Учебники по истории школьникам и абитуриентам

История России — Пособие для абитуриентов — Семенова Е.В

Книги и учебники → Книги по истории

Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Название: История России — Пособие для абитуриентов.

Автор: Семенова Е.В.  

2000.      Пособие предназначено для поступающих в Амурский государственный университет и составлено на основе программ по отечественной истории для общеобразовательной школы. Цель его — помочь школьникам и абитуриентам при подготовке к вступительным испытаниям по истории. Пособие можно использовать в учебном процессе.      Поступающий в ВУЗ должен помнить, что история изучает развитие человеческого общества как закономерный процесс. История – это не только описание фактов и событий прошлого и настоящего, но и обобщение этих фактов и событий. Без знания истории, ее важнейших дат, государственных и общественных деятелей, сыгравших заметную роль в судьбе родной земли, невозможно понимать настоящее и предвидеть будущее.На вступительных испытаниях по истории России абитуриент должен:показать знание основных исторических фактов, событий, явлений, процессов, дат, имен ит.д.;раскрыть смысл, значение важнейших исторических понятий, идей;показать владение элементами исторического анализа (раскрытие причинно-следственныхсвязей между историческими явлениями и событиями; сравнение, определение сущностисобытий);дать оценку историческим явлениям, обосновать свое отношение к историческим событиями их участникам;высказать собственные суждения о дискуссионных проблемах российской истории.При работе с историческими портретами следует обратить внимание на роль личности в истории. При работе над текстами с намеренными историческими ошибками нужно не только найти эти ошибки, но и попытаться составить целостный рассказ.При подготовке к экзамену можно использовать учебные и учебно-методические рекомендации, дополняющие школьные учебники.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА I. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИТЕМА 2. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬТЕМА 3. РУСЬ В XII – XV вв.ТЕМА 4. РОССИЯ В XVI – XVII вв.ТЕМА 5. РОССИЯ В XVIII – XIX вв.ТЕМА 6. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ в.ТЕМА 7. РОССИЯ В 1917-1941 гг.ТЕМА 8. РОССИЯ В 1941 – 1964 гг.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫОТВЕТЫ
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История России — Пособие для абитуриентов — Семенова Е.В. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать книгу История России — Пособие для абитуриентов — Семенова Е.В. — depositfile

Скачать книгу История России — Пособие для абитуриентов — Семенова Е.В. — letitbit

Источник: https://nashol.com/2011090159325/istoriya-rossii-posobie-dlya-abiturientov-semenova-e-v.html

Современные школьные учебники по истории

школьный учебник современный история

В современном российском школьном историческом образовании сохраняются традиционные черты использования учебника в процессе изучения предмета. Учебник необходимо пройти параграф за параграфом. Важные события, исторические личности, выводы и объяснения часто заучиваются наизусть из текстов учебника.

Подготовка к урокам по большей части основывается на этих учебниках. Данная практика использования учебника истории делает его исключительно важным инструментом изучения истории.

В то же время выбор учебника учителем является непростой задачей, как в силу многообразия предлагаемой учебной литературы, так и по причине недостатков наличных учебников.

Обратите внимание

Обсуждение проблемы современного школьного учебника истории показывает, что учителя истории, несмотря на все трудности отбора учебной литературы, тем не менее, предпочитают сами выбирать наиболее подходящий, по их мнению, учебник, опираясь на рекомендации ученых и методистов. Я рассмотрю несколько учебников по истории Отечества, вошедших в Перечень учебных изданий на 20032004 учебный год.

Меня в данном случае интересуют новационные учебники, среди которых своей концептуальной четкостью и ясной направленностью особенно выделяется книга И. Н. Ионова Российская цивилизация. 10-11 кл., Просвещение, 2002.

Это учебное пособие по отечественной истории досоветского периода предназначено для учащихся гуманитарных школ и классов.

Учебник построен на основе лекционно-семинарской системы занятий с включением текстов для самостоятельной работы учащихся.

Воспитательная цель курса — соединение в сознании проблем национальной самобытности России, ценностей отечественной культуры и либеральных ценностей мировой цивилизации.

Парадокс и фундаментальное противоречие учебника И. Н. Ионова в том, что, постоянно апеллируя к системе ценностей, он отвергает ценности как таковые, в том числе и ту, которая должна была быть для него основной — ценность истории. Задача автора — не раскрытие закономерностей объективного процесса, а показ соотношения «ценностей модернизации» и ценностей русской культуры.

Автор не скрывает, что стоит на либеральных позициях. «Главной ценностью либерализма является ценность человеческой личности, а также права этой личности (права человека), неотъемлемые ни при каких условиях и определяемые самим фактом рождения человека, и как следствие — господство общества над государством (гражданское общество), власть закона, а не лиц (правовое государство).

Именно личность, а не нация, не религия, не государство служит точкой отсчета для либеральной версии истории. История для нее — это путь становления и развития человеческой личности, приобретение ею своих прав, освоение ею общества, государства, культуры, окружающего мира как своей собственности.

Важно

Скажем более — это история, основанная на критике идей нации, религии, государства с точки зрения потребностей и прав личности»

В учебнике практически отсутствуют героические страницы нашей истории. Полстраницы уделено деятельности Сергия Радонежского, полтора абзаца — Куликовской битве, один небольшой абзац — ополчению К. Минина и Д. Пожарского.

Почему Руси удалось свергнуть татаро-монгольское иго, а московские князья из преданных вассалов хана превратились в борцов с Ордой? Почему Москва отвоевывала у Литвы одно княжество за другим, а новгородцы променяли демократию на суровую власть Ивана III? Какая энергия питала небезопасные споры о роли власти и церкви? Ответов на эти вопросы мы не найдем в учебнике.

Такой учебник не может ни научить историческому анализу, ни подготовить к поступлению в вуз. Цель его — политическая агитация, «помочь учащимся достичь адекватной… национальной самооценки». Понятно, какой должна быть эта оценка, если концепция, положенная в основу учебника, «основана на критике идей нации, религии, государства…».

Пчелов Е.В. История России. 6 кл., Русское слово, 2002.

В учебнике рассказывается о возникновении, становлении и развитии нашего государства. Легкий, доступный язык, строгий отбор событий и фактов, их простая, образная подача позволяют ученикам 6 класса понять и прочно усвоить учебный материал. В учебнике представлены биографии основных действующих лиц родной истории, показана их роль в исторических событиях.

Читайте также:  Принятие христианства на руси

Большое внимание автор уделяет культуре, искусству, литературе, другим сторонам духовной жизни нашего народа. Одновременно история России рассматривается в неразрывной связи с историей других стран. Учебник содержит разнообразный методический аппарат: вопросы перед параграфами, документы и адаптированные тексты, большое количество цветных карт и иллюстраций.

Пчелов Е.В. История России. 7 кл., Русское слово, 2002.

Учебник «История России. XVII-XVIII века» для 7 класса неразрывно связан с учебником «История России с древнейших времен до конца XVI века» для 6 класса. Особенное внимание уделено расцвету российской культуры, достижениям в области образования и науки.

Яркость и неповторимость российской истории позволяет автору ненавязчиво воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважения к ее историческому прошлому. Учебник богат портретами исторических деятелей, деятелей культуры и науки, хорошо иллюстрирован.

Совет

Методический аппарат содержит вопросы перед параграфами, разноуровневые по сложности вопросы и задания, адаптированные тексты, большое количество цветных карт и иллюстраций.

Загладин Н.В. Всемирная история с древнейших времен до конца ХIХ века. 10 кл., Русское слово, 2002. В учебнике представлена широкая панорама развития человечества от первобытного строя до конца XIX века.

Большое внимание уделяется особенностям исторического пути России, который рассматривается в общем контексте развития человечества. Учебник обеспечивает интеграцию знаний по отечественной истории и истории зарубежных стран.

Одна из основных задач курса — на основании конкретных исторических фактов доказать несостоятельность тезиса о хроническом отставании России от стран Западной Европы.

В изложении материала обращается внимание на существование альтернативных взглядов на историю, однако проводится разграничение между научными взглядами и популярными, претендующими на сенсационность и основанными на вымысле теориями. Учебник поможет учащимся овладеть достаточным объемом необходимых для сдачи выпускных экзаменов знаний.

Отдельно следует остановиться на учебниках истории России XIX века. Это в первую очередь учебники, автором которых является П. Н. Зырянов (см.: Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России. конец XVIII—XIX век. М., 1997. для 10 класса; Зырянов П. Н. История России. XIX век. М., 1998).

К безусловно положительным сторонам учебников Зырянова относится их чрезвычайная научная добротность. П. Н. Зырянов в настоящее время является одним из крупнейших в отечественной науке специалистов по истории XIX века. Его учебники вполне подтверждают эту репутацию.

Стремясь уйти от чрезмерной идеологизации и спорных концепций, автор подробно и интересно излагает факты истории XIX века. Огромным плюсом учебников П. Н.

Обратите внимание

Зырянова является то, что их предмет — история России XIX века — освещен уважительно и с любовью, что особенно важно в наше горькое время забвения и поругания многих национальных святынь, когда открытая русофобия стала в некоторых кругах чуть ли не признаком хорошего тона.

Есть, однако, у работ П. Н. Зырянова и существенный недостаток. Они зачастую слишком сложны для восприятия школьника.

Представляя собой нечто промежуточное между школьным и вузовским учебниками, они требуют от учащихся такого уровня подготовки, которого современная массовая школа просто не в состоянии дать.

Используется большое количество источников, среди которых документы, мемуары, произведения литературы.

Учебник истории России XIX — начала ХХ века для 8 класса, написанный Е. Н. Захаровой, отражает подход, диаметрально противоположный подходу П. Н. Зырянова. Указанное пособие снабжено обширным и разветвленным методическим аппаратом, и, к сожалению, от первой до последней страницы книги методист преобладает над ученым-историком.

В результате содержание учебника оказывается весьма слабым, изобилует противоречиями и частенько грешит просто фактическими ошибками. Например, термин «самобытчики» (с. 83), который Е. Н. Захарова почему-то выдает за самоназвание московских славянофилов 40-х годов XIX века.

Любому человеку, хотя бы мало-мальски знакомому с этим направлением русской общественной мысли, известно, что славянофилы называли себя «самобытниками». Совершенно непонятно, откуда Е. Н. Захарова позаимствовала использованный ею термин, потому что в воспоминаниях А. И. Кошелева, на которые она ссылается, такового просто нет.

Очень трудно понять, изучая раздел о славянофильстве, в чем состояла сущность этого течения русской общественной мысли. Е. Н. Захарова пишет о славянофильском монархизме и тут же, буквально в следующем абзаце повторяет слова Бердяева о том, что славянофильство было антигосударственническим учением.

Подобное противоречивое и крайне невнятное изложение предмета способно породить в учениках лишь скепсис по отношению к нему, то есть, изначально программирует их на отрицательное восприятие изучаемого явления. А мы потом еще удивляемся отсутствию в нашей стране объединяющей национальной идеи.

Важно

Ситуация со школьными учебниками истории нынешнего столетия, пожалуй, самая удручающая. Обратимся к учебнику В. П. Островского и А. И. Уткина «История России. ХХ век. Для 11 класса. Учебник для общеобразовательных учебных заведений», выпущенный в 1995 году издательством «Дрофа» и включенный в состав Федерального комплекта учебников на 1995/96 год.

Нельзя, конечно, утверждать, что учебник В. П. Островского и А. И. Уткина полностью лишен достоинств. Он достаточно продуман с методической стороны. Кроме контрольных вопросов, содержит выдержки из реальных документов с указанием времени их появления. В целом позитивно излагает некоторые материалы о дореволюционной России.

Можно согласиться и со многими выводами авторов относительно революции 1917 года, советского периода, истории современной Российской Федерации.

К примеру, заслуживает поддержки вывод авторов учебника о том, что отмену большевиками платы за обучение нельзя считать плодом их утопической идеологии, поскольку она являлась «исторически необходимой мерой» (с. 179).

Следует приветствовать и то, что авторы не побоялись отметить тот факт, что по целому ряду показателей НТР (научно-технической революции) в 70-е годы наша страна не только не уступала американцам, но и превосходила их, что это позволяло держать обороноспособность отечества на высочайшем уровне (с. 400).

Учебник Островского-Уткина грубо фальсифицирует положение в советском обществе 30-х годов различных общественных слоев. В частности, авторы учебника утверждают, что модернизация не затронула деревню (с. 234). Безусловно, советская деревня в 30-е годы смогла уберечь многие традиционные устои, но процесс модернизации перепахал прежде всего именно деревню.

Читайте также:  Народное восстание на северном кавказе в 1930 г.

Все издержки коллективизации, о которых столь ярко живописуют Островский и Уткин, были связаны как раз с тем, что руководством страны не были приняты во внимание национальные особенности русского крестьянства, и они были принесены в жертву темпам социально-экономического переустройства.

Клеветнически звучат слова учебника о миллионах советских юношей и девушек, устремившихся в вузы и средние специальные учебные заведения. Из текста, приводимого в книге, следует, что ими двигали исключительно эгоизм и стремление к более высокому социальному статусу, а вовсе не подвижничество, любовь к Родине и тяга к знаниям (с. 235).

Совет

Наибольшей фальсификации подвергнут коллективный портрет рабочих 30-х годов: они показаны как исключительно серые, неквалифицированные, неспособные к труду.

В 1996 году «Дрофа» выпустила учебник «История Отечества. ХХ век. 11 класс». Его авторами являются В. П. Дмитриенко, В. А. Есаков и В. Д. Шестаков. В отличие от учебника В. П. Островского и А. И. Уткина, он был не только включен в состав Федерального комплекта учебников, но также одобрен Федеральным экспертным советом и рекомендован к изданию Министерством образования.

Учебник Дмитриенко-Есакова-Шестакова снабжен квалифицированным подбором документов, имеет продуманную и существенно адаптированную к потребностям школы методическую часть. Концептуально учебник уже не может быть сведен к слепому следованию тоталитаристской теории и политической конъюнктуре.

В нем нашли отражение противоречивость и неоднозначность событий, происходивших в советском обществе.

То же можно сказать и об учебнике для 9 класса «История России. ХХ век» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. в нем также приоритет отдан не погоне за хлесткими фразами, а выверенным, объективным фактам.

В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к историческому образованию, в учебнике рассмотрены основные проблемы политического, социально-экономического и культурного развития России в XIX веке. Раскрываются все стороны жизни России и ее мировой статус, включая вопросы общественной и частной жизни населения.

Даны портреты сословий российского общества, введен целый ряд новых понятий, эффективен методический аппарат учебника.

Но и эти издания также полностью не свободны от влияния процессов, которые сегодня определяют лицо нашего общества и общественных наук.

Обратите внимание

В целом, подводя предварительные итоги, следует признать, что в нынешних условиях полноценный школьный учебник истории и не мог сложиться. Для его появления необходима заинтересованность в этом и со стороны государства.

Речь, конечно, должна идти не об идеологическом или каком-то другом диктате, а о материальной помощи, обеспечении подлинной конкурсности в подготовке учебника.

Авторам, работающим над ним, должны быть созданы все условия для полноценной работы в архивах и книгохранилищах.

И наконец, не обойтись, наверное, и без пристального внимания к учебнику истории Отечества со стороны общественности — ведь речь идет о таких вещах, которые рано или поздно коснутся буквально каждого, чьи дети учатся или готовятся учиться в школе.

14-15 июля 2007 года в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России был проведен опрос 1500 респондентов на тему «Школьные учебники по истории — какими им быть?» Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Каковы же представления об этом простых россиян, как они оценивают школьные учебники в прошлом и настоящем?

Уроки истории в школе большинство наших соотечественников вспоминают, видимо, с удовольствием. 71% опрошенных заявили, что история им нравилась как предмет, и такая же доля — что им нравились школьные учебники по истории.

Участников опроса спросили, чем им нравились те учебники истории, по которым они учились (вопрос был открытым). На него ответили половина опрошенных (53%). Одни респонденты говорили о доступности, ясности изложения материала (10% опрошенных). Другие (в совокупности 20% респондентов) называли определенные исторические периоды или темы.

Важно

Интересно, что если не брать в расчет отечественную историю (ее указали 8% опрошенных), то наиболее популярным среди россиян периодом оказалась История Древнего мира (включающая в себя историю Древнего Египта, Греции, Рима) — ее упомянули 6% участников опроса.

Еще 6% опрошенных сказали, что узнали из учебников по истории «много интересного»; столько же — что им «все нравилось».

На открытый вопрос 'Что Вам не нравилось в школьных учебниках по истории?' респонденты отвечали гораздо менее активно — 72% затруднились с ответом.

Среди ответивших (28% респондентов) большинство (6% от выборки в целом) говорили, что им не нравились темы, связанные с КПСС, марксизмом-ленинизмом, партийными съездами.

Некоторые были недовольны тем, что в учебниках им навязывалась определенная точка зрения (3%); искажались исторические факты (2%). Другие сетовали на слишком большой объем информации; «недоходчивое изложение»; «нудное изложение фактов»; «зубрежку дат» (по 2%).

Источник: https://studbooks.net/1803539/pedagogika/sovremennye_shkolnye_uchebniki_istorii

История школьных учебников: от глины до электроники

Откуда взялись учебники? И кто написал первый? «Учёба.ру» попробовала выяснить, по каким материалам учились писцы в школах Шумера и Египта, Средневековых монастырях и первых университетах, и представить себе, какими станут учебники в будущем.

1 комментарий

Фото: Susan Savad

Учебники существовали с незапамятных времен: первые обучающие тексты появились еще в древнем Шумере. Изобретение клинописного письма здесь привело к созданию организованного школьного образования.

Около пяти тысяч лет назад в Шумере возникли первые школы «эдубба» (в переводе — «дом табличек»), в которых люди узнавали о богах и животных, вещах и грамоте благодаря учебникам, датируемым 2500 г. до н. э.

Чуть позже появились также школы, готовившие работников самых разных профессий: в основном, жрецов, администраторов и писцов — об этом говорят археологические находки, в том числе тысячи учебных глиняных табличек. Кроме самих учебников находят прописи, таблички с выполненными упражнениями (своего рода древние тетради), а также эссе учителей о нелегкой школьной жизни.

Совет

Со временем учебники стали усложняться, что показывает, как активно в Шумере развивалась наука. Новые пособия уже были посвящены теологии и математике, грамматике и ботанике, зоологии и географии.

Для заучивания и копирования на табличках учителя давали ученикам стереотипные фразы, списки названий трав, животных, стран или городов. Часто учебники состояли исключительно из таких перечней.

Литературные тексты могли дополнять их, рассказывая не только о названиях изучаемых предметов, но и об их свойствах. К примеру, вот небольшой учебный шумерский текст о петухе:

  • Петушок говорит ри-ди-ик, ри-ди-ик.
  • У петушка переливчатая шейка, как у жар-птицы.
  • У него гребешок на голове.
Читайте также:  Правление николая i

А этот текст описывает разницу между двумя животными:

  • Кота [узнаешь] — по его мыслям.
  • Мангуста [узнаешь] — по его действиям.

Так как для шумеров было важно земледелие, ему было посвящено множество учебников. Вот фраза из «домашнего пособия» шумерского фермера, которое объясняло правила посадки и сбора урожая:

  • Когда на поверхности земли появятся всходы, следует помолиться Нин-кил им, богине полевых мышей и вредителей, иначе они нанесут вред посевам; кроме того, следует отпугивать прилетающих птиц.

Тенденцию шумерской цивилизации к усложнению образования продолжил Египет. Первым известным науке письменным учебником в истории человечества является древнеегипетская книга Кемит, созданная около XX века до н. э. В переводе ее название означало «компендиум» или «итог», подразумевая всеохватные знания, которые это пособие дает своему владельцу.

Несмотря на то, что изначально в Древнем Египте писцов готовили по одному, после череды неблагоприятных событий решено было открыть школы, а для них понадобились учителя и единый учебник. В книге Кемит содержались различные общие выражения, термины и лексические формулы, необходимые писцу для работы, например образцы того, как вежливо начать письмо.

Вот как выглядели такие образцы:

  • Твое самочувствие — самочувствие человека полного жизненных сил, и миллион раз!
  • Пусть творит тебе добро Монту, владыка Фив, как желает того слуга покорный!
  • Пусть Птах-к-югу-от-его-стены сполна услаждает твое сердце жизнью, прекрасной старостью, достижением посмертной обеспеченности!

Кроме практических рекомендаций учебник Кемит также включал в себя поучительные притчи, возможно, используемые для копирования во время учебы.

Античность могла похвастаться богатой традицией применения учебников. Первые письменные пособия по риторике создавались софистами: философами, взимавшими деньги за обучение.

После того как Александр Македонский распространил модель древнегреческого знания на всех завоеванных территориях, греческие учебники быстро стали крайне популярными, а после завоевания Греции Римом каждый успешный родитель-римлянин и вовсе начал стремиться отправить своих детей учиться в колыбель философии — Грецию.

Одна из самых известных греческих школ находилась на Родосе — ее возглавлял знаменитый философ Посидоний. Ее обучающие материалы оказали огромное влияние на учебники Рима.

Александрийские учителя, в частности, ввели практику конспектирования лекций; использовали они и учебные пособия, созданные по греческим «лекалам». Кстати, именно эти античные образцы затем взяли за основу в средневековой Европе, во всем равнявшейся на классическую систему образования.

Например, учебники по грамматике Присциана и Доната, созданные в V-VI веках, применялись на протяжении почти тысячи лет.

В качестве обучающих пособий в средневековых монастырях использовались также текст Библии, часословы и псалтыри, а так называемые абецедарии, похожие на буквари, не только помогали освоить буквы, но и рассказывали о Христе. Ученики постарше, которым азбука уже была хорошо знакома, изучали труды и энциклопедии Боэция, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного.

Обратите внимание

Нерадивые ученики, не знавшие пройденного материала, подвергались физическим наказаниям, из-за чего один из учебников грамматики даже получил называние «Берегущий спину». Многие тексты тогда было принято заучивать наизусть, а для учебных записей использовались вощеные доски и заостренное стило, что позволяло сэкономить дорогие чернила и пергамент.

Учебники составлялись и для царственных особ. Часто эти книги пытались объяснить все, начиная от самого устройства мира. К примеру, существует пособие, составленное для сына Карла Великого Пипина монахом Алкуином. В нем в образной форме разбирается философская суть различных явлений:

  • Что такое буква? Страж истории.
  • Что такое слово? Изменник души.
  • Кто рождает слово? Язык.
  • Что такое язык? Бич воздуха.
  • Что такое воздух? Хранитель жизни.
  • Что такое жизнь? Счастливым радость, несчастным горе, ожиданье смерти.
  • Что такое смерть? Неизбежный исход, неизвестный путь, живущих рыдание, завещаний исполнение, хищник человеков.
  • Что такое человек? Раб смерти, мимо идущий путник, гость в своем доме.

В средневековых университетах учебный процесс, конечно, был несколько другим. Там в качестве пособий могли использоваться труды ученых и их компиляции. Лекторы и студенты часто приходили на занятия с книгами, о которых беседовали, истолковывая текст и проводя диспуты на определенные темы. На экзамене студент показывал, насколько хорошо понял пройденную литературу.

Появление современных принципов обучения стало возможным только после изобретения печати. До этого момента ученики, стесненные в средствах, были вынуждены брать книги напрокат или переписывать тексты от руки.

Однако после того, как Иоганн Гутенберг в XV веке создал способ книгопечатания подвижными литерами, появились школьные учебники по арифметике и грамматике, которые были крайне популярны.

Сам первопечатник, помимо издания Библии, прославился как раз своими учебниками, выходившими широкими тиражами.

В России первые нерукописные книги появились в XVI веке благодаря первопечатнику Ивану Федорову. Среди них было пособие по чтению, учебник по грамматике и основам арифметики.

Книга «Часовник» не только служила для обучения грамоте, но и использовалась в ходе богослужений, а «Евангелие учительное» позволяло изучать Библию. Однако самым главным учебником Федорова стала «Азбука» 1574 года.

Она была отпечатана во Львове и содержала не только материалы по грамматике, но и тексты для чтения. Учебные фразы в «Азбуке» начинаются с первых букв алфавита:

  • Аз есть всему миру свет.
  • Бог есть прежде всех век.

Вскоре после издания «Азбуки» начали выходить и другие буквари. В XVII веке популярным стал «Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем…

», а также иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в котором не было религиозных текстов и который предназначался не только юношам, но и девушкам.

В XVII веке российский печатный двор уже успел выпустить сотни тысяч различных букварей и учебных книг для монастырей.

Долгое время учебники были печатными, но сейчас школы и вузы постепенно переходят на электронные версии, снабженные интерактивными материалами: анимированными иллюстрациями, видео, аудиозаписями, картами и играми. Новые учебники просматривают на планшетах или электронных книгах.

Важно

Какими же учебники станут в будущем? Вероятно, материал будет подаваться в соответствии с новыми техническими и образовательными стандартами: текст станет проще для понимания, каждый термин будет поясняться по клику, задания будут сопровождаться обучающими видеороликами, электронный лектор сможет появляться в комнате в виде голограммы.

При изучении иностранного языка можно будет пользоваться всеми возможностями интернета — в том числе общаться с носителями языка. В приложение учебника будет встроена статистика, определяющая слабые места ученика и дающая ему дополнительные упражнения на недостаточно хорошо освоенные темы.

Заданий на заучивание текста станет меньше, а игровых и на взаимодействие с интернетом — гораздо больше.

Будет и постоянная обратная связь с создателями учебника — для того, чтобы каждый обучающий материал создавался в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями ученика. Не исключено, что для автоматической настройки учебник на начальных этапах будет использовать подключение к странице ученика в соцсети.

Учебник также будет оснащен системами подсчета достижений и лайков, позаимствованными у компьютерных игр и соцсетей. Результатами практических работ можно будет делиться на личных страницах.

Учеба, таким образом, перестанет ассоциироваться с зубрежкой и нудными классными занятиями и станет разнообразной и веселой, но при этом не менее эффективной.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/3231

Ссылка на основную публикацию