Древние цивилизации. раннее средневековье в европе, формирование западноевропейского типа цивилизаций

5.2. Раннее Средневековье(V – Х вв.): Становление феодальных отношении. В период раннего Средневековья

Становление феодальных отношении. В период раннего Средневековья начала становления средневекового общества – значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая цивилизация охватывает уже практически всю Европу.

Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь – через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в.

– и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов.

Таким образом, это был путь формирования вотчинно-аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.Второй путь складывания феодальной земельной собственности и, следовательно, всей феодальной системы – практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным.

Обратите внимание

Сначала участок земли (бенефиции) давался вассалу только при условии несения службы и на время его службы, а сеньор сохранял верховные права на бенефиции. Постепенно права вассалов на пожалованные им земли расширялись, поскольку сыновья многих вассалов продолжали служить сеньору своего отца.

Кроме того, важны были и чисто психологические причины: характер отношений, складывающихся между сеньором и вассалом. Как свидетельствуют современники, вассалы, как правило, были верны и преданы своему господину.Преданность ценилась дорого, и бенефиции все чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну.

Земля, которая передавалась по наследству, называлась лен, или феод, владелец феода – феодал, а вся система этих общественно-экономических отношений – феодализм.Бенефиции становится феодом к IXXI вв. Этот путь становления феодальных отношений четко просматривается на примере Франкского государства, которое оформилось уже в VI в.Классы раннего феодального общества.

В средневековье формируются также два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли и крестьяне – держатели земли. В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу.

Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина.

Другая группа – лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире, кроме того, (и это важнейшее отличие) они не были фиксированы, так что лично-зависимые крестьяне подвергались произвольному обложению. Они также несли ряд специфических налогов: посмертный – при вступлении в наследство, брачный – выкуп права первой ночи и др.

Эти крестьяне не пользовались свободой передвижения. К концу первого периода Средневековья все крестьяне (и лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хозяина, феодальное право не при-знавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: «Нет человека без господина».

Состояние экономики.

В период становления средневекового общества темпы развития были медленными. Хотя в сельском хозяйстве уже вполне утвердилось трехполье вместо двуполья, урожайность была низкой: в среднем сам – 3. Держали в основном мелкий скот – коз, овец, свиней, а лошадей и коров было мало. Низким был уровень специализации сельского хозяйства. В каждом поместье имелись практически все жизненно необходимые с точки зрения западноевропейцев отрасли хозяйства: полеводство, скотоводство, различные ремесла. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась; ремесло также существовало в виде работы на заказ. Внутренний рынок, таким образом, был очень ограничен.Этнические процессы и феодальная раздробленность. В этот период идет расселение германских племен по территории Западной Европы: культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии и по-литическая общность Западной Европы будет основываться в значительной степени на этнической общности западноевропейских народов. Так, в результате успешных завоеваний предводителя франков Карла Великого в 800 г. была создана обширная империя – Франкское государство. Однако большие территориальные образования тогда не были устойчивы и вскоре после смерти Карла его империя распалась.К Х-XI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств в IX-Х вв. почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феодальным междоусобицам.Христианство. Несмотря на то, что в Европе начинается процесс создания национальных государств, границы их постоянно менялись; государства то сливались в более крупные государственные объединения, то дробились на мелкие. Эта политическая мобильность также способствовала складыванию общеевропейской цивилизации.Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, которое постепенно распространялось во всех европейских странах, становясь государственной религией.

Христианство определяло культурную жизнь раннесредневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания. Качество образования сказывалось на уровне экономического развития. В этот период уровень экономического развития был наиболее высок на территории Италии.

Важно

Здесь раньше, чем в других странах, средневековые города – Венеция, Генуя, Флоренция, Милан – развиваются как центры ремесла и торговли, а не опорные пункты знати. Здесь быстрее растут внешнеторговые связи, развивается внутренняя торговля, появляются регулярные ярмарки. Увеличиваются объемы кредитных операций.

Значительного уровня достигают ремесла, в частности, ткачество и ювелирное дело, а также строительство. По-прежнему, как и в период античности, граждане итальянских городов были политически активны, и это также способствовало их быстрому экономическому и культурному прогрессу.

В других странах Западной Европы влияние античной цивилизации также сказывалось, но в меньшей степени, чем на территории Италии.

Источник: https://uchebnikfree.com/vsemirnaya-istoriya/rannee-srednevekovev.html

Проблема начала западной цивилизации: средневековье

Историческая справка:

Средневековье. V век — XVI век.V век (476 г.) — год крушения Западной Римской империи, т.е. закат античности. XVI век – эра великий географических открытий, (1488 г.), начало лютеровской реформации (1517 г.), и наконец первая буржуазная революция (Голландская 1566-1579 гг.)

Средневековье длилось около 1000 лет. В этот период складывается единая европейская общность, которую сплачивает единая религия – христианство. В античном мире каждый народ имел свою религию, в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов.

Итак, западная цивилизация возникла на развалинах Римской Империи, селившиеся на территории слабеющей империи (великое переселение народов) варвары стали основывать свои первые государства – варварские королевства в V веке.

В начале 5 века образуется первое полноценное и независимое вестготское королевство с центром в Тулузе — Тулузское королевство. Это событие было важным этапом начала колонизации германскими племенами территорий Римской империи.

В конце возникает государство у германских племен франков под руководством Хлодвига с центром в Париже – Франкское государство. Это первое крупное политическое объединение германских племен.

Государство постепенно растет, в 768-814 гг. Франкским королевством правил король Карл, прозванный Великим.

Во время его правления королевство территориально сильно расширяется, а Карл Великий считает себя воссоздателем Римской империи и принимает титул императора.

А теперь очень важная историческая дата. В 843 г. три внука Карла Великого в городе Вердене подписывают договор о разделе империи. Первая часть впоследствии станет Германией, вторая Францией, а третья Италией.

Совет

Затем наступает период феодальной раздробленности, западные страны раскалывались, соединялись, шли войны, изменялись границы, захватывались новые территории, но корень у всех западноевропейских государств был общим – это Империя Карла Великого.

Как справедливо отмечал немецкий философ Освальд Шпенглер, несмотря на различия, все европейские нации произрастали из одного корня, и только благодаря государственным границам в Европе сформировались различные народы:

«Все нации Запада – династического происхождения… Ибо все европейские народы были следствием судеб династий».

____________________________________________________________________________

Истоки Средневековья кроются в культурных традициях античности, варварских вождеств и королевств,  а также  восточного деспотизма. Сложный эволюционный процесс становления средневековой культуры шел от разрушения традиций античности и «темных веков» Великого переселения народов (V – VIII вв.

) через ряд попыток реанимации элементов классики  (Каролингское возрождение IX в., Оттоновское возрождение X в.) к расцвету средневековой культуры  (XI – XIII вв. — период готики, схоластики) и, наконец, установлению цивилизации нового типа — Новоевропейской.

Культурное и социально-политическое содержание Средневековья определяет феодализм (от лат. feodum — земельный надел, поместье).

Экономическую основу феодальных отношений составляет натуральное хозяйство и феодальная форма собственности — личная и поземельная зависимость крестьян от феодалов. Основными формами социальной организации в период раннего средневековья являлись феодальный замок, поместье, а также монастырь. К XI в.

центр общественной жизни перемещается в город, складывается городская форма собственности, основанная на торговле, ремесленном труде новых социальных слоев — горожан, возникает городская культура.

 Общество средневековой Европы разделялось на три сословия. Основанием иерархической лестницы служило так называемое «третье сословие», в которое входили крестьяне, ремесленники, торговцы и низшее духовенство. Выше по своим правам и богатствам располагались  привилегированные сословия — дворянство и высшее духовенство (руководство католической церкви).

Каждое сословие представляло собой замкнутую социальную группу со своей моралью, образом жизни, традициями. Переход из низшего сословия в высшие был практически невозможен, поскольку определялся случайностью рождения. Общественная и личная жизнь подчинялись принципу строгой регламентации.

Место в социальной иерархии и образ жизни индивида, вплоть до покроя и цвета одежды, не могли избираться произвольно, а были  узаконены сословной принадлежностью.С одной стороны, это лишало человека свободы проявления своей индивидуальности, с другой — давало ощущение социальной и психологической защищенности, создавало чувство уверенности в завтрашнем дне.

 Менталитет и повседневная жизнь средневекового человека были неразрывно связаны с символическими актами. Символ (от греч. symballo — соединяю) — это условный знак; образ, имеющий двойной смысл, — явный для знающих и скрытый для непосвященных. Средневековое сознание интерпретировало все феномены бытия в буквальном и в мистическом значениях.

Существовала сложная система религиозной символики (так, голубь символизировал Святого Духа, агнец — мученичество Христа, белый цвет считался символом непорочности).

Обратите внимание

 Неизменность, стабильность жизненного уклада средневекового общества в конечном счете обусловливалась религиозными представлениями эпохи. Христианская религия, названная так по имени ее основателя Иисуса Христа, возникла в I в. н. э.

на территории Римской империи, синтезировав элементы иудаизма (первоначальное христианство представляло собой реформированный иудаизм), восточных религиозных культов и некоторых философских идей поздней античности. В IV в. христианство утвердилось как официальная религия в Римской империи, а к X в.

процесс христианизации Западной Европы был практически завершен.

 В основе христианского вероучения лежит монотеизм — признание единственности Бога, находящегося вне времени и пространства. Христианская этика определяет смыслом жизни человека служение Богу и стремление к спасению души.

Нравственные начала иудео-христианской культурной традиции изложены в десяти заповедях) из первой части Библии — Ветхого завета.

Религия христиан имеет свой культи обрядность, важное место в которых принадлежит таинствам — особым культовым действиям, способствующим нисхождению благодати на верующего.

Лионским собором XIII века утверждены семь таинств:  крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия  (причащение), брак, священство, соборование умирающего.

Догматы христианского вероучения изложены в Библии

 В качестве посредника между Богом и человеком в христианстве выступает церковь, возникшая на основе раннехристианской общины и эволюционировавшая от апостольской до епископской во главе с папой (римская католическая церковь) или патриархом (греко-православная церковь).

Христианская церковь на Западе складывалась в сложнейших социально-политических условиях. Во-первых, в борьбе с внутренними ересями. Во-вторых, западно-римская церковь изначально соперничала с властью королей и императоров, постепенно устанавливая духовную и претендуя на политическую гегемонию в христианском мире.

Читайте также:  Образование ссср в 1922 г. эволюция государственности ссср

В период формирования западной цивилизации церковь выполняла важнейшую миссию — она способствовала культурному и отчасти политическому объединению Европы, противополагая раздробленности и нестабильности складывающихся государственных структур свою централизованную иерархию со строгой дисциплиной и законами.

Являясь крупнейшим феодалом, церковь:

  • внесла значительный вклад в подъем христианского мира,
  • стимулировала экономическое развитие средневекового общества,
  • оказывала определяющее воздействие на становление духовно-нравственных ценностей европейской цивилизации,
  • влияла на формирование единого культурного пространства Запада.

Вместе с тем, руководители Ватикана внесли собственную лепту в разжигание межнациональных конфликтов (феодальные войны в Европе, крестовые походы на Восток), преследование передовой философии и науки (инквизиция).

 Церковные институты способствовали распространению письменности и грамотности и до XII века церкви принадлежала монополия на образование.

Средневековая система образования представляла собой комплекс под названием «семь свободных искусств» – грамматика, риторика, диалектика , геометрию, арифметику, астрономию и музыку.


Важно

Именно церковь являлась восприемницей античного наследия, хотя ее отношение к классическим традициям было двойственным: с одной стороны, существовала тенденция сохранения и приспособления всего лучшего, что создал греко-римский мир к нуждам христианства.

В раннем Средневековье в монастырях существовали наиболее благоприятные условия для развития образования и письменности, но уже к XII веку в связи с ростом городов возникают новые центры культурной жизниуниверситеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский; Болонская юридическая школа), представляющие собой уникальное явление в мировой практике.

Университетская наука складывалась на основе теоцентризма — признания Бога-творца и вседержителя основой природного и общественного миров. Догматизм средневекового мышления определяла схоластика«школьная», т.е. университетская философия.

Ее главный принцип — непротиворечивость между истинами Откровения и истинами науки был сформулирован выдающимся мыслителем католицизма Фомой Аквинским. Разум объявлялся слугой веры, потому религиозные догматы считались принципиально доказуемыми и схоластическая философия концентрировалась на поиске рациональных аргументов бытия Бога.

 Схоластика определила и развитие средневековой медицины Запада, которая под ее влиянием приобрела догматический характер, лишившись, по сути, признаков научности. Источник болезней вновь стали усматривать в сфере сверхъестественного, а за исцелением обращаться к Богу — наиболее действенными лечебными средствами считались посты, молитвы и контакты с предметами культа.

 Средневековье предполагало одновременное существование разных типов культуры ( церковной, светской, городской и народной ). Однако в реальной практике их  противопоставления не наблюдалось, так как многослойная средневековая цивилизация представляла собой целостную систему, основанную не на противоречии входящих в нее компонент, а на их взаимопроникновении.

 Эстетическое сознание эпохи Средневековья и ее художественная культура формировались под воздействием церковного канона. Он складывался в Византии  в борьбе между иконоборцами, считающими всякие попытки создать изображение Бога идолопоклонничеством, и иконопочитателями, во главе которых стоял Иоанн Дамаскин, систематизатор христианского вероучения.

Этот раннехристианский мыслитель говорил: «Я дерзаю делать изображение Бога невидимого не так, как Он существует, в невидимости, но как Он открывается нам». Благодаря победе иконопочитателей на Вселенском соборе 787 г. в Европе возникло искусство иконописи.

Для верующего христианина икона представляет собой комплекс символов христианской веры, наглядное изображение кульминационных моментов истории этой религии и церкви, собрание нравоучений для праведной жизни.

В области архитектуры последовательно сменившие друг друга романский стиль и готика внесли ценнейший вклад в мировую культуру.

В целом, Средневековье представляет собой уникальный культурно-исторический тип, являющийся следующей после античности ступенью развития западноевропейской цивилизации. Восприняв многие традиции греко-римской классики, средневековая христианская культура в то же время отрицала их, отказавшись от признания за человеческим разумом способности к познанию и преобразованию действительности.


Совет

Эпоха Средневековья оставила богатейшее культурное наследие, заложила фундамент западноевропейской цивилизации, положила начало великим географическим открытиям, книгопечатанию.

Однако религиозные верования, нередко доходящие до фанатизма, учреждение инквизиции и организация крестовых походов — источник конфронтации христианского и мусульманского миров, догматизм и авторитаризм мышления, препятствующие развитию науки и прогрессу человечества, послужили основанием для критической оценки этого сложного и противоречивого исторического периода развития европейской культуры.

Источник: https://students-library.com/library/read/42395-problema-nacala-zapadnoj-civilizacii-srednevekove

Средневековая европейская цивилизация (часть I)

Европу и ныне населяет множество народов разных языков и культур, а на заре европейской цивилизации — когда европейцы постепенно выходили из состояния варварства и основывали собственные государства, их было еще больше. Ведь многие современные этносы Европы сложились в результате слияния и взаимной ассимиляции различных народов и племен.

Тем не менее, в той или иной степени близкие природные и географические условия жизни и хозяйствования, частые взаимные контакты обусловили то, что в культуре и историческом развитии всех европейских народов присутствует много общих черт.

Сегодня европейские черты в укладе жизни сильно выражены во всех странах мира, а в средние века европейская цивилизация была сугубо региональной, охватывавшей лишь пространство от Атлантического океана до Карпат или, если к носителям европейской культуры причислять древнерусский этнос, имевший основные европейские черты, но в силу особой географической специфики и выраженные отличия от прочих народов Европы, до реки Волги. Да и средневековая европейская цивилизация, основанная на феодальном строе, тоже существенно отличилась от европейской цивилизации Нового Времени, двигателем которой стал капиталистический рынок. Европейское Средневековье — это та знаменитая, нынче овеянная романтикой эпоха королей и рыцарей, честолюбивых дворян и трудолюбивых пахарей, отважных викингов и бродячих певцов, монахов и энергичных бюргеров.

Географическое положение Европы, как бы сужающимся клином вдающейся в Атлантический океан, ее расчлененность на массивы крутых гор и пересеченные полноводными реками равнины издревле обуславливали особенности европейского традиционного хозяйства.

Климат на большей части территории Европы по-настоящему умеренный: здесь редко бывают суровые холода, так как с Атлантического океана зимой поступает тепло, но и сильная жара летом — редкое явление из-за того же влияния океана.

Кроме того, чем ближе к океану, тем чаще меняется погода; своими дождливыми холодами посреди лета и оттепелями среди зимы особенно знаменита островная Великобритания. Реки, текущие из гор, выносят на равнины массы плодородного материала.

В Европе из-за достаточно влажного климата и плодородия почв гораздо больше земледельческих угодий, чем в субтропиках и тропиках Азии и Африки, где и зародились первые цивилизации. Однако из-за продолжительного холодного сезона времени на выращивание урожая гораздо меньше.

Обратите внимание

В то же время Европа по средневековым меркам была гораздо богаче ресурсами, чем Сибирь, где не растут многие виды культур из-за очень холодной зимы.

Также влажность климата способствовала обильному разрастанию на Европейском континенте лесов, и в технических условиях средних веков землю было обработать труднее, чем на Востоке, где было достаточно провести оросительные каналы и не приходилось регулярно очищать пашню от наступавшего леса.

Поэтому на протяжении Средневековья европейская цивилизация при всей своей уникальности значительно отставала в культурном и техническом развитии от цивилизаций Востока, но все же была хорошо развита, тогда как народы большей части земной суши: Африки южнее Сахары, Сибири, Нового Света вплоть до XIX в.

и еще дольше оставались в состоянии варварства и даже первобытно-общинного строя, и лишь некоторые из них имели свои цивилизации, отстающие, тем не менее, от европейской. Очень много культурных и технических достижений европейцы заимствовали в период средних веков у народов Востока через торговые сношения и военные походы, и уже на своей родине усовершенствовали их, придав им собственные, европейские особенности. Но особенно сильное влияние на европейскую средневековую культуру оказала античная греко-римская цивилизация, так значительная часть Западной Европы, в том числе территория будущей Франции, Испания, Британия прежде входили в состав Римской империи. Во время формирования европейских государств их правители активно использовали в законодательстве нормы римского права.

В разных областях Европы, в разных регионах мира основная черта, отличающая средневековое общество от обществ других эпох — господство феодальных отношений в политике и экономике, сложилась в разное время. Условно началом эпохи Средневековья и окончанием эпохи античности считается 476 г. н.э.

, когда предводитель германских наемников Одоакр сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа.

К этому времени у древних германцев — самого влиятельного этноса Европы севернее средиземноморского побережья, усиливается власть военных предводителей — королей, и происходит расслоение общества на профессиональных воинов, позже образовавших дворянское сословие, и трудовой народ, занимавшийся пахотой и пастьбой, вооружавшийся лишь во время крупных войн.

Зачатки феодальных отношений, выраженные в том, что разорившиеся пахари вместе с сельскохозяйственными рабами — колонами, стали селиться во владениях крупных землевладельцев и трудиться на землях хозяев, часть урожая отдавая тем, а часть забирая себе, сложились тогда и в самой Римской империи.

В эпоху раннесредневековых европейских государств: Королевства вестготов, Франкского королевства феодальный строй продолжал развиваться и упрочиваться. Пока не сложился классический феодализм, ставший основной отличительной чертой средневековой европейской цивилизации.

Важно

Правитель государства: король, герцог, князь, институт которых происходит от военно-народных предводителей древнеевропейских племен, считался верховным собственником его земель. Его власть опиралась на силу профессиональных военачальников, а по мере государственного развития — и на бюрократический аппарат. Эти служители, по-русски именуемые дворянами (от слова «двор», т.

е., поместье, которым обладал правительственный служащий), несли службу правителю на условии предоставления им земли, на которой работали и содержали их сельские труженики — крестьяне.

Дворяне, несшие военную службу, назывались «дворянством меча» (позже — «дворянством шпаги»), а дворяне, бывшие правительственными чиновниками, ведавшие канцелярскими делами, назывались «дворянством мантии». Дворяне меча в случае призыва на войну являлись на службу, приводя с собой вооруженных людей из своих крестьян.

Впоследствии выходцы из простого народа, постоянно ходившие со своим господином в военные походы, стали образовывать младшую дворянскую прослойку.

Дворянин, служивший самому правителю, мог пользоваться услугами помощников, с которыми делился полученной от правителя землей на тех же условиях: пока эти помощники служили ему, они имели право на труд и продукцию труда работавших на их наделах крестьян.

И, если земельные ресурсы страны были достаточно обширными, могли тоже иметь служебных помощников, с которыми делились находившимися в их распоряжении землей и крестьянами. Так складывалась европейская феодальная лестница.

Старший дворянин (или сам правитель), предоставлявший землю младшим дворянам, был для тех сеньором или сюзереном, а получившие от него землю с крестьянами младшие дворяне были по отношению к нему вассалами. При этом вассалы дворянина служили только ему самому, а не его сеньору. Поэтому в средневековой Европе младшие дворяне нередко восставали против старших, старшие — против самого правителя страны, так как их вассалы не считали себя ничем обязанными их сеньорам и охотно поддерживали их в феодальных войнах. Дворянское звание, вассальная служба конкретной фамилии в большинстве случаев передавались по наследству, так как это была довольно сложная наука, которой овладевали по преемственности от отца к сыну. Но бывало, что вассал переходил на службу, в том числе с формально принадлежавшей его прежнему сюзерену землей, которую он уже воспринимал как свою неотделимую собственность, к другому сеньору. Бывало, что дворянское звание и земля жаловались выходцу из простого народа, оказавшему большую услугу феодалу или правителю. Бывало, что правители одних государств подчинялись со своими владениями на вассальных правах правителям других государств. Каждая дворянская фамилия имела свою символику — герб, изображавшийся на боевых щитах ее представителей.

Правители государств и большинство дворян вне службы жили в замках — грандиозных сооружениях из камня, являющихся одновременно и жилищем, и военной крепостью.

Совет

Замки королей, герцогов, других крупных феодалов были большие, в них могли размещаться крупные военные гарнизоны, тюрьмы, за их стенами разбивались роскошные сады.

Замки простых дворян могли выглядеть просто как большой каменный дом с узкими окнами, зубчатыми стенами, приспособленными для обороны, и сторожевой башней.

В Центральной и Восточной Европе существовало мелкопоместное дворянство — шляхта, представители которой служили у монархов или крупных феодалов как личная гвардия и имели лишь относительно небольшие земельные наделы, на которых их содержали крестьяне одной — двух деревень. Шляхтичи вели быт, немногим более изысканный, чем быт простого народа, жили не в замках, а просто в хороших домах.

Читайте также:  Боевые действия краснознаменного балтийского флота

Элитой европейского дворянства средних веков были рыцари — профессиональные тяжеловооруженные конные воины, представлявшие собой «сословие в сословии». Они составляли главную ударную силу европейского войска того времени.

Стать рыцарем было непросто: с детства надо было проходить под руководством опытного наставника сложную военную подготовку, приучаться переносить походные трудности и лишения. Поэтому рыцарей было не слишком много, сюзерены их высоко ценили и были вынуждены мириться с их слабой дисциплиной в боевом лагере.

В бой рыцари шли, облачившись в тяжелые доспехи, которые трудно было пробить пикой или алебардой простому воину: рыцари должны были ценить свои жизнь и здоровье, так как без их войска их сюзерен оставался чуть ли не беззащитен.

Рыцари имели свой кодекс чести, а чтобы считаться рыцарем, необходимо было пройти ритуал посвящения, который осуществлял другой рыцарь либо сам король или другой крупный феодал.

В Европе существовали рыцарские военно-духовные общины — ордена, члены которых основным своим призванием считали борьбу за христианскую религию и неукоснительно повиновались главе своего ордена — магистру (от латинского «magister — учитель»). Из рыцарских орденов Средневековья известны тамплиеры, госпитальеры, тевтонцы.

Обратите внимание

Члены рыцарских орденов носили на щите и одежде символические кресты. Рыцарство как профессиональное сословие исчезло в XVI в. в связи с распространением огнестрельного оружия, поскольку для успешного противостояния тому рыцари в тяжелых доспехах были слишком неповоротливы. Но и в последующие века особо отличившихся своих вассалов европейские монархи формально посвящали в рыцари.

Как воины, европейские дворяне были очень хорошо обучены, но само европейское войско не отличалось ни глубокой организацией, ни даже единством, так как разногласия между руководившими им феодалами были обычным явлением. Поэтому, когда бы Европу не отгораживали от богатых и развитых цивилизаций Азии и Северной Африки Средиземное море да высокие Карпатские горы, и не было бы в ней густых лесов, среди которых плохо маневрировали иногда вторгавшиеся на Европейский континент войска восточных завоевателей, вероятно, европейская цивилизация была бы поглощена более высокой азиатской прежде чем сама достигла более высокого культурного и технического уровня.

Традиционное воспитание средневековых европейских дворян имело весьма уникальные особенности. В самом раннем возрасте дворянский ребенок приучался лишь беспрекословно слушаться родителей — как потом предстояло своего сюзерена. Занимались с маленькими детьми обычно наемные женщины-кормилицы.

С семи лет дворянских мальчиков обучали верховой езде и обращению с оружием, а девочек — рукоделию, чем занимались обычно не родители, а приглашенные для этой цели опытные дворяне и дворянки более младшего ранга. Чем старше становились мальчики, тем более сложные упражнения с оружием и конем они выполняли.

Если отец считал, что его сыновья должны будут посвятить жизнь чиновной службе, он отдавал их в школу учиться грамоте, латинскому языку и счету. Завершающим этапом дворянского образования было поступление мальчика-подростка в качестве пажа — оруженосца и личного прислужника, к другому знатному дворянину.

Помогая тому в его разъездах, на службе, на охоте, на войне, паж через некоторое время сам на опыте учился премудростям дворянской жизни, и по достижении совершеннолетия — примерно в 21 год, становился полноправным дворянином.

Для своего рода деятельности эта система образования была безупречной: многие дворяне профессионально служили и добивались больших достижений, будучи еще моложе 25 лет, что было немаловажным в связи с высокой смертностью дворян в часто вспыхивавших в Европе войнах.

Большинство населения средневековой Европы составляли крестьяне. Их быт во многом походил на древний, традиционный: то же натуральное хозяйство, те же сколоченные в основном руками одной семьи простые жилища, та же вытканная и сшитая дома одежда. Питались крестьяне в основном теми продуктами, которые выращивали сами; основная пища европейского крестьянина состояла из хлеба и овощей.

По более-менее торжественным дням на крестьянском столе появлялось мясо.

Важно

Европейские крестьяне жили достаточно изолированными общинами, так как ввиду тяжелого труда не могли надолго отрываться от своих полей, в их среду просвещение добиралось в последнюю очередь, их жизнь регламентировалась неписаными народными обычаями, и даже несмотря на распространение христианской религии они были в значительной степени привержены пережиткам древних европейских верований, отличались исключительной суеверностью. Сильно зависела крестьянская жизнь от изменений природных условий: свойственные европейскому климату резкие погодные колебания то обогащали, то разоряли средневековое крестьянство. В солнечное лето крестьяне собирали высокие урожаи, жили сытно и покупали нарядную одежду, а в холодное и дождливое терпели убытки и жили впроголодь. Особенно тяжело переносили крестьяне эпоху Малого ледникового периода XIV — XIX вв., когда время от времени на Европу неожиданно обрушивались резкие внесезонные похолодания вплоть до летних заморозков, истреблявшие весь урожай. Во время таких бедствий крестьяне массово разорялись, умирали от голода, разбредались по своим странам, занимаясь нищенством. И даже феодалы, подати которым в это время резко сокращались, были вынуждены переходить на весьма скромный образ жизни. Крестьяне в средние века в Европе делились на свободных, крепостных и поземельно зависимых. Свободные крестьяне пользовались собственной землей, не принадлежавшей феодалам. Это была самая зажиточная крестьянская прослойка. Свободные крестьяне часто осваивали новые земли, отвоевывая их у лесов и осушенных болот. Крепостные крестьяне не имели собственной земли и были указом короля или другого правителя обязаны трудиться на землях феодалов, не имели права свободно уйти от тех. Поземельно зависимые крестьяне были лично свободны, но не имели собственной земли и потому возделывали землю феодала, отдавая тому часть урожая.

Источник: http://history-thema.com/srednevekovaya-evropeyskaya-tsivilizatsiya-chast-i/

Общая характеристика западноевропейского Средневековья (V-XVII вв.)

Становление европейской цивилизации.

Средневековье

‣‣‣ Общая характеристика западноевропейского Средневековья

‣‣‣ Раннее Средневековье

‣‣‣ Классическое Средневековье

‣‣‣ Позднее Средневековье

Термин ʼʼсредние векаʼʼ был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы.

Так, именно в данный период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделœения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

– – раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания базовых структур, характерных для Средневековья;

– – классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

– – позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это делœение в значительной степени условно, хотя и общепринято; исходя из этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всœему периоду Средневековья.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населœения. Труд в сельском хозяйстве аналогично тому, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населœения Западной Европы на протяжении всœего периода Средневековья жила вне города.

В случае если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

Западноевропейское Средневековье – ϶ᴛᴏ период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений.

Совет

Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли.

Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в данный период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.

В случае если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всœех народов – христианство, ставшее базой для объединœения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – ϶ᴛᴏ время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных.

Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединœение с условной собственностью на землю.

В случае если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определœенному сословию. Средневековое общество – сословное.

Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Раннее Средневековье(V – Х вв.)

Становление феодальных отношении.В период раннего Средневековья начала становления средневекового общества – значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая цивилизация охватывает уже практически всю Европу.

Обратите внимание

Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь – через крестьянскую общину.

Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. – и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников.

Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, это был путь формирования вотчинно-аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.

Второй путь складывания феодальной земельной собственности и, следовательно, всœей феодальной системы – практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным.

Обратите внимание

Сначала участок земли (бенефиции) давался вассалу только при условии несения службы и на время его службы, а сеньор сохранял верховные права на бенефиции. Постепенно права вассалов на пожалованные им земли расширялись, поскольку сыновья многих вассалов продолжали служить сеньору своего отца.

Вместе с тем, важны были и чисто психологические причины: характер отношений, складывающихся между сеньором и вассалом. Как свидетельствуют современники, вассалы, как правило, были верны и преданы своему господину.

Преданность ценилась дорого, и бенефиции всœе чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну. Земля, которая передавалась по наследству, называлась лен, или феод, владелœец феода – феодал, а вся система этих общественно-экономических отношений – феодализм.

Важно

Бенефиции становится феодом к IXXI вв. Этот путь становления феодальных отношений четко просматривается на примере Франкского государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оформилось уже в VI в.

Классы раннего феодального общества. В средневековье формируются также два базовых класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли и крестьяне – держатели земли. В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу.

Читайте также:  Ликвидация минной опасности на морских театрах

Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места.

Οʜᴎ платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определœенные работы в хозяйстве своего господина. Другая группа – лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире, кроме того, (и это важнейшее отличие) они не были фиксированы, так что лично-зависимые крестьяне подвергались произвольному обложению.

Οʜᴎ также несли ряд специфических налогов: посмертный – при вступлении в наследство, брачный – выкуп права первой ночи и др.
Размещено на реф.рф
Эти крестьяне не пользовались свободой передвижения.

К концу первого периода Средневековья всœе крестьяне (и лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хозяина, феодальное право не признавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: ʼʼНет человека без господинаʼʼ.

Состояние экономики.В период становления средневекового общества темпы развития были медленными. Хотя в сельском хозяйстве уже вполне утвердилось трехполье вместо двуполья, урожайность была низкой: в среднем сам – 3. Держали в основном мелкий скот – коз, овец, свинœей, а лошадей и коров было мало.

Низким был уровень специализации сельского хозяйства. В каждом поместье имелись практически всœе жизненно необходимые с точки зрения западноевропейцев отрасли хозяйства: полеводство, скотоводство, различные ремесла. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась; ремесло также существовало в виде работы на заказ.

Внутренний рынок, таким образом, был очень ограничен.

Этнические процессы и феодальная раздробленность.

Вданный период идет расселœение германских племен по территории Западной Европы: культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии и политическая общность Западной Европы будет основываться в значительной степени на этнической общности западноевропейских народов.

Так, в результате успешных завоеваний предводителя франков Карла Великого в 800 ᴦ. была создана обширная империя – Франкское государство. При этом большие территориальные образования тогда не были устойчивы и вскоре после смерти Карла его империя распалась.

К Х-XI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений.

Совет

Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах.

Фактически же выполнение всœех этих обязательств в IX-Х вв. почти всœецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феодальным междоусобицам.

Христианство. Несмотря на то, что в Европе начинается процесс создания национальных государств, границы их постоянно менялись; государства то сливались в более крупные государственные объединœения, то дробились на мелкие. Эта политическая мобильность также способствовала складыванию общеевропейской цивилизации.

Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ постепенно распространялось во всœех европейских странах, становясь государственной религией.

Христианство определяло культурную жизнь раннесредневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания. Качество образования сказывалось на уровне экономического развития. В данный период уровень экономического развития был наиболее высок на территории Италии.

Здесь раньше, чем в других странах, средневековые города – Венеция, Генуя, Флоренция, Милан – развиваются как центры ремесла и торговли, а не опорные пункты знати. Здесь быстрее растут внешнеторговые связи, развивается внутренняя торговля, появляются регулярные ярмарки. Увеличиваются объёмы кредитных операций.

Значительного уровня достигают ремесла, в частности, ткачество и ювелирное дело, а также строительство. По-прежнему, как и в период античности, граждане итальянских городов были политически активны, и это также способствовало их быстрому экономическому и культурному прогрессу.

В других странах Западной Европы влияние античной цивилизации также сказывалось, но в меньшей степени, чем на территории Италии.

Общая характеристика западноевропейского Средневековья (V-XVII вв.) – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Общая характеристика западноевропейского Средневековья (V-XVII вв.)” 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/260359_obschaya_harakteristika_zapadnoevropeyskogo_srednevekov_ya_v_xvii_vv

Презентация “Западноевропейская цивилизация в средние века”

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Западноевропейская цивилизация в средние века. Рождение современной Европы
2 слайд Описание слайда:

Цель урока: Показать, что Европа как культурно – историческое явление, как социокультурная общность возникает в средние века.


3 слайд Описание слайда:

Рождение термина «средние века» Маркграф Экхард и его жена Ута, собор в Наумбурге, Германия Термин «средний век» (медиум –средний – лат.

, медиевистика –наука о средневековье) принадлежит итальянским гуманистам эпохи Возрождения: Античность – средневековье – Возрождение Понятие «средние века» шире понятия «феодализм», т.к.

Феодализм не был единственным социально – экономическим укладом; В отдельных странах он исчерпал себя раньше или напротив, пережил эпоху средних веков
4 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Периодизация: Начало: Середина V в.н.э., 476 г.падение Западной Римской империи Конец: Рубеж XV- XVI вв. Эпоха Великих географических открытий.


5 слайд Описание слайда:

Рождение современной Европы Варварские королевства: 418г. – королевство вестготов (от Гибралтара до р.

Луары) 420 –королевство аллеманов (в Северной Галлии) 429 – королевство вандалов ( Северная Африка) 443 –королевство бургундов (долины вехнего Рейна и Соны) 486 –королевство франков (Галлия) 493 –королевство остготов (Италия) Точнее и правильнее говорить о рождении Европе как таковой. Для финикийцев, греков, римлян – Европа была местом обитания варваров.

Последний император Ромул Августул был свергнут вождем скивров Одоакром. Знаки императорской власти были им отосланы в Константинополь со словами: « В мире император может быть только один». Но это был только жест: варвары уже имели свои государства на территории Западной Римской империи.


6 слайд
7 слайд Описание слайда:

К концу V в. гибель Римской империи , а с нею и античной цивилизации , была предрешена.

Два вопроса встают в связи с этим:
8 слайд Описание слайда:

В чем причина легкости, с которой пало самое знаменитое государство древности? Почему столь неистовую активность проявили в этом столетии германские племена?
9 слайд Описание слайда:

Кризис римского общества приобрел значительные масштабы. Его питали: -трудности с воспроизводством рабов, остававшихся важным элементом римской экономической системы, эффективности их труда, – обострившиеся проблемы сохранения управляемости огромной империи – возрастание роли армии, -милитаризация политической жизни, – усиление апатии, тяга к роскоши, презрение к физическому труду у значительной части римского населения, в первую очередь, городского.
10 слайд Описание слайда:

Внешним фактором, погубившим империю, стал натиск германских племен, завершившийся созданием «варварских королевств». Историки назвали волны варваров, прокатывавшихся по Европе в IV –Vвв. Великим переселением народов .
11 слайд Описание слайда:

Важно

Воинственность германских племен порождалась особым состоянием общества, в котором жизнеспособные еще племенные структуры использовались знатью, дружиной для личного обогащения. В этих условиях давление степных кочевников (гуннов прежде всего), неблагоприятное сочетание природно-климатических циклов привели в движение германские народы, и вектор этого движения был направлен на Рим, Римскую империю.

12 слайд Описание слайда:

Два мира стояли у колыбели средневековья. Это был путь синтеза позднеантичного и варварского социальных укладов, занявший несколько столетий (V – X в в) и завершившийся рождением нового – средневекового общества и нового культурно-исторического феномена Европы.
13 слайд Описание слайда:

Лучше всего изучены процессы становления средневекового общества в Северной Галлии, где с 486 по 843 гг. существовало Франкское государство. Король Хлодвиг, вождь германского племени рипуарских франков – основатель Франкского государства Конец V – VII в.в.В обществе преобладали явления регресса: сократилась численность населения (не меньше чем в 1,5 раза); пришли в упадок старые римские города; были утрачены многие достижения античной культуры и ремесла; римская система управления практически уничтожена. государство, созданное Хлодвигом, принадлежало к тому типу государств, которые историки называют «варварскими королевствами»
14 слайд
15 слайд Описание слайда:

«Варварское королевство» Сенешал – «старший раб» Коннетабль – старший конюх Король смотрел на подвластное ему государство как на личное владение, которое он вправе делить, завещать, дарить. Органы управления королевским хозяйством были одновременно органами государственного управления. Римское право, отчасти сохранившееся в среде завоеванного галло-римского населения , на германцев не распространялось. Они судились по нормам «обычного права, записанного в т.н. «варварских правдах». Регресс затронул и сферу нравов.
16 слайд Описание слайда:

«Темные века» Темные века? Да, конечно! Лишенные всякого позитивного смысла? Нет. В хаосе, в смешении народов и укладов, в засилье регресса угадывались уже проступающие конструкции средневековья. Раннее средневековье получило название «темных веков»: римская городская культура почти исчезла. Знания, книги и грамотность сохранялись только в монастырях. На брачном контракте короля Франции и дочери Ярослава Мудрого, Анны: Подпись Анны на латыни и запись писца: «Король французский руку приложил » и вместо подписи короля – крестик. Поголовная неграмотность знати.
17 слайд Описание слайда:

Новые черты, выросшие из «темных веков»: Аграризация экономической и социальной жизни (ее бесспорным центром стала деревня). Усиление роли крестьянского хозяйства в аграрном производстве; Рост крупного землевладения знати, ее частной власти над крестьянством Возрастание политической роли католической церкви
18 слайд Описание слайда:

В VIII – IX вв. эти тенденции восторжествовали В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Франкское государство было провозглашено империей.

19 слайд Описание слайда:

Этот факт свидетельствует об успехе синтеза римских и германских элементов, в основном завершившийся к этому времени. Император Карл стал символом единства германских традиций, римского имперского прошлого и христианских начал. Этим комплексом идей будет жить европейское средневе-ковье. Единство христианского мира, олицетворенное един-ством империи и императорской власти – цель к которой будут направлены в ближайшем будущем помыслы многих людей.
20 слайд Описание слайда:

Карл Великий создал огромную державу:
21 слайд Описание слайда:

Время существования Каролингской державы было временем оформления целого ряда институтов средневековья. Значительная часть крестьянства попадает в различные формы зависимости от крупной землевладельческой знати. Решающую роль в этом процессе имело не разорение свободных германцев – крестьян, а лишение их неотделимого комплекса прав и обязанностей, что являлось основой свободы и полноправия рядовых германцев в предшествующий период.
22 слайд Описание слайда:

Карл Великий освободил крестьян от обязанностей участия в военных походах и судебных заседаниях. Тем самым были созданы условия для снижения их социального статуса и втягивания их в личную и поземельную зависимость от сеньоров (лат. – старший).
23 слайд Описание слайда:

Совет

Распространяются т. н. бенефиции (лат. – благодеяния): земельные держания, которые за военную службу получили на определенных условиях дружинники, графы, приближенные короля. Формируется сеньория (вотчина): крупное или мелкое частное хозяйство, основанное на труде зависимых крестьян.

24 слайд Описание слайда:

Все шире становится практика пожалования иммунитета, землевладелец становится независимым правителем своих земель.
25 слайд Описание слайда:

В основных чертах оформляется культурно – исторический тип, присущий средневековой цивилизации. Своим рождением он обязан деятелям Каролингского возрождения , ученых, составлявших круг духовных наставников Карла Великого( англосакс Алкуин, франки Эйнгард и Ангильберт, лангобард Павел Диакон, гот Теодульф).
26 слайд Описание слайда:

Античное культурное наследие Христианское вероучение Социо – культурные традиции германских народов – таковы источники, породившие Средневековую культуру Европы.
27 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: Для подготовки материал : Загладин Н.В. Всемирная история, 10 класс, п.11, п.12, 13, вопросы;
Бесплатно

Общая информация

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-zapadnoevropeyskaya-civilizaciya-v-srednie-veka-1173035.html

Ссылка на основную публикацию