Золотая орда и ислам

Золотая Орда и Ислам

При изучении истории Золотой Орды российские школьные учебники, как правило, не видят особой разницы между монголами и современными татарами, а это в свою очередь приводит к такому распространенному, но явно ошибочному мнению о том, что воины хана Батыя представляли собой мусульманскую армию.

Это мнение формируется как бы по умолчанию. Углубленный подход при освещении данной темы в изучении золотоордынского периода российской истории практически отсутствует.

Однако исторические факты показывают нам, что столкновения с завоевателями происходили не по принципу – христиане против мусульман, и даже – не славяне против тюрков. Уже битва на Калке заставляет задуматься о явной ошибочности подобного подхода, поскольку в ней, как известно, войску Субедея противостояла объединенная армия русских и половцев, бывших, как известно, тюрками.

Еще одним историческим фактом, дающим понять о закравшейся ошибке, служит разгром Батыем мусульманской Волжской Булгарии, после чего часть булгар даже находит приют на русской территории.

Обратите внимание

Но кем же в этническом и религиозном плане являлись тогда воины Чингиз-хана? Очевидно, что верхушку армии составляли монголы, хотя в войсках было и немало тюрков. Но были ли они мусульманами? Можно сказать, что если в составе этой армии и были приверженцы Ислама, то они составляли 0,01%, так как подавляющее число воинов являлось обычными язычниками.

Но проходит совсем немного времени, и чингизиды обращаются в Ислам, что, несомненно, является своего рода чудом, так как завоеватели фактически принимают религию покорённых ими народов.

Приблизительно с середины ХIII до середины XV веков исламское вероучение, заметно расширяя свои границы, становится идейной основой для многих племен и народов Восточной Европы и Западной Сибири.

Первым ханом-мусульманином стал брат Батыя хан Берке, который принял Ислам от суфийских проповедников.

Несмотря на это никаких религиозных притеснений в ставшем фактически независимом государстве не последовало. Зато мусульманские племена и народы, вошедшие в новое государство, получили дополнительный импульс для своего дальнейшего развития.

Впрочем, чингизиды практически никогда не вмешивались во внутренний уклад жизни покорённых народов, о чём свидетельствует и история Православия на Руси.

Даже не испытывавший к татарам особых симпатий известный историк Н.

Карамзин, вынужден был признать, что хан Берке «позволил Россиянам …свободно отправлять христианское богослужение, так что митрополит Кирилл в 1261 г. учредил для них особую экзархию под названием Сарской».

При хане Берке завязались и тесные контакты с государством мамлюков в Египте, что, естественно, духовно обогатило народы Золотой Орды. При этом в столице, названной по имени хана Сарай-Берке, а также во многих других городах поощрялось строительство мечетей и медресе.

Важно

Однако вскоре такая политика встретила ожесточенное сопротивление окружавшей хана элиты, которая требовала от него соблюдения Ясы Чингиз-хана. В результате этого распространение Ислама натолкнулось на ощутимые преграды в лице, прежде всего верховных шаманов, которые ещё имели определённый вес в языческих кругах, представители которых и составляли большую часть ордынской элиты

После смерти первого хана-мусульманина на престол вставали язычники, однако многие представители элиты уже были покорены силой духа Ислама, что в итоге помогло хану Узбеку, который не только официально исповедовал Ислам, но и возвёл его в ранг государственной религии.

Новый правитель Золотой Орды, в отличие от своего предка хана Берке, не стал терпеть сопротивление шаманской знати и после их откровенных выступлений разобрался с ними по законам военного времени (тем более, что неугодные ханы частенько умирали при невыясненных обстоятельствах, как, например, хан Берке).

С возведением Ислама в ранг официальной религии начался небывалый расцвет этого мощного и обширного государства. Именно в данное время отмечается буйное строительство новых городов, в которых практически повсеместно возводятся мечети и медресе.

Означает ли это, что подданные государства, не являющиеся мусульманами, притесняются и подвергаются дискриминации? Некоторые историки говорят о крайней нетерпимости хана Узбека, возводя его фактически в ранг этаких «исламских фундаменталистов», однако приводят в пример лишь факт уничтожения шаманской элиты, о причинах чего уже было сказано. Зато при этом игнорируется отношение хана к христианам, и в первую очередь к православным.

Каковым же оно было? «Удивительно, – пишет известный историк Р.Ланда, – но усиление Ислама в Орде сопровождалось укреплением Православия на Руси». Да, для многих это действительно кажется удивительным, но только не для тех, кто знаком с историей распространения Ислама.

Как известно, именно на территории Халифата сохранились многочисленные христианские (и не только) общины, которые постоянно притеснялись официальной Церковью, будь то Римской или Византийской.

Таким образом, толерантное отношение к Православию являлось обычным продолжением истинной исламской политики по отношению к иноверцам.

Совет

И если тот или иной правитель отказывался от такой политики, то это было как раз таки результатом его отхода от норм исламского кодекса законов и правил.

Время правления хана Узбека считается наиболее высшей точкой в истории Золотой Орды, поскольку в это время военные действия настолько приутихли, что многие города, включая и саму столицу, даже не имеют заграждений и укреплений. Естественно, что при таких реалиях на первый ряд выходит наука и торговля.

Как уже отмечалось, повсеместно строятся учебные заведения и библиотеки, которые являлись неотъемлемой частью любого медресе. Помимо религиозных, строились и различные социально-общественные сооружения, начиная от судебных палат и заканчивая больницами.

Несмотря на то, что на уровне массового сознания в России Золотую Орду воспринимают как некое варварское «государство-паразит», очевидно, что это абсолютно не соответствует истине.

Ведь в таких государствах навряд ли можно было ожидать появления всего того, что было описано.

А ещё одним примером, свидетельствующим против такого несправедливого и ангажированного подхода, является расцвет поэзии и литературы, чего никак нельзя ожидать от невежественных варваров.

Что касается торговли, то географическое положение Золотой Орды просто давало в руки все необходимые предпосылки для успешного развития этой жизненно необходимой отрасли.

Известный «великий шелковый путь» пролегал практически через всю территорию государства, что, конечно же, способствовало процветанию супердержавы того времени.

Обратите внимание

Фактически «степное» государство было превращено в «торгово-купеческое», в чем, несомненно, заслуга хана Узбека и его исламской политики.

Помимо связей со странами Средней и Восточной Азии, укрепились и отношения с арабским регионом, и в особенности с мамлюкским Египтом. Как уже отмечалось, впервые такие связи наладил первый хан-мусульманин Берке, при хане Узбеке же отношения вышли на новый уровень, что было связано с ещё одним интересным и примечательным историческим фактом.

Дело в том, что мамлюки находились в очень непростой ситуации, оказавшись в непосредственной близости от других чингизидов. Хан Хулагу, будучи язычником, прошёл по остаткам Халифата огнём и мечом, практически дойдя до Египта. И в этой ситуации хан Узбек оказал своим единоверцам решительную поддержку, отправив свои войска на помощь.

После поражения хана Хулагу армия Золотой Орды разгромила и войско его сына, который наследовал отцовский трон. Естественно, что это способствовало возрождению мусульманских земель, разоренных и опрокинутых языческим нашествием.

К сожалению, достойных преемников у хана не нашлось, в результате чего уже через два десятка лет государство вступает в период внутренних междоусобиц. Но даже в этих условиях Ислам всё равно продолжает стремительно завоевывать всё большее количество племён и народов.

Так, например, по археологическим данным примерно с XIV-XV веков в степях Восточной Европы исчезает языческий курганный обряд погребения, на смену которому приходит обряд мусульманский. Все это лишний раз доказывает могучий потенциал Ислама, как собственно религии, так и образа жизни.

История Золотой Орды, несомненно, ещё ждёт своих объективных исследователей, которые раскрыли бы россиянам многое из того, что остаётся «за кадром».

Муслим Абдулхаков

Источник: http://islam.ru/content/history/30981

Еще золотоордынское

Как известно из сообщений средневековых арабских и персидских историков, в 1312–1313 годах к власти в Золотой Орде пришел молодой и энергичный хан Узбек, который почти сразу после своего воцарения сделал ислам официальной религией своего двора и затем государства.

По разным источникам, хан-предшественник Тохта скончался в августе 1312 года (согласно Кашани), а Узбек воцарился в январе 1313 года. Возможно, что полгода он боролся за престол, в ходе чего и произошла исламизация его двора.

 По сведениям аль-Бирзали, к моменту воцарения Узбек уже был мусульманином, являясь ставленником лидеров мусульманской общины Золотой Орды в лице одного из крупнейших эмиров Кутлуг-Тимура с его братьями, факиха Имамеддина ибн аль-Мескири и др. Придя к власти, хан, по аль-Муфаддалю, «провозгласил исповедание ислама».

Согласно Ибн Дукмаку, Узбек принял ислам только после вступления на престол; затем он «устроил себе соборную мечеть, в которой совершал все [пять] молитв». В момент принятия ислама хан получил новое имя — Султан-Мухаммед.

Согласно различным источникам, хан Узбек принял ислам от суфийских шейхов тариката йасавийа: Зенги-Ата и его учеников. Среди последних называются Сейид-Ата (возможно, это Сейид ибн Абдель-Хамид, упоминаемый у Ибн Батуты), Бадр-ата, Узун Хасан-ата, Баба Туклес.

Все первые годы после воцарения Узбек «твердо и решительно вел политику исламизации, стараясь в этом отношении решить задачу в возможно быстрые сроки.

Через два года после прихода своего к власти Узбек-хан сообщил египетскому султану аль-Мелику ан-Насиру Мухаммеду, что в его государстве осталось очень немного неверных» (Б.Д. Греков, А.Ю. Якубовский).

Важно

Как пишет Натанзи («Аноним Искендера»), в годы правления Узбека Дешт-и-Кипчак «стал страной поклонения [Аллаху] и [там] были основаны благотворительные учреждения и места поклонения».

В итоге уже через несколько лет во всей этой огромной евразийской державе начались грандиозные социальные реформы, закончившиеся исламизацией почти всех тюркских, монгольских и иранских этнических элементов. Впоследствии на их основе образовались ведущие мусульманские этносы России и СНГ — татары, башкиры, кумыки, ногайцы, казахи, узбеки, киргизы, туркмены, азербайджанцы и др.

Таким образом, принятие ислама при хане Узбеке имело глобальные последствия в отличие от прихода ислама в Дербент, Булгар или Хазарию.

Если в доордынскую эпоху ислам на территории нынешней Российской Федерации являлся региональной, локальной религией, то после 1312–1313 годов он превратился в мощнейшую религиозно-идеологическую систему, господствующую на огромных пространствах Золотой Орды: от Добруджи (ныне часть Румынии) на западе до Алтая на востоке и от Казани на севере до Бухары на юге.

В этой связи следует обратить внимание на ряд сюжетов, имеющих отношение к оценке роли Золотой Орды в нашей истории. Во-первых, роль и место на политической арене Волжской Булгарии и Золотой Орды невозможно даже сравнивать.

Если к Волжской Булгарии цивилизованный мир той эпохи — в лице Арабского халифата — относился с известной долей пренебрежительности (халифский двор выступил в 922 году в качестве покровителя булгарского царя, который после принесения присяги халифу получил статус мавля — «клиента»), то к Золотой Орде исламский мир относился как к могущественному лидеру, запредельному по своей силе и богатству. Не случайно султан Египта, самый сильный на тот момент арабский правитель, много лет стремился к заключению брака с принцессой из числа родственниц хана Узбека.

 Во-вторых, при определении этнических корней современных татар нынешняя наука исходит из так называемой тюрко-татарской теории, согласно которой Волжская Булгария являлась одним из основных источников татарского этногенеза, в то время как сам процесс сложения новой нации однозначно происходил в рамках Золотой Орды.

Действительно, наивно пытаться вписать волжских булгар в число предков сибирских или астраханских или крымских татар.

В то же время очевидно, что Золотая Орда в качестве материнского этнокультурного организма объединяет и роднит между собой не только все группы татар, но и целый ряд близкородственных наций из числа вышеперечисленных.

Совет

В-третьих, советская наука не случайно пыталась вытравить из сознания татар золотоордынскую эпоху, путем известных постановлений президиума ЦК КПСС пытаясь возвести историю татарского народа исключительно к Волжской Булгарии. Сюда же следует отнести масштабное очернение истории и богатейшей (как свидетельствуют археологи) культуры Золотой Орды.

Тем самым достигалась цель превратить татар в своеобразных манкуртов, несправедливо лишить их историю этапа могущества, во время которого и были установлены отношения вассалитета между князьями Рюриковичами и всеми правителями-Чингизидами, включая даже позднейших касимовских ханов, полностью подконтрольных Москве, но получавших при этом свою долю дани.

 Так, например, в любых учебниках по истории России ученикам внушается мысль, что Золотая Орда была государством варваров, диких кочевников, умевших разве что грабить мирное население. Реальность, открытая археологами, выглядит прямо противоположно этому мифу.

Одной из характерных черт правления Узбека являлось градостроительство, имевшее место повсеместно: в Поволжье, Крыму (так, мечеть Узбека в Солхате датируется 1314 годом), Хорезме, на Северном Кавказе и т. д. Одним из городов Золотой Орды, который начал активно застраиваться со второй четверти XIV века, стал Мохши (превратившееся ныне в село Наровчат Пензенской области).

Читайте также:  Брюссельский конгресс второго интернационала

Как полагает ряд историков и археологов, именно сюда переселился после воцарения хан Узбек с двором. Такой вывод делается из совокупности письменных источников и археологических данных по Мохши, Укеку и Сараю аль-Джадид.

В «Шаджарат аль-атрак» говорится, что «после восшествия на ханский престол до истечения 8 лет он проводил жизнь со всем своим илем и улусом в странах северного Дешт-и-Кипчака, так как [ему] нравились [вода и воздух] тех стран и обилие охоты [дичи]». Со смертью хана Тохты прекратилась чеканка монет в Укеке, и этот центр вообще пришел в упадок.

Монетный двор был перенесен в Мохши: в 1313 году город стал чеканить серебряные дирхемы. Более половины всех найденных здесь джучидских монет связано с именем Узбека. При этом город поменял свое название с Нуриджана на Мохши, затем к нему добавился эпитет «аль-Махруса» (Мохши Богохранимый), что указывает на особую его значимость в ряду золотоордынских городов.

Мохши в это время значительно увеличился в размерах, застроился кирпичными и белокаменными зданиями. С этого периода наблюдается быстрое возвышение Мохши, который из рядового поселка стремительно превратился в значительный и благоустроенный городской центр одной из северных провинций Золотой Орды — Улуса Мохши…

 В Золотой Орде в качестве официальной религии была установлена та же форма ханафитского мазхаба, которая господствовала в Волжской Булгарии и государствах Средней Азии. Таким образом, ислам не изменил в Сарае своего концептуального и идеологического наполнения.

Обратите внимание

Однако эта религия коренным образом и навсегда изменила свою географию, расширив ее до невообразимых (для булгар или хорезмийцев) пределов. Это и есть основная заслуга хана Узбека: он превратил булгарско-хорезмийский ислам в глобальную религию северной части Евразии.

 В связи с вышеизложенным российская мусульманская общественность должна взять на себя активную подготовку к масштабным мероприятиям в 2012–2013 годах, связанным с 700-летием принятия ислама как государственной религии в Золотой Орде.

В числе предполагаемых шагов должны быть проведение ряда крупных научных конференций, семинаров и симпозиумов с привлечением ведущих научных центров стран СНГ и др.

; массовые религиозные, культурные и общественные мероприятия; активное информационное сопровождение юбилея; привлечение к мероприятиям должностных лиц, политиков и чиновников.

 Это тем более важно, что в эти годы будут отмечаться и другие масштабные мероприятия, посвященные разным крупным юбилеям: 200-летию победы России над Наполеоном в Отечественной войне, одержанной в том числе и благодаря отважным воинам Башкирских, Мишарских и Тептярских полков; 400-летию народного ополчения князя Пожарского и Минина, в котором активное участие принимали служилые татары; 400-летию прихода к власти династии Романовых, которое стало возможным благодаря компромиссу боярской элиты с татарскими мурзами. Мусульманской умме России важно выступить и активным соучастником вышеназванных мероприятий, чтобы в очередной раз громогласно заявить о многонациональном и многорелигиозном характере российской истории и учредить свой собственный юбилей. 700-летие ислама как официальной религии на огромных пространствах, составивших территориальную основу нынешней России, должны стать не менее значимым событием государственной значимости.

Дамир Хайретдинов,

кандидат исторических наук, этнолог

islamrf.ru/news/culture/history/15129/Ну сейчас-то само собой праздник, но вот в начале XIV века простое городское население ЗО явно не было в восторге от ислама)))

Да и статейко в целом идеологическое – опять-с “подлые коммуняки” зажимали “истинно-великолепную” историю татар

Источник: https://taii-liira.livejournal.com/92504.html

Культура золотой орды. ислам

В Золотой Орде была своя культура. Русская культура повлияла на татарскую. В некоторых местностях татары переняли от русских приемы земледелия, их орудия. Русские заимствовали от татар лучшие породы скота, особенно лошадей. Некоторые русские слова вошли в татарский язык.

И в русский язык прочно вошли некоторые татарские слова, как «башмак», «халат», «кувшин» и другие.

Ученые произвели раскопки на месте столиц Золотой Орды – Старого и Нового Сарая.

Дворцы находились в центре города. На окраинах теснились жалкие лачуги бедняков.

Новый Сарай утопал в зелени садов и бахчей.

Важно

Неподалеку от него находилось летнее жилище хана. Оно называлось «Гюлистан», что значит «сад роз».

В Новом Сарае был и водопровод. Из двух больших бассейнов в город текла вода по свинцовым и глиняным трубам. Нашли половинку железного приводного колеса весом в 144 килограмма. Вероятно, оно работало при накачке воды.

В городе жило много ремесленников. Ведь со всех покоренных городов свозили к себе искусных мастеров золотоордынские ханы.

Были большие металлообрабатывающие и гончарные мастерские. На рисунках золотоордынских изразцов видно и влияние Китая. Блестящими расписными изразцами облицовывались стены домов богатой татарской знати.

В столицах Золотой Орды было много писателей и ученых, насильно свезенных туда из стран, покоренных монголами. Была развита в Золотой Орде и письменность.

Культура Золотой Орды больше всего служила ханам и их слугам.

2. Ислам на востоке

Религия принятая в Золотой Орде с XIII в.,- ислам.

Ислам возник на Востоке, в Аравии, в VII в. Его основатель – Магомет, торговец из города Мекки. Последователи ислама называются мусульманами.

Завоеватели-арабы силой оружия утвердили в VIII в. ислам в Средней Азии. От арабов проник он около X в. и на Волгу, в царства болгар и хазар. В XIII в. ислам приняли золотоордынские ханы и распространили его в своих владениях. Примерно в XVI- XVII вв. от турок и персов ислам распространился среди некоторых народов Кавказа.

Слово “ислам” значит – “покорность”.

Над человеком стоит единый бог – Аллах. Магомет – пророк Аллаха. Мусульманские священники – муллы.

Муллы требовали, чтобы каждый мусульманин верил в Аллаха и Магомета, пять раз в день молился, платил налог, 30 дней подряд в году ничего не ел (постился) и совершал бы путешествие в Мекку к гробу Магомета.

Совет

Конечно, человек не может ничего не есть 30 дней подряд. Поэтому мусульмане во время этого поста едят не днем, а ночью (в Коране написано – 30 дней).

Некоторые течения ислама защищали войну. Они требовали, чтобы каждый мусульманин с оружием в руках сражался против людей другой веры,- «неверных», убивал их. Чтобы заставить народ идти на смерть в этих войнах, муллы говорили: «Кто убит на войне – немедленно попадает в рай».

………

Плата за купленную жену называлась калымом.

  • Страшно мне
  • у чужого жить,
  • За тоску мою
  • взят калым,-

пела в песне восточная женщина про свою горькую судьбу. Женщины на востоке не смела открыть свое лицо. Его закрывал плотный кусок ткани – чадра или паранджа. На пять веков закрыл ислам женское лицо на Востоке.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-nashej-strany-do-xx-vek/150-kultura-zolotoj-ordy-islam.html

Принятие Ислама монголами

Как монголы принимали Ислам? Как это всё началось? С чего началось распространение Ислама во всех четырёх улусах (областях) Монгольской империи? Как так получилось, что долгое время боровшиеся с мусульманами люди сами стали мусульманами и борцами за веру?

Государство Чингисхана, после того, как он поникнул этот мир, разделилось на четыре части – улусы. Ислам начал бурно распространятся во всех четырёх улусах империи. Монголы с радостью принимали религию мусульман, и каганы прилагали все усилия для этого.

Таким образом, в течение ста лет практически все племена монголо-татар приняли истинную религию Всевышнего Аллаха. Эту статью мы начнём рассказом о распространении Ислама в Джучиевом улусе, основанном старшим сыном Чингисхана Джучиханом.

Джучиды

Берке-хан (годы правления 1256–1267) был первым из монгольских правителей, принявшим Ислам. С 1256 по 1267 годы Берке был ханом Золотой Орды, в которую входили и территории древней Руси.

Передаётся, что причиной принятия Ислама Берке-ханом стала его встреча с караваном купцов, который шёл из Бухары. Когда он остался наедине с двумя купцами, то расспросил их про убеждения мусульман. Они как можно подробнее рассказали ему об Исламе, да так, что их диалог закончился искренним принятием Ислама Берке-ханом.

Информацией о том, что он поменял веру и принял Ислам, он первым делом поделился со своими младшими братьями, и выразил желание, чтобы и они последовали его примеру. Затем он перед всеми объявил о принятии Ислама.

Союз с Бейбарсом

В дальнейшем Берке-хан заключил союз с Аз-Захиром Бейбарсом, который с 1260 по 1277 годы был мамлюкским султаном в Египте. Начало этим хорошим отношениям дал Бейбарс, который радушно в торжественной обстановке принял небольшой отряд из Золотой Орды численностью двести человек.

Этот отряд, входивший в состав войска Хулагу, который уничтожил Багдад, узнав, что между Хулагу и их улусом возникла вражда, убежал в Египет.

Джучидский отряд, прибывший в Египет, нашёл там самый тёплый приём. Ордынцы были размещены в домах, специально построенных для них в Каире, одарены одеждами, лошадьми и деньгами. Военачальников султан сделал эмирами своих войск, прочих включил в число мамлюков-бахритов. Таким образом, султан Бейбарс смог убедить воинов Джучи принять Ислам.

Обратите внимание

Султан, который находился в состоянии войны с Хулагу, был чрезвычайно заинтересован в сильном союзнике, потенциально способном сковать его войска и не допустить очередное вторжение ильхана Ирана в Шам. Естественно, султан поспешил завязать дипломатические отношения с Берке, чья слава на то время была достаточно велика.

Далее Бейбарс отправил двух человек из числа того джучидского отряда вместе с послами и письмом к Берке-хану. В ноябре 1262 года послы султана Бейбарса добрались до Константинополя и отправили гонца к правителю мамлюков с вестью о том, что посольство благополучно двинулось дальше.

В столице Золотой Орды они встретили тёплый приём. Ставка золотоордынского правителя стояла на берегу реки Итиль. Сам Берке-хан сидел в большом белом шатре из войлока, покрытом шёлковыми тканями. Шатёр вмещал около сотни человек. Вдоль войлочных стен стояли скамьи, на которых сидели 50 или 60 золотоордынских эмиров.

Сам хан восседал на троне, рядом с ним сидела жена. Послание мамлюкского правителя Берке-хан велел зачитать своему визирю, о котором упоминает арабский летописец ал-Мефаддаль. Он даже называет его имя – Шереф ад-Дин ал-Казвини – и отмечает: «Он хорошо говорил по-арабски и по-тюркски».

Письмо Бейбарса было переведено и зачитано Беркехану, который был весьма доволен его содержанием. На этом этапе переговоров султан Бейбарс и Берке-хан нашли общий язык.

Он богато одарил послов, вручил им ответные грамоты и отправил с ними в обратный путь своих посланников. Послы Бейбарса, побывавшие в Золотой Орде, после возвращения в Египет рассказывали о том, что каждый амир в государстве Берке-хана имеет имама и муэдзина, а дети в медресе заучивают наизусть Коран.

Вследствие этих дружественных отношений между Бейбарсом и Берке-ханом намного увеличилось число людей, принявших Ислам, и монголов, прибывавших в Египет из Золотой Орды.

Ответное посольство Берке-хана миновало Александрийский порт в 1263 году и оттуда направилось в Мамлюкский султанат.

Важно

Первое посольство Золотой Орды состояло из тысячи человек. Такую представительную делегацию в Каире встречал весь город. За два столетия, последовавшие после этого, Каир и Сарай обменялись примерно 50 посольствами.

Письмо хана Берке было торжественно зачитано в мамлюкском дворце и встречено с радостью.

Он выражал благодарность Бейбарсу за спасение золотоордынских подданных, а также просил о помощи в борьбе с Хулагу.

«Я и мои четыре брата бились с ним, чтобы восстановить Ислам в прежних пределах, отомстить за смерть имамов, – писал Берке-хан. – Надо преградить дорогу Хулагу. Прошу, направь своё войско к Евфрату».

Войско Берке состояло из 30 000 мусульман. Поэтому для них был установлен порядок совершения пятничной молитвы. Говорят, что во всём войске был такой порядок: каждый всадник должен иметь при себе молитвенный коврик, чтобы при наступлении времени намаза заняться его совершением.

Во всём войске никто не пил вина, и при Берке постоянно находились учёные, факихи, толкователи Корана и хадисов. У него была огромная библиотека с множеством богословских книг.

Большая часть его собраний и бесед происходила с учёными. В его дворце постоянно шли дискуссии относительно науки Шариата. В делах религии он был чрезвычайно твёрд и усерден.

Пока на мусульманском Востоке воины Хулагу разрушали города и грабили мирное население, в Золотой Орде был построен новый город, который позже вырос в средневековый мегаполис и стал второй столицей Золотой Орды.

В истории он известен под названием Сарай-Берке, что означает «Дворец Берке», и сегодня его развалины находятся близ города Волгограда. Сарай-Берке в период своего наивысшего расцвета имел стотысячное население.

Совет

Берке-хан распространил Ислам среди своего народа, стал строить мечети и медресе во всех своих владениях, приблизил к себе учёных и факихов и сдружился с ними.

Читайте также:  Социально-экономическое развитие ссср

Действительно, Берке-хан был первым из золотоордынских правителей, привлекавшим представителей кочевой знати в Ислам. Он заметно расширил связи Золотой Орды с богатыми рынками мусульманского Востока, откуда приезжали ремесленники, купцы, литераторы, учёные и другие представители мусульманской интеллигенции.

Продолжение следует…

Мухаммад Султанов

Источник: http://IslamDag.ru/istoriya/49066

Внедрения мусульманства в Золотой Орде

Ислам на территории Казахстана.

Монгольские завоевания в XIII веке не только полностью изменили по­литическую карту Евразии, но и внесли определенные коррективы в этни­ческую карту расселения кочевых племен Восточной Европы и Централь­ной Азии. Целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынских ханах. Именно в эпоху правления Чингизидов официальной религией в Дешт-и Кыпчаке стал ислам.

Обращение в ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.

В истории внедрения мусульманства в Золотой Орде четко выделяются три этапа: период правления хана Берке, период правления хана Узбека и период правления эмира Едыге  (См.

Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Факсимиле рукописи / Пер. с тюрк., исслед. и  текстовые примеч. В. П. Юдина. Коммент. и указат. М. X. Абусеитовой. Алма-Ата, 1992. Моррис Венден — 95 тезисов о праведности по вере.

)

Важное значение имеют сведения автора сочинения Утемиша-хаджи о времени распространения ислама на терри­тории Золотой Орды. По свидетельству автора «Чингиз-наме», население Дешт-и Кыпчака было обращено в ислам во времена правления Берке-хана (652/1255—664/1266).

«Когда вилайет Дешта подчинился Берке-хану — пишет он, — то большую часть неверных он обратил в ислам…». Берке-хан способствовал возведению мечетей и медресе. Он окружил себя теологами, учеными-богословами. Правда, как отмечает далее автор сочинения, «после него [же] оно (племя — Р. М.

) обратилось опять в племя отступников и стало неверным» (Утемиш-хаджа. Чингиз-наме / Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследования В.П.Юдина. Алма-Ата, 1992. С.99, 107).

Это свидетельствует о прерывистом, дискретном характере процесса исламизации кочевников Дешт-и Кыпчака.

Принятие ислама ханом Берке и его приближенными, представленное мусульманскими авторами как победа «правоверия» в Золотой Орде, хотя и было для своего времени фактом огромной политической значимости, однако не привело к массовому принятию мусульманской религии основным населением государства — потомков Джучи — и заметной исламизации государственной жизни и общественного быта. С принятием ислама в Золотой Орде большое распространение в Дешт-и Кыпчаке получила сравнительно высокая арабская культура. При переходе к новой религии монгольская аристократия, прежде всего интересовалась политическими выгодами, посколь­ку новая религия способствовала усилению господствующих классов и в первую очередь власти самого хана. Особенно агрессивной была политика Берке по отношению к Хулагу, которая завершилась войной. Война между ханами Золотой Орды и Хулагуидами привела к сближению хана Берке с Мамлюкскими султанами в Египте. Союз с Египтом имел для ханов Золотой Орды большое распространения исламской цивилизации. Т. 2, М., 2002. С. 16-24. De Weese, Devin. Islamization and Native Religion in the Horde. — Pennsylvania, 1994).значение: он способствовал установлению культурных и эко­номических связей между обоими государствами   (Абусеитова М. Ислам в Казахстане: история и современность //Казахстан и современный мир. 2003, № 3 (6). С. 163)

Обратите внимание

Государство Золотой Орды (Джучиев Улус), в состав которого входила большая часть нынешнего Казахстана, с самого начала своего образования (1243 год) подвергалось воздействию мусульманской религии и культуры как внутри -мусульманское население булгарских городов Поволжья и Прикамья, а также мусульман Хорезма (Нижняя Аму-Дарья), так и извне изблизкой Бухары и далекого Египта. Это мощное воздействие мусульманского мира привело в конце концов при Узбек-хане (правил в 1313-1341 гг.) к принятию   династией Джучидов (т.е. потомков Джучи, старшего сына Чингиз-хана) ислама в качестве официальной религии государства Золотой Орды.( Абылхожин  Ж.Б. и др.  Страна в сердце Евразии (сюжеты по истории Казахстана). Алматы, 1998. С. 182 – 185).

Как видим, новая волна приобщения кочевников к исламу наблюдается в первой половине XIV в. во времена Узбек-хана (1312-1340).  Царствование Узбек-хана (1313-1341 гг.) стало особым периодом для распространения и укрепления ислама в Золотой Орде. При нем ислам был объявлен официальной религией государства потомков Джучи.

В рассказах, основанных на преданиях, нашла отражение борьба ислама с древними культами кочевников.

В рассказе о принятии ислама Узбек-ханом отмечается, что одно только присутствие рядом с ним мусульманина обрек­ло на неудачу чудотворную силу приближенных ему языческих колдунов.

Для подтверждения чудесной неуязвимости мусульманина одному из язы­ческих, колдунов и святому Баба-Тукласу (Баба-Тукты-Шашты-Азиз — Р. М.) было предложено войти в раскаленную печь (танур).

Неверного колду­на пламя поглотило тотчас, а Баба-Туклас будто бы невредимым вышел из танура. Как увидели все это люди с ханом во главе, так вцепились тут же в подолы шейхов и «стали [все] мусульманами» (Утемиш-хаджа. Чингиз-наме / Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследования В.П.Юдина. Алма-Ата, 1992. С. 105 -107).

Однако как бы ни были велики успехи ислама при Узбек-хане, они не выходили за пределы городской жизни и властной элиты Джучиева Улуса.

Кочевая степь — Дешт-и-Кыпчак — в XIY веке в целом оставалась очень поверхностно затронутой мусульманством, и жители степи в массе своей оставались еще во власти старых шаманистских воззрений, о чем свидетельствует сохранение древних языческих обрядов погребения (Абылхожин  Ж.Б. и др.  Страна в сердце Евразии (сюжеты по истории Казахстана). Алматы, 1998. С. 182 – 185).

Важно

В связи с принятием династией Джучидов мусульманского учения во второй четверти XIV века и в государстве Чагатаидов ислам также был объявлен государственной религией. Таким образом, уже в XIV в. ислам был объяв­лен государственной религией на всем пространстве, завоеванном монгола­ми, — от Южной Руси до границ собственно Монголии и Китая.

Источник: https://kaz-ekzams.ru/istoriya-kazaxstana/uchebniki-po-istorii-kazaxstana/islam-na-territorii-kazaxstana/1893-vnedreniya-musulmanstva-v-zolotoj-orde-2.html

Ислам в Золотой Орде

(Информационное агентство “Исламтат”)

Булгары долго доминировали на нынешней территории татарского народа. Основанное ими государство, Волжская Булгария, основанное в 865г. просуществовало до 1236г. С начала 13 в. началось усиление монгольских племен, имевших сильное войско. В 1206г.

нойоны (вожди) монголов собрались на курултае и провозгласили предводителя войска Темучина Великим ханом (Чингисханом). В начале 13в. монголы прошли через многие страны, такие, как Китай, Хорезм, Бухару, Самарканд, Мерв, Иран, Грузию, Армению и Азербайджан, причинив им немалые разрушения. В 1223г.

, выйдя в степи Восточной Европы, монголы подвергают разгрому войска русских и кипчаков на реке Калке. В 1229г. монголы победили булгар на реке Яик (Урал), но не рискнули подняться до Волги; в 1232г. уже булгары нанесли поражение монголам.

В 1235г. в столице Монголии Каракоруме на курултае принимается решение о завоевании Руси и Булгарии.

Предводителем монгольских войск стал внук Чингисхана Батый хан. 770дет назад, осенью 1236г. 300-тысячное войско монгол победило 50-тысячное булгарское войско в их столице Биляре. С 1237г. монголы вторгаются в Русь, захватывают Рязань, Коломну, Москву, Владимир, Суздаль, Кострому, Ярославль, Углич и др. города. В 1240г. взят Киев.

После этого монголы попытались захватить народы Восточной Европы – венгров, поляков, чехов. Но, ослабленные захватом Руси, они остановились на достигнутом.

На завоеванных землях монголы создали государство «Улус Джучи» – по имени старшего сына Чингисхана. После смерти Джучи принадлежавшие ему земли захватывает сын Джучи Батый хан и в 1242г. создает государство Золотую Орду.

Ее границы протянулись от реки Иртыш на востоке до Днестра и Дуная на западе. На севере Орда включала русские, булгарские, марийские, мордовские, удмуртские земли и доходили на юге до Аральского, Каспийского, Азовского и Черного морей. Столицей Орды был город Сарай, основанный по личному указанию хана Батыя.

Совет

По описанию путешественника Ибн-Баттута, чтобы объехать верхом на лошади город, требовался весь день. Один из больших и красивых городов мира насчитывал 75000 человек. На прежних булгарских землях возникли Булгарские и Джукетауские княжества, вошедшие в состав Золотой Орды. Часть татар переселяется за Каму, где начинается образование Казанского княжества.

До начала 14 века монголы исповедовали традиционную для своих предков религию – язычество. Молельные обряды выражались в поклонении духам умерших предков как идолам; вырезались их фигуры из бронзовых пластин. Золотая Орда расцветала как в торгово-экономическом, так и в политико-идеологическом отношении.

Для дальнейшего расцвета государству было необходимо воспринять сильную религию своих соседей. С этой целью в Орду последовательно приглашаются православные миссионеры из Византии и Руси, католики из Италии, буддийские монахи из Азии.

Взвесив преимущества всех религий, Орда выбирает ислам, поскольку в его составе к тому времени уже находились такие мусульманские центры высокоразвитой культуры, как Булгар, Крым, Кавказ, Хорезм и др.

С 1257г. по 1266г. Золотой Ордой правил Берке хан, именно в этот период его государство принимает ислам. Тогда центром мусульманства был Каир в Египте.

В нем из привезенных с Поволжья тюркских рабов, в первую очередь, из булгар и кипчаков, формируются войска, называвшиеся «мамлюками» (рабами). Однажды мамлюк Бейбарс смог стать султаном в Египте. Именно к нему в 1262г. Берке хан посылает посольство, сообщая о принятии Ордой ислама.

Во время правления хана Узбека – с 1312г. по 1342г. – мусульманская религия укрепляется.

В этот период в Золотой Орде строятся мечети и медресе, государство начинает занимать достойное место в мусульманском мире.

Обратите внимание

Примечательный путешественник и историк того времени Ибн Арабшах писал: «Сарай сделался средоточием науки и родником благодетелей, и в короткое время в нем набралась добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, до всяких людей заслуженных, какой подобная не набиралась ни в многолюдных частях Египта, ни в деревнях его».

С развитием религии в стране начинают развиваться и другие отрасли жизни – математика и астрономия, история и география, медицина и философия. Особенно быстрыми темпами стало развиваться языкознание.

В стране кипчаков и булгар первое время писали уйгурскими буквами, в алфавите которого писали столбиками сверху вниз слева направо.

С распространением же ислама в крае все больше начинает практиковаться арабское письмо. На куполах, воротах, дверях важнейших общественных зданий писали изречения из Корана, отрывки из восточной классической литературы. Арабское письмо наносилось даже на бытовые предметы, вплоть до посуды. Книги писались от руки с помощью тростниковых и птичьих перьев.

Постепенно в Поволжье для письма, в том числе Корана, стали использовать металлические перья.

Еще булгары ввели обычай ставить на могилах каменные надгробные памятники. На них арабским шрифтом писались изречения из Корана, а также имя покойного, время его смерти и пожелания. На надгробных камнях писали вырезанными и выпуклыми буквами.

В Золотой Орде среди тюркских народов большинство составляли булгары и кипчаки. Достаточно скоро кипчакский язык официально становится литературным и государственным языком. С тех пор языки тюркских народов становятся близкими и частот понимаются без перевода.

В Золотой Орде в религиозной сфере ситуация своей политизированностью в определенной степени была схожа с периодом Булгарии. С целью достижения порядка и благополучия в стране в Орде даже в 12-13 века, во время доминирования шаманизма в религиозной сфере, соблюдалась относительная терпимость ислама. В период же правления хана Узбека произошла настоящая исламизация страны.

Важно

При этом в полной мере не было изжито и влияние старых верований, в том числе и в среде высшей аристократии и самих Джучидов.

В столице Золотой Орды г. Сарае мирно уживались ученые-богословы различных масхабов, таких, как маликиты и шафииты, а также разные суфийские общины. Этот религиозный плюрализм при первенстве ислама примечателен в нескольких отношениях.

Во-первых, эта свобода вероисповеданий являлась следствием этнического многообразия. Ведь кроме уже упоминавшихся булгар и кипчаков, в Орде долгое время проживали башкиры, огузы, хорезмийцы, каракалпаки и другие народности. Во-вторых, это многообразие было средством осуществления политического укрепления молодого государства: Золотая Орда стала суверенным государством в 1242г. и уже через 2-3 десятилетия приняла ислам. Поэтому сохранилась преемственность ислама, переданная Волжской Булгарией Золотой Орде. Таким образом, с 10в. по 16в. ислам оставался государственной религией наших предков.

В-третьих, распространение ислама по северной части Евразии не сопровождалось гонениями на православную церковь. Русским князьям даже была предоставлена возможность образовать православную епархию в столице Орды – Сарае в 1263 году. И архиерей этой церкви, – носящей, правда, другое название, – до сегодняшнего дня является вторым по значимости лицом в иерархии Русской православной церкви. И, в-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов саму притягательность ислама как наиболее красивой, чистой и всеобъемлющей религии!

Читайте также:  Первая русская революция

Ринат Хабибуллин

Источник: http://www.islamtat.ru/news/2007-07-11-20

Золотая орда

ЗОЛОТА`Я ОРДА` (Алтын Урда) государство в северо-восточной Евразии (1269–1502 годы). В татарских источниках — Олуг Улус (Великая держава) или Улус Джучи по имени родоначальника династии Джучи, в арабских — Дешт-и-Кипчак, в русских — Орда, Царство татар, в латинских — Тартария.

Золотая Орда образовалась в 1207–1208 годах на основе Джучи Улуса — земель, выделенных Чингизханом сыну Джучи в Прииртышье и Саяно-Алтае. После смерти Джучи (1227 год) решением всемонгольских курултаев (1229 и 1235 годов) правителем улуса был провозглашён хан Бату (сын Джучи).

В ходе монгольских войн к 1243 году в составе Улуса Джучи находились территории Дешт-и-Кипчака, Дешт-и-Хазара, Волжской Булгарии, а также Киевского, Черниговского, Владимиро-Суздальского, Новгородского, Галицко-Волынского княжеств.

К середине XIII века в зависимости от ханов Золотой Орды находились Венгрия, Болгария, Сербия.

Бату разделил Золотую Орду на Ак Орду и Кок Орду, которые были разъединены на левое и правое крыло. Они были поделены на улусы, тумены (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Территория Золотой Орды была связана единой транспортной системой — ямской службой, состоявшей из ямов (станций).

Бату правителем Кок Орды назначил старшего брата Орду-иджена, другие их братья и сыновья (Берке, Ногай, Тука (Тукай)-Тимур, Шибан) и представители аристократии получили внутри этих улусов более мелкие владения (уделы — иль) на правах суйургалов. Во главе улусов стояли улусные эмиры (улусбеки), во главе более мелких уделов — туменбаши, минбаши, йозбаши, унбаши.

Они осуществляли судопроизводство, организовывали сбор налогов, занимались набором войск и командовали ими.

В конце 1250-х годов правители добились определённой независимости от великого кагана Монгольской империи, что выразилось в появлении тамги рода Джучи на монетах хана Берке.

Совет

Хану Менгу-Тимуру удалось добиться полной независимости, свидетельством чего стали чеканка монет с именем хана и курултай ханов улусов Джучи, Чагатая и Угедея в 1269 году, разграничивший их владения и узаконивший распад Монгольской империи.

В конце XIII века в Ак Орде образовались 2 политических центра: в Северном Причерноморье правил беклярибек Ногай, в Поволжье — хан Токта. Противостояние этих центров закончилось на рубеже XIII-XIV веков победой Токты над Ногаем.

Верховная власть в Золотой Орде принадлежала Джучидам: до 1360 года ханами были потомки Бату, затем — Тука-Тимура (с перерывами, вплоть до 1502 года) и Шибанидов на территории Кок Орды и Средней Азии. С 1313 года ханами Золотой Орды могли быть только джучиды-мусульмане.

Формально ханы являлись единовластными монархами, их имя упоминалось в пятничных и праздничных молитвах (хутбе), они скрепляли своей печатью законы. Исполнительным органом власти был диван, состоявший из представителей высшей знати четырёх правящих родов — Ширин, Барын, Аргын, Кипчак. Главой дивана являлся везир — олуг карачибек, он руководил фискальной системой в стране, ведал судопроизводством, внутренними и внешнеполитическими делами, был главнокомандующим войсками страны. На курултае (съезде) решались важнейшие государственные вопросы представителями 70 знатных эмиров.

Высший слой аристократии составляли карачибеки и улусбеки, сыновья и ближайшие родственники хана — огланы, султаны, далее — эмиры и беки; военное сословие (рыцарство) — бахадуры (батыры) и казаки. На местах налоги собирали чиновники — даругабеки.

Основное население состояло из податного сословия — кара халык, платившего государству или феодалу налоги: ясак (главный налог), различные виды поземельных и подоходных сборов, пошлин, а также различные повинности, такие как поставки провианта в войска и властям (амбар малы), ямская (ильчи-кунак).

Был также ряд налогов на мусульман в пользу духовенства — гошер и закят, а также дань и налоги на покорённые народы и немусульманское население Золотой Орды (джизья).

Войско Золотой Орды состояло из личных отрядов хана и знати, войсковых формирований и ополчений различных улусов и городов, а также войск союзников (всего до 250 тысяч человек).

Обратите внимание

Знать составляла кадры военачальников и профессиональных воинов — тяжеловооружённых кавалеристов (до 50 тысяч человек). Вспомогательную роль в бою играла пехота. При обороне укреплений применялось огнестрельное оружие. Основой тактики полевого боя являлось массированное применение тяжеловооружённой конницы.

Её атаки чередовались с действиями конных лучников, которые поражали противника на расстоянии. Применялись стратегические и оперативные манёвры, охваты, фланговые удары и засады. Воины были неприхотливы, войско отличалось манёвренностью, быстротой и могло совершать длительные переходы, не теряя боеспособности.

Наиболее крупные сражения:

  • битва близ города Переяславль эмира Неврюя с владимирским князем Андреем Ярославичем (1252 год);
  • взятие войсками бахадура Бурундая города Сандомир (1259 год);
  • битва Берке на реке Терек с войсками правителя-ильхана Ирана Хулагу (1263 год);
  • битва Токты на реке Куканлык с Ногаем (1300 год);
  • взятие города Тебриз войсками хана Джанибека (1358 год);
  • осада города Болгар войсками беклярибека Мамая и московского князя Дмитрия Донского (1376 год);
  • Куликовская битва (1380 год);
  • взятие Москвы ханом Токтамышем, беклярибеком Идегеем (1382, 1408 годы);
  • битва хана Токтамыша с Тимуром на реке Кондурча (1391 год);
  • битва хана Токтамыша с Тимуром на реке Терек (1395 год);
  • битва Идегея с Токтамышем и князем литовским Витовтом на реке Ворскла (1399 год);
  • битва хана Улуг-Мухаммада.

На территории Золотой Орды находилось более 30 крупных городов, (в том числе Среднем Поволжье — Болгар, Джукетау, Иски-Казань, Казань, Кашан, Мухша). Свыше 150 больших и малых городов были центрами административной власти, ремёсел, торговли, религиозной жизни. Управление городами осуществляли эмиры и хакимы. Города были центрами высокоразвитого ремесла (железоделательного, оружейного, кожевенного, деревообрабатывающего), расцвет переживали стеклоделие, гончарное, ювелирное производства и торговля со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока. Была развита транзитная торговля с Западной Европой шёлком, пряностями из Китая и Индии. Из Золотой Орды вывозили хлеб, меха, изделия из кожи, пленников, скот. Ввозились предметы роскоши, дорогое оружие, ткани, пряности. Во многих городах существовали крупные торгово-ремесленные общины евреев, армян (например, Армянская колония в Болгаре), греков и итальянцев. Итальянские города-республики имели свои торговые колонии в Северном Причерноморье (генуэзская в Кафе, Судаке, венецианская в Азаке).

Столицей Золотой Орды до 1-й трети XIV века был Сарай аль-Махруса, построенный при хане Бату. Внутри золотоордынских городищ археологами выявлены целые ремесленные кварталы. С 1-й трети XIV века столицей Золотой Орды стал Сарай аль-Джадид, построенный при хане Узбеке. Основным занятием населения было земледелие, садоводство и стойловое скотоводство, бортничество, рыболовство. Население снабжало продовольствием не только себя, но и поставляло его на экспорт.

Основная территория Золотой Орды — степи. Степное население продолжало вести полукочевую жизнь, занимаясь скотоводством (овцеводство и коневодство).

Для народов Золотой Орды официальным и разговорным языком являлся тюркский язык. Позднее на его основе сформировался тюркский литературный язык — поволжский тюрки. На нём созданы произведения старотатарской литературы: «Китабе Гулистан бит-тюрки» Саифа Сараи, «Мухаббат-наме» Хорезми, «Хосров ва Ширин» Кутба, «Нахдж аль-фарадис» Махмуда ас-Сараи аль-Булгари. В качестве литературного языка поволжский тюрки функционировал среди татар Восточной Европы до середины XIX века. Первоначально делопроизводство и дипломатическая переписка в Золотой Орде осуществлялись на монгольском языке, который во 2-й половине XIV века был вытеснен тюркским. В городах были также распространены арабский (язык религии, мусульманской философии и законоведения) и персидский (язык высокой поэзии) языки.

Первоначально ханы Золотой Орды исповедовали тенгрианство и несторианство, а среди тюрко-монгольской аристократии были также мусульмане и буддисты. Первым ханом, принявшим ислам, стал Берке. Затем новая религия начала активно распространяться в среде городского населения. К тому времени население в булгарских княжествах уже исповедовало мусульманство.

С принятием ислама произошла консолидация аристократии и становление новой этнополитической общности — татар, объединявшей мусульманизированную знать. Она относилась к джучидской кланово-родовой системе, была объединена социально-престижным этнонимом «татары». К концу XIV века он широко распространился среди населения всей страны.

После распада Золотой Орды (1-я половины XV века) термин «татары» обозначал военно-служилую тюрко-мусульманскую аристократию.

Важно

Ислам в Золотой Орде стал в 1313 году государственной религией. Главой духовенства мог быть человек только из рода сейидов (потомков пророка Мухаммада от его дочери Фатимы и халифа Али).

Мусульманское духовенство состояло из муфтиев, мухтасибов, кадиев, шейхов, шейх-машейхов (шейхи над шейхами), мулл, имамов, хафизов, осуществлявших богослужение и судопроизводство по гражданским делам во всей стране. В ведении духовенства находились также школы (мектебы и медресе).

Всего на территории Золотой Орды известно более 10 остатков мечетей и минаретов (в том числе в Болгарском, Елабужском городищах), а также медресе, больницы и ханака (обиталища) при них. Важную роль в распространении ислама в Поволжье сыграли суфийские тарикаты (ордена) (например, Кубравийа, Йасавийа), которые имели свои мечети и ханака.

Государственная политика в области религии в Золотой Орде строилась на принципе веротерпимости. Сохранились многочисленные грамоты ханов русским патриархам об освобождении их всех видов податей и налогов. Также строились взаимоотношения с армянскими христианами, католиками и иудаистами.

Золотая Орда была страной развитой культуры.

Благодаря разветвлённой системе мектебов и медресе, население страны обучалось грамоте и канонам ислама. При медресе имелись богатые библиотеки и школы каллиграфов, переписчиков книг. О грамотности и культуре населения свидетельствуют предметы с надписями, эпитафии.

Существовала официальная историография, сохранившаяся в сочинениях «Чингиз-наме», «Джами ат-таварих» Рашидаддина, в генеалогиях правителей и фольклорной традиции. Высокого уровня достигли строительное дело и архитектура, в том числе белокаменное и кирпичное строительство, резьба по камню.

В 1243 году ордынское войско предприняло поход на Галицко-Волынское княжество, после чего князь Даниил Романович признал себя вассалом Бату. Походы Ногая (1275, 1277, 1280, 1286, 1287 годы) преследовали цель наложить на балканские страны и Польшу дань и военную контрибуцию.

Поход Ногая на Византию окончился осадой Константинополя, разорением Болгарии и включением её в сферу влияния Золотой Орды (1269 год). Война, разгоревшаяся в 1262 году в Предкавказье и Закавказье, шла с перерывами вплоть до 1390-х годов. Период расцвета Золотой Орды пришёлся на время правления ханов Узбека и Джанибека.

Совет

Ислам был провозглашён официальной религией (1313 год). В этот период, на гребне экономического подъёма сложилась единая система управления империей, огромная армия, стабилизировались границы.

В середине XIV века, после 20-летней междоусобной войны («Великой замятни»), природных катаклизмов (засуха, затопление Нижнего Поволжья водами Каспийского моря), эпидемий чумы начался распад единого государства. В 1380 году Токтамыш завоевал ханский престол, разгромил Мамая.

Поражения Токтамыша в войнах с Тимуром (1388–89, 1391, 1395 годы) привели к разорению. Правление Идегея ознаменовалось успехами (разгром войск великого князя литовского Витовта и Токтамыша на реке Ворскла в 1399 году, поход на Мавераннахр в 1405 году, осада Москвы в 1408 году).

После гибели Идегея в битве с сыновьями Токтамыша (1419 год) единая империя распалась, и на территории Золотой Орды возникли татарские государства: Сибирское ханство (1420 год), Крымское ханство (1428 год), Казанское ханство (1438 год).

Последним осколком Золотой Орды в Нижнем Поволжье оставалась Большая Орда, которая распалась в 1502 году в результате разгрома потомков хана Ахмада войсками крымского хана Менгли-Гирея.

Золотая Орда сыграла большую роль в формировании татарской нации, а также в развитии башкир, казахов, ногайцев, узбеков (тюрков Мавераннахра). Золотоордынские традиции сыграли огромную роль при становлении Московской Руси, особенно в организации государственной власти, системе управления и военнном деле.

Ханы Улуса Джучи и Золотой Орды:

  • Джучи (1208–1227 годы)
  • Бату (1227–1256 годы)
  • Сартак (1256 год)
  • Улакчи (1256 год)
  • Берке (1256–1266 годы)
  • Менгу-Тимур (1266–1282 годы)
  • Туда-Менгу (1282–1287 годы)
  • Тула-Буга (1287–1291 годы)
  • Токта (1291–1313 годы)
  • Узбек (1313–1342 годы)
  • Тинибек (1342 год)
  • Джанибек (1342–1357 годы)
  • Бердибек (1357–1339 годы).

Ханы периода «Великой замятни»:

  • Кульпа (1359–1360 годы)
  • Науруз (1360 год)
  • Хызр (1360–1361 годы)
  • Тимур-Ходжа (1361 год)
  • Орду-Мелик (1361год)
  • Абдуллах (1361–1370 годы, с перерывами)
  • Кильдибек (1361–1362 годы)
  • Мюрид (1361–1364 годы)
  • Мир-Булат (1364–65)
  • Азиз-Шейх (1365–1367 годы)
  • Тулунбек (1370 годы)
  • Мухаммад-Буляк (1370–80 годы, с перерывами)
  • Урус (1374–1375 годы)
  • Черкес-бек (1374–1375 годы)
  • Каганбек (1375–1377 годы)
  • Токтакия (1376–1377 годы)
  • Арабшах (1377–1379 годы)

Ханы после завершения «Великой замятни»:

  • Токтамыш (1380–1397 годы, с перерывами)
  • Таш-Тимур (1394–1395 годы)
  • Коюрчак (1396–1397 годы)
  • Тимур-Кутлуг (1397–1399 годы)
  • Шадибек (1399–1407 годы)
  • Булат-Султан (1407–1410 годы)
  • Тимур (1411 годы)
  • Джалаладдин (1411–1412 годы)
  • Керим-Берди (1413 год)
  • Кебек (1413–1414 годы)
  • Чакры (1413–1416 годы)
  • Джаббар-Берди (1416 год)
  • Дервиш (1416–1419 годы)
  • Кадыр-Берди (1419 год)
  • Улуг-Мухаммад (1420–1437 годы, с перерывами)
  • Гиясаддин (1420–1438 годы)
  • Худайдат (1420–1424 годы)
  • Барак (1422–1427 годы)
  • Хаджи-Гирей (1433–1435 годы)

Ханы периода распада Золотой Орды:

  • Сейид-Ахмад (1433–1455 годы)
  • Кичи-Мухаммад (1433–1459 годы)
  • Ахмад (1459–1481 годы)
  • Муртаза (1481–1494 годы)
  • Сейид-Ахмад (1485–1502 годы)
  • Сейид-Мухаммад (1485–1502 годы)
  • Шейх-Ахмад (1491–1502 годы).

Источник: http://tatarile.tatar/ru/encyclopedia/zolotaya-orda

Ссылка на основную публикацию