Уголовный контекст правосудия по русской правде

2.3 Уголовное право по Русской Правде. Суд и процесс в древнерусском государстве

Как уже отмечалось, Русская Правда не отделяет гражданско-правовые нарушения от уголовных. Не знает она и термина «преступление», хотя этот термин из переводной греческой литературы был известен на Руси. Нарушение закона, преступление, носит в ней название обиды, под чем понимается причинение лицу или группе лиц физического, материального или морального ущерба. Не выделяя особо государственного преступления, защищая права частных лиц, Русская Правда, однако, обнаруживает и полное понимание государственных интересов: все штрафы за «обиду» поступают не в карман потерпевшего, а в пользу общественной власти (князя). Этот уголовный штраф Русская Правда называет, продал/сей.

Субъектами преступления, т.е. лицами, способными отвечать за криминальные действия, могли быть все свободные люди при наличии у них ясного сознания. Злодеяния, совершенные холопами, преступлениями не считались и не влекли за собой уголовных взысканий. За их деяния отвечали их хозяева, которые либо выкупали провинившегося, либо выдавали его «лицом» потерпевшему. По Правде Ярослава, раба, ударившего свободного мужа, можно было убить, но сыновья Ярослава это наказание «установили на куны», т.е. перевели на денежный выкуп, разрешив при этом побить холопа11 Курицин В.И. История государства и права России – М.: Международные отношения, 1998. С. 178..

О возрасте при уголовном вменении ни Русская Правда, ни другие памятники публичного права не содержат данных вплоть до середины XVII в. Очевидно, им было время, когда дети начинали «сами себя печаловати». Зато Русская Правда знает о субъективной стороне преступления, относя к ней умысел или неосторожность. И хотя четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности ещё не существует, они уже намечаются в законе. Так, ст. 6 Пространной Правды говорит об убийстве «в сваде или на пиру», по которому виновный наказывается штрафом. Другое дело, если убийство произошло в разбое, во время грабежа. Тогда преступник вместе с семьей подвергается самому тяжкому наказанию – отдается на поток и разграбление. К отягчающим вину обстоятельствам закон относит корыстный умысел, а к смягчающим вину, кроме опьянения («на пиру»), – состояние аффекта («если кто ударит кого батогом, а тот, не стерпевши, ткнет мечом, то вины ему в этом нет»)22 Титов Ю.П. История государства и права России – М.: Былина, 1999. С. 155..

Обратите внимание

Объекты преступления – это личность и имущество. Среди преступлений против личности Русская Правда знает убийство, телесные повреждения, побои, оскорбления (преступления против чести). Преступления имущественные (против собственности) – это разбой, кража, нарушение земельных границ, незаконное завладение или пользование чужим имуществом. Государственные преступления в Русской Правде не просматриваются и скорее всего потому, что абстрактного понятия «государство» ещё не существовало, и интересы государства отождествлялись с интересами князя. Поэтому жизнь представителей княжеской администрации (княжих мужей, огнищан, конюхов и других тиунов) защищена двойной вирой.

Но история Киевской Руси знает государственные преступления, такие, как восстания горожан, к участникам которых применялась смертная казнь. Существовали и междукняжеские споры, завершавшиеся нередко весьма жестоко. Но все это ещё не отражено в законодательстве.

Не из Русской Правды, а из церковных уставов известно, что имели место и преступления против церкви: зелейничество и ведовство (т.е. чародеяние и волхование – знахарство и колдовство) остатки язычества. Кроме них преследовались моления в рощах и у воды, под овином, ограбления трупов, введение в церковь собак и птиц и т.п.

Объективная сторона преступления распадалась на 2 стадии: покушение на преступление (вынул меч, но не ударил) и оконченное преступление – действие (вынул меч и ударил). Наказание, естественно, разное (1 и 3 гривны кун). Знает Русская Правда и такое понятие как соучастие, но роли соучастников в преступлении ещё не разделяет (ст. 40 Кр. Пр.). Закон требовал привлечения к одинаковой ответственности всех лиц, совершивших его (если 10 человек украли 1 овцу, то каждый платит по 60 резан продажи).

Существует в Русской Правде и представление о превышении пределов необходимой самообороны (нельзя убивать вора, если в его действиях нет непосредственной опасности).

Наказания за уголовные преступления. Русская Правда употребляет разные термины, имеющие смысл «наказания»: казнь, месть, продажа и др. Начнем их характеристику с мести. Это возмездие за деяние, совершаемое руками потерпевшего или его родичей. В Краткой Правде она не только признана, но и предписана, однако только в соединении с судом (нужна санкция суда, разрешающая месть или оправдывающая акт мести). Раненный, к примеру, должен доказать на суде справедливость обвинения и только после этого может мстить или взять за обиду 3 гривны.

Месть обиженного или членов его семьи полагалась за такие преступления, как убийство, увечье или нападение на здоровье и честь. Очевидно, месть не означала отдачу преступника на полный произвол мстителя. Термин смирять, употреблявшийся для обозначения акта мести, означал, скорее всего, не только лишение жизни, но и простое телесное наказание. Под влиянием христианства, в условиях дальнейшего оформления государственных структур, месть постепенно вымирала. Уже сыновья Ярослава отменили «убиение за голову», т.е. месть за убийство, и ввели денежный штраф.

Именно штрафы доминируют в системе наказаний Русской Правды как своеобразный денежный эквивалент причиненного ущерба. Штрафы делятся на уголовные (в пользу общественной власти) и частное вознаграждение потерпевшему. За убийство уплачивается вира (в пользу князя) и половничество (родственникам потерпевшего). За прочие преступления – продажа (князю) и урок (потерпевшему). Уголовные штрафы за посягательство на личность, как уже отмечалось, носят ярко выраженный сословный характер, при посягательстве на имущество это проявляется менее резко. Вира, взыскиваемая с общины – верви (мира), – это дикая вира (в случае, когда совершено непредумышленное убийство, и преступник защищен круговой порукой общины, или когда убийство умышленное, но община не ищет и не выдает преступника).

Третий вид наказания – поток и разграбление. Он назначался в 3 случаях: за кражу коня, поджег дома или гумна, профессиональный разбой. Поток и разграбление – не что иное, как лишение всех прав, как личных, так и имущественных, которое в условиях дикой природы обрекало человека на неминуемую смерть. Известны также случаи убийства и полного уничтожения имущества, отданных на поток и разграбление людей. «Заутра убиша Семена Борисовца, – говорит источник, – и дом его весь разграбиша и села и жену его Яша»11 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 1999. С. 211.. Имущество осужденного делилось между общинниками либо отходило к князю. Во времена Русской Правды возможно было и обращение такого человека в рабство.

Важно

Из других видов наказаний известны также наказания, обращенные на свободу, и наказания, обращенные на здоровье. К первым относились: изгнание, ссылка, заключение (в железо – цепи, и более тяжёлое – в погребе), заточение (заключение, соединённое со ссылкой), обращение в рабство. Ко вторым – членовредительство (битье кнутом, вырывание ноздрей), широко распространившееся позднее как заменяющее денежные выкупы в случае имущественной несостоятельности виновного.

Рассмотрим суд и процесс в древнерусском государстве. Суд во времена Русской Правды не был отделен от администрации, и судьей был, прежде всего, сам князь. Княжеский суд разрешал дела феодальной знати, междукняжеские споры. «Без княжа слова», однако, нельзя было «мучить» не только огнищанина, но и смерда (ст. 33 Кр. Пр., ст. 78 Пр. Пр.). К князю и судьям его (ст. 55 Пр. Пр.) мог пойти пожаловаться закуп. В «Поучении к детям» Владимир Мономах так говорит о себе как о судье: «На посадников не зря, ни на бирючи, тоже худого смерда и убогие вдовицы не дал есми сильным обидети».

Наиболее важные дела князь решал совместно со своими мужами боярами, менее важные рассматривались представителями княжеской администрации. Обычное место суда – «княж двор» (резиденция в столице и дворы княжеских чиновников в провинции). На местах действовали суды посадника, волостеля, которым помогали тиуны, вирники (сборщики судебных пошлин) и другие слуги. Русская Правда (ст. 41 Кр. Пр., многие статьи Пр. Пр.) определяет и размеры этих сборов в пользу многочисленных судебных лиц из вспомогательного персонала (мечника, детского, метельника).

Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд – суд землевладельца над зависимым населением. Он формируется на основе иммунитетных пожалований (князь жалует монастырю Св. Георгия село Буйцы «с данию, с вирами и с продажами»). Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках не сохранилось. Функции церковного суда, ведавшего семейно-брачными отношениями, боровшегося с языческими обрядами, осуществляли епископы, архиепископы и митрополиты. Делами монастырских людей занимался настоятель монастыря – архимандрит.

Читайте также:  Судебник 1550 г. общая характеристика, система и источники

Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии: установление сторон, производство суда и исполнение приговора. Обе стороны именовались истцами или суперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора). Государство в качестве истца ещё не выступает, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицу в преследовании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданским процессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным). Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.

О самом древнем периоде известно ещё, что одной из форм начала процесса был заклич – публичное объявление о преступлении (пропаже имущества, к примеру) и начале поиска преступника. Давался трёхдневный срок для возврата похищенного, после чего лицо, у которого обнаруживалась вещь, объявлялось виновным. Оно было обязано вернуть похищенное имущество и доказать законность его приобретения. Если это удавалось сделать, начинался свод – продолжение поиска похитителя. Последний в своде, не имевший доказательств, признавался вором со всеми вытекающими отсюда последствиями. В пределах одной территориальной единицы (волости, города) свод шёл до последнего лица, при выходе на чужую территорию – до лица третьего, которое, уплатив повышенное возмещение убытка, могло начинать свод по месту своего проживания (ст. 35-39 Пр. Пр.).

Другое процессуальное действие – гонение следа – розыск преступника по следам. Если это был убийца, то обнаружение его следов на территории общины обязывало её членов платить «дикую виру» или искать виновника. Если следы терялись в лесах, на пустошах и дорогах, поиски прекращались (ст. 77 Пр. Пр.)11 Кузнецов И.Н. История государства и права России в документах и материалах с древнейших времен по 1930 г. – Минск: Амалфея, 2000. С. 110..

Суд был состязательным, a это значит, что обе стороны «тягались» на равных условиях, собирали и представляли доказательства и улики. В судебном процессе использовались различные виды доказательств устные, письменные, свидетельские показания. Очевидцы происшествия назывались видоками, кроме них выступали послухи – свидетели «доброй славы» обвиняемого, его поручители. Послухом мог быть только свободный человек, в качестве видоков привлекались закупы («в малой тяжбе») и боярские тиуны (холопы) – (ст. 66 Пр. Пр.).

При ограниченном количестве судебных доказательств по решению суда применялись присяги («роты») и ордалии (испытания железом и водой). О последних мы знаем лишь по западным источникам, ибо прямых свидетельств об ордалиях на Руси нет. При испытании железом о виновности испытуемого судили по характеру ожога от раскаленного металла; при испытании водой подозреваемого, связанного особым образом, погружали в воду, если он не тонул, то признавался виновным. Ордалии – это разновидности суда божьего. Возможно, что уже в древности на Руси при недостаточности доказательств для окончательного выяснения истины применялся судебный поединок, но сведения о нём сохранились лишь от более позднего времени (поле). Мы вернемся к нему в свое время.

Такие общие представления о древнерусском праве, о процессуальных судебных нормах дают нам Русская Правда и другие источники. Мы видим, что законодатель руководствовался принципом казуальности (ссылкой на конкретный случай) и не прибегал к теоретическим обобщениям. Целый ряд правовых норм только намечается в законодательстве, и разработка их является делом будущего.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/34223

Суд и судопроизводство по Русской правде

ID: 19837

Название работы: Суд и судопроизводство по Русской правде

Категория: Доклад

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: Суд и судопроизводство по Русской правде Самостоятельных судебных органов нет суд производился представителями администрации. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Князь поручал правосудие тиунам и своим отрокам. Чиновники которым надлежало решить у…

Язык: Русский

Дата добавления: 2013-07-18

Размер файла: 21.69 KB

Работу скачали: 97 чел.

Суд и судопроизводство по Русской правде

Самостоятельных судебных органов нет – суд производился представителями администрации.

Высшей судебной инстанцией был великий князь.

Князь поручал правосудие тиунам и своим отрокам.

Чиновники, которым надлежало решить уголовные дела, назывались вирниками, и каждый судья имел помощника или отрока, метельника или писца. Они брали запас от граждан и пошлину с каждого дела. Княжие служащие состояли на «государственной службе» – вирнику и писцу его, для объезда волости, давали лошадей.

Совет

Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж (виды штрафа- см. билет-8), взимаемых при рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами – участниками процесса.

Если дело незначительное, то оно решалось путём выборного представителя общины.

Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд – суд землевладельца над зависимым населением.

Интересен момент, появления в процессе присяжных заседателей (12 граждан по совести).

Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.

Судебный  процесса был состязательного характера. Стороны обладали равными правами (собирали и представляли доказательства и улики).

Начинался судебный процесс только по инициативе истца

Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие.

Обе стороны именовались истцами (сутяжниками от тяжбы – судебного спора).

Государство в качестве истца не выступает, оно лишь помогает частному лицу в преследовании обвиняемого. Различия между уголовным и гражданским процессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным).

Обеспечение расследования возлагалось на истца.

Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников.

Судопроизводство (судебный процесс) было:

– публичным (гласным);

– в основном устным, письменно практически не фиксируется;

– часто под открытым небом

Судопроизводство делилось на 3 этапа (меры расследования):

1) «заклич» – объявление о преступлении на площади с целью розыска свидетелей (например о пропажи вещи и её признаки). Если пропажа находилась по  истечении 3дней со дня объявления, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.

Обратите внимание

2) «свод» – подобие очной ставки – осуществлялась или до заклича или по истечения 3 дней после него. Лицо, у которого нашли вещь, должен указать у кого он её приобрёл.

Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он её приобрёл → он ответчик.

Если свод выходил за пределы населённого пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица → он ответчик, а далее у него есть право самому продолжить свод.

3) «гонение следа» – совокупность всех следственных действий (поиск доказательств и преступника).

Так как ещё не было специальных розыскных органов и лиц → то «гонение следа» осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.

Если искали убийцу, то обнаружение его следов на территории общины обязывало её членов платить «дикую виру» или искать виновника. Если следы терялись в лесах, на пустошах и дорогах, поиски прекращались.

Система доказательств:

1) свидетельские показания

– видоки – очевидцы преступления или могли засвидетельствовать о чём-либо известном

– послухи – свидетели «доброй славы», поручители – могли предоставить любую информацию о преступнике (о его характере и т.д.)

2) вещественные доказательства – «поличное»

При ограниченном количестве судебных доказательств по решению суда применялись:

3) клятва/присяга «рота» – если будет засвидетельствовано лжесвидетельство, то оно будет рассматриваться как отдельное религиозное преступление

4) «ордалий» («суд божий») – испытания огнём, водой, железом

При испытании железом о виновности испытуемого судили по характеру ожога от раскаленного металла; при испытании водой подозреваемого, связанного особым образом, погружали в воду, если он не тонул, то признавался виновным.

Важно

5) судебный поединок «поле» – физическое состязание, полагались на волю всевышнего, кто победит, тот и прав.  Существовал на практике, но не упомянут в Русской Правде.

6) В законе ничего не говорится о собственном признании и письменных доказательствах.

Система наказания:

Система наказаний по Русской Правде проста, смертная казнь в кодексе не упоминается.

Государство рассматривает суд, как способ заработать. Основное наказание штраф, идёт не семье пострадавшего, а в казну князя. Также прибыль от уплаты за разбирательство.

На практике применялись следующие виды наказаний:

1) «поток и разграбление» – лишение всех прав, как личных, так и имущественных →конфискация имущества и выдача преступника (вместе с семьёй) «головой», т.е. в рабство – это высшая мера наказания за убийство в разбое, поджог дома или гумна и конокрадство.

Читайте также:  Золотая орда и ислам

2) вира – штраф, который назначался только за убийство. Вира поступала в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось головничество, равное вире.

Жизнь разных слоёв оценивалась по разному. За убийство простого человека – 1 вира, за человека с привилегиями – двойная вира, самый большой штраф был за убийство тиуна и огнищан (приближённые князя).

3) «дикая»  вира – особый вид виры, налагаемый на всю общину  – за простое не разбойное убийство. Община платила за своего члена только в том случае, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. «Дикая» вира связывала всех членов общины круговой порукой.

4) «полувира» – за нанесение увечий, тяжких телесных повреждений

Совет

5) «продажа» – штраф за все остальные преступления как против личности, так и против имущества. Размер штрафа в зависимости от тяжести преступления. Штраф поступал в казну, потерпевший получал урок – денежное возмещение за причинённый ему ущерб.

6) элементы обычая, связанные с принципом «око за око» в случаях кровной мести – месть обиженного или членов его семьи полагалась за такие преступления, как убийство, увечье или нападение на здоровье и честь (лишь условно можно отнести к наказаниям – законодатель стремился её устранить),

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=19837

Уголовное и процессуальное право по Русской Правде

Уголовное право.

Древнерусское законодательство большое внимание уделяет уголовному праву. Ему посвящено много статей Русской Правды, уголовно-правовые нормы есть и в княжеских уставах.

Своеобразно трактует Русская Правда общее понятие преступления: преступно только то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу. Отсюда и термин для обозначения преступления – “обида”. Соответственно пониманию преступления как “обиды” строится в Русской Правде и система преступлений.

Русская Правда знает лишь два рода преступлений – против личности и имущественные. В ней нет ни государственных, ни должностных, ни иных родов преступлений. Это не означало, конечно, что выступления против княжеской власти проходило безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Вспомним, как поступила княгиня Ольга с убийцами своего мужа.

В уголовном праве особенно ярко проявляется классовая природа феодального права, открыто встающего на защиту господствующего класса и пренебрегающего интересами трудящихся.

Русская Правда не знает еще возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости.

Русской Правде известно понятие соучастия. Эта проблема решается просто: все соучастники преступления отвечают поровну, распределение функций между ними пока не отмечается.

Русская Правда различает ответственность в зависимости от субъективной стороны преступления. В ней нет различия между умыслом и неосторожностью, но различаются два вида умысла – прямой и косвенный.

Обратите внимание

Это отмечается при ответственности за убийство: убийство в разбое карается высшей мерой наказания – потоком и разграблением, убийство же в сваде (драке) – только вирой.

Состояние аффекта исключает ответственность.

Что касается объективной стороны состава преступления, то подавляющее число преступлений совершается путем действия.

Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство. Поджог – наиболее легкодоступный, а потому и наиболее опасный способ уничтожения чужого имущества.

Cистема наказаний Русской Правды еще довольно проста, а сами наказания сравнительно мягкие. Высшей мерой наказания, как уже отмечалось, был поток и разграбление. Сущность этой меры не совсем ясна. Иногда это означало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества, иногда – изгнание и конфискацию имущества, иногда – продажу в холопы.

Процессуальное право.

Древнерусское право еще не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя, конечно, некоторые процессуальные действия (например, гонение следа, свод) могли применяться только по уголовным делам.

Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий.

Даже обе стороны в процессе назывались истцами.

Русская Правда знает две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела – гонение следа и свод. Гонение следа – это отыскание преступника по его следам.

Закон предусматривает специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привел к дому конкретного человека, считается, что он и есть преступник (ст. 77 Троицкого списка).

Важно

Если след привел в село, ответственность несет вервь (община). Если след потерялся на большой дороге, то на этом поиск прекращается.

Закон предусматривает определенную систему доказательств. Среди них важное место занимают показания свидетелей. Древнерусское право различало две категории свидетелей – видоков и послухов. Видоки – это свидетели, в современном смысле слова – очевидцы факта. Послухи – более сложная категория.

Это лица, которые слышали о случившимся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук.

В Древнерусском государстве появляется и целая система формальных доказательств – ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок – “поле”. Победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает правому.

Другим видом суда божьего были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящающая этим ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения.

В Русской Правде видны определенные формы обеспечения исполнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должостное лицо – вирник приезжал в дом осужденного с многочисленной свитой и терпеливо ждал уплаты виры, получая каждый день обильное натуральное содержание.

В силу этого преступнику выгодней было как можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных гостей.

38. Государственная Дума в Российской империи: учреждение, избирательные законы, составы, деятельность

Первая Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 г. Она формировалась в соответствии с Манифестом от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положением о выборах в Государственную думу.

Совет

Согласно этим документам Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Из политических партий большинство мест получили кадеты. Также широко были представлены крестьянские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков.

Политическое противостояние Государственной думы и Государственного совета было предопределено самой российской Конституцией, предоставившей этим органам одинаковые законодательные права. Государственный совет, наполовину состоявший из высших чиновников, сдерживал либеральные настроения Государственной думы.

Не менее острыми были конфликты между Думой и правительством.

Так, при обсуждении аграрного вопроса правительство возражало против экспроприации поместий и утверждало, что проекты кадетов и трудовиков дадут крестьянам небольшое увеличение земельных наделов, а разрушение помещичьих хозяйств причинит стране большие убытки. Правительство также было против перехода от дуалистической монархии к парламентарному строю.

В свою очередь, Дума отказывалась сотрудничать с правительством и требовала его отставки.

Для преодоления возникших разногласий предлагалось сформировать коалиционное правительство, в которое должны были войти лидеры думских фракций. Однако царское правительство пошло на роспуск Думы. Первая Государственная дума, проработав всего 72 дня, прекратила свое существование 8 июля 1906 г.

Вторая Государственная дума начала работу 20 февраля 1907 г. Она избиралась на основании августовских Манифеста и Положения. Левые партии были представлены еще большим количеством депутатов, чем в первой Думе.

Премьер-министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой.

Были изложены основные положения будущих реформ: крестьянское равноправие, крестьянское землеустройство, реформа местного управления и суда, легализация профсоюзов и экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная и финансовая реформы и др.

Обратите внимание

Думская оппозиция была критически настроена к предлагаемым реформам. Проведение правительством законов наталкивалось на жесткое сопротивление.

Правительство 2 июня 1907 г. разогнало Вторую Государственную думу, которая просуществовала 102 дня. Поводом для ее роспуска стало дело о сближении думской фракции социал-демократов с военной организацией РСДРП, готовившей восстание в войсках.

Третья Государственная дума начала работу 1 ноября 1907 г. Выборы были проведены на основе нового избирательного закона — Положения о выборах, принятого 3 июня 1907 г.

Издание избирательного закона было проведено с нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. и Основных государственных законов 1906 г., согласно которым царь не имел права вносить изменения в законы без одобрения Государственной думы и Государственного совета.

Изменив избирательный закон, правительство стремилось найти опору конституционного строя в земской общественной среде. Большинство мест в Думе получили октябристы — представители Союза 17 октября. Крайние правые и левые были представлены незначительным количеством депутатов. Такой состав Думы позволил провести ряд важнейших преобразований.

Были приняты: указ «О дополнении… закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г.

Читайте также:  Усиление борьбы против феодального гнёта на руси

, предоставивший крестьянам право закрепить свои участки общинной земли в личную собственность, закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 г., Положение о землеустройстве от 29 мая 1911г.

, регулировавшее работу землеустроительных комиссий, законы о социальном страховании рабочих и другие нормативные акты.

8 сентябре 1911г. глава правительства П. А. Столыпин был убит анархистом.

9 июня 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государственной думы.

Выборы в Четвертую Государственную думу прошли 15 ноября 1912г. в обстановке нового социально-политического кризиса. Председателем Думы был избран М. В. Родзянко.

Начало первой мировой войны обозначило политическое согласие Думы с правительством.

Важно

Однако поражения русской армии привели к расколу этого единства. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, программа которого требовала создать Министерство общественного доверия, провести ряд реформ и политическую амнистию. Оппозиция требовала ухода в отставку правительства.

В ответ на эти требования производилась неоднократная смена кабинета министров.

27 февраля 1917 г. императорским указом Государственная дума была распущена на перерыв, окончательно она была распущена решением Временного правительства 6 октября 1917 г.

27 февраля депутаты Думы создали Временный комитет Государственной думы, на основе которого впоследствии было образовано Временное правительство.

19.

Источник: https://cyberpedia.su/6×2740.html

Уголовное право по Русской Правде

Право Древней Руси еще не выработало понятия «преступление», хотя этот термин из переводной греческой литературы был известен на Руси. Русская Правда не отделяет гражданско-правовые наруше­ния от уголовных. Нарушение закона, преступление, носит в ней на­звание обиды, что понимается как причинение лицу или группе лиц физического, материального или морального ущерба.

Субъектами преступления, т.е. лицами, способными отвечать за противоправные действия, могли быть все свободные дееспособные лица.

За преступления, совершенные холопами, отвечали их хозяева, которые либо выкупали провинившегося, либо выдавали его потер­певшему.

По Правде Ярослава раба, ударившего свободного мужа, можно было убить, но сыновья Ярослава это наказание «установили на куны», т.е. перевели на денежный выкуп, разрешив при этом по­бить холопа.

О возрасте, при котором наступала уголовная ответственность, ни Русская Правда, ни другие памятники права не содержат данных. Ви­димо, это было время, когда дети начинали «сами себя печаловати». Русская Правда уже обращает внимание на субъективную сторону пре­ступления, относя к ней умысел и неосторожность.

И хотя четкого разграничения мотивов преступления и вины еще не существует, они уже намечаются в законе. Так, ст. 6 Пространной Правды говорит об убийстве «в сваде или на пиру», по которому виновный наказывается штрафом. Другое дело, если убийство произошло в разбое, во время грабежа.

Тогда преступник вместе с семьей подвергается самому тяж­кому наказанию — отдается на потоки разграбление. Котягчающим вину обстоятельствам закон относит корыстный умысел, а к смягчаю­щим вину — кроме опьянения(«на пиру»), состояние а0фе/ста( «если кто ударит кого батогом, а тот, не стерпевши, ткнет мечом, то вины ему в этом нет»). Необходимая оборона исключает ответственность.

Совет

Существует в Русской Правде и представление о превышении преде­лов необходимой самообороны (нельзя убивать вора, если в его дей­ствиях нет непосредственной опасности).

Русская Правда также различает покушение на преступление (вы­нул меч, но не ударил) и оконченное преступление (вынул меч и уда­рил).

Устанавливая разное наказание (1 и 3 гривны), Русская Правда выделяет понятие соучастия, но роли соучастников в преступлении еще не разделяет (ст. 40 Краткой Правды).

Закон требовал привлечения к одинаковой ответственности всех лиц, совершивших его (если 10 че­ловек украли I овцу, то каждый платит по 60 резан продажи).

Все преступления, выделяемые правом Древней Руси, можно раз­делить на преступления против: 1) государства, 2) церкви, 3) личнос­ти, 4) имущества, 5) семьи и нравственности.

Как преступление против государства в Древней Руси рассмат­ривали измену и восстание против княжеской власти. Как правило, эти преступления карались смертной казнью.

Хотя непосредственно в Рус­ской Правде государственные преступления еще не выделяются, скорее всего, потому, что абстрактного понятия «государство» еще не су­ществовало, интересы государства отождествлялись с интересами кня­зя.

Поэтому жизнь представителей княжеской администрации (княжих мужей, огнищан, конюхов и других тиунов) защищена двойной вирой.

Обратите внимание

Каноническое право и церковные уставы указывают на преступ­ления против церкви: зелейничество (применение ядовитых трав во вред другим) и ведовство (т.е.

чародеяние и волхование — знахар­ство и колдовство, преследуемые как остатки язычества).

Кроме них, преследовались моления в рощах и у воды, под овином, ограбление трупов, введение в церковь собак и птиц и т.п. Жестоко преследова­лось еретичество.

Среди преступлений против личности Русская Правда знает убий­ство, телесные повреждения, оскорбления {преступления про­тив чести).

Убийство в ссоре или на пиру влекло уплату виры, убийство в раз­бое каралось выдачей на поток и разграбление. Русская Правда уде­ляет много внимания охране телесной неприкосновенности, рассмат­ривая различные варианты членовредительства.

За потерю руки, ноги, глаза виновный выплачивал штраф князю в полвиры и 10 гривен по­страдавшему. За повреждение пальца взималось 3 гривны штрафа и гривна в пользу пострадавшего.

За выбитые зубы был штраф в 12 гри­вен, и гривна выплачивалась пострадавшему.

К преступлениям против чести относилось оскорбление словом или действием, которые карались штрафами в зависимости от характера действия (оскорбление действием) или положения пострадавшего (ос­корбление словом).

Так, за вырывание бороды, удар жердью, мечом в ножнах, ладонью взыскивался штраф в 12 гривен, за толкание — 3 грив­ны, за оскорбление жены боярина — 5 гривен золота, жены сельского старосты — гривна серебра.

Важно

Среди имущественных преступлений Русская Правда уделяет наи­большее внимание татьбе, или краже. Наказание зависит прежде всего от ценности вещи. Кража из закрытых помещений наказывалась стро­же. Конокрадство каралось потоком и разграблением. Также жестко карался поджог.

Законодательство устанавливает ответственность (раз­ные суммы штрафа) за повреждение чужого имущества, увечье скота, нарушение межевых знаков, уклонение от уплаты долга. Преследова­лось и пользование чужим имуществом без разрешения собственника.

За пользование чужой лошадью взыскивался штраф в 3 гривны.

Преступления против семьи и нравственности представлены в Уставе князя Ярослава. К ним относили многоженство, развод без согласия епископа, злоупотребление родительской властью (принужде­ние к вступлению в брак или отказ в даче согласия), супружеская не­верность, изнасилование и др. Эти преступления подлежали церков­ному суду.

Наказание

Первоначально основной целью наказания было возмездие. По­этому месть, т.е. возмездие за содеянное, совершаемое руками по­терпевшего или его родственников, в Краткой Правде не только при­знана, но и предписана.

Однако месть не была произвольной, для нее была нужна санкция суда, разрешавшая или оправдывавшая акт мес­ти. Раненый, например, должен доказать на суде справедливость об­винения и только после этого может мстить или взять за обиду 3 грив­ны.

Месть обиженного или членов его семьи полагалась за такие пре­ступления, как убийство, увечье или покушение на здоровье и честь. Право на месть имели родственники потерпевшего.

Правда Ярослава ограничила применение кровной мести, а сыно­вья Ярослава (Правда Ярославичей) отменили «убиение за голову», т.е. месть за убийство, и ввели денежный штраф.

Наиболее тяжкими видами наказания являлись поток и разграб­ление, что означало лишение всех прав, как личных, так и имуществен­ных, и обращение в рабство. Имущество осужденного делилось между общинниками либо отходило к князю.

Известны также случаи убийства и полного уничтожения имущества отданных на поток и разграбление людей. «Заутра убиша Семена Борисовца, — говорит источник, — идом его весь разграбиша и села и жену его яша».

Оно назначалось в трех случаях: за конокрадство, поджог дома или гумна, разбой.

Совет

Наиболее распространенным видом наказаний по Русской Правде был штраф как своеобразный денежный эквивалент причиненного ущерба. За убийство уплачивалась вира (в пользу князя) и головни­чество (родственникам потерпевшего), равное вире. Величина виры зависела от социального статуса потерпевшего.

За убийство свобод­ного общинника уплачивалась вира в 40 гривен, тогда как за убийство княжеского тиуна и других приближенных взыскивалась двойная вира — 80 гривен, а за убийство смерда — лишь 5 гривен.

Дикая вира взыскивалась с общины в случае, когда совершено непредумышлен­ное убийство и преступник защищен круговой порукой общины или когда убийство умышленное, но община не ищет и не выдает преступ­ника. За нанесение тяжких увечий взыскивалась полувира (20 гривен) (ст. 27, 88 Пространной Правды).

За все остальные преступления по­лагался штраф (продажа), размер которого зависел от тяжести пре­ступления (1 — 12 гривен). Продажа поступала в княжескую казну, по­терпевшему выплачивалось денежное возмещение ущерба (урок).

Из других источников известны случаи применения смертной каз­ни, лишения свободы (заключение в железо — цепи и более тяжелое — в погреб), телесных и членовредительских наказаний (битье кнутом, вырывание ноздрей, урезание языка, ослепление).

Источник: https://magref.ru/ugolovnoe-pravo-po-russkoy-pravde/

Ссылка на основную публикацию