Усиление борьбы против феодального гнёта на руси

Борьба народных масс против феодального гнета в России

В начале XVIII в. в России развернулись крупные антифеодальные выступления народных масс. К первому десятилетию этого века относится наиболее напряженный период Северной войны, когда население особенно страдало от непрерывного роста податей и интенсивных рекрутских наборов.

Воинские команды на местах взыскивали вводимые правительством налоги; множество людей искало спасения от притеснений помещиков и царской администрации в бегстве на окраины, на Дон и Нижнее Поволжье, где и возникали главные очаги восстаний.

Астраханское восстание 1705—1706 гг.

Астрахань была крупным торговым и промышленным центром, транзитным пунктом, где наряду с русскими купцами оживленную торговлю вели индийские, иранские, среднеазиатские и армянские купцы. Рыбные, соляные промыслы и судоходство привлекали в Астрахань много пришлых людей, становившихся бурлаками, гребцами и работными людьми.

Обратите внимание

Гарнизон Астрахани насчитывал более 3500 человек, среди которых было немало сосланных из Москвы опальных стрельцов.

Толчком к восстанию послужили жестокие формы взыскания налогов и злоупотребления местной администрации, в особенности воеводы Т. И. Ржевского.

Воевода использовал стрельцов для личных услуг и варварскими способами принуждал население к исполнению указов о бритье бороды и ношении западноевропейского платья. Инициаторами восстания выступили стрельцы и солдаты, к ним присоединилось и городское население.

Восстание началось в ночь на 30 июля 1705 г. Были перебиты «начальные люди» и офицеры-иностранцы.

Вместо убитого воеводы Ржевского восставшие избрали на кругу свою администрацию во главе с ярославским купцом Яковом Носовым и астраханцем Гаврилой Ганчиковым. Круг распорядился отменить вновь введенные многочисленные налоги. Из конфискованной денежной казны стрельцам и солдатам было роздано жалованье.

Вскоре восстание охватило военные городки Красный Яр и Гурьев, куда астраханский круг направил отряды стрельцов. Восставшие пытались поднять и донских казаков. Однако войсковой круг в Черкесске отказался присоединиться к восстанию. Более того, из Черкасска в помощь правительственным войскам было отправлено 2 тыс. казаков.

Повстанцами была сделана попытка расширить район восстания путем привлечения городов Поволжья. В августе 1705 г. астраханцы послали отряд в Царицын, приглашая гарнизон и жителей перейти на их сторону, но последние отказались примкнуть к восстанию, и отряд ни с чем вернулся в Астрахань.

Для подавления восстания были выделены военные части под начальством фельдмаршала Шереметева. 13 марта 1706 г. они с боем овладели городом. Свыше 300 астраханцев были казнены, много участников восстания сослано в Сибирь.

Восстание на Дону 1707—1708 гг.

Вслед за подавлением астраханского восстания начались волнения на Дону. В 1707 г.

Важно

на Дон для сыска и возвращения беглых крестьян прибыл карательный отряд под начальством князя Ю. В. Долгорукого. Он действовал с невероятной жестокостью и вызвал сильнейшее недовольство населения. Новопришлые люди и солевары бахмутскьх промыслов во главе с Кондратием Булавиным напали на отряд Долгорукого и полностью уничтожили его.

Расширяя район восстания, Булавин двинулся в казачьи поселения по притокам Дона (Медведице и Хопру), где разгромил другие группы карательного отряда. Верные царскому правительству, низовые казаки отправили в район восстания войско. Оно разбило отряды восставших.

Булавин скрылся на Украине, в Запорожье, откуда рассылал «прелестные» письма (прокламации) с призывом «побить» бояр и воевод. Эти призывы были близки и понятны народным массам: «Нам до черни дела нет, нам дело до бояр и которые неправды делают».

Важно

Воззвания находили широкий отклик у казаков верховья Дона, запорожских казаков и крестьян соседних уездов — Тамбовского, Козловского и Воронежского. Когда весной 1708 г. Булавин вновь появился на Хопре, число восставших достигло нескольких тысяч человек.

Правительство послало на Дон 7-тысячный отряд, пополненный мобилизованными дворянами, а также донскими казаками во главе с их войсковым атаманом. Но казаки городов, расположенных в верховьях Дона, изменили правительству и перешли на сторону восставших. В апреле 1708 г.

булавинцы без боя овладели центром донского казачества — Черкасском, где казнили войскового атамана вместе с пятью старшинами. Булавин был избран войсковым атаманом.

В Черкасске повстанческая армия разделилась на несколько отрядов, из которых один отправился навстречу наступавшим царским войскам, два другие были посланы в Поволжье, а основные силы пошли на Азов.

Раздробление сил восставших ослабило их и ускорило разгром восстания. После неудачной попытки булавинцев овладеть Азовом низовое зажиточное казачество, временно примкнувшее к восстанию, организовало в Черкасске заговор против Булавина. Он был убит или, по другим известиям, окруженный заговорщиками, застрелился.

Совет

В конце июля правительственные войска, разгромив разрозненные силы повстанцев, подошли к Черкасску. Низовое казачество принесло повинную и выдало активных участников восстания. Последнее крупное сражение булавинцы дали в октябре, но были разбиты и почти поголовно истреблены.

После усмирения Дона очаги восстания возникали во многих уездах России.

На Волге успешно действовал отряд Гаврилы Старченко. В некоторых центральных уездах восставшие жгли помещичьи усадьбы, прогоняли чиновников, расправлялись с помещиками и создавали свое управление.

Разобщенные действия восставших, их слабая организованность, общий стихийный характер движения сделали неизбежным его поражение. Тем не менее восстание 1707—1708 гг.

показало готовность народных масс к борьбе против усиления феодальной эксплуатации.

Восстание в Башкирии в 1705—1711 гг.

В 1705 г. началось восстание в Башкирии, затянувшееся до 1711 г. Включение Башкирии в состав Русского государства (еще в XVI в.) имело для башкирского народа прогрессивное значение.

Экономические и культурные связи с русским народом способствовали развитию производительных сил у башкир, ускорили переход от полукочевого хозяйства к оседлости и земледелию. Чем ближе к русским поселениям жили башкиры, тем больше у них было развито земледелие. Однако царское правительство и местные власти проводили в Башкирии колониальную политику, беспощадно взыскивали налоги, требовали подчас непосильных повинностей.

Толчком к восстанию послужила попытка приехавших в 1704 г. в Уфу прибыльщиков собрать новые чрезвычайные налоги, а также требование выставить тысячу человек для пополнения армии и 5 тыс. лошадей. Все это сопровождалось насилиями и издевательствами царских чиновников над башкирами.

Башкирское восстание было выражением протеста против колониальной политики царизма. Но башкирские феодалы, используя свое влияние, направили народные массы на борьбу не только с царскими чиновниками и карательными отрядами, но и с русским трудовым населением. Сотни русских деревень были разорены, множество крестьян взято в плен и продано в рабство. В ходе восстания башкирские феодалы отправляли посольства в Турцию и Крым, где вели переговоры о переходе под власть крымского хана.

В Башкирию были двинуты вооруженные силы, которые и подавили это восстание.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 5. (1959 г.)

Источник: http://interpretive.ru/termin/borba-narodnyh-mass-protiv-feodalnogo-gneta-v-rossii.html

Исторический словарь — значение слова Борьба Народных Масс Против Феодального Гнета В России

В начале XVIII в. в России развернулись крупные антифеодальные выступления народных масс. К первому десятилетию этого века относится наиболее напряженный период Северной войны, когда население особенно страдало от непрерывного роста податей и интенсивных рекрутских наборов.

Воинские команды на местах взыскивали вводимые правительством налоги; множество людей искало спасения от притеснений помещиков и царской администрации в бегстве на окраины, на Дон и Нижнее Поволжье, где и возникали главные очаги восстаний. Астраханское восстание 1705—1706 гг.

Астрахань была крупным торговым и промышленным центром, транзитным пунктом, где наряду с русскими купцами оживленную торговлю вели индийские, иранские, среднеазиатские и армянские купцы. Рыбные, соляные промыслы и судоходство привлекали в Астрахань много пришлых людей, становившихся бурлаками, гребцами и работными людьми.

Обратите внимание

Гарнизон Астрахани насчитывал более 3500 человек, среди которых было немало сосланных из Москвы опальных стрельцов. Толчком к восстанию послужили жестокие формы взыскания налогов и злоупотребления местной администрации, в особенности воеводы Т. И. Ржевского.

Воевода использовал стрельцов для личных услуг и варварскими способами принуждал население к исполнению указов о бритье бороды и ношении западноевропейского платья. Инициаторами восстания выступили стрельцы и солдаты, к ним присоединилось и городское население. Восстание началось в ночь на 30 июля 1705 г. Были перебиты «начальные люди» и офицеры-иностранцы.

Вместо убитого воеводы Ржевского восставшие избрали на кругу свою администрацию во главе с ярославским купцом Яковом Носовым и астраханцем Гаврилой Ганчиковым. Круг распорядился отменить вновь введенные многочисленные налоги. Из конфискованной денежной казны стрельцам и солдатам было роздано жалованье.

Вскоре восстание охватило военные городки Красный Яр и Гурьев, куда астраханский круг направил отряды стрельцов. Восставшие пытались поднять и донских казаков. Однако войсковой круг в Черкесске отказался присоединиться к восстанию. Более того, из Черкасска в помощь правительственным войскам было отправлено 2 тыс. казаков.

Повстанцами была сделана попытка расширить район восстания путем привлечения городов Поволжья. В августе 1705 г. астраханцы послали отряд в Царицын, приглашая гарнизон и жителей перейти на их сторону, но последние отказались примкнуть к восстанию, и отряд ни с чем вернулся в Астрахань. Для подавления восстания были выделены военные части под начальством фельдмаршала Шереметева.

13 марта 1706 г. они с боем овладели городом. Свыше 300 астраханцев были казнены, много участников восстания сослано в Сибирь. Восстание на Дону 1707—1708 гг.Вслед за подавлением астраханского восстания начались волнения на Дону. В 1707 г. на Дон для сыска и возвращения беглых крестьян прибыл карательный отряд под начальством князя Ю. В. Долгорукого.

Читайте также:  Восстание декабристов в россии

Он действовал с невероятной жестокостью и вызвал сильнейшее недовольство населения. Новопришлые люди и солевары бахмутскьх промыслов во главе с Кондратием Булавиным напали на отряд Долгорукого и полностью уничтожили его. Расширяя район восстания, Булавин двинулся в казачьи поселения по притокам Дона (Медведице и Хопру), где разгромил другие группы карательного отряда.

Верные царскому правительству, низовые казаки отправили в район восстания войско. Оно разбило отряды восставших. Булавин скрылся на Украине, в Запорожье, откуда рассылал «прелестные» письма (прокламации) с призывом «побить» бояр и воевод. Эти призывы были близки и понятны народным массам: «Нам до черни дела нет, нам дело до бояр и которые неправды делают».

Важно

Воззвания находили широкий отклик у казаков верховья Дона, запорожских казаков и крестьян соседних уездов — Тамбовского, Козловского и Воронежского. Когда весной 1708 г. Булавин вновь появился на Хопре, число восставших достигло нескольких тысяч человек.

Правительство послало на Дон 7-тысячный отряд, пополненный мобилизованными дворянами, а также донскими казаками во главе с их войсковым атаманом. Но казаки городов, расположенных в верховьях Дона, изменили правительству и перешли на сторону восставших. В апреле 1708 г.

булавинцы без боя овладели центром донского казачества — Черкасском, где казнили войскового атамана вместе с пятью старшинами. Булавин был избран войсковым атаманом. В Черкасске повстанческая армия разделилась на несколько отрядов, из которых один отправился навстречу наступавшим царским войскам, два другие были посланы в Поволжье, а основные силы пошли на Азов.

Раздробление сил восставших ослабило их и ускорило разгром восстания. После неудачной попытки булавинцев овладеть Азовом низовое зажиточное казачество, временно примкнувшее к восстанию, организовало в Черкасске заговор против Булавина. Он был убит или, по другим известиям, окруженный заговорщиками, застрелился.

В конце июля правительственные войска, разгромив разрозненные силы повстанцев, подошли к Черкасску. Низовое казачество принесло повинную и выдало активных участников восстания. Последнее крупное сражение булавинцы дали в октябре, но были разбиты и почти поголовно истреблены. После усмирения Дона очаги восстания возникали во многих уездах России.

На Волге успешно действовал отряд Гаврилы Старченко. В некоторых центральных уездах восставшие жгли помещичьи усадьбы, прогоняли чиновников, расправлялись с помещиками и создавали свое управление. Разобщенные действия восставших, их слабая организованность, общий стихийный характер движения сделали неизбежным его поражение. Тем не менее восстание 1707—1708 гг.

показало готовность народных масс к борьбе против усиления феодальной эксплуатации. Восстание в Башкирии в 1705—1711 гг.В 1705 г. началось восстание в Башкирии, затянувшееся до 1711 г. Включение Башкирии в состав Русского государства (еще в XVI в.) имело для башкирского народа прогрессивное значение.

Экономические и культурные связи с русским народом способствовали развитию производительных сил у башкир, ускорили переход от полукочевого хозяйства к оседлости и земледелию. Чем ближе к русским поселениям жили башкиры, тем больше у них было развито земледелие. Однако царское правительство и местные власти проводили в Башкирии колониальную политику, беспощадно взыскивали налоги, требовали подчас непосильных повинностей. Толчком к восстанию послужила попытка приехавших в 1704 г. в Уфу прибыльщиков собрать новые чрезвычайные налоги, а также требование выставить тысячу человек для пополнения армии и 5 тыс. лошадей. Все это сопровождалось насилиями и издевательствами царских чиновников над башкирами. Башкирское восстание было выражением протеста против колониальной политики царизма. Но башкирские феодалы, используя свое влияние, направили народные массы на борьбу не только с царскими чиновниками и карательными отрядами, но и с русским трудовым населением. Сотни русских деревень были разорены, множество крестьян взято в плен и продано в рабство. В ходе восстания башкирские феодалы отправляли посольства в Турцию и Крым, где вели переговоры о переходе под власть крымского хана.

В Башкирию были двинуты вооруженные силы, которые и подавили это восстание.

Смотреть значение Борьба Народных Масс Против Феодального Гнета В России в других словарях

Борьба — война
Словарь синонимов

Борьба — см. бороть.
Толковый словарь Даля

Борьба — борьбы, мн. нет, ж. 1. схватка двоих, в к-рой каждый старается осилить другого. || Такая схватка, как спортивное состязание. Сеанс борьбы. Французская борьба. || Проявление,……..
Толковый словарь Ушакова

Против — противу, проти нареч. или предлог с дат. пад. встречу, навстречу, встрет, всреть, встречь. сустречь. Вл. кн. Дмитрий отпусти бояр своих старейших противу сыну своему. Ноньма,……..
Толковый словарь Даля

Борьба — О силе, характере проявления, широте размаха, продолжительности. Активная, беззаветная, безумная, бескомпромиссная, бескровная, беспощадная, бешеная, благородная,……..

Словарь эпитетов

Борьба Ж. — 1. Рукопашная схватка двоих, в которой каждый старается осилить другого, свалив его с ног. // Противоборство спортсменов во время состязаний. // Военные действия, сражение………
Толковый словарь Ефремовой

Друг Против Друга Нареч. — 1. Один против другого.
Толковый словарь Ефремовой

Дружка Против Дружки Нареч. Разг.-сниж. — 1. Один против другого; друг против друга.
Толковый словарь Ефремовой

Масс-спектрометр М. — 1. Прибор для разделения атомов и молекул по их массам.
Толковый словарь Ефремовой

Масс-спектрометрия Ж. — 1. Совокупность методов исследования вещества по спектру масс атомов или молекул, входящих в его состав.
Толковый словарь Ефремовой

Борьба — -ы́; ж.1. к Бороться. Победа в борьбе с захватчиками. Б. с предрассудками. Б. за выход в финал. Б. идей, мнений. Предвыборная, идеологическая б. Внутренняя б. Развернуть,……..

Толковый словарь Кузнецова

Борьба Политическая — — состояние противопоставления интересов политических субъектов с целью достижения определенных политических результатов. Виды политической борьбы многообразны………
Политический словарь

Всекитайское Собрание Народных Представителей — — высший законодательный орган государственной власти в КНР.
Политический словарь

Демократический Выбор России (двр) — — наиболее влиятельная из всех радикальных либеральных партий периода российских реформ. Численность партии как по прямым, так и по косвенным данным не превышала 10……..
Политический словарь

Классовая Борьба — — борьба между антагонистическими классами, интересы которых несовместимы или противоречат друг другу. представляет собой основное содержание и движущую силу истории……..
Политический словарь

Либерально-демократическая Партия России (лдпр) — — вторая по численности после КПРФ партия в РФ. Сектор политического поля, который она занимает, может быть охарактеризован как нестабильный, меняющийся. Начиная свою……..
Политический словарь

Политическая Жизнь Современной России — Политические процессы, происходящие в современной России, в общем можно охарактеризовать как переходный период от посттоталитарного политического режима к демократическому………
Политический словарь

Процесс Политический В Современной России — отражает совокупность прежних и новых явлений, объективный и субъективных характеристик, которые накладываются друг на друга, отражают незрелость становящихся демократических……..
Политический словарь

Стихийное Политическое Поведение Масс — — это неорганизованное и сравнительно необычное поведение большого количества людейСубъекты такого поведения: 1) толпа, 2) «собранная публика» и 3) «несобранная»……..
Политический словарь

Съезд Народов И Областей России (съезд Народов, Федеративный Съезд) — 8—15 сентября 1917, Киев. Инициатор созыва — Центральная Рада (постановление от 27 июня). Должны были приехать представители «народов-федералистов». Участвовало 86 делегатов……..
Политический словарь

Масс-культура — масс-культу́ры; ж. Массовая культура.
Толковый словарь Кузнецова

Масс-медиа — неизм.; ж. Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио и т.п.). Западная, отечественная м.
Толковый словарь Кузнецова

Банк России — — Центральный банк РФ. Б.Р. выполняет важнейшую функцию по регулированию кредитной системы страны и разрабатывает денежно-кредитную политику. Наиболее важными функциями……..

Экономический словарь

Банк России Сберегательный — банк, занимающийся привлечением свободных денежных средств населения. Существует с 1917 г. сначала в виде государственных сберегательных касс, с 1988 г. был преобразован……..
Экономический словарь

Банк России, Сберегательный — — кредитное учреждение, основной функцией которого является привлечение сбережений и временно свободных денежных средств населения. С 1917 г. функционировал……..

Экономический словарь

Борьба Доверенностей

Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/5508

Крестьянство и его борьба против феодального гнета | Необычный

Крестьянство и его борьба против феодального гнета

В XI в. крестьянство в наиболее значительных западноевропейских странах было почти целиком закрепощено. Кое-где крестьяне еще сохраняли личную свободу, но их количество было невелико, да к тому же и они не являлись полностью свободными, так как были обязаны своему господину различными платежами за землю.

Крепостные несли барщину (до трех дней в неделю) и были обременены другими, весьма многочисленными повинностями. В платежи, вносившиеся феодалу натурой — продуктами крестьянского хозяйства, входили и чинш, и подушный сбор, и плата за пользование лесом или лугом, и взносы на содержание войска сеньера в походе.

Существовали еще особые повинности, символизировавшие личную зависимость крепостного, или серва; так, например, если наследники умершего крепостного хотели удержать за собой имущество, по праву «мертвой руки» переходившее к сеньеру, — они должны были уплатить выкуп господину отдать ему лучший скот, лучшую одежду.

Совет

Во время празднования некоторых семейных событий у феодала (свадьба, наступление совершеннолетия старшего сына и т. д.) от крепостного требовали единовременных взносов. И это — не считая разного рода судебных, мостовых, рыночных и тому подобных пошлин, которые крестьянин платил сеньеру, как государю принадлежавших ему земель.

К этому нужно добавить еще подать, которую подневольные крестьяне вносили церкви,— «десятину»: последняя в действительности нередко превышала одну десятую долю крестьянских доходов.

Читайте также:  Особенности становления российского капитализма. реформы александра ii

Когда с появлением городов стала развиваться торговля, материальное положение крестьянина сделалось еще более тяжким. Сеньеры теперь уже не довольствовались только тем, что поступало от крепостных в виде муки, масла, яиц, мяса, ягод. Аппетиты феодалов возрастали.

Они хотели покупать и изделия городских ремесленников, лучшие по качеству, чем те, которые изготовляли свои, деревенские мастера, — оружие, одежду, обувь, доспехи; они приобретали постепенно вкус и к различным заморским товарам, доставлявшимся итальянскими купцами: тканям, винам, украшениям, предметам обихода.

Потребности сеньеров становились все более разнообразными. Поэтому сеньеры сделались требовательнее: с каждым годом они увеличивали по своему произволу количество всевозможных поборов. В XI в. местами вводятся уже денежные сборы, чрезвычайно обременительные для крестьян: феодалам нужны были деньги. Из одной грамоты монастыря св.

Михаила в Лотарингии (XI в.) мы видим, например, как некий граф Райнальд, для того чтобы получить с монастырских крестьян денежный сбор (талью), «заключил людей наших [монастыря] в темницу и пытками вымогал их имущество». Сам граф цинично заявлял, — это отмечается в грамоте, — что тиранство свое «вершил не по праву». Многие документы XI—XII вв.

дают яркое представление о том, как безжалостно притесняли светские и церковные сеньеры своих крепостных крестьян, требуя с них новых и новых платежей.

Но не только феодальные поборы и произвол душили крестьянина. Немалую роль в его обнищании играли те нескончаемые войны, которые велись повсеместно на Западе в XI в. То было время господства феодальной раздробленности.

Обратите внимание

Во Франции крупные и мелкие сеньеры беспрестанно враждовали друг с другом. Феодальные распри раздирали и Германию, где шла война различных феодальных группировок, связанная с борьбой между императорами и папами за инвеституру.

Ожесточенные междоусобицы феодальных «партий» происходили в Италии и в других странах.

Первой жертвой бесконечных войн феодалов оказывался крестьянин. Во время этих войн сеньеры не щадили крестьянских посевов. Скудное имущество землепашца подвергалось грабежу и разорению. Его жилище обрекалось пламени, собранный урожай нередко уничтожался.

«Жажда войны так свирепствовала, — говорит о смутах среди нормандской знати в конце XI в. хронист Ордерик Виталий, — что крестьяне и мирные горожане не могли спокойно оставаться в своих домах».

Жуткую картину опустошений — следствие феодальных усобиц — рисуют монастырские документы. В одном из них, относящемся к 1050 г., сказано: «Вследствие частых войн эта местность (в Турени.— М. 3.) была превращена в пустыню и почти семь лет в ней никто не жил».

В другом под 1062 г. записано: «Поля (в Анжу. — М. 3.) были опустошены и покинуты».

Итак, феодальная анархия значительно ухудшала положение массы крестьянства. Задавленный феодальным гнетом крепостной крестьянин и его семья вынуждены были постоянно вести полуголодное существование.

Следует также принять во внимание, что труд подневольного хлебопашца был мало производителен.

Несмотря на некоторые улучшения в обработке почвы, техника земледелия оставалась убогой, примитивной: землю обрабатывали большей частью ручным способом — лопатой, мотыгой; рабочего скота для вспашки почвы тяжелым деревянным плугом, применявшимся в то время, не хватало; нередко пахали на коровах, к которым иногда припрягали даже козлов. Удобряли землю редко и плохо. Плодородие почвы почти не восстанавливалось, и она быстро истощалась.

Важно

Не приходится удивляться, что в XI в. неурожаи и голод очень часто поражали различные страны Европы. Некоторые ученые пытались объяснить этот голод ссылками на какие-то особые колебания климата, якобы происходившие в то время, т. е. свести причины бедствий крестьянства к стихийным явлениям в природе.

Разумеется, стихийные бедствия — засуха, град, чрезмерное выпадение осадков в той или иной местности — оказывали губительное воздействие на жизнь деревни, и недаром хронисты. XI в. сплошь и рядом упоминают об этих стихийных явлениях.

Но дело в том, что особо разрушительные последствия их были обусловлены низким уровнем сельскохозяйственной техники и всем строем общественной жизни.

О том, какие ужасающие размеры принимали голодовки в XI в., свидетельствуют хотя бы случаи людоедства, нередко наблюдавшиеся во время этого голода. Страшное описание широкого распространения каннибализма во время голода, захватившего многие области во Франции в 1032 г. и продолжавшегося три года, оставил бургундский хронист Радульф Глабер.

Этот набожный летописец, считавший, как и многие его Современники, причиной голода гнев божий на людей, погрязших «в грехах», рассказывает: «Люди пожирали мясо людей.

На путников нападали те, кто был посильнее, делили их на части и, изжарив на огне, пожирали… Во многих местах тела, вырытые из земли, тоже шли на утоление голода… Есть мясо людей казалось до такой степени обычным, что некто вынес его вареным на рынок в Турнюс, как какую-нибудь говядину.

Его схватили, он не отрицал своего преступления; его связали и сожгли на костре. Мясо же, зарытое в землю, ночью другой вырыл и съел». То, о чем сообщает Радульф Глабер, — не единичный факт в жизни XI в. Многие летописцы того времени рисуют бедствия населения в голодные годы. А они следовали непрерывной чередой.

Французский историк Даре де ла Шаванн подсчитал, что в XI в. было 26 неурожайных лет, т. е. неурожайные годы составили более четверти столетия. Особенно частым гостем деревни голод сделался в конце столетия, когда Западная Европа пережила целую полосу голода — «семь тощих лет» (1087—1095).

Совет

Хронические неурожаи и голод, которые влекли за собой и падеж скота, были настоящим бичом для крестьянства. Они сопровождались опустошительными эпидемиями. Повальные болезни в голодные годы косили тысячи обессилевших от недоедания людей в деревнях и городах.

«Многие села остались без земледельцев»,— лаконично отмечает один французский летописец, повествуя об эпидемии чумы в 1094 г. По сообщению другого современника, 8500 человек умерли в Регенсбурге за три месяца этой же эпидемии. И эти бедствия обрушивались на крестьянина в то время, как феодальный гнет усиливался все больше и больше.

Именно рост феодальной эксплуатации составлял главный, решающий фактор разорения крестьянства в XI в., как крепостного, так и находившегося на пути к закрепощению.

Гнет сеньеров порождал законное возмущение крестьян. Оно выражалось по-разному. В некоторых местах крестьяне поднимали настоящие восстания — «мятежи», как называют их летописцы. Такие восстания проходили в XI в. в Бретани, во Фландрии, в Англии. Активные выступления крестьян против феодальных притеснителей происходили также во Франции незадолго до начала первого крестового похода.

Хронисты сообщают о том, как измученные нуждой и голодом люди поджигали, грабили, опустошали имения «богачей», расправлялись с теми, кто, пользуясь бедственным положением народа, ссужал бедняков деньгами на кабальных условиях и часто лишал их последних остатков и без того жалкого имущества. «Бедные мучили богатых грабежами и поджогами»,— сокрушается монах-летописец Сигберт из Жамблу.

Стихийный протест крепостных часто принимал в эту эпоху и иные, пассивные формы. Не видя выхода из омута нищеты и бесправия, одни впадали в полное отчаяние: известны случаи группового самоубийства в деревнях в 90-х годах XI в.

Другие в поисках спасения от ужасов феодальной действительности стремились отмежеваться от нее хотя бы «духовно». В народе возникали особые религиозные учения, по сути дела отвергавшие феодальные порядки и призывавшие к социальному равенству.

Церковь объявила эти учения «еретическими» и беспощадно преследовала «отступников», потому что под видом религиозной «ереси» проявлялся протест масс против крепостнической эксплуатации. Во Франции и в Италии «еретики» — крестьяне и горожане (а именно к XI в.

относятся первые известия о ересях в этих странах) считали земной мир порождением дьявола и призывали к отречению от всего плотского1.

Обратите внимание

Третьи пытались на практике так или иначе порвать с ненавистным миром зла, хотя и не боролись против него активно. Во время «семи тощих лет» усилилась тяга в монастыри, к отшельничеству. Наблюдались и иные проявления аскетизма, т. е. стремления «умертвить плоть», освободить себя таким образом от житейских тягот.

По рассказу швабского хрониста Бернольда, в Германии, например, в 1091 г. многие крестьянские девушки отказывались от замужества. Имели место случаи отказа от собственности, причем он даже возводился в принцип («собственность отягощает душу»).

Многими людьми, которым будущее не сулило никакого просвета, — жизнь с каждым днем делалась все более безотрадной, — овладел дух подвижничества.

1 Н. А. Сидорова. Народные еретические движения во Франции в XI и XII bib. Сб. «Средние века», т. IV, М., 1953, стр. 74 и сл.

Это — очень своеобразное явление эпохи; его нужно правильно понять и учесть, чтобы как следует разобраться в причинах крестовых походов. Буржуазные историки много писали об «аскетическом духе» на Западе в XI в.

, о подъеме религиозных чувств, пытаясь объяснить этим крестовые походы. Но они не видели, что усиление религиозных настроений в массах имело определенную материальную подкладку1.

Оно было порождено невыносимыми условиями, в которых оказалось к тому времени трудовое население.

Крепостной крестьянин, забитый нуждой, придавленный личной зависимостью от помещика, был принижен также своей умственной темнотой2. Ее всемерно поддерживала церковь, учившая крестьянина покорности, терпению, страху.

Читайте также:  История россии xx век

Находясь во власти фантастических религиозных взглядов, темный и невежественный крестьянин воспринимал бедствия, постигавшие его, через призму своего религиозного мировоззрения.

Важно

Неурожай, голод, «огненная чума»3, унесшая в могилу его детей,— все это в глазах земледельца, опутанного сетями религии, являлось прежде всего результатом и проявлением «гнева божьего», карой небесной, ниспосланной свыше за неведомые «грехи». Отсюда сама собой возникала мысль, что избавиться от страданий повседневной жизни можно лишь умилостивив разгневанные небесные силы. Но как?

1 Интересно отметить, что ссылки на «религиозное чувство» как на главную, если не единственную причину крестовых походов не могут удовлетворить даже некоторых, передовых буржуазных ученых. В этом отношении примечательно выступление французского византиниста П. Лемерля на X международном (Римском) конгрессе историков.

В своем докладе («Византия и крестовые походы») этот ученый заявил, что, как ни важен был «религиозный фактор», он, однако, не объясняет во всей полноте крестовых походов — явление, которое, по словам докладчика, «на практике и по сути часто находится в противоречии с христианством».

Концентрация религиозного чувства, отметил Лемерлъ, имела под собой «позитивные основы». «Для меня очевидно, что эти основы крестовых походов были социального и экономического порядка»,— сказал докладчик и подчеркнул, что «проблема крестовых походов» должна решаться, в первую очередь, изучением «сферы аграрных отношений во Франции» (P.

L е-merle. Byzance et la croisade. «Relazioni», vol. Ill, p. 615—616).

2 См. В. И. Л e h и h. Соч., т. 3, стр. 159.

3 «Огненной чумой» (pestilentia ignearia) называли тогда спорынную болезнь, получавшую широкое распространение в неурожайные годы. В 1089 г. ‘многие районы Франции, Германии, Западной Лотарингии, Брабанта были охвачены эпидемией этой страшней болезни.

Находясь всецело под влиянием церкви, крестьянин думал, что всемогущий бог сменит гнев на милость, если он, грешный человек, докажет свою приверженность богу, совершив какой-либо особенный, из ряда вон выходящий, героический поступок — подвиг во «искупление грехов», если он примет «мученичество» за веру.

Жажда вырваться из цепких лап сеньера и выбиться из нужды рождала стремление к религиозному подвигу, страстное желание свободы получало религиозное выражение. «Дух подвижничества», характерный для умонастроения определенных слоев народной массы в XI в.

, был одним из многообразных проявлений пассивного протеста крестьянства против всевластия, сеньеров.

Наиболее распространенным методом пассивной борьбы крепостных с возраставшим феодальным гнетом было бегство. Целыми селами крестьяне снимались с мест и уходили куда глаза глядят. Многие, словно затравленные звери, бежали, в леса.

«Все жители прихода разбежались…, крестьяне ушли в леса и не желали возвращаться»,— гласит скупая, но выразительная запись от 1059 г. в книгах вандейского монастыря св. Максенция. Бегство крестьян — повсеместное явление в XI в.

Совет

О нем повествуют хроники, различные грамоты, «жития святых» и другие литературные памятники того времени. Уходят крепостные крестьяне светских и церковных сеньеров, уходят те, которым «нечего было есть», пишет безымянный автор XI в. о крестьянах шварцвальдского монастыря св. Георга в Германии, решивших в 1092 г.

покинуть монастырь. Видный церковный сановник аббат Петр Достопочтенный замечает в одном из своих писем, что крепостные принуждены были покидать свои земли и бежать на чужбину1.
Нормандец Ордерик Виталий также упоминает о бегстве «очень многих жителей» во время междоусобных войн в Нормандии.

В жалобе лотарингского монастыря св. Михаила говорится, что люди этого монастыря, которым стало не под силу выносить страшные притеснения и «коварство» графа Райнальда, «земли наши впусте оставляют».

Крестьяне уходили с насиженных мест, ища в
бегстве спасения от поборов и вымогательств, от разбойничьих нападений феодальных банд, от лютого голода и страшных болезней.

Таково было положение крестьянства накануне крестовых походов.

Полунищая, глубоко страдавшая от угнетения феодалов деревня ни к чему так сильно не стремилась, как к освобождению от нужды и крепостных пут, и по-своему, активно или (чаще) пассивно, все энергичнее боролась против феодальной эксплуатации. Мы увидим дальше, как сумела учесть настроения крестьянства католическая церковь при организации крестовых походов.

1 Правда, это известие относится к началу XII в., но нет оснований думать, что в конце XI в. дело обстояло иначе.

Многие ученые считают, что основной секрет человеческого долголетия это употребление чистой питьевой воды. Если Вы с ними согласны, тогда Вам будет определенно узнать о компании Proto LTD – приготовление чистой талой воды для которой является основным направлением разработка очистных приборов нового поколения, работа которых основана на заморозке-разморозке водопроводной воды.

Обострение противоречий внутри господствующего класса >>

Найти на unnatural: Крестьянство его борьба против феодального гнета

Источник: http://unnatural.ru/feudal-oppression

Шпаргалка: Борьба Руси с монгольским игом, его результаты и последствия

Борьба против ордынского ига началась с момента его установления. Она проходила в виде стихийных народных выступлений, которые не могли свергнуть иго, но способствовали его ослаблению. В 1262 г. во многих русских городах произошли выступления против откупщиков ордынской дани – бесерменов.

Бесермены были изгнаны, дань стали собирать и отвозить в Орду сами князья. А в первой четверти XIV в., после неоднократных восстаний в Ростове (1289, 1320) и в Твери (1327), русские княжества покинули и баскаки. Освободительная борьба народных масс приносила свои первые результаты.

Монголо-татарское завоевание имело крайне тяжелые последствия для Руси “батыев погром” сопровождался массовыми убийствами русских людей, многие ремесленники были уведены в плен.

Обратите внимание

Особенно пострадали города, которые переживали период упадка, Исчезли многие сложные ремесла, более чем на столетие прекратилось каменное строительство. Огромный урон нанесло завоевание русской культуре. Но урон, нанесенный завоевателями Руси, не ограничивался “Батыевым погромом”. Вся вторая половина XIII в.

заполнена, ордынскими вторжениями. “Дюденева рать” 1293 г. по своим разрушительным последствиям напоминала поход самого Батыя. А всего за вторую половину XIII в. монголо-татары 15 раз предпринимали большие походы на Северо-восточную Русь.

Но дело было не только в военных нападениях. Ордынскими ханами была создана целая система ограбления завоеванной страны путем регулярной дани.

14 видов различных “даней” и “тягостей” истощали экономику Руси, мешали ей оправиться после разорения. Утечка серебра, основного денежного металла Руси, препятствовала развитию товарно-денежных отношений.

Монголо-татарское завоевание. Надолго задержало экономическое развитие страны.

Сильнее всего пострадали от завоевания города, будущие центры капиталистического развития. Тем самым завоеватели как бы законсервировали на долгое время чисто феодальный характер экономики.

В то время как западноевропейские страны, избежавшие ужасов монголо-татарского нашествия, переходили к более передовому капиталистическому строю, Русь оставалась феодальной страной.

Как уже было сказано, воздействие на сферу экономики выражалось, во-первых, в непосредственном разорении территорий во время ордынских походов и набегов, которые были особенно частыми во второй половине XIII в. Наиболее тяжелый удар был нанесен по городам.

Во-вторых, завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств в виде ордынского “выхода” и других поборов, что обескровливало страну.

Важно

Последствием нашествия XIII в. стало усиление обособленности русских земель, ослабление южных и западных княжеств. В результате они были включены в состав возникшего в XIII в.

раннефеодального государства – Великого княжества Литовского: Полоцкое и Турово-Пинское княжества – к началу XIV в., Волынское – в середине XIV в., Киевское и Черниговское – в 60-е годы 14в.

, Смоленское – в начале XV в.

Русская государственность (под сюзеренитетом Орды) сохранилась в результате только в Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальская земля), в Новгородской, Муромской и Рязанской землях. Именно Северо-Восточная Русь примерно со второй половины 14в. стала ядром формирования Русского государства.

В это же время окончательно определилась судьба западных и южных земель. Таким образом, в XIV в. перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества-земли, управляемые разными ветвями княжеского рода Рюриковичей, внутри которых существовали более мелкие вассальные княжества.

Исчезновение этой политической структуры знаменовало собой и исчезновение сложившейся с образованием Киевского государства в IX – Х вв. древнерусской народности – предка трех ныне существующих восточнославянских народов.

На территориях Северо-Восточной и Северо-Западной Руси начинает складываться русская (великорусская) народность, на землях же, вошедших в состав Литвы и Польши, – украинская и белорусская народности.

Помимо этих “зримых” последствий завоевания в социально-экономической и политической сферах древнерусского общества можно проследить и значительные структурные изменения.

В домонгольский период феодальные отношения на Руси развивались в общем по схеме, свойственной всем европейским странам: от преобладания государственных форм феодализма на раннем этапе к постепенному усилению вотчинных форм, правда, более медленному, чем в Западной Европе.

Совет

После нашествия этот процесс замедляется, происходит консервация государственных форм эксплуатации. Во многом это было связано с необходимостью изыскания средств для выплаты “выхода”. А. И. Герцен писал: “Именно в это злосчастное время Россия и дала обогнать себя Европе”.

Монголо-татарское завоевание привело к усилению феодального гнета. Народные массы попали под двойной гнет – своих и монголо-татарских феодалов.

Очень тяжелыми были политические последствия нашествия. Политика ханов сводилась к разжиганию феодальных усобиц, чтобы не дать стране объединиться.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru

Источник: https://ronl.org/shpargalki/istoriya/105946/

Ссылка на основную публикацию