвета (новая ступень в соответствии кадра реальности) и теперь стимулируют развитие объемного цветною телеизображения.

Технические принципы его создания уже найдены: голография в сочетании со стереофонией. Дело за воплощением этих принципов.

Большую роль здесь играют вербальные средства. Именно слово способно восстановить и выстроить необходимую меру условности в грядущем цветном безусловно-объемном изображении.

Слову будет принадлежать огромная новая роль на телевидении. В этом отношении прогноз М. Маклюэна о будущей «зрительной» цивилизации ошибочен.

Важно

Усиление благодаря развитию телевидения роли зрительных образов в жизни человека будет уравновешиваться усилением роли вербального начала.

Иными словами, вместе с появлением голографического светящегося экрана возникнет новый синтез телевидения и литературы, ведущее значение которой по отношению к другим видам искусства в будущем еще усилится.

Читайте также:  В.о. ключевский в особом совещании по составлению нового устава о печати

Возникновение грамзаписи — качественный перелом в истории музыки, следствия которого еще полностью не выявились. Впервые в истории музыкальной культуры грамзапись создала возможности тиражирования и консервирования звучащего художественного произведения.

Это имеет свои следствия: к ранее существовавшему опосредствующему звену между композитором и слушателем — исполнителю — прибавилось еще одно звено — диск, магнитолента, фиксирующие и воспроизводящие исполняемое произведение. Сам характер исполнения меняется при записи на грампластинку.

Исполнителю приходится учитывать новое опосредствующее звено и исчезновение непосредственного контакта со слушателем, «усреднение» исполнения, ориентирующегося на массовую аудиторию.

Созданная звукозаписью социально-эстетическая ситуация сказалась и на судьбе музыкальной классики: она лишилась ореола элитарности, расширилась ее аудитория, музыкальное исполнительство классики демократизировалось, открылись широкие возможности ее популяризации. Фонокультура стала составной частью современной художественной культуры, вторглась в сферу досуга, что важно в связи с ростом свободного времени.

Грампластинки, как кино и телевидение,— средства массовой коммуникации. Фиксация, тиражирование и консервирование музыки привели к ее синтезу с кино и телевидением.

У фиксированной фонокультуры имеются большие, отчасти уже использующиеся возможности развития в немузыкальном направлении: запись чтецов, театральных постановок, литературных композиций.

Совет

Фиксированная фонокультура прочно входит в современный быт: физзарядка, сказка для детей, уроки иностранного языка на съемных носителях.

Дальнейшее расширение форм и технических характеристик, улучшение содержания звукозаписи (расширение диапазона частотности, появление DVD — дисков, их тематические подборки, стереофония, звуковое пространство, воспроизведение, цветомузыка и т. д.) ведет к расширению ее эстетических возможностей (записи целых опер, балетов, больших симфонических произведений, концертов и т. д.

). Огромно общекультурное значение звукозаписи: она позволяет запечатлеть для будущих поколений выдающихся музыкальных исполнителей. Возникла важная техническая и культурно-эстетическая перспектива: «восстановление» стереозвучания монозаписей Ф.И. Шаляпина, Э. Карузо и других великих музыкантов, записанных на пластинки до открытия фиксации стереофонического звука. [4, с.

322]

Источник: http://etic.bobrodobro.ru/2449

Цп автоматизированные системы управления и промышленная безопасность

(Шаповалов, В. Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи : учебное пособие / В. Ф. Шаповалов. – М. : Фаир-Пресс, 2004. – 320 с.)

Все разделы философского знания прямо или косвенно служат поиском ответов на вопросы о человеке. Это относится и к философии науки и техники.

Классические философские теории, сложившиеся в XVII-XIX вв., ставили своей задачей объяснение человеческого познания, исходя из общих философских принципов. Для этого философ стремился, построив модель «человека вообще», то есть человека, лишенных конкретных характеристик (национальных, конфессиональных, расовых и т.д.), описать наиболее общие («сущностные») черты процесса познания.

В рамках философских принципов познания философы-классики исходили из предпосылки, что по меньшей мере для части человеческого познания имеется надежный фундамент («абсолютное основание»), поэтому свою задачу они видели в том, чтобы выявить и описать такой фундамент. Однако следует признать, что все попытки предшествующей философии найти такой прочный фундамент, предельно надежное основание для научного познания оказались безуспешными.

Задача методологического обоснования науки не могла быть успешно решена из-за того, что философы-классики не принимали во внимание эволюцию познавательных способностей человека, которая является продолжением общего процесса эволюции всех живых существ.

Речь идет не об эволюции отдельного индивида – онтогенезе, а об эволюции человеческого рода – филогенезе. Эволюция человеческого рода не закончилась на том этапе, когда он выделился из животного царства.

Она продолжилась в человеческом обществе, продолжается и сегодня. Имеется в виду эволюция познавательных и других интеллектуальных способностей.

Наука и техника, с одной стороны, свидетельствуют о существовании такой эволюции, с другой — выступают одним из основных ее факторов.

Обратите внимание

Не следует забывать, что интеллектуально-познавательная сторона отнюдь не исчерпывает всей духовной стороны человека. Между тем развитие системы «наука-техника» стимулирует, прежде всего, развитие интеллекта.

Что же касается собственно духовных качеств, то есть тех, которые аккумулируют в себе непреходящие духовные ценности (метафизические ценности) – такие, как добро, красота, солидарность, милосердие, сострадание, любовь к ближнему и «дальнему» и другие, то стимулом их развития научно-технический прогресс служить не может.

В результате филогенетической эволюции новорожденный человек уже обладает целым рядом весьма развитых интеллектуально-познавательных способностей. Вот почему К. Лоренц считает, что «вряд ли в истории человеческого разума было большее заблуждение, чем мнение эмпиристов, будто человек до всякого индивидуального опыта есть чистый лист, «tabula rasa»» (Лоренц К.

Оборотная сторона зеркала. М., 1998. С. 302). Резко отрицательное отношение к кантовскому априоризму постепенно уходит в прошлое. Известная отечественная исследовательница Л.А. Микешина отмечает: «Сегодня очевидно, что априорность представлений о времени укоренена в культуре, материальной и духовной деятельности человека» (Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002. С.

89-90).

Тезис, согласно которому эволюция способностей человека продолжает сегодня и будет развиваться в дальнейшем, означает, что с развитием науки и техники каждое новое поколение в целом будет обладать все большим спектром врожденных интеллектуально-познавательных способностей.

Этот тезис следует воспринимать как относящийся не буквально к каждому индивиду, а к человеческому роду в целом.

Наиболее интенсивно процесс развития врожденных способностей к восприятию и переработке информации протекает там, где научно-техническое развитие идет быстрыми темпами, поскольку прогресс науки и техники отбирает именно эти способности и способствует их наследственному закреплению.

Представители современной эволюционной теории познания нашли для существования априорного предзнания реалистическое, естественно-историческое обоснование. Кроме того, они выявили целый ряд форм врожденного знания, неизвестных Канту и философской классике в целом.

Важно

В отличие от классических, данная теория избегает положений умозрительного характера и стремится обосновать свои выводы, в первую очередь, данными естественных наук, прежде всего биологии, физиологии, психологии.

Особое значение она придает сравнительному изучению живых организмов, а также сравнительному изучению культур разных народов.

С точки зрения сторонников теории эволюционной теории познания, всякая жизнь (не только жизнь человека) в одном из своих важнейших аспектов представляет собой познавательный процесс. Возникновение жизни означает возникновение структуры, способной получать и хранить информацию.

Научно-технический прогресс, несомненно, оказывает влияние на историческую трансформацию биологической (телесной) природы человека. Однако, в отличие от эволюции интеллектуально-познавательных способностей, такая трансформация пока не поддается однозначному определению. Ее закономерности не вполне ясны.

Относительно эволюции биологической (телесной) природы человека с полной определенностью можно сказать лишь то, что она происходит по-разному и разными темпами у различных народов, цивилизаций, культур. В этом ее сходство с эволюцией интеллектуальных способностей.

Что касается проблемы общей направленности изменений природных свойств человека в связи с научно-техническим прогрессом, то можно выделить две точки зрения. Согласно первой, человек прошлого, не затронутый влиянием науки и техники, был более здоров, вынослив и жизнеспособен. Он жил в гармонии с природой, еще не испорченной последствиями человеческого воздействия.

Развитие общества, широкое применение достижений науки и техники, облегчение условий жизни делают организм все менее приспособленным к жизни, ухудшает средние биологические показатели природы человека.

Другая точка зрения акцентирует внимание на фактах положительного воздействия научно-технических достижений. Развитие биологических, химических и ряда других наук дало в руки медицины средства победить болезни, долгое время оставшиеся бичом человечества – такие, как чума и холера.

Совет

Научно-технические достижения освобождают человека от тяжелой физической работы, что положительно влияет на его здоровье. С этой точки зрения в прошлой истории человечества не было и не могло быть эпохи гармонии человека и природы, а была суровая борьба человека с природой.

Только научно-технический прогресс освобождает человека от этой борьбы.

Обе эти точки зрения целесообразно рассматривать как проявление двух противоположных тенденций влияния научно-технических достижений на телесно-биологическую природу человека. Из взаимодействия этих тенденций и складывается процесс биологической эволюции человеческого рода.

С одной стороны, наука и техника призваны освободить человека от рабской зависимости от сил природы, облегчить человеческий труд, обеспечить более высокое качество жизни. Техническое устройство, машина позволяют человеку достигнуть результатов, невиданных в домашинную эру.

Созданные на основе науки аппараты дано превзошли самые смелые проекты Жуля Верна и Герберта Уэллса, не говоря уже о мечтах и фантазиях далекого прошлого. Однако не менее важна и противоположная сторона. Технические устройства как бы ставят человека в зависимое от техники положение.

Перед человеком возникает угроза превратиться в придаток машины. Колоссальная роль научно-технических достижений приводит к тому, что во имя научно-технического прогресса порой приносятся колоссальные человеческие и нравственные жертвы.

Следует признать, что техника нередко становится мощным отрицательным фактором – фактором дегуманизации общества. Она отрывает человека от духовной жизни, способствует вытеснению из общественного сознания ценностей духовного порядка. Машина становится самоцелью, а сам человек уподобляется машине.

Отношения между людьми приобретают отчужденный, машинно-механический характер. Это означает, что из межчеловеческих отношений исчезают искренность, взаимопомощь, милосердие и сострадание, как и другие непреходящие ценности духовного бытия.

Огромная мощь техники, ставшая очевидной, по меньшей мере, с ХХ века, в буквальном смысле революционизовала всю человеческую жизнь. Произошло стремительное ускорение ритма жизни. Человек вынужден находиться как бы в постоянной погоне за все убыстряющимися темпами социальных изменений.

Обратите внимание

От человека требуется непрестанная активность, ему некогда задуматься над глубинными проблемами бытия. Духовная сторона отодвигается на задний план. Под влиянием научно-технического прогресса человеку грозит опасность превратиться лишь в функцию общественного процесса.

В рамках общественных отношений все большее распространение получает чисто утилитарный подход к человеку как звену или элементу техники и производства.

Сегодня вполне очевидно, что бесполезно и бессмысленно пытаться остановить научно-технический прогресс. «Отрицание техники бессильно и реакционно, — писал Н.А. Бердяев.

– нужно не отрицать научные открытия техники, а духовно овладевать ими» (Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 248).

Это означает, что основой для оптимизма в области преодоления отрицательных последствий научно-технического прогресса должна стать творческая природа человека.

Надо учесть, что способность быть человеком есть способность быть не равным своей деятельности. Иначе говоря, человек превосходит то, что он совершил. Принципиальная безграничность человека лежит в основе динамики его бытия. Следовательно, творчество выступает наиболее адекватной формой существования человеческого в человеке. Что же такое творчество?

Творчество есть созидательная деятельность, ориентированная на духовное возвышение и просветление человека, на добро и красоту, направленная к тому, чтобы минимизировать отчуждение человека от человека, способствовать укреплению доверия и солидарности.

Принципиально возможен путь использования науки и техники, превращающий их из средства дегуманизации в средство очеловечивания природы и духовного совершенствования человека.

Для этого наука и техника должны стать не только средством преобразования природы, обеспечивающим человеку не «рабское положение», а «разумное господство», но и превратиться из средства преобразования природы для получения необходимых человеку средств существования в составной элемент творческой деятельности, несущей в себе положительный смысл, укрепляющий и созидающий ценности духовного порядка.

Важно

Почему это происходит далеко не всегда? Почему система «наука-техника» часто выступает в роли, прямо противоположной творческой природе человека.

Многое коренится в самой системе «наука-техника», в свойстве субъектности научного знания, в фундаментальном свойстве науки и техники как системы – быть средством господства человека над природой, а вследствие этого – и человека над человеком.

Эти свойства системы «наука-техника» обладают огромной притягательной силой. Они привлекают человека обещанием достижения господства как такового, то есть господства ради самого господства, власти во имя сладостного ощущения самой власти.

Далеко не случайно, что, согласно евангельской истории об искушениях, которыми пытался соблазнить дьявол Христа в пустыне, одним из таковых было искушение властью. Христос нашел в Себе мужество побороть его. К сожалению, смертный человек далеко не всегда способен повторить самоотверженный подвиг Христа.

Однако нельзя с полной определенностью утверждать, что у человечества нет оснований для оптимизма. Такие основания заключаются в формировании ответственности на основе ценностей гуманитарного порядка.

Источник: http://automationlab.ru/index.php/2011-05-12-06-16-44/328-29——

Ссылка на основную публикацию