Борьба за досрочное выполнение пятилетнего плана
В ноябре 1930 г. председателем Госплана СССР был назначен В. В. Куйбышев, а председателем ВСНХ СССР — Г. К. Орджоникидзе. Деятельность этих организаторов народного хозяйства способствовала решению задач социалистической реконструкции промышленности.
Отсталость технического оборудования, изношенность подвижного состава привели к тому, что железнодорожный транспорт стал узким местом в быстро развивавшемся народном хозяйстве страны. Пленум ЦК Компартии, состоявшийся в июне 1931 г.
, дал директиву произвести коренную техническую реконструкцию железных дорог, ведущим звеном которой должна была стать электрификация, а также построить ряд новых железнодорожных линий, повысить заработную плату железнодорожникам, улучшить их жилищно-бытовые условия и т. д.
Пленум принял также решение «О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР». В нем намечались перспективы реконструкции столицы Советского Союза Москвы и других важнейших старых промышленных городов, а вместе с тем и строительства новых социалистических городов.
По мере создания новых предприятий, оснащенных передовой техникой, все более острой становилась задача освоения этой новой техники. Между тем в стране не хватало квалифицированных, технически грамотных кадров. Тракторный завод имени Ф. Э.
Дзержинского, построенный с учетом последних достижений науки и техники, долгое время работал с большим отставанием от плана выпуска тракторов. Одной из причин этого было слабое знание новой техники руководителями, инженерами и рабочими, неумение их слаженно работать в условиях поточного производства.
Трудности подобного рода наблюдались и на многих других предприятиях. Коммунистическая партия выдвинула лозунг «Техника в период реконструкции решает все!». Это был призыв к овладению техникой, к организации работы на социалистических предприятиях поновому.
Чтобы ускорить подготовку инженеров и техников из среды рабочих и трудящихся крестьян, была расширена сеть промышленных академий, в которых обучались руководящие работники социалистической промышленности, и в несколько раз увеличено количество высших и средних технических учебных заведений.
Правительство пошло на то, чтобы готовить кадры в самом процессе производства и эксплуатации машин на новых предприятиях.
В 1930—1931 гг. были «раскрыты и разгромлены вредительские организации, тормозившие развитие народного хозяйства: «Промышленная партия», кулацко-эсеровская «Трудовая крестьянская партия», меньшевистское «Союзное бюро РСДРП» и др. В то время их состав и деятельность характеризовались следующим образом.
«Промпартия» объединяла верхушку старой буржуазной технической интеллигенции и занималась вредительством преимущественно в промышленности. Главари «Промпартии» Пальчинский, фон Мекк и др., состоя на службе в советских учреждениях, старались разрушать отдельные участки народного хозяйства, намеренно тормозили развитие важнейших отраслей промышленности.
«Промпартия» была тесно связана с бывшими русскими капиталистами, находившимися за границей, которые в свою очередь поддерживали связь и с иностранными империалистическими кругами, разрабатывая совместно с ними планы интервенции против Советской страны. «Трудовая крестьянская партия» вредительствовала в области сельского хозяйства.
Возглавлявшие ее антисоветские элементы яростно отстаивали интересы кулачества, боролись против индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Вредительская организация, объединившая охвостье меньшевистской партии и действовавшая под названием «Союзное бюро РСДРП», обосновалась в Госплане, ВСНХ, Центросоюзе, Госбанке и некоторых других учреждениях.
Участники этой вредительской группы проводили свою подрывную работу главным образом в области планирования народного хозяйства».
«Контрреволюционные вредительские организации» были ликвидированы также на Украине, в Белоруссии и других республиках.
Исключительно остро стоял вопрос об обеспечении предприятий рабочей силой. Результатом текучести кадров были частые поломки и простои машин, их преждевременный износ, уменьшение выработки, повышение себестоимости продукции.
Предприятия перешли к организованному набору рабочей силы в порядке договоров с колхозами. Были также приняты меры к механизации тяжелых и трудоемких производственных процессов, преодолена существовавшая ранее уравнительность в оплате труда, когда почти одинаково оплачивался труд квалифицированный и неквалифицированный, тяжелый и легкий.
До конца первой пятилетки не удалось полностью преодолеть текучесть рабочей силы в промышленности, но осуществленные мероприятия обеспечили ускоренный темп развития социалистической промышленности. В 1931 г. в строй вступили предприятия с основным капиталом на сумму в 3,5 млрд. рублей, что равнялось основному капиталу предприятий, построенных за предшествующие 2,5 года.
В Москве возник один из крупнейших в мире заводов по производству грузовых автомобилей — завод АМО, рассчитанный на выпуск 25 тыс. грузовиков в год. Другой крупный автомобильный завод был пущен в Горьком.
Сошли с конвейера первые тракторы в Харькове. Вошел в строй завод комбайнов в Саратове производительностью в 20 тыс. машин в год.
Уральцы сдали в эксплуатацию первую очередь Уральского завода тяжелого машиностроения.
В течение этого года было введено в эксплуатацию 79 новых угольных шахт и 4 новые доменные печи. Мощность пущенных электростанций почти равнялась мощности электростанций, введенных в строй за 2 предыдущих года.
Многие отрасли промышленности и отдельные предприятия выполнили свои пятилетние планы досрочно. За два с половиной года завершила выполнение пятилетки нефтяная промышленность, за 3 года — электротехническая, машиностроительная, рыбоконсервная и некоторые другие отрасли.
Общий объем продукции всей социалистической промышленности СССР в 1931 г. возрос на 21%, а объем продукции тяжелой индустрии — на 28%.
На предприятиях развернулось социалистическое соревнование за овладение техникой, за увеличение производительности труда.
Создавались комбинаты рабочего образования, технические кружки, школы и курсы. По призыву Центрального Комитета ВЛКСМ 50 тыс.
молодых рабочих поступили без отрыва от производства в институты заочного обучения для повышения своей квалификации до уровня инженеров и техников.
С 1931 г. в промышленности, на транспорте и в строительстве началось движение за внедрение хозяйственного расчета — самоокупаемости предприятий. По инициативе бригады формовщиков на ленинградском машиностроительном заводе им. Ленина, а затем и на других заводах и фабриках страны возникли хозрасчетные бригады.
В 1932 г. в строй вступили два гиганта советской металлургии — Магнитогорский и Кузнецкий заводы.
31 января была задута первая магнитогорская домна, а 7 июня — вторая, получившая почетное наименование Комсомольской, так как от рытья первого котлована до установки самых сложных механизмов эта домна была результатом труда комсомольских ударных бригад. В конце года рельсопрокатный стан Кузнецкого завода выдал первые рельсы.
28 марта 1932 г. в плотину Днепрогэса был уложен последний кубометр бетона. Работая по встречному плану (т. е. по плану, выдвинутому самими рабочими), ударники досрочно, к празднику 1 Мая, закончили монтаж первых турбин гидростанции. 10 октября 1932 г. состоялось торжественное открытие Днепрогэса.
Вошли в строй действующих Московский завод шарикоподшипников, станкостроительные и инструментальные заводы в Москве и Горьком, первая очередь Березниковского химкомбината и т. д. На сотнях старых предприятий завершилась коренная реконструкция.
К концу четвертого года пятилетки продукция всей социалистической промышленности составила 96,4% уровня, намеченного пятилетним планом на последний год пятилетки, а продукция тяжелой промышленности — 109,8% этого уровня.
Источник: https://histerl.ru/sovetskie_soyz/do_vtoroi_mirovoi_voini/vipolnenie_piateletnego_plana.htm
9.2 В борьбе за выполнение первого пятилетнего плана
§ 2. В БОРЬБЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЕРВОГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА 1928—1932 гг.
Развертывание социалистического соревнования. С начала первой пятилетки трудящиеся Оренбуржья активно включились в борьбу за создание фундамента социалистического общества.
29 апреля 1929 г.
XVI Всесоюзная партийная конференция приняла обращение к рабочим и крестьянам, в котором призывала организовать соревнование во всех областях с целью успешного осуществления великих задач пятилетки.
Уже на другой день после опубликования обращения, собравшись на митинг, более 2 тыс. рабочих и служащих Оренбургского паровозовагоноремонтного завода горячо откликнулись на призыв партии и единодушно постановили включиться в социалистическое соревнование.
Вскоре в авангард соревнующихся выдвинулась бригада слесарей паровозосборочного цеха, возглавляемая Сергеем Киселевым, которая выполняла нормы выработки на 150—160%. Новые ударные бригады появились не только на паровозоремонтном заводе, но и на швейной фабрике, металлозаводе и других предприятиях Оренбурга.
В мае в соревнование включились шахтеры Илецких соляных промыслов, несколько позднее его подхватили рабочие Орско-Халиловских рудников.
7—9 декабря 1929 г. состоялась первая конференция ударных бригад Оренбургского округа. К этому моменту их насчитывалось 32. Рассмотрев результаты ударного труда за первый год пятилетки, конференция отметила, что план выпуска промышленной продукции по округу перевыполнен на 13%, производительность труда поднялась на 10%, значительно снизилась себестоимость продукции.
На первых порах соревнование в округе проходило под знаком создания ударных показательных бригад. Особое внимание уделялось борьбе с прогулами, браком, простоями.
Значительное распространение получило тогда устройство «музеев брака». Изготовленную с браком продукцию выставляли в цехах на видном месте, сопровождая ее сатирическими плакатами.
«Музеи брака» были одной из эффективных форм борьбы с бракоделами.
В 1930—1931 гг. возникают такие формы соревнования, как общественный буксир, сквозные бригады, бригады образцовой работы, хозрасчетные бригады и бригады ДИП («Догнать и перегнать»).
Основным лозунгом соревнующихся стал призыв: «Пятилетку в четыре года!» Соревнование все шире охватывало рабочих округа. Так, на паровозоремонтном заводе в мае 1931 г.
в соревновании участвовало 2809 человек, или 78% всех рабочих предприятия.
Осенью 1931 г. на Оренбургском чугунолитейном заводе возникла одна из первых в округе бригада ДИП. При ее участии завод практически решил задачу замены дорогостоящих заграничных лемехов своими. Испытания, проведенные весною 1932 г., показали, что изготовленный на Оренбургском заводе лемех прочнее иностранного и в то же время в 6 раз дешевле.
Под руководством РКП(б) рабочие фабрик и заводов активно включились в движение изобретателей и рационализаторов, в работу общества «Техника — массам». На паровозоремонтном заводе в 1932 г. технической учебой была охвачена половина рабочих.
В депо станции Оренбург было тогда 55 рационализаторов и изобретателей. Они внесли 191 рационализаторское предложение, давшее экономию более 74 тыс. рублей.
За образцовые показатели работы депо было награждено переходящим Красным знаменем Самаро-Златоустовской железной дороги.
К концу первой пятилетки в округе уже насчитывалось 183 ударные бригады. Соревнование поистине становилось массовым.
Итоги первой пятилетки в промышленности. Героический труд рабочих Оренбуржья в борьбе за успешное выполнение пятилетки принес свои зримые плоды. Валовая продукция всей промышленности Оренбургского округа выросла в 3,1 раза. Особенно интенсивно развивалась металлообрабатывающая промышленность, выпуск которой увеличился в 6 раз.
В 2,3 раза возросла выработка электроэнергии. Этот результат в значительной мере был достигнут благодаря вступлению в строй первой очереди электростанции «Красный маяк» в Оренбурге.
В городе начали работать шорно-седельная и две швейные фабрики, хлебозавод; был реконструирован почти заново мясокомбинат. Интенсивно строился комбикормовый завод, значительно мощнее стал деревообрабатывающий «Орлее». В 1931 г. дал первые запасные части для сельскохозяйственных машин завод им.
Кирова, заработал известковый завод. В последнем году пятилетки вступили в число действующих предприятий механические мастерские по ремонту оборудования мельниц и крупозаводов. В начале 1929 г. завершилось строительство железнодорожной линии Оренбург—Орск.
Через год начала действовать железнодорожная линия Орск — Троицк, упрочились связи Урала с Сибирью.
Интенсивно развернулось строительство Орского мясокомбината.
В 1930 г. в Орско-Халиловском районе под руководством И. Л. Рудницкого были открыты полезные ископаемые, обнаружение которых дало основание академику А. Е. Ферсману, принимавшему непосредственное участие в организации поисковых работ, назвать Оренбуржье «жемчужиной Урала». В 1932 г. было открыто Блявинское месторождение меди.
Осуществление задач первого пятилетнего плана в развитии промышленности Оренбуржья вносило свою лепту в индустриализацию страны.
Победа колхозного строя. Отход от ленинских принципов НЭПа и кооперации затруднил перевод распыленных крестьянских хозяйств на рельсы социалистического производства. Во второй половине 1929 г., когда началась сплошная коллективизация в стране, в Оренбургском округе также наметился перелом в колхозном строительстве.
Если за 11 лет Советской власти, к концу 1928 г., здесь было коллективизировано 7,4% крестьянских хозяйств, то уже к 1 октября 1929 г. их было 14,3%, то есть число хозяйств, входящих в колхозы, возросло почти вдвое. К началу же 1930 г.
крестьянские хозяйства, влившиеся в колхозы, составили более половины всего их числа, или 56,5%.
Коллективизация сельского хозяйства проходила в обстановке ожесточенной борьбы с кулачеством, которое развернуло бешеную агитацию против колхозов, запугивало желающих перейти к коллективным формам ведения хозяйства, организовывало террористические акты против активистов колхозного строительства. Только в ноябре-декабре 1929 г.
в Оренбургском округе кулаки совершили 46 убийств и покушений на активистов коллективизации. В селе Хабарное (невдалеке от позднее возникшего города Новотроицка) кулаками были зверски убиты комсомольцы А. Лямзин и А. Фальков. Кулаки пустили в ход ножи против комсомольцев в Подгородней Покровке, где в 1929 г.
был организован колхоз «Ленинский путь».
Первые советские тракторы, прибывшие в Соль-Илецкий район в 1929 г.
На основе сплошной коллективизации развернулась ликвидация кулачества как класса. В Оренбургском округе был конфискован и передан колхозам скот и сельскохозяйственный инвентарь, примерно 6 тыс. кулацких хозяйств.
В осуществлении кооперативного плана большую роль играли коммунисты из Оренбурга и других рабочих центров. Только в период сплошной коллективизации в села Оренбуржья их было послано около полутора тысяч.
Осуществлению коллективизации в нашем крае, как и по всей стране, способствовало создание на базе тракторных колонн машинно-тракторных станций. Так, к середине 1929 г. возникла первая в оренбургских степях машинно-тракторная станция в с. Желтом, а к концу весны 1930 г. их появилось здесь еще 19.
Бурными темпами рос и тракторный парк округа. Если в 1928 г. тракторов было около 300, то к началу 1930 г. их число выросло более чем в 5 раз. В связи с этим остро стал вопрос о подготовке кадров трактористов.
Вслед за открывшимися курсами при Сорочинской МТС стали возникать подобные в ряде городов и сел Оренбуржья.
В ходе осуществления коллективизации было допущено нарушение ленинских принципов колхозного строительства, не хватило внимательного отношения к нуждам трудового крестьянства. Кулачество, воспользовавшись этим, подбивало крестьян на убой скота. Его поголовье в стране и в Оренбургском округе резко сократилось. В результате даже к 1934 г.
поголовье крупного рогатого скота в Оренбургской области было меньше, чем в 1913 г., на 100 тыс. голов, а поголовье овец не составляло и третьей части от довоенного периода.
Осуществляющееся преимущественно административно-командными методами колхозное строительство, проходившее главным образом на ура, по принципу: «Кто скорее?», означало грубые нарушения в отношении к середняку, попрание принципа добровольности. Необходимые меры, направленные против кулачества, были необоснованно распространены и на часть середняков.
Все это вызвало серьезное недовольство значительной массы крестьянства, обусловило отлив от колхозов, который за несколько месяцев 1930 г. составил 30% состава колхозников Оренбургского округа.
Отмечая имевшиеся нарушения ленинских принципов, следует сказать, что коллективизация в целом укрепила социализм в деревне, позитивно отразилась на подъеме производительности труда, позволила шире вовлечь сельское население в решение проблем обеспечения страны зерном и продукцией животноводства, поскольку способствовала росту товарного зерна в Оренбуржье.
В результате победы колхозного строя в деревне крестьянство стало на социалистический путь, был ликвидирован последний наиболее многочисленный эксплуататорский класс — кулачество, ликвидирована эксплуатация человека человеком.
В итоге выполнения первого пятилетнего плана в нашей стране был построен фундамент социалистического общества, была ликвидирована безработица, в основном покончено с неграмотностью, осуществлено начальное образование.
Вместе со всей страной преображался и Оренбургский край.
Источник: https://studizba.com/lectures/15-istoriya/467-istoriya-rodnogo-kraya-orenburzhe/7012-92-v-borbe-za-vypolnenie-pervogo-pyatiletnego-plana.html
Борьба за выполнение пятилетнего плана в области промышленности с 1935 по 1937 гг
Большие успехи были достигнуты в 1935—1937 гг. в развитии промышленности СССР. Благодаря освоению новой техники, творческой инициативе новаторов производства быстро росла производительность труда во всех отраслях промышленности.
Многие предприятия тяжелой и пищевой промышленности уже в ноябре 1935 г. выполнили свои годовые производственные задания. Рабочие Московского станкостроительного завода им. Орджоникидзе первыми выдвинули патриотический лозунг: «Выполним вторую пятилетку в четыре года!».
Этот почин станкостроителей был подхвачен рабочими и инженерно-техническими работниками предприятий Москвы, Ленинграда и других промышленных районов. 6 декабря 1935 г. предприятия Москвы выполнили годовой план, выйдя на первое место в стране. Родина движения новаторов — Донецкий бассейн в декабре 1935 г.
ежедневно выдавал на-гора 240—246 тыс. тонн угля вместо 190 тыс. тонн по плану.
Станкостроительные и автомобильные заводы произвели в 1935 г. продукции на треть больше, чем в 1934 г. Золота было добыто вдвое больше, чем в 1933 г. Производство сахара за 1935 г. выросло почти в 1,5 раза, а кожаной обуви — более чем на одну пятую.
К концу 1935 г. все отрасли народного хозяйства по объему выпущенной продукции (в неизменных ценах 1926/27 г.) перевыполнили годовые задания. Прирост промышленной продукции за один этот год превышал стоимость годовой валовой промышленной продукции предвоенной царской России.
Успехи 1935 г. послужили залогом досрочного выполнения основных заданий второго пятилетнего плана.
1936 год вошел в историю социалистического строительства как ход мощного развития движевия новаторов, массовой рабочей инх1-циативы и закрепления достижешхй передовиков.
Производительность труда рабочих крупной промышленности за один этот год возросла на 21,4%, а в тяжелой промышленности, где зародилось движение новаторов,— на 26% по сравнению с 1935 г. За 1936 г. валовая продукция промышленности СССР возросла на 29%.
Таких бурных темпов промышленного развития не знала ни одна страна в мире. Рост производительности труда обеспечил досрочное выполнение промышленностью не только годовой производственной программы 1936 г., но и многих важнеЙ1них заданий пятилетнего плана.
Советские машиностроители, работники качественной металлургии, железнодорожники и рабочие крупной пищевохт промышленности уже в 1936 г. по ряду важнейших показателей перешагнули рубежи, намеченные второй пятилеткой.
Улучшилась работа легкой и лесной промышленности. Много разнообразной продукции страна начала получать от оснащенных передовой техникой Ташкентского и Барнаульского текстильных ютмбинатов, Смоленского и Костромского льнокомбинатов и других вновь построенных предприятий.
К 1 апреля 1937 г., т. е. за четыре года и три месяца, крупная промышленность СССР по объему валовой продукции (в ценностном выражении) выполнила второй пятилетний план. Это был закономерный результат героического труда рабочего класса и правильного руководства партии и правительства СССР.
Коллективы промышленных предприятий, включившись в социалистическое соревнование за досрочное выполнение второй пятилетки, работали с огромным патриотическим подъемом. Так, 49-тысячный коллектив Московского автозавода, руководимых энтузиастом технического прогресса И. А.
Лихачевым, не снижая ритма работы, провел вторую реконструкцию завода, освоил выпуск первоклассной но тому времени легковой машины «ЗИС-101» и выполнил свой пятилетний план. Не отставал от московского автогиганта и соревновавшийся с ним Горьковский автомобильный завод.
Звание передового металлургического завода страны в 1937 г. заслужил руководимый инженерами-коммунистами К. И. Бутенко, а затем Р. В. Беланом 18-тысячный коллектив Кузнецкого металлургического комбината. Среднегодовая выплавка стали на одного рабочего на этом заводе поднялась со 165 тонн в 1932 г. до 1075 тонн в 1937 г.
Замечательных успехов добились коллективы заводов качественных сталей, а также станкостроители, железнодорожники, работники пищевой промышленности. Благодаря успехам в области машиностроения и металлообработки, а также в результате создания во второй пятилетке новых отраслей промышленности объем валовой продукции, вылущенной в 1937 г.
(в ценностном выражении), превысил плановые задания пятилетки, хотя в ряде отраслей по объему продукции план не был выполнен.
Коммунистическая партия, советский общественный строй пробудили к активной политической и государственной деятельности новые миллионы трудящихся. Тысячи рабочих-нередовиков были выдвинуты на руководящую работу. Бывшие машинисты П. Ф. Кривонос, А. С. Огнев и В. Д. Богданов стали начальниками важнейших железных дорог; горняки Н. А. Изотов и Н. Д.
Касау-ров были назначены начальниками донецких угольных комбинатов, М. Д. Дюканова избрали секретарем Серговского горкома КП (б) У. Директором Магнитогорского металлургического комбината был назначен представитель известной в стране династии донецких металлургов П. И. Коробов. На руководящую работу в тяжелой промышленности были выдвинуты А. И. Ефремов, В. В. Вахрушев, И. И.
Носенко и многие другие.
Наряду с успехами в работе промышленности имелись и недостатки. Не все решающие отрасли тяжелой промышленности развивались равномерно. Превышая наметки второго пятилетнего плана, бурно росли самые важные отрасли — машиностроительная и металлообрабатывающая, а также цветная металлургия, получившие за годы Советской власти первоклассную, новейшую производственную базу.
В то же время отставали топливная промышленность, строительство и ввод в действие новых электростанций.
Основные причины отставания топливной, энергетической и некоторых других отраслей тяжелой промышленности в годы второй пятилетки коренились в огромных трудностях социалистического строительства в государстве, окруженном вооруженными до зубов враждебными капиталистическими державами.
Международная обстановка и внутренние потребности народного хозяйства диктовали Советской стране максимальные темпы развития металлургии, машиностроения и особенно оборонной промышленности, для которой постоянно выделялись дополнительные средства. При напряженном государственном бюджете часть ассигнований приходилось перебрасывать с гражданских объектов в оборонную промышленность.
СССР, создавая социалистическую экономику, не получал ни иностранных займов, ни материально-технической помощи извне.
Не было у Советского государства и необходимых навыков планирования в грандиозном масштабе всего народного хозяйства. Приходилось учиться на собственном опыте.
В этих условиях отдельные просчеты и ошибки как в социалистическом планировании, так и в организационно-хозяйственной деятельности были неизбежны.
Но, несмотря на серьезные трудности, советская экономика развивалась успешно, ибо главной, решающей силой этого развития были многомиллионные народные массы, беспредельно доверявшие руководившей ими Коммунистической партии.
Трудовая активность и творческая инициатива рабочего класса, развернувшего вместе с инженерно-технической интеллигенцией самоотверженную борьбу за скорейшее выполнение пятилетнего плана, руководство Коммунистической партии, уверенно ведущей массы вперед, социалистическая система хозяйства обеспечили выполнение решающих задач второй пятилетки.
Источник: http://www.winstein.org/publ/36-1-0-3423
Послевоенная пятилетка восстановления и развития народного хозяйства СССР
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!
Величайшей ПОБЕДЕ советского народа посвящается.
Послевоенная пятилетка восстановления и развития народного хозяйства СССР.
Историческая победа советского народа в Великой Отечественной войне обеспечила переход СССР на рельсы мирного социалистического строительства. Советский народ с огромным единодушием избрал 10 февраля 1946 г.
новых депутатов в Верховный Совет, который должен был проделать большую восстановительную работу после войны. Первый депутат народа товарищ Сталин в своей исторической речи 9 февраля 1946 г. на предвыборном собрании избирателей Сталинского района г.
Москвы раскрыл перед советским народом широчайшие перспективы нового расцвета страны социализма,
огромного хозяйственного и культурного подъёма нашей родины, укрепления экономической и оборонной мощи Советского государства, роста благосостояния народных масс.
Первая сессия Верховного Совета СССР второго созыва утвердила закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1946—1950 гг.
Победа СССР в Отечественной войне была достигнута ценой больших жертв. Немецкие оккупанты нанесли нашей стране огромный ущерб. Верховный Совет поэтому потребовал в качестве первой задачи восстановить пострадавшие районы, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень в значительных размерах.
Для этого требовалось обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжёлой промышленности и железнодорожного транспорта, добиться подъёма сельского хозяйства и промышленности, производящей средства потребления, создать в стране обилие основных предметов потребления и обеспечить общее повышение материального благосостояния народов СССР.
Как условие мощного подъёма народного хозяйства СССР новый пятилетний план предусматривал дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства, обеспечивающий высокую производительность труда.
Новый пятилетний план предусматривал также напряжённую работу всего советского народа для выполнения основной экономической задачи СССР — догнать и перегнать главные капиталистические страны в экономическом отношении.
Пятилетний план намечал высокие темпы накопления средств, необходимых для нового капитального строительства. Объём капиталовложений на 1946—1950 гг. был намечен в размере 250,3 млрд.
рублей, что превышало размер капиталовложений в первой пятилетке в пять раз и во второй пятилетке более чем в два раза.
Одной из задач пятилетнего плана являлось дальнейшее повышение обороноспособности нашей социалистической родины.
Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946—1950 гг. стал основой хозяйственной и культурной деятельности советского народа в послевоенный период, открыв новый славный этап в истории нашей родины.
Враги Советского Союза рассчитывали на то, что СССР не удастся собственными силами преодолеть послевоенные трудности. Но расчёты империалистов оказались несостоятельными. Советский народ воспринял послевоенный пятилетний план как боевую программу, отвечающую его кровным, жизненным интересам.
Своим самоотверженным трудом и героической борьбой за досрочное выполнение пятилетки он добился не только выполнения, но и перевыполнения намеченных планов.
Преимущества советского общественного и государственного строя, советский патриотизм и трудовые подвиги советского народа обеспечили быстрые темпы восстановления народного хозяйства. В итоге пятилетний план успешно выполнен, а важнейшие задания плана значительно перевыполнены.
Огромную роль в борьбе за успешное выполнение послевоенной сталинской пятилетки играло и продолжает играть социалистическое соревнование и его высшая форма — стахановское движение.
Оно помогает советским людям добиваться тех высших показателей производительности труда, которые, как указывал товарищ Сталин, необходимы для перехода от социализма к коммунизму. Советское правительство и советский народ всячески поощряют и прославляют новаторов и инициаторов передовых методов социалистического труда.
В 1947 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ о присвоении звания Героя Социалистического Труда и награждении орденами и медалями колхозников и работников сельского хозяйства за получение высоких урожаев зерновых и технических культур и за успехи в подъёме общественного животноводства.
Тысячи передовиков сельского хозяйства и лучших мастеров колхозного производства ежегодно получают звание Героя Социалистического Труда или награждаются орденами и медалями.
Основная задача пятилетнего плана состояла в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень в значительных размерах. К концу пятилетки эта задача была успешно выполнена.
Пятилетний план предусматривал, что продукция всей промышленности Советского Союза в 1950 г. должна увеличиться на 48% по сравнению с предвоенным 1940 г. Этот уровень производства был не только достигнут, но и значительно превзойдён промышленностью СССР. В 1950 г. промышленность произвела на 73% больше продукции, чем в 1940 г.
За период послевоенной пятилетки было восстановлено, вновь построено и введено в действие свыше 6 тысяч промышленных предприятий, не считая мелких государственных и кооперативных предприятий. Промышленность районов, пострадавших от войны, была не только восстановлена, но и значительно расширена на основе новой, современной техники.
В соответствии с заданиями послевоенного пятилетнего плана были успешно осуществлены задачи первоочередного восстановления и развития чёрной и цветной металлургии и угольной промышленности.
Во время войны металлургическая промышленность на юге СССР была полностью разрушена. К концу послевоенной пятилетки она была вся восстановлена на новой технической базе и сейчас даёт металла больше, чем до войны.
Вся угольная промышленность Донбасса, целиком разрушенная во время войны,
в настоящее время также полностью восстановлена и даёт больше угля, чем до войны. Новый Донбасс является самым крупным и наиболее механизированным угольным бассейном страны. Столь же успешно шло восстановление и развитие других районов угольной промышленности.
В восточных районах страны — на Урале, в Кузбассе, в Караганде и др.— добыча угля к концу пятилетки в два с лишним раза превышала добычу довоенного времени. Успешно осваивались в течение этого пятилетия также новые угольные месторождения в северных и других районах страны.
По размерам добычи угля Советский Союз вышел на второе место в мире.
Полностью восстановлена и технически перевооружена разрушенная во время войны нефтяная промышленность в районах Грозного и Майкопа и нефтяная промышленность Западной Украины. Возросло значение новых нефтяных районов на Востоке.
Созданы новые крупные нефтяные промыслы и нефтеперерабатывающие заводы в Башкирии. Быстро развивается добыча и переработка нефти в Куйбышевской области, в Туркменской, Узбекской и Казахской союзных республиках. Высокие показатели добычи нефти даёт гордость страны — нефтеносный Баку.
В результате этих достижений задание пятилетнего плана по добыче нефти перевыполнено.
Быстрыми темпами развивается советское машиностроение. Опираясь на достижения отечественной науки, советские машиностроители создали и освоили много новых современных типов машин и механизмов. Пятилетний план предусматривал увеличить выпуск оборудования в 1950 г. в два раза по сравнению с довоенным. Этот план значительно перевыполнен.
Пятилетний план предусматривал на 1950 г. увеличение грузооборота железнодорожного транспорта по сравнению с довоенным на 28%.
К концу пятилетки железнодорожный транспорт, как и вся промышленность, превысил задания пятилетнего плана.
В течение послевоенной пятилетки был не только увеличен и обновлён парк локомотивов и вагонов, но и создана база отечественного электровозо- и тепловозостроения.
Внедрение новой техники позволило в больших масштабах провести техническое перевооружение народного хозяйства и повысить уровень механизации трудоёмких и тяжёлых работ. Этому же способствовало быстрое восстановление электростанций и создание новых мощных электростанций, которые вырабатывают в настоящее время электроэнергии больше, чем до войны.
Советское государство внедряет новую современную технику во все отрасли народного хозяйства. За годы пятилетки нашими конструкторами созданы сотни типов новых автоматических и полуавтоматических станков. Всё шире внедряются в производство автоматические станочные линии.
Впервые в мировой промышленной технике в нашей стране сконструированы и пущены в ход заводы-автоматы, где непосредственное участие человека в процессе производства сведено к минимуму. В отличие от буржуазных стран, где в условиях углубления общего кризиса капитализма развитие техники задерживается, в стране социализма техника развивается беспрепятственно и ускоренными темпами.
По технике производства, по насыщенности промышленности и земледелия новой техникой Советский Союз стоит на первом месте в мире.
Быстрый технический прогресс, повышение квалификации наших кадров, творческая инициатива и героический, новаторский труд рабочих, инженеров, техников и учёных обеспечили в СССР значительный рост производительности труда. Пятилетний план намечал рост производительности труда в промышленности в 1950 г. по сравнению с довоенным уровнем на 36%.
Это плановое задание пятилетки превзойдено. Рабочие развернули громадную работу по экономии сырья, материалов, топлива и электроэнергии и своей стахановской работой добились значительного снижения себестоимости промышленной продукции. В 1948 г. в СССР развернулось патриотическое движение за сверхплановые накопления.
Это движение охватило многие тысячи предприятий и приобрело общенародное значение.
Громадных успехов за послевоенную пятилетку достигло сельское хозяйство в СССР. Огромное значение для дальнейшего укрепления и развития колхозов имело постановление Февральского пленума ЦК ВКП(б) в 1947 г. «О мерах подъёма сельского хозяйства в послевоенный период».
Это постановление указывало, что главной задачей партии в колхозном строительстве является дальнейшее организационно-хозяйственное укрепление сельскохозяйственной артели, умножение общественной собственности колхозов и всемерное улучшение общественного хозяйства.
Советское правительство, стремясь обеспечить устойчивые урожаи, в особенности в засушливых, маловодных, степных и лесостепных районах, разработало грандиозный план преобразования природы. В октябре 1948 г.
Совет Министров и ЦК ВКП(б) приняли историческое постановление «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР».
Сталинская программа борьбы за высокий урожай, за подчинение природной стихии воле и разуму советского человека была с энтузиазмом принята миллионами колхозников и всеми советскими людьми.
В результате героического труда советского народа за короткий срок лесные насаждения были произведены на огромных площадях.
В колхозах и совхозах степных и лесостепных районов Европейской части СССР сооружено несколько тысяч прудов и водоёмов.
В августе 1950 г. правительство приняло новое важное решение об устройстве временных оросительных каналов вместо постоянных. Новая система орошения на площадях, превышающих 4 млн. 300 тыс. гектаров, позволит увеличить размеры поливных участков и значительно повысит производительность труда в орошаемом земледелии.
В результате принятых правительством мероприятий и самоотверженного труда колхозников в 1950 г. валовой урожай зерновых культур превысил уровень довоенного 1940 г. на 345 миллионов пудов. Валовой урожай хлопка, сахарной свёклы и других сельскохозяйственных культур также превысил довоенный уровень.
Для подъёма общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства Советское правительство разработало трёхлетний план развития животноводства, которое очень сильно пострадало во время войны.
За годы послевоенной пятилетки поголовье общественного скота в колхозах не только было восстановлено до довоенного уровня, но и превысило его.
Колхозы и совхозы добились также значительного увеличения поголовья племенного скота.
Партия и правительство оказывают большую помощь колхозам, совхозам и машинно-тракторным станциям, вооружая сельское хозяйство разнообразной машинной техникой. Разрушенные во время войны тракторные заводы и заводы сельскохозяйственного машиностроения теперь все восстановлены и дают тракторов, комбайнов, плугов, тракторных и других машин в несколько раз больше, чем до войны.
Крупное коллективное хозяйство, оснащённое передовой техникой, требует знаний основ агротехники и механизации. Советское правительство развернуло огромную работу по внедрению основ передовой агробиологии и других сельскохозяйственных наук в практику сельскохозяйственного производства.
Увеличение производства зерновых и технических культур и рост животноводства создали прочную сырьевую базу для дальнейшего подъёма лёгкой и пищевой промышленности, для создания реальных условий максимального увеличения продуктов и для дальнейшего роста материального благосостояния нашего народа.
В целях укрепления денежного обращения и развёртывания советской торговли по единым государственным ценам Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) ещё 14 декабря 1947 г. приняли постановление о проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары.
Это мероприятие помогло восстановить полноценный советский рубль и облегчить переход к развёрнутой советской торговле по единым ценам.
Денежная реформа и отмена карточной системы создали благоприятные условия для ускорения подъёма народного хозяйства и для повышения материального уровня жизни трудящихся.
Осуществив денежную реформу, Советское правительство провело несколько снижений розничных цен на товары массового потребления. Это увеличило реальную заработную плату рабочих и служащих и повысило доходы колхозников. Народное потребление в 1950 г. значительно превысило довоенный уровень.
Правительство принимает все меры к восстановлению разрушенных войной жилищ и к дальнейшему быстрому росту жилищного фонда страны. В послевоенные годы было восстановлено и построено свыше 100 млн. кв. м жилой площади только в городах и много миллионов в сельских местностях.
В послевоенные годы были восстановлены и вновь построены тысячи новых школ, библиотек, детских учреждений, большое количество новых больниц, санаториев, домов отдыха, клубов, театров и кино.
Таким образом, подъём народного хозяйства в СССР сопровождается дальнейшим повышением жизненного уровня советских людей.
Источник: http://kvistrel.su/news/poslevoennaja_pjatiletka_vosstanovlenija_i_razvitija_narodnogo_khozjajstva_sssr/2012-05-09-3159
Большая Рнциклопедия Нефти Рё Газа
Cтраница 1
Послевоенный пятилетний план был выполнен промышленностью, ш том числе химической, за 4 года и 3 месяца. [1]
Послевоенным пятилетним планом Советского Союза предусматривается, в целях все большего увеличения урожайности, дальнейшее увеличение добычи калийных удобрений. [2]
Успешное выполнение послевоенного пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССРозначает подъем и дальнейший технический прогресс народного хозяйства нашей страны. [3]
В итоге выполнения послевоенного пятилетнего плана достигнуты значительные успехи в области автостроения и использования автомобильного транспорта. [4]
Р’ результате выполнения послевоенных пятилетних планов ( 1946 — 50; 1951 — 55) РІ СССРбыло обеспечено быстрое восстановление С…-РІР°, разрушенного РІ РіРѕРґС‹ Великой Отечественной РІРѕР№РЅС‹, быстрое развитие СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё достигнуты значительные успехи РІ решении РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ СЌРєРѕРЅРѕРјРёС‡. [5]
В результате завершения послевоенного пятилетнего плана намного увеличился объем производства машин и механизмов, создано и освоено большое количество новых видов оборудования для различных отраслей народного хозяйства. [6]
Соревнуясь за досрочное выполнение послевоенного пятилетнего плана, 88 передовых предприятий г. Москвы в ноябре 1949 г.
обратились СЃ РїРёСЃСЊРјРѕРј Рє товарищу Сталину, РІ котором взяли РЅР° себя дополнительное обязательство добиться значительного улучшения использования основных средств — зданий, сооружений, станков, машин, транспортных Рё РґСЂСѓРіРёС… устройств, высвободить более 130 тыс aft площади, что позволит государству сэкономить РЅР° строительстве новых предприятий сотни миллионов рублей, большое количество металла, цемента, кирпича Рё РґСЂСѓРіРёС… строительных Рё монтажных материалов. [7]
Решение грандиозных задач индустриализации нашей страны, намеченных послевоенным пятилетним планом, потребовало строительства крупнейших и весьма сложных водопроводных систем для новых промышленных и сельскохозяйственных районов и отдельных предприятий. Были сооружены районные системы водоснабжения в Казахстане, Крыму и на Северном Кавказе, в Кузбасском и Карагандинском промышленных районах, Донбассе и Криворожье, на ряде промышленных комплексов Урала и Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. [8]
Работы по водоснабжению на железнодорожном транспорте, предусмотренные послевоенным пятилетним планом, заключаются в полном восстановлении и реконструкции устройств водоснабжения, строительстве артезианского водоснабжения, электрификации насосных станций, использовании водной энергии для привода на-сосно-силового оборудования. [9]
В 1950 г. нефтяная промышленность Советского Союза досрочно выполнила свой послевоенный пятилетний план. [10]
Трехмиллионный коллектив работников железнодорожного транспорта вместе со всем советским народом успешно осуществляет сталинский послевоенный пятилетний план. [11]
Могучий патриотический подъем, охвативший весь советский народ в борьбе за перевыполнение послевоенного пятилетнего плана, получил выражение в коллективных письмах и рапортах трудящихся товарищу Сталину. В этих коллективных письмах трудящиеся нашей страны принимают перед лицом своего великого вождя, учителя и друга новые, повышенные обязательства досрочного выполнения государственного плана, значительного увеличения выпуска продукции, коренного улучшения экономических показателей своей работы, освоения передовой техники, новых объектов производства и новых технологических процессов. Обязательства, принятые трудящимися в их обращении к вождю советского народа, не только ложатся в основу всей их дальнейшей работы, но становятся достоянием широкой гласности и вызывают новый подъем социалистического соревнования среди многомиллионных масс работников промышленности, транспорта, сельского хозяйства, приумножая их творческую инициативу и вдохновляя на новые трудовые подвиги. [12]
Достижения названных, а также многих др5 гих заводов создают возможность досрочного выполнения послевоенного пятилетнего плана. [13]
Благодаря РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРјСѓ вниманию партии Рё правительства Рє восстановлению Рё дальнейшему развитию сети библиотек СѓР¶Рµ Рє концу 40 — С… РіРѕРґРѕРІ задания послевоенного пятилетнего плана были перевыполнены. Р’ 1950 РіРѕРґСѓ общее число массовых библиотек РІ СССРдостигло 123 тыс. против 95 4 тыс. РІ 1940 РіРѕРґСѓ, Р° РёС… книжные фонды увеличились СЃ 184 7 млн. томов РІ 1940 РіРѕРґСѓ РґРѕ 244 2 млн. РІ 1950 РіРѕРґСѓ. [14]
Ркономическое планирование гоминдановского правительства Чан Кайши ( вплоть РґРѕ 1949 Рі.) руководствовалось идеями РЎСѓРЅСЊ Ятсена Рё резко отличалось РѕС‚ идеологии послевоенных пятилетних планов коммунистов. [15]
Страницы: 1
Источник: https://www.ngpedia.ru/id258681p1.html
Пятилетку – в четыре года!
К 1930 году вопрос «кто кого» в СССР был в основном решён: советская власть установилась прочно.
С 26.06. по 13.07.1930 г. прошёл XVI съезд ВКП (б), вошедший в историю как съезд развёрнутого наступления социализма.
Страна становилась на индустриальные рельсы. Впервые в истории нашей Родины в 1929/1930 хозяйственном году достигнуто преобладание удельного веса промышленности над удельным весом сельского хозяйства в общей системе экономики.
Враги социализма постоянно твердят, что 30-е годы XX века в нашей стране были временем ГУЛАГа, голода, повального страха.
Но факты – упрямая вещь. Не страх, а энтузиазм определял общественное бытие того времени.
Пятилетку – в четыре года! Этим жили трудящиеся всей страны, астраханцы в том числе.
За годы первой пятилетки в Астраханском крае построено 11 новых, современных по тем временам предприятий и полностью реконструированы десятки имеющихся.
Массово развернулось социалистическое соревнование, росло число рационализаторов и изобретателей. Тысячи рабочих и крестьян получили возможность развернуть свои способности, раскрыть таланты, которые душил капитализм.
В связи с ростом промышленности увеличилось число рабочих мест. В 1929 году в нашем крае была ликвидирована безработица. И до проклятых перестройщиков более семидесяти лет астраханцы не знали, что такое биржа труда.
О том, как менялся наш край в те годы, как росли духовно люди, можно писать бесконечно.
Вот только некоторые примеры.
В мае 1930 года началось сооружение Астраханского рыбоконсервно-холодильного комбината – одного из 518 крупнейших строек страны первой пятилетки. Уже в конце 1930 г. было завершено строительство консервного завода, который по своей технической оснащённости и производительности являлся одним из крупнейших в Европе. Затем были введены в действие жемчужно-патовый, клееварочный и утилизационный заводы, большой ледник – выход, ремонтно-механическая мастерская, центральная трансформаторная станция, склад, котельная, пастоварка, различные лаборатории. Кроме этого, жилые здания – квартиры для рабочих, столовая, детские ясли.
7.11.1931 г. – в день четырнадцатой годовщины Великого Октября – газета «Коммунист» сообщала: «Нет больше консервстроя – есть консервкомбинат». За 17 месяцев ударного, творческого труда коллектив консервстроя в основном закончил строительство всех цехов и заводов комбината.
Инициатива, находчивость, смекалка страхом не рождаются. Их проявляют люди, твёрдо знающие, что трудятся для себя, своих детей и внуков, для величия своей страны.
Заказанные за границей ванны для бланшировки не прибыли в срок – строители сделали их сами. Фирма Бенчинни из Италии не торопилась прислать инженеров, которые по договору должны были отремонтировать оборудование, поставленное этой фирмой для жестяно-баночного цеха. Наши специалисты не стали терять времени и за 9 суток сами выполнили эту работу. А когда итальянские инженеры прибыли, вначале возмутились тем, что их оборудование установлено без них, но проверив работу, удивились мастерству советских специалистов. 9 тонн переработанной свежей рыбы в час, 60 млн. полукилограммовых банок консервов в год – такова мощность вступившей в эксплуатацию новостройки первой пятилетки.
В борьбе за досрочное выполнение пятилетнего плана в первых рядах были коммунисты и комсомольцы.
По путёвкам комсомола юноши и девушки Астрахани, проявляя упорство и выдержку, показывали образцы труда на строительстве Сталинградского тракторного завода и предприятий своего родного города, на добыче и обработке рыбы. Только в одном Красноярском районе в осеннюю путину 1931 г. на лову находились 894 комсомольца (21 комсомольско-молодёжная бригада).
Особенно отличилась комсомольская морская распорная бригада, которая, перевыполнив план второго полугодия больше чем в полтора раза, обратилась в открытом письме ко всем комсомольцам Волго-Каспия не покидать промыслов до ледостава. Это было подхвачено всеми рыбаками Волго-Каспийского бассейна.
Забота не только о производительности труда, но и о честном имени труженика видна в содержании обязательств, которые принимали коллективы, вступая в социалистическое соревнование.
Вот, например, обязательства одной из бригад колхоза «Память Ильича»: выполним план весеннего лова на нашу бригаду 600 центнеров и дополнительно выдвигаем встречный план 60 центнеров. Будем бережно относиться к рыболовным посудам и орудиям лова… установим крепкую дисциплину в бригаде, воздействуя на недисциплинированных общественным порицанием, товарищеским судом; ни одного прогула в религиозный праздник, изживём пьянство…»
Оснащение предприятий, колхозов, совхозов современной по тем временам техникой шло беспрерывно.
В 1928 г. на промыслах не было ни одного рыболовного сейнера, в 1932 г. – 88. Их появление положило начало развитию активного морского экспедиционного промысла рыбы, что снижало сезонность и удлиняло сроки лова.
В 1930-1931 гг. колхозы получили более 1500 рыболовецких судов, в т.ч. 500 морских стоек.
Перевооружался водный транспорт. Общий оборот Астраханского порта за пятилетку увеличился на 46%. Перевоз пассажиров водным путём вырос более чем в полтора раза.
Осуществлялось техническое оснащение сельского хозяйства.
Особой гордостью было то, что и сейнеры, и танкеры, и тракторы были нашего, советского производства.
В конце 1931 г. были созданы первые МТС: Харабалинская и Капустиноярская. Сюда с ленинградского завода «Красный путиловец» прибыло по 10 тракторов. «Эти тракторы не американского капиталиста Форда, — с достоинством сообщала газета «ленинский путь» — наши, собственные, отечественные…»
По типу МТС создавались моторно-рыболовецкие станции (МРС).
Первый опыт перевода добывающего промысла на индустриальные рельсы был положен 29.04.1932 г. – В Каспийское море вышла флотилия: плавучая база, 10 сейнеров – дрифтеров, 5 сетеподъёмников.
Тысячи рабочих и колхозников, участвуя в соревновании за звание ударника пятилетки, перевыполняли нормы выработки, экономили средства. Только в 1931 году изобретатели, рационализаторы в результате технических и организационных усовершенствований на 33 предприятиях Астрахани сэкономили один миллион 162 тысячи 369 рублей.
В результате успешного выполнения первой пятилетки СССР из страны аграрной превратился в могучую индустриально-колхозную державу, имеющую прочный экономический фундамент социализма.
Источник: http://www.kprfast.ru/news/othernews/70568-pyatiletku-v-chetyre-goda.html