Успехи в промышленном развитии

Развитие промышленности

Промышленность пореформенной России развивалась гораздо быстрее, чем сельское хозяйство. Основными процессами, определившими лицо отечественной индустрии 1860–1890-х гг.

, можно считать: завершение промышленного переворота; развитие капиталистических отношений; формирование новых промышленных районов и центров (Донбасс, Бакинские нефтепромыслы); возникновение новых отраслей промышленности (нефтехимической, электротехнической).

К началу 80-х гг. XIX в. в России в основных сферах промышленного производства машинная техника уже вытеснила ручную, водяное колесо практически вытеснил паровой двигатель.

Паровые машины и механические станки завоевали господствующее положение в горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной отраслях промышленности.

Обратите внимание

Важным показателем промышленного переворота явился бурный рост в 1860–1870-е гг. парового механизированного транспорта.

Важным источником средств для развития промышленности стали не только внутренние капиталы (частные или государственные), но и иностранные инвестиции. Дж. Юз в 1872 г.

финансировал угледобычу и металлургию Донбасса, Л. Нобель владел машиностроительными предприятиями в Петербурге и с 1876 г. занимался нефтедобычей в Баку, Ф.Л. Кнопп в 1870-е гг.

владел большим числом предприятий легкой промышленности в северо-западном районе.

Государство проводило покровительственную политику в отношении отечественной промышленности. Уже в 1861 г. был предпринят ряд мер, направленных на поощрение отечественного машиностроения.

Министры финансов Н.Г. Бунге (1881–1886 гг.), И.А. Вышнеградский (1887–1892 гг.) и особенно С.Ю. Витте (1892–1893 гг.) старались содействовать промышленному росту путем стабилизации национальной валюты, развития транспортной инфраструктуры и введения покровительственных таможенных тарифов.

Особенно преуспел С.Ю. Витте. В 1894 г. введена винная монополия государства. В 1895–1897 гг. проведена денежная реформа. Рубль получил золотое содержание и стал основной монетной единицей страны. Развитие индустрии стимулировалось активным железнодорожным строительством. С 1861 по 1900 гг. совокупная длина железнодорожного пути в России увеличилась почти в 32 раза.

Показатели промышленного роста пореформенной России впечатляют.

Если в 1861 г. производилось 11 млн. пудов стали, то в 1891 г. – 45 млн. пудов. В 1861 г. выплавлялось 14 млн. пудов чугуна, а в 1891 г. – 60 млн. пудов.

Среди новых отраслей особенно динамично развивалась нефтедобыча, возникшая в начале 1870-х гг. В 1871 г. добывалось 3 млн. пудов нефти, а в 1891 г. – 275 млн. пудов.

К началу XX в. Россия производила 6% мировой промышленной продукции, твердо занимая пятое место в мире (после Великобритании, США, Германии, Франции) по этому показателю. Россия была одной из лидирующих стран мира по темпам промышленного развития.

Важно

Пореформенная промышленность России производила в основном предметы потребления, однако, начиная с 1880-х гг., растёт удельный вес производства средств производства.

Впервые пореформенные десятилетия промышленный облик страны определяла лёгкая промышленность, ведущую роль в которой занимала текстильная. Московский, Петербургский и Прибалтийский районы были главными текстильными районами России: здесь сосредотачивалось 75% ткацких станков, 80% мощности паровых машин и 85% рабочих всей текстильной промышленности страны.

Другой важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая, которая в первые пореформенные десятилетия сосредотачивалась на Урале.

В пореформенной России, наряду с развитием старых, традиционных районов – Московского, Петербургского, Прибалтийского, Урала, прибавились новые: южный угольно-металлургический (Донбасс и Южная Украина), Бакинский нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры – Баку, Харьков, Юзовка (Донецк), Горловка.

Значительные успехи сделало отечественное машиностроение. Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов, вагонов, пароходов) стали Сормово и Коломна. Центрами сельскохозяйственного машиностроения – Харьков, Одесса, Бердянск, Александровск, Елисаветград.

В 1879 г. в Европейской России в фабрично-заводских посёлках было занято 47% фабрично-заводского пролетариата, в 1890 – уже 51,5% от общего числа рабочих крупной промышленности. Число крупных предприятий (с 1000 и более рабочих) за период с 1886 по 1890 гг. выросло вдвое, число рабочих в них – вдвое, а сумма производства – впятеро.

Россия отличалась наиболее высоким уровнем концентрации промышленности. Основным источником формирования класса наёмных рабочих явилось разорённое крестьянство. В связи с процессом расслоения крестьянства, а также с ростом аграрного перенаселения, деревня отпускала в город всё большее количество работников. Если в 1860-х гг.

ежегодно выдавалось около 1,3 млн. паспортов на отход, то в 1890-х – уже свыше 7 млн. Процесс формирования промышленной буржуазии начался ещё в дореформенную эпоху. Социальной базой формирования русской промышленной буржуазии служили купечество, мещанство, но преимущественно зажиточное крестьянство.

Известные династии русских фабрикантов – Гучковы, Коноваловы, Кондрашовы, Гарелины, Зубковы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские вышли из крестьян. В 1870–1880-х гг. возникают организации буржуазии для защиты её интересов: в 1871 г. «Совет съезда горнопромышленников Юга России», в 1880 г.

– «Совет съезда горнопромышленников Уральской горной области», в 1888 г. – «Совет съезда мукомолов» и «Совет съезда бакинских нефтепромышленников».

Совет

Несмотря на очевидные успехи российской промышленности, говорить о полной победе капиталистических отношений в пореформенной России не приходится.

Во-первых, процесс промышленного развития находился под постоянным контролем государства, которое всегда имело возможность повернуть его в нужное для себя русло.

Во-вторых, в условиях сохранения самодержавия позиции буржуазии в политической жизни были слабыми, несмотря на её возрастающую экономическую роль.

Транспорт

В пореформенной России на первое место выходит железнодорожный транспорт.

Его развитие стало одним из главных стимуляторов промышленного скачка конца XIX в.

Создававшаяся транспортная сеть давала возможность перемещать огромное количество сырья, продукции, рабочей силы, осваивать новые районы.

Широкомасштабное железнодорожное строительство обеспечило спрос на строительный материалы, металл и оборудование, стало импульсом для создания современной тяжелой промышленности.

Выдавались государственные кредиты на строительство паровозо – и вагоностроительных заводов. Закупка подвижных составов за границей в 1876 г. была фактически запрещена.

Поощрялось производство рельсов (с 1880 гг. – из уральской стали).

Началась «железнодорожная горячка». По темпам железнодорожного строительства Россия занимала одно из первых мест в мире. За период с 1861 г. по 1900 г. железнодорожная сеть увеличилась с 1500 до 48 тыс. км (в 32 раза!). Среднегодовой прирост составлял более тысячи километров железных дорог.

В этот период были построены железные дороги: Москва – Курск, Москва – Нижний Новгород, Москва – Воронеж, Курск – Одесса. Столицы (Петербург и Москва) получили железнодорожное сообщение с основными промышленными и сельскохозяйственными районами страны (Уралом, Донбассом, Украиной, Поволжьем). В 1891 г. по инициативе С.Ю.

Витте началось строительство Транссибирской магистрали (7 тыс. верст). Эта дорога связала Европейскую часть страны с Дальним Востоком.

До 1880-х гг. большинство железных дорог находилось в частной собственности, однако правительство, оценив их стратегическое значение, начало выкупать дороги в казну. В середине 1890-х гг. около 60% дорог принадлежало государству.

Обратите внимание

В результате объединенных усилий государства и общества была создана крупная сеть железных дорог, достигнуто транспортное обеспечение товарных потоков, возникла современная база тяжелой промышленности, обеспечившая также нужды армии. Но все же Россия отставала от передовых стран по протяженности и плотности железных дорог.

Общее число речных судов увеличилось в 4 раза, они перевозили значительную часть сырья и готовой продукции. При этом количество речных пароходов выросло в 6 раз.

Торговля

Увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства, а также развитие транспортной сети обусловили резкий рост внутренней и внешней торговли в пореформенной России.

Для внутренней торговли самым значительным стал хлебный рынок, обеспечивавший возросшее в 3 раза население городов, а также сотни фабричных поселков.

Создававшаяся индустриальная система являлась сама потребителем промышленной продукции – металла, топлива, машин. Продукция легкой промышленности предназначалась не только для горожан, но и для жителей деревни.

Возникали новые товарные биржи, развивались сети розничной магазинной торговли, однако, самые большие обороты по-прежнему сохраняли ярмарки.

Объем внешней торговли России в среднем вырос в 4 раза.

Во второй половине XIX в. Россия (наряду с США и Австралией) становится одним из главных экспортеров хлеба в мире. В конце века за границу вывозилось около 20% производимого в стране зерна. Второе место в списке экспортных товаров прочно удерживал лес. Далее шли лен, пенька, сахар, шерсть.

Постепенно развивался экспорт нефти, возрастал вывоз тканей. Российская промышленная продукция составляла небольшой процент экспорта и была востребована только в отсталых странах. Российское сырье закупали Германия (в конце XIX в. – главный торговый партнер), Великобритания, Нидерланды, Франция, Италия, Австрия.

Россия импортировала станки и оборудование, хлопок, чай.

Экспорт ежегодно превышал импорт, что давало стране возможность накопления финансовых ресурсов.

Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 3714; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s10071t1.html

История.ру

Риджент-канал. Гравюра по рисунку Т. Шеферда. 1828 г.

Первые десятилетия XIX в. были в Англии временем быстрого развития капитализма. До этого особенно быстро росла легкая промышленность, в первую очередь текстильная и прежде всего новая ее отрасль—хлопчатобумажная.

Теперь значительные успехи сделали и другие отрасли индустрии, в частности тяжелая промышленность. Правительственные заказы на артиллерийское вооружение для армии дали сильный толчок развитию металлургии.

Все шире в производство внедрялась механическая сила: в 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, в следующие 15 лет число их утроилось. Успешно развивалось машиностроение, особенно после того, как в 1824 г. парламент частично разрешил вывоз машин из Англии.

Важно

Уже в 1811 г. в торговле и в промышленности Англии было занято около 44% населения. Это были в основном рабочие и мелкие ремесленники, находившиеся в большей или меньшей зависимости от капиталистов. Быстро росла численность индустриального пролетариата.

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=”5810772814″>

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=”5810772814″>

Положение рабочих было крайне тяжелым. Английская буржуазия, вывозившая товары во все страны света, стремилась снизить цены на них за счет уменьшения заработной платы рабочих.

Массовое разорение ремесленников в результате конкуренции машинного производства способствовало созданию огромной армии безработных, что облегчало капиталистам снижение заработной платы, особенно в периоды кризисов.

Читайте также:  Россия времен преобразования петра i

Для того чтобы семья рабочего могла существовать хотя бы впроголодь, на фабрику шли его жена и дети. Капиталисты охотно применяли труд женщин и детей, так как платили им еще меньше, чем взрослому рабочему.

В начале XIX в. рабочие-мужчины старше 18 лет составляли в Англии всего 27% общего количества фабричных рабочих.

В погоне за прибылью буржуазия хищнически эксплуатировала рабочих, совершенно не считаясь с их здоровьем и подвергая опасности их жизнь.

Рабочий день устанавливался по произволу предпринимателя и продолжался 12—16 часов.

Никакой заботы о безопасности труда не было. Хозяин правил полновластно. Он заставлял рабочих покупать необходимые для них товары в фабричной лавке, втридорога сбывая залежавшиеся продукты.

Совет

Нередко фабриканту принадлежали бараки, в которых жили рабочие, и тогда не было никакого предела его произволу.

Идейная незрелость и разрозненность выступлений рабочих позволяли капиталистам безнаказанно их грабить и притеснять. Недавно пришедший из деревни или из ремесленной мастерской рабочий не сразу осваивался со своим новым положением неимущего пролетария.

Он еще долго питал призрачную надежду на то, что со временем накопит денег и вернется к своему ручному станку или к своему крохотному наделу. Классовое сознание пролетариата вырабатывалось медленно.

Рабочие часто еще считали машины своими врагами. Разрушение машин—так называемое луддитское движение (по имени легендарного рабочего Лудда, который якобы первым сломал машину) приняло особенно широкие размеры в 1811—1812 гг.

Правительство беспощадно подавляло выступления рабочих.

За разрушение машин была в 1813 г. установлена смертная казнь.

Источник: http://www.istoriia.ru/konec-xviii-v-konec-xix-v/uspexi-promyshlennogo-razvitiya-i-polozhenie-rabochego-klassa.html

Развитие промышленности

Капитальное строительство в промышленности

Для 50-х годов, когда осуществлялись планы пятой и шестой пятилеток, характерен огромный размах нового строительства. На Волге, Каме, Днепре, на реках Сибири строились мощные гидроэлектростанции.

Сооружались металлургические комбинаты, крупнейшие предприятия химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной промышленности, строились новые шахты и рудники, новые железнодорожные линии, нефте- и газопроводы. Большой размах получило также строительство предприятий по производству тканей, обуви, пищевых продуктов, культтоваров.

Партия и правительство осуществили ряд важных мер, направленных на улучшение капитального строительства. В 1954 г. было проведено всесоюзное совещание строителей, наметившее пути ускорения темпов, повышения качества и удешевления строительных работ.

На строительстве в широких масштабах стали применяться сборные железобетонные конструкции и детали. Большое внимание было уделено созданию постоянных кадров строителей, повышению их квалификации. Строителям была повышена заработная плата, улучшались их жилищные условия. На ударные стройки было направлено около 100 тыс.

человек – лучших представителен Ленинского комсомола и советской молодежи.

В 50-е годы было построено и введено в действие около 6 тыс. крупных промышленных предприятии.

  1. Была построена Куйбышевская (ныне Волжская) гидроэлектростанция имени В. И. Ленина мощностью 2,1 млн. кет.

  2.  Начали давать ток первые агрегаты еще более мощной Волгоградской-ГЭС.
  3. Вступили в строй действующих Орско-Халиловский и Череповецкий металлургические комбинаты, Саратовский химический комбинат.
  4. Начались работы по освоению богатейших в мире железорудных месторождений Курской магнитной аномалии.

  5. Был проложен газопровод Ставрополь-Москва.
  6. В больших масштабах велось строительство каналов, автомобильных дорог, аэродромов. В 1952 г. открылось движение по Волго-Донскому каналу, соединившему в единую воднотранспортную систему пять морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Черное и Азовское.

Технический прогресс

В 50-е годы решающее значение приобрела задача ускорения технического прогресса в промышленности и на транспорте.

Это означало: всемерное повышение технического уровня производства на базе электрификации, осуществление комплексной механизации н автоматизации производственных процессов, внедрение новейших высокопроизводительных станков, машин и аппаратов, постоянное совершенствование технологии производства, применение атомной энергии в мирных целях.

Задача ускоренного технического прогресса приобрела особую важность в связи с развернувшейся в мире научно-технической революцией, проявлявшейся во все большем использовании атомной энергии в мирных целях, в бурном развитии таких прогрессивных отраслей промышленности, как электроника, радиотехника, машино- и приборостроение, химическая, в комплексной механизации и автоматизации производства, в применении электронно-вычислительных машин и т. д.

Обратите внимание

Коммунистическая партия придала этой задаче первостепенное значение. В июле 1955 г. вопрос об ускорении технического прогресса обсуждался на Пленуме ЦК КПСС. Пленум ЦК КПСС указал, что непрерывный технический прогресс и дальнейший, подъем на этой основе производительности труда является ведущей линией в развитии промышленности. С новой силой эту задачу подчеркнул XX съезд КПСС. Был создан Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике. На предприятиях и стройках создавались производственно-технические советы. Для пропаганды передового опыта и технических достижений в советской промышленности в Москве была организована постоянная Всесоюзная промышленная выставка, в дальнейшем преобразованная в Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ).

На промышленных предприятиях сооружались автоматические, поточные (конвейерные) линии, устанавливались автоматы, внедрялась прогрессивная технология. Так, в черной металлургии для ускорения плавки стал широко применяться кислород. На электростанциях устанавливались более мощные и совершенные турбины, внедрялась автоматизация управления агрегатами. В Европейской части СССР начала создаваться Единая энергетическая система.

Развернулась электрификация железных дорог. На смену паровозам, производство которых в 1957 г. было прекращено, пришли тепловозы и электровозы. Новыми, технически более совершенными судами оснащался морской и речной транспорт. На воздушных трассах появились первоклассные пассажирские лайнеры ТУ-104 и другие.

50-е годы отмечены большим повышением трудовой активности рабочего класса. Ставшее традиционным соревнование за досрочное выполнение пятилетних планов развернулось и в годы пятой и шестой пятилеток. Мощным трудовым подъемом встретили рабочий класс и инженерно-технические работники XIX и XX партийные съезды, 40-летие Советской власти. Характерным для соревнования этих лет была настойчивая борьба за технический прогресс, мобилизацию резервов производства, улучшение качественных показателей в работе промышленности (повышение производительности труда, качества продукции, снижение ее себестоимости и т. д.).

Рабочие ряда машиностроительных заводов Москвы выступили инициаторами соревнования за экономное расходование металла. Ленинградцы призвали бороться за более рациональное размещение оборудования, лучшее его использование и увеличение за этот счет выпуска промышленной продукции. Дальнейшее распространение получили многие трудовые начинания предыдущих лет, особенно движение скоростников: скоростные плавки в металлургии, скоростное бурение в нефтяной промышленности, скоростное строительство и т. д.

В ответ на решение XX съезда о переходе на 7-часовой рабочий день началось движение передовых рабочих за выполнение сменных заданий, которые раньше рассчитывались на 8 часов. В Ленинграде широко развернулось движение за составление и выполнение каждым рабочим личного плана повышения производительности груда.

Замечательную инициативу проявила бригада шахтера Николая Мамая с шахты «Северная» Ворошиловградской области. В сентябре 1956 г. было принято обязательство: каждому члену бригады давать в смену сверх нормы по тонне угля. На 1958 г. бригада взяла обязательство: каждому члену бригады ежесменно давать по 1,5 т  угля сверх плана. В сентябре 1958 г. в честь XXI съезда КПСС члены бригады решили добывать на каждого 2,5 т угля сверх сменной нормы и снизить себестоимость каждой тонны угля. Свои обязательства бригада с честью выполнила. Почин бригады Мамая получил широкое распространение не только в угольной промышленности, но и в нефтяной, химической, среди металлургов и т. д.

Важно

По призыву партии тысячи молодых патриотов самоотверженно трудились на строительстве Братской и других крупнейших гидроэлектростанций, металлургических, химических заводов, в угольных шахтах и рудниках.

Силами комсомольцев и молодежи Украины только в 1957 г. было построено в Донбассе 37 угольных шахт, за что комсомол Украины был награжден орденом Ленина. Воодушевленные наградой, комсомольцы взяли шефство над строившимися в республике новыми предприятиями химической, нефтяной и газовой промышленности. В 1958 г. молодежь ряда областей объявила строительство семи доменных печей ударными стройками, что дало возможность досрочно ввести эти домны в действие.

Успехи в развитии промышленности в 1951-1958 гг

Результатом напряженного труда рабочего класса, инженерно-технических работников, большой организаторской деятельности Коммунистической в 1951-1958 гг. партии, Советского правительства, хозяйственных органов, профсоюзных, комсомольских организаций были крупные успехи в индустриальном развитии страны. Рост промышленной продукции опережал плановые задания.

Так, за пятую пятилетку вместо намечавшегося роста в 70% фактический объем промышленного производства вырос на 85%. В годы шестой пятилетки рост промышленной продукции был примерно на треть выше плановых заданий . Особенно быстрыми темпами развивались наиболее прогрессивные отрасли промышленности.

Улучшились показатели работы промышленности: выросла производительность труда, повысилось качество продукции, снизилась ее себестоимость.

Но в развитии промышленности имелись и недостатки: не все ее отрасли выполнили плановые задания, в ряде случаев качество продукции было невысоким, а темпы технического прогресса были недостаточными.

На основе успехов, достигнутых в 50-х годах в индустриальном развитии страны, расширилась материально-техническая база социализма, еще больше укрепилась экономическая и оборонная мощь СССР, повысился жизненный уровень советского народа.

1 В 1959 г. XXI съезд КПСС утвердил семилетний план развития народного хозяйства СССР (1959-1965 гг.).

В связи с этим плановые задания последних лет шестой пятилетки были включены в семилетний план

Документальные материалы – из обращения цк кпсс и совета министров ссср «ко всем комсомольским организациям, комсомольцам й комсомолкам, ко всей советской молодежи»

Дорогие товарищи!..

Партия и правительство обращаются ко всем комсомольским организациям, комсомольцам и комсомолкам, ко всей советской молодежи с призывом выделить из своей среды в 1956-1957 гг. 400-500 тыс. юношей и девушек, которые взялись бы за сооружение в восточных районах новых заводов, гидроэлектростанций, угольных шахт, рудников и других предприятий, а также железных дорог.

Комсомол – верный помощник партии. Он всегда горячо откликался на все призывы партии, смело шел на самые ответственные и трудные участки работы и с честью выполнял свой долг перед Родиной. Вспомните героических строителей Комсомольска-на-Амуре – города юности на Дальнем Востоке, вспомните самоотверженный труд ударных комсомольских бригад, сооружавших металлургические гиганты Урала и Кузбасса!..

Читайте также:  Положение 1804 г.

Нет сомнения в том, что и на этот раз советская молодежь горячо откликнется на призыв партии и правительства, самоотверженной работой на стройках Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, Казахстана и Донбасса умножит славные традиции комсомола…

«Правда», 19 мая 1956 г.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-sssr-1938-1972-balev-berkhin-kim-potemkin/421-razvitie-promyshlennosti-sssr-v-50gg.html

Промышленное развитие России в 1909-1915 гг

Факторы нового промышленного подъема

В 1909 г. начался новый промышленный подъем, продолжавшийся вплоть до Первой мировой воины. За этот период промышленное производство увеличилось почти в 1,5 раза. Подъем 1909— 1813 гг. стал важнейшим этапом в экономическом развитии царской России. Экономический подъем был характерен для всех отраслей производства.

Ускорению нового промышленного подъема способствовали следующие факторы: повышение покупательной способности населения (в ходе революции 1905—1907 гг. рабочие добились повышения заработной платы на 15%, которая в среднем составила 238 руб., крестьяне — отмены выкупных платежей, достигавших 80 млн. руб.

в год); развитие внутреннего рынка (торговый оборот за этот период увеличился в 1,5 раза и составил 2,3 млрд. руб.); столыпинская аграрная реформа, высокие урожаи в сельском хозяйстве в 1909—1913 гг. (исключением был лишь 1911 г.

); увеличение товарности сельскохозяйственной продукции, позволившее России резко повысить вывоз зерна на внешний рынок, где цены на хлеб возросли на 35%; рост городского населения, составившей 23,3 млн. чел., на 8,6 млн. (с 1900 по 1914 гг.).

Совет

Общий рост населения, в частности городского, способствовал развитию отраслей промышленности, которые должны были удовлетворить потребности в металле и строительном материале, городского транспорта и благоустройства городов.

Динамика подъема

Темпы роста в ряде отраслей были заметно выше, чем в годы подъема 90-х гг. Уже в 1909 г. общий прирост промышленной продукции составил 2,9%, а в следующем году — 17,6%. Быстрее преодолевали кризис предприятия, оснащенные современной техникой. Это были заводы Юга России, нового промышленного центра.

Энерговооруженность предприятий здесь была выше среднего в 3,3 раза. Наиболее высокие темпы развития были характерны для отраслей с высоким уровнем монополизации (машиностроение, металлургия, топливная промышленность). Прирост промышленной продукции в 1900—1913 гг.

в отраслях, производящих средства производства, был значительно выше, чем в отраслях, производящих предметы потребления: соответственно 85,6 и 40,8%.

Особенно быстро росли военная промышленность, строительство военных кораблей. Государственные заказы ускоряли развитие заводов, связанных с производством вооружения и боеприпасов. Значительны были успехи в металлообрабатывающей промышленности. Стоимость продукции металлообработки в 1913 г. составила 861 млн. руб.

О развитии металлургии свидетельствуют данные: выплавка чугуна возросла до 283 млн. пудов в 1913 г. (в 1908 г. 171 млн. пудов), производство железа и стали — до 247 млн. пудов (в 1908 г. — 148 млн. пудов). Недостаточно высокими были темпы развития каменноугольной промышленности — за годы подъема добыча увеличилась всего на 38% и составила в 1913 г. 2214 млн. пудов.

В легкой промышленности ведущее положение занимала текстильная и пищевая промышленность. Стоимость продукции пищевой промышленности в 1913 г. определялась 1861 млн. руб., а текстильной — 1855 млн. руб. Весьма высокие темпы развития получила резиновая и кожевенно-обувная промышленность, продукция которых возросла на 160%.

В региональном размещении производительных сил больших изменений не произошло, сохранялась неравномерность в развитии промышленности.

Обратите внимание

По-прежнему крупная промышленность была сосредоточена в шести районах: Центрально-Промышленном, Северо-Западном, Прибалтийском, Южном, Польском и Уральском, где производилось 75% валовой продукции и было сосредоточено 79% всех фабрично-заводских рабочих.

Металлургическая промышленность Урала отставала в своем развитии от металлургии Юга, заводы которого выплавляли чугуна и стали в три раза больше, чем на Урале. Ведущее положение Донбасса укреплялось не только в металлургии, но и в каменноугольной промышленности.

Другие же регионы России — Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия — в промышленном отношении были развиты слабо или почти не затронуты промышленным развитием.

Наряду с крупными капиталистическими предприятиями (29,4 тыс. в фабрично-заводской и горной промышленности) действовало до 150 тыс. мелких предприятий с числом рабочих от 2 до 15 чел.

, в которых было занято около 800 тыс. рабочих, выпускающих продукцию на 700 млн. руб. Так, среди северозападных губерний (Псковской, Новгородской и др.

) фабрично-заводская промышленность преобладала только в Петербургской губернии.

Возросли протяженность железных дорог и их грузооборот. В 1911—1913 гг. было построено около 3,5 тыс. верст дорог. Рост железнодорожного строительства осуществлялся за счет частного и государственного капитала. Казенное железнодорожное строительство в предвоенные годы сократилось и составило 25% всего строительства.

Построенная железная дорога Оренбург — Ташкент обеспечила выход среднеазиатского хлопка к хлопчатобумажным предприятиям, активизировала торговлю Центральной России с Казахстаном и Средней Азией. В 1915 г. завершилось строительство Амурской железной дороги, соединившей Сибирскую магистраль с Владивостоком. Из общей протяженности сети железных дорог 43,7 тыс.

верст приходилось на долю казны, а доля частных дорог составила 21,6 тыс. верст.

Первый на Забайкальской железной дороге

Большую роль продолжал играть речной транспорт, который насчитывал около 31 тыс. судов, в том числе 5556 паровых. На Коломенском заводе в 1907 г. был построен первый в мире речной теплоход. Накануне войны из 80 теплоходов в мире 70 были построены в России. Большой объем грузов приходился на гужевой транспорт, однако в России шоссейных дорог было очень мало.

Несмотря на большие успехи в промышленном развитии, Россия не преодолела отсталости от передовых индустриальных стран. По объему промышленного производства она заняла четвертое место в Европе и пятое место в мире. В 1913 г.

Важно

в России было произведено промышленной продукции в 14,5 раза меньше, чем в США, в 5,9 раза меньше, чем в Германии, в 4,5 раза меньше, чем в Англии.

Особенно отставала Россия по производству промышленной продукции на душу населения: в 13 раз меньше Германии, в 14 раз меньше Англии, в 21,4 раза меньше США.

Рост монополистических объединений

Социально-экономическая отсталость не помешала России вступить в стадию империализма, утверждения господства монополистического капитала одновременно с развитыми странами мира. Российский империализм определялся общими для всех империалистических стран чертами, закономерностями, противоречиями, но имел свои специфические особенности.

Важной чертой монополистического капитализма была концентрация производства, которая особенно усилилась в металлургической, машиностроительной, хлопчатобумажной промышленности. Если крупные предприятия с числом рабочих более 500 чел. в 1900 г. составляли 3,6% общего числа, то в 1903 г. — 4,1%.

На этих предприятиях было сосредоточено 48,7% рабочих промышленности. Высокая концентрация была характерна для новых промышленных районов. Так, если в угледобывающей отрасли Донбасса в 1890 г. с числом рабочих более 500 было 8 шахт с добычей 9,6 млн. пудов угля, то в 1903 г.

крупных шахт насчитывалось уже 44, а добыча составила более 13 млн. пудов.

Высокой концентрации промышленного производства в России способствовали крупные государственные заказы на военную продукцию в машиностроении и металлургии, а также то, что предприятия, возникшие на рубеже XIX — XX вв.

, строились как крупные капиталистические предприятия. По уровню концентрации производства в начале XX в. Россия стояла на одном из первых мест в мире. На предприятиях с числом рабочих свыше 500 чел.

было занято 54% общего числа рабочих, в США — лишь 33%.

В 1910 г. девять крупнейших металлургических заводов давали более половины всего производства чугуна в стране, а шесть крупнейших предприятий в нефтяной промышленности добывали 65% всего объема нефти.

Процесс монополизации, охвативший важнейшие отрасли хозяйства, усилился в годы кризиса и депрессии. Монополизация капитализма, концентрация производства были решающей предпосылкой перерастания промышленного капитализма в империализм.

Совет

Монополии в России стали возникать в 80-х годах и прежде всего в новых отраслях промышленности. Первыми монополиями были «Союз рельсовых фабрикантов», Конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, синдикат бакинских керосино-заводчиков.

Эти объединения были временными, по истечении срока договора они распадались.

В период кризиса 1900—1903 гг. начался процесс массового оформления устойчивых монополий, которые становились основой экономической жизни страны. Преобладающей формой монополистических союзов стали синдикаты — объединения, осуществлявшие распределение заказов, закупку сырья и продажу готовой продукции через единый орган по сбыту.

В черной металлургии ведущее положение занял синдикат «Продамет» (Общество для продажи изделий металлургических заводов черной металлургии), который выпускал 80% всей продукции данной отрасли.

Однако это не означало отсутствия противоречий внутри монополистического объединения и конкурентной борьбы с другими монополистическими объединениями и предприятиями.

Заводы товарищества братьев Нобелей в Черном городе (близ Баку)

Предприятия трубопрокатного производства в 1902 г. объединились в синдикат «Трубопродажа». Проволочные и гвоздильные предприятия сформировали синдикат «Гвоздь».

В цветной металлургии крупнейшей монополистической организацией было акционерное общество «Медь», завоевавшее монопольное право на продажу и покупку продукции меднопрокатных заводов.

Высокий уровень монополизации был в машиностроении, где действовали объединения «Продпаровоз», «Продвагон» (контролировал около 100% производства вагонов). В нефтяной промышленности 80% общероссийской продажи керосина контролировал картель «Нобельмазут».

«Общество для торговли минеральным топливом Донецкого бассейна» («Продуголь», возникшее в 1904 г.) объединило 75% добычи угля Донбасса, а затем установило контроль над объединениями, реализующими каменный уголь в Сибири, Польше, на Урале.

В военной сфере действовала группа монополистических объединений, занятых производством артиллерийских снарядов, башенных установок для военных кораблей. Создавались монополистические союзы и в легкой промышленности, объединившие петербургские и лодзинские хлопчатобумажные, полотняные, джутовые и другие предприятия.

В первое десятилетие XX в. процесс монополизации затронул фактически все отрасли промышленности, синдикаты господствовали на внутреннем рынке и искали пути выхода на внешний рынок. На 1 января 1909 г. в 45 отраслях промышленности насчитывалось 140 монополистических союзов.

Обратите внимание

В годы экономического подъема 1909—1913 гг. происходят образование новых синдикатов и картелей, а также возникновение монополистических объединений высшего типа — трестов и концернов на основе слияния отдельных предприятий в одно или общего финансового руководства. Для монополистических объединений высшего типа были характерны:

Читайте также:  Хронологический ряд всех правителей россии

1) руководящая роль банка;

2) участие предприятий в решении вопросов о распределении пакетов акций;

3) учреждение дочерних предприятий;

4) сохранение формальной самостоятельности входивших в объединение предприятий.

Процесс образования трестов был наиболее активным в тяжелой промышленности. При организации монополистических объединений в этой отрасли принимали участие правительственные круги.

Усиление роли банков

Процесс образования монополистических союзов протекал в острой конкурентной борьбе за контроль над трестами как между иностранным и русским финансовым капиталом, так и между русскими банками. Борьба завершалась возникновением финансово-промышленных групп, среди которых огромным влиянием пользовались Русско-Азиатский и Петербургский международный коммерческие банки.

В состав Русско-Азиатского банка входил военно-промышленный концерн во главе с объединением «Общество Путилов-ских заводов», «Товарищество Невского судостроительного и механического завода», «Общество тульских чугуноплавильных заводов», нефтяные тресты А.И. Манташева, С.Г. Лионозова и товарищество «Нефть». Помимо этого под контролем Русско-Азиатского банка находились крупные транспортные, машиностроительные, горно-рудные и каменноугольные предприятия. Основные капиталы этих обществ составляли 85 млн. руб.

Установив контроль над рядом промышленных предприятий, Петербургский международный коммерческий банк создал две монополистические группы — «Наваль-Руссуд» и «Коломна-Сормово».

«Наваль-Руссуд объединила судостроительные заводы: «Русское судостроительное общество» и «Общество николаевских судостроительных заводов», осуществлявшие военное судостроение для Черноморского флота, «Коломна-Сормово» сосредоточила монополии из судостроения в бассейне Волги.

Сращивание промышленности и банков и развитие высших типов монополистических объединений были характерны и для других отраслей промышленности.

Финансовая олигархия

Предвоенный промышленный подъем стал важным этапом складывания финансового капитала в стране. Происходят изменения в системе финансирования промышленности. Государство поощряет кредитование промышленности российскими банками.

Сумма вкладов в кредитной системе составила к 1913 г. 4,7 млрд. руб., что позволяло удовлетворить потребности в кредите за счет внутреннего рынка.

Важно

В то же время в стране набирают силу финансовые группировки, которые стремятся выйти из-под контроля государства, более того, использовать его в своих интересах.

С 1908 по 1913 гг. число банков в России возросло вдвое и составило 2393, а их ресурсы — 7 млрд. руб. Крупнейшими учреждениями кредитной системы были Государственный банк и акционерные коммерческие банки, которые к 1914 г.

сосредоточили 70% всех вкладов и текущих счетов. Инвестирование Государственным банком промышленных предприятий не всегда было коммерческой операцией, приносящей прибыль. Часто он выделял ссуды предприятиям и акционерным коммерческим банкам, испытывающим трудности.

В годы промышленного подъема 1909—1913 гг. Государственный банк расширил кредитование товарооборота, хлебной торговли.

Подчинявшийся Министерству финансов Государственный банк являлся орудием политики государства и способствовал складыванию тенденций государственно-монополистического капитализма.

В пяти крупнейших петербургских банках была сосредоточена почти половина ресурсов и активных операций всех акционерных банков. К 1914 г.

удельный вес 12 крупнейших банков в свободном балансе акционерных банков достиг 80%. Из посредников акционерные банки превращались в монополистов денежного рынка.

Наиболее крупными монополистическими банковскими группами были Русско-Азиатский банк, Международный банк, Азовско-Донской банк.

Совет

В условиях экономического кризиса начала XX в. усилился процесс сращивания банковского капитала с промышленным. В состав правлений промышленных предприятий стали входить представители банков, которые подчиняли себе не только отдельные предприятия, но и целые отрасли.

Под влиянием банков оказались металлообрабатывающая, нефтяная, цементная и другие отрасли промышленности. Это влияние закреплялось личной унией.

Так, директора и члены правлений восьми петербургских банков входили в правления более чем 200 промышленных предприятий, а крупные промышленники избирались в правление банков. Руководители крупнейших банков А.И. Путилов, А.И. Вышнеградский, В.А.

Каменка и другие входили в правления многих промышленных предприятий. Результатом сращивания финансового и промышленного капиталов было образование финансовой олигархии.

Иностранный капитал в России

Возрастание роли банков в хозяйственной капитал в России жизни вызвало широкое наступление иностранного капитала европейских стран на финансовую систему России. К 1914 г. 45% акционерного капитала десяти крупнейших коммерческих банков страны составлял иностранный капитал.

Это позволяло иностранным инвесторам расширять сферу своего влияния в экономике России, проникать во многие отрасли промышленности, в том числе и в военную. Происходило переплетение интересов русского и иностранного капитала, что привело к созданию ряда международных монополистических объединений («Русская генеральная нефтяная корпорация» и др.).

Хотя приток иностранного капитала в русские банки и промышленность усилился, но его удельный вес в общей сумме основного капитала в стране уменьшился.

Основным направлением иностранных капиталовложений была тяжелая промышленность. Французские и бельгийские капиталы проникали в металлургическую и угольную промышленность Юга.

Обратите внимание

В нефтяной промышленности видное место занимали английский трест «Ойл» и англо-голландский трест «Ройял дачт шелл».

Германские капиталы направлялись в тяжелую промышленность Польши и Прибалтики и в возникшие в России дочерние предприятия химической и электротехнической промышленности. Основанные с участием иностранного капитала предприятия становились частью российской экономики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_101855_promishlennoe-razvitie-rossii-v—gg.html

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Развитие тяжелой промышленности приобретает, наконец, особое значение и потому, что без нее нельзя решить коренные задачи повышения благосостояния народа.

Тяжелой промышленности предстоит значительно расширить выпуск средств производства для ускоренного развития сельского хозяйства, легкой Рё пищевой промышленности, еще большего развертывания жилищного строительства, торговли Рё бытового обслуживания населения.  [1]

Развитие тяжелой промышленности увеличило СЃРїСЂРѕСЃ РЅР° разнообразную продукцию РіРѕСЂРЅРѕР№ промышленности, добычу которой невозможно было повысить без механизации, без совершенствования технических средств.  [2]

Развитие тяжелой промышленности приобретает, наконец, особое значение и потому, что без нее нельзя решить коренные задачи повышения благосостояния народа.

Тяжелой промышленности предстоит значительно расширить выпуск средств производства для ускоренного развития сельского хозяйства, легкой Рё пищевой-промышленности, еще большего развертывания жилищного строительства, торговли Рё бытового обслуживания населения.  [3]

Развитие тяжелой промышленности приобретает, РЅР·РєРѕ-РёСЌС†, РѕСЃРѕР±РѕРµ значение Рё потому, что без нее нельзя решить коренные задачи повышения благосостояния народа.  [4]

Для развития тяжелой промышленности, как, впрочем, Рё РґСЂСѓРіРёС… отраслей народного хозяйства, РІСЃРµ большее значение приобретает разработка крупных комплексных программ, рассчитанных РЅР° РґРІР°-три пятилетия – таких, как программа развития топливно-энергетического комплекса, металлургии, ведущих отраслей машиностроения. Только РЅР° долгосрочной РѕСЃРЅРѕРІРµ можно выработать такие программы, тесно увязать РёС… между СЃРѕР±РѕР№, обеспечить РёС… ресурсами, состыковать РІРѕ времени. Такие программы должны, естественно, учитывать непрерывный прогресс отечественной Рё РјРёСЂРѕРІРѕР№ науки Рё техники, возможности экономического сотрудничества СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё государствами. Эти программы должны также предусматривать более целесообразное размещение производительных СЃРёР» внутри страны, потребности освоения новых районов, особенно богатых сырьем Рё топливом.  [5]

Важно

Для развития тяжелой промышленности, как, впрочем, Рё РґСЂСѓРіРёС… отраслей народного хозяйства, РІСЃРµ большее значение приобретает разработка крупных комплексных программ, рассчитанных РЅР° РґРІР°-три пятилетия-таких, как программа развития топливно-энергетического комплекса, металлургии, ведущих отраслей машиностроения. Только РЅР° долгосрочной РѕСЃРЅРѕРІРµ можно выработать такие программы, тесно увязать РёС… между СЃРѕР±РѕР№, обеспечить РёС… ресурсами, состыковать РІРѕ времени. Такие программы должны, естественно, учитывать непрерывный прогресс отечественной Рё РјРёСЂРѕРІРѕР№ науки Рё техники, возможности экономического сотрудничества СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё государствами. Эти программы должны также предусматривать более целесообразное размещение производительных СЃРёР» внутри страны, потребности освоения новых районов, особенно богатых сырьем Рё топливом.  [6]

Непременными условиями развития тяжелой промышленности, Р° следовательно, Рё РґСЂСѓРіРёС… отраслей народного хозяйства являются широкая механизация Рё автоматизация производственных процессов, непрерывное совершенствование РѕСЂСѓРґРёР№ Рё средств труда, постоянное применение новейшей техники, дающей наибольшую СЌРєРѕРЅРѕРјРёСЋ затрат общественного труда Рё всемерное облегчение его.  [7]

Наряду СЃ развитием тяжелой промышленности, энергетики, машиностроения, С…РёРјРёРё Сѓ нас выполняется широкая программа расширения отраслей промышленности, производящих предметы народного потребления. Р’ огромных масштабах идет жилищное строительство, растет сеть учреждений, призванных обслуживать разнообразные потребности населения.  [8]

Далее, без развития тяжелой промышленности невозможно решить коренные задачи роста благосостояния народа, являющегося высшей целью экономической политики партии.

Р�менно тяжелая промышленность должна обеспечить электроэнергией, современными машинами, станками Рё оборудованием сельское хозяйство, легкую Рё пищевую промышленность, жилищное строительство, торговлю, сферу бытового обслуживания населения.  [9]

Росши, тормо-аившего развитие отечественной тяжелой промышленности.  [10]

Позднее РїРѕ мере развития отечественной тяжелой промышленности Рё, РІ частности, черной металлургии деревянные РѕРїРѕСЂС‹ РІСЃРµ чаще стали уступать место металлическим конструкциям.  [11]

РћРіСЂРѕРјРЅС‹ успехи РІ развитии тяжелой промышленности, растет Рё легкая, развивается Рё РІСЃРµ более специализируется ремесло, наряду СЃ мелкой мануфактурой РІСЃРµ сильнее выступает крупная, причем купеческая РІ течение всего века преобладает над РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№. Усиливается крепостнический гнет, Рё РІ то же время барщинное хозяйство РІСЃРµ сильнее втягивается РІ товарно-денежные отношения, идет разложение крестьянства – растет внутренний рынок.  [12]

Совет

Социалистическая индустриализация, предусматривающая развитие тяжелой промышленности Рё ее сердцевины – машиностроения – РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ путь преодоления технико-экономического отставания, проверенный РЅР° опыте Советского РЎРѕСЋР·Р° Рё РґСЂСѓРіРёС… социалистических государств. Осуществление индустриализации намного ускоряется Рё облегчается РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ использования преимуществ международного социалистического разделения труда.  [13]

Р’ результате высоких темпов развития тяжелой промышленности создана материальная база для исследований РІ области двигателестроения Рё для производства современных двигателей внутреннего сгорания; воспитаны кадры ученых, конструкторов, инженеров, способных двигать вперед советское двигателе-строение.  [14]

Р�менно производство средств производства Рё развитие тяжелой промышленности являются исходным пунктом индустриализации Страны.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Источник: https://www.ngpedia.ru/id360523p1.html

Ссылка на основную публикацию