Земледельческие области и кочевые племена средней азии в 7-4 вв. до н. э.

Рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии

1. Возникновение рабовладельческих государств

На смену первобытнообщинному строю пришел рабовладельческий строй. Он явился важной ступенью в развитии человечества. Вы знаете о нем из курса истории древнего мира.

При рабовладельческом строе были враждебные друг другу общественные классы.

Основными классами были рабы и рабовладельцы.

Вместе с образованием классов появилось и государство – особая организация насилия, необходимая для удержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми.

Обратите внимание

Древнейшие рабовладельческие государства, как вы знаете, возникли в IV-II тысячелетиях до и. э. на Востоке – в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь, в долинах многоводных рек, земля была особенно плодородной. Она давала хорошие урожаи даже при обработке деревянными, каменными и медными орудиями труда.

Урожай был больше, чем нужно было для того, чтобы хоть как-нибудь прокормить тех, кто обрабатывал землю и собирал зерно и другие продукты земледелия. Появились излишки продуктов, которые могла присвоить родовая знать, заставив рабов пахать землю, строить плотины, проводить каналы.

Поэтому пленных стали превращать в рабов и заставлять работать на их владельцев. Потом в рабов стали обращать и своих обедневших соплеменников.

Позже, во II-I тысячелетиях до н. э., рабовладельческий строй установился и в других странах – в древней Греции, в древнем Риме. Примерно тогда же возникли рабовладельческие государства и на юге нашей страны – в Закавказье, Средней Азии, на побережье Черного моря.

2. Царство Урарту и его культура

В начале I тысячелетия до н. э. в Закавказье вокруг горы Арарат и высокогорного озера Ван возникло государство Урарту. Его название и название горы Арарат происходят от общего корня.

Почва здесь большей частью каменистая. Для ее обработки необходимы были железные орудия. Жители Урарту еще в начале I тысячелетия до и.

э. научились добывать и обрабатывать железо. Землю в Урарту стали пахать плугом с железным лемехом. Только с использованием железных орудий в Урарту появились излишки продуктов, которые могла присвоить родовая знать. Возникло имущественное неравенство.

Образовались классы рабовладельцев и рабов, а вместе с ними возникло и государство.

Тысячи рабов трудились в хозяйстве урартской знати: обрабатывали землю, сооружали оросительные каналы, добывали железо и изготовляли из него орудия труда и оружие, пасли скот.

Рабовладельцы вели жестокие войны для захвата добычи. Пленных превращали в рабов.

В царстве Урарту развилась для того времени высокая культура. Там работали искусные мастера по сооружению оросительных каналов и больших водохранилищ.

В Урарту развилось строительное искусство – нас поражают остатки грандиозных крепостей и дворцов, сооруженных трудом рабов. Стены дворцов украшены мрамором, выложены цветным камнем.

Важно

В окрестностях Еревана раскопали дворец – в нем 120 комнат, большие кладовые, где хранилось зерно и высокие сосуды с вином, В скале возле озера Ван были высечены огромные помещения, вероятно, для гробниц урартских царей.

Урарты славились обработкой металлов.

Бронзовые щиты и чаши царей покрыты замечательными рисунками талантливых ремесленников; на рисунках изображены львы, быки, боевые колесницы, вооруженные воины.

Карта  Царство Урарту: 

В Урарту была развита письменность.

До наших дней сохранились глиняные таблички и каменные плиты с клинообразными письменами, рассказывающими о хозяйстве и военных походах царей. На скале царь Аргишти I (середина VIII в. до н. э.) в память одного из походов велел высечь такие слова: «64 071 человека частью я смерти предал, частью живыми увел. Увел еще 286 коней, 2251 быка и 8205 овец».

Жестокие войны с соседями ослабили царство Урарту. Оно просуществовало около трехсот лет и было разгромлено соседними племенами в начале VI в. до н. э.

Армянский и грузинский народы – наследники культуры Урарту.

3. Народы Средней Азии в древности

На территории Средней Азии с древнейших времен жили предки современных народов нашей страны – таджиков, узбеков, туркмен, казахов, киргизов.

В степях Южного Казахстана и Средней Азии в I тысячелетии до н. э. жили кочевники-скотоводы, по берегам рек Аму-Дарьи, Сыр-Дарьи, Зеравшана – земледельческие племена. В условиях жаркого и сухого климата земля при искусственном орошении давала богатый урожаи. Многочисленные каналы питали живительной влагой поля пшеницы, цветущие сады и виноградники.

Одно из древнейших государств Средней Азии – Хорезм – образовалось в районе нижнего течения реки Аму-Дарьи. Большие поселки, обнесенные стенами, и города-крепости защищали земледельческое население от набегов кочевых племен. Искусные ремесленники и рабы возводили огромные дворцы и храмы. До наших дней в пустынях Средней Азии сохранились развалины некогда цветущих и богатых городов и поселков.

Советские археологи открыли выдающийся памятник культуры древнего Хорезма – замок Топ рак-Кала. Высоко поднимались три башни замка. В многочисленных комнатах- яркая, многоцветная роспись стен, лепные украшения карнизов, большие глиняные скульптуры, раскрашенные в различные тона: лица – телесного цвета, одежда – белого, зеленого, голубого, красного, черного.

Богатства Средней Азии прельщали многих завоевателей.

В VI в. до н. э. в Среднюю Азию вторглось многотысячное войско персидского царя. Особенно решительное сопротивление ему оказали кочевые племена. С большим трудом удалось персидским захватчикам подчинить своей власти Среднюю Азию. Всю территорию страны они разделили на отдельные области – сатрапии. Во главе каждой стоял наместник персидского царя – сатрап. Завоеватели грабили население, взыскивали бесчисленные подати.

Народное предание рассказывает, что бесстрашный юноша – пастух Ширак под видом проводника заманил однажды персидское войско в безводную пустыню. Много врагов погибло. Погиб и Ширак. Но память о его подвиге живет в веках.

В IV в. до и. э. в Среднюю Азию вторглась армия Александра Македонского. Почти три года пришлось затратить знаменитому полководцу древности, чтобы завоевать Среднюю Азию. Особенно стойкое сопротивление ему оказало население Согдианы (бассейн реки Зеравшан). Согдийцы нападали на отдельные отряды завоевателей, уничтожали их и освобождали города и области, завоеванные македонянами. Жестокими мерами пытались подавить сопротивление населения завоеватели. Они разрушали города, истребляли всех мужчин, а женщин и детей обращали в рабство.

Совет

История народов Средней Азии знает немало примеров самоотверженной борьбы против иноземных завоевателей. Не раз население Средней Азии попадало под власть соседних государств.

В тяжелых условиях развивали народы Средней Азии свое хозяйство и культуру: проводили многочисленные оросительные каналы, строили города, совершенствовали разнообразные ремесла, прокладывали торговые пути.

С древних времен народы Средней Азии имели связи с греками, иранцами, индийцами, китайцами и многое заимствовали друг у друга. Через Среднюю Азию везли из Китая шелк в далекий Рим. Из Рима и Византии везли на Восток хрусталь и изделия из тонкого разноцветного стекла. Славились ферганское оружие и сосуды из серебра и золота. Из Индии пришла в Среднюю Азию культура хлопка. Хлопчатобумажные ткани из Средней Азии попадали даже в Рим. В Самарканде построили водопровод, похожий на римский.

Народы Средней Азии внесли большой вклад в развитие культуры многих стран древнего Востока.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-nashej-strany-nechkina-lejbengrub/209-rabovladelcheskie-gosudarstva-zakavkazya-i-srednej-azii.html

Кочевые племена Казахстана 8-7 века до н.э. Государство саков

С сакским временем связана эпоха освоения степных и горных пространств, господство скотоводства в его различных формах в сочетании с земледелием. По мнению ряда исследователей, саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в Северном Причерноморье; саки-тиграхауда – в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга – в долине Мургаба.

Кочевое скотоводство, для которого были характерны длительные перекочевки на зимние пастбища, было присуще западному и отчасти центральному Казахстану. В случае кочевого скотоводства весь род и все племя со своими стадами и пожитками передвигались на большие расстояния как в меридиальном, так и в широтном направлениях.

Мужчины ездили на лошадях, женщины, дети и старики – в повозках, покрытых войлоком. Зимние стужи кочевники проводили на зимовках, расположенных в песках, где ветер сдувал снег и обнажал землю с высохшей травой, либо по берегам рек и озер в местах, которые не продувал ветер и где сохранялся подножный корм для скота. Зимние стоянки не были долговременными.

Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца, верблюд, наиболее приспособленными для кочевок. Полукочевой вид скотоводства предусматривал наличие постоянных зимних и летних стоянок, на которых скотоводы проводили лето и зиму. На зимниках строились жилища (землянки, полуземлянки).

Часто на зимниках на лето оставалась часть населения, которая занималась хлебопашеством, заготавливала на зиму растительную пищу. Такое скотоводство было распространено в Восточном Казахстане, Семиречье, ряда районов центрального и западного Казахстана. Следующий тип скотоводства –оседлый. Предусматривал постоянную оседлость части населения, которая занималась земледелием.

Другая со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища, расположенные неподалеку. Так было на юге Казахстана, в долинах рек Сырдарья, Арыси, Келеса. В стаде было много крупного рогатого скота.

Читайте также:  Екатерина i. наследство петра великого, начало дворцовых переворотов

Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков.

Высокого уровня у саков достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработкой, в частности, с литьем бронзы. Как и в эпоху бронзы, продолжали разрабатываться месторождения железа, меди, олова, серебра, золота. Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники стрел, копий, украшения, предметы конской утвари. Для отливки изделий использовались формы из камня и глины.

Обратите внимание

В сакское время использовался звериный стиль, сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Азию и Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона. Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел.

Все перечисленные образы не были только украшениями. Саки вкладывали в них определенное содержание. Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы, солнцу, ветру, грозе, грому, которые представились им в образе богов, а боги воплощались в фантастических зверей, птиц, животных, таких как крылатые кони, кони-грифоны.

Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали в жизни своеобразный звериный стиль в искусстве евроазиатских степей.

Таким образом, в целом сакско-скифский звериный стиль сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.

Источник: https://studopedia.org/6-72104.html

Ранний железный век на украинских землях. Мир кочевников | История Украины, 7 класс

План изложения

Хронология

722 705 до н.э. Походы киммерийцев в Переднюю Азию
7 ст. до н.э. Вторжение скифов в Северное Причерноморье
5 – 4 ст. до н.э. Сутки расцвета скифского государства ( Великая Скифия)
514 г. до н.э. Война скифов с персидским царем Дарием
3 ст. до н.э. Вторжение сарматских племен
3 ст. до н.э. нач. 4 ст. н.э. Малая Скифия

Основные понятия и термины

Ранний железный век – один из периодов развития человечества за археологической периодизации.

Отмечается расселением индоевропейцев, технологическим переломом в изготовлении орудий труда и оружия, возникновением первых государственных образований, периодом существования ярких кочевых образований.

На территории Украины эта эпоха приходится на I тыс. до н.э. – Начало I тыс. н.э. и хронологически соответствует Киммерийском, скифского и сарматского суткам истории

Фигуры

Геродот – выдающийся древнегреческий историк. Много путешествовал Малой Азией, был в Египте, Вавилоне, Финикии, Сирии, Западном Причерноморье, Ольвии. Автор труда, условно названная «Историей», которая представляет собой первую широкую историческую рассказ о государствах и народах Азии и Европы.

Излагая различные версии, Геродот проявлял критическое отношение к собранного материала. Еще в древности Геродота назвали «отцом истории». В эллинистическое время александрийские ученые разделили «Историю» Геродота на 9 книг (по количеству греческих муз).

Четвертая книга является ценнейшим источником по истории, этнографии и географии Северного Причерноморья.

Основной изложение

1. Ранний железный век

  • Утверждение железа как распространенного металла на землях Украины состоялось в 7 в. до н. н.э., о чем свидетельствуют материалы археологических раскопок.
  • Появление железных орудий труда и оружия повлекла бурное развитие хозяйства и военного дела.
  • Земледельческие племена начали применять железный плуг , с помощью которого можно было вспахать больше земли, а значит – собрать лучшие урожаи.
  • Скотоводы степи за те сутки зажили кочевой жизнью, постоянно переходя вместе со скотом на новые земли. Они научились ездить верхом на лошадях и преодолевали на этих быстроногих животных огромные расстояния.
  • С изобретением железа скотоводы-кочевники превратились в непобедимых воинов. Историю воинственных кочевников на наших землях основали киммерийцы

2. Киммерийцы

Свидетельство источников о киммерийцев

  • Киммерийцы – кочевой ираноязычный народ, пристранствовал из Нижнего Поволжья в причерноморские степи в 9 в. до н. н.э. и царил здесь на протяжении двух веков

  • Киммерийцы – первый народ на наших землях, чье название нам известна. Сохранили ее письменные источники, правда не самых киммерийцев, поскольку они не имели письменности, а ассирийцев и греков.
  • давнее упоминание о киммерийцев содержится в знаменитой «Одиссее», а подробная – в труде Геродота.
  • Загадочными и непостижимыми выдавались жители причерноморских степей греческим авторам.
  • Гомер, в частности, называл их странными дояра кобылиц и молокоидамы, земля которых издавна «облаками и дымкой вповита».
  • Настоящими чертами полны ассирийские и вавилонские свидетельство о киммерийцев, так народам Ближнего Востока пришлось пережить их нашествие

Киммерийцы – воины

  • Все письменные упоминания о киммерийцев связанные с их военными походами.
  • Войско киммерийцев состояло из подвижных отрядов всадников.
  • Как свидетельствуют археологические находки, киммерийцы для своего времени были непревзойденными мастерами военного снаряжения.
  • Главным оружием киммерийских воинов был мощный дальнобойный лук. В ближнем бою они применяли железные мечи длиной более метра.
  • О совершенстве конского снаряжения киммерийцев свидетельствует тот факт, что его позаимствовали тогдашние народы.

Для истории народов, проживавших на землях Украины в давние времена, это обстоятельство важна тем, что именно киммерийцы были первыми, кто из жителей Степи научился производить железо, вот почему с ними связано начало железного века на наших степных просторах.

Образ жизни киммерийцев

  • Киммерийцы были первым народом на украинских землях, которого исследователи называют кочевым .
  • Киммерийцы не строили жилищ, а их жизнь пробежало в бесконечной путешествии степью или верхом на лошадях или в кибитках, запряженных волами. Основой их хозяйства было коневодство . То, чего не могли дать лошади, киммерийцы завоевывали

3. Походы киммерийцев против земледельцев Лесостепи. Чернолесская культура

Военные походы киммерийцев донимали не только народам Ближнего Востока. Царя в причерноморских степях, они не могли обойти мира земледельцев Лесостепи. На землях от среднего Днестра на западе до среднего течения Ворсклы на востоке в те времена жили многочисленные племена, которые археологи называют носителями чернолесской культуры

  • Свое название культура получила от великого Черного леса в верховьях реки Ингулец, где было найдено ее достопримечательности
  • Археологические находки свидетельствуют, что они выращивали просо, ячмень, рожь, пшеницу. Урожай собирали бронзовыми серпами и хранили его в специальных ямах, сделанных в пол жилищ.
  • Зерна собиралось достаточно, чтобы содержать большое поголовье свиней. Кроме того, чорнолисци разводили коров, коз, овец, лошадей.
  • Но больше всего поражает мастерство чернолесских кузнецов. Археологам посчастливилось найти стального меча длиной 108 см.
  • Первых нападений киммерийцев чорнолисци потерпели уже изначально их господства в Степи. Но наиболее острым это противостояние было в 8 ст. до н. н.э. Именно тогда возникли мощная защитная линия по многим крепостей-городищ вдоль Тясмина, а в Черном лесу – опоясан тремя рядами валов и рвов городище
  • Борьба против киммерийцев была жестокой, нападения кочевников заканчивались основном разрушительной пожаром, многие чорнолисцив попадали в плен.
  • Многочисленные археологические находки свидетельствуют, что в конце 8 ст. до н. э киммерийцы преодолели сопротивление чернолесской населения, проникли в глубь их земель и завладели важными городищами.
  • результате из числа чорнолисцив получили распространение вещи киммерийского образца, прежде оружие и конское снаряжение. И какими непобедимыми воинами казались киммерийцы, в 7 ст. до н. э их господство в Степи прервалось, а сами они рассеялись, покоренные значительно более мощными племенами скифов

4. Скифы: расселение и занятия

В причерноморские степи они пристранствовали из степных районов Предкавказья. Как и киммерийцы, скифы были кочевниками , основу хозяйства которых составляло коневодство .

  • Так же имели опыт походов на страны Передней Азии. Однако, столкнувшись с упорную отпор, вынуждены были изменить направление походов за добычей.
  • Как и киммерийцы, были ираноязычными. Так, покорив киммерийские племена, они образовали единую кочевую орду, в которой быстро стали одним народом
  • Поскольку скифы были кочевниками, они не оставили после себя поселений. Единственными памятниками их жизни являются могилы-курганы
  • Скифы верили, что смерть человека означает окончание ее жизни земной и начало потустороннего.
  • Могилы богатых скифов обустраивались как подземные жилища. В глубоких ямах они сооружали из дерева несколько помещений, которые называют катакомбами .
  • Покойника клали туда, одетого в самые нарядные одежды, который он имел при жизни, в драгоценных украшениях и с оружием, наряду ставили посуду с едой и напитками.
  • Наряду с хозяином был и его боевой конь в снаряжении, рабы.
  • Сверху подземное жилище перекрывали досками и насыпали над ним курган. Что уважаемых был покойник, тем выше курган насыпали над его могилой.
  • бедных скифов хоронили без значительных почестей в обычных ямах
  • Скифов считают изобретателями сложного дальнобойного лука, стрелу из которого умелый воин мог отправить на расстояние более 500 м. Именно такими луками пользовались кочевые народы Евразии на протяжении 1-го тыс. до н. э

5. Великая Скифия

  • Во времена наибольшего могущества скифы распространили власть на многие соседних народов. 5-4 века до н.э. достигла расцвета их государство. Ученые условились называть ее Великая Скифия .

  • Территория Великой Скифии, по свидетельству Геродота, составила огромный квадрат, южный край которого протянулся вдоль Черного моря от Дуная до Азовского моря. Согласно северо ее границу должен пройти примерно вдоль Припяти, через Чернигов, Курск и далее в Воронеж.
  • Те земли, рассказывает греческий историк, населявших скифские и нескифськи племена. К скифских племен Геродот относил собственно скифов (скифов-кочевников), царских скифов, скифов-пахарей, скифов-земледельцев.
  • В причерноморских степях жили скифы-кочевники и царские скифы . Что касается территорий, заселенных скифами-пахарями и скифами-земледельцами , то исследователи в течение длительного времени спорили. Сейчас преобладает мнение, что скифы-пахари жили в лесостепной зоне Правобережной Украине, а скифы-земледельцы – на Левобережье.

  • ираноязычными были скифы-кочевники и царские скифы . Они, собственно, господствовали в Великой Скифии, покорив другие племена. О величии скифского государства тех времен свидетельствуют царские курганы – величественные погребальные памятники влиятельных и состоятельных скифов.
  • Большинство из них открыто в Нижнем Приднепровье. К наиболее известным относятся курганы Чертомлык , Солоха, Гайманова Могила, Толстая Могила и др.
  • Сказочная роскошь утварь царских курганов создавалась трудом многих народов, населявших Скифию.
  • Важным источником обогащения для царских скифов были земли скифов-пахарей и скифов-земледельцев.
  • Как свидетельствует название, которую дал племенам Геродот, были они земледельцами. Скифы-пахари выращивали пшеницу не только для собственного потребления, но и на продажу

Скифский царь Атей

  • Наивысшего подъема Великая Скифия достигла в 4 ст. до н. э во времена царя Атея

  • Из греческих источников узнаем, что царь-воин покорил своей власти все скифские земли от Дуная до Дона.
  • Свидетельством могущества Атея было чеканки им собственной монеты
  • Атей вел активную захватническую политику. Это и привело противостояние Великой Скифии с Македонской государством, именно тогда набирала силы и стремилась новых земель.
  • В битве против македонцев во главе с царем Филиппом (отцом Александра Македонского) 339 г. до н. э столетний Атей погиб

Упадок Великой Скифии

  • В 4-3 вв. до н. э положение Скифии внезапно ухудшилось. Безвозвратно исчезли степные скифские памятники.
  • Причинами упадка скифского государства исследователи считают высыхания степей, упадок хозяйственной жизни Лесостепи за жестокого использования его ресурсов.
  • Великая Скифия перестала существовать.
  • Однако сами скифы не исчезли с исторической арены: они отошли на юг и создали две Малые Скифии. Первая – в Нижнем Подунавье, вторая – в степном и предгорном Крыму со столицей Неаполем

Духовный мир Великой Скифии

  • Народы Великой Скифии не имели письменности. Об их духовном мире узнаем из скифских украшений, посуда, а также из рассказов греков.
  • Посуда, оружие, украшения скифы украшали сценками из своих мифов, легенд. Итак, внимательное их изучение позволяет восстановить скифскую мифологию.
  • Изображения богов сохраняются на скифских памятниках. Неповторимости им предоставляет « звериный стиль ». Для отделки оружия и предметов быта скифы использовали изображения оленей, баранов, лошадей, пантер, барсов, львов, птиц и рыб. Встречаются также изображения фантастических существ – крылатых грифонов с туловищами львов и грифобаранив.
  • Ставили скифы и каменные скульптуры – навершие курганов. Из камня вирубалися схематические мужские фигуры, на которых порой прорезали черты лица, руки, детали одежды и оружия

6. Сарматы

  • В 3 ст. до н. э скифов в причерноморских степях заступили сарматы. Эти родственные скифам ираноязычные кочевники происходили из приуральских-поволжских степей
  • Как они называли сами себя, науке неизвестно. Именем «сарматы» их нарекли греки и римляне.
  • Ученые предполагают, что это название происходит от древнеиранского слова «саоромант», что означало «опоясанный мечом»
  • Следует помнить, что наряду с этнонимом «сарматы» античные авторы предпринимались и другие; это объясняется тем, что сарматы жили племенами, каждое из которых имело свое название, как языги, роксоланы, сираки, аорсы, аланы т.д.
  • Жизнь и быт сарматов были подобными скифского. Они так же, как и скифы, были скотоводами-кочевниками. Так же много значили для них военные походы. Античные источники подробно рассказывают о снаряжении сарматов, об их воинственность.
  • Это свидетельство, к тому же, недвусмысленно указывает на участие сарматов в тогдашних европейских событиях.
  • качестве активного военная сила они были привлечены, в частности, к войн против Рима. Не гнушались нападать коленами и на менее состоятельных жителей Лесостепи: от 1 ст. до н. е. в погребениях сарматов случаются единичные вещи выходцев из Поднепровья пленных и превращенных в рабов

Владычество сарматов в Причерноморских степях продолжалось почти 600 лет. Положили ему конец германские племена готов и нашествие новых кочевников – тюркоязычных гуннов

Источник: https://geomap.com.ua/ru-uh7/276.html

А) Кочевники Центральной Азия

Со второй половины I тысячелетия до н. э.в жизни Европы и Азии начинают играть всё большую роль кочевники Центральной Азии. Географические условия: степи, пустыни. Образ жизни: кочевой. Особенно ценной для кочевников была лошадь.

По словам ведущего исследователя в отечественной номадологии Н. Крадина, для кочевых империй были характерны следующие признаки:

1) многоступенчатый иерархический характер социальной организации, пронизанный на всех уровнях племенными и надплеменными генеалогическими связями;

2) дуальный («на крыльях») или триадный («на крыльях» и центр) принцип административного деления империи;

3) военно-иерархический характер общественной организации «метрополии», чаще всего по «десятичному» принципу;

4) ямская служба как специфический способ организации административной инфраструктуры;

5) специфическая система наследования власти (империя – достояние всего ханского рода, институт соправительства, курултай);

6) особый характер отношений с земледельческим миром.

Важно

Кочевые тюркоязычные племена уйгуров, киргизов, киданей, монголов, казахов, туркмени т.д. в этот период эволюционировали от патриархально-общинной к государственно-общинной системе социальных связей.

Ислам стал фактором вхождения этих племен в цивилизацию и создания государственных образований. При этом первые исламизированные кочевые государства выступали бедной периферией процветающего в то время исламского мира.

По языковой принадлежности древние кочевники Центральной Азии не были однородны. Они говорили на индоевропейских, финно-угорских, тюркских, монгольских, тунгусо-маньчжурских и тибето-тангутских языках. Большинство этих кочевых племён Азии во второй половине I тысячелетия до н. э.

,когда о них впервые появляются сведения в письменных источниках, находилось на стадии разложения первобытно-общинного строя. С одной стороны, у них сохранилась ещё родовая организация, с другой — появляется рабство, начинается имущественное расслоение среди свободных, выделяется племенная знать.

В условиях кочевого быта формируется племенная собственность на землю, прежде всего на зимние и летние пастбища.

Кочевые племена Центральной Азии находились в постоянной борьбе между собой. Более слабые племена вытеснялись с лучших пастбищ более сильными и воинственными. Часто кочевники вторгались на территории с оседлым населением и подчиняли его своей власти. В ходе вторжений возникали крупные племенные объединения, превращавшиеся иногда в огромные «державы» кочевников.

Гунны.Первое крупное племенное объединение на территории Центральной Азии складывается ещё в конце III в. до н. э. у гуннов. Вскоре после своего возникновения оно начинает оказывать влияние на соседние страны — на Китай и Среднюю Азию.

Территория, занятая гуннами, отличалась резко континентальным климатом. На обширных пространствах гунны занимались кочевым скотоводством. Они разводили в первую очередь лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, а также верблюдов, ослов и лошаков.

Скот был основным объектом меновой торговли с китайцами. Некоторую роль в хозяйстве гуннов играла и охота. На севере, в тайге, жили зависимые от гуннов охотничьи племена; меха — один из основных продуктов их охоты — посылались в дар китайским императорам.

Известное развитие в стране гуннов получило ремесло.

Во главе племён стояли вожди, съезжавшиеся три раза в год для совета и жертвоприношений; они осуществляли верховный суд, решали дела войны и мира, утверждали нового общего вождя после смерти старого.

Глава всего союза, судя по китайскому воспроизведению этого слова, именовался «дзену» лишь впоследствии соответствующие китайские иероглифы стали произноситься «шаньюй», как обычно называют гуннских вождей в исторической литературе.

Распад «державы гуннов». «Держава гуннов» после потери Восточного Туркестана (Синьцзяна) в конце II в. начала клониться к упадку. Своими завоевательными успехами китайцы подорвали её экономическую основу, поскольку благосостояние гуннов в значительной мере покоилось на эксплуатации богатых земледельческих оазисов, которые они теперь утратили.

Усуни.Первоначальным местом расселения усуней была часть нынешней провинции Ганьсу, где они жили вперемежку с юэчжи. При одном из столкновений с юэчжи усуни были разгромлены, и основная масса племени отошла на северо-запад.В I в. до н. э.

кочевья усуней располагались между озёрами Балхаш и Иссык – Куль, захватывая и травянистые равнины Семиречья и горные пастбища Тянь – Шаня. В стране усуней было и довольно значительное оседлое земледельческое население, состоявшее из посаженных на землю рабов.

Ремёсла— ткацкое, кожевенное, кузнечное, ювелирное — стояли у усуней довольно выооко. Переселившись в Семиречье, усуни смешались с местным населением.

Совет

Поэтому в культуре усуней наряду с элементами, принесёнными ими с родины, имелись и такие, которые восходили к древним насельникам Семиречья и долины реки Таласа (к западу от Семиречья) — сакам.

В процессе переселения усуньских племён в Семиречье образовался союз племён, глава которого назывался гунъмо. Большое значение продолжали иметь родовые связи. Несмотря на известные пережитки матриархата и относительно свободное положение женщины, у усуней господствовала патриархальная семья.

Разложение первобытно-общинного строя зашло у усуней достаточно далеко. Подобно гуннам усуни во время войн прибегали к массовому захвату рабов.

Рабы попадали преимущественно в руки племенной знати, которая, эксплуатируя их труд, всё; более выделялась из общей массы свободных.

Среди рядового свободного населения у усуней были и кочевники и земледельцы, знать же вела исключительно кочевой образ жизни. Важнейшим видом богатства был скот. Богатые люди имели от 4 тыс. до 5 тыс. лошадей.

Одновременно с развитием элементов классового общества происходило укрепление власти вождя союза племён.

Б) Впервые этноним (название «тюрк») упоминается в китайских письменных источниках в 542 г. Как утверждают некоторые исследователи, в переводе с монгольского «тюрк» означает шлем, по форме напоминающий тукоетау.

Первоначально термин «тюрк» означал также представителя знати или военной аристократии,т. е. имел чисто социальное значение. Впоследствии он стал символом господствующего. Во второй половине VI в. этот термин получает широкое распространение среди византийцев, арабов, сирийцев, попадает в санскрит, различные иранские языки, в тибетский.

До создания каганата слово «тюрк» означало лишь союз десяти (позднее двенадцати) племен, сложившийся вскоре после 460 г. на Алтае. Это значение сохранилось термином и в эпоху каганатов. Оно отражено древнейшими тюркскими текстами в выражении «тюрк бодун» (бодун союз племен). Еще в середине VIII в. источники упоминают «двенадцатиплеменный тюркский народ».

Этим же словом было обозначено и государство, созданное собственно тюркскими племенами-союзов-Тюркэль (тюркская страна, государство). Оба этих значения отражены в древнетюркских эпиграфических памятниках и китайских источниках. В более широком смысле термин стал обозначать принадлежность различных кочевых племен к державе, созданной тюрками.

Так его употребляли византийцы и иранцы, а иногда и сами тюрки. Последнее значение термина получило дальнейшее развитие у арабских историков и географов в IX-XI вв., где слово «тюрк» появляется как название группы народов и языков, а не как название какого-либо одного народа и государства.

Именно в арабской научной литературе возникло общее понятие о генетическом родстве языков, на которых говорили тюркские племена, и генеологическом родстве самих этих племен. Абул- газы Бахадур хан в своей «Тюркской летописи» отмечает, что в тюркском государстве есть пять родов самых знаменитых. Это: уйгуры, канглы, кипчаки, калашы, карлики.

А в русских же летописях 985 г. упоминается племя торков — т. е. тюрков, но это лишь одно из многих кочевых объединений Великой степи, называемое вместе с берендеями, печенегами, черными клоабуками, половцами.

Тюркский каганат

Время сотворения мира совмещено со временем появления людей, сотворение «сынов человеческих» предельно близко ко времени царствования первых тюркских каганов, покоривших «народы четырех углов света». Почти через двести лет после возникновения Тюркского государства (эля) для автора надписи история совместилась с легендой. В первом тысячелетии н. э.

Обратите внимание

началось постепенное изменение этнической сферы в евразийских степях. Преобладание здесь все более переходило к тюркоязычным племенам. Ускорение процессов социального развития и территориально-политической консолидации привело во второй половине 1 тыс к созданию тюркоязычными племенами нескольких крупных государственных образований (каганатов).

Территориально они охватывали Южную Сибирь, Центральную и Среднюю Азию, Нижнее Поволжье и Северный Кавказ. Перечислим их: Первый Тюркский каганат, Восточно-тюркский каганат, Западно-тюркский каганат, Тюргешский каганат, Уйгурский каганат, а также государство енисейских кыргызов, карлуков, кимаков и приаральских огузов.

Историками это время принято называть древнетюркской эпохой.

Древние тюрки. Тюркский каганат включается в систему политических и экономических отношений крупнейших государств того времени: Византии, Сасанидского Ирана, Китаяи ведет борьбу за контроль на торговом пути, связывающем Дальний Восток со странами Средиземноморья. Уже к 555 г.

тюркские племена, двигавшиеся на Запад, овладели Семиречьем и всей степной зоной Казахстана, вплоть до СырДарьи и Приаралья. Возможно, тогда же суверенитет тюркского каганата распространился на Хорезм.

Следует отметить, что движение тюрков на Запад было не просто завоеванием, а крупной миграцией Центрально-азиатских тюркоязычных племен и заселением ими обширных горно-степных районов на Севере и Востоке Средней Азии, прежде всего в казахстанские степи.

Местные кочевые племена, по языку родственные тюркам, были либо включены в военно-административную систему, созданную тюрками, либо бежали в степи Юго-Восточной Европы.

Таким образом, уже через три года после создания Первого Тюркского каганата на его западных, среднеазиатских территориях сложилась военно-административная система, подобная той, которая существовала на Востоке, но не объединенная с ней. Тем самым были созданы политические условия для последующего распада каганата.

После завоевания Средней Азии, тюрки стали хозяевами значительной части торгового пути из Китая в страны Средиземноморья — Великого Шелкового пути. Главными посредниками в торговле были согдийцы и персы, контролировавшие путь от Пайкенда — близ Бухары, до Сирии. Основным покупателем тканей была Византия.

Это приносило тюркам большие доходы. В Иране и Византийской империи, особенно в Сирии и Египте, существовало развитое шелкоткацкое производство. Но сырьем для него был шелк-сырец, ввозимый из Восточного Туркестана и Средней Азии. Однако в VI в. в Иране и Византии появляется свой шелк-сырец, что снизило уровень доходов тюрков. Это послужило причиной похода тюрков против Ирана, первый раз в союзе с Византией в 569 году завершившегося захватом в Гургане (Иран) нескольких богатых городов.

Тюргешский и Уйгурский каганат. Далее на территории Казахстана и прилегающих к нему земель последовательно создается Тюргешский каганат (679-715). Этому предшествовали кампания против Северного Китая, разгром киданей, подчинение Тувы и разгром государства енисейских кыргызов.

Важно

Кроме того, была установлена власть на всей территории от Чача (Ташкент) до Турфана и Бешбалыка. Падение второго Тюркского каганата создает в степи политический вакуум. В борьбу за господство над тюркскими племенами, за титул кагана вступают племена победителей, довершившие разгром тюркской империи — басмыды, уйгуры, карлуки.

Сильнейшими оказались уйгуры, отнявшие власть у басмылов и создавшие Уйгурский каганат (647 г.) в бассейне рек ТолаиОрхон. Уйгуры, также как и тюрки, кыргызы, кипчаки, принадлежали к числу древнейших племенных союзов Центральной Азии. Значительная группа уйгуров мигрировала на Запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы.

Оставшиеся в центральноазиатских степях были подчинены тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли уйгуров (теле — по китайским источникам) были тогда в Джунгарии и Семиречье. После падения первого Тюркского каганата (630 г.

) уйгуры выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом Ягдакар. В борьбе с тюрками в начале 80-годов уйгуры (теле, токуз-огузы) потерпели поражение и утратили свою государственность.

В) Древнетю́ркское руни́ческое письмо́ (орхо́но-енисе́йская пи́сьменность) — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X вв. н. э.

Исследователями выделяются 7 групп (принадлежащие, соответственно): ленско-прибайкальская (курыканам), енисейская (Кыргызскому каганату), монгольская (Восточно-тюркскому каганату), алтайская (Западно-тюркскому каганату), восточно-туркестанская (Уйгурскому каганату в Монголии), среднеазиатская (Уйгурскому государству в Восточном Туркестане), восточно-европейская (булгарам, хазарам и печенегам). Алфавит классического периода (VIII в. н. э.) в орхонской разновидности состоял из 38 букв и слово-разделительного знака. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем. Направление письма горизонтальное, справа налево.

Памятники, написанные древнетюркским письмом (в основном эпиграфические, небольшое число рукописей сохранилось в Восточном Туркестане), были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири, в которых в раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, древних уйгуров, енисейских кыргызов, карлуков и др. Орхоно-енисейский язык существовал в нескольких локально-хронологических вариантах, соотносимых с такими территориальными группами памятников, как орхонские, восточно-туркестанские, енисейские, таласские, алтайские и некоторые другие. В них иногда проступают различия между живыми диалектами указанных древних этносов.

Памятники древнетюркского письма располагаются на территории таких современных стран как Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Монголия. Один из редких рукописных рунических памятников — Книга гаданий.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s63791t3.html

Ссылка на основную публикацию