Балтийский флот. Авиация.Российский государственный архив Военно-Морского Флота
АЭРОДРОМЫ
УПРАВЛЕНИЕ КОМЕНДАНТА КРЕСТОВСКОГО МОРСКОГО АЭРОДРОМА РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА.
Петроград. 1927-19??
Ф. р-190, 10 ед.хр., 1921-1923
Обеспечение действий морской авиации Балтийского флота. В фонде сохранились: приказы по технической части; сведения по личному составу.
БАТАЛЬОНЫ
11 ИНЖЕНЕРНО-АЭРОДРОМНЫЙ БАТАЛЬОН ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
1940-…
Ф. р-2124, 2 ед.хр., 1940-1941
В фонде сохранились: приказы командира батальона; материалы партийной организации.
БРИГАДЫ
9 АВИАЦИОННАЯ БРИГАДА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
19??-1939
Ф. р-1919, 81 ед.хр., 1925-1940
В фонде содержатся: материалы партийной и комсомольской организаций.
10 АВИАЦИОННАЯ БРИГАДА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
1939-…
- 10 смешанная авиационная бригада Краснознаменного Балтийского флота. 1939.
- 10 авиационная бригада Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. 1939-…
Ф. р-1594, 136 ед.хр., 1938-1940
Участие в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. В фонде содержатся: приказы командира бригады; журналы боевых действий; протоколы партийных собраний.
31 АВИАЦИОННАЯ БРИГАДА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
1937-1938
Ф. р-1920, 236 ед.хр., 1925-1940
В фонде содержатся: материалы партийной и комсомольской организаций.
61 АВИАЦИОННАЯ БРИГАДА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
1938-…
Ф. р-1603, 587 ед.хр., 1925-1940
Участие в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. В фонде содержатся: приказы по бригаде; журналы боевых действий.
105 АВИАЦИОННАЯ БРИГАДА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
19??-19??
Ф. р-1904, 104 ед.хр., 1925-1940
В фонде содержатся: материалы политотдела бригады, школы младших авиационных специалистов.
139 СКОРОСТНО-БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИОННАЯ БРИГАДА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
1937-1938
Ф. р-1985, 48 ед.хр., 1937-1939
В фонде содержатся: приказы по бригаде: материалы по выборам в Верховный Совет РСФСР; сведения по личному составу.
ДИВИЗИИ
8 АВИАЦИОННАЯ ДИВИЗИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
1939
- 8 авиационная бригада Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. 1939-19??
- 8 минно-торпедная дивизия Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. 19??-19??
- 8 минно-торпедная авиационная Гатчинская Краснознаменная дивизия Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. 19??-19??
- 8 авиационная дивизия Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. 19??-19??
Ф. р-909, 53 ед.хр., 1939-1941
Участие в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. В фонде содержатся: боевые приказы по бригаде, журналы боевых действий.
ДИВИЗИОНЫ
1 МОРСКОЙ ВОЗДУШНЫЙ ДИВИЗИОН БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
Ораниенбаум. 1918-1921
- Ораниенбаумский морской воздушный дивизион. Ораниенбаум. 1918.
- Морской воздушный дивизион особого назначения. Ораниенбаум. 1918-1920.
- 1 морской воздушный дивизион Балтийского флота. Ораниенбаум. 1920-1921.
Ф. р-1741, 50 ед.хр., 1918-1921
Участие в гражданской войне 1918-1920 гг.; ведение воздушной разведки на морском театре; участие в марте 1921 г. в Кронштадтском мятеже. В фонде содержатся: приказы начальников дивизиона, истребительного отряда; журнал дивизиона за период Кронштадтского мятежа 1921 г.; сведения по личному составу.
2 МОРСКОЙ ВОЗДУШНЫЙ ДИВИЗИОН.
Ораниенбаум. 1919-1921
- Северный гидроавиационный дивизион. Котлас. 1919.
- Северный морской воздушный дивизион. Котлас. 1919.
- 2 морской воздушный дивизион. Ораниенбаум. 1919-1921.
Ф. р-2085, 54 ед.хр., 1918-1921
Участие в гражданской войне 1918-1920 гг. В фонде содержатся: приказы по дивизиону; материалы по перебазированию и расформированию дивизиона.
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ВОЗДУШНЫЙ ДИВИЗИОН.
Ораниенбаум. 1919
- Северный гидроавиационный дивизион Балтийского моря. Котлас. 1919.
- Северный морской воздушный дивизион. Котлас. 1919.
- Северный морской воздушный дивизион. Ораниенбаум. 1919.
Ф. р-192, 9 ед.хр., 1918-1919
Участие в боях на Северном фронте в период гражданской войны 1918-1920 гг. В фонде сохранились: приказы начальника дивизиона; материалы о боевой деятельности дивизиона; сведения по личному составу.
ОТРЯДЫ
2 МОРСКОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД ВОЗДУШНОГО ФЛОТА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ.
1918-1921
Ф. р-193, 8 ед.хр., 1918-1921
Участие в гражданской войне 1918-1920 гг. В фонде сохранились: материалы но личному составу.
2 РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ГИДРОАВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД МОРСКИХ СИЛ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ.
Ленинград. 1920-1926
- Беломорский и Мурманский гидроавиационные отряды Морских сил Северного моря. 1920-1921.
- 2 разведывательный гидроавиационный отряд Морских сил Северного моря. Архангельск. 1921-1922.
- 2 разведывательный гидроавиационный отряд Морских сил Балтийского моря. Ленинград. 1923-1926.
Ф. р-68, 28 ед.хр., 1920-1926
В фонде содержатся: приказы начальников отрядов; переписка по формированию отрядов; сведения о состоянии самолетов и по личному составу.
44 ОТДЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД 15 АВИАЦИОННОГО ПОЛКА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
1939-1940
- 44 отдельный авиационный отряд Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. 1939-1940.
- 44 отдельный авиационный отряд 15 авиационного полка Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. 1940.
Ф. р-1604, 66 ед.хр., 1939-1940
Участие в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. В фонде содержатся: приказы по отряду; журналы боевых действий.
46 ОТДЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД ИСТРЕБИТЕЛЕЙ МОРСКИХ СИЛ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ.
Петергоф. 1918-19??
- 1 морской истребительный отряд Воздушного флота Балтийского моря. Петергоф. 1918-1924.
- 1 отдельный истребительный морской авиационный отряд Военно-воздушных сил Балтийского моря. Петергоф. 1924-1926.
- 46 отдельный авиационный отряд истребителей Морских сил Балтийского моря. Петергоф. 1926-19??
Ф. р-67, 142 ед.хр., 1918-1929
Участие в боях на Северном фронте в 1918-1919 гг., в разгроме Н.Н.Юденича под Петроградом в 1919г., в подавлении Кронштадтского мятежа в марте 1921 г. В фонде содержатся: приказы начальника отряда; оперативные сводки; донесения о боевой готовности и техническом состоянии самолетов; сведения о дислокации и исторические журналы отряда.
51 ОТДЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД.
Ораниенбаум. 1919-19??
- 7 гидроотряд. Шлиссельбург. 1919-1920.
- 4 гидроотряд. Шлиссельбург. 1920-1921.
- 4 гидроотряд. Петроград. 1921.
- 1 разведывательный гидроотряд. Ораниенбаум. 1921-1924.
- 1 разведывательный морской авиационный отряд Военно-воздушных сил Балтийского моря. Ораниенбаум. 1924-1926.
- 51 отдельный авиационный отряд. Ораниенбаум. 1926-19??
Ф. р-66, 63 ед.хр., 1919-1925
Участие в гражданской войне 1918-1920 гг: В фонде содержатся: приказы начальника авиации Карельского района, начальников отрядов; отчеты о полетах и техническом состоянии самолетов; материалы по оперативной деятельности отрядов, учебно-боевой подготовке.
62 ОТДЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ.
Ленинград. 1920-19??
- Беломорский гидроавиационный отряд. Архангельск. 1920-1921.
- 2 разведывательный гидроотряд. Архангельск. 1921-1923.
- 2 разведывательный гидроотряд. Ленинград. 1923-1926.
- 62 отдельный авиационный отряд Военно-воздушных сил Балтийского моря. Ленинград. 1926-19??
Ф. р-70, 165 ед.хр., 1921-1929
В фонде содержатся: приказы по отряду; журналы полетов; схема прибора для обучения стрельбе по воздушным целям системы Трунова-Шебуранова; фотоснимки 2 гидроотряда.
66 ОТДЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ МОРСКИХ СИЛ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ.
Ленинград. 1927-19??
Ф. р-391, 27 ед.хр., 1927-1929
В фонде содержатся: приказы начальника отряда; журналы полетов; телефонограммы о тренировочных полетах.
71 ОТДЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХСИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
1937-19??
- 71 отдельный корректировочно-авиационный отряд Краснознаменного балтийского флота. 1937-1939.
- 71 отдельный авиационный отряд Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. 1939-??
Ф. р-1908, 5 ед.хр., 1939-1940
Участие в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. В фонде сохранились: журнал боевых действий; донесения о полетах.
ПАРКИ
72 АВИАЦИОННЫЙ ПАРК ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ.
1929-…
Ф. р-894, 38 ед.хр., 1929-1932
Обеспечение полетов, посадки самолетов на аэродром; проверка прожекторов и аэромаяков; несение караульной службы. В фонде содержатся: отчеты и переписка о деятельности, оборудовании и снабжении служб; сведения по личному составу.
ПОЛКИ
1 АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
19??-19??
Ф. р-1905, 6 ед.хр., 1939-1940
Участие в боевых действиях в период советско-финляндской войны 1939-1940 гг. В фонде сохранились: история боевых действий; журналы учета выполнения боевых заданий.
5 ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
1938-1942
Ф. р-1906, 21 ед.хр., 1939-1940
Участие в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. В фонде содержатся: приказы командира полка; донесения и журналы боевых действий.
10 СКОРОСТНОЙ БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА
1937-19??
Ф. р-2161, 1 ед.хр., 1940-1942
В фонде сохранились: протоколы партийных собраний полка.
15 АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
19??-19??
Ф. р-1907, 2 ед.хр., 1939-1940
Участие в боевых действиях в период советско-финляндской войны 1939-1940 гг. В фонде сохранились: донесения за период советско-финляндской войны 1939-1940 гг.
57 АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
19??-19??
- 139 скоростно-бомбардировочная авиационная бригада Краснознаменного Балтийского флота. 19?? -1938.
- 57 скоростно-бомбардировочный авиационный полк Краснознаменного Балтийского флота. 1938-1939.
- 57 авиационный полк Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. 1939-19??
Ф. р-933, 501 ед.хр., 1937-1941
Входил в состав 8 авиационной бригады, принимал участие в боевых действиях в период советско-финляндской войны 1939-1940 гг. В фонде содержатся: приказы по полку; сведения по личному составу; журналы боевых действий.
СКЛАДЫ
ВОЕННЫЙ СКЛАД № 17 ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ.
Ленинград. 1921-1931
- Гидроавиационная база Воздушного флота Балтийского моря Петроград. 1921-1923.
- Гидроавиационный склад Военно-воздушного флота Балтийского моря Петроград. 1923.
- Постоянная гидроавиационная база Воздушного флота Балтийского моря. Ленинград. 1923-1924.
- 1 морская авиационная база Военно-воздушных сил Балтийского моря Ленинград. 1924-1926.
- Военный склад № 17 Военно-воздушных сил Балтийского моря. Ленинград 1926-1931.
Ф. р-64, 105 ед.хр., 1921-1931
Обеспечение снабжения и ремонта гидроавиации Балтийского флота. В фонде содержатся: приказы начальников авиабазы и склада № 17; материалы по личному составу.
ЭСКАДРИЛЬИ
12 КРАСНОЗНАМЕННАЯ ОТДЕЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
1939-…
Ф. р-2117, 1 ед.хр., 1940-1941
Участие в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. В фонде сохранились: материалы партийной организации.
41 ОТДЕЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
1937-19??
- 24 морская разведывательная авиационная эскадрилья Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. 1937-1938.
- 41 морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. 1938-1939.
- 41 отдельная авиационная эскадрилья Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. 1939-19??
Ф. р-1909, 29 ед.хр., 1936-1940
Участие в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. В фонде содержатся: приказы командира эскадрильи.
43 ОТДЕЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
1938-19??
- 43 морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. 1938-1939.
- 43 отдельная авиационная эскадрилья Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. 1939-19??
Ф. р-1910, 3 ед.хр., 1939-1940
Участие в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. В фонде сохранились: политдонесения военкома о партработе.
58 ОТДЕЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА.
1938-19??
- 58 авиационная эскадрилья управления Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. 1938-1939.
- 58 отдельная авиационная эскадрилья Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. 1939-19??
Ф. р-2160, 3 ед.хр., 1940-1941
Участие в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. В фонде сохранились: протоколы партийных собраний эскадрильи.
Другие фонды архива
На главную страницу
Источник: https://rgavmf.ru/spravochniki-po-fondam/spravochnik-po-fondam-baltiyskiy-flot-1917-1940/baltiyskiy-flot-aviaciya
Подводные силы Краснознаменного Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
«ББ» У НКВД тов. Калачинова — которым объявляю благодарность с занесением в личное дело.
Приказ объявить всему личному составу и истребительным батальонам УНКВД Ярославской области.
НАЧАЛЬНИК УНКВД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
МАЙОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГУБИН
Примечания
1. Тверской ЦДНИ. Ф.147. Оп. 3. Д.575. Л.26.
2. Архив УФСБ РФ по Ярославской области. Ф. 21. Оп 4. Д. 20. Л. 1.
3. Нет чести выше. Ярославль: Верх,- Волж. кн. изд-во, 1987.С. 7.
4. Архив УФСБ РФ по Ярославской области. Ф. 21. Оп.4. Д. 20. Л.2.
5. Там же. Л. 3. 6 Там же. Л. 4.
7. Архив УФСБ РФ по Ярославской области. Ф. 21. Оп.З. Д. 31. Л. 6.
8. Там же. Л. 7,
Н.С. Манарский
Подводные силы Краснознаменного Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны
Планируя боевые операции против СССР, немецкое командование придавало особо важное значение Балтийскому морскому театру военных действий.
Это во многом определялось зависимостью нормального функционирования германской военной промышленности от поставок шведской руды, а также возможностями быстрого снабжения через море сухопутных войск, которые должны были вести боевые действия в Прибалтике.
Поэтому не случайно среди рекомендаций Гитлера в связи с планом «Барбаросса» от 21 декабря 1940 г. имелась следующая: «Необходимо быстро овладеть районом Балтийского моря, чтобы подвоз руды через Балтийское море не прерывался на слишком продолжительное время и чтобы русские не могли вести длительную
Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.
минную войну» [1].
Краснознаменный Балтийский флот был единственным из советских флотов, который мог непосредственно и наиболее эффективно угрожать побережью и морским коммуникациям Германии. Кроме того, по своему составу это был самый мощный советский флот.
Поэтому немецко-фашистское командование, разрабатывая планы ведения войны, учитывало потенциальную угрозу со стороны КБФ и ставило цели по его уничтожению. Так, в директиве № 21 от 18 декабря 1940 г. о нападении на Советский Союз (План «Барбаросса») указывалось на необходимость быстрого захвата Прибалтики и Ленинграда, после чего «…
русский Балтийский флот быстро потеряет свои базы и окажется, таким образом, неспособным продолжать борьбу» [2]. Выполнение этой задачи возлагалось на сухопутные войска Германии. Военно-Морской флот должен был лишь обеспечивать оборону своего побережья, а также «…воспрепятствовать прорыву военно-морского флота противника из Балтийского моря» [3].
Ему предписывалось избегать крупных операций на море. Таким образом, главную опасность для Краснознаменного Балтийского флота должны были представлять наступательные действия противника по захвату его военно-морских баз со стороны суши.
Согласно же предвоенным оперативным планам Советского командования в Балтийском море ожидались наиболее напряженные боевые действия флотов. Исходя из этого, перед Краснознаменным Балтийским флотом (командующий вице-адмирал В.Ф. Трибуц, член военного совета дивизионный комиссар М.Г, Яковенко, начальник штаба контр-адмирал Ю.А, Пантелеев) ставились следующие задачи:
— флот должен был не допускать высадки морских десантов на побережье Латвийской и Эстонской ССР (в первую очередь на островах Эзель и Даго);
— совместно с ВВС нанести поражение германскому флоту при его попытках пройти в Финский и Рижский заливы;
— в случае одновременного с Германией выступления Финляндии КБФ должен был уничтожить ее флот;
— содействовать сухопутным войскам на побережье Финского залива и на полуострове Ханко;
— осуществить в первые дни войны переброску стрелковых войск с северного побережья Эстонской ССР на полу-
Ярославский педагогический вестник. 1999. N9 3 (21)
остров Ханко;
— прервать морские коммуникации противника в Балтийском море [4].
Для решения поставленных задач Краснознаменный Балтийский флот имел в своем составе 2 линейных корабля, 2 легких крейсера, ] 9 лидеров и эскадренных миноносцев, 66 подводных лодок, 48 торпедных катеров, канонерскую лодку, 7 сторожевых кораблей, б минных заградителей, 33 тральщика и значительное количество других боевых кораблей и катеров, а также вспомогательных судов [5].
Флот располагал главной военно-морской базой в Таллине, военно-морскими базами: Кронштадтской, Ханко и Прибалтийской (в ее составе Либавской).
По предвоенным планам оборона военно-морских баз с суши возлагалась на армию, а флот должен был решать эту задачу лишь со стороны моря и с воздуха.
Ни одна из военно-морских баз КБФ, исключая базу Ханко, не имела заранее подготовленной сухопутной обороны.
Война застала флог в начальной стадии развертывания сил в базах в Прибалтике, освоения новых районов плавания и кораблей, поступающих от промышленности.
Обстановка для советских войск, противостоявших вражеским силам на северо-западном направлении, складывалась невыгодно. Территория Эстонии, Латвии и Литвы, вошедших в состав СССР в августе 1940 г., в во-енно-инженерном отношении не была подготовлена к обороне. Лишь только весной 1941 г. началось создание укреплений полевого типа на границе с Восточной Пруссией.
Дополнительные трудности создавались вступлением в войну Финляндии.
В первые две недели войны войска Севе-ро-Западного фронта отступили на глубину до 500 км, оставив таким образом почти всю Прибалтику.
В связи с вынужденным отходом войск Красной Армии на восток основные усилия балтийцев были направлены на содействие её приморскому флангу, упорную оборону во-енно-морских баз, прикрытие дальних морских подступов к Ленинграду.
На выполнение этих задач были брошены основные силы надводных кораблей и авиация флота. На коммуникациях противника в Балтийском мбре действовали, в основном, подводные лодки.
Для подводных сил КБФ нарушение морских коммуникаций противника, по которым в больших .масштабах шла железная руда и другие важные виды стратегического сырья, крайне необходимые германской промышленности,
а также перевозились войска и боевая техника, с началом ведения боевых действий являлось главной задачей [6].
Подводные лодки привлекались также к несению дозорной службы и ведению разведки, высадке разведывательно-диверсионных групп, артиллерийским обстрелам побережья, занятого противником, перевозке людей и грузов [7].
Для решения этих за> дач подводные силы Краснознаменного Балтийского флота располагали следующими силами:
— Крейсерские подводные лодки — 4 единицы;
— Большие торпедные подводные лодки
— 5 единиц;
— Подводные минные заградители — 5 единиц;
— Средние торпедные подводные лодки
— 29 единиц;
— Малые торпедные подводные лодки -23 единицы.
Всего на 22 июня 1941 года КБФ насчитывал в своем составе 66 подводных лодок.
Условия, в которых приходилось действовать балтийским подводникам, были очень сложными.
Балтийское море мелководно, зоны глубин, измеряемых сотнями метров, невелики, Мелководность моря позволяла широко использовать здесь мины и другие позиционные противолодочные средства.
По мнению авторитетных морских специалистов. Балтийский театр военных действий был сложнейшим из всех морских театров второй мировой войны [8].
К тому же действия подводников чрезвычайно затруднялись тем, чго транспортные суда противника совершали переходы по мелководью, причем нередко в шведских территориальных водах и в охранении шведских кораблей.
Потеря большинства сухопутных баз уже ь первые дни и месяцы войны создавала дополнительные проблемы в обеспечении боевой деятельности подводных лодок и самым неблагоприятным образом воздействовала на эффективность боевой работы подводников [9], поэтому, несмотря на наибольшее количество подводных лодок по сравнению с другими воюющими флотами, в кампанию 1941 года подводные лодки КБФ совершили всего 79 боевых походов [10] и потопили 16 транспортов, 1 подводную лодку, 1 тральщик и 2 вспомогательных судна противника [11].
Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.
Из-за неблагоприятной обстановки на сухопутном фронте и ряда серьезных ошибок в боевой подготовке флота подводные силы КБФ
, НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
понесли существенные потери уже в первые месяцы войны [12]. В общей сложности в 1941 г. флот по боевым причинам лишился 25 подводных лодок.
Кроме боевых потерь, по решению правительства флот уменьшился на 6 подводных лодок, отправленных на Северный флот. Еще 6 лодок, находившихся к началу войны на капитальном ремонте, были законсервированы. Таким образом, в течение 1941 года из боевого состава КБФ было выведено 37 подводных лодок!
Пополнение состава подводных сил КБФ шло в 1941 году в основном за счет поставок от промышленности.
Только на ленинградских судостроительных заводах к моменту начала боевых действий находилась в различной степени готовности 31 подводная лодка [13]. Часть из них уже проходила приемные испытания.
Война ускорила процесс вхождения построенных кораблей в строй. До конца 1941 года в состав КБФ были зачислены 7 лодок.
Кроме того, из состава Северного флота в состав Балтийского флота была перечислена Д-2 «Народоволец», находившаяся б это время на ремонте в Ленинграде. Всего флот пополнился 8 лодками.
Таким образом, с учетом потерь и пополнений, на 1 января 1942 года в составе Балтийского флота насчитывалось 37 подводных лодок [14].
В 1942 году подводным лодкам пришлось действовать в еще более тяжелых условиях, чем в 1941 году. Главной задачей вражеских военно-морских сил на Балтике была защита своих путей сообщения.
С приближением летней кампании немецко-финские военно-морские силы начали интенсивные действия, направленные на то, чтобы заблокировать Балтийский флот в Кронштадте и Ленинграде и не допустить выхода советских кораблей в Балтийское море.
Для этого противник подтянул крупные силы к финским шхерам на участке Хельсинки — Выборг, в Финском заливе были оборудованы две противолодочные минные позиции. Всего были выставлены 12873 мины [15].
На островах и побережье противник установил шумопеленгаторные станции, посты наблюдения и артиллерийские батареи, в Финском заливе были развернуты линии корабельных и авиационных дозоров. Для противолодочной борьбы привлекались также подводные лодки финского флота, оборудованы два судна-ловушки.
Тем не менее, советские подводные лод-
ки сумели прорваться на коммуникации противника и нанести врагу существенный урон. Всего в ходе 24 боевых походов 1942 года ими было потоплено 39 транспортных судов. Еще 9 транспортов и 1 подводную лодку противник потерял на минах, поставленных подводными минными заградителями КБФ. 3 транспорта получили повреждения.
Успешная боевая деятельность советских подводных лодок в Балтийском море серьезно сказалась на подвозе сырья в Германию, доставке морем резервов и снабжении войск, действовавших на Восточном фронте.
Поэтому противник предпринял дополнительные меры по наращиванию противолодочных сил, постановке минных и сетевых заграждений в Финском заливе, что еще больше осложнило действия наших подводных лодок.
Боевые потери подводных сил КБФ 1942 года составили 12 лодок.
Кроме боевых потерь, были выведены из боевого состава по техническим причинам и переформированы в плавучие зарядные станции еще две лодки.
В течение года были получены от промышленности только две подводные лодки.
С учетом безвозвратных потерь, понесенных подводными силами КБФ в 1942 году, его официальная численность на 1 января 1943 года составляла 30 подводных лодок. В строю фактически находилось 25 подводных лодок.
Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.
С началом навигации 1943 года противник значительно активизировал свои действия по усилению противолодочного рубежа в Финском заливе. В наиболее узком месте залива были выставлены стальные противолодочные сети, значительно усилены минные заграждения. На подходах к минным и сетевым заграждениям противник развернул усиленные корабельные дозоры.
Предпринятые противником меры позволили ему практически заблокировать выход советских подводных лодок в Балтийское море.
Командованием КБФ дважды (в мае-июне и в августе) предпринимались попытки прорыва подводными лодками на коммуникации врага в Балтийском море, но они окончились неудачей. Из пяти участвовавших в прорывах лодок погибло четыре.
Всего же в 1943 году нами было потеряно 5 подводных лодок.
В течение года было получено от промышленности 3 новые подводные лодки.
На 1 января 1944 г. в составе Краснознаменного Балтийского флота насчитывалось 29
Ярославский педагогический вестник. 1999. № 3 (21)
подводных лодок, но только 19 из них находились в боеготовом состоянии.
Из-за сложной противолодочной обстановки в Финском заливе подводные лодки КБФ в течение первых 8 месяцев 1944 года боевых выходов не совершали.
Их активная деятельность началась только после того, как 4 сентября 1944 года Финляндия прекратила военные действия против СССР. По соглашению о перемирии балтийские корабли и авиация получили возможность базироваться в финских портах и на аэродромах.
Краснознаменный Балтийский флот вышел на оперативный простор и развернул активную деятельность на ближних морских подступах к Германии.
В кампанию 1944 г. подводные лодки в течение трех месяцев совершили 23 боевых похода для действий на коммуникациях противника и потопили 33 вражеских корабля и транспорта[16].
Ранее из боевого состава были выведены П-2 и П-3.
От промышленности поступлений не было.
На 1 января 1945 года в составе КБФ насчитывалось 28 ГШ, из них только 20 были подготовлены для ведения боевых действий.
Балтийские подводники активно действовали на морских коммуникациях противника и на завершающем этапе войны. В кампанию 1945 г. подводные лодки совершили 29 боевых походов и потопили 26 транспортных судов противника и сторожевой корабль.
Балтийские подводники внесли достойный вклад в общее дело борьбы с немецко-фашистской агрессией. На боевом счету подводных сил КБФ: потопленных 123 судна, общим тоннажем в 342 931 брт, 18 боевых кораблей, 2 вспомогательных судна, поврежденных -5 транспортных судов (21583 брт) и 1 боевой корабль [17].
Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.
Примечания
1. Цит. по Преступные цели гитлеровской Германии в войне против Советского Союза: Документы и материалы / Под ¡ред. и с пре-дисл. П. А. Жилина. М.: Воениздат, 1987. С.
47
2. Там же. С. 43.
3. Там же. С. 45.
4. См. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота / В.И. Ачкасов, A.B. Басов, А.И. Сумин и др. 4-е изд, испр. и доп. М.: Воениздат, 1988. С. 166
5. См. Дважды Краснознаменный Балтийский флот / Н.М. Гречанюк, В. И. Дмитриев, А.И. Корниенко и др. 3-е изд, испр. и доп. М.: Воениздат, 1990. С. 172.
6. О масштабах и значимости этих перевозок для немецкого руководства можно судить по следующим данным. В 1942 г. Германский транспортный флот перевез по Балтийскому, морю 8 млн.
т высококачественной шведской железной руды, 405499 солдат и офицеров, 12866 автомашин, 37785 т различных военных грузов. / См. И.А.
Козлов Подвиг балтийских подводников // Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 гг.: Моряки-балтийцы в боях на море и на суше 1941-1945 гг. М.: Наука, 1992. С. 86.
7. См. Козлов И.А. Подвиг балтийских подводников // Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 гг.: Моряки-балтийцы в боях на море и на суше 1941-1945 гг. М.: Наука, 1992. С.87.
8. См. Дмитриев В.И. Атакуют подводники. М.: Воениздат, 1973. С.89.»
9. 27 июня 1941 года была взята Либава, 30 июня — Рига., 28 августа — главная база КБФ -Таллин.
10.По другим данным — 58 боевых выходов / См. Дважды Краснознаменный Балтийский флот / Н.М. Гречанюк, В.И. Дмитриев, А.И. Корниенко и др. 3-е изд., испр. и доп. М.: Воениздат, 1990. С. 189.
11.Морской сборник. 1995. №5. С.17.
12.Только за летние месяцы потеряно 17 подводных лодок (в июне-10, в июле — 2, в августе — 5).
13.См. Шитиков Е.А., Краснов В.Н., Балабин
Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.
B.В. кораблестроение в СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 1995.
C. 8.
14.Без учета находившихся на консервации.
15.Дмитриев В.И. Атакуют подводники. М.: Воениздат, 1973. С.112.
16.См. Козлов И.А. Подвиг балтийских подводников // Краснознаменный Балтийский флот в Великой отечественной войне советского народа 1941-1945 гг.: Моряки-балтийцы в боях на море и на суше 1941 1945 гг. М.: Наука, 1992. С. 105.
17.См. Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение М.: Воениздат, 1990. С.227.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/podvodnye-sily-krasnoznamennogo-baltiyskogo-flota-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny
Балтийский флот перед Великой Отечественной войной
К лету 1941 года самый многочисленный флот Советского Союза — Краснознаменный Балтийский флот. Командует им вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц.
вице-адмирал Владимир Филиппович Трибуц.
Корабельный состав Балтийского флота перед войной
Балтийский флот перед началом Великой отечественной войны представляет собой довольно внушительную силу:
- 2 линейных корабля («Марат», «Октябрьская Революция»)
- 2 легких крейсера, или 3 если прибавить «Аврору» («Киров», «Максим Горький»)
- 2 лидер-эсминца («Ленинград», «Минск»)
- 19 эсминцев (Типа «Новик»: «Яков Свердлов», «Володарский», «Ленин», «Энгельс», «Артем», «Карл Маркс», «Калинин»; Типа «7»: «Сметливый», «Гневный», «Гордый», «Грозящий», «Стерегущий», «Сторожевой», «Сердитый», «Стойкий», «Сильный», «Славный», «Смелый», «Суровый»).
- 7 сторожевых кораблей типа «Ураган» («Вихрь», «Тайфун», «Циклон», «Буря», «Пурга», «Снег», «Туча»).
- 4 минных заградителя
- 24 тральщика
- 2 канонерские лодки
- 54 Торпедных катера
- 65 подводных лодок
Крейсер Максим Горький, балтийский флот
К сожалению, сила эта была далеко не монолитная. В одном строю находились корабли относящиеся не просто к разному времени – к разным эпохам. Доцусимовская «Аврора», герои Первой мировой «Новики», в муках рожденные крейсера тридцатых – все это составляло настолько пеструю смесь калибров, узлов и водоизмещений, что единым флотом назвать их массу просто не поворачивается язык.
Знаете ли вы, что…
…в последний раз британские и французские корабли сошлись в битве гораздо позже Трафальгара? Ситуация понятная – промышленность СССР была на тот момент не в состоянии полностью выполнить все заявленные программы по переоснащению флота, брак, заводские недоделки – все это серьезно затягивало процесс.
Вдобавок сама кораблестроительная программа страны была далеко не идеальной – вместо того, чтоб наращивать малый флот, отлично подходящий для условий Балтики, все мощности были брошены на постройку серии из 15 громадных линкоров серии «Советский Союз».
Те силы, что имелись в наличии, рассматривались как некий промежуточный вариант – пусть пока будут, место у причальных стоек заполнять. А мы вот-вот отстроим своих гигантов, и пустим все «стариков» на металлолом. Будущее, к сожалению, оказалось совершенно не таким, каким оно виделось командованию.
Подводная лодка Балтийского флота Д-2 «Народоволец»
Авиация и ПВО Балтийского флота перед войной
Балтийский флот имел в своем составе и весьма солидный воздушный флот, под командованием генерал-майора Василия Васильевича Ермаченкова, насчитывавший 707 самолетов разных классов, в том числе:
- 368 истребителей
- 151 самолет-разведчик
- 131 бомбардировщик
- 57 торпедоносцев.
Истребитель И-16 частей ПВО Балтийского флота
Также в состав флота входили средства противовоздушной обороны в составе 93 зенитных батарей, объединявших:
- 370 орудий разных калибров
- 327 пулеметов.
Но и тут дела обстояли не самым лучшим образом, правда, из-за проблем немного иного характера. Огромный разброс как театра действий, так и военно-морских баз, привели к тому, что зенитной артиллерией места действия кораблей флота были прикрыты лишь фрагментарно, да и то, довольно «жидко».
Если добавить к этому то, что первая радарная станция появилась у Балтийского флота только в конце июля 1941 года, а у летчиков ВМС просто не было радиосвязи, становится вполне понятно – координация действий всех элементов, и именуемых в итоге Краснознамённым балтийским флотом, — корабельного состава, воздушных сил и средств ПВО, была весьма посредственной.
Источник: компиляция на основе открытых источников и книги «Краснознаменный Балтийский флот 1941-1945»
Источник: http://armedman.ru/korabli/1937-1945-korabli/baltiyskiy-flot-pered-velikoy-otechestvennoy-voynoy.html
Действия подводных сил Балтийского флота в 1942 году
В кампанию 1942 года подводные лодки Балтийского флота тремя эшелонами прорывали все более усиливаемую противником блокаду Финского залива. В течение года в море выходили 32 подводные лодки, шесть из которых совершали боевые походы дважды. Достоверно установлено, что в результате их действий противник потерял 43 и были серьезно повреждены 3 судна.
Данные об уничтожении еще порядка 20 судов не нашли полного, стопроцентного подтверждения. Это объясняется также и тем, что противник использовал для морских перевозок на Балтике суда Дании, Норвегии, Франции, Голландии, Бельгии, Польши, и их гибель не вносилась в списки потерь.
В этом сложном для балтийских подводников году в Ботническом заливе, Аландском море и на подходах к ним действовали 13 подводных лодок. Из 8 лодок первого эшелона, прорывавшихся тогда в Балтийское море, задачи в этом районе решали Щ-317, Щ-303 и Щ-406; из 9 субмарин второго — Щ-309, С-13 и «Лембит» — из 16 подлодок третьего — С-7, С-9, Щ-308, Щ-304, Щ-307, Щ-305 и Л-3.
Активность наших подводных сил в северной Балтике и постоянное наращивание их количества объяснялось высокой интенсивностью здесь морских перевозок неприятеля, которые только с 18 июня по 31 декабря составили 3885 рейсов. Согласно ряду отечественных исследований, действовавшие там лодки потопили девять судов и повредили четыре.
Финские же источники приводят сведения о потере семи и повреждении четырех судов. Существуют также расхождения в определении районов и дат их потопления.
В рассматриваемое время в этих районах произошло также немало боевых столкновений советских субмарин с финскими силами противолодочной обороны (боевыми кораблями, авиацией и подлодками), которые стали следствием потери нашими лодками скрытности действий, недостаточно внимательного наблюдения за обстановкой и промахов при торпедной стрельбе.
В ряде случаев командирами принималось решение всплыть и использовать имеющиеся на борту артиллерийские системы. В результате боевых столкновений и на минах из 13 подлодок, действовавших в Северной Балтике, было потеряно 5.
Лодки первого эшелона, прорвавшие противолодочные рубежи неприятеля в Финском заливе, с выходом в Балтику попадали вначале в относительно благоприятные условия — противник не ожидал их прорыва, будучи уверен в действенности блокады, и торпедирование первых судов классифицировал как подрыв на минах.
Поэтому поиск и преследование атакующих советских подлодок враг сначала вообще не производил. Убедило его в обратном сообщение Совинформбюро от 11 июля 1942 года об успехах балтийских подводников, которые, как отмечалось, потопили за последние дни 5 фашистских судов. После этого условия для действий наших субмарин начали резко ухудшаться.
Из трех подлодок первого эшелона, которые привлекались к действиям в данном районе, весь период патрулирования там находилась только Щ-303, а Щ-317 и Щ-406 лишь часть времени. Из этих подводных лодок наибольшего успеха добилась Щ-317 под командованием капитан-лейтенанта Н.К. Мохова.
Первый транспорт противника «Арго» из пяти потопленных ею за боевой поход судов («Орион», «Раин», «Ада Гортон» и «Отто Корде» общей вместимостью 11 тыс. брт.) был торпедирован в районе Аландского моря. К несчастью, сама Щ-317 в базу не вернулась. Предполагалось, что, возвращаясь из похода, она погибла в Финском заливе. На это указывают, в частности, финские источники, утверждая, что их наблюдательные посты 12 июля отметили подводный взрыв в точке с координатами 59°41' с.ш./24°06' в.д., а воздушная разведка обнаружила там масляный след. После проведенного бомбометания в этом районе наблюдалось всплытие кусков дерева, матрасов и т.п. Точку в истории Щ-317 поставили летом 1999 года шведские поисковики, которые заявили об обнаружении ими этой субмарины, покоящейся на морском дне в точке 57°52' с.ш./16°55' в.д.
Подводная лодка Щ-406 капитана 3 ранга Е.Я. Осипова вначале действовала у шведских шхер. В трех атаках судов неприятеля экипаж отмечал взрывы, но командир их результаты не наблюдал. По иностранным источникам, Щ-406 потопила тогда транспорт «Фидес». В это же время здесь пропала шхуна «Ханна».
Те же источники приводят сведения о потоплении и самой подводной лодки противолодочными силами неприятеля. Но это была ошибка. 17 июля лодка получила категорический запрет атаковывать в этом районе корабли и суда, идущие под любым флагом, и Щ-406 была переведена в Аландское море.
Здесь она еще дважды атаковала конвои неприятеля, однако результатов своих действий командир не наблюдал из-за преследования кораблями противника. 7 августа субмарина возвратилась в базу.Щ-303 капитан-лейтенанта И.В. Травкина, действуя в районе о.
Уте, результатов своих атак тоже не наблюдала, но в третьей из них, как известно, серьезно повредила транспортное судно «Альдебаран» водоизмещением 7890 брт.
Корабли охранения контратаковали лодку, к несчастью, во время срочного погружения на Щ-303 отказали горизонтальные рули, лодка ударилась о грунт и повредила носовую оконечность, из-за чего перестали открываться крышки торпедных аппаратов. Седьмого августа лодка вынуждена была также возвратиться в базу.
Прорыв вражеских противолодочных рубежей в Финском заливе советскими подлодками 2-го эшелона осуществлялся уже в более сложной обстановке, а действия в море встретили более мощное противодействие его сил ПЛО, которые противник нарастил, перебросив сюда часть кораблей из Северного и Норвежского морей.
Кроме того, авиация нейтральной Швеции начала поиск наших субмарин, а ее ВМС осуществлять конвоирование судов далеко за пределами своих территориальных вод. Поступали данные и об использовании в этих районах немецкими кораблями и судами нейтрального шведского флага.Щ-309 капитана 3 ранга И.С. Кабо была второй после Щ-406 лодкой, действовавшей в Аландском море.
К сожалению, несмотря на четыре торпедные атаки по конвоям неприятеля, ее командир ни в одном случае установить результаты не смог. По иностранным данным, этой лодкой 12 сентября был потоплен транспорт «Бонден».Аналогично на подходах к Ботническому заливу действовала и подлодка «Лембит», командир которой, капитан-лейтенант А.М.
Матиясевич, в каждой из трех атак стремился зафиксировать ее результаты. По иностранным данным, 14 сентября здесь был тяжело поврежден транспорт «Финляндия», хотя Матиясевич после атаки наблюдал одно тонущее и одно горящее судно из состава конвоя.
Четвертого сентября после атаки транспорта из другого конвоя (8 транспортов в охранении 5 кораблей) он наблюдал на поверхности только 7 транспортов.Особо следует отметить поход подлодки С-13 капитан-лейтенанта П. Маланченко, которая впервые тогда вошла в Ботнический залив. Здесь, несмотря на то, что война шла уже второй год, противник вел себя довольно беспечно.
Переходы судов осуществлялись без охранения, в ночное время они нередко несли все положенные в мирное время огни. Тем не менее, подводную лодку преследовали неудачи, хотя все атаки она выполняла из надводного положения.
Обнаружив 11 сентября одиночный транспорт «Гера» (1378 брт) и выпустив одну торпеду с дистанции 5 каб, командир промахнулся и потопил транспорт только вторым двухторпедным залпом. На следующие сутки ситуация почти повторилась, но уже с транспортом «Юсси X» (2373 брт). Правда, на этот раз первая торпеда попала и транспорт был поврежден, но для его потопления потребовалась еще одна торпеда.
17 сентября было еще более неудачным: все три последовательные одноторпедные залпы по очередному одиночному транспорту не принесли успеха, и командир поджег его артиллерией. 30 октября лодку постигла неудача в атаке неприятельского конвоя. Таков был результат действий в северной Балтике подводных лодок 2-го эшелона.
Сравнительно успешными был прорыв и возвращение подлодок двух первых эшелонов (из 17 лодок была потеряна выходившая из Финского залива Щ-317 и еще две малютки М-95 и М-97, действовавшие в самом заливе), это породило в штабах определенную уверенность в том, что обстановка в Финском заливе оценена правильно, а методы и способы форсирования заграждений противника верны.
Однако враг уже выявил организацию их выхода и принял дополнительные меры противодействия, как в Финском заливе, так и других частях моря. В частности, к борьбе с нашими лодками были привлечены три средние финские субмарины «Ику-Турсо» (герой финского эпоса), «Весихииси» («Морской черт») и «Ветехинен» («Морской царь»), а также две малые: «Весикко» («Водяной») и «Сауккоу («Выдра»).
Средние ПЛ действовали в Аландском море, малые — в Финском заливе. В Аландском море финны осуществляли поиск в районах обнаружения наших лодок, в дневное время они лежали на грунте и занимались гидроакустическим наблюдением, а ночью всплывали и ходили галсами, стремясь обнаружить наши подлодки во время зарядки аккумуляторных батарей.
В третьем эшелоне балтийских подводных лодок первыми 15 сентября в Ботнический залив и на подходы к нему вышли соответственно пл С-9 и Щ-308. Лодка С-9 капитан-лейтенанта А.И. Мыльникова, сменившая здесь С-13, встретила уже военную организацию перевозок: суда следовали в охранении кораблей, в районе действовала поисково-ударная группа ПЛО.
Атаковав первый же обнаруженный конвой неприятеля, С-9 потопила транспорт «Анна В», но была таранена другим судном, к счастью, всего лишь проскрежетавшего днищем по кормовой части лодки. На следующий день после неудачного торпедного залпа она подожгла артиллерией транспорт «Миттел меер», и лишь случившаяся через два дня авария заставила ее досрочно возвратиться в базу.
Подлодка Щ-308 капитан-лейтенанта Л.Н. Костылева лишь через месяц после занятия района донесла о победе и о потоплении в районе о. Уте трех транспортов противника, сообщив, что имеет повреждение прочного корпуса.
Иностранные источники подтверждают потопление ею транспорта «Хернум» (1467 брт) и, кроме того, сообщают, что 26 октября с наступлением темноты, когда Щ-308 всплыла в надводное положение, на подходе к проливу Серда-Кваркен в точке 62°00'сев.ш./19°32'вост.д. ее обнаружила и потопила торпедами финская подлодка «Ику-Турсо».
Правда, финские источники ошибочно считают, что это была ПЛ Щ-320, которая несколько раньше погибла на минах в Финском заливе.Щ-307 капитана 3 ранга Н.О. Момота 23 сентября вышла в боевой поход.
Второго октября в Аландском море в своей первой атаке конвоя противника она выстрелила две торпеды, взрыв которых слышал весь экипаж, однако контратака вражеских кораблей не позволила командиру установить результаты стрельбы. 11 октября в ходе атаки другого транспорта был промах, а взрыв первой глубинной бомбы был принят за взрыв торпеды.
21 октября от залпа выпущенных по третьему обнаруженному конвою торпед противник уклонился, и лишь при атаке четвертого конвоя Щ-307 потопила транспорт «Бетти X» (2477 брт). С 11 октября лодку усиленно искала финская субмарина «Ику-Турсо».
Она трижды в течение 16 суток обнаруживала Щ-307 и атаковала ее торпедами и артиллерией, однако успеха не добилась, хотя и полагала, что потопила нашу лодку 27 октября. 1 ноября Щ-307 возвратилась в базу.Подлодки С-7 и Щ-305 в свой последний поход в Ботнический залив и Аландское море вышли одновременно 17 октября. С-7 капитан-лейтенанта С.П.
Лисина, совершая свой второй в том году боевой поход, шла на смену подводной лодки С-9 и была третьей лодкой, ведущей боевые действия в Ботническом заливе. 21 октября с наступлением темного времени суток она всплыла и на курсе 320° и скорости 12 узлов начала зарядку аккумуляторной батареи. Приблизительно в это же время западнее о.
Легскэр осуществлявшая ее поиск финская субмарина «Весихииси» остановила дизеля и для создания лучших условий своей ГАС перешла на движение под электромоторами. В 19 ч 26 мин она обнаружила советскую лодку по пеленгу 190° на расстоянии 8 км и через 17,5 минут на боевом курсе 248° с дистанции 3 км произвела двухторпедный залп.
Еще через 3,5 минуты над морем прогрохотали два последовательных взрыва, и С-7, разломившись пополам, затонула. Штурман финской субмарины отметил координаты ее гибели: 59°50'сев.ш./19°42' вост.д., глубина моря 71 м.Всех, кто стоял на мостике нашей лодки, взрывной волной скинуло в море. Штурман М.Т. Хрусталев утонул, а командир С.П. Лисин, рулевой А.К. Оленин, комендор В.С.
Субботин и трюмный В.И. Куница попали в плен. Их, контуженных взрывом, подняли на борт «Весихииси» и доставили в Мариехамн. Они мужественно переносили тяготы плена, и когда в 1944 года Финляндия объявила о выходе из войны, вернулись на родину.
Возможно, некоторые читатели, ориентирующиеся на современных либерально-демократических «историков», будут удивлены, но их совсем даже не «стерли в лагерную пыль». Впоследствии Лисин и Оленин продолжили службу в подплаве, а Субботин и Куница уволились в запас.
Лисин командовал дивизионом подводных лодок на ТОФ, участвовал в войне с Японией, ему была вручена звезда Героя Советского Союза (!).Лодка Щ-305 (командир капитан 3 ранга Д.М. Сазонов) 5 ноября была обнаружена финской субмариной «Ветехинен» тоже в ходе пополнения энергозапасов на курсе 110° и ходу 8 узлов.
Ориентируясь по работе дизелей нашей подлодки, финская субмарина сблизилась с ней и в 22 ч 50 мин обнаружила Щ-305 по пеленгу 230° на дистанции 1,7 км. Через пять минут финский командир с дистанции менее 2 каб осуществил двухторпедный залп и одновременно открыл огонь из пушки. Однако торпеды прошли мимо.
Тогда он решил таранить нашу подводную лодку и через пару минут нанес ей удар форштевнем в левый борт. Удар вызвал тяжелые повреждения нашей ПЛ и Щ-305 быстро затонула. Это случилось в точке 80°09' сев.ш./19°11' вост.д. Сама «Ветеивен» после столкновения долго ремонтировалась.Последними подводными лодками, которые действовали в 1942 году в северной Балтике, были вышедшие 27 октября Щ-304 и Л-3. Каждая совершала свой второй за год поход. От Щ-304 капитана 3 ранга Я.П. Афанасьева ни одного донесения не поступило. Ее считали погибшей при форсировании Гогландской позиции, однако иностранные источники позволяют предположить, что она действовала на подходах к Ботническому заливу вплоть до первых чисел декабря. Так, 13 ноября финский минзаг в этом районе трижды уклонялся от одиночных торпед подводной лодки. Четвертая прошла под килем корабля, но на его счастье не взорвалась. 17 ноября торпедами подводной лодки здесь были повреждены два судна из состава конвоя. Есть сведения, что и в начале декабря в этом районе отмечалось присутствие советской лодки. В 2004 году Щ-304, лежащую на дне, обнаружили и опознали водолазы финских ВМС. Подлодка погибла на мине в северной части заграждения «Насхорн». ПЛ Л-3 капитана 2 ранга П.Д. Грищенко, согласно плану похода, в районе о. Уте выставила минную банку, на которой в начале ноября подорвалось и затонуло транспортное судно «Гинденбург» водоизмещением 7880 брт. 5 ноября она убыла в южные районы Балтики, где на выставленных ею минах было уничтожено еще 4 судна и одна вражеская субмарина.В 1943 году наши лодки из Финского залива в Балтику прорваться не смогли, а в 1944 году в связи с выходом из войны Финляндии задачи для действий в северной Балтике перед ними уже не ставились. Таким образом, 1942 год оказался наиболее трагичным для подводных сил Балтийского флота, в течение которого было потеряно 12 наших подлодок. Кроме трех подводных лодок, погибших в ходе действий сил 1-го и 2-го эшелонов, а также Щ-405 капитана 3 ранга И.В. Грачева, погибшей на переходе из Кронштадта на Лавенсаари, из состава 3-го эшелона погибли еще 8 субмарин. Это: С-7, Щ-302, Щ-304, Щ-305, Щ-306, Щ-308, Щ-311 и Щ-320.
Источники:Емельянов Л. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1981. С 48-67.Морозов М. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 1. Краснознаменный Балтийский флот. М.: Полигон, 2003. С. 3-94.Руссин Ю.1942 г. Северная Балтика. // Морской сборник. 1991. №12. С. 24-28 Чирва Е. Подводная война на Балтике. 1939-1945.М.: Яуза, Эксмо, 2009. С. 18-34, 127-146.
Золотарев В. Козлов И. Три столетия Российского флота. 1941–1945 — СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2005. С.112-119
Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://topwar.ru/97531-deystviya-podvodnyh-sil-baltiyskogo-flota-v-1942-godu.html