Высшие органы власти и управления в первой четверти 18 в.

Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В
Рубрика (тематическая категория) Право

В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Данные реформы принято подразделять на три этапа ˸

1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;

2) 1710–1719 гг. – ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

3) 1719–1725 гг. – образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой.

Обратите внимание

Первостепенное значение приобрела Ближняя канцелярия , на заседании которой в 1705 г. принимаи участие не более 20 человек. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров – совет глав важнейших ведомств при царе.

Следующим в реформе центральных органов власти стало создание Сената , который был образован в 1711 г. Его члены назначались царем. В состав Сената первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. С 1718 по 1722 гг. данный орган стал собранием президентов коллегий, а в 1722 г.

он был реформирован тремя указами императора. Эта реформа превратила Сенат в высший орган центрального управления , который встал над всем государственным аппаратом. В его компетенцию входили вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней.

В целях надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала , которому должны были быть подчинены провинциал-фискалы .

Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата , восстановленная в 1712 г. Недовольный работой фискалов Петр I учредил при Сенате в 1715 г. должность генерального ревизора , или надзирателя указов. В 1722 г.

руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору П. И. Ягужинскому(1683–1738 гг.).

В 1718 г. с учреждением коллегий все административные функции Сената переходят к коллегиям.

Сенат стал общим собранием президентов коллегий .

Это был не постоянно действующий орган, а временное собрание президентов, которое собиралось в случае необходимости для совместного решения по какому-то делу.

Важно

К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. Иными словами, на долю Сената не оставалось практически ничего, так как система коллегий охватывала все основные области государственной жизни.

Коллегиальная система предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Всего к 1721 г.

действовало 12 коллегий ˸ иностранная, военная, адмиралтейская, штатс-контор-коллегия (ведение всех госрасходов), ревизионная (контроль за доходами и расходами), коммерции, берг-коллегия (горное дело), мануфактур-коллегия (промышленность), камергерская (дворец), юстиции, вотчинная и камор-коллегия (налоги и сборы). Кроме того, на правах коллегий были главный магистрат, управлявший городским сословием, и Святейший правительствующий Синод.

Читайте также

  • – Тема 6. Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.

    1.Хронологические рамки царствования Петра I: А. 1672-1725 гг.; Б. 1682-1725 гг.; В. 1695-1725 гг.; Г.

    1700 – 1721 гг. Кто из правителей России последним короновался шапкой Мономаха? А. Федор Иоаннович – сын Ивана Грозного; Б. Иван V Алексеевич – брат Петра I; В. Екатерина II – Великая. … [читать подробнее].

  • – Текст рукописей XVI–XVIII вв.

    1. Текст рукописных книг и документов передается буквами современного алфавита с соблюдением правописания подлинника. 2. Опускается твердый знак после твердой согласной в конце слова и в середине слова, если он стоит между двумя согласными. 3. Буквы (ять), — десятиричное,… [читать подробнее].

  • – Сравнительно-историческое исследование в исторических теориях XVIII-XX вв.

    Мы условились, что нас интересует сравнительно-историческое исследование как метод построения метанарратива. По этой причине мы не будем возвращаться к историческим трудам эпохи Просвеще­ния, задача которых была дать нравоучительные примеры и посему «события и деяния»… [читать подробнее].

  • – Социокультурная ситуация рубежа XVIII—XIX вв.

    Конец XVIII — начало XIX в. прошли под знаком последствий Великой французской революции и наполеоновских войн. В этих условиях формируются новые подходы к осмыслению задач научного исторического знания. Особенностью XIX в. является фор­мирование альтернативных,… [читать подробнее].

  • – Русская монетная система в XVIII — начале XX в.

    Денежная реформа Петра I. Конец XVII в. характеризуется кризисным состоянием монетного дела и денежного обращения. Копейка, представлявшая практически единственный номинал денежной системы, стала к этому времени чрезвычайно легкой монетой (последний раз ее вес был понижен… [читать подробнее].

  • – Русская метрология XVIII–XX вв.

    Так как к началу этого периода русская система мер в основных своих чертах уже сложилась, основной задачей стала унификация мер и их уточнение, а также организация специальной службы надзора в области метрологии. В 1753 г. были ликвидированы внутренние таможни, что… [читать подробнее].

  • – Россия в XVIII веке

    XVIII век – период качественного скачка в истории России. В ее экономике, государственном строе, в организации армии, в культуре были осуществлены огромные преобразования. Коренным образом изменилось место России на международной арене. Важной гранью между средневековой… [читать подробнее].

  • – Российскоезаконодательство XVIII—XiX вв. как законодательство нового времени

    Изменение соотношения обычая и закона как источников права Начало нового этапа в истории русского законодательства, а точ­нее, в истории русского права и законодательства как его источника, большинство авторов связывает с изменением соотношения обычая и 53 Коркунов Н…. [читать подробнее].

  • – ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

    План 1. Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). 2. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой. Его сущность и противоречия. 3. Внешняя политика России во второй половине XVIII столетия. 1. «Не интересных эпох не бывает», – заметил поэт Булат Окуджава. И это действительно… [читать подробнее].

  • – Одиниці вимірювання і оподаткування у XVIII – XX ст

    Подальше розширення і вдосконалення зовнішніх та внутрішніх соціально-економічних торговельних зв'язків Російської імперії вимагало створення нових еталонів мір та вдосконалення метрологічної системи. Наприкінці 1736 р. Сенатом Росії була створена Комісія ваги та мір,… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/pravo/view/138237_vysshie_organy_vlasti_i_upravleniya_v_pervoy_chetverti_xviii_v

    40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В

    В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти

    реформы принято подразделять на три этапа:

    1)

    1699–1710 гг.

     – частичные преобразования;

    2)

    1710–1719 гг.

     – ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

    3)

    1719–1725 гг.

     – образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой.

    Первостепенное значение приобрела

    Ближняя канцелярия

    , на заседании которой в

    1705 г.

    принимаи участие не более 20 человек. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров – совет глав важнейших ведомств при царе.

    Следующим в реформе центральных органов власти стало создание

    Сената

    , который был образован в 1711 г. Его члены назначались царем. В состав Сената первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. С 1718 по 1722 гг. данный орган стал собранием президентов коллегий, а в 1722 г. он был реформирован тремя указами императора. Эта реформа превратила Сенат в

    высший орган центрального управления

    , который встал над всем государственным аппаратом. В

    его компетенцию

    Совет

    входили вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней.

    В целях надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность

    обер-фискала

    , которому должны были быть подчинены

    провинциал-фискалы

    . Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату

    Расправная палата

    , восстановленная в 1712 г. Недовольный работой фискалов Петр I учредил при Сенате в 1715 г. должность

    генерального ревизора

    , или надзирателя указов. В 1722 г. руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору

    П. И. Ягужинскому

    (1683–1738 гг.).

    В

    1718 г.

    с учреждением

    коллегий

    все административные функции Сената переходят к коллегиям.

    Читайте также:  Основные деятели и достижения российской культуры xviii - начала xx века

    Сенат стал общим собранием президентов коллегий

    . Это был не постоянно действующий орган, а

    временное собрание

    президентов, которое собиралось в случае необходимости для совместного решения по какому-то делу. К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. Иными словами, на долю Сената не оставалось практически ничего, так как система коллегий охватывала все основные области государственной жизни.

    Коллегиальная система предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Всего к 1721 г. действовало

    12 коллегий

    : иностранная, военная, адмиралтейская, штатс-контор-коллегия (ведение всех госрасходов), ревизионная (контроль за доходами и расходами), коммерции, берг-коллегия (горное дело), мануфактур-коллегия (промышленность), камергерская (дворец), юстиции, вотчинная и камор-коллегия (налоги и сборы). Кроме того, на правах коллегий были главный магистрат, управлявший городским сословием, и Святейший правительствующий Синод.

    В

    1722 г.

    были также учреждены должности

    рекетмейстера

    и

    герольдмейстера

    . Первый принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил о том Сенату, а в некоторых случаях и самому государю. Герольдмейстер заведовал всей службой дворян, а служить они должны были все (мужчины) пожизненно.

    В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти

    реформы принято подразделять на три этапа:

    1)

    1699–1710 гг.

     – частичные преобразования;

    2)

    1710–1719 гг.

     – ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

    3)

    1719–1725 гг.

     – образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой.

    Первостепенное значение приобрела

    Ближняя канцелярия

    , на заседании которой в

    1705 г.

    принимаи участие не более 20 человек. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров – совет глав важнейших ведомств при царе.

    Следующим в реформе центральных органов власти стало создание

    Сената

    , который был образован в 1711 г. Его члены назначались царем. В состав Сената первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. С 1718 по 1722 гг. данный орган стал собранием президентов коллегий, а в 1722 г. он был реформирован тремя указами императора. Эта реформа превратила Сенат в

    высший орган центрального управления

    , который встал над всем государственным аппаратом. В

    его компетенцию

    Совет

    входили вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней.

    В целях надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность

    обер-фискала

    , которому должны были быть подчинены

    провинциал-фискалы

    . Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату

    Расправная палата

    , восстановленная в 1712 г. Недовольный работой фискалов Петр I учредил при Сенате в 1715 г. должность

    генерального ревизора

    , или надзирателя указов. В 1722 г. руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору

    П. И. Ягужинскому

    (1683–1738 гг.).

    В

    1718 г.

    с учреждением

    коллегий

    все административные функции Сената переходят к коллегиям.

    Сенат стал общим собранием президентов коллегий

    . Это был не постоянно действующий орган, а

    временное собрание

    президентов, которое собиралось в случае необходимости для совместного решения по какому-то делу. К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. Иными словами, на долю Сената не оставалось практически ничего, так как система коллегий охватывала все основные области государственной жизни.

    Коллегиальная система предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Всего к 1721 г. действовало

    12 коллегий

    : иностранная, военная, адмиралтейская, штатс-контор-коллегия (ведение всех госрасходов), ревизионная (контроль за доходами и расходами), коммерции, берг-коллегия (горное дело), мануфактур-коллегия (промышленность), камергерская (дворец), юстиции, вотчинная и камор-коллегия (налоги и сборы). Кроме того, на правах коллегий были главный магистрат, управлявший городским сословием, и Святейший правительствующий Синод.

    В

    1722 г.

    были также учреждены должности

    рекетмейстера

    и

    герольдмейстера

    . Первый принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил о том Сенату, а в некоторых случаях и самому государю. Герольдмейстер заведовал всей службой дворян, а служить они должны были все (мужчины) пожизненно.

    Источник: http://www.srinest.com/book_1589_chapter_39_40.%C2%A0Vysshie_organy_vlasti_i_upravlenija_v_pervojj_chetverti_XVIII_V.html

    rulibs.com

    В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы принято подразделять на три этапа:

    1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;

    2) 1710–1719 гг. – ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

    3) 1719–1725 гг. – образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой.

    Первостепенное значение приобрела Ближняя канцелярия, на заседании которой в 1705 г. принимаи участие не более 20 человек. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров – совет глав важнейших ведомств при царе.

    Следующим в реформе центральных органов власти стало создание Сената, который был образован в 1711 г. Его члены назначались царем. В состав Сената первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. С 1718 по 1722 гг. данный орган стал собранием президентов коллегий, а в 1722 г.

    он был реформирован тремя указами императора. Эта реформа превратила Сенат в высший орган центрального управления, который встал над всем государственным аппаратом. В его компетенцию входили вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней.

    В целях надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому должны были быть подчинены провинциал-фискалы.

    Обратите внимание

    Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата, восстановленная в 1712 г. Недовольный работой фискалов Петр I учредил при Сенате в 1715 г. должность генерального ревизора, или надзирателя указов. В 1722 г.

    руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору П. И. Ягужинскому (1683–1738 гг.).

    В 1718 г. с учреждением коллегий все административные функции Сената переходят к коллегиям.

    Сенат стал общим собранием президентов коллегий.

    Это был не постоянно действующий орган, а временное собрание президентов, которое собиралось в случае необходимости для совместного решения по какому-то делу.

    Важно

    К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. Иными словами, на долю Сената не оставалось практически ничего, так как система коллегий охватывала все основные области государственной жизни.

    Коллегиальная система предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Всего к 1721 г.

    действовало 12 коллегий: иностранная, военная, адмиралтейская, штатс-контор-коллегия (ведение всех госрасходов), ревизионная (контроль за доходами и расходами), коммерции, берг-коллегия (горное дело), мануфактур-коллегия (промышленность), камергерская (дворец), юстиции, вотчинная и камор-коллегия (налоги и сборы). Кроме того, на правах коллегий были главный магистрат, управлявший городским сословием, и Святейший правительствующий Синод.

    В 1722 г. были также учреждены должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил о том Сенату, а в некоторых случаях и самому государю. Герольдмейстер заведовал всей службой дворян, а служить они должны были все (мужчины) пожизненно.

    Источник: http://rulibs.com/ru_zar/sci_juris/dudkina/0/j78.html

    Реформы органов государственной власти и управления в России в первой четверти XVIII в

    Основные понятия: Боярская Дума; Правительствующий Сенат; обер-прокурор; Магистрат; губернии; провинции; уезды; генерал-губернатор; абсолютизм; империя; фискалы; табель о рангах; коллегии;

    Персоналии: Александр Меншиков; Петр Шафиров; Павел Ягужинский;

    Всю внутреннюю гос. деят. Петра условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725. Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны.

    Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

    Во втором периоде реформы были более планомерными.

    Петром была проведена реформа гос. управления, преобразования в армии, был создан военный флот, была осуществлена реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. Также была осуществлена финансовая реформа, предпринимались мероприятия по развитию промышленности и торговли.

    Важно

    Если до Полтавской битвы наблюдаются отдельные попытки преодолеть недостатки старой приказной системы управления страной, то в дальнейшем происходит полная реформа органов центральной и местной власти. В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. Еще в 1704 г. был создан Кабинет – личная царская канцелярия.

    Читайте также:  Аракчеевщина при александре i

    B 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было в 1722 г.

    поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым». Сенаторы впервые были приведены к присяге, текст которой написал Петр I. В 1718-1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной.

    Вместо полусотни приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ, было учреждено первых 10 коллегий.

    Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иноcтpанных дел – внешними сношениями, Военная – сухопyтными вooрyженными силами, Адмиралтейская – флотом, Камер-коллегия – сбором доходов, Штатс-контор-коллегия расходами государства, Ревизион-коллегия – контpoлем за исполнением бюджета, Юстиц-коллегия – судопроизводством, Вотчинная – дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия – промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия, Коммерц-коллегия – торговлей. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Таким образом, сложилась единая для всей страны, централизованная ад-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Значительно выросло число чиновников. Только в органах центральных учреждений на конец петровского царствования их насчитывалось более 3 тыс., человек. Выросли и расходы на содержание управленческого аппарата. Генеральный регламент 1720 г. ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате.

    Государственная власть получила значительную самостоятельность по отношению к обществу, в том числе и к верхам господствующих сословий. Форсированное оформление абсолютизма в России пришлось на первую четверть XVIII в. — период царствования Петра I.

    Преобразования центрального и местного управления проводились постоянно на протяжении всей первой четверти XVIII в. и вышли за рамки реорганизации. В сущности, была создана совершенно новая административная система, некоторые элементы просуществовали около 200 лет.

    В процессе проведения политических (или, как их часто называют, административных) реформ прослеживаются несколько периодов. В первом периоде (1699-1705) произошли частичные эпизодические изменения в центральном государственном аппарате, которые пока не затрагивали существа приказной системы.

    Совет

    Во втором (1708-1720) были созданы основы стройной системы чиновно-бюрократического управления; в свою очередь, этот период состоял из двух этапов: а) «подготовительного» (1708-1715), ознаменовавшего начало решительных изменений в местном и высшем управлении и б) проведения основных преобразований центрального и местного управления (1717-1720); В третий период (1720-1724) завершилась бюрократизация управления и превращение России в военно-полицейское государство.

    Первые преобразования начались с городской реформы: в 1699г. была учреждена Бурмистерская палата в Москве (через несколько месяцев переименованная в Ратушу). Одновременно в других городах были созданы земские избы, которым передавалась часть вопросов местного управления.

    Создание Бурмистерской палаты (Ратуши) имело целью укрепить посадское самоуправление путем ограничения власти воевод передачей финансовых дел в руки купечества, которое, по существу, отныне стало финансовым агентом правительства. Приказы. Одновременно продолжается начатая еще в последние десятилетия XVII в.

    политика совершенствования центральных государственных учреждений: объединение ряда приказов в одно учреждение или передача ряда приказов в управление одного лица. В то же время, особенно в связи с началом Северной войны в 1700 г.

    , создаются новые приказы: Адмиралтейский, Провиантский, Приказ при генерал-комиссаре (вскоре переименован в Приказ военных дел), Артиллерийский, Рудокопных дел, Приказ земских дел . Ближняя канцелярия. В 1699 г.

    при Боярской думе учреждается единый орган по руководству приказами — Ближняя канцелярия, которая фактически подменила собой традиционный орган боярской аристократии — Думу. В 90-х гг. Боярская дума еще собиралась, но многие основные вопросы царь решал самостоятельно путем издания «именных указов».

    Основная задача Ближней канцелярии заключалась, по замыслу ре-форматоров, в финансовом контроле за приходом и расходом денежных средств всех приказов, однако, постепенно ее компетенция значительно расширяется. С 1708 г. Ближняя канцелярия именуется «Консилией мини-стров», которая управляла государством в отсутствие царя.

    Боярская дума к этому времени совсем перестала собираться. Кабинет. Усилился контроль царя за деятельностью центральных органов управления. В 1704 г. был создан Кабинет (личная канцелярия Петра I), с помощью которого царь осуществлял управление страной. Создание губерний. В 1708 г.

    была объявлена реформа местного управления (так называемая первая областная реформа): вместо воеводской администрации на местах стала вводиться губернская. Таким путем надеялись улучшить управление страной и прежде всего организовать четкую систему сбора налогов для обеспечения финансирования армии в Северной войне. По указу от 18 декабря 1708 г.

    Обратите внимание

    было создано восемь губерний: Московская, Архангелогородская, Ингерманландская (с 1710 г. — Петербургская), Смоленская (преобразована в 1713 г. в Рижскую губернию), Киевская, Азовская, Казанская, Сибирская. В последующие годы количество губерний увеличилось. В 1713-1714 гг.

    из состава Казанской губернии были выделены Астраханская и Нижегородская губернии, а из Смоленской — Ревельская. Губернии делились на уезды, которые затем были преобразованы в доли. Позднее в губерниях появляются более крупные, чем уезды, единицы территориально-административного деления — провинции.

    Каждую губернию возглавлял губернатор, в руках которого сосредоточилась огромная власть, особенно в военной, судебной и финансовой сферах. Помощником губернатора был вице-губернатор. Создание Сената и института фискалов. Крупным событием в реорганизации основ системы управления стало создание в 1711 г. Сената.

    Он первоначально был создан как временный орган для управления страной во время отсутствия царя в Москве, но в дальнейшем его компетенция все более расширялась, и, получив название Правительствующего, Сенат стал постоянным высшим органом исполнительной власти с рядом законодательных функций. Для осуществления системы административно-финансового и судебного надзора Петр I создал также институт фискалов, во главе которого стоял подчиненный Сенату обер-фискал с разветвленной сетью городовых и уездных фискалов. Они обязаны были сообщать в вышестоящие учреждения обо всех нарушениях закона в управлении страной в центре и на местах. Доношения фискалов рассматривала специально созданная при Сенате Расправная палата. Преобразование центральных учреждений.

    Источник: https://cyberpedia.su/16x46cc.html

    40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В

    В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы принято подразделять на три этапа:

    1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;

    2) 1710–1719 гг. – ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

    3) 1719–1725 гг. – образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой.

    Первостепенное значение приобрела Ближняя канцелярия, на заседании которой в 1705 г. принимаи участие не более 20 человек. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров – совет глав важнейших ведомств при царе.

    Следующим в реформе центральных органов власти стало создание Сената, который был образован в 1711 г. Его члены назначались царем. В состав Сената первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. С 1718 по 1722 гг.

    данный орган стал собранием президентов коллегий, а в 1722 г. он был реформирован тремя указами императора. Эта реформа превратила Сенат в высший орган центрального управления, который встал над всем государственным аппаратом.

    В его компетенцию входили вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней.

    Важно

    В целях надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому должны были быть подчинены провинциал-фискалы.

    Читайте также:  История формирования государственных органов россии

    Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата, восстановленная в 1712 г. Недовольный работой фискалов Петр I учредил при Сенате в 1715 г. должность генерального ревизора, или надзирателя указов. В 1722 г.

    руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору П. И. Ягужинскому (1683–1738 гг.).

    В 1718 г. с учреждением коллегий все административные функции Сената переходят к коллегиям.

    Сенат стал общим собранием президентов коллегий. Это был не постоянно действующий орган, а временное собрание президентов, которое собиралось в случае необходимости для совместного решения по какому-то делу.

    Важно

    К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. Иными словами, на долю Сената не оставалось практически ничего, так как система коллегий охватывала все основные области государственной жизни.

    Коллегиальная система предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Всего к 1721 г.

    действовало 12 коллегий: иностранная, военная, адмиралтейская, штатс-контор-коллегия (ведение всех госрасходов), ревизионная (контроль за доходами и расходами), коммерции, берг-коллегия (горное дело), мануфактур-коллегия (промышленность), камергерская (дворец), юстиции, вотчинная и камор-коллегия (налоги и сборы).

    Кроме того, на правах коллегий были главный магистрат, управлявший городским сословием, и Святейший правительствующий Синод.

    Совет

    В 1722 г. были также учреждены должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил о том Сенату, а в некоторых случаях и самому государю. Герольдмейстер заведовал всей службой дворян, а служить они должны были все (мужчины) пожизненно.

    Источник: http://www.adhdportal.com/book_3970_chapter_41_40.Vysshie_organy_vlasti_i_upravlenija_v_pervojj_chetverti_XVIII_V.html

    Высшие органы власти в первой половине XVIII в

    После смерти Петра I роль Сената как центрального органа уп­равления начинает снижаться. С 1711 г. по 1718 г. Сенат являлся коллективным регентом, заместителем государя в решении всех во­просов государственного управления, главой исполнительной влас­ти (в отсутствие государя).

    В 1726 г. создается Верховный Тайный совет, сосредоточивший в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Верховный Тайный Совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий.

    Верховный Тайный совет приобретает законодательные полно­мочия, законы подписываются либо императрицей (Екатериной I), либо Верховным Тайным советом.

    В 1730 г. этот орган управления упраздняется и в 1731 г. его место занимает Кабинет министров, выполнявший совещательные функ­ции при императрице (Анне Иоанновне). С 1735 г. Кабинет наделя­ется законодательными полномочиями, полный набор подписей ми­нистров (три) заменяет подпись императрицы.

    Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в стране, сосредоточив все государственное управление. Сенат, к этому времени состоявший из пяти департаментов, сотруд­ничал с Кабинетом, осуществляя его решения.

    В 1741 г. Кабинет министров упраздняется и Сенат вновь превра­щается в высшее политическое учреждение, активно включившись в управление государством. В том же году, однако, создается другой центральный орган, решающий вопросы государственного управле­ния — Кабинет Ее Величества, возглавляемый секретарем императ­рицы (Елизаветы Петровны).

    В 1762 г. Петром III учреждается Императорский совет, состояв­ший из восьми человек, который в 1769 г. заменяется Советом при высочайшем дворе, сосредоточившим свою деятельность на внут­ренней политике и включившим всех руководителей центральных органов управления. Совет просуществовал до 1801 г., затем был заменен Непременным Государственным Советом.

    С 1763 г.

    Обратите внимание

    Сенат превращается в высшее административно-судеб­ное учреждение, состоящее из шести департаментов: первый ведал государственными финансами и секретным делопроизводством, вто­рой — собственно судебными делами (надзором, обобщением прак­тики, кадровым подбором, пересмотром дел), третий ведал делами провинций (администрацией, финансами), четвертый — военными делами, пятый — местной администрацией, шестой — местными су­дами.

    С 1801 г. Сенат фактически и окончательно превращается в выс­шую судебную инстанцию.

    Столь частые изменения в структуре высших органов власти и управления были обусловлены борьбой двух начал власти: бюрокра­тического и личного.

    Укрепление абсолютной монархии питало каж­дое из этих начал — власть монарха становилась неограниченной, но она должна была опираться на мощный бюрократический аппарат, который, в свою очередь, все более начинал работать на себя.

    Законы бюрократии приводили к тому, что аппарат стремился стать господ­ствующим. В этой коллизии монарх был вынужден обращаться к «верным людям», узкому кругу лиц, которым он перепоручал власть.

    В свою очередь замкнутость правящей группы вызвала негатив­ную реакцию других более широких слоев правящего класса — придворных, гвардии, аристократии столичного и провинциального дво­рянства. Потеря правящей верхушкой социальной опоры приводила к ее свержению путем дворцовых переворотов. Гвардия начинает диктовать свои условия (кондиции), которые вынуждены принимать монархи.

    Тайная экспедиция создавала специальные секретные следствен­ные комиссии для расследования конкретных дел. Многочисленные секретные комиссии создавались в период Крестьянской войны 1773—1775 гг.

    Комиссиям были приданы воинские команды, приме­нявшие к арестованным и телесные наказания и расстрел (с санкции следственной комиссии).

    Важно

    Эти органы носили чрезвычайный харак­тер и образовывались в соответствии с политической ситуацией.

    Полицейские органы

    Абсолютистское государство первой четверти XVIII в. называют «полицейским». Причина не только в дотошном вмешательстве го­сударства во все сферы общественной и частной жизни, но и в том, что именно в этот период впервые были созданы профессиональные полицейские органы.

    В конце XVII в. полицейско-карательные функции осуществляли Разбойный и Земский приказы. Наиболее серьезные дела разбира­лись в Приказе тайных дел. Несколько позже политические процес­сы переходят в Преображенский приказ.

    Собственно полицейские органы первоначально создаются в Пе­тербурге и Москве: в 1718 г. в Петербурге утверждается должность генерал-полицмейстера, в 1722 г. — должность обер-полицмейстера в Москве. В своей деятельности они опирались на канцелярии по­лицмейстерских дел, старост улиц и выборных десятских.

    Уже в 1733 г. в двадцати трех городах существовали полицмейс­терские конторы во главе с полицмейстером. Полиция имела воору­женные формирования.

    В компетенцию полиции входила охрана порядка, борьба с пре­ступностью, городское благоустройство, противопожарные меро­приятия. В следственном процессе полиция выполняла функции дознания.

    Непосредственно розыскные функции в 1730 г. были сосредото­чены в Сыскном приказе, в 1733 г. создаются полицмейстерские камеры. Полицейская система сложилась к этому времени в следую­щем виде: губернатор, коменданты, генерал-полицмейстер, обер-полицмейстер, воеводы, сотские, земские комиссары, магистраты и ратуши — все эти органы в той или иной мере выполняли полицей­ские функции.

    С 1775 г. полицейские функции в уездах стали выполнять исправ­ники и нижние земские суды.

    Совет

    В городах полицейское управление сосредоточилось у городни­чих, в Санкт-Петербурге и Москве — у обер-полицмейстеров.

    В 1782 г. в городах начали создаваться специальные полицейские органы — управы благочиния. В их состав вошли: городничие (в столицах — полицмейстеры), приставы по уголовным делам, приста­вы по гражданским делам, два выборных ратмана.

    Территория города делилась на округа (части), полицейский надзор в котором осуществлял частный пристав. Часть подразде­лялась на кварталы, где назначались подчиненные приставу квар­тальные надзиратели и квартальные поручики. Кварталы делились на дворы.

    В компетенцию управы благочиния входили: наблюдение за по­рядком, соблюдением законов, проведение решений губернского правления, судебных палат и других судов, пресечение нарушений, осуществление дознания и розыска, задержание преступников и даже решение мелких уголовных дел (на сумму до двадцати рублей).

    Городские тюрьмы находились в ведении полицейских органов (если это были не специальные тюрьмы и крепости для содержания политических и особо опасных преступников).

    С 1775 г. стали создаваться смирительные дома, в которых содер­жались лица, подвергнутые заключению в административном (не судебном) порядке и обвиненные в «непотребном и невоздержанном житии».

    Для содержания неимущих (бродяг, мелких воров, беспризорни­ков) создавались работные дома, включенные в систему мануфактур­ных и иных государственных производств.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

    Источник: https://zdamsam.ru/a37752.html

    Ссылка на основную публикацию