Железный век на территории россии. распад первобытно-общинного строя

Железный век России

Железный век пришедший на смену бронзовому веку, характеризуется распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Начало I тысячелетия до н. э. в истории России ознаменовалось появлением первых изделий из железа.

Металлургия железа развилась на основе опыта, накопленного металлургией меди и бронзы. Человек познакомился с железными рудами, занимаясь поиском медной и оловянной руды.

В отличие от медных руд, которые имелись лишь в некоторых местах, и что делало медь редким и дорогим металлом, пригодные для обработки первобытным способом железные руды имелись почти повсеместно, особенно в виде так называемых болотных руд.

Обратите внимание

Первоначально для получения железа пользовались такими же плавильными печами, как и для выплавки меди и получения бронзы. Железо, благодаря этому, очень скоро распространилось и прочно утвердилось в производстве и быту. Это был металл дешевый, общедоступный.

Медь и бронза были удобным материалом для сосудов и утвари, но они были недостаточно тверды для инструментов и оружия. Бронза слишком хрупка для рубящих ударов.

И хотя археологами было обнаружено значительное количество бронзовых мечей, вероятно, они по большей части употреблялись как рапиры. Меч стал грозным оружием только после того, как был сделан из железа.

Аналогичным и земледелие вступило на новую ступень развития только с изобретением железного плуга.

В Восточной Европе распространение металлургии железа  относится к первому тысячелетию до н.э. Скифы, обитавшие в степях Северного Причерноморья (7 век до н. э. – первые века н.э.), создали наиболее развитую культуру раннего железного века.

В поселениях и курганах скифского времени в изобилии были найдены железные изделия. При раскопках скифских городищ обнаружены признаки металлургического производства.

Наибольшее количество остатков железоделательных и кузнечных промыслов найдено близ Никополя, на Каменском городище (V-III века до н. э.).

На смену скифам пришли сарматы, обитавшие ранее в степях между Волгой и Доном. Во II-IV веках н.э. в Причерноморье господствовала сарматская культура, также относящаяся к раннему железному веку.

Важно

Металлургия железа в центральных и северных лесных областях Восточной Европы появилась в VI-V веках до н.э. В Прикамье была распространена ананьинская культура (VIII-III века до н.э.), для которой характерно сосуществование железных и бронзовых орудий.

 Так она названа по имени деревни Ананьино в Вятской губернии, где были открыты первые типичные места захоронений. Люди, которые создали ананьинскую культуру, были в основном рыболовами и охотниками. Большое количество орудий охоты и рыболовства, включая гарпуны, найдено на стоянках.

Большинство из них сделано из кости, но некоторые из железа и бронзы.

Были обнаружены кости домашних животных, а также зерна конопли, что указывает на возможность вовлечения по крайней мере части людей как в животноводство, так и в земледелие для получения дополнительных средств существования.

Люди Ананьино видимо вовлекались в оживленную торговлю мехами, экспортируя их далеко на юг.

Мертвые либо в вытянутом положении укладывались в могилы, либо кремировались; в последнем случае в могиле усопшего хоронилась глиняная урна с прахом.

На Каме ананьинскую культуру сменила пьяноборская культура (конец первого тысячелетия до н.э. – первая половина первого тысячелетия н.э.).

В Верхнем Поволжье и в областях Волго-Окского междуречья железный век представлен городищами дьяковской культуры (середина первого тысячелетия до н.э. –  середина первого тысячелетия н.э.).  Городища её представителей расположены на возвышенных местах, на мысу, укреплены частоколом.

На первом этапе металлические предметы встречаются редко, господствует костяная индустрия (стрелы и многозубые гарпуны). Основа хозяйства – оседлое скотоводство, разведение коров, свиней, лошадей. Керамика – плоскодонные горшки с оттянутым венчиком. Она имеет текстильный орнамент (разновидность сетчатой керамики, характерной для всех угро-финнов).

Совет

На втором этапе преобладают металлические предметы, совершенствуется оборона. На третьем этапе исчезает сетчатая керамика, появляется гладкостенная.

В бассейнах рек Цна и Мокша, расположенных к югу от среднего течения Оки, к западу от Волги, к железному веку относятся городища городецкой культуры (VII век до н.э. – V век н.э.). Городецкую и Дьяковскую культуры связывают с финно-угорскими племенами.

Алтай и Южная Сибирь богаты оловом и медью, что обусловило высокий уровень развития металлургии бронзы. Долгое время культура бронзы здесь соперничала с железными орудиями труда и оружием, которые получили широкое распространение в середине первого тысячелетия до н.э. – Пазырыкские курганы на Алтае, тагарская культура на Енисее.

Источник: http://www.moi-jaroslavl.ru/stravizi-istorii-rossii/1020-jeleznii-vek-rossii.html

Гдз к учебнику по истории россии. арсентьев. 6 класс 1 часть. неолитическая революция

Проект. Неолитическая революция. ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности 

Вопросы в тексте

1. Почему переход к производящему хозяйству считается самым важным событием в истории человечества?

Переход к производящему хозяйству считается важным событием в истории человечества потому, что он кардинально изменил жизнь людей. Этот переход повлиял не только на форму хозяйствования, но и на развитие орудий труда, и на устройство общества. Он привел к распаду первобытно-общинного строя, появлению и объединению соседских общин, а в последствии – к формированию этносов.

2. В каком районе Земли впервые появилось земледелие и скотоводство?

По современным данным земледелие впервые появилось на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии, а скотоводство – в Азии (Индии и Индокитае).

3. Почему переход к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть, используя это слово?

Словом «революция» хотят подчеркнуть важность перехода от присваивающего хозяйства к производящему.

Вопросы к параграфу

1. Какие изменения в жизни людей произошли с переходом к производящему хозяйству?

  1. Зарождается земледелие. Люди собирают, сажают и выращивают семена диких растений.
  2. Появляются специальные орудия для обработки земли.
  3. Приручение диких животных. Разведение животных. Зарождение скотоводства.
  4. Люди постепенно переходят от присвоения к производству необходимых для жизни продуктов.
  5. Появляются излишки продуктов.

2. Назовите главные признаки первобытно-общинного строя.

  1. Примитивные орудия труда.
  2. Коллективный труд.
  3. Общинная собственность.
  4. Уравнительное распределение продуктов труда.
  5. Зависимость человека от природы.

3. Перечислите явления, свидетельствовавшие о начале распада первобытно-общинного строя.

  1. Из членов родовой общины выделяются те, кто управляет общинниками – старейшины и вожди. Старейшины руководят совместными работами, контролируют обмен продуктами, следят за соблюдением установившихся порядков и традиций. Вожди организуют защиту от врагов и возглавляют военные походы.
  2. Социальное неравенство. С появлением излишков и развитием обмена запасы накапливаются в руках старейшин и вождей и передаются по наследству.
  3. Появляется эксплуатация чужого труда. Пленные и рабы трудятся вместо своих владельцев, богатых людей.
  4. Формируются соседские общины, в которых на одной территории проживают несколько родов.
  5. Общины объединяются под властью верховного вождя.
  6. Начинают формироваться этносы (народности).

4. Как повлияло использование железных орудий труда на появление излишков продуктов? Почему этих излишков не было, когда люди использовали каменные орудия?

С помощью железных орудий труда люди могли эффективнее обрабатывать землю или охотиться. Люди стали производить намного больше продуктов, чем требовалось для собственного потребления. Появились излишки. Использование каменных орудий было малоэффективным. С их помощью люди производили меньше продуктов, поэтому излишков не было.

Работаем с картой

Определите по карте, как происходило расселение людей на современной территории нашей страны, найдите центры древнего земледелия, скотоводства, ремесла.

Рассмотрим карты, расположенные на странице 2 и 3 в атласе по истории России.

На большой карте показано, что:

  • люди стали расселяться на территории нашей страны более 12 тысяч лет назад (в эпоху плейстоцена — зелёные стрелочки). Они приходили с территории современной Европы, Средней Азии и Китая;
  • в IV-II тысячелетии до нашей эры существовала Майкопская археологическая культура в степях и предгорьях Северного Кавказа (фиолетовый контур);
  • также, примерно в это же время (3200-2400 гг. до нашей эры), чуть севернее Майкопской культуры находились очаги Древнеямной культуры (голубой контур), территория расположения которых охватывала степные равнины от реки Днестр до южных предгорий Уральских гор;
  • в III-II тысячелетии до нашей эры на территории Алтайского края находилась Афанасьевская археологическая культура (розовый контур);
  • и в это же время (III-II век до нашей эры) наблюдается рассвет Волосовской археологической культуры, занимавшей территорию Центральной России и Среднего Поволжья (оранжевый контур).

Глядя на малую карту мы видим, что:

  • на территории Крыма и Красноярского края развитые культуры находились уже в VI-III веке до нашей эры, то есть ещё раньше, чем в других российских регионах.

Вывод: расселение людей происходило постепенно от южных территорий к более северным, а очаги культуры появлялись в следующем порядке:

  1. Древнеримские колонии (VI век до нашей эры);
  2. Боспорское царство (VI век до нашей эры);
  3. Майкопская археологическая культура (IV век до нашей эры);
  4. Древнеямная культура (IV век до нашей эры);
  5. Афанасьевская археологическая культура (III-II век до нашей эры);
  6. Волосовская археологическая культура (III-II век до нашей эры).

Центрами древнего земледелия находились в Крыму и в Краснодарском крае, центры ремесла — на Южном Урале, а центры скотоводства охватывали всю Среднюю полосу России и южные районы Сибири.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Проследите, как и почему менялась организация жизни древних людей. Каковы причины появления соседской общины и в чём её отличия от родовой?

С началом обработки металлов, появились более совершенные орудия труда. Жизнь людей стала легче. Они могли более эффективно обрабатывать землю или охотиться, что привело к появлению излишков продуктов. Приручение животных положило начало скотоводству.

Стал возможен обмен излишками продуктов между племенами. В зависимости от климатических особенностей территории началось разделение племен на земледельческие и скотоводческие.

Племена, которые занимались земледелием стали вести оседлый образ жизни, а скотоводческие племена осваивали степные просторы.

Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.

Из общины стали выделяться вожди и старейшины, которые управляли жизнью общины. Обмен продуктами, который контролировали старейшины, привел к накоплению богатств. Появление накоплений стало причиной столкновений между племенами. Взятые в плен враги становились рабами. Появились люди, обладающие богатствами и владеющие рабами. Зародилась эксплуатация — присвоение результатов чужого труда.

Читайте также:  Вечный мир с польшей и крымские походы

Постепенно общины объединялись под властью верховного вождя. Появились союзы племен и их правители. Они стали устанавливать правила и следили за их соблюдением. Все это привело к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни – государству. Начали формироваться народности, этносы.

2. Историю человечества археологи делят на каменный, бронзовый и железный век. Используя Интернет, выясните, когда появилось такое деление, какие признаки лежат в его основе. Создайте схему, иллюстрирующую ваше объяснение.

Обратите внимание

Разделение доисторического периода на каменный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816-1819 годах на основе изучения археологических находок.

Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу. Эта теория подтверждается археологическими раскопками.

Название веков характеризуются ведущей ролью найденных изделий из определенного материала. Поэтому иногда перед бронзовым веком ставят медный век, поскольку медь является составной частью бронзы.

Домашнее задание

1. Подготовить сообщение о причинах появления соседской общины

Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.

2. Узнать, какие принципы лежат в основе разделения истории на каменный, бронзовый и железный век. Представить свой ответ в схематичной форме

Обратите внимание

Разделение доисторического периода на каменный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816-1819 годах на основе изучения археологических находок.

Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу. Эта теория подтверждается археологическими раскопками.

Название веков характеризуются ведущей ролью найденных изделий из определенного материала. Поэтому иногда перед бронзовым веком ставят медный век, поскольку медь является составной частью бронзы.

Надо знать

Государство — организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (традиций), осуществляется охрана земель; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Народ (народность) — большая группа людей, сложившаяся на одной территории, говорящая на одном языке и обладающая общей культурой.

Неолитическая революция – это переход человека от присваивающего к производящему хозяйству в период неолита.

Соседская община – это община, в которой людей объединяет не кровное родство, а совместное проживание на определенной территории.

Источник: http://history-gdz.ru/gdz-uc-arsentjev-6-1-neolit/

Первобытнообщинный строй на территории нашей страны — заключение

Сотни тысяч лет на территории нашей страны существовал первобытнообщинный строй. В своем развитии, как и в других странах, он прошел несколько этапов.

Сначала люди жили небольшими группами — первобытными стадами (примерно 700-100 тысяч лет назад). Усовершенствование орудий труда привело к изменениям и в занятиях людей, и в их общественном строе.

Охота на крупных животных требовала более устойчивых и постоянных коллективов людей. Постепенно начался переход к родовым общинам (примерно 100-30 тысяч лет назад).

Важно

Период жизни людей родовыми общинами продолжался несколько десятков тысяч лет (примерно от 30 до 3 тысяч лет назад, а для некоторых народов и значительно дольше).

Жизнь людей при первобытнообщинном строе была полна лишений и опасностей. Но именно тогда человек сделал первые важные шаги в познании сил природы, овладел огнем, научился создавать разнообразные орудия и приспособления, многими из которых в усовершенствованном виде люди пользуются до сих пор (молоток, топор, нож, игла, нитки, лодка, колесо и т. д.).

Постепенно возникли земледелие и скотоводство. Зародились ремесла.

В постоянном труде развивался и сам человек, его трудовые навыки, мышление, речь. Возникли и начатки искусства: наскальная живопись, скульптура, песни и пляски.

При первобытнообщинном строе все люди сообща трудились, равномерно распределяли результаты своего труда и были равны между собой.

В последние тысячелетня до нашей эры сначала на юге, а потом и в других местах нашей страны люди научились использовать металл. На юге, где условия для земледелия и скотоводства были более благоприятными, чем в лесной полосе, хозяйство развивалось быстрее. Это привело к значительному увеличению количества получаемых продуктов. Возникла частная собственность и имущественное неравенство. Так усовершенствование орудий труда и развитие хозяйства вызывали определенные изменения и в общественном строе.

Постепенно формировались враждебные друг другу общественные классы, то есть большие группы людей, из которых одна присваивала себе результаты труда другой.

На смену первобытнообщинному строю на юге нашей страны — в Закавказье, Средней Азии, Северном Причерноморье — пришел рабовладельческий строй, образовались первые рабовладельческие государства (I тысячелетие до и. э.).

При рабовладельческом строе существовало два основных враждебных класса — рабы и рабовладельцы. Рабовладельцам принадлежали земля, дома, мастерские, рабы. Рабы не имели своего имущества и сами принадлежали рабовладельцу, были его собственностью. В тяжелом, изнурительном труде они создавали его богатства. Хозяйство и культура стали развиваться быстрее. Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому означал большой шаг вперед в развитии общества.

Рабовладельческий строй — это такой общественный строй, при котором существует два основных враждебных класса — класс совершенно бесправных и лишенных собственности рабов и класс рабовладельцев, которым принадлежат не только основные богатства, но и сами рабы.

Совет

Чтобы держать в повиновении крестьян, ремесленников, рабов и подавлять их сопротивление, рабовладельцам необходима была особая организация. Такой организацией насилия над трудящимися и явилось государство, располагавшее войском, чиновниками, судьями, тюрьмами.

«История показывает, что государство, как особый аппарат принуждения людей, возникало только там и тогда, когда появлялось разделение общества на классы — значит, разделение на такие группы людей, из которых одни постоянно могут присваивать труд других, где один эксплуатирует другого» (В. И. Ленин). Таким образом, вместе с образованием классов возникало и государство. 

В I тысячелетии н. э. обширные пространства Восточной Европы заселяли племена восточных славян — общие предки русского, украинского и белорусского народов. В VI — VIII вв. н. э. первобытнообщинный строй у восточных славян постепенно разлагался, возникла частная собственность и имущественное неравенство, а вместе с тем и зачатки государственных объединений. Однако славяне, как и древние германцы, перешли не к рабовладельческому строю, а к феодальному.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-nashej-strany-nechkina-lejbengrub/212-pervobytnoobshchinnyj-stroj-na-territorii-nashej-strany-zaklyuchenie.html

Первобытно-общинный строй на территории будущего древнерусского государства

Конспект по истории России

Первобытно-общинный строй – это первый этап в развитии человечества, занимающий период от появления древнейшего человека (около 2,5 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты.

Первой археологической эпохой истории человечества был каменный век. В его рамках учеными выделяются три стадии: палеолит (древний каменный век) — 2,5 млн. лет – 10-12 тыс. лет назад.

В этот период первобытный человек
овладевает огнем, появляются одежда и жилища, изготавливаются примитивные орудия труда (из камня, дерева, кости, рога).

Мезолит (средний каменный век) – 10-12 тыс. лет – 7-5 тыс. лет назад. В этот период изобретены охотничий лук и стрелы, сделаны первые шаги в приручении животных. Неолит (новокаменный век) — 7-8 тыс. лет — 5 тыс.

лет назад – характеризуется переходом к производящему хозяйству. Некоторые ученые называют новокаменный век – «неолитической революцией».

В этот период изобретены средства передвижения по воде (плот, лодка), образуются группы и сообщества (племена); возникают земледелие и скотоводство.

Каменному веку соответствовали три палеоантропологические (выделяются на основе развития человека как биологического вида) эпохи: архантропов (древнейших людей); палеоантропов (древних людей) и неоантропов (homo sapiens).

Неандертальский человек (палеантроп) появился около 100 тыс. лет тому назад. Стоянки неандертальцев были обнаружены в низовьях Днепра и Дона, возле Волгограда, в Крыму.

На смену ему приходит человек современного типа (40-35 тыс лет тому назад).

Необходимо подчеркнуть, что деление на археологические и палеоантропологические эпохи не соответствует абсолютно хронологической оси. Анторопогенез и социогенез географически протекали неравномерно, что было обусловлено прежде всего природно-климатическими условиями.

Обратите внимание

И поэтому, когда ученые говорят об окончании каменного века 5 тыс. лет назад, то ввиду имеется прежде всего Азия и Африка, где в это время человек был расселен более широко, чем в других регионах. Для многих же территорий каменный век был характерен и в более позднее время.

За каменным веком последовала следующая археологическая эпоха — бронзовый век, имевший хронологические рамки IV — I тысячелетия до н.э. Затем, в I тысячелетии до н.э. наступил железный век.

Периоды бронзового и железного веков характеризуют:разделение скотоводства и земледелия;появление первых ремесел (гончарное, прядение, ткачество);овладение способами обработки металлов (медь, золото, серебро);отделение ремесла от земледелия;возникновение искусства (живопись, графика, скульптура);

возникновение религиозных верований (тотемизм, анемизм, охотничья магия, обряды посвящения).

В рамках этих основных эпох первобытной истории завершился процесс антропогенеза человека и начался этногенез cовременного населения земли.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria1.html

Древнее общество в эпоху железного века

Железный век, эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий.

Сменил бронзовый век в основном в начале 1-го тыс. до н. э. Применение железа дало мощный стимул развитию производства и ускорило общественное развитие.

В железном веке у большинства народов происходило разложение первобытнообщинного строя и переход к классовому обществу.

Период первоначального распространения железной индустрии пережили все страны в разное время, однако к железному веку обычно относят только культуры первобытных племён, обитавших вне территорий древних рабовладельческих цивилизаций, возникших ещё в эпоху энеолита и бронзы (Месопотамия, Египет, Греция, Индия, Китай и др.). Железный век сравнительно с предыдущими археологическими эпохами (каменным и бронзовым веками) очень короток. Его хронологические границы: от 9—7 вв. до н. э. Первоначально человечеству стало известно метеоритное железо. Отдельные предметы из железа (главным образом украшения) 1-й половине 3-го тыс. до н. э. найдены в Египте, Месопотамии и Малой Азии. Способ получения железа из руды был открыт во 2-м тыс. до н. э. Однако ещё длительное время железо оставалось малораспространённым и очень ценным металлом.

Только после 11 в. до н. э. началось довольно широкое изготовление железного оружия и орудий труда в Палестине, Сирии, Малой Азии, Закавказье, Индии. В это же время железо становится известным на юге Европы.

Читайте также:  Борьба царизма против воссоединения германии

Технический переворот, вызванный распространением железа и стали, намного расширил власть человека над природой: стала возможна расчистка под посевы больших лесных площадей, расширение и совершенствование оросительных и мелиоративных сооружений и улучшение в целом обработки земли.

Ускоряется развитие ремесла, в особенности кузнечного и оружейного. Ремесленники, начиная с сапожников и каменщиков и кончая рудокопами, также получили более совершенные инструменты.

Важно

К началу нашей эры все основные виды ремесленных и сельско-хозяйственных ручных орудий (кроме винтов и шарнирных ножниц), употреблявшихся в средние века, а частично и в новое время, были уже в ходу. Облегчилось сооружение дорог, усовершенствовалась военная техника, расширился обмен, распространилась как средство обращения металлическая монета.

Развитие производительных сил, связанное с распространением железа, с течением времени привело к преобразованию всей общественной жизни.

В результате роста производительности труда увеличился прибавочный продукт, что, в свою очередь, послужило экономической предпосылкой для появления эксплуатации человека человеком, распада племенного первобытнообщинного строя.

Одним из источников накопления ценностей и роста имущественного неравенства был расширявшийся в эпоху железного века обмен. Возможность обогащения за счёт эксплуатации породила войны с целью грабежа и порабощения. В начале железного века широко распространяются укрепления.

В эпоху железного века племена Европы и Азии переживали стадию распада первобытнообщинного строя, находились накануне возникновения классового общества и государства.

Переход некоторых средств производства в частную собственность господствующего меньшинства, возникновение рабовладения, усилившееся расслоение общества и отделение племенной аристократии от основной массы населения уже являются чертами, типичными для ранних классовых обществ.

У многих племён общественное устройство этого переходного периода принимало политическую форму т. н. военной демократии.



Источник: http://biofile.ru/his/12035.html

Первобытнообщинный строй у славян

По мнению многих учёных, первобытнообщинный строй — это самый продолжительный период развития всего человечества, в том числе и человека, жившего на территории современной России.

Первобытнообщинный строй — это огромный пласт культуры, который сформировал всё будущее человека разумного. Он начинается с самого начала появления человека на земле и заканчивается временами, когда было основано первое государство.

Если представить себе первобытнообщинный строй на часах, то он займёт практически весь циферблат, всё что было после — уместиться на последних трёх минутах.

Совет

Первобытнообщинный строй нельзя называть примитивным. Люди именно того периода изобрели всё, что доступно теперь нам.

Каменный, Бронзовый и Железный век, которые составляют этот период, определили формы труда, закон общественной жизни, образ частной и личной жизни, законы поведения, традиции всех существующих народов.

Так же не стоит забывать и о том, что это период освоения современной России, расселение и освоение земель, постройка деревень и сёл, зарождение первых городов.

Несмотря на то, что это очень огромный период времени, и поначалу кажется, что первобытнообщинный строй славян и других народов — это очень медленное, нехотяразвивающееся общество, на самом деле — это тот самый фундамент, который служит нам по сей день и будет служить ещё очень долго. Этот фундамент был построен очень и очень тщательно, песчинка за песчинкой, камень за камнем, кирпичик за кирпичиком.

Основным занятием наших далёких предков, до освоения первых государств, было земледелие. Именно эта работа могла обеспечить жизнь народа и его планомерное развитие. Многие учёные и исследователи утверждают, что именно те племена и народы, которые отдают большее предпочтение земледелию, чем охоте, активнее развиваются в плане эволюции.

Те же племена, которые отдают предпочтение охоте, заметно отстают в развитии, что можно подтвердить на примере современных аборигенов жарких стран, которые основным своим делом считают охоту на зверей и малую часть сил отдают на развитие сельского хозяйства.

Кроме того, славяне занимались разведением скота, собиранием мёда, ягод, грибов и охотой.

На Руси общинное или родовое устройство было достаточно сложным. Здесь не существовало классовых различий и государственного правления. Все люди имели одинаково-важный статус наравне с другими; всё, что было внутри общины, являлось коллективным имуществом, собственностью всех членов данного рода-племени.

Обратите внимание

Многие учёные-историки сходятся в одном: родовые общины являлись большой семьёй. Несколько семей, объединённые кровными узами, считались родами, несколько родов представляли собой племя или родовую общину.

Зачастую, для того чтобы произвести потомство, жениться или выйти замуж, представители одного рода-поселения заключали сделку с представителями другого рода-поселения, чтобы объединить свои роды и сделать общину крепче и устойчивей.

В самой общине были старейшины — в основном люди пожившие, к которым другие люди прислушивались и назначали их старшими на общем собрании. Кроме того, огромное значение придавалось вере (язычеству).

Так волхвы, шаманы, которые заведовали общинным капищем и отвечали за общение с Богами, были не менее важными и почитаемыми людьми в общине. Самые важные дела, которые касались всей общины, обсуждались на так называемых Вече. Именно на Вече все представители племени или рода решали главные вопросы.

Отдельный человек или группа отдельных человек (как в наше время) не могли решать судьбу всех остальных людей. Все проблемы решались только сообща.

У славян не было одного правителя, каждая община была независимой от другой и от всех в целом. Объединялись они во времена войн с противником, когда жизнь целого рода стояла на кону.

С этой целью общины объединялись в общинные племенные союзы, которым часто управлял уже один вождь (известны имена некоторых вождей (Ардагаст, Пирагост, Добрит, Акамир и др.).

Именно войны завоевательного характера, по мнению историков, привели к тому, что первобытнообщинный строй с их Вече, коллективным трудом, бесклассовым обществом, был частично уничтожен.

Важно

Излишки военной добычи, всё новые территории, над которыми властвовали общинные союзы, требовали нового строя. На Вече всё большее слово приобретала общинная знать (военачальники, старейшины), обычные люди стали иметь меньше прав на своё слово. Появились полноправные вожди и князья, а затем и первые Государства.

Следуя античным и византийским источникам, где упоминаются славянские племена, можно сказать, что в первые века нашей эры они занимали огромные территории от Вислы до Верхней Волги и Оки и от Балтики до Чёрного Моря и Нижнего Дуная.

Славяне по своему общественному строю, уровню развития, экономике мало чем отличались от германцев, и древние источники часто путали эти два народа. Восточных славян называли Антами, тех же, что жили западнее и севернее, — Венедами (подробнее о племенах в следующих статьях).

Первобытнообщинный строй — это большая часть человеческой культуры. Большинство из того, что мы знаем и умеем, сформировалось именно в ту пору.

Современные виды рекламы могут стать для вас незаменимым помощником! Обратите внимание на проекционную outdoor рекламу, которая обязательно обратит на себя внимание потенциальных клиентов. Заходите на сайт «Shop.Robolight», чтобы ознакомиться со всеми подробностями.

Источник: http://web-kapiche.ru/75-pervobytnoobschinnyy-stroy.html

Причины разложения первобытно-общинного строя

Первобытно-общинная коллективность возникла не в результате исторически сложившегося обобществления высокоразвитых средств производства, а в результате слабости, ограниченности обособленной личности.

И существовать эта первобытная коллективность могла лишь до тех пор, указывал Маркс в письме к В. Засулич, пока производительные силы были крайне слабы.

Первобытно-общинный, родовой строй «предполагал крайне неразвитое производство,— писал Энгельс,— следовательно, крайне редкое население на обширном пространстве, следовательно, почти полное подчинение человека чуждой, противостоящей ему, непонятной внешней природе, что и находит свое отражение в детски-наивных религиозных представлениях. Племя оставалось границей человека как по отношению к чужаку из другого племени, так и по отношению к самому себе: племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась безусловно подчиненной в своих чувствах, мыслях и поступках. Как ни импозантно выступают перед нами люди этой эпохи, они, тем не менее, совсем не отличаются друг от друга, они не оторвались еще, по выражению Маркса, от пуповины первобытной общины». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, 1948, стр. 240.)

Определяющей причиной гибели первобытно-общинных, в том числе и родовых, учреждений явилось развитие производительных сил, рост производительности труда и связанный с этим рост богатства.

Постепенное совершенствование орудий производства, переход от каменных к металлическим орудиям труда привели в конце концов к коренному перевороту в способе производства.

Железный топор дал возможность в более широком масштабе расчищать землю под пашню, а развитие земледельческих орудий превратило земледелие в одну из основных отраслей труда. Приручение животных: быка, лошади, верблюда, дало возможность превратить их в тягловую силу.

Выделилось в самостоятельную отрасль труда скотоводство, и вместе с тем произошло первое крупное общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия.

В особую отрасль труда выделилось и производство орудий труда, оружия, утвари, одежды, обуви, которое все более и более становилось занятием определенных лиц, ремесленников. Обмен продуктов между общинами, который вначале был случайным, с ростом производительности труда и общественного разделения труда стал регулярным.

Новые орудия производства открыли экономическую возможность осуществлять производство (земледелие, скотоводство и ремесло) не силами всей общины, а в одиночку или силами отдельной семьи.

В связи с этим родовая община распадается на семьи. Первоначально это были большие патриархальные семьи, состоявшие из нескольких поколений ближайших родственников.

Затем эта большая патриархальная семья распалась на небольшие моногамные семьи, состоявшие из мужа и жены и их детей.

Читайте также:  Россия и глобальные проблемы современного мира

Из десятилетия в десятилетие на пастбищах за счет естественного прироста все более увеличивались табуны лошадей и стада крупного рогатого и мелкого скота. Мало-помалу накапливалось богатство пастушеских племен, но вместе с тем оно уже переставало быть достоянием общины или рода, а становилось достоянием отдельных семей.

Развитие производительных сил привело к появлению общественного разделения труда, к росту обмена и возникновению частной собственности на средства производства.

Частная собственность зародилась как результат развития производительных сил и общественного разделения труда.

Обособленный, общественно разделенный труд неизбежно вел к частной собственности на средства производства и на продукты производства, так же как до этого общий, совместный труд обусловливал общественную собственность на средства производства.

В. И. Ленин указывал, что «пока… все члены первобытной индейской общины вырабатывали сообща все необходимые для них продукты,— невозможна была и частная собственность.

Совет

Когда же в общину проникло разделение труда и члены ее стали каждый в одиночку заниматься производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на рынке, тогда выражением этой материальной обособленности товаропроизводителей явился институт частной собственности». (В. И. Ленин, Соч., т. 1, изд. 4, стр. 136)

Развитие производительности труда в сельском хозяйстве, в скотоводстве, а затем и в ремесле привело к возрастанию прибавочного труда и прибавочного продукта; это придало особую ценность рабочей силе и повысило спрос на нее. Возникла экономическая возможность эксплуатации человека, возможность рабства и экономическая потребность в рабстве. Стало выгодным превращать военнопленных в рабов.

Первоначально возникло домашнее рабство, которое носило лишь подсобный характер и не могло изменить самой структуры первобытно-общинного строя; основной труд попрежнему выполнялся членами общины.

Но рабство начало оказывать разлагающее влияние на весь экономический уклад первобытного общества.

Развитие домашнего рабства было внутренне связано с ростом производительности труда и увеличением богатства, с ростом обмена и возникновением частной собственности на средства производства.

Первоначально в частную собственность превращались домашняя утварь, домашний скот, а затем уже и рабы. Земля, пастбища, леса, воды еще долго составляли собственность родовой общины или племени. Стада скотоводческих племен, являвшиеся первоначально собственностью рода, также превращались в собственность сначала патриархальных семейных общин, а затем обычных моногамных семей.

Патриархальная семейная община была и для земледельческих народов переходной формой от первобытной родовой общины к сельской общине. В письме к В. Засулич Маркс писал:

«Все более ранние первобытные общины покоятся на кровном родстве своих членов. Разрывая эту сильную, но узкую связь, сельская община более способна расширяться и выдерживать соприкосновение с чужими.

Затем, в ней дом и его придаток, двор, уже являются частной собственностью земледельца, между тем как уже задолго до введения земледелия общий дом был одним из материальных оснований прежних форм общины.

Наконец, хотя пахотная земля остается общинной собственностью, она периодически переделяется между членами сельской общины, так что каждый земледелец обрабатывает за свой счет назначенные ему поля и присваивает себе лично плоды этой обработки, между тем как в более древних общинах хозяйство ведется сообща, а распределяют только продукты». («Архив К. Маркса и Ф. Энгельса», кн. 1, Гиз, М. 1930, стр. 272.)

Развитие частной собственности и обмена вело к росту имущественного неравенства, к росту богатства у одних семей и обнищанию других.

Частная собственность на средства производства, обмен, а затем деньги породили самые низменные страсти — грязную и пошлую жадность, грубую страсть к наслаждению, расхищение общинного имущества, разбойничьи войны с целью грабежа других народов, войны ради захвата рабов.

Все эти процессы привели в конце концов к падению первобытного общества. Былое первобытное, примитивное равенство исчезло. Появились богатые и бедные, рабы и рабовладельцы, господствующие и подчиненные. Средства производства отделялись от непосредственных производителей— трудящихся и обращались в частную собственность рабовладельцев.

Первобытная община распалась на антагонистические классы, из нее возникло рабовладельческое общество. Все это явилось в то время новым мощным фактором прогресса, открывшим более широкие просторы для развития производительных сил, чем изжившая себя первобытно-общинная собственность.

Таким образом, вопреки мнению буржуазных ученых не всегда существовали частная собственность и разделение общества на классы.

Первоначальной, самой ранней формой общественного устройства был общинно-родовой строй, основанный на общем труде и первобытно-общинной собственности на средства производства. Через эту форму общественного устройства прошли все народы. Она существовала сотни тысяч лет.

Следы ее еще долго сохранялись у всех цивилизованных народов в виде общинной собственности на землю, леса, на выгоны или общие пастбища, луга. Первобытно-общинные отношения затем превратились в препятствие для развития производительных сил, и потому они должны были пасть.

В результате развития производительных сил на смену общинно-родовому строю пришло рабство.

Источник: https://cyberpedia.su/5×1896.html

Учебник Всемирная история — Глава: 1.3. разложение первобытно-общинного строя онлайн

Примерно в V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец и воин стал главой семьи.

Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье.

Обратите внимание

Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу – складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.

Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившимся к концу IV началу III тыс. до н.э.

Ту же картину подтверждают древнейшие памятникиписьменности, появляющиеся у некоторых племен предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н.э.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство.

Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов.

Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой – ослабевшие и обедневшие.

Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вторые – в подчиненные. В результате войн могли оказаться в подчиненном положении целые племена или даже группы племен.

Важно

Однако долгое время, несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой знати еще должна была считаться с мнением всей общины. Но все чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.

Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обращение пленных в рабов, превращение рода кровнородственного коллектива в территориальную общину.

Археологические раскопки в различных частях мира, в том числе и на территории СССР, позволяют сделать такие выводы. Примером могут служить знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тыс. до н.э. или пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси).

Обилие драгоценностей, погребение с вождем насильственно убитых рабов и рабынь, колоссальные размеры могильных насыпей все это свидетельствует о богатстве и власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени.

В различных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые – к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии)1.

Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки укрепления связей между социальными организмами, развития системы дарообменных отношений. С переходом от парного брака к патриархальному, а позднее моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом. По мере развития производительных сил (переход к медным, бронзовым и железным орудиям труда) и укрепления территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее – земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создает условия для возникновения классового общества и государства.

* * *

 Первобытно-общинный строй – отправная точка в истории человечества. Это самая длительная по времени общественно-экономическая формация, она существовала у всех народов на ранней стации развития.

В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производительных сип, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой – от каменного века к бронзовому, от бронзового – к железному.

Совет

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему.

По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства.

На смену первобытному строю приходят классовые общества.

Вопросы для самопроверки

Расскажите о вариантах периодизации первобытной эпохи человечества, основных этапах развития.

Как изменялся физический тип человека?

Каковы были религиозные верования первобытных людей?

Перечислите основные изобретения и открытия этой эпохи.

Что представляла собой Трипольская культура?

Охарактеризуйте основные признаки общины и ее эволюцию.

Что представляли собой жилища первобытных людей?

Охарактеризуйте основные признаки разложения первобытного строя.

Источник: http://robotlibrary.com/book/31-vsemirnaya-istoriya/9-13-razlozhenie-pervobytno-obshhinnogo-stroya.html

Ссылка на основную публикацию