1 и 2 государственные думы

Деятельность Первой и Второй Государственной думы 1 января 1906 — 1 января 1907

СОЗЫВ ПЕРВОЙ ДУМЫ

Учреждение Первой Государственной Думы было прямым следствием Революции 1905–1907. Николай II под давлением либерального крыла правительства преимущественно в лице премьер-министра С.Ю.

Витте решил не накалять обстановку в России, дав подданным понять в августе 1905 о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти.

Об этом прямо сказано в манифесте 6 августа: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов». Манифест 17 октября 1905 существенно расширил полномочия Думы, третий пункт Манифеста превращал Думу из законосовещательного органа в законодательный, она становилась нижней палатой российского парламента, откуда законопроекты поступали в верхнюю палату – Государственный Совет. Одновременно с манифестом 17 октября 1905, содержавшим обещания привлечь к участию в законодательной Государственной думе «по мере возможности» те слои населения, которые были лишены избирательных прав, 19 октября 1905 был утвержден указ О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений. В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления». Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, «никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров». Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Сохранялись «всеподданнейшие» доклады министров царю. Совет министров собирался 2–3 раза в неделю; председатель Совета министров назначался царем и был ответствен только перед ним. Первым председателем реформированного Совета министров стал С. Ю.Витте (до 22 апреля 1906). С апреля по июль 1906 Совет министров возглавлял И.Л.Горемыкин, который не пользовался ни авторитетом, ни доверием среди министров. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П.А.Столыпин (до сентября 1911).

Обратите внимание

I Государственная дума действовала в период с 27 апреля по 9 июля 1906. Ее открытие состоялось в Петербурге 27 апреля 1906 в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца. После обследования многих зданий Государственную Думу было решено разместить в построенном Екатериной Великой для своего фаворита светлейшего князя Григория Потемкина Таврическом дворце.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50.

В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. В выборах не принимали участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Выборы были многоступенчатыми выборщиков, – депутатов избирали выборщики от избирателей – двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными.

Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской – на 4 тысячи, в крестьянской – на 30, в рабочей – на 90 тысяч. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. 23 апреля 1906 Николай II утвердил Свод основных государственных законов, который Дума могла изменить только по инициативе самого царя.

Согласно Своду все принимаемые Думой законы подлежали утверждению царем, вся исполнительная власть в стране также по-прежнему подчинялась царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение.

Более того, в Свод основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени.

Выборы в I Государственную Думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906. Большинство левых партий бойкотировали выборы – РСДРП (большевики), национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров (эсеры), Всероссийский крестьянский союз.

Меньшевики заняли противоречивую позицию, заявив о готовности участвовать лишь на начальных стадиях выборов. Только правое крыло меньшевиков во главе с Г.В.Плехановым стояло за участие в выборах депутатов и в работе Думы. Социал-демократическая фракция образовалась в Государственной Думе только 14 июня, после приезда 17 депутатов с Кавказа.

Важно

В противовес революционной социал-демократической фракции, все, кто занимал правые места в парламенте (их называли «правыми»), объединились в особую парламентскую партию – Партию Мирного Обновления. Вместе с «группой прогрессистов» их было 37 человек.

Продуманно и умело провели свою предвыборную кампанию конституционные демократы КДП («кадеты»), сумевшие обязательствами навести порядок в работе правительства, провести радикальную крестьянскую и рабочую реформы, ввести законодательным путем весь комплекс гражданских прав и политических свобод привлечь на свою сторону большинство демократических избирателей. Тактика кадетов принесла им победу на выборах: они получили 161 место в Думе или 1/3 от общего числа депутатов. В отдельные моменты численность фракции кадетов доходила до 179 депутатов.

Энциклопедия «Кругосвет»

http://krugosvet.ru/enc/istoriya/GOSUDARSTVENNAYA_DUMA_ROSSISKO_IMPERII.html

ВЫБОРГСКОЕ ВОЗЗВАНИЕ

Роспуск Государственной Думы, о котором было объявлено утром 9 июля 1906 г., стал для депутатов сюрпризом: депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на запертые двери. Рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы I Думы, так как она, призванная «вносить спокойствие» в общество, лишь «разжигает смуту».

Около 200 депутатов, основную массу которых составляли трудовики и кадеты, незамедлительно выехали в Выборг с единственной целью: обсудить текст воззвания к народу «Народу от народных представителей».

Уже вечером 11 июля текст отпечатанного воззвания сами депутаты начали распространять, возвращаясь в Петербург.

Воззвание призывало к гражданскому неповиновению в ответ на роспуск Думы (неуплата налогов, отказ от воинской повинности).

Реакция в стране на Выборгское воззвание была спокойной, лишь в некоторых случаях были попытки арестовать депутатов, распространявших воззвание. Народ, вопреки ожиданиям депутатов, практически не откликнулся на эту акцию, хотя в массовом сознании к этому моменту укрепилось мнение, что Дума все-таки нужна.

Первая Дума прекратила свое существование, но распрощаться навсегда с Государственной Думой царь и правительство уже не могли. В Манифесте о роспуске I Думы говорилось, что закон об учреждении Государственной Думы «сохранен без изменений». На этом основании началась подготовка к новой кампании по выборам во II Государственную Думу.

Проект «Хронос»

http://www.hrono.ru/dokum/190_dok/19060710vyb.php

ВЫБОРЫ ВО ВТОРОЙ СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Совет

Избирательная кампания во вторую Думу началась рано, еще в конце ноября. На этот раз в ней участвовали и крайние левые. Боролось, в общем, четыре течения: правые, стоящие за возвращение к неограниченному самодержавию; октябристы, принявшие программу Столыпина; к.-д. и «левый блок», объединивший с.-д., с.-р. и другие социалистические группы.

Устраивалось много предвыборных собраний; на них шли «диспуты» между к.-д. и социалистами или между к.-д. и октябристами. Правые держались в стороне, устраивая собрания только для своих.

Правительство Витте в свое время совершенно пассивно отнеслось к выборам в 1-ю Думу; со стороны кабинета Столыпина были сделаны некоторые попытки воздействовать на выборы во 2-ю. При помощи сенатских разъяснений был несколько сокращен состав избирателей в городах и на съездах землевладельцев.

Партиям левее октябристов было отказано в легализации, и только легализованным партиям было разрешено раздавать печатные избирательные бюллетени. Эта мера никакого значения не получила: и у к.-д.

, и у левых оказалось достаточно добровольных помощников, чтобы заполнить от руки требуемое количество бюллетеней.

Но избирательная кампания носила новый характер: при выборах в Первую Думу никто не защищал правительство; теперь же борьба шла внутри общества. Самый этот факт был уже существеннее, чем то, кто получит большинство на выборах. Некоторые слои населения — более состоятельные слои — почти целиком повернулись против революции.

Избрание выборщиков происходило в январе. В обеих столицах к.-д. сохранили свои позиции, хотя и сильно растаявшим большинством. Они победили и в большинстве крупных городов. Только в Киеве и Кишиневе на этот раз одержали верх правые (избраны были епископ Платон и П. Крушеван), а в Казани и Самаре – октябристы.

Гораздо более пестрыми были результаты по губерниям. Там сыграла свою роль аграрная демагогия, и крестьяне выбирали в Думу тех, кто более резко и решительно обещал им землю.

С другой стороны, среди землевладельцев проявилось то же резкое поправение, как на земских выборах, и в Западном крае Союз русского народа имел успех среди крестьян. Поэтому одни губернии посылали в Думу с.-д., с.-р. и трудовиков, а другие — умеренных и правых.

Обратите внимание

Бессарабская, Волынская, Тульская, Полтавская губернии дали наиболее правый результат; поволжские губернии — наиболее левый. К.-д. потеряли почти половину своих мест, а октябристы усилились очень мало. Вторая Дума была Думой крайностей; в ней громче всего звучали голоса социалистов и крайних правых.

128 Но за левыми депутатами уже не чувствовалось революционной волны: выбранные крестьянами «на всякий случай» — авось правда «исхлопочут» землю — они не имели реальной поддержки в стране и сами удивлялись своей многочисленности: 216 социалистов на 500 человек!

Насколько торжественным было открытие 1-й Думы, настолько буднично прошло 20 февраля 1907 г. открытие 2-й. Правительство заранее знало, что в случае неработоспособности этой Думы она будет распущена, и избирательный закон будет на этот раз изменен. А население мало интересовалось новой Думой.

По своему личному составу 2-я Дума была беднее первой: больше полуграмотных крестьян, больше полуинтеллигенции; гр. В. А. Бобринский назвал ее «Думой народного невежества» .

С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II

http://www.empire-history.ru/empires-210-74.html

РОСПУСК ВТОРОЙ ДУМЫ

Вопрос о возможности досрочного роспуска Второй Думы обсуждался еще до ее созыва (за это выступал бывший премьер Горемыкин еще в июле 1906 года). Пришедший на смену Горемыкину П.А.Столыпин все-таки надеялся наладить сотрудничество и конструктивную работу с народным представительством. Николай II был менее оптимистичен, заявляя, что «не видит практических результатов от думской работы».

В марте активизировались правые, которые слали в адрес правительства и царя послания с «настойчивыми» просьбами и даже требованиями о немедленном роспуске Думы и изменении избирательного закона. Чтобы не допустить роспуска Думы видные депутаты от кадетской партии вели переговоры с правительством, но власть, тем не менее, все увереннее склонялась к роспуску Думы, т.к.

«большинство Думы желает разрушения, а не укрепления государства». С точки зрения правящих кругов ни для стабилизации положения, ни для новых осторожных преобразований не годилась Дума, в которой заседало, по словам одного помещика, «500 Пугачевых».

Располагая через полицейскую агентуру данными о революционной агитации социал-демократов в армии и о причастности к этой работе некоторых депутатов Думы — членов РСДРП, П.А.Столыпин решил представить это дело как заговор с целью насильственного изменения существующего государственного строя.

Читайте также:  Культура ордынской руси

1 июня 1907 года он потребовал отстранить от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократических депутатов и немедленного лишения 16 из них депутатской неприкосновенности в виду привлечения к суду. Это была откровенная провокация, поскольку никакого заговора в действительности не было. Кадеты настояли на передаче этого вопроса в специальную комиссию, дав ей на расследование дела 24 часа.

Важно

Позже и председатель II Думы Ф.А.Головин, и видный кадет Н.В.Тесленко признали, что комиссия пришла к твердому убеждению, что в действительности речь шла не о заговоре социал-демократов против государства, а о заговоре петербургского охранного отделения против Думы. Однако комиссия попросила продлить срок ее работы до понедельника 4 июня.

Социал-демократы от имени всех левых фракций предложили прекратить прения о местном суде, которые шли в то время на пленарном заседании Думы, отвергнуть бюджет, столыпинские аграрные законы и немедленно перейти к вопросу о готовящемся государственном перевороте, чтобы предотвратить молчаливый роспуск Думы.

Однако это предложение было отклонено, причем решающую роль здесь сыграла «законопослушная» позиция кадетов, настоявших на продолжении прений о местном суде.

В итоге Дума отдала инициативу в руки П.А.Столыпина, на которого в свою очередь давил царь, требовавший ускорить роспуск непокорных депутатов. В воскресенье, 3 июня, II Государственная Дума указом царя была распущена.

Одновременно, вопреки ст.86 Основных законов, было опубликовано новое положение о выборах в Государственную Думу, заметно менявшее социально-политическую структуру российского парламента в пользу правых сил. Таким образом, правительство и император совершили государственный переворот, названный «третьеиюньским», который знаменовал собой конец революции 1905-1907 годов и наступление реакции.

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/dieiatielnost-piervoi-i-vtoroi-gosudarstviennoi-dumy

Парламентаризм в России (кратко)

Расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье») и последовавшие вслед за этим революционные события привели к осознанию в высших эшелонах власти необходимости проведения реформ государственного строя России.

Первой реакцией правительства стал изданный царем рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булганина, в котором говорилось о намерениях предварительной разработки изменений законодательства и привлечения к этой работе народных представителей.

6 августа были обнародованы «Учреждение Государственной думы» и «Положение о выборах в Государственную думу». Однако в 1905 г. Дума не была созвана в связи с революционными событиями. 11 декабря 1905 г. был обнародован указ о расширении избирательных прав граждан.

Совет

В феврале 1906 г. избран Государственный совет. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату парламента и уравнивался с Думой в законодательных правах. Выборы в Думу состоялись в феврале-марте 1906 г.

27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце в присутствии императора начала свою работу 1-я Государственная дума России. Председателем был избран представитель кадетов, профессор гражданского права С.А. Муромцев.

Из 448 депутатских мест в Думе 153 принадлежало кадетам, 105 — беспартийным делегатам, 107 — трудовикам.

Октябристы с 13 депутатами стали самой крайне правой партией в Думе, так как черносотенцы не получили ни одного голоса.

1-я Государственная дума просуществовала лишь одну сессию — 72 дня. В различных комиссиях Думы обсуждались многочисленные проекты: об отмене смертной казни, неприкосновенности личности и др. Основным вопросом стал аграрный.

Кадеты выдвинули проект принудительного отчуждения части помещичьих земель в пользу крестьянства (проект 42 кадетов).

Проект 104 депутатов-трудовиков требовал отчуждения всех частных земель и введения уравнительного землепользования.

Некоторые депутаты требовали уничтожения частной собственности на землю и превращения ее в общенародное достояние. 4 июня Дума постановила обратиться к гражданам с разъяснением по аграрному вопросу. Однако правительство заявило о неприкосновенности частных земель.

8 июля Николай 2-й распустил Думу, обвинив ее в разжигании смуты в стране.

Обратите внимание

Выборы во 2-ю Государственную думу проходили в начале 1907 г. без участия рабочих и мелких землевладельцев. Она начала работу 20 февраля 1907 г. под председательством кадета Ф.А. Головина. Из 518 депутатов наибольшее количество мандатов (104) получили трудовики, кадеты — 98, социалисты — 65, эсеры — 37 мест.

С первого заседания был поставлен вопрос о долговременности работы и взаимоотношениях с правительством. Необходимо было построить тактику работы таким образом, чтобы не быть разогнанными правительством подобно 1-й Думе. Кадеты, войдя в единый блок с трудовиками и национальными группами, создали большинство. Они сняли вопросы об амнистии, отмене смертной казни и др.

Основным оставался аграрный вопрос, обсуждались положения столыпинской реформы. Правые и октябристы поддерживали реформу. Кадеты выступали за ее смягченный вариант, сведя к минимуму количество отчуждаемых у помещиков земель. Левое крыло Думы отказалось утверждать ее проект. 24 марта 1907 г. аграрная комиссия Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян.

Таким образом, 2-я Дума оказалась еще левее, чем 1-я. Правительство, неудовлетворенное ходом ее работы, стало искать причины для разгона Думы. По сфабрикованному обвинению в ночь на 3 июня 1907 г. арестовали членов социал-демократической фракции, а днем был опубликован указ о роспуске 2-й Думы.

Правительство обвинило Думу в неэффективности работы, затягивании рассмотрения и принятия законов, причастности некоторых ее депутатов к подготовке государственного переворота.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/1-i-2-gosudarstvennye-dumy-rossii/

Внеклассный урок — Первая и Вторая Государственные думы (1906, 1907)

В декабре 1905 года издан указ о выборах в Государственную думу. Все население страны делилось на четыре избирательные группы: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими и равными.

В них не имели права участвовать женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, рабочие мелких предприятий, некоторые нацменьшинства. Один голос помещика приравнивался к трем голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

Члены Думы избирались на 5 лет.

Царь не хотел, чтобы Государственная дума как законодательный орган занимала исключительное положение. Поэтому он наделил законодательными функциями и Государственный совет, который был под его контролем.

В апреле 1906 года император принял новую редакцию Основных законов Российской империи. Законодательная власть распределялась между царем, Государственным советом и Государственной думой. Сохранялась вся полнота власти царя, который управлял страной через правительство, ответственное только перед ним. Под исключительным управлением самодержца оставались внешняя политика, армия и флот.

I Государственная дума.

27 апреля 1906 года начала работу I Государственная дума. Ее председателем стал профессор Московского университета кадет С.А.Муромцев. Положение о выборах разрабатывалось царским правительством так, чтобы в Думе преобладали крестьяне.

Царь рассчитывал на консерватизм крестьян, который мог стать надежным противовесом либерализму кадетов. Но эта хитрость обернулась против самого царя.

Важно

Аграрники действительно были равнодушны к политическим свободам и другим абстрактным понятиям, но они пришли в Думу с твердым намерением провести передел земли. Эта задача в итоге стала главной в работе Думы.

Фракция трудовиков разработала радикальный законопроект, согласно которому упразднялась частная собственность на землю, вся земля, ее недра и воды объявлялись общей собственностью всего населения страны. Царь не мог допустить принятия такого закона, который подрывал устои самодержавия.

9 июля 1906 император распустил Первую Государственную думу.

II Государственная дума.

20 февраля 1907 года открылась Вторая Государственная дума. Ее председателем вновь был избран кадет – Ф.А.Головин.
И вновь центральное место в работе Думы занял аграрный вопрос.

Левые партии потребовали, чтобы вся помещичья земля в полном объеме и без всякой платы была конфискована и превращена в общенародную собственность. Дума была обречена. Но власти не хотели связывать ее роспуск с аграрным вопросом. Социал-демократические депутаты были обвинены в заговоре.

И в связи с этим 3 июня 1907 года Вторая Государственная дума была распущена.

Источник: http://raal100.narod.ru/index/0-417

Государственные Думы в России (1906 – 1917 гг.)

Конспект по истории России

В апреле 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории страны собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы — 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18.

Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами.

Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду.

Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель.

В мае 1906 г.

глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство.

Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) — открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным.

Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики.

Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) — 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. — изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок.

Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши.

Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек).

За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы:

1) рабочий: было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

Совет

2) национальный вопрос: о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

Читайте также:  Карта: районы, отведённые иваном грозным под опричнину

3) аграрный вопрос: связан со столыпинской реформой.

Вывод: третьеиюньская система — второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы: многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

IV Государственная Дума (1912-1917 гг.) — председатель Родзянко. Дума распущена временным правительством связи с началом выборов в Учредительное собрание.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria57.html

Российская Государственная Дума: история

Центральный элемент Большого Государственного Герба Российской империи

В историческом зале Таврического дворца более 100 лет тому назад начала свою работу I Государственная Дума Российской империи. Это событие вызвало различные отклики и реакцию в России того времени – от восторженно-оптимистических до тревожно-пессимистических.
Манифест 17 октября 1905 года провозглашал о созыве Государственной Думы.

Задачей её было возбуждение дел об отмене, изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных. В отличие от многих стран мира, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение было созвано лишь в 1906 году.

Оно получило название — Государственная Дума и просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Всего было четыре созыва Государственной Думы.

Император Николай II выступает с Манифестом о создании Государственной Думы

Одни считали, что образование Государственной Думы – это начало вступления России в общеевропейскую жизнь. Другие были уверены, что это конец российской государственности, основанной на принципе самодержавия.

В целом же выборы в Государственную Думу и сам факт начала ее работы вызвали в российском обществе начала XX в. новые ожидания и надежды на позитивные перемены в стране.

Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург

Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург

Только что пережившая революцию 1905 г., страна ожидала глубокого реформирования всей государственной системы Российской империи.

Хотя в России долгое время не было парламента и принципа разделения властей, но это отнюдь не значит, что представительных учреждений не было – они были в виде Вече в Древней Руси, городских дум и земств в последующие эпохи. Но все они были законосовещательными  по отношению к верховной власти, теперь же ни один закон не мог быть принят, если он не одобрен Государственной Думой.

Обратите внимание

Во всех четырех созывах Государственной Думы преобладающее положение среди депутатов занимали представители трех социальных слоев — поместного дворянства, городской интеллигенции и крестьянства.

Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были не подотчётны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Первая Государственная Дума

Выборы в Первую Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 г., когда революционная ситуация в стране уже начинала поддаваться контролю со стороны властей, хотя в некоторых окраинных районах продолжала сохраняться нестабильность, и там не удалось провести выборы.

в Первую Думу было избрано 478 депутатов: кадетов – 176, октябристов – 16, беспартийных – 105, крестьян-трудовиков – 97, социал-демократов (меньшевиков) – 18, а остальные входили в состав регионально-национальных партий и объединений, в значительной части примыкавших к либеральному крылу.

Выборы не были всеобщими, равными и прямыми: исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств; — один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи; — избирателей, в крестьянской — на 30 тысяч, в рабочей — на 90 тысяч;

— для рабочих и крестьян устанавливалась трех- и четырех степенная система выборов.

Перед созывом I Государственной думы Николаем II был утверждён свод «Основных государственных законов».

Статьи свода подтверждали священность и неприкосновенность особы царя, устанавливали, что он осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой, верховное руководство внешними отношениями, армией, флотом, финансами и так далее.

В одной из статей закреплялась власть Государственной думы и Государственного совета: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной Думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора».

Открытие Думы стало крупным общественным событием; его подробно описывали все газеты.

Председателем был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Московского университета. Товарищами председателя стали князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем — князь Д. И. Шаховской (кадет).

С.А. Муромцев, Председатель Первой Государственной Думы

Важно

Главным вопросом в работе I Государственной Думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.

За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта — об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством.

6  июля 1906 г. вместо непопулярного И. Л. Горемыкина председателем Совета министров был назначен решительный П. А. Столыпин (сохранивший к тому же пост министра внутренних дел). Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки «незаконности», 8 июля распустило Думу. Первая Дума просуществовала всего 72 дня.

Вторая Государственная Дума

Выборы во Вторую Государственную Думу проходили в начале 1907 г., и первая сессия ее открылась 20 февраля 1907 г. В общей сложности было избрано 518 депутатов: кадетов – 98, трудовиков – 104, социал-демократов – 68, эсеров – 37, беспартийных – 50, октябристов – 44.

Председателем думы был избран один из лидеров кадетов Федор Александрович Головин.

Ф.А. Головин, Председатель Второй Государственной Думы

Аграрный вопрос опять оказался в центре внимания, но теперь уже существовала правительственная программа переустройства землевладения и землепользования, ставшая объектом ожесточенных нападок.

Правые депутаты и октябристы поддержали указ 9 ноября 1906 года о начале Столыпинской аграрной реформы. Кадеты пытались найти компромисс по земельному вопросу с трудовиками и автономистами, сведя к минимуму требования по принудительному отчуждению помещичьих земель.

Трудовики отстаивали радикальную программу отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Эсеры внесли проект социализации земли, социал-демократическая фракция — проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли.

Большинство заседаний Второй Государственной Думы, как и ее предшественницы, было посвящено процедурным вопросам. Это стало формой борьбы за расширение компетенции депутатов думы.

Правительство, ответственное только перед царем, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела признать узкие рамки своих полномочий. Такое положение дел стало одной из причин роспуска Государственной Думы.

Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с «военной организацией РСДРП», которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года.

Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах.

Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что «никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думой».

Третья Государственная Дума

В III Государственную Думу было выбрано правых — 51, октябристов — 136, прогрессистов — 28, кадетов — 53, националистов — 90, трудовиков – 13, социал-демократов — 19. Председателями Государственной думы третьего созыва становились: Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко.

Н.А. Хомяков, Председатель Третьей Государственной Думы

Как и следовало ожидать, в составе III Государственной Думы сложилось большинство правых и октябристов. Она продолжала свою работу с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 год и провела за этот срок 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой думой.

Основное место в по-прежнему занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы Столыпина, рабочий и национальный. Думой было утверждено 2197 законопроектов, большинство которых касалось смет различных ведомств и управлений, ежегодно в государственной думе утверждался государственный бюджет.

В 1909 году правительство, ещё раз нарушив основной закон, изъяло из ведения Думы военное законодательство.

Совет

За пять лет существования Третья Государственная дума приняла ряд важных законопроектов в области народного просвещения, укрепления армии, местного самоуправления. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.

А.И. Гучков, Председатель Третьей Государственной Думы

Четвертая Государственная Дума

В июне 1912 года полномочия депутатов III Государственной Думы истекли, а осенью состоялись выборы в IV Государственную думу. Дума IV созыва начала свою работу 15 ноября 1912 года и продолжала её до 25 февраля 1917.

Председателем всё это время был октябрист М.В. Родзянко. Состав Государственной Думы IV созыва: правые и националисты — 157 мест, октябристы — 98, прогрессисты — 48, кадеты – 59, трудовики — 10 и социал-демократы — 14.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе.  К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года.

Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.

М.В. Родзянко, Председатель Четвертой Государственной Думы

Новая Государственная Дума возобновила свою работу только в 1993 г.

Подведем итоги

За время существования Государственной Думы были приняты прогрессивные по тем временам законы об образовании, об охране труда на производстве; благодаря последовательной линии думцев выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота, серьезно пострадавших во время русско-японской войны.

Но дореволюционные Думы так и не смогли решить многие насущные вопросы своего времени, в частности, земельный вопрос.

В России это было первое представительное учреждение парламентского типа.

Источник: https://www.rosimperija.info/post/120

Презентация на тему «1 и 2 Государственные Думы»

  • Скачать презентацию (0.72 Мб)
  • 125 загрузок
  • 3.1 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация «I и II Государственные Думы» описывает события 1-го десятилетия XX в., когда сбыли избраны сначала I, затем и II Государственные Думы России. Дано понимание нового политического устройства страны, основ избирательного права и описан ход работа обеих Государственных Дум.

Краткое содержание

  • Назначение Государственной Думы законодательным органом;
  • I Государственная Дума и ее состав;
  • Работа I Государственной Думы;
  • II Государственная Дума.
  • Формат pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов 13
  • Аудитория 9 класс 10 класс 11 класс
  • Слова
  • Конспект Отсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем

  • Слайд 1 6 августа 1905 года Манифестом Николая II была учреждена Государственная дума как „особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов“.Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина, срок созыва был установлен — не позднее половины января 1906 года.
  • Слайд 2 В ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: была закреплена норма «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора».Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.Ни один закон в России не имеет силы в нарушение данной схемы.Если схема нарушена – это квалифицируется как государственный переворот.
  • Слайд 3 Из 448 депутатов Госдумы I созыва кадетов было 153, автономистов (члены Польскогоколо, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп) — 63, октябристов — 13, трудовиков — 97, 105 беспартийных и 7 прочих.Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (после приема у Николая II в Зимнем). Председателем был избран кадет С.А. Муромцев. Товарищами председателя — князь П.Д. Долгоруков и Н.А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем — князь Д.И. Шаховской (кадет).
  • Слайд 4
    • Муромцев С.А. Председатель 1-й Государственной Думы,
    • П.Д. Долгоруков,
    • Н.А. Гредескул,
    • Д.И. Шаховский, секретарь Думы.

    Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.
    фото. Торжественное открытие заседания Думы

  • Слайд 5

    Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года, по которому 49% всех выборщиков принадлежала крестьянам. Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906.

    Выборы Депутатов Думы происходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырем куриям — землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей.Для первых двух выборы были двухстепенные, для третьей — трехстепенные, для четвертой — четырехстепенные.

    РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот.

    • по землевладельческой курии — быть владельцем от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, иметь недвижимую собственность стоимостью не менее 15 тыс. рублей.
    • по городской курии — быть владельцем городской недвижимости и торгово-промышленных заведений, квартиросъемщиком или служащим.
    • по крестьянской курии — иметь домовладение;
    • по рабочей курии — быть рабочим предприятия с не менее 50 рабочими мужского пола.
  • Слайд 6
    • батраки,
    • поденщики,
    • женщины
    • солдаты, матросы,
    • ремесленники,
    • бродячие инородцы,
    • состоящие под опекой,
    • лица моложе 25 лет,
    • иностранцы.
  • Слайд 7

    Полномочия Государственной думы и определение её места в системе органов власти разработал на основе:

    • Манифеста «Об учреждении Государственной думы»,
    • «Положением о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905,
    • «Сводом основных государственных законов» от 23 апреля 1906,
    • Законом от 20 февраля 1906 года, регулирующим порядок работы Думы.
  • Слайд 9

    Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу:

    • от кадетов (42 подписи)
    • от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи).

    Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства.Кадеты хотели включить в фонд: казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель.Выступали за сохранение образцовых помещичьих хозяйств и отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду.Трудовики требовали для обеспечения крестьян

    отвести им участки по трудовой норме за счет:

    • казенных,
    • удельных,
    • монастырских
    • частновладельческих земель, превышающих трудовую норму,
    • введение уравнительно-трудового землепользования,
    • объявления политической амнистии,
    • ликвидации Государственного совета,
    • расширения законодательных прав Думы.
  • Слайд 10

    13 мая появилась правительственная декларация, которая:

    • Объявляла недопустимым принудительное отчуждение земли.
    • Отказывала депутатам в требовании даровать политическую амнистию и расширить прерогативы Думы и ввести принцип ответственности перед ней министров.

    Развитие событий:

    • Решение о недоверии правительству и его замене.
    • Немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России.
    • Эсеры выдвинули «проект 33».
    • 8 июля 1906 Царское правительство под предлогом, что Дума не только не успокаивает народ, но еще более разжигает смуту, распустило ее.
  • Слайд 11

    Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населенно.Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновение закону и законным властям.Но пусть помнят Наши подданные, что только при полном порядке и спокойствии возможно прочное улучшение народного быта. Да будет же ведомо, что Мы не допустим никакого своеволия или беззакония и всею силою государственной мощи приведем ослушников закона к подчинению Нашей Царской воле. Призываем всех благомыслящих русских людей объединиться для поддержания законной власти и восстановления мира в Нашем дорогом Отечестве.В манифесте также было объявлено о проведении новых выборов по тем же правилам, что и в I Государственную думу.

    6 (19) июля 1906 вместо непопулярного И. Л. Горемыкина председателем Совета министров был назначен решительный П.А. Столыпин (сохранивший к тому же пост министра внутренних дел). 8 июля последовал указ о роспуске Государственной думы, этот шаг в манифесте от 9 июля объяснялся так:

  • Слайд 12

    Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года (одну сессию).
    По своему составу она была в целом левее первой, так как в выборах участвовали социал-демократы и эсеры. Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г.

    Из 518 депутатов было: социал-демократов — 65, эсеров — 37, народных социалистов — 16, трудовиков — 104, кадетов — 98 (почти вдвое меньше, чем в первой думе), правых и октябристов — 54, автономистов — 76, беспартийных — 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократических реформ представлена одним депутатом.

  • Слайд 13

    Председателем был избран кадет Ф. А. Головин. Товарищами председателя — Н.Н. Познанский (беспартийный левый) и М.Е. Березин (трудовик). Секретарем — М.В. Челноков (кадет).

    Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу ее крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли.1 июня 1907 премьер-министр Столыпин обвинил 55 депутата в заговоре против царской семьи.

    Дума была распущена указом Николая II от 3 июня (Третьеиюньский переворот).

    фото. Головин Ф.А

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/history/1-i-2-gosudarstvennye-dumy

ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА

Авторы: Д. И. Раскин, В. Е. Чиркин

ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА, 1) в Рос. им­пе­рии в 1906–17 выс­ший за­ко­но­да­тель­ный гос. ор­ган на­ря­ду с ре­фор­ми­рован­ным Го­су­дар­ст­вен­ным со­ве­том; фак­ти­че­ски ниж­няя па­ла­та пар­ла­мен­та. Об­ра­зо­ва­на в со­от­вет­ст­вии с ма­ни­фес­том имп. Николая II от 6(19).8.1905 как за­ко­но­со­ве­щат.

уч­ре­ж­де­ние (по­лу­чи­ла назв. «Бу­лы­гин­ская ду­ма»), в ре­зуль­та­те раз­ви­тия Ре­во­лю­ции 1905–07 Ма­ни­фе­стом 17 ок­тяб­ря 1905 про­воз­гла­ше­на за­ко­но­дат. ор­га­ном. Её пол­но­мо­чия бы­ли окон­ча­тель­но оп­ре­де­ле­ны в Ос­нов­ных го­су­дар­ст­вен­ных за­ко­нах 1906. Г. д. за­се­да­ла в Тав­ри­че­ском двор­це в С.-Пе­тер­бур­ге.

В со­от­вет­ст­вии с из­би­рат.

за­ко­ном от 11(24).12.1905 из­би­рат. пра­ва­ми об­ла­да­ли рос. под­дан­ные муж­ско­го по­ла, дос­тиг­шие 25 лет и со­от­вет­ст­во­вав­шие ря­ду тре­бо­ва­ний. Из чис­ла из­би­ра­те­лей бы­ли ис­клю­че­ны «бро­дя­чие ино­род­цы» (ко­че­вые на­ро­ды), сту­ден­ты, во­ен­но­слу­жа­щие и ли­ца, на­хо­див­шие­ся под су­дом или осу­ж­дён­ные.

Обратите внимание

Вы­бо­ры де­пу­та­тов для раз­ных ка­те­го­рий на­се­ле­ния бы­ли двух-, трёх- и че­ты­рёх­сте­пен­ны­ми; в Ев­роп. Рос­сии про­из­во­ди­лись по 4 ку­ри­ям. В ку­рию зем­ле­вла­дель­цев вхо­ди­ли зе­мель­ные соб­ст­вен­ни­ки и круп­ные до­мо­вла­дель­цы, в гор. курию – ли­ца, пла­тив­шие про­мы­сло­вый на­лог, по­лу­чав­шие со­дер­жа­ние или пен­сию на гос. и об­ществ.

служ­бе или же­лез­ной до­ро­ге (кро­ме низ­ших слу­жа­щих и ра­бо­чих), а так­же квар­ти­ро­на­ни­ма­те­ли и вла­дель­цы ча­ст­ных пред­при­ятий; в ку­рию кре­сть­ян и казаков – до­мо­хо­зяе­ва, в ку­рию рабочих – ра­бо­чие тех пред­при­ятий, на ко­то­рых бы­ло за­ня­то св. 50 чел. Од­но­го вы­бор­щи­ка, ко­то­рый за­тем на гу­берн­ском из­би­рат.

со­б­ра­нии уча­ст­во­вал в вы­бо­рах де­пу­та­тов, из­би­ра­ли 2 тыс. из­би­ра­те­лей зем­ле­вла­дельч. ку­рии, 4 тыс. – го­род­ской, 30 тыс. – кре­сть­ян­ской и ка­зачь­ей, 90 тыс. – ра­бо­чей. Пред­ста­витель­ст­во на­се­ле­ния Цар­ст­ва Поль­ско­го, Си­би­ри, Кав­ка­за и Ср. Азии бы­ло мень­шим, чем на­се­ле­ния Ев­роп.

Рос­сии; вы­бо­ры в этих ре­гио­нах про­из­во­ди­лись по ку­ри­ям, об­ра­зо­ван­ным гл. обр. по ве­ро­ис­по­вед­но-нац. прин­ци­пу с пре­дос­тав­ле­ни­ем пре­иму­ществ пра­во­слав­но­му и рус. на­се­ле­нию.

Пер­во­на­чаль­но Г. д. долж­на бы­ла со­сто­ять из 524 де­пу­та­тов, с 1907 – из 442, с 1910 – из 446. Все де­пу­та­ты име­ли рав­ные пра­ва. По за­ко­ну они не бы­ли от­вет­ст­вен­ны пе­ред из­би­ра­те­ля­ми. Чле­ны Г. д. из­би­ра­лись на 5 лет, од­на­ко им­пе­ра­тор мог дос­роч­но пре­кра­тить пол­но­мо­чия всех де­пу­та­тов (при этом он был обя­зан на­зна­чить срок но­вых вы­бо­ров). Про­дол­жи­тель­ность сес­сий Ду­мы и сро­ки пе­ре­ры­вов ме­ж­ду ни­ми оп­ре­де­лял им­пе­ра­тор. Ра­бо­той Г. д. ру­ко­во­дил пред­се­да­тель, ко­то­рый из­би­рал­ся де­пу­та­та­ми. Чле­ны Г. д. поль­зо­ва­лись (с ря­дом ого­во­рок) им­му­ни­те­том от су­деб­но­го пре­сле­до­ва­ния, по­лу­ча­ли круп­ное жа­ло­ва­нье и пу­те­вое до­воль­ст­вие.

Ду­ма рас­смат­ри­ва­ла: про­ек­ты но­вых за­ко­нов и штат­ные рас­пи­са­ния всех гос. уч­ре­ж­де­ний; гос. рос­пись до­хо­дов и рас­хо­дов вме­сте с фи­нан­со­вы­ми сме­та­ми ве­домств, а так­же про­ек­ты сверх­смет­ных ас­сиг­но­ва­ний из каз­ны (за ис­клю­че­ни­ем смет и рас­хо­дов по Мин-ву имп. дво­ра и уде­лов, ес­ли они не пре­вы­ша­ли сме­ту это­го ми­ни­стер­ст­ва на 1906); от­чё­ты Го­су­дар­ст­вен­но­го кон­тро­ля по ис­пол­не­нию гос. рос­пи­си, часть дел об от­чу­ж­де­нии гос. до­хо­дов или иму­ществ; де­ла о по­строй­ке же­лез­ных до­рог по ини­циа­ти­ве и на сред­ст­ва каз­ны. В слу­чае от­ка­за Г. д. ут­вер­дить бюд­жет ве­дом­ст­ва ми­ни­ст­ры мог­ли про­из­во­дить рас­хо­ды лишь в раз­ме­рах ас­сиг­но­ва­ний пре­ды­ду­ще­го го­да, что в ус­ло­ви­ях по­сто­ян­но­го рос­та до­ход­ной час­ти гос. бюд­же­та су­ще­ст­вен­но ог­ра­ни­чи­ло бы воз­мож­но­сти со­от­вет­ст­вую­щих ве­домств. Ут­вер­ждён­ные Г. д. за­ко­но­про­ек­ты по­сту­па­ли на рас­смот­ре­ние Гос. со­ве­та и в слу­чае одоб­ре­ния пред­став­ля­лись им­пе­ра­то­ру, ко­то­рый мог их от­верг­нуть или при­нять. Ес­ли за­ко­но­про­ект был раз­ра­бо­тан по ини­циа­ти­ве чле­нов Гос. со­ве­та и одоб­рен ими, Г. д. рас­смат­ри­ва­ла его и, в свою оче­редь, в слу­чае одоб­ре­ния пе­ре­да­ва­ла на рас­смот­ре­ние и ут­вер­жде­ние им­пе­ра­то­ру. Из ве­де­ния Г. д. бы­ли изъ­я­ты по­ста­нов­ле­ния по строе­вой, тех­нич. и хо­зяйств. час­ти, а так­же по­ло­же­ния и на­ка­зы уч­ре­ж­де­ни­ям и долж­но­ст­ным ли­цам Во­ен. и Мор. ми­ни­стерств (ес­ли они не ка­са­лись пред­ме­тов об­щих за­ко­нов и не тре­бо­ва­ли но­во­го рас­хо­да из каз­ны или этот рас­ход по­кры­вал­ся за счёт фи­нан­со­вой сме­ты во­ен. или мор. ве­домств). За­ко­но­про­ект мог быть вне­сён в Г. д. ми­ни­ст­ра­ми или, ес­ли за­ко­но­дат. ини­ци­а­ти­ва ис­хо­ди­ла от са­мих де­пу­та­тов, а со­от­вет­ст­вую­щее ве­дом­ст­во от­ка­зы­ва­лось раз­ра­ба­ты­вать за­ко­но­про­ект, – груп­пой де­пу­та­тов Г. д. в ко­ли­че­ст­ве не ме­нее 30 чел. Г. д. бы­ла ли­ше­на пра­ва за­ко­но­дат. ини­циа­ти­вы, на­прав­лен­ной на из­ме­не­ние Ос­нов­ных гос. за­ко­нов. В пе­ре­ры­вах ме­ж­ду за­се­да­ния­ми Ду­мы в слу­ча­ях, не тер­пя­щих от­ла­га­тель­ст­ва, им­пе­ра­тор мог из­дать за­кон сво­им ука­зом (его пра­во не рас­про­ст­ра­ня­лось на Ос­нов­ные гос. за­ко­ны, за­ко­ны о Г. д., Гос. со­ве­те и вы­бо­рах в них); с во­зоб­нов­ле­ни­ем за­се­да­ний Ду­мы та­кой за­кон дол­жен был быть ею ут­вер­ждён, ина­че его дей­ст­вие пре­кра­ща­лось. Ду­ма об­ла­да­ла пра­вом на­прав­лять за­про­сы ми­ни­ст­рам и глав­но­управ­ляю­щим о не­за­кон­ных, с точ­ки зре­ния де­пу­та­тов, дей­ст­ви­ях долж­но­ст­ных лиц. Гла­вы центр. ве­домств бы­ли обя­заны в те­че­ние ме­ся­ца дать разъ­яс­не­ния или со­об­щить о при­чи­нах от­ка­за сде­лать та­ко­вые. Ес­ли 2/3 чле­нов Г. д. при­зна­ва­ли эти разъ­яс­не­ния не­удов­ле­тво­ри­тель­ны­ми, за­прос де­пу­та­тов Ду­мы пред­став­лял­ся на рас­смот­ре­ние им­пе­ра­то­ра.

Источник: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2372888

Ссылка на основную публикацию